Счастье в жизни 15 3. Текст для работы

Подготовка к написанию сочинения 15.3 Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье» Шаг 1. Формулируем значение слова(тезис нашего сочинения) и комментируем его.

Текст для изложения

Общая проблема

Текст для чтения

Аспект проблемы

Определение слова

(понятие)

раскрывают

содержит

комментирует

Вы прослушали текст изложения о счастье и прочитали текст Фоняковой Эллы Ефремовны. Теперь нужно сформулировать значение слова счастье. Вы должны представить своё понимание этого понятия. Осторожно, ошибка! Во-первых, вместо определения приводится цитата из текста или дается простой пересказ. Во-вторых, отсутствует комментарий определения. Помните, что прокомментировать определение лучше всего с опорой на содержание того текста, который вы прочитали. Способы толкования значения слова.

Описательный способ

Синонимический способ

Способ отрицательного определения

Отсылочный способ

Счастье – это состояние человека, которое характеризуется эмоциональным подъёмом, ощущение радости.

Счастье- радость, удовольствие.

Счастливый человек-тот, который не испытывает ощущения печали, горя, ненужности.

Счастье – это то же, что и радость.

Типовые конструкции для вступления.

Попробуем разобраться в смысле этого понятия.

На мой взгляд, счастье – это …..

Мне кажется, что счастье – это …..

Что такое счастье? Попробуем над этим поразмышлять. Я считаю, что …..

Комментарий. Комментарий поможет пояснить данное вами определение значения слова с опорой на текст. Комментарий может строиться на развитии различных смысловых линий: 1) раскрытие актуальности рассматриваемой ценности; 2) вычленение в содержательном комплексе понятия наиболее значимого аспекта; 3) анализ смысловой многозначности понятия, адекватной сложной многомерности обозначенного явления действительности; 4) противопоставление (соотнесение) с другими словами для выявления смысловой сущности предложенного понятия. Пишем комментарий. Что такое счастье? Какого человека можно назвать счастливым? Давайте порассуждаем на эту тему. Счастье – это ощущение радости, эмоционального подъёма. Каждый человек может быть счастлив по-своему. Одному достаточно для счастья присутствия рядом дорогих и близких людей, например, папы и мамы, их внимания, заботы. Особенно это ощутимо в детстве. Безусловно, ребёнок, который окружён вниманием родителей, счастлив. Верность этого суждения можно доказать при помощи текста Фоняковой Эллы Ефремовны. Что оценивает эксперт? Если вы дадите в сочинении определение без комментария, то потеряете один балл. Поэтому комментируйте тезис-определение, используя текст второй части работы. (За эту часть работы вы можете получить максимум 2 балла) Аргументируем определение. Первый аргумент. Так в предложениях №18-26 автор описывает «развесёлую» игру, показывая нам, насколько счастлива девочка, спрятавшаяся под одеялом. Она ждет, когда отец найдет её, выскакивает и восторженно «орет». И отец, и девочка знают правила этой частой игры, но тем не менее каждый раз ребёнок испытывает такой восторг, такое беззаботное веселье, что поневоле сам радуешься и чувствуешь себя счастливее, читая об этом в тексте. Второй аргумент. В задании 15.3 экзаменационной работы написано, что вы должны привести два аргумента: один взять из текста, второй- из вашего жизненного опыта. А в критериях оценивания сказано, что что вы получите такой же балл, если оба аргумента будут из текста. Обратите на это внимание. Однако далеко не всегда второй аргумент можно легко найти в тексте. Второй аргумент. Примеры настоящего искреннего счастья можно найти и в жизни. Как немного нужно в детстве, чтобы почувствовать себя радостным. Наблюдаю за своим трёхлетним братом, который играет с мамой или папой в прятки. И понять-то ещё не может суть этой игры. Бежит, прячется в шкафу. Папа, конечно, видит, куда он спрятался, но каждый раз громко спрашивает: «Где же наш малыш?» А малыш заливисто хохочет, крича из шкафа, что он здесь, никуда не делся. И сама невольно включаешься в игру, понимая, что это и есть настоящее счастье. Пишем заключение. Осторожно, ошибка! В этой части сочинения самой распространенной является логическая ошибка, когда вдруг появляются понятия и мысли, не рассматриваемые в основной части. Завершая все свои рассуждения, возвратитесь к тезису(определению значения слова). Используйте типовые конструкции. (Таким образом…., Как видим ….., В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что ….) Пишем заключение. Как видим, счастливым быть достаточно просто. Нужно только, чтобы рядом с тобой были самые любимые и родные люди, к которым можно было бы броситься на шею, радостно смеясь и беззаботно болтая ногами в порыве безудержного веселья. Используемая литература. Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич.Русский язык.9 класс. Сочинение на ОГЭ: курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие.-Ростов н/Д: Легион,2015. Методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ОГЭ 2016 года Русский язык. Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ОГЭ с развернутым ответом

  1. (46 слов) Акакий Акакиевич из повести Гоголя «Шинель» становится счастливым, когда, наконец, приобретает новое пальто. Новая шинель – это чуть ли не единственное, чего он так искренне желал. Поэтому герой чувствует себя полноценным членом общества в тот момент, когда его мечта исполняется. Обычная шинель принесла Башмачкину большое счастье.
  2. (43 слова) Счастливого персонажа мы найдем и в романе Пушкина «Евгений Онегин». Это поэт Владимир Ленский. Всю душу он вкладывал в свои стихи, а занятие любимым делом, тем более, творчеством, делает человека счастливым. Кроме того, его окрыляла взаимная любовь, в которой он видел идеал.
  3. (43 слова) Вспоминая концовку поэмы Пушкина «Руслана и Людмилы», читатель понимает, что прошедшая через препятствия любовь – это счастье. Несмотря на все трудности и преграды, стоящие на пути у влюбленных, герои обретают друг друга. Счастливы не только они, но и мы, когда получаем благополучный финал.
  4. (44 слова) Золушка из одноименной сказки Шарля Перро терпела насмешки и оставалась в стороне, пока ее сестры купались в роскоши. Но героине посчастливилось встретиться с Крестной Феей, организовавшей ей судьбоносную встречу на балу. Бедная девушка и принц женятся, и влюбленные остаются счастливыми до конца жизни.
  5. (52 слова) Счастье подразумевает любимое существо рядом, и не всегда это человек. В рассказе Тургенева «Муму» немой Герасим становится счастливым только тогда, когда с ним находится верная собачка по кличке Муму. Молчаливый герой вынужден избавиться от животного по приказу барыни, и расставание с животным делает его несчастным, ведь именно собака приносила радость Герасиму.
  6. (54 слова) Иногда для счастья не хватает одного элемента, как персонажам сказки Волкова «Волшебник Изумрудного города». Гудвин исполняет заветные желания пугало Страшилы, даруя ему мозги, Железного Дровосека, получившего сердце, и Трусливого Льва, желавшего смелости. В конце сказки выясняется, что единственное, чего не хватало героям – веры в себя, но, получив, чего они хотели, они стали счастливыми.
  7. (56 слов) Счастье у каждого свое. Если вспомнить сказку Джеймса Барри «Питер Пэн», то мы увидим, что главный герой наслаждается детством. Мальчик, который не хочет взрослеть, живет на острове Нэвэрлэнд, который посещают другие персонажи – девочка Венди Дарлинг и ее братья. Герои возвращаются домой, а Питер Пэн предпочитает вечное детство, потому что именно так он чувствует себя счастливым.
  8. (50 слов) С самого детства мы верим, что счастливый финал ждет честных, умных и порядочных персонажей. Так и происходит в комедии Фонвизина «Недоросль». Свое счастье находит благоразумная, добродетельная Софья, когда офицер Милон спасает ее от Простаковой. Влюбленные обретают друг друга, а отрицательные герои только могут встать на путь к долгожданному счастью.
  9. (55 слов) Счастья хочется и неоднозначным, пугающим одним обликом героям, таким, как монстр Виктора Франкенштейна из романа Мэри Шелли. Чудовище ученого несчастно по причине своего одиночества, поэтому он просит Виктора создать ему невесту. Но ученый понимает, какими последствиями это грозит миру, и отказывается. Оставшись без единой попытки обрести счастье в мире, монстр и становится жестоким убийцей.
  10. (53 слова) Счастье – это исполнение заветных желаний. Все, чего хотел младший сын мельника из сказки Шарля Перро «Кот в сапогах», он добился благодаря необычному коту в сапогах, который достался герою в наследство от отца. Предприимчивый напарник помогает персонажу обрести титул, уважение короля, замок, богатство и любовь прекрасной принцессы. Поначалу расстроенный герой становится счастливым, исполняя мечты.
  11. Примеры из жизни

    1. (42 слова) Я чувствую себя счастливой в окружении родных людей. Ощущая, что они поддерживают меня, я понимаю, что в мире царит гармония. Человек, который может обратиться за советом к родителям и получить помощь, уже счастлив. Семья – не единственный, но главный элемент большой картины счастья.
    2. (41 слово) Если посмотреть танцевальные шоу, то можно увидеть не только соревнования за первенство и танцы участников, но и эмоции танцоров от участия в проектах. Большинство отмечают, что танец для них – это жизнь, и возможность заниматься любимым делом уже делает человека счастливым.
    3. (54 слова) Одна девушка рассказала мне, как она побывала в Индии и встретила там маленького мальчика. Увидев его светящийся взгляд на шоколадку, которую держала в руках моя подруга, она решила поделиться с ним сладостью. Заметив его реакцию, она подарила мальчику всю шоколадку, потому что в тот момент он улыбался, как самый счастливый ребенок на свете.
    4. (41 слово) Знакомый говорил мне, что не может представить свою жизнь без путешествий. Как только наступают каникулы, он стремится купить билеты в разные уголки мира. Поездки дарят ему незабываемые впечатления. Моря и достопримечательности разных стран воодушевляют его, и он чувствует себя счастливым.
    5. (48 слов) Если взрослого человека сложнее сделать счастливым, то ребенок не так уж много хочет от жизни. Отводя детей в парк развлечений, взрослые приводят их в волшебный мир. Американские горки, колесо обозрения, тиры – все это может вызвать у ребенка непередаваемые эмоции. По его лицу будет видно, что он счастлив.
    6. (49 слов) С самого детства мультфильмы учат нас главным вещам и раскрывают секреты непростого мира с помощью любимых персонажей. В продолжении оригинального мультфильма «Король Лев» акцентируется внимание на поиске счастья суриката Тимона. Счастливым он становится, лишь обретая настоящий дом в джунглях и верных друзей — кабана Пумбу и львенка Симбу.
    7. (41 слово) Моя подруга говорила, что счастье – это верные друзья. Когда мы поздравляли ее в день рождения и устраивали неожиданный сюрприз, лицо именинницы сияло настоящим счастьем. Подруга радовалась тому, что нужные люди всегда с ней. А мы были счастливы сделать ей приятное.
    8. (57 слов) Мой сосед по парте рассказывал мне, что обожает ездить на дачу. Там у него много друзей, знакомых, и вообще, деревня ассоциируется со свежим воздухом, которым не подышишь в шумном городе. Звуки природы позволяют ему оставаться со своими мыслями наедине, и так он находит душевное равновесие. Приезжая к себе на дачу, он будто перезаряжается и становится счастливым.
    9. (53 слова) Наша учительница рассказывала нам, как в студенческие годы увлеклась интересными рассказами, романами и повестями. Чтение отвлекало ее от внешних проблем, ей казалось, что книги погружают ее в особенный мир, каждая страница которого радужно приветствует юную читательницу. Для нее хобби стало счастьем, поэтому она решила пойти на педагогический факультет, чтобы открывать счастье другим.
    10. (48 слов) Счастье – совокупность отдельных категорий, состоящих из жизненных ценностей, воспоминаний и приятных моментов. Но оно у каждого свое. Передать на словах мои эмоции, когда на день рождения мне подарили электрогитару, наверное, невозможно. Это была моя мечта, которую исполнили мои родители. Настраивая новый музыкальный инструмент, я чувствовала себя самой счастливой.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Поиск

"
Всего: 4 1-4


1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Л. Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Л. Ю. Максимова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фразы из текста: «Эта ночь перевернула моё представление об отце». Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (3)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него, наверное, тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стёклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я прикрыла глаза и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30)Тогда этому не придали значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких. (32)Эта ночь перевернула моё представление об отце.

(33)...Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (34)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (35)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

(По Н. Аксёновой)*

* Аксёнова Нина – современный детский поэт и прозаик.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Виктора Владимировича Виноградова: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении».

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В. В. Виноградова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Пояснение.

Приведем пример сочинения-рассуждения в научном стиле.

У каждой части речи свои достоинства. Каждая из них может быть средством выразительности речи. Особая роль, по мнению В. В.Виноградова, принадлежит имени прилагательному, неслучайно он утверждал: «Прилагательное - это самая изобразительная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении». Попробуем доказать это на примере текста Юрия Нагибина.

С помощью имен прилагательных в тексте создаются неповторимые образы, конкретизируются явления и понятия. Так, имена прилагательные используются автором в описании девчонки: худая, с тонкими руками и ногами (предложение № 10), длинные мокрые волосы (предло-жение № 11), тоненькое, в тёмных крапинках лицо, зелёные кошачьи глаза, большой рот (предложение № 12). Использование прилагательных помогает автору нарисовать живой, легко представляемый портрет героини.

Прилагательные в предложении № 6 передают заинтересованность героя, его увлеченность коллекционированием камней, именно поэтому камни такие необычные, красивые (Среди тёмных шершавых камней вдруг что-то нежно блеснуло: крошечная чистая слёзка) - и читатель ясно представляет себе этот камешек, похожий на слезку, он словно видит этот камень наяву и восхищается его красотой вместе с героем.

Проанализировав текст, мы без труда нашли подтверждения словам В. В.Виноградова о роли прилагательных в создании выразительности нашей речи.

Замените разговорное слово «твердил» в предложении 18 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «твердил» в предложении 18 заменяем стилистически нейтральным синонимом «повторял»

Ответ: повторял.

Ответ: повторял

Мария Серпухина 10.02.2017 17:35

Если обратиться к словарю синонимов,то можно заметить,что слово "говорить" стоит на первом месте, а за ним идет слово "повторять". Добавьте тогда два варианта ответа.

Татьяна Стаценко

В контексте предложения слово «говорил» не подходит, так как не отражает нужного значения.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве рассказчица стеснялась отца, потому что считала его несуразным и смешным.

2) Когда девочка была в третьем классе, она сильно заболела.

3) Когда скорая помощь застряла в снегу, мама начала плакать, понимая, что быстро выбраться не удастся.

4) После ночи, когда машина застряла в снегу, рассказчица поняла, что была несправедлива к отцу и за внешней несуразностью не видела его огромной любви к ней.

5) Став взрослой, героиня, наряжая ёлку, плачет, потому что вспоминает, как над её отцом смеялись дети на утренниках в детском саду.

Пояснение.

1) В детстве рассказчица стеснялась отца, потому что считала его несуразным и смешным. - Подтверждается предложением 6.

2) Когда девочка была в третьем классе, она сильно заболела. - Подтверждается предложением 11.

3) Когда скорая помощь застряла в снегу, мама начала плакать, понимая, что быстро выбраться не удастся. - Противоречит предложению 24.

4) После ночи, когда машина застряла в снегу, рассказчица поняла, что была несправедлива к отцу и за внешней несуразностью не видела его огромной любви к ней. - Подтверждается предложениями 32−35.

5) Став взрослой, героиня, наряжая ёлку, плачет, потому что вспоминает, как над её отцом смеялись дети на утренниках в детском саду. - Противоречит предложениям 33−35.

Ответ: 124.

Ответ: 124

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!»

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

3) По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем.

4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.

5) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

Пояснение.

2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

5) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.

Ответ: 25.

Ответ: 25|52

Пояснение.

1) Абзацное членение текста - это одно из важных условий его оформления. Абзац позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел. Чтобы доказать это, обратимся к тексту Нины Аксёновой.

Вводная часть в тексте представлена предложениями №1-6 и является отдельным абзацем, в котором сразу же обрисовывается основная проблема, поднимаемая рассказчиком: девочка стесняется своего отца, потому что он кажется ей «несуразным». Благодаря объединению предложений в одну часть мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения и определить тему текста.

В воспоминаниях об отце звучит боль от несвоевременного осознания большой отцовской любви, способной на самопожертвование. Поэтому автор объединяет этот рассказ в отдельный абзац (предложения 33-35).

Таким образом, прав современный российский лингвист Л. Ю. Максимов, который утверждал: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

2) В тексте Нины Аксёновой рассказывается о том, что героиня, будучи ребёнком, стесняется своего отца, потому что он кажется ей «несуразным». Только после ночи, когда отец спас не только её, но всех людей, находившихся в машине, её отношение изменилось. Об этом строчки: «Эта ночь перевернула моё представление об отце».

В воспоминаниях об отце звучит боль от несвоевременного осознания большой отцовской любви, способной на самопожертвование. Вот почему всякий раз, когда наряжается ёлка, героиня плачет, вспоминая, как она не понимала стремления своего отца быть поближе к ней на новогодних утренниках в детском саду.

Когда случилась беда, отец, не задумываясь, ушёл в метель, в ночь, рискуя уже больше никогда не вернуться. Но выбор идти или не идти перед ним не стоял. Ради любимого человека, ради своего ребёнка он готов на всё. Именно поэтому в сознании больной девочки он предстал добрым великаном-спасителем и таким навсегда сохранился в памяти.

К сожалению, мы не всегда вовремя можем оценить любовь близких, распознать её, отплатить взаимностью. Но если в семье царила любовь, то ребёнок, выросший ней, будет в жизни чувствовать себя защищённым и способным беззаветно любить своих детей.

Некоторым кажется, что счастье - это богатство. Богатый чело-век может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь - и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование.

Героиня текста Нины Аксёновой - по-настоящему счастливый человек, потому что рядом любящие люди, способные на самопожертвование ради неё. Когда случилась беда, отец, не задумываясь, ушёл в метель, в ночь, рискуя уже больше никогда не вернуться. Но выбор идти или не идти перед ним не стоял. Ради любимого человека, ради своего ребёнка он готов на всё. Именно поэтому в сознании больной девочки он предстал добрым великаном-спасителем и таким навсегда сохранился в памяти.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант B74C90

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А. А. Зеленецкого: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в речи посредством эпитетов». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами А. А. Зеленецкого. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Запах кофе был для Андрея не просто запахом. (2)Он был незабываемым воспоминанием, воспоминанием о прошлом, о детстве,

о счастье, о том самом настоящем счастье, которое можно испытать только тогда, когда лет тебе совсем мало. (3)Запах молотого кофе всегда наводит его на эти воспоминания...

(4)Дома у них, по правде говоря, кофе не водился. (5)Насколько Андрей помнил, ни мать, ни отец его не пили. (6)Не любили? (7)Или попросту отказывались из соображений экономии, считали, что дорого? (8)Сейчас даже в голове не укладывается, как они жили тогда, но ведь жили же как-то... (9)А нынешним детям, наверное, и не объяснишь, что в его детстве не то что не было ни кока-колы или там фанты – слов-то таких не знали. (10)Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.

(11)А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.

(12)Дефицитным продуктом бабулю обеспечивала соседка Нина, продавщица овощного отдела в гастрономе на углу. (13)Она приносила бабушке плотные коричневые бумажные пакеты с кофейными зёрнами.

(14)Ни бабушки, ни Нины давно нет на свете, а воспоминания остались, да какие яркие и почти осязаемые! (15)О том, как бабушка, такая вся домашняя и уютная, в собственноручно сшитом зелёном клетчатом фартуке, распечатывает на кухне хрустящий пакет и высыпает твёрдые зерна в ручную кофемолку. (16)Маленький Андрей тут как тут. (17)Ему тоже хочется покрутить тугую пластмассовую ручку, очень тонкую и поэтому неудобную. (18)Но ещё больше хочется, чтобы бабушка разрешила взять одно зёрнышко. (19)Вкус разгрызенного кофейного зерна всегда очень нравился Андрею: он напоминал шоколад и в то же время казался каким-то другим, даже ещё лучше, чем шоколад.

(20)Ну и конечно – запах! (21)Чаще всего маленький Андрей, когда оставался у бабушки, просыпался именно от него, и он до сих пор помнит то радостное ощущение на границе меж сном и явью, когда так трудно открыть глаза и ты ещё не понимаешь, отчего это так хорошо на душе... (22)И лишь потом, разлепив наконец веки, осознаёшь, что это бабушка в кухне готовит кофе, а впереди целый долгий безмятежный день, счастливый и беззаботный...

(23)Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти? (24)Может быть, потому, что у бабушки ему действительно было хорошо? (25)Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием, с постоянными родительскими ссорами, с мамиными криками и слезами. (26)У бабушки же, куда его часто привозили на выходные, всё было не так. (27)Здесь было тихо и спокойно, никто Андрюшку не ругал и не кричал на него. (28)Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь. (29)И он так любил слушать её истории.

(По О. Ю. Рою) *

* Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – современный российский писатель.

Замените разговорное слово «нынешним» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Пояснение.

Разговорное слово «нынешним» в предложении 9 заменяем стилистически нейтральным синонимом «современным».

Ответ: современным.

Ответ: современным|сегодняшним

Актуальность: Соответствует демоверсии текущего года

Пояснение.

1) Русский язык - один из самых богатых и красивых языков мира. В нем достаточно слов для того, чтобы назвать все предметы и явления, передать самые разнообразные чувства, настроения, переживания. Кроме того, в нашем языке, как, пожалуй, ни в одном другом, большой арсенал специальных средств выразительности, одним из которых является эпитет, о котором А. А. Зеленецкий писал: «Придание образности словам постоянно совершенствуется в речи посредством эпитетов». Попробуем разобраться в правомочности этого утверждения на примерах из текста Олега Роя.

Показательным для наблюдения за тем, для чего автором используются эпитеты, является предложение 15 (О том, как бабушка, такая вся домашняя и уютная, в собственноручно сшитом зелёном клетчатом фартуке, распечатывает на кухне хрустящий пакет и высыпает твёрдые зерна в ручную кофемолку.). В предложении эпитеты: домашняя, уютная - помогают нам представить образ бабушки. Возникает ассоциация с чем-то светлым, хорошим, добрым - домом, миром. Так автор опосредованно высказывает свое отношение к героине, подчеркивая ее привлекательность. В предложении 25 (Родной дом был связан в детском сознании с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием, с постоянными родительскими ссорами, с мамиными криками и слезами.) эпитеты используются автором для описания настроения героя, его восприятия дома. Гнетущее впечатление остаётся, когда читаешь эти определения: ненавистное вставание, вечное домашнее задание, серые будни.

Таким образом, приведенные примеры можно по праву считать аргументами в поддержку мнения Зеленецкого о важной роли эпитетов в создании образов.

2) Самые яркие жизненные впечатления - это впечатления детства. От того, какими они будут, порой зависит судьба человека. Тёплые воспоминания детства живут в сердце героя текста Олега Роя: «Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его памяти?»

Андрей сохранил в памяти два воспоминания. Первое - о своей семье, где слышались крики, «с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием». Но это воспоминание перекрывается другим, светлым воспоминанием о днях пребывания с бабушкой. Бабушка так любила своего внука, что смогла оградить его от негативного восприятия жизни, которое формировалось дома. Бабушка ассоциировалась с покоем, счастьем, потому и воспоминания о ней ярче, желаннее.

Острота восприятия в дни детства такова, что ранние впечатления могут влиять потом на всю жизнь. Это фундамент будущей духовной жизни, её золотой фонд. Если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония.

3) Иногда кажется, что счастье - это то, чего не хватает или совсем нет в жизни. Тогда человек пытается найти это, сделать так, чтобы сбылись его мечты, - и это уже для него счастье. Счастье поиска, действия, испытаний. На мой взгляд, избитая фраза: «Счастье - это когда тебя понимают» - очень точное определение счастья. Счастливый человек чувствует любовь и поддержку близких, сам способен на самоотдачу, видит мир ярким, радостным и сам стремится сделать мир таковым.

Некоторым кажется, что счастье - это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь - и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование.

Андрей, герой текста Олега Роя, сохранил в памяти два воспоминания. Первое - о своей семье, где слышались крики, «с серыми буднями, с ненавистным ранним вставанием сначала в детсад, потом в школу, с нудными повседневными обязанностями и вечным домашним заданием». Но это воспоминание перекрывается другим, светлым воспоминанием о днях пребывания с бабушкой. Бабушка так любила своего внука, что смогла оградить его от негативного восприятия жизни, которое формировалось дома. Бабушка ассоциировалась с покоем, счастьем, потому и воспоминания о ней ярче, желаннее.

Если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.

Источник: Открытый банк ФИПИ, вариант E248DD

Актуальность: Используется в ОГЭ текущего года

1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают знаки препинания». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Г. Г. Граник. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «От мальчишек из нашего двора я знаю, что война - самая интересная на свете игра… Но это игра… А как выглядит война взаправдашняя?» Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

3. Как Вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

(2)Что сулит мне этот долгожданный воскресный день? (3)Может, буду помогать маме собираться на дачу. (4)На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам – в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом. (5)А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. (6)Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.

(7)А может быть, сегодня пойдём гулять через Тучков мост, на Петроградскую сторону. (8)Забредём в Зоосад. (9)Вот это будет здорово! (10)Соседская Ирочка рассказывала, что там с недавних пор катают не только на пони, но и на верблюдах.

(11)А может, мы поедем в большой парк на островах. (12)В парке папа берёт лодку и даёт мне немного погрести. (13)Но это – мечты. (14)А покамест я ещё лежу в своей кровати.

(15)Вот скрипнула дверь. (16)Ныряю с головой под одеяло. (17)Пускай папа подумает, что я куда-то подевалась. (18)Я часто так от него прячусь, а он очень пугается и драматическим голосом взывает к несуществующей публике:

– (19)Пропал ребёнок! (20)Вот несчастье! (21)Куда же он у меня подевался? (22)Надо срочно позвонить в милицию! (23)Вы случайно не видели, дорогие граждане, здесь одну противную девчонку, которая вечно пропадает? (24)Ленка, Ленка, где ты?

(25)Тут я выскакиваю и ору:

– (26)Не надо милицию! (27)Я нашлась!

– (28)Ах, ты нашлась, – говорит папа, – вот я тебя сейчас!

(29)И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

(30)Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет. (31)Делаю маленькую щёлку и оглядываю комнату одним глазом. (32)В чём дело? (33)Мама стоит подле табуретки с моими вещичками. (34)Она наклоняется, берёт платьице, перебирает его руками, а сама смотрит куда-то в сторону, в одну точку, и лицо у неё напряжённое и такое печальное, что мне становится не по себе.

(35)Высвобождаюсь из-под одеяла – мама словно не видит меня.

– (36)Мамуленька, видишь, я уже встала…

– (37)Да, да…

(38)Мама всё ещё отсутствует, её нет со мной.

(39)Тихонько дотрагиваюсь до маминой руки, и вдруг она, обычно такая сдержанная, крепко-крепко, до боли, обнимает меня, прижимает к себе, будто боится, что меня могут отнять у неё, забрать, увести.

(40)Приходит папа. (41)Он тоже какой-то необычный, невесёлый.

– (42)Лена, – медленно говорит он, – сегодня война началась. (43)Побудь дома одна. (44)Нам с мамой надо уйти.

…(45)Я встревожена. (46)Война! (47)Как это – война? (48)Что это – война? (49)От мальчишек из нашего двора я знаю, что война – самая интересная на свете игра, в которую девчонок берут только в виде исключения. (50)Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся. (51)Но это игра… (52)А как выглядит война взаправдашняя?

(По Э.Е. Фоняковой) *

Пояснение. Анализ средств выразительности.

Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Все бегут, стреляют из деревянных пистолетов, рогаток, кричат «Ура!» и дерутся.

2) Лежу, притаившись, и хихикаю под одеялом, но никто меня не ищет.

3) Ныряю с головой под одеяло.

4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.

5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси, веером разлетаются по комнате.

Пояснение.

3) Ныряю с головой под одеяло.

5) Солнечные лучи, легко пронзая белые занавеси , веером разлетаются по комнате.

Ответ: 35.

Ответ: 35|53

Пояснение.

1. Знаки препинания функционально значимы: они имеют закреплённые за ними обобщённые значения. Некоторые из них передают логику предложения, связь между его частями - это запятая, точка с запятой, тире.

Некоторые, например, тире, многоточие, носят дополнительную информацию, которую нельзя выражать словами, передают на письме оттенки смысла и даже могут быть средством выражения состояния пишущего. Именно об этом пишет Г. Г. Граник: «Чтобы понимать текст, нужно научиться воспринимать сигналы, которые подают зна-ки препинания».

Попробуем доказать правомочность этого утверждения на примерах из текста Эллы Фоняковой.

В конце предложения 51 (Но это игра…) стоит многоточие, которое указывает на незавершенность мысли героя, подчеркивает устрашающую неизвестность, которое таит для ребёнка слово «война». Предложения 47 - 48 воспросительные: «47)Как это - война? (48)Что это - война?» Вопросительный знак, стоящий в конце этих предложений указывает на особую напряженность момента: как можно, чтобы всё перевернулось с ног на голову?

Таким образом, мы убедились, что знаки препинания, действительно, отражают эмоциональную окраску речи - передают прерванность мысли, вызванную общим эмоциональным напряжением, могут передавать многозначительность сказанного, указывать на подтекст, скрытый смысл. Поэтому высказывание Г. Г. Граник о знаках препинания вполне оправдано.

2. Война не щадила никого: ни взрослых, ни детей. Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Но маленькая девочка ещё не знает, не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю. Об этом и говорит Элла Фонякова в приведённом фрагменте текста.

В радужных красках показана мирная жизнь: все друг друга любят, а выходной с семьёй на даче должен стать самым счастливым днём в жизни. Но счастье разрушено, потому что война...

На контрасте показано первое утро военной поры. Мама встревожена, отец «какой-то необычный, невесёлый» и очень по-взрослому обращается к дочери. Ребёнку предстоит повзрослеть в один момент, потому что война…

Прочитав текст, невольно ловишь себя на мысли: а я смог бы? Какой силой духа нужно обладать, чтобы всё вынести, преодолеть недетские испытания и при этом всё же оставаться детьми!

3. Настоящее счастье - это любовь и забота близких людей, счастливые глаза родителей, крепкое здоровье родных и мирное небо над головой. Конечно, многие могут не согласиться с такой точкой зрения, но для меня счастье представляется именно таким.

Дети военной поры рано взрослели, самая светлая и счастливая пора их жизни была «украдена», потому что война всё исковеркала и перевернула с ног на голову. Героиня текста Э. Фоняковой ещё не осознаёт, какое страшное испытание выпало на её долю и что счастьем было мирное воскресное утро, и игры с папой, и строгое наставление мамы.

Некоторым кажется, что счастье - это богатство. Богатый человек может позволить себе все: и отдых в экзотических странах, и дорогое жилье, и роскошные автомобили. Людей манит эта сказочная жизнь - и хочется, чтобы сказка стала реальностью. Но всё это мишура, за которой порой стоит одиночество и разочарование. И кому нужно богатство, если над головой будут носиться военные самолёты и придётся прятаться от разрывов бомб?..

Нужно уметь ценить то, что имеешь, сегодня, сейчас. Ты живёшь - и это счастье. А если вокруг царит любовь, взаимопонимание, то человек чувствует себя защищённым и нужным, тогда в душе поселяется гармония, а это и есть счастье.

Комплект сочинений ОГЭ (15.1, 15.2, 15.3)

15.1 (по тексту Ю. Бондарева).

Сочинение-рассуждение.

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение», — утверждает Л. В. Успенский. Доказать правоту этого суждения можно на примерах из текста Ю. Бондарева. Действительно, сами слова в предложения «не сложатся», нужно для этого применить законы грамматики.

Например, в предложении 2 автор показывает нам, что на улице идёт дождь, стоит поздняя осень. Тем самым он передаёт состояние главной героини. В предложении 3 говорится, что « тоска подступала к сердцу». Используя эту метафору, автор показывает, насколько сильную тоску испытывает героиня в этот момент. Передать её внутреннее состояние ему помогают лексические средства.

А в предложениях 14, 17, 18 Ю. Бондарев использует риторические вопросы и восклицания, для того чтобы передать сильные эмоции другого человека, например, удивление, тревогу. Это уже грамматические средства языка.

Итак, эти примеры помогают увидеть, что «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики, получает величайшее значение». (144 слова) Александров Антон.

Сочинение-рассуждение.

Л. В. Успенский сказал: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Я считаю, что данное высказывание говорит о том, что грамматика – важнейшая составляющая, которая определяет структуру языка, ведь без неё невозможна речь. Она «строит» словосочетания и предложения. Докажем это на примерах из текста Ю. Бондарева.

Во-вторых, в предложениях 16-18 Бондарев использует риторические вопросы и восклицания. Благодаря этому приёму он глубже описывает эмоции и чувства героя, передаёт удивление отца словами дочери о её несчастливой жизни. Не будь этой риторики, выраженной с помощью грамматики, мы бы по-другому представили его слова, в которых тогда можно было услышать скептическое отношение к предмету разговора.

Таким образом, можно сделать вывод, что Л. Успенский прав. Ведь словарный состав так и останется набором слов, выйди он из — под «надзора» грамматики. (161 слово) Добренькая Александра.

Сочинение-рассуждение.

Л. В. Успенский считает, что «один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Убедимся в справедливости данного утверждения. Для этого вспомним, что лексика – это словарный состав языка, а грамматика позволяет нам построить предложение из отдельных слов, изменить их, связать между собой, расположить в определённом порядке, создать текст.

Лексика первой части текста Ю. Бондарева – это слова одной тематической группы, передающие смятение души рассказчика: «тоска», «несчастны», «безысходность». Лексический повтор «несчастны» усиливает это ощущение. Глаголы «подступала», накатывала, измучивала» , подчёркивающие разрушительную силу одиночества и тоски, являются ещё и грамматическим средством — однородными членами предложения, градацией, усиливающей значение этих слов.

Лексические и грамматические средства языка взаимодействуют и во второй части текста. Так, в диалоге отца с дочерью звучит его искреннее непонимание, удивление, что выражено вопросительными и восклицательными предложениями. Его любовь к дочери выражена оценочным существительным «милая». Противопоставление внутреннего состояния героев подчёркнуто антонимами: «несчастливы» – «счастлив».

Таким образом, мы убедились в справедливости высказывания Л. Успенского. Действительно, «словарный состав, поступив в распоряжение грамматики», получил «величайшее значение». (Сочинение – результат коллективной работы на уроке).

15.2 (по тексту Ю. Бондарева).

Сочинение-рассуждение.

«Как много и мало нужно человеку для счастья!» — такими словами заканчивает текст русский писатель Ю. В. Бондарев. Конечно, у каждого своё представление о счастье и своё понимание «многого» и «малого». Попробую объяснить смысл этой финальной фразы, приведя примеры из текста.

«Много» и «мало» — это антонимы, то есть слова, противоположные по значению. Но между ними автор ставит союз «И», для того чтобы объединить их в одно целое.

Здоровье семьи, близких людей, возможность много работать ради них, мирное небо над головой (предложения 18, 19) – в этом видит своё счастье один из героев текста – отец Надежды. Для него это и «много» и «мало».

Юрша Александр.

15.2. Ю. Бондарев заканчивает свой текст словами: «Как много и мало нужно человеку для счастья!». Размышляя о том, что нужно человеку, чтобы быть счастливым, автор приходит к парадоксальному выводу, соединяя антонимы – слова, противоположные по смыслу, сочинительной связью. Значит, «малое» может обернуться «многим» и наоборот. Так что же нужно человеку для счастья? В поисках ответа на этот вопрос обратимся к тексту.

Понимание счастья отцом передано в прямом высказывании в диалоге с дочерью (предложение 18). Мирная жизнь, семья под крышей твоего дома — вот счастье. Уберечь родных от невзгод, много работать, чтобы помочь близким, поддержать своей любовью в трудную минуту – в этом он видит своё счастье. «Много» это или «мало»?

Вторая часть текста убеждает нас в том, что очень «много»! Ведь от родительской любви, их умения вовремя обнять ВЗРОСЛУЮ ДОЧЬ, «как маленькую», вместе плакать и повторять «мы любим тебя» у НЕЁ «на душе потеплело» (предложения 19, 23 -24).

Таким образом, мы видим, что из «малого» (обнять, пожалеть, открыто заявить о своей любви) складывается «большое». Отступает холод одиночества, человек обретает веру в себя, появляется ощущение возможности счастья.

Это сочинение – результат коллективной работы на уроке.

15.3 (по тексту Ю. Бондарева).

Сочинение-рассуждение.

Что такое счастье?

Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Докажем это.

В тексте Ю. Бондарева счастье одного из героев заключается в том, что «все живы, нет войны», все в сборе в родительском доме. Наверное, это самое точное определение, которое можно дать слову «счастье». В этом я полностью согласен с автором.

Моя мама тоже в какой-то мере помогает обрести людям счастье. Её работа заключается в том, чтобы найти для детей-сирот новый дом. И было бы хорошо, если бы это был не дом ребёнка – детский дом, а новая полноценная семья.

Да, счастье – это чувство и состояние полного удовлетворения. Но вряд ли оно возможно, если у тебя нет семьи. Ведь семья – это самое важное, что может быть у человека, семья – это и есть счастье. (125 слов)

Артемчук Костя.

15.3. Сочинение-рассуждение.

Что такое счастье?

Многие из нас не раз задумывались над вопросом, что такое счастье. Счастье – это чувство полного удовлетворения, при котором душа забывает о мелких невзгодах человеческой жизни, это ощущение благополучия. И оно, я уверена, у каждого своё.

Например, у некоторых это понятие ассоциируется с тем, что рядом семья, что она в безопасности, она в сборе, и ничто не угрожает этому благополучию. Яркий пример этого мы видим в тексте Ю. Бондарева, где отец убеждает любимую дочь, что он по-настоящему счастлив, ведь «все живы, нет войны, все в сборе в его доме». И эта любовь и идущие из сердца слова радуют и саму Надежду, на душе у неё действительно «потеплело».

Но ведь для кого-то счастье может иметь и другое значение. Есть люди, для которых счастье – дарить добро людям. Таких много: волонтёры, вносящие вклад в благотворительность, врачи и другие люди, приносящие бескорыстную помощь нуждающимся в ней. Такие есть всегда! И у нас тоже. К примеру, те же волонтёры, которые, не жалея своего времени и сил, всячески помогают городу, проводят различные мероприятия, благотворительные концерты в пользу нуждающихся. Для них счастье – осознание того, что ты подарил кому-то тепло, оказал поддержку.

Таким образом, можно сделать вывод, что счастье каждый понимает по-своему. И мы точно знаем, что оно должно быть везде, дабы человеческим душам всегда было хорошо и спокойно. (210)

Добренькая Александра, 9 класс.

Сочинение-рассуждение.

Что такое счастье?

Счастье – это то, когда все родные люди рядом с тобою.

В тексте Ю. Бондарева есть этому подтверждение. К примеру, в предложении 18 мы видим, что отец Надежды безумно счастлив, потому что для него счастье –это мирное небо над головой, семья в сборе, все живы и здоровы. И ради этого счастья он готов много трудиться. Он обнимал взрослую дочь, «как маленькую», со всей любовью и ценил каждую минуту, когда был рядом с ней, потому что, когда она рядом, он невероятно счастлив.

Для меня счастье — это когда все мои любимые родные, близкие и друзья рядом. Когда они тебя по-настоящему любят, дорожат тобою, заботятся, возможно, даже тогда, когда они рискуют собою ради тебя. Для кого-то счастье заключается в деньгах. Но разве это настоящее счастье? Ни одну настоящую любовь и дружбу не купишь ни за какие деньги. Они бесценны. И счастье далеко не в одиночестве.

Берегите и цените тех, кто рядом, и тогда вы поймёте, что такое счастье! (154 слова)

Караева Янна.

Текст.

(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая поступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности….

(6) Шёл уже первый час ночи, когда я вышла на кухню, что бы успокоиться. (7) А на кухне горел приглушенный свет, потому что там был отец, который писал очередную статью. (8) Отец часто работал по ночам, и сейчас он подошел к окну покурить. (9) Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёмках, а услышав мои шаги, выпрямился и обернулся. (10) Его лицо показалось мне таким бледным, старым, беспомощным, морщины – такими усталыми, что я чуть не подумала о самом страшном. (11) Может, он болен и скоро умрёт? (12) Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы:

— (13) Вот, папа, мы с тобой не можем заснуть, и оба мы несчастливы.

-(14) Несчастливы?! – повторил он удивлённо.

(15) И тут отец заморгал своими добрыми глазами, посмотрел на меня, вроде бы ничего не понимая.

— (16) Что ты, милая! (17) о чем ты, Надежда?… (18) Все живы, нет войны, все в сборе в моём доме – вот я и счастлив!

(19) Я всхлипнула, а он обнял меня, как маленькую. (20) Ему всего и нужно, чтобы мы были все вместе. (21) И он готов ради этого работать день и ночь, трудиться не покладая рук. (22) А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед:

— (23) Мы любим тебя, мы любим тебя!

(24) На душе потеплело.

(25) Как много и мало нужно человеку для счастья!

Ю. Бондарев.

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Справедливость – это понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния. Я считаю, что это очень тонкое понятие, которое опирается на истину.

В тексте А. Алексина используется слово «судья» — олицетворение справедливости. Это говорит о том, что Лёля для семьи была тем человеком, который был способен должно «воздавать» за «содеянное». Мама оказалась для семьи человеком, которому можно доверять (предложение 16).

А в моей семье традиционно «судьёй» является папа. Все споры и семейные «неувязицы» улаживает он. Для меня отец – образец справедливости и трудолюбия. В общем, он тот человек, которому я могу доверять целиком и полностью. Я уверена, что все члены нашей семьи считают так же. Хотя эти примеры – «базовый» уровень справедливости, с которым мы сталкиваемся ежедневно. Настоящая Справедливость гораздо шире и возвышеннее. Она опирается на Истину и способна верно разделить зло и добро, труд и вознаграждение…

Таким образом, я считаю, что справедливость оказывается необходимой составляющей мира, и без неё всё могло бы рухнуть и погрузиться в хаос. (158 слов) Кракулева Маргарита.

Что такое СПРАВЕДЛИВОСТЬ?

Каждый человек задаётся вопросом: «Что такое справедливость»? Для меня смысл понятия «справедливость» заключается в том, что всё в мире должно быть оценено объективно и в соответствии с нравственным законом.

А. Алексин в тексте рассматривает это понятие на примере семьи Кольки. Мама сделала жизнь своих родных ярче и интереснее, этим она заслужила право быть главой семьи. Колька и его отец «подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы».

Проблема справедливости актуальна и в наше время. Взять, к примеру, гражданскую войну в Украине. Мирные жители страдают от жестокости государственной власти. Они не хотят конфликтов, а их убивают, сжигают их дома и обстреливают. Я считаю, что такое отношение несправедливо по отношению к простым гражданам, так как они не заслужили его со стороны власти.

Таким образом, мы видим, что справедливость – важное понятие, но не всегда она достижима в жизни.

(134 слова)

Айрио Анита.

Текст.

1)Колькину маму никто по имени-отчеству не величал, все, даже ребята, называли её просто Лёлей. (2) « Вот придёт наша Лёля с работы, мы вам покажем!» — кричали она волейболистам соседнего двора. (3) И Колька ходил гордый, будто это он сам умел гасить так, что все игроки по ту сторону сетки боязливо приседали на корточки. (4) Будто он сам умел принимать труднейшие мячи, а подавал так, что мяч стремительным чёрным ядром пролетал в нескольких миллиметрах над сеткой, чудом умудряясь не задеть её.

(5) Отец был намного старше мамы. (6) Он не умел играть в волейбол, плавать диковинным стилем баттерфляй и бегать на лыжах так хорошо, как умела мама. (7) И мама почему-то не заставляла его учиться всему этому. (8) На зато она приучила его ходить в спортивной майке с распахнутым воротом, долго гулять перед сном и делать утреннюю гимнастику. (9) А еще она научила отца судить волейбольные матчи. (10) И когда отец со свистком во рту садился сбоку возле сетки, он тоже казался Кольке, а может быть, и всем остальным совсем молодым человеком, его возраст куда-то пропадал… (11) И его в те минуты тоже хотелось называть просто по имени. (12) Хотя никто его всё же так не называл. (13) Зато вслед за мамой все уважительно именовали его: « О справедливейший из справедливых!» (14) И папин свисток был для спортсменов законом.

(15) А дома судьёй была мама. (16) Она никогда не давала громкого свистка, никогда не напоминала вслух о правилах жизни, но отец и Колька всегда весело и добровольно подчинялись её решениям, потому что эти решения были справедливы. (17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающегося поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18) Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19) Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке. (По А. Алексину)


Счастье-это гармония человека с самим собой и окружающим миром, это состояние духовного и физического благополучия.

Счастье каждый понимает по-своему. Для ребенка – это мирное небо над головой, любящие родители рядом, игры и веселье. Для взрослых- это успешная работа, деньги, слава, когда родные рядом и ничто не угрожает вашей безопасности. На самом деле счастье заключается в простых вещах, поэтому нужно радоваться каждой минуте жизни.

В тексте Л.Н.

Толстого рассказчик вспоминает о счастливых моментах из своего детства. Он был по-настоящему счастлив, когда в долгие зимние вечера вместе с друзьями накрывал кресла платками, делая из них коляски, и представлял, что отправляет в дорогу. Автор показывает, что детство -самая счастливая пора, когда не надо ни о чем заботиться и можно испытать счастье, играя с друзьями.

Есть люди, для которых счастье-это творить добро. Например, волонтеры, которые не жалеют времени и сил, бескорыстно помогают нуждающимся. Они проводят благотворительные мероприятия, поддерживают больных и одиноких людей. Волонтеры убеждают нас в том, что можно быть счастливым от осознавания того, что ты кому-то помог, сделал мир немного лучше.

Нужно наслаждаться каждым мгновением жизни и не тратить время зря. Счастье всюду, только нужно ценить то, что мы имеем.

Обновлено: 2017-07-23

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.