Навыки ребенка в 6. Шестимесячный ребенок: особенности развития, игры и упражнения

Вашему малышу 5 месяцев. Пройдет еще 4, наполненные событиями недели, и он пересечет заветную отметку в полгода. Наблюдая за развитием, обучением своего карапуза вы уже заметили, что он кардинально изменился. Это уже не тот неповоротливый несмышленыш, принесенный вами из роддома, а активный, умный, иногда даже хитрый маленький человек. Да, он еще не говорит, не ползает и даже не сидит, но его умения и психическое развитие шагнули далеко вперед.

Как выглядит 5-й месячный ребенок

Движения малыша осознанные и четкие, голос – громкий и эмоциональный, желания –понятные, режим дня – установлен. Еще немного, малыш поползет и сядет, произнесет первый раз осознанно «мама», поднимется на ноги и пойдет. Каждый ребенок делает это в свое время и со своей скоростью. Ваша задача — поддержать его в освоении необходимых навыков.

Каждый день вы будете наблюдать, как быстро ребенок учится новому, ежедневно достигает небольших, но вершин совершенства. Малыш на шестом месяце жизни выполняет одинаковые упражнения несколько раз подряд, тренируя мышцы и осознавая, как совершается то или иное движение. Из-за совершенствования нервной системы ребенок уже может осознавать свои действия и стремиться к новым навыкам.

Приятной особенностью этого периода становится наполнение дома лепетом и детским смехом. Малыш нуждается в общении и активно участвует в диалоге со взрослыми. Пройдет еще немного времени и вместо лепета начнут появляться первые слова.

Физиологические изменения

Тело малыша становится крепким и сильным. Кроха уже многое может, стремится двигаться и менять положение, переворачивается сам с живота на спину и обратно. Ребенок хватает игрушки, трясет ими, подносит к глазам и рту, стучит. Мышцы живота и спины становятся развитыми, скоро кроха сядет и радостно засмеется.

В зависимости от заложенных природой особенностей, темперамента, характера дети учатся садиться в разное время. Одни справляются с задачей в 5,5 месяцев, другие — уже перевалив за отметку в 6 месяцев. Как бы вам ни хотелось помочь карапузу, не стоит форсировать события. Вы можете предлагать упражнения на тренировку мышц, массажировать и привлекать его игрушками на новый уровень, но не заставляйте делать то, что он еще не может.

При недостаточном развитии мышц спины, нагрузка по удержанию тела ложится на позвоночник, который хрупок и легко поддается искривлению. Особенно это касается девочек. Все дело в формировании половой системы. Матка и яичники девочки находятся непосредственно в месте сгиба туловища и защищены от внешних факторов мышцами живота, придерживающими внутренние органы. Влияние раннего высаживания малышек на формирование бесплодия не доказано, но такие подозрения существуют. Конечно, если дочка самостоятельно сядет раньше 6-ти месяцев, достаточно развив мышцы, не стоит ее останавливать, но и не стоит принуждать.

На шестом месяце проявляется стремление перемещаться вслед за предметом. Чем сильнее это желание, тем быстрее карапуз поползет. Основой для будущего умения ползать становятся постоянные перевороты с живота на спину и обратно, подъем туловища вверх, лежа на животе. С каждым днем мышцы рук и ног становятся крепче, позволяя крохе подползать не поднимая живот, крутиться, отползать. Чтобы помочь освоить это умение предлагайте почаще тянуться за игрушками, стимулируйте желание изменить место нахождения.

К шести месяцам кроха вполне может постоять несколько минут, держась за опору. Развитие мышц ног и рук позволяют ему удерживать себя в вертикальном положении. Но не стоит слишком часто предлагать ему такое развлечение. Всему свое время. Сначала крохе нужно освоить умение сидеть или ползать, только после этого он может переходить на подъем в положение стоя.

Появление возможности стоять вертикально, когда родители держат за подмышки, появляется как следствие полного затухания врожденных рефлексов. Теперь малыш, находясь в таком положении, не перебирает ножками и не стремиться их согнуть, а выпрямляет полностью в коленях и бедрах.

Физическое развитие

Скорость набора веса все еще достаточно высокая. На ближайшие 4 недели цель – 600 грамм. Рост увеличивается в среднем на 1-3 см. Голова подрастает на 1 см, а грудь — на 1,5 см. Малыш дорос до того возраста, когда обхват груди должен понемногу становиться больше обхвата головы.

Самые активные дети, рано научившиеся ползать и сидеть, к концу 6-го месяца жизни могут набирать чуть меньше установленной нормы. Это обусловлено возросшей растратой энергии, двигательной активностью. Если кроха медленно набирает вес, но при этом активно двигается, играет, ест с удовольствием, бодр и весел, то нет причин для беспокойств. На ежемесячном приеме у педиатра расскажите врачу о ваших достижениях.

Граничные показатели физического развития ребенка в 5-6 месяцев в зависимости от пола

Психоэмоциональное развитие

Вместе с появлением новых двигательных навыков и усилением ежедневной активности заметен прогресс в совершенствовании нервной системы. Карапуз уже откликается на имя, реагирует на присутствие незнакомых людей, пытается подражать речи. Если заниматься развитием речи, то уже в этот период малыш может достаточно хорошо повторять некоторые слоги и безошибочно произносить звуки.

Для стимулирования развития речи в этот период жизни необходимо, как можно больше разговаривать с ребенком, читать ему книги, петь песенки. Между 5 и 6 месяцами формируется активное восприятие речи. Чем больше малыш услышит, тем лучше он будет понимать вас.

Разговаривая с крохой, стоит стараться использовать его имя, как можно чаще. Не стоит постоянно называть его зайчиком или котиком. Восприятие собственного имени – важный этап в формировании личности. Применение ласковых прозвищ возможно, но в несколько раз реже, чем собственного имени ребенка.

Малыш с удовольствием общается со знакомыми взрослыми, привлекает внимание разнообразными звуками, лепечет. Появляются новые эмоциональные проявления радости. Малыш может вскрикнуть при виде мамы или любимой игрушки. Расширение звуковых возможностей очень нравится ребенку и в период бодрствования он постоянно совершенствует этот навык.

С незнакомыми людьми кроха ведет себя настороженно. Базовые инстинкты самосохранения начинают работать. Он понимает интонацию, различает звучание, ассоциирует голос с человеком. Если еще 2 месяца назад кроху мог взять на руки любой человек, то на текущий момент это может закончиться плачем и попытками вернуться на руки к маме. Память малыша на лица пока еще кратковременная. Человек, которого малыш видел 2 недели назад становится чужим и незнакомым. Если бабушки и дедушки хотят играть и общаться с крохой, то им нужно позаботиться о частых визитах.

Нормальное развитие невозможно без спокойной атмосферы. Кроха нуждается в режиме дня, отсутствии переизбытка эмоций, постоянстве. До полугода стоит воздержаться от большого количества гостей, не брать кроху с собой на шумные мероприятия. При чрезмерной нервной нагрузке малыши становятся капризными, плохо спят и едят.

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Слух, зрение, реакция на звуки

Возможности органов чувств возрастают. Они играют важнейшую роль в формировании базы знаний, поэтому продолжают совершенствоваться. Глаза могут различать основные цвета и по несколько оттенков. Малыш с удовольствием внимательно рассматривает лица взрослых, берущих его на руки, трогает щеки и нос, волосы. Во время диалога пытается потрогать губы.

Ребенок активно реагирует на изменения, происходящие вокруг, при замене игрушек радостно лепечет. Рекомендуется полная смена погремушек раз в неделю. Не торопитесь покупать новые, достаточно спрятать от карапуза на неделю уже изученные предметы и они снова станут интересными. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, преимущественное использование кратковременной памяти, во-вторых, формирование базы знаний. С каждым днем количество полученной информации о мире увеличивается, кроха осваивает новые движения. Если сегодня он использовал весь арсенал исследовательских навыков на погремушке, то через неделю он поймет, что с этим предметом он не выполнял новые упражнения.

Слух становится более совершенным. Карапуз постоянно прислушивается к окружающим его звукам и реагирует на них. Привычное размеренное звучание его успокаивает, новые резкие звуки пугают. Необходимость видеть предмет, издающий звук, нарастает. Теперь кроха требует видеть то, что слышит. Причина в развитии головного мозга. Он требует все больше звуко-зрительной информации для расширения базы знаний.

Формирование связей между зрительной и звуковой информацией на первом году жизни – основа будущих умственных успехов. Не стремитесь создавать полную тишину в комнате, исключать естественные звуки. Чем больше их малыш услышит и отнесет к определенным предметам, тем лучше. По-прежнему нежелательным остается белый шум от телевизора и радио. Желательно сократить время нахождения у этих предметов до минимума.

Находясь в одной комнате с телевизором, кроха будет смотреть на экран, пытаясь понять, что издает звук, будет стараться понять меняющуюся картинку. Неокрепшая нервная система, зрение и слух будут подвержены информационной атаке, что может сказаться на спокойствии малыша, его комфорте.

Волосы и ногти

Уже в предыдущем месяце волосы и ногти стали расти быстрее, внеся коррективы в гигиенические процедуры. На месте залысин на затылке и боковых частях волосистой части головы появляются новые гладкие волосики, а пушок, с которым малыш родился постепенно исчезает.

Если вы еще не купили щетку для расчесывания, то стоит об этом позаботиться. Рекомендуется использовать специальную расческу-щетку для младенцев. Она отличается от используемых взрослыми предметов мягкими густыми ворсинками. Взрослую расческу лучше не использовать. Гребешок может поцарапать голову, массажка слишком объемная, ей неудобно приводить голову ребенка в порядок. Проводить процедуру расчесывания рекомендуется дважды в день в рамках утренних и вечерних гигиенических процедур.

Использование шампуня для волос еще не требуется. Малыш все еще находится в минимальном контакте с окружающим миром, а излишнее применение мыльного раствора на волосистой части головы может привести к чрезмерному пересушиванию волос, снижению их роста.

Ногти малыша требуют еженедельного контроля. Стоит внимательно следить за их длиной, своевременно обрезать выступающие части. Делать это необходимо специальными ножницами с закругленными концами. Не рекомендуется использовать щипчики или предметы из взрослого маникюрного набора. У ребенка должны быть собственные ножницы, предназначенные только для обрезания ногтевых пластин. Не рекомендуется выполнять ими другие действия или использовать для другого человека.

Обрезать ногти следует по прямой, не закругляя форму ноготка. Таким образом, вы сохраните форму ногтевой пластины, сможете избежать неправильного роста, образования заусениц. Идеальным временем для проведения этой процедуры является гигиенический блок после вечернего купания.

Первый зуб

Дети, которые не обзавелись первыми зубами ранее, в возрасте 5-6 месяцев обязательно это сделают. У них появится повышенное слюноотделение и будет заметно разбухание десен. Реагируют малыши на этот процесс по-разному. Одни проходят его достаточно спокойно, практически незаметно. Другие становятся капризными, плохо спят и едят. Третьи переживают появление зубов очень тяжело. Среди наиболее часто встречаемых сложностей, сопровождающих появление зубов можно выделить:

  • Нарушение ночного и дневного сна. Дети, находящиеся на ГВ часто просят грудь, во время еды плачут. Получающие искусственное вскармливание малыши, тяжело засыпают и спят тревожно.
  • Понос. Часто накануне появления вершины зубиков малыши начинают опорожняться, структура фекалий становится более жидкой.
  • Температура. В дни активного прорезывания зубов у крохи может повышаться температура до отметки в 38,5 градусов, не требующая применения жаропонижающих средств. При сочетании процесса появления зубов и инфекции температура может быть выше, поэтому следует иметь под рукой подходящее жаропонижающее и обезболивающее средство.
  • Насморк и повышенное слюнотечение. Некоторые дети ощущают заложенность носовых ходов, зуд в деснах.

Обычно самым сложным является процесс появления первых зубов, а дальше проявления будут менее интенсивными.

Снижению интенсивности проявления негативных симптомов способствуют:

  • Частое прикладывание к груди. Материнское молоко обладает анальгезирующим действием. Если кроха во время прорезывания зубов изменяет частоту употребления пищи, позвольте ему это сделать.
  • Использование прорезывателей. В аптеках и детских отделах продаются специальные игрушки, сделанные из материалов, позволяющих почесывать зудящие десна. Часто внутри них содержится гель, позволяющий охлаждать воспаленную кожу, в некоторой степени, снимая боль. При использовании прорезывателей с охлаждающим гелем следует внимательно ознакомиться с инструкцией и правильно их использовать. Большинство требуют предварительного охлаждения в холодильнике. Продолжительность подготовки к использованию указывается производителем на упаковке и может быть от 10 до 40 минут.
  • Назначенные педиатром гели для обезболивания. Обычно назначаются специально разработанные гели для облегчения прорезывания зубов, содержащие анальгетик. Их применение возможно после консультации с педиатром и строго в обозначенной дозировке и частоте.
  • Назначенные врачом свечи для снижения температуры и боли. Чаще всего они содержат в себе ибупрофен и применяются при повышении температуры. Их применение возможно только после консультации с врачом, при отсутствии аллергической реакции на компоненты.
  • Ручной режим. Многие дети в период прорезывания зубов начинают усиленно проситься на ручки к маме или папе. Возросшая потребность в нахождении на руках обусловлена дискомфортом, который испытывает карапуз. Если вы четко знаете, что крохе плохо, то не лишайте его ощущения комфорта и спокойствия. Зубы скоро появятся, а ваш малыш снова отправится на самостоятельное изучение мира.

Появление зубов – самый непростой период для мамы и малыша. Полностью избавиться от неприятных проявлений вряд ли удастся. Это время нужно просто пережить.

Пищеварительная система

К пяти месяцам пищеварительная система карапуза уже полностью сформировалась. Позади остались кишечные колики, сопровождающие заселение ЖКТ полезной микрофлорой. Кроха уже не срыгивает или делает это очень редко. Организм готов к получению новой более разнообразной пищи.

Обычно на шестом месяце жизни здоровые детки, находящиеся на ГВ, начинают получать прикорм. Дети, употребляющие в пищу смесь, начинают знакомство с кашей. Постепенно увеличивается объем немолочной пищи и к 6-ти месяцам целесообразно заменить ею второе кормление.

Социальный контакт

Ребенок все больше нуждается в общении. Разговор и чтение книг становятся важным способом формирования звуковой базы карапуза, способствуют развитию восприятия речи, установлению контакта между ребенком и родителями.

В этот период стоит наполнять жизнь крохи разнообразными видами общения: диалог, телесный контакт, совместные танцы и пение. Чем больше вы будете общаться с крохой, тем быстрее и лучше он заговорит.

Правила по уходу

Уход за ребенком на 6-м месяце жизни остается прежним. Как и раньше с утра необходимо проводить гимнастический комплекс, умывать, чистить ушную раковину и нос. В течение дня не забывайте следить за чистотой паховой области, производить очистку рук, ног, тела по мере загрязнения. Вечером каждый день необходимо купать кроху в ванночке или предлагать плавать в ванной со специальным кругом.

Хорошо постепенно отучать кроху от постоянного ношения подгузника. Одевать его можно на ночной сон и прогулку на улице. Дома, желательно, держать его в трусиках. Раннее отучение от подгузников позволит вам проще приучить карапуза к горшку. Малыш не привыкнет к постоянному впитыванию мочи и кала, будет понимать разницу между сухими и мокрыми штанишками. Все это позволит быстро показать преимущество использования горшка и необходимость сообщать вам о желании пописать.

Купание и гигиена

Купание малыша на 6-м месяце жизни остается ежедневной процедурой. По-прежнему использование мыла не требуется. При желании или назначении врача можно использовать отвары трав, но не стоит усердствовать. Любые травы при неправильном использовании имеют побочные действия, следует относиться к ним разумно.

Купание ребенка по продолжительности составляет 15-20 минут и заключается в полном омовении и протирании всего тела. Для умывания личика хорошо использовать ватные тампоны. Смочите в отдельно стоящей воде ватный диск. Протрите лицо карапуза в направлении от носа к ушам.

Внимательно следует отнестись к очищению пальчиков. Нужно не только ополоснуть ладошку, но и протереть кожу между пальчиками.

Паховая область требует отдельного внимания. Обязательно нужно мыть все складочки. При мытье девочки не стоит разводить половые губы и тереть область влагалища. Эта зона очень нежная и умеет самоочищаться. Достаточно просто промыть водой.

Вода при купании в ванночке должна быть около 37 градусов, при плавании в ванной — около 27. Разница температуры при разных видах купания обусловлена целью. В ванночке вы расслабляете малыша, моете, при купании в ванной стимулируете движение мышц.

После любого вида купания следует дополнительно ополаскивать малыша чистой водой не из ванночки или ванной. Ее стоит подготовить до купания, чтобы она была немного прохладней воды, в которой купался карапуз.

Питание

Между 5 и 6 месяцами жизни всем детям начинают вводить прикорм. Малыши, находящиеся на искусственном вскармливании, продолжают увеличивать количество получаемого фруктового пюре и сока, а крошки, находящиеся на ГВ, во второе утреннее кормление начинают получать дополнительные продукты.

Во второе кормление в первую неделю 6-го месяца жизни кроха получает для знакомства сок. Обычно родители предпочтение отдают яблочному соку. Если реакции не наблюдается, то в течение первой недели количество предлагаемого сока увеличивается до чайной ложки. Через неделю можно предложить другой вид сока. К 5,5 месяцам можно предложить крохе познакомиться с фруктовым пюре.

Таблица возраста для введения новых продуктов в зависимости от вида вскармливания

Прикорм Искусственное вскармливание ГВ
Сок 3-4 мес 5 мес
Фруктовое пюре 4 мес 5,5 мес
Овощное пюре 4,5 мес 5,5 мес
Каша 4,5 -5 мес 5,5-6 мес
Мясное пюре 6 мес 6 мес
Творог 6 мес 6 мес

Таблица разрешенных продуктов детям до 6 месяцев

Вводя прикорм малышу, можно готовить еду самостоятельно или покупать уже готовые продукты. При использовании баночного и коробочного питания стоит внимательно изучить упаковку на возрастную оценку. Для разного возраста пища проходит разную степень обработки, поэтому не стоит выбирать для 5-го месячного малыша кашу, на которой стоит отметка от 7-ми месяцев.

Сон и режим дня

Ночной сон ребенка достигает 10-11 часов и большинство детей не просыпаются для перекуса. Днем малыш спит 2 раза. Дневной сон обычно длится 2-3 часа и совпадает с прогулкой.

В период активного прорезывания зубов ночной и дневной сон могут становиться прерывистыми. Стоит проконсультироваться с педиатром о применении обезболивающих средств для сохранения привычного режима.

Закаливание

Закаливание ребенка на 6-м месяце жизни остается прежним. Воздушные и солнечные ванные необходимо проводить ежедневно по несколько раз. Обтирание водой комнатной температуры можно совершать утром и вечером после пробуждения.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия. Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Игрушки для развития

На шестом месяце жизни, кроме погремушек и гирлянд можно предложить карапузу новые виды игрушек. Возросшие двигательные навыки позволяют играть:

  • Пирамидкой. Обратите внимание, что пластик, из которого сделана пирамидка должен быть безопасным. Его структура должна быть ровной и однородной, цветовое решение элементов — близким к основным цветам спектра. В качестве первой пирамидки достаточно взять небольшую, до 6-ти элементов.
  • Неваляшки. Этот вид игрушек очень нравится детям 5-ти месяцев. Они с удовольствием толкают их, трогают, заставляют звучать.
  • Мягкие вкладыши. Для младенцев продаются специальные наборы крупных мозаик-вкладышей, на которых в возрасте 5-ти месяцев малыш может развивать мелкую моторику, а став постарше, изучать изображенные предметы.
  • Книги для младенцев. В продаже есть множество книжек для детей до года. Они могут быть выполнены из ткани, твердого картона или даже пластика. Основные требования к такой продукции – безопасность, долговечность, яркость и доступность изображений.
  • Развивающие коврики. Существует огромное количество разнообразных ковриков для младенцев. Для усиления развивающего и массирующего эффекта хорошо использовать варианты, набитые не только мягкими материалами, но и мелкими деталями. Но при их использовании стоит внимательно следить за целостностью вещи, чтобы предупредить заглатывание мелкого наполнителя. Младенцы не понимают опасности, они просто играют с тем, что видят, тянут в рот.
  • Сенсорные подушечки и кубики. Для развития моторики рук можно предложить малышу щупать специальные сенсорные игрушки, наполненные разными небольшими предметами, разной величины. После каждой игры внимательно просматривайте такие игрушки на целостность. При появлении дырочек, затяжек или разрывов стоит убрать предмет из постоянного пользования или починить.

Нужно ли ходить в поликлинику каждый месяц

У многих родителей к 5-ти месяцам жизни ребенка появляется вопрос необходимости ежемесячного посещения педиатра. При отсутствии проблем с развитием и поведениям, некоторые взрослые считают это необязательным. Это не правильное суждение. В первый год жизни организм малыша проходит сложный этап становления, требующий постоянного контроля со стороны специалистов. Обязательно необходим контроль гармоничного развития, установления нормальной работы всех систем, зарождения и формирования основных навыков. Не всегда родители вовремя могут заметить некоторые отклонения от нормы и выбрать правильную последовательность действий.

Современная медицина позволяет своевременно заметить и устранить большое количество нежелательных проявлений, поэтому стоит не пренебрегать необходимостью ежемесячного посещения педиатра и обязательно проходить узких специалистов. Обязательным является контроль невропатолога, отоларинголога, офтальмолога и ортопеда.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Отучаем от соски

Многие детки с самого рождения используют в качестве успокоительного средства соску. При несвоевременном отучении от использования этого предмета могут проявиться нежелательные последствия. Использование соски не дает малышу достаточной свободы челюсти и снижает активность мышц, отвечающих за речь. Кроме этого соска может негативно влиять на здоровье зубов и формирование челюсти.

Чтобы избежать последствий, стоит снижать частоту использования соски ребенком. Оптимально к 6-ти месяцам полностью избавиться от этого предмета. При требовании со стороны малыша стоит предложить ему занятие, поговорить с ним. Отвлекайте его и развлекайте. Постепенно ребенок будет привыкать к новым обстоятельствам и перестанет просить соску.

Шестой месяц жизни – прекрасный период. Ребенок кардинально поменялся и совершенствуется каждый день. Появление новых навыков, постепенный переход в новую плоскость, активная социализация позволяют вводить новые варианты времяпровождения, раскрашивать жизнь новыми занятиями. В этот период маме стоит подумать о себе, помнить о необходимости отдыха и правильном питании. Чем старше становится малыш, тем больше сил вам понадобится.

Некоторые родители ошибочно полагают, что с малышом до года не нужно заниматься. Это является большой ошибкой, потому что грудные дети каждодневно овладевают новыми навыками. Впоследствии это окажет большое влияние на развитие крохи. Очень важно, чтобы мама помогала ребёнку развиваться. Далее в статье будет разобрано, какие нужны занятия, чтобы малыш полноценно развивался в 6 месяцев.

Какие существуют особенности развития малыша в 6 месяцев

Как считает доктор Комаровский , хорошо развитый ребёнок в 6 месяцев должен обладать следующими навыками:

  1. Озвучивать слоги. Откликаться на собственное имя.
  2. Самостоятельно сидеть.

Если из этого перечня кроха что-то не может, то с ним необходимо заниматься. Чтобы помочь малышу самостоятельно сесть, ему каждый день необходимо проводить массаж. С крохой нужно заниматься гимнастикой, которая ему показана по возрасту. Если малыш не откликается на собственное имя, то с ним нужно чаще разговаривать и называть его по имени. Если малыш не озвучивает слоги, то с ним необходимо произносить побольше простых слов. Например, сюда относятся слова «пока» и «привет». Детскими педиатрами применяются немного другие критерии , чтобы определить, нормально развивается малыш в 6 месяцев или нет. По оценкам специалистов, в 6 месяцев кроха должен уметь следующее:

  1. Лепетать или произносить слоги.
  2. Должен уметь брать в руки игрушку и играть с ней.
  3. Из положения на животе должен уметь переворачиваться на спину.
  4. Кроха должен уметь ползать или приподниматься на ручках.
  5. А также у крохи должен быть навык, чтобы он кушал с ложки.

С 6 до 7 месяцев нужно приложить все усилия, чтобы малыш приобрёл новые навыки.

Как развивать кроху в 6 месяцев

С малышом каждодневно нужно проводить массаж и гимнастику, которые соответствуют возрасту малыша. Кроме этого, нужно производить следующие занятия с крохой:

Чтобы зарядка проходила более весело, можно включить музыку. Массаж малышу нужно делать под спокойные мелодии. Физзарядку с ребенком нужно проводить под детские песенки. Физкультура с ребенком должна проводиться в то время, когда кроха в хорошем настроении и спокоен. В этом возрасте у детей часто начинают резаться первые зубки. Если прорезывание зубов малышу даётся с трудом , то упражнения с крохой нужно отложить.

Как играть с ребенком в 6 месяцев

Для игры с ребёнком необязательно покупать дорогостоящие игрушки. Чтобы развлечь малыша, подойдут обыкновенные упаковки из-под кофе или чая. Чтобы ребёнку интересно было играть, их необходимо обклеить разноцветной бумагой. Предметы должны быть разные по размеру. Ребёнок должен видеть, как в баночку помещена яркая игрушка. После этого банку неплотно надо закрыть крышкой. Тара непременно должна легко открываться. Зачем малышу нужно дать предмет и показать ему, как нужно снимать крышку. После этого нужно закрыть емкость , а ребёнок должен сам ее открыть.

Мама может сама изготавливать панель для сенсорных навыков крохи. Для этого понадобится плотный картон или лист ДСП. Формат листа необязательно брать большой, подойдёт А3. На эту основу необходимо закрепить резинки и разнообразные игрушки также сюда можно прикрепить мешочки разного размера с крупой или вишневыми косточками. Если родителям не хочется панель изготавливать собственноручно, то в магазине можно приобрести развивающий коврик, на нём уже есть игрушки на липучке. Если есть желание, развивающий коврик можно изготовить самостоятельно .

Можно провести еще одно увлекательное занятие с ребенком в 6 месяцев. Для этого ребёнка нужно предложить вытягивать разноцветные ленточки из коробки. Нужно взять коробку из-под бумажных салфеток, и обклеить ее разноцветной бумагой. Внутрь коробочки нужно положить длинную разноцветную ленту. Кончик ленты нужно слегка достать из тары. Нужно показать малышу, как доставать ленточку. Затем нужно предложить малышу достать ее самостоятельно. Такое нехитрое занятие способно на долгое время завлечь крохи.

Другое занятие, способное надолго увлечь крохи, заключается в собирании игрушек в коробку. Игрушки должны быть яркие и разные по размеру. Это упражнение позволит развить у крохи тактильное чувство. Среди игрушек в обязательном порядке должны находиться погремушки и шуршалки .

Ребёнка увлечет следующее занятие:

Развитие ребенка 6, 7 месяцев

Развивающие занятия с ребёнком можно проводить в ванной, во время купания. Если в этом возрасте малыш плохо сидит, то его нужно купать в специальном стульчике. В воде нагрузка на позвоночник намного меньше, поэтому в стульчике для купания с ребёнком ничего страшного не произойдёт. В ванной с ребенком можно поиграть в следующие игры:

  1. Выжимать губку.
  2. Ловить руками мыльные пузыри.
  3. Ловить струю из-под крана.
  4. Ловить резиновые игрушки, выныривающие из воды. Для этого их необходимо удерживать под водой, а затем отпускать, чтобы они всплыли.

В магазинах можно приобрести специальные непромокаемые книжки. Их можно рассматривать во время купания. На каждой страничке нужно описывать рисунок. К примеру, если изображена кошка, то малышу нужно подсказать, как она разговаривает. Если там изображён мяч , то малышу нужно рассказать, что он скачет. Если на рисунке изображена туча, то малышу нужно сказать, что из неё идёт дождик.

Развитие крохи с помощью книг

Каждый день с ребенком необходимо рассматривать картинки в книжках. Книжки для крохи должны быть изготовлены из твердого картона. На них должны быть изображены яркие и большие картинки. Книжки должны быть разные , к примеру, в них должны быть:

  1. Потешки.
  2. Сказки.
  3. Стихи.

Картинки с ребенком необходимо совместно рассматривать, каждый день ему нужно читать стихи и сказки. Своими руками можно изготовить пособие для развития крохи. Например, можно сделать альбом с разными картинками. В него можно поместить изображения животных , растений, игрушек, фотографий и растений. Чтобы изготовить пособие собственноручно, понадобятся ненужные детские книжки, упаковки от детского питания и картинки. Каждую фотографию необходимо подписать печатными буквами, когда пособие перелистывается, ребёнку нужно подробно рассказывать, что изображено на фотографии.

Можно создать обучающее пособие для ребёнка, которое называется «Мой день». Для этого в альбоме необходимо разместить бирки от детского питания, различные кусочки ткани и картинки, которые изображают предметы, окружающие малыша. Все предметы, находящиеся в альбоме, нужно подписать печатными буквами. Таким образом, можно создать большое количество обучающих пособий для ребёнка.

Если хочется, чтобы альбом прослужил дольше, его необходимо изготовить из картона формата А4. Затем альбом необходимо разместить в папке с файлами, а листы альбома скрепить железными кольцами. Если ребёнка хочется развлечь , то ему можно включить мультик Тини Лав. Он рассчитан на детей от 3 месяцев до 12 месяцев. Этот мультик очень нравится детям, он увлекает на долгое время.

Занятия с ребенком 6 месяцев на кухне

Многие родители замечают, что малыш любит бывать на кухне. Если там нет для ребёнка опасных предметов, то он может там с удовольствием поиграть. Когда мама готовит обед, параллельно она может развивать своего малыша. Крохи нельзя класть на холодный пол. Его нужно расположить на одеяле. В кухне есть много предметов, которые заинтересуют кроху.

Ребёнка можно мотивировать к ползанию. Для этого перед ним нужно положить яркую игрушку или книгу. Главное, чтобы предмет заинтересовал ребёнка. Игрушку нельзя класть далеко от малыша. Как только он доползет до игрушки, ее нужно будет немножко отодвигать. В такую игру не надо долго играть, потому что кроха может быстро устать.

По такому принципу с ребенком можно проводить занятия на фитболе. Для игры крохи необходимо животиком вниз расположить на мяче, а перед ним положить яркую игрушку. Далее мячик необходимо наклонять вниз, а ребёнок будет стараться дотянуться до игрушки. Во время игры мама должна крепко держать крохи за ножки и тело.

Эмоциональное развитие крохи

В какие игры играть, чтобы ребёнок проявил эмоции? Можно поиграть в прятки. Для этого мама закрывает лицо руками и говорит: «Ку-ку, малыш, ты где?» А потом нужно убрать ладони от лица и сказать: «А вот и мама!». В эту игру можно играть с игрушками. У игрушки нужно мордочку закрыть лапками. Обычно ребёнок весело хохочет при этой игре.

Кроме кастрюль и тарелок , крохи привлекают и другие «взрослые» принадлежности. Когда малыш начинает ползать, то он в шкафах ищет интересующие его предметы. Особенно детей интересуют те вещи , которые они видели в руках у взрослого человека:

  1. Детей привлекает пульт от ТВ.
  2. А вот кнопочный телефон вызывает меньший интерес.
  3. Если у родителей дома есть неработающий пульт, то его нужно дать малышу.
  4. Перед этим его нужно тщательно промыть и продезинфицировать.

Если родители думают, что их малыш слишком маленький, и ничего не понимает, то они заблуждаются. Не нужно лениться общаться с ребенком. Для общения нужно использовать каждую возможность. Чтобы общаться с ребенком, необязательно ему постоянно петь песни и пересказывать стихи. Во время выполнения какого-то действия мама может рассказывать малышу, что она делает.

Когда мама выполняет домашнюю работу , она может рассказывать малышу про ту вещь, которая на данный момент находится у неё в руке. С ребёнком не надо много сюсюкать, с ним нужно разговаривать обычными взрослыми словами. Таким образом, у крохи будет сформировываться пассивный запас слов. Когда малыш начнет разговаривать, у него будет богатый словарный запас.

Заниматься с малышом нужно только в хорошем настроении, потому что ребёнок очень тонко чувствует настроение мамы и ее эмоциональное состояние. Детям очень нравится учиться чему-то новому . Если мама включит фантазию, то у неё не будет возникать вопросов, как играть с ребенком в 6 месяцев.

Первые шесть месяцев жизни малыша для многих родителей казались бесконечными, ведь они сталкивались с немалым количеством трудностей. Но теперь, все радикально меняется. Ведь это уже не постоянно кричащий младенец, который только спал и кушал. Развитие его уже достигло высокого уровня. Он заметно подрос и потяжелел. Теперь малыш длительное время бодрствует, постоянно играет с игрушками, лепечет, наслаждается вниманием мамы и папы. В этом возрасте карапуз начинает совершать первые попытки ползти и садиться, которые вызывают у родителей радость. Самые трудные и беспокойные дни остались позади, а впереди ребенка ждут масса достижений и успехов.

Рассмотрим подробнее, что умеет ребенок в 6 месяцев.

Развитие

В 6 месяцев грудничок уже хорошо умеет переворачиваться со спинки на бок, животик, и обратно. Также он умеет приподниматься на вытянутых руках, что позволяет ему рассматривать предметы, которые находятся далеко от него. В будущем научится приподниматься на ножки, а это первый шаг к новому навыку — ползанию. Более активные малыши уже могут немного передвигаться лежа на животе: подползают вперед, крутятся, отползают назад. Из-за такой повышенной двигательной активности, детки начинают значительно меньше прибавлять в весе. К концу этого периода жизни малыш начинает немного стоять при поддержке за ручки или под мышки и недолго сидеть.

Ребенок в 6 месяцев может длительно следить за перемещением яркой игрушки. Тянет к ней ручки, хватает, долго играет, бросает ее и берет из разных положений, перекладывает из одной ручки в другую, пробует на вкус, отодвигает, рассматривает.

Шестимесячный малыш прислушивается к голосу мамы и папы, откликается на свое имя. Развитие речевого аппарата позволяет ему протяжно произносить гласные звуки. Может повторять за взрослыми некоторые слоги и звуки, к примеру, «а», «у», «ма-ма». Подражает взрослым: «смеется», «чихает».

Рост и вес

За этот период жизни малыш прибавит около 650 г к весу и 2 см к росту. Рассмотрим среднестатистический рост и вес:


Сколько спит

Шестимесячный малыш спит около 14-15 часов в стуки: 10 часов ночью и 2 раза по 1,5-2 часа днем.

Питание

Большинство детей к этому возрасту уже познакомились с прикормом. Если младенец находится на грудном вскармливании, то категорически не рекомендуется его прекращать. Ведь ни одна молочная смесь не способна полностью заменить грудное молоко.

Если малыш еще не получает прикорм, то 6 месяцев как раз является лучшим периодом для его введения, конечно, если нет никаких противопоказаний. Более позднее введение дополнительной пищи может вызвать в организме дефицит питательных веществ и энергии.

Прикорм начинают с овощного пюре (кабачок, капуста). Новый продукт предлагают малышу утром, чтобы в течении дня понаблюдать за реакцией организма на новую пищу. При появлении непереносимости (жидкий стул, сыпь, газообразование), введение продукта отменяют до определенного времени. Прикорм дают до кормления грудью или смесью, начиная с небольшого объема (1 чайная ложка), постепенно увеличивая (в течении 10 дней) до 100-150 г. После введения одного продукта, можно начинать вводить другой.

Просмотров: 27917 .

Вашему ребенку исполнилось шесть месяцев. Он уже начинает сидеть, пытается встать, дрыгает ножками под музыку и таскает вас за волосы.

Рост и вес ребенка в 6 месяцев. Сколько весит ребенок в полгода?

За этот месяц ребенок наберет в среднем 650 граммов и вырастет на 2 см.

Показатели нормы*. Возраст ребенка - 6 месяцев

Нижняя граница нормы

Верхняя граница нормы

Вес мальчиков, кг

Вес девочек, кг

Рост мальчиков, см

Рост девочек, см

Окружность головы мальчиков, см

Окружность головы девочек, см

*Данные указаны согласно центильным таблицам отечественных педиатров

Что умеет ребенок в 6 месяцев:

- переворачиваться со спины на живот;

Легко брать игрушку из любого положения и перекладывать ее из одной руки в другую;

Хватать предмет всей ладошкой;

Пить из чашки и есть с ложечки;

Пытается сесть;

Пытается встать, подтягиваясь за спинку кровати;

Пытается встать на четвереньки.

Развитие ребенка 6 месяцев

Игры и игрушки для детей шести месяцев

В полгода ребенку необходимо давать больше свободы, чтобы он мог развивать новые навыки. Отныне все ваши игры могут проходить на полу. Играйте в мяч, в юлу, изучайте пирамидки и первый крупный конструктор. Конечно, ребенку 6 месяцев пока не под силу самостоятельно собрать пирамидку, но он уже может манипулировать предметами одной группы - это ему очень нравится, он чувствует, что еще чуть-чуть - и откроется тайна этих цветных колечек и столбика.

Манипуляции с предметами становятся основным занятием ребенка. Он познает мир наощупь.

Еще шестимесячный ребенок любит перекладывать игрушку из одной руки в другую, долго рассматривать ее. Интересно, что предметы он берет из любого положения. А всего месяц назад ему нужно было протягивать их на уровне груди.

Для шестимесячного крохи специалисты советуют придумать игры, во время которых он научится понимать связь между действиями предметов. Можно, например, обмотать лентой музыкальную неваляшку. К концу ленты привяжите пластмассовое кольцо. Его нужно положить на расстояние вытянутой руки ребенка. Если он потянет за кольцо, лента размотается и игрушка зазвенит. Кроха поймет: это не случайно.

Хотя с ребенком необходимо как можно больше играть и разговаривать, у него должно быть и «личное» время - на свои эксперименты и на отдых после активного времяпрепровождения.

Лепет и речь ребенка в 6 месяцев

Шесть месяцев - прекрасное время для развития навыков общения у детей: они улыбаются, смеются, визжат и общаются самыми различными способами, готовые разделить свое дружелюбие со всеми окружающими. Учите ребенка простым формам приветствия и другим основам поведения в обществе, например, махать рукой на прощание, посылать воздушный поцелуй и выражать благодарность.

На шестом месяце дети обычно начинают лепетать. По сравнению с гулением это более сложный способ выразить себя. Теперь ребенок соединяет звуки в слоги и поет их. Самые лучшие монологи кроха произносит сразу после пробуждения. Он несколько раз повторяет: «Ба-ба-ба, ма-ма-ма». И внимательно прислушивается к звучанию своего голоса.

Ребенок уже может определять вещи по названиям. Спросите: «А где наш мишка», ребенок глазами найдет игрушку и обрадовано загулит.

Здоровье ребенка 6 месяцев: первый зуб

В полгода у ребенка, как правило, начинают резаться зубы. Первым, как правило, появляется нижний центральный резец. Но иногда вырастают сразу два.

Когда режутся зубы, ребенок начинает чесать десны. Делает это так старательно и сосредоточено, что хочется ему помочь и тоже потереть чем-нибудь у него во рту.

Иногда при прорезывании зубов дети начинают тереться лицом, тянуть себя за уши, у ребенка может появиться насморк.

Иногда период прорезывания зубов у ребенка поднимается температура, и он становится более восприимчивым к инфекции. Но не следует все списывать на зубы, в любом случае нужно консультироваться со специалистом.

Упражнения для детей 6 месяцев

1. Бокс

Уложите ребенка на спинку. Дайте ему захватить ваши большие пальцы. Легко придерживайте его ручки в области запястья. Попеременно сгибайте их к плечам и возвращайте в исходное вытянутое положение. Повторите это упражнение несколько раз.

2. Присаживание

Исходное положение - лежа на спине. Большой палец правой руки вложите в левую руку малыша. Отведите ее в сторону и выпрямите, а правую руку потяните вперед. Приподнимайте ребенка. А когда он примет вертикальное положение, проведите пальцем вдоль позвоночника снизу вверх.

3. Подъем

Ребенок держит вас за большие пальцы. Отведите его прямые руки в стороны, а затем поднимите их к голове на уровень ушей. Малыш поднимет голову назад-вверх. Следите, чтобы ребенок упирался ножками в ваш живот и приподнимайте его до положения стоя на коленях.

Что делать, если:

- ребенок отказывается от бутылочки

Не все дети добровольно меняют мамину грудь на бутылочку. Есть несколько способов приучить ребенка пить из соски:

Предлагайте бутылочку натощак

Выбирайте соски анатомической формы с медленным потоком. После того, как ребенок полгода трудился, высасывая молоко, ему не понравится, если молоко будет течь свободной струйкой.

Во время кормления из бутылочки, не показывайте ребенку свою грудь

Бутылка - не игрушка, дайте ребенку понять это. Если малыш будет воспринимать кормление через соску как игру, он никогда не променяет грудь на бутылочку.

- ребенок рано просыпается

Дети могут просыпаться в 4-5 утра выспавшимися и поднимать на ноги весь дом. Чтобы приучить ребенка дольше спать, закрывайте окна плотными шторами, чтобы первые лучи утреннего солнца не разбудили ребенка.

Вечером укладывайте ребенка позже обычного - на час-полтора

Закрывайте форточку. Часто дети пробуждаются с первыми звуками улицы: пение птиц, дворники, мусороуборочная машина.

Если вы рано кормите ребенка завтраком, то вероятно, он просыпается от чувства голода, а после завтрака вполне возможно снова захочет спать. Не поддерживайте такой режим. Кормите ребенка сытным ужином за два часа до сна, а перед тем как он ляжет в кроватку, дайте ему выпить стакан детского кефира или простокваши. Не используйте обезжиренные продукты.

Вы, наверное, уже знаете, в какое время примерно просыпается ваш ребенок. Ловите момент и подкачивайте малыша. Скоро он научится просыпаться и снова засыпать самостоятельно.

Когда начинать чистить зубы ребенку?

Заботиться о зубах ребенка надо с момента их появления. Иначе может развиться так называемый бутылочный кариес. Это характерный коричневатый налет на первых 4-6 зубках. Особенно ему подвержены дети, которых оставляют спать с бутылочкой во рту.

В аптеках есть различные средства для чистки первых зубов: пенка, салфетки. Зубная паста вам пока не понадобится. Также первые зубы ребенка можно протирать чистой марлей, смоченной в воде или отваре ромашки.

Нравится

Дети очень быстро растут. Несколько месяцев назад ваш кроха только и делал, что ел да спал. Зато теперь он активно изучает мир, пытается общаться, дергает вас за волосы, играет с погремушками и требует к себе повышенного внимания. Полгода - серьезная веха на пути развития малыша. Что должен уметь ребенок в 6 месяцев и как помочь ему освоить все необходимые навыки?

Физиологическое развитие

Первое, что сделает педиатр во время планового приема - измерит рост и вес младенца. Ребенок на 6 месяце жизни вырастает на 2 см и прибавляет 600-650 г. Рост карапуза в среднем составляет 64-68 см, вес - от 7,5 до 9 кг. Впрочем, допустимы небольшие отклонения от этих цифр.

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Развитие всех органов чувств протекает активно. У малыша совершенствуется слух, зрение, обоняние. Он различает людей и предметы, учится правильно оценивать расстояние до игрушки, узнает запахи. Время активного бодрствования увеличивается до 3 часов. Некоторые дети с трехразового дневного сна переходят на двухразовый. Работа пищеварительной системы налаживается, поэтому можно вводить прикорм.

У многих малышей в этом возрасте прорезаются зубки, что может привести к раздражительности, постоянным капризам, повышению температуры.

Развитие самостоятельности и опрятности

Говоря о том, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, нельзя забывать об освоении основных навыков самообслуживания. К этому возрасту малыш хорошо ест с ложки кашу, пюре. Если дать ему печенье или кусочек банана, он возьмет их в руку, сможет самостоятельно откусить, разжевать деснами. А вот поднести ко рту ложку с едой для него пока слишком сложная задача. Многие груднички пытаются сами удержать бутылочку с молоком. В этом возрасте научите ребенка пить из чашки, поднося ее к губам крохи.

Во время одевания малыш по просьбе мамы начинает протягивать ручку, ножку. Это отличный способ выучить части тела. Он уже умеет стягивать с себя носки, головной убор. Некоторые родители в этом возрасте покупают горшок и высаживают на него кроху после еды, перед сном и прогулкой, после них. Результаты от такого приучения бывают самыми разными. За первыми успехами часто следует откат на исходную позицию. Полугодовалый ребенок еще не способен контролировать свои естественные отправления.

Мелкая моторика

Способность хватать предметы - главное достижение ребенка в 6 месяцев. Что умеют маленькие ручки? Они могут брать и удерживать игрушки разных размеров, бросать их, трясти, сжимать, катать мяч, хлопать в ладоши. Младенец отлично координирует движения своих конечностей, умеет перекладывать предмет из одной руки в другую. Однако захват пока осуществляется всей кистью, пальчики слушаются плохо.

Родители могут помочь своему ребенку, играя с ним в пальчиковые игры ("Ладушки", "Сорока" и др.), делая массаж ручек. Очень важно правильно выбрать игрушки с разнородной текстурой, с кнопочками, подвижными деталями, пищалками. Манипулируя ими, младенец учится контролировать и координировать движения рук, пальцев. Полезно в этом возрасте и рисование на листе обоев. Купите пальчиковые краски и окунайте в них всю ладошку. Первые шедевры обязательно сохраните на память.

Ползание

От этого навыка зависит не только физическое, но и интеллектуальное развитие ребенка 6 месяцев. Что умеет делать ползающий малыш? Он способен активно исследовать окружающее пространство, добираться до интересующих предметов, изучать их свойства, пробовать на зуб. При этом активно развивается мышление, самостоятельность.

В полгода ребенок уже хорошо умеет переворачиваться с бока на бок, со спины на живот и обратно. Он пробует ползти на животе или другим способом, учится вставать на четвереньки. Чтобы помочь ему, мама может подставлять свои ладони под крошечные стопы. Младенец будет инстинктивно отталкиваться от них и двигаться вперед. Для создания мотивации положите на небольшом расстоянии интересную игрушку.

Когда малыш делает первые неуверенные попытки ползти, подайте ему пример, передвигаясь по-пластунски или на четвереньках. После освоения навыка предложите ребенку преодолеть лабиринт из диванных подушек, переползти через валики из одеял, найти игрушку под накрытым покрывалом стулом.

Учимся сидеть

Любопытство - главная черта здорового малыша. Нередко в возрасте полугода у детей возникает желание приподняться, чтобы увидеть что-то интересное. Кто-то уже уверенно садится. Другие груднички делают неумелые попытки, но при этом быстро заваливаются, так как мышцы спины еще не готовы к нагрузке.

Самостоятельное сидение не входит в основной перечень того, что умеет ребенок в 6 месяцев. И девочек, и мальчиков педиатры не рекомендуют присаживать раньше времени, так как это может спровоцировать нарушение осанки. Считается нормой, если овладение этим навыком произойдет позже, в 8-9 месяцев.

Однако уже сейчас во время гимнастики предлагайте малышу, лежащему на спине, ухватить вас за пальцы. Осторожно подтягивайте его до сидячего положения, задержитесь на 15 секунд и опускайте обратно. Упражнение нельзя выполнять, если у младенца сильно запрокидывается голова.

Учимся стоять

Что умеет ребенок в 6 месяцев, если его развитие протекает без отклонений? Здоровый малыш этого возраста уверенно опирается на ножки, когда его берут подмышки и ставят на твердую поверхность. Многие дети пытаются переступать на месте, "танцуют", подпрыгивают во время таких экспериментов. Младенцам очень нравится вертикальное положение. Некоторые сами пытаются встать, хватаясь за бортики кроватки. Поэтому во избежание травм их лучше не оставлять без присмотра.

Родителям не рекомендуется в этом возрасте стимулировать кроху к прямохождению, покупая ходунки или прыгунки. В них ребенок не научится держать равновесие, может возникнуть деформация позвоночника. Лучшее упражнение для грудничка, подготавливающее его к самостоятельной ходьбе, - активное ползание. Однако не следует и мешать малышу, если он встает в кроватке по собственной инициативе.

Мышление

Осознавать простейшие причинно-следственные связи - это то, что умеет ребенок на 6 месяце жизни. Он уже понимает, что если дернуть за веревочку, колокольчик зазвенит. При тряске погремушка начнет бренчать. Бросая мяч на пол, малыш заранее смотрит вниз.

Подарите ему игрушки, которые умеют что-то делать: пищать, если их сжимают, мигать при нажатии на кнопку. Так ребенок поймет, что способен влиять на предметы. Игры с мячиком, кубиками, волчком учат следить за перемещением вещей в пространстве, видеть результат действий: если башню толкнуть - она рассыпется.

В этом возрасте младенец готов к игре в прятки. Накройте предмет платком, оставив на виду только небольшую часть. Ребенок с радостью найдет спрятанное. Он понимает, что вещь продолжает существовать, даже если ее не видно полностью. Однако если спрятать игрушку целиком, не всякий малыш начнет поиски. Младенцу пока трудно осознать, что предмет присутствует, несмотря на то что его не видно.

Речь

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? Девочки и мальчики активно стремятся к общению с близкими, смеются, визжат, привлекая внимание к себе. Они уже отличают ласковый тон от сердитого, ориентируются по мимике взрослого. Обогащается пассивный словарный запас. Дети знают названия игрушек, предметов быта. Вслед за вопросом: "Где у нас часики?" - часто следует указательный жест в правильном направлении.

На смену гулению приходит лепет. Малыши нараспев тянут слоги: "ма", "гу", "ба", "де", пытаются имитировать речь взрослых. Со временем звуки становятся все разнообразнее. Родители могут стать инициаторами веселой переклички, повторяя за грудничком все произносимые слоги и побуждая его отвечать.

В то же время важно вести с ребенком обычные беседы, четко артикулируя все звуки, слегка растягивая ударные гласные. Во время игры много раз повторяйте название игрушек и предметов, воспроизводите звукосочетания, издаваемые ими: кошечка - "мяу-мяу", часы - "тик-так", машинка - "би-би". Выучите потешки, в которых упоминаются части тела. Декламируя стишок, поглаживайте в соответствии с текстом ручки, ножки, носик или щечки малыша.

Эстетическое развитие

Дети рано начинают реагировать на красивые предметы, музыку, потешки. Что должен уметь делать ребенок в 6 месяцев? Он внимательно исследует яркие, необычные предметы, рассматривает их, пробует на ощупь, облизывает. У него появляются любимые игрушки, вещи. Малыш с радостью наблюдает за кукольными представлениями, разыгранными мамой. Ему нравятся народные игры для крох. Под веселую музыку детки танцуют, под колыбельную - затихают. Знакомые композиции они узнают, реагируют радостным гулением, пытаются сами имитировать пение.

В этом возрасте очень полезны игры с музыкальными инструментами (колокольчики, барабан, ксилофон). Слушая музыку, посадите малыша на коленки, дайте погремушку и трясите ею в такт мелодии. Танцуйте с крохой на руках, попадая в ритм. Читайте нараспев детские стихи, пойти песенки, с помощью игрушек инсценируйте сказки. Полугодовалого малыша пора знакомить с первыми книжками. Лучше, если они будут с тактильными вставками, музыкальными кнопками, на которые так интересно нажимать.

Эмоциональное развитие

Что должен уметь ребенок в 6 месяцев? В этом возрасте он способен к активному выражению своих чувств. О хорошем настроении свидетельствует смех, радостное гуление, активные движения. Когда малыш расстроен, он плачет, "сучит" ногами, откидывает игрушки. Просясь на руки, ребенок тянется к взрослому.

Детки очень хорошо знают близких людей, оживляются при их появлении. Особую нежность проявляют к маме, стараясь привлечь ее внимание, прижаться, не отпускать от себя. Незнакомцы их пугают. Оказавшись в новом месте, ребенок становится настороженным, отказывается идти на руки к чужому человеку, может заплакать.

В этот период не следует оставлять малыша одного. Если вы выходите из комнаты, перекликайтесь с ним, чтобы он ощущал ваше присутствие. Давайте время привыкнуть к новым людям, находитесь рядом в непривычных ситуациях. Тогда кроха почувствует себя защищенным, станет увереннее.

Что умеет недоношенный ребенок в 6 месяцев?

Если ваш малыш родился раньше положенного срока, его развитие протекает с отставанием на месяц-полтора. Нормально, если кроха не пытается ползать или садиться, как большинство сверстников. Недоношенный ребенок в полгода должен:

  • узнавать родных, активно общаться с ними, реагировать на мимику, интонацию;
  • настораживаться при появлении чужого человека;
  • учиться переворачиваться со спины на живот;
  • смеяться, лепетать;
  • реагировать на звуки, оглядываться в их сторону;
  • проявлять интерес к игрушкам, держать погремушку в руках;
  • при поддержке взрослого опираться ногами о твердую поверхность, отталкиваться от нее.

Тревожные признаки

Мы выяснили, что должен уметь ребенок в 6 месяцев. Теперь поговорим об отклонениях в развитии.

Вам следует немедленно обратиться к специалистам, если:

  • малыш не реагирует на близких, не умеет улыбаться, не просится на руки;
  • полностью отсутствует лепет;
  • кроха не поворачивает голову к источнику звука, не слышит шуршание бумаги за спиной;
  • нет интереса к игрушкам, малыш не может взять в руку кубик, удержать его;
  • когда грудничка ставят вертикально, он просто повисает, не упираясь ногами в поверхность и не пытаясь отталкиваться;
  • если ребенка приподнять за руки из положения лежа на спине, у него заваливается голова;
  • лежа в кроватке, малыш не пытается перевернуться со спины на животик и обратно.

Чем раньше выявлено отклонение у грудничка, тем больше шансов на успешное лечение.

Список того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, довольно внушительный. В этот период происходят кардинальные изменения, поэтому родители должны быть особенно внимательными к своим малышам. Тесный контакт с близкими людьми, положительные эмоции - основное условие для успешного развития. Будьте рядом с младенцем, поощряйте его активность, радуйтесь незначительным успехам, и они не заставят себя ждать.