Исследовательская работа «Модульное оригами. Научно-исследовательская работа "Искусство оригами" Исследовательская работа оригами для дошкольников

Работу выполнил ученик 7 класса

МКОУ Новоспасской СОШ

Руководитель учитель математики

первой квалификационной категории

Придатченко Оксана Геннадьевна


Японская мудрость издревле гласит: «Великий квадрат не имеет

пределов». Попробуй простую фигурку сложить, И вмиг увлечёт интересное дело.

А.Е. Гайдаенко


  • Простое оригами


Простое оригами




Базовые формы оригами

1.Т реугольник и прямоугольник :

2. Блин или блинчик :


4, 5. Бумажный змей (воздушный змей) , плавно переходящий в ромб Змей: Ромб:

3. Водяная бомбочка :

6,7. Рыбное ассорти:

Рыба-1, рыба-2:


8. Квадрат , он же двойной квадрат :

9, 10. Птица-1 и птица-2 :


11, 12. Лягушка-1 и лягушка-2 :

13. Дверь :

14, 15. Катамаран , вертушка :


16, 17. Узор и стол :


Условные обозначения

Линии

линия сгиба "долина" (на себя)

линия сгиба "гора" (от себя)

линия после перегиба

невидимая или воображаемая линия


Стрелки

Согнуть на себя - сделать складку "долина".

Согнуть от себя - сделать складку "гора".

Перегнуть на себя - согнуть и разогнуть, сделав складку "долину".

Перегнуть от себя - согнуть и разогнуть, сделав складку "гору".

Складка-молния - сочетание складок "долиной" и "горой".

Двойная складка-молния - сочетание складок "долиной" и "горой", которые выполняются с двумя слоями бумаги.


Тащить, тянуть.

Раскрыть (обычно "карман").

Повернуть (в одной плоскости).

Перевернуть на другую сторону.

Завернуть (сделать подряд несколько линий "долин").

Сделать подряд несколько складок-молний.


Знаки

Повторить действие (обычно сзади или на соседней стороне).

Нажать, надавить, вогнуть.

Держать здесь.

Точка, отмечающая угол, край, линию или пересечение линий.

Прямой угол.


Равные углы.

Следующая картинка - вид отсюда.

Увеличение изображения.

Равные части или стороны.


  • Согласно классическому оригами, объектом складывания является неразмеченный квадратный лист бумаги, без разрезов.
  • С точки зрения математики, целью оригамиста является точное определение местоположения одной или более точек листа, задающих складки, необходимые для формирования окончательного объекта. Процесс складывания подразумевает выполнение последовательности точно определенных действий по следующим правилам:
  • Линия определяется либо краем листа, либо линией сгиба бумаги.
  • Точки определяются пересечениями линий.
  • Все складки определяются единственным образом путем совмещения различных элементов листа - линий или точек.
  • Сгиб формируется единственной складкой, причем в результате складывания фигура остается плоской.

Заключение

Таинственный мир превращенья

бумаги…

Здесь все чародеи, волшебники,

маги.

Творят они сказки своими руками.

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ

Марданова Е.У


  • Оригами, прежде всего, – искусство, призванное дарить людям радость. Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.





  • искусство оригами тесно связано с математикой и может стать хорошей основой для ее изучения. Занимаясь оригами, я вышел за границы стандартной программы по математике и познакомился на практике с элементами геометрии на плоскости и в пространстве.
  • Я думаю, что результаты моей работы могут быть интересны другим людям и детям.

  • Результаты моей исследовательской работы можно использовать:
  • На уроках труда в начальных классах
  • В детском саду для развития дошкольников
  • На уроках геометрии в 7-11 классах
  • На факультативе по математики в 4-6 классах
  • В ресторанах (для оформления столов салфетками)
  • А архитектуре для создания макетов и т.д.

Разработка содержит презентацию и текст защиты исследовательской работы.

Просмотр содержимого документа
«Текст доклада»

Текст доклада.

Здравствуйте, уважаемое жюри и участники конференции. Вашему вниманию предлагается исследовательская работа по теме: «Искусство оригами» (слайд 1).

Недавно моя тетя приехала из поездки в Японию и привезла японских журавликов, выполненных в технике оригами. Тетя научила меня делать таких журавликов и сказала, что искусство оригами очень полезно для развития человека. У меня появились вопросы (слайд 2). Что такое оригами? И в чем его польза?Это и стало целью моей работы (слайд 3).

Для достижения цели я поставил следующие задачи , вы можете увидеть их на слайде (слайд 4) (не называть, но знать) .

Предмет исследования: искусство оригами.

Объект исследования: способы изготовления поделок из бумаги (слайд 5).

Я выдвинул гипотезу: оригами помогает развивать творческие способности и мыслительные процессы человека (слайд 6).

ОРИГАМИ – это древнее искусство складывания фигурок из квадратного листа бумаги. Появилось оно в древнем Китае в 105 году нашей эры, где и была открыта бумага.Долгие годы китайцы хранили эту тайну (слайд 7).

Но со временем об искусстве оригами узнали в Японии. В 7 веке монах Дан-Хо обучил японцев изготавливать бумагу.Этому мастерству обучали с детства. Человека, который не владел техникой оригами, считали невоспитанным. Япония создала целую оригамную азбуку, были придуманы бумажные поделки, которые используются по всему миру, и по сей день (слайд 8).

Большую роль в истории оригами сыграл знаменитый японский мастер Акиро Йошизава. Он придумал и нарисовал условные знаки для складывания поделок (слайд 9).

В России оригами появилось в 19 веке. Первыми освоили это искусство дети царя Николая II . Умел складывать фигурки из бумаги и русский писатель Лев Толстой (слайд 10).

Существует три вида оригами:

    Классический. Это складывание фигур из одного листа бумаги без ножниц и клея (слайд 11).

    Модульное оригами – это объемные фигуры из модулей. Модуль – бумажный треугольник,складывается классическим способом. Модульное оригами напоминает игру в детские кубики, из которых строят дома, машины и т. д (слайд 12).

    Мокрое складывание. Фигуры складывают из смоченной бумаги, чтобы линии были плавные (слайд 13).

Каждый, кто увлекается оригами, должен знать базовые формы (фигуры), из которых делают большинство моделей оригами. Название базовых форм во многих странах одинаковое (слайд 14).

В международной литературе по оригами есть и условные обозначения, которые помогают сложить ту или иную фигуру (слайды 15-16).

Изучив литературу, я приступил к практике (слайд 17). В технике классического оригами я изготовил такие фигуры, как журавлик, тюльпан, кораблик и другие (слайд 18). Затем, я стал осваивать модульное оригами (слайд 19). Оказалось, что это не сложно. Мои работы вы можете увидеть на слайде (слайд 20). Техника мокрого складывания у меня не получилась, так как для этого нужна специальная бумага.

На 8 марта я подарил своим одноклассницам бумажные тюльпаны. Одноклассники попросили научить их этому мастерству. Я рассказал ребятам историю японской девочки Садако Сасаки. В 1945 году на Японию американцы сбросили атомную бомбу. Садако оказалась в госпитале. В Японии верили, что если сложить 1000 журавликов, то исполнится любое желание. Девочка очень хотела жить, и стала складывать этих журавликов. Но потом Садако передумала и попросила у священной птицы здоровья для других детей планеты (слайд 21).

Мы с ребятами изготовили японских журавликов. Получилось у всех (слайд 22).

Из литературы я узнал о том, что оригами развивает способности человека. Я провел свое наблюдение. Результаты видны в таблице (слайд 23).

(слайд 24 – вывод ). Из таблицы видно, что за короткое время я делаю больше модулей, то есть увеличивается ловкость рук.

Мои поделки становились более ровными и крепкими, а значит, вырабатывается терпение, внимание, трудолюбие.

Я могу самостоятельно по схеме изготовить поделку, а это влияет на умственное развитие.

Таким образом, цель работы достигнута, гипотеза подтвердилась. Надеюсь, что моя работа позволила по-новому взглянуть на искусство оригами и понять его ценность и важность.

Спасибо за внимание! (слайд 25)

Просмотр содержимого презентации
«Научно-исследовательская работа Оригами»

районный конкурс учебно-исследовательских работ дошкольников и младших школьников «Юный исследователь»

Исследовательская работа ИСКУССТВО ОРИГАМИ

Выполнил: Ларченко Даниил

ученик 4 «Б» класса

МБОУ СОШ пгт. Ярославский

Руководитель: Москаленко Е.В.

2015 г.


  • Что такое оригами?
  • В чем его польза?

  • Узнать об оригами и о том, насколько это искусство полезно для развития человека

ЗАДАЧИ

  • Изучить историю возникновения искусства оригами.
  • Познакомиться с его видами.
  • Обучить одноклассников искусству оригами.
  • Выяснить какую пользу приносит оригами для развития человека.

МЕТОДЫ

  • Исследовательский
  • Практический

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Искусство оригами

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Способы изготовления поделок из бумаги

  • Оригами помогает развивать творческие способности и мыслительные процессы человека.

ИСТОРИЯ

  • Искусство оригами своими корнями уходит к древнему Китаю (105 г. н. э.), где и была открыта бумага.

ИСТОРИЯ

  • Широкое распространение оригами получило в Японии (VII в.)

ИСТОРИЯ

  • Японский мастер Йошизава Акира

ИСТОРИЯ

  • В России оригами занимались император Николай II и русский писатель Лев Толстой

ВИДЫ ОРИГАМИ

Классический вид представляет собой складывание фигур из одного листа бумаги без использования ножниц и клея.


ВИДЫ ОРИГАМИ

Модульное оригами , формируется в одно целое из нескольких десятков модулей


ВИДЫ ОРИГАМИ

Мокрое складывание, которое допускает возможность использования смоченной бумаги для создания плавных линий.


БАЗОВЫЕ ФОРМЫ

Книжка

Треугольник

Двойной треугольник

Двойной квадрат

Дверь

Воздушный змей

Лягушка

Рыба

Птица


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Линия сгиба «долиной»

Линия сгиба «горой»

Перегнуть «горой»

Перегнуть «долиной»

Складка-молния

Совместить отмеченные точки


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

Перевернуть фигуру

Тянуть, тащить

Выгнуть наружу

Вогнуть внутрь

Надуть

Завернуть


ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

  • За работой

  • Классическое оригами

  • За работой

  • Модульное оригами




МОИ НАБЛЮДЕНИЯ

Вид поделки

Количество модулей

журавлик

Затраченное время (час)

журавлик

Качество поделки

отличное

фейерверк

фейерверк 2

отличное

отличное

отличное


  • Оригами развивает мелкую моторику рук.
  • Вырабатывается аккуратность, внимание и усидчивость.
  • Развивается память, мышление, сообразительность.

Пригодина Александра Леонидовна

Цель работы : узнать историю искусства оригами.

Задачи:

1.Подобрать и изучить литературу по этому виду творчества и проанализировать материалы интернет - источников по этой теме.

2.Провести анкетирование одноклассников по теме «Что вы знаете об искусстве оригами?»

3.Познакомиться с историей распространения техники оригами в России, на Каргополье.

4. Провести интервьюирование каргопольских мастеров, работающих в технике оригами.

5. Выполнить работы в технике оригами.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Межрайонная детская исследовательская конференция «Я познаю мир…»

Волшебное искусство оригами

Исследовательская работа

Вельск 2015

11. https://ru.wikipedia.org

Приложение 1

Анкета «Что вы знаете об искусстве оригами?»

Дорогие друзья!

Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:

  1. В какой стране и когда появилось оригами?
  2. Где родина модульного оригами?
  3. В чем разница между простым оригами и модульным?
  4. Назовите известных оригамистов мира?
  5. Назовите известных оригамистов России?

Приложение 2

Фото 1 Фото 2

Бумажный журавлик Модульный куб

Фото 3 Фото 4

Акира Йошидзава Птички пахариты

Фото 5

Воротник XVI – XVII вв.

Фото 6 Фото 7

Роберт Лэнг Бумажные птички из музея Василия Поленова

Фото 8 Фото 9

Сергей Тарасов Макет х рама Василия Блаженного

Фото 10

Макет Минусинского православного Свято-Спасского храма

Фото 11 Фото 12

Татьяна Николаевна Проснякова Галина Тихова

Фото 13

Виктория и Владимир Серовы

Приложение 3

Мои работы

Визитная карточка

МБОУ «Нижнеошминская средняя общеобразовательная школа»

Мамадышского муниципального района

Республики Татарстан.

Научно-исследовательская работа

«Мой след в науке VII»

Тема: Оригами

Секция: творческие работы и научно-техническое моделирование

Работу выполнила: ученица 6 класса

Гильфанова Миляуша М.

Руководитель: Мухаметзянова Гульнар Г.

1. Введение ………………………………………………………………..... 3

2. Истории возникновения оригами…….……………….……....................3

3. Теоретическая часть: изготовление модулей…………….. ………..…..4

4. Практическая часть: изготовление поделок …….……………………...5

5. Заключение………………………………………………………………..10

6. Источники информации………………………………………………....11

7. Приложение (мои работы)…………………………………………….....12

Цель работы: изучить возможности техники модульного оригами для изготовления поделок.

Задачи: 1.Рассмотреть оригами как вид декоративно-прикладного искусства: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения. 2.Изготовить образцы изделий в технике модульного оригами.

Я, Гильфанова Миляуша, очень люблю делать игрушки своими руками. Их у меня много. В этом году я нашла себе новый вид увлечения. Это игрушки… оригами. Модульное оригами.


Маг, что придумал бумагу цветную
Красную, желтую и голубую,
Верил, наверно, что могут ребята
Сделать фигурки из разных квадратов.
Эти фигурки на всем белом свете
Знали лишь только японские дети.

Символом мира стал белый журавлик,
Символом счастья - бумажный кораблик.
Сказочных бабочек, розовых зайцев
Выполнить можно при помощи пальцев.
Я предлагаю попробовать с вами
Выучить технику «оригами».


Каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из листа бумаги - кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».
Оригами - традиционное японское искусство складывания фигурок из бумаги.
Из обыкновенной бумаги японцы могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии бумажные шары - кусудамы, журавлики являются талисманами и приносят счастье. Поэтому их часто дарят и развешивают в качестве украшений во время народных праздников.
Японские маги, путешествуя по Европе, познакомили западный мир с искусством оригами. Они были настоящими мастерам своего дела и за несколько секунд могли сложить из бумаги птицу, насекомое, животное на потеху многочисленным зрителям.
И правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно. А знаете ли вы, что многие известные люди не только восхищались искусством оригами, но и с огромным удовольствием складывали различные бумажные фигурки.
Среди таких людей были известный итальянский художник и изобретатель Леонардо да Винчи, писатель Льюис Кэрролл, автор всемирно известной книги «Алиса в стране Чудес» и другие. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».
Ни для кого не секрет, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания - задолго до них это уже делали китайцы. В силу ряда причин, на Западе искусство бумажного складывания стало известно именно в его японском варианте - оригами. Но, тем не менее, есть специфический стиль складывания, за которым закрепилось название «китайское модульное оригами».

Особенности этой техники: использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой.

Особую популярность модульное оригами обрело в 1993 году, когда в США прибыл корабль с нелегальными китайскими иммигрантами. Бедняги попали в тюрьму и, чтобы скоротать время, они собирали бумажные модели - благо бумагу можно достать даже в тюрьме. И, благодаря этому, мир узнал об этом способе складывания. Сначала бытовало мнение, что это - абсолютно новая техника складывания, которую изобрели сами заключенные. Но позже выяснилось, что такая техника давно популярна в Китае. С тех пор модульное оригами популяризировалось и широко развивалось и сейчас оно представлено тысячами работ.

Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами».

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне - я услышу,

Покажи мне - я запомню,

Дай мне сделать самому -

Я пойму!»

И хочу, представит вам свои творческие работы из бумаги на примере «Зайца». Нам понадобятся треугольники, из которых и собирается это модульное оригами. Заяц получается очень живым, красивым и смотрится невероятно эффектно.

Но перед тем, как приступать к изготовлению объемного оригами зайца, нужно научиться делать треугольные модули оригами.

Как сделать треугольные модули оригами для производства поделок


1. Согни прямоугольник пополам.

2. Согни и разогни, чтобы наметить линию середины. Поверни горкой к себе.

3. Согни края к середине.

4. Переверни.

5. Подними края вверх.

6. Загни уголки, перегибая их через большой треугольник.

7. Разогни.

8. Снова сложи маленькие треугольнички по намеченным линиям и подними края вверх.

9. Согни пополам.

10. Получившийся модуль имеет два уголка и два кармашка.


Всего для зайчика потребуется 522 треугольных модуля. Можно взять только белые модули (лучше всего подходит офисная бумага) или сделать 402 белых и 120 цветных модуля. Свитер для зайчика можно сделать одного цвета или в полосочку. Всего пять рядов (пять полосок), в каждом ряду по 24 модуля. Для этой модели взяли 48 голубых, 48 жёлтых и 24 синих модулей. Возьмем 48 белых модулей для того, чтобы собрать первые два ряда. Расположим три модуля так, как показано на рисунке, в ставим уголки первых двух модулей в кармашки третьего.

Возьмем ещё два модуля и присоедини их к первым таким же способом. Соберем все модули в цепочку. Последним модулем замкнем кольцо. Получилось два ряда по 24 модуля в каждом.

Выполним третий ряд, надевая модули в шахматном порядке.

Аккуратно вывернем круг, превращая его в подобие чаши. Первый ряд при этом становится подставкой и сбоку его, практически, не видно. Возьмем 24 голубых модуля и выполняем четвёртый ряд. Обратим внимание на то, что голубые модули нужно укреплять немного выше, слегка отодвигая нижний конец. Тогда свиторок будет немного отходить от туловища.

Выполним весь четвёртый ряд и выровняем модули.

Точно так же выполним ещё четыре ряда.

Возьмем 24 белых модуля и надеваем их на голубые, развернув короткой стороной наружу, а длинной внутрь.

Этот ряд должен получиться уже предыдущих за счёт того, что белые модули развёрнуты другой стороной и размещаются на концах голубых.

Следующий ряд необходимо увеличить на 6 модулей. Для этого на каждый четвёртый модуль надеваем не один, а два модуля. Модули развёрнуты длинной стороной наружу.

Внимание! Первые два ряда головы имеют достаточно неустойчивое соединение. Следующие ряды закрепят всю конструкцию, но эти два ряда нужно собирать внимательно и аккуратно.

Теперь в каждом ряду будет по 30 модулей. Продолжаем собирать ряд за рядом. Всего голова состоит из восьми рядов (один из 24 модулей, другие из 30).

В последнем ряду сведем все модули вместе, придавая голове округлую форму.

Для ушка возьмем 6 модулей и укрепим их так же, как в первом ряду головы.

Во втором ряду наденем 5 модулей, в третьем — снова 6. Причём, крайние модули будут надеваться на крайние уголки первого и второго рядов. Выполним таким образом 7 рядов. В восьмом ряду необходимо сделать сужение. Два крайних модуля надеваем сразу на три крайних конца предыдущего ряда. В восьмом ряду окажется 5 модулей. В девятом наденем только 4 модуля, причём, два средних поставим выше других.


Пропустим один модуль, т. е. оставь свободными 4 уголка, и выполним точно так же второе ушко.

Нарисуем , вырежем и приклеем детали: глазки, мордочку, ручки, воротник. Ручки вырежим из прямоугольников плотной бумаги размером 2х3 см. Закруглим прямоугольники с одной стороны, а с другой приклеем полоски бумаги такого же цвета, как и одежда. Ручки можно просто вставить между модулями или подклеить. Прямоугольник 4х8 см можно надрезать бахромой, завить её и сделать зайчику чёлочку. Вот и все. Зайчик получился очень забавным и ярким.

Заключение

Вот эти игрушки стали моими друзьями. Сейчас я начала собирать кораблик. Попробуйте и Вы. Очень увлекательно и интересно. Как сказал великий Леонардо да Винчи«Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».Складывание фигурок из треугольных модулей оригами - занятие настолько увлекательное и приятное, что усвоив одну модель, сразу хочется попробовать что-то ещё, узнать новые возможности. Выполнив несколько объемных поделок (см. Приложение1, 2,3,4.5), я смог без схемы собрать корзинку для цветов (см. Приложение 6) . И не всегда всё сразу получается…. А начав новую поделку, хочется быстрее её завершить и увидеть результат. И я хочу сказать огромное спасибо маме, папе, сестрам за то, что они помогают мне создавать эти поделки. Ведь для них нужно много модулей и бумаги. Например, для двух зайчиков потребовалось более тысячи модульных треугольников, а бумаги ушло около 65 листов формата А4. Несколько вечеров мы всей семьёй делаем модули для поделки, а затем наступает самое интересное, самое загадочное - «бумага оживает»! Попробуйте и Вы. Как сказал великий Леонардо да Винчи: « Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала её не познать».

Экономическая оценка

Расчет себестоимости вазы.

4.yourorigami .info /2008/01/28/statya -posvyashhennaya -origami .html

5. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами.

Мои работы

1.Сова 2. Снеговик 3.Лунаход

4. Лебединое озеро 5. Кошка с котенком

6. Снеговик с подарками 7. Я и мои работы.