Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание развивающей среды. Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни как социально-педагогическая проблема Работа по приобщению детей к зож

Разделы: Работа с дошкольниками

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности.

Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве.

И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.

Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу – куда мы ходим отдыхать; в реке – где мы плаваем: в городе – где мы живём. Мы должны заботиться и о себе, своём здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач на занятиях, в играх, в спорте.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически.

Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности:

  • физические упражнения;
  • физкультминутки и паузы;
  • эмоциональные разрядки;
  • гимнастика (оздоровительная после сна);
  • пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • лечебная физкультура;
  • подвижные и спортивные игры;
  • массаж;
  • самомассаж;
  • психогимнастика;
  • сухой бассейн и др.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребёнка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающие упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками, платочками и т.д.

Например: “Узловка” (пальчиковая игра). Берём верёвку диаметром 4-6 мм и завязываем на ней 4-8 узлов. Подвешиваем её вертикально. Ребёнок пальцами подтягивает узел, а ладонью сжимает его (как при лазанье на канате), и так движется дальше (со словами):

Лезет, лезет альпинист –
В этом деле он артист.
По скале и по верёвке
Он наверх залезет ловко!

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Коррекционные физминутки – для укрепления зрения – проводятся на занятиях, т.к. необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием воображения, фантазии. (“Жук”, “Прогулка в зимнем лесу”, “Самолёт”, “Ладошки”, “Цветы”).

Массаж глаз – проводится во время утренней гимнастики и на занятиях. Массаж помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Зрительная гимнастика – даёт возможность глазу справиться со значительной зрительной нагрузкой. Гимнастикой пользуемся на занятиях рисования, рассматривания картин, при длительном наблюдении.

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающие напряжение.

Зрительные ориентиры (пятна) – снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.

  • Красный – стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  • Оранжевый, жёлтый – соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зелёный – действуют успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время занятий, игр.

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто используем минутки покоя :

Посидим молча с закрытыми глазами;

Посидим и полюбуемся на горящую свечу;

Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

Помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А.И. Уманская). Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Самомассаж делать несложно. Дети слегка надавливают на точку и делают круговые движения 9 раз по часовой стрелке и 9 раз против часовой стрелки. В группе есть картотека схем этих точек, а также детей знакомим с лечебными точками на утренней гимнастике и на занятиях. Массаж делаем 1-2 раза в день.

Ежедневно в нашем саду проводится закаливание “Ручеёк” . Мы знаем, что закалённый человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочкам, камушкам (для профилактики и коррекции плоскостопия). Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом 4-5 секунд. После этого дети ходят по дорожкам до высыхания ног. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. В первом – вода с раствором марганцовки, во втором и третьем – вода чистая, но с другой температурой, в четвёртом – на дне выложены мелкие камешки. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребёнка, поднимает его настроение.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно используем “Гимнастику маленьких волшебников” . Дети здесь не просто “работают” - они играют, лепят, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. У него полная уверенность в том, что он действительно творит что-то прекрасное, всё это развивает у ребёнка позитивное ценностное отношение к собственному телу. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий.

Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать , открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно - мышечной системы ребёнка.

В группу родители приобрели “сухой бассейн”. “Купаясь” в нём дети радуются, восхищаются и получают общий массаж без массажиста. Дети получают массу удовольствий, положительный эмоциональный эффект.

Необходимость удерживать своё тело на поверхности постоянно ускользающих “волн” - шариков, побуждает детей координировать движения, при этом успешно развивается костно – мышечный аппарат.

У детей наблюдается улучшений координации ножных мышц, развитие мелкой моторики и телесных ощущений. Купаясь в “сухом бассейне”, дети придумывают разные упражнения: “рыбки”, “ныряльщики”, “найдём игрушку, ракушку” и др. Игры и упражнения в “сухом бассейне” укрепляют мышечную систему.

Музыкотерапия – один из методов, который укрепляет здоровье детей, доставляет детям удовольствие. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. Мы широко используем мелодии отрезок времени, на занятиях, во время принятия пищи, перед сном и во время сна. Так, прослушав запись “Колыбельной мелодии”, дети успокаиваются, расслабляются, затихают и засыпают.

Ребёнка успокаивает ласковое обращение, монотонность пения. Звуки флейты расслабляют детей, звуки “шелеста листьев”, “шума моря” и других природных явлений заставляют детей вслушиваться в звуки природы и погружаться в них. Для этого мы широко используем кассету “Волшебство природы”.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Аромотерапия;
  • Витаминотерапия
  • Закаливание
  • Бассейн и др.

Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее 3-х часов. И мы в своей работе с детьми старались как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес, прогулки, походы, занятия на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать, заботятся о своём здоровье. В лесу дети получали солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребёнка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе чистого воздуха, о лечебных травах, цветах, о пользе деревьев. Рассуждают: можно ли жечь мусор? Откуда появился плохой воздух?

Большой оздоровительный эффект имеет “Аромотерапия” - процесс дыхания ароматов. Это положительно воздействует на нервную систему и головной мозг. Так запахи могут вызвать радость, возбуждение, спокойствие, вдохновение.

Мы предложили родителям сшить “волшебные мешочки”. Эти мешочки висят в изголовье на кровати ребёнка. Дети во время сна вдыхают полезные запахи. В процессе дыхания дети лежат спокойно и наслаждаются ароматами трав.

Мы создаем радостное общение с природой.

Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.

Запах берёзы – улучшает работу сердечно – сосудистой и дыхательной системы.

Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

Запах крапивы уничтожает бациллы.

Букеты из веток берёзы, сосны, кедра, можжевельника родители приносят из леса, и сами ставят в приёмной, спальне для очищения помещения. (Букеты и в сухом виде очищают воздух).

Еженедельно в группе, в спальне мы сжигали небольшое количество кусочков древесины, коры. Этим мы уничтожали вирусы и микробы.

Перед приходом детей в детский сад опрыскивали группу маслом ромашки, герани, что действует на детей успокаивающе.

Предлагали детям вдыхать кедровое, лимонное, камфорное масло – организм стимулируется этими ароматами. В группе имеется “Волшебный колодец”. Родители часто приносят: свежую ягоду, морковь, яблоки. Всё это мы рассматриваем, определяем на запах, на вкус. Объясняем, что всё это полезно для здоровья человека и заменяем “конфетку” на стакан ягодного напитка, на морковный сок, на ягоду.

В течение дня дети получают удовольствие от ягод смородины, от напитка из плодов шиповника, клюквы, облепихи, брусники. Родители приобрели в группу соковыжималку. Теперь дети получают разнообразные соки из овощей и фруктов.

Мы убедились, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления.

Вместе с родителями создали в группе “Уголок здоровья” , где находятся: осиновые плошки, грецкие орехи, разнообразные запахи (аромотерапия), кора, бусы, чётки, бумага, схемы для выражения эмоций, массажеры, схемы для точечного массажа и т.д. Все эти предметы хорошо снимают напряжение, агрессию, негативные эмоции. Дети, занимаясь этими предметами незаметно для себя оздоравливаются.

Цветные камушки, листочки – приготовлены для удовольствия, радости, тепла.

Губки, бумага – для снятия стресса.

Шарики, массажеры – для развития мелкой моторики и т.д.

В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, иллюстрации, схемы. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Были оформлены дидактические игры:

“Структура человеческого тела”

“Спорт – это здоровье”

“Чистим зубы правильно”

“Бережём уши” и т.д.

Все эти игры учат детей контролировать себя и своё поведение, настроение, закрепляют культурно – гигиенические навыки, заставляют задумываться о здоровье.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

  • личная гигиена;
  • проветривание;
  • влажная уборка;
  • режим питания;
  • правильное мытьё рук;
  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;
  • обучение простейшим навыкам оказания первой помощи при порезах, укусах, ожогах и т.д.
  • ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Все навыки, умения, привычки мы закрепляем и успешно используем в работе с детьми в валеологических и экологических проектах.

Работа по проектам: “Начни с зарядки”, “Чистые руки”, “Гигиена приёма пищи”, “Для чего мы чистим зубы”, “Охрана здоровья”, “Если хочешь быть здоров – закаляйся”, “Страна здоровья” - организует деятельность детей, направляет на развитие и совершенствование умений, навыков. Дети, составляя проекты, закрепляют правила личной гигиены, культуры поведения. Проекты: “Вдыхай бодрящий аромат”, “Мой дом – мой друг”, стимулируют детей к здоровому образу жизни, формируют активное отношение к окружающему миру, сопереживания и сопричастности к нему.

Участие детей в выполнении проектов, способствует установлению активной позиции, в самосоздании экологически здоровой среды, а также к здоровому образу жизни.

Выполняя проекты, дети делают маленькие шаги к культуре здоровья, приобретают навыки здоровьетворческой деятельности. В ходе реализации проектов дети придумывают эмблемы, выбирают цели проектов, находят с родителями книги, иллюстрации, пословицы, загадки, выполняют интересные рисунки. Этот материал оформляем в “уголке здоровья”, в “книжках – раскладушках”, используем в дидактических играх, на занятиях.

Занятия познавательного цикла о здоровье мы строим с учётом потребностей детей в саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта:

На занятиях “Правила поведения на воде” и “Воздух и здоровье” - даём понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье.

На занятиях “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене.

На занятии “Земная аптека” дети познакомились с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как лечились этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, использовались в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получили достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт.

Мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому создали в группе “Фитомодели” из комнатных растений, которые являются не только украшением интерьера, но и стали помощниками в оздоровлении детей. Все растения подобрали с учётом благотворительного влияния на самочувствие и здоровье детей.

На занятиях и в свободное время объясняли детям о пользе комнатных растений, приучали ухаживать за растениями. Рассказывали детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания.

Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект – это: фикус, герань, хлорофитум. Поэтому особо следим за их чистотой.

Помогает в работе по воспитанию здорового образа жизни специальный альбом: “Я, и моё здоровье ”, в который в течение четырёх лет записываются антропометрические данные, обводятся кисти руки, стопы детей. Помещаются фотографии с занятий по физкультуре, во время сна, во время закаливания и т.д., рисунки: “Что я люблю больше всего?”, “Я на прогулке”, “Город и я”, “Моё настроение”. Записываются воспитателями и родителями впечатления об интересных походах, экскурсиях, играх, мысли детей о здоровье.

Родители часто выполняли задание вместе с детьми. Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность, показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают ему подготовить что-то по поручению воспитателя. Все работы в альбоме выполнены с любовью, много разных фотографий: ребёнок спит, кушает, занимается гимнастикой. После выходных дней дети с удовольствием рассматривают альбомы, вспоминают, как они играли, ходили в лес, прикладывают ладонь и смотрят - на сколько она подросла, рисуют своё настроение. Альбом “Я и моё здоровье” – это частица жизни ребёнка.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. После проведённых мероприятий, после близких встреч с родителями, мы обратились с просьбой пополнить нам “Уголок здоровья”, наш исследовательский уголок. Все родители без исключения с пониманием отнеслись к нашей просьбе. Наш уголок обогатился шнурами, пуговицами, прищепками, платочками, зеркалами и т.д.

Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребёнка. Вместе составляем памятки здоровья (“паспорт здоровья”). Родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советуем литературу, брошюры, консультации.

Соответственно, для родителей оформляем в “Уголке здоровья” рекомендации, советы:

  • предлагаем папки – передвижки;
  • приглашаем на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;
  • проводим анкетирования.

Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель – воспитывать здоровых детей.

«КАК ПРИОБЩИТЬ РЕБЕНКА

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ?»

Уважаемые родители!

«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». (Всемирная организация здравоохранения).

Отчего зависит здоровье? Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведёт.

Ведь все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. И путей к физическому совершенствованию много. Главный из них - воспитание в семье. От кого ещё можно брать пример, как не от родителей! По-настоящему в ребенке может укорениться лишь то, что воспитано в семье.

Основой успеха является личный положительный пример авторитетного для ребенка взрослого - родителя. Трудно, конечно, всегда в присутствии ребенка контролировать каждый свой шаг, и нести в себе те идеалы, которые родители хотели бы ему привить. Усталость на работе, тяжелый трудовой день и т.д. Но нельзя в присутствии ребенка проповедовать одни идеалы, а в реальной жизни их нарушать. Ведь ребенок учиться и этому. Главное - не общее, большое количество времени, которое необходимо провести с ребенком, а качество использования каждого часа. В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основы личности. В сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни, которую ребенок подсознательно начинает реализовывать, едва достигнув самостоятельности. Чтобы ребенок рос здоровым, сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей.

Началом формирования здорового образа жизни в семье является воспитание потребности в здоровье.

Формирование здорового организма, умение управлять им, развивать, совершенствовать - вот задачи здорового образа жизни. В сложной системе факторов, влияющих на состояние здоровья и работоспособность детей, существенную роль играет двигательная активность.

Двигательная активность детей с возрастом резко снижается. Чем старше ребенок, тем дольше он сидит в детском саду, в школе, дома за приготовлением уроков, у телевизора. Проблема, связанная со здоровьем детей - это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут. Это ведет к увеличению массы тела, дети становятся вялыми, у них снижается потребность в двигательной активности. Обучение по новым программам увеличивает психическую нагрузку, заставляет мыслить интенсивнее, с большей затратой нервной энергии. Умственную нагрузку можно уравновесить лишь нагрузкой физической. Значит, родителям необходимо рационально строить режим его дня, чередовать занятия с активным отдыхом. Игры, лыжные прогулки, катание на коньках и санках, бег, езда на велосипеде - все это жизненно необходимо ребятам. От родителей во многом зависит, вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными или преждевременно разрушат свое здоровье.

Режим дня ребёнка дошкольного возраста - одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим - сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т.д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму. Если взрослые проявят характер и начнут утро с гимнастики, которую сделают вместе с ребенком, - это будет первый шаг в большом и важном деле - укреплении здоровья. И этот шаг надо сделать как можно скорее.

Здоровый образ жизни - это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Всё, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.
  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.
  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.
  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе
  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций.
  • Формирование понятия «не навреди себе сам».

Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.

Успехов вам в воспитании ваших детей!!!

«

Муравьева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №58
Населённый пункт: г.Апатиты Мурманской области
Наименование материала: статья
Тема: «Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»
Дата публикации: 27.04.2018
Раздел: дошкольное образование

«Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни»

Подготовила:

Муравьева Елена Геннадьевна

воспитатель МБДОУ №58

«здоровье»

множество

определений.

популярным,

наиболее

признать

определение,

данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье- это состояние

полного физического, психического и социального благополучия, а не просто

отсутствие болезней или физических дефектов». Данное определение крайне

применить

здоровью

условиях

экономической

нестабильности

социального

напряжения.

современным условиям более адекватно сформулированное профессором С.М.

Громбахом

определение

здоровья

«степени

приближения»

здоровью,

позволяет

человеку

выполнять

социальные

Историк медицины, профессор Генри Сигерист говорит нам о том, что

отличается

гармоническим

развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной

Здоровье

означает

отсутствие

болезней:

положительное,

жизнерадостное

выполнение

обязанностей,

которые жизнь возлагает на человека».

Здоровый

отдельного

человека

профилактики болезней и укрепления здоровья. Академик

Юрий Петрович

Лисицын дает следующее определение здоровому образу жизни: "Здоровый

жизнедеятельности

человека,

направленный

сохранение и укрепление его здоровья".

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек. По

словам Б.Н.Чумакова, «купить здоровье нельзя, его можно только заработать

собственным постоянными усилиями». Но для того чтобы сохранить здоровье

ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его, с

создания

атмосферы,

наполненной

потребностями,

традициями и привычками здорового образа жизни.

валеологического

характера,

заложенные

детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной

мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни.

Представители

философско-социологического

направления

Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров

рассматривают

здоровый

глобальный

социальный

аспект, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксёнов, В. К. Бальсевич,

Виленский,

Мартынюк,

Кобелянская

«здоровый образ жизни» рассматривается с точки зрения сознания, психологии

человека,

мотивации.

(например,

биологическая), однако резкой грани между ними нет, так как они нацелены на

решение одной задачи - укрепление здоровья индивидуума.

Здоровый

является

предпосылкой

развития

сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и

полноценного выполнения социальных функций.

Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением

характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной

жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического,

политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в

состоянии здоровья.

Здоровый

отдельного

человека

профилактики

болезней

укрепления

здоровья.

концепция

жизнедеятельности

человека,

направленная

улучшение

сохранение

здоровья

соответствующего

физической

подготовки,

морального настроя и отказа от вредных привычек.

Здоровый образ жизни должен включать:

настрой на здоровый образ жизни;

достаточную двигательную активность;

умение регулировать свое психическое состояние;

правильное питание;

четкий режим жизни;

выполнение гигиенических требований;

умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя

при их возникновении.

Уже доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушения

законов здоровой жизни. Те нарушения здоровья, которые возникают в детстве,

возрастом

становятся

выраженными

ограничению

возможностей

снижению

работоспособности

серьезным заболеваниям. Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому

образу жизни помогает заметно нормализовать состояние ребенка.

Вопросы охраны и защиты здоровья детей в настоящее время является

первостепенной

государства.

Главнейшим

определяющим

фактором

здоровья

разумный,

осознанный

действий

формирования здоровья и здорового образа жизни.

Ранний и дошкольный возраст – уникальный, самоценный и важнейший

становления

человека

здоровья.

дошкольном

возрасте

закладываются

элементарной

культуры

здоровья,

происходит

становление

здоровьесберегающей

компетентности.

особенно важно определить пути развития интереса детей к укреплению своего

здоровья, разработать педагогическую технологию приобщения дошкольников

к здоровому образу жизни

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной и в работе

дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей

сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к

утомлению, социально и физиологически адаптирован. В дошкольном детстве

закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост

и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые

привычки,

приобретаются

физические

качества,

вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ

Формируются

компоненты

здорового

относятся

следующие:

двигательная

активность,

благоприятная

обстановка

профилактика

болезней,

закаливание,

отсутствие вредных привычек.

Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания

ребенка-дошкольника

реализованы

взаимодействия

социальных

институтов

детского

Исключительную

воспитания

подчеркивает

Конвенция

модернизации

российского

образования

подчеркивается,

образовательное

учреждение

остаются

важнейшими

социальными

институтами,

обеспечивающими

воспитание

развитие ребенка.

Отсюда вытекают цель и задачи работы по приобщению родителей и детей

к здоровому образу жизни: Формирование у детей и родителей привычки к

здоровому

привлечение

родителей

формированию

закреплению у детей навыков здорового образа жизни, повышение знаний о

культуре здоровья.

Задачи заключаются в следующем:

Формирование потребностей семьи в здоровом образе жизни.

получить

родителям

укрепления

здоровья их детей.

Дать представление о возможном влиянии детско– родительских

отношений на формирование необходимых для ребенка критериев

здорового образа жизни.

Совместная

деятельность

педагогов

дошкольного

образовательного

учреждения и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка,

формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической

культуры имеет не только педагогическое, но и глубоко социальное значение.

Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее безопасности.

исследования

современных

педиатров,

физиологов,

психологов показывают, что основы здоровья дошкольника закладываются в

является

жизнедеятельности

происходит

первичная

социализация,

складывается

привычный

жизни, отношение к духовным ценностям.

Современная семья испытывает целый ряд социальных, педагогических

проблем, которые прямо или косвенно влияют на все стороны развития ребенка,

на его психологическое благополучие и физическое здоровье. Рост количества

детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой,

но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависящим от семейных

традиций и характера двигательного режима.

Основное

направление

родителей

педагогов

вернуться

истинной ценности – здоровому образу жизни, привить ребёнку с малых лет

правильное

отношение

здоровью,

полезные, соответствующие здоровью факторы и отказаться от вредных.

выше сказанное

п о к а з ат е л е й:

наследственность

окружающая

воспитание,

воспитание

является наиболее поддающимся изменению показателем.

Педагогическая технология приобщения дошкольников к здоровому образу

предполагает

внимание

взрослых

проблеме

укрепления

физического, но и психологического и социального здоровья детей дошкольного

возраста.

Технология

образовательной

формированию

навыков здорового образа жизни построена на основе: диагностики освоения

культуры здоровья у дошкольников и членов их семей и учет этих результатов в

педагогическом процессе ОУ; изменение традиционной позиции воспитателей

и родителей на позицию партнера, участника, помощника; взаимодействия всех

субъектов педагогического процесса, в приобщении дошкольников к здоровому

образу жизни; создание здоровьесберегающей предметно – пространственной

развивающей среды в ДОУ; реализации идей здорового образа жизни в семьях

воспитанников.

Для вовлечения родителей в совместную с педагогами деятельность по

приобщению дошкольников к здоровому образу жизни, педагоги используют

разные формы взаимодействия: родительские собрания, совместные праздники,

досуги, Дни открытых дверей, встречи-консультации с родителями, совместные

игры с родителями и детьми. Для эмоционального сплочения родителей с

детьми, развития умений взаимодействия родителей и детей, укрепления связей

родителей

педагогов

проводятся

совместные

физкультурные

проведение

гимнастик

совместные

прогулки

воспитателя с родителями и детьми.

Работа воспитателей дошкольного учреждения по воспитанию культуры

здоровья дошкольников может проводиться на разном содержании. Например,

народного

оздоровления,

современные

технологии

оздоровления

дошкольников или театрализации как средство воспитания у детей культуры

здоровья. Важно, чтобы это содержание включало интересные для детей формы

организации, учитывало не только аспекты физического, но и психического

здоровья, строилось на основе сотрудничества с родителями.

Таким образом, каждый родитель хочет видеть своего ребенка сильным,

бодрым, энергичным чтобы он умел кататься на велосипеде, хорошо плавать,

головными

самочувствие,

являются

причинами

отставания

неуспеваемости,

настроения. Поэтому каждый должен думать о своем здоровье, знать свое тело,

научится заботиться о нем, не вредить своему организму, а наоборот – помогать

ему. Хотелось бы отметить, что развитие ребенка

тесно связано с образом

жизни семьи, родители являются во всем примером для своего ребенка.

И именно родителям необходимо заботиться о правильном физическом

развитии

регулярно

заниматься

физкультурой,

приобщать

здоровому образу жизни. Педагоги должны оказывать родителям помощь в

приобретении необходимых теоретических и практических знаний, чтобы в

домашних условиях взрослые могли закрепить полученные ребенком знания и

навыки. Только совместные усилия воспитателей и родителей помогут нам

воспитать здоровых детей!

Всем известно, всем понятно,

Что здоровым быть приятно.

Только надо знать,

Как здоровым стать!

Эти строки из стихотворения говорят нам о том, что воспитателям детских

садов необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди родителей

воспитанников, консультировать по вопросам оздоровления, развивать контакт

родителями

воспитывать

ответственности,

сознательное и грамотное отношение к своему здоровью.

Список литературы

Береснева З.И. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в

ДОУ. - М., 2004.

Коновалова

Организация

воспитательной

оздоровительной работы в ДОУ. - М.: Сфера, 2006.

Востриков

Физкультурно-образовательные

предпосылки

здоровьесбережения // Оздоровительные технологии XXI века. – Челябинск,

Гуров В.А. Здоровый образ жизни: научные представления и реальная

ситуация // Валеология. - 2006.

Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью // Управление

ДОУ. - 2006. - №7.

Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями //

Управление ДОУ. - 2004. - №3.

Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая

работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

Формирование

личности

дошкольника

средствами

физической культуры / В.Н. Щебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 3 –

Евдокимова

Педагогическая

поддержка

воспитании

дошкольника. – М.:ТЦ Сфера, 2005. – 96 с.

10. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях.

Экологическая обстановка в городах пригодна к жизни с большой натяжкой. Во всем мире эта проблема считается самой актуальной, отчего руководители государств активно принялись агитировать население своих стран обратить внимание на здоровый образ жизни. Сегодня питаться полуфабрикатами, продуктами, содержащими ГМО, вредное приготовление пищи, игнорирование физических упражнений не приветствуется. Более того, ведется пропаганда борьбы с такими вредными привычками, как алкогольная и наркотическая зависимости, табакокурение. Ко всему прочему добавляются исследования детского здоровья, которые показывают весьма плачевные результаты:

  • - значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%)
  • - стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50- 60% школьников
  • - резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей
  • - увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов (у 20% старшеклассников в анамнезе 5 и более диагнозов)

К недостаткам образования, в частности, относятся:

  • - недостаточная освещенность классов;
  • - плохой воздух школьных помещений;
  • - неправильная форма и величина школьных столов; перегрузка учебными занятиями.

С каждым днем последователей здорового образа жизни становится все больше и больше. Здоровое тело дает надежду на долгую и счастливую жизнь вопреки экологии всего мира. Правда, преуспевают в этом занятии далеко не все, ведь привычное питание и уровень активности не так просто изменить за один день. Конечно, главное препятствие - это лень. Избавиться от вредных привычек и побороть тягу к жирному, сладкому и фаст-фуду может лишь волевой человек. Основной массе людей следует настроиться на борьбу, опираясь на опыт и советы знающих и авторитетных личностей.

Отклонения в состоянии здоровья человека, как правило, формируются в детстве и юности и часто являются результатом нездорового образа жизни. На территории России, а особенно Челябинской области, экология, социально-экономические условия жизни, питание, развитие здравоохранения на современном этапе не отвечают требованиям общества. Для сохранения здоровья при указанных объективных факторах, актуальной является задача обучения населения основам здорового образа жизни, то есть формирования четких установок, ориентации и навыков сохранения и укрепления здоровья для каждого человека. В данном случае речь идет о влиянии на субъективные факторы, к которым относятся также уровень информированности и реальная практика постоянного самопобуждения к реализации требований здорового образа жизни.

Березченко Светлана Алексеевна, воспитатель д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека - осознание здоровья, как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды. Люди являются частью природы. Мы все отвечаем за то, чтобы природа сохранилась везде на нашей планете: в лесу - куда мы ходим отдыхать; в реке - где мы плаваем; в городе - где мы живем. Мы должны заботиться о себе, о своем здоровье, окружающих людях, чистоте воздуха и воды.

Здоровье - одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть. Плохое самочувствие, болезни являются причинами отставания в росте, неудач в образовательной деятельности, в играх, в спорте. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: «педагогика оздоровления», в основе которой лежат представления о развитии здорового ребенка, здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьсбережения.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте мы применяем следующие группы средств:

Средства двигательной направленности:

  • Физические упражнения;
  • Физкультминутки;
  • Эмоциональные разрядки;
  • Гимнастика (оздоровительная после сна) ;
  • Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
  • Лечебная физкультура;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Массаж;
  • Самомассаж;
  • Психогимнастика.

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры.

Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, внимание ребенка.

В группе имеется картотека стихов, сопровождающих упражнения, книги для развития мелкой моторики, различные предметы для выполнения упражнений. Широко используем пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках. В играх стараемся выполнять упражнения с предметами: прищепками, пробками, счетными палочками, пуговицами, мячами-ежиками, платочками и т. д.

Для укрепления зрения мы используем следующие моменты: зрительные паузы , в любое время дня дети закрывают глаза и открывают, можно веки прижать пальчиком.

Массаж глаз - помогает детям снять усталость, напряжение, улучшает обмен веществ в тканях глаза.

Тренировочные упражнения для глаз проводим несколько раз в день, в зависимости от деятельности, вызывающей напряжение.

  • Зрительные ориентиры (пятна) - снимают утомление глаз и повышают двигательную активность в течение дня.
  • Красный - стимулирует детей в работе. Это сила внимания.
  • Оранжевый, желтый - соответствуют положительному рабочему настроению. Это тепло, оптимизм, радость.
  • Синий, голубой, зеленый - действует успокаивающе. Это общение, надежда, вдохновение.

Все эти средства способствуют развитию психологической комфортности детей, которая обеспечивает их эмоциональное благополучие, снимает напряжение во время образовательной деятельности, во время игр.

Часто используем минутки покоя :

Посидим в тишине с закрытыми глазами;

Ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

Помечтаем под эту прекрасную музыку.

Наряду с традиционными формами работы мы проводим с детьми самомассаж от простуды (автор А. И. Уманская) . Все знают, что у человека на теле имеются особые точки, которые регулируют деятельность внутренних органов. Массаж этих точек повышает защитные силы организма в целом. Массаж делаем 1-2 раза в день.

Мы знаем, что закаленный человек быстро и без малейшего вреда для здоровья приспосабливается к любым изменениям температуры воздуха, легко переносит холод, жару. Закаливание повышает не только устойчивость к влиянию плохой погоды, но и совершенствует, мобилизирует резервные возможности адаптационных систем, чем обеспечивается профилактика простудных и других заболеваний.

Дети, проснувшись, проходят по ребристой дорожке, дорожке с пуговицами, шнуру, палочками, камушками (для профилактики и коррекции плоскостопия) . Затем переступают из одного таза в другой, задерживаясь в каждом по 4-5 секунд. Каждый таз наполнен водой разной температуры, с разницей в 2-3 градуса, начиная с 40 градусов. Систематичность этого закаливания способствует оздоровлению детского организма, повышению иммунитета ребенка, поднимает его настроение.

Наши дети должны быть здоровы, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Экскурсии;
  • Походы;
  • Солнечные и воздушные ванны;
  • Водные процедуры;
  • Фитотерапия;
  • Витаминотерапия;
  • Закаливание.

Ребенок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не менее трех часов. И мы в своей работе с детьми стараешься как можно больше находиться на свежем воздухе.

Через экскурсии в лес прогулки, походы, игры на свежем воздухе, развлечения дети получают необходимый опыт, учатся исследовать, наблюдать и заботиться о своем здоровье.

В лесу дети получают солнечные и воздушные ванны, что благотворно действует на весь организм, повышает тонус нервной системы и увеличивает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Естественные ароматы леса благотворно влияют на ребенка, учат правильно пользоваться этими запахами. Дети узнают о пользе деревьев. Рассуждаем с детьми: можно ли жечь мусор? Откуда появилась плохой воздух?

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойство организма:

  • Личная гигиена;
  • Проветривание;
  • Влажная уборка;
  • Режим питания;
  • Правильное мытье рук;
  • Обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;
  • Ограничения уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

В образовательных деятельностях «Воздух и здоровье», «Правила поведения на воде» - даем понятия об использовании воды и воздуха человеком, учим правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своем здоровье.

В беседах «Для чего мы чистим зубы», «Гигиена приема пищи» - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. Знакомим детей с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека. А теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву и рассказывают, как можно лечиться этими растениями. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь, ими лечатся и животные и птицы.

Рассказываем детям о пользе комнатных растений, приучаем ухаживать за ними. Объясняем им, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения организуют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Дети узнали, какие растения дают оздоравливающий эффект - это: фикус, герань, хлорофитум.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. Родители активно принимают участие в спортивных совместных мероприятиях, экскурсиях, походах, направленных на оздоровление детей. На родительских собраниях, индивидуальных консультациях учим оценивать здоровье ребенка, родителям предлагаем картотеки различных гимнастик, упражнений для дома, советуем литературу, брошюры.

Соответственно, для родителей оформляем в «Уголке здоровья» рекомендации, советы:

  • предлагаем папки-передвижки;
  • приглашаем в походы, на экскурсии;
  • проводим анкетирования.

Все эти приемы позволяют нам постепенно стабилизировать, приобщить к здоровому образу жизни. У родителей и у нас теперь одна цель - воспитывать здоровых детей.