Казачий праздник "праздник первых штанов". Материал на тему: казачий праздник Первых штанов

СЦЕНАРИЙ

РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРАЗДНИК ПЕРВЫХ ШТАНОВ»

Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.

Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.

Постепенно вводить в словарь детей казачьи термины: сборки (посиделки, зараз (сейчас), курень, горница, круглик, взвар.

Способствовать становлению личности, воспитывать эстетический вкус.

Доставить детям удовольствие и радость.

Материал: Аудиозапись песен «Бабочка -моторочка», мелодии различных казачьих песен (как фон), лошадки на палочках, ведра, тазы, платочки.

Угощение: Круглик, взвар.

Словарная работа: Сборки, зараз, курень, горница, круглик, взвар.

Предварительная работа: Разучивание песен «Как у нашей сотни», «Если хочешь быть военным»,«Субботея», частушки, знакомство с казачьим фольклором.

Методические приемы: Чтение четверостиший, пение песен, игра, танцы.

Дети под казачью песню заходят в зал парами.

Реб. – Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята – молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата – удальцы.

Реб. – Дом казачий есть у нас,

В нем старинные предметы:

И кувшин, кровать и таз

Помнят дедовы заветы.

Реб. – Казаком я смелым буду,

Шашку на ремне носить,

Мать родную не забуду,

Буду Родине служить.

Реб. – Дайте лошадь мне донскую,

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запою, как казаки.

Реб. – Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У донского казака.

Реб. – Мы казачки не простые,

Просим помнить это вас.

Все казачки – «Расписные»,

Садик «Радуга» у нас.

Реб. – Мы и пляшем и поем,

Моем и стираем.

В доме чисто приберем,

А потом играем.

Реб. – Вот такой у нас уклад.

И растут ребята,

Все любимые подряд

В группе казачата.

1 Ведущая: Здорово ночевали казачата, будьте здоровы гостечки дорогие. А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?

Дети: У нас праздник первых штанов.

1Ведущая: А что это за праздник вы знаете? А давайте мы пойдем на сборки к казачке и все узнаем.

Звучит казачья песня в зал заходит 2 Ведущая –Казачка с кругликом в руках.

Казачка. – Гости мои любезные! Заходьте в мой курень, в горницу. Зараз у нас будут сборки – посиделки, а посвящены они празднику первых штанов. Вам уже по 4 года и казачата получали в этом возрасте в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.

Звучит фонограмма казачьей песни.

Стук в дверь.

Казачка: - А вот и гости пожаловали на наши посиделки.

(входят дети первого класса в казачьей одежде)

Дети: - Здорова дневали, казачата!

Казачка: - Слава Богу! Проходите гости любезнаи.

1 реб: Мы преображенские казачата

Очень дружные ребята

Век готовы мирно жить

Дону –батюшке служить!

2 реб: Малышей не обижать,

Славу предков умножать,

Чтить законы казаков

Каждый с юности готов.

3 реб: А без шашки и коня

Не прожить нам даже дня,

Ведь не зря все дончаки

Дону –батюшке верны.

4 реб: Вот такие мы ребята-

Все лихие казачата

Век готовы в дружбе жить

И Россией дорожить!

Дети: - Мы пришли к вам погутарить о том о сем, да рассказать каким должен быть казак.

1 Реб: Заветы старины в семье казаков,

Хранились испокон веков.

Эти заповеди святы-

Сейчас расскажем вам их мы.

2 реб: Честь и имя казака

В жизни главные всегда

С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Коль не прав так признавай

Злобу в сердце не пускай

3 реб: Слово дал- его держи,

Казачьим словом дорожи!

Помни слово казака

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем в пустую обещать.

4 реб: Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Пожилого казака

Почитай как за отца,

Престарелою казачку

Своей матерью считай.

5 реб: Если трудно – погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме на работе,

На рыбалке, на охоте

Другу всюду помогай,

Если надо выручай!

6 реб: Век служи и век трудись-

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

Реб: - Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.

Реб: - И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.

Казачка: - Спасибо гости любезные. Вот зараз мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.

(проводиться аттракцион: «Проскачи на лошадке по кругу»)

Казачка: - Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Субботея» в подарок нашим гостям.

Песня «Субботея»

Казачата-школьники уходят.

За дверью слышится пение казака под баян.

Слышится ржание коня. Раздается стук в дверь.

Казачка: - Кто-то еще к нам пожаловал. Заходи, добрый человек, к нам на посиделки.

Появляется казак Нестеров Николай.

Казак: - Здорова дневали, казачата!

Казачка: - Слава Богу!

Казак: - Вот услыхал, как вы песни играете, дай, думаю загляну к вам. Меня – то вы узнали?

Казачка: - Знаем, знаем тебя казак Николай. Ты с хутора Калачевского. Спасибо, что пожаловал в нашу горницу. Проходи, присаживайся. С чем ты к нам пожаловал?

Казак: - Да, я с хутора сено везу. Это моя помощница Бурка

Устала моя красавица я ей овса дал, пусть отдохнет.

Дед: - Слыхал я издалеча,как вы песня играли, да не расслышал я ее. А вы много песен казачьих знаете? А я вот сейчас проверю.

Песня «Как у нашей сотни»

Казак: Молодцы, умеете играть песни.

Казачка: - Конечно умеем, а еще умеем частушки играть

Сольные частушки.

Казак: - Ай, да казачата! Молодцы! Песни и частушки играть умеете, мабуть и плясать смогете?

Казачка: - Конечно, сможем.

Танец: «Стирка» .

Казак: А игрища умеете устраивать?

Игра –аттракцион « Кто вперед возьмет нагайку»

Песня «Если хочешь быть военным»

Казак: - Спасибо любезные, за радость. Но мне пора домой.

Казачка: А мы казака без песни не отпустим

Казачка: Я тоже из краев казачьих

Там где Хопер впадает в Дон,

Промчались дни мои ребячьи,

И где остался отчий дом.

Стоит казачий там курень

Там настоящий есть плетень!

А песня! Ах какая песня!

Любую душу усладит!

А плясовая? Ведь на месте

Никто из вас не усидит!

Казак: - А зараз сыграем песни «Эх донские казаки», « Командирик молодой».

Казак: Все мне пора. (Свистит) Где же моя Бурка, пойду напою ее студеной водой с Бузулука. (уходит) .

Казачка: - Ну, что ж гости мои любезные, приглашаю вас отведать круглика и испить взвару.


СЦЕНАРИЙ
РАЗВЛЕЧЕНИЕ «ПРАЗДНИК ПЕРВЫХ ШТАНОВ»
Цель: Приобщать детей к казачьим традициям и обрядам.
Обогащать знания детей о культуре казачества, праздниках.
Постепенно вводить в словарь детей казачьи термины: сборки (посиделки, зараз (сейчас), курень, горница, круглик, взвар.
Способствовать становлению личности, воспитывать эстетический вкус.
Доставить детям удовольствие и радость.
Материал: Аудиозапись песен «Бабочка -моторочка», мелодии различных казачьих песен (как фон), лошадки на палочках, ведра, тазы, платочки.
Угощение: Круглик, взвар.
Словарная работа: Сборки, зараз, курень, горница, круглик, взвар.
Предварительная работа: Разучивание песен «Как у нашей сотни», «Если хочешь быть военным»,«Субботея», частушки, знакомство с казачьим фольклором.
Методические приемы: Чтение четверостиший, пение песен, игра, танцы.
Дети под казачью песню заходят в зал парами.
Реб. – Кто не знает группу нашу?
Здесь ребята – молодцы!
Просят все добавку каши,
Казачата – удальцы.
Реб. – Дом казачий есть у нас,
В нем старинные предметы:
И кувшин, кровать и таз
Помнят дедовы заветы.
Реб. – Казаком я смелым буду,
Шашку на ремне носить,
Мать родную не забуду,
Буду Родине служить.
Реб. – Дайте лошадь мне донскую,
Поскачу я по степи.
Песню нашу удалую
Запою, как казаки.
Реб. – Вольный ветер, степь без края,
Дым до неба у костра.
Жизнь походная такая
У донского казака.
Реб. – Мы казачки не простые,
Просим помнить это вас.
Все казачки – «Расписные»,
Садик «Радуга» у нас.
Реб. – Мы и пляшем и поем,
Моем и стираем.
В доме чисто приберем,
А потом играем.
Реб. – Вот такой у нас уклад.
И растут ребята,
Все любимые подряд
В группе казачата.
1 Ведущая: Здорово ночевали казачата, будьте здоровы гостечки дорогие. А почему вы сегодня такие нарядные да красивые?
Дети: У нас праздник первых штанов.
1Ведущая: А что это за праздник вы знаете? А давайте мы пойдем на сборки к казачке и все узнаем.
Звучит казачья песня в зал заходит 2 Ведущая –Казачка с кругликом в руках.
Казачка. – Гости мои любезные! Заходьте в мой курень, в горницу. Зараз у нас будут сборки – посиделки, а посвящены они празднику первых штанов. Вам уже по 4 года и казачата получали в этом возрасте в подарок первые брюки с лампасами. Вот и вы сегодня получили свои первые казачьи штаны с лампасами. Первые штаны и папаха – признак принадлежности к казачеству.
Звучит фонограмма казачьей песни.
Стук в дверь.
Казачка: - А вот и гости пожаловали на наши посиделки.
(входят дети первого класса в казачьей одежде)
Дети: - Здорова дневали, казачата!
Казачка: - Слава Богу! Проходите гости любезнаи.
1 реб: Мы преображенские казачата
Очень дружные ребята
Век готовы мирно жить
Дону –батюшке служить!
2 реб: Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.
3 реб: А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,
Ведь не зря все дончаки
Дону –батюшке верны.
4 реб: Вот такие мы ребята-
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!
Дети: - Мы пришли к вам погутарить о том о сем, да рассказать каким должен быть казак.
1 Реб: Заветы старины в семье казаков,
Хранились испокон веков.
Эти заповеди святы-
Сейчас расскажем вам их мы.
2 реб: Честь и имя казака
В жизни главные всегда
С детства честью дорожи
и достоинство держи.
Коль не прав так признавай
Злобу в сердце не пускай
3 реб: Слово дал- его держи,
Казачьим словом дорожи!
Помни слово казака
Было верное всегда.
Лучше мудро промолчать,
Чем в пустую обещать.
4 реб: Старость всюду почитай,
Стариков не обижай.
Пожилого казака
Почитай как за отца,
Престарелою казачку
Своей матерью считай.
5 реб: Если трудно – погибай,
Но товарища спасай!
В службе, в доме на работе,
На рыбалке, на охоте
Другу всюду помогай,
Если надо выручай!
6 реб: Век служи и век трудись-
Такова казачья жизнь!
Не гордись чужим добром,
А живи своим трудом.
Обеспечь свою семью,
Презирая лень свою.
Реб: - Гутарили, что у вас сегодня праздник первых штанов.
Реб: - И мы вам дарим лошадок. Ведь уже с 4 лет настоящего казака обучали верховой езде.
Казачка: - Спасибо гости любезные. Вот зараз мы и поупражняемся в верховой езде на лошадках.
(проводиться аттракцион: «Проскачи на лошадке по кругу»)Казачка: - Ну, что же поупражнялись мы в езде на лошадках, а теперь сыграем песню «Субботея» в подарок нашим гостям.
Песня «Субботея»
Казачата-школьники уходят.
За дверью слышится пение казака под баян.
Слышится ржание коня. Раздается стук в дверь.
Казачка: - Кто-то еще к нам пожаловал. Заходи, добрый человек, к нам на посиделки.
Появляется казак Нестеров Николай.
Казак: - Здорова дневали, казачата!
Казачка: - Слава Богу!
Казак: - Вот услыхал, как вы песни играете, дай, думаю загляну к вам. Меня – то вы узнали?
Казачка: - Знаем, знаем тебя казак Николай. Ты с хутора Калачевского. Спасибо, что пожаловал в нашу горницу. Проходи, присаживайся. С чем ты к нам пожаловал?
Казак: - Да, я с хутора сено везу. Это моя помощница Бурка
- Устала моя красавица я ей овса дал, пусть отдохнет.Дед: - Слыхал я издалеча,как вы песня играли, да не расслышал я ее. А вы много песен казачьих знаете? А я вот сейчас проверю.
Песня «Как у нашей сотни»
Казак: Молодцы, умеете играть песни.
Казачка: - Конечно умеем, а еще умеем частушки играть
Сольные частушки.
Казак: - Ай, да казачата! Молодцы! Песни и частушки играть умеете, мабуть и плясать смогете?
Казачка: - Конечно, сможем.
Танец: «Стирка» .Казак: А игрища умеете устраивать?
Игра –аттракцион « Кто вперед возьмет нагайку»
Песня «Если хочешь быть военным»
Казак: - Спасибо любезные, за радость. Но мне пора домой.
Казачка: А мы казака без песни не отпустим
Казачка: Я тоже из краев казачьих
Там где Хопер впадает в Дон,
промчались дни мои ребячьи,
И где остался отчий дом.
Стоит казачий там курень
Там настоящий есть плетень!
А песня! Ах какая песня!
Любую душу усладит!
А плясовая? Ведь на месте
Никто из вас не усидит!Казак: - А зараз сыграем песни «Эх донские казаки», « Командирик молодой».
Казак: Все мне пора. (Свистит) Где же моя Бурка, пойду напою ее студеной водой с Бузулука. (уходит) .Казачка: - Ну, что ж гости мои любезные, приглашаю вас отведать круглика и испить взвару.

Людмила Муравьёва
«Праздник первых штанов» (казачий праздник для детей 4–5 лет)

Дети :

1. Кто не знает группу нашу?

Здесь ребята - молодцы!

Просят все добавку каши,

Казачата - удальцы !

2. Дом казачий есть у нас ,

В нём старинные предметы :

И кувшин, кровать и таз

Помнят дедовы заветы.

3. Казаком я смелым буду

Шашку на ремне носить.

Мать родную не забуду

Буду Родине служить!

4. Дайте лошадь мне донскую

Поскачу я по степи.

Песню нашу удалую

Запою, как казаки !

песня"Эх, Донские казаки !"

5. Вольный ветер, степь без края,

Дым до неба у костра.

Жизнь походная такая

У донского казака .

6. Мы казачки не простые ,

Просим помнить это вас.

Все казачки расписные ,

И Дельфинчик сад у нас!

7. Вот такой у нас уклад

И растут ребята.

Все любимые подряд

В группе казачата !

Вед : Здорово ночевали, казачата ?

Дети : Слава Богу!

Вед : А почему вы сегодня нарядные и красивые?

Мальчик : А у нас праздник первых штанов !

Вед : А вы знаете, что это за праздник ? Давайте пойдём в гости к казачке и всё у неё узнаем .

(под музыку выходит казачка )

Казачка : Здравствуйте мои дорогие казачата ! Заходьте в мой курень, зараз у нас будут посиделки, а посвящены они празднику первых штанов . Вам уже многим по 5 лет, в этом возрасте казачата получали свои первые казачьи штаны с ломпасами . Это первый признак принадлежности к казачеству .

(стук в дверь)

Вед : А вот и гости пожаловали к нам на посиделки.

Девочка : Будьте здоровы, гости дорогие!

Я вижу у вас праздник , а я затеяла стирку.

Мы - казачки пляшем и поём ,

Моем и стираем.

В доме чисто приберём,

А потом играем!

танец"Стирка"

Дети :

1. Мы - донские казачата , очень дружные ребята.

Век готовы мирно жить, Дону - батюшке служить!

2. А без шашки и коня не прожить нам даже дня.

Ведь не зря все дончаки, Дону - батюшке верны!

3. Вот такие мы ребята - все лихие казачата .

Век готовы в дружбе жить и Россией дорожить!

песня"Едут, едут казаки !"

Дети :

1. Казаки лихие , ребята боевые,

Нашей честью славной край родной живёт!

2. Песней удалою, хваткой молодою

Славится донской народ.

Вед : А где же, казаки ваши кони быстрые ? Покажите нам ловкость и смелость свою.

танец"Скачки"

Вед : Порадовали вы нас своим танцем, а играть хотите? На гуляньях не только пели и плясали, но и в весёлые игры играли.

игра : "Кто быстрее проскачнт на лошади"

Вед : Ох, весело играли, удаль свою показали .

А теперь.

Девочка : Уж я топну ногой, да притопну другой.

Приглашаю всех сегодня поплясать со мной!

танец" А я черноброва"

Казачка : Заветы старины в семье казаков хранились испокон веков. Честь и имя казака в жизни главные всегда!

Вед : Слово дал - еге держи, казачьим словом дорожи !

Старость всюду почитай, стариков не обижай!

Казачка : Если трудно- погибай, но товарища спасай!

Век служи и век трудись - такова казачья жизнь !

Вед : Я тоже из краёв казачьих , там где хапер впадает в Дон

Промчались дни мои девчачьи, и где остался стчий дом.

Казачка : Стоит казачий там курень , там настоящий есть плетень.

А песня, ах какая песня - любую душу усладит.

А плясовая, Ведь на месте никто из вас не устаит!

танец "Эй, казак !"

Вед : А теперь весёлая игра для девочек. Посмотрим, какие у нас казачки - хозяйки .

игра"Накрой стол"

Вед : Где песнь звучит раздольно, величаво

Среди степей, лесов и камыша.

В донских степях берёт своё начало

Для творчества и радости душа!

песня"Трава моя, трава"

Девочка : Как у нас на Дону дали синие,

А казачки у нас все красивые !

Эй, казачки выходите ,

Пляс весёлый заводите!

танец"Раз вечор моя милая"

Вед : Славься Дон, и в наши годы

В память вольной старины.

В час невзгоды - честь свободы

Отстоят твои сыны!

Финальное построение под песню

"На Урале, на Кубани и на Тихом Дону!"

КАЗАЧЬИ ТРАДИЦИИ: ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКА
По материалам из истории казачества подготовил А. Петров, "Закубанье"

Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнялся год. Этот обряд описан в древнерусских летописях как великокняжеский, и неизвестно, пришел ли он на Русь из степи, или в степь от Руси. А может, он был общим для всех дружинников: и степняков, и славян, и варягов. Но у казаков он сохранился до наших дней.

Годовалого казачонка на женской половине дома усаживали на кошму, и крестная срезала его первые прядки волос, которые потом на протяжении всей жизни сохранялись за именной иконой. Подстриженного мальчонку женщины передавали мужчинам, и те несли его к церкви. Там его ждал неоседланный конь. Казачонка сажали верхом на коня на расстеленный шелковый платок (в который потом заворачивали первые волосы) и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватится за гриву - будет жив. Заплачет, повалится с коня - быть убитому. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал его на руки, а крестный надевал на них обоих портупею так, чтобы издали казалось: идет по улице казак при шашке.

У ворот родного куреня казаков встречала женщины. "Казака принямайтя! Да за ним доглядайтя! Чтоб был не квёлый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился да сабле учился! Чтоб малых не забижал, старших уважал, а к родителям был почтительней..."

Крестная снимала с отца и сына шашку со словами: "Возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно. Сохраняй ее до срока". Крестный принимал оружие, хранил его и вручал крестнику в семнадцать лет, после того, как малолетку приписывали к полку. Он же, крестный, обучал крестника всем церковным обычаям, но в большей степени всем видам воинского искусства. Считалось, что отец может быть излишне строг или чрезмерно мягок, поскольку это его плоть и кровь, а крестный - духовный отец - будет и строг, и справедлив.

Обучение начиналось после "праздника первых штанов". Штаны, как правило, дарил старший в роду. Это должны были быть обязательно шаровары. Без этого изобретения скифов обучение верховой езде было невозможно. Мальчика все поздравляли с первыми штанами, и казачонок ими очень гордился.

Наступал этот праздник в зависимости от общего развития мальчика, но, как правило, с трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде. Обучение было тяжелым и постоянным. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой - с десяти. Сначала пускали тонкой струйкой воду и "ставили руку", чтобы клинок шел под правильным углом и резал воду, не оставляя брызг. Потом учили "рубить лозу", сидя на коновязи - на бревне, и только потом на боевом коне, по-боевому, по-строевому оседланному. Рукопашному бою учили с трех лет, передавая особые, в каждом роду сохранявшиеся приемы.

Мальчика воспитывали гораздо строже, чем девочку, и жизнь его с очень раннего возраста была заполнена трудом и обучением. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Но время для игры оставалось. И крестный, и атаман, и старики следили, чтоб мальчонку "не заездили", чтобы играть позволяли. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству.

Одной из самых любимых была древнейшая игра пастухов - дзига, или кубарь, в которую играли с утра до вечера. Специально изготовленную игрушку, похожую и на шпульку от ниток, и на волчок, подхлестывали кнутами. Условия были самыми разными: стараясь не уронить, гоняли дзигу по маршруту, гоняли наперегонки... Особые мастера ухитрялись выделывать потрясающие номера с кубарем, подбрасывая его в воздухе или попадая им в цель за много метров. Бывали командные соревнования, бывали бои, когда сшибали дзиги противников... Несмотря на то, что взрослые считали "гонять кубарь" пустым занятием, именно оно развивало глазомер, реакцию, ловкость, выносливость, да и просто обучало пастушьему владению кнутом и боевому умению обращаться с нагайкой.

В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. Бритоголовым он шел в первый раз с мужчинами в баню, а затем к первой исповеди. Дома после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, под украдкой роняемые матерью, сестрами и бабушкой слезы, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев.

Старшие братья придирчиво осматривали его одежонку и немилостиво выбрасывали все, что считали излишне теплым или мягким. "Все! - говорили они. - Учись служить! Чай, теперь ты не дите, а полказака!"

С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины (или, если отец погиб или умер, только мать). Женщины не имели права вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина. "Смотри, - говорил отец, - на тебе дом и женщины. Доглядай хозяйство". И если поначалу это могло восприниматься не совсем серьезно, то в десять лет казачонок уже полностью понимал меру ответственности и действительно был опорой дома и семьи.

С очень раннего возраста казачонок осознавал себя частью станичного общества. Предания донесли до нас известия о том, что на всех старинных казачьих войсковых кругах обязательно были смышленые казачата. Для этого торжественного случая им даже шилась, за счет атаманской казны, праздничная одежда. Разумеется, они не принимали участия в спорах казаков, у них была другая задача - слушать и запоминать. В особо важных случаях таких мальчишек бывало несколько. Они стояли друг от друга порознь, чтобы не разговаривали между собою, и после круга их расспрашивали: что они запомнили, о чем шла речь, кто и что говорил, кто кому возражал, какое было принято решение... Так народ сохранял свою историю. Бывали старики, которые с поразительной точностью рассказывали о событиях вековой давности, и на вопрос, откуда ему это известно, старик отвечал коротко и просто: "Я там был!".

Мальчишки обязательно присутствовали при разведении межевых границ. Причем, после того, как мальчонка с закрытыми глазами повторял все приметы и знаки границы, его могли неожиданно ударить рукой и нагайкой. Объяснение было примерно следующим: "Мол, прости, сынушка, это тебе не в укор и не в наказание... Рана заживчива, а память забывчива. И ты с годами все позабудешь, а вот как тебя ударили ни за что ни про что, век помнить станешь, а с тем и все границы станичного юрта".

Но самой главной задачей казачонка всегда была учеба. Особым уважением пользовались школяры. Ими гордились в семьях, они вели себя на улице солидно и достойно. Те, кому посчастливилось учиться в кадетском казачьем корпусе или в гимназии, были известны поименно всем жителям станицы или хутора. Их приглашал в правление и поздравлял с каникулами атаман. Студентов и юнкеров даже старики звали по имени-отчеству... Но кроме этого каждый казачонок ежедневно учился работать, перенимая мастерство от старших. Семилетний мальчик вполне справлялся с лошадьми и волами, мог и запрячь и поставить в конюшню. Пахать на волах ему не хватало силенок, но боронить, сгребать сено на лошадях было исключительно мальчишеским делом.

С весны до осени казачата, как правило, жили в степи при отарах или на бахчах со стариками. И здесь учеба не прекращалась ни на один день. Казачат учили ежедневно стрелять, скакать на коне, рубить шашкой, бороться.

Сыновьям казачьих офицеров времени на детские игры отпускалось меньше, чем сыновьям простых казаков. Как правило, с пяти-семилетнего возраста отцы забирали их в сменные сотни, полки и увозили с собой на службу, часто и на войну.