Цели и задачи воспитания детей в условиях современного дошкольного образовательного учреждения и семьи. Цели обучения и воспитания Современные нормативные цели обучения и воспитания

Закон цели воспитания, рассмотренный нами в первой части, действует так же неотвратимо и в системе учебного про­цесса, являющейся подсистемой более значительного - воспи­тательного. Цели общего образования вытекают из уже извест­ных нам целей воспитания и соотносятся с ними как часть с целым.

Российские законы провозглашают образование основой духовного, социального, экономического, культурного разви­тия общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нрав­ственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права, свободы других граждан, Конституцию к законы, способной к взаимопонима­нию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными, со­циальными группами.

Главные задачи общеобразовательной школы:

Удовлетворение национально-культурных потребностей населения, воспитание физически и морально здорового поко­ления;

Обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде­ляемой общественными и производственными потребностями;

Формирование научного миропонимания, политической, экономической, правовой культуры, гуманистических ценно­стей и идеалов, творческого мышления, самостоятельности в пополнении знаний;

Выработка у молодежи осознанной гражданской позиции, человеческого достоинства, стремления к участию в демократи­ческом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Федеральный компонент школьного образования представ­лен обязательным для изучения во всех типах учебных заведе­ний и всеми учащимися предметов, основоположных (резидент­ных) знаний, умений, объем которых не превышает 30-40% от общего объема изучаемых знаний. Школьный компонент обра­зования обеспечивает возможность удовлетворения многооб­разных запросов и потребностей учащихся, обусловленных ре­гиональными, национальными, производственными и личност­ными факторами.

Под содержанием понимается система знаний, умений, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Категория содержания образования всегда требует конкретизации: аб­страктного, оторванного от внутренней сущности системы со­держания не существует. Содержание общего образования составляет основу для всестороннего развития учащихся, фор­мирования их мышления, познавательных интересов и подго­товки к трудовой деятельности. Являясь средством воплощения в жизнь целей обучения (образования), содержание должно от­ражать как текущие, так и перспективные потребности обще­ства, а также отдельных людей. Именно потребности в наи­большей степени направляют формирование содержания и включение его в программы учебных заведений различных ти­пов и уровней, но не только они. Как система зависимая, про­изводная от других систем содержание формируется сложно и противоречиво, ибо несет на себе отпечаток приоритетов сис­тем, причастных к его возникновению. Нужно подчеркнуть в этой связи, что содержание образования всегда было и остается предметом острой идеологической (политической) борьбы - стремление противоборствующих сил распространить свое вли­яние на школу, а через нее и на все общество. Этот фактор но­сит настолько непреходящий характер, что его целесообразно рассматривать как одну из закономерностей формирования со­держания образования. Среди систем, в наибольшей степени обусловливающих формирование содержания обучения, выде­ляются системы: 1) принятых целей; 2) социальных и научных достижений; 3) социальных потребностей; 4) личных потреб­ностей; 5) педагогических возможностей и др.

Система потребностей (социальных и личностных) нераз­рывно связана с рассмотренной выше системой целей. На ны­нешнем этапе построения новой русской школы образование должно стать основой создания нового демократического госу­дарства, культурного и духовного возрождения, эпохальных преобразований во всех сферах человеческой деятельности, становления демократического общества и рыночных отноше­ний, повышения уровня развития отечественной науки и тех­ники до лучших мировых стандартов. Должна быть, наконец, решена проблема: как наилучшим образом согласовать, соеди­нить общественные и личностные интересы, как, не ослабляя ориентации на удовлетворение общественных потребностей, сделать образование личностно значимым, необходимым и привлекательным для каждого человека.

Традиционно большое значение для формирования содер­жания школьного образования имеет система социальных, и науч­ных достижений. Исследования, проведенные в области импли­кации (внедрения) научных достижений в содержание образова­ния, показали, что период времени между появлением но­вого научного открытия или новой социальной идеи и началом их систематического изучения в школе неуклонно сокращается. В настоящее время он уменьшился настолько, что отражение новых идей детерминируется лишь сроками выхода учебных книг.

Наконец, система возможностей, о значении которой много говорилось в связи с осуществлением воспитательного процес­са, играет роль своеобразного регулятора, открывающего или запрещающего попадание в содержание образования сведений, требующих определенного уровня оснащения учебного процес­са, материально-технических и экономических возможностей. В данной системе содержатся и ограничения возрастного харак­тера.

Глава 5. Сущность и содержание обучения

Начавшееся в 70-е годы в мировой дидактике движение за совершенствование содержания путем введения в школьные программы сложных разделов, изучавшихся ранее только в старших классах, а то и вузах, не увенчалось успехом, еще раз подтвердив наличие возрастных возможностей обучения, с ко­торыми необходимо считаться. Сегодня неопровержимо доказа­но, что запомнить ребенок может все, и чем он моложе, тем больше и быстрее; другое дело - осмыслить, понять, усвоить, ибо для этого необходим определенный уровень развития.

Требования к содержанию обучения в средней общеобразо­вательной школе определяются государственной стратегией развития образования. В содержании образования прослежива­ются два аспекта - национальный и общечеловеческий. Об­щими основами определения содержания школьного образова­ния являются; гуманизация, дифференциация, интеграция, широкое применение новых информационных технологий, Формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Цели воспитания

Воспитание – это процесс привития человеку моральных, духовных и этических ценностей, а также передача знаний и профессиональных навыков. Процесс воспитания человека начинается с момента рождения и заканчивается тогда, когда заканчивается его жизнь. Цели воспитания ребенка зависят от возраста человека. Поэтому, чем старше становится ребенок, тем больше воспитательных целей стоит перед взрослыми. Далее мы рассмотрим, какие существуют цели и содержание современного воспитания человека.

Цели обучения и воспитания

Так как и обучение, и воспитание – это передача накопленного опыта, то они тесно связаны между собой, и зачастую их рассматривают совместно. Итак, целью воспитания принято считать то, что бы мы хотели видеть в конечном итоге (к чему стремимся). Перечислим основные цели воспитания: умственное, физическое, нравственное, эстетическое, трудовое, профессиональное и духовное развитие человека. С взрослением ребенка воспитательных целей становится все больше.

Возрастные периоды, их роль в процессе воспитания

Главными людьми, которые передают ребенку свой жизненный опыт, являются его родители. Именно в семье малыш учится любить, делиться, ценить вещи или родительский труд, восхищаться прекрасным. Вторыми воспитателями для ребенка становятся работники детских дошкольных учреждений. Основная цель дошкольного воспитания – это научить ребенка жить в коллективе, находить общий язык с такими же по возрасту, как и он. На этом этапе огромное внимание уделяется умственному развитию. Процесс обучения построен в виде игры, что побуждает интерес у ребенка в освоении новых знаний (изучению букв и цифр, цветов, форм предметов).

Целей воспитания в школьные периоды гораздо больше, здесь на первое место можно поставить умственное развитие. Однако, школа несет ответственность и за другие виды воспитания (эстетическое, физическое, нравственное, трудовое). Именно школьный учитель должен определить к каким предметам ребенок имеет большие способности, а быть может и талант, чтобы в будущем профессионально сориентировать его.

В старшем школьном возрасте к общим целям воспитания присоединяется еще и профессиональная, ведь юноши и девушки в этот период определяются с видом профессии и посещают дополнительно кружки, секции или курсы.

Коротко мы рассмотрели воспитательные цели, главной задачей который является формирование разносторонне развитой личности, высококлассным профессионалом в работе и достойным гражданином общества.

Статьи по теме:

Детская площадка своими руками

Как же приятно ребенку гулять на улице целый день! Особенно, когда место для игр создано руками любимого папы. Пока на улице теплые деньки, еще не поздно подумать о том, как же оборудовать ребенку детскую площадку своими руками. Это под силу каждому — стоит только захотеть…

Детская обида

Все мы делаем ошибки, и не всегда правильно поступаем. Мы учим прощать и извиняться своих детей, но сами не всегда в силах это сделать! Даже перед собственным детьми. А иногда это наносит глубокие раны в душе маленького человека.

Утренник в детском саду

Утренники для ребенка — это возможность проявить себя, показать свои таланты, и просто первые веселые и яркие моменты жизни, которые он еще долго будет вспоминать.

Как подготовить ребенка к этому важному событию и как уменьшить его переживания о предстоящем выступлении?

Оформление детской площадки своими руками

Как оформить детскую площадку у себя во дворе или на даче? Чтобы ребенку было и весело и приятно играть на созданной руками родителей детской площадке, мы сделали для вас подборку идей, как оформить и украсить ее.

Источник: Основные понятия педагогики высшей школы, глоссарий

Источник: Комплект методического обеспечения по учебной дисциплине “педагогические технологии”

Источник: Словарь рабочих терминов по предпрофильной подготовке, проект www.profile-edu.ru

совокупность сведений, необходимых для выполнения в будущем определенной профессиональной деятельности. Содержанием обучения являются основные формы общественного сознания, прежде всего наука, искусство, право, мораль, а также культура, производственный опыт и навыки к труду. Содержание профессионального обучения должно быстро изменяться при появлении инноваций в технике, технологии и организации труда. В свернутом виде содержание обучения представлено в учебных планах или программах; в развернутом - в учебниках, учебных пособиях, лекциях и уроках преподавателей.

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

совокупность тех действий, которые выполняет преподаватель и учебная группа для усвоения субъектами учения выбранной для изучения на конкретном занятии части содержания объективного опыта человечества. Здесь содержание обучения определено с учетом деятельностного определения обучения, поскольку части, которые содержит деятельность, представляют собой действия. В традиционной педагогической литературе обучение чаще всего определяется процессуально, как процесс передачи знаний, умений, навыков от преподавателя учащимся. «Обучение — двусторонний процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, способов познавательной деятельности, осуществляемый обучающим (преподавание, воспитание) и обучающимся (учение)». «Обучение — это целенаправленный, планомерно организованный процесс предъявления учащимся новой информации, организации их на ее усвоение, на формирование умений и навыков, развитие познавательных способностей». При процессуальном определении обучения и содержание обучения определяется как то, что передается при этом (т.е.

как учебная информация или часть содержания образования, изучаемая на конкретном занятии). «Содержание обучения — учебная информация и комплекс задач, заданий и упражнений, педагогически обоснованные и логически выстроенные в систему, изложенную в учебных программах и являющуюся содержанием обучающей деятельности педагога и познавательной и практической деятельности учащихся». «Содержание обучения — совокупность знаний, умений, навыков и приемов предусмотренных видов деятельности». Каждый объект изучения может усваиваться по-разному в зависимости от избранного преподавателем содержания обучения. Однако, необходимо предупредить читателя об опасности редуцирования содержания обучения до содержания усваиваемой при этом учебной информации.

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

Дидактика — это

Навык-это

Умение-это

Знание — это

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по дисциплине

«ФИНАНСОВОЕ ПРАВО»

для слушателей, обучающихся по специальности

030901.65 Правовое обеспечение национальной безопасности

Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел

Отпечатано в группе полиграфической и оперативной печати

Уфимского юридического института МВД России

450103, г. Уфа, ул. Муксинова, 2.

а) навык, перешедший в обычную потребность человека

в) способность быстро выполнять задание

г) способность практически действовать на основе усвоенной информации

д) совокупность жизненного или профессионального опыта

Правильный ответ б) адекватное представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия

а) навык, ставший потребностью человека

в) способность быстро выполнить задание

д) совокупность знаний, умений, навыков, сложившихся в процессе жизни и практической деятельности

Правильный ответ: г) способность действовать на основе приобретенных знаний

б) представление о предмете, соответствующие ему образы и понятия

в) автоматизированное умение; условие быстрого выполнения задания

г) способность действовать на основе приобретенных знаний

д) совокупность необходимых в практической деятельности знаний и умений

Правильный ответ: а) стереотип действия, ставший потребностью человека

а) наука о закономерностях развития личности

б) наука о закономерностях формирования личности ребенка

г) раздел педагогики об образовании и воспитании подрастающего поколения

д) наука, изучающая процесс воспитывающего обучения

Правильный ответ: в) отрасль педагогики, разрабатывающая теорию и технологии обучения

а) отражением требований образовательного государственного стандарта по специальности

б) ориентиром для отбора содержания, форм, методов и средств построения учебно-воспитательного процесса

в) критерием достижения запланированных результатов на всех этапах подготовки специалиста

г) важнейшим средством интеграции всех дисциплин учебного плана

Правильный ответ: а) б) в) г) д)

11. Для целей обучения характерно

а) цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент

б) цели обучения и содержание обучения — понятия тождественные и различаются лишь условно

в) цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения

д) целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах

Правильный ответ: а) цели обучения представляют собой перечень знаний и умений, которыми должен овладеть студент; в) цели обучения являются базой для контроля в процессе обучения; д) целями обучения являются представления о прогнозируемых учебных результатах

12345678910Следующая ⇒

Понимание воспитания в каждой исторической эпохе, у каждого народа было всегда неразрывно связано с пред­ставлением о человеке, о его месте в обществе, о его сущно­сти. При этом следует обратить внимание на то, что к вос­питанию, его роли в обществе обращались не только спе­циалисты-педагоги, но и писатели, и общественные деятели, и служители церкви. Так, мыслители, поэты, художники и скульпторы Древней Греции представляли своих граждан гармонически и всесторонне развитыми - и физически, и умственно. Вспомните знаменитых греческих героев: Ге­ракла, Антея, хитрого и умного Одиссея, красавицу Елену и молодого Париса, верную Пенелопу и смелых аргонавтов. До сих пор нас восхищают творения древнегреческих скульпторов и мудрость философов, математиков, поэтов:

Платона, Аристотеля, Архимеда, Гомера.

Эта идея гармонически и всесторонне развитого чело­века существовала у всех стран и народов мира и на про-

тяжении всех веков существования человека, изменяясь в зависимости от географических условий, особенностей развития. Все нации и народы знали и понимали, что гар­моничный и всесторонне развитый человек воспитывается только тогда, когда в обществе царит справедливость, духовность, нравственность. И рождается у людей высо­кая мечта о «золотом веке».

Создали прежде всего поколение людей золотое Вечно живущие боги, владельцы жилищ олимпийских. Был еще Крон-повелитель в то время владыкою неба. Жили те люди, как боги, с покойной и ясной душою, Горя не зная, не зная болезней. И печальная старость К ним приближаться не смела. Всегда одинаково сильны

Были их руки и ноги.

Геспод "

Эта мечта дожила до наших дней и, пожалуй, будет жить до тех пор, пока существует человечество. Ведь не случайно на первое место в обучении и воспитании ученые, учителя-новаторы, общественные и государственные деятели ставят среди множества задач обучения и воспитания необходи­мость формирования у каждого ребенка системы общечело­веческих ценностей. Именно они, по мнению передовых людей нашего времени, переживающих и борющихся за достойное будущее нашей страны да и мира в целом, дела­ют человека человеком, делают его личностью, неповтори­мой, индивидуальной, творческой, активной.

Исходя из вышесказанного, мы приходим к двум инте­ресным для педагогической науки и практики обучения и

воспитания детей выводам:

Каждое общество обязательно имеет конкретные представления о том, какого человека, с какими качества­ми необходимо воспитывать, т. е. оно имеет цели воспита­ния. Или, как принято говорить в науке, онодает соци­альный заказ на воспитание личности с нужными для него качествами. Общество как бы заказывает детскому саду, школе или какому-нибудь другому учебно-воспитатель­ному учреждению, с какими знаниями и умениями, с ка­кими нравственными, эстетическими, трудовыми, миро­воззренческими и другими качествами они должны выпус­тить детей из своих стен. Причем эти знания, умения, ка­чества личности ребенка должны быть такими, чтобы он

Геспод - древнегреческий поэт (VI II-VII вв. до н. э.) 41

не только мог продолжать свое образование дальше, но и жить в обществе окружающих его людей как равноправ­ный, активный, творческий человек;

Воспитание ребенка, воспитание человека осуществ­ляется обществом. Поэтомуобщество необходимо совер­шенствовать, улучшать. Отсюда и мечты людей о «золотом веке», о городе Солнца.

Эти выводы требуют одного существенного дополне­ния:общество само зависит от того, как воспитаны его чле­ны, его граждане, какое внимание уделяется в нем воспита­нию и обучению детей.

Таким образом, важнейшим элементом обучения и воспитания являются ихцели. Ни один человек, ни один мастер не начинает никакого дела, не видя его конечных результатов, его планируемого образа. Тем более в обуче­нии и воспитании детей.

Воспитатель детского сада заранее знает, что его вос­питанники должны пойти в школу. С чем же они пойдут? С какими знаниями, умениями, с какими привычками, что­бы сразу же включиться в новую жизнь - жизнь перво­классника. Нельзя допустить того, чтобы малыш почувст­вовал себя плохо, испытал трудности при таких изменениях в своей жизни. Следовательно, одной из целей воспитания в детском саду и будет подготовка детей к школе. Это не про­сто общая фраза, а конкретное содержание: те знания и умения, которые необходимы детям, чтобы нормально на­чать обучение в первом классе; те поведенческие привычки, навыки общения и др. , которые необходимы для жизни в новом коллективе. И так от ступеньки к ступеньке.

И вот наступает один из ответственных моментов для ребенка: он заканчивает начальную школу, переходит прак­тически от одного учителя ко многим, от синтетических предметов типа природоведения к основам отдельных наук, к систематическим курсам. Перед ним открываются новые возможности общения: в школе для него появились малы­ши - начальные классы; есть старшие - выпускники; много новых учителей. Следовательно, у начальной школы долж­на быть цель - подготовить детей к новым изменениям в их жизни, к переходу на новую ступеньку.

Знания и умения детей по каждому предмету теперь должны соответствовать государственным стандартам образования в начальной школе, т. е. тем целям обучения, которые поставлены перед школой обществом, государст­вом. Единые государственные стандарты - это фактически

перечень, система знаний и умений по всем школьным предметам, которые должны иметь учащиеся по оконча­нии того или иного года обучения, этапа обучения и базо­вого образования в целом. Учитель, таким образом, имеет социальный заказ, единый для всех начальных школ Рос­сийской Федерации независимо от того, где находится школа: в городе или селе, на Дальнем Востоке или в Ка­лининградской области. И он должен его выполнять, ина­че ученики не смогут успешно продолжать образование.

А как же учитель может установить, что знания и умения соответствуют единым государственным стандартам? Для этого он проверяет и оценивает знания и умения своих пи­томцев по всем учебным предметам. Он опрашивает их по изучаемому материалу, проводит письменные контрольные работы, диктанты и сочинения, проверяет выполнение до­машних заданий. Далее он оценивает результаты проверки в баллах или просто словами: «Это ты сделал хорошо, а здесь тебе надо еще поупражняться, подумать» и т. п.

Каким способом учитель может оценить знания учени­ка, сравнить по успехам различных детей? Здесь ему на помощь опять приходят единые государственные стандар­ты образования, т. е. его цели. Учитель сравнивает знания и умения своих учеников с заданными стандартами, государ­ственными требованиями. Если знания и умения учеников близки к стандартам, значит - цели достигнуты, и учащие­ся заслужили высшую оценку. А самое главное, можно сказать, что учитель работал хорошо, учебный процесс был организован правильно, он был эффективен. Если же результаты проверки знаний и умений учащихся не совпа­дают со стандартами, намного ниже их, то оценки будут низкими, неудовлетворительными.

Если знания учащихся низкие, это значит, что учитель в процессе обучения детей допускал ошибки: недостаточно хорошо объяснял изучаемый материал, использовал мето­ды и формы организации его усвоения, не соответствую­щие учебному материалу, или, как говорят в науке, ис­пользовал средства, неадекватные целям обучения.

Что же должен делать учитель для выправления сложив­шейся ситуации? Он начинает искать новые средства обуче­ния: включает в содержание уроков новые интересные эле­менты, ищет новые методы и организационные формы, на­глядные пособия и т. д. Он совершенствует учебный процесс.

Таким образом, государственные стандарты - цели обучения позволяют оценить результат обучения и совер-

шенствовать учебный процесс, средства достижения целей. Получается единый замкнутый цикл:

Цели обучения => Средства их достижения => Результат обучения.

Результат обучения - степень соответствия знаний и умений учащихся заранее заданным целям. Обычно в фи­лософии говорят о единстве целей, средств и результатов.

Цели и реальные результаты обучения являются, таким образом, двигателем совершенствования процесса обучения. У учителей же выстраивается шкала оценок. Высший балл - если знания учащихся совпадают со стандартами, низший - ученик не усвоил учебного материала. Между этими двумя уровнями есть и промежуточные - частичное усвоение. В наших школах, как вам известно, принята пятибалльная шкала оценок: высшая - 5, низшая - 1, а между ними про­межуточные - 4, 3, 2.

На базе единых стандартов образования разрабатыва­ются нормы, требования к знаниям и умениям учащихся, оцениваемым на 4, 3 и 2.

Помимо знаний программ по различным учебным пред­метам в государственных стандартах определяются также умения применять знания на практике. Умения - это свое­образный инструмент, при помощи которого учителя и воспитатели определяют уровень и качество знаний детей. Ребенок должен пересказать сказку, рассказ, басню близко к тексту или своими словами, повторить за учителем или воспитателем то или другое практическое действие (сделать аппликацию из цветной бумаги, повторить написание букв и цифр). Он воспроизводит знания и действия. А для этого ребенок должен уметь правильно строить отдельные фра­зы, связно построить свой рассказ, уметь пользоваться ножницами, клеем, ручкой и т. д. Постепенно он приобре­тает все более сложные умения: решать задачи, писать сочинения и изложения, рисовать, т. е. выполнять хотя и простые, но все-таки творческие задания.

До сих пор мы говорили о целях обучения. Намного сложнее работать сцелями воспитания, так как результаты воспитательного процесса нельзя выявить так же быстро, как в обучении. Ребенок может знать, например, нравствен­ные нормы, правила поведения, общения, уметь ими поль­зоваться (знает, что хорошо, что плохо, правильно оцени­вает свои поступки и поступки своих товарищей и т. д.). Но делает он все правильно только в присутствии взрослых:

родителей, воспитателей, учителей. Наедине с собой или ря-

дом со сверстником ребенок может вести себя иначе, нару­шая все нормы и правила. В отличие от обучения в воспита­нии недостаточно знаний и умений. Они должны стать внут­ренними убеждениями детей, их привычками, мировоззре­нием, личностными качествами, ценностными ориентирами. К тому же если систематические знания и умения может дать только школа, детский сад, в какой-то степени и семья, то на воспитанность детей оказывает большое влияние все окру­жение ребенка: телевидение, радио, коллектив сверстников, улица. Причем часто это влияние бывает неуправляемым, стихийным. Задача же воспитательного учреждения: дет­ского сада, школы и др. как раз и состоит в том, чтобы про­тивостоять нежелательным воспитательным воздействиям.

Когда общество определяет цели воспитания, форми­рует социальный заказ, оно адресует их не только детскому саду, школе, семье, но и другим культурно-просветитель­ным учреждениям, которые участвуют в воспитании под­растающего поколения. Цели воспитания, как и цели обу­чения, задаются, определяются обществом в связи с потреб­ностями, прогнозом его экономического, социального, куль­турного и духовного развития. Но это не значит, что все дети, все люди воспитываются одинаково, «причесываются под одну гребенку». Цели воспитания - это определенная перспектива, идеал личности, определяющие тенденции развития и совершенствования педагогического воспита­тельного процесса. В настоящее время цели воспитания направлены на формирование у ребенка системы общечело­веческих ценностей (любви, добра, патриотизма, высоких духовных и культурных потребностей личности) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

1)Понятие цели воспитания и обучения

Цель представляет собой: желаемое состояние объекта;модель потребного будущего; сознательный образ ожидаемого результата, предполагаемый результат (образ) деятельности (действия), направленного на предмет, при помощи которого субъект намеревается удовлетворить свою потребность.

Под целью в педагогической деятельности понимают мысленное представление конечного результата этой деятельности, допускающее объективную количественную и качественную оценки.

Цели порождаются потребностями субъекта деятельности, вырастают из них.

Потребность - это явление отражения в психике человека необходимых или желательных условий его жизни и развития. Потребность может быть реализована при различных вариантах деятельности, её методов и средств при наличии мотива деятельности.

Поскольку в учебном процессе существует два субъекта деятельности и два вида деятельности (обучающая ОД и учебная УД), необходимо разли-чать цели обучения и цели учения.

Цели обучения обычно задаются извне. Они выражают общественные потребности и ценности, которые по отношению к студенту являются внешними.

Цели же учения определяются выражаемыми в них индивидуальными потребностями и мотивами, сформировавшимися в предшествующем опыте студента.

Цели обучения и цели учения могут совпадать лишь в идеальном случае, когда допускается абсолютное воспроизведение в структуре индивидуальных потребностей системы общественные потребностей и ценностей, что практически исключено. Поэтому задача обучения состоит в том, чтобы сблизить структуру индивидуальных и общественных потребностей, то есть обеспечить принятие студентами общественно значимых целей в качестве лично значимых целей учения, то есть сформировать мотивы их учебной деятельности.

Мотив является одним из компонентов психологической структуры любой деятельности. Это - побуждение к совершению действия, порождённое системой потребностей человека и в разной степени осознаваемое.

Для каждого человека в каждый определённый период его жизни существует совокупность мотивов, определённых иерархией его потребностей, так называемая мотивационная сфера. Это тот стержень личности, к которому «стягиваются» такие её свойства, как направленность, ценностные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые каче-ства и другие социально-психологические характеристики.

В зависимо-сти от структуры мотивационной сферы для личности на первом месте ока-зываются мотивы разных групп, что существенно влияет на значение тех или иных потребностей для личности, на характер и способ достижения цели.

В структуре мотива могут присутствовать различные компоненты и их сочетания.

Например, удовольствие от самой деятельности, значимость для личности результата деятельности, значимость вознаграждения за деятельность или её результаты и т.д.

В зависимости от источника формирования цели связь между потребностями, мотивами и целью может быть разной.

Цель в общенаучном смысле понимается как один из элементов поведения, непосредственный мотив сознательной деятельности, характеризуемый предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов ее достижения.

Таким образом, взаимосвязь компонентов заложена в самом определении цели, и это обстоятельство выводит нас на возникновение такого существенного явления, как обратная связь, наличие которой позволяет говорить об управленческой составляющей деятельности педагога.

Действительно, деятельность педагога, направленная на достижение цели, приводит к определенному результату, который по замыслу учителя должен совпадать с целью. На практике этого почти никогда не случается с первой попытки, т.е. между ожидаемым и достигнутым почти всегда имеется «зазор» и величина этого «зазора» определяет стратегию дальнейшего поведения учителя.

Процесс достижения цели приобретает циклический характер и продолжается до тех пор, пока различия между целью и результатом не примут приемлемую величину.

Цель педагогической деятельности формируется в связи с реализацией цели воспитания гармонично развитой личности.

Эта общая стратегическая цель достигается в процессе решения конкретизированных задач обучении и воспитания по различным направлениям.

Цель педагогической деятельности разрабатывается и формируется как совокупность социальных требований к каждому человеку с учетом его духовных и природных возможностей, а также основных тенденций общественного развития.

В ней (в цели) содержатся в свернутой форме, с одной стороны, потребности и стремления отдельной личности, а с другой - интересы и ожидания различных социальных и этнических групп.

Выдающийся отечественный педагог А.С. Макаренко, много сил отдавший изучению проблем целей воспитания, резко выступал против таких аморфных определений целей воспитания, как «гармоническая личность», «человек-коммунист» и т.п.

Цель педагогической деятельности он видел в разработке и индивидуальных коррективах программы развития личности.

Весьма решительно выступал за тщательный, научный подход к целеобразованию В.П. Беспалько.

Он считал, что «будучи системообразующим в педагогической системе, элемент целеобразования и воспитания в зависимости от способа его определения влияет на степень целостности или рыхлости всей ПС... Необходимое и достаточное требование к формулированию целей функционирования ПС - их диагностичность, т.е. обеспеченность объективной методикой для определения степени достижения целей образования или воспитания».

Реализация цели педагогической деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Цель педагогической деятельности - явление не только историческое, но и динамическое.

Возникая как отражение объективных тенденций развития общества и приводя содержание, формы и методы педагогической деятельности в соответствии с потребностями общества, она складывается в развернутую программу поэтапного движения к высшей цели - развитию личности в гармонии с самим собой и социумом.

2)Факторы определения целей образования. Историческое изменение целей воспитания

Одной из ведущих детерминант содержания образования является его цель, в которой находят концентрированное выражение, как интересы общества, так и интересы личности.

Цель современного образования - развитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность.

Такая цель образования утверждает отношение к знаниям, умениям и навыкам как средствам, обеспечивающим достижение полноценного, гармоничного развития эмоциональной, умственной, ценностной, волевой и физической сторон личности.

Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры.

Изучение основ наук и искусства в образовательных учреждениях поэтому не самоцель, а средство усвоения методов поиска и проверки истины, познания и развития прекрасного.

Человек - система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой.

Следовательно, с точки зрения структуры содержания образования полноты картины можно достигнуть только в том случае, если личность будет представлена в ее динамике.

Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека.

Осуществляется оно в процессе деятельности. Другими словами, деятельность имеет одним из своих продуктов развитие самого субъекта. Речь идет об учении как ведущем виде деятельности, обеспечивающем необходимые условия для успешного развития личности и сочетающемся с другими видами деятельности (трудовой, игровой, общественной).

Исходя из этого, деятельность личности выступает также детерминантой содержания образования.

Более того, его можно определить, по В. С. Ледневу, как содержание особым образом организованной деятельности учащихся, основу которого составляет опыт личности.

3)Задачи воспитания

Одна из центральных задач воспитания состоит в том, чтобы сформировать у растущего человека гуманистическую направленность личности.

Это значит, что в мотивационно-потребностной сфере личности общественные побуждения, мотивы социально полезных деятельностей должны устойчиво преобладать над эгоистическими мотивами. Чтобы ни делал, о чем бы ни думал подросток, в мотив его деятельности должно входить представление об обществе, о другом человеке.

Формирование такой гуманистической направленности личности проходит несколько этапов.

Так, для младших школьников носителями общественных ценностей и идеалов выступают отдельные люди - отец, мать, учитель; для подростков в их число входят также и сверстники; наконец, старший школьник воспринимает идеалы и ценности достаточно обобщенно, может не связывать их с конкретными носителями (людьми или микросоциальными организациями).

Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на "завтрашний день" развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей.

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Другая важнейшая задача воспитания растущих людей - это формирование их устойчивых учебно-познавательных интересов.

Полноценное воспитание предполагает развитие у детей познавательной потребности, которая направлена не только на содержание школьных учебных предметов, но и на всю окружающую их действительность.

Ребенок должен на своем личном опыте убедиться, что мир познаваем, что человек, т.е. он сам, может открывать законы, управляющие окружающим миром, предсказывать события и проверять, произойдут ли они на самом деле, находить единую скрытую основу, казалось бы разнородных явлений.

Эта радость познания, радость собственного творчества превращает первоначальное любопытство в любознательность, присущую ребенку, делает ее более устойчивой.

Любознательность потом конкретизируется, сосредотачиваясь на той или иной области действительности, т.е. начинает относиться к тому или иному учебному предмету (циклу предметов - естественно-научному, гуманитарному и т.д.).

Практическое задание: Выполните схему «Целеобразование в педагогической деятельности». Сформулируйте эмоции, которые появились у Вас в результате изучения данной темы

Целью профессиональной деятельности педагога является цель воспитания, которая в настоящее время трактуется как «личность, способная строить жизнь, достойную Человека».

Общий характер цели позволяет педагогу реализовывать ее при самых разнообразных вариациях обстоятельств и требует от него высочайшего профессионализма и тонкого педагогического мастерства. Достижение цели осуществляется только в деятельности, направленной на решение возникающих задач, которые понимаются нами как часть цели, ступень в общем движении к цели, как промежуточный результат целенаправленной деятельности.

Определяющим компонентом педагогического управления учебным процессом при технологическом подходе к нему является постановка целей обучения.

Именно ею, в конечном счете определяется содержание деятельности, а также формы, методы, средства, приёмы и полученный результат. Это можно выразить следующей схемой:

Д = Ц−СОД−М/ср-ва−Р−R ,

где Д - деятельность (в данном случае учебная),

М/ср-ва - методы, средства, приёмы,

Р - результат.

R -рефлексия (процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний).

Литература

1) Педагогика: учебное пособие [Текст] / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Высшее образование, 2008 - 430с.

2) Сластёнин, В.А, Педагогика: учебник для студ. высш. учеб, заведений [Текст] / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластёнина. - М.: «Академия», 2008. - 576с.

Сущность воспитания

Определение 1

Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.

Процесс воспитания известен со времен Античности, именно в это время философы впервые задались мыслью, что подрастающее поколение необходимо целенаправленно воспитывать, то есть передавать им накопленный опыт и знания, прививать необходимые умения и навыки жизни в обществе.

Сущность процесса воспитания состоит в его двусторонности. Двусторонность подразумевает наличие минимум двух участников воспитательного процесса и их взаимодействие друг с другом. Сторонами воспитательного процесса выступают педагог (воспитатель) и воспитанники.

Объектом и одновременно субъектом воспитания выступает воспитанник. Это объясняется тем, что он сам совершает определенные действия, в результате которых происходит усвоение им норм поведения и постепенное формирование собственной линии поведения с окружающими.

Замечание 1

Таким образом, воспитание – это целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя (руководящей стороны) и воспитанников (воспринимающей стороны). Сущность процесса воспитания заключается в формировании у воспитанников устойчивых норм и правил поведения, принятых обществом.

Цели воспитания

Основной целью воспитания является формирование личности ребенка, обладающей необходимыми нормами и правилами поведения в обществе.

На сегодняшний день выделяют различные виды воспитания (трудовое, нравственное, эстетическое и т.д.), каждое из которых всегда целенаправленно.

Исходя из цели воспитания, педагогом при организации воспитательного процесса, подбираются соответствующие методы, средства и формы. Именно поэтому проблема целей воспитания является одной из наиболее актуальных в педагогике.

Выделяют следующие цели воспитания:

  1. Общие цели воспитания – заключается в формировании у детей тех качеств, которые присущи конкретному обществу, то есть, сформированы у всех его членов.
  2. Индивидуальная цель воспитания – предполагает индивидуальное воспитание отдельного ребенка, с учетом его особенностей.
  3. Перспективные цели воспитания – составляются на несколько лет. Направлены на воспитание у ребенка устойчивых качеств личности, необходимых для жизнедеятельности ребенка в рамках определенного коллектива.
  4. Среднесрочные цели воспитания – устанавливаются чаще всего на год. Связаны с решением задач, являющихся актуальными для определенного возраста. Формулируются согласно особенностям, потребностям и возможностям возраста детей.
  5. Текущие цели воспитания – установлены на короткий промежуток времени, от недели до месяца. Направлены воспитание детей, исходя из их уровня воспитанности, то есть корректируют и направляют среднесрочные и перспективные цели воспитания, путем подбора эффективных средств.

Современная прогрессивная педагогика выступает за комплексное единство применения данных целей воспитания.

Замечание 2

Таким образом, цели воспитания выражают общую направленность воспитательного процесса, путем практического осуществления конкретных задач. Цели и задачи воспитания являются единым целым и находятся во взаимосвязи друг с другом. Исходя из этого цель воспитания – это система решаемых воспитанием задач.

Задачи воспитания

Задачи воспитания направлены на достижение целей. Выделяют общие и конкретные задачи воспитания, определяемые поставленной целью.

Общие задачи воспитания:

  • усвоение ребенком необходимого количества знаний, умений и навыков;
  • формирование у каждого ребенка научного мировоззрения и общей картины мира;
  • развитие способностей каждого ребенка, имеющихся у него от рождения и заложенных самой природой;
  • развитие познавательного интереса;
  • развитие потребности к постоянному самообразованию.

Конкретные задачи зависят от вида воспитания.

Физическое воспитание – целенаправленно организованный процесс по воспитанию физически развитой личности.

Задачи физического воспитания:

  • укрепление и сохранение физического здоровья;
  • правильное физическое развитие;
  • формирование привычки и стремлению к ежедневным занятиям физической культурой;
  • развитие основных двигательных качеств и их совершенствование (сила, ловкость, выносливость и т.д.);
  • формирование и развитие навыков гигиены; развитие стремления быть здоровым, соблюдать ЗОЖ и т.п.

Трудовое воспитание – процесс формирования трудовых знаний и умений, а также навыков по их применению в повседневной жизни.

Задачи трудового воспитания:

  • формирование трудовых навыков, умений и действий;
  • формирование уважительного отношения к собственному труду и труду других людей;
  • развитие технических способностей, экономического мышления, изобретательности и т.д.

Нравственное воспитание – целенаправленный и систематический процесс по формированию всесторонне развитой и нравственной личности.

Задачи нравственного воспитания:

  • формирование нравственных понятий, чувств, суждений, навыков и привычек;
  • формирование и развитие нравственных компетенций.

Эстетическое воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на личность не только с целью выработки у нее понимания прекрасного в искусстве, природе и межличностных отношениях, но и с целью ее развития, т.е. формирования эстетического восприятия, суждений,

Задачи эстетического (эмоционального) воспитания:

  • формирование эстетических знаний;
  • воспитание эстетической культуры;
  • овладение эстетическим и культурным наследием прошлого;
  • развитие эстетических чувств;
  • приобщение человека к прекрасному в жизни, природе, труде;
  • формирование эстетического идеала;
  • формирование стремления быть прекрасным во всем: мыслях, делах, поступках, внешнем виде.