Конспект НОД по аппликации в средней группе «Украсим платочек. Конспект занятия по аппликации в старшей группе «Цветы в вазе

Интегрированные области : безопасность, коммуникация, музыка, социализация, художественное творчество, труд.

Программное содержание :

Продолжать знакомство детей с башкирским национальным женским костюмом;

Учить называть элементы национальной одежды: костюмы у девочек - платье с оборками (күлмәк), камзол (камзул), на голове шапка из меха, на ногах – сапоги (итек);

Уметь выделять некоторые характерные детали, украшающие одежду: шапка из меха, камзол, платье, украшенное серебряными монетами;

Поддерживать у детей интерес к башкирской подвижной игре «Разноцветные платочки» - башкирская народная мелодия, обработка А.Кубагушева

Продолжать знакомить детей с башкирским орнаментом - квадратом, его контрастной, цветовой гаммой;

Учить правильно, симметрично располагать орнамент;

Закреплять технику безопасности при работе с ножницами;

Закрепить навык наклеивания, развивать чувство цвета, радостное настроение.

Раздаточный материал : клеёнка, кисточка для клея, ножницы, салфетки тряпочные, клейстер, квадратный жёлтый фон бумаги, заготовки: красная и синяя прямоугольные полоски; квадраты разных размеров чёрного и зелёного цветов.

Демонстрационный материал : готовый образец.

Оборудование : музыкальное сопровождение, четыре стула, платочки разноцветные.

Сюрпризный момент : гостья - «Башкирская красавица» Айгөл.

Восп. – Ребята посмотрите, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

А теперь подойдите все ко мне.

(Дети собрались возле воспитателя. Чтобы привлечь внимание детей, проводится небольшая разминка).

Все друг к другу подошли

Ножками потопали: топ, топ, топ

Ручками похлопали: хлоп, хлоп, хлоп

А теперь мы повернемся

И друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент. (Под народную башкирскую мелодию входит в группу «Башкирская красавица» Айгөл, в национальном костюме и танцует башкирский танец.)

Айг ө л - Һayмыhыгыҙ малайҙар hәм кыҙҙар. Я пришла к вам в гости. Меня зовут Айгөл.

Восп. - Здравствуй Айгөл. Ребята, поздоровайтесь с Айгөл.

Дети – Здравствуй Айгөл.

Восп. – Айгөл к нам пришла в башкирском женском национальном костюме. (дети рассматривают её). Посмотрите, какое красивое платье - с оборками внизу – на башкирском языке оно называется – күлмәк, поверх платья одевается длинный халат – камзул, а украшают одежду серебряные монетки. На голове меховая шапка, а на ногах белые сапоги - итек.

Айгөл – Вам понравилась моя одежда?

Дети – Да, нам очень понравился твой башкирский костюм.

Восп. – Мы приглашаем тебя поиграть в башкирскую игру «Разноцветные платочки». Айгөл, помоги, пожалуйста, раздать платочки. На спинках стульев висят платочки разного цвета: красный, синий, желтый, зеленый. На первую часть музыки, подняв платочки над головой, будем легко бегать в разных направлениях. На вторую часть музыки – танцуем. А как музыка заканчивается, мы с вами разбегаемся к стульчикам, где висит платочек такого же цвета, как и у вас.

(Дети играют в игру 2-3 раза. По ходу игры воспитатель может поменять платочки на стульчиках местами.)

Молодцы. Айгөл, понравилось ли тебе с нами играть?

Айг ө л – Да, понравилось. Очень интересная игра.

Восп. - Дети, давайте приготовим для наших гостей и Айгөл подарок – платочек, украшенный башкирским орнаментом. Садитесь на свои места. Посмотрите на доску. Я приготовила вот такой платочек. Рассмотрим его. Какого цвета у нас платочек?

Дети – Желтого цвета.

Восп. – Каким орнаментом украшен платочек?

Дети. – Башкирским орнаментом.

Восп. – На, что похож наш башкирский орнамент?

Дети – На геометрические фигуры: большие и маленькие квадраты.

Восп. – Давайте вспомним с вами, какие цвета используют в башкирском орнаменте.

Дети – Красный, желтый, синий, зеленый, чёрный, белый.

Восп. – Правильно. Каким цветом у нас квадраты?

Дети – Красный, зелёный, синий, черный.

Восп. – Ребята, какого цвета большой квадрат, приклеенный в середине? (зелёный).

А маленький? (черного).

А какого цвета большие квадраты, приклеенные по углам платочка? (красные)

А в середине? (синие)

У вас на столах лежат две полоски разного цвета и разной ширины. Мы каждую из них разрежем на четыре части. Для этого возьмите красную полоску и ножницы. Ножницами работаем аккуратно, по сторонам не размахиваем. Разрежьте полоску по линиям. У нас получилось четыре красных квадрата. –

Теперь возьмите синюю полоску и также разрежьте. Получились синие квадраты.

Положите ножницы в стаканчик, квадраты отложите на тарелочку.

Теперь давайте вспомним, как нужно правильно наклеить орнамент на платочек. Много клейстера на кисточку не набираем, работаем на клеенке – чтобы не испачкать стол клеем; когда вы приклеите орнамент – сухую тряпочную салфетку накладываем на приклеенную деталь, чтобы убрать лишний клейстер. Не забывайте убирать кисточку в стаканчик. Теперь можно начинать.

Возьмите желтый квадрат и положите перед собой. Давайте найдем его середину. Покажите пальцем. Вот на эту середину надо приклеить большой зелёный квадрат уголочком вверх. Вот так (показ воспитателя на доске).

Теперь возьмите черный квадрат и приклейте его на середину зелёного квадрата, тоже уголочком вверх.

А сейчас мы возьмём красный квадрат и приклеим его на угол желтого квадрата, вот так (показ воспитателя на доске). Он не должен выходить за края платочка. Такими красными квадратами надо украсить все четыре угла.

Теперь берём синие квадраты и приклеиваем их на середины красных квадратов.

(Задание выполняется под легкую, башкирскую музыку. Гостья – Айгөл помогает детям).

– Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы.

– Айгөл, посмотри и выбери те работы, которые тебе нравятся (выбираются удачные работы, отметить правильность и сходство с образцом, аккуратность. Хорошо выполненные работы подарить гостьям). Их мы подарим гостям, а остальными украсим выставку.

Айг ө л – А теперь я приглашаю вас всех на башкирский танец.

Конспект занятия по аппликации. Тема: « Украшение платочка». Тип: на тему – по замыслу. Вид: декоративная. Цель: Развитие конструктивных способностей детей. Задачи: Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы. Упражнять детей в выделении углов, сторон у квадрата и круга. Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги. Учить детей аккуратно пользоваться ножницами. Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого. Материалы к занятию: Готовые круги, квадраты, клей, кисточки, клееночки, салфетки, образцы работ, морковку. Предварительная работа: Рассматривание декоративных изделий с простым узором. Словарная работа: активизация прилагательных – аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный. Проблемный вопрос: Как помочь зайчику сделать нарядные платочки? Ход занятия: Воспитатель: - Ребята, сегодня я пришла в группу, а на стульчике сидел зайчик. И он мне рассказал, что его пригласили на день рождения его друзья зайчики. Он решил им подарить вот эти платочки. - Платочки нарядные? (нет, не нарядные) Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными? (украсить их). - Слышишь зайка, платочки надо украсить разными узорами, тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. Ребята, как же помочь зайчику сделать нарядные платочки? (помочь украсить). - Проходите, пожалуйста, за столы (дети садятся за столы) . - Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг). - Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет). - Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой). - Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга. - Кто выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат? - А кто покажет, как разрезать круг? (показ детей) - Ребята, у меня есть украшенные платочки, посмотрите какие они разные. У этого платочка в середине расположен круг, а по углам треугольники, а у этого платочка в середине квадрат, а по углам половинки кругов. - Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать платочки, потренируем наши пальчики. ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА. В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний, Безымянный и последний Сам мизинчик малышок Постучался на порог Вместе пальчики друзья Друг без друга жить нельзя. - А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают).Попробуем! - Украсьте свой платочек треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить.(воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры). - А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные.(дети приклеивают). - Посмотрите как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Арины. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек. (рассмотреть все работы). - Зайчик, хотел бы вас поблагодарить за помощь в украшении платочков. Теперь он с радостью пойдет на день рождения к зайчикам. Какие платочки у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные). - Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А тебе? А тебе? - Ребята, зайчику пора уходить, ему очень понравилось у нас в гостях и он вам дарит морковку.

Конспект занятия по аппликации.
Тема: « Украшение платочка».

Цель: Развитие конструктивных способностей детей.

Задачи:

Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы.

Упражнять детей в выделении углов, сторон у квадрата и круга.

Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги.

Учить детей аккуратно пользоваться ножницами.

Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.

Материалы к занятию: Готовые круги, квадраты, клей, кисточки, клееночки, салфетки, образцы работ, морковку.

Предварительная работа: Рассматривание декоративных изделий с простым узором.

Словарная работа: активизация прилагательных – аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный.

Проблемный вопрос: Как помочь зайчику сделать нарядные платочки?
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня я пришла в группу, а на стульчике сидел зайчик. И он мне рассказал, что его пригласили на день рождения его друзья зайчики. Он решил им подарить вот эти платочки.
- Платочки нарядные? (нет, не нарядные) Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными? (украсить их).

- Слышишь зайка, платочки надо украсить разными узорами, тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. Ребята, как же помочь зайчику сделать нарядные платочки? (помочь украсить).

- Проходите, пожалуйста, за столы (дети садятся за столы).

- Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг).

- Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).

- Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).

- Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.

- Кто выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат?

- А кто покажет, как разрезать круг? (показ детей)

- Ребята, у меня есть украшенные платочки, посмотрите какие они разные. У этого платочка в середине расположен круг, а по углам треугольники, а у этого платочка в середине квадрат, а по углам половинки кругов.

- Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать платочки, потренируем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.
В гости к пальчику большому,
Приходили прямо к дому

Указательный и средний,

Безымянный и последний,

Сам мизинчик малышок

Постучался на порог

Вместе пальчики друзья

Друг без друга жить нельзя.

- А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают).Попробуем!

- Украсьте свой платочек треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в нем изменить. (воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).

- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные.(дети приклеивают).

- Посмотрите, как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Арины. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек.

(Рассмотреть все работы).
- Зайчик, хотел бы вас поблагодарить за помощь в украшении платочков. Теперь он с радостью пойдет на день рождения к зайчикам. Какие платочки у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные).

- Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А тебе? А тебе?

- Ребята, зайчику пора уходить, ему очень понравилось у нас в гостях и он вам дарит морковку
.

Конспект НОД по аппликации в средней группе «Укрась салфеточку»

« Университетская» .

Возрастная группа: средняя

Образовательная область : Художественно-эстетическое развитие: Аппликация

Тема :«Укрась салфеточку»

Образовательные: учить детей составлять узор на квадрате, заполняя элементами середину, углы; учить разрезать полоску пополам, предварительно сложив ее; правильно держать ножницы и правильно действовать ими; закреплять умение аккуратно наклеивать детали.

Развивающие: развивать чувство композиции;

Воспитательные: воспитывать интерес к аппликации.

Предварительная работа : дидактические игры с предметами разной формы. С подгруппой детей нарезать билетики, чеки для игр. Рассматривание предметов декоративного искусства.

Материалы и оборудование : Квадратный лист белой бумаги размером 16 х 16 см, полоски разных цветов размером 6 х 3 см, ножницы, клей, салфетка, клеёночка, кисть для клея (на каждого ребенка) .

Ход занятия

Вводная часть

В гости приходит кукла Катя, здоровается.

Ребята, Вам нравится праздник День Рождения? Конечно, все его любят. В этот день к нам приходят гости, дарят подарки. Ну, а мы стараемся приготовить много-много всего вкусного (конфеты, торты, пироги, шоколадки) . Накрываем стол нарядной скатертью, ставим красивую посуду, раскладываем для каждого гостя салфетки. Вот и у куклы Кати сегодня День рождения, но она почему-то очень грустная. Я с ней поговорила, и оказалось, что она приготовила угощение: сладости. А вот скатерти, посуды и салфеток не оказалось. Надо бы им помочь. В общем, посуду мы нашли, скатерть тоже. А Катя все равно плачет. Оказалось, что гостей у них будет много, а салфетка всего одна - вот она. Вы хотите помочь Кате? Тогда давайте сделаем для нее много красивых салфеток.

Основная часть

Рассматривание салфеточки. Воспитатель обращает внимание детей: «Вот салфеточка, посмотрите внимательно, как и чем она украшена? Что это? Квадрат? Ими можно украсить салфетки и скатерти. Сегодня мы с вами украсим салфеточку так, чтобы она была такой же, как у Кати. Обращает внимание детей, что салфетка украшена квадратиками разных цветов, но во всех уголках квадратики одного цвета».

Воспитатель показывает, как из полосок нарезать квадраты: согнуть полоску пополам и резать по сгибу. Напоминает правила наклеивания: «Сначала разложим фигуры. Клей набираем на всю кисть, затем лишнее убираем о край баночки. Намазываем фигуру клеем, обязательно на клеёнке, начиная с середины, постепенно переходя к краям. Положим кисть, взяли фигуру обеими руками и прикладываем на то место, где она лежала, прижать тряпочкой, промокнув лишний клей».

Конспект занятия по аппликации «Украшение салфеточки» для детей средней группы

Цель: Развитие конструктивных способностей детей.
Задачи: - Совершенствовать знание круглой, квадратной и треугольной формы.
- Упражнять детей в выделении углов, сторон у квадрата и круга.
- Учить преобразовывать формы, разрезая квадрат на треугольники, круг на полукруги.

Учить детей аккуратно пользоваться ножницами.
- Воспитывать умение соотносить свои действия с действиями взрослого.

Материалы к занятию: Готовые круги, квадраты, клей, кисточки, клееночки, салфетки, образцы работ, орех.

Предварительная работа: Рассматривание декоративных изделий с простым узором.

Словарная работа: активизация прилагательных – аккуратная, замечательная, красивый, белый, нарядный.

Проблемный вопрос: Как помочь белочке сделать нарядные салфетки?

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, сегодня я пришла в группу, а на стульчике сидела белочка. И она мне рассказала, что ее пригласили на день рождения ее друзья бельчата. Она решила им подарить вот эти салфеточки.
- Салфетки нарядные? (нет, не нарядные) Что же нужно сделать, чтобы они стали яркими, нарядными, праздничными? (украсить их).
- Слышишь, белочка, салфетки надо украсить разными узорами, тогда они сразу же станут нарядными и праздничными. Ребята, как же помочь белочке сделать нарядные салфетки? (помочь украсить).

Проходите, пожалуйста, за столы (дети садятся за столы) .
- Какой формы эта фигура? (квадратной). Как она называется? (квадрат) А эта? (круг).
- Чем они отличаются друг от друга? (у квадрата есть углы, а у круга нет; круг катится, а квадрат нет).
- Действительно, у квадрата есть углы и у него четыре стороны, а у круга нет углов и сторона всего одна (обследование рукой).
- Ребята, посмотрите внимательно, как можно разрезать квадрат, чтобы получилось два треугольника. Надо разрезать квадрат по диагонали с угла на угол. И круг можно разрезать пополам (по диаметру) получится два полукруга.
- Кто выйдет к доске и покажет нам, как надо разрезать квадрат?
- А кто покажет, как разрезать круг? (показ детей)
- Ребята, у меня есть украшенные салфеточки, посмотрите какие они разные. У этой салфеточки в середине расположен круг, а по углам треугольники, а у этой салфеточки в середине квадрат, а по углам половинки кругов.
- Прежде чем мы начнем вырезывать и украшать платочки, потренируем наши пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА.

(В самом начале кулачек сжат)

Сидит белка на тележке,

Продаёт она орешки:

(Поочерёдно разгибать все пальчики, начиная с большого)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому…

А теперь с помощью ножниц разрежем круги пополам, а квадраты с угла на угол - по диагонали. Не забудьте правильно взять ножницы и сделать несколько раз легкое движение в воздухе: раскрыть, закрыть лезвие (дети вырезывают).Попробуем!
- Украсьте свою салфеточку треугольниками, квадратами, кругами и половинками кругов, но не приклеивайте, а то вдруг вам захочется что-то в ней изменить.(воспитатель подходит к детям и рассматривает узоры).
- А сейчас возьмите кисточки, наберите на них немного клея и приклейте вырезанные формы к платочкам, так чтобы получился узор. Клейте аккуратно, осторожно, чтобы работы получились красивые и нарядные.(дети приклеивают).
- Посмотрите как мы дружно поработали, какие замечательные работы у вас получились. Рассмотрим их вместе? Какая интересная работа получилась у Вари. Все наклеено очень аккуратно. Просто замечательный платочек. (рассмотреть все работы).
- Белочка, хотела бы вас поблагодарить за помощь в украшении салфеточек. Теперь она с радостью пойдет на день рождения к бельчатам. Какие салфеточки у вас получились? (нарядные, красивые, замечательные).
- Что вам сегодня трудно было делать на занятии? А тебе? А тебе?
- Ребята, белочке пора уходить, ей очень понравилось у нас в гостях и она вам дарит орешек.


Масютина Ольга Музаффаровна