Пренатальное развитие психологические особенности младенца таблица. Пренатальное развитие ребенка

В результате изучения материала данной главы студент должен:

знать

  • базовые понятия, относящиеся к пренатальной психологии;
  • содержание основных периодов пренатального развития;

уметь

  • характеризовать факторы пренатального развития, описывать критические периоды пренатального развития;
  • анализировать значимость пренатального периода для психического развития детей;

владеть

Навыками анализа практических ситуаций с позиций пренатальной психологии, проведения психолого-просветительской работы.

Характеристика периодов пренатального развития

Пренатальное развитие начинается с оплодотворения. Оплодотворенная яйцеклетка несет в себе всю генетическую информацию, необходимую для создания нового организма. Срок жизни созревшей яйцеклетки составляет примерно три дня. Продолжительность жизни сперматозоидов, попадающих во влагалище женщины во время полового акта, также составляет два-три дня. Жизнеспособные сперматозоиды, продвигаясь в матку, а оттуда – вверх по фаллопиевым трубам и достигая яйцеклетки за время критического периода (от 48 до 72 часов), способны оплодотворить ее. Если этого не происходит, яйцеклетка продолжает движение по фаллопиевой трубе в направлении матки, где и самораспадается.

Сперматозоид и яйцеклетка являются единственными в своем роде клетками, каждая из которых содержит половину хромосомного набора, определяющего наследственный потенциал индивидуума. Во время полового акта во влагалище попадает около 300 млн сперматозоидов, но лишь один из них может оплодотворить яйцеклетку. Пол и наследственные признаки будущего ребенка зависят от того, какой из них выживет и проникнет в яйцеклетку. Чтобы добраться до нее, сперматозоид должен проделать долгий и трудный путь. Микроскопических размеров сперматозоиды должны пробраться вверх по проходу длиной почти 30 см, уцелеть в кислой среде, пробить себе путь через слизь, преодолеть другие препятствия и наконец достичь нужного места в нужное время. Только один сперматозоид проникает в яйцеклетку через окружающую ее мембрану. С этого момента и начинается процесс оплодотворения. В течение следующих 24-48 часов генетический материал двух индивидуумов соединяется и дает начало новому организму.

В пренатальном развитии условно выделяют несколько периодов (табл. 3.1): предымплантационное развитие; имплантация; органогенез и плацентация; фегогенез (плодовый период).

Таблица 3.1

Периоды пренатального развития

Сроки беременности

Предымплантационное развитие

1-я неделя

Из оплодотворенной яйцеклетки формируется бластоциста – полая, заполненная жидкостью сфера из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения

Имплантация

Погружение бластоцисты в слизистую оболочку матки

Органогенез и плацентация

10-й день – 3 месяца

Развитие органов зародыша и его защитных оболочек (плаценты, амниона)

Фегогенез

3-9 месяцев

Быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, и становление новых функциональных систем

Период предымплантационого развития начинается с момента оплодотворения яйцеклетки и продолжается до момента внедрения бластоцисты (полой, заполненной жидкостью сферы из клеток, образующихся через несколько дней после оплодотворения) в стенку матки. Одним из наиболее характерных признаков предымплантационного периода развития является отсутствие морфологической связи между эмбрионом и органами репродуктивной системы женщины. Однако это не исключает наличия тесной функциональной связи между организмом матери и зародышем. В частности, весьма значительной является роль материнского организма в снабжении зародыша кислородом и различными питательными веществами.

Имплантация происходит примерно на 7-8-й день после оплодотворения. Слизистая оболочка матки к моменту имплантации содержит все вещества, необходимые для питания зародыша. После завершения имплантации в развитии эмбриона начинается период органогенеза и плацентации, который завершается примерно к третьему месяцу внутриутробной жизни. В этот период быстро развивается зародыш и его защитные оболочки (табл. 3.2). Из наружного слоя клеток зародыша образуются поддерживающие структуры для его питания и защиты от негативных факторов, а из внутреннего слоя клеток начинается развитие различных органов. К концу периода зародыш приобретает черты, характерные для человека, формируются зачатки всех важнейших органов и систем.

Таблица 3.2

Длина и масса плода в зависимости от срока беременности (средние показатели)

К поддерживающим структурам относят плаценту, при помощи которой происходит дыхание, питание и выведение продуктов обмена плода. Плацента формируется частично из клеток стенки матки, а частично из наружного слоя клеток зародыша. Она заменяет функцию легких, органов пищеварения, почек, кожи и других органов плода. Процессы обмена в плаценте весьма интенсивны, особенно в ранних стадиях развития. Плацента имеет две поверхности: материнскую, прилегающую к стенке матки, и плодовую, обращенную внутрь, в полость амниона. Амнион, или

водная оболочка, представляет собой замкнутый мешок, в котором находится плод, окруженный околоплодными водами, образующимися в результате секреции эпителия амниона. Избыток вод удаляется через поры амниона, при этом обеспечивается постоянство их состава. Они содержат белки, жиры, липиды, углеводы, микроэлементы, к которым примешиваются моча плода, чешуйки его эпидермиса и пушковые волосы. По мере роста плода происходит относительное уменьшение количества вод. Околоплодные воды создают условия для свободного развития плода и его движений, защищают его от неблагоприятных внешних воздействий, участвуют в обмене веществ, предохраняют от сдавления между телом плода и стенкой матки пуповину. Пуповина – это шнуровидное образование, в котором проходят две артерии и одна вена плода, несущие кровь от плода к плаценте и обратно.

Фетогенез начинается примерно с третьего месяца беременности и продолжается до рождения плода. В этот период происходит быстрый рост плода, дифференцировка тканей, развитие органов и систем, находящихся в зачаточном состоянии, становление новых функциональных систем, обеспечивающих жизнедеятельность плода в период внутриутробной жизни и после рождения.

Происходит интенсивное развитие эндокринной системы и выявляются первоначальные функции желез внутренней секреции. Половые железы формируются в первой половине внутриутробного периода, чему способствуют эстрогенные гормоны, поступающие к плоду из организма матери.

С конца третьего месяца беременности появляется кроветворная функция костного мозга. Легкие как орган дыхания не функционируют, внешнее дыхание осуществляется через плаценту. В пренатальном периоде происходит иннервация легких и других частей тела, участвующих в акте дыхания и происходят нерегулярные дыхательные движения, являющиеся подготовкой к будущему внеутробному дыханию.

Начинается деятельность органов пищеварения. Примерно с четвертого месяца печень начинает вырабатывать желчь, в кишечнике плода образуется меконий (первородный кал). Однако в основном функции органов пищеварения плода замещает плацента, через которую питательные вещества доставляются плоду из организма матери.

Особое значение для будущего психического развития ребенка имеет формирование структур центральной нервной системы, в частности головного мозга. Рассмотрим данный вопрос подробнее. Развитие центральной нервной системы у зародыша – длительный во времени и интенсивно протекающий процесс. На 4-й неделе жизни зародыша начинается образование его нервной системы. Она сначала имеет вид пластинки, края которой в процессе развития загибаются и образуют трубку (медуллярная трубка). На 8-й неделе жизни зародыша начинается образование коры головного мозга, которая сначала имеет вид пластины. Ее развитие, совершающееся на протяжении 8-12 недель, проходит ряд этапов, в результате которых кортикальная пластина обособляется от межуточного слоя. Последний содержит большое количество клеток, которые в дальнейшем постепенно мигрируют (перемещаются) в кору. К 13-й неделе образование корковой пластины заканчивается и начинается период первой ее дифференцировки. Образуются два слоя: внутренний – рыхлый, широкий, и поверхностный, более плотный и тонкий. Корковая пластина созревает неравномерно. Прежде всего развивается ее центральная часть, а вслед за ней созревание распространяется радиально во все стороны к периферии.

По мере созревания структур нервной системы происходит развитие сенсорных процессов. К 20-й неделе беременности развиваются органы вкуса и обоняния. Примерно с шести-семи месяцев начинает работать вестибулярный аппарат, плод ощущает прикосновение и боль, реагирует на звук и свет.

На следующих месяцах беременности происходит дальнейшее формирование головного мозга плода, созревание и дифференцировка нервных клеток. Созревание нейронов и миелинизация нервных волокон (образование их мякотной оболочки, обеспечивающей проводимость нервного возбуждения) происходят интенсивнее всего в тех отделах, которые в первую очередь необходимы новорожденному ребенку. Созревание мозговых структур происходит "сверху вниз": от мозгового ствола к среднему мозгу, а затем к большим полушариям головного мозга. К 37-й неделе пренатального развития процессы миелинизации завершаются в спинном мозге, мозговом стволе и среднем мозге.

К концу внутриутробной жизни формируется сложная и многофункциональная центральная нервная система, позволяющая новорожденному различать тактильные прикосновения, температурные, звуковые, зрительные раздражители, а также адаптироваться к новому типу питания. В коре больших полушарий головного мозга появляется все больше складок, извилин и борозд. Недифференцированные нейроны трансформируются в более зрелые. Происходит усложнение морфологической дифференцировки коры больших полушарий головного мозга.

По данным лаборатории цитоархитектоники Института мозга, масса мозга у плода в 18 недель равна 67 г, у плода в 24 недели – 127 г, в 32 недели – 170 г. В дальнейшем продолжается более быстрое развитие мозга плода и в 40 недель масса мозга плода составляет 382 г. Анализ динамики массы мозга плода в различные периоды пренатального развития свидетельствует о том, что масса мозга от 22-й недели беременности до родов (40 недель) увеличивается в среднем в пять раз. Происходит увеличение поверхности коры больших полушарий (с 24-й недели гестации до рождения увеличивается в среднем в три раза). Поверхность лобной области головного мозга к 40-й неделе беременности в левом полушарии равна 2772 мм2, в правом – 2630 мм2, что составляет 13% лобной зоны головного мозга взрослого человека.

Такая же закономерность существует и относительно площади коры лимбической области и гиппокампа. В III триместре внутриутробного развития плода у него становятся значительно больше размеры поверхности коры височной доли головного мозга (слуховая зона коры). Интегративные функции коры больших полушарий обеспечивают функционирование центральной нервной системы плода в адаптационно-приспособительных реакциях и способствуют установлению динамических взаимосвязей различных корковых и подкорково-стволовых систем мозга. Нарушения в развитии головного мозга в III триместре беременности может существенно снизить адаптационно-защитные возможности плода, что в дальнейшем может привести к отклонениям психического развития.

Развитие спинного мозга происходит одновременно с развитием головного мозга. Созревание мотонейронов, которые иннервируют скелетные мышцы, осуществляется быстрее нейронов мозжечка и коры больших полушарий головного мозга. В III триместре беременности спинной мозг плода является достаточно дифференцированной анатомо-морфологической структурой, регулирующей движения плода, включая рефлекторные движения новорожденного ребенка. Общей закономерностью формирования нервной системы в пренатальный период является более раннее формирование и дифференциация структур спинного мозга, чем вышележащих отделов центральной нервной системы, что соответствует более раннему становлению спинно-мозговых рефлекторных механизмов. Типичной особенностью развития головного мозга человека в целом является раннее обособление и особенно интенсивное формирование лобной и предлобной его частей, которые выполняют наиболее важную роль в психической деятельности.

Практический пример

Американские исследователи провели интересный эксперимент с беременными женщинами, которые примерно за месяц-полтора до предполагаемых родов дважды в день читали вслух стихотворение "Кот в шляпе" (общее время декламации – пять часов). Новорожденным детям этих женщин на третий день жизни надевали наушники и давали соску-датчик, соединенную с механизмом, переключающим звучащий текст в зависимости от характера сосательных движений. Осуществляя сосание с разной частотой, дети могли слушать либо голос матери, либо другой женщины, читающей стихотворение. Дети предпочитали сосать с той частотой, которая позволяла им слышать голос матери. При возможности выбора между данным рассказом и другим, тоже прочитанным матерью, дети выбирали тот, который слушали в последние месяцы беременности "Кот в шляпе". По результатам эксперимента ученые сделали вывод о том, что ребенок узнает голос матери еще в утробе и может дифференцировать различные тексты, возможно благодаря их различным интонационным и темпо-ритмическим характеристикам. Таким образом, можно утверждать, что уже в пренатальном периоде начинает функционировать слуховая память.

К девятому месяцу беременности развивается зрелый плод, способный к внеутробному существованию. В это время снижается темп прироста массы, клетки плаценты начинают дегенерировать и начинается процесс родов.

Весь период перинатального развития, продолжающийся 38-40 недель беременности делится на 3 фазы: 1.фаза зиготы, 2.фаза эмбриона и 3.фаза плода

    2недели с момента оплодотворения

    длится с 2 до 8недель беременности. 1 месяц : к 20-у дню начинает биться будущее сердце ребенка; закладывается мозг и основы нервной системы; напоминает по внешнему виду головастика; весит примерно 15г., в длину 10-12мм. 2 месяц: формируются основные системы организма и части тела; похож скорее на человека, чем на головастика; весит 20-25г. 2,5см. В это время развивается центральная и перефирическая нервная система, уже в 1,5 месяца эмбрион реагирует на боль, на прикосновение к подошвам, отстраняется от света, направленного на живот матери, имеет орган вкуса, а также способен улавливать настроение матери.

    длится с 9недель до рождения. Отличается быстрым увеличением размеров плода. 3 месяц: начинают функционировать мышцы, появляются первые движения плода, появляются ногти на пальчиках, формируются 20 зачатков будущих зубов, формируется голосообразующий аппарат, хватательный рефлекс (11-12 недель), сосательный (13-14 недель), становится сформированным гениталий плода к 12 неделе, 10 см. в длину

Формирование мозга и органов чувств, а именно зрения, высоко чувствительно к внешним воздействиям на протяжении всего перинатального периода, что и делает необходимым реализацию экологического подхода в период беременности. Т.о. уже за долго до рождения плод готов к восприятию стимулов внешней среды, которые являются факторами формирования врожденных особенностей будущего ребенка.

Факторы, которые действуют во время развития организма ребенка от зачатия до рождения, приводят к формированию врожденных особенностей человека. В настоящее время описано более 400 факторов воздействующих на ход внутриутробного развития, и в первую очередь на мозг будущего ребенка. Условно их можно разделить на 3 группы:

    Биологические факторы: 1 хромосомные аномалии – по наследству либо из-за нарушений сперматозоида и яйцеклетки; 2 острые или хронические заболевания матери; 3 инфекции, особенно вирусные; 4 нарушения питания плода, т.е. голод и отсутствие необходимых питательных веществ; 5 иммунологическая резус несовместимость матери и плода – м.б. ДЦП, младенческая смертность, нарушение психич-о развития, сердечной мышцы; 6 возраст женщины – после 30 лет возрастает риск рождения детей с хромосомными дефектами; 7 прием лекарств во время беременности, особенно в 1-ом триместре – врожденные физ. Дефекты; 8 алкоголизм и наркомания – широкий спектр проблем.

    Физические факторы: 1 физические травмы во время беременности или родов; 2 профессиональные вредности, загрязнение окр. Среды, радиация;

    Психологические факторы: 1 позитивные эмоции ожидания ребенка матерью; 2 эмоциональные потрясения и стрессы беременной женщины – сильный стресс до 4-го мес. берем-ти скорее скажется на нервной системе и формирующемся теле, к 6-у мес. Воспринимается мозгом ребенка; 3позитивные и разнообразные воздействия окр. Среды

Ребенок во время перинотального развития воспринимает окр. мир через маму, и поэтому необходимо исключение воздействия неблагоприятных факторов на плод и целенаправленное формирование психики еще неродившегося ребенка на основе использования позитивных стимулов среды.

В нормальных условиях появление нового человека является результатом психологической готовности матери к его рождению. Новорожденный изначально беспомощен. Едва появившись на свет, он должен приспособиться к условиям существования, кото­рые резко отличаются от существования в чреве матери. Жизнь новорожденного зависит от того, как его организм может адапти­роваться к изменившимся условиям среды. Для организма многих новорожденных сам процесс рождения - тяжкое физическое испы­тание, которое истощает его организм и создает ситуацию стресса. Родившись и оправившись от потрясений, связанных с рождением, ребенок начинает жить в заданных условиях и развиваться в соот­ветствии с врожденным потенциалом и с создаваемыми условиями.

Питание новорожденного носит смешанный характер, ребенок питается по способу животных: он воспринимает внешние раздражения, отвечая на них целесообразными движениями, с помощью которых захватывается и усваивается пища. Однако ребенок питается молодивом матери, а в последствии ее молоком, т.е. внутриорганическим продуктом материнского организма. Тот же промежуточный характер носит и существование ребенка – около 80% времени спит. Главнейшая особенность сна новорожденного – его полифазный характер. Короткие периоды сна чередуются вкрапленными в них островками бодорствования, часто состояние дремоты. Новорожденный сохраняет эмбриональную позу, как во время сна, так и во время бодорствования – до 4 месяцев. Анимальные функции новорожденного: с одной стороны он обладает уже рядом двигательных реакций, возникающих в ответ на внутренние и внешние раздражения,с другой стороны он еще лишен способности к самостоятельному передвижению.

Кризис новорожденности – основным новообразованием этого кризиса является индивидуальная психическая жизнь ребенка, отделенная от материнского организма. Содержанием психической жизни новорожденного является «сплав аффекта, влечения, ощущения». Переживания новорожденного ребенка целостны, глобальны, недифференцированны.

Новорожденный обладает всеми необходимыми возможностями для существования в новой среде. Слух : с рождения ребенок знает множество звуков, поскольку начинает слышать с 24й недели перинотального развития. В первые дни после рождения различает ударения в словах, эмоциональную окраску речи, различает до 150 звуков и выделяет голос матери; в 4 дня различает разные языки и игнорирует чужой язык. Зрение под влиянием внешних раздражителей у новорожденного с большой скоростью развивается способность видеть. Он видит с самого рождения, но его зрение в 20 раз слабее взрослого, видит лишь силуеты. Он различает блестящие и красные цвета, на 2-й - 3-й неделе жизни появляется зрительное сосредоточение. Обоняние и вкус: обоняние начинает функционировать сразу после рождения – ребенок ощущает запах материнского молока, в 1-2 дня способен различать приятные и неприятные запах.Новорожденный предпочитает сладкие запахи и соответствующий вкус. В возрасте нескольких дней способен определять даже степень сладости. Осязание: Уже в момент рождения ощущает прикосновения и предпочитает прикосновение человеческого тела – с нормальной температурой тела.

Основные безусловные рефлексы, специфические для новорожденного: 1 двигательные рефлексы : хватательный рефлекс; рефлекс ползания – держать руку у ступней, от которых ребенок должен отталкиваться; рефлекс Моро (обнимание) ударяется ладонями по поверхности на которой он лежит, также при подкидывании опора и автоматическая ходьба поддерживая «ставят», ребенок должен опираться ногами и даже делать попытки ходьбы, он должен вставать всей ступней; рефлекс Бабинского – мягко погладить ступню от пятки к пальчикам, ребенок должен расправить пальчики; плавательный рефлекс – если опустить ребенка лицом в воду, он закрывает глаза, останавливает дыхание и совершает плавательные движения. 2 Защитно-ориентировочные рефлексы: зрачковый – при направленном ярком свете он резко закрывает глаза; защитный – положить на живот и он повернет голову в стороны, рефлекс чихания; ориентировочный – на неожиданный звук или явление ребенок замирает и прислушивается, появляется со 2й недели жизни. 3 Пищевые рефлексы: сосательный – в ответ на раздражение в области рта реагирует сосательными движениями вместе с глотательными; поисковый – поглаживание пальцем в области рта или щек, вызывает поворачивание в раздраженную сторону и пытается сосать; хоботковый – если прикоснуться ладошкой к губам ребенка, то он их вытягивает в трубочку. К 6-ти месяцам все эти рефлексы исчезают, за исключением Бабинского и зрачкового. А условных же, т.е. приобретенных рефлексов у новорожденных пока нет.

Условия обеспечивающие успешное психическое развитие новорожденного: В начале хх века, французский психолог Рене Спитц открыл явление госпитализма (изоляция). С этим понятием тесно связано понятие депривации – психическая депривация означает лишение чего-либо необходимого для нормального психического развития, она возникает в следствии неудовлетворенности важнейших психологических потребностей в течении длительного времени. Она бывает 3-ех видов: 1 сенсорная (интеллектуальная) – связана с резким ограничением или отсутствием разнообразных впечатлений от окр. среды (зрительных, словесных, осязательных, двигательных); 2 социальная – либо полная изоляция от общества, либо резкое ограничение контактов с окружающими людьми, в результате чего ребенок не может получить правильные представления о нормах и правилах поведения в обществе. В случае полной социальной изоляции у ребенка развивается «синдром одичания» или «синдром Маугли»; 3 эмоциональная – она связана с недостатком положительных эмоций и внимания к ребенку. Чаще всего наблюдается во время пребывания в больнице, дет.домах, психологически неблагополучных семьях. Т.о. можно сделать вывод о том, что с ребенком необходимо общаться, любить его, дарить ему положительные эмоции, знакомить с новыми и яркими вещами, впечатлениями и т.д.

В противоречии между максимальной социальностью, т.е. зависимости от взрослого, и минимальными средствами общения заложена основа всего развития ребенка в младенческом возрасте. Советские ученные Фигурин и Денисова обнаружили, что на втором месяце жизни, поведение ребенка резко меняется при появлении взрослого человека. Эту удивительную реакцию в виде эмоций и движений, ученые назвали комплексом оживления (КО). Элементами КО являются: фиксация взгляда и замирание; зрительное и слуховое сосредоточение; улыбка; двигательное оживление ручками и ножками; гуление; крик, в дальнейшем плачь для привлечения внимания. Эти элементы появляются постепенно, на 2-м месяце жизни, а затем на 3-ем, они объединяются в единую систему, проявляются одновременно с появлением взрослого и служат в качестве средства общения ребенка со взрослыми. Условием возникновения КО является эмоциональное обращение с ребенком; замечено, что интенсивность общения матери с новорожденным влияет на темпы развития КО. КО – это основное новообразование первого критического периода в развитии ребенка, свидетельствующее о начале индивидуальной психической жизни ребенка, это первая социальная реакция ребенка на окр. мир. КО является психологическим критерием завершения периода новорожденности (в 2,5-3 мес.) и началом нового этапа развития – собственно младенчество (3 мес. – 3 года). Младенчество - период, когда от малоподвижного образа жиз­ни и снотворного состояния ребенок быстро развивается в под­вижное веселое дитя. Очень быстро он научается устанавливать зрительный контакт со взрослым, открывает зрительно свои руки, научается хватать предмет, а затем и манипулировать им. Он ис­следует, рассматривает окружающий мир в ближайшем простран­стве; ощупывает предмет руками, тянет его в рот и знакомится с предметом таким младенческим способом; он прислушивается и ищет источник звука; он беспрестанно манипулирует всем, что попадет под руку. Он вступает в эмоциональные отношения с ма­терью и другими близкими взрослыми. Он начинает испытывать тревогу при виде незнакомого человека. Фактически от существа асоциального младенец быстро становится ребенком, способным реагировать на окружающих людей улыбкой, плачем, радостью, испугом - человеческими способами. При этом он начинает разли­чать отдельные, часто повторяющиеся ситуации и проявлять себя определенным образом, он начинает различать слова, обозначаю­щие предметы, и значимых людей.

Исследования И.Лисиной и Эльконина показали, что КО – это форма проявления потребности ребенка в общении со взрослым, благодаря ему устанавливается прочная связь между взрослым и ребенком. В младенческом возрасте (от КО до 1 года) происходит ситуативно-личностное общение с близкими взрослыми. Общение до года непосредственно эмоциональное(жесты, мимика, звуки, гуления, выразительные движения), благодаря общению со взрослыми появляется потребность в речи и стремление действовать с предметами. Хотя в первом полугодии жизни ребенок сам еще не овладевает элементами речи, но у него происходит интенсивное формирование речевого слуха, ему необходимо слышать речь обращенную к нему. Первый год жизни – это подготовительный период для возникновения у ребенка человеческой речи, идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. На первом году жизни говорят о появлении предпосылок будущей речи ребенка: конец 1-о месяца – в ответ на лицо, речь взрослого появляется сосредоточенный взгляд, улыбка, первые тихие и кроткие звуки, напоминающие кряхтение, т.е гуканья.; в нч. 2-о месяца ребенок пытается активно общаться со взрослыми, к 2-м месяцам появляются певучие и протяжные вокализации – гуление; позднее, в 5 месяцев возникает лепет – ясные и четкие звуки, состоящие из слогов, ритмически повторяющиеся; во 2-ом полугодии 1-го года ребенок начинает понимать обращенные к нему слова, однако такое понимание речи носит ситуативный характер, т.е. ребенок реагирует не только на слово, сколько на знакомую ситуацию, в которой это слово произносится. Постепенно устанавливается связь между словом и предметом и ребенок может искать названный предмет. Итак, к концу 1-го года он переходит от реакции на интонацию произнесенного слова, к пониманию первых слов.

Формирование актов хватания и предметных манипуляций: На рубеже 1-го и 2-го полугодия в жизни младенца происходит важное событие – у малыша появляется действие хватания. В этом возрасте у ребенка бурно проявляется интерес к окружающему миру, любопытство к находящимся по близости предметам, неудержимое желание действовать с ним. Ученые обнаружили, что хватание, прежде чем оформиться у 6-ти месячного ребенка в действие, проходит ряд предварительных этапов. Так, дотягивание до предмета обнаруживается уже на 2-ой неделе жизни, и уже в этом возрасте различает удаленность предмета, и учитывает ее. Сначала дотягивание как бы объединено с хватанием. К 2-3 мес. Дотягивание и хватание развиваются в два самостоятельных действия. Есть и другая линия развития хватания: оно происходит под влиянием не зрительной информации о предмете, а тактильной, от соприкосновения с ним. Эта линия выделяется из КО. Радость при виде взрослого очень рано вовлекает в хаотичное движение ручки младенца, которые наталкиваются при этом на предметы, соприкасаются с ними. Ближе к 4-ем месяцам малыш начинает пытаться достать, схватить эту вещь. С момента появления хватания нарастает дальнейшее познавательное развитие ребенка, которая теперь осуществляется путем манипуляций с предметами. К 6-ти мес. Движение рук ребенка, направленные к предмету, захватывание его и удерживания оформляются в единую систему. Малыш берет игрушку в обе руки, крепко держит, рассматривает, подносит ко рту и обследует языком и губами. Во 2-ом полугодии у ребенка формируется множество разнообразных действий с предметами, позволяющих лучше познакомиться с их свойствами, открываются все новые и новые свойства предметов, этот этап в развитии действий можно назвать результатным (от4 до 7 мес.). С 7 до 10 мес. Формируются действия др. характера «соотносящие» - играет с коробочками вкладывая в них предметы. К 10 мес. Ребенок способен достать интересующий предмет и с помошью другого. После 10-и мес. Начинается этап функциональных действий (до 2-3 лет). Ребенок начинает подражать взрослым (употребление предметов). Он начинает ползать, добираться до предметов, ходить держась, опираясь об края кроватки и вскоре (в год) делает первые шаги, чем он может расширить свою территорию изучения.

Новообразования кризиса 1 года : стремление утвердиться, проявление признаков самостоятельности, настойчивости, противопоставления взрослому и, вместе с тем, усвоение многих умений и навыков, научается оценивать свои действия, радуется успеху и огорчается неуспеху. К году младенец не только успешно овладевает сложными движениями, действиями с предметами, пониманием речи, двумя формами общения, преуспевает в интеллектуальном развитии, но и продвигается по пути личностного развития. У ребенка появляются все фундаментальные основы для дальнейшего развития. В год он начинает ходить, появляются первые слова, возникает предметная деятельность, ребенка все больше интересуют предметы, вещи окр. мира. У ребенка появляются собственные желания и стремления вызванные тем, что отсутствует в данной ситуации, но продолжает жить в его представлениях, воспоминаниях. У ребенка появляются мотивирующие представления , они становятся мотивами, причинами в поступках и поведении ребенка. Ребенок начинает вести себя вопреки конкретной ситуации, проблема заключается в том, что ребенок не может объяснить взрослому к чему он стремится и поэтому возникают негативные проявления кризиса, аффективно-волевые реакции.

Развитие психических функций неотделимо от развития эмоционально-потребностной сферы ребенка. Доминирую­щее в раннем возрасте восприятие аффективно окрашено. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непос­редственно воспринимает.

Желания ребенка неустойчивы и быстро преходящи, он не может их контролировать и сдерживать; ограничивают их только наказания и поощрения взрослых.

Развитие эмоционально-потребностной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с близкими взрослыми, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мо­тивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональ­ное общение, необходимое на всех возрастных, этапах. По­мимо безусловной любви, эмоционального тепла ребенок ждет от взрослого непосредственкого участия во всех своих делах, совместного решения любой задачи, буть то освое­ние столовых приборов или строительство башни из куби­ков. Вокруг таких совместных действий и разворачиваются новые для ребенка формы общения со взрослыми.

При нормальном воспитании оглушительное «уа» новорожденного переходит в менее бурное выражение отрицательной эмоции - плач.

Плач становится естественным выражением всякого рода страда­ния, идет ли речь о физической боли или (конечно, намного позднее) о душевном горе.

Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. Первые достаточно определенные проявления положитель­ной эмоции в виде улыбки удавалось наблюдать в конце первого - начале второго месяца жизни, причем улыбка возникала либо при зрительном сосредоточении на предмете, либо в ответ на обращенные к ребенку ласковые слова и улыбку взрослого. Из этого можно сде­лать вывод, что для возникновения положительной эмоции недоста­точно одного только удовлетворения органических потребностей. Оно лишь снимает отрицательные эмоции и создает условия, при ко­торых ребенок может испытать радостное переживание. Но само та­кое переживание вызвано получением впечатлений, связанных со взрослым.

Когда начинать воспитание малыша? У каждого народа на этот счет были свои правила. В древнем Китае, например, существовали дородовые клиники.

Там будущие матери были окружены красотой и покоем, чтобы дети родились такими же красивыми и спокойными.

Периоды пренатального воспитания

Современной женщине приходится организовывать пренатальное в оспитание своего младенца самой. А для этого ей полезно знать следующее.

Считается, что прожив свои первые 40 дней в утробе матери, младенец уже сформировался.

Пренатальный период (период беременности) можно условно разделить на 3 части. Такое деление обусловлено уровнем сформированности детского организма:

  1. первые 3 месяца,
  2. от 3 до 6 месяцев,
  3. после 6 месяцев.

Каждый триместр имеют совершенно иной темп, характер и уровень развития. В соответствии с этим матери следует по-разному обращаться с младенцем. Каким станет будущий человечек зависит не только от её питания, физического здоровья, но и от чувств, эмоций, испытываемых матерью.

Малыш получает через мать много информации. Важно постараться, чтобы информация была качественной. С первых недель внутриутробного состояния к младенчику следует относиться как ко взрослому человеку.

I этап пренатального развития

В первый триместр мать общается с младенцем на уровне чувств. На этом же уровне развивается и дитя. Очень важно в это время уходить от негативных чувств и эмоций, наносящих ребеночку вред. Все, что испытывает мать, испытывает и дитя. Более того, «записывает» на клеточном уровне. А потом зафиксированное реализуется в жизни.

  1. Культивируйте в себе состояние внутренней свободы и счастья, передавая его своему ребенку.
  2. Для этого вспоминайте лучшие события из собственной жизни.
  3. Любуйтесь природой. Природа дает нам покой и свободу. Запоминайте эти ощущения красоты и дарите их своему малышу.
  4. Читайте стихи, но обязательно прислушивайтесь, какие чувства стихотворные строки у вас вызывают. Отбирайте и повторяйте, вызывающие у вас прилив энергии. Мысленно купайте в ней дитя, представляйте, как у младенца добавляется здоровья.
  5. Хотя бы раз в день 10-20 минут слушайте классическую музыку. Дородовое развитие и музыка – это отдельная тема. Главное: сосредоточить свое внимание на чувстве, которое музыкальные произведения у вас вызывают и представлять, что вы переживаете его вдвоем.

Классические мелодии способны вызвать у слушателя ощущение волшебной красоты. Это состояние положительно сказывается на здоровье матери и ребенка, активизирует его рост и интеллект. Стимулирует все пренатальное развитие.

А еще пойте своему малышу колыбельные. Выучите много колыбельных песен !

II этап пренатального развития

В период до 6 месяцев у ребенка развиваются органы чувств и соответствующие им центры мозга. Пренатальное развитие изменяется. Это значит, что будущая мать должна сосредоточиться на ощущениях.

  1. Продолжая выполнять все предыдущие упражнения, представьте себе, что вы вместе с маленьким человеком начинаете заново изучать окружающий мир. Вы друзья, и мать – старший друг .
  2. Трогайте как можно больше предметов, старайтесь ощутить вес, цвет, форму, материал.
  3. Слушайте звуки: звуки природы, звонкие детские голоса, радуйтесь им. Сравните звучание мужского и женского голоса. Нажмите на любую клавишу пианино. Какие ощущения вызывает у вас этот звук. Постарайтесь передать ощущения ребенку.

III этап пренатального развития

После 6 месяцев у малыша начинает функционировать внутреннее ухо. Теперь дитя воспринимает звуки и передает сигнал в мозг. Поэтому к положительным эмоциональным переживаниям, осознанию ощущений можно добавить восприятие речи.

  1. Разговаривайте с малышом обо всем, что вы делаете, видите. Младенец следит за вами, воспринимает 3 потока информации: эмоциональное состояние матери, речь и отношение к нему.
  2. Положив руку на живот, прочитайте ребенку книжку вслух. Если есть картинка, расскажите, что на ней нарисовано.
  3. Слушая музыкальные сказки, старайтесь переживать события с точки зрения младенца. По окончании выскажите свое отношении к героям: какой герой смелый, умный, веселый…
  4. Говорите младенчику, как вы любите его и ждете рождения. Какой он здоровый, красивый, благородный, энергичный, великодушный, сильный. Говорите это независимо мальчика или девочку вы ожидаете.

В этот период важно общение с отцом. Если отец разговаривает с малышом регулярно во время беременности, то дитя будет узнавать его голос почти сразу после рождения.

Современная наука пытается разобраться, что именно полезно в дородовый период. Исключительное влияние на него оказывает музыка. Об этом интересно и подробно рассказывается в предлагаемом видеоролике.

Дети, получившие пренатальное развитие, отличаются хорошим умственным развитием, доброжелательностью, эмоциональной уравновешенностью, любознательностью. Сайт Нестандартные дети желает здоровья и благополучия всем деткам.

Наука продвинулась далеко вперед, многое о внутриутробной жизни ребенка стало известно. Но вопрос общения с ребенком до рождения и по сей день очень актуален и до конца не познан. Для начала нужно понять, с кем мы общаемся, т.е. представить, как происходит внутриутробное развитие малыша.

Общение с будущим ребенком: кто ваш «собеседник»?

Сейчас доподлинно известно, что новорожденный приходит в этот мир уже с огромным багажом впечатлений. Он получает ощущения с помощью всех органов чувств. Только что родившийся ребенок обладает всеми пятью человеческими чувствами: зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом.

На данный момент уже достаточно изучено по неделям.

С конца 3-й недели у него начинает биться сердце.

В 9 недель на язычке плода появляются вкусовые почки, он способен различать вкус околоплодной жидкости и даже реагировать на него.

В 10 недель чувствительна вся поверхность кожи. 10—11 недель — это время, когда малыш отчетливо чувствует прикосновения, тепло и холод, боль. Но самое главное — что он уже умеет реагировать на эти импульсы. Если ощущения ему неприятны, он может изменять мимику.

В 16 недель ребенок начинает слышать. Сначала он слышит звуки материнского тела: сердцебиение, шум крови, звуки перистальтики. Он воспринимает эти звуки как приглушенные, через водную среду. Затем ребенок начинает слышать звуки, доносящиеся извне. Установлено, что он уже может «запоминать» отдельные слова, различать голоса. В 16 недель у плода развиты уже почти все формы чувствительности.

Примерно к 20-й неделе мама начинает чувствовать движения малыша, и это очень важный момент. Ведь это и есть ваша первая встреча с малышом — телесный контакт!

Природа мудра, и не случайно беременность длится девять месяцев. За это время мы можем привыкнуть к своему малышу и научиться его понимать. Почувствовать ответственность за него. Понять и принять новые роли в семье. Женщина может научиться понимать свое тело, что поможет ей в родах. Но самое главное — в это время мы учимся любить нашего малыша, еще не видя его, — любить его таким, какой он есть, не пытаясь переделать его, а стараясь понять. Мы учимся безусловной любви, мы учимся материнству и отцовству, мы учимся общению!

«Прогулка радости»: любовь к жизни закладывается еще до рождения

Понятия «дородового общения», необходимости постоянного контакта с ребенком до рождения используют многие, но понимают их все по-разному. Так, например, в Украине существует «Центр осознанного родительства». Специалисты этого центра отмечают, что трудные роды бывают только при противодействии ребенка, который боится идти в мир. Чтобы предотвратить это, необходим постоянный дородовый контакт. Для этого предлагается использовать так называемую «прогулку радости». Например, гуляя по улице, будущая мама рассказывает своему ребенку, как прекрасен мир, в котором ему предстоит жить, - не обязательно словами, можно и через образы, мысли. Так мама передает малышу положительные эмоции, закладывает в нем любовь к жизни.

Понятие «постоянного контакта» матери и плода воспринимается среди приверженцев пренатального воспитания неоднозначно. В одних методиках - это ежедневные, обязательные «ритуалы» общения. Женщину вводят в так называемое эйфорическое состояние, иногда в состояние гипноза (что противопоказано при беременности). Специалисты таких центров считают, что таким образом мать «воссоединяется» с ребенком, и общение достигает высочайшего уровня. Но это состояние опасно для беременной!

Другие методики говорят о необходимости постоянного, ежедневного обучения ребенка (существуют даже специальные методики обучения математике, языкам, алфавиту и т.д., но их эффективность не является научно доказанной). Здесь путают стимуляцию органов чувств с ранним интеллектуальным развитием. Беременные женщины ставят на живот наушники с записью текстов на иностранных языках, вместо того чтобы спеть песню самой и насладиться любимой музыкой. Они рисуют световым лучом буквы и цифры на своем животике, считая, что таким образом смогут сделать малыша гениальным. Разумеется, для развития ребенок нуждается во впечатлениях, но тех впечатлений, которые он получает, находясь в материнской утробе, вполне достаточно и без каких-либо дополнительных воздействий.

Если мама прислушивается к своему малышу, умеет его понимать и принимать — это залог их успешного контакта в будущем. Вы для малыша сейчас — целая Вселенная, с помощью ваших ощущений он познает мир. Помогите ему, и пусть, придя в этот непростой мир, кроха уже знает, что его ждут и любят!

Пренатальное развитие ребенка завораживает своей скоростью и глобальностью изменений. В этот ответственный период, который длится от момента оплодотворения яйцеклетки до родов, малыш из двух клеточек превращается в маленького человека. Мало кто знает, что пренатальное развитие – это не только закладка и развитие внутренних органов. Еще до рождения у ребенка в полной мере развиты слух, обоняние, вкусовые рецепторы, зрение и кожная чувствительность. Используя свои органы чувств, малыш получает информацию о мире, который находится за пределами матки, и старается максимально подготовиться к окружающим условиям.

Как появились методики пренатального развития

Ученые провели немало исследований в области пренатального развития ребенка, и вот результаты некоторых из них.

  • Дети, чьи мамы во время беременности испытывали голод по каким-то причинам, во взрослой жизни страдают ожирением. Организм запоминает ситуацию нехватки питательных веществ и транслирует ее на всю оставшуюся жизнь.
  • Дети запоминают предпочтения мамы в еде. Если мама во время беременности любила морковь, то дети после рождения предпочитают есть каши и соки с добавлением моркови.
  • С 16 недель ребенок слышит все, что происходит вокруг него. Конечно же, это голос мамы, стук ее сердца и шум от движения крови по сосудам. Громкие звуки окружающей среды также доходят до малыша, но реакция на них может быть разной. Так, при прослушивании классической музыки, детки успокаиваются, а на концертах рок-музыкантов «буянят» и больно толкаются. После рождения дети предпочитают голос того взрослого, чей голос они уже знают.
  • Дети, чьи мамы во время беременности пережили сильный стресс, рождаются с признаками посттравматического синдрома.
  • Эмоции, которые чувствует мама, переживает и ребенок, так как гормоны, которые вырабатываются у мамы, попадают к ребенку через пуповину. Ребенок готовится к тому, что когда он родится, ему предстоит испытывать те же эмоции. Если во время беременности к ребенку поступало много гормона счастья, то он ожидает, что окружающая среда безопасная и дружелюбная. Родившись, малыш будет спокойнее, расслабленнее, будет хорошо спать и есть. Если внутриутробно к малышу поступали гормоны стресса и страха, то при рождении он будет ожидать, что окружающий мир враждебный и опасный. Родившись, ребенок будет беспокойным, возбужденным, будет плохо спать и много плакать.

Зная все это, ученые задумались, как можно положительно повлиять на еще не родившегося малыша. Отсюда и берут начало различные методики пренатального развития ребенка, которые мы и рассмотрим.

Методика Томаса Верни

Томас Верни – ведущий мировой специалист в области пренатального развития.

Т. Верни говорит: «Ничто не дает ребенку более прочную основу в жизни, чем опыт быть любимым и желанным в утробе матери». Он также добавляет, что важной частью программы является мир и гармония в семье . Сама методика состоит из нескольких ключевых моментов.

Мама. Вся программа направлена на улучшение эмоционального благополучия ребенка за счет успокоения и расслабления мамы. Это делается для снижения поступления к ребенку гормонов стресса – адреналина и норадреналина.

Упражнения. На протяжении всей программы маме предлагается выполнять различные упражнения для снятия стресса и общения с ребенком посредством звука, эмоций и прикосновений.

Звук. Томас Верни использует музыку в своих упражнениях, чтобы снять стресс с мамы и будущего малыша. По его исследованиям, оптимальным является прослушивание расслабляющей музыки в течении часа хотя бы 2 раза в неделю на протяжении всей беременности. С пятого месяца рекомендуется пение, разговоры с малышом и чтение для него вслух. Все это способствует развитию слуха малыша. А устойчивый пульс мамы означает для ребенка спокойствие, безопасность и любовь к нему.

Прикосновения. С шестого месяца к упражнениям добавляются прикосновения. Из-за глубокой связи между движением и эмоциями танец является отличным способом сообщить свои чувства малышу. Также рекомендуются массаж и поглаживания живота.

Эмоции. С семи месяцев ребенок становится восприимчив к своему внутреннему эмоциональному состоянию, и автор рекомендует общаться с малышом через мысли и мечты. А также учит дышать глубоко и ритмично, чтобы углубить психологическую связь со своим малышом.

Методика «Сонатал»

Методика «Сонатал» существует с 1984 года и разработана Михаилом Лазаревым, профессором, доктором медицинских наук. Это музыкальная методика пренатального развития ребенка, во многом она схожа по своей сути с методикой Томаса Верни. Методика «Сонатал» имеет разную направленность в зависимости от срока беременности.

1 триместр — биоритмы. Методика формирует биоритмы, по которым и будет жить малыш после рождения.

2 триместр — движения. Когда ребенок начинает шевелиться, добавляется двигательная активность мамы: танцы, движения в ритм музыке, похлопывания по животику.

3 триместр — «образовательный» . Мамы читают малышам сказки, поют специально подобранные колыбельные, пестушки, детские песенки. Во время занятий мама может воздействовать на малыша звуком или изображать на животе геометрические фигуры. Также будущие мамы занимаются творчеством и дыхательной гимнастикой.

По мнению самого автора, эффективность методики основана на сохранении большего количества нейронов головного мозга малыша из-за постоянной стимуляции светом, звуком, движением и прикосновением . Подобное комплексное воздействие называется «матрица рождения». Она помогает ребенку до рождения услышать базовые звуки и связать их с событиями после рождения. Поэтому бросать занятия после рождения не желательно. Методика имеет послеродовое продолжение, созданы программы дошкольного и школьного развития ребенка. Таким образом, в настоящий момент методика «Сонатал» является цельной программой развития ребенка от зачатия до 18 лет.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

За годы использования методики накопилось много положительных отзывов. Важно отметить, что эта методика одобрена Министерством здравоохранения России к повсеместному использованию.

Подробнее о методике «Сонатал» вы можете узнать из этого видео:

Методика « BabyPlus»

Методика Брента Логана , директора Перинатального института Вашингтона, США, состоит из 16 уроков, каждый из которых проигрывают два раза в день в течение нескольких дней. Уроки состоят из сердечных звуков , которые проигрываются малышу в течение часа и автоматически останавливаются. Ритм становится быстрее с каждым последующим уроком. Проигрыватель расположен на широком поясе, который крепится на животик будущей мамы.

Чему это упражнение может научить малыша? Сердцебиение матери является постоянным спутником ребенка, пока он находится в животе, а тут присоединяется еще один подобный звук, исходящий из внешнего мира. Этот звук становится знакомым, но затем пропадает. Ребенок учится различать эти звуки и замечает, что новый ритм увеличивается постепенно. Родители более 100 000 детей, прошедших программу «BabyPlus» , отмечают спокойствие младенцев и хорошую концентрацию внимания после рождения.

Какую методику пренатального развития выбрать

Каждая из методик имеет последователей по всему миру. Исследования детей, с которыми проводились занятия по пренатальному развитию, показали следующие результаты. Они спокойнее, спят лучше, более внимательны к окружающей среде и обстановке, средние показатели их физического и эмоционального развития выше, чем у сверстников. Эти детки раньше начинают держать головку, сидеть и ходить, первые слова появляются уже на 9 месяце жизни. Их интеллектуальный уровень выше, чем у сверстников, в будущем они не страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Но самое главное, во время всех этих занятий у будущей мамы формируется доминанта материнства , она становится более внимательной к себе и будущему малышу, постоянно находится с ним в контакте. А это, в свою очередь, способствует легкой беременности, мягким родам и длительному грудному вскармливанию.

Любите своих малышей и счастливого вам материнства!

Если вы задумываетесь, как развивать своего ребенка после рождения, вам помогут материалы из раздела :

Также вы можете узнать о развитии ребенка после рождения по месяцам: