Развиваем интеллект ребенка 6 лет. Развитие интеллекта ребенка с рождения до трех месяцев

Развитие интеллекта ребенка напрямую зависит от его памяти, поэтому память необходимо тренировать и с этим хорошо справится стихи, рассказы, сказки, картинки и прочее.

Память ребенка очень необычная вещь, она может работать на полную до 7 лет. Это связано с тем, что мозг у ребенка очень пластичен и способен очень многое запоминать в дошкольном в возрасте. Поэтому очень важно развивать ребенка, тем самым помогая ему узнавать больше нового и полезного.

Есть несколько упражнений, которые способны не только развить интеллект ребенка, но и память. И лучше всего превратить эти упражнения в увлекательную игру, которая вызовет большой интерес у ребенка.

Для того чтоб ребенок полюбил книги, родители должны заранее позаботиться о детской библиотеке у себя дома. Необходимо приобрести много ярких иллюстрированных книг и читать малышу их с самого раннего возраста. Пусть он пока их не очень понимает, но он слышит интонацию голоса, рассматривает яркие картинки, потихоньку привыкая к книгам и к чтению.

Для того чтоб начать упражнения с книгами, необходимо взять книгу наугад, и прочитать первые слова в каждой строчке. Затем попросить ребенка вспомнить эти слова. Начинать можно с пяти слов, постепенно увеличивая их количество.

Цепочка слов

Для этого необходимо сесть перед ребенком и назвать ему десять случайных слов, которые совершенно несвязаны друг с другом. Лучше всего если эти слова будут хорошо знакомы ребенку. Например: телефон, мультики, кукла, чашка, дом, кошка, качели, магазин, озеро, диван. Затем необходимо попросить ребенка повторить эти слова, если у него не получится, то количество слов в цепочке необходимо сократить до пяти. Когда он с легкостью будет справляться с цепочкой слов, можно усложнить задание, попросить назвать слова в обратном порядке. Разбавить слова можно числами, только числа не должны быть большими, и малыш должен быть с ними знаком.

Парные ассоциации

Необходимо придумать для ребенка парные слова ассоциации (озеро – вода, курица – яйцо, небо – облако и прочее). Ребенок должен их запомнить, для лучшего эффекта, слова можно повторить несколько раз. Затем необходимо назвать только одно слова, чтоб ребенок сказал самостоятельно второе слово.

Такая игра поможет ребенку создавать ассоциации, придумывая с чем можно сравнить определенное слово, которое необходимо запомнить. Придумывать ассоциации, один из самых действенных и эффективных метилов для того чтоб развить память.

Развитие зрительной памяти

Для ребенка очень важна зрительная память, потому что в возрасте 6-7 лет ему необходимо идти в школу, где большинство информации в процессе обучения ребенок воспринимает глазами. Поэтому родителям необходимо заранее заняться тренировкой зрительной памяти, наблюдательности и внимания.

Для начала родителям необходимо знать, как у ребенка развита зрительная память. Хорошо ли он запоминает лица людей, дорогу, когда с ним идут в незнакомое место. Может ли ребенок рассказать из чего состоит его комната и что в ней находится и где стоит. Может ли он по памяти описать какой-либо предмет, в деталях рассказать о нем и о его цветах.

Даже если ребенок со всем этим справляется легко, не прилагая особых усилий, все равно необходимо заняться развитием зрительной памяти, чем она острее, тем легче ребенку будет даваться учебный материал в школе.

Некоторые детки обладают хорошей фотографической памятью с рождения. Только лишь взглянув на картинку они с легкостью могут в мельчайших деталях рассказать, что на ней изображено. Фотографическую память у ребенка можно и развить и чем раньше родители этим займутся, тем лучше и быстрее будет результат у их ребенка.

Воображаемая картина

Необходимо посадить ребенка и поставить перед ним определенный предмет, например, какую-нибудь игрушку. Пусть малыш внимательно на неё посмотрит в течении 20-30 секунд, затем закроет глаза и попробует представить эту игрушку в подсознании. С первого раза у ребенка может не получиться представить картинку с игрушкой. Для этого пусть он опять откроет глаза и посмотрит на игрушку. Для того чтоб это упражнение у ребенка получалось все лучше и лучше потребуется время, ежедневные тренировки помогут малышу четко видеть картинку. Для того чтоб ребенку было интересно желать это упражнение, можно придумать сказку про то что сыщики постоянно используют этот метод, и он помогает им раскрыть преступления.

Взрослым так же полезно вместе с малышом тренировать зрительную память.

Рисунок по памяти

Рисунок по памяти - это продолжение предыдущего метода, только после того как ребенок нарисовал у себя в голове изображение, необходимо убрать игрушку и попросить ребенка изобразить на бумаге то что он увидел у себя в голове. Если рисунок получится не очень похожим это не важно, родителей должны интересовать не схожесть игрушки с оригиналом, а точность деталей, таких как цвет, понимание размеров и другое. Если ребенок не хочет рисовать, то можно попросить его рассказать словами о картинке что находится у него в голове, чтоб он как можно детальней описал предмет.

Словесный портрет

Необходимо попросить малыша вспомнить лица близких ему людей, с которыми он часто бывал в контакте. Пускай он постарается описать их лица, или хотя б детали лица (цвет волос, глаз, форму лица). Если у него это не получится, то можно перед ним разложить фотографии чтоб он внимательно на них посмотрел и запомнил детали лица каждого человека. Вначале пусть он запоминает только некоторые детали, а уже со временем все лицо. Это ему поможет в будущем хорошо запоминать лица людей, с которыми ему придется учится и работать.

У девочек, запоминать лица получается гораздо лучше, потому что они внимательней к деталям внешности человека.

Соревнования в наблюдательности

Для этой увлекательной игры необходимо взять пять разных предметов и накрыть их полотенцем или другой тканью, затем на 10 секунд убрать полотенце чтоб малыш мог запомнить предметы, затем снова накрыть. Потом необходимо попросить малыша назвать предметы, которые он видел и как можно точнее описать их. Со временем количество предметов можно увеличивать. Играть можно с несколькими участниками, для того чтоб они соревновались в своей наблюдательности. Такая игра хорошо подойдет для детей в дороге, в очереди к врачу, в гостях.

Так же можно вместо предметов использовать различные карточки с рисунками, игральные карты, костяшки домино. И чтоб он по памяти рассказал, что было изображено или сколько знаков он увидел.

Речевой слух

К четырем годам у ребенка полностью сформировывается слух. Он уже умеет вслушиваться в чужую или свою речь, выделять при этом звуки в слогах. Понимает где находится та или иная буква (где стоит буква Ш в слове коШка, в начале, середине или конце?), без труда из звуков может составить слово.

Родители должны уделять большое внимание речевому развитию ребенка, особенно это касается тех деток, которые не способны в 4 года определять звуки в словах, и у которых имеются нарушения речи.

Стоит обратиться к логопеду, если у малыша имеются нарушения:

— Малыш заменяет звуки в речи, такие как о – у, ц – ч – щ, р – л, й – ль, парных согласных – глухих и звонких, свистящих и шипящих.

— Ребенок пропускает буквы в словах или заменяет её похожей по звучанию.

— В возрасте 5 лет ребенок не говорит букву Р.

— Ребенок допускает очень большие оговорки в предложениях, при этом в некоторых буквах сильно запинается.

Баланс и развитие интеллекта ребенка

Не нужна стремится учить ребенка чтению, письму, счету, иностранным языкам слишком рано. За все эти занятия отвечает левое полушарие ребенка, у детей в возрасте до 7 лет больше должно доминировать правое полушарие, так как оно отвечает за мышление, эмоции и воображение. Если ребенка совсем в младшем возрасте начинать активно развивать, это может привести только к плохим последствиям.

Родителям важно обеспечить гармоничное развитие своего малыша, поэтому не стоит учить его читать в возрасте 4 лет, ведь глазки малыша ещё не способны к такой зрительной нагрузки. И в столь раннем возрасте читать сказку для ребенка очень большой труд, что он не в состоянии понять смысл прочитанного. Лучше если чтением займутся родители, а ребенок у себя в голове представит сказку.

В этой статье:

Развитие интеллекта у детей может происходить самостоятельно или под чутким руководством взрослых. Ясное дело, что один и тот же ребенок, развивающийся в разных обстоятельствах, вырастет совершенно иным человеком. Так, если в раннем возрасте развитием ребенка будут активно заниматься, то он сможет добиться большего, чем если родители пустят ситуацию на самотек.

Правы те, кто не стоит в стороне, позволяя крохе самостоятельно развивать свой потенциал, выявлять задатки, находить им применение. И неправы родители, перекладывающие развитие своего чада на детские образовательные учреждения. Однако есть еще и момент чрезмерного давления ради всестороннего развития, проявляющегося круглосуточной нагрузкой на ребенка, что выливается в психические расстройства, хроническую усталость и апатию.

При этом многие родители задаются вопросами не только о том, как развить интеллект ребенка, но и какие факторы влияют на данные процессы. От кого малыш получает склонность к мышлению? Чьи гены преобладают? И так далее, и тому подобное. Если верить результатам исследований, то умственные способности чаще всего передаются от матери, при этом на развитие ума влияет только среда и условия, в которых воспитывается карапуз.

Как только у малыша сформируется характер, у него появится желание познавать мир. Вот тут-то и надо проявить максимум усилий. Но не в развитии интеллекта как такового, а в стимуляции желания к познанию. Привить крохе интерес поможет только комплексный подход, главным условием которого является предоставление выбора.

Развитие интеллекта у ребенка берет свое начало еще в утробе матери. Не зря многие беременные женщины слушают классическую музыку, которая благотворно влияет на интеллект будущего малыша. При этом мамочки выбирают плавные, нежные и красивые мелодии. Они не только успокаивают, но и формируют чувство прекрасного, активно воздействуя на мозговые центры. Именно в момент прослушивания мамой классики клетки мозга плода активизируются и передают ребенку максимум положительной информации, непосредственно влияющей на развитие интеллекта.

Факторы развития интеллекта у детей

Большинство родителей думают, что основные факторы развития детского интеллекта – это внимание со стороны взрослых, общение на равных и развивающие занятия. Все так, но не совсем. Например, одним из не менее важных факторов, который часто не учитывается взрослыми, является правильное питание.

Исследования подтверждают тот факт, что не только на жизнедеятельность ребенка, но и на его умственные способности особое влияние имеет грудное молоко. Кроме того, сбалансированное питание в раннем возрасте формирует умственные качества, развивающие интеллект вплоть до подросткового возраста. Поэтому вопрос, кормить ли ребенка грудью или при сбоях лактации перейти на адаптированные смеси, отпадает сам собой. Лактацию следует налаживать! Если же она не возвращается в полной мере, то кормить кроху необходимо хотя бы тем количеством грудного молока, которое имеется, даже если приходится делать это при помощи ложечки или бутылочки после предварительного сцеживания.

Следующий фактор, влияющий на развитие интеллекта, – это условия воспитания. Ребенок нуждается в покое и позитивной обстановке. Напряженность приводит к частым стрессам, которые в дальнейшем отбивают охоту учиться. Поэтому малышу следует дарить максимум положительных эмоций, при этом стараясь не избаловать вседозволенностью. Спокойная, благоприятная, радостная и светлая атмосфера – вот залог желания развиваться у малыша.

Что еще необходимо крохе для развития умственных способностей? Конечно же, забота, поддержка, тепло, любовь, внимание, позитивный настрой, которые бы передавались от родителей к чаду. Дети должны не только слышать, что их любят, но и чувствовать это каждой клеточкой. Дарите своим отпрыскам любовь. И не только в осознанном возрасте, а уже с рождения. А еще лучше – с утробы!

Когда ребенок чувствует любовь, он чувствует свою значимость. Это важно для развития интеллекта, ведь с осознанием своей значимости ребенок приобретает уверенность в себе и собственных силах. Поэтому, кроме любви, не следует забывать еще и о похвале. Ведь есть такие родители, которые никогда не забывают о порицании, но всегда забывают о похвале и ее значении для развития будущей личности.

Хвалить следует даже самые маленькие достижения. Пусть ребенок живет положительными эмоциями. Одобрение играет большую и важную роль на пути к подвигам. Вдохновляйте своего гения – пусть он творит и совершенствуется без страха и оглядки на упреки и порицания.

Способы развития умственных способностей

Первое и самое главное правило в воспитании ребенка – это уважение. Причем не только ребенок должен уважать родителей, но и они его! Да, это маленький карапуз, но в первую очередь он является человеком, со своими желаниями, способностями, страхами и надеждами. Поэтому родителям следует научиться уважать свое чадо и демонстрировать это уважение с ранних лет.

Кроме уважения, ребенок нуждается в постановке выполнимых задач. Не следует требовать от него того же, что и от взрослых. Одно дело уважать малыша, как взрослого, другое – требовать того, что он заведомо не осилит, а в итоге будет вынужден признать поражение, сопровождающееся разочарованием и занижением самооценки.

В доме, в котором растет гармоничная и целеустремленная личность, всегда царит уют и взаимная поддержка. Не надо делать все за ребенка – просто вселите в него веру в собственные силы, поддержите и помогите. Не требуйте многого: это может запутать и испугать. Малышу придется думать, как вам угодить, при этом он будет понимать, что не в состоянии этого сделать.

Гармоничное развитие интеллекта нуждается в стимуляции посредством притока в мозг кислорода. Для этого необходимо регулярно бывать на свежем воздухе и не менее регулярно проветривать помещения. Прогуливаться лучше в парках и скверах, где нет повышенной загазованности. Улучшить приток крови помогает еще и регулярная зарядка или гимнастика. Также она полезна для укрепления общего состояния здоровья.

Прекрасный стимулятор развития интеллектуальных способностей – книги. С младенчества их могут читать детям родители, а чуть позже малыш сам захочет научиться читать. При этом следует не только читать, но и обсуждать прочитанное, подталкивая кроху к мыслям и рассуждениям.

Таланты ребенка

Чтобы развивать таланты ребенка, их сначала необходимо выявить. Как это сделать? Самый простой способ – понаблюдать за малышом. Он обязательно проявит свои способности и интерес к тому или иному виду творчества или ремеслу. Что привлекает кроху? Что ему интереснее всего делать? О чем он может говорить бесконечно? Какая главная мечта у юного отпрыска? Ответы на все эти вопросы позволят собрать цельную картинку. При этом самое главное, что должны сделать родители, – спросить у ребенка, чем бы он хотел заниматься, а не решать это за него, что делает большинство родителей. Причем они выбирают направление деятельности, ориентируясь не на возможности малыша, а на свои амбиции, чаще всего неудовлетворенные в собственном детстве.

Некоторые мамы и папы отдают детей в школы раннего развития, желая как можно раньше начать обучать малыша, чтобы потом иметь возможность похвалиться его успехами перед знакомыми, родными и близкими. Этот подход неверен. Как и то, что ребенок не должен учиться с самых пеленок. Детство на то и дано человеку, чтобы познавать мир в игре, свободно, без обязательств и принуждения.

Чтобы у ребенка появилось желание учиться, ему необходимо обеспечить психологический комфорт. Перегружая сына или дочь, тем более в раннем возрасте, родители добьются обратного эффекта. К тому моменту, как кроха пойдет в школу, он может возненавидеть сам процесс обучения или потерять к нему интерес.

Оптимальный возраст, в котором специалисты рекомендуют отдавать детей в специализированные кружки, – это пять-шесть лет, но никак не три года, когда ребенок должен быть только ребенком, без забот и стрессов человека с плотным графиком.

Передаются ли таланты по наследству? Скорее нет, чем да. Гены, естественно, имеют важное значение. Но иногда их сочетание может дать поразительный результат, которым не обладал никто из предков, ни по одной из линий. Если в ребенке развивать природные задатки, то они могут порадовать прекрасными результатами. Главное условие развития – удовольствие малыша, которое он должен получать от процесса. При этом сам ребенок обязан быть крепким и здоровым. Только с такими условиями можно смело идти вперед к поставленным целям и успеху.

Под интеллектом, как правило, понимается то, что принято называть «ум». Умный человек, интеллектуал, обладает развитым аналитическим мышлением, легко осваивает новые виды деятельности, демонстрирует хорошую память и развитое воображение, умеет управлять своим вниманием и находить эффективные решения для трудностей самого разного характера. Чтобы ваш ребёнок был успешен, легко заводил новые знакомства, уверенно расставлял приоритеты и упорно добивался своей цели, уделяйте внимание развитию его интеллектуальных способностей уже в раннем детстве.

Простые, но эффективные способы развития интеллекта дошкольника

Способ 1: Творите вместе

  • лепите;
  • рисуйте;
  • займитесь оригами;
  • плетите орнаменты из бисера;
  • создавайте простые и сложные аппликации;
  • пойте дуэтом или организуйте семейный ансамбль;
  • делайте оригинальные фигурки из воздушных шариков.

Вы можете выбрать любой приятный для вас вариант совместного досуга, но при этом обеспечить развитие творческого интеллекта ребёнка. Через творчество малыш получает мощный заряд для развития воображения, образного мышления, эмоциональной сферы.

Важно, чтобы творчество было совместным фактически, а не формально. Найдите возможность увлечься процессом. Не обязательно делать занятия ежедневными, но 2-3 часа в неделю на подобное глубокое погружение в совместное созидание можно выделить даже при напряжённом графике.

Способ 2: Читайте вслух

Чтение вслух, когда читает взрослый, а чадо, удобно устроившись рядом, внимательно слушает, вносит в интеллектуальное развитие ребёнка огромнейший вклад:

  • воспитание сопереживания;
  • обогащение словарного запаса;
  • повышение уровня общей эрудиции;
  • поощрение здоровой любознательности;
  • стимулирование мыслительного процесса.


Если ваш ребёнок уже вступил в старший дошкольный возраст (т. е. ему уже исполнилось 5 лет), вы можете подбирать для чтения произведения, интересные и взрослому читателю. Не ограничивайтесь исключительно простыми и увлекательными для ребёнка сюжетами. Расширяйте детский кругозор, обсуждайте с ним прочитанное, фантазируйте на темы «Что было бы, если бы герой поступил иначе» и «Почему герой оказался в такой ситуации».

Вы удивитесь, как быстро при таком подходе ваш кроха будет демонстрировать аналитический ум и способность мыслить критически. Ваш ребёнок станет достойным собеседником, если вы позволите его интеллекту раскрыться.

Способ 3: Настольные игры

  • пазлы;
  • домино;
  • пятнашки;
  • кубик Рубика;
  • конструктор;
  • лабиринты;
  • шахматы;
  • шашки.

Список настольных игр, направленных на развитие интеллектуальных способностей и логического мышления можно продолжать и продолжать. Современным родителям есть из чего выбрать! Детские магазины пестрят красочными упаковками и привлекающими внимание названиями.

Идеально, если вы будете выбирать развивающие настольные игры, ориентируясь на индивидуальные и возрастные особенности ребёнка.

Способ 4: Следите за эмоциональным благополучием ребёнка

Чтобы ваши усилия давали именно те результаты, на которые вы рассчитываете, обратите внимание на то, как ощущает себя ребёнок. Какие эмоции у него доминируют, формируя общий эмоциональный настрой:

  • спокойствие, комфорт;
  • уверенность в своих силах;
  • заинтересованность в занятиях;
  • ощущение себя любимым и желанным.

В старшем дошкольном возрасте ребёнку особенно важно получать образцы здоровых социальных взаимоотношений. Он должен видеть в собственной семье, что значит взаимное уважение и поддержка. Не стесняйтесь говорить ласковые слова, хвалить за успехи и подбадривать, когда что-то не удаётся с первого раза. Избегайте оценочной, негативной лексики. Не допускайте, чтобы ребёнок в 5-6 лет сомневался в своих интеллектуальных способностях.

Каждый ребёнок - потенциальный гений. Раскрыть этот потенциал - задача внимательных, любящих взрослых. Впрочем, не обязательно ставить целью воспитание гения, чтобы понимать, как важно развить интеллект у ребёнка перед школой. Развитый интеллект - это основа для успешности малыша в любых его начинаниях.

Развивайте интеллект ребёнка, получая удовольствие от процесса и испытывая гордость от результатов. Пусть ваше родительство будет наполнено счастьем!

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку

Ричард Нисбетт: способыспособов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка

Интеллект - качество не только врождённое, но и приобретённое. Психолог Ричард Нисбетт даёт советы о том, как его приобрести, улучшить и передать своему ребёнку.

Долгое время считалось, что интеллект целиком определяется наследственностью. Воспитание и образование если и оказывают какое-то влияние на интеллектуальные способности, то несущественное. Школы и университеты передают определённый набор знаний и помогают освоить специфические операции вроде счёта и письма, но не делают людей умнее. Если ты умный, то это у тебя «гены такие». Сегодня этот взгляд полностью опровергнут.

Многие выводы о главенстве наследственных факторов были основаны на банальных ошибках. К примеру, учёные сравнивали близнецов, которые с самого раннего возраста воспитывались в разных семьях. Различие в уровне интеллекта между ними было минимальным. Из этого следовал вывод: воспитание и окружение не имеют большого значения. Но исследователи не учли, что семьи, которые берут на своё попечение приёмных детей, тоже почти не отличаются друг от друга - всё это семьи с достаточно высоким доходом и уровнем образования.

Люди становятся умными не потому, что у них «гены такие», а потому, что у них была возможность такими стать.

Это совсем не означает, что наследственность ни на что не влияет, или что ребёнок - «чистая доска», на которой семья и окружение могут изобразить то, что им вздумается. Врождённые способности имеют значение. Но то, как вы будете их использовать и развивать - не менее важно.

Основываясь на многочисленных исследованиях психологического развития детей, известный психолог Ричард Нисбетт из Мичиганского университета (США) в книге «Что такое интеллект и как его развивать» предложил несколько способов и правил, которые помогут вам повысить интеллектуальный уровень своего ребёнка .

Интеллект формируется до наступления периода зрелости, но поддерживать его необходимо и в более позднем возрасте, поэтому эти правила будут полезны и взрослым.

1. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Хотя будущие мамы могут волноваться, что физические упражнения рискованны, есть данные, что они повышают интеллект новорожденного без всякого риска, как для матери, так и для ребёнка.

В прекрасно организованном исследовании 40 беременных женщин, привыкших часто и активно выполнять физические упражнения, половину из них учёные попросили энергично упражняться не менее трех раз в неделю - бегать, заниматься аэробикой, кататься на лыжах. А другой половине предложили ограничить нагрузки ходьбой.

К пяти годам IQ детей занимавшихся женщин был на 9 пунктов выше. Исследование, пожалуй, имеет смысл повторить, так как такая разница кажется неправдоподобно большой.

Физические упражнения полезны для ребенка, для будущей матери и вообще для всех. Тренировка крупных мышечных групп действительно способствует более интенсивному росту нейронов, а эксперименты - по крайней мере, на животных - показывают, что физические упражнения улучшают кровоснабжение головного мозга. Упражнения положительно влияют на интеллект, даже если начать заниматься относительно поздно.

У пожилых людей, которые занимаются физкультурой, способности к решению задач сохраняются на неизменном уровне дольше, чем у тех, кто ведет менее активный образ жизни.

<...> Силовые тренировки в сочетании со специальными нагрузками для сердца полезнее, чем только специальные упражнения . Те, кто регулярно занимается физкультурой в зрелом возрасте, в три раза реже становятся жертвами болезни Альцгеймера в возрасте старше 70 лет по сравнению с теми, кто не занимается. Даже начав заниматься после 60 лет, вы снижаете риск болезни Альцгеймера вполовину!

2. ТРЕНИРОВКА ПОДВИЖНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Вопреки распространённому мнению, компьютерные стрелялки не снижают, а иногда даже повышают уровень интеллекта.

Улучшить подвижный интеллект можно при помощи разных видов деятельности, причём не только в детском возрасте.

Вспомните, что такое подвижный интеллект: это способность к решению нестандартных задач, где выученные ранее правила и понятия могут оказаться бесполезными.

К задачам такого типа относятся Прогрессивные матрицы Равена. В этом тесте испытуемому предлагаются геометрические фигуры, изменённые определенным образом, и он должен оперативно вывести правило, на основании которого можно будет предсказать следующий этап трансформации этих фигур. К занятиям, стимулирующим развитие подвижного интеллекта, относятся компьютерные игры, тренирующие контроль внимания и рабочую память.

Нейрофизиолог Розарио Руэда и ее коллеги описали несколько типов игр, которые способствуют развитию подвижного интеллекта у маленьких детей . Один из них - так называемые прогностические упражнения. Вариант игры этого типа, который использовали Руэда с коллегами, заключался в том, что дети должны были угадать, где вынырнет утка, которая перед этим нырнула в пруд. С помощью джойстика дети управляли на экране кошкой, передвигая её туда, где, как они предполагали, должна появиться утка.

Тренировка подвижного интеллекта при помощи таких упражнений помогает детям справляться с Прогрессивными матрицами Равена, которые требуют хорошего контроля внимания и рабочей памяти. Эти функции подвижного интеллекта играют особенно важную роль в обучении детей, которые ещё не достигли подросткового периода.

3. САМОКОНТРОЛЬ

Знаменитый эксперимент Уолтера Мишела с маршмеллоу.

Наиболее достоверные из имеющихся данных свидетельствуют в пользу того, что у детей с уровнем самоконтроля выше среднего интеллект обычно также достаточно высо к, а кроме того, при любом интеллекте у них весьма высока успеваемость.

Личностный психолог Уолтер Мишел и его коллеги проводили исследование в детском саду при Стэнфордском университете, куда ходили дети преимущественно из обеспеченных семей среднего класса, и обнаружили, что те, кто был способен вытерпеть отсрочку вознаграждения и в результате получить не одно печенье сейчас же, а два, но позже, в подростковом возрасте имели более высокие оценки и значительно более высокие баллы по SAT .

Такая же зависимость была выявлена при наблюдении за детьми из семей бедных меньшинств в Нью-Йорке: чем больше терпения проявлял ребёнок в опыте с отсроченным вознаграждением, тем выше были его школьные оценки.

Оказывается, корреляция между уровнем самоконтроля и средним баллом в два раза выше, чем между IQ и средним баллом.

Здесь мы уже можем говорить о наличии причинно-следственной связи. Самоконтроль практически наверняка дает дополнительные преимущества, позволяя достигать большего, чем можно ожидать на основании показателей интеллектуального развития человека.

К сожалению, нам пока неизвестны эффективные пути развития самоконтроля у детей, но некоторые исследования все-таки дают понять, в каком направлении стоит двигаться. Мы знаем, что если перед глазами ребёнка пример взрослого, вознаграждающего себя независимо от реального успеха, то ребёнок с большой вероятностью станет поступать так же. А если ребёнок видит, как взрослые позволяют себе справедливое вознаграждение только за хорошо проделанную работу, то и он старается следовать тем же правилам.

4. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ГИБКОСТИ - И ХВАЛИТЕ ЗА УСЕРДИЕ

Для родителей очень важно внушить детям, что их интеллект - в их власти. Азиаты очень склонны считать, что способности нужно развивать. Неудивительно, что американцы азиатского происхождения прилагают больше усилий для достижения лучших результатов во время обучения, чем евроамериканцы. Причем неудачи больше, чем успех, служат для них стимулом для еще более упорного труда.

Очень важно внушать ребёнку: если что-то не получается с первого раза, нужно постараться ещё.

Вероятно, не стоит вознаграждать детей за их ум. Лучше отмечать и поощрять усердную работу, которая напрямую зависит от их воли. Если ребенка хвалят за то, что он проявляет ум, он специально старается продемонстрировать свои возможности, выбирая задачи, с которыми успешно справляется, и стараясь уклониться от тех, которые не даются ему так легко. Другими словами, если ребёнка хвалят за ум, он стремится избегать трудностей и даже не пытается браться за то, что могло бы дать ему какие-то новые знания и опыт.

В одном весьма интересном эксперименте, иллюстрирующем это соображение, возрастные психологи Клаудия Мюллер и Кэрол Двэк говорили детям, что они очень хорошо справились с заданиями теста прогрессивных матриц Равена, и награждали их как за сообразительность, так и за усердие. Затем они предлагали детям выполнить другие задания - либо простые («значит, я легко с ними справлюсь»), либо сложные, требующие усилий и нестандартного подхода («значит, я многому научусь, пусть и не буду выглядеть умнее всех»).

Из тех детей, кого хвалили за ум, 66% выбирали легкие задания, благодаря которым могли еще раз продемонстрировать свою сообразительность; а из детей, которых награждали за усердие, более 90% выбирали более сложные задания, выполнение которых помогало им узнать нечто новое.

Если ребёнок достигает успеха благодаря способностям , он не хочет рисковать и обнаруживать, что, может быть, не такой уж он и умный. Если результат достигается усердным трудом , то ребёнок стремится и дальше браться за задачи, которые позволят ему проверить пределы собственных возможностей и приобрести больше разнообразного опыта. <...>

Те, кого хвалили за способности , меньше стремились продолжать работу и реже говорили о том, что им интересно решать другие задачи, в сравнении с теми, кого хвалили за упорный труд. Те, кого изначально хвалили за интеллект , справлялись с меньшим количеством задач, чем те, кого хвалили за старание. Мораль: вознаграждайте прилежание, а не ум.

5. НЕ НАГРАЖДАЙТЕ ДЕТЕЙ ЗА ТО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ ИМ УДОВОЛЬСТВИЕ

Неправильно обещать ребёнку вознаграждение за то, что он сделает что-то, что вы хотите поощрить, если ребёнку это и так интересно.

Совместно с возрастными психологами Марком Леппером и Дэвидом Грином я наблюдал за воспитанниками детского сада, которые занимались новым для них делом - рисовали «волшебными» маркерами.

Большинству детей очень нравилось это занятие. Потом мы пообещали некоторым детям награду, если они нарисуют маркерами что-нибудь для нас, что они с радостью и сделали. Затем, пару недель спустя, детям снова предложили маркеры. Дети, которых до этого награждали за рисунки, стали рисовать меньше, чем те, кого не награждали, и рисунки их были хуже.

Получается, что заключенный с детьми «контракт» превратил игру в работу.

Мы похвалили рисунки других детей, которым не обещали вознаграждения, и впоследствии эти дети рисовали маркерами больше, чем те, которые не получили ни награды, ни похвалы. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок делал что-то, хвалите его за уже сделанное. Не нужно обещать награду за то, что он сделает.

Однако иногда вознаграждение оправдано. Если ребёнок не собирается сам сделать что-то без вознаграждения, тогда, возможно, стоит заключить с ним договор. Если его начальный интерес к деятельности низок, обещание награды может побудить ребёнка заняться этим, а затем, возможно, он сам заинтересуется этим делом.

6. ЭФФЕКТИВНОЕ НАСТАВНИЧЕСТВО

Воспитывая своих детей, постарайтесь держать в голове правило «пяти С» Марка Леппера (control, challenge, confidence, curiosity, context): поощряйте в ребёнке ощущение контроля, ставьте перед ним сложные задачи, внушайте ему уверенность, возбуждайте его любопытство и, давая ему задание, соотносите его контекстом: с реальным миром или ситуациями из кинофильмов и ТВ-программ.

Кроме того, не нужно заострять внимание на небольших ошибках, например, если ребёнок забыл поставить знак «-»; старайтесь предотвращать ошибки, за исключением тех случаев, когда из них можно извлечь урок; не упрощайте материал ради самооценки ребёнка, а лучше измените способ его подачи; задавайте наводящие вопросы; и не захваливайте ребёнка сверх меры.

7. ШКОЛЫ

Наконец, некоторые соображения по поводу школ. Насколько это в ваших силах, постарайтесь определить вашего ребёнка в класс с лучшими учителями, особенно в самом начале обучения.

Избегайте неопытных учителей. Если в школе, где учится ваш ребёнок, не используются эффективные компьютерные программы для обучения чтению, математике и естествознанию, попробуйте обсудить с администрацией возможность их применения. <...>

Если в школе не используются методики кооперативного обучения, при которых дети работают над решением задач и приобретением знаний совместно, предложите использовать их в школе. Выясните, в курсе ли директор вашей школы, кто из учителей имеет наилучшую квалификацию, и узнайте, есть ли возможность поощрять лучших. Если таких возможностей нет, попробуйте воздействовать на общественный совет школы, чтобы это стало возможным.

Высказывайтесь против пристрастного отношения к наличию у учителей разного рода сертификатов и учёных степеней.

Нет никаких доказательств, что учителя с сертификатами и степенями лучше работают с детьми. Учителя должны уделять больше времени наработке педагогических навыков с помощью коллег и специалистов, которые наблюдали бы за их работой и обеспечивали поддержку и обратную связь.опубликовано .

Олег Матфатов

Остались вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Развитие интеллекта у детей – важная задача каждого родителя. Приобретение новых знаний и умений, способность анализировать полученную информацию, напрямую зависит от того, насколько взрослые занимаются развитием малыша.

Дети, с которыми мама и папа играют, читают, рассказывают об окружающем мире, будут заметно отличаться в интеллектуальном плане от тех сверстников, чье развитие было пущено на самотек.

Виды интеллекта ребенка

Интеллект охватывает не только мыслительные процессы. Это понятие означает способность человека применять полученные знания на практике для решения тех или иных бытовых задач.

Характеристики интеллектуальной системы ребенка:

  • Разум;
  • Сознание;
  • Память;
  • Логика;
  • Способность прогнозировать события;
  • Управление предметами.

Мозговая деятельность маленького человека имеет различные направленности, которые формируют его личность. Разделяют следующие виды интеллекта ребенка:

  • Логический . Отвечает за решение задач, умение анализировать и делать верные, последовательные выводы.
  • Вербальный или лингвистический . Способствует развитию коммуникативных навыков, умению общаться с людьми и правильно выражать свои мысли.
  • Эмоциональный . Характеризует способность ребенка оценивать свои чувства, ощущения и выражать их.
  • Физический . Отвечает за двигательную активность, координацию движений и моторику малыша.
  • Социальный . Помогает адаптироваться ребенку в обществе, находить друзей.
  • Творческий . Помогает проявлять свои нестандартные способности посредством художественной, музыкальной, игровой деятельности.
  • Конструктивный . Определяет взаимоположение предметов в пространстве и способность ориентироваться в нем
  • Духовный . Основы данного вида интеллекта закладываются еще с детства. Это самопознание, отношение к миру, осознание себя частью его.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта ребенка

Образ жизни семьи, экологические факторы, питание, окружение – все это оказывает непосредственное влияние на IQ малыша. Родители должны знать основные факторы, способные воздействовать на интеллект ребенка. К ним относятся:

  1. Благоприятная эмоциональная атмосфера дома . Если кроха встревожен, наряжен или напуган, блокируются те чести мозга, которые отвечают за интеллектуальное развитие.
  2. Чувство защищенности . Малыш должен быть уверен, что близкие его поддерживают и любят. Дети, которых хвалят и подбадривают, легко достигают успехов в учебной и творческой деятельности.
  3. Тесный контакт с мамой . Доказано, что от частых объятий, прикосновений и поцелуев малыши становятся умнее и здоровее.
  4. Прослушивание классической музыки стимулирует развитие мозговой деятельности. Еще в период беременности мама может включать мелодии Моцарта, Баха, Вивальди, ведь уже на седьмом месяце беременности у малыша сформирован слух.
  5. Частые прогулки на свежем воздухе способствуют насыщению мозга кислородом, а, следовательно, стимулированию его деятельности.
  6. Использование игрушек , творческих принадлежностей способны развить воображение и творческие навыки.
  7. Необходимо постоянно общаться с ребенком , задавать ему вопросы, рассказывать об окружающем мире, спрашивать его точку зрения. Постепенно малыш учиться строить монолог и правильно выстраивать диалог.
  8. Решение логических задач и упражнений , головоломки, развивающие пособия значительно повышают уровень IQ.
  9. Предоставление ребенку разумной самостоятельности . Не стоит явно исправлять то, что не смог сделать или недоделал малыш.
  10. Разумные запреты и ограничения , если они используются исключительно по делу, способствуют развитию мыслительной деятельности малыша.
  11. Соблюдение режима сна .

Важно! Дети, которые в первый год жизни находились на грудном вскармливании, во взрослом возрасте показывают более высокие результаты тестов на IQ и большие успехи на профессиональном поприще.

Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для развития интеллекта ребенка. Личность маленького человека только формируется, и на это большое влияние оказывает его окружение.

Важно! Знания, заложенные родителями с детства, сформируют прочный фундамент для дальнейшего обучения и успеха в жизни.

Интеллектуальное развитие дошкольников формируется в процессе игры, ведь в такой форме новые знания усваиваются легко и непринужденно. Важно правильно подобрать игрушки. Для детей от года до двух в арсенале должны быть:

  • пирамидки;
  • кубики;
  • сортеры;
  • музыкальные инструменты;
  • вкладыши с животными или фигурами;
  • крупная мозаика из 2-х или 4-х деталей;
  • мячи.

Можно своими руками изготовить бизиборд – развивающая доска со множеством прикрепленных к ней предметов обихода. Это могут быть различные кнопочки, выключатели, шпингалеты, крючки и прочие маленькие «опасности», которые в обычной жизни крохе трогать нельзя. Такая доска надолго может увлечь как малышей, так и детей постарше. Они учатся пользоваться бытовыми приспособлениями, тем самым развивая логику и мелкую моторику.

С детками от 3 до 5 лет можно придумать множество увлекательных способов развить творческие или умственные способности. Например, кукольный театр – игра, в которой могут принимать участие и дети, и взрослые. Различные сюжеты несут в себе нравственный и обучающий смысл.

В процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста очень важно тренировать память. Можно выложить перед ребенком несколько различных предметов, а малыш должен их запомнить и отвернуться. Затем мама убирает одну из вещей и спрашивает чадо, что именно спрятано у нее за спиной.

Развитие интеллекта у детей дошкольного возраста нельзя представить без книг. Совместное чтение, рассматривание картинок, загадки – все это нравится малышам, развивает их воображение, речевые навыки, логику и память. Не стоит пренебрегать прогулками на природе, походами в зоопарк и музей — ребенку сейчас интересно все.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) характеризуется активной социализацией и получения новых знаний. Интеллектуальная готовность ребенка к школе – это способность маленького человека овладеть анализом и сравнением, выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями.

Показателями интеллекта для детей старшего дошкольного возраста являются:

  • навыки развития речи – говорить так, чтобы другие понимали;
  • словесно-логическое мышление;
  • наглядно-образное мышление (умение сравнивать и обобщать).

Дети в дошкольном возрасте воспринимают мир через сюжетно-ролевую игру. Взаимодействуя в игровом процессе, дошкольники учатся межличностным отношениям, моделированию различных ситуаций и их разрешению.

Важно! Родители должны вложить в детей не только навыки счета и знание алфавита, но и воспитать заинтересованную в окружающем мире личность, не стесняющуюся задавать вопросы. Развитие таких качеств, как усидчивость и трудолюбие очень помогут в дальнейшем процессе обучения.

Упражнения на развитие интеллекта ребенка

Для того, чтобы школьнику было легче усваивать новые знания, можно делать комплекс упражнений для активации мозговой деятельности. Специальная «гимнастика» способствует созданию новый нейронных связей, координирует работу левого и правого полушария не только у младших школьников, но у подростков.

Комплекс упражнений для развития мозговой деятельности:

  1. Журавль . Ребенку необходимо встать, выпрямить руки по швам, согнуть и поджать левую ногу. Одновременно нужно подняться на пальцах правой опорной ноги. Упражнение повторяется 3-5 раз в медленном темпе.
  2. Ленивые восьмерки . Необходимо вытянуть правую руку вперед, поднять вверх большой палец и нарисовать в воздухе горизонтальную восьмерку. Повторять по 4-5 раз в каждую сторону, меняя руки, затем скрепить их в замок и проделать то же самое.
  3. Рисование двумя руками . Необходимо взять карандаши в правую и левую руки, и попытаться перерисовать простой рисунок как можно симметрично.

Гимнастику следует выполнять под присмотром взрослых, в первом упражнении ребенку нужна подстраховка, т.к. в первый раз многие дети теряют равновесие. Также родители должны оценивать правильность и симметричность выполнения второго задания.

На мозговую гимнастику достаточно уделять 5-7 минут в день и при ежедневных повторениях, уже через месяц будет заметный положительный эффект.

Интеллектуальное развитие младших школьников

В младшем школьном возрасте для успешной адаптации ученика к школьной жизни необходимо осуществлять плавный переход от одного вида деятельности к другому.

Существуют разные педагогические программы для вовлечения ребенка в процесс обучения и ненавязчивого усвоения новой информации. К таким приемам относятся:

  • Интеллектуальные игры . Это загадки, шарады, головоломки, ребусы, при решении которых школьник старается на максимум использовать свой умственный потенциал.
  • Наблюдение . С целью познания и объяснения происходящих в природе явлений можно вести дневник наблюдений. При этом расширяется кругозор и улучшается внимательность.
  • Дидактическая игра («Умники и умницы», «Знатоки»). Ей можно заняться как на уроках, так и вне класса. Сам процесс придумывания заданий способствуют развитию мышления, обоснованности суждений, умению доводить начатое дело до конца.
  • Медиапрезентации . Яркие слайды, картинки, используемые в компьютерных презентациях, помогают школьнику лучше усваивать материал, удерживать внимание в течении продолжительного времени, слушать и воображать.

Интеллектуальному развитию младших школьников способствует выполнение творческих заданий – поделки, аппликации, рисование, лепка.

Упражнения для развития вербального интеллекта у детей

Вербальный интеллект помогает детям разбираться в сложных взаимосвязях слов внутри языка.

Упражнения, развивающие вербальный интеллект:

  • Можно предложить малышу закончить последовательность: «корова» — «теленок», «овца» — «ягненок» и т.д.
  • Для развития вербального интеллекта перед ребенком выкладывают несколько карточек, к примеру, с животными, различными персонажами, предметами обихода. Необходимо придумать небольшой рассказ, задействуя нарисованных героев.
  • Детей постарше можно попросить подобрать третье слово с одинаковым смыслом с двумя словами, приведенными ниже:
    • «табу», «вето»;
    • «спор», «противостояние»;
    • «палка», «единица» и т.д.

Игры для развития интеллекта у детей 5-7 лет

Успешная стимуляция мозговой деятельности у детей старшего дошкольного возраста происходит в форме игры.

Игры для развития интеллектуальных способностей дошкольников в возрасте 5-7 лет:

  • «Пуговицы» . У двоих участвующих должно быть по одинаковому набору пуговиц и расчерченных на клетки листов. Один из игроков расставляет пуговицы в определенном порядке на бумаге, второй должен запомнить где и как они расположены. Затем поле накрывается, и игрок воссоздает порядок атрибутов поле.
  • «На стол! Под стол! Стучать!». Сначала взрослый произносит команды и следует им. Малыш должен слушать и выполнять. Когда он привыкнет, мама меняет команду, говоря «на стол», сама при этом прячет под него руки. Смысл в том, чтобы кроха не слепо повторял, а верно выполнял произнесенные команды.
  • «Зеркало» . Играют двое. Один из детей совершает движения, например, машет руками, строит рожицы, приседает и т.д. Другой – повторяет за ним в течении одной минуты. Затем, можно поменяться местами.
  • «Бывает/не бывает» . Необходимо назвать какую-либо ситуацию (самолет летит, яблоко соленое и т.д.) и бросить малышу мячик. «Бывает», — значит необходимо его ловить, и наоборот.

Развитие детей во многом зависит взрослых. Необходимо выявлять предрасположение к тому или иному виду деятельности своего чада и всесторонне его развивать.