Как помочь ребенку запомнить информацию? Типы памяти. Как научить ребенка быстро запоминать прочитанное: простые техники тренировки памяти

3 3 105 0

Современная школа требует от школьника множество усилий, особенно это касается способности запоминать большие объемы информации. Однако для того, чтобы подготовить к такому испытанию, следует немного поработать – и родителям, и ребенку. Идеальный возраст для развития памяти у детей – дошкольный, поэтому не стоит ждать, пока ваше чадо принесет первую «тройку». Берем малыша и активно с ним занимаемся.

Применяем мозговые ресурсы

Мозг человека нейропластичен, а значит, может меняться под действием опыта. Это превосходное качество человеческого органа помогает без проблем адаптироваться к любой среде, а детскому мозгу это сделать на порядок проще. Поэтому стоит расширять круг занятий и увлечений ребенка: если он умеет танцевать, рисовать – это восхитительно, однако не забывайте, что это только небольшой процент возможностей мозга вашего чада. Приучите его к еще каким-нибудь ремеслам: пение, языки, музыка, атлетика, плавание и многое-многое другое.

Не отбирайте у ребенка возможность заниматься тем, что ему нравится, добавьте к этому еще одно интересное занятие.

Да, возможно малышу будет сложно, но что в этом мире бывает легко, – объясните чаду обратную сторону медали, чтобы он усвоил, что все новое – интересно.

Активная физическая деятельность и полноценный отдых

Умеренные занятия на физкультуре или в спортивном кружке обеспечивают организм необходимой порцией кислорода, который благоприятно влияет на работу и здоровое состояние мозга. Однако, в это же время не стоит забывать об отдыхе. Да, у детей молочная кислота быстрее выводится из мышц, что позволяет им много двигаться и не уставать, но мозг малыша требует хорошего сна в достаточном количестве.

Любящие родители также учтут важность некоторых продуктов для стимуляции памяти своего чада, не говоря уже о полноценном питании малыша. Строительный материал для мышц крохи – белок должен присутствовать в рационе обязательно. Он содержится в любом мясе (говядина, телятина, курица, свинина, утка, гусь), а также в бобовых. Чтобы активизировать память очень важно употреблять рыбу, в частности ее жирные сорта (семга, тунец, скумбрия, угорь, форель), достаточное количество орехов (особенно полезные в этом плане грецкие), чеснок, брокколи, тыква, фасоль, свежие фрукты и зеленый чай.

Благоприятный климат в семье

Результаты исследований показали, что дети, живущие в благоприятных полноценных семьях, имеют лучшую успеваемость на школьных занятиях. Поэтому настолько важно, чтобы ваш ребенок чувствовал себя любимым, защищенным и полноценным членом семьи.

Избегайте ссор при вашем чаде, уделяйте ему достаточное внимание, заботу, почаще обнимайте, целуйте его и говорите слова любви.

Когда малыш будет уверен, что его любят, он сможет расслабиться и идти навстречу новым знаниям. Это, пожалуй, самое простое, что вы можете сделать для своей кровинки, но самое необходимое, ведь родительскую ласку человек помнит на протяжении всей жизни.

Обеспечиваем смехом

Смех заставляет активизироваться самые разные части мозга сравнительно с другими эмоциями, которые, как правило, влияют только на одну зону. Смеясь, слушая веселые истории и шутя, дети активизируют зоны мозга, которые отвечают за способность обучения и творчество. Поэтому старайтесь, чтобы ваше чадо как можно больше смеялось, научите его самоиронии, не унывать и не впадать в отчаяние, когда что-то с первого раза не получилось, переводите все в шутку, пусть он смотрит на свои ошибки с юмором и пробует их исправить. Веселите ребенка и давайте повод для шуток.

Учимся запоминать

Существует большое количество приемов, которые помогают ребенку запоминать информацию, полученную на школьных занятиях. Вот несколько из них.

Ищем образы. Если ребенку трудно запомнить какое-то слово или действие, помогите ему связать это название с хорошо знакомой вещью, явлением, а также человеком. Лучше, чтобы это сравнение было как можно красочнее и ярче. Это может быть его любимая игрушка, друг, место, где он любит больше всего проводить время, персонаж из фильма, супергерой.

Акростих и акроним. Акростих – стих, с начальных букв всех строчек которого получается слово. Предложите своему чаду запомнить необходимое предложение по начальным буквам каждого названия. Так ему будет легче воспроизвести его в памяти. Также вы можете использовать акроним и помогать ребенку запоминать названия стран, гор, животных в такой последовательности, чтобы получилось слово со смыслом.

Способ локусов. Этот метод отлично подойдет тем ученикам, которым трудно запомнить весь список дат и битв по истории. Выберите комнату, где ваше чадо любит больше всего проводить время, и в каждом месте воспроизведите необходимое событие. Например, на столе – подписание важного договора или принятие закона, на кровати – важнейшее сражение и т.д.

Как научить ребёнка запоминать? Стихи, тексты, слова, буквы, — что угодно. Наш метод запоминания прост и эффективен – запоминание ассоциации. Мы со старшей дочкой Маришкой используем такие приёмы запоминания вот уже несколько лет. С ними запоминаем всё, что понадобилось, без особых хлопот, весело и, главное – надолго.

Как научить ребёнка запоминать? Наш метод запоминания — запоминание ассоциации!

Да очень просто! Дети они такие – зубрить не любят. Это не для них!

Зато – легко могут запомнить что-то для них интересное. То, что они почувствовали, понюхали, попробовали, увидели или же – хорошенько себе представили. Итого, — необходимо всего лишь придумать к запоминаемому скучному объекту весёлую ассоциацию. И — дело в шляпе!

Что всё это значит? Ну, например: захотелось вам, чтобы ребёнок выучил букву «Ж». Какой-то ребёнок её и сразу запомнит (наверное, просто сам себе представит что-то такое, что поможет ему запомнить, умница!). А кто-то никак не может запомнить букву «Ж». Хоть плачь! Максимум запомнит, что там много палочек.

В этом случае вовсе незачем убиваться по поводу способностей ребёнка! В крайнем случае, можно сделать вывод, что самостоятельно придумать ассоциацию к букве «Ж» у ребёнка не выходит. Значит – нужно помочь! Например, так:

Правда, буква «Ж» похожа на жука? И добавляем стишок:

Наши приёмы запоминания – весёлые и эффективные. Как запомнить стих, текст и многое другое

Как выучить стих быстро и легко

Как быть, если вам или вашему ребёнку срочно необходимо выучить совершенно немыслимый стих и по своему содержанию, и что, самое страшное – объёму? Можно, конечно, пытаться долго и нервно зубрить…

Можно, но это не наши методы!

Итак. Как мы учим стихи. Проще некуда! Мы их рисуем!

И рисуем так, чтобы вся последовательность слов запомнилась в правильном порядке.

Вот, например, так мы готовились к поздравлению нашей бабушки:

Тут зарисовано начало стиха. Строки пронумерованы. Первые две строчки звучат так:

1) Мы тебе открыть решили тайну

2) В это день и в этот миг и час

Давайте рассмотрим поподробней.

В данном случае у нас степень детализации – слово. Т.е. каждому слову у нас соответствует картинка. Итак:

«Мы» — ну тут два обнимающихся человека. Мы.

«Тебе» — указываем на кого-то. Этот кто-то – тебе. Тут важен такой момент. Стишок может быть длинный. Слов типа «тебе», «Мне», «Мы», «Вам» может встретиться много. Тут главное определить заранее все такие слова и каждому из них – личную картинку. И, если, например, слово «Мы» встречается в запоминаемом тексте много раз, — много раз рисуем одних и тех же обнимающихся человечков.

«Решили» — тут мы решили пример.

Степень детализации может быть разная. Как-то раз приспичило Маришке выучить свой любимый стишок «Мой щенок».

Было это давно-о-о-о. Но вот, завалялся у меня листочек с нашей шпаргалкой.

Это он и есть, — самый что ни на есть рабочий вариант. Криво, косо, на скорую руку, синей ручкой. Не смотря на это, – работает!

Разберём, например, самую нижнюю строку. На ней хоть примерно можно понять, — что нарисовано 🙂 .

Степень детализации тут у нас – фраза. Смысловой кусочек строки. Местами – рисовали всю строку целиком, где-то, — только часть.

  • Картинка № 41 означает «Что случилось?» . Это там нарисованы пожарная машина, а также – милиция и скорая помощь. По-моему хорошая ассоциация с вопросом «Что случилось», не правда ли?
  • Картинка № 42 – «Если сразу не узнала я щенка» . Вот такая картинка. Не узнала. Странный щенок.
  • Картинка № 43 «Нос распух» ,
  • Картинка № 44 «Не видно глаза» ,
  • Картинка № 45 «Перекошена щека» .

Вот такую бумажку и надо ребёнку, чтобы стих был выучен. Красиво и разноцветно — здорово, но необязательно. По желанию, так сказать.

Помнится, Марине было ровно четыре года и ей в театральной студии, которую она на тот момент посещала, задали выучить к праздничному концерту стих. Когда я его увидела, поначалу, – очень удивилась! Стих абсолютно не соответствовал возрасту. Ни по содержанию, ни по длине.

А потом решила, что большой стих — это большая честь для нас! Мы взяли ручку и листочек и, пожалуйста! Вот он. Тот самый стих:). Марина блистала!

Также мою статью о нашей методике запоминания стихов можно прочесть здесь на замечательном детском блоге BabyDayTime .

Запоминаем тексты

Как вы догадываетесь, — также точно можно запоминать и тексты.

И, кстати! Вовсе не обязательно рисовать на бумажке! Можно, например, расставить какие-то предметы в определённой последовательности и проассоциировать каждый предмет с определённой частью текста.

Или – ассоциировать с уже имеющимися предметами. Например, — с тем, что стоит в комнате.

Это не мы придумали! Примерно так делал ещё Цицерон. Потому метод запоминания больших объёмов информации посредством ассоциации называется методом Цицерона.

Запоминаем названия или иностранные слова

Запоминаем имена

Случилось это давно. На Московском тренинге автора одного весьма необычного и необычайно эффективного курса YES Сергея Смирнова. Тренинг тот был не про английский. А про память. И запоминание.

Так вот. В начале тренинга была такая довольно известная игра, как представление. Если не ошибаюсь, участников было 54 человека. И вот все встали в круг и по очереди представлялись. Каждый следующий участник говорил не только своё имя, но и всех предыдущих. Догадываетесь, кому было труднее всего?

Так вот. После представления Сергей поинтересовался, не хочет ли кто-то сейчас назвать имена всех участников. И тут к моему огромному удивлению и, как мне показалось, к удивлению Сергея…

Вышла я и всех назвала! Заминка произошла только с одним абсолютно нерусским именем. Я перепутала порядок букв. Что интересно — до этого момента я была абсолютно уверена в том, что страдаю популярной болезнью «плохая память на имена».

Что же произошло?

Первое – я тогда поставила перед собой цель имена запомнить. Это ОЧЕНЬ важный момент. Как правило, если ты не запомнил имя, ты просто не озадачился тем, чтобы его запомнить.

И пункт два – я воспользовалась его же, Сергея, методом ассоциаций. Когда человек называл своё имя я быстренько вспоминала знакомого или родственника с таким именем. И вот, теперь, глядя на этих людей в голове моей всплывал образ родственничка а с ним и имя. Вуа-ля!

Ну а заковыристое имя. С ним ничего не поделаешь. Родственников нет, так что – придумываем ассоциацию на вольную тему. Только так, чтобы порядок букв остался в порядке 🙂 .

Это, пожалуй, всё, что я хотела рассказать о том, как научить ребёнка запоминать. Надеюсь, наш метод запоминания, секрет которого, — запоминание ассоциации, поможет и вам! Такие приёмы запоминания сделают обучение вашего ребёнка весёлым и интересным!

Удачи! И спасибо, что читаете!

Будем рады узнать о ваших успехах!

Экология потребления.Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Главная трудность ребенка в первом классе - большой объем информации. Как помочь ему справиться с нагрузкой?

Может быть, со стороны объемы школьных знаний и не кажутся ужасными, да в большинстве случаев родители и не особенно давят на ребенка. Они стараются найти подход, объяснить некоторые школьные темы подробнее и понятнее, в крайнем случае ищут репетиторов или специальные группы подготовки к школе. Но после первого сентября информация все равно захлестывает ученика с головой. Как справиться с этим потоком?

Учиться тоже нужно уметь

Нередко ребенок приходит в первый класс довольно оптимистически настроенным. Он верит в себя и ожидает, что станет отличником. Но все оказывается не так легко, не все получается. «Как же так? Неужели я не настолько хорош?» - думает ребенок. Те же вопросы задают себе и родители. Ведь до первого класса все было замечательно. Ребенок мог и читать, и писать, и хорошо рассуждал. А теперь слова - школа и стресс - стали почти синонимами. Почему?

С давних времен учеников делили на способных и отстающих. Насчет последних полагали, что либо такой ученик ленив, либо у него не хватает ума. Педагоги видели из этого положения единственный выход: ученика надо заставить учиться. Как именно? Все в основном сводилось к усилению учебной нагрузки и наказаниям. В XX веке было установлено, что дети могут отставать в учебе не только из-за нерадивости и нехватки способностей. Большинство детей не имеет навыка учебы. У них нет опыта того, как в голове можно организовывать материал, и нет алгоритмов запоминания. Со временем они появятся, но до этого времени еще придется ждать и ждать, учиться и учиться.

Запомнить сейчас или выучить на потом?

Как известно, существует два основных вида памяти - краткосрочная и долгосрочная. Краткосрочная память требуется только для того, чтобы ориентироваться в текущих событиях. Когда мы приходим домой, то можем пока поставить сумку рядом с порогом, чтобы снять верхнюю одежду и обувь. После переодевания человек точно помнит, где сумка, и переставляет ее на нужное место.

Но помнить до конца жизни информацию о местоположении сумки нет никакого смысла. Поэтому уже через несколько часов мозг избавляется от лишнего груза. Чаще всего забывается даже сам факт, что сумку куда-то ставили.

Другое дело - важные дела и информация. Их нужно постоянно держать в надежном месте. И это место - долгосрочная память.

Основная проблема с запоминанием происходит из-за незнания особенностей работы этих двух видов памяти. Краткосрочная память имеет небольшой объем. Например, за один раз человек может запомнить всего 7–9 цифр или слов.

Но даже эта информация не полностью переходит в долгосрочную память. Если по прошествии некоторого времени человека попросить припомнить те цифры или слова, которые он недавно запоминал, он сможет назвать всего 3-4. И не факт, что даже эти 3-4 объекта перейдут в долгосрочную память.

В долгосрочной памяти не хранится все подряд. Мозг сохраняет только то, что счел главным, а детали может выкинуть как несущественные. Для долгосрочной памяти главное - «скелет», а «мышцы»-подробности она может нарастить при необходимости. Но только если у нее есть на это время.

Но и это еще не все! Мало положить в долгосрочную память, нужно еще оттуда и достать. И тут снова могут быть проблемы. Память не отдает все сразу, а только по частям, и то не всегда полностью. При быстром ее наполнении без возможности все переварить она может выдать только 30 % из своих запасов.

Как упорядочить архивы памяти

Представьте себе, что вы работник архива. Вам необходимо перенести на хранение документы. У вас небольшой кабинет, где вы работаете. И вдруг вам начинают с неистовой силой приносить и приносить материалы. Ваш кабинет наполняется бумагами до потолка. Что вы скажете? Наверное, вы закричите: «Стоп! Я не могу так работать, мне повернуться негде! Я не могу обработать ни одной бумаги! Давайте-ка вынесите все лишнее и подавайте ваши документами небольшими партиями».

С памятью тоже самое. Если вы будете пихать в область краткосрочной памяти все без разбора, то она просто начнет все выбрасывать. Пропускная способность в «архив» значительно снизится. Да и из архива мало что будет выходить при такой запарке.

Для того чтобы «архив» работал нормально, необходимо организовать правильную и последовательную поставку информации. Затем дать возможность нашему внутреннему архивариусу поработать. Как это сделать? Обеспечьте «правильную поставку информации в архив».

1. Задайте формат доставки. Прежде чем начать что-то доставлять и раскладывать, в архиве надо разметить место, где все это будет лежать. Для этого, прежде чем читать текст, стоит прочитать заголовки, посмотреть картинки, прочитать подписи под картинками. По этой информации будет уже приблизительно ясно, о чем пойдет речь и в какой отдел памяти его лучше отнести, сколько нужно будет «полок» для разделов.

2. Уточните содержание. Ребенок должен прочитать текст один раз и тут же рассказать своими словами, о чем там говорится. Это позволит создать более точные границы для того материала, который надо запомнить. Не важно, что ребенок скажет не все или не совсем точно. Особой точности не требуется, да и если он факты будет вспоминать не по порядку - не беда. Единственное, можно поправить ребенка с тем, чтобы правильнее выделить основную идею текста.

Так мы положили первую порцию информации в краткосрочную память. Теперь можно дать ребенку немного отвлечься на что-то другое, не связанное с прочитанной темой. В это время краткосрочная память начнет постепенно пропускать информацию в хранилища.

3. Разложить по кусочкам. Теперь, когда известно, о чем текст, можно прочитать его более внимательно и разложить на части то, что происходит. Что случилось сначала, что потом? Если текст про зиму, то какие признаки зимы описывает автор?

4. Воспользоваться ментальной картой. Это довольно простой метод - информацию представляют в виде схемы алгоритма, который помогает затем быстро вспомнить все содержание. Мозг сам по себе при запоминании создает такие алгоритмы, но можно ему в этом помочь.

Карту рисуют в виде «дерева». В его основании лежит тема, а от нее отходят «ветви». Что описывается в тексте про зиму? Погода - природа - люди. Что о погоде? Снег - иней - метели - мороз. Что о природе? Реки замерзли, медведи заснули, зайцы поменяли цвет. Что о людях? Оделись тепло - занимаются зимними видами спорта - готовятся к Новому году.

После создания ментальной карты снова стоит отключиться и отдохнуть минут 15. Можно просто дать ребенку подвигаться, можно дать время положить в портфель вещи для следующего дня, а можно начать делать какой-то другой урок, который ребенку нравится или не сильно напрягает.

5. Проверить усвоенное. Теперь, когда мы все разложили по полочкам, остается только один шаг. Попробовать, как информация будет извлекаться из хранилищ. Для этого ребенка нужно протестировать. Не надо устраивать экзаменационную процедуру, просто задайте несколько ключевых вопросов по пройденной теме. Сделайте упор на то, что ребенку не очень хорошо запомнилось. Если есть какие-то заминки, то нужно это место еще раз проговорить. А через 1,5–2 часа еще раз пройтись по теме.

Это лишь одна из многих методик, которые помогут вашему ученику лучше справляться с заданием. Не стоит ждать, что ребенок схватит алгоритм на лету. Поначалу ментальные карты придется чертить вам, чтобы ваш школьник ухватил суть. Но с каждым разом его нужно все больше привлекать к построению карт, чтобы через какое-то время он начал делать это сам.

Вся процедура может казаться довольно долгой, но на самом деле она значительно экономит время в целом, за счет того, что память начинает работать более эффективно. опубликовано

Итак, сегодня речь пойдет о четырех типах памяти, присущих нам с вами и нашим деткам в том числе.

Что же такое тип памяти, какие они бывают и почему это так важно для нас, как для родителей.

Тип памяти - это вид восприятия, с помощью которого человек лучше всего запоминает информацию. От чего тип памяти зависит? Конечно, от природных задатков.

Есть четыре типа памяти:

  1. зрительный (визуальный),
  2. слуховой (аудиальный),
  3. двигательный (кинестетический),
  4. смешанный.

Думаю, что опираясь на названия типов памяти, уже становится понятно, что помогает нам лучше усвоить и запомнить информацию.

Теперь переходим к вопросу, зачем лично нам с вами эта информация. А вот зачем. Все мы ежедневно занимаемся с нашими малышами, с нашими детками и мы, естественно, хотим, чтобы у них все получалось легко и просто. Чтобы, переступив порог школы знания усваивались быстро, ребенок не уставал сильно, был умным и развитым, а самое главное, счастливым.

Мы стараемся сделать все со своей стороны для этого, но удивляемся иногда, почему у ребенка что-то не получается. Почему мы рассказываем ему что-то долго и старательно, а он все «как мимо ушей пропустил». А вот потому что он может быть визуал! И все ваши слова ему по большому счету по барабану. Он может и хотел бы запомнить, да не может он. Ему надо это увидеть!

Как же помочь ребенку преуспеть в обучении, опираясь на его доминирующий тип памяти?

Ребенку визуалу (с зрительным типом памяти) следует предлагать много наглядного материала, но не просто картинки, а информативные картинки. Например, плакаты с подписями, предметы в разрезе, презентации и т.д.

Например, я визуал (в большей степени), поэтому мне достаточно показать картинку и я пойму, как и что сделано и устроено, я запомню ее. Но если мне тоже самое рассказать, я дай Бог запомню половину.

Если возможности показать картинки ребенку нет, пусть он читает текст своими глазами и перечитывает его. Так он тоже лучше запомнит информацию.

Например, отвечая предметы в школе по непонятным мне предметам (физика) я учила параграфы наизусть и когда отвечала их у доски, я как бы видела страницу учебника, где какое фото нарисовано, где что написано.

Таким детям прекрасно подойдет методика развития Глена Домана (она как раз основана на показе карточек)

Ребенку аудиалу (со слуховым типом памяти) следует много читать, рассказывать, объяснять и т.д. Ему больше требуется ваша помощь, так как то, что расскажите вы, желательно своими словами, он скорее запомнит, чем то, что прочитает сам. На первых порах помогайте ребенку делать уроки (школьнику) или если ваш малыш еще дошкольник, то беседуйте с ним чаще. Читайте много книг, абсолютно разных. Естественно, это не исключает визуальный материал, просто вы должны понимать, что на слух он запомнит лучше, а если информация будет интересна и не занудна, то он потом вам сам ее воспроизведёт.

Приведу пример. В средних классах в школе (я очень много школ поменяла) был у нас учитель истории (не помню я даже его лица, помню, что был он заунывный и не интересный, говорить не умел и объяснять тоже), не долго был и никто не любил его предмет и не знал. Я в силу личной любви к истории знала то, что он спрашивал, но не благодаря ему. И вот на смену ему пришел к нам Виктор Николаевич, учитель от Бога. Он перевернул мое сознание и может быть тогда я поняла, как надо учить детей, как надо с ними общаться, как надо сильно любить то, что ты делаешь. Он говорил, он рассказывал, он показывал. Он открыл для нас мир истории, о котором я и не подозревала. Мы не читали учебников, он просто говорил и мы знали все! Поэтому говорите, говорите интересно, увлекайте словом, интересуйтесь с нами и ребенок, видя ваш пример перед глазами тоже будет стремиться к новым знаниям. И пусть пересказывает вслух то, что ему надо запомнить, это важно. Он будет слышать себя и лучше запоминать.

Ребенку с кинетическим типом памяти нужно много писать. Ребенок лучше запомнит информацию, если напишет ее своими руками. Поэтому, например, с малышами с таким типом памяти учить буквы можно прописывая их в воздухе. Правописание тоже будет на более высоком уровне, если словарные слова, например, ребенок будет не учить на слух, а прописывать по нескольку раз. Если нужно запомнить что-то не текстовое, то тоже предложите ребенку рисовать. Например, учит он на биологии строение человека, нарисуйте человечка на листе бумаги (пусть некрасиво, не суть), и подписывайте эти части тела, ставьте стрелочки. Запоминая что-то, можно рисовать схемки, подписывать их.

Продолжая серию личных примеров, могу сказать, что данный тип памяти мне также присущ, хоть и в меньшей степени, чем визуальный. Когда я готовилась к экзаменам в школе или институте, я писала шпаргалки. Да, да, писала, НО! Не пользовалась ими, потому что пока писала, выучивала материал, он сам запоминался.

Что же касается детей со смешанным типом памяти , то им присущ любой из перечисленных ранее типов, и они успешно запоминают материал разными способами.

Естественно, до того момента, как мы отдадим нашего любимого ребенка в школу, мы сами можем тренировать разные типы его памяти, выявив при этом доминирующий, если он есть.

Но встает вопрос о том, что же делать ему в школе. Вряд ли учитель будет подстраиваться под каждого ученика. В идеале есть способ ориентироваться на разных детей, был у меня такой пример в моей жизни. Но не все учителя готовы к этому. Например, когда только в школах был введен предмет информатики (когда компьютеров то еще не было), наш учитель очень грамотно строила процесс обучения. Она сначала рассказывала нам материал, мы его слушали, потом она наглядно демонстрировала то, о чем рассказывала и далее мы писали короткий конспект себе на основе услышанного увиденного. Таким образом мы все (не важно, какой тип памяти у нас был) запоминали материал лучше, чем на любом другом уроке. И это при том, что не было дома у нас современной чудо–техники. Мы приходили в компьютерный класс 2 раза в неделю и занимались там, но знали мы материал отлично.

(1 голос : 5,0 из 5 )

Когда-то знаменитый японский ученый, который был знатоком детской души, произнес следующие слова: «стихи для запоминания должны воспитывать в ребенке благородные чувства, они должны быть изысканными, красивыми и заслуживающими того, чтобы их помнить, и в то же время должны нравиться самому ребенку».

И, конечно же, он был прав. Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества, закладывает в ребенка смысл, и отвлекает от плохих мыслей.

Для того, чтобы как можно раньше начать формировать у вашего чада такие полезные качества, необходимо еще до школы заниматься с ребенком, учить стихотворения, которые будут актуальны и понятны для его возраста. Однако, важно не просто заучивать стихи, и заставлять ребенка пересказывать их вам вслух, но и научить его самостоятельно и быстро запоминать стихи любого объема. Тем более, что школьная программа предполагает постоянное заучивание стихов целого ряда авторов.

Часто родители школьников жалуются на то, что их ребенок отказывается учить стихи, плачет, и заверяет их, что не может ничего запомнить. Не нужно расстраиваться и ругать ребенка. Таким поведением вы, скорее всего только испортите себе и ребенку настроение, и снизите у него мотивацию на запоминание стихов. Гораздо полезнее будет пойти другим, более эффективным путем, о котором поведает наша методика для быстрого и легкого запоминания стихов любой сложности. Все что от вас потребуется – терпение, фантазия, листок бумаги, карандаш, и, конечно же, ваш позитивный настрой. Суть методики для запоминания стихов Предлагаемая нами методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом. Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками - эффективность запоминания увеличивается на порядок. Описание методики

1. Берем заданное на самостоятельное изучение стихотворение.

2. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно просто размещать их в столбик или строчку. Все зависит от того, как вам удобнее.

3. Читаем заданное стихотворение, и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок, но вы тоже можете принять участие в процессе, и помочь в выборе образа. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

4. После этого, попросите ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

5. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов. Для примера, рассмотрим небольшой отрывок из стихотворения С. Маршака:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.
На лугах мертва трава,
Замолчал кузнечик.
Заготовлены дрова
На зиму для печек.

Для того, чтобы лучше запомнить этот кусочек стихотворения, разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги, ручку, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «в октябре, в октябре, чистый дождик на дворе», ребенок нарисует капельки дождя.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

На двустишье «на лугах мертва трава, замолчал кузнечик», ребенок также может нарисовать то, что ему это напомнило. И, так как речь идет о траве и кузнечике, для ребенка будет уместным нарисовать простую травку и кузнечика, увидев которые, он сразу проассоциирует с этой строчкой стихотворения.

Аналогичные действия нужно проделать и с блоком «заготовлены дрова на зиму для печек». Пример рисунков–образов:

В октябре, в октябре
Частый дождик на дворе.

На лугах мертва трава,

Замолчал кузнечик.

С помощью приведенной методики, и вашего настроя на позитивный результат, ваш ребенок сможет не только развиваться посредством запоминания стихов, но и получать от этого огромное удовольствие. Вы позволите ребенку проявить фантазию, поможете существенно сократить время на заучивание стихотворений в будущем, и, кроме этого, разовьете творческие способности ребенка. Заключение.

У разведчиков отменная память. Почему? Потому что в процессе постоянной работы и тренировок они регулярно используют данную методику развития ассоциативно–образной памяти. Поверьте, стоит попробовать помочь Вашему ребенку стать лучше, умнее, ускорить весь процесс его общего развития…