Рекомендации родителям по режиму дня школьников. Режим малыша: бодрствование

Режим дня – это та система, к которой подстраиваются биологические ритмы организма. Если режим дня составлен правильно, организм ребенка к нему быстро привыкает и хорошо приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды. Достаточный по количеству и правильно распределенный в течение суток сон, своевременное питание, активное бодрствование являются основными условиями хорошего психического и физического развития малыша.

Режим дня новорожденного состоит из чередования во времени основных физиологических потребностей: питания, сна, бодрствования, прогулок, гигиенических и закаливающих процедур.

В первые недели новорожденный ребенок только начал адаптироваться к новым условиям жизни, биологические ритмы у него не сформированы, нервная система несовершенна, сон и бодрствование наступают беспорядочно.

Задача мамы на данном этапе – организовать режим малыша таким образом, чтобы он до кормления спал, а после него бодрствовал.

Режим дня новорожденного: кормления

Понятно, что основу распорядка дня новорожденного ребенка составляют кормления. В настоящее время специалисты по грудному вскармливанию и педиатры уверены, что кормить малыша надо столько раз, сколько ему необходимо. Это так называемое свободное , или кормление по требованию. Свободное грудное вскармливание способствует установлению лактации и тесного психоэмоционального контакта между мамой и ребенком, что важно для правильного нервно-психического развития малыша. Ребенка прикладывают к груди так часто, как он того потребует, и позволяют сосать так долго, как он того пожелает. Здоровый новорожденный малыш может прикладываться к груди 10–12 раз в сутки и более, включая ночное время. К концу первого месяца практически все груднички начинают выдерживать 2–3-часовой перерыв между кормлениями.

Совсем другой подход будет, если малыш с рождения питается .

В таких случаях важно соблюдать режим кормлений. Это связано с тем, что молочные смеси по своему составу отличаются от грудного молока и на переваривание белков, жиров и углеводов требуется больше времени. Должно пройти 3–3,5 часа, чтобы пища успела перевариться. При рекомендуется 6–7-разовое кормление с перерывом 3–3,5 часа и ночным перерывом 6 часов. Первое кормление приходится примерно на 6 часов утра, а последнее – на 24 часа.

Режим дня новорожденного: сон

Еще один из главных режимных моментов – сон. Как правило, новорожденные детки, если они сыты, здоровы и их ничего не беспокоит, спят от кормления до кормления. Продолжительный сон очень важен для развития ребенка: он способствует созреванию головного мозга и правильному развитию его нервной системы. Тем не менее, некоторые дети с рождения спят немного. Видимо, так устроен их организм и это их норма, а значит, нет необходимости что-либо предпринимать, чтобы они спали больше.

Ребенок первого месяца жизни обычно спит 18–20 часов. после каждого кормления составляет примерно 1,5 часа. Перед тем как укладывать ребенка спать, надо создать такие условия, чтобы во сне он чувствовал себя комфортно. Для этого перед каждым сном примерно через 15–20 минут после кормления необходимо подмыть кроху и сменить ему подгузник. Перед сном надо проветрить комнату, где будет спать малыш.

Днем многие на свежем воздухе. Если нет возможности пойти с ребенком на прогулку, можно использовать для дневного сна застекленный балкон или открытую форточку в комнате.

Будить или не будить?

Если подошло время очередного кормления, а малыш еще спит, будить его не надо. Ничего страшного нет в том, что он поест попозже. Но очень продолжительный сон, вялость ребенка, отсутствие формирования промежутков бодрствования – все эти признаки должны насторожить родителей. Эти проблемы являются поводом для обращения к педиатру или неврологу.

Режим малыша: бодрствование

Периоды бодрствования после каждого кормления в начале месяца составляют 15–20 минут, после первого месяца они могут достигать 1 часа. Эти короткие периоды вполне можно использовать для развития крохи.

Перед кормлением полезно выкладывать малыша на живот: это хорошая тренировка для мышц спины и шеи. Если после пробуждения малыш требует еды незамедлительно, то после кормления можно положить кроху на живот, но не раньше, чем через 30 минут.

С 2–3-недельного возраста каждая мама может делать своему малышу легкий массаж, основными приемами которого являются поглаживания ручек, ножек, живота и спинки.

Массаж проводится за 25–30 минут до кормления или не ранее чем через 40 минут после него (чтобы избежать срыгивания после кормления). Комплекс массажа, а в дальнейшем и физических упражнений помогут подобрать и показать участковый врач-педиатр или патронажная медсестра.

Распорядок дня малыша: прогулки

С новорожденным малышом желательно гулять как минимум 2 раза в день. Гулять с ребенком в теплое время года можно в первые дни после выписки из роддома. При минусовой температуре воздуха (но не ниже –5 °С) с ребенком можно гулять на 10–12-й день жизни, а от –5 до –10°С – со второй половины первого месяца. Продолжительность первой прогулки 15–20 минут летом и 5–7 минут зимой. Увеличивать это время надо постепенно, каждый день прибавляя 5–10 минут, чтобы в течение недели довести длительность прогулки до 1 часа. После этого зимой длительность прогулки можно увеличить до 1,5–2 часов при температуре не ниже –15°С, а летом время нахождения на улице не ограничено.

Днем после каждого кормления (если позволяет погода) малыша можно выносить спать на балкон. Лучше, если балкон будет застеклен. На открытый балкон или лоджию может упасть что-то с верхних этажей (окурок, пыль, грязь), может залететь птица. Также застекленный балкон защитит малыша в плохую погоду от сильного ветра и дождя.

Режим дня новорожденного: гигиенические процедуры

Гигиенический режим новорожденного ребенка включает в себя: ежедневный утренний туалет, подмывание и смену подгузников, закаливающие процедуры.

Утренние процедуры

Каждое утро, как правило, перед первым или вторым (в 6:00 или в 9:00) проводится утренний туалет ребенка. График этих ежедневных процедур можно составить свой – главное, чтобы соблюдались основные правила ухода за новорожденным и маме с малышом было удобно. Утреннее умывание и обмывание ребенка нужны не только для поддержания чистоты тела, это еще и простейшие процедуры закаливания. Если делать их регулярно, они во много раз повышают сопротивляемость организма инфекциям. Каждый день утром малыша надо обмыть, умыть, промыть глазки, почистить носик и ушки.

Подмывание новорожденного и смена подгузника

Подмывать ребенка и менять подгузник надо после каждого опорожнения кишечника (при грудном вскармливании стул может быть после каждого кормления), при отсутствии стула – не реже одного раза в 2–3 часа. Обычно меняют подгузник перед каждым , перед сном и после него, перед прогулкой. После сна малыша, как правило, прикладывают к груди. Если не поменять подгузник, ребенок будет испытывать дискомфорт, может плохо сосать грудь (прерываться и плакать). Длительное пребывание в грязном подгузнике может также стать причиной появления пеленочного дерматита и опрелостей.

Купание

Купать ребенка лучше вечером перед предпоследним по режиму кормлением, около 20–21 часов, но родители сами могут выбрать любое другое удобное для них время. Часто вечерние купания успокаивают ребенка и улучшают ночной сон. Маленькие детки не любят купаться на пустой или, наоборот, слишком полный желудок. В первом случае младенец будет кричать от голода, во втором – испытывать неприятные ощущения давления воды на полный животик. Оптимальное время для купания – между кормлениями, но не раньше, чем через 30–40 минут после еды.

Купать ребенка желательно ежедневно. Продолжительность купания в первые 2 недели жизни должна составлять не более 7–10 минут, так как малыш должен привыкнуть к воде. После этого купать ребенка можно дольше – до 20–30 минут, если при этом он чувствует себя комфортно, не плачет и не капризничает. Когда малыш уже привык к воде и к процедуре купания (после 3-й недели жизни), его можно начинать купать в большой ванне и обучать плаванию, если нет медицинских противопоказаний (повышение внутричерепного давления или нервно-рефлекторной возбудимости). Можно ли начинать плавать с малышом и как это правильно делать, расскажет врач-педиатр.

После купания проводится обязательная обработка пупочной ранки до тех пор, пока она полностью не заживет. Это обычно происходит к 10–17-му дню жизни.

Закаливание
К закаливающим процедурам на первом месяце жизни ребенка относятся воздушные ванны. Можно устраивать их несколько раз в день при смене подгузников или переодевании. Вначале проводятся местные воздушные ванны (малыш лежит с открытыми ручками и ножками), а позднее – общие (когда малыш совсем голенький). Длительность первых воздушных ванн – несколько секунд с последующим доведением их до 2–5 минут. Температура воздуха в комнате должна быть не ниже 22°С.

Нарушения режима дня у грудничков

Что же делать, если, несмотря на все старания родителей сформировать у малыша режим дня, ничего не получается: кроха просит грудь каждые полчаса, днем спит, а ночью бодрствует, во время прогулок кричит и т.д.? В этом случае паниковать не надо – просто попытайтесь разобраться, в чем причина беспокойства крохи.

Чтобы ребенок активно бодрствовал, а потом спал, он должен быть сыт. Нарушения в режиме кормлений могут быть связаны с нарушением техники кормления (неправильный захват соска, неудобная для ребенка поза при кормлении). В этих случаях ребенок не получает достаточного для него количества молока и поэтому он беспокоен и чаще просит грудь. Навыки правильного прикладывания ребенка к груди мама может получить в роддоме, а также с помощью участкового педиатра или медсестры при патронажных посещениях новорожденного ребенка на дому.

Бывает так, что малыша правильно прикладывают к груди и он хорошо начинает сосать, но вдруг посреди кормления начинать кричать и «бросает» грудь. Это может быть связано с заглатыванием большого количества воздуха при кормлении. Тяжесть и чувство распирания в животе беспокоят малыша, поэтому он становится капризным и раздраженным. Чтобы помочь крохе, подержите его вертикально 5–7 минут для удаления избыточного количества воздуха из желудка, потом снова предложите грудь.

Для грудничка хороший сон не менее важен, чем еда. После сна ребенок должен просыпаться отдохнувшим, довольным, хорошо есть и активно бодрствовать. Такие нарушения сна, как трудности засыпания, частые пробуждения и непродолжительный сон, могут встречаться при нарушениях температурного режима грудничка (малышу холодно или, наоборот, жарко), кишечных коликах, а также быть симптомами неврологических заболеваний (повышение внутричерепного давления, перинатальная энцефалопатия и др.).

Есть еще одна проблема, с которой могут столкнуться родители: ребенок весь день спит, а ночью бодрствует. Это связано с недостаточно развитой функцией эпифиза (отдела головного мозга, который отвечает за правильное установление биоритмов). В этом случае надо набраться терпения и постепенно научить ребенка различать дневное и ночное время суток. Днем с крохой можно активно заниматься: разговаривать, играть, включать негромкую музыку, проводить гимнастику и массаж. Все это делается при дневном освещении комнаты. Ночью, перед сном ребенка, с ним не нужно играть ни в какие игры, в доме должна быть спокойная обстановка, приглушенный свет. Как правило, к 1,5 месяцам дети перестают путать день с ночью.

Не стесняйтесь рассказать обо всех проблемах, связанных с малышом, педиатру и неврологу (при обязательном осмотре в детской поликлинике в 1 месяц), и они помогут подобрать наиболее подходящий и правильный режим дня для вашего малыша.

В собственном режиме

Еще недавно всем мамам рекомендовали установить строгий распорядок, расписанный по минутам, и заставлять ребенка следовать ему. Сейчас большинство педиатров и психологов считают, что необходимо придерживаться свободного режима дня. Ребенок сам устанавливает оптимальный для себя распорядок, исходя из своих потребностей.

Для того чтобы сформировать режим новорожденного, надо просто следить за его желаниями. Ребенок сам знает, когда хочет поесть или поспать. В первые недели жизни малыша родителям придется потратить много времени на попытки понять, что же именно сейчас нужно крохе. Если чутко реагировать на потребности малыша, то скоро можно заметить, что у него есть свой собственный режим, возможно, не такой, как у других детей.

Для новорождённого малыша важен режим дня. От соблюдения распорядка выигрывают и родители, и грудничок. Маленький человечек получает максимально комфортные условия, а взрослые, особенно, мама, смогут выкроить минутку для отдыха.

Терпение и любовь к ребёнку помогут пережить сложный период. Для вас – полезная информация о том, как правильно организовать режим дня новорождённого.

Польза правильного режима дня

Педиатры уверены, что определённый режим важен для крохи:

  • грудничок лучше развивается;
  • кроха растёт более уравновешенным, меньше капризничает;
  • день не превращается в одно «бесконечное» кормление;
  • маленький желудочек успевает переваривать грудное молоко;
  • достаточное количество сна предупреждает утомляемость;
  • появляется время на обязательные прогулки. О пользе свежего воздуха знают все;
  • родители находят время на общение с маленьким человечком, купание, массаж, закаливающие процедуры;
  • мама получает возможность немного отдохнуть, уделить внимание себе, другим членам семьи.

Свободный режим или чёткий распорядок

Этот вопрос активно обсуждается на форумах, в медицинской среде. Несколько десятилетий назад были определённые правила, которые мало учитывали интересы грудничка. Врачи считали, что кормление нужно проводить строго по часам, невзирая на плач голодного ребёнка и волнение молодой мамочки по этому поводу.

Со временем представления изменились: многие педиатры рекомендовали кормить грудничка по первому требованию, всецело подчинить жизнь интересам новорождённого. Мама очень уставала, ребёнок не всегда активно кушал, процесс кормления растягивался на час и более.

Оба варианта – это крайности, имеющие свои недостатки:

  • в первом случае новорождённый плачет, потому что хочет кушать, но до следующего кормление ещё полчаса. Мама с тяжёлым сердцем переживает, но ничего не предпринимает, ведь согласно правилам, нельзя покормить кроху раньше времени. Грудь часто «наливается», могут развиться застойные явления, ощущается болезненность. Малыш жадно ест, спешит, заглатывает воздух, вздувается животик. Страдают все;
  • при свободном режиме мама превращается в «машину для выработки молока», сильно устаёт, женщине сложно выделить минимально необходимое время для отдыха. Кормление часто занимает много времени с небольшими перерывами. Отсюда проблемы со здоровьем, раздражение, нередко, снижение выработки молока из-за нервного напряжения.

Сейчас споры поутихли. Наконец-то была найдена «золотая середина», составлен режим, устраивающий новорождённого и молодых родителей. Большинство педиатров придерживается единого мнения.

  • кормите кроху по требованию, 6–8 раз за день плюс 1–2 раза ночью;
  • кормление проводите приблизительно в одно время. Если малыш проголодался чуть раньше, попробуйте «протянуть» ещё 15–20 минут, ласково поговорите с крохой, отвлеките;
  • обязательно гуляйте с младенцем;
  • при хорошей погоде рекомендован сон во время ежедневных прогулок на свежем воздухе;
  • выделяйте время для проведения гигиенических процедур. Полезны воздушные ванны, массаж. Перед сном обязательно купайте кроху;
  • учитывайте интересы ребёнка, не превращайте воспитание в ежедневную борьбу с малышом;
  • старайтесь придерживаться распорядка: качество ухода за новорождённым улучшится, у родителей появится время для отдыха.

Особенности ухода за малышом в первый месяц жизни

Из чего складывается распорядок дня новорождённого? Основные этапы:

  • сон. Оптимальная продолжительность в первый месяц – около 18–20 часов;
  • питание. Количество кормлений: 6–8 за день, по требованию прикладывайте к груди малыша ещё раз или два ночью;
  • бодрствование – от 4 до 6 часов за сутки. Общайтесь с крохой, нежно разговаривайте, делайте массаж, проводите воздушные ванны. Новорождённый пока слабо реагирует на все ваши действия, но он привыкает к тембру голоса, чувствует защищённость, комфорт. Учёные доказали, что детки, испытывающие недостаток ласки, общения, хуже развиваются, растут агрессивными, замкнутыми;
  • прогулки на свежем воздухе. Длительность – в зависимости от сезона, температуры воздуха, состояния здоровья (при болезни длительность прогулок меньше). В тёплый сезон хотя бы один раз рекомендован сон во время пребывания на свежем воздухе;
  • гигиенические процедуры. Утренний туалет (умывание, очищение ушек, носика, промывание глазок), ежедневный уход за пупочной ранкой, подмывание после дефекации/мочеиспускания. За 30-40 минут до ночного сна проводится купание грудничка.

Примерный распорядок дня младенца

Ориентируйтесь на продолжительность бодрствования и сна, корректируйте режим с учётом потребностей вашего малыша:

  • в 6 часов кроха просыпается, проводятся гигиенические процедуры;
  • первое кормление в 6.30, последующие с интервалом в 3 часа или чуть меньше, в зависимости от потребностей ребёнка;
  • после еды кроха бодрствует, затем спит до следующего кормления. До 21.00 ребёнок должен отдохнуть 4 раза примерно по два часа;
  • перед ночным отдыхом проводится купание. В 21–22 часа после кормления грудничок засыпает. Ночью большинство новорождённых требует грудь раз или два.

Совет! Вечером не тормошите малыша, поиграйте с ним, поговорите, но запрещены слишком активные движения. Перед ночным отдыхом малыш должен успокоиться. Купание проводится не только с гигиенической целью, но и для расслабления, лучшего отдыха.

Основные этапы ухода за новорожденным

Родители должны обеспечить крохе максимальный комфорт. Правильный режим важен для здоровья, развития новорождённого.

Обеспечьте полноценный отдых, достаточное питание, комфортный уровень общения. Обязательны гигиенические процедуры, внимание к здоровью грудничка.

Сон

Возьмите на заметку:

  • большую часть дня новорождённый спит, просыпается, чтобы покушать;
  • оптимальная длительность отдыха ночью – от 8 до 9 часов. Дневной сон разделён на несколько периодов. Общая продолжительность отдыха –7–8 часов;
  • в первое время на прогулке кроха также спит. Многие мамочки знают, что на свежем воздухе сон всегда крепкий, спокойный;
  • следите, не переутомился ли малыш. Бодрствование, не считая кормления, должно длиться около часа;
  • если малыш долго спит днём, осторожно разбудите его, иначе со временем грудничок перепутает день с ночью. В такой ситуации требуется немало времени, чтобы вернуть нормальный режим;
  • подберите качественный, «дышащий» подгузник, подходящий по размеру. Не ленитесь, лишний раз смените полезное приспособление: грязные подгузники – причина опрелостей, заболеваний кожи, половых органов;
  • перед сном обязательно проветрите комнату, создайте оптимальную температуру: +20…+22 градуса. Жара не способствует нормальному сну, провоцирует потницу новорождённых;
  • если кроха долго не засыпает, плачет, попробуйте немного покормить его. Возможно, грудничок, не может заснуть из-за чувства голода. Нередко причиной нарушений становятся различные заболевания. Обязательно обратитесь за консультацией к педиатру.

Питание

  • кормите грудничка «по требованию», старайтесь выработать у новорождённого привычку кушать приблизительно в одно и то же время;
  • первые дни новорождённый привыкает к новым условиям, режим кормления часто нарушается. Отбросьте сомнения: кроха чуть подрастёт, желудок окрепнет, будет проще наладить распорядок дня;
  • перед едой обязательно выкладывайте грудничка на животик. После кормления подержите ребёнка столбиком, чтобы вышел воздух. Несложный приём помогает отрыгнуть излишнее количество молока. Ещё один плюс – реже развиваются колики;
  • не перекармливайте кроху: переедание создаёт проблемы для слабо развитой пищеварительной системы, провоцирует колики, вздутие живота, капризы;
  • на первых порах подходящая пища – только грудное молоко или специальные детские смеси. При отсутствии молока у мамы выбирайте заменители от известных производителей, с обязательной пометкой «для новорождённых»;
  • количество кормлений за сутки – не менее шести. Многие детки просыпаются ночью, чтобы покушать, особенно, при низкой жирности молока у мамы. Если кроха просыпается чаще, жадно сосёт, подумайте, как изменить рацион, сделать грудное молоко более питательным.
  • не держите кроху у груди весь день, обязательно кладите его в кроватку. Создайте уютное «гнёздышко» подходящего размера, в котором малыш почувствует себя защищённым;
  • за один раз малыш должен получить 50–90 мл грудного молока. Это примерный показатель, который варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей младенца. Прибавка в весе – ориентир, показывающий, достаточное ли количество пищи получает новорождённый. Важно учесть состояние здоровья малыша, его активность.

Важно! Кормящей маме придётся отказаться от некоторых продуктов, ухудшающих качество грудного молока. Под запретом цитрусовые, мёд, шоколад, кофе, томаты, клубника, морская рыба. Не стоит употреблять жирное коровье молоко, твёрдый сыр, напитки с красителями и консервантами, алкоголь, фаст-фуд. Нарушение правил провоцирует диатез, пищевую аллергию у грудничка.

Прогулки

  • для первой прогулки летом воздух должен прогреться до +20 градусов. Начните с четверти часа, каждый день добавляйте по 5 минут;
  • если малыш родился поздней осенью или зимой, первый раз вынесите кроху на 10 минут при температуре не ниже -3 градуса. Время пребывания на улице увеличивайте постепенно, с новорождённым не гуляйте в сильный мороз;
  • через месяц пребывание на воздухе доведите до 45 минут. Летом гуляйте дважды за день, зимой – 1 раз, около получаса;
  • одевайте новорождённого по погоде, не кутайте слишком сильно. Если после прогулки стопы и ладошки тёплые, значит, ребёнок не замёрз.

Осторожнее в сырую, ветреную погоду: малыш может легко простудиться. При таких погодных условиях в воздухе находятся патогенные бактерии, предпочитающие влажные условия, температуру чуть выше нуля градусов.

Гигиенические процедуры

Обязательные мероприятия:

  • дважды за день смазывайте пупочную рану 3% раствором перекиси водорода. Обязательно после дезинфекции нанесите на ранку зелёнку: обработка предупреждает инфицирование. При купании не трите эту область;
  • ежедневный утренний туалет: умывание тёплой водой (обязательно кипячёной). Начните с +37 градусов, постепенно доведите температуру воды до +25 градусов;
  • глазки обработайте ватным диском;
  • протрите носик снаружи, внутреннюю часть аккуратно очистите скрученной ваткой;
  • уши очищайте дважды в неделю. Сильно не вталкивайте ватный жгутик внутрь, иначе сера скопится в глубине слухового прохода.

Теперь вы знаете, какой примерный режим у крохи в первый месяц. Уделяйте грудничку внимание, удовлетворяйте потребность в пище, сне, помните о психо-эмоциональном развитии. Следите за здоровьем новорождённого, понемногу закаливайте. Советуйтесь с участковым педиатром, но обязательно учитывайте индивидуальные особенности вашего ребёнка.

Видео о распорядке дня младенца:

Ольга Гаврилова
Особенности режима детей раннего возраста

Забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка одна из важнейших задач воспитания в раннем детстве .

Ранний возраст характеризуется интенсивным развитием психофизиологических процессов. Но вместе с тем, повышенная ранимость организма - низкая его сопротивляемость заболеваниям, отрицательно сказывается на общем развитии детей . Правильное чередование отдыха и смены деятельности - вот те главные составляющие режима , которые являются фундаментом успешного развития детей .

Под режимом понимается система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей . Режим - основа формирования основных биоритмов в деятельности организма.

Для детей раннего и дошкольного возраста правильный режим дня является основой воспитания.

Правильная организация режима способствует :

Нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма;

Обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка;

Предохраняет нервную систему от переутомления, вырабатывается условный рефлекс на время : есть, спать, гулять в одно и тоже время.

Для нормального развития ребенка и укрепления его здоровья важно :

1. Выполнение режима на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, начиная с раннего возраста ;

2. Сохранение постоянства, последовательности и постепенности в проведении режимных процессов . Постоянство должно сохраняться не только в плане ежедневности, но и в плане постоянства требований со стороны всего персонала группы.

При составлении режима дня важно учитывать особенности детей раннего возраста : восприимчивость к воспитанию и обучению, пластичность высшей нервной и психической деятельности, значительную подражательность и внушаемость, эмоциональность, вырабатывание таких ценных потребностей, как потребность в общении, в получении новых впечатлений, в активной двигательной деятельности. Все процессы : еда, сон, бодрствование с разнообразным его содержанием, из которых и состоит жизнь малыша, должны протекать не как захотелось взрослому, а физиологично, в соответствии с биологическими ритмами организма ребенка. Поэтому к основным режимным моментам относятся :

Время приема пищи (4- разовое)

Укладывание на дневной и ночной сон

Общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещении при выполнении физ. упражнений.

Остальные компоненты режима дня динамические , т. е. они не должны быть строго установлены.

Когда соблюдается режим , он не в тягость ни малышу, ни родителям. У такого ребенка в определенное время появляется желание есть, аппетит у него хороший, он достаточное время гуляет, быстро засыпает при укладывании, правильно развивается и физически и психически, болеет реже и более легко.

Постоянно соблюдаемый режим предотвращает возникновение конфликтов между взрослыми и ребенком, дисциплинирует его, помогает формированию волевых качеств, почти полностью предупреждает возникновению детских неврозов.

Основные принципы организации режима в группах раннего возраста :

1. Обеспечить единство оздоровительной и воспитательной работы.

2. Обеспечить единство и постоянство подхода со стороны ВСЕХ воспитывающих лиц, а именно :

Детский сад,

Преемственность в работе всего персонала группы.

3. Обеспечить частое и преимущественно индивидуальное общение ребенка с взрослыми, особенно в период адаптации ;

4. Обеспечить доброжелательное общение взрослого с ребенком, создавая благоприятную эмоциональную обстановку в группе. Общение должно быть преимущественно ровным, спокойным, ласковым и эмоциональным. Не следует бояться ласковых слов, обращенных к детям. Но нужно помнить при этом, что идти они должны от чистого сердца. Избегайте дежурных слов и фраз!

5. Обеспечить правильное поведение взрослого. Помнить золотое правило : поведение взрослого – образец для подражания ребенка. Ребенок – зеркало, в игре копирует поступки взрослых, особенно отрицательные стороны (так родители узнают, что делается в д/саду) .

6. Обеспечить активное, бодрое состояние детей в группе .

7. постепенного включения каждого ребенка в режимный процесс .

При организации режима необходимо соблюдать определенные правила :

1. Создание у детей положительного отношения к режимным моментам ;

2. Каждый из режимных моментов должен проходить на фоне игры.

3. При проведении режимных процессов вначале берется подгруппа детей самых маленьких и самых ослабленных, медлительных и наоборот легко возбудимых детей ;

4. Предусматривать единство требований со стороны воспитывающих ребенка взрослых в детском учреждении и дома.

5. Создавать у детей определенный настрой на проведение того или иного процесса (не травмировать нервную систему) .

6. Осуществление любого режимного процесса должно протекать без суеты. Взрослые должны сопровождать свои действия ласковой, неторопливой речью.

7. Формировать уверенность ребенка в том, что все получится, он сумеет выполнить то или иное действие до конца. Замечать то новое, чему ребенок уже научился.

8. Необходимо помнить о гигиенических требованиях : к помещениям (соблюдение графика влажной уборки, проветривания) ; к размеру мебели в соответствии с ростом; к внешнему виду детей и взрослых ; к процессу кормления и пр.

9. Использовать такой прием взаимоотношений взрослого и ребенка, как маматерапия.

10. Необходимо соблюдать индивидуальное общение и подход к детям. Воспитатель должен уметь уделять внимание всем детям, в то же время обеспечить частое общение с каждым в отдельности, владеть специфическими методами группового воспитания

11. Для успешного воспитания культурно-гигиенических навыков необходимо систематическое их подкрепление :

Предложение взрослого должно совпадать с органической потребностью ребенка;

Нельзя принуждать ребенка, причинять ему боль, вызывать неприятные ощущения;

Постепенно вводить все новое (пища, процесс) заранее давать установку на процесс

При составлении режима дня учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка , время года.

Организм маленького ребёнка раним, подвержен заболеваниям, поэтому одна из главных задач детского учреждения и семьи – это охрана здоровья ребенка, укрепления его организма, создание условий для правильного развития. Гигиенический уход, рациональное питание, прогулки, закаливание воздухом, водой, режим дня , массаж и гимнастика. Двигательная активность – важнейшее условие физического развития и здоровья ребенка.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться :

1. Полного удовлетворения потребности в движении.

Не менее 50-60% всего периода бодрствования должно быть отведено организации двигательной активности малышей.

2. Достаточной индивидуальной умственной нагрузки и обеспечения условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений во время совместной деятельности и общении.

3. Обеспечение условий для преобладания положительных эмоций.

Большую роль здесь играет установление теплых, ласковых отношений ребенка с воспитателем (близких к отношению ребенка с мамой) .

В процессе методически правильного осуществления режимных моментов решается важнейшая в раннем возрасте задача физического развития.

Используемая литература :

Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей «Москва, Просвещение 1988г.

Г. М. Лямина «Воспитание детей раннего возраста » под редакцией, Москва, Просвещение 1974г.

Кроха» - пособие по воспитанию , обучению и развитию детей до трех лет », «Просвещение» 2003г. - авторы : Г. Г. Григорьева и др.

Режим – точно установленный распорядок жизни: труда, отдыха, сна, питания и т.д.. Споры по поводу режима дня велись, ведутся и, вероятно, вестись будут долго.

Многие считают, что и в самом деле нет ничего страшного в том, что ребенок ляжет спать позже, пропустит дневной сон, поиграет в обеденное время и т. д. Однако эпизодическое нарушение режимных моментов позволяет ребенку думать, что совсем не обязательно соблюдать правила, что он может заставить (убедить) взрослых уступить ему. Нарушение режима или отсутствие такового, отсутствие опорных моментов дня дезориентируют ребенка. Все его занятия, прогулки, отдых приобретают спонтанный и хаотичный характер.

Существует, как минимум 10 причин, по которым следует приучать детей к режиму. Дети, соблюдающие режим дня:

Более спокойны, уравновешены;

Более самостоятельны;

Более организованы, способны следовать полученным инструкциям;

Лучше спят;

Способны концентрировать внимание на определенном задании в определенное время;

Реже приобретают заболевания желудочно – кишечного тракта;

Более выносливы, энергичны;

У них легче формируется учебная деятельность;

Быстрее привыкают правильно распоряжаться временем, оптимально распределяя нагрузки;

Менее подвержены простудным заболеваниям.

Есть стандартные режимные рекомендации для детей разного возраста. Режим дня в семье организуется в соответствии с обязательным учетом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и второй половине дня.

При составлении и организации режима учитываются повторяющиеся (стереотипные) компоненты:

  • - время приемы пищи;
  • - укладывание на дневной и ночной сон;
  • - общая длительность пребывания ребенка на открытом воздухе и в помещениях при выполнении физических упражнений.

При организации оздоровительного режима необходимо стремиться к полному удовлетворению потребностей ребенка в движении, умственной нагрузке, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений, достаточному дневному и ночному сну детей. При организации оздоровительного режима учитываются сезонные особенности. Рациональный (оздоровительный) режим должен быть в равной мере и стабильным, и одновременно динамичным, гибким. Время основных компонентов суточного режима дня должно оставаться неизменным.

Компоненты режима дня детей 3 – 7 лет.

Сон дневной - 1, 5 - 2 часа.

Отрезки бодрствования - 5 - 6 часов.

Общее время прогулок - 4 - 5 часов.

Интервал между приемами пищи - 3 - 4 часа.

Ночной сон - 10 - 11 часов.

Соблюдение режима дня создает природосообразный ритм жизни, рождает привычку к регулярной смене разных видов деятельности. Организм ребенка в каждый отрезок времени готовится к тому виду деятельности, который ему предстоит выполнить, и все физиологические процессы протекают быстрее и с меньшими затратами энергии. Правильный режим дисциплинирует детей, повышает их работоспособность, аппетит, улучшает сон, способствует нормальному физическому и психическому развитию, укрепляет здоровье.

ПРАВИЛА ПРИУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К РЕЖИМУ

1. В комнате повесьте красочный плакат, отображающий режимные моменты.

2. Утром необходимо сообщить детям, чем они будут заниматься в течение дня.

3. Переход от одного режимного момента, от одного вида деятельности к другому может сопровождаться музыкой.

4. О перемене деятельности следует сообщать детям заблаговременно, за 5 – 7 минут.

5. После сообщения о том или ином режимном моменте, смене деятельности, следует дать возможность детям к этому подготовиться. Подготовка может заключаться в дыхательных упражнениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по организации учебного процесса в домашних условиях.

Методические рекомендации родителям по занятию физической культурой в домашних условиях

Прививать интерес к физкультуре нужно с раннего детсва. Но как же это сделать в домашних условиях?. Можно оборудовать спортивный уголок дома. Сделать это очень просто: одни пособия можно купить в спец...

Рекомендации родителям по организации экспериментальной деятельности в домашних условиях

Ребенок по своей натуре любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к приобретению новых знаний, проявление живого и...

Рекомендации родителям по организации экологического воспитания в домашних условиях

В процессе проведения познавательно-исследовательской деятельности, мы развиваем экологическую грамотность, воспитываем природоохранную позицию....

Рекомендации родителям по соблюдению режима дня дома в выходные и праздничные дни

Весь день в детском саду дети живут, соблюдая определённый распорядок дня: завтрак, занятия, прогулки, обед, сон и т. д. Постарайтесь сохранять этот распорядок в выходные и праздничные дни. Отступлени...

Рекомендации родителям по развитию речи детей в домашних условиях

1)приобщать родителей к театральному искусству, к театрализованной деятельности;2)способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельност...


Вопрос необходимости соблюдения режима дня ребенка до сих пор остается открытым. И если относительно распорядка дня ребенка постарше можно позволить себе небольшую самодеятельность, то что делать в том случае, если у Вас совсем кроха? Как узнать, когда и сколько он должен спать, кушать, купаться и т.д., а также, как вписать все это в рамки каждодневного ухода за ребенком? На помощь молодой маме приходит режим дня ребенка до года, который облегчит маме процесс ухода за малышом и не даст ей забыть о необходимых процедурах.

В первый год после рождения распорядок жизни ребенка меняется несколько раз. Но эти изменения не качественные, а количественные. Сам список мероприятий, составляющих режим дня ребенка до года, остается неизменным – меняется только количество времени, отведенное на то или иное мероприятие: кормление, сон, прогулка, развивающие игры и занятия, гигиенические процедуры.

До 3 месяцев детей кормят грудным молоком или детскими смесями порядка 7 раз в сутки. С 3 месяцев кормление становится 6-разовым, с полугода – 5-разовым, а ближе к году малыш кушает уже 4 раза в сутки.

В первые три месяца после рождения малыш спит много, но после 3 месяцев он спит реже и меньше, а большее время находится в состоянии бодрствования. В среднем, в период до года малыш должен спать 10-12 часов в сутки. Примерно в полгода ребенок спит днем 2 раза – по 2 часа до обеда и после него. К году в режиме дня ребенка остается 1 дневной сон. Но если малыш заболевает или переутомляется – количество сна может возрастать.

Играми и развивающими занятиями с ребенком до года лучше заниматься до тех пор, пока он не устанет. Перед сном необходимо воздерживаться от активных игр и заменить их чем-то более спокойным.

Гигиенические процедуры также являются важной составляющей режима дня ребенка до года и должны включать в себя утренний и вечерний туалет. Утреннее умывание должно символизировать для ребенка приход нового дня, а вечернее купание – отход ко сну. В связи с этим, очень важна систематичность гигиенических процедур.

Примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев

Здоровому ребенку до 3 месяцев в течение суток необходимо 7 кормлений (с 1 ночным), 17-20 часов сна, гигиенические процедуры (при каждой смене подгузника, а также, вечернее купание) и прогулки. Время сна можно совмещать с прогулками – спать на свежем воздухе для новорожденного очень полезно. А время бодрствования можно использовать для проведения развивающих занятий с новорожденным.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка до 3 месяцев:

6.00-7.00 - Бодрствование

7.00-9.00 - Сон

9.00 - Второе кормление

9.00-10.00 – Бодрствование

10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

12.00 – Третье кормление

12.00-13.00 – Бодрствование

13.00-15.00 – Сон

15.00 – Четвертое кормление

15.00-16.00 – Бодрствование

16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

18.00 – Пятое кормление

18.00-19.00 – Бодрствование

19.00-20.45 – Сон

21.00 – Шестое кормление

21.00-6.00 – Ночной сон

24.00 или 3.00 – Седьмое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев

Дети в этом возрасте спят уже меньше – порядка 15-17 часов в сутки, а питание становится 6-разовым. За счет сокращения времени сна увеличивается продолжительность времени бодрствования. Список мероприятий, составляющих режим дня ребенка, остается прежним.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 3 до 6 месяцев:

6.00 - Пробуждение после ночного сна и первое кормление

6.00-7.30 - Бодрствование

7.30-9.30 - Сон

9.30 - Второе кормление

9.30-11.00 – Бодрствование

11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

13.00 – Третье кормление

13.00-14.30 – Бодрствование

14.30-16.30 – Сон

16.30 – Четвертое кормление

16.30-18.00 – Бодрствование

18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)

19.00 – Пятое кормление

19.00-20.45 – Бодрствование

20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-6.00 – Ночной сон

23.00 – Шестое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев

Малыш в этом возрасте спит 3 раза в день, общее количество сна в сутки уменьшается до 14-16 часов. Количество кормлений для ребенка в этом возрасте снижается до 5 с перерывом между ними в 4 часа. Периоды не только сна, но и бодрствования теперь желательно совмещать с прогулкой – для общего развития малыша.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 6 до 9 месяцев:

7.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление

7.00-9.00 – Бодрствование

9.00 – 11.00 – Сон

11.00 – Второе кормление

11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

13.00 – 15.00 – Сон

15.00 – Третье кормление

15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)

17.00-19.00 – Сон

19.00 – Четвертое кормление

19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)

20.30 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

21.00-7.00 – Ночной сон

23.00 – Пятое кормление

Примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года

Ребенок около года спит всего 2 раза в день, а общая продолжительность дневного сна составляет 5 часов. Но, в любом случае, Вам следует учитывать индивидуальные особенности организма Вашего ребенка – возможно, он захочет меньше спать днем, зато ночной сон у него будет большей продолжительности.

Ближе к году ребенок бодрствует уже до 3,5 часов, поэтому вам придется особенно тщательно продумывать, чем бы его занять на это время.

Так как в этом возрасте ребенок уже уверенно ест прикорм, немного меняется также режим питания.

Предлагаем Вам примерный режим дня для ребенка от 9 месяцев до года:

7.00 - Пробуждение после ночного сна и проведение гигиенических процедур

7.30 – Завтрак

8.00-9.30 – Бодрствование (подвижные игры и развивающие занятия)

9.30-12.00 – Сон (на свежем воздухе)

12.00 – Гигиенические процедуры после сна, обед

12.30 – 15.00 – Бодрствование (игры на свежем воздухе или просто прогулка)

15.00 – Полдник

15.30-17.00 – Сон

17.00-19.00 - Гигиенические процедуры после сна, игры и развивающие занятия

19.00 – Ужин

19.45 - Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)

20.00 – 7.00 – Ночной сон

Мы предложили Вам лишь примерный режим дня ребенка до года, которому не стоит слепо следовать. Да, основные правила составления суточного распорядка для ребенка на первом году жизни здесь даны верно, но, возможно, Ваш малыш сам решит внести какие-то коррективы в выбранный Вами вариант – тем самым, создав идеальный режим дня лично для себя!