Можно ли выходить замуж за неверующего? Христианке - о браке с мусульманином.

Исламское каноническое законодательство о браке разрешает брачные союзы между мусульманами и женщинами из людей Писания (христианками и иудейками). Во все времена - как в период миссии Пророка, так и в наши дни - мужчины-мусульмане могли жениться на христианках и иудейках.

Сегодня же, в условиях глобализации и смешения культур, вследствие межконфессиональных браков, в семьях возникает ряд проблем, например с воспитанием детей в духе исламского вероучения или с прививанием им исламского мировоззрения. Немаловажен и демографический фактор: браки мусульман с женщинами-немусульманками в определенной степени уменьшают шансы мусульманок найти супруга-единоверца, вынуждая их выйти замуж за немусульман, что канонически недозволенно.

Подавляющее большинство авторитетных ученых Ислама, среди которых богословы всех четырех мазхабов, высказали мнение о нежелательности бракосочетания мусульманина с женщиной из людей Писания. В качестве аргумента приводится пример второго праведного халифа ‘Умара, который в бытность свою правителем правоверных призывал мусульман развестись с женами-христианками и женами-иудейками. Все, кроме Хузейфы, сразу развелись. Тот же развелся с супругой через некоторое время, показав тем самым, что прямого запрета на такого рода брак в Исламе нет, однако веления халифа нельзя ослушаться.

Приказ ‘Умара не был безоснователен . Ввиду канонической дозволенности браков мусульман с женщинами из людей Писания , многие мусульмане стали жениться на христианках и иудейках, однако не проявляли в последующем стремления приобщить своих жен к Истине коранического благовестия, укрепить их в исламской добродетели.

Некоторые теологи, особенно ханафитского мазхаба, заявляют о запретности (харам) такого рода браков в условиях неисламского государства, где мусульмане составляют меньшинство, так как в таких условиях, в основном, был да так и остался неурегулированным вопрос о личном религиозном статусе верующего - праве жить согласно канонам своего вероучения, что предполагает свободное отправление религиозных нужд (в том числе возможность своевременного совершения пятикратной молитвы), регулирование своей жизни в соответствии с шариатским законодательством (в вопросах семьи, брака, наследования и т. д.). Немаловажным фактором являются имеющие место в некоторых государствах националистические, антиисламские настроения в обществе и пропаганда в средствах массовой информации, а также (возможно, вследствие вышесказанного) категоричное желание супруги-немусульманки воспитать детей в иной (неисламской) религиозной традиции. Такое положение вещей не может не оказать влияния в первую очередь на семьи, в которых супруга (хранительница домашнего очага, мать и воспитательница детей) не является мусульманкой: ослабляются духовно-религиозные и национально-культурные основы семьи.

Конечно, исламские каноны допускают брачные союзы между мусульманами, с одной стороны, и христианками или иудейками - с другой, однако нужно понимать, что в этой дозволенности Господом заложена сокровенная мудрость и польза. Человек, вставший на путь истины, постарается помочь и ближнему обрести этот путь, приложит все усилия для того, чтобы члены его семьи услышали Слово Господне и на практике выполняли Его заповеди, что нелегко порой осуществить даже в мусульманской семье, если общество и окружение тому не способствуют.

Тот мусульманин, который женится на женщине христианского или иудейского вероисповедания из-за ее красоты, но затем не предпринимает никаких усилий для того, чтобы она поняла и приняла мусульманские ценности, подпадает под действие вышеупомянутого приказа халифа ‘Умара. Если же он пренебрегает этим серьезным предостережением, то ставит под сомнение благополучие свое и своих детей в обоих мирах.

Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что бракосочетание мусульманина с целомудренной и благонравной женщиной христианской и иудейской культур канонически разрешено, однако необходимо принимать во внимание (1) сохранение в семье статуса мужа согласно канонам Ислама, (2) желательность принятия супругой исламского вероучения и (3) обязательность воспитания детей в духе морали и религиозности, заповеданных Священным Кораном и Сунной заключительного Божьего посланника (да благословит его Всевышний и приветствует). И все это должно быть в контексте веры в Единого Бога, среди последних пророков Которого были Моисей, Иисус и Мухаммад.

Да убережет нас Всевышний от необдуманных поступков и дарует нам и нашим потомкам пути и возможности для достижения счастья в мире земном и в мире вечном!

Ответы на вопросы по теме

Я - православная, а он - мусульманин. Мы полюбили друг друга и хотели бы создать семью. Возможно ли это и при каких условиях?

Если ваши чувства полны, искренни и взаимны, то попытайтесь увидеть мир через призму того мироощущения, которым живет ваш любимый человек и, возможно, вы сами ответите на возникшие вопросы.

Я крещеная христианка, очень люблю мусульманина. Любовь взаимна уже почти пять лет, но не получается нам создать семью, так как мой молодой человек никак не может решиться на никях из-за того, что я не принимаю Ислам. Его мама не против меня. Недавно он обратился за советом к своему родственнику-мулле, который сказал, что я обязательно должна принять Ислам.

К Исламу я отношусь очень хорошо, зная, что Бог Един. Хочу, чтобы будущие наши дети были мусульманами. Да и я, возможно, приму Ислам, если приду к этому сама. Считаю неправильным делать такой ответственный шаг, как принятие иной веры, практически ничего не зная о ней. Дайте, пожалуйста, совет. И греховно ли, если я приму Ислам из-за того, что очень люблю мужчину, а он хочет жениться на мусульманке? Татьяна, 27 лет.

Вы говорите, что чувства вот уже 5 лет взаимны, но если ваши намерения серьезны, почему же за столь продолжительный срок вы не определились, нужны ли вам в вашей жизни мусульманские духовные ценности или нет?! И еще: если ваш знакомый сожительствует с вами (живет как с женой) все эти годы, то непонятно, какими ценностями руководствуется и чему следует он. Получается, что Ислам - это некий формальный статус, а в остальном - живи как тебе угодно, главное, чтобы на языке временами прокручивались такие слова, как «жить по Корану и Сунне», «а как это по шариату» и т. п. Странно, не правда ли?

Моя жена-христианка хочет обвенчаться. Могу ли я с ней обвенчаться, а потом совершить аналогичный ритуал по мусульманским традициям? Если это возможно, то что и как нужно сделать? Наиль, 21 год.

Нет необходимости венчаться, вам не следует этого делать, достаточно будет регистрации в загсе и мусульманского бракосочетания.

Мой жених мусульманин, я - христианка. Его родители настаивают на том, чтобы я поменяла вероисповедание, иначе меня не примут в семью. Но я не готова к этому, точнее сказать, мне эта религия абсолютно неизвестна, правду говоря, даже страшно, так как, я думаю, это большой грех. Что я должна делать? Я боюсь потерять своего молодого человека. Вероника, 27 лет.

Да, смена вероубеждения с точки зрения любой конфессии расценивается как грех, вероотступничество. Но «нет принуждения в религии!» (Св. Коран, 2:256). Только ваше сердце может подсказать, как быть. Для ознакомления с Исламом прочитайте мои книги «Путь к вере и совершенству» и «Мир души».

Я христианка, встречаюсь с мусульманином. У нас замечательные отношения, но я была замужем и боюсь сказать ему об этом. Думаю, что, если скажу, он решит расстаться. Устала молчать и общаться из-за этого все труднее. Ведь для него это позор, с моей же стороны обман. Ирина, 22 года.

Лучшим будет сказать правду.

Я имею мусульманские корни, сама наполовину армянка. Свою жизнь я бы хотела связать с мусульманином. Меня тянет к Исламу. Но только у меня начинаются отношения с каким-то молодым человеком из этой среды, как через время все прекращается только потому, что я иноверка. Ответьте, почему родители бывают порой против счастья своих детей? Я из приличной семьи, скромна и воспитана, но смотрят, как кажется, не на это.

У них, родителей, свое понимание счастья. Для каждого человека оно имеет свои формы, оттенки, цвета.

Я женился на русской девушке. После женитьбы узнал, что она не девушка, у нее были до меня отношения с другим. Могу ли я дальше жить с ней? Разрешено это или запрещено? Сейчас она изучает Ислам и собирается стать мусульманкой.

Ваша ситуация - это печальная и распространенная реальность нашего времени. В данном случае канонически вы имеете право развестись, но и можете жить с ней дальше, если считаете, что она покаялась в содеянном и не собирается больше повторять такого рода греховные и пагубные действия.

Надеюсь, у вас самого ни с кем не было интимных отношений до женитьбы на ней.

Скажите, пожалуйста, как должен поступить мусульманин, женатый на немусульманке, которая не принимает Ислам, хотя на словах говорит, что хочет стать мусульманкой, а фактически ничего не делает?

Будьте полноценным мусульманином, то есть таким человеком, от которого исходит только благо, позитив, созидательная энергия как в отношении других, так и в отношении самого себя (стремление успешно реализовать свои возможности и постоянно интеллектуально, физически, духовно самосовершенствоваться). Это потребует от вас серьезного настроя и многочисленных затрат энергии и сил, но все быстро окупится результатом. Не грубите, не принуждайте, и вы увидите, как преобразятся окружающие в итоге вашего личного преображения. «Пример воздействует сильнее, чем проповедь» (С. Джонсон).

Как вы думаете, могу ли я, мусульманин, жениться на девушке-христианке, которая желает принять Ислам, как мне кажется, ради меня, ради брака (не по убеждению пока)? Джимми.

Теоретически - можете, а практически - очень ответственно и имеет опасные для вас и ваших будущих детей перспективы.

Разрешается ли мужчине-мусульманину жить с женой-немусульманкой, хотя он многократно призывал и увещевал ее? Я знаю, что мусульманину можно жить с женой-христианкой, иудейкой. А если она вообще не относится ни к первым, ни ко вторым?

Вопрос о том, можно ли жить с женой-немусульманкой (тем более не относящейся ни к христианам, ни к иудеям) был бы актуален, если бы задавался до бракосочетания, а не сейчас, когда отношения уже реализованы.

Для мусульманина, как человека покорного, преданного Богу, в подобной ситуации терпение является единственным ключиком к сохранению семьи, тем более той, в которой есть ребенок, нуждающийся как в отцовской, так и в материнской заботе. К тому же человеку, сформировавшемуся как личность в обществе, в котором духовность явно в упадке, бывает очень сложно изменить свой внутренний мир, наполнить его верой и тем более понять и принять заключительное Писание, ниспосланное всему человечеству, особенно когда нет живого примера мусульманской добродетели, например в лице любимого мужа. Кстати, некоторым супружеским парам потребовались годы, чтобы прийти к Божественной Истине.

Муж татарин, мусульманин, я - православная, причем очень верующая, соблюдающая все посты и каноны, из непьющей и некурящей семьи. Муж до свадьбы уверял, что с ребенком вопросов в религии быть не должно, что я смогу воспитывать детей в своих традициях. Но сейчас, когда я в положении, он ходит грустный, понурый, я догадываюсь из-за чего. Он боится, что я дам ребенку христианское имя, что ребенок не будет знать мусульманских традиций. Что делать? Я очень люблю мужа и не хочу, чтобы он расстраивался. Он говорит, что, даже если я сделаю по-своему, он меня никогда не бросит, но будет всю жизнь жить в тоске и печали, как бы уйдет в себя. Он меня таким образом как бы шантажирует. Можно ли сделать ребенку обрезание, читать азан и икамат, а потом крестить в церкви? Возможно ли ребенку привить сразу две веры и не считается ли страшным грехом, если ребенок будет посещать мечеть и церковь? Мне, как человеку образованному и городскому, кажется это возможным, учитывая, в каком веке мы живем, чтобы избежать семейных конфликтов и упреков.

Ислам - этап религиозного развития человечества, следующий за Иудаизмом и Христианством. Прививать сразу несколько вероисповеданий нереально, тем более когда между ними есть серьезные отличия. Для человека же верующего, если он действительно осознает смысл и значение своей религии, это абсурдно, это, что называется, и ни туда и ни сюда. Реакция вашего мужа ясна, поймите, что ему, как главе семьи, отвечать пред Богом в Судный День за праведность, правильность вероубеждения своих жены и детей.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6654.

Приказ халифа касался лишь тех мусульман, чьи жены за период супружеской жизни так и не приняли Ислам, не стали мусульманками.

Книга Е. Богущевой «Уж замуж…» вышла в издательстве «Благо» в 2002 году, но до сих пор вокруг этого издания не утихают споры. Причина в том, что проблема - вступать или не вступать в брак с неверующим - является очень острой и актуальной для многих наших православных современников. Существует ли однозначное мнение Церкви, святых отцов относительно таких браков? Своими размышлениями по поводу брошюры «Уж замуж…» делится в этой статье священник Даниил Сысоев, кандидат богословия.

Возрождение Церкви после гонений породило ряд проблем не только духовного, но и практического порядка. Фактом является то, что в храмы пришло гораздо больше молодых женщин, чем мужчин, и потому остро стал вопрос о том, за кого им выходить замуж. Неудивительно поэтому, что книга, отвечающая на вопрос: "Выходить ли замуж за неверующего?" вызвала неподдельный интерес у читательниц и читателей. Но, тем не менее, удивляет вполне нетрадиционный подход к столь важному вопросу, изложенный в данной работе. Мы постараемся разобрать с точки зрения святоотеческого богословия и канонического права данное произведение.

Итак, сюжет данной работы заключается в том, что некая барышня полюбила неверующего (который снабжен всеми мыслимыми достоинствами) и очень хочет за него замуж, мотивируя это тем, что с самого детства все девочки стремятся к тому, чтобы стать женой и матерью. Терзаемая сомнениями, и не зная, как поступить, она обращается к своему духовнику с вопросом: "Можно ли выйти за своего возлюбленного замуж, и не будет ли это блудом?" Вся книжка состоит из пространного ответа духовника, из которого становится ясным, что никаким грехом и, тем более, блудом этот союз не будет, ибо, во-первых, апостол Павел разрешил христианам вступать в брак с неверующим, а во-вторых, если этот союз будет основан на целомудренной любви, он является благодатным и даже образом союза Христа и Церкви. Долго духовник рассказывает о том, что такое любовь, по которой он подразумевает некое чувство, эмоцию, и утверждает, что она вполне возможна и в таком своеобразном "браке". Он подчеркивает, что само по себе Венчание не является гарантией крепости семьи (тем более, что сейчас часто преобладает оккультное отношение к этому Таинству), и говорит, что даже богохульство супруга не должно приводить к разводу, а лишь к проявлению терпения у верующего. Выслушав батюшку, барышня, окрыленная, приходит домой, вступает в "брак" с безбожником, убежденная, будто ее поступок вполне хорош, и лишь после росписи она сообщает о своей вере огорошенному супругу. У них практически идеальная семья, но наученная своим духовником молодая супруга только молится об обращении своего "мужа", ибо говорить на эту тему ему неинтересно.

Вот такой прекрасный образец для подражания предлагают нам издатели этой брошюры! Но, к сожалению, реальность, с которой приходится сталкиваться священнику, резко отличается от описанной идиллии. Чаще всего жены и мужья, вступившие в такое сожительство, очень быстро обмирщаются, ревность к спасению заменяется приспособленчеством, а часто наступает и прямое отступничество. Сколько уже девушек приняли ислам, выйдя замуж за мусульманина, а вот обратных примеров нам практически не известно! Вместо воскресных служб такие супруги начинают ходить в театры и на модные "тусовки", лишь бы угодить своей "половине". Дети у таких родителей растут циниками, которые не верят ни во что. Что, впрочем, и понятно, ведь живой пример лицемерия у них перед глазами! Не надо думать, что это результат только нынешнего развратного времени. То же самое было и с русскими дворянами, отдававшими своих детей за знатных еретиков, в результате чего выросло поколение базаровых. То же было и в странах ислама, где насильно взятые в гарем девушки рожали янычар, убивавших своих соплеменников. То же еще в III веке заметил еще свмч. Киприан Карфагенский, когда в своей книге "О павших" писал, что причиной большого количества отступников было то, что "заключают супружеские союзу с неверными; члены Христовы предлагают язычникам".

Так почему же такое происходит? Неужели православная вера более слаба, чем неверие или какая-либо лжерелигия, если брак заключенный с неверным приводит к столь плачевным результатам? Ответом является то, что Бог не помогает тем, кто прямо нарушает Его волю.

Если посмотрим на Священное Писание, то увидим, что практически на протяжении всей священной истории Бог предостерегает от смешения верных Ему людей с теми, кто не исполняет Его волю. Уже на заре мира произошла величайшая катастрофа Всемирного Потопа, вызванная тем, что "сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал. И сказал Господь Бог: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками сими; потому что они плоть" (Быт. 6, 2-3). Традиционное толкование говорит, что сыны Божии - это потомки Сифа, верные Господу, а дочери человеческие - каинитки, и смешение этих двух родов привело к гибели древний мир. Помня об этом страшном событии, св. Авраам заставил своего слугу поклясться Богом, что он не возьмет Исааку жену из дочерей Ханаанских (Быт. 24, 3). Точно также и одной из причин отвержения Исава было то, что он взял себе в жены хеттеянок. "И было это в тягость Исааку и Ревекке" (Быт. 26, 35), так что последняя сказала, что она "жизни не рада из-за дочерей Хеттейских" (Быт. 27, 46). Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: "Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих" (Исх. 34, 16) И "тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя" (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда только удар копья Финееса прекратил поражение, из-за которого погибло 24000 человек (Числ. 25), и в продолжение правления судий, когда Самсон погиб из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чье сердце развратили жены (3 Цар. 11, 3) продолжается борьба за исполнения этой заповеди. И Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем заповедь эта ни коим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав блудница, Сепфора - жена Моисея, Руфь моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важным эта заповедь стала для свв. Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки "великим злом, грехом перед Богом" (Неем. 13, 27), "беззаконием, превышающее голову, и виной, выросшее до небес" (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: "вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога. У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу" (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают?

Когда наступил Новый Завет, и закон Моисея был превзойден благодатью Евангелия, тем не менее это повеление Господа осталось в силе. Апостольский Собор в Иерусалиме заповедал обращенным из язычников воздерживаться от блуда (Деян. 15, 29), под чем толкователи подразумевают действенность всех брачных запретов Ветхого Завета и для христиан. Далее апостол Павел, разрешая жене выходить второй раз замуж, добавляет "только в Господе" (1 Кор. 7, 39). Для христиан всегда была очевидной невозможность вступать в брак с неверными, и это исполнялось неукоснительно, несмотря на то, что общины христиан были очень малы. Так свмч. Игнатий Богоносец пишет: "Скажите моим сестрам, чтобы они любили Господа и были довольны своими мужьями по плоти и по духу. Так же предпишите и моим братьям во имя Иисуса Христа "любить своих жен как Господь Иисус Христос любит Церковь"... Хорошо мужчинам и женщинам, вступающим в брак, делать это с благословения епископа, так чтобы брак был по Господу, а не по похоти". Также думали и прочие святые отцы. Например, свят. Амвросий Медиоланский говорит: "если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим: то как может быть брак там, где нет согласия веры". Данное учение прямо высказано Православной Церковью устами Вселенских Соборов. 14 правило IV Вселенского Собора накладывают епитимью на тех чтецов и певцов, которые вступают в брак с иноверными или отдают своих детей в такой брак. В согласии с толкованием еп. Никодима (Милаша) наказание это - низложение. Еще более ярко и без возможности каких-либо перетолкований изложено отношение Церкви к данному вопросу в 72 правиле VI Вселенского Собора. Оно гласит: "Недостоит мужу православному с женою еретическою браком совокуплятися, ни православной жене с мужем еретиком сочетаватися. Аще же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитати нетвердым, и незаконное сожитие расторгати. Ибо не подобает смешивати несмешаемое, ниже совокупляти с овцой волка, и с частью Христовою жребий грешников. Аще же кто постановленное нами преступит: да будет отлучен. Но аще некоторые, будучи еще в неверии, и не быв причтены к стаду православных, сочеталися между собою законным браком: потом един из них, избрав благое, прибегнул ко свету истины, а другой остался во узах заблуждения, не желая воззрети на божественные лучи, и аще притом неверной жене угодно сожительствовати с мужем верным, или напротив мужу неверному с женою верною: то да не разлучаются, по божественному апостолу: святится бо муж неверен о жене, и святится жена неверна о муже верне (1 Кор. 7, 14)". После столь очевидного выражения откровенного учения Церкви (а кроме этого по данному поводу так же гласят следующие каноны: Карф. 21 (30); Лаод. 10, 31), позиция автора разбираемой книжки просто возмущает. Если правдой является то, что таких взглядов придерживается ее духовник, то, в согласии с 1 правилом VII Вселенского Собора, он должен быть лишен сана.

Но теперь время перейти к анализу аргументов, выдвигаемых в защиту возможности этого беззаконного сожития. Итак, на вопрос своей духовной дочери, не будет ли ее брак блудом, духовник отвечает: "Нет, нисколько. Церковь с уважением относится к такому браку, в котором лишь один из супругов принадлежит к православной вере, ибо сказал св. ап. Павел: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим» (1 Кор. 7, 14), и далее: «Ибо почему ты знаешь жена. Не спасешь ли ты мужа, или почему ты знаешь муж, не спасешь ли жены?» (1 Кор. 7, 16). Ведь ты помнишь, что Господом сказано: муж и жена - это одна плоть. Так было исстари, так есть и теперь - брак между верующим и неверующим супругами не считается Церковью блудным сожительством" (с. 9-10). Аргумент этот является наиболее распространенным из выдвигаемых в защиту брака с неверными. Более того, он не нов. Его еще во II веке выдвигали те, кто пытался отказаться от исполнения слов Господа. Вот как отвечает на него Тертуллиан: "Совершенно ведь ясно, что этот текст имеет в виду тех христиан, которые уверовали, уже состоя в браке, что доказывают слова: "если какой брат женат на неверующей". Он не говорит: "взял в жены неверующую". Он хочет сказать, что женатый на неверующей и только что сам обращенный, должен оставаться с женой; иными словами, новообращенные не должны думать, что обязаны расстаться с женами, которые сделались для них чуждыми в вере. Он даже прибавляет обоснование, говоря, что "в мире призвал нас Господь", и что "верующий может спасти через брак неверующего" (1 Кор. 7, 15-16). Наконец, это толкование подтверждает концовка: "кого как призвал Господь, тот пусть так и остается (1 Кор. 7, 17). А призывают, я полагаю, язычников, а не христиан. Если бы он говорил о тех, кто сделался христианином до женитьбы, то разрешил бы последним вступать в брак с кем угодно, но этому противоречили бы следующие его слова: "жена после смерти мужа свободна, и может выйти за кого хочет, но только за христианина (1 Кор. 7, 39). Смысл этих слов не оставляет сомнений: чтобы мы не злоупотребили словами "пусть выходит за кого хочет", он прибавляет: "только за христианина"… Это единственное условие, которое он выдвигает. "Только за христианина", - говорит он, и слово "только" придает великую силу закона, делая его совершенно обязательным. Слово это повелевает и убеждает, приказывает и увещевает, обязывает и угрожает. Мнение апостола столь же ясно, сколь и красноречиво в своей краткости, как и всякое Божественное слово, требующее повиновения". Таким образом, анализ этого священного текста, столь блистательно проведенный знаменитым апологетом, показывает всю надуманность данного аргумента.

Если же мы обратимся к толкованию отцов (а 19-е правило VI Вселенского Собора запрещает понимать Писание вопреки святым), то увидим, что их согласное мнение подтверждает понимание этого священного текста, как относящегося только к тем супружеским парам, где кто-то один из супругов обратился ко Христу после брака. Приведу только одно толкование святого отца, чтобы не быть голословным. Блаж. Феофилакт Болгарский пишет в толковании на данное место: "Рассматриваемую заповедь апостола относи к тому только случаю, если муж и жена соединились браком, когда оба еще находились в неверии, но после та или другая сторона обратились к вере. Ибо, если прежде только один муж был неверным, или только одна жена; то верной половине вовсе не позволялось вступать в брак с неверною: это видно из слов апостола; ибо не сказал он: если кто пожелает взять неверную, но "аще кто имать". Опять не просто предписывает жить верной половине с неверной, но только если последня пожелает того; ибо это значит "благоволит", т. е. если пожелает". Подобную мысль высказывает и блаж. Феодорит Киррский, говорящий: "выходи за верного, благочестивого, целомудренно, законно". И как уже мы видели выше, именно такое толкование высказала сама Церковь устами 72 правила VI Вселенского Собора. И кто после этого посмеет опровергать учение, высказанное столь великим авторитетом?

Но автор данной книжки не останавливается и после такой подтасовки. Герой этой брошюрки утверждает, что "в соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая супругов, состоящих в таком браке, пребывающими в блудном сожительстве" (с. 11). Что на самом деле говорят древние каноны, мы уже видели выше, а здесь стоит привести и те правила, которые действовали в Русской Церкви до революции. Вопреки мнению автора "русским подданным православного исповедания брак с нехристианами вовсе запрещается", а такое брачное сопряжение не признавалось "законным и действительным". Следовательно, дети признавались незаконнорожденными, не имели прав на наследство и титул, а сама связь признавалась прелюбодейной, и потому христианину, в нее вступившему, даже в то время полагалось 4 года отлучения от Причастия. В том же случае, когда один из иноверных супругов обращался в христианство, с того, кто остался вне Церкви, тотчас бралась подписка в том, что дети, которые родятся у них после этого, будут крещены в Православной Церкви, и иноверный не будет никаким образом приводить их к своей вере, а с его верная половина не будет лишаться единобрачного сожительства во все время ее жизни и не будет принуждать ее к возврату в прежнее заблуждение. Если неверный супруг давал такую подписку и следовал ей, то брак признавался законным, если же следовал отказ или нарушение этих обязательств, тогда брак тотчас расторгался, и новообращенный имел право на новый брак с православным. Великие догматисты XIX века, такие как митр. Макарий (Булгаков) также считали невозможным брак верного с иноверцем. Таким образом, автор данной работы является настоящим модернистом и обновленцем, отвергающим и каноны, и Писание, и отцов, и традицию нашей Церкви.

Но давайте рассмотрим и другие несуразности, приводимые в данном сочинении. Делаем мы это не только из-за большого по нашим временам тиража (15000) данного опуса, но и потому, что в сознании многих существуют подобные же искажения в понимании Священного Предания, о сути которых мы поговорим в конце нашей работы.

"Духовник" утверждает, что сложности могут быть и в браке с еретиком, но это вполне приемлемо, т.к. именно так часто было в истории. Действительно, так бывало, но каноны (Карф. 21 (30); Лаод. 10, 31) считают это недопустимым. И всегда такая практика считалась проявлением (чаще всего неоправданной) икономии. Но самым диким является мнение автора, будто брак с представителем иной религии (ислама, индуизма, буддизма) допустим, хотя и это гораздо сложнее, чем с еретиками. "Хорошо, если не встанет вопроса об отречении от Христа, - говорит "пастырь", - и супруги окажутся достаточно мудрыми для того, чтобы с уважением относится к религиозным воззрениям друг друга. Не секрет, что предмет веры зачастую становится поводом для насмешек, конфликтов и агрессии со стороны мужа или жены, исповедующих разные религии, становится причиной многих споров на тему, кто "правильнее" верит и чья вера спасительней" (с. 12). Здесь, что ни слово - то восхитительный перл отступничества! Что это получается, жена, читающая в Псалтири (Пс. 95): "вси бози язык бесове суть", начнет с уважением относится к вере своего, с позволения сказать, "мужа", кланяющегося этим самым демонам? Та, кто прославляет мучеников в храме, дома будет одобрять то, против чего мученики боролись? С "мудрым уважением" будет относится к джихаду, или поклонению деревянным и каменным идолам? Данный "батюшка", наверное, сурово осудит за "нетерпимость" и библейских пророков, и святых апостолов, и святителей, и мучеников, сжигавших капища и осуждавших мерзость поклонения лжебогам! Потрясает то, что автор закавычивает выражение "правильнее" и считает бессмысленными споры на тему, какая религия спасительнее. Получается, что для данного горе-пастыря, как и для многих наших современников, "для спасения души все святые хороши!" Никто и никогда не спасется без Христа и Его Церкви, и потому, если жена любит своего мужа (в том, конечно, случае, если брак состоялся до ее обращения), то она должна заботится о том, чтобы тот убедился в этой важнейшей истине. Конечно, из этого не следует, что дом у новообращенной (или новообращенного) должен напоминать филиал Думы и наполнятся постоянными спорами, но, с другой стороны, неверующий супруг должен знать то, что его вера вовсе не одобряется православным, а, напротив, считается заблуждением и лишь терпится "сжав зубы". Если же речь заходит о выборе между Богом и мужем, вопреки мнению "духовника", не может быть и речи о терпении (да и слова апостола (Рим. 14, 1; Рим. 15, 1) вовсе не относятся к иноверцам), а необходим развод. Как пишет свят. Феофан Затворник: "Если неверный муж не хочет жить с женою верною, а предлагает ей или возвратиться к прежнему нечестию, или оставить его, то очевидно, что должно оставить такого мужа; ибо о том, чтобы изменить вере и думать не следует, а оставаться с мужем при вере, наперекор ему, значило бы вводить намерено разлад и ссоры в семью. Итак, говорит: мира ради оставляйте таковых мужей и жен; в таком случае вы свободны от ига брачного, не подработны ему". Также говорит и Златоуст: "если неверный повелевает тебе приносить жертвы и участвовать в его нечестии по праву супружества, или же оставить его, то лучше оставить брак, нежели благочестие. Если неверный ежедневно оскорбляет и заводит ссоры, то лучше разлучиться". И снова этот "священник" учит вопреки Отцам!

Еще более умилительной является попытка обосновать "благодатность" данного сожития. "Пастырь" говорит своей несчастной "овечке": "Если ты решишь соединить свою судьбу с неверующим человеком, то через тебя, по твоим молитвам, богоугодным делам и добродетельными поступками сумеешь, я надеюсь, стяжать благодать на вашу семью" (с.16). Таким образом, нам предлагается принять чисто пелагианскую доктрину о том, что благодать достигается собственными усилиями человека. Но, как говорят каноны Карфагенского Собора, без помощи благодати совершенно нельзя исполнить никакие заповеди (127 пр.), и она дает нам и силу, и любовь к исполнению заповедей (126 пр.), а тот, кто отвергает это - предается анафеме. Потому все попытки заработать благодать своими силами - бессмысленны, и кто надеется на это - еретик. Бог не только Сам очищает нас от греха и показывает красоту добродетели, но и Сам Собственной силой творит вместе с нами добро. Все же попытки "заработать" благодать - это возвращение к закону и отказ от Христа (Еф. 2, 8-10; Гал.2, 21). Богом даны нам источники благодати - это святые Таинства, одно из которых - Венчание, но автор понимает, что в ее случае это невозможно, и потому ее "духовник" вынужден прибегать к самодельным источникам, о которых ничего не говорит Откровение. И исполнилось над ними слова пророка: "два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды" (Иер. 2, 13). Первый из них мы уже рассмотрели - это попытка заменить Таинство Божие человеческими делами. Тут мы немного отвлечемся в сторону, и заметим странную тенденцию автора всеми возможными способами преуменьшить значение Таинства Брака. Это и указание на то, что недопустим оккультный подход к таинству (с. 13-14), что при священнодействии недопустимо лукавство при ответе на вопрос: "любишь ли его (ее)"? (с. 16). К слову сказать, такого вопроса чинопоследование Венчания не содержит, и в этом есть глубокая причина, о которой мы скажем чуть позже. При этом священник ни словом не обмолвился о том, что в Венчании дается "благодать чистого единодушия, благословенного рождения и христианского воспитания детей" (Катехизис свят. Филарета Московского). Для него единственное, что отличает венчанный Брак от невенчанного - это лишь факт того, что Христос является его свидетелем (с. 15). О благодатных силах, даваемых в этом священнодействии упоминается только бегло в самом конце (с. 52). И это не удивительно, ибо тогда рухнула бы вся пелагианская картина замены благодати собственными усилиями, излагаемая в этом сочинении. Налицо вполне еретическая тенденция отвержение сакраментального характера этого Таинства, сближающего автора с римо-католиками, так же считающими, что совершителями Брака являются сами супруги, а иерей - лишь свидетель его каноничности.

Но, понимая, что такой подход оставлет его подопечную в состоянии неуверенности в благодатности ее союза, "духовник" выдумывает второй признак наличия благодати (или способа ее получения): "И притом, если ваш союз будет основан на целомудренной любви - то как можно говорить, что он внеблагодатен? Ибо что такое любовь, как не благословение Божие, посылаемое мужчине и женщине?" (с. 16). Итак, критерием благодатности является наличие целомудренной любви. Да, действительно свят. Иоанн Златоуст пишет: "Сам Бог сеет любовь в мужей и жен”. Но как Он это делает, и что это такое "Любовь", в этом взгляды Церкви и автора расходятся. Первая считает вместе со Златоустом, что в таинстве "умножится любовь жениха и сохранится целомудрие невесты, в дом войдут добродетели и изгнаны будут коварства дьявола, чтобы супруги соединяемые благодатью Божиею, провождали жизнь приятную", а вторая полагает, что сама по себе "целомудренная любовь" является гарантией наличия благодати. Но уже в "Православном исповедании" сказано, что взаимного "согласия недостаточно будет для вступления в истинный брак, если они сами не засвидетельствуют пред священником взаимного своего обещания". И именно потому, что в Венчании дается истинная любовь, о ней и не спрашивают перед Таинством, иначе получилось бы, что все те, кто вступил в Брак за послушание своим родителям, на самом деле были лишены возможности строить христианскую семью.

И поэтому для нас является диким утверждение, будто "апостол настаивал на том, что брачный союз (даже наполовину нехристианский), союз мужа и жены, - символ союза Христа и Церкви" (с. 18). Слова послания к Ефесянам (5, 22-32), на которые ссылается автор, очевидным образом обращены к христианам (ведь 32 стих прямо называет этот союз таинством, да и само содержание, обращенное одинаково к мужам и женам, показывает, что речь идет только о христианских семьях). Удивляет, как нехристь может любить свою жену "как Христос возлюбил Церковь? (Еф. 5, 25)" Все эти высказывания возможны лишь при неверном понимании самого понятия "любовь". Уже не приходится говорить, что тут опять отвергается уникальность таинства Венчания, в котором "благословляется супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью".

Но что же такое "целомудренная любовь", которая, по мнению автора, может заменить собою благодать Венчания? И здесь мы подходим к самой важной ошибке, свойственной как Е. Богушевой, так и очень многим православным. С ее точки зрения, любовь - это особое чувство (с. 33). Здесь мы видим влияние любовных романов и, вообще, классической литературы на наше сознание. Для Библии же и для святых отцов - это состояние воли, и потому она может быть заповедью. Так "Православное исповедание" говорит, что "любовь вмещает в себе Божественное Десятисловие", а Катехизис утверждает, что "истинная любовь естественно проявляет себя через добрые дела". Преп. Иоанн Лествичник говорит, что "любовь по качеству своему есть уподобление Богу, сколько того люди могут достигнуть; по действию своему, она есть упоение души; а по свойству - источник веры, бездна долготерпения, море смирения. Любовь, собственно, есть отложение всякого противного помышления, ибо любы не мыслит зла. Любовь, бесстрастие и сыноположение различаются между собою одними только названиями". Таким образом, для христиан очевидным является то, что истинная любовь невозможна без православной веры. Ибо, как пишет тот же преподобный, "по моему разумению, вера подобна лучу, надежда - свету, а любовь - кругу солнца. Все же они составляют одно сияние и одну светлость". Таким образом, для нас абсурдной является мысль, будто "целомудренная любовь" может дать благодать заведомо запрещенному союзу, ибо таковой просто не будет между "супругами". Для нас представляется совершенно немыслимой сама возможность бесстрастной любви там, где любящий не верит в Бога. Все эти чувства, именуемые любовью, являются, согласно Лествичнику, т.н. "естественной любовью", свойственной, в том числе, и животным. Это состояние не является благодатным, и потому "блуд примешивается к ней, как иногда видим в голубе кроющихся вшей". На этом чувстве нельзя построить христианской семьи, и оно не приводит человека к святости.

Таким образом, рассмотрев книжку "Уж замуж", мы видим, что главная ее мысль - возможность христианину вступать в брак с неверующим, прямо противоречит учению Церкви, основанному на Божественном Откровении. Те, кто послушают автора этого сочинения и нарушат повеление Господа, совершат тяжелый грех, рискуют отпасть от Церкви. Их союз не будет законным браком, а прелюбодеянием. В данной работе мы видим также радикальную ревизию православной нравственности, скрывающуюся под красивыми словами о любви.

Но возникает вопрос: "в чем же причина такого страшного искажения веры, свойственного, как уже говорилось выше, не только данной книжке, но и сознанию многих православных?" Ответом будет слово: "миролюбие". Современные люди, даже приходя в Церковь, не желают по настоящему менять своего сознания. Они не желают по настоящему покаяться ("ибо "покаяние" в библейском смысле - это перемена мыслей). Им надо одновременно быть и православными, и своими для мира сего. Очень не хочется людям совершать этот выбор, и возникает желание "освятить все". Так возникают и новые добродетели, неведомые св. отцам (такие как "терпимость к заблуждению"). И старые термины приобретают совершенно новый смысл (напр. любовь, брак). И появляются представления о том, что и нецерковные люди могут быть "хорошими, добрыми", и, потому, в общем-то и христианство им не особенно нужно. Это нечто желательное, но необязательное. Тем более, что жизненные цели тех и других бывают часто идентичны - это и поиски комфорта любой ценой, и обожествление культуры. И даже такое же отношение к деторождению. Разве не известно, что для очень многих мнимых "христианок" известие о беременности воспринимается чуть ли ни как онкологический диагноз. И это притом, что они ходят в храм и на каждой службе слышат поминовение "богоотец Иоакима и Анны", реально их главным богом будет комфорт и деньги. Так что так ли удивительно при таком сходстве мировоззрений желание стать окончательно своим для безбожников? Как часто люди говорят: "ну, нельзя же в наше время быть таким фанатиком?! (Как будто время что-то значит в жизни того, кто служит вечному Господу?) Нельзя быть "белой вороной". Это не смиренно, не по-христиански. Нельзя осуждать поступки других людей. Мы должны принимать всех такими, какие они есть, и ни в чем не показывать своего превосходства. (Для этого придуман даже специальный термин "триумфализм"). Надо быть терпимее. Да и вам самим надо стараться не обижать своим поведением. Надо стараться быть как все, иначе мы оттолкнем людей от Церкви (правда, тогда непонятно, зачем вообще в Нее кого-то звать, если Она полностью должна солидаризироваться с цивилизацией?)". Тут стоит нарушить все правила политкорректности и процитировать слова ап. Иакова: "Прелюбодеи и прелюбодейцы! Не знаете ли, что дружба с миром, есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"?" (Иак. 4, 4-5)

А скрывается за этим отсутствие сознания своего падения и чудовищной бездны зла, захватившего мир сей. Потому и не видят такие люди нужды в спасении, совершить которое может только Создатель. Лишь тогда, когда человек почувствует на себе сильную руку Бога, он понимает, какая пропасть отделает членов Церкви от самых лучших иноверцев и безбожников. Ведь, по справедливому слову Златоуста, неверный "чужд верному. Он не имеет ни одной и той же с ним главы, но одного и того же отца, ни того же, ни того же города, ни пищи, ни одежды, ни дома; но все у них раздельно. У одного все на земле, у другого - на небесах. У этого царь Христос; у того - грех и дьявол. У этого пища - Христос; у того - гниль и тление. Да и одежда у этого - Владыка ангелов; у того - дело червей. У этого город - небо; у того - земля. А если у нас нет с неверными ничего общего, то скажи мне, в чем же нам иметь общение с ними? Произошли и мы через те же муки рождения и произошли из одного чрева? Но и этого недостаточно для ближайшего родства. Итак, постараемся сделаться гражданами горнего града". И видит он, что истинная любовь никогда не только позволит отдать члены тела Христова на поругание неверному, но и никогда не смирится с тем, что люди живут вдали от Создателя. Никогда человек, попробовавший ее живительных струй, не успокоится, видя, что тот с кем он живет, вражует против Бога нашего. Лишь тот, кто призван Той Любовью, что движет солнце и светила, может победить окаменение чужого сердца, но первым условием этого является исполнение повеления: "выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас" (2 Кор. 6, 17). Те, кто призван брачным, выйди от языческого жития, оставаясь в телесном союзе, если неверный не хулит веру; призван ли ты безбрачным - или будь девственником, или вступи в брак с православным христианином; упал ли ты в блудодеяние, встань, отвергни беззаконное сожитие или сделай его, через обоюдное Покаяние и Венчание, законным. И тогда сможешь стать причастным той Любви, которая ведет к Себе, и Сам милостивый Творец научит тебя и даст тебе и вечное спасение, и на Земле семью христианскую и все потребное для жизни и благочестия.

Решившись на брак с человеком, исповедующим иную религию, люди не всегда осознают последствия такого шага .

Где лучше зарегистрировать отношения, в РФ или на родине своего избранника? Тем, кто считает, что этот выбор не имеет значения, придется удивиться.

Законодательство о возможности брака между православными гражданами РФ и гражданами другого вероисповедания

Брачные отношения, их официальное закрепление документами регламентируются Семейным Кодексом РФ, если брак заключается на территории РФ или один из пары имеет российское гражданство.

В ст. 156 СК РФ, равно как и в других законодательных актах, ни один пункт не упоминает о вероисповедании граждан и не накладывает никаких ограничений на по причине принадлежности людей к той или иной религиозной группе.

Российская Федерация - страна многонациональная, с различными конфессиями, существующими параллельно.

В крупных городах есть и православные храмы, и синагоги, и мечети, и католические костелы. Само гражданство любой из стран не определяет человека как исповедующего какую-то определенную религию, вероисповедание исходит из глубин семейных традиций.

Другой вопрос в совместимости и принятии законов, принятых в разных конфессиональных группах. Православие, например, не накладывает таких жестких рамок на поведение и жизнь женщины, как ислам. В странах, где главенствует мусульманство, есть серьезные отличия от жизненных правил, по которым строят отношения православные христиане.

Особенности регистрации брака

Казалось бы, какая разница, где регистрировать отношения - на родине супруга или в своей стране.

Но оказывается, что разница есть, и существенная .

Свадьба, проходящая по религиозным законам - в церкви, храме, мечети, синагоге - не делает союз официальным, то есть юридически никак не закрепленным документально, только запись актов гражданского состояния дает права, присущие супругам, в том числе имущественные.

В Российской Федерации

Законодательство в лице п. 2 ст. 156 СК РФ говорит о том, что для каждого из лиц, вступающих в брак на территории РФ, применяются законы той страны, которой это лицо является, но касательно только согласия на союз, брачного возраста, ограничений, но никак не религиозной принадлежности.

Этот законодательный акт указывает на то, что если один из будущей семьи имеет гражданство РФ, то в отношении этого брачующегося применимы все законы РФ, а если вторая половина представлена, например, гражданством Германии, то в отношении этого кандидата в супруги могут быть применены нормы права только законодательства Германии.

При этом совершенно не имеет значения, какую веру исповедует каждый из пары.

Важно, чтобы на родине супруга брак признали, поэтому нужно соблюдать правила вступления в союз другой страны. Например, есть большой разброс в возрасте для того, чтобы союз был действительным: несоблюдение может привести к на родине супруга.

Если между РФ и страной, гражданином которой является второй из пары, есть специальное соглашение, то есть возможность зарегистрировать этот союз в консульстве, при этом гражданство РФ за нашим человеком останется.

В мусульманской стране

В остальных мусульманских странах, как Ирак, Иран, Саудовская Аравия и др., по-прежнему признано многоженство нормой жизни и работают жесткие правила, ущемляющие права женщин.

Брак в мусульманском государстве не требует никакой регистрации, эта процедура проста и незатейлива: делается предложение, которое принимается или отклоняется. Договор брака заключается мужчиной с каждой своей супругой отдельно. Права в такой семье, как и обязанности, совершенно разные для супруга и его жен.

Имущественные права признаются для представителей четы только отдельно каждому.

В мусульманской стране брак должен пройти процедуру по законам этого государства - по мусульманскому обычаю, иначе союз не будет признан. Гражданин РФ (любого вероисповедания) должен позаботиться о том, чтобы по возвращению на родину союз также был законным, поэтому следует обратиться в консульство РФ на территории мусульманской страны, явиться в часы приема вместе со второй половиной, с документами. Нужно, чтобы союз , о чем выдадут документ после записи в специальной книге.

Паспорт гражданина РФ не должен иметь отметок о наличии действующего брака, но в любом случае будут делать запрос и выяснять это, так как отсутствие официальных отношений - одно из главных условий регистрации супружества.

Что нужно знать христианам, заключившим брак с мусульманами

Прежде чем связывать себя узами супружества с мусульманами, христианам важно уяснить некоторые обстоятельства, возникающие после совершения этого шага.

Мужчине

Христианин, ставший мужем мусульманки, должен будет приготовиться к тому, что к нему будут предъявляться повышенные требования по материальному обеспечению семьи, ведь по законам шариата содержание жены и детей - обязанность исключительно мужчины, а если она сочтет его старания недостаточно плодотворными, то может обратиться за разводом.

Получив в жены мусульманку, мужчина-христианин становится обладателем послушной, надежной, работящей и не склонной к строптивости подруги по жизни. При наличии неплохой материальной базы такой союз имеет благоприятный прогноз на долгие годы, в основном женщины-мусульманки верны, сдержанны и терпеливы.

Женщине

Женщине-христианке нужно сто раз все взвесить, прежде чем создавать семью с мусульманином.

Даже если это на вид современный человек, имеющий высшее образование, он с молоком матери привыкает к доминированию над слабым полом. Не стоит быть уверенной, что через несколько лет у него будет в женах только одна христианка, наоборот - можно предположить, что вполне легально он может иметь до четырех жен.

Мужчина, являющийся приверженцем такой конфессии, приучен с детства к послушанию женщин, к их бесправности. Здесь нет и намека на равноправие, муж главенствует во всем, за ним все права. Ему стоит только произнести несколько раз слова о нежелании находиться в этом союзе - и все, брак для жены закончен.

Дети, рожденные в таких браках, остаются в мусульманских семьях их отцов, борьба в судах практически бесперспективна, и дети никогда не смогут выехать на родину матери. Не иметь права голоса, прямого взгляда, поднятой головы - к этому привыкнуть после христианского восприятия равноправного нереально трудно.

Ответ священника:

По замыслу Божьему, цель земной жизни каждого человека заключается в правильном самоопределении относительно Бога и Его Истины – Иисуса Христа (Ин.14,6), а также в достижении человеком спасительных отношений с Богом через Искупительную Жертву Христа. Эти отношения обозначаются, как: обожение, святость, или преподобие (2 Петр. 1,4). Семья же, - это малая церковь (Кол.4,15), которая и служит одним из средств к достижению вышеозначенной цели, ибо, у каждого человека есть два законных пути, ведущие в Жизнь Вечную: святой брак, или святое безбрачие, одной из разновидностей которого является монашество. В православной семье, как в малой церкви, должен происходить процесс подготовки её членов: мужа, жены и детей, через правую веру и церковную жизнь, к Вечности. Вот почему апостол Павел заповедует христианам вступать в брак в Господе (1 Кор. 7,39), то есть с лицом, разделяющим с нами самое главное: нашу православную веру. Вступление же христианина, или христианки, в брак с иноверцем, или иноверкой, в частности, с мусульманином, есть нарушение, как замысла Божьего о конечной цели жизни – обожении, так и заповеди апостола Павла: вступать в брак в Господе. Вплоть до 18 века, в Русской Православной Церкви подобные браки безоговорочно воспрещались. Но, начиная с Петра1, стали происходить послабления в этой области: православным разрешалось вступать в браки с иноверцами под условием, что последние не будут совращать их в свою веру, а родившиеся от такого брака дети, будут принимать Крещение и воспитываться в Православии.

Но вступая в межрелигиозные браки, супруги, как правило, утверждают: «Кто, во что верит – не важно, ведь Бог – Один! Главное, что мы – любим друг друга!». Мне, как священнику, неоднократно приходилось убеждаться, что эта любовь продолжается до тех пор, пока православный (православная), живущие в таких межрелигиозных браках, не столкнутся, неизбежно, с коренными различиями культур, а главное, религий: Ислама и Православия. Обнаружиться это может, к примеру, тогда, когда будущий муж, или его родственники, предложат невесте условием брака мусульманский обряд «венчания» и автоматическое принятие ею Ислама, приводящее к отречению от Иисуса Христа. Или когда в таком браке родятся дети, и жена - христианка захочет сообщить им Таинство Крещения, присоединив их к Церкви Христовой, а муж - мусульманин, напротив, обрезать, инициировав в Ислам (иногда супруги договариваются так: девочек – крестить, мальчиков – обрезать. Получается: девочки – в рай, а мальчики – в ад!). Или же, обнаруживаются эти противоречия тогда, когда христианка, после вступления в брак, будет пытаться исполнять свои религиозные обязанности: посещать храм, молиться дома, и пр. Можно конечно, прийти к иному варианту: стать светскими людьми (читай, отречься от своих религиозных убеждений), но ещё не факт, что эта проблема не всплывёт в будущем. Ведь, у светского мужа, этнического мусульманина, могут быть верующие родственники, практикующие Ислам, которые, неизбежно, поднимут вопрос религиозной принадлежности его жены и детей. Только в очень редких случаях супругам удаётся ужиться, не изменяя своим религиозным взглядам (опять же, при условии, если этих взглядов просто - нет!). В основном же, как правило, возникают тяжёлые коллизии выбора: или моё православие, или моя семья…В моём приходе был такой случай: православная женщина вышла замуж за мусульманина, и он не давал ей ходить в храм, православно молиться, покрестить родившихся у них детей до тех пор, пока, через много лет, не…умер. В другом случае, православная, вышедшая замуж за мусульманина, до момента своей смерти, не могла не только исполнять по отношению к Богу религиозные обязанности, но и просто носить нательный крест. Она прятала его…в волосах, где он и был обнаружен тогда, когда, после кончины, её тело стали омывать.

То есть, при наличии разных религиозных взглядов мужа и жены, единодушия между ними быть не может. Их брак созидается на фундаменте, изначально имеющем глубокую трещину, угрожающую в любое время превратиться в пропасть. Кстати, исследования в этой области американских социологов говорят о том, что смешанные браки имеют шансы распадаться в три раза чаще. Эта проблема остро обнаруживается и в процессе воспитания появившихся детей. Святой Иоанн Златоуст пишет: «Образовать сердца детей в добродетели и благочестии – священный долг родителей, который, нельзя преступить, не сделавшись виновным в некоторого рода детоубийстве…» Но как можно воспитать детей в вере и благочестии, если родители понимают эту веру по разному и не могут быть единодушными ни на словах, ни в образе своей религиозной жизни? Воспитание ребенка должно состоять не в приобщении его к какому-то абстрактному, якобы, общему, для всех религий, Богу, а в определении его членом ясного вероисповедания, давая ему конкретные формы богопочитания, молитвы, общественного богослужения и т. д. Трудности религиозного воспитания начинаются в межрелигиозном браке с момента рождения ребенка. Согласно Исламу, во-первых, неправоверующий супруг (супруга) должны принять мусульманство. Во-вторых, дети (во всяком случае – мальчики) должны быть обрезаны и воспитываться в традициях Ислама. Согласно Православию, дети, рождающиеся в межрелигиозных браках, должны воспитываться в православной вере. Значит, один из супругов вынужден будет устраниться от религиозного воспитания, или – же, между ними будут возникать конфликтные ситуации, и дети, растущие в атмосфере раздвоенности, как правило вырастают неверующими. Нередко проблема воспитания «решается» супругами и так: не будем детей, ни крестить, ни обрезать. Пусть сами вырастут и решат, к какой религии им принадлежать. На практике это приводит к тому, что не видя в родителях примера единодушной религиозной жизни и соответствующего мировоззренческого воспитания, дети вырастают религиозно индифферентными. Вот так, по слову Златоуста, православный родитель и «делается виновным в некоторого рода детоубийстве».

Мало кто задумывается над тем, что даже смерть одного из супругов не ставит точку в этих разногласиях. Православный муж не может похоронить свою жену – мусульманку по православному обряду, не может помолиться за неё: заказывать отпевание и панихиды, заупокойные обедни. Даже естественное желание супругов быть похороненными вместе на одном кладбище не может осуществиться, так - как мусульмане запрещают хоронить иноверцев вместе с правоверными, так – же и согласно православным канонам, на христианском кладбище иноверцы вместе с христианами не погребаются. Поэтому, прежде, чем православному жениться на иноверке, нужно всё хорошенько взвесить и обдумать последствия своего решения.

Что делать, если это уже произошло? – Теперь придётся жить в искажённой семейной атмосфере и смиряться. Нужно – ли склонять иноверного супруга (супругу) к принятию Православия? – Сделать это будет крайне сложно. Ни в коем случае нельзя здесь навязывать свои религиозные взгляды. Лучше – на практике, в повседневной жизни проповедовать собственным примером Христианство.

Можно ли матери - мусульманке присутствовать на крещении ее детей? – Можно-то, можно. Но здесь выходит наружу ещё один нарыв межрелигиозных браков: с точки зрения Ислама, христиане – кафиры, многобожники, поскольку исповедуют веру во Святую Троицу. И матери – мусульманке (даже – этнической) присутствовать при инициации её ребёнка в многобожную религию, означает – ломать в себе представления своей религии, двоиться.

Вопрос

Я – христианка, и недавно вышла замуж за мусульманина. Я прочла некоторые фетвы и кое-какую информацию на вашем сайте и не знаю: было ли верным мое замужество или нет. Я вышла замуж без опекуна. Моим опекуном был имам мечети. Несмотря на то, что с начала нашего брака прошло всего четыре месяца, мы начали говорить о разводе. Муж ушел из дома, и я не знаю, где он сейчас. Мы переписываемся через смс-сообщения. Я вышла за него замуж четыре месяца тому назад, после того, как он вышел из тюрьмы. Но на самом деле у нас были отношения до того, как он попал в тюрьму и стал придерживаться Ислама. От тех отношений у нас есть дети.
Хотя я не считаю, что развод в данной ситуации будет правильным решением, но передо мной был поставлен категорический выбор. Мы договорились, что он завершит развод так, как положено по Исламу, а я займусь официальным оформлением документов, как того требуют законы штата, в котором я проживаю.
Проблема возникла из-за способа его мышления. После того, как он вышел из тюрьмы, он стал смотреть на все с точки зрения Ислама, и у меня нет проблем в этом. Я признала должным многое из того, что он хотел: отказалась от спиртного, музыки, стала носить скромную одежду, предоставила ему безоговорочные полномочия в обучении детей Исламу, и многое другое. Он даже запретил мне разговаривать со знакомыми мужчинами, которых я знала многие годы. Несмотря на это, он получил то, что желал.
Вместе с этим, он казался недовольным, и желал ввести меня в Ислам силой! Я уважаю Ислам и мне любы многие его каноны. Но поведение моего мужа отталкивает меня и заставляет просчитывать шаги, и я не преувеличу, если скажу, что таким методом он вселяет в меня отвращение к своей религии.
Я уверена, что, несмотря на различие в вероисповедании, обязательно есть возможность, которая позволила бы нам жить вместе как муж и жена. Но для него дело так не обстоит. Он считает, что между нами невозможны никакие разговоры, и что жизнь не сложиться, пока я не приму Ислам! Я не обещала ему, что приму Ислам, и не думаю, что кто-то сделает это, если бы он был на моем месте, после его грубости и злости по отношению ко мне. Он отказывает говорить со мной на какую-либо тему, говоря: Между нами не будет никаких разговоров, кроме того, что связано с Исламом!
Он считает, что я ненавижу Ислам, но на самом деле это не так. Однако я не готова принять его, по крайней мере, сейчас. Также я не отрицаю, что говорила об Исламе то, что не подобает, но ответственность за это я возлагаю на него. Он ругал и унижал меня и мою религию.
Я не знаю, что какова религиозность, о которой он говорит?! Он общается с женщинами на Facebook, с одной из которых у него были отношения до того, как он стал придерживаться Ислама. Я сказала ему об этом, на что он ответил, что он призывает их к Исламу! Но сообщения, которыми они обмениваются, говорят об обратном. Он спрашивает их: замужем они или нет, то есть он желает жениться на одной из них. А одной он пообещал, что привезет ее в Соединенные Штаты и покроет все затраты на это.
Он не работает и не заботиться обо мне и своих детях. Это больше всего отдаляет меня от Ислама. Что это за эгоизм в нем?! Что эта за религия, которая может диктовать ему подобные поступки?! Даже когда мы бываем вместе и занимаемся тем, чем занимается муж со своей женой, он, после того, как получит свое, резко встает и уходит, не заботясь о моем удовлетворении и желаниях. Говоря, что настало время молитвы! Он постоянно ранит и обижает мои чувства, говоря при этом, что ему нет необходимости оправдывать свои поступки, так как я неверующая! Разве Ислам не велит быть обходительными с женами?! Он говорит, что не может меня любить, потому что я не из его общины. Это правда?! Он запрещает мне советоваться с кем бы то ни было о наших проблемах, говоря, что о проблемах в семье не должен знать никто. Однако, что делать, ведь он не желает говорить со мной об этом, как тогда решить эти проблемы?
Иногда я советую ему и обращаю его внимание на некоторые заповеди Ислама, касающиеся отношений с другими. Я передаю ему то, что изучила на вашем сайте. Он отвечает мне: Как неверующая может учить меня Исламу?! У тебя нет права говорить о нем, так как ты - неверующая. Аллах запечатал твое сердце, и ты станешь растопкой для огня!
Есть ли у вас что сказать или посоветовать? Прошу прощения за длинный вопрос.

Текст ответа

Вся хвала Аллаху.

Во-первых. Условием правильности брака является присутствие опекуна женщины.

Опекуном женщины из людей Писания является близкий мужчина из ее семьи: ее отец или дед, или брат… Если их нет, или существуют препятствия к их опекунству, то ее выдает замуж судья-мусульманин, если он есть. Если его нет, то ее выдает замуж председатель исламского центра в ее штате. В основе, правом опекунства обладает ее отец, а после ближайшие родственники, которые могут являться наследниками. Если близких родственников нет, или они не могут быть опекунами, то есть существуют препятствия этому, или они несправедливо отказались от этого, то право опекунства переходит правителю или тому, кто его замещает (в этом). См.: Фатауа аль-ляджна ад-даима . Т. 18. С. 162.

В отношении замужества женщины, что вышла замуж без опекуна, или ее выдал замуж имам мечети при наличии у нее опекуна, придерживающегося ее религии, ученые придерживались разных мнений. Если это случилось, то брак не расторгается, принимая во внимание разногласие.

Во многих мусульманских странах при вынесении шариатского решения опираются на мазхаб имама Абу Ханифы, да помилует его Аллах, который считает, что замужество женщины без опекуна считается действительным.

Поэтому, если у Вас нет опекуна, придерживающегося Вашей религии, или он у Вас есть, но он несправедливо отказался выдавать Вас замуж за этого человека, и между вами заключил брак имам мечети, то Ваш брак считается верным.

Если же у Вас был опекун, и он не отказался выдавать Вас замуж, но, несмотря на это, Вы выдали себя замуж сами, или Вас выдал замуж имам мечети, то этот брак считается браком без опекуна. Вступать в такой брак запрещено, но, если он уже был заключен, то он не расторгается. И Вы считаетесь женой своего мужа.

Таким образом, в любом случае Вы считаетесь женой своего мужа-мусульманина.

Во-вторых. Нет сомнений в том, что Ислам повелевает мужчине достойно относится к свой жене. Как это было сказано Вами. Это известно и подтверждено доказательствами из Корана и Сунны. Достаточно упомянуть слова Всевышнего Аллаха:

وَعَاشِرُوهُنَّ بِالْمَعْرُوفِ فَإِنْ كَرِهْتُمُوهُنَّ فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا

Обращайтесь с вашими женами достойно. Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое (сура ан-Ниса , аят 19).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Завещано вам хорошее отношение к женщинам (приводит аль-Бухари № 3331 и Муслим № 1468).

Также он, мир ему и благословение, сказал: Лучший из вас тот, кто лучше всего относится к своей семье, а лучше всех отношусь к своей семье я (приводит ат-Тирмизи № 3895, Ибн Маджа № 1977; аль-Албани в Сахих ат-Тирмизи сказал, что хадис достоверен).

Хорошее отношение с женой, кроме всего прочего, это:

1. Взаимопониманием между супругами, обращение к ней за советом, обсуждение с ней (насущных проблем), прислушивание к ее словам, даже, если она не является мусульманкой;

2. Предоставления ей права получать наслаждение, муж не должен покидать жену, пока она не будет удовлетворена.

Имам Ибн Кудама, да помилует его Аллах, сказал: «Желательно ласкать и играть с женой до полового акта, чтобы она возбудилась и получила от полового акта такое же наслаждение, что и получает муж. Передается от ‘Умара ибн ‘Абдуль‘азиза, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Не имей с ней половое сношение, пока у нее не возникнет такое же желание, что и у тебя. Чтобы ты не освободился раньше ее“. Я спросил: „И это делать мне?“, он ответил: „Да, ты должен целовать ее и трогать руками. И как только ты увидишь, что у нее возникло желание, имей с ней половой акт“.

Если же он освободился раньше ее, то ему нежелательно отстраняться, пока она не удовлетворит свое желание. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: „Если мужчина совершит половой акт со своей женой, топусть он будет правдив и искренен с ней. А после, если он удовлетворил свое желание, то пусть не торопит ее, пока и она удовлетворит свои потребности“, так как в этом есть вред для нее. И это является отказом в ее удовлетворении» (Аль-Мугни. Т. 8. С. 136).

Оба эти хадиса слабые, но они верны по смыслу и с точки зрения фикха.

Аль-Мунауи, да помилует его Аллах, сказал: «„…топусть он будет правдив и искренен с ней “, то есть пусть совершает половой акт хорошо, с силой, любовью и искренностью. „Если он опередил ее“, то есть если он излил семя раньше, чем она удовлетворила свою желание, „…то пусть не торопит ее “, то есть пусть не торопит ее, оставляя неудовлетворенной. Напротив, он должен давать время, чтобы она получила желаемое, так же, как и он. Муж не покидает жену, пока не удостоверится, что она удовлетворила свое желание. Это является хорошим отношением к жене и (помощь ей в сохранении) целомудрия…

Из этого хадиса становится понятно, что если у мужчины происходит преждевременное семяизвержение, и он не может ждать, пока жена удовлетворит свое желание, ему желательно лечиться тем, что отсрочивает семяизвержение. Это является способом достижения рекомендуемого дела, а в отношении способов достижения действуют те же заповеди, что и в отношении цели» (Файду-ль-кадир. Т. 1. С. 325).

3. Хорошее отношение - это также отсутствие укора жены за ее религию и отсутствие обращение к ней неверующая , так как это противоречит словам Всевышнего Аллаха:

ادْعُ إِلَى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُمْ بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ

Призывай [, о Мухаммад,] на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с наилучшими средствами. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с указанного Им пути, и Он лучше знает тех, кто на прямом пути (сура ан-Нахль , аят 125).

Также подобные действия противоречат словам посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, которые были упомянуты ранее. Человек, который взял в жены женщину, из людей Писания, женился на ней, зная ее религию. Какой смысл упрекать и бранить ее за это или говорить ей, что не будет любить ее, пока она не поменяет свою религию?!

В-третьих. Запрещено как мужу, так и другим людям принуждать жену из числа людей Писания принять Ислам. Сказал Всевышний Аллах:

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ

Нет принуждения в вере (сура аль-Бакара , аят 256).

В-четвертых. В основе, женщине запрещено просить развод, если только нет обстоятельств, дозволяющих это. Например, отказ мужа обеспечивать жену, многократные оскорбления или плохое отношение к жене. Аллах указал на действенный способ (для решения проблемы) при возникновении разногласий. Он состоит в следующем. Жена выбирает мужчину из своей семьи, а муж выбирает человека из своей. Эти два человека обсуждают проблемы, стараются их устранить и решают: что будет лучшим решением для всех – продолжение брака или развод?

Сказал Всевышний:

وَإِنْ خِفْتُمْ شِقَاقَ بَيْنِهِمَا فَابْعَثُوا حَكَمًا مِنْ أَهْلِهِ وَحَكَمًا مِنْ أَهْلِهَا إِنْ يُرِيدَا إِصْلَاحًا يُوَفِّقِ اللَّهُ بَيْنَهُمَا إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا خَبِيرًا

Если вы опасаетесь развода между супругами, то назначьте по справедливому представителю со стороны его семьи и ее семьи. Если они оба пожелают помириться, то Аллах помирит их. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий (сура ан-Ниса , аят 35).

Утверждение о том, что проблемы семьи не должен знать никто, неверно. Так как если в семье возникли разногласия, и супруги не смогли их решить, то нет иного пути, как обратиться к заступнику или посреднику, который бы, ознакомившись с причинами разногласий, наладил отношения между ними.

Из текста Вашего вопроса мы чувствуем, что вы любите своего мужа и желаете остаться с ним. Поэтому, мы хотим сказать Вам: не спешите разводиться, постарайтесь решить ваши проблемы, и пусть Ваш муж знает, что он обязан придерживаться Шариата в устранении этих разногласий.

И этот принцип, если он будет установлен в вашей жизни, станет залогом счастья, с дозволения Аллаха. Каждое разногласие необходимо рассматривать с точки зрения Шариата Аллаха, в который верит Ваш муж, и который уважаете Вы. Шариат Аллаха – это Коран и Сунна посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Так Вы узнаете, кто был прав, а кто - ошибался. Существуют люди, знающие законы Шариата, так пусть же Ваш муж не пренебрегает возможностью и не считает зазорным обратиться к председателю мусульманского центра или другим знатокам Шариата. И пусть он вместе со своей женой расскажет о своей проблеме имаму.Или вы оба запишите свои разногласия и попросите дать вам решение Шариата по этому вопросу. И Шариат не принесет Вам ничего, кроме великого блага, чести и достоинства, которые Вы стремитесь получить.

В-пятых. Также из Вашего вопроса мы замечаем большой ум, здравую логику в размышлении, и Вы правы во всем, что упомянули в своем вопросе. Поэтому мы хотели бы сказать, что люди, подобным Вам, не должны откладывать принятие этой великой религии. Эта религия соответствует разуму и природе человека, возвышает положение нравственности, побуждает своих последователей хорошо относится ко всем, заботиться о чувствах других, быть справедливым к слабым и уважать людей. Эта религия не содержит в себе лишь одни теории, люди придерживаются ее на практике. В ней десятки текстов, которые решают проблемы между супругами и социальные вопросы. Она гарантирует счастье в семье, внутри общины и счастье для всего человечества.

Наш Вам совет: приложите все усилия для того, чтобы познакомиться с Исламом из достоверных источников, и пусть Вас не отталкивают плохие поступки его последователей. Так как среди последователей Ислама есть благочестивые и поступающие дурно, благодетельные и совершающие скверные дела. Как обстояло дело и с последователями других пророков.

Нас радует, что наш сайт стал для Вас одним из источников, к которому Вы обращаетесь для ознакомления с Исламом.

Прошу Всевышнего Аллаха раскрыть вашу грудь для Ислама, привести Ваше сердце к вере, содействовать Вам и предопределить счастье в этой жизни и в последующей.

А Аллах знает лучше.