Подарки детям: советы психолога. Дети и подарки: какие ошибки допускают родители

Многие ваши подруги переживают из-за того, что их дети категорически не хотят ни с кем делиться игрушками, а у вас другая проблема. Ребенок раздаривает все подряд - любимую куклу; конструктор, шапку, варежки и даже ваши серьги. Попробуем разобраться в причинах подобной щедрости и узнаем, что может помочь родителям в такой ситуации.

Кому это мешает?

Ребенку. Когда ребенок хочет забрать свои подарки обратно, дарит дорогую игрушку или то, что ему не принадлежит, он оказывается в центре конфликтной ситуации.

Вам. Родители, как правило, вынуждены вмешиваться в неприятную ситуацию, чтобы вернуть подаренную или выменянную ребенком вещь.

Прежде чем определить способы воздействия на своего ребенка и справиться с возникшей в семье проблемой, необходимо найти ее возможную причину. Дети часто раздают игрушки или ими меняются. При этом ими движут совершенно разные мотивы: щедрость, простота и наивность, внутренняя неуверенность, мягкость и безотказность. В каждой ситуации свое решение.

Ребенок дарит и забирает обратно

Какой милый малыш, он подарил свою любимую книгу маленькой двоюродной сестре! Но, уходя домой, он решил забрать ее обратно. Вы не предвидели, что ребенок будет сожалеть о подаренной книге, и вот началась драка. Маленькие дети еще плохо понимают разницу между «подарить» и «одолжить на время». Причиной может стать какой-либо эмоциональный всплеск. Маленькие дети очень импульсивны: подарив что-либо другому малышу, впрочем, как и присвоив что-либо без разрешения, ребенок не задумывается, что после этого будет.

Что делать? Начните объяснять ребенку смысл подарка сразу, как только он изъявил желание подарить что-либо другому малышу. Скажите, что, если он дарит, значит, назад забрать эту игрушку он уже не сможет. Объясните, что дарить - это отдавать навсегда; когда ты подарил, игрушка уже перестает быть твоей, теперь у нее другой хозяин. И если через какое-то время ваш ребенок желает получить подаренное обратно, напомните ему о своих словах. Не принимайте его сторону и не уступайте, даже если он заплачет.

Что говорить? «А ты был бы рад, если бы бабушка забрала назад подарок, который она подарила тебе на день рождения?»

Неравноценный обмен

Когда ребенок теряет интерес к какой-то вещи, он легко расстается с ней, дарит ее кому-нибудь или обменивает на то, что ему нравится, и порой этот обмен далеко не равноценный, но только с точки зрения родителей. Не стоит ожидать, что в три-четыре года ребенок сумеет оценить дорогую вещь.

Для маленькой девочки ничего не стоит обменять мамин золотой кулон с рубином на красивый стеклянный шарик, который она увидела у товарища по детской площадке.

Что делать? Не запрещаите ребенку меняться, просто помогите ему делать это правильно, то есть не обижая ни себя, ни других. Объясните, что можно подарить красивый рисунок, какую-нибудь игрушку, но нельзя отдавать посторонним мамины и папины вещи. Иногда «щедрость» у детей объясняется неумением оценить родительский труд. Очень важно, что в 2-3 года наряду со словом «мое» ребенок начинает понимать и что такое «чужое». Вы можете услышать, как ребенок говорит: «Это папины часы, это мамина сумка, это бабушкины очки». Это подходящий период, чтобы начать учить ребенка, что всегда нужно спрашивать, перед тем как взять чужое. При этом помогите малышу видеть прямую связь между родительским трудом и подаренной ему игрушкой. Малыш с детства должен усвоить, что деньги всегда получают за труд, а не просто так. Поощряйте малыша делиться, дарить друзьям подарки, но при этом считаясь с вами и советуясь. И, если малыш подарил кому-то дорогую вещь, акцентируйте внимание все же не столько на ее цене, сколько на самом факте поступка. Покажите, что вас огорчает даже не то, что не осталось дорогой вещи, а безответственность малыша, его доброта не за свой счет.

Что говорить?
«Этот кулон был мне очень дорог, его подарил мне твой папа. Для этого ему пришлось много работать. Мы надеемся, что теперь, делая друзьям подарки, ты не будешь забывать о наших с папой чувствах».

Безвозмездный подарок

Так происходит всегда во время прогулки: малыш раздаривает все свои сокровища и ничего себе не оставляет. Почему?

Ребенку трудно найти друзей. Возможно, он переживает трудную ситуацию дома (развод родителей, рождение брата или сестры, переезд) и ему не хватает внимания и любви? Возможно, таким образом ребенок пытается компенсировать потерю душевного равновесия с помощью благодарности за сделанные подарки? Так ребенок пытается «купить» недостающие любовь и внимание. Подумайте, что можно изменить, чтобы ваш ребенок не чувствовал себя одиноким.

Что делать? Убедитесь, что вы уделяете малышу достаточно внимания и ласки. Разговаривайте, обсуждайте с ним прожитый день. Проводите время вместе: гуляйте, играйте и развлекайтесь. Хороший эмоциональный контакт с ребенком - лучшая профилактика нежелательной щедрости. Если возможно, запишите его в кружок, который поможет ему завязать отношения с другими детьми без подарков. Лучше понять чувства малыша вам поможет игра в сказочную историю, схожую с реальными событиями. Допустим, Миша был очень добрым и всегда угощал всех зверей конфетами и игрушками. Но однажды у него кончились все игрушки и конфеты. Что же делать Мише, ведь у него ничего не осталось. Что он чувствует в этот момент? Как решит себя вести дальше? Посмотрите на реакцию ребенка: что он придумает, какое продолжение последует?

Может быть, другие звери стали делиться с ним своими игрушками, сладостями? Или он так и сидел в одиночестве, а другие звери посмеивались над ним? Если вы увидите растерянность, неуверенность, помогите своему ребенку, расскажите ему продолжение этой истории, и пусть у нее будет счастливый конец: он встретит мудрого гнома, который объяснит, когда, чем и с кем стоит делиться.

Что говорить? У тебя есть друзья, потому что ты хороший друг (ты очень добрый, и с тобой весело играть), а не потому что даришь кому-то подарки. Настоящую дружбу не покупают и не выменивают на игрушки и сладости. Люди дружат, потому что им вместе интересно.

Уступить под натиском

Учить ребенка быть щедрым и делиться с другими - история неоднозначная. Многие дети на детской площадке могут быть не такими щедрыми, как ваш, а некоторые могут вести себя как маленькие вымогатели.

Что говорить? Говорите за малыша, пока он не может это делать сам. «Прекрати, пожалуйста! Нам это не нравится...»; «Мы не можем дать тебе эту игрушку, потому что сами в нее играем...» - эти фразы очень помогут крохе в будущей жизни.

Личный пример

Самый эффективный способ воспитать правильное соотношение между жадностью и щедростью - личный пример родителей. Ведь мама и папа - самые авторитетные люди.
  1. Подавайте хороший пример.
    Попробуйте объяснить крохе, что чужое следует брать, только получив разрешение. Спрашивают ли мама с папой разрешения, прежде чем взять чужую вещь?
  2. Показывайте и разъясняйте, что такое «личная вещь». Есть вещи, которые предназначены для всех, например печенье в вазе на столе, и вещи, принадлежащие кому-то одному: школьные тетради брата или папины документы - их нельзя брать ни в коем случае.
  3. Уважайте детскую собственность. Взрослым надо уважительно относиться к вещам, принадлежащим ребенку. Не решайте самостоятельно, какую из игрушек можно отдать младшим братьям и сестрам.
  4. Если что-то пропало, не будьте поспешны в суждениях. Прежде чем принять решение о наказании, обязательно поговорите с ребенком и выслушайте его, прежде чем действовать. В одной семье был такой случай: родители хватились копилки с медяками. Оказалось, что их маленькая дочь выкупила у дворовых мальчишек котенка, над которым те издевались.
  5. Не обижайте ребенка перед другими. Если произошла неловкая ситуация, постарайтесь сдержать свои эмоции, прежде всего извинитесь и найдите возможность поговорить с ребенком наедине.
  6. Попробуйте прибегнуть к «наглядной агитации». Если малыш уже достаточно большой, а привычка раздаривать все подряд вас беспокоит, позвольте ему почувствовать последствия своих решений «на себе». Подарил новую дорогую игрушку - отмените поход в кукольный театр, объяснив, показав, что цена его подарка равноценна посещению всей семьей спектакля.
  7. Следите за тем, как вы сами тратите деньги и как относитесь к желаниям ребенка. Проанализируйте: нет ли в вас самих похожей безотказности? Не тратите ли вы слишком часто деньги на игрушки, порою лишние? Не идет ли это в ущерб более насущным потребностям других членов семьи? Замечаете ли вы в своем ребенке чувство признательности за те блага, какие он получает от родных?

Праздники – это то, чем живут дети. Праздники – это веселье, сладкие торты, яркие фейрверки, а самое главное – подарки. И одно дело получать подарки, это умеет каждый. А вот умеет ли ваш ребенок дарить подарки? Может, стоит научить малыша делать это правильно и красиво?

Любой праздник – это возможность сказать дорогому человеку о том, что его любят, ценят и уважают. Родители, помните как еще не так давно накануне 8 марта или 23 февраля вы старательно вырезали из бумаги красные звездочки для пап и тюльпаны для мам, как, орудуя ножницами и клеем, сооружали новогодние фонарики, гирлянды и снежинки, чтобы подарить родителям радость. Ведь так хотелось дарить, а не только получать. Чтобы мама, улыбаясь, прикрывала ладонью слезы счастья и умиления, а папа поднял под потолок и весело закружил в благодарность. И это все за самый простой подарок из цветной бумаги или написанный карандашом, красками. Родители самые благодарные получатели подарков. Но… Малыш должен научится дарить подарки не только маме, папе и сестре, но и друзьям, подругам, тетям и дядям, бабушкам и дедушкам, тем более, что делать это довольно приятно и ребенок это моментально поймет.

Подарок – это идеальный способ выражения своих чувств. Преподношение подарков – это целая философия и настоящее искусство. Но любую науку, как и любое искусство необходимо постигать.

Вот только желание дарить подарки и положительные эмоции умеет и хочет не каждый. Хотя… Потребность выражать эмоции существует в каждом из нас с раннего детства. Как только малыш появляется на свет, мама окружает его заботой и отдает ему всю себя. Следует отметить что отдает безвозмездно, то есть даром, за то, что он есть и потому что она его любит. Когда малыш впервые улыбается, гулит – он отвечает на мамину любовь и таким образом вступает с ней в диалог. Пройдет время,и ребенок впервые скажет «Спасибо!» И тогда мама поймет, что она находится на правильном пути. Она увидит, что научила своего ребенка отдавать взамен полученному, и он не вырастит эгоистом. Именно мама учит ребенка произносить волшебное слово благодарности. Именно мама помогла понять его чудотворную силу. Также мама объяснит как правильно вести себя за столом, почему не стоит шуметь в людных местах, расскажет что надо здороваться при встрече и прощаться при расставании. Мама учит многому, но не всему. Почему-то большинство мам забывает научить ребенка дарить подарки, хотя говорить вежливое «Спасибо», принимая оные научить не забывают. А ведь это тоже важно!

Наука «отдавать» совсем непростая. Также нелегко научиться благодарить за сделанное тебе добро или одолжение. Подарок – это своего рода благодарность. Только с его помощью мы говорим «спасибо» не за то, что кто-то для нас сделал, а за то, что этот человек просто есть. Это «спасибо» должно быть совершенно бескорыстным.

Учить малыша отдавать взамен: говорить «спасибо», преподносить подарки, делиться с близкими, надо с младенчества. Привитие основ человеческих взаимоотношений – это трудоемкий и долгий процесс. Ребенок должен научиться слышать других, прислушиваться к их мнению, считаться с интересами, дружить и, в конце концов, научиться любить, показывая свои чувства и открывая сердце любимому человеку. Насколько успешно он справится с изучением культуры человеческих взаимоотношений, в большинстве своем зависит от мамы.

Чтобы с горечью не обнаруживать, что ваш ребенок в 10-13 лет не помнит дату вашего рождения или самых близких или просто не поздравляет никого из членов семьи с Новым годом, Рождеством и прочими праздниками маме придется потрудиться. Три года – лучший возраст для того, чтобы начинать учить малыша дарить подарки. Вспомните о кризисе трех лет. Именно в три года малыш начинает отделять себя от остальных людей и в его лексиконе появляется вполне осознанное слово «Я».

Как научить ребенка дарить подарки?

Первое и самое главное в этом деле – пример. Покажите его малышу. Всем известно, что дети очень любят копировать взрослых. Вам это только на руку. Постарайтесь по любому поводу дарить своим домашним подарки, даже самые символические, но при этом такие, чтобы каждый очень обрадовался. Маленькие подарки можно дарить не только на праздники, но и в выходные или в последний/первый день месяца. Делая ребенку сюрприз вы учите его самого делать сюрпризы!

Следующим шагом должно стать объяснение ребенку, почему так хорошо дарить подарки. Как будет счастлива бабушка (тетя, сестра, воспитательница….) если получит от малыша подарок или букет цветов. Для объяснения возьмите в качестве примера самого малыша. Он радуется, когда получает новую игрушку? Вот и бабушка обрадуется его рисунку, открытке или собственноручно сорванным цветам.

Третий шаг на пути к успеху – это объяснение ребенку, что самой большой ценностью подарка является не то, что находится внутри коробки или конверта, а вложенная в него частичка души, частичка самого дарящего. Ну, нет ничего лучше на свете для мамы, папы или бабушки с дедушкой, чем подарок от родного сына, дочки или внука, сделанный его собственными ручками.

И последний шаг - выделите свободное время в выходной день и сделайте вместе с ребенком подарок для кого-то из близких. Главное – не принуждать ребенка. Если он не хочет сегодня, попробуйте завтра. Все должно происходить в форме. Предложите малышу самостоятельно выбрать, из чего он будет делать подарок и что он вообще будет делать. Вы можете нарисовать картинку или открытку, склеить что-то из цветной бумаги, слепить из пластилина. А также все вышеперечисленное можно объединить, сделав коллаж. Главное – это фантазия и не только ребенка, так как малышом руководят родители, подталкивая, обучая и отпуская в собственное «плавание» по реке фантазии на встречу прекрасному, неизвестному и фантастическому.

Научив ребенка преподносить подарки, вы научите его получать новые эмоции. Ведь иногда дарить подарки намного приятнее, чем их получать. Не лишайте своего ребенка такой радости!

Вы можете или написать свой.

Поздравление – важнейший коммуникативный навык, и нужно сделать все возможное, чтобы ребенок сумел им овладеть

Простодушные детские поделки, созданные неумелыми ручками, стремительно уходят в прошлое вместе с другими уютными приметами патриархального праздничного быта: пышными пирогами, натуральными елками, крахмальной бабушкиной скатертью, долгими неспешными застольями…
Тотальная занятость как родителей, так и самих детей – суровая реальность нашей жизни. И выкроить дополнительное время в расписанном по минутам недельном графике, чтобы смастерить с малышом к празднику поделки или открытки для родных и близких, действительно довольно сложно. Да и надо ли? Ведь кривоватые аппликации и фигурки из пластилина лишь пылятся потом по углам, никак не вписываясь в элегантный интерьер современной квартиры.
Конечно, номинальная стоимость детских подарков невелика, да к тому же их изготовление сопряжено с суматохой и дополнительными хлопотами, которые неизменно появляются у родителей в результате любой бурной детской деятельности.
Так, может, и не тратить силы и время на изготовление неуклюжих сувениров и слегка фальшивое исполнение новогодних песенок для родных и близких, а заняться чем-то действительно стоящим? Школа-то на носу, надо готовиться…
Но изготовление и вручение подарков само по себе способствует развитию массы навыков, необходимых для успешной учебы. А значит, может стать важным и в то же время весьма приятным элементом вашей программы подготовки к школе. Оставив в стороне положительное влияние детского творчества на развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука» и прочих незаменимых для учебы навыков, остановимся на том, чему при подготовке к школе нередко уделяют незаслуженно мало внимания.

Эмпатия

Умение поставить себя на место другого, представить себе, что именно порадует другого человека, – величайшее искусство, овладев которым, ребенок сможет избежать многих проблем и разочарований в школьной жизни. Заранее обсудите с детьми, что именно может понравиться папе, умилит бабушку, удивит дедушку, развеселит сестренку. Предложите вспомнить, какой характер у каждого из домочадцев, каковы их вкусы, чем они увлекаются. Очень важно научить ребенка не переносить собственные желания на близких – это нередко становится причиной школьных неурядиц. «Дедушке не стоит дарить воздушного змея. Он ведь не может бегать так быстро, как ты!»

расскажите ребенку, как вы сами выбираете подарки для близких. Объясните, чем вы руководствуетесь при выборе: «Ты же знаешь, тетя Аня очень любит классическую музыку. Так что билеты на концерт «Виртуозов Москвы» – то, что надо».

Навыки общения

Поздравление – важнейший коммуникативный навык, и нужно сделать все возможное, чтобы ребенок сумел им овладеть.
Постарайтесь объяснить: поздравление – это не просто формула вежливости, но еще и проявление любви или уважения (если речь идет не о домашних, а, к примеру, об учителе в прогимназии, тренере в спортивной секции и т.д.), без которых подарок просто обесценивается.
Научите сына или дочку общепринятым коммуникативным формулам, попробуйте их отрепетировать в ролевой игре: что скажет зайка, придя к мышке на день рождения? Не обидится ли лисичка на медвежонка, если он сунет ей, не глядя, подарок, что-то невнятно буркнув? Пусть вас не смущает, что ребенок уже много раз мог слышать подобные формулы. Ведь совершенно не факт, что он не подзабыл их с прошлого торжества и умеет использовать точно по назначению.

Если ребенок не может преодолеть смущение, оказавшись в непривычной для себя роли – это случается не только с трехлетками, но и со старшими
дошкольниками, – превратите вручение подарков в карнавальное шоу. Перевоплощение часто помогает детям справиться с застенчивостью. Самым робким можно предложить спрятаться за ширмой и надеть на руку куклу-перчатку.

Планирование

Умение планировать свое время и доводить начатое дело до конца – важнейший навык, которым дошколенок обязательно должен овладеть до поступления в первый класс. И подготовка праздничных подарков – отличный способ этому научиться. Ведь чтобы не оплошать в праздник, нужно начать готовиться к нему… ну, как минимум до его начала.
За неделю-другую до праздника предложите сыну или дочке составить список всех тех, кому нужно сделать подарки, обсудите, кому и что можно подарить, и – внимание! – сколько времени может потребоваться на изготовление каждого подарка.

периодически напоминайте о необходимости закончить подарки в срок, можно даже предложить свою помощь, но не берите на себя всю ответственность.

Адекватная самооценка

Не менее важна и способность более или менее критически относиться к результатам своего труда. И тут очень многое зависит от того, как воспринимают подарки малыша взрослые. К сожалению, большинство впадает в крайности, либо вообще не придавая никакого значения детскому труду, либо восхищаясь любым творением рук деточки, даже если результат – откровенная халтура. Конечно, ни в коем случае нельзя критиковать подарок в момент его торжественного вручения. Не стоит и активно вмешиваться в процесс детского творчества, стараясь собственноручно довести поделку ребенка до воображаемого совершенства. А вот предложить в доброжелательной форме слегка доработать подарок вполне можно и даже нужно: «Прекрасная открытка! Маме будет очень приятно! Жаль, она немного не закончена. Давай подумаем, что еще можно доделать?»

Далеко не всем детям нравится мастерить самодельные сувениры. Не надо делать это через силу, превращая радость в обязаловку. Есть масса других, в том числе и весьма неожиданных, способов поздравить домашних и создать праздничное настроение:

  • кукольное представление;
  • новогодняя игра-квест для всей семьи;
  • выпуск рукописного или электронного журнала с комиксами;
  • передача домашней радиостанции;
  • выставка ледяных скульптур.

Читайте также:

Это интересно!

Просмотрено

Эти детки такие маленькие, что их нужно держать в… пластиковых пакетах, чтобы они выжили!

Советы родителям

Просмотрено

Вы хотите, чтобы ваш ребенок был вежливым? Тогда запомните несколько важных правил!

Это интересно!

Просмотрено

Методы релаксации при беременности, или как заставить себя не нервничать.

Все о воспитании, Советы родителям

Просмотрено

Как правильно учить стихи с ребенком: актерские советы и секреты

Все о воспитании, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Почему декрет испытание для современных женщин

Детская психология

Просмотрено

Помогите ребенку с развитием образного мышления

Советы родителям

Просмотрено

Людмила Петрановская: Что делать, если ребенок боится темноты

Все о воспитании, Детская психология, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Неделя без игрушек: эксперимент одной мамы

Гэри Чепмен, автор книги «Пять языков любви», говорит, что подарок – это один из языков, который помогает проявить и почувствовать любовь. И для детей и для взрослых. Стоит ли дарить подарки? Иногда люди говорят «Мы давно уже подарки не дарим, надо что-то — пошли и купили». Но подарок это не только вещь как таковая, но и внимание, сюрприз, неизвестность, ожидание! Особенно в праздник.

Когда мы дарим вещь, она сразу же становится особенной, а не одной из 10 стоящих на полке, она связывается эмоционально с дарителем и с приятными эмоциями от получения. Очень часто дети запоминают, кто и когда подарил эту игрушку или эту вещь.

Как дарить?

Подарить подарок ребенку можно тремя способами: лично, оставив в определенном месте (под елкой, под подушкой, прислать в виде посылки) или принести как бы «переданный» от кого-то, например, от любимого героя, Деда Мороза или Зубной Феи. Подарки можно дарить и на праздники, и просто так. Не бойтесь избаловать ребенка подарками, дарите сколько хочется, любовью избаловать нельзя. Но при этом нельзя заменять подарком другие проявления любви: внимание, общение и помощь. В таком случае подарок теряет значимость, девальвируется и при наличии большого количества подарков ребенок ощущает себя нелюбимым и обделенным.

Нельзя лишать ребенка подарка на праздник в качестве наказания. Наказание, как и проступок, это ситуативный момент, а подарок, особенно если ребенок его ждет, гораздо значимее. Лишение подарка - слишком суровое наказание.

Что дарить?

Выбирайте подарок, основываясь на возрасте ребенка, интересах и пожеланиях. Уже трехлетний ребенок может сказать, что бы ему хотелось получить в качестве подарка. Не стоит выбирать подарок значительно старше ребенка или очень дорогие вещи, не являющиеся, по сути, игрушками, которые ребенок может поломать через 5 минут игры. Одежда и украшения могут быть подарками, если ребенок уже воспринимает их соответственно, хотя преподносить в качестве подарка необходимую одежду не нужно. Подарок на праздник может быть более ценным, а подарок «просто так» небольшим, но значимым. Это может быть машинка, куколка или фигурка героя из мультфильма.

Маленьким детям в качестве подарка можно подарить игрушки, книги, наборы для творчества, предметы одежды или аксессуары, которые не являются необходимыми, но очень желанны (например, кроссовки с фонариками в подошве, интересный рюкзак, сумочку), предметы дополняющие коллекцию или связанные с увлечениями – т.е. подарок, который можно взять в руки и сразу что-то сделать с ним.

Старшим детям можно подарить билеты на какое-то мероприятие, специальные мастер-классы, т.е. то, что нельзя использовать сразу же, но ребенок уже способен оценить этот подарок. Такой подарок «продлевает» праздник: радость непосредственно от получения, ожидание и, наконец, реализация.

Не стоит дарить детям деньги. Если вы не знаете, что подарить чужому ребенку и не хотите ошибиться с выбором подарка, то лучше выбрать недорогую вещь, а деньги отдать родителям. Если же вашему ребенку подарили деньги, отдав ему в руки, не отбирайте просто так, а помогите выбрать подарок и купить его, даже если вы лично считаете это чем-то ненужным.

Поощряйте желание ребенка дарить подарки. Пусть это будет поделка для бабушки и дедушки, выбранный вместе с папой подарок для мамы и наоборот, привлекайте к выбору подарка для друга из садика и школы. Это развивает доброту, щедрость, умение и желание дарить радость.