Проект «Ознакомление с родным городом, как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Перспективный план по ознакомлению с родным городом Перспективное планирование по ознакомлению с родным городом
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему: «Мой любимый город». Средняя группа
«Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле - каждый колосок,
Речка, небо надо мною-
Это все мое, родное!»
В. Орлов
Вид проекта:
информационно-творческий.
Срок реализации:
1год
Проблема
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут – это их малая родина. Не знают ничего об его истории, достопримечательностях.
Актуальность
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с известными людьми, которые строили наш город.
Родители имеют недостаточно знаний о своем городе, не уделяют внимание данной проблеме, считая ее неважной, дети не владеют достаточной информацией о родном городе. Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать уважительное отношение к малой Родине.
Цель проекта:
Осуществление комплексного подхода к воспитанию в духе патриотизма, приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.
Задачи проекта:
- Создать условия для восприятия сведений культурном облике родного края;
- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;
- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;
- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю.
Участники проекта
Дети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Набережные Челны, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Реализация проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
I этап - подготовительный, включает в себя:
анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностей,
диагностирование детей с целью выявления уровня сформированности знаний и представлений об истории и культуре родного города.
II этап - основной, включает в себя:
занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
совместные мероприятия с семьями воспитанников,
пополнение развивающей среды,
выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников
Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.
1. Анкетирование родителей. Диагностирование детей
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны.
2. НОД «Мой город - Набережные Челны»
Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.
Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
3. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов
Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
4. Составление рассказов «Дом, в котором я живу»
Цель:Закрепить с детьми знание своих домашних адресов
5. Рассказы о достопримечательностях
Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города
6. Знакомство с гербом города
«Нарисуй герб семьи». Цель:Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Набережные Челны. Воспитывать уважительное отношение к символике города.
7. Место работы родителей
Цель:Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада
Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах
8. Они прославили наш город.
Беседа о важности труда всех людей
Цель:Вызвать у детей интерес к жизни города Набережные Челны, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
9. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель:Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них
Выучить адрес детского сада
10. Дидактическая игра «Путешествие по городу»
Цель:Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города
11. Беседа «Чем помочь родному городу?»
Цель:Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.
12. Оформление газеты «Шагая по улицам города»
Цель:Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности
13. Фотовыставка совместно с родителями «Природа родного края».
Цель:Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Набережные Челны
14. НОД «Что мы знаем о родном городе»
Цель:Выявить знания детей о родном городе.
Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Набережные Челны
15. Посещение детей совместно с родителями музея истории города
Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города
16. Боевая слава города.
Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток
Цель:Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми
Итоговое диагностирование детей.Повторное анкетирование родителей.
Цель:Выявить знания детей и их родителей о городе Набережные Челны в ходе реализации проекта.
III этап: заключительный
-Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.
-Анализ результатов проектной деятельности.
-Обобщение опыта на педсовете.
Литература.
Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. - М.: ТЦ Сфера, 1999. - 112 с.
Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М.: ЦГЛ, 2004. - 156 с.
Интернет- источники
Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение детский сад общеразвивающего типа № 150 города Хабаровска |
«Родной свой край – люби и знай!» |
Перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с городом Хабаровском и Хабаровским краем |
Воспитатель МДОУ № 150 Рыбакова Ирина Владимировна |
Задачи:
Воспитывать у детей любовь к Родине, к родному краю и городу и их истории; учить видеть историю вокруг себя (в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, парков, скверов)
Приобщать к культуре и традициям русского народа и народов Дальнего Востока, воспитывать лучшие качества, присущие ему: трудолюбие, доброту, взаимовыручку, сочувствие.
Развивать творческие и интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
Культивировать эмоциональное, поэтическое отношение к природе, свойственное нашим предкам.
Подготовка воспитателей по данной теме:
1 Для пополнения знаний об истории и достопримечательностях города и края
посетить краеведческий музей, художественный салон, геологический музей,
военно-патриотический музей, музей «рыбы Амура».
2. Изучить статьи об истории города Хабаровска и Хабаровского края.
3.Изучить краеведческую литературу, пополнить книжные уголки в группах
литературой и иллюстрациями о городе и крае.
Вместе с родителями оборудовать в группах региональные уголки (предметы быта народов края, фотографии, слайды, значки, открытки о Хабаровске)
Подобрать библиотечку произведений писателей Хабаровского края, чьи имена отражают быт, культуру, национальные традиции.
6. Сшить для куклы женский нарядный костюм народов Хабаровского края.
Собрать и систематизировать фольклор русского народа и народов Хабаровского края: пословицы, поговорки, отражающие лучшие стороны русского характера и народов края: доброту, трудолюбие, любовь к матери, к Родине.
Изготовить творческие развивающие игры: «Собери вид Хабаровска» (мозаика), «Пройди по городу» (лабиринт), «Помоги добраться до указанного места» (карта-схема).
Организовать сюжетно-ролевые игры: «Мы пришли в музей», «Путешествие по городу» с целью закрепления полученных знаний по теме.
Разучить с детьми подвижные игры народов Хабаровского края.
Посетить детскую библиотеку №1, обсудить проблемы преемственности в работе детского сада и школы поданной теме.
Первый этап работы
2-я младшая группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Я и моя семья, мой дом, мой адрес, улица, ближайшее окружение, детский сад, труд людей в детском саду. | Специально организованные занятия, беседы в свободное время, экскурсии по детскому саду, наблюдения за трудом сотрудников детского сада, целевые прогулки в ближайшем окружении. | Дидактические словесные игры: «Расскажи мне о себе», «Радио», «Кто потерялся». Развлечение вместе с родителями «Поле чудес» |
Природа на территории детского сада. | Экскурсия по территории детского сада, наблюдения на прогулке, экологические занятия, работа и наблюдения в уголке природы, чтение произведений о природе Чарушина, Пришвина, стихов, пословиц, загадок. | Отражение наблюдений в календаре природы, в рисунках, рассматривание иллюстраций, картин, на которых изображена природа края. |
Фольклор: народные сказки, пословицы, | Использование их на занятиях, в режимных моментах, драматизация сказок, кукольный, пальчиковый, настольный театр. | Театрализованные игры по сказкам народов Дальнего Востока. Музыкальное развлечение «Бабушкины сказки» |
Знакомство с предметами быта народов Дальнего Востока, упоминаемых в | Рассматривание экспонатов музея народного быта (в группе занятиях), рассматривание иллюстраций Павлишина к сказкам, рассказ воспитателя, беседа с детьми. | Рассматривание и обследование предметов быта в свободное время, сюжетно-ролевая игра «Мы пришли в музей» (роли: экскурсовод, кассир, смотритель музея) |
Средняя группа
Темы | Пути достижения цели | Формы и методы закрепления |
Знакомство с народной музыкой, пение народных песен, пляски. | Музыкальные занятия, дни народной музыки, прослушивание народных мелодий в свободное | Музыкальные праздники и развлечения, самостоятельная театрализованная деятельность. |
Знакомство с нанайским национальным костюмом (общий вид) | Рисунки детей, игры. |
|
Знакомство с народно- прикладным искусством народов Приамурья. | Рассматривание орнаментов на одежде, предметах быта, обуви. Рассматривание изделий народного творчества (амулетов, рукояток, сувениров) | Оборудование в группах региональных уголков. |
Знакомство с деятелями культуры- земляками- писателями: художником Павлишиным или писателем Г.Ходжер. | Рассказ воспитателя о писателе, его жизни. Рассматривание картин, портрета. | Театрализованные и творческие игры по сказкам народов Приамурья, отражение впечатлений в рисунках. |
Второй этап работы Старшая группа
Тема | Пути достижения цели | Формы, методы закрепления |
Хабаровск-это улицы, площади, памятные места. Наш район- Индустриальный. | Занятие, экскурсия с родителями по городу, рассматривание фотографий с видами Хабаровска. Целевая прогулка по улице Космической | Сюжетно-ролевые игры: «Строим город», «Путешествуем по Развивающие игры: «Пройди до указанного места» (лабиринт), «Разбитая картина» (сложить виды Хабаровска из частей) |
Виды транспорта в железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. | Занятия, беседы с воспитателями, рассматривание карты города, экскурсии, наблюдения, целевая прогулка. | Сюжетно-ролевая игра: «Путешествуем по городу», «На чем приехали к нам гости» рисунки детей, конструирование, лепка. |
Труд родителей- промышленность Индустриального района. | Занятия, беседы с воспитателями, посещение мест работы родителей, рассматривание альбома «Хабаровск-город трудовой» | Творческая игра: «Мы строители», строительные и конструктивные игры. Сюжетно-ролевые Игры. «Торговый центр», красоты», «Ателье», «Больница» |
Леса, реки, края - элементарные географические сведения. | Занятия по экологии, наблюдения, опыты, труд в природе и в уголке природы. Рассматривание физической карты края, иллюстрации к книгам о природе Хабаровского края. Чтение, заучивание стихов о природе. | Творческие игры: «На уроке географии», «Путешествуем по реке Амур», «Что увидели в |
Краеведческие сведения о Хабаровске. | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея, исторических мест Хабаровска. Сбор краеведческого и познавательного материала о городе и крае для своего регионального уголка в группе. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах о Хабаровске. | Творческие игры; «Мы пришли в музей», «Путешествуем в прошлое города на машине времени». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка, ручной труд.) |
Знакомство с историей края через народные сказания, сказки. | Чтение и рассказывание сказок о защитниках. Рассматривание картин. Беседа о мужестве, стойкости, любви к Родине, ратных подвигах. Отражение истории в названиях селений. | Театрализованные игры, игры по сказкам. Отражение впечатлений в ИЗО деятельности. Развлечение: «Что за прелесть эти сказки» |
Музыкальное творчество русского народа и народов Приамурья | Обучение детей пению народных песен, исполнению народных мелодий. Знакомство с народными инструментами. Танцы, фольклор русского народа и народов Приамурья. Народные игры. | Самостоятельное исполнение детьми песен, игра на музыкальных инструментах. Театрализованная игра: Концерт». Спортивные народные игры:» Перетягивание каната », «Борьба». |
Знакомство с жизнью выдающихся деятелей культуры (Кола Бельды) И земляками-героями. | Рассказ воспитателя на занятии, чтение произведений, рассматривание портретов, беседа о творчестве и жизни писателей, певца, их вкладе в культуру края, культуру России. Заучивание стихов. | Тематический вечер: «Певец- нанаец К.Бельды.» (с участием родителей) Рассматривание иллюстраций. Рисование фантиков к конфетам «Хабаровск» |
Отражение полученных знаний и впечатлений в изобразительной и трудовой деятельности. | Занятия по ИЗО деятельности. Работа с детьми по теме: «Народно-прикладное искусство» Работа с берестой, соломкой (панно)по мотивам сказок, аппликация из кожи совместно с воспитателям или с родителями, вышивание бисером. | Совместная художественная деятельность детей. Выставка работ: «На Амурских просторах», «Любим город свой родной» (город в разные времена года, в праздники и будни) Выставка творческих работ детей и родителей (вышивка орнамента и вышивание |
Тематические вечера, развлечения с привлечением родителей. | Ответственный за Подготовку - муз. руководитель | Досуг, основанный на фольклоре. Семейные викторины: «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город». Экологический турнир: «Знаете ли вы природу родного края» |
Третий этап
Подготовительная группа
Пути достижения цели | Формы, методы закрепления. |
|
Хабаровск-город трудовой славы. | Беседа с детьми о предприятиях тяжелой и легкой промышленности, где работают их родители, рассматривание фотографий, продукции предприятий. | Посещение детьми и родителями краеведческого музея(экспозиция, посвященная современной промышленности города. Рассказы родителей, рисунки детей на тему: «Кем я хочу быть, когда вырасту» |
Скотоводство, рыболовство Хабаровского края, его значение для России. | Рассказы воспитателя, | Посещение родителями и детьми краеведческого музея, музея «Рыбы |
Полезные ископаемые | Рассказы воспитателя, беседы с детьми - главное богатство края -золотодобыча. | Посещение родителями и детьми геологического |
Места боевой Славы Хабаровска. | Рассказ воспитателя о мужественной борьбе русского народа в Великой Отечественной войне, в Гражданской войне, о героях - Хабаровчанах, чьими именами названы улицы. | Посещение музея. Творческая игра: «Мы пришли в музей». |
Хабаровчане - герои | Места боевой Славы: памятник Партизанам, площадь Славы, Утес. Комсомольская площадь. Экскурсия на площадь Славы и возложение цветов к вечному огню. Чтение стихов, рассматривание иллюстраций. | Пение детьми песен военных лет. Концерт для ветеранов. Рассматривание фотографий родных, которые были на войне. |
Экскурсия в музей лесхоза с. Некрасовка. | Рассказ экскурсовода, осмотр экспонатов, беседа с детьми о впечатлениях от увиденного | Творческие игры «Путешествие в лес» |
Заповедники Хабаровского края, их значение для охраны | Экологическое занятие, Рассказ воспитателя о природоохранной деятельности хабаровчан, редкие реликтовые животные наших заповедников (тигр, росомаха, косуля, бобер). | Посещение с детьми Дендрария и зоосада на Воронеже. Рассматривание иллюстраций о Большом Хихцирском заповеднике. |
Заповедники Хабаровского края | Редкие дендрологические экземпляры растительного мира в Дендрарии. Лотос Петропавловского | Тематическое развлечение: «Край родной, навек любимый». |
Знакомство с гербом Хабаровского края и города Хабаровска | Рассказ воспитателя на занятии, посещение краеведческого музея. Рассматривание герба в исторических книгах. | Творческие игры: «мы пришли в музей». Отражение впечатлений в самостоятельной творческой и изобразительной деятельности (рисунки, лепка) Выставка фотографий и рисунков о Хабаровске. |
Знакомство с флагом Хабаровского края | Рассказ воспитателя на занятии. Рассматривание флага. Рассматривание иллюстраций в исторических книгах. | Беседа в свободное Рисование флага. Выставка рисунков «Я рисую флаг Хабаровского края» |
Комплексные занятия: «Почему так назвали улицу», «Прогулка породному городу», «Что я покажу в городе друзьям из других стран» | Рассказы воспитателей об улицах Серышева, Постышева, Муравьева- Амурского, площади Славы и др. Рассматривание открыток, фотографий, чтение стихов о городе, пение песен. | Создание альбома «Дети о своем родном городе» (фотографии, рисунки Творческая игра: «Машина времени» (путешествие в будущее) |
Хабаровск - культурный центр Хабаровского края. | Рассказ воспитателей о современных художниках, композиторах, прославивших город. Показ картин, слушание музыки М. Журавлева, оркестра под управлением В. Тица. | Экскурсия вместе с родителями в Художественный салон, в выставочный зал, в ТЮЗ, в кукольный театр. Работа творческой гостиной в детском саду с участием артистов театра драмы, театра кукол и филармонии. Самостоятельное художественное творчество детей. |
Экскурсия в детскую библиотеку им. Гайдара. Знакомство с произведениями современных детских писателей, живущих в Хабаровске. | Рассказ библиотекаря о творчестве Хабаровских современных поэтов и писателей. Осмотр выставки книг. Чтение детям стихов Дальневосточных поэтов, книг о Хабаровске. | Чтение отрывков из книг Н. Наволочкина «Кот Егор и другие». |
Художественное творчество детей, посвященное родному городу и краю. | Конкурс работ на тему: «В моей душе твой образ сохраню» | Выставка творческих работ детей: «Город мой любимейший на свете», «На Хабаровских просторах широки поля», «Животный и растительный мир Хабаровского края» |
Тематические праздники, вечера с привлечением родителей. | Ответственный за подготовку - муз. руководитель | Фольклорный праздник (игра на музыкальных народных инструментах, пение народных песен, исполнение танцев) Вечер народных игр и забав. Обобщающая викторина: «Что? Где? Когда?» «Колесо истории»-заключительный костюмированный праздник с вручение дипломов (с участием родителей) |
План работы с родителями:
1. Привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции группового уголка краеведения. 2.Провести семинары- практикумы «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края»
3. Организовать консультации:
Роль родителей в воспитании у детей любви к родному городу
Куда повести малыша в выходной день
Отечественные памятники культуры о нравственных основах воспитания
Роль народного творчества в нравственном воспитании детей.
Устное народное творчество - кладезь народной мудрости
О мудрости народной педагогики
Расскажите детям о своих любимых местах города, когда и почему вы их полюбили.
Провести вечер вопросов и ответов: «Как помочь ребенку найти дело, в котором он нравится самому себе».
Творческая гостиная: «Воспитаны ли ваши дети?»
Привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений и праздников: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Кто лучше знает свой город».
Подготовить вместе с родителями фотовыставку: «Мы из Хабаровска» -фотографии детей в самых красивых местах города.
Организовать видео съемку различных мероприятий в ДОУ.
Проводитьежемесячнос20 по25число «Дни открытых дверей».
Провести совместно с родителями вечер народных игр и забав (игры и
упражнения в смекалке, ловкости).
11. Провести викторину: «Что? Где? Когда?»
12.Организовать работу кружков:
Вырезывание орнамента
Вышивание бисером
Выжигание по дереву
13. Оформить выставку творческих работ детей.
Сентябрь
Тема: «Мой дом – моя семья».
1. Занятие «Моя семья».
Цель: воспитывать привязанность ребёнка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами её семьи.
2. Беседа «Кто живёт рядом с нами».
Цель: Помочь понять, что семья это все, кто живёт вместе с ребёнком. Знать и называть своих близких родственников.
3. Сюжетно-ролевая игра «Дом».
Цель: умение распределять обязанности по дому(убирать игрушки, помогать накрывать на стол).
4. Целевая прогулка «Мой дом».
Цель: рассмотреть близлежащие дома.
Октябрь
Тема: «Двор детского сада».
1. Беседа «Мой детский сад».
Цель: воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослого, желание оказывать посильную помощь.
2. Прогулка «Двор детского сада».
Цель: знакомить детей с участками детского сада; воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относиться к оборудованию участков, ухаживать за растениями.
3. Вечер воспоминаний «История детского сада».
Цель: познакомить детей с историей детского сада.
Ноябрь
Тема: «Мой город».
1. Беседа «История города».
Цель: познакомить детей с историей возникновения города, его названия; вызвать интерес к своему городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия по улицам города.
Цель: дать детям понятие о происхождении некоторых улиц города.
3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».
4. Рисование «Транспорт города».
Цель: дать представление о транспорте, учить детей правилам поведения в общественном транспорте, рисовать транспорт.
Декабрь
Тема: «Мой край».
1. Беседа «История края».
Цель: познакомить детей с историей родного края, его названием; вызвать у детей интерес к своему краю, прививать чувство радости за него.
2. Рассматривание фотоальбома «предприятия края».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Мой край».
Цель: вызвать у детей интерес к родному краю, гордость за него.
Январь
Тема: «Природа города».
1. Прогулка «Природа зимой».
Цель: учить детей видеть красоту природы зимой.
2. Занятие «Растительный мир зимой».
Цель: знакомить детей с растительным миром города зимой с исчезающими видами растений; воспитывать бережное отношение к природе.
3. Рассматривание альбома «Водоёмы города».
Цель: дать представление о водоёмах города, их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения на водоёмах.
4. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе. Дать понятие о заповедниках.
Февраль
Тема: «Достопримечательности города».
1. Рассказ воспитателя о Кузнецкой Крепости.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.
2. Беседа «Памятник войнам погибшим в годы Великой Отечественной Войны».
Цель: вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми.
3. Рассматривание альбома «Мой город».
Цель: вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города.
Март
Тема: «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».
1. Беседа «Знаменитые земляки: Чалков (сталевар), Дроздецкий (шахтёр), Э. Гольцман (поэт)».
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков.
2. Рассматривание фотоальбома «Люди труда».
Цель: воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
3. Занятие «Знаменитые люди города Новокузнецка»
Цель: продолжать знакомить детей с знаменитыми людьми города, прививать уважение к труду, гордость за знаменитых людей города.
4. Рисование «Люди труда».
Цель: учить в рисунке отображать труд людей разных профессий.
Апрель
Тема: «Природа горда весной».
1. Прогулка «Природа весной».
Цель: учить детей видеть красоту природы весной.
2. Занятие «Растительный мир весной».
Цель: знакомить детей с растительным миром города весной, с исчезающими видами растений, воспитывать бережное отношение к природе.
3. Беседа «Правила поведения на природе».
Цель: учить детей соблюдать правила поведения на природе, дать понятие о заповедниках.
4. Рисование «Белая берёза».
Цель: воспитывать любовь и бережное отношение к природе. Уточнять представление об основных частях дерева.
Тема: «День города».
1. Беседа «Родной город».
Цель: вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него.
2. Экскурсия к Спасо-Преображенскому собору.
Цель: прививать интерес к историко-культурному наследию; способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города.
3. Выставка фотографий о городе.
Цель: прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Новокузнецке.
4. Конкурс стихов и песен о городе Новокузнецке.
Цель: вызвать у детей интерес к жизни города Новокузнецка, чувство уважения и гордости за любимый город.
Оксана Петухова
Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников второй младшей группы с родным городом
Сентябрь
1. " Кто ты?"
Цель : Обогащать представление детей о себе и своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям.
2. "Кто живет рядом с нами. "
Цель : Помочь детям вспомнить, что семья это все, кто живет вместе с ребенком.
3. Тема : "Мой дом - моя семья. "
Цель : Повторить с детьми близких родственников (родителей, бабушек, дедушек, братьев и сестер, их имена. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сюжетно-ролевая игра "Моя семья. "
Цель : Продолжать повторять с детьми близких родственников, воспитывать любовь к членам своей семьи.
5. Дидактическая игра "Мое имя.
Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки. Закреплять знания детей имен.
6. Фотовыставка " Моя семья "
Цель : облегчение адаптационного периода, создание благоприятной, социально-эмоциональной обстановки. Закреплять умение знать и называть своих близких родственников, их имена. Воспитание любви к членам своей семьи
1. "Моя улица, мои соседи. "
Цель : Формирование представлений об улице, ознакомление с различными видами улиц. 2. Рассматривание иллюстраций.
3."Нас окружают разные дома. "
Цель : Дать детям представление о больших и маленьких постройках (домах различных конструкций.
4. Сюжетно-ролевая игра " Дом".
Цель : развивать умение распределять обязанности по дому (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. д.)
5. Выставка фотографий "Улица на которой я живу"
Цель : развит. Ком-х навыков, беседа с детьми по фотографии
Продолжать знакомить детей с таким понятием как улица,
6. Составление альбома " Дом, в котором я живу. "
(Фотографии детей у себя дома, во дворе.)
1. "Мой детский сад. "
Цель : Познакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении; дать знания о профессиях людей, работающих в детском саду, учить ценить их труд и заботу.
2. "Мой домашний адрес. "
Беседа о необходимости знания домашнего адреса, а также адреса детского сада : в городе много улиц у каждой есть свое название, у каждого дома свой номер.
3. Прогулка "Двор детского сада. "
Цель : Знакомить детей с участками детского сада, воспитывать желание поддерживать порядок на участках, бережно относится к оборудованию участков, труд на участке
4. Сюжетно-ролевая игра "Детский сад. "
Цель : Воспитывать у детей чувство уважения к людям труда, интерес к профессиям.
5. Создание коллажа :"Домик –сад" (с фотографиями воспитанников.)
Цель : Воспитание дружеских отношений между детьми, а также благоприятной социально-эмоциональной обстановки.
1. "Кто живет в городе . "
Цель : Объяснить детям, что люди которые живут в городе называются "горожане ",
… которым необходимо следить за чистотой и красотой нашего города .
2. Экскурсия " Природа зимой. "
Цель : Учить детей видеть красоту природы зимой. Знакомить с растительным миром зимой.
3. Беседа " Праздничное украшение города . "
Цель : Беседа о том, как выглядит город в праздничные дни , как он украшен, кт, куда ездил на новогоднее представление.
4."Зимние забавы"
Цель : Организовывать вместе с детьми подвижные игры с правилами на зимнюю тему. Побуждать детей участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек. Развивать умение надевать и снимать лыжи, ходить на них. Продолжать расширять представления о зиме, о характерных особенностях зимы. "Наш город зимой "
5. Создание коллажа.
Цель : На основе наиболее ярких впечатлений детей, закрепить представления о городе в зимнее время года .
1. "Транспорт в городе . "
Цель : Знакомить детей с видами транспорта. Наблюдение на прогулке за транспортом в городе . Как можно добраться с одного конца города до другого (показ фотографий) автобусами, маршрутными такси. Фотографии транспорта в городе .
2. Целевые прогулки детей с родителями по достопримечательным местам города .
3."Мой родной город . "Беседа о родном городе , о любимых местах своего города .
4. Проигрывание и рассматривании ситуации "Мы в городе . "
5. Рассматривание альбома - «Я в городе » .Фотовыставка " Мое любимое место в городе . "
Цель : Воспитание у детей любви к родному городу , чувства гордости за его красоту.
1. "День защитника Отечества. "
Цель : Воспитывать любовь к Родине, знакомить с военными профессиями.
2. Экскурсия в комнату-музей ДОУ.
Цель : Развитие познавательных интересов детей , знакомство с видами военной одежды.
3. Целевая прогулка по близлежащей улице. - "Экскурсия по микрорайону. "
Цель : Познакомить детей с микрорайоном, его объектами.
4."Улица, улица родная . " "Игры со строительным материалом : Цель : Развитие фантазии и творческих способностей детей, конструктивных способностей. Расширить и уточнить некоторые представления детей о расположении улиц. (Построить улицу, украсить ее, дать название.)
5. Коллаж "Мой папа (дедушка) служил в армии"
Цель : Учить узнавать членов семьи на разных фотографиях. Заучивание стихотворений о папе.
1. "Мамина мама-бабушка"
Цель : Продолжать учить называть членов семьи и ближайших родственников.
2. "Мы идем в гости. "
Цель : Познакомить с понятием "этикет. " Активизировать в речи различные формы вежливости, обогащать и активизировать словарный запас детей. Вызвать у детей симпатию к другим людям, с которыми им предстоит общаться. Расширение возможностей диалога.
3. Посещение комнаты музей ДОУ.
"Вещи из бабушкиного сундука"
Цель : Познакомить детей с одеждой , утварью и бытом русской семьи.
4."Чаепитие "
Цель : Создание благоприятной социально-эмоциональной обстановки; расширять кругозор детей, формировать доброжелательные отношения к своим сверстникам.
Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками.
5. Подарок маме :" Ваза с орхидеями"
Цель : Воспитание заботы и любви к своей маме (бабушке) . Развитие творческих способностей, формирование практических навыков работы с бумагой и бросовым материалом.
1. " При солнышке -тепло, при матушке добро. "
Цель : Воспитывать уважение к членам семьи, проявлять заботу о близких; знакомить с устным народным творчеством . Формировать первичные гендерные представления. Заучивание потешек.
2. "Русская матрешка"
Цель : Знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством, дать представление о русской народной игрушке-матрешке , ее свойствах и элементах декора, воспитывать у детей любовь к своему городу , к своему народу и его традициям.
3. Беседа о русских народных сказках : вспомнить, какие русские народные сказки известны детям. Рассматривание сказочных иллюстраций.
4. У нас в гостях музей : «Чудо- матрешка»
Цель : Продолжать знакомить с декоративно-прикладным искусством; формировать патриотические чувства, интерес к деревянным игрушкам, установить связь между поделками и людьми, их сделавшими, дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки,
5.«Собери матрешку.»
Совершенствовать умение правильно собирать матрешку. Продолжать расширять представление о народных игрушках . Развитие мелкой моторики.
6."Веселые шумелки"
Цель : Знакомство с музыкальными инструментами, и игрой на них.
Коллективное изготовление бумажных матрешек для игры.
Цель : Создание положительных эмоций через знакомство с народным творчеством . Развитие конструктивных способностей у детей. Пробуждать у ребенка желание сделать матрешку своими руками, помочь обрести уверенность в своих силах, а также получить удовольствие от результата своей работы.
1. "В городе День Победы . "
Цель : Рассказать детям о нашей стране, о ее название. О том, что наш народ отмечает День Победы. Рассмотреть изображения страны, родного города .
2. "Растительный мир весной"
Цель : Знакомить детей с растительным миром города весной , с исчезнувшими видами растений. Воспитывать бережное отношение к природе.
3. "Реки нашего города "
Цель : Дать представление о реках города , их растительном и животном мире. Учить соблюдать правила поведения возле реки.
4. Экскурсия в комнату-музей ДОУ
"Вечный огонь "
Цель : Воспитание патриотических чувств у детей, памяти
5. Беседа о
"Правилах поведения на природе. "
Цель : Учить детей соблюдать правила поведения на природе.
6. Целевая прогулка на огород и цветник расположенных на территории ДОУ.
Цель : Наблюдение и уход за растениями.
Дидактическая игра "От какого дерева листок. "
Закрепить и расширить представления детей о деревьях родного края .
7. Создание альбома "Реки нашего города "
Цель : Закрепить знания детей о реках города , их обитателях.
Перспективный план
по ознакомлению детей младшего возраста с родным городом
Подготовила: воспитатель Якушкина Н.П.
МБДОУ д/с № 122 «Лучистый»
Г.Брянск-2015 г.
Тема
Программные задачи
Пути достижения программных задач
Литература
Дидактические игры, схемы, модели
Литературно-художественный и музыкальный ряд
Сентябрь
«Что такое детский сад?»
Воспитывать в детях дружелюбное отношение друг к другу, желание играть вместе, общаться, дружить, развивать коммуникативные навыки, способствовать благополучной адаптации детей в группе.
Обогащение словаря: детский сад, воспитатель, друг, дружба, «волшебные слова» (здравствуйте, спасибо, до свидания).
* Дидактическая игра
«Давайте познакомимся»
Цель: помочь детям быстрее познакомиться друг с другом, адаптироваться к новым условиям, к новому детскому коллективу.
* Дидактическая игра « Что есть в нашей группе»
Цель: помочь детям быстрее адаптироваться к помещению группы, новым игрушкам, мебели, предметам интерьера, ориентироваться в новой обстановке.
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Что такое детский сад?», А.Кузнецов «Ссора»
*Пословицы о дружбе: «Один в поле не воин», «Скажи, кто твой друг, и я скажу кто ты»
*Слушание песни В.Шаинский «Дружба»
*Рассматривание иллюстраций, картинок по теме «Детский сад»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 19
Октябрь
1. «Путешествие по детскому саду»
Труд взрослых в детском саду
Воспитывать уважительное, дружелюбное отношение детей друг к другу, к сотрудникам детского сада. Развивать коммуникативные способности, желание помогать взрослым, закрепить названий профессий сотрудников детского сада.
Обогащение словаря: медицинский кабинет, медсестра, воспитатель, кухня, повар, физкультурный зал, музыкальный зал, дворник.
*Дидактическая игра « Клубочек»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее познакомиться друг с другом.
* Дидактическая игра
«Ищем клад»
Цель: помочь детям в игровой форме быстрее адаптироваться к помещению детского сада.
* Чтение стихотворения С.Михалкова «Песенка друзей», Б.Заходер «Стихи о профессиях»
*Загадки о профессиях
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.60
2. «Осенние приметы»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте, пробуждать эстетические чувства, воспитывать умение наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними, передавать в высказываниях своё отношение к природе. Уточнить первые представления об осени как времени года.
Обогащение словаря: осенний пейзаж, листопад, разноцветные листочки.
*Дидактическая игра
«Что растёт на грядке»
Цель: используя карточки-схемы загадывать и разгадывать загадки об овощах и фруктах.
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах осени.
*Чтение стихотворения Л.Полек «Осень в России»
*Загадки об осени, овощах, фруктах.
*Рассматривание иллюстраций, репродукций с изображением леса летом и осенью
*Музыка П.Чайковский «Времена года. Октябрь»
* Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.33
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.50
Ноябрь
1. Целевая прогулка «Осень на участке детского сада»
Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, сформировать представление об осени как времени года, о приметах осени. Формировать умение рассказывать об изменениях на участке детского сада.
Активизация слова: похолодало, листопад, разноцветные листочки: берёзовые, кленовые, дубовые, берёза – символ России.
*Дидактическое упражнение
« Путаница»
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о деревьях.
* Подвижная игра
«Осенние листочки»
*Опытно-экспериментальная деятельность «Наблюдение за ветром с помощью султанчиков и вертушек».
*Чтение стихотворения Н.Найдёнова «Листья золотые», Е.Трутнева «Осень»
*Загадывание загадок по теме «Осень», «Деревья».
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 29
2. Интегрированное занятие
«Мой дом»
Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому, желание рассказывать о нём своим друзьям, закреплять понимание духовной ценности домашнего очага для каждого человека.
Обогащение словаря: домашний очаг, родной дом, домашний адрес.
*Дидактическая игра
«Кто где живёт?»
Цель: в игровой форме закрепить знание домашнего адреса.
*Дидактическая игра
«Кошка – член нашей семьи»
Цель: используя карточки-схемы составить рассказ о домашнем любимце.
* Чтение стихотворения Т.Кузовлёва «Семья», М.Тахистова «Мой дом»
*Пословицы о доме
*Рассматривание фотовыставки «Я дома»
*Организовать выставку детских рисунков «Мой дом»
* Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 27
«Дошкольное воспитание» №4 2002 стр. 69
3. «Моя семья»
Воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи. Формировать этические эталоны поведения в семье. Закреплять умение называть имена членов своей семьи, коротко рассказывать о своей семье
Обогащение словаря: семья, родные, дорогие люди, родители, родственники.
*Дидактическая игра
«Моя семья»
Цель: с помощью геометрических фигур на коврографе изобразить свою семью и рассказать о ней.
Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласковыми суффиксами.
Составление рассказа по схеме «Какая моя мама» (используя модели)
*Поговорки и пословицы о семье
*Рассматривание альбомов «Моя семья»
*Музыка из мультфильмов на тему «Мама», «Семья»
*Пальчиковая игра - потешка «Моя семья»
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 100
*Л.В.Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников» стр.135
Декабрь
1. «Родной город»
Формировать понятие «малая родина». Расширить знания детей о городе. Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Развивать любознательность, речь. Воспитывать бережное, заботливое отношение к своему городу.
Обогащение словаря: Родина, «малая родина», жилые дома, горожане, асфальтная дорога.
*Дидактическая игра
«Радио эфир»
Цель: в игровой форме закрепить знания домашнего адреса.
*Чтение стихотворения о родном городе:, Н.Грибачёв «Над десной»
*Рассматривание иллюстраций, фотоальбома о родном городе.
*Записи песен о родном городе.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 15
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр. 57
*Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
Январь
1.Транспорт родного города
Закрепить название родного города. Уточнить и расширить знания детей о транспорте, о правилах дорожного движения. Формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина».
Обогащение словаря:
*Дидактическая игра «Светофор» (используем макет улицы)
Цель: в игровой форме закрепить знания детей о правилах дорожного движения
* Дидактическая игра
«На чём едем, летим, плывём»
Цель: закрепить знания детей о видах пассажирского транспорта: воздушного, наземного, водного.
Дидактическое упражнение «Опиши»
Цель: используя карточки-схемы составить небольшой описательный рассказ про самолёт, автобус, поезд.
*Загадывание загадок о транспорте
*Рассматривание иллюстраций с изображением городских улиц, транспорта и автомобилей разных видов.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 17
Дошкольное воспитание № 7 2007 стр. 108
2. Прогулка по улицам города к проезжей части, светофору
«Улица полна неожиданностей»
Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. Учить детей видеть всё то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: пешеходы, тротуар, мостовая для машин, проезжая часть, светофор.
Обогащение словаря: зебра, обочина (сбоку), дорожные знаки.
* Дидактическая игра
«Как быть?»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о светофоре.
*Чтение стихотворения И.Лешкевич «Светофор»
*Загадывание загадок о транспорте и светофоре
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 21
Февраль
1.Труд взрослых в родном городе
Познакомить детей с названиями профессий и содержанием труда взрослых жителей родного города. Формировать уважение к труду людей направленному на благо родного города. Формировать у детей чувство любви к своему городу.
Обогащение словаря: профессии: учитель, рабочий, пожарный, врач, продавец, водитель, завод, фабрика.
*Дидактическая игра
«Кто что делает?»
Цель: поиск соответствующего понятия: учитель- учит детей, пожарный – тушит пожар.
* Дидактическое пособие «Назови профессию»
Цель: составить небольшой рассказ о профессии (с чем работает, и что делает?)
* Чтение стихотворения В.Берестов «Я расту», С.Чертков «Стихи о профессиях»
*Рассматривание иллюстраций с изображением людей разных профессии.
*Пословицы и поговорки о труде.
*Загадывание загадок о профессиях.
* А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр.58
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.61
*Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения»стр.68
1. Экскурсия в детскую областную библиотеку
Познакомить детей с библиотекой: для чего нужна библиотека, с её интерьером, оформлением, кто работает в библиотеке. Развивать наблюдательности и ассоциативное мышление. Воспитывать любовь и любовь к книге.
Обогащение словаря: библиотека, библиотекарь, газеты, журналы, каталог, картотека.
*Дидактическая игра
«Что такое библиотека»
Цель: знакомство с библиотекой, его функциями, кто и что делает в библиотеке.
* Рассказать детям о правилах поведения в библиотеке (правила в виде пиктограмм)
*Чтение стихотворения Б.Заходер «Стихи о профессии».
**Л.Арефьева «Дидактические игры и упражнения» стр. 107
Март
1. « Мама – первое слово »
Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы, как самого доброго человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства.
Обогащение словаря: добрая, чуткая, милая, доброжелательная
*Дидактическое упражнение
«Назови ласково»
Цель: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
*Дидактическое упражнение
«Какая моя мама»
Цель: в игровой форме побуждать детей высказывать свои мысли и чувства по отношению к маме.
*Дидактическое упражнение
«Назови чей?»
Цель: образование притяжательных прилагательных.
* Модель изображения лица человека «Фоторобот»
*Чтение стихотворения Я.Аким «Кто кому кто?», Г.Бойко «Для мамы»
*Рассматривание фотографий наших мам
*Пословицы и поговорки о семье.
*Музыка из мультфильмов на данную тему.
*Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова «Мы живём в России» стр.100
2. Прогулка в весенний парк
Познакомить детей с изменениями в природе. Обобщать и систематизировать знания детей о существенных признаках весны. Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения её красотой и многообразием.
Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Весна»
*Дидактическая игра
«Когда это бывает?»
Цель: помочь детям в игровой форме закрепить знания о сезонных изменениях в природе, о приметах весны.
Подвижная игра «Горелки»
*Чтение стихотворения Л.Осипова «Весна», Г.Граубли «Кораблик»
*Загадывание загадок на тему «Весна»
*Приметы, поговорки, пословицы о весне.
*А.Вахрушев «Здравствуй, мир» стр. 85
Май
1. Занятие «Экскурсия по родному городу»
Закрепить и расширить знания детей о городе (улицы, жилые дома, общественные здания и их назначения). Уточнить знания детей о правила поведения на улице, о правилах дорожного движения. Воспитывать чувство любви к своему городу.
Активизация словаря: Брянск, Брянцы, земляки, светофор, дорожные знаки.
* Словесная игра «Веди себя правильно»
Цель: Закрепить знания правил дорожного движения
*Чтение стихотворений Брянских поэтов: И.Швец «Наш Брянск»,