Тест для родителей игры детей. Тесты для родителей "диагностика родителей"

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строите­ли» детской личности. Тест дополнит Ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные вы­воды относительно проблем воспитания детей.

Можете ли Вы?

Могу и всегда так по­ступаю

Могу, но не всегда так поступаю

1. В любой момент ос­тавить все свои дела и заняться ребенком?

2. Посоветоваться с ре­бенком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребенком в случае сво­ей неправоты?

6. Поставить себя на место ребенка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что Вы добрая фея (прекрасный принц)?

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представ­ляющий Вас в невы­годном свете?

9. Всегда воздержи­ваться от употребления слов и выражений, ко­торые могут ранить ре­бенка?

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

11 . Выделить ребенку один день, когда он может делать, что же­лает, вести себя как хо­чет, ни во что не вме­шиваться?

12. Не прореагировать, если Ваш ребенок уда­рил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребен­ка?

13. Устоять против дет­ских просьб и слез, ес­ли уверены, что это ка­приз, мимолетная при­хоть?

Ключ к тесту

Ответ «А» оценивается в 3 очка.

Ответ «Б» - в 2 очка.

Ответ «В» - в 1 очко.

30 - 39 очков

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребенок -самая большая ценность в Вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уваже­нием, придерживаетесь прогрессивных принципов воспи­тания и постоянной линии поведения.

Другими словами, Вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

16 - 30 очков

Сумма от 16 до 30 очков: забота о ребенке для Вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способно­стями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой Вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки; кроме того, Вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспита­тельный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка.

Менее 16 очков

Число очков менее 16 говорит о том, что у Вас серь­езные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает ли­бо знания, как сделать ребенка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, того и другого.

Тест для родителей «Познавательная потребность»

Вы хорошо знаете своего ребенка. Попробуйте выбрать ответ, который, с Вашей точки зрения, больше подходит для Вашего ребенка:

  1. Как часто Ваш ребенок занимается какой-нибудь умственной работой больше одного часа?

А. Часто……………………………………………………….. 5 баллов

Б. Иногда……………………………………………………....3 балла

В. Очень редко………………………………………………...1 балл

  1. Что предпочтет Ваш ребенок, если задан вопрос на сообразительность?

А. Хочет сам найти ответ…………………………………. …5 баллов

Б. Когда как…………………………………………………....3 балла

В. Получить ответ от взрослых……………………………….1 балл

  1. Любит ли читать (слушать, когда ему читают)?

А. Постоянно……………………………………………………5 баллов

Б. Иногда………………………………………………………..3 балла

В. Не любит……………………………………………………...1 балл

  1. Насколько интересны для ребенка умственные занятия?

А. Очень интересны……………………………………………...5 баллов

Б. Когда как………………………………………………………3 балла

В. Не интересны…………………………………………………..1 балл

  1. Часто ли задает вопросы?

А. Часто……………………………………………………………5 баллов

Б. Иногда………………………………………………………….3 балла

В. Очень редко…………………………………………………….1 балл

Подсчитайте количество баллов по всем вопросам и Вы получите ответ на вопрос: «Какова степень познавательной потребности у Вашего ребенка?»

17-25 баллов – потребность выражена сильно.

12-16 баллов – умеренно.

Менее 12 баллов – слабо.

Тест «Ваши отношения с ребенком»

Поставьте в строчку, через запятую числа от 1 до 14, таково количество вопросов. При ответе на вопрос вам надо поставить одну из цифр: “да” - 2 балла, “отчасти”, “иногда” - 1 балл, “нет” - 0 баллов. (Возможно эту информацию лучше представить письменно.) Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая. Первая реакция, самая верная. У вас 2 минуты.

  1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
  2. Говорят ли дети с вами “по душам”, советуются ли “по личным делам”?
  3. Интересуются ли они вашей работой?
  4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
  5. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
  6. Проверяете ли вы как они учат уроки?
  7. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?
  8. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
  9. А “детские праздники” - предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними, или хотят проводить их “без взрослых”?
  10. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
  11. А телевизионные передачи и книги?
  12. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
  13. Участвуете вместе с детьми в прогулках, туристических походах?
  14. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?

Считаем количество набранных баллов.

Итак. Ваши отношения с детьми в основном можно назвать благополучными, если вы набрали

более 20 баллов .

От 10 до 20 баллов Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние. Вам следует подумать, как они должны быть улучшены и чем дополнены.

Менее 10 баллов . Ваши контакты с детьми явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

Тест «Стратегии семейного воспитания»

Инструкция : С помощью этого теста попробуйте оценить свою собственную стратегию семейного воспитания. Из четырех вариантов ответа выберите самый для Вас предпочтительный.

  1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?

А. Преимущественно воспитанием.

Б. Сочетанием врожденных задатков и условий среды.

В. Главным образом врожденными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

  1. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

  1. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

  1. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

  1. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

  1. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

  1. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

  1. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.

Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.

В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.

Г. Не вижу причины запрещать.

  1. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

  1. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка и интерпретация результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

либеральный

индифферентный

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Авторитарный стиль (в терминологии других авторов - «автократический», «диктат», «доминирование»). Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.Родители с таким стилем воспитания ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Либеральный стил ь (в терминологии других авторов - «попустительский», «снисходительный», «гипоопека»). Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода? Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность. Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!


Анкета для родителей

Ф.И.О.______________________________________________________________________

1. Определите, каково отношение Вашего ребенка к членам семьи:

    Заинтересован в общении со всеми членами семьи одинаково

    Предпочитает общение с некоторыми членами семьи

    Относится ко всем избирательно

    Относится равнодушно

2. В ситуации, требующей проявления помощи, Ваш ребенок:

    Всегда охотно помогает

    Помогает только по просьбе

    Неохотно помогает

    Помощь носит формальный характер

    Отказывается помочь

    Игнорирует просьбу о помощи

____________________________________________________________________________

3. Определите, как реагирует Ваш ребенок на изменение Вашего настроения:

    Замечает и реагирует только на ярко выраженные эмоциональные состояния (например, гнев, радость и т.д.)

    Самостоятельно замечает малейшие изменения в Вашем настроении, чутко реагирует

    Замечает изменение настроения только в ситуациях, в которые он эмоционально включен (например, в процессе игры, общения)

    Замечает и реагирует на изменение моего настроения, когда я сама об этом говорю

    Всегда замечает изменение моего настроения

    Редко обращает внимание на мое настроение. Не реагирует

    Никогда не замечает изменение моего настроения

    Игнорирует изменение моего настроения

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

    Всегда

    Часто

    Время от времени (при обращении внимания)

    Редко

    Забота носит избирательный характер

    Никогда

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. При успехе или неудаче других членов семьи Ваш ребенок:

    Радуется, огорчается вместе со всеми

    Иногда завидует успеху других, радуется неудаче

    Проявляет равнодушие, игнорирует

    Свой вариант____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Оценивая поведение Вашего ребенка по отношению к другим людям, можно сказать,

что:

    Поведение изменилось в лучшую сторону

    Ребенок стал более внимательным, участливым

    Ребенок стал более эмоциональным

    Поведение ребенка существенно не изменилось

    Поведение по отношению к другим ухудшилось

    Свой вариант____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Анкета для родителей

Ф.И.О. _____________________________________________________________________

1. Как Вы считаете, много ли друзей у Вашего ребенка?

    Круг его друзей велик

    Общается в основном с 1-2 детьми

    Ни с кем не дружит.

    Дружба носит кратковременный характер

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

2. Во взаимоотношениях со сверстниками Ваш ребенок:

    Предпочитает быть вожаком

    Подчиняется другим

    Предпочитает находиться в стороне

    Избегает общения

    Умеет находить компромиссы

    Проявляет инициативу в общении со сверстниками

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

3. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, которая, по Вашему мнению, является характерной для Вашего ребенка, в ситуации неудачи сверстника?

    Оказывает помощь самостоятельно

    Оказывает помощь по просьбе

    Оказывает помощь с целью демонстрации превосходства

    Радуется

    Не обращает внимания (не замечает)

    Игнорирует

    Отказывается помочь

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

4. Делитесь ли Вы с ребенком своими переживаниями, эмоциями?

    Часто

    Иногда

    Всегда

    Редко

    Никогда

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

5. Проявляет ли Ваш ребенок сочувствие, сопереживание, оказывает ли помощь Вам (близким родственникам), когда Вы плохо себя чувствуете (больны, устали и т.д.)?

    Всегда

    Только по просьбе

    Иногда

    Не замечает

    Никогда

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Выберите из предложенных вариантов модель поведения, которая, по Вашему мнению, является характерной для Вашего ребенка в ситуации успеха другого ребенка?

    Обрадуется

    Огорчится, расстроится

    Не заметит

    Проигнорирует

    Свой вариант ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________

ТЕСТ

САМОДИАГНОСТИКА РОДИТЕЛЕЙ

1

Нравится ли Вам ваш ребенок?

Слушаете ли Вы, что говорит вам ребенок?

Смотрите ли на него, когда он говорит ?

Стараетесь ли Вы создать ощущение значимости того,

о чем говорит ребенок?

Поправляете ли Вы речь ребенка?

Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?

Хвалите ли, обнимаете ли своего ребенка?

Смеетесь ли вместе с ним?

Отводите ли Вы каждый день время для бесед и чтения?

Играете ли в какие-нибудь игры?

Поощряете ли вы вкусы, привязанности, интересы?

Есть ли у ребенка 1-2 собственные книги?

Есть ли у ребенка место, которое отведено только ему?

Стараетесь ли Вы подать пример ребенку, читая книги, газеты?

Обсуждаете ли Вы с семьей и ребенком что-либо интерес­ное,

прочитанное Вами?

Стараетесь ли Вы все сказать за ребенка,

прежде чем он успеет открыть рот?

Смотрите ли вместе телевизор?

Задаете ли вопросы ребенку о смысле увиденного?

Ограничиваете ли возможность ребенка смотреть телевизор?

Есть ли у ребенка возможность проявлять мощь своих мышц?

Стараетесь ли Вы ходить с ребенком на прогулку ?

Собираетесь ли вы водить ребенка в театры, музеи?

АНКЕТА

Ф.И.О. ребенка_______________________________________________________________

1. Подвержен ли ребенок простудным заболеваниям?

Нервное

От потовых желез (мокрый тип)

От инфекций

2. Как ест и что? _____________________________________________________________

3. Что не воспринимает?

Аллергик

Дома не даем

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как засыпает ребенок?

Писается

Быстро засыпает

Сон тревожный

5. Во что лучше играет? _______________________________________________________

____________________________________________________________________________

6. Кто играет с ребенком? _____________________________________________________

____________________________________________________________________________

7. Чем играет? _______________________________________________________________

____________________________________________________________________________

8. Сам ли одевается и раздевается? _____________________________________________

9. Есть ли вредные привычки? _________________________________________________

____________________________________________________________________________

10. Как дома ласково называете ребенка? ________________________________________

___________________________________________________________________________

11. - Обидчивый

Упрямый

Веселый

Стеснительный

Бойкий

Драчун

Ласковый

Болтун

Молчун

А Н К Е Т А

Ф.И.О. родителей ____________________________________________________________

1 . Как Вы считаете:

Пользуется дурной славой

О нем вообще не говорят

2. Ваш ребенок ходит в д/с:

- с удовольствием

Через силу

Со слезами

Редко с желанием

Чаще с удовольствием

3. Устраивает ли Вас ра6ота педагога?

Устраивает полностью

Частично

Не устраивает совсем

4. Считаете ли Вы, что дети в д/с:

- получают интересные занятия

Навыки культурного поведения

Не получают ничего нового

Получают мало информации

Затрудняюсь ответить

5. Ваша осведомленность о д/с:

Полная

Частичная

Не имею информации

Предпочитаю не иметь, она расстраивает

6. Информацию Вы получаете:

Из наглядной информации

Со слов других родителей

От воспитателя на собрании

От заведующей

Не получаю

7 . Спокойно ли Вы уходите на работу:

Да

Нет

Частично

8. Хотели бы Вы, чтобы в нашем д/с:

- улучшилось материальное положение, база

Изменилось отношение к детям

Повысилось качество учебно-воспитательной работы

Проводилась интересная работа с родителями

Возникло уважение между родителями

9. Чем могу помочь группе:

Материально

Ремонт

Изготовление пособий

Шью, вяжу, рисую и т.д.

10. ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уважаемые родители!

Детский сад проводит опрос с целью помочь Вам в воспитании детей. Ваши искренние и продуманные ответы позволят нам получить достоверные данные и дать Вам полезные рекомендации.

Высоко;

Низко;

Удовлетворительно;

Не задумывались;

Затрудняюсь ответить?

Семье;

Детскому саду;

Семье и детскому саду?

Успехи ребенка на занятиях;

Часто;

Не очень;

Редко?

Родительские собрания;

Другие формы?

Спасибо! Успехов вам в воспитании Вашего ребенка!

ИТОГОВЫЙ ЛИСТ ПО АНКЕТАМ РОДИТЕЛЕЙ:

Общее количество розданных анкет _____

Общее количество заполненных анкет _____

1. Как Вы оцениваете вклад детского сада в воспитание вашего ребенка?

2. Как Вы оцениваете степень своего участия в работе группы, которую посещает ребенок:

Высоко;

Низко;

Удовлетворительно;

Не задумывались;

Затрудняюсь ответить?

3. Кому, по Вашему мнению, принадлежит ведущая роль в вос­питании детей:

Семье;

Детскому саду;

Семье и детскому саду?

4. С какими вопросами Вы чаще всего обращаетесь к воспитателю:

Выяснить какое-либо недоразумение (обида ребенка, беспоря­док в его шкафчике, поломка игрушки и др.);

Аппетит, сон ребенка в детском саду;

Настроение и поведение ребенка в детском саду;

Успехи ребенка на занятиях;

Спросить совета по вопросам воспитания ребенка в семье;

5. С какими вопросами к Вам чаще всего обращается воспитатель:

Ребенок плохо вел себя в детском саду;

Ребенок плохо (хорошо) ел, спал;

Ребенок плохо (хорошо) занимался, не умеет (умеет) что­ либо делать;

Успехи ребенка на занятиях;

Просьба оказать помощь детскому саду;

Посоветовать, как лучше воспитывать ребенка в семье;

Спросить, помогли ли его советы в воспитании ребенка?

6. Часто ли Вы обращаетесь к воспитателю за советом в воспита­нии ребенка:

Часто;

Не очень;

Редко?

7. По каким проблемам воспитания Вашего ребенка Вы хотели бы получить помощь со стороны специалиста?

8. Какие формы работы детского сада с родителями Вы считаете наиболее эффективными:

Посещение воспитателем ребенка на дому;

Родительские собрания;

Посещение родителями занятий в детском саду с их последую­щим обсуждением;

Совместные праздники и развлечения;

Индивидуальные беседы и консультации со специалистами;

Другие формы?

Уважаемые родители!

В первые годы жизни ребенка закладывается фундамент его всесто­роннего развития. От правильного воспитания в младшем дошкольном возрасте зависит полноценное формирование здоровья, физических, умственных и нравственных качеств в дальнейшем. Поэтому так важ­но, чтобы уже с первых лет в семье были созданы все условия для правильного воспитания ребенка. В создании таких условий молодые родители обычно испытывают трудности. Цель настоящей анкеты ­выяснить специфику этих трудностей. Ваши искренние и полные от­веты позволят педагогам детского сада оказывать именно ту по­мощь, в которой Вы больше всего нуждаетесь. Прочтите вопросы и подчеркните тот из ответов, который соответствует вашему мне­нию, состоянию воспитания ребенка в вашей семье. Если соответ­ствующего ответа нет, допишите его.

1. Кто из родителей заполняет анкету?

2. Возраст ребенка, о котором Вы расскажете?

3. Из каких источников Вы получаете педагогические знания:

Слушаете передачи по радио, смотрите по телевидению;

Посещаете лекции для родителей;

Читаете педагогическую литературу;

Из жизненного опыта: как воспитывали Вас, как воспитыва­ют других;

Воспитываете без знаний;

Советуетесь с воспитателем?

4. Помогают ли Вам эти знания (да; скорее нет, чем да; нет); если нет, то почему:

Знания слишком общие;

Не касаются конкретно моего ребенка;

Даются в сложной форме;

Другое?

5. С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании:

Непослушание ребенка;

Не поддерживают другие члены семьи;

Испытываете недостаток педагогических знаний;

Ребенок растет нервным;

Ребенок неусидчив, невнимателен;

Трудностей нет;

Другое?

6. Какие черты Вас радуют в вашем ребенке?

7. Какие черты огорчают?

8. Какие методы Вы используете для воспитания ребенка:

Порицание;

Наказание;

Поощрение;

Запрещение;

Другое?

9. Какие меры необходимы для улучшения воспитания ребенка в семье:

Ввести консультационные пункты для родителей;

Освободить женщину от работы;

Увеличить тираж педагогических журналов;

Проводить регулярно встречи со специалистами в ДОУ.

Другое?

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека -
наследственностью или воспитанием?
А. Преимущественно воспитанием.
Б, Сочетанием врожденных задатков и условий среды.
В. Главным образом врожденными задатками.
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.
Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о
традиционнной роли родителей как воспитателей своих детей.
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться

(Эдгар Хоу).

Б, Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве).
В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас
Фуллер).

4. Считаете ли вы. что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникаю-
щий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об
этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить
их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?
А. Если попросит, можно и дать.
Б. Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и

контролировать расходы,
В. Целесообразновыдаватьнекоторуюсуммунаопределенныйсрок (на

неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.
Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как Вы поступите, если узнаете, что Вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.
В. Дети сами лучше разберутся в своих, отношениях, тем более что их обиды

недолги.
Г, Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как Вы отнесетесь к сквернословию ребенка?

А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди

порядочных людей, это не принято.
Б, Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо., а от

общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.
В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения}

пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не
по душе.

8. Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется ком-
пания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы Вы ее?

А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят.

отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.
Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.
В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конеч-
но, в ее отсутствие буду немного беспокоиться.
Г. Не вижу причины запрещать.

9. Как Вы отреагируете, если узнаете, что ребенок Вам солгал?
А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.
Б, Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.
В. Расстроюсь
Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

10. Считаете ли Вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Безусловно.
Б. Стараюсь.
В. Надеюсь.
Г. Не знаю.

Обработка результата тестирования.

Стиль поведения

Номера вопросов

Либеральный

Индифферентный

Отметьте в таблице выбранные Вами варианты ответов и определите их соответствие одному
из типов родительского поведения. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем
более выражен в Вашей семье определенный стиль воспитания. Если среди Ваших ответов не
преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспита-
ния, когда отсутствуют четкие принципы, и поведение родителей диктуется сиюминутным на-
строением. Постарайтесь понять, каким же Вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также
самого себя как родителя.

Авторитетный стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и
за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необ-
ходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои пози-
ции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти Ваш ребенок, и
прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях Вы, вероятно, очень категоричны
и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под Вашим контролем.

Либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его сла-
бости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако
стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для Вас первостепенными,
поскольку у Вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать
самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с Вашей стороны!

Тест приведен из книги " Сборник психологических тестов" / Составители: Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук.-Казань: КНПО ВТИ, 2007.

Этот тест был составлен знаменитым детским психологом доктором Луизой Дюсс. Он пригоден для детей даже самого нежного возраста, которые пользуются крайне простым языком для выражения своих чувств.
Правила проведения теста . Вы рассказываете ребенку сказки, где фигурирует персонаж, с которым ребенок будет идентифицировать себя. Каждая из сказок заканчивается вопросом, обращенным к ребенку. Провести этот тест не очень сложно, поскольку все дети любят слушать сказки. Значительно труднее будет интерпретировать полученные результаты.
Несколько советов по проведению теста.

§ Во-первых, ребенок должен чувствовать, что тест - такая же игра, как и все остальные, а для этого нужно выбрать удобный момент. Может быть, стоит дождаться, чтобы он сам попросил рассказать сказку, особенно если это принято в вашей семье.

§ Во-вторых, никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говоря: «Слушай теперь другую сказку». Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервитесь и попытайтесь рассказать ее в другой раз. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное окончание, отвечает торопливо, понизив голос, с признаками явного волнения (покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), если он отказывается отвечать на вопрос - все это признаки патологической реакции на тест. В таком случае не мешало бы обратиться к детскому психологу.

1 .Сказка «Птенец» позволяет выявить степень зависимости от одного из родителей или от обоих вместе.«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенчик. Вдруг налетел сильный ветер, ветка сломалась и гнездышко падает вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенчику?»
Типичные нормальные ответы:
- он тоже полетит и сядет на ветку;
- полетит к маме, потому что испугался;
- полетит к папе, потому что папа сильный;
- останется на земле, потому что не умеет летать, но позовет на помощь, и папа с мамой заберут его.

- останется на земле, потому что не умеет летать;
- умрет во время падения;
- умрет от голода или холода;
- о нем все забудут;
- на него кто-нибудь наступит.
2.Сказка «Ягненок» . Первый вариант сказки позволяет узнать, как ребенок перенес отнятие от груди. Второй вариант дает возможность проконтролировать проявление или отсутствие чувства ревности к младшему брату или сестре, которых еще кормят грудью.
1-й вариант.«Жила-была овечка со своим ягненком. Ягненок уже был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покормить его. Что делать ягненку?»
Типичные нормальные ответы :
- будет есть больше травки;
- заплачет, потом станет есть больше травки;
- пойдет к другой овечке и попросит у нее молока.
Типичные патологические ответы:
- умрет от голода;
- уйдет к другой овце и больше не вернется к маме;
- не будет обращать внимания на маму, потому что она оставила его без молока;
- будет так сильно плакать, что мама где-нибудь достанет ему молока.
2-й вариант . Начало такое же, как в 1-м, но со слов«однажды...» следует другое продолжение.«Однажды маме принесли совсем маленького ягненка, который пьет только молоко и не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что для обоих ягнят не хватит, а он уже может есть травку. Как поступит ягненок?»
Типичные нормальные ответы те же, что и в предыдущем варианте, плюс:
- немного покапризничает, но ведь он полюбил маленького ягненка, поэтому будет есть травку.
Типичные патологические ответы:
- пойдет есть травку, но будет злиться на маму и маленького ягненка;
- постарается прогнать маленького ягненка;
- притворится послушным, а потом унесет куда-нибудь маленького ягненка и снова сам будет пить молоко;
- найдет другую маму для маленького ягненка;
- побьет маленького ягненка и отгонит от мамы.
3. Сказка «Похороны» или «Отъезд» позволяет определить отношение ребенка к смерти, а также может выявить скрытую агрессивность и разрушительность.
1-й вариант.«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто умер. Кто-то показывает на один дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме. Кто же умер?»
Типичные нормальные ответы:
- неизвестный человек;
- чей-то дедушка или бабушка;
- тот, кто был сильно болен;
- старый человек.
Типичные патологические ответы:
- мальчик (девочка);
- папа (мама) одного мальчика (девочки);
- чей-то младший брат или сестричка.
Если дети маленькие и еще не понимают понятия смерти, то можно говорить об отъезде.
2-й вариант. «Однажды родители, дедушка и бабушка, дяди и тети и все дети пошли на вокзал и один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко и, может быть, никогда не вернется. Кто это был?» О патологии в данном случае будет свидетельствовать отправка далеко и надолго родителей, братьев и сестер или какого-то человека, не упомянутого в рассказе и выбранного ребенком в качестве мишени своей агрессивности.
4. Сказка «Новость» рассказывается для выявления у ребенка неоправданной тревожности или страха, а также невысказанных желаний и ожиданий, о существовании которых родители могут даже и не подозревать.«Один мальчик (девочка) возвращается с прогулки (от друзей, от бабушки, из школы - выберите наиболее подходящую ситуацию для вашего ребенка), и мама ему говорит: «Наконец ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?»
Типичные нормальные ответы:
- у нас будут гости;
- кто-нибудь приедет, кто-нибудь родился и т. д.;
- мама услышала что-нибудь важное по радио или по телевизору и т. д.
Типичные патологические ответы:
- кто-то умер;
- мама хочет отругать ребенка за то, что он гулял;
- мама хочет что-то запретить, наказать и т. д.;
- мама сердится за то, что он опоздал.