Ребенок идет в детский сад. О чем нужно знать? ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д

1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности « Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: « Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: « Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: « Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

6. Приготовьте вместе с ребенком « радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в « радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.

8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: « Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

12. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги детского сада ждут вас! Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами.

Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить на все время работы группы с 7 до 13 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: « Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: « Я понимаю тебя, ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.

Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

Каких врачей необходимо обойти перед детским садом?

В поликлинике, в которой наблюдается малыш, вам выдадут « Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домой и интернатов», форма № 026/у-2000. В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья малыша из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех детских и образовательных учреждениях.

Кроме паспортных данных, в этой карте проставлены сведения о состоянии здоровья ребенка до настоящей диспансеризации, о перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях, о проведенных профилактических прививках и т.д.

Сама диспансеризация предполагает осмотр:

  • хирурга - для выявления возможных дефектов развития, требующих хирургической коррекции;

  • ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д.;

  • невропатолога, который сможет отметить особенности нервной системы ребенка, его склонность к различным невротическим реакциям;

  • окулиста - он должен определить остроту зрения, а также необходимость его коррекции;

  • отоларинголога, который расскажет вам об особенностях строения носоглотки малыша, о возможной склонности к заболеваниям уха, горла и носа и даст рекомендации по их профилактике;

  • дерматолога, который оценит состояние кожи ребенка. Это особенно важно для детей с аллергическими заболеваниями; кроме того, некоторые изменения кожи, принимаемые родителями и даже врачами за так называемый диатез, могут быть проявлениями чесотки или грибковыми поражениями кожи, которые необходимо лечить;

  • особая задача стоит перед психологом: на основании скрупулезного обсуждения с родителями и поведения ребенка он должен дать рекомендации по его индивидуальной подготовке к вхождению в детский коллектив;

  • педиатр, после осмотра ребенка, назначает дополнительные исследования: общий анализ крови, анализ мочи, исследование кала на гельминты, в зависимости от показаний - электрокардиограмму, измерение артериального давления, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и другие исследования, а также консультации кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога и других специалистов.

В результате анализа всех данных о состоянии здоровья ребенка педиатром формируется полный диагноз, определяется группа здоровья малыша, дается медико-педагогическое заключение о его готовности находиться в детском коллективе общего типа или пребывании в детском саду коррекционного типа (ортопедического профиля, логопедического или другого).

Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.

Непосредственно перед самым поступлением в детский сад ребенок должен сдать анализы для исключения у него дифтерийной палочки, кишечных инфекций (срок правомочности анализов - 7 дней) и взять справку из поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) об отсутствии контактов с инфекционными больными (срок правомочности справки - 3 дня).

Что же касается профилактических прививок, то к трехлетнему возрасту согласно российскому календарю прививок ребенок должен быть привит против туберкулеза, четырехкратно - против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), пятикратно - против полиомиелита, однократно - против кори, краснухи, эпидемического паротита. Кроме того, многие дети могут быть привиты к этому времени против гепатита В, гепатита А, гемофильной и меннингококковой инфекций. Ежегодно детям проводится реакция Манту, и при положительном ее результате ребенок должен получить консультацию у врача-фтизиатра.

Если по каким-либо причинам прививки ребенку проводились по индивидуальному графику или в связи с большим опозданием в связи с заболеваниями - вы можете нагнать график в летнее время. Прививание должно проводится только при условии полного здоровья ребенка. Однако отсутствие « полного набора» прививок у малыша на момент оформления его в детский сад не может быть причиной отказа в приеме.

Индивидуальные особенности

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой. У одного это проявляется острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), у другого - нарушениями в работе кишечника (запоры, поносы), у третьего - раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения и т.д. Поэтому посоветуйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка, о назначении профилактических препаратов, которые можно применять перед поступлением в детский сад и в первые недели пребывания в нем.

Привыкаем к новой обстановке детского сада

Постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.

Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.



Узнайте, что должны сделать родители и что должен уметь малыш, чтобы расставание с мамой принесло ему новые впечатления, а не слезы.

После рождения малыша приоритеты в семье меняются кардинальным образом. Ребенок взрослеет, декретный отпуск заканчивается и мамочка начинает задумываться над тем, как сделать так, чтобы кроха мог без проблем найти общий язык с другими детками в дошкольном учреждении. Молодым родителям важно знать, как подготовить ребенка к детскому саду, чтобы он как можно быстрее привык к новому ритму жизни и не устраивал истерик воспитателям.

Подготовительный процесс перед садиком

Только от старшего поколения зависит, как кроха сможет воспринять новую окружающую обстановку. Если вы решили, что малыш будет посещать определенный садик, то для начала постарайтесь выяснить, какой режим дня в этом заведении, какие порядки, и начинайте приучать кроху к ним.

Например, женщина привыкла поднимать ребенка с кровати после 10 часов, так как раньше он не просыпается. В садике день начинается с 8 утра, из этого следует, что родительница должна попытаться будить малыша пораньше, в зависимости от того, как далеко находится сад. Первое время карапуз будет пробуждаться со слезами на глазах, но постепенно капризы пройдут, и юный соня привыкнет к новому режиму.

Поход в детский сад должен ассоциироваться у крохи с праздником. Попросите супруга помочь вам, пусть он расскажет ему о преимуществах посещения садика, к примеру, сделает акцент на возможности общаться с другими детками, играть с новыми игрушками, весело проводить время. Возможно, первое время малыш будет с недоверием слушать отца, но со временем это пройдет.

Еще одной проблемой, с которой сталкиваются родители, является дневной сон и питание. Если кроха привык питаться в разное время и его вкусовые предпочтения отличаются от тех, которые приняты в детском учреждении, то мама должна постепенно приучать чадо к тому меню, которое будет в садике. Поменьше сладостей, больше фруктов, вводите в ежедневный рацион различные каши. Старайтесь приучить ребенка к самостоятельному сну в одно и то же время.

Не стоит забывать и о том, что в детском саду неизбежны простудные заболевания. Заранее укрепляйте иммунитет малыша, чтобы они не был подвержен заражению от других деток. Мы уже рассказывали о том, но не будет лишним напомнить о важности закаливающих процедур.

Какими навыками должен обладать малыш

После того, как вы выбрали детский сад, что нужно знать и уметь вашему малышу, чтобы в новой среде он не чувствовал себя белой вороной? Вот список того, какими умениями должен обладать ребенок перед поступлением в детский сад:

  1. Кушать без посторонней помощи.
  2. Ходить на горшок.
  3. Умываться без помощи воспитателей, вытирать руки и лицо полотенцем.
  4. Не быть конфликтным, самостоятельно играть.
  5. Уметь рассказывать о своих желаниях и нуждах.

Эти навыки относятся к разряду обязательных. Как показывает практика, многие малыши начинают посещать детский сад, при этом не умея ходить на горшок. В этом случае помогают воспитательницы, которые за короткий промежуток времени учат ребенка проситься на горшок.

Стоит отметить, дети болезненно переживают расставание с мамой. Поэтому лучше понемногу приучать ребенка к отсутствию родительницы, оставлять кроху с бабушками или дедушками. Также можно познакомить ребенка с будущей воспитательницей, представив ее как добрую тетю, любящую играть с детками в познавательные игры. Или старайтесь как можно чаще с малышом в общественных местах, чтобы у него исчез страх перед незнакомыми людьми.

Что следует знать об адаптации

Часто взрослые жалуются на то, что дети капризничают и не хотят посещать детский сад. Такое происходит в тех случаях, когда ребенка отдают без предварительной подготовки в государственное учреждение. Единственным правильным решением для родителей является посещение детского сада с малюткой в течение нескольких недель, пока он не привыкнет к новой обстановке.

Отводите кроху в садик на час, но ежедневно, постепенно увеличивайте время пребывания. Если малыш начинает отвлекаться на общение с другими детками или игрушками, то старайтесь незаметно исчезать из его поля зрения.

Не возбраняется брать в сад игрушку (почитайте о том, ) или домашние тапочки, чтобы ребенок мог видеть привычные для него вещи, которые будут ассоциироваться у него с домашним уютом, придавая ему уверенности.

И совсем скоро вы заметите, как малыш с удовольствием по утрам просыпается, чтобы как можно быстрее пойти в садик, провести время с другими детками. Вы же в это время сможете заняться своим любимым хобби, а если у вас его пока нет, выбирайте новое увлечение на нашем сайте.

Приветствую вас, дорогие друзья. Как я писала ранее, мы проходим и совсем скоро моя малышка пойдет в детский сад, начнется новая жизнь у крохи. Ну а чтобы переход на новую ступеньку жизни прошел как можно легче, необходимо ребенка подготовить. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу, как приучить ребенка 2 лет к садику без слез .

Как вы знаете, моему сыну 5 лет и он уже в течение нескольких лет ходит в садик (пошел он в садик в 2 года и 9 месяцев, как и Настюшка), так что тема адаптации к садику мне уже близка))
Конечно, все родители переживают, как ребенок адаптируется в новом коллективе, как найдет общий язык с ровесниками? Как мамы и папы могут помочь ему в этом, облегчить период привыкания ребенка к новым условиям, которые диктует детский сад? Как приучить ребенка ходить в садик с наименьшим стрессом для малыша?

Как приучить ребенка к садику без слез

Детский сад – это в первую очередь новая обстановка. Для ребенка адаптация в детском саду – стресс. Ведь его отрывают от матери, рядом с которой он до того находился круглосуточно, не разлучаясь ни на минуту. Причем острее на этот разрыв реагируют мальчики. Ведь именно они сильнее привязаны к матери нуждаются в ней постоянно.

Готовимся заранее. Чтобы адаптация прошла легче, рекомендуется начать подготовку заранее. Первое, что нужно сделать родителям – пойти в выбранный детский садик, познакомиться с администрацией и воспитателем. Посмотреть и оценить условия, в которых будет «жить» их чадо. Рассказать о своем ребенке, о его психологических особенностях.

Отзывы. Я искала также отзывы на нашем городском форуме в разделе, отведенном под наш детский сад. В этой группе другие мамы с радостью отвечали на наши вопросы (тех мам, которые только планировали поступление в садик). Там я очень многое узнала об условиях садика, особенностях той или иной воспитательницы, режиме дня, что кушают детки на завтрак/обед/полдник/ужин и в какое время.

Воспитатель. Я очень внимательно относилась к выбору воспитателей для своих детей. Сына сперва записали в другую группу, я ходила к заведующей и попросила перевести к другой, которая по моему мнению лучшая! Заведующая, к счастью, пошла на встречу, и теперь сын ходит к той воспитательнице, к которой я и хотела, чтобы он попал. Так сын всегда довольный, ухоженный, они постоянно занимаются, учат стишки, делают различные поделки. Да и просто общение с ней – одно сплошное удовольствие. Когда воспитательница в отпуске (буквально недавно, в июне месяце, ее не было месяц, так сын ее ждал, все время спрашивал, когда же Валентина Григорьевна выйдет.

С дочкой я тоже решила подойти к выбору воспитательницы серьезно, все ж этот человек будет находиться с моим ребенком большую часть дня на протяжении нескольких лет. Выбор был между двумя воспитателями, я выбрала ту, с которой общалась (она некоторое время «вела» группу сына и мне она очень понравилась). У нас был выбор пойти 1 июня к другой воспитательнице, или 1 сентября к той, которая нам понравилась. Мы ждем 1 сентября))

  1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
  2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш , он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
  3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
  4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
  5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
  6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
  7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
  8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
  9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
  10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
  11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
  12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
  13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
  14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

В жизни каждой семьи наступает момент, когда приходится малыша отдавать в детский садик. Тогда, особенно у молодых родителей, сразу возникает много вопросов. В каком возрасте это сделать? Какое дошкольное учреждение лучше выбрать? Как обеспечить крохе комфортный адаптационный период? Постараемся ответить на все эти вопросы.

Рано или поздно каждый ребенок вынужден будет сталкиваться с адаптацией в детском коллективе

Первый этап адаптации

К данному этапу необходимо начать подготавливаться заранее, примерно за два месяца до начала зачисления в детский сад. Задачей подготовительного этапа является формирование умений и навыков в поведении ребенка, благодаря которым процесс адаптации у него к неизвестным условиям будет проходить проще и быстрее.

Собираем информацию

Во-первых, необходимо попытаться собрать как можно больше сведений о дошкольных учреждениях, расположенных в вашем районе. Для полноты информации старайтесь использовать несколько источников. Воспользовавшись интернетом, можете зайти на сайт каждого из дошкольных учреждений.

Стоит наведаться в понравившийся вам садик: можете посетить с ребенком детский праздник, сходить на консультацию к психологу, побывать на дне открытых дверей, посоветоваться с другими родителями, воспитателями и заведующей. В первую очередь от них и будет зависеть, насколько вашему крохе понравится ходить в детсад.

Определяемся с оптимальным возрастом

По мнению психологов, лучше всего отдавать кроху в детский садик, когда ему исполнится 3-4 года. В таком возрасте дети намного проще приспосабливаются к неизвестной обстановке в отличие от двухлетних малышей. Это происходит благодаря тому, что они уже научились разговаривать, умеют немного сами себя обслуживать, набрались опыта общения со взрослыми. Также в этом возрасте у малышей появляется потребность общения со сверстниками, они ведут себя спокойнее когда мама отсутствует достаточно долгое время.



Возраст 3 года отлично подходит для начала посещения дошкольного учреждения

Оцениваем степень готовности всех членов семьи

Конечно, нельзя точно сказать, в каком возрасте лучше всего отдать вашего малыша в детский сад - сначала решите для себя, действительно ли в настоящий момент вы не можете обойтись без детского сада. Дети хорошо чувствуют сомнение взрослых в необходимости данного воспитания. Процесс привыкания проходит легче у тех детей, семья которых не имеет другого выбора. Помните, что после первого посещения ребенком детского сада, ближайшие 2-3 месяца у вас должен быть большой запас свободного времени, так как необходимо будет подстраиваться под комфортный для него режим посещения. Есть дети, которые с самого начала хорошо себя ощущают в дошкольном учреждении, а некоторые не могут привыкнуть длительное время - в таком случае не стоит торопить события, необходимо дать возможность ребенку постепенно привыкнуть к неизвестной обстановке.

Часто в садах создаются группы кратковременного пребывания, чтобы малыш мог постепенно привыкнуть к группе полного дня. Если такая возможность есть, не упускайте ее. Дети, посещающие подобные группы, намного проще приспосабливаются к неизвестным условиям.

В том случае, если вы планируете в ближайшее время взять отпуск и поехать отдыхать всей семьей на 2-3 недели, лучше отложить посещение детского сада. Нервная система ребенка подвергнется серьезному испытанию, так как ему снова придется приспосабливаться к неизвестной обстановке.



Чтобы ребенок не успел сильно затосковать, в первые недели лучше оставлять его в садике не на целый день

Проходим физподготовку

Перед тем как кроха проведет свой первый день в детском саду, ему необходимо пройти медицинскую комиссию и сдать все анализы. Не стоит думать, что если вы получили от педиатра заключение о готовности вашего чада к посещению детсада, болезни ему не страшны. Тем не менее, вашего кроху смогут обойти стороной большинство простудных заболеваний, если правильно его. Данные процедуры необходимо начать проводить заранее, хотя бы за 3 месяца до зачисления в дошкольное учреждение. Воспитатели детских садов уже достаточно давно прибегают к такой методике во время летней оздоровительной работы.

Отличное настроение – постоянный спутник процедуры закаливания. Процедура не должна продолжаться больше 5 минут. Неплохо будет, если ваш малыш сможет регулярно ходить в бассейн или лучше всего отдадите предпочтение детскому садику с бассейном.

Начинаем жить по расписанию

Предварительно уточните, какой распорядок дня действует в дошкольном учреждении, которое вы выбрали: время прихода детей, кормления, дневной сон. Придется пересмотреть режим и дома. Корректировкой нужно заниматься за 2-3 месяца до того, как дитя пойдет в садик. Вам потребуется большое терпение и выдержка: одного желания не достаточно, чтобы кроха поменял свое расписание, так как он подвержен динамическому стереотипу. Этот вопрос требует серьезного, последовательного и систематического решения.

Необходимо разработать определенный режим и придерживаться его каждый день (каждый член семьи должен его соблюдать). Для начала надо организовать ранний подъем для крохи таким образом, чтобы он ощущал в этом необходимость: «Идем скорее гулять в парк, иначе твои любимые качели будут заняты» и т. п.



Чем раньше ребенок привыкнет к «садиковскому» расписанию, тем проще ему будет адаптироваться

Только не подавайте виду, что эти меры направлены на подготовку к детсаду, иначе у ребенка раньше времени выработается неприязнь к этому заведению. В процессе укладывания нужно использовать действия, которые нравятся карапузу: почитать книгу, послушать спокойную музыку. Дети отдают предпочтение постоянству: так они ощущают себя более комфортно и быстрее засыпают. Когда кроха пропускает дневной сон, старайтесь после обеда его просто уложить и почитать ему книжку. Если карапуз привык спать больше 3-х часов после обеда, пытайтесь сократить время сна до 2 часов.

Все сам!

Старайтесь обучать чадо самостоятельности в самообслуживании, игре, общении со взрослыми и сверстниками. Если к моменту зачисления в детский садик ребенок научится сам , пользоваться ложкой, ходить в горшок, одеваться, он будет ощущать себя в группе более комфортно.

Старайтесь . Можете дать ему в руки ложку и объяснить, для чего она предназначена. Давайте крохе возможность одеться самому. Покажите ему, как надо правильно надевать одежду и обувь. Как только малыш проявит самостоятельность, обязательно поощрите его. Помогайте лишь в случае, если это действительно необходимо. Развитие происходит благодаря преодолению трудностей. Разделите вместе с чадом радость за его успехи. Старайтесь научить кроху играть самостоятельно: кормить куклу, строить домик, управлять машинкой и т. д. Сначала примите участие в игре вместе с ним, покажите, как правильно это делать, а потом наблюдайте за игрой чада со стороны. В первое время как раз благодаря игрушке может быть налажен контакт крохи с педагогами. Игрушка станет хорошим поводом для общения с ребенком и поможет заполучить его доверие.


Самостоятельным детям в садике проще, ведь они меньше зависят от воспитателей

Чтобы у крохи появилось желание ходить в садик, нужно настроить его на правильный лад. Дайте ему понять, что он уже достаточно вырос для посещения сада. Пусть кроха думает, что это вознаграждение за его старания. Расскажите ему о своем положительном опыте. Пусть он посмотрит ваши фотографии в детском саду со сверстниками. Объясните, насколько интересно в детском саду: можно играть с друзьями, гулять, вместе кушать. Ни в коем случае не надо преувеличивать и лгать ребенку, он должен получить достоверную информацию. Выдумайте сказку, где герои вместе ходят в детский сад. Если в семье есть старший ребенок, которому нравится посещать садик, попросите, чтобы он рассказал малышу, как там хорошо.

Проводим время с другими детьми

До зачисления в детский сад кроха должен усвоить, как правильно вести себя в обществе. Его нужно научить понимать запреты, слушаться взрослых, общаться со сверстниками, не обижать других детей. Этому способствует частое времяпрепровождение на детской площадке, походы в гости к друзьям с маленькими детьми. Зовите их тоже в гости как можно чаще. Предоставьте крохе возможность общения! Опыт «песочницы» безусловно важен для всех детей - благодаря общению с другими малыш выделяет себя и раскрывает свои индивидуальные особенности.

Играя на детской площадке, расскажите ему, как правильно попросить игрушку, поменяться или предложить вместе поиграть со сверстниками. Чтобы малыш освоил навыки знакомства, сначала вы должны сами спросить, как зовут других деток, представить им своего кроху. Чадо будет подражать вам и со временем научится делать это сам.



Опыт взаимодействия с другими детьми нарабатывается еще в песочнице, поэтому мамочка должна своевременно объяснять малышу тонкости общения

Мама, не уходи!

По мнению многих психологов, то, как долго и насколько болезненно ваша кровинка будет приспосабливаться к детскому саду, зависит от отношений между детьми и родителями. Крохе будет намного проще, если до зачисления в садик он уже имел опыт расставания с мамой. Карапузу важно знать, что мама за ним обязательно вернется. Практикуйте иногда расставание с крохой, со временем увеличивая расстояние между вами. На начальном этапе можете постоять с ним песочнице, потом удалиться от него на метр, затем еще подальше, но чтобы он вас видел. Не стоит ругать дитя и торопить события, так вы можете спровоцировать еще большую тревогу.

Если есть возможность, оставляйте карапуза с родственниками или близкой подругой (кому вы полностью доверяете): вначале ненадолго, потом постепенно увеличивайте время расставания с ним на 2-3 часа, затем до восьми-девяти. До момента посещения крохой садика вам нужно постараться, чтобы он чувствовал необходимость общения с другими и активных самостоятельных действий.

Каждый раз говорите своей кровинке, во сколько вы его заберете - приходите вовремя. Если ребенок усвоит этот момент, он не станет волноваться в саду, что вы не заберете его.

Второй этап адаптации

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Если на этапе подготовки вы сделали все правильно, то к моменту зачисления в детский сад кроха будет уже знать, для чего туда идет. Тем не менее, периода адаптации не избежать. Чтобы свести к минимуму возможные проблемы в это время, постарайтесь сделать следующее:

  1. Подумайте, действительно ли вы не можете обойтись без детского сада? Если у вас есть сомнения, вероятнее всего, процесс адаптации будет протекать трудно.
  2. Наберитесь терпения! В этот непростой период крохе свойственно плакать.
  3. Постарайтесь наладить контакт с воспитателями и другими родителями в группе.
  4. При входе в раздевалку всегда здоровайтесь со всеми, кто там присутствует: другими детьми, их родителями, воспитателями. Малыш почувствует, что здесь безопасно.


Мама должна всячески подчеркивать, что воспитатель и другие детки - это друзья, с которыми крохе будет интересно и безопасно
  • Некоторые считают, что первый день в детском саду целесообразно провести вместе с крохой, однако делать этого не стоит: расставания все равно не избежать, а другим детям может показаться обидным, что их мамы рядом нет.
  • Не стоит долго прощаться - уходя, лишний раз обнимите и приласкайте свое чадо, помашите ему в окошко рукой. Если карапузу тяжело с вами расставаться, кроху может отправить в садик папа или бабушка. На первых порах не оставляйте дитя надолго и оговорите с воспитателями время, в которое будете его забирать.
  • Не забывайте похвалить ребенка за успехи в саду. Пусть он вам расскажет, как провел день. Не ленитесь как можно чаще обнять и приласкать свою кровинку.
  • Можете вместе с крохой нарисовать на бумаге дом, детский сад, работу, магазин и т. д. С помощью стрелок нарисуйте маршрут и расскажите малышу, как вы отведете его в садик, сходите на работу, зайдете в магазин, а потом обязательно заберете его домой.
  • Никогда не лгите крохе, говорите лишь правду. Проявляйте дома терпение к поведению своего чада в период акклиматизации, так как сначала в дошкольном учреждении он будет себя чувствовать неуверенно.

Детский сад безусловно необходим для полноценного воспитания и развития ребенка, так как для человека очень важно находиться в коллективе. Через процесс адаптации предстоит пройти каждому малышу, достигшему 2-х или 3-х лет. Комаровский дает несколько рекомендаций, чтобы этот процесс прошел менее болезненно:

  1. Начать посещать дошкольное учреждение лучше в то время, когда у мамы еще не закончился декретный отпуск. Как только кроха заболеет, мама сразу же его сможет забрать и посидеть с ним дома некоторое время.
  2. Нужно определиться со временем года, когда вы планируете отдать малыша в сад. Оптимальным вариантом является лето или зима. Весна и осень – не лучшее время, так как в этот период велика вероятность подхватить простудные заболевания.
  3. Заранее уточните, какую политику пропагандируют в дошкольном учреждении: не заставляют ли детей кушать насильно, не слишком ли тепло одевают на прогулки - это может серьезно препятствовать процессу адаптации.

По словам Комаровского, можно также попытаться ускорить адаптационный процесс, придерживаясь следующих советов:

  1. На начальном этапе посещения детсада проявляйте к своему чаду благосклонность, не ругайте его, поскольку он и так испытывает большой стресс.
  2. Еще на этапе подготовки следует подготовить малыша к большему общению: чаще выходить на детские площадки или заводите новые знакомства.
  3. Предварительно необходимо заняться укреплением иммунитета. В таком случае кроха меньше будет болеть, а следовательно и адаптация для него пройдет намного проще.

Комаровский не отрицает, что в процессе адаптации к дошкольному учреждению есть много трудностей, но это не повод от него отказываться. Просто семье необходимо подготовиться к процессу со всей ответственностью, тогда малышу будет намного легче пройти через этот трудный период в его жизни.

Подготовительный этап начинается примерно за полгода до непосредственного посещения ДОУ.

1. Начинаем с соблюдения детсадовского режима дня (даже в выходные).

2. Включаем в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике.

3. Приучаем:

* одеваться и раздеваться самостоятельно (с небольшой вашей помощью, конечно);

* просить о помощи, если что-то не получается;

* кушать ложкой за столом, не играть с едой;

* отучаем от памперсов.

4. В песочнице учим основам общения, приглашаем друзей ребенка в гости и ходим в гости сами.

5. Во время прогулки ходим до близлежащего детского сада, наблюдаем за детьми и воспитателями, комментируя ребенку, происходящее на площадке: «Воспитатель играет с детьми в какую-то интересную игру. Смотри, все встали в круг… А сейчас детишки построились парами и пошли на обед в свою группу. И мы с тобой пойдем домой обедать. Тебе пока в садик нельзя, а скоро и тебе можно будет ходить в него».

6. Так как ребенок не знает, что такое «садик» и как к нему нужно относиться, то задача родителей - сформировать позитивное отношение к ДОУ. Также ребенку интересно, а как же там, внутри садика? Ведь если он будет знать, что его ожидает в стенах этого заведения, то и адаптация пройдет менее эмоционально. Поэтому дома, на протяжении всего подготовительного периода играем в «детский сад». Строим из любого строительного материала «периметр» детского сада, в нем «группу», «раздевалку», «спальню». Называем всё это «детским садом». Выбираем участников-зверушек: «воспитательница», «дети», фигурку самого ребенка и др. Только не выбираем на роль воспитательницы фигурки агрессивных животных. В игре соблюдаем режимные моменты настоящего садика. Утром игрушечные животные приводят в детский сад своих детенышей, их встречает воспитательница. Они умываются, едят, играют, решают разные конфликтные моменты, занимаются, гуляют, спят и т.д., вечером всех зверят забирают домой.

7. Еще одна очень полезная игра - «прятки», в нее стоит играть всей семьей. В первое время посещения детского сада ребенок боится «пропажи» мамы, когда она уходит из поля его зрения, а игра создает посыл, если человек ушел, то он обязательно вернется.

8. Чтобы ребенок лучше засыпал в садике в обед, заранее вместе с ребёнком покупаем две красивые ночные пижамы. Один комплект будет использоваться во время сна дома, а второй в садике.

Что нельзя делать ни в кое случае - так это пугать ребёнка детским садом и воспитателями: «Вот пойдешь в садик, там уж тебя воспитают».

Если у вас не было достаточно времени для осуществления подготовительного периода, то все вышеперечисленные методы осуществляем на втором этапе адаптации.

Второй этап - непосредственно адаптация

1. Идем в садик! Каждое утро желательно чтобы ребенка будила игрушка, которую озвучивает мама. Пусть игрушка «пожелает» ребенку: «Доброе утро!», расскажет, как она спала и что ей снилось. Пусть даже ребенок всё это время будет лежать с закрытыми глазами. Игрушка «скажет», что сегодня будет интересный и замечательный день. Можно и дальше продолжать диалог от имени игрушки, тогда дети и одеваются охотнее, и капризничают меньше.

2. Первые 2-3 дня приводим ребенка только на прогулку со своей группой, а это примерно на 2 часа. За это время он успеет познакомиться с воспитателями и детьми. Если есть возможность, то и в вечерней прогулке желательно тоже поучаствовать. Ребенок должен видеть, что за всеми детьми вечером приходят родители и они вместе уходят домой. Обращаем внимание на то, как радуются мамы и папы встрече со своими детьми и как радуются детишки этой встрече. Вечером прогуливаемся до ближайшего садика и показываем, что на ночь он закрылся, все люди, которые там работают, ушли домой, и детишки сейчас тоже дома со своими любимыми родителями, а завтра утром садик снова откроет свои двери.

3. В последующие дни первой недели время пребывания постепенно увеличиваем (пошаговую схему вам объяснят специалисты садика), но на дневной сон оставлять ребенка не рекомендуется.

4. На второй неделе в первый день тоже еще не укладываем спать. А вот на следующий день забираем малыша сразу после сна. На третий день забираем уже после 16 часов.

5. Утром в группу приводим ребенка в числе первых, спокойно и доверительно разговариваем с воспитателем. Ребенок, видя контакт между родителями и воспитателями, легче останется в садике.

6. Раздевание не затягиваем. Предпочтение отдаём той одежде, которую удобно надевать и снимать. Расставаясь с малышом, говорим, когда за ним вернемся: «Я вернусь, когда эта стрелка остановится здесь. За это время ты успеешь покушать и погулять». Обязательно сдерживаем свое обещание. Также можно сказать: «Марина Ивановна обязательно покормит тебя, уложит спать, погуляет и поиграет с тобой и другими ребятами, ей можно доверять». Повторяем это какое-то время каждый день. Затем быстро, но без спешки, уверенно и спокойно уходим, передав ребенка воспитателю.

7. Если малыш с трудом расстается с мамой, то лучше, если первое время в детский сад приводить станут папа, бабушка или няня. С собой из дома можно взять игрушку, которая также будет «ходить» в детский сад, и знакомиться с детсадовскими игрушками. Маленьким детишкам хорошо в шкафчике иметь семейный альбом с фотографиями родителей. В этом случае малыш в любой момент сможет увидеть своих близких и уже не так тосковать вдали от дома. Детишкам постарше даем с собой ключ, якобы от квартиры, где живет вся семья, и теперь он единственный, кто может открыть и закрыть эту дверь. Для ребенка это гарантия, что его теперь точно заберут из садика.

8. Вечером приходим за ребенком в хорошем настроении, с улыбкой, не проявляем обеспокоенность, и не выясняем, много ли он плакал (это лучше выяснить у воспитателя и не в присутствии ребенка). Одевая говорим, что очень соскучились по своему малышу и все время о нем вспоминали. Хвалим, за то, что провел время с ребятами в детском саду, интересуемся, что успел сделать: «Мне так нравится, когда у тебя хорошее настроение, и ты улыбаешься. Я тогда радуюсь за тебя». Если есть какие-то продукты творческой деятельности ребенка (рисунки, поделки) и их можно взять домой, то обязательно возьмите, повесьте на стену и обновляйте коллекцию. Так ребенок будет чувствовать, что он тоже выполняет какое-то важно дело, как мама и папа на работе.

9. Вечером и в выходные уделяем ребенку больше внимания, играем в совместные игры, рисуем, читаем, гуляем. Не кричим, не ругаемся, минимизируем просмотр телевизора, а лучше совсем исключаем. В общем, создаем бережную обстановку для нервной системы малыша. В присутствии ребенка рассказываем знакомым с гордостью о том, какой он взрослый, т.к. уже ходит в садик. Отрицательно же могут повлиять на адаптацию нелестные разговоры о воспитателях, детях группы в присутствие ребенка. Нужно заметить, что адаптация у многих детей проходит относительно легко, и негативные моменты у них уходят в течение 1-3 недель. У других несколько сложнее и дольше, около 2 месяцев, по истечении которых их тревога снижается.

Но помните, если ребенок не будет посещать ДОУ более 21 дня, придется адаптироваться к садику повторно. Поэтому старайтесь не делать такой большой перерыв в посещении детского сада.