Что такое выбор еще в детском саду. Можно ли поменять детсад в электронной очереди? Прислушайтесь к своей интуиции

Мало из нас может позволить себе такую роскошь, как домашнее воспитание ребенка до школы. Как правило, не через полтора, то через три года после родов мама выходит на работу. Остается решить вопрос: кто будет заботиться о ребенке, воспитывать и развивать его. Обычно рассматриваются три варианта: бабушки-дедушки, няня или детский сад. Причем большинство из нас в силу тех или иных обстоятельств выбирают именно детский садик. Давайте рассмотрим, как же правильно выбрать хороший детский сад для ребенка?

Преимущества детского сада

Конечно, главное преимущество детского сада заключается в том, что он дает ребенку возможность пообщаться со сверстниками. В играх с детьми своего возраста закладываются основы взаимодействия с людьми, развиваются умения действовать сообща, понимать других людей. В тоже время как бы ни хорош был детский сад, он никогда не сможет заменить ребенку семью. Иногда родители отдают малыша в детский сад только для того, чтобы на время освободиться от забот о нем. Но ребенок непременно рано или поздно почувствует и поймет это, и тогда польза от его пребывания в садике будет сведена к минимуму. Не стоит отправлять кроху в детский сад лишь затем, чтобы он научился там самостоятельно умываться, есть, одеваться и раздеваться и т.п. Эти навыки он может получить дома.

Когда стоит отдавать ребенка в детский сад?

Считается, что до достижения трехлетнего возраста ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками и очень привязан к маме. Поэтому если малыша отдать в ясли раньше 3 лет, он будет остро реагировать на разлуку с матерью, плакать и тосковать.
Период жизни до трех лет называется младенчеством. Когда он заканчивается, большинство детей переживают кризис – своего рода переходный период. В это время малышу остро необходимо ваше тепло и внимание, чтобы по возможности безболезненно пережить этот непростой период. Кроме того, если в группе всем детям по три года и у всех возрастной кризис, обстановка там будет заведомо конфликтной. Во многих странах Западной Европы дети начинают ходить в детский сад (там он считается частью начальной школы и посещать его нужно обязательно) с четырех лет.



В какой период не желательно отдавать ребенка в детский сад

  • Сразу после рождения второго ребенка, иначе старший малыш воспримет это как предательство, изгнание.
  • Нежелательно, чтобы первый поход в детский сад совпал серьезными переменами в жизни малыш: переезд на новую квартиру, развод родителей, и даже перестановка мебели и новое домашнее животное.
    Важно, чтобы у крохи было ощущение стабильности и защищенности.

Как выбрать детский сад для ребенка

В целом дошкольные учебные заведения можно разделить на несколько группы:

  • Муниципальные.
  • Ведомственные.
  • Частные (коммерческие).
  • Домашние (семейные).

В зависимости от вида детского сада варьируется программа обучения, количество детей в группе, качество питания и игрушек и даже психологическая атмосфера.

Муниципальные (районные) детские сады

Этот садик всем нам хорошо знаком. Именно в него вас в детстве отводили мамы и папы. Очень многое в них зависит от заведующей.

В какой бы районный садик ни ходил ваш малыш, программные занятия обязательно должны включать в себя:

  • знакомство с окружающим миром (с предметами ближайшего окружения, природой, явлениями жизни);
  • игры (сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические);
  • развитие речи (пополнение словарного запаса, обучение правильному произношению, согласованию слогов, устный рассказ);
  • знакомство с художественной литературой (пересказ прочитанного, чтение, заучивание);
  • обучение основам изобразительного искусства (рисование, лепка, аппликация);
  • знакомство с элементарными математическими понятиями (количество, величина, геометрические фигуры, ориентирование в пространстве и времени);
  • музыкальные занятия (прослушивание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  • физкультурные занятия.

Во многих районных детских садиках, помимо обязательных занятий, по желанию родителей организуют дополнительные платные, например: обучение иностранному языку, хореографии, плаванию. Когда вы будете выбирать занятия для своего малыша. Не переусердствуйте. Много не всегда хорошо. Любое занятие должно приносить радость. Адекватно оценивайте способности вашего малыша. И помните: вы можете отказаться от платных услуг, даже если их выберут все родители.

Преимущества муниципального детского сада

  • Маленькая стоимость, которая установлена законом. Существуют категории льготников, например мамы-одиночки, многодетные мамы и т.п.
  • Близость к дому.

Недостатки муниципального детского сада

  • Слишком большая наполняемость групп (25 – 30 человек) низкое качество ухода и присмотра, единообразие в занятиях.
  • Стандартное питание.

Ведомственные детские сады

Такие садики контролируются напрямую Департаментом образования. Их программы и порядкм определяются предприятиями и организациями, в чьем ведомстве находится детский сад. Эти детские сады стоят дороже, но детям сотрудников предприятия предоставляются скидки. Ведомственных садов сейчас немного, и их количество сокращается.

Преимущества ведомственного детского сада

  • Сравнительно небольшое (по сравнению с муниципальным) количество детей в группе.
  • Лучшие условия пребывания детей (по сравнению с муниципальными садами).
  • Продуманное меню.

Недостатки ведомственного детского сада

  • Довольно высокая оплата (до нескольких тысяч).
  • Иногда бывают сложности с зачислением детей «со стороны».

Частные детские сады

При отсутствии в семье финансовых затруднений это идеальный вариант. Частные сады принадлежат одному или нескольким частным лицам. Соответственно, их уровень зависит от организаторских особенностей тех, кому они принадлежат.
Некоторые из частных садиков созданы на базе государственных, то есть находятся с ними в одном здании, но предоставляют при этом больший комплекс услуг. Другие занимают отдельное здание и занимаются с детьми по своей программе. Работают такие сады, как правило, до восьми-девяти вечера или круглосуточно.
В частных детских садиках очень интенсивная и насыщенная программа развития. Они хорошо обеспечены играми и игрушками, наглядными пособиями.
Детей на прогулку могут вывозить в ближайшую лесопарковую зону. Контроль над работой негосударственных ДОУ осуществляется с помощью лицензирования, аккредитации, сертификации программ и аттестации педагогов.

Преимущества частного детского садика

  • Маленькое количество детей в группе – от 5 – 12 человек.
  • Дети легче адаптируются к садику.
  • Разнообразное вкусное питание (фрукты, соки, салаты).
  • Индивидуальный подход к детям.
  • В каждой группе несколько воспитателей.
  • За развитием детей наблюдают логопеды, психологи, педиатры, учителя-предметники.
  • Родители имеют право влиять на учебный процесс – например, через попечительские советы, могут инспектировать кухню, требовать отчета о финансовой деятельности, даже присутствовать на занятиях.
  • Многих частные детские сады работают по системе «детский сад – школа».
  • Есть видеонаблюдение в режиме «онлайн» — установленные видеокамеры записывают не только изображение, но и звук с подключением к Интернету. Такие системы дают возможность родителям наблюдать в режиме реального времени за жизнью своего ребенка, поведением воспитателя. Кроме того, такое слежение повышает безопасность присутствия ребенка в детском саду.

Недостатки частного детского сада

  • Недостаток всего один – это его стоимость.

Домашний (семейный) детский сад

Обычно владельцы такого детского садика устраивают его в своей квартире или снимают помещение, в котором обустраивают спальню и игровую комнату. Они приглашают воспитательницу, няню, повара, а для детей постарше – преподавателей иностранного языка, музыки и рисования.

Преимущества домашнего детского сада

  • Максимум заботы и внимания, отсутствие травматизма, условия, приближенные к домашним.
  • Маленькое количество детей от 3 – 5 человек в группе.
  • Индивидуальный подход.

Недостатки домашнего детского сада

  • Очень высокая оплата.
  • Возможные проблемы, связанные с недостатком оборудования или помещения.

Основные критерии отбора детского сада

  1. Для начала обратите внимание, где находится детский сад. Отдельное здание предпочтительнее, чем первый этаж жилого дома. Нежелательно, если территория на которой гуляют дети, выходит непосредственно на улицу, а не во двор.
  2. Отметьте, чисто ли около садика, огорожен ли он забором с закрывающейся калиткой, или по территории могут спокойно перемещаться все желающие, в том числе и «собачники».
  3. Обратите внимание на наличие в садике охраны.
  4. Достаточно ли на территории зелени, есть ли качели, горки, лестницы для лазания.
  5. Понаблюдайте за гуляющими детьми: не кричат ли на них воспитатели, организовывают ли они игры, не ограничивают ли двигательную активность детей.
  6. Обратите внимание на наличие в помещении отдельной спальни, есть ли в садике спортивный зал.
  7. Посмотрите, достаточно ли в группе игрушек и хорошего ли они качества, есть ли в распоряжении воспитателей современные дидактические материалы и учебные пособия.
  8. Познакомьтесь с персоналом (врачом, воспитателем, нянечкой), посмотрите на обстановку, в которой будет находиться ваш ребенок.

Адаптация и привыкание ребенка к детскому саду

Привыкание к детскому саду – сложный болезненный процесс, как для малыша, так и для его родителей. Запаситесь терпением и мужеством! Не поддавайтесь соблазну оставить любимое чадо дома на денек или даже недельку. Это только затянет период адаптации и не решит проблему. Если ребенок плачет, кричит, не хочет идти в группу, вы должны быть абсолютно спокойными, как бы сложно вам не было.

Ребенок — хороший психолог, поэтому он должен видеть вашу улыбку и думать, что ничего плохого не происходит. Чаще всего ребенок плачет, потому что любые перемены в его жизни — это «маленький стресс», новый этап в своей жизни малыш должен пройти и преодолеть самостоятельно. Родители в период адаптации ребенка к детскому саду должны обеспечить счастливое и комфортное времяпрепровождение малыша дома, полноценное питание, режим, прогулки на свежем воздухе. Запомните, добрая и благоприятная атмосфера дома, ваше внимание, залог успешной адаптации ребенка. Когда вы приводите ребенка в детский сад будьте непреклонны и очень скоро вы просто не узнаете своего малыша. Он станет более самостоятельным, рассудительным, «принесет» из детского сада новые игры и забавные словечки, приобретет новых друзей и подруг.

Если малышу в каком-то садике сразу не понравилось - делайте выводы. Ребенок, в отличие от взрослых, часто сразу чувствует общее настроение того или иного коллектива. Но имейте в виду, если у ребенка есть изначальная установка "в садик не хочу" - он будет отвергать любой детсад, даже самый лучший…

Одна мама устраивала свою дочку в садик, и начала, разумеется, с учреждения, которое слыло в районе образцово-показательным. Там, мол, и активное развитие, и плавание, и вкусная еда… Заведующая встретила посетителей не очень-то приветливо. Ничего вроде бы удивительного - глава детсадика, как правило, человек занятой. Но вот тон был не слишком гостеприимный… И самое главное - гуляя в ожидании по коридорчику, девочка заглянула в группу и увидела такую картину: детишки сидят чинно на стульчиках вдоль стенок, положив руки на колени. Это в самый активный период дня! Ребенок откровенно скривился, а когда их все же пригласили в кабинет и начали намекать, что просто так в это учреждение не попасть, трехлетняя девица без излишней дипломатии заявила: "Мама, пойдем в другой садик!" И потянула маму к двери. (Обратите внимание - не пойдем вообще домой, а поищем другой садик!)

В результате девочка "выбрала" обыкновенный рядовой детсад, ничем не примечательный, но при первом его посещении мама с дочкой увидели иную картину: воспитательница несет в группу обед, а следом в белых колпачках и фартучках гордо вышагивают два ребенка: один несет хлеб на подносе, а другой - салфетки. И еще: пока, как водится, ждали аудиенции у заведующей (которая самым доброжелательным тоном попросила их чуточку подождать), не раздалось ни одного воспитательского голоса из группы на сколько-нибудь повышенных тонах. То, что детей в этом саду воспитывают достаточно активно, не подавляя их личностей, понравилось и маме, и дочке. К слову сказать, садик в общем их ожиданий не обманул.

Определитесь с тем, что для вас важно

Для иных взрослых хороший садик - это тот, где помимо общего развития будут давать трехлетнему малышу кучу дополнительных предметов, нагрузят его до предела (за немалые деньги родителей), а в результате иногда получится, что ребенок общего-то развития и не получит. Будет уставать. И в результате разлюбит и садик, и занятия, и общение.

Иным кажется наиболее привлекательным садик ближе к дому. Многие делают выбор исходя из внешнего и внутреннего "убранства" детсада - мол, есть ли там ковры, много ли игрушек, сделан ли ремонт…

Что ж, ваше право пользоваться любыми критериями. Но помните: в садик будете ходить не вы, а ребенок. Так что может быть, близость к дому оправдана в чем-то (если у вас нет машины). Ведь маленькому ребенку трудно проделывать на первых порах долгий путь пешком или в общественном транспорте. Но во всем прочем присматривайтесь к общему настроению коллектива, к духу, который витает в этом саду.

Познакомьтесь с заведующей садиком

Очень много в садике зависит от заведующего (точнее от заведующей, поскольку в подавляющем большинстве на этой должности работают женщины). Вашему ребенку будет хорошо в садике, которым руководит заведующая, сочетающая в себе в равной степени качества педагога и администратора. Сразу предупрежу: сбалансированное сочетание этих качеств достаточно редкое, часто наблюдается откровенный перекос в ту или иную сторону.

Вот один вариант: во главе садика - прекрасный педагог , любит детей, уважает воспитателей. Но при этом у нее напрочь отсутствуют какие-либо администраторские навыки. И поэтому ей сложно проконтролировать набор кадров и качество их работы на местах. В одном из таких садиков заведующая покоряла с первого взгляда: молодая, приветливая, второе образование - детский психолог, детишек любит и что называется, чувствует… Но при более близком знакомстве с садиком родители обнаружили, что в группе у их ребенка - откровенно бездарная воспитательница и нянечка-алкоголичка. Как ни грустно было, с садиком пришлось расстаться.

Второй вариант: заведующая - прирожденный администратор (это как раз то самое показательное учреждение, о котором мы говорили выше). Персонал вышколенный, отбор кадров жесткий, снабжение и обеспечение садика - на высшем уровне (а это тоже надо уметь организовать…) Но при этом - достаточно прохладное отношение как к детям, так и к воспитателям. Именно поэтому сами воспитатели при всем своем профессионализме нередко срывались на детях (а чтобы не было нареканий в работе, просто заставляли детишек сидеть на стульчиках - не хочешь, чтобы тебе указали на ошибки, лучше ничего не делать…) В результате общение с детишками при образцово-показательном обеспечении было достаточно формальным, что явно было детям не на пользу. И садик на самом деле больше привлекал родителей, и то до поры до времени.

Третий вариант - счастливое сочетание администратора и педагога. Это тот садик, что выбрала трехлетняя девочка, которую мама "пристраивала" в детское учреждение. Да, здесь заведующая скорее всего не стремилась вывести свой сад в образцово-показательные, но скорее всего потому, что понимала - детям и персоналу на пользу это не пойдет. Зато можно избежать лишних проверок и позволить воспитателям не формализовать работу с детьми, а наоборот, сделать ее активной и приближенной к самим детям. С другой стороны, организация работы в садике не страдала: не было ни нянечек-пьяниц, ни воспитателей, орущих на детей; в садик периодически приезжали детские театры, организовывались в течение года различные праздники, в Новый год - непременная елка… Этого всего не было через край, но чувствовалось - работа в садике организована прежде всего с любовью к детям.

Что делать, если вас при поступлении в садик активно просят заплатить некое подобие взятки

Часто это оформляется словами: "Ну что ж, а чем вы можете нашему садику помочь?" Обычно предлагается перечень дорогостоящих покупок, которые необходимо сделать родителям для поступления их потомка в сад. Многие родители на это идут - мол, делать нечего… А другие спрашивают - платить или не платить? Ответ один - не платить, если вы устраиваетесь в обыкновенный муниципальный сад, в который вас просто обязаны взять бесплатно, если к тому же еще подошла для этого ваша "очередь".

Помните известный "закон взятки" - где с вас вымогали деньги однажды, там будут вымогать и дважды и трижды, а почему бы нет? Вы же один раз заплатили, и доказывайте потом, что это были ваши многолетние накопления и больше у вас таких денег нет!

Вообще в любом случае, когда вам предлагают платить, поинтересуйтесь - за что? Если вы надеетесь, что после вашей взятки к ребенку в садике будут относиться лучше - так скорее всего, там все дети поступили в сад на тех же основаниях, и ваш ребенок не будет исключением...

Разумеется, речь идет опять же о самом обычном садике. Если вы сами решили устроить ребенка в частный или специализированный платный сад - там взносы при поступлении оговорены изначально. Но это уже не взятка, а стоимость места. Там эта плата носит совсем другой характер, и вы решение об этой плате принимаете сами. По крайней мере, вы знаете, за что платите, и при этом получаете и право требовать предоставления оплаченных услуг. А в случае с несанкционированной "помощью садику" из кармана родителей - чего вы сможете потребовать?

Понятно, что наши муниципальные сады находятся в очень плачевном состоянии, и порой вынуждены идти на такие меры. Но помощь садику вполне может быть не только финансовая!

Во многих садиках родители сами клеят и моют окна, приносят по мере возможности цветы из дома, корм для птички и рыбок; папы занимаются починкой шкафчиков и детской мебели. А одной маме было откровенно некогда клеить окна, но имея дома компьютер и принтер, она набирала и распечатывала необходимую для садика документацию (поскольку в самом садике такой "роскоши" и в помине не было)… Вот такая помощь вполне закономерна, особенно если к ней не принуждают силой с угрозами отыграться на ребенке.

Познакомьтесь с воспитателями

Итак, если вы выбрали садик на уровне заведующей, познакомьтесь и с теми, кто работает в группе, которую будет посещать ваш ребенок.

Да, при том уровне зарплаты, которую получает сейчас работник обычного детского сада, как-то и язык не поворачивается требовать особого рвения в работе - хотя к чести воспитателей надо сказать, что большинство из них все же являются по-хорошему фанатиками своего дела. Хотя бывают и откровенные психологические садисты, которые готовы работать практически за бесплатно, но в качестве компенсации иметь возможность подавлять подчиненных им людей - пусть даже маленьких.

Знакомясь с воспитателями, не только оцените их характер и стремление работать с детьми, но и сами постарайтесь не вызвать у них напряжения. Ведь залог успешного посещения ребенком садика - контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.

Нарицын Николай Николаевич, врач-психотерапевт, психоаналитик

Приступить к выбору детского сада нужно сразу после рождения малыша. Самый простой вариант – без притязаний записаться в три ближайших к дому. Но этот вариант подходит не всем. Если вы хотите выбрать самый лучший садик, запаситесь терпением. Поскольку маме с маленьким ребенком обычно не до хождения по детским садам – возможно, это дело стоит поручить папе.

Как выбирать детский сад?

  • Самый верный способ – обойти десяток ближайших к дому садов (каталог образовательных учреждений города Москвы), поговорить с заведующими, заглянуть в группу, познакомиться с воспитателем и задать ему все волнующие вас вопросы.
  • Если сомневаетесь в выборе между несколькими садами – ориентируйтесь в первую очередь на личность воспитателя.
  • Выясните, какие дополнительные возможности предоставляет садик: водят ли детей в бассейн, на экскурсии, работает ли в саду психолог, логопед, театральная мастерская.
  • Узнайте, есть ли в детском саду так называемая «адаптационная группа» или ГКП (группа кратковременного пребывания). В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка).
  • Ориентируйтесь на свое первое впечатление. То, как приняли, вас во многом отражает то, как примут вашего ребенка. Не стесняйтесь, вы имеет полное право все знать про детский сад, куда будет ходить ваш малыш! На всякий случай, захватите бахилы.
  • Начинайте с первого, что попадается вам на глаза — с территории. Насколько она благоустроена, есть ли какие-нибудь приспособления для лазанья, песок в песочницах, клумбы с цветами, битые стекла в кустах и дырки в заборе? Разумеется, внутреннее убранство детского сада тоже говорит о многом.
  • Можно также посмотреть со стороны, как проходят прогулки. Попробуйте где-нибудь неподалеку, не привлекая к себе внимания, понаблюдать за жизнью группы «в естественных условиях».
  • Можно даже завести себе специальную тетрадку. Составьте план «осмотра» и выставляйте по всем параметрам оценки после посещения каждого нового садика.
  • Запишите номера садов, которые вам больше всего понравились. После этого, пишите на форумы, читайте отзывы мам об этих садах, и задавайте вопросы сами. То же самое вы можете проделать, подкараулив мам, выходящих с детьми из ворот садика.
  • Желательно, чтобы детский сад располагался не слишком далеко от дома.
  • Не стоит ориентироваться на рейтинги садов, и победы в окружных конкурсах. Городские комиссии могут объективно оценить формальные признаки. Подойдет ли сад ребенку, могут определить только родители.
  • Обратите внимание на специализированные сады (глазные, ортопедические, логопедические и другие). Если у вас есть основания для поступления – то это хороший вариант. Очередей в такие учреждения, как правило, нет. В группу ходит не больше 10 человек. А отзываются мамы о них лучше, чем об обычных садах.
  • Узнайте, есть ли детский сад при организации, в которой работаете вы или ваш муж. В ведомственные учреждения малышей берут бесплатно и без очереди.
  • Стоит продумать, подходит ли вам вариант частного или домашнего детского сада.

В некоторых садах есть бесплатная группа раннего развития – ЦИПР (Центр Игровой Поддержки Ребенка). Группа рассчитана на детей с 1,5 лет. Детки ходят на занятия вместе с мамой 3 раза в неделю. В программе ЦИПР чередуются музыка, рисование, физкультура, лепка, развитие мелкой моторики, изучение стихов, иногда массаж, бассейн, кислородный коктейль. Чтобы узнать в какой сад обратиться – позвоните в районную комиссию по комплектованию

Помните, чем раньше вы подумаете о том, что малыша нужно отдавать в детский сад, тем проще и лучше будет ваш выбор. Можно заняться этим вопросом сразу после рождения ребенка. Так вы не спеша определитесь, какой именно садик больше подойдет вам и вашей крохе, сможете оценить слабые и сильные стороны того или иного дошкольного учреждения. Как выбрать детский сад для ребенка расскажем в этой статье.

Какой детский сад выбрать

Для начала определитесь, в какой детский садик вы хотите отдать своего малыша.

  1. Государственный садик обычно находится недалеко от вашего дома, возможно, вы сами когда-то посещали его. В такие садики детей часто записывают сразу после рождения, потому что очередь обычно подходит не раньше, чем через три-четыре года. Государственные садики работают по стандартной программе, утвержденной министерством образования. В них принимают детей по району проживания, в группе может быть больше 25 детей. Финансирование этих учреждений минимальное, поэтому не стоит рассчитывать на слишком разнообразное меню и большое количество игрушек.
  2. Частные детские садики привлекают потенциальных клиентов новыми игрушками, качественной отделкой помещений, разнообразием методических пособий, предназначенных для развития ребенка, а также вкусной едой, маленькими группами, где воспитатель уделит внимание каждому. В такой садик берут независимо от места жительства, однако цена за услуги такого садика высокая.
  3. Ведомственные детские садики – отдельная категория. Их любят называть элитными из-за того, что попасть сюда посторонним очень сложно. Такие садики находятся в ведомстве какого-либо учреждения или предприятия и созданы специально для детей сотрудников. Они более ухожены по сравнению с государственными, в таких заведениях нередко бывают свои особенности воспитательного процесса. Своим сотрудникам садик предоставляет существенную скидку, тогда как для посторонних цена может быть такая же высокая, как у частного садика.

На что нужно обратить внимание при выборе садика

Для начала, чтобы выбрать детский сад, необходимо собрать информацию о том или ином учреждении. Для этого посетите садик и убедитесь в том, насколько он вам подойдет.

  • Обратите внимание на территорию, ее отгороженность, чистоту и ухоженность. Есть ли детская площадка для игр и закрывающаяся калитка.
  • Познакомьтесь с заведующей. Она расскажет о режиме садика, объяснит, сколько времени уделяется играм и сну, а также развивающим занятиям.
  • Понаблюдайте за персоналом. В группе должна быть помощница воспитателя и второй педагог. Отметьте, как между собой общаются воспитатели, как относятся к детям, насколько увлечены своей профессией.
  • В садике должна быть медсестра и обязательный медицинский осмотр перед тем, как ребенок отправится в группу. Обратите внимание и на оснащение медицинского кабинета.
  • Оцените внутренние помещения, а также их пригодность для пребывания ребенка. Если все обшарпано и сильно разрушено, нет игрушек или они сломаны, не стоит тратить свое время на этот садик. Если в помещениях чистота, а группы выглядят ухоженно, имеются игрушки и методические пособия, персонал заботливо относится к детям, тогда можно задуматься о том, чтобы отдать в такой садик своего ребенка.

Выбор хорошего садика для ребенка – весьма трудная задача. Однако, не следует забывать, что в садик будет ходить ваш малыш, а не вы. Постарайтесь при выборе учитывать его личностные особенности и оценить, насколько комфортно будет чувствовать себя ваш ребенок.

Детских садов много - и государственных, и частных, а критериев выбора ещё больше: важны воспитатели, персонал, программа развития. сайт вместе с Наталией Закирьяновой, клиническим психологом детского центра "Моя радость", разбирается, что стоит учитывать, чтобы выбрать лучший для вашего ребёнка вариант.

Что важно родителям?

сайт провёл опрос среди родителей, чтобы выяснить, что им важно при выборе детского сада. В опросе приняли участие 97 человек. Они отметили, что в первую очередь обращают внимание на расположение детского сада (ближе к дому или работе) и только потом на компетентность воспитателя или его способность к эмпатии. Среди ответов "Другое" были такие варианты: "Безопасность и охрана здоровья", "Небольшие группы", "Невысокая цена", "Общее видение о развитии детей с воспитателем и другими родителями".

На вопрос "На что ещё вы обращаете внимание при выборе сада?" большинство отметили важность оснащения сада (помещения, игрушки, хорошая мебель, бассейн), программ развития для детей и питания. Были также и индивидуальные запросы: "Питание для аллергиков или возможность приносить своё", "Как ведут себя другие дети" и "Чтобы работали монтессори-педагоги".

Родители воспринимают детский сад как место, где остаётся и проводит время ребёнок. Поэтому важнее всего для них его безопасность и комфорт: способность воспитателя при необходимости оказать первую помощь, качественное питание, оснащение сада, окружение и отношение к ребёнку.

На что обратить внимание при осмотре детского сада

Чтобы убедиться, что сад соответствует требованиям, Наталия Закирьянова рекомендует тщательно осмотреть сад снаружи и внутри, а также побеседовать с воспитателями и персоналом. Также важно определиться, какую главную задачу вы возлагаете на сад: он должен помогать ребёнку социализироваться, развиваться и готовиться к школе или просто быть местом, где можно спокойно оставлять ребёнка. От этого зависит, на что обращать внимание.

В любом случае родителям важно, чтобы ребёнок был в безопасности. Для этого при осмотре сада обратите внимание на:

    Ограждение территории . Забор должен быть достаточно высоким, чтобы ребёнок не смог через него перелезть, особенно, если рядом находится проезжая часть.

    Вход на территорию детского сада должен закрываться.

    Территория вокруг сада . Посмотрите, достаточно ли ухоженные веранды, чистый ли песок в песочницах, насколько безопасны и отвечают ли возрастным требованиям горки, качели и спортивные сооружения.

    Площадки для прогулок и поведение воспитателей . Стоит посетить сад во время прогулки и обратить внимание, на каких площадках играют дети и как ведут себя воспитатели. За детьми младшего возраста нужно не просто следить, но и участвовать с ними в совместных играх. Детям постарше воспитатели могут давать самостоятельно выбирать занятие во время прогулки.

    Помещения внутри сада . Очевидно, чистыми должны быть все помещения, в том числе лестницы и коридоры, и особенно санузлы. В комнатах должна быть комфортная температура и свежий воздух без посторонних запахов. Обратите внимание на состояние мебели в группах: хорошо ли открываются шкафчики, достаточно ли кроватей, столов и стульев. Площадь помещения должна соответствовать количеству детей: минимум 4 квадратных метра на каждого ребёнка .

    Оснащение сада . Оформлены ли информационные стенды для родителей, есть ли развивающие игрушки, помещения для занятий танцами, музыкой, гимнастикой или бассейн и насколько они выглядят безопасными.

    Питание . Оцените, насколько разнообразно меню на стенде, достаточно ли новая посуда. В частных садах может быть собственный пищеблок или же может заключаться договор с компаниями на поставки еды. В собственном пищеблоке можно сразу же проконтролировать качество еды.

О чём поговорить с воспитателем и персоналом?

Не стесняйтесь спрашивать у персонала, сколько раз в день делают влажную уборку, как часто меняют постельное белье и моют ли игрушки. Познакомьтесь с воспитателем и, если есть возможность, понаблюдайте за учебно-воспитательным процессом.

У хорошего воспитателя - индивидуальный подход к каждому ребёнку, он внимателен и пытается понять воспитанника, умеет разрешать конфликты. При этом воспитатель не должен быть излишне мягок, поскольку от дисциплины зависит безопасность детей. В детском коллективе важно быть достаточно строгим, но не грубым: воспитатель может говорить командным тоном, но не должен кричать и срываться.

Большинство родителей отмечает, что именно эмпатия, личный подход и умение найти общий язык с ребёнком важнее всего при выборе воспитателя.


Поговорите с воспитателем об особенностях развития и занятости: по каким программам занимаются дети, соответствуют ли они возрасту ребёнка, как проходит день в саду. Ваши взгляды по этим вопросам должны совпадать.

Наталия Закирьянова объясняет, что если вы отдаёте в сад ребёнка раннего возраста (до 3 лет), то для него нужнее всестороннее развитие. В этом возрасте ребёнку не обязательно изучать иностранные языки и алфавит, важнее физкультура, развитие речи, лепка, конструирование, рисование, музыка, знакомство с окружающим миром. О занятости детей можно поговорить не только с воспитателем, но и с методистом детского сада .

Как помочь ребёнку адаптироваться?

Детский сад становится новой и большой частью жизни ребёнка, и уровень адаптации к новым условиям может влиять на состояние психики и здоровья. Адаптируются к новому распорядку, условиям и окружению все дети по-разному, поэтому родителям стоит наблюдать за поведением ребёнка, чтобы при необходимости помочь ему.

По словам Наталии Закирьяновой, психологи выделяют 3 степени адаптации ребёнка:

    Лёгкая адаптация . Малыш вливается в коллектив за 2-4 недели, без истерик остаётся в группе и первым идёт на контакт с ровесниками, легко подстраивается под режим дня, адекватно реагирует на одобрение или неодобрение воспитателя, рассказывает родителям, как прошёл день в саду и что нового он узнал. По ребёнку видно, что он ему нравится, его настроение радикально не меняется, когда его отводят в сад.

    Привыкание средней тяжести . Адаптационный период - не менее 1,5 месяца. Малыш болеет, демонстрирует выраженную негативную реакцию на сад, не хочет расставаться с родителем. При этом через какое-то время включается в процесс, участвует в занятиях, играх, общается со сверстниками.

    Тяжёлая адаптация . Привыкание может затянуться от нескольких месяцев до нескольких лет. Ребёнок проявляет открытую агрессию или уходит в себя, демонстрируя полную отстранённость от происходящего. Дети с тяжёлой адаптацией могут весь день стоять в стороне, смотреть в окно и ждать, когда их заберут домой. Они не включаются в игры, не участвуют в занятиях, не хотят общаться с другими детьми, их не получается ничем заинтересовать. Может доходить до состояния полной дезадаптации и невозможности посещать детский сад.

"Многое зависит от возраста ребёнка. Полуторагодовалым детям редко нравится посещать детский сад, в таком возрасте они сильно привязаны к маме. Но если в саду хорошие условия и заинтересованные воспитатели, то спустя некоторое время негатив от посещения сада у детей уменьшается. Тем не менее осознанно хотеть в садик и чувствовать себя комфортно целый день без мамы дети начинают к 3-3,5 года", - объясняет Наталия Закирьянова.

Чтобы облегчить адаптацию, нужно прививать важные навыки. Научите ребёнка самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой, проситься и ходить на горшок, есть разную пищу, общаться со сверстниками и взрослыми, играть с другими детьми. Начните с групп кратковременного пребывания и постепенно увеличивайте время ребёнка в саду. Если малыш посещал группу раннего развития до того, как пойти в детский сад, то адаптация пройдёт быстрее.

Как понять, что ребёнку плохо и нужно менять сад?

Опрошенные родители отмечают, что причиной для смены детского сада для них могут стать неприязнь ребёнка к воспитателю, плохая программа развития, плохое отношение к ребёнку, конфликт ребёнка с другими детьми или конфликт самих родителей с воспитателями.


Смена детского сада - стресс, ведь ребёнку снова придётся адаптироваться к новым условиям. Стоит убедиться, что ребёнок действительно чувствует себя в саду некомфортно и смена детского сада ему необходима, иначе можно только умножить его беспокойство.

Если привычный уклад жизни ребёнка не менялся последние 2-3 месяца, но вы замечаете симптомы стресса, то, вероятнее всего, он связан с детским садом. Это могут быть вялость, агрессия, тревога, плаксивость, капризность, изменения в речи вроде запинок и заикания, энурез.

Наталия Закирьянова рассказывает, как убедиться, что проблема именно в детском саду: "Предложите ребёнку поиграть в детский садик. Обратите внимание, с интересом ли он соглашается на игру, присутствуют ли в игре неблагополучные сюжеты. Отслеживайте, есть ли проявления негатива в рисунках, лепке и другом творчестве.

Главное, доверяйте ребёнку: дети лучше чувствуют. Это мы, взрослые, видим красивые картинки - стенды, мебель, игрушки. Ребёнок же чувствует: он безошибочно определяет хорошее к нему отношение и знает, когда его любят и понимают".

Помните, что период адаптации не отражает отношение ребёнка к садику. Многие дети не хотят утром идти в детский сад, однако в группе с удовольствием вовлекаются в игры, зарядку, занятия и общение. Если вас тревожит выбор садика, то стоит понаблюдать, как ребёнок ведет себя и как общается со сверстниками и воспитателем. Наталия Закирьянова рекомендует присмотреться к выражению лица, мимике, жестам малыша. Не предупреждайте персонал о своём визите и встаньте так, чтобы ребёнок вас не видел.

Если вы видите, что ребёнок плохо и долго привыкает к детскому саду, встревожен, ему некомфортно - это причина сменить детский сад. "Сложно найти детский сад, который соответствует всем условиям. Определите ваши приоритеты и оцените ситуацию такой, как она есть. Постарайтесь сразу выбирать из того, что соответствует вашим возможностями и нуждам ребёнка, чтобы не возникло необходимости снова менять детский сад", - рекомендует Наталия Закирьянова.