10 лет переходный возраст. Подростки: трудный возраст

Здравствуйте, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как проходит переходной период у мальчишек. Вы узнаете, какие изменения появляются со стороны физиологии и психологии. Выясните, какие факторы могут тормозить и замедлять развитие пубертата. Поговорим о возможных ошибках. Сможете ознакомиться с ценными советами.

Вспомогательные факторы

Никому не под силу заранее вычислить, во сколько переходный возраст у мальчиков начнется. Все зависит от многих причин. У кого-то это раньше, у кого–то — позже. Также нельзя ответить, до скольки он продлиться. На самом деле, на начало и конец пубертата могут влиять определенные факторы, некоторые из них будут ускорять процесс, некоторые станут его тормозить.

  1. Наследственность. У мальчика — подростка переходный возраст, как правило, совпадает с началом пубертата у его отца.
  2. Особенности питания. Если мальчик недостаточно питатется. Не в полной мере получает необходимые для развития продукты, в том числе витамины, белки и другие биологически активные вещества, его половое созревание может начаться позже, чем у сверстников.
  3. Воздействия окружающей среды. Переходной возраст может начаться раньше, если ребенок использует средства ухода за телом, в состав которых входят гормональные препараты, а также при потреблении определенных продуктов.
  4. Гормональное нарушение. Ускоренное или замедленное развитие переходного периода может происходить по причине отклонений в функционировании эндокринной системы.

Характерные проявления

Различают три этапа:

  • подготовительный, также называют младшим подростковым – психика и тело готовятся и к надвигающимся изменениям;
  • пубертатный;
  • постпубертатный — окончание формирования психологического и физиологического начала.

В пубертате происходит интенсивная секреция андрогенов, это запускает физиологические процессы. Данный этап называют адренархе.

Давайте рассмотрим признаки переходного возраста.

  1. Рост наружных мужских органов. Поначалу происходит увеличение яичек, которое преподает на 12 лет приблизительно. При этом также увеличивается половой член. Частота эрекцией повышается, возможны полюции, в норме они наблюдаются каждые два дня. Уже в возрасте 14 лет у подростка могут формироваться полноценные сперматозоиды.
  2. Рост волос. Первоначально волосики начинают расти на лобковой зоне и у основания полового члена. Сначала волоски редкие, со временем густеют. Спустя полгода или 18 месяцев с начала появления волос в интимных зонах, волосики появляются под мышками, вокруг сосков, возникает некое подобие усиков и бородки. Необходимо понимать, что далеко не у всех молодых мужчин волосяной покров укроет всю грудную клетку, а у кого-то волосы вырастут и на спине.
  3. Перемена голоса. Под воздействием выработки андрогенов наступает ломка. Это результат ускоренного развития гортани, голосовые связки становятся длиннее и утолщаются. Данное явление может быть характерным для 13 лет. Голос мальчика — подростка становится низким. На протяжении нескольких лет может наблюдаться нестабильность голосом. Окончательный тембр будет установлен к 15 годам.
  4. Изменения мышечной ткани. В данный период мальчики достаточно быстро растут, вырастают кости, а также увеличивается мышечная масса, которая достигает своего максимального значения через год с момента проявления первых признаков полового созревания. На момент окончания пубертатного периода у представителей мужского пола мышечная масса вдвое больше, чем у девушек.
  5. Смена запахов. Под воздействием половых гормонов происходят изменения жирных кислот, которые входят в состав пота. Потоотделение усиливается, появляется специфический неприятный запах. Также происходит повышенная выработка секрета сальных желез, из-за чего кожа жирнеет, появляются первые угри.

К характерным проявлениям переходного возраста относят быстрый рост костей и мышечной массы, развитие мужских половых органов, ломка голоса, угревая сыпь, рост волос на лобке и под мышками, полюции.

Мой сын подросток. Уже почти год, как начался пубертатный период, а именно в 12 лет. За это время у него произошли определенные изменения, свойственные пубертату. Больше всего удивила ломка голоса, которую я практически не заметила, чего нельзя сказать о других родственниках. Также произошли изменения и в характере. Сын хочет быть самостоятельным, желает выполнять роль мужчины в семье. Но иногда у него случаются вспышки гнева в ситуациях, когда что-то запрещается, а очень хочется.

Психологические перемены

Симптомы, указывающие на начала переходного возраста также наблюдаются в психологии ребенка.

  1. Концентрация внимания и память ухудшаются на начальном этапе переходного периода.
  2. Может наблюдаться повышенная возбудимость ЦНС — результат гормональных перестроек в организме.
  3. Склонности к депрессиям, замкнутость.
  4. Повышенная , в том числе направленная в сторону родителей.
  5. Протест против окружающего мира, конфликтность.
  6. Может снижаться умственная работоспособность между 14 и 16 годами.
  7. Развитие неуверенности, снижение самооценки, стеснительность.
  8. Избыточная тревожность , может появляться нервозность.
  9. Лабильность эмоций, импульсивность, перепады настроения — частые явления.
  10. Появление интереса к представительницам противоположного пола, половое влечение к ним. Мальчика начинают интересовать личные отношения с одноклассницами, в них он видит красивых девушек. Не исключено, что первый сексуальный опыт возникнет в пубертатном периоде.
  1. Важно, чтоб вся энергия молодого человека была направлена в нужное русло. Необходимо, чтоб ребенок ощущал себя востребованным. Можно выявить интерес к определенному занятию, чтоб появилось или отдать его в спорт. Важно, чтоб у него самого появился интерес.
  2. Необходимо не допускать критику. Не забывайте о том, что молодые люди остро реагируют относительно их внешности. Помните, что важно хвалить подростка.
  3. Интересуйтесь жизнью своего ребенка, аккуратно спрашивайте, как дела. Важно знать, чем он увлекается и что его интересует. Не нужно лезть в личную жизнь ребенка, но и не стоит оставаться в стороне. Важно своевременно суметь заметить какие-либо изменения в поведении сына, чтоб вовремя на них отреагировать.
  4. Необходимо, чтоб у мальчика — подростка имелось личное пространство. Хорошо, если это отдельная комната. Важно уважительно к нему относиться, обязательно стучите перед тем, как входить на его территории, всегда предупреждайте о своем приходе.
  5. Важно создать доверительные отношения с мальчиком — подростком. Естественно, что процесс налаживания контакта должен начаться еще в глубоком детстве.
  6. Желательно, чтоб интересы сына совпадали с интересами его родителей. Идеальная семья, в которой стремление ребенка поощряются отцом и матерью. Например, когда подросток увлекается ездой на велосипеде, вся семья садится на велосипеды и совместно катается по парку.
  7. Необходимо, чтоб у ребенка было право голоса, он мог без чьего-либо контроля принимать решения, делать определенные выводы. Желательно, чтоб самостоятельные решения касались ситуаций, которые не стали бы роковыми при неправильном действии.
  8. Родители должны проявлять терпение, не выходить за рамки дозволенного, даже если сын начинает грубить.

Возможные ошибки

Как видите, четкого ответа на вопрос «когда начинается пубертат?», нет. Однако, родители должны быть готовы к этому этапу. Важно знать, как себя вести и каких ошибок нужно избегать.

  1. Не нужно навязывать сыну свое мнение, решать за него, как жить. Позвольте ему самому реализовываться, развивать свои склонности, самостоятельно выбирать путь в жизни.
  2. Нельзя подслушивать его разговоры с друзьями или покушаться на личные вещи. Тотальный контроль только навредит вашим взаимоотношениям, настроит сына против Вас.
  3. Безоговорочное принятие любой ситуации. Недопустимо надеяться, что поведение ребенка имеет временный характер, все наладится само собой. Некоторые родители решают, что можно не вмешиваться и просто наблюдают со стороны, как ребенок ведет себя грубым образом, прогуливает школу, не ночует дома. Такое поведение в корне неправильное. Так можно потерять сына. Для подростка сейчас очень важна любовь родителей, их поддержка и советы.
  4. Отторжение и строгость. Некоторые родители решают идти другими методами, пресекать поведение своего сына. Их модель воспитания носит деспотический характер. Такие индивиды склоняются к мнению, что неправильное поведение является ошибками воспитания, а не естественным процессом при переходном возрасте. Они могут жестоко подавлять своеволие, стремление к самостоятельности и упрямство. Такой подросток будет ощущать себя непонятым, отвергнутым и у него будет выбор или подчиняться, или дать отпор. Необходимо понимать, что излишней строгостью, контролем Вы подталкиваете своего сына к мыслям о суициде в той ситуации, когда ребенка удается покорить и подавить, подчинить своей воле. Если же сын начнет сопротивляться, то не исключено развитие пристрастия к алкоголю, наркотикам.

Теперь Вы знаете, что происходит с мальчишкой во время переходного возраста. Важно осознавать, что некоторые перемены могут пугать и настораживать. Подростку крайне важна поддержка родителей в момент пубертата. Помните о возможных ошибках, не допускайте их.


Принято считать, что кошмар любой семьи - трудный возраст ребенка приходится на 13-18 лет. Этого возраста родители ждут с замиранием сердца, как стихийного бедствия. И очень радуются, когда этот самый период взрослеющий ребенок проживает тихо и спокойно, без чрезвычайных происшествий, типа незапланированной беременности или уходов из дома в неизвестном направлении.

Но иногда радость родителей бывает преждевременной.

Я психолог. И ко мне в последнее время все чаще и чаще обращаются родители, сбитые с толку непонятными метаморфозами, происходящими с их вполне уже взрослыми детьми. Взрослыми - это значит совершеннолетними. От 18 и старше. Причем, эти «детишки» вытворяют такие чудеса, что не снились папе и маме в страшных снах. Казалось бы, ведь после 18 можно уже расслабиться - самое трудное позади: школа закончена, период полового созревания прошел, в институт ребенок поступил, или «его поступили»... Впереди вроде бы маячит благополучная жизнь, карьера, семья... все, как у нормальных людей. А тут, сюрпризы...

Я называю это «запоздалым бунтом». Молодой человек или девушка демонстрирует все симптомы подросткового периода, только лет на пять-семь позже, чем этого принято ждать. Вдруг человек перестает понимать сам себя, из него лезет агрессивное поведение, которое перемежается с депрессивным лежанием на диване... Институт, который уже почти закончен, может быть с успехом прямо перед сдачей диплома, начинающаяся карьера идет под откос. Прибавьте к этому бесконечные ночные тусовки с принятием изрядных порций алкоголя, а то и наркотиков, многочисленные сексуальные контакты со случайными партнерами, отчуждение от семьи, тотальное недоверие родителям, необоснованные траты денег и прочие прелести «взросления».

Родители пытаются добиться от взрослого ребенка хоть какого-то внятного ответа на вопрос «Что происходит?», но безуспешно. Он(а) и сам(а) не знает, что происходит.

В панике такие родители приходят к психологу. Им обидно, что именно теперь, когда в любимое чадо столько вложено, все рушится по неизвестной причине.

Странно, но все родители этих взбунтовавшихся взрослых детей чем-то похожи. Как правило, мать и отец материально обеспечены. Или очень обеспечены. Это менеджеры, служащие, управляющие высокого уровня или владельцы собственного бизнеса. У них устоявшаяся комфортная жизнь. Круг общения в этих семьях, как правило, соответствует их уровню. В ребенка вкладывается все самое лучшее. Спецшкола, спортивные занятия, компьютерные программы, репетиторы и т.д. Часто у таких детей рано появляется своя машина, они ездят за границу отдыхать и учиться.

Получается, что жизнь такого ребенка расписана на годы вперед. Очень часто родители задолго до окончания школы знают, в какое учебное заведение будет поступать ребенок (там знакомый ректор, там престижные профессии, там большие перспективы, там заграничные стажировки, родители там учились и т.д.)

В общем, жизнь расписана на годы вперед. Вот здесь и кроется главная причина. Родители, или один из родителей в такой семье, как правило, авторитарен. Они уверенные в себе и своих силах люди. Они знают, как вести себя в этой жизни так, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы. И своему ребенку прививают те же ценности. Ему уже заранее уготована какая-то судьба.

И все это было бы замечательно. Но...

Рано или поздно все дети взрослеют. А взросление - это время, когда маленькое прежде существо обнаруживает в себе зачатки самостоятельности, и страстно хочет эту самостоятельность реализовать. Впервые у него появляются собственные желания (может быть, неправильные с точки зрения родителей), впервые он чувствует себя отдельным от семьи и желаний родителей.

Получается, что в то самое время, когда подростку положено демонстрировать все прелести переходного периода, ему просто некогда. У родителей в это время повышена бдительность, они стараются побольше загрузить его занятиями и разными делами. К тому же они приводят логичные, разумные доводы: вложишься сейчас в свою жизнь - потом будет легко. Очень часто ребенок не успевает толком разобраться в себе, а за него уже все решили. Ну раз решили, и ладно: он-то и сам точно не знает. Чего он хочет в этой жизни.

Он поступает в институт не то, чтобы по своему собственному выбору, он просто не сопротивляется воле родителей. А родители проявляют повышенную заботу, чтобы он ни в чем не нуждался. Привыкая к этому всему, подросток вырастает в тепличных условиях, знакомый только с одной стороной жизни. У него нет времени на подростковые шалости. Жизнь чрзмерно насыщенная, и самая насыщенная она как раз тогда, когда больше всего хочется свободы.

Получается, что внешне этот сложный период взрослеющий человек ведет себя спокойно. На самом деле он еще и не взрослеет. Ему просто некогда. Он реализует амбиции своих родителей, сам того не осознавая. Однако если он не переболеет взрослением вовремя, это не значит, что он не переболеет им никогда.

В итоге оказывается, что молодому человеку (девушке) не дали прожить этот самый «бунтующий» период своевременно, и ребенок не имеет возможности пожить своими интересами, желаниями, не знает, чего он хочет САМ. Он слишком «примерно» провел свой трудный возраст.

И вдруг, лет через пять, прелести трудного возраста появляются неожиданно, как снег в мае. Родители уже вроде бы расслабились: ребенок стал взрослым (казалось бы), учится, где надо (не сопротивлялся, слава Богу), общается с приличной компанией (мы постарались, чтобы среда была подходящая), армия ему не грозит (мы сделали все возможное). В общем, прожили за него его жизнь.

И тут их ребенок осознает себя биороботом, выполняющим всю свою недолгую пока еще жизнь какие-то программы, которые были внушены ему еще с детства. Выполняет, неизвестно зачем. Он осознает, что до сих пор своей собственной жизнью еще пока не жил. Не знает, чего хочет, но то что есть сейчас - не его. И он ударяется в протест к той жизни, которую живет. Протест может быть сознательным или бессознательным, но «запоздалый подросток» отчаянно отстаивает свое право жить СВОЮ жизнь, пусть даже неправильную и несовершенную с точки зрения родителей. Сессии не сдаются, экзамены прогуливаются, работа брошена, ночами его (ее) нет дома. Ребенок говорит о том, что учиться он здесь не хочет, а где хочет - не знает... Жить он хочет отдельно, правда, на что - не знает... Подружка (друг) - это вообще не его человек, это была ошибка...

Тем обиднее бедным родителям - они же хотели, как лучше! Теперь же на карту поставлено все: институт, начинающаяся карьера. Этому молодому человеку (девушке) уже есть, что терять. Их чадо как будто тупеет на глазах, и как они говорят, впадает в «подростковый возраст». Но так оно и есть на самом деле. Ведь природу никому еще обмануть не удавалось.

Конечно, первое, что хотят родители - что-нибудь срочно сделать с ребенком, чтобы вправить ему мозги, сделать из него человека и наставить на путь истинный. Истинный - это такой, каким видят его они. И в своих попытках образумить свое буквально взбесившееся чадо они чего только не делают! Ведут душеспасительные беседы, читают нотации, водят к психологам, запирают дома, лишают денег, отсылают учиться за границу и т.д.

Как это ни странно, лучшее, что родитель может сделать в такой ситуации, это оставить своего ребенка в покое. Убрать руку с пульса. Отстегнуть поводок. Это как раз самое трудное и меньше всего вписывается в родительскую голову. Как же можно отстраниться от него в такой момент? Он же таких дров наломает! Но на самом деле родитель боится признаться, что на самом деле он уже ничего не контролирует, а ребенок уже «сорвался с поводка».

Если родители находят в себе силы отстраниться и занять нейтрально-доброжелательную позицию по отношению к ребенку, то, пожив два-три года в состоянии протеста и разрушения он становится взрослым. Трудно, тяжело, но становится. Возможно даже, за это время он разрушит то, что так долго и заботливо создавали ему родители. Тогда ему придется начинать все сначала. Это тоже будет нелегко. Но это будет ЕГО жизнь. Пусть и неправильная с точки зрения родителей. Только в своей жизни у человека есть шанс быть счастливым. В чужой жизни - нет.

Рано или поздно любой ребенок вступает в период активного взросления, когда родители впервые знакомятся с проблемами переходного возраста. Так своего ребенка и сколько длится переходный возраст у мальчиков? Ведь именно в это время любой ребенок меняется практически до неузнаваемости, а родителям очень непросто найти с ним общий язык.

Сколько длится переходный возраст у мальчиков

Пора взросления – это важнейший, но при этом наиболее трудный жизненный этап в становлении любого человека. Более того, именно от этих нескольких лет во многом будет зависеть и будущее ребенка в целом. Поэтому основная задача родителей мальчиков-подростков, помочь своему чаду пережить этот период максимально безболезненно. При этом юношеского возраста наполнен массой неприятных сюрпризов. Ведь милый и добрый мальчик, становясь подростком, начинает быстро меняться. Вдруг, он становится грубым, отстраненным и даже замкнутым. На самом деле это неудивительно, так как существенные изменения происходят во всем детском организме, в том числе в плане отношения к себе и к окружающим, в мировоззрении.

Однозначно сказать, сколько длится переходный возраст у мальчиков, сложно. Так, под переходным возрастом понимается некий временной промежуток, когда идет активное половое созревание ребенка, на фоне окончательного формирования всех внутренних органов и систем, ускорения физического развития. Поэтому нельзя точно определить, сколько длится переходный возраст у мальчиков. Ведь если у одних он начинается уже в 10 лет, то у других только в 14. В среднем завершается этот переходный период к 15-17 годам, хотя и эти показатели могут варьироваться.

Не стоит забывать, что в среднем взросление у мальчиков идет на пару лет позже, а также продолжается дольше, чем у девушек, да и проходит активнее.

Специалисты уверяют, что ответ на вопрос, сколько длится переходный возраст у мальчиков, находится в непосредственной зависимости от множества факторов, в том числе от национальности и наследственности, от образа жизни и уровня физического развития, отсутствия или наличия вредных привычек и некоторых других. Обычно те мальчики, которые правильно питаются, проявляют физическую активность и по мере возможности придерживаются здорового образа жизни, вступают в подростковый период вовремя.

Переходный возраст у мальчиков и его признаки

Для начала нужно сказать о трех основных фазах переходного возраста. Это:

1. Подготовительная, когда начинается подготовка тела и психики ребенка к будущим переменам.

2. Пубертатная, то есть, собственно переходный или подростковый возраст.

3. Постпубертатная, когда происходит окончательное завершение физиологического и психологического формирования ребенка.

Как только наступает которого весьма явные, в организме начинаются значительные изменения, которые находят свое отражение в поведении и внешнем виде подростка. При этом основная причина перемен кроется в выработке гормонов, которые и предопределяют раздражительность и резкие перепады настроения, а также интенсивный рост мальчика.

Вне зависимости от того, сколько длится переходный возраст у мальчиков, он проявляется в следующих признаках, свидетельствующих о половом созревании юноши:

1. Развитие половых органов. Уже к 11-12 годам у подавляющего большинства мальчиков отмечается пигментация мошонки, а также увеличение в размерах полового члена.

2. Увеличение волосяного покрова. Причем сначала рост волос отмечается в подмышечных областях и на лобке, но постепенно они могут покрыть не только ноги и руки, но и спину, грудь.

3. Активный рост костей и мышц. Это проявляется в расширении плеч.

5. Поллюции. Это происходящие во сне самопроизвольные семяизвержения.

6. Угревая сыпь, которая в зависимости от особенностей конкретного организма может быть как незначительной, так и весьма обильной. Иногда она покрывает не только лицо, но и руки, спину.

Безусловно, такие изменения не могут пройти одномоментно, тем не менее, все они неизбежны, поэтому родителям нужно к ним заранее подготовиться.

Еще один момент, переходный возраст у мальчиков делает их очень ранимыми, поэтому они могут очень остро реагировать не только на критику, но и даже на небольшие замечания. Мальчики в этом возрасте и сами начинают ощущать не только прилив физической силы, но и увеличение сексуальной активности. Именно этим и объясняется стремление к самоутверждению в глазах окружающих и независимости. Тем не менее, именно необходимость постоянно доказывать всем свою мужественность может стать основной причиной нарушения душевного спокойствия и равновесия подростка.

Во сколько лет обычно начинается подростковый период? У каждого человека это происходит по-разному. Однако имеется единый критерий: когда у ребенка появляется самосознание – он становится подростком.

Начало переходного возраста

Раннее детство закладывает в малыше базу для участия в социальной жизни, труде. Социум формирует его личностные качества, помогающие ему гармонично влиться во взрослую жизнь, чему способствуют дошкольные учреждения, различные кружки, а также домашнее воспитание.

Периодизация детства и взросления

Большинство родителей задаются вопросом: подростковый возраст – это сколько лет? Точные цифры назвать сложно, поскольку вступление каждого ребенка в данный период зависит от генетической предрасположенности и индивидуальных особенностей организма. У одних детей наступление подросткового возраста приходится на 11 лет, у других на 14.

Принято выделять три этапа переходного возраста:

  1. Организм готовится к изменениям – предпубертатный период.
  2. Формируются вторичные половые признаки – пубертатный.
  3. Фаза завершения подросткового периода – постпубертатный.

Помимо общих черт подростковый возраст у различных народов, национальностей имеет свои особенности, вызванные географическим, национально-культурным и иными аспектами. У детей формируются черты характера, привычки, которые отвечают общепринятым нормам данной среды.

Во сколько лет начинается переходный возраст в России? На протяжении столетий пубертатный период у русскоязычного населения назывался «отрочество». Он продолжался с 12 до 17 лет. По настоящий момент эта норма в нашей стране осталась неизменной.

Психологическая ломка

На фоне физиологического взросления происходят психические изменения. Для ребят данной возрастной группы характерны эмоциональные вспышки, личная активность, стремление к самостоятельности, самоутверждению в глазах окружающих. Их гордость страдает из-за того, что они вынуждены зависеть от родителей.

Подростки очень активно стремятся подражать старшим, ориентируясь при этом на ценности современного мира. У них появляется повышенный интерес к своей личности, самооценка. Начинает проявляться противоположное состояние: конфликт с собой. Взрослеющий ребенок зачастую имеет болезненное самомнение, порою беспечное отношение к своей жизни. Все незначительные проблемы кажутся катастрофическими, они проявляются весьма эмоционально.

Внимание! Различные проявления подросткового поведения необходимо терпеливо пережить, как стихию, которая вскоре уляжется.

Взросление мальчика

Давайте разберемся – когда начинается подростковый возраст у мальчиков? Научные исследования говорят, что «мальчиковый» предпубертатный период обычно начинается в 11. Оканчивается примерно в 16.

Трудный возраст обусловлен гормональной перестройкой. У мальчика изменяется голос, начинается активное наращивание мускулов, развиваются половые органы, появляются маленькие усики и пушок на лице, а также растительность на других частях тела. Выработка гормонов в организме влияет на поведение подростка: он становится груб, неуправляем. Сильное половое влечение доставляет юноше дискомфорт (даже когда он находится в младшем подростковом возрасте – а это 11 лет).

Взрослеющие мальчишки стремятся к максимальной независимости. Нередко она становится непредсказуемой и безрассудной. Всплески гормонов приводят юношу к бунтам и истерическому поведению. От этого страдает не только он, но также домочадцы. У мальчиков сложный период протекает сложнее, чем у девочек. Этому подтверждение грустная статистика: убегают из дома, становятся наркоманами или алкоголиками чаще всего дети мужского пола.

В воспитании мальчика неоценимую роль играет отец, который должен быть образцом мужского поведения. Чтобы сформировать будущую гармоничную личность из своего сына, отец должен наладить с ним контакт на базе полного взаимопонимания. Если семья неполная, то данная роль отводится деду или дяде.

Взросление девочки

Половое развитие у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, поэтому в подростковый период девочка вступает зачастую в 9 лет – а это раньше обозначенного срока. Оканчивается сложный период примерно в 15.

У ребенка появляются вторичные половые признаки: расширяются бедра, тело становится более округленным. Может увеличится масса тела. На лобке и подмышками появляются волосы. Нередко выскакивают угри, что приносит подростку массу комплексов. Физиологическое состояние девочки очень часто приводит к тому, что она не воспринимает свое тело. Другая сторона медали – повышенный интерес к противоположному полу.

Важно! Обязанность мамы – в доступной для дочки форме объяснить щекотливые моменты, связанные с физиологическими моментами. Необходимо помочь ребенку смягчить скачок «от детства к взрослости».

Как и у мальчиков, у взрослеющих девочек появляется потребность доказать всем, что они взрослые. Необходимость в самоутверждении лишает их возможности сохранять спокойствие все время, пока длится подростковая фаза жизни, принимать разумные решения. Характер девочки становится трудно-контролируемым.

Подростковый возраст длится примерно 4–5 лет. Все это время родителям нужно ставить себя на место своего ребенка. От старших требуется благородство по отношению ко всем людям, терпимость и гибкость по отношению к подростку. Неокрепшее сознание взрослеющего ребенка впитывает поведенческую манеру взрослых. Если родители критикуют и осуждают учителей, соседей, друзей, то тем самым засевают психику своего чада зернами неприязни к окружающим.

Учтите! Взрослые должны приучать подростка к ответственности, однако не насильственными методами, а предоставляя ему свободу выбора.

Важный аспект – полноценный сон. Норма ночного отдыха составляет 8 часов. Если подросток не высыпается, то его нервная система расшатывается, он испытывает стресс. Начинаются проблемы.

Очень важно физическое развитие взрослеющего ребенка. Спорт поможет снять напряжение, связанное с гормональными выплесками. Правильное, сбалансированное питание обеспечит потребность подрастающего организма в витаминах, микроэлементах, белках, углеводах и т.д.

  • постоянная подавленность;
  • отстраненность;
  • отсутствие аппетита;
  • хамство;
  • демонстративные поступки;
  • жестокость;
  • «деньголюбие».

Если ребенок требует карманных денег сверх нормы, то родителям следует отреагировать на этот тревожный сигнал. За «деньголюбием» может скрываться ужасная причина: . При обоснованном подозрении необходимо обследовать ребенка в наркодиспансере.

Окончание постпубертатного возраста

В последние годы психологи отмечают, что подростковый возраст заканчивается после совершеннолетия. Этот феномен имеет причины. Рассмотрим их.

Сегодняшняя эпоха цифровой экономики требует от молодых людей конкурентоспособного образования, на получения которого уходит очень много времени. Следовательно – отодвигается срок, когда молодой человек станет взрослым: будет финансово самостоятельным, чтобы создать полноценную семью. К тому же, многие парни и девушки возрастом от 18 до 35 лет продолжают жить с родителями.

Итак, психология взросления ребенка может немного снизить градус накала, облегчить нелегкую ношу родителей. И тогда подросток придет к согласию с собой.

Ваш милый ребенок стал сам не свой? Он стремится показать свое превосходство или наоборот замкнулся? При этом он ученик средних классов? Все нормально. Это – переходный возраст. А о его особенностях у мальчиков читайте далее.

У мальчиков переходный этап взросления попадает на возраст 12 (14) – 17 (18) лет. Пиком негативных реакций является этап от 14 до 16 лет. Негативная фаза заканчивается поиском друга, тоской по другу. Пик эмоциональной нестабильности приходится на 11-13 лет.

Признаки переходного возраста

  1. У мальчиков переходный возраст начинается с набухания яичек, позже увеличивается член и другие половые органы. Это происходит в среднем в 11-15 лет.
  2. Одновременно с этим появляются волосы в районе половых органов.
  3. Через пару лет начинают прорезаться волосы на лице и на теле.
  4. Происходит ломка голоса (перепады от низкого к высокому).
  5. В самом начале созревания может наблюдаться небольшое увеличение молочных желез, которое проходит через год-два.
  6. Ночные эякуляции.
  7. Общие для обоих полов реакции (агрессия, противоречивость, усталость, максимализм).
  8. Стремление продемонстрировать свою физическую силу.

Половое созревание

У мальчиков половое созревание начинается в 13-14 лет, а заканчивается в 16-17 лет. Специфика полового развития – стремление выглядеть старше, «круче», быть похожим на своих кумиров. Они так же, как девочки, тянутся к противоположному полу. Однако по-настоящему редко влюбляются, чаще «играют в отношения».

Половая идентификация у мальчиков тесно связана с образом женщины рядом. То есть чем больше женского примера вокруг, тем больше мальчик осознает свою мужественность. Чем женственнее окружающие его девочки, тем он больше чувствует себя мужчиной.

Физическое развитие

Пик роста мальчиков приходится на 13 (13,5) лет – 15 лет, а замедляется к 18 годам. При этом вес растет с 14 до 16 лет.

Становление иммунитета

На подростковый возраст приходится итоговая фаза развития иммунной системы человека. У мальчиков это происходит в 14-15 лет. Становление иммунитета зависит от внешних условий среды и от наследственности. Именно поэтому подросткам важно:

  • хорошо и правильно питаться;
  • заниматься спортом;
  • избегать вредных привычек.

Сердечно-сосудистая система

Отмечается постепенное увеличение артериального давления. Пульс несколько выше нормы, но ниже, чем у девочек. Однако, как и у них, возникают головные боли, головокружения, слабость.

Мышцы

У юношей рост мышечной массы приходится на 14 лет, но соответствие силе взрослого мужчины достигается позже.

Дыхание

Растут органы дыхания. У юношей преобладает брюшной тип дыхания. Мальчики проще переносят нехватку воздуха при физической нагрузке.

Эмоциональная сфера

Как и девочки, мальчики отличаются повышенной эмоциональностью и глубиной эмоций. Им в большей мере свойственна агрессивность. В целом у мальчиков-подростков эмоциональность ниже, чем у девочек. Особенно это касается отношений между полами.

  1. Из всех элементов полового созревания большее негодование (испуг, стеснение, непонимание, неуверенность) у мальчиков может вызвать феномен ночной эякуляции. Важно поговорить об этом с сыном. Мальчикам, как и девочкам, важно знать особенности своей репродуктивной системы (заранее).
  2. Если не можете сами поговорить с подростком о половом созревании (к слову, поверьте, он испытывает не меньший дискомфорт), то просто подарите ему хорошую книгу с доступной информацией. Мальчик сам решит, что именно и когда из нее он захочет узнать.
  3. Подсказывайте подростку советы по уходу за кожей или сводите к дерматологу. Подросткам очень важен их внешний вид.
  4. Не игнорируйте переживания подростка относительно его внешнего вида, даже если вы своего сына считаете идеальным. Важно объяснить, что это временно и внешность человека формируется до 20 лет анатомически, а позже легко корректируется своими силами.
  5. Не усугубляйте ситуацию возгласами о незначительности его проблем.
  6. Помните, что , которое у подростков встречается часто – компенсация комплекса неполноценности. Важно разобраться, почему подросток не уверен в себе и .
  7. Судите поступки, а не подростка.
  8. Безусловно любите.
  9. Успешность во многом зависит от самооценки. Самооценку нужно обязательно поддерживать извне (задача родителей). Поверьте, подросток и так сам себя достаточно ругает и акцентирует внимание на недостатках. Ваша задача в противовес замечать только положительные моменты. По крайне мере акцентировать внимание на них.
  10. Общение со сверстниками и увлечения очень значимы. Если это не вредит ребенку и обществу, то пусть слушает «жуткую» музыку или «страшно» выглядит.
  11. В ограничениях нужно выступать единым фронтом. Подросток не должен иметь возможности найти «лазейку» в семье.

Таким образом, задача родителей мальчика-подростка – научить его самостоятельно действовать, нести ответственность за поступки, выбирать круг общения и жизненные ориентиры. Важно способствовать развитию положительных черт его характера и уменьшению выраженности негативных (либо ). Для этого можно проводить беседы, самостоятельно исследовать личность (анкеты, опросы).

Самопознание и самоопределение – основа возраста. У мальчиков самоопределение больше ориентировано на профессиональную деятельность. Нередко они даже стремятся найти подработку. Это хорошо и не стоит этому препятствовать. Но нужно поспособствовать расстановке адекватных приоритетов и вместе найти компромисс.

Однако существует и обратный вариант – пассивность. Тогда нужно поспособствовать нахождению хобби для подростка.

При взаимодействии с подростком важно избегать авторитарности и жестокости, либерализма («кумир семьи»), гиперопеки и гипоопеки. Это разрушающие стили воспитания. Они оказывают деструктивное влияние на отношения детей и родителей, их личности.

Установлению доброжелательных сотруднических взаимоотношений с подростком поспособствует:

  • зрительный и тактильный контакт (естественная потребность всех людей, часто неосознаваемая);
  • активное слушание (проговаривание чувств ребенка: «ты расстроен, потому что у тебя не получается домашнее задание»);
  • проговаривание своих чувств, особенно отрицательных (но не «ты меня расстроил», а «я расстроена», то есть оперируйте Я-высказываниями).

Литература по теме

  1. Ю. П. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
  2. О. В. Холодковская, В. А. Пашнина «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем».

Спасибо за внимание. Желаю взаимопонимания с вашими детьми! Слушайте и будете услышаны.