Подросток не знает чем заняться. "поколение сатори" или "молодежь, которая ничего не хочет"

Известную фразу «Хотеть не вредно, вредно не хотеть» можно сделать эпиграфом к этой статье. Именно проблема отсутствия стремления к чему-либо часто и является причиной .

Конечно, родителей главным образом тревожит нежелание ребенка учиться. Тема школьной успеваемости, безусловно, очень важна и действительно серьезна, поэтому требует отдельного разговора. В этой статье мы рассмотрим ситуацию, при которой подросток не хочет вообще ничего. На первый взгляд...

Мотивация деятельности

Интересная деталь: чем больше родитель хочет чего-то от ребенка, тем больше этот ребенок ничего не хочет. И получается, что родитель решает невыполнимую задачу: как найти какой-нибудь хитрый педагогический прием, чтобы заставить, принудить ребенка хоть что-нибудь делать. По поводу успешности этой задачи вспоминается пословица: «Можно затащить лошадь в воду, но нельзя заставить ее пить».

Чем сильнее вы давите, тем сильнее сопротивление. И задача как раз в том, чтобы не давить, а найти причину сопротивления и убрать ее.

Ошибка родителя в том, что хочет именно он, а не ребенок.

Вот он секрет! Не родитель говорит: «Хочу, чтобы он, ему (ей) это надо», а подросток говорит: «Я хочу, мне надо это». А ведь «хотеть» – это навык, который нужно сформировать. Хотя часто нужно просто не заглушить гиперопекой желание ребенка узнавать что-то новое.

С юных лет ребенка необходимо учить слушать себя, свои желания, разбираться в том, что ему хорошо, что плохо. Поощрять и развивать любознательность, желание подражать взрослым, вовлекать их в совместную деятельность, развивать навыки самообслуживания.

Ведь действительно понятно отчаяние родителей, когда 13–15-летний «здоровый лоб» любого пола не может (не привык) за собой убрать грязную тарелку, не ухаживает за своей одеждой, у него нет никаких . И еще не желает учиться, ничем не интересуется и не имеет внятных желаний. Но ведь поначалу это все закладывается родителями. Не приучали к ответственности, не учили, не ставили границ, ограждали от всего (в том числе от домашних обязанностей), не давали хотеть и пробовать себя в разных делах. И вот теперь – закономерный итог: к подростковому возрасту дитя ничего не умеет и не хочет. Если запрещать, решать и отвечать за ребенка, то откуда у него возьмутся осознанные желания, умения и ответственность?

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Родительское знание о том, как лучше для моего ребенка, необходимо для годовалого ребенка, важно – с года до трех, с трех до семи – «временами отдыхает», с 7 до 12-13 – применяется в крайних случаях. А уже старше 13 лет – применяется, только если подросток сам обратился за помощью.

Почему мой ребенок ничего не хочет?

Задавая вопрос, почему мой ребенок ничего не хочет, спросите себя: «Что я делал не так? Может быть, у ребенка были какие-то желания и интересы, но мне они показались глупыми, пустыми или просто несвоевременными? Я запретил, и мой ребенок просто не захотел или не смог сопротивляться мне?»

Желая ему вроде бы только хорошего, вы мешаете ему развиваться! Спросите у ребенка, что он хочет, что думает по этому поводу, дайте возможность сделать что-то, даже если не получится, даже если, по вашему мнению, это неправильно. Пусть ошибется, пусть встретится с отрицательными последствиями своего действия или бездействия.

Только пробуя, учась, осознавая, человек познает себя, свои желания, возможности, сильные и слабые стороны.

Если вы контролировали ребенка с детства, отдавать контроль будет очень непросто. Не ждите, что все исправится быстро, за неделю. Вы к этому не привыкли, и подросток, дожив до 14, 15, 16, 17 лет не знает, как это – отвечать за себя.

Знание о том, как лучше для кого-то (даже если это собственный ребенок), – единственное знание, способное искалечить жизнь. Звучит жестко, но это правда! Не совершайте этой ошибки.

Ирина Иванникова

Они гораздо больше ценят собственный комфорт, не стремятся сделать карьеру, заработать материальные блага и не рвутся увидеть мир. Что движет сегодняшними двадцатилетними, чего они хотят и почему их называют «поколением сатори» - в материале РИА Новости.

«Сатори» - просветленные подростки. Впервые о том, что это поколение коренным образом отличается от предыдущих, заговорили в 2010 году в Японии. Тогда бывший журналист газеты «Никкей» Таку Ямаока в опубликованной в 2010 году книге «Молодежь, которая ничего не хочет» описал их так: «Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична». За такими людьми закрепился термин «поколение сатори» - это слово можно перевести как «просветление», так называется один из видов медитативной практики.

Японская студентка Мисаки из частного токийского университета и ее ровесник из московского вуза Павел (имена изменены по просьбе спикеров) рассказали о том, как современная молодежь видит саму себя и свое будущее.

Они по-разному смотрят на свою карьеру. Если Мисаки намерена сразу же после выпуска устроиться в крупную компанию, чтобы не беспокоиться о заработке, то для Павла важно получать от работы удовольствие.

«Я нигде не работал и не работаю. Сейчас я живу с родителями, они оплачивают мою учебу, в клубы я не хожу, потому что для меня в этом нет необходимости. У меня были подработки, один раз мне даже заплатили 17 тысяч рублей, но они год пролежали у меня - мне не на что было их потратить. Я понимаю, что мне придется рано или поздно создать семью, и тогда мне нужно будет ее обеспечивать, но пока у меня нет дела, от которого я бы «горел», - говорит Павел.

«Сатори» не разделяют идею о том, что настойчивость и старания - гарантия успеха.

«Я много раз видел, как люди из моего окружения выкладывались по полной и оставались ни с чем. Упорные усилия не гарантируют достойную награду», - рассказывает Павел.

«С призывом «Надо стараться, и все получится» выступают те, кто не знал поражений. «Победители» и «проигравшие» - эти термины уже давно получили хождение в Японии. «Победители» - это те, кто, по мнению окружающих, сумел хорошо устроиться в жизни: у них есть деньги и уважение общества. У «проигравших» все наоборот», - считает Мисаки.

Они не согласны с тем, что у поколения не хватает эмоций.


«Дело не в недостатке страсти, а в избытке информации. Она мешает нам понять, чего же мы хотим на самом деле, на что можем направить свой пыл. В результате наши страсти выгорают впустую», - говорит Мисаки.

Представление «сатори» о любви тоже отличается от взглядов их родителей.

«Сейчас многие предпочитают не вступать в брак, считая, что дети и другие семейные заботы могут помешать карьере. Что думают юноши-студенты, я не знаю, но мои сокурсницы не ставят перед собой цель непременно выйти замуж. Это не значит, что они охладели к любви, скорее любовь утратила свое первостепенное значение», - считает японская девушка Мисаки.


У россиянина Павла к любви отношение схожее.

«Мы расстались с моей последней девушкой, хотя я даже думал связать жизнь с этим человеком. Сейчас у меня нет времени и желания заводить серьезные отношения. Все предыдущие опыты заканчивались одинаково - мне это просто надоедало. Люди приходят и уходят - я спокойно к этому отношусь, вряд ли стал бы за кого-то бороться или же переживать и скучать», - говорит Павел.

Молодежи 2010-х не свойственен карго-культ.

«Сегодня модных брендов так много, что стремление приобретать их с целью выделиться из общего фона потеряло всякий смысл.тОбладание чем-то необычным и нестандартным сегодня не повысит ваш статус», - рассказывает Мисаки.

Павел добавляет: «Я не люблю людей, которые нарочито подчеркивают свой достаток. Как правило, за подобными понтами ничего нет».


Еще одна отличительная черта «сатори» - самоизоляция, и важную роль в этом сыграл интернет.

«Кто-то заходит в Сеть лишь для того, чтобы получить новую информацию, а общаться предпочитает при личной встрече, а для кого-то, наоборот, средством самовыражения стали социальные сети. Такие люди не сообщают аккаунт друзьям из реального мира, а свои мысли и чувства излагают письменно на страницах Сети, ведь в реальной жизни общаться они не умеют», - отмечает Мисаки.

Крайняя степень добровольного одиночества, как и понятие «сатори», пришла в Россию также из Японии. Философия «хикикомори» - молодые люди месяцы, а иногда и годы проводят в добровольном заточении. Связь с внешним миром через интернет, еда на заказ, случайные заработки или выживание за счет помощи родственников - людям с такими привычками еще недавно ставили диагноз «клиническая депрессия».

«В общении с друзьями я люблю говорить фразу «я - хикка», как бы объясняя большинство моих поступков. Конечно, социопатии, как заболевания у меня нет, но в каждой шутке есть доля шутки - я спокойный и закрытый человек, интроверт», - рассказывает Павел.

«Виртуальный образ стал не просто двойником реального прототипа, он стал самостоятельной единицей. Страницы и фотографии в соцсетях - это не детали, как одежда, паспорт или резюме, это целое - сложная структура, которая влияет на мнение о тебе не только в окружении сверстников, но, к примеру, на мнение работодателя», - считает Степанова.

Интернет открывает этому поколению массу возможностей.

«Можно видеть другие страны, не покупая билет на самолет, общаться, не выходя из дома, получить возможность высказаться и делать это без какого-то особенного статуса в обществе. «Сатори» существуют вне стран и границ, интернет и доступ к информации - вот что объединяет этих людей по всему миру», - рассказывает Юлия

Это поколение первым осознало, какое огромное влияние на реальную жизнь может оказывать виртуальная составляющая, считает Юлия. Вот что она сама говорит об этом.

«Хочешь смотреть «My little pony» и писать фанфики или изучать жизнь амишей в Америке начала ХХ века - пожалуйста, занимайся. Не нужно прятаться - достаточно найти единомышленников. Можно даже не иметь денег для поездки, ты найдешь тех, кто достанет для тебя сведения на месте. Сатори - первые дети другого мира, который отрывается от реального и уходит в онлайн», - считает Юлия.

Психолог Елена Турлина считает, что отнюдь не интернет может быть причиной таких особенностей молодого поколения.


«Недавно проводились исследования, которые показали, что у московских подростков, которые по возрасту близки к «сатори», очень низкий уровень запросов. Они описывают свои карьерные ожидания фразой «лишь бы на жизнь хватило», - поясняет психолог.

Елена объясняет это тем, что их родители очень много времени проводили на работе, были заняты зарабатыванием денег, постоянно транслировали то, что они очень устали, что у них нет времени. «А интернет этим детям компенсировал социализацию», - добавляет психолог.

Она считает, что в России такое явление чаще встречается в мегаполисах.

«В регионах молодежь больше старается выехать в крупные города - на родине у них нет такого количества развлечений, как в Москве или Петербурге, там у молодых людей больше амбиций», - говорит Елена.

У этого поколения другое представление о семейных ценностях: «Они хотят, чтобы их будущие семьи были счастливыми, но они не получили навыков, как правильно проявлять свои чувства, как правильно выстраивать отношения, чтобы снизить уровень конфликтности».

«Можно, конечно, попытаться построить прогноз- я считаю, что отсутствие навыков семейной жизни выльется в рост числа разводов, ведь уже сейчас можно наблюдать большое количество семей, где один родитель, как правило, женщина. На нее накладывается необходимость много работать и у нее нет возможности уделять достаточно времени ребенку, получается замкнутый круг. Мужчины в этом поколении больше ориентированы на семью, чем мы привыкли, исходя из традиционных устоев общества, у них нет этой установки «мужчины-добытчика». Но им опять-таки не хватает умения строить отношения, а на профессиональную реализацию остается меньше времени», - говорит Елена.

Кажется, что это касается всего мира. Что в Австралии менеджер среднего звена бросает работу в офисе ради собственного бара, в Европе студентка решает уделять время стартапу вместо рождения ребенка, а в Азии фашиониста готов выложить круглую сумму не за брендовую вещь, а за ту, которая ему действительно понравилась. Но нет, несмотря на глобальные тенденции, есть еще и менталитет, и история, и национальные травмы, в конце концов. В Японии, например, людей, родившихся в конце 80-х – начале 90-х, называют поколением Сатори. Если углубляться в дзен-буддизм, то там термин «сатори» означает внутреннее просветление, пробуждение вследствие самопогружения.

Впервые словосочетание «поколение Сатори» было использовано в 2010 году в комментарии под описанием книги Таку Ямаока «Молодежь, которая ничего не хочет». Буквально – ничего. Как анализировал поведение современных молодых людей автор, они лишены амбиций и желаний, не стремятся к реализации в карьере, семье, социуме. Им не нужны брендовые вещи и путешествия заграницу – они лишь в поиске собственного комфортного ритма жизни, которая не обещает ничего выдающегося.

«Поколение Сатори. Они не станут делать ничего там , где известен результат. Бесчувственные. Результат для них важнее процесса. Не допустят потерь», – такой твит позже сделал основатель сайта, где рассказывалось о книге. Его запись молниеносно распространилась по сети, прочно ассоциируясь в сознании с молодыми японками и японцами.

Многие специалисты называют это явление «откатом в прошлое» . Получилось так, что эти ребята первыми получали образование по упрощенной школьной программе. К моменту, когда они повзрослели, грянул кризис, вместе с которым пришла общедоступность интернета. Их знаний оказалось достаточно для того, чтобы принимать зрелые решения, но из-за застоя в самом обществе молодежь потеряла ориентиры для своих стремлений.

Первыми забили тревогу экономисты : они заметили, что у нового поколения стремительно падает желание покупать. Зачем приобретать квартиру, если можно жить с родителями? Кому нужна машина, если общественный транспорт дешевый и приносит меньше вреда окружающей среде? Для чего заводить отношения, если можно просто дружить? Примечательно, что автомобильный рынок Японии до сих пор на уровне, вот только люди возраста 20+ садятся за руль все реже, а машины покупают только класса эконом. Времена, когда наличие дорогого автомобиля было вопросом статуса, прошли, заставив рекламщиков и маркетологов ломать головы над тем, чем же заинтересовать поколение Сатори.

Еще одно яркое отличие от нашей реальности – молодые японцы не стремятся к путешествиям: за 12 лет количество тех, кто выезжает за границу, упало с четырех миллионов к почти трем. Почему? Сами Сатори в этом вопросе очень прагматичны: попробовать блюда разных стран мира можно и в Японии, увидеть Эйфелеву башню или гробницы фараонов – в интернете, пообщаться с незнакомыми людьми – в чате. Хотя и общение тут специфическое – те же работники туристической отрасли прогнозируют ближайший кризис в сфере свадебных и семейных путешествий. Так уж получилось, что в своем стремлении всего лишь плыть по течению поколение Сатори подрывает одни из главных азиатских ценностей: трудолюбие и уважение к институту брака.

В России растет поколение без стремлений: их называют «сатори» или «просветленными» - это молодые люди, которые закончили школу в последние 10 лет. Психологи отмечают, что поколение от 16 до 25 лет равнодушно к ценностям родителей: оно больше ценит собственный комфорт и не стремится сделать карьеру. Что ожидать от сатори и какое влияние его представители окажут на экономику и будущие поколения, разбирался Александр Рассохин.


«Они не ездят на машинах. Не хотят брендовых вещей. Не занимаются спортом. Не пьют спиртные напитки. Не путешествуют. Любовь им безразлична». Так в январе 2010 году описал современное поколение японский журналист Таку Ямаока в своей книге «Молодежь, которая ничего не хочет». Они не станут делать ничего там, где известен результат. Заводить отношения с противоположным полом - зачем? Ведь это утомительно и необязательно, считают некоторые из них. В связи с этим специалисты прогнозируют большое количество разводов в будущем. Заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Асмолов считает, что такое маловероятно. Он уверен, что с возрастом часть молодых людей успокоится и изменит свое поведение:

«Мотивация минимального социального комфорта, сопровождающаяся формулой «нас не трогай, и мы не тронем» - это попытка стать цивилизационными отшельниками и найти свой путь. Я бы не стал строить жесткие прогнозы, что это приведет поколение сатори к резкому изменению ситуации, как правило, пересекая этот возраст, люди меняют свое мнение».

Молодежь долго была двигателем потребительского бума, однако поколение «сатори», которому бренды безразличны, может изменить расклад сил. Главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик предполагает, что люксовые вещи уйдут в прошлое, а экономический рост ждет медицину, образование и сферу отдыха:

«В дальнейшем будут другие потребности, другая экосреда, которая станет определенным вызовом, потребует определенного ответа от этого поколения с точки зрения навыков на рынке труда и досуга. Досуг однозначно будет занимать растущую часть времени будущих поколений, и индустрия отдыха, индустрия услуг, правовая экономика, здравоохранение, образование - вот сферы, которые будут развиваться в ущерб культуре потребления».

Но нельзя забывать, что проблема отцов и детей извечна и обостряется в переломные моменты развития общества. Являясь носителями идей своего времени, родители всегда предрекают мрачные дни для будущих поколений. О декадансе общества говорили и во времена так называемого «потерянного поколения» Хемингуэя, Фицджеральда, и в годы расцвета «битников», и во время протестов «хиппи». Не стоит сомневаться, что и современные сатори через 20–30 лет будут заявлять, что в их молодости трава была зеленее, небо - голубее, а ценности - ценнее.

По мнению психологов, на формирование идей поколения «сатори» повлияло развитие высоких технологий и в частности интернет, который позволяет взаимодействовать без личного контакта.

«Сатори» - просветленные подростки

Впервые о том, что это поколение коренным образом отличается от предыдущих, заговорили в 2010 году в Японии. Тогда бывший журналист газеты «Никкей» Таку Ямаока в опубликованной в 2010 году книге «Молодежь, которая ничего не хочет» описал их так: «Они не ездят на машинах. Они не хотят брендовых вещей. Они не занимаются спортом. Они не пьют спиртные напитки. Они не путешествуют. Любовь им безразлична». За такими людьми закрепился термин «поколение сатори» - это слово можно перевести как «просветление», так называется один из видов медитативной практики.

Японская студентка Мисаки из частного токийского университета и ее ровесник из московского вуза Павел (имена изменены по просьбе спикеров) рассказали нам о том, как современная молодежь видит саму себя и свое будущее.
Они по-разному смотрят на свою карьеру. Если Мисаки намерена сразу же после выпуска устроиться в крупную компанию, чтобы не беспокоиться о заработке, то для Павла важно получать от работы удовольствие: «Я нигде не работал и не работаю. Сейчас я живу с родителями, они оплачивают мою учебу, в клубы я не хожу, потому что для меня в этом нет необходимости. У меня были подработки, один раз мне даже заплатили 17 тысяч рублей, но они год пролежали у меня - мне не на что было их потратить. Я понимаю, что мне придется рано или поздно создать семью, и тогда мне нужно будет ее обеспечивать, но пока у меня нет дела, от которого я бы «горел».

«Сатори» не разделяют идею о том, что настойчивость и старания - гарантия успеха. «Я много раз видел, как люди из моего окружения выкладывались по полной и оставались ни с чем, - рассказывает Павел. - Упорные усилия не гарантируют достойную награду». «С призывом «Надо стараться, и все получится» выступают те, кто не знал поражений, - считает Мисаки. - «Победители» и «проигравшие» - эти термины уже давно получили хождение в Японии. «Победители» - это те, кто, по мнению окружающих, сумел хорошо устроиться в жизни: у них есть деньги и уважение общества. У «проигравших» все наоборот».
Они не согласны с тем, что у поколения не хватает эмоций. «Дело не в недостатке страсти, а в избытке информации, - говорит Мисаки. - Она мешает нам понять, чего же мы хотим на самом деле, на что можем направить свой пыл. В результате наши страсти выгорают впустую».

Представление «сатори» о любви тоже отличается от взглядов их родителей. «Сейчас многие предпочитают не вступать в брак, считая, что дети и другие семейные заботы могут помешать карьере. Что думают юноши-студенты, я не знаю, но мои сокурсницы не ставят перед собой цель непременно выйти замуж. Это не значит, что они охладели к любви, скорее любовь утратила свое первостепенное значение», - считает японская девушка Мисаки.
У россиянина Павла к любви отношение схожее: «Мы расстались с моей последней девушкой, хотя я даже думал связать жизнь с этим человеком. Сейчас у меня нет времени и желания заводить серьезные отношения. Все предыдущие опыты заканчивались одинаково - мне это просто надоедало. Люди приходят и уходят - я спокойно к этому отношусь, вряд ли стал бы за кого-то бороться или же переживать и скучать».
Молодежи 2010-х не свойственен карго-культ. «Сегодня модных брендов так много, что стремление приобретать их с целью выделиться из общего фона потеряло всякий смысл, - рассказывает Мисаки. - Обладание чем-то необычным и нестандартным сегодня не повысит ваш статус». Павел добавляет: «Я не люблю людей, которые нарочито подчеркивают свой достаток. Как правило, за подобными понтами ничего нет».

Еще одна отличительная черта «сатори» - самоизоляция, и важную роль в этом сыграл интернет. «Кто-то заходит в Сеть лишь для того, чтобы получить новую информацию, а общаться предпочитает при личной встрече, а для кого-то, наоборот, средством самовыражения стали социальные сети. Такие люди не сообщают аккаунт друзьям из реального мира, а свои мысли и чувства излагают письменно на страницах Сети, ведь в реальной жизни общаться они не умеют», - отмечает Мисаки. Крайняя степень добровольного одиночества, как и понятие «сатори», пришла в Россию также из Японии. Философия «хикикомори» - молодые люди месяцы, а иногда и годы проводят в добровольном заточении. Связь с внешним миром через интернет, еда на заказ, случайные заработки или выживание за счет помощи родственников - людям с такими привычками еще недавно ставили диагноз «клиническая депрессия». «В общении с друзьями я люблю говорить фразу «я - хикка», как бы объясняя большинство моих поступков, - рассказывает Павел. - Конечно, социопатии как заболевания у меня нет, но в каждой шутке есть доля шутки - я спокойный и закрытый человек, интроверт».

Автор популярного среди российской молодежи эссе о «сатори» Юлия Степанова рассказала РИА Новости, что особое влияние на них оказала информационная революция: «Виртуальный образ стал не просто двойником реального прототипа, он стал самостоятельной единицей. Страницы и фотографии в соцсетях - это не детали, как одежда, паспорт или резюме, это целое - сложная структура, которая влияет на мнение о тебе не только в окружении сверстников, но, к примеру, на мнение работодателя».

Интернет открывает этому поколению массу возможностей. «Можно видеть другие страны, не покупая билет на самолет, общаться, не выходя из дома, получить возможность высказаться и делать это без какого-то особенного статуса в обществе», - рассказывает Юлия. «Сатори» существуют вне стран и границ, интернет и доступ к информации - вот что объединяет этих людей по всему миру.
Это поколение первым осознало, какое огромное влияние на реальную жизнь может оказывать виртуальная составляющая, считает Юлия. Вот что она сама говорит об этом: «Хочешь смотреть «My little pony» и писать фанфики или изучать жизнь амишей в Америке начала ХХ века - пожалуйста, занимайся. Не нужно прятаться - достаточно найти единомышленников. Можно даже не иметь денег для поездки, ты найдешь тех, кто достанет для тебя сведения на месте. Сатори - первые дети другого мира, который отрывается от реального и уходит в онлайн».
Усталость от чужой работы
Психолог Елена Турлина считает, что отнюдь не интернет может быть причиной таких особенностей молодого поколения: «Недавно проводились исследования, которые показали, что у московских подростков, которые по возрасту близки к «сатори», очень низкий уровень запросов. Они описывают свои карьерные ожидания фразой «лишь бы на жизнь хватило». Елена объясняет это тем, что их родители очень много времени проводили на работе, были заняты зарабатыванием денег, постоянно транслировали то, что они очень устали, что у них нет времени. «А интернет этим детям компенсировал социализацию», - добавляет психолог.
Она считает, что в России такое явление чаще встречается в мегаполисах: «В регионах молодежь больше старается выехать в крупные города - на родине у них нет такого количества развлечений, как в Москве или Петербурге, там у молодых людей больше амбиций».

У этого поколения другое представление о семейных ценностях: «Они хотят, чтобы их будущие семьи были счастливыми, но они не получили навыков, как правильно проявлять свои чувства, как правильно выстраивать отношения, чтобы снизить уровень конфликтности».
«Можно, конечно, попытаться построить прогноз, - говорит Елена, - я считаю, что отсутствие навыков семейной жизни выльется в рост числа разводов, ведь уже сейчас можно наблюдать большое количество семей, где один родитель, как правило, женщина. На нее накладывается необходимость много работать и у нее нет возможности уделять достаточно времени ребенку, получается замкнутый круг. Мужчины в этом поколении больше ориентированы на семью, чем мы привыкли, исходя из традиционных устоев общества, у них нет этой установки «мужчины-добытчика». Но им опять-таки не хватает умения строить отношения, а на профессиональную реализацию остается меньше времени»