Конспект занятия пасха. Методическая разработка занятия «Встречаем Пасху! Конспект занятия о пасхе по фгос

По познавательному развитию

Конспект открытого мероприятия с приглашением
духовного наставника на тему «Пасха, светлая Пасха»

Подготовила: Воспитатель МДОУ№63 «Машенька» г. Старый Оскол, Рыжих И. П.

Цель: помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.

Познакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой, с Библией, как священной книгой христиан. С Библейскими сюжетами, воплощенными в литературе, музыке, живописи. Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.

Предварительная работа: чтение детской Библии, журнала «Свечечка», детских рассказов. Экскурсия в храм, знакомство с иконами. Прослушивание Библейских записей, рассматривание иллюстраций, беседы.

Ход мероприятия

В центре зала икона «Распятие», звучат пасхальные песнопения в записи. Входит девочка из подготовительной группы с зажженной свечкой.

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Девочка: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Хором:

Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ,

и сущим во гробах живот даровав!

Девочка с помощью взрослого ставит свечку к иконе.

Ведущий : Вновь пришел к нам великий и светлый праздник – Святая Пасха. Христос воскрес! И радостно на сердце при этих словах. Христос воскрес, чтобы навсегда озарить мир светом Своего воскресенья, сделать и нас участниками воскресенья Своего и даровать нам жизнь вечную. Поздравляем вас дети, поздравляем вас, братья и сестры со светлым Христовым воскресеньем!

Девочка:

Открыты царские врата пред нами,

Святой огонь сияет от свечи

Кругом опять расставили во храме

Цветные яйца, пасхи, куличи.

Еще темно, но солнышко играет,

Играет всеми красками небес:

И радостно друг другу повторяем

Христос воскрес!

Песня взрослого хора

«Вход Господень в Иерусалим»

Ведущий: За несколько дней до своих крестных страданий Господь Иисус Христос сел на молодого ослика и отправился в город Иерусалим. С ним были Его ученики. Это событие церковь отмечает как праздник и называет его «Вход Господень в Иерусалим», а у нас он называется Вербное воскресенье! Множество народа сопровождало Господа нашего Иисуса Христа (звучит музыка) . Люди расстилали свои одежды по пути Господа. И весь народ, а с ним и дети радостно восклицали.

Дети размахивают вербочками и восклицают.

1 мальчик: Осанна!

1 девочка: Благословен грядущий во имя Господня!

2 мальчик: Осанна сыну Давидову!

2 девочка: Благословен грядый во имя Господня, Царь Израилев!

3 мальчик: Осанна в высших!

Ведущий: многие резали пальмовые ветви и также устилали ими дорогу.

Дети опускаются на одно колено и, склонив голову, кладут крестообразно на дорожку вербочки.

3 девочка: Осанна сыну Давидову! (музыка затихает)

Ведущий: Торжественный и кроткий вход Иисуса Христа в Иерусалм – это вершина Его славы во время земной Его жизни, после которой последовала Его крестная смерть.

4 девочка: (встав, поднимает вербу)

Кукушка кукует в лесу молодом.

Светел, как новый, наш старый дом.

Все зелено, юно, туманно.

Все: Осанна!

3 девочка: (встает, поднимает вербу)

И все я прощаю жестокой зиме,

Глубокой печали, отчаянью, мгле

Чтоб Господу петь невобранно.

Все: Осанна!

2 мальчик: (встает)

По утрам еще морозит,

Но ведь день стоит тепло.

Солнце льет лучи на землю

Ослепительно светло.

2 девочка: (поднимается)

И как весть весны пришедшей

Под дыханьем теплоты

Расцвели и распустились

Вербы белые цветы!

1 мальчик: (встает)

Верба, верба – наша пальма –

Ты на вид совсем проста!

Но тобою мы встречаем

К нам грядущего Христа!

1 девочка: (встает)

Потому и отдаем мы каждый год

Весною вновь

Белой вербе нашу нежность

Нашу ласку и любовь!

Танец ромашки

Ведущий : Царский вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим, ликование народа еще больше озлобили книжников и старшин народа иудейского.

Ведущий: Предательство Иуды. Злостное, коварное, ничем не оправданное преступление. Он был из числа 12 апостолов. Он был со Спасителем почти три года, ел и пил с Ним, слушал Его учения, видел Его чудеса. В поцелуе Иуды ложь, подлость, лицемерие, которые достигли крайнего предела.

Мальчик:

Тайная вечеря

Сбываются слова пророка по Писанью

Сын человеческий готовится к страданию,

Как празднично, но горе и тому

Кто предает Его! О, лучше бы ему

И не родиться в век! Иуда, весь бледнея,

Смутился, встретить взор Учителя не смел

(звучит музыка)

Голгофи

Участвуют 5 девушек, 2 взрослых, 2 мальчика, 1 девочка выходят 5 девочек в больших темных шляпах, как бы спадающих с головы. Становятся полукругом лицом к зрителям. Слева и справа от них становятся двое взрослых, тоже в темных шляпах. Два мальчика и две девочки останавливаются у иконы «Распятие».

1 девочка:

Христос молился пот кровавый

С чела поникшего бежал

За род людской, за род лукавый

Христос моленья посылал.

2 девочка:

Он помнит все, но всех простил

И распинавших Кровью искупил!

1 взрослый: Все неимоверные страдания и издевательства Божественный Страдалец вынес без единого упрека, жалобы, всё терпя ради спасения рода человеческого!

2 взрослый:

И замирающий в устах последний вздох

Тебе, Скорбящей, был стрелою в сердце

И лучше с ним бы умереть –

На мир лукавый силы нет смотреть.

Но Бог оставил жить

Губа закушена. Слеза светлее света.

Он смотрит на тебя, Творец Твой и Жених

В саду совсем сей жуткий день затих,

а песнь любви Тобою не допета.

(звуки музыки затихают)

1 взрослый: И как бы могла пережить Пречистая эту скорбь, эту бурю материнских терзаний, если бы таинственно не поддерживал Ее душу Божественный Страдалец.

Песнопения хором. Песнь ко Пресвятой Богородице.

Пречистая Дева!

Ты радость скорбящих

Смиренных и верных рабов

Защита бессильных,

Здоровье болящих,

Убогих и сирых Покров.

Сама ты отведала

Горечи наши

Ты знаешь, как тяжко страдать

И вот утоли же

Ты скорби все наши

Как самая нежная Мать.

1 взрослый: Боже Святый! Как повинны пред тобою люди! Как они ничтожны. Боже Святый, прости нам, мы безумны, сами не сознаем, что делаем. Во имя принятых тобой за нас живописных ран, прости, Господи, наши грехи, спаси нас и сохрани от смертоносных уязвлений врага нашего.

Девочка:

Господи, где ты? А может

Свет растворился во тьме?

Сердце забилось как птица,

Криком исходит во мне.

2 взрослый:

Покинутый людьми и Богом

Лежал Он в гробе после мук.

Да, все свершилось. Сердца стук

Христос сегодня ведь воскрес!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

Мальчик: Христос воскрес!

Песнопение хором. Благовест.

Воскресение Твое, Христосе спасе,

Ангелы поют на небесах!

И нас на земле спадоби

Чистым сердцем Тебе славити.

Девочка: Здесь свершилась великая тайна нашего спасения. Здесь воскрес Христос!

Сбрасывают с себя темную шаль, сбрасывают темные тали и все 5 девушек и взрослых.

Христос воскрес!

Все вместе: Воистину воскрес!

Девочка:

Динь-дон, в лужах звон.

Синью плещет плот с небес.

Ныне ночью Сын воскрес!

Колокольный звон.

2 мальчик:

Звонят во все колокола

Быстрее крутится земля,

И солнца радостный пожар

Уже сгорел скорбящий шар.

Раскрылись первые цветы,

Как проявление весны.

А птиц задорных громкий хор

Поет, ее впуская в двор,

Везде веселый куролес.

Ведущий приглашает в зал духовного наставника, все участники праздника трижды поют тропарь Пасхи.

Тропарь Пасхи

Христос воскрес из мертвых,

Смертью смерть поправ

И сущим во гробах живот

наталья хатипова

Конспект интегрированной НОД по реализации образовательной области «Познание»,»Художественное творчество» в подготовительной группе.

Тема: «Пасха в гости к нам пришла»

исполнитель: воспитатель: Хатипова Н. В.

руководитель изостудии: Бочарова Э. Р.

Цель : познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан и о праздновании Пасхи;

Коммуникация : способствовать развитию монологической формы речи;

Чтение художественной литературы : совершенствовать развитие художественного восприятия;

Художественное творчество : способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками с помощью пёрышка, «писанки»(деревянной палочки».) закреплять знания о символах, используемых при росписи яиц, самостоятельно расписывать яйца

Музыка : приобщение к искусству музыки через прослушивание: «Пасхальный колокольный звон», «народные хоровые песнопения»;

Социализация : приобщение к традициям русского народа.

Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

Ход НОД:

1 часть : Восп-ль: Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!

Собрались мы дружно в круг!

Я-твой друг и ты-мой друг!

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся!

А что обычно делают друзья?

Дети: Играют.

В-ль: Вот и мы с вами сегодня будем играть в путешествие. Вы любите путешествовать? А куда мы будем путешествовать, я скажу чуть позже. А пока посмотрите какой за окном хороший солнечный день и здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Слышите (включается аудиозапись звуков природы). Какие чарующие звуки. Для какого времени года характерны такие звуки (дети рассуждают).

В-ль: Совершенно верно. Это весна к нам пришла и тепло принесла, природа пробуждается от зимнего сна. Как вы понимаете выражение «пробуждение природы»(рассуждения детей)

Восп-ль: Весенний воздух свеж и чист

Вот зеленеет первый лист.

Видна в проталинах земля

Вокруг ручьи бегут, звеня.

Ватага вольных воробьёв

Ворону гонит из кустов.

Весна готовит свой парад.

Весь мир весне весёлой рад!

Восп-ль: Весна-это праздник! А какие весенние праздники вы знаете (дети перечисляют). Ребята, весна принесла нам ещё один большой и светлый праздник, который отмечается всегда один раз в год в воскресенье. Догадались?

Дети: Это праздник Пасхи.

В-ль: Совершенно верно. Пасха-самый главный праздник у христиан. День воскрешения Иисуса Христа. Может быть кому-то из вас знакомо это имя-Иисус Христос? Расскажите мне о нём. (дети по желанию рассказывают, детям заранее раздавались на дом небольшие отрывки из жизни Иисуса Христа и они вместе с родителями знакомились).Пасха-это праздник победы добра над злом, праздник в честь воскрешения Иисуса Христа. Поэтому все люди радуются и поздравляют друг друга со словами: «Христос воскрес!», «Воистину воскрес!»

А кто нам прочтёт стихи, посвящённые этому прекрасному дню (дети читают стихи)

Праздник этот добр и светел

Он надежду нам несёт.

Будут счастливы все дети

Да весь честной народ.

Счастье, радость так и льётся

И в народе говорят:

Праздник Пасхою зовётся

Пасха-есть такой обряд!

Из страны далёкой ласточки летят,

Весело щебечут, людям говорят:

«Люди, пробудитесь! К нам весна идёт!

А с весной и Пасха радость нам несёт!»

Колокольным перезвоном

Славят люди праздник тот,

С добрым словом и поклоном

Обнимается народ

«Жив Христос! Христос воскресе!»-

Носит тёплый ветерок.

Праздник Пасхи так чудесен,

Сердцу каждому урок!

В-ль: Молодцы, ребята! Эти замечательные стихи написала Е. Шаламова. Ребята, а у кого из вас, в ваших семьях отмечают этот славный день? Расскажите мне, пожалуйста. (дети рассказывают).

В этот день принято дарить родным и близким пасхальные яйца. Пасхальное яйцо-символ жизни. (показывает блюдо с пасхальными яйцами). Этот праздник очень почитался нашими предками. Кто такие предки? (дети рассуждают). Наши предки, русские люди, всегда отмечали Пасху торжественно и весело, но несколько иначе, чем мы,современные люди. А хотите узнать, как в старину отмечали Пасху?

В-ль: Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вот это и будет нашим путешествием, о котором я вам говорила в начале занятия. Путешествием во времени. Давайте встанем в круг, возьмёмся крепко за руки. Говорят, на Пасху солнышко играет. Если небо чистое, голубое, значит будет хороший урожай. Давайте позовём солнышко, оно нам поможет оказаться в прошлом. (дети идут по кругу, приговаривая)

Солнышко красно, гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек обогрей, оздорови!

В прошлом оказаться помоги!

(звучит волшебная музыка – затем раздаётся колокольный перезвон-аудиозапись и как фон хороводные песнопения)

2 часть: Воспитатель с детьми переходит на другую половину группы, убранной в силе русской избы. На встречу им выходит Хозяюшка (руководитель изостудии, переодетая в русский народный костюм) с детьми, одетые в русские народные костюмы.

Воспит-ль: Здравствуйте, хозяюшка, детушки малые (кланяются)

Хоз-ка: Здравствуйте, гости дорогие: добры молодцы, красны девицы! Милости просим, проходите. В моём доме всегда гостям рады.

Ребёнок (в русском народном костюме): В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рады пригласить, друзья!

Будем мы-одна семья-

Пасху светлую встречать!

Вос-ль: Спасибо за слово ласковое, за приглашение. А как звать-величать Вас, милая хозяюшка?

Хоз-ка: Так бабушкой Ариной меня величают, а это внученьки мои, помощницы да внучок-озорник. А вы кто будете, гости дорогие? С каких краёв прибыли? Одежда на вас больно диковенная.

Вос-ль: Прибыли мы к вам из будущего. Хочется нам узнать, как вы праздник Пасху справляете. Может быть вы нам поможете?

Хоз. : Отчего ж не помочь. Вот, присаживайтесь, будем петь, играть, старину вспоминать.

Ребёнок: Бабушка Арина, а что это за красивый колокольный звон раздаётся?

Хоз. : Так ведь Пасха в дом пришла, дети, вот люди и радуются. Этот колокольный звон называется пасхальным благовестом, что означает «благая весть», Христос Воскрес!

1ребёнок: Колокольный звон церквей

Над Россией раздаётся,

А в канавке всё живей

Ручеёк весёлый вьётся.

Ярче утренний восток, как тепло в весенний праздник!

К свету тянется росток,

Славит радость светлой Пасхи!

2 ребёнок: Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес,

Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Хоз. Пасха, детушки, самый радостный праздник, самый главный.

Вос-ль: А какие обряды связаны с этим праздником?

Хоз. Так пускай внученьки мои и поведают вам об этом, они всё знают.

Софья: На Пасху готовят такие кушанья, которые в течении года больше не попробуешь: готовят куличи, пасхи, пирожки, запекают окорока, а вот рыбные блюда на стол не ставятся.

Карина:Перед Пасхой в Чистый Четверг в доме прибираются, надевают праздничную одежду, зажигают в доме люстры, лампы, свечи.

Эльвина: Пасха-семейный праздник, но в гости ходили обязательно-христосоваться. Это обычай всеобщего целования, приговаривая: «Христос воскрес! Воистину Воскрес» и одаривали друг друга крашенными яичками.

Настя:В Пасху народ идёт в церковь освящать куличи, а дома остаются малые ребята да старики.

Вос-ль: Как же интересно вы рассказываете, а ведь мы тоже с ребятами немало знаем. Мы вам расскажем о пасхальных приметах. (рассказывают дети)

1. На Пасху бросать и лить нельзя за окно, Христос под окнами ходит.

2. Мороз в первый день Пасхи-к обильному урожаю.

3. А если пойдёт дождь на Пасху-весна дождливой будет.

4. А если красна девица на Пасху локоть ударит, значит её милый вспомнил

Хоз. Ай да умнички, всё верно подмечено. Да что ж мы всё речи-то ведём, прошу, дорогие гости, к столу

Вот у нас куличик-золотая корка!

Крашеных яичек на подносе горка!

Молоко в крынке, пир как в сказке!

Потому что праздник-светлая Пасха!

Хорошо нам вместе да и обед наш весел!

Христос воскрес!

Все: Воистину воскрес!

3 часть.

Вос-ль: Бабушка Арина, какие яички у тебя на столе необычные, красивые, глаз не отвесть. А почему они в травке лежат?

Хоз. : Дорого яичко к Христову дню. Без крашеного яйца нельзя представить себе праздника светлого. А травка молодая-это пробуждение жизни, начало весны. А почему крашеными яйцами одариваем друг друга, знаете?

Дети: Потому что яйцо-символ новой жизни, светлой и чистой.

Хоз. :На праздник Пасхи на Руси красили яйца, расписывали их всеми цветами радуги. А ты что ж,внучек, в сторонке стоишь да помалкиваешь, нечто красных девок стесняешься? А ну- ка пойди сюда да расскажи гостям про наши писанки да крашенки.

Ребёнок (мальчик в русском народном костюме)

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу-

Бабушка яички красит- я ей тоже помогу!

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты крашу писанкой тихонько

Крестик, солнышко, цветы.

Вот «крашенки»-так называются яйца, окрашенные в один цвет, а расписанные узором-«писанки»,расписанные пятнышками-«крапанки», а вот такие яички, на которых узор как будто процарапан называются «Драпанками»

Восп-ль: Ребята, как интересно, правда? Мы, современные люди, тоже храним традицию красить яйца, но делаем это по-другому. Давайте покажем хозяевам современные яички да расскажем. (дети немного рассказывают о том, как оформляют яйца и предлагают вниманию блюдо с нарядными яйцами). Бабушка Арина удивляется, хвалит.

Вос-ль (обращаясь к «современным» детям): А вы хотели бы научиться тоже сами расписывать яйца? Может попросим хозяюшку научить нас?

Хоз. Отчего ж не помочь? Вижу, люди вы хорошие, интересуетесь тем, что сердцу нашему дорого. А помощники мне нужны, ведь яиц накрасить, расписать, ой, как много надо: себе, друзьям, соседям, чтоб никого не обидеть. Ведь когда яйца расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром. Идёмте, гостюшки дорогие, вот в эту светлицу, да засим и начнём.

(рассказ руководителя изостудии о методах, способах раскрашивания, орудиях труда, показ образцов,самостоятельная работа детей)

Хоз. (после завершения работы): А ещё русский народ придумал много игр с крашенками да писанками. Прежде, чем яйцо съесть, нужно с ним поиграть:

Ну-ка, похвалитесь своею сноровкой!

Моё задание очень несложное

Для любого вполне возможное.

Берёшь яйцо, кладёшь в ложку

И пробежишь с ним немножко.

Кто первым пробежал, тот победителем стал!

П/и «Яйцо в ложке»

Вос-ль: С Пасхи на Руси начинались весёлые развлечения: и стар и млад катались на каруселях, водили хороводы, играли в народные игры. Давайте и мы с вами поиграем в русскую народную игру «Никанориха».

Восп-ль: Как же весело и радостно мы провели время, правда, ребята?Сколько нового узнали, спасибо вам, Бабушка Арина, детушки.

Хоз. Да не за что, наздоровьичко! А что вам больше запомнилось у меня в гостях?

Вос-ль: О чём в первую очередь вам захочется рассказать родителям? Правда красивый русский праздник (дети делятся впечатлениями, рассказывают об услышанном и увиденном).

Восп-ль: Люди, озарённые праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи всё станет лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее!

(В конце занятия праздничное чаепиие).







Интегрированное занятие по познавательному развитию

Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Долгова Т.И.

«Пасха, светлая пасха»

(для детей старшей группы)

Цель: приобщение дошкольников к духовно-нравственным ценностям,

знакомство с праздником Воскресения Христова на основе изучения национальных традиций, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства.

Задачи:

  • познакомить детей с обычаями и традициями русского народа, с православным праздником Воскресения Христово. Пасха. и Вербным воскресением.
  • воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым;
  • формировать эстетический вкус;
  • развивать воображение и фантазию.
  • Оформление:

  • ваза,
  • веточки вербы,
  • блюда с крашеными и расписанными яйцами,
  • блюдо с куличом,
  • колокол.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ

    Звучит инструментальная музыка. Дети входят в зал, рассаживаются на стульчик.

    Педагог: Здравствуйте, ребята! Посмотрите, какой за окном хороший солнечный день! И здесь нам тепло и радостно от наших улыбок. Сегодня у нас с вами необыкновенное занятие. Что вы видите здесь необычного? А знаете, какие праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    Педагог 1: Да, верно – Международный женский день, Праздник весны и труда, День Победы, Вербное воскресение, Пасха. И у нас сегодня маленький праздник – Весенний перезвон. Мы поговорим о весне, о праздниках, которые отмечаются в это время года и одном из них – Пасхе. Сейчас я вам предлагаю прослушать фрагмент произведения П.И.Чайковского “Времена года”. Его композитор назвал “Подснежник”, посвящен он месяцу апрелю. Закройте глаза и нарисуйте в своем воображении картину, которую вам навеет звучащая мелодия.

    Слушание музыки.

    Педагог: Что же вы представляли себе, слушая музыку?

    Ответы детей.

    – Может кто-то услышал журчание ручейка? Пение птиц? Дуновение ветерка?

    Педагог: С первых аккордов этого произведения слышится уверенная поступь весны.

    Весенний воздух свеж и чист…
    Вот зеленеет первый лист.
    Видна в проталинах земля.
    Вокруг ручьи бегут, звеня.

    Ватага вольных воробьев
    Ворону гонит из кустов…
    Весна готовит свой парад,-
    Весь мир весне весёлой рад!

    – Ребята, расскажите о своих наблюдениях за весенней природой.

    Дети делятся своими наблюдениями.

    Педагог: Да, мы видим изменения в природе весной – яркое теплое солнце, подтаявший осевший снег, журчащие весенние ручьи, набухающие почки на деревьях и кустарниках, прилет птиц. Давайте вспомним краски весенней природы. Какой цвет у весеннего неба?

    Ответы детей.

    – А какой цвет солнечных лучей? Цвет тающего снега? А что можно сказать о весеннем воздухе? Какой он?

    Ответы детей.

    Педагог: Краски весенней природы радостные, как радостна сама природа, торжествующая свою победу над зимой. Сейчас мы с вами создадим весеннюю композицию. Я приготовила для вас изображения характерных признаков разных времен года. Но вы должны выбрать только те, которые относятся к весне.

    Педагог: Теперь из этих маленьких отдельных рисунков на магнитной доске создадим общий весенний пейзаж.

    Звучит инструментальная музыка(Солнечная капель. Сл. И Вахрушева. муз. Соснин), дети прикрепляют картинки.

    Педагог: Молодцы! Нравится вам картина, которая у нас получилась?

    Ответы детей.

    Педагог: Понравилось ли вам работать всем вместе? Все ли признаки весны нашли свое место на нашем художественном полотне? А нет ли здесь случайных гостей?

    Ответы детей.

    Педагог: Весне радуется всё живое, радуется весне и человек. А вы рады?

    Ответы детей.

    Педагог: Чтобы быстрее наступила весна, давайте её позовем.

    Педагог с детьми исполняют «Идёт матушка весна». Появляется весна с веточками вербы.

    Весна: Здравствуйте, мои дорогие! Я к вам пришла не с пустыми руками. Что я принесла?

    Ответы детей.

    Весна:

    Весна ещё не сшила
    Лесам, лугам рубашки,
    Лишь вербы распушила
    Кудрявые барашки.
    Барашки золотые
    Бегут по тонким веткам –
    Веселые, живые,
    Как маленькие детки.

    Весна: А вы знаете, какой христианский праздник отмечался в воскресенье?
    Это вербное воскресенье, оно последнее перед Пасхой. Готовясь к ней, люди украшали свои дома. Листочки на деревьях к этому времени ещё не появились, но радуют глаз пушистые веточки вербы.
    Вербу освещали в церкви и считали, что она имеет силу исцелять и оберегать людей. Я дотронусь до каждого из вас веточками, чтобы вы росли здоровыми, послушными и разумными.

    Весна дотрагивается до детей веточками вербы и дарит их детям.

    Педагог: Я предлагаю поставить веточки вербы в вазу и украсить их к Пасхе.

    Педагог весна и дети украшают веточки бантиками.

    Педагог: Красивый ли у нас получился весенний букет? Нравится Вам?

    Ответы детей.

    Педагог: Давайте вместе с Весной мы споем песню “Верба, Верба, Вербочка”.

    Дети встают в круг и водят хоровод.

    Педагог: Мы приготовились к встрече следующего праздника – Пасхи.

    Сердце с бедами свыкается –
    Но, когда ускачет бес,
    К нам на крыльях опускается
    Пасха яркая с небес.
    Пасха русская, старинная,
    С пестротой и толчеей,
    Неподдельная, былинная –
    Та, что празднуем семьей.

    Педагог: Пасха – самый главный праздник церковного года, день воскрешения Иисуса Христа, когда люди освобождаются от всего дурного. Это праздник надежды на будущее, радость, победа Добра над Злом. Бог так возлюбил людей,что пришёл в мир для их спасения. Он принял на себя все плохие поступки (грехи) людей. Но злые люди не хотели, чтобы Христос спас людей. Они схватили Его и убили. Но Христос победил смерть, Он Воскрес из мёртвых, поэтому все люди радуются в этот день и поздравляют друг друга словами: «Христос Воскрес!» А им отвечают « Воистину Воскрес!». Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она – начало весны и пробуждения природы.
    Именно в этот день людям можно было войти в церковную звонницу и прикоснуться к волшебным звонам, не только взрослым, но и детям – это бывает один раз в году. Это сегодня можете сделать и вы. Но подняться в звонницу можно тогда, когда вы будете точно знать, что вы хотите попросить. Это такая просьба, которая может кому-то помочь. Не пустяшная, а очень важная: о выздоровлении, спасении и тому подобном.
    Попросите самое заветное, но про себя, в полной тишине.

    Дети подходят к колоколу и загадывают желания.

    Педагог: Правда, красивый русский обычай?

    Педагог: А как в ваших семьях готовятся к Пасхе?

    Ответы детей.

    Педагог: Украшают дом, пекут куличи, красят яйца.
    Накануне Пасхи дети и взрослые красят и расписывают яйца. Яйцо – это символ солнца, весны и зарождения новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
    Посмотрите на наш праздничный стол. Тут есть писанки и крашенки. Чем они отличаются? Покажите где писанки (расписанные яйца), а где крашенки (просто окрашенные яйца). На прошлом занятии мы с вами начали расписывать яйца, сегодня эту работу закончим, чтобы к Пасхе у нас всё было готово.

    Дети расписывают и украшают яйца. Звучит музыка «Песнопение Пасхи» , «Пасху радостно встречаем»

    Педагог: А называли эти яйца в старину родимыми пятнышками русского народа. Когда их расписываешь, то как бы забываешь про всё плохое и мечтаешь только о хорошем и добром, красоте и радости.

    Пока расписанные на занятии яйца сохнут, дети играют с предварительно приготовленными педагогом пасхальными яйцами с символами.

    Педагог: На Пасху с яйцами играют. И мы с вами поиграем в одну такую игру « Катание Яиц» Чьё яйцо дальше по горке скатится,тот и победит.

    Звучит народная музыка

    Педагог: На этом блюде самые разные писанки и крашенки. Вы все по очереди сейчас подойдете к нему и возьмете по одному яйцу с закрытыми глазами. А я раскрою тайный смысл доставшегося вам яйца, что вас ждёт в следующем году.

    Дети по очереди подходят и с закрытыми глазами берут по одному яйцу, педагог всем объясняет его смысл.

  • Красное – красный цвет – цвет радости, в следующем году ждёт тебя радость.
  • Зеленное – символизирует весну и природу. Весь год будет у тебя весеннее настроение.
  • Пестрое – от веснушек.
  • С сосной – от болезни, для здоровья. Быть тебе здоровым.
  • С жёлтыми колосьями – для урожая.
  • С домом – к новоселью.
  • С дубовым листом – будешь сильным.
  • С зайчиком – этот символ означает храбрость.
  • С Ангелом – к добру, от зла. Весь год будет сопутствовать тебе добро.
  • Со звездой – означает, что будешь хорошим и послушным.
  • Педагог: Вот мы и узнали, что вас ждёт в следующем году.

    Педагог: Пасха – самый радостный праздник, заканчивается он гуляньем да весельем. Сейчас все вы поучаствуете в игре “Кострома”.

    Игра “Гори,гори ясно”. После игры дети рассаживаются на стульчики.

    Педагог: Весна нас радует своим пробуждением, у неё много праздничных дней. О некоторых из них мы сегодня вспомнили. А какие ещё праздники отмечаются весной?

    Ответы детей.

    – Что на сегодняшнем занятии вам сегодня особенно понравилось?

    – О чем в первую очередь вам захочется рассказать родителям?

    Весна:

    Есть сюрприз у меня
    В честь торжественного дня.
    Ближе детки подходите,
    Да в корзинку посмотрите.
    Испекла я куличи –
    Как вкусны и горячи.
    Куличи вы разбирайте,
    Пасху дальше отмечайте.

    Дети разбирают куличи.

    Педагог: Люди, озаренные праздником, смотрят на мир с улыбкой и верят, что после Пасхи все станут лучше. Давайте и мы постараемся сделать наш мир чище и добрее.


    Tatiana68

    Интеграция областей: познание, художественное творчество (декупаж, экспериментирование.

    Задачи: 1) познакомить детей с праздником Пасха

    2) развивать у детей интерес к познанию русских традиций посредством рус. народных игр, художественно-прикладного искусства

    3) воспитывать любовь к истории возникновения праздника.

    Материалы: различные пасхальные открытки, иллюстрации, вареные яйца,

    салфетки, яичный белок.аудиозапись «Пасхальный Благовест»

    Ход занятия:

    Воспитатель: -Ребята давайте вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете? (ответы детей)

    Правильно; Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица- это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.

    На Новый год- ставят ёлку, на Рождество- проводят гадания, на Троицу почитают, восхваляют березку, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы прощаясь с зимой.

    А что делают на Пасху? (ответы детей)

    Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.

    Пасха- самый главный праздник христиан. К Пасхе люди готовились очень долго и эта подготовка называется - великий пост. В эти дни нельзя кушать мясо, молоко, яйца. А ещё в это время каждый человек должен задуматься о себе, о своих поступках хороших и плохих, о делах добрых и не очень, и должен понять, что же он сделал неправильно, плохо и по возможности исправить это.

    В этот светлый и добрый праздник- Пасхи во всех церквях звонили колокола, по особенному, торжественно этот звон зовется "Пасхальный благовест".

    (звучит запись колокольного звона)

    Ребята, а может кому-то из вас знакомо имя- Иисус Христос?

    Кто это? (ответы детей)

    Да ребята, для верующих людей христиан, Иисус Христос- Бог. Он помогает людям в трудную минуту. Праздник Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа. Когда-то давно Иисус жил на земле и делал очень много хорошего для людей, помогал больным и бедным. А главное учил любить близких, людей и Бога. Народ очень любил Иисуса Христа, но люди бывают разные: гордые, завистливые, злые. Эти люди возненавидели Иисуса и решили его погубить. Они схватили и распяли его на кресте. Когда Иисус умер, его похоронили в пещере. Но произошло чудо через три дня Иисус воскрес. И в этот день люди стали праздновать воскрешение Иисуса Христа. И в пасхальный день люди приветствуют друг друга восклицанием "Христос Воскрес! "

    А теперь ребята у меня для вас задание. Мы с вами делали аппликацию "Пасхальное яйцо". Я взяла нашу аппликацию и разрезала её на несколько частей. И ваша задача собрать из частей аппликацию.

    Д/и "Собери из частей целое"

    Молодцы, справились с заданием, А теперь скажите мне, кто знает как красят яйца? (ответы детей)

    Правильно яйца красят специальной краской. А раньше яйца красили в луковой шелухе или настое трав. Яйца окрашенные в один цвет называются крашенками. Ещё были писанки - яйца, раскрашенные от руки узорами. А еще деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А ювелиры создавали яйца из фарфора и хрусталя, золота и серебра. Сейчас делают подарочные яйца из бисера, вязанные яйца, яйца в технике "декупаж".

    А вы знаете ребята, почему дарили друг другу именно яйца? Потому что яйцо- это символ жизни. Красное яйцо считалось символом нового дня, новой жизни.

    Ребята, давайте мы с вами попробуем покрасить яйца в луковой шелухе.

    (окрашивание яиц, (беседа о безопасности)

    Еще ребята в старину люди на Пасху устраивали народные гулянья, игры. Давайте и мы с вами поиграем в игру, которая называется "Катание яиц"

    Проводится игра "Катание яиц"

    Ребята давайте посмотрим наши яйца уже наверное окрасились, нужно их аккуратно вытащить из воды.

    Ну что ребята, получилось у нас окрасить яйца? (ответы)

    А для того чтобы наши яйца стали ещё красивее давайте их украсим.

    Украшение яиц в технике "декупаж". (демонстрация открыток, наклеек)

    Ребята посмотрите где располагается рисунок на яйце. (ответы)

    Правильно, молодцы. Рисунок располагается на всей поверхности яйца или в центре яйца. Возьмите в руки салфетки и аккуратно вырежем рисунок который вам понравится. Теперь прикладываем рисунок к яйцу, где вам кажется, будет лучше и кисточкой наносим яичный белок на рисунок. Теперь положим яйца и дадим им высохнуть. Посмотрите какие красивые получились у нас яйца. Ну что к празднику мы готовы? (ответы детей)

    Молодцы ребята, а вы знаете, что на Пасху еще играли в прятки, Но это не простые прятки. Кто нибудь из взрослых выходил утром в сад с подарками и прятал их. Проснувшись дети бежали в сад искать подарки.

    Ребята, а вы помните, что мы с вами приготовили для наших гостей подарки? Но сегодня утром я решила поиграть с вами в "Прятки" и спрятала подарки. А вы должны их найти. Я вам даже немного подскажу.

    Скажите мне, какое дерево распускается самое первое весной? (ответы детей)

    Правильно верба. А теперь посмотрите внимательно по сторонам. Есть ли у нас в группе веточка вербы? (дети ищут вербу и подарки)

    Раздают подарки гостям

    Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы.

    Воспитатель: У нас все приготовлено для работы, предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором.

    Итог – анализ:

    На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши родные будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

    Как люблю я праздник Пасхи! В светлый праздник Воскресенья

    Приготовлюсь к четвергу Подарю своим друзьям

    Бабушка яички красит По яичку с поздравленьем

    Я ей тоже помогу. И скажу: «Раскрасил сам!»

    На скорлупке хрупкой, тонкой

    Для людей, для красоты,

    Крашу кисточкой тихонько:

    Крестик, солнышко, цветы.

    В старину, если рисовали на яйце элементы сосны – это означало, что желают долголетие тому, кому дарят это яйцо.

    Звезда – нравственная чистота, человеколюбие.

    Петушиный гребень – к урожаю.

    Цветы – символ красоты.

    Точечки – символ плодородия.

    Тема: « Неделя Светлой Пасхи»

    Цель: познакомить детей с Праздником Пасхи - это праздник прославления Иисуса Христа;

    Познание: объяснить содержание праздника православной Пасхи;

    рассказать о праздничных традиционных приготовлениях христиан Зауралья и о праздновании Пасхальной недели;

    Коммуникация: способствовать развитию монологической формы речи;

    Чтение художественной литературы: совершенствовать развитие художественного восприятия;

    Художественное творчество: способствовать развитию детского творчества, расписывая яйца красками и украшая наклейками;

    Музыка: приобщение к искусству музыки через прослушивание: « Пасхальный колокольный звон», «Хоровые песнопения»;

    Социализация: приобщение к традициям русского народа.

    Воспитательная: воспитывать интерес к русским обычаям.

    Словарная работа: христиане - обогащение словаря существительных;

    Пасхальная, светлая, святая - обогащение словаря прилагательных;

    Предварительная работа: окрашивание яиц в красный цвет луковой шелухой, прослушивание хорового исполнения, ознакомление с Пасхальным колокольным звоном (прослушивание в записи), разучивание хороводов, игр.

    Музыкальный ряд: Пасхальный колокольный звон, хоровые песнопения.

    Ход НОД

    Воспитатель : Сегодня мы с вами отмечаем самый главный православный праздник – Светлое Христово Воскресенье – праздников Праздник и Торжество из Торжеств.

    Светлая Пасха – это победа Любви над ненавистью, жизни над смертью, праздник нашей надежды на всеобщее Воскресение. Из века в век приходит он к людям с ароматными пасхами, куличами и крашеными яйцами, которые символизируют чудо Воскресения.

    (звучит пасхальный звон)

    Елена Шаламонова

    Колокольный звон церквей

    Над Россией раздаётся

    А в канавке всё живей

    Ручеёк весёлый вьётся.

    Ярче утренний восток,

    как тепло в весенний праздник!

    К свету тянется росток,

    Славит радость светлой Пасхи.

    Солнца лучик, словно нить

    Между небом и землёю,

    Будут верить - будут жить

    Люди дружною семьёю.

    Мы, прослушали торжественный звон колоколов, во всех церквях звучали радостные праздничные хоры

    Христос воскрес из мёртвых,

    Смертию смерть поправ...

    Ребята, быть может кому-то знакомо это имя - Иисус Христос?

    Русских верующих людей называют как? (Христиане - обогащение словаря)

    Почему мы верим в Бога, он какой? (добрый, заботливый, ласковый, хороший - подбор слов - определений)

    Почему мы можем назвать его добрым? Какие добрые дела он совершает?

    Ответы детей:

    Исцеляет людей - целитель - обогащение словаря ,

    Прощает за плохие поступки,

    Учит как надо правильно поступать

    Учит как надо любить Бога и любить своих близких людей

    Воспитатель: Отмечая праздник Пасхи, нельзя не вспомнить библейскую историю:

    «Рождение на земле сына Божия, Спасителя мира, Владыки и Творца всех Вселенной совершилось более двух тысяч лет тому назад в пещере, под Вифлеемской звездой, младенца окружили невиданный ангелы, которые пели прекрасную божественную песнь»

    Иисус Христос рос среди людей. Он учил людей к любви к ближним, предостерегал от зла, учил прощать, возвращал зрение слепым, исцелял больных. Он делал много хорошего для людей. Народ любил Иисуса Христа и был ему за все благодарен.

    Люди нарушали Закон Божий, совершали много зла. Против этого зла и восстал Господь. Правителям это не понравилось. Нашлись злые завистливые люди, обманывающие народ, и решили погубить Его.

    Когда Иисус Христос молился ночью в саду, они явились со стражей и схватили Его. На суде злые люди ложно обвиняли Иисуса Христа и настроили против него народ. Христос был распят на кресте, перед этим его долго мучили. А когда он умер, то произошло землетрясение, все испугались и поняли, что совершили большую ошибку - ведь они предали Того, Который их так любил. Иисуса Христа похоронили в пещере, но прошло три дня и Он воскрес. Христа видели Его ученики, Его мать - Дева Мария. Это было настоящее чудо, люди были очень рады, ведь к ним вернулся тот, который был для них опорой в жизни, поэтому - ПАСХА - это праздник в честь воскрешения Иисуса Христа, в честь его возвращения к людям

    Поселились птицы в гнездах,

    Снег растаял как свеча!

    Пахнет сладким духом воздух

    Золотого кулича

    Дождик солнечный накапал

    В этот день святых чудес,

    И меня, целуя, папа

    Говорит «Христос Воскрес»!

    Повсюду благовест гудит,

    Из всех церквей народ валит.

    Заря глядит уже с небес..

    С полей уж снег покров снегов,

    И реки рвутся из оков,

    И зеленеет ближний лес

    Христос Воскрес! Христос Воскрес!

    Вот просыпается земля,

    И одеваются поля

    Весна идет, полна чудес!

    Христос Воскрес! Христос Воскрес!

    Как Бог вернулся к людям, к жизни, так и весной возрождается всё живое: зеленеет трава, распускаются листья, появляются весенние первоцветы.

    Все христиане наводят в доме порядок к празднику светлой Пасхи, украшают дома вербами - Вербное воскресение (праздновалось перед Пасхой)

    В лужах солнышко искрится,

    Верба пухом зацвела,

    «Живы, жить!» - щебечут птицы,

    И поют колокола.

    На столе кулич душистый,

    Горка крашенных яиц.

    В этот праздник, светлый, чистый

    Не увидишь хмурых лиц.

    Издавна верба считалась целебным растением. И ни одна вербная неделя не обходилась без игры «Верба-вербочка».

    Игра «Верба-вербочка»
    Дети выбирают водящих, девочку и мальчика. Играющие встают в два круга и начинают движение. На слово «вьет» девочка, и мальчик в одном месте разрывают хоровод и делают руками «воротики». Дети проходят в них, под конец разрывают весь хоровод и танцуют.

    Верба, верба, вербочка,
    Вербочка кудрявая.
    Не расти, верба, во ржи,
    Расти, верба, на меже.
    Как во городе царевна
    Посреди круга стоит,
    Ее ветер не берет,
    Канарейка гнездо вьет.
    Канарейка – Машенька,
    Соловейка – Ванечка.
    Люди спросят: «Кто такой?»
    «Ваня, – скажет, – милый мой».

    Воспитатель: Пасхальная неделя - от слова Пасха;

    Светлая неделя - от слова свет;

    Святая неделя - от слова Святой;

    (цель: упражнять в образовании слов - прилагательных, - обогащение словаря детей)

    Служба в церкви на Пасху особенная. Всю ночь народ не спит, молится, просит прощение у Иисуса Христа за глупость свою, за предательство, за зло звучат молитвы, которые поет церковный хор, священник и верующие люди. (В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому церковную музыку исполняют только голосом.)

    У крестьян существовало поверье, что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение. Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру солнца», чтобы на этом основать свои предсказания будущего урожая.

    На Пасху небо ясное и солнце играет - к хорошему урожаю и красному лету.
    На Святой дождь,- добрая рожь.
    На Святой гром - к урожаю.

    И на второй день тоже наблюдали за состоянием природы. Если на второй день Пасхи будет ясная погода - лето будет дождливое, если пасмурная - лето будет сухое.

    Дети даже обращались к солнцу с песенкой:

    Солнышко, ведрышко,
    Выгляни в окошечко!
    Солнышко, покатись,
    Красное, нарядись!

    Игра-хоровод «Солнышко»
    Солнышко-ведрышко
    Гори, солнце, ярче -
    Лето будет жарче,
    А зима теплее,
    А весна милее!

    (На две строчки дети идут хороводом. На две другие - поворачиваются друг к другу и делают поклон. Затем подходят ближе к солнцу, водящему. Он говорит: «Горячо» и догоняет их. Солнце дотрагивается до спящих. Они просыпаются).

    Воспитатель показывает крашеное яйцо, говорит:
    Ты катись, яичко, да ко думе Господней!
    Дай ты людям защиты, и добра дай, и спасу!
    Скажите, ребята, что делают с крашеным яичком на Пасху?
    Ответы детей.

    Воспитатель. На Пасху яичками обмениваются. А зачем это нужно делать? А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим, чтобы все худое, плохое, под стать скорлупе, в этот день отстало и наружу смогло бы проклюнуться истинное, что есть в человеке. Обменяйтесь друг с другом яйцами, дайте друг другу здоровья, чистоты, как Пасхальное яичко.

    Дети обмениваются яичками.

    Воспитатель. А почему яйцо красят в красный цвет?
    Ответы детей.

    Воспитатель. Яйцо символизирует возрождение, а окрашенное в красный цвет знаменует возрождение кровью Иисуса Христа. От Пасхального яйца появляется облегчение. Если яйцо продержать от трех до двенадцати лет, то потом им можно даже вылечиваться от болезни. Обязательно яйцо кладут на могилу во время Пасхальной недели. Говорят, что оно приносит облегчение и мертвым. А если такое яйцо положить в зерно, то будет хороший урожай. Еще говорят, если яйцо оставить до следующей Пасхи, то оно может исполнять желания. А еще с яйцами можно играть!

    Игра 1. Чье яйцо дольше покрутится. Раскручивают яйца.
    Чье яйцо дольше покрутится, тот и победитель, тот и забирает яйцо проигравшего.
    Игра 2. Катание яиц с горки.
    Чье яйцо дальше укатится, тот и победитель и тоже забирает яйцо проигравшего.
    Игра 3. Бой яйцами.
    Играющие произносят: «Раз, два, три! Мое яйцо, окрепни!», «К бою готов!» Бьются яйцами, яйцо об яйцо, чье разобьется или даст трещину - тот проигравший.
    Игра 4 . Бьем яйцом по медным лбам.
    Правило то же, что и в игре, только дети стараются убежать от водящего с яйцом.

    На Пасху старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Старухи умываются с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые взбираются на крыши, чтобы встретить солнце.

    Во время пасхальной службы девушки тихонько шепчут: «Воскресение Христово! Пошли мне жениха холостого, в чулочонках да в порчонках!», «Дай, Бог, жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади!»

    Девичьи приметы:
    если девица ушибет локоть - ее вспомнил милый;
    если во щи упадет таракан или муха - к свиданию;
    губа чешется - к поцелуям;
    бровь станет чесаться - кланяться с милым;
    умывалась с красного яйца - будешь румяной;
    становилась на топор - сделаешься крепкой.

    Еще в Пасхальную неделю можно было ходить по домам, петь песенки, в которых выражалось пожелание хозяину. Эти песенки, как и колядки, обычно заканчивались требованием подарка.

    Хозяюшка, наш батюшка!
    Дари гостей, не томи гостей!
    Не хочешь дарить – пойдем с нами
    Грязь месить, собак дразнить,
    Собак дразнить, людей смешить!

    Мужики, которые ходили по дворам, назывались волочебниками. Им выносили яйца, сало, деньги, пироги, молоко и пр. В адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:

    Кто не даст нам яйца - околеет овца.
    Не даст сала кусок - околеет телок,
    Нам не дали сала - коровушка пала .

    Итог занятия.

    Птицы радостно запели,
    Вновь весна-красна идёт!
    Перед Пасхой, за неделю,
    Первой вербушка цветёт.
    Мир заполнился весельем,
    Греет солнышко, тепло.
    Праздник Пасхи в воскресенье,
    Как на улице светло!
    А у бабушки Наташи
    Куличей красивых – ряд
    Да поднос яиц накрашен
    Для детей и для внучат.
    Пасха нежная с изюмом
    И тарелка пирогов!
    Тихо ели мы, без шума,
    Было вкусно нам без слов…