Семинар «Формы работы с родителями «группы риска» в ДОУ. Работа с детьми "группы риска" Дети группы риска в детском саду

В нашем обществе наблюдается небывалый динамизм всей социальной жизни людей. Усилились такие негативные тенденции как: резкое снижение духовных ценностей, усиление социальной и психологической дезадаптации, безработица, криминализация общества, нарастание процесса деформации семьи. Все это болезненно сказалось на жизни детей и подростков. Возникает множество неблагоприятных факторов приводящих к риску. Поэтому, когда говорят о детях группы риска, подразумевается, что эти дети находятся под воздействием некоторых нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

Дети группы риска – это дети и подростки в жизни, которых присутствует один или несколько факторов способствующих появлению отклонений от общественных норм и социализации.

Риску обычно подвергаются дети из-за отсутствия нормальных условий их полноценного развития. Нежелательными факторами, которые воздействуют на детей с особенностями развития и обуславливают большую вероятность их неблагоприятной социализации, являются физические недостатки, социальная и педагогическая запущенность, и т. п. Дети данной категории особенно нуждаются в педагогической поддержке.

Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.

Каждый социальный институт должен найти своё место в общей деятельности по работе с детьми «группы риска». Важную роль в этом должны играть учреждения дополнительного образования, которые по-прежнему в детской и молодёжной среде остаются достаточно востребованными, поскольку их деятельность всегда строилась на интересах ребёнка и его развитии. Таким образом, основной составляющей деятельности учреждений дополнительного образования должно стать вовлечение в творческую среду подростков и молодёжи, имеющих проблемы в поведении.

Социально-педагогический аспект совершенствования работы учреждения дополнительного образования с детьми «группы риска» может быть реализовано в следующих направлениях :

Организация работы по профилактике девиантного поведения с ориентацией на более широкие возрастные границы, начиная с младшего школьного возраста;

Смещение акцентов в профилактической и коррекционной работе на позицию индивидуализации этой работы;

Учёт позиции ребёнка как активного субъекта организации работы по профилактике и коррекции поведения;

Целесообразность применения в профилактической работе методов, тормозящих развитие отрицательных качеств личности детей и подростков и стимулирующих развитие положительных;

Организация работы с семьёй на содержательном уровне через реализацию программ учреждений, направленных на мобилизацию нейтрализующего потенциала семейной среды;

Организация досуга детей через включение их в деятельность учреждений дополнительного образования.

Психологический аспект совершенствования работы с детьми «группы риска» может быть осуществлён по нескольким направлениям в зависимости от объекта воздействия: работа с детьми, родителями, педагогами и другими участниками воспитательного проекта. Различные формы работы с детьми «группы риска» обусловлены наличием у них психологических трудностей.

К наиболее типичным психологическим трудностям относятся следующие:

Взаимоотношения с родителями, педагогами, другими взрослыми;

Взаимоотношения с друзьями, одноклассниками, другими сверстниками;

Самоотношение, самопонимание;

Формирование жизненных ориентиров, идеалов, «кумиров», «ценностей»;

Внутреннее одиночество, невыраженность и непонятость другими;

Поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, требований, поиск границ возможного;

Поиск комфортного существования, эмоционального благополучия;

Отсутствие позитивных жизненных устремлений и целей;

Обида на судьбу, конкретных людей, за собственные трудности;

Переживание собственной неудачливости, проблемности, отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией;

Неорганизованность;

Зависимость от других, низкая сила своего «я»;

Трудности в обучении;

Отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях;

Трудный характер – наличие «неудобных» черт характера: обидчивость, агрессивность, расторможенность и.т.д. – отсутствие чувства безопасности, поиск защиты или «защитника»;

Чувство вины (стыда) за неблагополучных родителей (низкий материальный достаток, безработица), отсутствие уважения к родителям.

Работа педагога строится соответственно выделенным трудностям. Эта работа может быть индивидуальной и групповой на основе диагностики и прогнозирования развития личности ребёнка и его поведенческих реакций.

В учреждении дополнительного образования детей работа с детьми группы риска начинается с просветительской деятельности. На педагогическом совете руководитель знакомит педагогов с классификацией обучающихся, находящихся в зоне или группе риска, теоретическими аспектами по работе с детьми группы риска.

Система работы учреждения дополнительного образования детей с воспитанниками группы риска основывается на нормативных документах федерального, регионального, муниципального уровней.

Работу педагога можно разделить на следующие этапы:

1. Изучение первичной информации о воспитанниках конкретной группы.

Взяв новый коллектив, педагог выясняет:

кто из ребят относится к «группе риска», по какой причине;

кто состоит на внутришкольном учете, когда и почему был поставлен на него;

какие формы работы использовались с данными детьми, какие из них явились более эффективными;

в каких семьях и условиях проживают данные воспитанники.

Педагогу необходимо узнать особенности нового коллектива, какую роль играют в нем стоящие на учете ребята из «группы риска» и заполнить на каждого из них карту.

2. Выявление учащихся группы риска

Педагог:

Составляет карту группы по выявлению детей группы риска;

Выявляет детей группы риска в соответствии с классификацией;

Составляет банк данных детей группы риска.

3. Планирование работы с детьми группы риска

Педагог планирует воспитательную деятельность с учетом форм и методов работы с воспитанниками, находящимися в зоне или группе риска.

4. Реализация плана воспитательных мероприятий.

Педагог сопровождает и координирует выполнение намеченных мероприятий плана с детьми группы риска, подводит итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация учреждения дополнительного образования).

При организации работы с детьми группы риска можно выделить несколько общих правил , которые необходимо соблюдать в работе с этой категорией детей.

Во-первых, ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и точности выводов во многом зависит судьба ребёнка. Любая догадка должна быть тщательно проверена в диагностической работе.

Во-вторых, необходимы особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется рассказать другим людям о проблемах ребенка. При этом необходимо давать родителям и другим педагогам ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.

В-третьих, следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с семьей ребенка "группы риска" оказывается зачастую более важным средством психопрофилактики, чем работа с группой детей и с педагогами.

Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации трудностей.

Необходимо помнить: всякое вмешательство в конкретную семью и судьбу отдельного ребенка требует неукоснительного соблюдения этических норм, высокого профессионального такта, уважительного отношения и к конкретной семье и к отдельному ребенку.

Теоретические аспекты работы с детьми группы риска

В современной социально-психологической литературе предлагают условно выделить пять основных проблемных групп детей, которые находятся в зоне риска и могут прейти в группу риска, если им не будут обеспечены адекватные условия развития, психолого-медико-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении, любовь, воспитание и забота в семье, индивидуальный подход к удовлетворению их специальных потребностей.

1. Одаренные дети.

1. Одаренные дети.

Одаренность принято определять тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познавательной сферы, психологическим развитием и физическими данными.

Исходя из этого, можно условно выделить четыре вида детской одаренности:

1) Интеллектуальная или академическая;

2) Художественно-эстетическая;

3) Спортивно-физическая;

4) Социально-лидерская.

В зону риска по признаку одаренности попадают дети с нестандартным мышлением, отличающиеся от своих сверстников способами мыслительной деятельности, выдающимися художественными данными и спортивными достижениями, а также те дети, которые проявляют черты лидерского поведения.

Хочется обратить внимание на трудности, с которыми могут столкнуться одаренные дети:

Негативное отношение к учёбе и воспитанию;

Нарушение отношений с родителями;

Подверженность частым перепадам настроения;

Дух противоречия;

Депрессия;

Низкая самооценка;

Высокая тревожность;

Чувство непохожести на других;

- «гонимость»;

Тенденция к самооправданию;

Перекладывание вины на других;

Недостаток настойчивости;

Неприятие руководства;

Скука;

Неприятие состязаний;

Чувствительность к критике при любви покритиковать других;

Некоторая надменность;

Склонность ставить нереалистические цели и др.

Наличие одной из трудностей или их сочетания является показанием к психолого-педагогическому сопровождению.

2. Слабообучаемые (дети с проблемами в обучении и развитии).

Дети с проблемами в обучении и развитии – это та категория детей, которая, несмотря на усердный кропотливый труд в большей или меньшей степени неуспешна в учебе по всем учебным дисциплинам или по отдельным учебным предметам. Дети, попадающие в зону риска по причине школьной неуспеваемости, не соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым знаниям, умениям, навыкам по отдельным (или нескольким) школьным дисциплинам, а также обладают индивидуальными особенностями и возможностями, неадекватными требованиям педагогов, в связи, с чем получают неудовлетворительные оценки по школьным предметам.

В отечественной психологии и педагогике имеется достаточно исследований о сущности школьной неуспеваемости и причинах ее появления. Считается, что в дидактике само понятие неуспеваемости неразрывно связано с содержанием и процессом обучения.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.

Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения, а систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Отвержение неуспевающего ученика учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. После конфликтов с учителями, родителями, неуспевающие дети сами становятся агрессивными, драчливыми, неуправляемыми, злобными по отношению к сверстникам. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения: воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизация. Такая ситуация приводит к тому, что дети прекращают посещать массовую школу, их уже не волнует неуспеваемость, они пополняют группу риска.

3. Больные дети (дети с ограниченными возможностями здоровья, психофизически и соматически ослабленные).

Большинство детей, попадающих в зону риска из-за проблем со здоровьем, вынуждены подчинять огромную часть своего времени здоровьесбережению, специальным курсам лечения в медицинских учреждениях, больницах, санаториях. Дети вынужденно пропускают много учебных занятий, а поэтому отстают в освоении учебного материала, в развитии познавательной сферы.

4. Дети из проблемных и неблагополучных семей.

Попадающих в зону риска детей из проблемных или неблагополучных семей отличает эмоционально неустойчивое поведение, связанное с постоянными переживаниями и страданиями ребенка из-за психологических, моральных, физических, морально-экономических трудностей своей семьи.

Семьи, имеющие социально-экономические проблемы, но благополучные, находятся в зоне социально-экономического риска. Это неполные семьи, многодетные семьи, опекаемые

семьи, имеющие детей-инвалидов, где родители-инвалиды, семьи беженцев, семьи участников военных действий, в данный момент актуально добавить в эту классификацию семьи мигрантов. Семья, находящаяся в зоне социально-экономического риска, как правило, имеет низкий прожиточный уровень, плохие жилищно-бытовые условия, испытывает потребность в государственной, социальной поддержке и защите. При этом, семья в зоне риска, несмотря на существующие в ней проблемы, может быть благополучной для полноценного воспитания ребенка, поскольку сохраняет позитивные эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.

Семья, находящаяся в пограничной зоне, т.е. имеющая проблемы, усугубляющие условия жизни ребенка, может регрессировать до статуса неблагополучной. Позитивные изменения условий жизни ребенка в семье гарантируют улучшение семейных отношений и стиля воспитания.

К группе риска можно отнести семью, перешедшую границу зоны риска и ставшую неблагополучной. Нарушение функций семейного воспитания является главным показателем неблагополучной семьи.

К основным нарушениям относятся:

1. уклонение родителей от своих обязанностей, нежелание ответственно исполнять свой родительский долг;

2. деструктивное поведение родителей;

3. грубые искажения детско-родительских отношений, такие как: отсутствие адекватной системы воспитания, контроля над детьми и надлежащей заботой о них, а также проявление насилия и жестокого отношения к детям, пренебрежение их нуждами.

5. Педагогически запущенные дети.

Центральное место в классификации занимает категория педагогически запущенных детей, у которых существуют проблемы по двум или нескольким признакам. Дети становятся педагогически запущенными вследствие неправильного педагогического воздействия, искаженных форм семейного воспитания, но только в том случае, когда их проблемы не были вовремя замечены взрослыми и не получили адекватного разрешения; не была своевременно оказана психолого-педагогическая помощь коррекционного и реабилитационного содержания.

Это самая сложная категория детей. Сюда относятся дети с тяжелыми психосоматическими травмами, общий фон поведения которых носит социально негативный оттенок, дети, у которых серьезные непоправимые проблемы в детско-родительских отношениях. Злость, агрессия, ненависть, зависть, демонстративно-пренебрежительное отношение к окружающим людям - таков характер эмоциональной реакции на искаженное восприятие мира педагогически запущенными детьми. Часто такие дети не «приживаются» в одном образовательном учреждении, безрезультатно меняют места учебы, кружки, секции, живут у разных родственников, все отчетливее понимают свою ненужность в семье, испытывая тягостные переживания от непонимания родителями, педагогами, сверстниками.

Термин «запущенный» в однокорневом контексте близок прилагательному «упущенный», что является синонимом слов «попустительский», «брошенный».

Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация в стране резко обострили проблему «брошенности» детей. И речь идет не только о не имеющих дома, ушедших из дома, детях «улиц», но и о тех, которые не имеют опоры в семье, оказались ненужными своим родителям. В последнее время педагоги и психологи говорят о латентных (скрытых) формах беспризорности. Побеги из дома совершают дети даже из обеспеченных семей, а в психолого-педагогической коррекции, связанной с отклоняющимся, аномальным поведением, нуждаются подростки из кажущихся вполне благополучными семей.

Из всего вышесказанного можно сделать выводы:

· Родители, школа и учреждение дополнительного образования обязаны создать ребенку нормальные условия для его жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям, способностям, склонностям и социокультурным потребностям. В отсутствии адекватных условий развития ребенок оказывается в зоне риска, а возникшие у него проблемы требуют своевременного и эффективного разрешения.

· Адекватное психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка, уже находящегося в зоне риска, с учетом имеющихся у него проблем дает возможность избежать попадания ребенка в группу риска, где существует реальная угроза для его жизни, здоровья, судьбы.

· Специалисты системы сопровождения должны в комплексе подходить к решению проблем ребенка, качественно организовывать профилактическую работу в образовательном учреждении.

· Необходимо системное эффективное взаимодействие специалистов различных служб и ведомств (управления образования, ОДН, КДН, управления по делам семьи, материнства и детства, управления культуры и молодёжной политики, управления здравоохранения), которое организуется на основе открытости и комплексности в подходах при решении проблем конкретного ребенка, семьи.

Когда семья, находясь в зоне социально-экономического или педагогического риска, не в состоянии помочь ребенку пережить последствия психологической травмы, облегчить моральные страдания и потери; когда школа винит в неуспеваемости самого ребенка, а не профессиональную некомпетентность педагога; когда «нестандартный» ребенок не находит в кружке, секции и дома возможностей для развития, он вынужден уйти на улицу, у которой есть свои требования ко всему живому. И тогда по законам естественной природы, в борьбе за место под солнцем первыми всегда погибают самые слабые и беспомощные – дети.

Маргарита Черныховская
Экспресс-диагностика для выявления детей группы риска в детском саду

Данная экспресс -диагностика позволяет выявить детей группы риска . Родителю или педагогу предлагают оценить формы поведения ребенка от "0"до "2".

Инструкция : Пожалуйста, отметьте, присущи ли вашему ребенку, перечисленные ниже формы поведения. Для этого поставьте «0» , «1» или «2» в соответствующем столбце.

Ф. И. О. ребенка___

Дата обследования___

В данной методике предлагается оценить выраженность некоторых поведенческих характеристик некоторых детей , находящихся в детском саду (группе ) . Это поможет организовать необходимую работу с детьми группы риска . Важно, не пропуская ни одного признака поведения (развития, необходимо выбрать и поставить одно из трех значений, что характеризует выраженность признака в данный момент.

0 - показывает, что данный признак отсутствует;

1- признак выражен в средней степени;

2 – признак выражен в значительной степени.

№ Характеристика Б

1. Внешний вид. Отношение родителей.

1 Ребенок не опрятен. Родители не уделяют внимание его внешнему виду.

2 Ребенка забирают из сада одним из последних.

3 Родители мало общаются с воспитателем, не уделяют достаточного внимания ребенку

4 Родители не интересуются жизнью группы и потребностями детского сада .

2. Поведение в группе .

5 Не сразу воспринимает требование воспитателя, как бы «отсутствует» .

6 Не выполняет распорядок жизни группы .

7 Неуверен, боязлив, плаксив без видимых причин.

8 Двигательная и речевая расторможенность. Нуждается в контроле и многократном повторении требований взрослого.

3. Игра и общение с детьми и взрослыми.

9 Предпочитает играть в одиночестве.

10 Конфликтует с детьми, часто дерется, кричит.

11 Не умеет поддерживать игру.

12 Плачет. Очень ждет родителей, малоконтактен со взрослыми.

4. Речевое развитие.

13 Речь не внятная, имеются трудности в произношении.

14 Словарный запас беден.

15 Речь грамматически неправильна.

16 Малоразговорчив. Имеет выраженные трудности при пересказе. Старается говорить односложно.

5. Социально-бытовые навыки и ориентировка в окружающем.

17 Недостаточен объем знаний об окружающем мире

18 Путается в понятиях «дни недели» , «времена года» , «время суток»

19 Недостаточно сформированы общие социально-бытовые навыки (неопрятно ест, небрежно одевается «грязнуля» )

20 Не устанавливает причинно-следственные отношения между явлениями окружающего мира (что из чего следует) .

6. Отношение к занятиям и их успешность.

21 Не способен контролировать свою деятельность. Нуждается в постоянном контроле педагога.

22 С трудом овладевает необходимым объемом знаний.

23 Неусидчив, не доводит дело до конца.

24 Мешает педагогу и / или детям на занятиях.

7. Темповые характеристики деятельности.

25 Часто сонлив и вял в течении дня.

26 Темп работы на занятиях неравномерен.

27 Работает медленно и невнимательно.

28 Темп работы быстрый, но работает хаотично и «бестолково» .

8. Физическое развитие.

29 Недостаточно развит физически.

30 Быстро устает, истощается, становится вялым или наоборот «расторможенным» .

31 Не посещает детский сад из-за болезней . Болеет более 7-ми раз в году.

32 Плохо ест. Беспокойно спит днем или / трудно засыпает.

9. Моторное развитие

33 Плохо развита мелкая моторика рук.

34 Нарушена общая координация. Неуклюжий.

35 Медлителен в движениях.

36 Предпочитает работать левой рукой.

Количество баллов ___

Суммируйте полученные баллы по разделам и по всему бланку. Если количество баллов по отдельной характеристике 4 и больше – она может быть соотнесена к фактору риска . Если общее количество баллов 28 и больше, то ребенок может быть отнесен к группе риска и отправлен на ПМПк (углубленное обследование) .

Педагог-психолог___

Публикации по теме:

19 февраля, в городе Ялуторовске, прошло командное первенство среди дошкольников, с целью привлечения дополнительного внимания родителей,.

Организация воспитательной работы в ДОО с детьми группы риска Из опыта работы Железова М. Е., Струцкая А. В. БДОУ г. Омска «Детский сад общеразвивающего вида №377» В работе с детьми группы «риска».

Анкета выявления интересов и потребностей родителей Анкета выявления интересов и потребностей родителей. 1. Проявляет ли ваш ребенок интерес к родному селу? 2. Как проявляется этом интерес?.

Беседа «Мои страхи, я сумею их преодолеть» (для детей «группы риска») Цель: Определение страхов у детей и помощь в их преодолении. Задачи: - Определить какие страхи есть у детей; -Оказать помощь в преодолении.

Диагностика детей раннего возраста ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (1-3 ГОДА) Диагностика развития познавательного уровня При исследовании фиксируется понимание инструкции,.

Диагностика и психокоррекция тревожности у детей дошкольного возраста Тревога - эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенности и опасности и проявляется в ожидании неблагоприятного.

Проект «Я-талантлив» создание условий для выявления талантливых детей и развитие их творческих способностей Шемендюк Н. Б. МБДОУ д/с № 38 «Лесовичок» Вид проекта: познавательно-творческий, групповой. Время реализации: в течение года. Участники проекта:.

Неполная семья- это не только семья разведённых родителей, но и семья, потерявшая кормильца, семья матери – одиночки, а также женщины, которая решилась взять на воспитание ребёнка из детского дома. И каждая ситуация отличается своими психологическими особенностями и трудностями, с которыми сталкивается одинокая мать (реже одинокий отец). Психологи отмечают: для ребёнка раннего и дошкольного возраста отец – это объект любви, восхищения, идентификации; человек, который является защитником и утешителем.

Исследования врачей показали, что из четырёх компонентов здоровья (соматическое, психологическое, физическое, психическое) в неполных семьях первоначально нарушается соматическое и психологическое здоровье, в последующем – физическое и психическое. Отмечено, что у детей из неполных семей частота нарушения компонентов здоровья выше, чем у их сверстников, проживающих в полных семьях. Для них характерны пассивность, эмоциональная нестабильность, не стремление к положительной оценке своих действий, склонность к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Такие же трудности подстерегают родителей и ребёнка в семьях, переживших развод. И, поскольку быстродействующих лекарств для решения этих проблем не существует, взрослые сами ищут пути выхода из сложившейся неблагоприятной ситуации. Один из таких путей они видят в заключении повторного брака. Чтобы избежать различных проблем, взрослые, вновь вступающие в брак, должны воспитывать своих детей и детей своего супруга никем из них не пренебрегая и никого не обманывая. Если оба разведённых родителя и оба приёмных родителя окажутся зрелыми, мудрыми и терпимыми людьми, они могут вместе продумать всё таким образом, чтобы дети выиграли, а не проиграли. Самооценка, общение, правила в семье и семейная система – главные средства достижения семейного счастья.

Психокоррекция детско-родительских отношений должна быть направлена на повышение у взрослых чуткости и внимания к проявлению у детей тревожности, депрессивного состояния. В коррекционной работе применяются различные методики. Одна из них — диагностика эмоциональных связей (Игра «Почта»). (Суть игры – в выражении своего отношения к родным и близким с помощью «писем», которые он «разносит» по разным адресатам). Проводится индивидуально. Выбираются фигурки, замещающие членов семьи и фигура «Незнакомец»). В игре используются 20 писем. Первые 10 – передают отношения ребёнка к членам семьи:

1. Этого человека я люблю.

2. Этого человека я не люблю.

3. Об этом человеке я скучаю (не скучаю).

4. С этим человеком я люблю играть, читать.

5. Иногда я боюсь этого человека.

6. Я часто рассказываю этому человеку свои секреты.

7. На этого человека я часто сержусь.

8. Мне нравится помогать этому человеку дома.

9. К этому человеку я никогда не обращусь за помощью.

Следующие 10 писем передают отношение членов семьи к ребёнку (на основе детских представлений).

1.Этот человек меня любит (не любит).

2.Этот человек всегда весёлый.

3. Этот человек на меня всегда злится и сердится.

4. Этот человек меня всегда жалеет.

5. Этот человек часто наказывает меня и ругает.

6. Этот человек часто со мной играет (никогда не играет).

7. Этот человек самый добрый, хороший.

8. Этот человек мне всегда всё запрещает.

«Я люблю (не люблю)» — избирательность эмоциональных отношений ребёнка. Если одному тому же лицу адресуются несколько сообщений с положительной эмоциональной оценкой из обеих групп вопросов – взаимная симпатия, близость с этим человеком, письма с отрицательными посланиями – членам семьи, а не фигуре Незнакомца — наличие эмоциональных проблем в семье. Сообщение «К этому человеку я никогда не обращусь за помощью» может выражать безучастное отношение к данному лицу или указывает на бедность контактов с ним. Адресованность одному лицу писем с положительным и отрицательным содержанием можно рассматривать как противоречивость чувств ребёнка по отношению к этому человеку. Если послания «Я люблю (меня любит)» дети адресуют фигуре Незнакомца, это говорит об отсутствии объекта любви и привязанности среди близких людей.

Одна из методик – технология активного слушания ребёнка взрослым.

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Как общаться с ребёнком?» уточняет некоторые правила поведения взрослого при использовании технологии активного слушания.

1. Беседуя, надо повернуться лицом к ребёнку, внимательно глядеть ему в глаза(чтобы глаза были на дном уровне);

2. Видя негативные переживания малыша, не задавайте ему вопросы, такая форма беседы не отражает сочувствие. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме;

3. Держите паузу между репликами – это позволит ребёнку разобраться в своих чувствах. «Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа».

4. Отвечая на переживания ребёнка, старайтесь точнее обозначить, что вы поняли те чувства, которые он испытывает.

Использование данной технологии помогает добиться следующих результатов:

Исчезают или значительно ослабевают отрицательные переживания ребёнка;

Убедившись, что взрослый готов его слушать, ребёнок больше начинает рассказывать о себе; иногда в одной беседе «разматывается целый клубок проблем и огорчений»;

Высказывая наболевшее, ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы.

И другие методические приёмы.

2.Формирование умения осознавать причины и последствия своих действий.

Игры – этюды на идентификацию себя с различными героями (положительными и отрицательными),

Придумывание продолжения сказки и её обыгрывание;

Упражнения с элементами арттерапии: рисунки «Моё настроение», « Мой хороший поступок», «Я и мои шалости».

3. Формирование умения находить выход из трудных ситуаций.

Разыгрывание и обсуждение проблемных ситуаций;

Решение проблемных ситуаций, изображённых на картинках;

Завершить незаконченную историю и обыграть её.

4. Формирование умения понимать и принимать чувства другого человека.

Игры – этюды, изображающие различные чувства и настроения;

Игра «Маски» (с помощью мимики выразить разные чувства);

Этические беседы.

Игра «Семья» (сначала беседа, что такое семья, из кого она состоит, кто в семье чем занимается, затем обыгрывание различных ситуаций).

Хочется рассказать об одном эксперименте. Специалистами Психолого – медико – педагогической службы г. Люберцы Московской области проводилась работа с детьми из неблагополучных семей. Целью работы являлось создание механизма оказания психолого – педагогической помощи детям из неблагополучных семей «группы риска». Разработанные программы «Давайте познакомимся поближе» и «Ты — мой друг, и я — твой друг» представляют собой 2-х годовой цикл работы с целью развития эмоционально-волевой сферы и личности ребенка.

Занятия по первой программе «Давайте познакомимся поближе» проводятся с детьми 5-6 лет в январе — марте. Опыт работы в приютах, кризисных центрах, группах социальной защиты показывает, что для оказания квалифицированной помощи детям данной категории необходима комплексная диагностика развития ребенка с привлечением разных специалистов (врачей, психологов, дефектологов, социальных работников, игротерапевтов, психотерапевтов). На основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического и педагогического обследования составляется краткая характеристика на каждого с указанием предполагаемых направлений работы по преодолению выявленных нарушений.

Вторая программа «Ты — мой друг, и я — твой друг» для детей 6 -7 лет является логическим продолжением первой.

Дети из неблагополучных семей «группы риска» имеют ряд специфических особенностей. Для таких детей характерны повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Общение носит поверхностный, формальный характер и отличается эмоциональной бедностью. Жизнь детей в социально-педагогических учреждениях не может заменить им опыт семьи и родительскую любовь. Дети тяжело переживают отрыв от семьи и по-прежнему продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возвращении в семью. Чем меньше возраст ребенка, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье. Она способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.


Тревожность таких детей, их неуверенность приводит к резкому снижению эмоционального фона, к тенденции избегания общения. Нарушается нормальное развитие чувств детей. Отсутствие нормальных взаимоотношений в семье, чувства любви к ребенку приводит к невозможности формирования ощущения собственной значимости. Утрата эмоциональности в отношении со взрослыми и сверстниками, нереализованная потребность в любви и признании, отвержение в семье — таковы главные причины нарушения эмоционального развития детей «группы риска».

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Тумский детский сад «Огонёк», Клепиковского района,

Рязанской области, Россия.

Государственное казенное образовательное учреждение

для детей-сирот и детей, оставшихся

без попечения родителей, «Детский дом(смешанный) № 24»

ст. Григорополисская

Методы работы

с детьми «группы риска»

Воспитатель 1 группы: Бригадирова В.Г.

2015 г

«Дети - это наше будущее, наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

Сухомлинский:

Оптимизация методов работы с трудными детьми

В настоящее время одним из самых важных и наиболее сложных направлений работы школы, является социально-педагогическая деятельность. Работа с детьми, которых так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют их при этом по-разному:

Проблемные,

Дезадоптированные,

Беспризорные,

Дети с девиантным поведением

Дети «группы риска».

Дети, относящиеся к «группе риска »- это дети с отклонениями психофизического и социального развития. В силу генетических, биологических, социальных причин, дети «группы риска» имеют малозаметные отклонения в деятельности организма, прежде всего, нервной системы, что мешает им адекватно адаптироваться к школьной деятельности и социальным условиям жизни. Как узнать относится ли ваш ребёнок к «группе риска»? Это можно сделать по следующим признакам:

Непосещение или систематический пропуск занятий по неуважительной причине;

Самовольно уходящие из семьи и школы;

Занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

Неуспевающие (трудно обучаемые) и недисциплинированные (трудновоспитуемые),

Имеющие вредные привычки,

Уклоняющиеся от обучения,

Состоящие на учёте в детской комнате милиции

Перед воспитателем стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку, установить взаимодействие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. Он должен знать обо всех появлениях психических отклонений у подростков: вспыльчивость, драчливость, повышенная внушаемость, истеричность, заторможенность, низкая трудоспособность, гиперактивность и т.д.

Одним из приемов воспитания является оценка поведения подростка. Важно, чтобы она совпадала с мнением как детей, так и взрослых, то есть была объективной. Объективная оценка взрослыми успехов ребенка способствует формированию у него правильной самооценки, у него развиваются уверенность в себе, самоуважение.

Большую роль играет вовлечение воспитанников в трудовую деятельность . Стимулом в работе может являться оплата труда. Важную воспитательную роль в детском доме играет библиотека . Работа с книгой -метод приобщения их к знаниям . При формировании у детей стремления к знаниям используется индивидуальный подход , который предполагает:

· соотнесение уровня развития детей д/д с уровнем развития детей данного возраста;

· положительную оценку успехов;

· учет склонностей и возможностей ребенка;

· занимательность и наглядность материала в процессе воспитания;

· помощь в налаживании отношений со сверстниками и воспитателями;

· обучение владению словом.

Воспитателями 1 группы ведется педагогическое сопровождение воспитанников, где отражаются поведение ребенка, учеба, настроение и его развитие. При работе с трудными детьми д\д воспитателями 1 группы используются следующие методы воспитания:

Метод предупреждения нацелен на изменение мотивов оправдания неправильного поведения у учащихся, на формирование социально-ценных мотивов поведения. Используя метод переубеждения в работе с ребенком, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    создание положительного общественного мнения;

    Воздействие на ребенка с помощью слова и деятельности;

    Создание условий для приобретения ребенком положительного жизненного опыта;

Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребен­ка в последствиях его антиобщественного поведения. С помощью этого метода педагог может добить­ся, чтобы воспитанник сам начал искать путь выхода из сложив­шейся ситуации.

Метод переучивания нацелен на преодоление отрицательных привычек уч-ся, нездоровых потребностей, неправильных действий; изменение жизненного опыта. Используя метод переучивания, необходимо руководствоваться следующими приемами:

    включение ребенка в активную социально-ценную деятельность;

    оценка и поддержка положительных проявлений со стороны уч-ся;

    контроль и проверка выполнения предъявляемых к ребенку требований;

    предъявление четких запретов на негативные проявления уч-ся.

Также, самым распространенным и естественным является метод наблюдения . Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной работы. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных». Заметки помогут обратить внимание и на пассивных.

Чаще всего педагог прибегает к методу беседы . Важно, чтобы к беседе педагог готовился. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Все выше перечисленные методы должны применяться в сочетании методов поощрения и наказания.

Целью этих методов является стимулирование положительного поведения воспитанников, сдерживание отрицательного поведения.

Приемами положительного воспитательного воздействия на детей могут быть:

  • благодарственные письма

    неожиданные сюрпризы положительного свойства

    различные поощрения в виде поездок, путевок, участия в праздничных мероприятиях.

Каждый метод воспитания при определенных условиях вступает во взаимосвязь с другими методами, а главным условием действенности данных методов явл-ся системное четко выстроенное воспитание в коллективе, организация взаимовоспитания и самовоспитания. Каждый воспитатель должен набраться терпения, быть последовательным в своих требованиях, чтобы все его усилия привели к положительному результату.

Комплексность проблем, которые требуют решения в процессе педагогической работы с детьми группы риска, требует участия в этой деятельности разных специалистов.

Педагогу в работе с подростками следует стимулировать у них процесс самопознания, поощрять ведение дневников , обучать этому. Дневник способствует самоанализу, самоутверждению, развитию внутреннего мира, автономности представлений подростка о себе, их независимости от суждений и оценок окружающих. Педагогу следует стимулировать интерес подростков к будущему, к своей личности, способностям, регулярно проводить с ними профессиональные консультации, развивать интерес к профессии.

Можно составить план будущей жизни подростка , учитывая его профессиональные намерения, жизненную позицию. В плане определяются ближние и дальние цели, этапы их осуществления, возможные препятствия и пути их преодоления. План может решить проблему ранней профессиональной подготовки подростка, обрести ему уверенность в своем будущем.

В своей индивидуально-профилактической работе с ребенком , педагог должен руководствоваться следующими «заповедями»:

Не навреди.

Принимай человека таким, каков он есть.

Соблюдай конфиденциальность.

Соблюдай меру взаимного откровения с ребенком, но сохраняй некоторую дистанцию.

Не отнимай у ребенка право отвечать за свои поступки, никогда не давай советов.

Минимум специальных терминов.

Соблюдай принцип добровольности.

Я думаю, что весь наш коллектив хочет видеть у своих воспитанников только сияющие глаза, и чтобы в их сердцах пылала искра жизни к светлому будущему.

(приложение1)

Работа с «трудными» в функционалах руководителей и воспитателей

Директор

Совместно с администрацией, педагогами продумывает систему воспитательной работы: содержание, организацию, распределение сил и средств, обеспечивающих высокий уровень воспитательных мероприятий. Заботится о создании четко организованного, управляемого детского коллектива. Владеет полной информацией о социальном положении детей, воспитательных возможностях семей, положением «трудных» детей.. Создает атмосферу взаимопонимания и добропорядочности.

Заместитель директора по учебной работе

Заботится о получении школьниками базового образования. Организует дополнительные занятия, вовлечение в кружки, корректирует обучение и воспитание, посредством малых педсоветов, педагогических консилиумов влияет на выработку понимания проблем ребенка, определением подходов в работе с ним, создает атмосферу доброжелательности в детском доме, детской среде.

Заместитель директора по воспитательной работе

Знает проблемы детей и их семей. Владеет информацией о социальном окружении подростков. Сотрудничает с институтами правопорядка и социальной защиты, семьей. Организует работу с «трудными» подростками и их наставниками. Заботится о микроклимате в детском доме и группах.

Воспитатель

Знает детские проблемы, тревожные точки микрорайона. Способствует реализации прав ребенка, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны жизни и здоровья, выполнению обязательного всеобуча. Взаимодействует с учителями, родителями, специалистами социальных служб в оказании помощи детям. Он изучает личность «трудного» ребенка и воспитательную ситуацию с целью выявления нравственных ориентации подростка и воспитательных ситуаций и нравственной переориентации личности, реализует воспитание «трудного» на основе координации воспитательных усилий среды и анализирует полученный результат. Ведет дневник наблюдений.

Решает задачи разрешения трудновоспитуемости, устранения отрицательных компонентов характера, восстановления и формирования ведущих положительных качеств и самосовершенствования. Совместно с социальным педагогом, учителями планирует индивидуальную работу с «трудными», педагогами, создает атмосферу доверия и взаимоподдержки в группе.

Заботятся о рационально организованном порядке жизни в детском доме, о выполнении ребенком режима дня. Создают условия для чтения книг, занятий спортом. Оберегают ребенка от нежелательных контактов во дворе, не допускают бесконтрольного пребывания на улице.

Психолог

Развертывает диагностическую деятельность. Изучает нравственные ориентации личности и воспитательную ситуацию в коллективе. Выявляет избирательные отношения подростка, диагностирует ошибки в постановке задач воспитания и применении методов и форм воспитания. Анализирует и обобщает анкетный материал, материал непосредственного наблюдения, специально созданных педагогических ситуаций, сочинений и т.д., что позволяет углубить первоначальный диагноз.

Психолог предлагает результаты воспитания, корректирует цели и задачи перестройки воспитательной ситуации и переориентации личности. Просвещает и консультирует педагогов, ведет картотеку детей, нуждающихся в психолого-педагогической помощи.

Наставники

Назначаются педагогическим советом из наиболее опытных преподавателей, изучающих вопросы трудновоспитуемости. Положительно влияют на «трудных» детей, помогая преодолевать эгоизм и лень, что способствует исправлению других отрицательных свойств и самоперевоспитанию.

У наставника и подшефного формируются общие духовные интересы, совместные переживания, подростком по-новому воспринимаются воспитательные влияния окружающей среды. Наставник хорошо осведомлен о жизни подростка, чутко и внимательно относится к его проблемам. Он принимает активное участие в судьбе ребенка.

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела профилактики и предупреждения правонарушений несовершеннолетними

С каждым «трудным» школьником, уклоняющимся от учебы и труда, проводит следующую работу:

Лично беседует о причинах поведения подростка и предупреждает его о последствиях с позиции закона, помогает подростку в трудоустройстве и контролирует учебу;

Информирует администрацию о принятых мерах к «трудным» подросткам, стоящим на учете в милиции;

Выявляет факты антиобщественного поведения лиц, которые вредно влияют на подростка, готовит материал по этому вопросу для комиссии по делам несовершеннолетних;

Совместно с воспитателями, администрацией определяют меры индивидуального воздействия на «трудных»;

Ведет картотеку лиц, взятых на учет, непрерывно осуществляет наблюдение за ними лично, предупреждает воспитателей о негативных тенденциях в поведении того или иного подростка о последствиях, которые его ожидают, если тот не исправится;

Входит в состав комиссии по профилактике правонарушений.

Приложение № 2

Индивидуальная работа с «трудными» детьми.

ЦЕЛЬ : - предупредить отклонения в поведении подростков; помочь преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь.

ЗАДАЧИ : - помочь познать самого себя;

Приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества;

Достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками;

Сформировать творческие увлечения.

I этап:

Изучение подростка и окружающей его среды;

III этап:

Обеспечении психологической готовности подростка к перевоспитанию

а) беседы;

б) вхождение в доверие к подростку;

в) пробуждение интереса к деятельности.

III этап:

Копилка подростка

а) положительные качества;

б) поступки;

в) поощрение ребенка;

г) важно чтобы воспитанник сам мог оценивать свои поступки;

д) ориентация на идеал с помощью педагога.

1V этап :

Самовоспитание:

а) ученик должен самостоятельно выйти из кризиса;

Метод реконструкции характера.

Спортивные секции;

Технические кружки;

Производительный труд;

Творческая деятельность;

Вовлечение в правоохранительную деятельность;

Составить психологическую карту;

Воспитание сдержанности, терпеливости, терпимости;

Установление контакта с подростком

· Нахождение точек соприкосновения во взглядах;

· Обнаружение увлечений подростка и особенности поведения;

· Определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние;

· Выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Работа с детьми,

склонными к правонарушениям.

1. Поддерживать тесную связь с КДН.

2. Привлекать работников КДН для проведения бесед на правовую тему с учащимися и родителями.

3. Взаимодействовать со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

4. Взаимодействовать с классными руководителями.

5. Ежедневно контролировать учебу, поведение и посещаемость учебных занятий учащихся, склонных к правонарушениям.

6. Собирать материал о поведении подростков, склонных к правонарушениям в школе и вне школы.

7. Охватить всех подростков, склонных к правонарушениям, занятиями по интересам в секциях и кружках.

8. Задействовать подростков, склонных к правонарушениям, в подготовке и проведении школьных мероприятий.

9. Проводить беседы с родителями подростков, склонных к правонарушениям.

10. Посещать подростков на дому.

11. Наладить совместную работу со школьным психологом в работе с подростками, склонными к правонарушениям.

12. Постоянно проводить индивидуальные беседы с подростками.

13. Еженедельно проводить заседания Совета помощи.

14. Изучать психологический климат в семьях подростков.

15. По необходимости установить контакт с руководством предприятий, на которых работают родители подростков из неблагополучных семей.

16. Контролировать проведение бесед на правовые темы на классных часах.

17. Постоянно проводить профилактическую антиалкогольную, гигиеническую работу.

18.Вести необходимую документацию (анкеты, психолого- педагогический паспорт учащегося, журнал).

19.Выступать перед педагогическим советом школы с информацией о работе по данной категории учащихся.

Профилактические мероприятия

Классные часы : «Семья в моей жизни», «О вреде курения и алкоголизма», «Здоровье человека - главная ценность», «Культура общения в семье»

Конкурс стенных газет:

«НЕТ! – вредным привычкам»

Курение и токсикомания

Я – за здоровье!

Наркомания.

Лекторий «Профилактика раннего курения».

Цикл бесед инспектора ОВД по теме : «Курение, пивной алкоголизм, правонарушения и ответственность за них».

Лекторий по гигиене:

    Культура питания;

Основы личной гигиены.

Тренинги зависимого поведения.

Профилактика вредных привычек –беседы:

Детско-подростковый алкоголизм (лекции просмотр фильма)

«Любовь и дружба» (интерактивный тренинг)

Диспут: «Будущее в твоих руках»

(Профилактика наркомании).

Гигиена девушек

Профилактические беседы : «Мы за здоровый образ жизни».

Беседа в рамках акции «Без прав не бывает обязанностей, без обязанностей не бывает прав!»

Круглый стол : «Вступая во взрослую жизнь»

Цикл лекций по предупреждению правонарушений.

Участие в конкурсе плакатов :«Антинаркотическая пропаганда»

Занятия «Преступление против здоровья и общественной нравственности»

Заседания дисциплинарной комиссии

Статистика воспитанников, состоящих на учете КДН,

количество детей снятых с учета.

По итогам 2010-2013гг, в группе нет воспитанников, состоящих на учете в КДН, также отсутствуют самовольные уходы воспитанников из детского дома.

Уровень сформированности и мотивации на здоровый образ жизни воспитанников 1 группы (воспитатель – Бригадирова В.Г.) – на конец 2012 уч.г. 70%, просматривается повышение в сравнении с началом 2011-12у.г. на 2%. За 1-е полугодие 2012-2013уч.года высокий уровень сформированности представлений и мотивации на здоровый образ жизни – 81%, в сравнении с концом 2011-12уч.года просматривается повышение на 11%. Все воспитанники проявляют большое внимание о своем здоровье, занимаются спортом, девочки танцами, выполняют утреннюю зарядку, физические упражнения отрицательно относятся к вредным привычкам, и этим дают положительный пример самым младшим воспитанникам, также вовлеченным в оздоровительные мероприятия. В группе проводятся занятия направленные на борьбу с вредными привычками и укрепление здоровья воспитанников. Каждый год воспитанники принимают участие в месячниках по сохранению и укреплению здоровья, повышению мотивации к ЗОЖ.

Май 2015г

Зам. директора по ВР Н.В. Панина