Если ребенок не говорит в 1 год. Почему малыш в год не говорит

Вашему ребенку исполнился 1 год. У других дети разговаривают, а Ваш малыш молчит. Если повод волноваться? Нарушение речи сегодня встречается очень часто. У многих детей задержка речи до 4 лет. А после очень быстро развивается речь. Почему ребенок не говорит в 1 год? Существует несколько факторов и об этом следующая информация.

Нарушение речи из-за физиологических особенностей – это основная причина. Ребенка надо обследовать и выявить, какие внутренние органы больны. Из-за заболевания этих органов происходит торможение памяти, внимания и речи.

Недостатой к малышу, тоже может стать торможение и отсутствие речи. Ребенок должен постоянно получать общение. Это ему поможет приобрести новый опыт в жизни. Родителям надо следить за развитием своего ребенка и развивать его способности.

Отсутствие контакта со сверстниками , несомненно, влияет на отставание в развитии речи. Ребенок должен иметь общение со сверстниками. Он уже будет анализировать, что дети, которые его окружают — делают. Если он этого еще не умеет, то будет копировать детей и подражать им. Общаясь с детьми нормального поведения, Ваш малыш как губка, скопирует модель поведения и сам будет себя так вести. Поэтому выбирая компанию для его общения, обратите внимание — какие дети по характеру. Если есть агрессивные: топающие ногами, визжащие, с отклонениями психики – не желательно, чтобы Ваш ребенок находился с ними рядом. Завтра он тоже будет топать ногами, и кататься по полу с истерикой.

Испуг , который перенес ребенок, также может способствовать задержке речи. Испуг может вызвать: укус собаки, увиденный пожар, присутствие при драке, авария. Не ссорьтесь, в присутствии ребенка – это может повлиять на его психику, и он не будет разговаривать. Если Вы его несправедливо наказываете – эффект тот же.

Что необходимо предпринять родителям, у которых не говорит ребенок в 1 год?

Первое. Показать ребенка педиатру и пройти обследование. Если нет отставания в умственном развитии и физиологических заболеваний, то можно самим справиться с этой проблемой.

Второе. Ребенок в возрасте одного года очень активен. Он стремится познать мир, ему все интересно, все надо потрогать и пощупать. Если Ваш ребенок часами сидит и ни на что не реагирует, то на это надо обратить внимание. Ребенок начинает познавать мир через игрушки, и если их ему не хватает, также возникает отсутствие речи, он отстает в развитии.

Третье. Нужен постоянный контакт с ребенком. Ваше общение с ним должно происходить в форме похвалы, ласки, играйте с ним. Не наказывайте, когда он балуется. Этим он хочет обратить внимание на себя и вызвать Вас на общение с ним. Больше с ним разговаривайте, чтобы ребенок стал понимать, что для того чтобы его услышали – он должен сказать необходимое слово.

Четвертое. У ребенка должны быть книги, различные конструкторы, с помощью которых он будет развиваться. Дети любят рисовать. Чем раньше Вы дадите ребенку в руки карандаш, тем лучше у него будет подчерк. Раскрашивая картинки, он изучит цветовую гамму. Будет знать, что небо –синее, облака белые, трава – зеленая, а солнце – желтое. Меньше ребенка оставлять у телевизора. Современные мультфильмы про вампиров и бетманов, воздействуют на психику негативно. И ребенок на всю жизнь сможет замолчать. Советские мультфильмы, которые с доброй тематикой, иногда можно показывать ребенку. И учить повторять, что говорят птички, или ослик. Так ребенок быстрее заговорит.

И последнее. Ваш ребенок обязательно должен общаться со сверстниками. В компании детей он быстрее заговорит.

Ребенок в год не говорит: как учить ребенка говорить?

Что делать, если ребенок в год не говорит? Когда дети начинают говорить? Когда ребенок начинает говорить «мама», «папа» и другие первые слова? Почему ребенок плохо говорит? Какие игры с малышом пробудят спящую в нем способность к активной речи? Я постараюсь ответить в этой статье на эти вопросы.

Если в год ребенок не говорит: что важно знать

Классические нормы нервно- психического развития в раннем детстве

Согласно принятой ранее в нашей стране показателям нервно-психического развития детей первого года жизни, разработанным Н.М. Щеловановым, ребенок:

  • К 10 месяцам – в перекличке с мамой радуется и, подражая, повторяет за ней разные звуки и слоги. Например, «ди-ди», «та-та-та», «да-да», «ти-ти-ти».
  • К 11 месяцам – произносит первые слова типа «ав-ав», «мама», «баба».
  • К 12 месяцам ребенок начинает говорить несколько простых слов – «мама», «тетя», «Катя», «Маня», «папа», «бух», «деда», «биби», «бай-бай», «ия» (Ира), «де» (где) и т.п. (в пределах 10 слов). У каждого ребенка этот набор слов индивидуален. Кто-то говорит «баба», но не говорит «мама». Кто-то прекрасно называет всех родственников, но не говорит «где», «бух», «тик-так» и другие слова. Т.е. перечень слов, которые говорит ребенок в год, может быть любым, но количество их примерно 10-12.

В год каждое слово ребенка имеет много значений. Так, например, «кисой» он может назвать не только кошку игрушечную или живую, но и пушистый воротник маминой шубы, цыпленка, вату, мамины мягкие волосы, пушистый плед и т.д. Это тоже нормально для речевого развития малыша, ведь каждое слово проходит ряд стадий:

  • от стадии первого называния («киса» – это всё пушистое на ощупь)
  • до выделения основных признаков предмета (тогда уже «кисой» будут называться только кошки, причем любые – и черные, и белые, и большие, и маленькие, и живые, и игрушечные, и на картинке, и в мультике)
  • и заканчивая развитием логического мышления («киса» — так называют кошек – это животные, причем домашние животные. Такое обобщение происходит гораздо позже в конце дошкольного возраста).

Показатели нервно-психического развития ребенка, приведенные выше, существуют уже не одно десятилетие. Однако в последнее время всё больше и больше детишек «не успевают» заговорить и сказать первые лепетные слова в положенные по норме 12 месяцев. И даже стоит вопрос об изменении возрастных норм в сторону их «американизации», считая нормальным отсутствие речи даже у 2,5 летнего ребенка. А вот в три года отсутствие речи уже рассматривается как тревожный знак.

С чем связано, что ребенок в год (два года) не говорит? Стоит ли волноваться? Что нужно знать каждой маме

Первое. Существуют очень большие индивидуальные отличия в речевом развитии малышей.

И многие заговорившие позже дети не только догоняют, но и обгоняют потом своих сверстников. Многое зависит от условий, в которых растет малыш. И эти условия организуют для него взрослые. И именно эти условия либо стимулируют, либо тормозят появление речи у ребенка – об этом подробнее можно прочитать в cтатье А значит, в большинстве случаев можно изменить условия, и проблема разрешится. Ведь в подавляющем большинстве случаев проблема никак не связана с нарушением здоровья ребенка (за мою практику- я работаю с обычными детьми — я видела только одного не говорящего ребенка с серьезной медицинской причиной отсутствия речи из всех молчащих деток). И не надо пичкать малыша лекарствами в годик, чтобы он побыстрее заговорил!

Второе. Я связываю позднее появление речи у современных детей с тем, что во многих семьях исчезла культура пестования младенца, т.е. речевых игр с ним, которые веками проводили с малышами наши бабушки и прабабушки. Очень часто в семье просто не разговаривают с малышом, считая, что «вот когда он заговорит — тогда и я с ним буду разговаривать», а это в корне не верное! Кроме того, в семьях нет народных игр — ритмичных, музыкальных, сочетающих речь и движение, а пестушки и потешки считаются теперь устаревшими. Но ведь именно эти народные речевые игры были построены так, что не заговорить в них практически невозможно (см. подробнее об этом — ). Описание этих простых, но очень эффективных речевых игр я продолжу сегодня.

Третье. Что важно сделать, если Ваш малыш — молчун? Внимательно понаблюдайте за малышом:

  1. Понимает ли он обращенную к нему речь?
  2. С интересом Вас слушает?
  3. Узнает ли названия знакомых предметов (спросите малыша: «где киса / ляля / часики тик-так и т.д.» и посмотрите, выберет ли он их из других предметов)?
  4. Узнает ли он знакомых взрослых: «Где баба? Где деда? Где Вова?».
  5. Выполняет ли он Ваши простейшие словесные поручения, например, принеси ботиночки, дай, возьми, сядь и т.д. (в возрасте от года до полутора)?

Если он всё это прекрасно выполняет, значит у него просто запас пассивной речи (т.е. понимаемой) пока превышает развитие активной речи (т.е. произносимой), и возникнет момент, когда ребенок «вдруг» заговорит. Но насколько рано или поздно это случится, будет зависеть исключительно от взрослых, которые либо не обращают внимание на отсутствие речи, либо просто не знают как помочь малышу (и поэтому не могут помочь), либо помогают ребенку и стимулируют появление у него первых слов.

Четвертое. Нужно знать, что абсолютно бесполезно стимулировать появление речи, принуждая малыша заговорить: «скажи мама, скажи – часы, скажи – вилка» и т.д . Минус этого метода в том, что хотя ребенок может быть и начнет повторять это слово, но вот беда – он не будет его использовать в жизни. Ведь для ребенка слово всегда связано с предметом («ляля». «тик-так», «гага», «ав-ав», «тяпа» — тапочки и т.д.) или действием («бух», «дай», «на», «иди-иди», «куку» и т.д.) А простое повторение звуков этой связи не даёт. А вот народные речевые пестушки и песенки как раз и настроены на связь слов с действием и потому легко воспринимаются детьми, и в них он легко начинает повторять сочетания звуков и слова.

Пятое. В последнее время в печати появились статьи о том, что появление речи связано исключительно с развитием мозга, и потому заниматься с малышом речевыми играми бесполезно.

Что на это можно возразить:

1) Веками у абсолютно всех народов мира складывалась культура пестования младенцев с речевыми попевками, приговорками, песенками, играми. Взрослые интуитивно находили те способы, которые развивают ребенка, подстраиваясь под его потребности. И тогда таких проблем с речью, которые наблюдаются у многих современных детей, просто не было!!! А сейчас, когда речевых игр не стало, проблемы с речью есть, и количество проблем только увеличивается! И это при том, что сейчас в магазинах — обилие развивающих игрушек, книжек, картинок для малышей, которых раньше просто не было!!!

2) Все специалисты категорически не согласны с отрицанием росли общения с мамой в развитии речи детей. Это утверждение также опровергнуто множеством научных экспериментов. Речь, действительно, очень тесно связана с функционированием головного мозга. Но развивается она только в общении.

Вспомним печальные истории детей-маугли, которые так и не заговорили, т.к. воспитывались животными. А ведь если придерживаться теории о созревании мозга, то мозг у них по природе должен был созреть и они должны были заговорить.

Также известно, как часто встречаются задержки в развитии речи у малышей из домов ребенка, которые не имели полноценного общения со взрослым.

Приведу пример очень жестокого эксперимента, проведенного за рубежом с детьми много лет назад. Была тогда такая точка зрения, что существует некий «метаязык», который является основой всех других языков. И если с ребенком «насильно не разговаривать, принуждая заговорить на родном языке», то он начнет говорить на этом «метаязыке». Для проверки этой точки зрения детей разных национальностей, не имевших родителей, собрали в одном доме. Все обязанности по их обслуживанию, уходу, питанию выполняли глухонемые. С говорящими взрослыми они не общались. Что же получилось? Все эти дети вообще не заговорили ни на каком языке и отставали очень сильно в развитии от сверстников. А ведь если бы всё дело было только в созревании мозга, они должны были заговорить!

Игрушки не должны заслонить то общение с мамой и другими близкими людьми, которое веками вело к благополучию малыша и его нормальному речевому развитию. Игрушка призвана обогатить содержание общения мамы с малышом, но не заменить его!!!

Психологи называют речь зеркалом развития ребенка, т.к. именно в речи отражается его благополучие или неблагополучие. И сейчас в 21 веке это «зеркало» показывает нам всё более ухудшающуюся ситуацию.

Создание развивающей речевой среды дома

Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост — создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

  1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
  2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
  3. Рассматривайте с ребенком картинки. Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
  4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
  5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.
  6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

Маме на заметку

  • Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.
  • Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:
    «где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».
  • Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.
  • Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.
  • Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.
  • Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом – вот что в первую очередь нужно ребенку чтобы заговорить!

Речевые игры для годовалых детей

Речевая игра 1. «Каша»

Ритмично приговаривайте, проводя Вашим пальчиком по кругу по ладошке малыша:

«Ту-ту-тууууу,
Ту-ту-туууууу.
Не вари кашу кру – туууууу!
Вари мяаааагонькую!
Вари слаааааденькую!»

  • Можно водить пальчиком малыша по кругу по своей ладошке. Эта песенка побуждает ребенка подговаривать слог «ту» в ритм песенке. Но подговаривание слога «ту» произойдет не сразу, а только после многократного повторения песенки, когда она станет узнаваемой малышом.
  • Песенку удобно петь во время завтрака, помешивая кашу. Можно «варить куклам кашу», и мешать игрушечной ложкой в игрушечной кастрюле (если у Вас ребенку уже 2 года, ему это тоже будет интересно). Во время пения песенки хорошо будет, если малыш может видеть лицо мамы и вытянутые в трубочку ее губы «туууу-туууу-туууу».

Речевая игра 2. «Большие ноги – маленькие ножки»

Делаем вместе с ребенком большие шаги и говорим или подпеваем низким голосом, медленно

«Большие ноги шли по дороге – топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ». А теперь семеним и говорим тонким высоким голосом и быстро: «Маленькие ножки бежали по дорожке: топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ, топ-топ-топ».

Игра побуждает ребенка повторять простые слоги и слова.

Советы по проведению игры:

Игра 3. Семья

Загибайте пальчики ребенка на каждую строчку, начиная с большого пальца:

Этот пальчик – деееедушка (тянем ееее).
Этот пальчик – баааабушка,
Этот пальчик – пааааапа,
Этот пальчик- мааааама,
А вот это наша Катенька (называем имя ребенка и загибаем мизинчик)
Есть другой вариант окончания песенки: «Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!»

Какая мама не пристает к ребенку со словами: «Ну, скажи МА-МА!» Без сомнения, нам хочется, чтобы наши дети поскорее заговорили, поскорее пошли, научились самостоятельно кушать… мы торопим время, желая увидеть успехи и достижения своего чада, хотя каждый день и так полон свершений. А еще мы склонны сравнивать своих детей с их ровесниками на площадке. Однако стоит ли зацикливаться, что ваш малыш в чем-то «отстает» от сверстников?

В этой статье мы обсудим ситуацию, когда ребенок в год не говорит. Вообще понятие «не говорит» достаточно размытое. Речь идет о полном молчании или о недостаточном наборе слов, а может об отсутствии целых предложений? Давайте узнаем, как развивается речь годовалого малыша, что этому способствует, и выясним, стоит ли бить тревогу.

Этапы развития речи

Хотя речевое развитие индивидуально, существуют определенные нормы, служащие ориентиром для педиатров, что формирование речи проходит успешно. И если первые 2 месяца младенец умеет лишь кричать с различными интонациями так, что мама понимает, чего он хочет, а к третьему месяцу появляется гуление, агуканье (именно его мы называем детским лепетом), то к полугодию ребенок делает большой прорыв: он учится издавать звуки. Обычно это простые сочетания, типа «ба», «бу», «ма», «ка», со временем переходящие в своеобразную песенку «ба-ба-ба-ба, та-та-та-та» и т. п.

В 8 месяцев ребенок очень хорошо откликается на свое имя и готов «общаться» с родителями на своем языке. И хотя пока его слова состоят из однообразных простейших звуков, пассивный словарный запас пополняется с каждым днем. Малыш улавливает связь между названием предмета и его предназначением.

Первые осознанные слова появляются, как правило, к 11 месяцу. Они просты и означают самое дорогое, самое необходимое для малыша. Он учится говорить «мама, папа, дай, на, баба». К году словарный запас составляет около 10 слов «первой необходимости», включая звукоподражания типа «би-би», «мяу», «гав-гав».

Родители с нетерпением ждут от крохи первых слов

Факторы, играющие роль в формировании речи

На развитие речевых навыков влияет множество факторов. Все они в той или иной степени могут оказывать влияние на то, когда карапуз начнет говорить.

  • Правильное физиологическое развитие. Это один из самых важных критериев для формирования навыков речи. Так, если у ребенка проблемы со слухом, он не может адекватно оценивать услышанную речь, а значит, не сможет ее воспроизвести. Зрительные нарушения также негативно сказываются на развитии, ведь малыш внимательно наблюдает за артикуляцией взрослых, как двигаются их губы при произношении слов. Наконец, группа неврологических нарушений, способствующая отставанию в психическом развитии, нередко приводит к задержкам речи.
  • Генетика. Наследственный фактор немаловажен. Если один из родителей долгое время был молчуном, вполне возможно, что его дети тоже поздно заговорят.
  • Половая принадлежность. Считается, что девочки учатся разговаривать быстрее мальчиков, у них более богатый словарный запас, однако они долгое время используют лишь слова, обозначающие предметы. Мальчики же, отмолчавшись, начинают говорить предложениями, используя глаголы, местоимения и т. д.
  • Личные интеллектуальные способности. Надо признать, что умственные способности малыша зависят не только от заложенных в него склонностей, но в большей степени от того, насколько в нем развивают желание познавать что-то новое. Если в семье спокойная атмосфера, с ребенком помногу общаются, то у него будет тяга к новым открытиям. Итак, внимание родителей влияет в какой-то степени на интеллект их чада.
  • Правильная мотивация. Зачем напрягаться и учиться говорить, если родители по первому писку дают все, что нужно, безошибочно угадывая желания? Правильно, не зачем. Поэтому малыш может просто лениться говорить. Так что, если в 9 месяцев нормально подавать ребенку желаемый предмет или кормить тем, на что он показывает, то к полутора годам нужно настойчиво предлагать ему обликать желаемое в словесную форму.
  • Общительное окружение. Современные технологии предлагают родителям многочисленные гаджеты типа радионянь, телефонов с записанными сказками, мобилей, качелей с различными голосовыми функциями, не говоря уже о компьютерах, планшетах и т. п. Однако ничто не заменит живого общения с родителями, через которое передаются эмоции, духовная связь, где малыш может наблюдать за мимикой и жестами и получать ответы на вопросы, волнующие его сейчас. Просто слушая запрограммированную речь, нельзя удовлетворить потребностей малыша.
  • Медвежьи услуги пустышки. Было замечено, что пустышка никак не стимулирует быстрейшее речевое развитие, а даже тормозит его. Ребенок с пустышкой во рту испытывает эмоциональное удовлетворение и часто «уходит в себя». Более того, соска после 2-х лет способствует формированию неправильного прикуса, что также негативно сказывается на произношении шипящих и свистящих звуков.
  • Слишком много информации. Стремление воспитать гения может сыграть злую шутку. Если ребенок не овладел еще элементарными навыками общения, а его водят на всевозможные секции, занимаются с ним изучением иностранных языков, учат азбуке и счету, у крохи возникает перегруз. Вначале ему нужно представить мир на понятном ему языке, где даже сложные вещи будут звучать просто и где кроха будет исследовать не абстрактные, ничего не значащие в данный момент цифры, а предметы, которые его окружают каждый день: вещи в доме, детская площадка, его собственное тело, растения и деревья, еда и т. п.
  • Малыш из двойни. Двойняшки - особые детки. Им не скучно вдвоем, и они могут часами разговаривать друг с другом на своем языке, поэтому потребность переходить к нормальной речи у них появляется позже.
  • Стрессовый фактор. Крики, ссоры, насилие в семье, переезд, долгое отлучение от родителей - все это может негативно отразиться на психике малыша. В итоге ребенок становится замкнутым, плохо спит, капризничает. Поэтому важно, чтобы подрастающее поколение росло в спокойной обстановке.

Почему малыш молчит?

Итак, развитие речи никогда не рассматривается профессионалами отдельно от иных показателей формирования. Если ребенок в год реагирует на разговор близких (поворачивает голову в сторону говорящего, кивает утвердительно или отрицательно на вопрос, отзывается на свое имя), лепечет на своем языке (пусть не совсем похожем на нашу речь), берет пальчиками мелкие предметы и в игре повторяет простые действия (кормит куклу, гладит мишку, катает машинку) - скорее всего, речь немного запаздывает, но это не страшно.

Когда нужно беспокоиться? Если были замечены какие-либо отклонения или родители просто переживают, что их чадо мало говорит (а может, и совсем молчит), было бы правильно показать кроху педиатру и неврологу, а также исключить зрительные и слуховые нарушения. К дефектологу и логопеду обычно обращаются не раньше чем в 2 года.

Как понять, что у ребенка проблемы со слухом

Понаблюдайте, как ребенок реагирует на звуки бытовых приборов, человеческие голоса, шум на улице. Поворачивается ли он к вам, когда вы зовете его, стоя у него за спиной. Если были замечены хоть малейшие отклонения, запишитесь на прием к сурдологу. Сегодня слух можно обследовать даже у новорожденных, ведь существуют специально разработанные аудиограммы для разных возрастов. Помните, что даже незначительное снижение слуха может плохо сказаться на речевых способностях ребенка.


Существуют разные способы проверить слух. Один из них - сделать аудиограмму

Как «разговорить» кроху

Все же многое для развития речи могут сделать сами родители. Что им в этом поможет?

Все время говорите

Общение - социальный навык. Поэтому чем больше вы будете говорить со своим чадом, тем большая вероятность, что он быстрее освоит язык. Не спеша проговаривайте все действия, особенно бытовые, повторяющиеся изо дня в день. Например, идя утром умываться, можно сказать следующее: «Пойдем сейчас умываться, умоем личико, чтобы оно было чистеньким. Давай откроем водичку, поворачивай краник, вот так...водичка прохладная, умоем Ванечке глазки, носик, ротик, вытрем лицо полотенцем...Молодец. Теперь пойдем кушать».

Важно устанавливать связь между словами и говорить о качествах предметов. Например, чай горячий, пахнет; травка мягкая, зеленая; молочко белое, вкусное и т. д. Очень хорошо, если карапуз, изучая предметы, может их потрогать. Так, когда ему показывают дерево, и при этом он дотрагивается до его коры, то получает больше информации о его структуре. Простым языком рассказывайте крохе, как прошел ваш день, вспоминая события, которыми он был наполнен.


Отвечайте на вопросы крохи, пусть даже они пока звучат не в форме слов

Не сюсюкайтесь

Специалисты по развитию речи утверждают, что сюсюканье мешает ребенку правильно повторять сказанное. Поэтому родители, являющиеся эталоном для подражания в речи, должны произносить слова правильно, не шипилявя и не искажая их.

Однако не стоит путать сюсюканье с так называемым языком нянь. Речь идет о звукоподражательных словах, когда пока еще «сложные» слова заменяются на простые слоги, к примеру, упал - бух, пойдем кушать - ам-ам, кошка - кися, машинка - биби.

Любимая буква «Ы»

Иногда можно услашыть от мамы: «Мой научился ыкать, ходит и на все предметы тыкает пальцем». Хотя некоторых бесконечное «ы» может раздражать, на самом деле это скачок в развитии. «Ы» ‒ это интерес к окружающему миру, жадный вопрос «Что это?». Ни в коем случае не ругайте кроху за ыканье. Напротив, насколько возможно, подробно объясняйте названия и предназначение предметов, поймав взгляд малыша на них.

Чтение книжек

Красочные, хорошо иллюстрированные книги непременно должны быть в доме. С помощью их чтения создается атмосфера уюта и тепла. Усадив малыша на колени, рассматривайте с ним картинки в книжке, просите ребенка показать, где зайчик, где мишка, что котик кушает, начиная с 8 месяцев он с удовольствием будет участвовать в процессе, указывая пальчиком на главных героев. Зрительное восприятие услышанного помогает задействовать воображение. Деткам нравятся стихи К. Чуковского, С. Маршака, А. Барто.


Дети очень любят, когда им читают

Роль игры и потешек

В форме игры можно не только развивать речь, но и добиться от ребенка желаемого результата. Например, если кроху трудно накормить, читайте во время обеда потешки в стихотворной форме, хотя бы ту же сороку-ворону. Дети с жадностью впитывают рассказываемые взрослыми стишки. Потешки пригодятся и вместо лекарства, когда нужно успокоить плачущего малыша, и в качестве ритуала перед отходом ко сну. Так что родителям было бы неплохо выучить несколько таких стишков.

О развитии мелкой моторики

О том, что развитие речи связано с тренировкой пальчиков, давно уже знают во всем мире. Поэтому пальчиковые игры, направленные на развитие мелкой моторики, необходимы для годовалого малыша. Необязательно покупать дорогие развивающие игрушки, ведь вполне может хватить и подручных средств. Например, дети любят откручивать и закручивать крышки на бутылках и банках (конечно же, в целях безопасности такие «игрушки» должны быть из небьющегося материала), рвать все, что рвется и рассыпать все, что рассыпается.


Креативное развитие мелкой моторики

Играть с крупами - одно удовольствие. Можно смешать в миске фасоль и горох, а затем предложить ребенку рассортировать их. Также детям нравится цеплять разноцветные прищепки на миску или какой-либо другой предмет. Главное, чтобы во время таких игр кто-то из взрослых всегда был рядом и следил за безопасностью. Ведь маленькие непоседы так и норовят засунуть себе что-нибудь в рот или, еще хуже, в нос, или опрокинуть на себя поднос с крупой.

Итак, в большинстве случаев ситуация, когда ребенок в год не говорит или использует совсем мало слов, вполне нормальна. Родителям нужно запастись терпением, а также делать со своей стороны все необходимое для полноценного развития малыша: читать ему книжки, разговаривать, петь песенки, помогать познавать окружающий мир. И совсем скоро ваш молчун превратится в маленького почемучку, так что приготовьтесь отвечать на множество вопросов, поверьте: их у него накопилось достаточно.

Большинство родителей детей, возраст которых приближается к одному году, начинают все внимательнее следить за развитием речи своего малыша. Почему-то ожидается, что, переступив этот рубеж, малыш начнет сразу четко, как по книжке, говорить.

Но вот и год…

Проходит день рождение, но, чаще всего, ничего кардинально не меняется. Ребенок в год не говорит или говорит не так много слов, как бы хотелось родителям.

Естественно, возникают сами собой вопросы:

  • А нормально ли это?
  • Когда ребенок должен заговорить?
  • От чего это зависит, когда ребенок начнет разговаривать?
  • Кому из врачей нужно показать молчуна?
  • Как помочь ребенку заговорить?
  • Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

На эти и не только эти вопросы касательно развития речи малыша вы найдете ответы в этой статье.

Нормальные показатели развития речи детей от 0 до 12 месяцев

Согласно современной отечественной практике? выделяют определенные нормы физического и психомоторного (в том числе речевого) развития, которые контролируют врачи и ориентируют на них родителей.

Приведу в форме таблицы нормальные показатели речевого развития малыша в зависимости от возраста.

Возраст ребенка и характеристика этапа становления речи Что говорит Что понимает
Первые два месяца жизни (период крика). Издает однотипные звуки, но с разной интонацией. Прослеживается смена настроения (может подвизгивать от радости или кричать от недовольства).
3-4 месяца (промежуточный этап развития речи от крика до лепета). Начинает «гулить» и «агукать». Пробует издавать и растягивать звуки «а-а-г-у»,а-у-о». Поворачивается в сторону источника звука, ищет его глазами.
5-6 месяцам (период употребления лепетных звуков). К гласным присоединяются согласные звуки, и они могут повторяться. Сам себе или повторяя за мамой, малыш говорит «ба», «на» «ма», «ка», «па», «бу». Различает интонации взрослых (доброжелательные и сердитые). Узнает свое имя и откликается на него.
7-9 месяцев (активный лепет). Повторяет за взрослыми разнообразные слоги и звуки («o-o-o», «y-y-y», «a-a-a», «ма-ма-ма», «га», «на», «ав», «па-па»). Преобладают лепетные слова. Ребенок вслушивается в обращенную к нему речь. К 9-10 месяцем ясно видно, что малыш понимает значение слов, ищет глазками маму, папу, игрушку, пальчиком указывает на части лица (носик, глазки).
11 месяцев (период первых простых слов). Появляются первые простые слова, произнесенные осознанно («мама», «кака», «дай», «баба», «папа», «мяу», «ав-ав»). Одно и те же слово малыша может иметь много значений. Довольно часто словом «кака» малыш одновременно называет мусор и ворону. При произношении таких слов можно различить разную интонацию малыша в зависимости от ситуации и настроения крохи.
12 месяцев (словарный запас 3-10 простых слов) Малыш использует небольшой набор простых слов. Примеры: «на», «дай», «дам», «баба», «папа», «мама», «бух», «кака», «тетя», «дядя», «ама». Подражает звукам животных. Знает и может показать части тела.

Поясню, чем отличаются лепетные звуки от лепетных слов. Лепет пяти-шестимесячного ребенка представляет собой определенный набор звуков, которые малыш только пробует произносить. «Воркуя» с родителями, малыш повторяет слова, меняет звуки местами. А в 7-8 месяцев ребенок понимает смысл произнесенного лепетного слова. И обозначает ими вполне конкретные предметы. В силу своей неопытности, ребенок может называть одним словом различные схожие, и даже несхожие предметы.

Есть ли поводы для переживаний, когда ребенок не говорит в год?

Если годовалый малыш по-прежнему молчит или говорит мало слов, это, несомненно, беспокоит родителей. Но паниковать не стоит, это не значит, что малыш отстает в развитии. Для каждого малыша сроки, в которые сформируется активная речь, индивидуальны, но можно выделить усредненный срок – от года до полутора лет.

Есть и такие родители, которые послушав мнение знакомых, что совершенно нормально, если ребенок сам заговорит позже, когда пойдет в детский сад, не спешат вмешиваться в процесс.

Решить вопрос, все ли в порядке или стоит проявить беспокойство, поможет врач. В годовалом возрасте отечественное здравоохранение предусматривает комплексный медицинский осмотр малыша узкими специалистами (невролог, окулист, ЛОР-врач, хирург и другие), которые оценят развитие вашего ребенка в целом.

Важно отметить, что любой квалифицированный специалист, будь то педиатр, невролог или логопед, оценивает все показатели физического, нервно-психического и речевого развития ребенка в совокупности, а не каждые отдельно.

Паниковать из-за того, что ребенок в год не говорит, нет оснований, если:

  • малыш активно интересуется всем, что его окружает;
  • исключены факторы риска по задержке речи у ребенка (тяжелые неестественные, оперативные роды матери, патология зрения и слуха у малыша);
  • кроха откликается на свое имя, реагирует на звуки, речь окружающих;
  • во время игры ребенок понимает и выполняет простые команды, подражает действиям родителей;
  • кроха произносит разные лепетные звуки и слова, даже если они вам кажутся неполноценными;
  • у ребенка нормально развита и крупная (все двигательные навыки) и мелкая моторика (малыш может взять предмет «пинцетным» захватом).

От чего зависит своевременное развитие речи ребенка?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все очень индивидуально.

На речевое развитие малыша оказывают влияние физиологические и социальные факторы. Первая группа факторов, как правило, не поддается корректировкe лишь усилиями родителей. Влияние на них может оказать лишь совместная работа медиков и родителей. К ним относятся:

  • Нарушение слуха, которое не позволит крохе правильно понять речь и в дальнейшем воспроизвести звуки.
  • Патология зрения также мешает развитию речи, так как, только наблюдая за артикуляцией взрослых, ребенок научится правильно проговаривать слова.
  • Ребенок, рожденный в результате тяжелых патологических родов и в том числе, кесарево сечение входит в группу риска по задержке развития речи.
  • Причиной речевых нарушений также могут стать заболевания нервной системы, задержка общего физического развития.
  • Немаловажно, какую наследственность имеет ребенок. Если кто-то из родителей малыша долго молчал в детстве, то есть вероятность, что их ребенок заговорит несколько позже общепринятых сроков. Не обязательно будет так, но это возможно. В тоже время это не значит, что бесполезно с ним заниматься, развивать его речь.Очень важно как можно больше уделять внимания таким детям, заниматься, разговаривать с ним. Это обязательно принесет свои плоды, пусть даже в первое время будет пополняться индивидуальный пассивный запас слов ребенка.
  • Половая принадлежность. Принято считать (и это подтверждают данные научных исследований), что формирование активной речи у мальчиков происходит в более поздние сроки, чем у девочек. Существуют также некоторые отличия в процессе развития речи и накапливании словарного запаса у мальчиков и девочек. Девочки, как правило, используют большее количество слов для того, чтобы обозначить предмет. Но при этом фразовая речь у них формируется относительно позднее, чем у мальчиков.

Период, когда дети говорят «на марсианском языке», гораздо более продолжительный у мальчиков, чем у девочек. Еще мальчиков отличает то, что они относительно рано начинают слова, обозначающие движения, действия. То есть, говорить словосочетаниями и предложениями мальчики начинают сравнительно рано, часто обгоняя в этом сверстниц-девочек.

Но списывать «неразговорчивость» ребенка лишь на его пол не стоит.

Это что касается физиологии. Но десятилетиями человечество накапливало знания и пришло к выводу, что на формирование речи малыша влияют многие другие факторы, никак не связанные с физиологией.

И тут все зависит от отношения родителей к воспитанию своих детей. То есть, своевременное развитие речи напрямую зависит от заинтересованности взрослых помочь своему малышу приобрести этот и многие другие навыки.

  • Злоупотребление пустышкой . Если рот ребенка часто занят пустышкой, его общение постепенно сводится к мычанию и указательным жестам. Также длительное использование пустышки (больше 1,5 лет) приводит к нарушению прикуса у ребенка. Последствия родители увидят гораздо позже, когда появляются дефекты речи. Нужно стараться использовать пустышку минимально (допустим, только на сон) и обязательно нужно отказаться от нее к полутора годам.
  • Общение важно для развития речи. Будьте всегда рядом со своим ребенком, помогайте и побуждайте его совершать новые открытия. Интеллект и способности ребенка в большей степени зависят от количества времени и внимания, уделенного малышу взрослыми, чем от физиологических причин и наследственности. Дело даже не в специальных пособиях по воспитанию маленького гения и игрушках для «раннего развития», а в полноценном общении, вере и стремлении поддержать своего ребенка.
  • Мотивируйте ребенка. Часто сталкиваюсь на практике, когда родители переживают, что малыш не желает говорить, а объясняется с ними жестами и мычанием. При более тесном знакомстве с семьей замечаю, что малыш по одному лишь движению руки или по нечленораздельному звуку в виде мычания сразу получает желаемое. А родители этого почему-то не замечают и не понимают. А ведь стоит подумать: захочет ли ребенок напрягаться и называть предметы словами, если он и так получает, что хочет. В крайнем случае, еще можно зареветь, если одного жеста или звука не хватает.Одинаково важно для ребенка не только иметь в окружении любящих и заботливых людей, но и ощущать правильное отношение взрослых к еще пока маленькому, но человеку. Гиперопека в детстве негативно повлияет на личностные качества ребенка, и на протяжении всей жизни будет приносить свои плоды. Если в возрасте 8-12 месяцев указательные жесты вполне имеют право на существование, но к полутора годам стоит стимулировать ребенка к обозначению того, что ему нужно, словами.
  • Будьте осторожны с гаджетами! Формирование речи происходит только при постоянном взаимодействии малыша с взрослым. При этом в разговоре важно жестикулировать, менять интонации, эмоциями и мимикой дополнять рассказ.Однако в современном мире все более привычным становится использование игрушек и гаджетов в процессе воспитания ребенка, позволяющих родителям отвлекаться на свои дела, оставив малыша одного.Вот с этим будьте осторожны! Поверьте, никакие телевизоры, планшеты или супернавороченные игрушки не заменят мамин голос, не передадут живые человеческие эмоции и не восполнят недостаток живого общения.Не призываю отбирать гаджеты у ребенка (они детям нравятся, этого нельзя отрицать). Просто сделайте так, чтобы с вами было интереснее.
  • Загруженность занятиями. Встретила недавно на интернет-пространстве информацию об организации проекта «Ребенок – гений», и стало страшно. Не знаю точно, из какого по возрасту ребенка собираются делать гения.Если это маленькие дети, о которых речь идет в этой статье, то это прямой путь нарушить психическое развитие ребенка. Безусловно, в каждом ребенке заложен огромный потенциал. Рассмотреть и развить его – важнейшая задача. Но делать это нужно умеючи, очень и очень осторожно.Если малыша, который толком еще не говорит, пытаются научить одновременно буквам, цифрам и иностранному языку, результаты обучения и влияние его на психику ребенка будут не такими, как бы хотелось «заботливым» родителям.
  • Испуг, переживания и стресс может отрицательно повлиять на развитие речи малыша. Повлиять на психику ребенка могут выяснения отношений или развод родителей, пьяный родитель, смена места жительства, ранний выход матери на работу и, соответственно, детство с няней, несправедливое наказание. Выражаться это может не только беспокойным поведением, лабильной психикой и плохим сном, но и стать причиной замкнутости ребенка, а вместе с этим упорным нежеланием говорить.

Как помочь ребенку начать говорить?

Сначала нужно проанализировать причины.

Для того, чтобы исключить физиологические причины нарушения речи, проконсультируйтесь с педиатром и психоневрологом. Если проблемы существует, только специалист может посоветовать вам, как лечить ребенка.

Если врачебное заключение гласит, что ребенок здоров, то до двух-трех лет возраста главное, что вы должны обеспечить, – постоянное общение с ребенком. Развлекать ребенка мультфильмами не стоит. Они, даже самые развивающие, не полезны для развития речи (не говоря уже о нагрузке на зрение и нервную систему).

Родителям нужно привыкнуть, как бы это ни было сложно, что какое-то время им придется общаться с малышом в одностороннем порядке, не получая от него ответа. Но процесс развития речи длительный и постепенный. Иногда результатов занятий можно достигнуть только через несколько месяцев. Но зато какая это радость услышать первые слова своего ребенка!

В современном мире один из самых важных навыков ребенка – социализация, то есть умение общаться с окружающими. И для правильного и своевременного речевого развития ребенка важно, чтобы рядом были не только папа и мама. Чем большее число людей входит в круг общения ребенка, тем быстрее он заговорит. Особенно важно общение со сверстниками и детьми постарше, которые уже говорят.

Тем не менее, не факт, что, если в семье ребенок рожден не первым, есть старшие дети, а родители разговаривают с ребенком, то он обязательно начнет говорить в срок. Вопрос в том, как именно нужно разговаривать с ребенком.

Быстрый темп разговора старших детей или взрослых друг с другом не позволяет ребенку вычленить отдельные слова, понять их значение, а потом научиться повторять их.

То есть, родители не всегда правильно разговаривают с ребенком. А это ведь несложно. Необходимо лишь следить, чтобы темп речи был не быстрым, постоянно комментировать свои действия, говорить с малышом так, как будто ожидаете его ответa, описывать окружающие явления и предметы и стимулировать к этому ребенка.

Важно во время разговора с ребенком акцентировать внимание на своих губах, говорить медленно, интонационно выделяя простые уже знакомые малышу слова, которые он может потом повторить. Несомненно, очень полезно для речи чтение потешек и стихов, пение детских песенок. Еще раз повторю, что планшет, телевизор аудиозаписи и другие суррогаты речи не способны заменить ребенку общение с родителями.

Важно не кривляться в разговоре, не «сюсюкаться» с малышом. Именно ваше произношение должны быть эталонным для него. Однако в меру все можно (именно в меру!). Употребляя в разговоре простые звукоподражательные слова вперемешку с обычными, вы поможете ребенку скорее заговорить (кушать – ам, упал – бух, машина – би-би, мусор – кака, поровозик – чух-чух).

Какие методики помогут малышу быстрее заговорить?

1. Развитие мелкой моторики.

Вероятно, вы слышали о важности формирования мелкой моторики для умственного и речевого развития детей. Формированием мелкой моторики (скрупулезных движений пальчиками) приводит к стимуляции работы отдела головного мозга, отвечающего за речь. Поэтому так важно выбирать для детей пальчиковые игры и игры, требующие тонкой, скрупулезной работы пальчиков.

Иногда ребенок не сразу дает маме свои ладошки для пальчиковых игр. Тогда мама может решить, что в такие игры рано играть с ее малышом. Но это совсем не так. Просто показывайте, не настаивая, движения игры на своих ладошках. Малыш постепенно привыкнет и проявит интерес к забавным движениям, а в дальнейшем попытается повторить, пусть даже пока и по-своему, неумело.

Для развития мелкой моторики полезно и очень весело с ребенком лепить из пластилина или соленого теста, рисовать специальными пальчиковыми красками, давить пальчиками полимерную глину.

Не стоит давать без присмотра мелкие предметы, чтобы ребенок их не проглотил. Можно использовать для игр палочки для счета, прищепки, мешочки с крупой, специально предусматривающие развитие моторики игрушки – пирамидки, вкладыши, лабиринты, шнуровки.

Знакомьте малыша на прогулке с природой. Щупайте и разглядывайте цветочки, веточки, камешки, играйте в песочнице с ребенком. Все это благоприятствует развитию речи малыша. Позвольте ребенку во время прогулки насобирать камешков, принести домой и поиграть с ними дома.

Когда период пробы всех предметов на зуб у ребенка прошел, начинайте играть с мелкими предметами (пуговицами, фасолью, макаронами). Быть при этом все время рядом обязательно!

2. Чтение книг.

Чтение книг – это очень важный и нужный момент в развитии речи ребенка. Это и игра, и обучение – одним словом, развитие. В первую очередь речевое развитие. Ребенок слушает речь, понимает слова, запоминает, стремиться повторить.

Прививать любовь к чтению книг никогда не рано. Лучше начинать с чтения специальных книг с клеенчатыми страничками для самых маленьких, которые можно попробовать на зуб.))

В случае, если ребенок не проявляет интереса к чтению книг, и вам кажется, что он даже не слушает, стоит просто читать, сидя рядом с ним. Пробуйте заинтересовать его картинками, переключайте внимание крохи на уже понятные ему картинки и предметы, задавайте вопросы – «Что это? Как делает котик? Что кушает собачка? Где носик у зайки?» Поначалу вы сами будете отвечать на свои вопросы. И это нормально, главное, чтобы крохе было интересно.

Медленное чтение вслух (нараспев) создает теплую и доверительную обстановку, обеспечивает ребенку возможность быстрее осваивать свой родной язык, понять новые образы и понятия. Лучше всего ребенком запоминаются и воспринимаются звукоподражания («гав-гав», «мяу»), упрощенные слова (машинка – биби, часики – тик-так).

Дети постепенно привыкают к книжкам, сами просят почитать. Пишу эту статью и улыбаюсь. У моей старшей дочери Валерии в возрасте 1,5-2 года прямо ритуал сложился – почитать книжку перед сном. Она собирала в охапку все книжки, несла к себе на кровать, выбирала одну по настроению и говорила мне: «Читай эту книжку! Только с ся-я-ямого начала!» А к двум годам декламировала наизусть Федорино горе, Мойдодыра, Кошкин дом.

Классические произведения К. Чуковского, А. Барто, С. Маршака написаны давно, но и сегодня идеально подходят для чтения самым маленьким. Выбирать книги нужно с яркими крупными картинками, не перегруженными деталями, в которых малыш без труда узнает уже знакомое ему животное или игрушку.

Существует множество специальных пособий, направленных на развитие речи. Со своими детьми я занималась (с Лерой) и занимаюсь (с Ваней) с «Альбомом по развитию речи для самых маленьких» (С.В. Батяева и Е.В. Савостьянова).

3. Очень полезно для развития речи заниматься артикуляционной гимнастикой.

Самые простые упражнения можно проводить уже с годовалым ребенком. Сначала ребенок с интересом будет наблюдать за вашими действиями, а потом захочет и их повторить.

Покажите малышу несколько упражнений:

  1. Цокающую лошадку.
  2. Оближите губки язычком после вкусной кашки
  3. Широко улыбающуюся лягушку (губы в улыбке растяните как можно шире).
  4. Подуйте с ребенком в дудочку или на перышки (пушинки).
  5. Слона с длинным хоботом (вытяните вперед губы).
  6. Рычащего льва, бегемота, широко открывающего рот.
  7. Кошку, лакающую молоко.

Вы можете придумать сами немало новых незамысловатых упражнений для своего малыша. И они не только поспособствуют развитию хорошей артикуляции ребенка, но и станут веселой и приятной частью общения с ним. Ведь звуки, мимика, жесты для формирования речи не менее важны, чем слова.

Важно понять родителям, что нельзя насильно заставить ребенка говорить. Не надо на него сердиться и настойчиво просить: «Скажи», «Повтори». Дети в таких случаях часто ведут себя «от обратного». Иногда стоит отпустить ситуацию, не прекращая разговаривать, заниматься, играть с ребенком.

Пусть это доставляет вам удовольствие. И вы скоро оцените результаты своих усилий, когда ваш монолог перейдет в диалог!

О том, стоит ли переживать, если ребенок в год не говорит, и как это исправить, вам рассказала практикующий врач-педиатр и дважды мама Елена Борисова-Царенок.

Малыши начинают говорить относительно поздно, когда научились уже не только ходить, но и быстро бегать. А все, что происходит до того, называется доречевым периодом развития. И если каждый из его этапов пройден вовремя, то родителям не о чем беспокоиться. Главное – знать, что характерно для каждой новой ступеньки лестницы, ведущей к освоению речи. Все необходимые данные приведены в таблице ниже.

Почему ребенок не говорит?

Причины нарушения развития речи разделяются на социальные (ведущую роль играет обстановка, в которой развивается малыш) и физиологические (связаны со здоровьем).

К социальным причинам задержки развития речи относится недостаточное внимание к ребенку: он не говорит, потому что ему просто не с кем разговаривать. Окружающая обстановка такова, что речь теряет свою ценность, например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, слышно много посторонних звуков. Ребенок привыкает не вслушиваться в речь, начинает говорить поздно и в основном цитатами из мультфильмов, часто не понимая значения слов. Если мама или папа говорят слишком быстро, то малыш не успевает вычленить отдельные слова и в конце концов перестает пытаться понять взрослого и донести до него свою просьбу. Довольно часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях, кроха просто не знает, на какой язык ориентироваться, осваивает сразу оба, но за больший промежуток времени. А гиперопекающие, сверхвнимательные родители, угадывающие все желания малыша, не формируют у него потребности выражать свои просьбы и эмоции словами, лишая кроху мотивации к освоению речи. Аналогичный результат дают завышенные требования и дидактический стиль. Если члены семьи заставляют малыша переговаривать правильно одни и же слова и фразы, то кроха вообще перестает что-либо произносить.

К физиологическим причинам задержки развития речи относятся:

  1. Нарушения слуха.
  2. Недоразвитие органов артикуляции – губ, языка, лицевых мышц, мягкого неба.
  3. Стресс – испуг, родительские ссоры, крики.
  4. Поражения головного мозга, возникшие из-за внутриутробных и родовых травм, падения, или тяжелые заболевания в раннем возрасте.

Заподозрить физиологическую задержку развития речи следует, если младенец все еще не обращает внимания на звуковые сигналы, не гулит, не улыбается в ответ на обращение мамы, не показывает комплекс оживления (энергичные движения ручками и ножками), а в не проявляет интереса к игрушкам со звуковыми сигналами, а его единственной голосовой реакцией является громкий плач.

Почему так важно своевременное развитие речи?

Если не принимать мер, то по мере роста крохи набор отклонений в развитии речи будет увеличиваться:

  • В 1,5–2 года кроха не сможет произнести своего имени, назвать окружающие предметы, выполнить простую команду, например, помахать рукой, подойти к маме, показать на картинке кошку.
  • В 2,5 года ему не удастся составить предложение из двух слов («мама, дай», «пойдем гулять»). Изменится манера поведения малыша, при общении он постарается использовать неречевые средства коммуникации (мимику, жесты).
  • В 3 года задержка речевого развития у ребенка станет особенно заметна со стороны. Даже тогда, когда родители не обращают внимания на проблему, врачи и знакомые не пропустят ее. Малыш будет говорить на своем языке, непонятном даже для мамы, слишком быстро, глотая части слова или, наоборот, в замедленном темпе. У него появятся трудности с пережевыванием пищи (кроха может подавиться даже маленьким кусочком), а также повышенное слюноотделение. У такого ребенка постоянно открыт рот без явных на то причин (насморк).

Задержка речевого развития: когда идти к врачу?

Чем раньше начать лечение задержки развития речи, тем больше шансов, что ребенок сумеет нормально учиться в школе. Чтобы докопаться до истинной причины проблемы, могут понадобиться исследования мозга (реоэнцефалография, ультрасонография, компьютерная томография, магнитно-ядерный резонанс), которые помогут определить лечащего врача – невропатолога, отоларинголога, окулиста и др. К 2-летним детям подключается дефектолог. С 3-летнего возраста при необходимости присоединяются психоневролог или ортодонт, а с 4–5 лет – еще и логопед. Не исключена и лекарственная, физио- и анималотерапия.

Первый способ предполагает назначение препаратов, активно питающих нейроны головного мозга, а также лекарств, стимулирующих речевые зоны коры. Физиотерапия – массаж, магнитотерапия, электрорефлексотерапия – воздействует на зоны головного мозга с целью улучшения кровоснабжения участков, ответственных за дикцию и память.

Перспективным направлением коррекции речевых навыков считается анималотерапия (от англ. animal – животное): к лечению привлекают братьев наших меньших – лошадей, дельфинов, собак. Особое внимание следует уделить , пальчиковым и подвижным играм, рисованию, лепке, аппликации, специальным речевым играм, развитию зрительного и слухового внимания, увеличению объема пассивного словаря, а также созданию условий для активной коммуникации карапуза со сверстниками. Обычно при устранении причин сбоя и грамотно организованном лечении к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции во многом зависит от усилий родителей.

Чтобы речь ребенка развивалась правильно, родителям нужно:

с 0 до 3 месяцев ласково разговаривать с ребенком, петь ему, в положении стоя, склоняясь, ходить вокруг кроватки, чтобы кроха смог следить за локализацией звуков;

с 3 до 6 месяцев разговаривать с ребенком, вызывая ответные звуки (лепет) и поддерживая радостное состояние, улыбку, смех;

с 6 до 12 месяцев стимулировать лепет, вступая в диалог, когда кроха лепечет, многократно повторять простые слова «мама», «дай», «киса», учить выполнению движений и действий по слову взрослого: «ладушки», «дай ручку», «до свидания», «дай игрушку»;

с 12 до 24 месяцев учить названия блюд (каша, котлетка), посуды, мебели, одежды, животных, птиц, частей тела; развивать понимание связей и отношений между предметами («птичка клюет зернышко»); научить выполнять инструкции из 2-3 действий: «пойди туда-то», «возьми то-то», «принеси мне»);

с 24 до 36 месяцев показывать малышу более сложные предметы, действия, картинки, сопровождая знакомство словесными пояснениями; приучать понимать устную речь без сопровождения наглядными образами, слушать небольшие рассказы и стихотворения; учить говорить предложениями, правильно произносить слова и их окончания; провоцировать высказывания, учить передавать впечатления, называть свойства предметов.

Этапы развития речи детей от 0 до 5 лет

Возраст Голосовые реакции и развитие речи

Радуясь, младенец издает короткие и однотипные звуки, не имеющие никакого значения, но свидетельствующие о хорошем самочувствии.

Начинаются эксперименты с гласными звуками – растягивание «а-а-а», «э-э-э», «о-о-о»; малыш гулит, «воркует».

Звучат рулады гласных звуков: «у-у-а-а-о».

5 месяцев

К гласным присоединяются согласные, «слова» становятся длиннее и разнообразнее.

6 месяцев

Ведет со взрослыми своеобразный диалог, одновременно прислушиваясь к их речи, пытается имитировать слышимые звуки. Понимает смысл услышанного, может на время замолчать, чтобы проверить реакцию взрослого.

7 месяцев

Из потока неразборчивых звуков уже можно выделить отдельные слоги и даже короткие слова.

8 месяцев

Учится произносить звуки, имитируя взрослых, как эхо, не всегда понимает значение.

9 месяцев

Первые облегченные слова («ма-ма»); повторяет слоги с разнообразными модуляциями голоса.

10 месяцев

Вслушивается в речь и подражает ей, появляются новые слоги и слова («на», «ав»). Знает значение слов, ищет глазами маму, игрушку, показывает пальчиком на носик.

11 месяцев

Воспроизводит звуки по своему усмотрению. Количество облегченных слов немного увеличивается. В одни и те же слова ребенок может вкладывать разный смысл, заменяя ими целые предложения.

12 месяцев

Ребенок уже знает около 10 слов и может повторить только что услышанное новое. Понимает более 20 слов. У девочек этот период начинается раньше.

12-18 месяцев

Слова «мама», «папа», «баба», «дядя», «тетя», «ам-ам» (есть). Звукоподражательные слова: «ав-ав» (собака), «тик-так» (часы), «му-му» (корова) и т. д. Все существительные употреб­ляются в именительном падеже в единственном числе.

18-20 месяцев

Пытается связать два слова во фразу («Мама, дай!»), использует исключительно повелительное наклонение глаголов («Иди-иди!», «Дай-дай!»).

20-22 месяца

Появляются формы множественного числа (разница между одним предметом и несколькими очень наглядна).

22-24 месяца

Словарь доходит до 300 слов. Имена существительные составляют приблизительно 63%, глаголы – 23%, другие части речи – 14%. Союзов нет. Период вопросов «что это?».

Появляются грамматические формы – падежи, времена. Сначала родительный, затем дательный, творительный и предложный. Слышны многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения.

Длинные фразы, настоящие монологи. Период вопросов «почему?».