Администрация константиновского района ростовской области - наши детские сады получили статус казачьих.

Отчёт о проведении праздника

«Кубань - земля родная».

30 сентября в рамках празднования 79-й годовщины основания Краснодарского края в нашем детском саду прошёл праздник «Кубань – земля родная».

Цель: Знакомить дошкольников с культурой и этническими особенностями жизни кубанских казаков.

Задачи:

1. Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма и гордости, знакомя с трудовыми достижениями земляков.

2. Мотивировать воспитанников на творческую заинтересованность изучать кубанский фольклор.

3. Создать праздничное настроение.

Музыкальный зал был образно разделён на две зоны: подворье казачки Маруси и поле подсолнечника. Оформление для праздника приготовили и педагоги, и воспитанники совместно с родителями.

В нарядном зале собрались участники представления и гости (родители воспитанников). Под задорную плясовую музыку вошли в зал воспитанники подготовительной и старшей группы. В этот день звучали стихи и песни о родном крае, задорные частушки сменял казачий перепляс, весёлые игры чередовались с загадками.

О красоте родного края, о гостеприимстве и трудолюбии народа, населяющего кубанскую землю, о традициях и заповедях казачества, о необходимости беречь родную землю и приумножать её богатства, говорили и взрослые и дети.

Всех ждал неожиданный сюрприз: заявился в гости на праздник казак Василий. «Прискакал» на коне, да ещё и с гостинцами!

Праздник удался на славу, но самое главное, что дошколята с удовольствием участвуют в таких мероприятиях, знают много о своём крае. И нам хочется верить, что зёрна любви и доброты, заложенные в души ребят, дадут свои ростки. И где бы потом ни были наши воспитанники, куда бы их не занесла судьба, они всегда будут помнить свою малую Родину.

Сценарий мероприятия разработала музыкальный руководитель Красильникова Н.С. Ведущая: Петрова Е.В.-воспитатель.

Казачий перепляс

Игра «Достань платок»

Презентация : «Из опыта работы по реализации авторской программы ДОУ «Казачьему роду нет перевода » и организация воспитательно-образовательного процесса в группах казачьей направленности »

1 слайд. Уважаемые коллеги!

Я хочу познакомить вас с опытом своей работы по планированию и организации деятельности в казачьей группе детского сада . Интерес к истории и традиционной культуре кубанских казаков очень возрос не только в нашей стране, но и за рубежом. В нашем Калининском районе во многих детских садах организованы группы казачьей направленности . Есть такие группы и в нашем ДОУ . Казачатами стали ребята среднего и старшего возраста.

Вот уже второй год наша группа является казачьей . В средней группе ребята не отличались хорошим поведением, были несобранными, особого желания к какой бы то ни было, образовательной деятельности не проявляли или занимались с неохотой. Вступив в казачата , ребята стали заметно серьезнее, ответственнее. Поведение у ребят стало лучше. Они с гордостью называют себя казачатами , стараются во всем походить на казаков наставников , которые приходят в группу . Нам часто задают вопрос о том, ходят ли наши ребята в казачьей форме , отличаются ли они от своих сверстников какими либо атрибутами казачества . Отвечу заранее. Нет. Главное в нашей работе пропагандировать и внедрять в повседневную жизнь идеи казачества , доносить до ребят и их родителей опыт, накопленный нашими предками, их отношение к родителям, старикам, к женщине- матери, к православным праздникам, к своей малой родине и Отечеству. Многие мероприятия мы проводим вместе с казаками . Не секрет, что роль отца в современных семьях сводиться к добыванию средств к существованию. Духовной наставницей зачастую выступает мать, которая не всегда авторитет для мальчишек , особенно в неполных семьях. Поэтому помощь казаков – наставников здесь очень важна и ценна.

2 – 3 – 4 слайд.

Свою работу в этом направлении мы начали с проведения родительского собрания посвященного этой теме и опроса родителей об их желании быть или не быть группе казачьей . Мамы и папы наших воспитанников с пониманием отнеслись к предложению стать казачьей группой . Они охотно дали свое согласие на вступление ребят в казачата . У нас в группе 10 девочек и 15 мальчиков. Ребята все очень шустрые, активные, любознательные. Они с энтузиазмом восприняли идею вступления в казачата . Дети охоте стали знакомиться с прошлым своей станицы, своими корнями, духовной жизнью страны и станицы.

В группах создавали уголки кубанской символики, на улице оборудовали казачьи подворья .

Нами был подобран и систематизирован разнообразный методический материал по каждой возрастной группе , а также познавательный и сценарный материал для педагогов и родителей, как участников образовательного процесса. Например, я разрабатывала конспекты мероприятий для детей среднего возраста. То есть для первой ступени данной программы .

5 слайд - 6 слайд

Большую помощь и поддержку мы получили от атамана Калининского общества казаков Леонида Николаевича Литвинова. Он подарил нашим ребятам плакаты и книги по истории казачества .

7 – слайд

Казаки – наставники частые гости в нашем детском саду. Они охотно участвуют в праздниках и спортивных развлечениях, организуемых нашими педагогами . Когда ребята посещают станичный музей казачества , сам атаман проводит для них экскурсии. Дошкольники с интересом слушали рассказы об истории возникновения своей родной станицы, трогали руками и даже примеряли на себя экспонаты музея, фотографировались с ними.

Мы кропотливо собирали доступные для восприятия дошкольников сведения. Использовали в работе народные песни , танцы, стихи кубанских поэтов, знакомили детей с элементами казачьего костюма , особенностями местного говора, народными праздниками и обрядами. Выглядит наша программа вот так . Кого заинтересует опыт нашей работы – мы готовы предоставить. / Передаю программу для ознакомления/ .

Я хочу предложить вам перспективное планирование по средней группе . /Показываю перспективное планирование/ . В течение учебного года мы прорабатываем 32 тематических праздника, подбираем материал таким образом, чтобы каждая тема рассматривалась в течение недели, как бы сквозь призму региональной составляющей, то тесть проводим тему казачества по всем видам детской деятельности во всех режимных моментах. Располагаем перспективный план в форме таблицы . Слева – примерные темы на каждую неделю. Сверху таблицы – названия детской деятельности : познавательная, игровая, коммуникативная, трудовая, двигательная деятельность и музыкально – художественное творчество. Такое планирование позволяет охватить все виды деятельности, предусмотренные программой «Детство» .

12 слайд Например :

А также мной тщательным образом был подобран методический материал для реализации этого плана в виде конспектов различных видов детской деятельности. Принцип отбора материала – краеведение на примере нашей станицы Калининской. Ребята узнают об ее историческом развитии, о поэтах, писателях, тружениках сельского хозяйства.

14 слайд И вы бы видели, с какой радостью, с каким задором исполняют наши дети, кубанские песни и пляски! Ничего подобного не происходит при исполнении детского репертуара, да простят мне эти слова, наши корифеи музыкального воспитания. Их глаза лучатся гордостью, озорством, они с точностью передают эмоциональные переживания , заложенные в кубанской песни. А характерные плясовые движения, так легко и просто даются детворе как будто их учили этому с пеленок. И все это лишний раз доказывает, что кубанское искусство близко детям и доступно, ведь наши маленькие воспитанники с удовольствием познают, то, что вызывает у них особый интерес.

Увлеченно проводятся беседы о подвигах людей, имена которых носят улицы станицы, школы : Фадеева, Самохина, Покрышкина. Такими беседами мы стараемся вызывать у малышей чувство гордости за своих земляков – героев. При этом обязательно обращаем внимание детей на то, что у памятников и обелисков всегда лежат живые цветы, как дань нынешних поколений подвигу героев.

Любовь к родному краю многогранна. Неотъемлемой ее частью является - природа Краснодарского края. Поэтому мы учим видеть ее красоту, воспитываем интерес и восторженность к ней.

Трансляция опыта работы по реализации нашей программы проводилась в рамках краевого семинара в г. Славянске на Кубани в 2014 г. Имеющаяся рецензия ККИДППО кафедры развития ребенка младшего возраста дает право на использование программы в других дошкольных учреждениях Краснодарского края.

Заключение :

18 слайд Наши ребята стали казачатами всего год назад . Но мы уже видим результат проводимой с ними работы , как педагогов, так и казаков – наставников . Ребята, обогатившись духовно, стали более серьезными, воспитанными. Они гордятся своей малой Родиной, своими земляками, хотят быть похожими на настоящих казаков , чтят их традиции и видят в казаках – наставниках свой нравственный ориентир.

Благодаря использованию программы «Казачьему роду нет перевода » , мы добились конкретных результатов :

Рост познавательной активности детей повысился на 24%. Улучшились взаимоотношения между детьми группы , они стали добрее, терпимее друг к другу. Приоритетными стали такие чувства, как взаимопомощь, взаимовыручка, ответственность за порученное дело.

Высокий уровень социализации детей группы : дети являлись активными участниками краевого конкурса педагогов ДОО «Работаем по новым образовательным стандартам» , участвовали в международном интернет конкурсе «Космическое путешествие» , проявляли активность в мероприятиях, проводимых в ДОУ.

Повышение активности родителей в делах группы . Родители охотно участвуют в выставках, проводимых в ДОУ, спортивных развлечениях, заседаниях круглого стола, вместе с ребятами ходили на экскурсию в музей казачества , в Свято- Богоявленский храм. С интересом следят за успехами своих детей, откликаются на просьбы воспитателей в ремонте веранды, групповой комнаты .

В ходе работы по реализации программы мы пришли к выводу , что проводимая воспитательная и образовательная, деятельность по данному направлению объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями , эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, духовно – нравственных качеств личности ребенка.

Главный же результат освоения Программы мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, воспитании гордости за свою малую родину, свой народ и сохранению эмоциональной стороны семейного воспитания на основе казачьих традиций .

» (ст . Николаевская ) получили статус «казачье ».

Присвоение статуса «казачье » — это общественное признание конкретного результата многогранной работы педагогического коллектива и детей , их вклада в выполнение государственной программы по возрождению казачества на Дону .

В Ростовской области неуклонно растет интерес к казачьему образованию , позволяющему сохранять и умножать исторически сложившиеся ценности донской культуры , развивать богатое историческое наследие , традиции и обряды донских казаков .

При активном взаимодействии Правительства области , Законодательного Собрания и правления ВКО «Всевеликое Войско Донское » в Ростовской области сложилась и успешно развивается система казачьего образования .

Образовательные учреждения , находящиеся в регионе традиционного проживания донских казаков , используя региональный казачий компонент , воспитывают молодежь интеллектуально , физически , морально и духовно подготовленной к жизни .

В своих воспитательных и образовательных программах детские сады Константиновского района используют культурно-исторические традиции донского казачества и региональные особенности донского края . Оборудованы музейные комнаты казачьего быта . С дошкольниками проводятся мероприятия , направленные на изучение обычаев , традиций и обрядов донских казаков .

Для получения статуса «казачье » педагогические коллективы под руководством заведующих С.А.Михайловой («Сказка »), Н.А.Грицаевой («Улыбка »), Н.П. Самусенко («Виноградинка »), О.А. Козедубовой («Березка »), И.А. Агуреевой («Ладушки »), Е.В.Самохиной («Аленушка ») провели большую работу .

Каждый детский сад представил пакет документов , в который вошли планы воспитательной работы дошкольных учреждений , рабочие программы педагогов , реализующих региональный компонент по патриотическому воспитанию дошкольников , программы кружков , отражающих казачий компонент , разработки занятий по обозначенной теме .

Константиновское районное (юртовое ) казачье общество представило ходатайство о присвоении детским садам нашего района статуса «казачье ».

В соответствии с Постановлением Правительства Ростовской области от 1.06.2012г. № 475 «Об утверждении Положения о присвоении статуса «казачье » образовательным учреждениям », приказом департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений РО № 79 от 28.06.2012г. детским садам «Ладушки », «Аленушка », «Улыбка », «Сказка », «Виноградинка » и «Березка » присвоен статус «казачье ». Свидетельства о присвоении статуса будут вручены руководителям этих детских садов на августовской педагогической конференции .

Теперь в нашем районе 10 образовательных учреждений имеют статус «казачье ».

М. БРЫЗГУНОВА .