Почему нельзя мыть голову в церковные праздники. В какие дни нельзя было ходить в баню 

Все ли приметы одинаково верны?

Иногда, слушая людей старшего поколения, мы узнаем такие приметы и такие предписания, о которых даже и не догадывались. К примеру, регламентация поведения в праздничные церковные дни достаточно сурова: нельзя работать, рукодельничать, злословить, нельзя мыться. Вот насчет первых трех позиций все понятно, но последняя многих удивляет: а что греховного может содержать мытье? Разве это так уж плохо, что запрещено церковью?

Причем народная мудрость заповедает: будешь купаться в церковный праздник - будешь на том свете воду пить (интересно, а что: на том свете воду вообще не пьют?). В общем, согласимся с тем, что работать в большие праздники не стоит, как не стоит и рукодельничать. Хотя насчет последнего можно и поспорить, потому что это раньше рукоделие воспринималось как одна из разновидностей тяжелой работы, а нынче это по большей части хобби. И нельзя не согласиться с тем, что сквернословить нельзя, причем не только в праздники, но всегда. Ругань точно не входит в перечень добродетелей православного христианина.

А вот вопрос о мытье все же требует отдельного разговора.

Итак: почему нельзя мыться в церковные праздники ?

Собственно, а кто сказал, что нельзя? Неужели так говорят священники? Так вот, они как раз ничего подобного и не говорят. Точнее, они говорят о том, что за суетными мирскими делами не следует забывать о том, что всякий церковный праздник - это повод подумать о своей душе.

Следовательно, гораздо лучше привести себя в порядок заранее, а в день праздника просто прийти в церковь и помолиться. Но это рекомендация, а вовсе не запрет. Так что не нужно слушать суеверия и - уж тем более - следовать им.

Интересно, а откуда же взялось это предписание?

Ведь кто-то же это придумал и первым сказал: почему нельзя мыться в православные праздники ?

Думается, что объяснение здесь достаточно простое. Чтобы помыться в старину, нужно было подготовиться: нарубить и натаскать дров, натопить баню, и только потом уже приступать к процедуре мытья. Что же получалось? Получалась тяжелая физическая работа. То есть, вместо того, чтобы идти в церковь, человек занимался физическим трудом. А это, понятное дело, никак не соответствовало церковным правилам.

Сегодня нам для мытья не нужно рубить дрова и топить печь. Нам вполне достаточно открыть два крана и набрать ванну воды. Или же вообще принять душ. Именно поэтому старое правило в наше время и не работает.

И нет греха в чистоте

А вообще, на Руси, в отличие от многих европейских стран, мыться любили много и часто. А какой грех в чистоплотности? Никакого.

Кстати говоря, именно католические священники в Средние века говорили о том, что мытье означает не что иное, как потеха для тела, а тешить тело - это впадать в грех. Вот и ходили люди грязными и в нестираной одежде. Некоторые вообще контактировали с водой три раза в жизни: при крещении, перед свадьбой и уже после смерти, при омовении.

Что в итоге получалось? Эпидемии чумы, холеры и прочих страшных заболеваний. Самое интересное то, что и средневековые лекари искренне верили, что при купании человек открывает свое тело микробам. Если даже и врачи, то о чем вообще можно говорить?

В итоге вывод напрашивается сам собой: уже лучше вымыться в церковный праздник, чем не делать этого вообще.

Банные процедуры на Руси всегда были популярны и играли значительную роль в жизни наших предков. Однако существовал ряд табу, касавшихся мытья и походов в баню. Одни были связаны с религиозной сферой, другие – с магическими поверьями. Итак, когда же русским не рекомендовалось мыться?

В церковные праздники

Бытовала поговорка: «Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете». Священники говорят, что в церковные праздники, а также в воскресенье необходимо посвящать себя Богу: в эти дни рекомендуется читать молитвы, посещать храм, помогать ближнему.

В связи с этим мирские дела лучше либо закончить заранее, либо отложить на потом. Поэтому мыться и убираться, лучше еще до наступления праздника, чтобы встретить его в чистоте. Если уж вы с этим не успели, то помыться можно вечером после богослужения.

В XVII столетии, например, царским указом все бани накануне всенощной закрывались, чтобы христиане отправлялись в храм, а не в другое место. Запрет на «праздничное» мытье был также, вероятно, связан с запретом на физический труд: ведь чтобы истопить баньку, надо было наколоть дров, наносить воды и протопить печь. А это являлось серьезной работой.

Есть и дни, когда мытье и уборка считаются обязательными в православной традиции. Например, Чистый Четверг на Страстной неделе перед Пасхой, или Крещение, когда православные окунаются в прорубь, а те, у кого нет такой возможности, должны принять водные процедуры хотя бы в домашних условиях.

В «не банные» дни

Наши предки старались ходить в баню только по определенным дням недели. Это было связано с верой в банника – мифическое существо вроде домового, которое якобы обитало в каждой бане и устанавливало для людей свои правила. Если моющиеся мешали баннику, он мог осерчать и наказать человека – например, содрать с него заживо кожу, облить кипятком и даже задушить.

К запретным дням относился понедельник – в этот день баня находилась в распоряжении «хозяина», и людям там было не место. Лучше всего было посещать баню в четверг или субботу. В крайнем случае можно было помыться во вторник. В воскресенье делать это не рекомендовалось сразу по двум причинам: первая – та, что воскресенье считается церковным праздником, а вторая заключалась в поверье: тот, кто рискнул вымыться в воскресенье, будет болеть.

После полуночи

Нельзя было мыться в бане после полуночи: по поверью, в этот час в гости к баннику жалует нечистая сила и они вместе парятся.

В «третий пар»

Когда народу было много, то в бане обычно мылись в несколько заходов. Так вот, третий заход, или так называемый «третий пар», для человека был опасен. Считалось, что в «третий пар» моется сам банник. Надо было обойтись двумя заходами или уж отложить мытье на другой раз.

Мужчины вперед

Поверье гласило, что тогда на тех, кто войдет в баню в следующий заход, перейдут все грехи и болезни предшественниц. Поэтому женщины шли париться уже после мужчин.

Если отбросить все суеверия, то можно предположить, что мужчины шли мыться первыми, потому что были главными в семье, и таким образом им выказывался почет.

В нетрезвом состоянии

Человеку, который отправился мыться, будучи под хмельком, также грозили всяческие кары со стороны банника. Но думается, дело в том, что пьяный мог не уследить и либо угореть, либо обжечься, либо, скажем, упасть головой на камни.

Кстати, и в наше время категорически не рекомендуется употреблять спиртные напитки ни перед походом в баню, ни во время него, и связано это с физиологическими особенностями организма: так, от выпивки сосуды расширяются, и если при этом еще и париться, то может резко подскочить давление.

Для наших предков волосы являлись очагом накопленной энергии, и неудивительно совсем, ведь в области головы скапливаются и материализуются мысли, посылая в космос определенные сигналы.

Поэтому до наших дней дошло такое огромное количество народных примет и суеверий. Сегодня я хочу вместе с вами разобраться в обыденной процедуре - мытье волос .

Мы живем в сумасшедшем ритме жизни и многие из нас не задумываются "помою голову сегодня, потому что завтра нельзя!". Согласитесь, что мало кто озадачивается подобным вопросом, ведь покуда появилось время на себя любимого/любимую, мы сразу приступаем к банным процедурам.

А все потому, что никто и не знает о народных приметах, может у вас выработались собственные предрассудки, но я вас "познакомлю" с привычками наших предков.

Нельзя мыть голову в понедельник

Как говорят в народе, начинать дела в понедельник - дурное дело! И мытье головы - не исключение. Если верить народной мудрости, помытая голова в первый день рабочей недели навеет неудачу на все остальные трудовые будни. Я решила проверить этот "запрет" или скорее предостережение на себе.

Скажу вам, уважаемые читатели, что на мою удачу это никак не повлияло, но вот сотрудница, еще не прочитав мой блог, призналась, по понедельникам волосы ей лучше не мыть - вся неделя потом наперекосяк, а на работе одни "промахи".

Благополучный вторник

С этим днем недели дела обстоят получше - европейские народы всегда начинали великие дела со вторника. Как вы уже догадались, этот день благоприятен для "spa-процедур".

Интересно, а вторник своими магическими силами поможет сделать сногсшибательную укладку?

Ясная среда

Среда - экватор рабочей недели. Вроде и силы уже потрачены, но еще есть заряд энергии для завершения трудовых будней. Наши предки были уверенны, именно в этот день у человека ясная голова и мысли, а значит он готов к перезагрузке и накоплению новых сил.

Этот день один из самых благоприятных для мытья волос.

Что касается четверга , то особых "забобонів" нет. Но все же, лучше мыть голову до восхода солнца - так вы обогатитесь энергией и накопите позитивные мысли. К этому дню под стать поговорка: "кто рано встает, тому Бог дает!"

Особая пятница

Этот день недели, как и понедельник - тяжелый и лучше не приступать к новым делам.

Опять-таки, все взаимосвязано с христианством, ведь именно в пятницу Исус Христос был распят и подвергнут ужасным пыткам. Поэтому в первую половину дня нельзя веселиться, заниматься домашними делами и наводить "марафет".

Если верить предкам, помыв голову в такой день, ждите обильного выпадения волос . Звучит ужасающе, но я не стала испытывать судьбу и воздерживаюсь от таких процедур в пятницу.

Безусловно, бывают исключения, когда обойтись без мытья головы в пятницу никак.

"Банная" суббота

Первый выходной день после тяжелых будней - отличное время, чтобы не только убраться в доме, но и привести в порядок свое тело. Суббота - отличный по всем религиозным канонам день для банных процедур, разумеется, в этот день не только можно мыть голову, но и нужно!

Ведь уже в воскресение такой возможности не станет. Еще в далеком прошлом люди откладывали свои дела и посвящали день отдыху, молитвам и семейному досугу. О своей внешности и теле не стоит заботиться в этот день, воскресение, согласно религии, дано нам для душевного обогащения.

И напоследок поделюсь с вами еще одной приметой, она уже никак не привязана к дням недели .

Если вы склонны к суевериям, лучше не мойте голову перед экзаменом, говорят, вода смывает все знания! Вот так учили вы весь вечер билеты, а потом решили принять ванну или душ и "смыли" нужную информацию. Также перед важными переговорами или собеседованием не стоит мыть голову, в данном случае можно "потерять" везение.

Конечно, неудобно иди к людям на встречу с грязной головой, но лучше не рисковать. А впрочем, право выбора всегда остается за вами.

Верить или не верить, вот в чем вопрос...

Количество записей: 20

Здравствуйте! Правда ли, что если священник во время Богослужения разлил вино на престол Господний, его лишают сана? И что это означает?

Елена

Нет, неправда. Может последовать наказание вплоть до запрещения в служении на какое-то время (это зависит от архиерея), ведь в чаше находится не просто вино, а вино, претворившееся в Таинстве Евхаристии в Кровь Христову, - но сана не лишат.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте, батюшка! Подскажите, пожалуйста, можно ли убираться (мыть пол) и мыть голову в праздники? Особенно интересует возможность стирки белья, так как семья большая. Заранее спасибо большое за ответ!

Арина

Смысл праздничного или воскресного дня в том, чтобы человек вспомнил о Боге и посвятил свое время Ему. У иудеев все регламентировано по поводу того, что можно, а что нельзя делать в субботу. В христианстве этого нет, так что решайте сами.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте! Какие праздники соответствуют Дню опресноков, Празднику кущей и Празднику седмиц сейчас, или они утратили смысл?

Татьяна

Праздник опресноков – это Пасха, но в христианстве Пасха – праздник Воскресения Христова. В Праздник Кущей произошло Преображение Господне, связь еще прослеживается и в традиции освящать в этот день плоды. Иудейские праздники считаются прообразами совершенного Христом, но церковные христианские праздники связаны не с Ветхим, а с Новым Заветом.

иерей Константин Кравцов

Здравствуйте. Меня интересует следующий вопрос: может ли быть рукоположен в сан человек, женившийся на разведенной женщине с ребенком? Спаси Господи.

Александр

Я в последнее время стараюсь соблюдать воскресенье: все бытовые дела завершаю накануне. А вот такое как: мыть голову, укладываться, и такие гигиенические процедуры, как маникюр, педикюр, а также готовка обеда - это считается нарушением? Ведь в Библии сказано - даже огня в доме не зажигать?

Татьяна

Татьяна, все это действовало во времена Ветхого Завета. В христианстве таких мелочных предписаний не существует. Почитайте Евангелие.

иерей Константин Кравцов

Доброго времени суток! Мое сообщение адресовано диакону Илие Кокину. Спасибо большое за Ваши ответы. Соответственно, у меня имеется ряд новых вопросов: 1) Чем христианство отличается от язычества в плане монотезима/политеизма, если в христианстве верующий поклоняется и Богу, и святым, при этом некоторых святых чтит значительно больше других (зависит от индивидуальных особенностей человека), а в язычестве поклоняются пантеону богов? 2) Что касается тяжелых композиций христианской тематики. Большинство из таких композиций весьма неторопливы и используют тяжесть лишь как средство выразительности в отдельные моменты. Предлагаю вам ознакомиться с песней "Белый глас" группы "Легион" и "Свет дневной иссяк" группы "Кипелов".

Артемий

Здравствуйте, Артемий. 1) Разница огромная! Во-первых, в Христианстве никогда святым не воздаются такие же почести, как Богу. Они лишь наши помощники в деле спасения. Они нам сопереживают и содействуют в добре. Хотя, порой почитание святых может приобретать какие-то нездоровые формы (особенно, когда святых начинаю почитать лишь в связи с их помощью в каких-то меркантильных вопросах), но это лишь примеры искажения традиции, а не самой традиции. Во-вторых, в языческой монистической вселенной (где боги состоят из того же "теста", что и мир), вспомните, как герою (даже если он наполовину бог) тяжело сподобиться бессмертия. А в Христианстве, которое утверждает, что между Богом и миром всегда существует "онтологическая пропасть", наоборот - каждый может стать святым и даже "богом по благодати"! 2) Послушал, почитал… да, Кипелов порадовал, хотя… уж простите мои инквизиторские приемчики, последнее слово в этой песне осталось все же за диаволом. Кроме того, а что там осталось от хард-рока? Я с большой любовью отношусь, например, к "медлякам" Scorpions и электрогитара в умелых руках может звучать очень лирично. Так что мне нравятся и "металлисты", когда они вспоминают, что у них тоже есть душа и чувства, а не одни лишь заклепки. Но все равно, что бы я тут не написал, это вопрос из области "нравится-не нравится". Лично мне ближе этно и джаз - это природная, естественная музыка, а рок - городская, искусственная.

диакон Илия Кокин

Добрый день, прошу Вас, помогите нам, мы венчанные с супругой, стараемся жить православным браком. А недавно меня как подменили, начались скандалы, ссоры, появилась страсть к другой. Причем, без моего душевного желания. При моей попытке разговора с другой, она мне сказала, что прочла какие-то заклинания, чтобы я любил ее, а супруга моя, как соперница, болела, и ее не стало. Мы ходим в храм, исповедуемся и причащаемся. Совершаем поездки по монастырям, припадаем к святым мощам, просим у Господа защиты. Но моей жене лучше становится на несколько дней, и она продолжает болеть, сохнуть. Помогите советом, пожалуйста.

Алексей

Дорогой Алексей, я думаю, что причина произошедшего с Вашей супругой - от чрезмерной мнительности. Но заочно подобные вопросы не решают. Поэтому советую Вам обратиться к своему духовнику, если же его нет, к священнику вашего прихода, хорошо лично вас знающему.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Моя тётя (она русская) замужем за пуштуном, у них двое детей. Её муж крестил детей по своему обычаю, дома, она же хочет крестить их по нашему, в русской православной церкви. Скажите, можно ли так делать?

Алина

Дорогая Алина, если Ваша тетя пожелает воспитать своих детей в Православии, то она может крестить своих детей. Но после крещения она должна будет учить детей основам православия, регулярно водить их в храм и ограждать их от всякого рода лжеучений (пуштуны, насколько известно, традиционно исповедуют ислам).

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Это было более 10 лет назад. Дружила я с одной замечательной девушкой Оксаной, очень светлый человек она. Она принесла мне свои серебряные сережки и перстенек, которые любила, и попросила продать кому-нибудь за 300 рублей. А сама Оксана ушла служить в монастырь. Я не смогла их продать (в общем, нет у меня опыта продаж), сами очень тяжело тогда жили. Прошло время. Я забыла о гарнитуре. Потом увидела его, на душе тепло стало - надела на себя. И когда он на мне был - нашу квартиру ограбили (я тогда случайно не пришла на обед, а то застала бы их в квартире). Я пошла в церковь, принесла гарнитур, но у меня его не взяли - я пожертвовала 1000 рублей на восстановление храма во имя этого долга. А муж мой говорит мне, что Оксана в память мне этот гарнитур оставила. Может, разыскать ее (мы сейчас переехали далеко, но я приложила бы усилия), но зачем я буду ее смущать в служении? Прошу Вашего совета, что мне делать. Спасибо, батюшка.

Светлана (Фотиния)

Дорогая Светлана, забота ваша должна быть, прежде всего, о своей душе, о спасении. Оставьте себе украшения на память об Оксане, а сами постарайтесь стать доброй христианкой, живя в семье. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Я встречаюсь с молодым человеком, который не может избавиться от алкогольной зависимости. Он старается, но пока не получается. Мучаюсь, понимаю, что могу жизнь себе сломать, но и оставить не могу. Очень прошу Вас, подскажите, как лучше поступить в такой ситуации? Может, стоит перебороть чувства и расстаться?

Татьяна

Дорогая Татьяна, Вы и только Вы можете принять то или иное решение. Может так получиться, что вы спасете душу человека, а можете сломать всю свою дальнейшую жизнь. Помолитесь усердно, почитайте 40 дней акафист Пресвятой Богородице перед ее иконой "Неупиваемая Чаша", исповедуйтесь, причаститесь и примите окончательное решение. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Меня очень мучает одно обстоятельство. Если я позволяла своему бывшему молодому человеку нечто большее, чем просто поцелуи (но не интимную близость), то как мне сказать про это на исповеди? Когда я вспоминаю про это, мне на душе очень неприятно, но я не знаю, как об этом рассказать священнику, всё-таки рассказывать детали с подробностями я не хочу, да и священнику это не нужно. Помогите, пожалуйста!

Марина

Дорогая Марина, скажите на исповеди, что согрешили блудом, не оправдываясь, но и не уточняя, если священник сам не спросит. Скрывать на исповеди плотские грехи нельзя, но, Вы правы, не нужно и входить в подробности, если это не требуется для духовного руководства (например, духовник должен быть в курсе подробностей, чтобы знать, как врачевать ту или иную страсть).

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, как Вы относитесь к прививкам, и прививали ли Вы своих детей? У меня трое деток, двум старшим я все прививки сделала, а вот младшей тоже собиралась, пока в нашей церкви мне не дали книжечку и диск о вреде прививок. Теперь я от них напрочь отказалась, хотя прививки мы записываем в карту, но их не делаем. А недавно я выписала книжечку о святых врачевателях, которые рекомендуют прививки делать, вот я и не знаю, правильно ли я поступила, не нанесу ли я вред здоровью ребёнка, да и сделать их теперь невозможно, потому что они считаются как бы сделанными.

Наташа

Дорогая Наталья, вопрос прививок – не духовный, а медицинский, и вряд ли правильно распространять такие книги в храме. Мне не знакомы "святые врачеватели", во времена которых существовала вакцинация, кроме святителя Луки Крымского, который и сам делал прививки. Есть, насколько мне известно, проблема качества прививок и их угнетающее действие на иммунитет, но это вопрос не к священнику, а к честному врачу.

протоиерей Андрей Ефанов

Почему в нашей РПЦ священнослужители всегда тучные, ездят на иномарках последних моделей, сотовые телефоны последних марок, квартиры в новостройках, коттеджи и т. д. и т. п., где они берут на все это деньги? Где их зарабатывают, бабушкины пенсии? Когда вижу ТАКИХ, невольно рука тянется к кресту, чтобы его сорвать у себя с шеи, нет вера у меня была и будет всегда, православие. Я офицер, посвятил свою жизнь защите Отечества, готов отдать жизнь за защиту народа, почему священнослужители не идут в люди, не несут веру, ведут оседлый образ жизни, чем они проявляют свою веру, тем, что носят униформу? Нет, безусловно, есть люди от Бога, но почему основная масса позорит православие? Люди, видя все это, начинают отворачиваться - не от Бога, от принадлежности к РПЦ!

Валерий Валерьевич

Уважаемый Валерий Валерьевич, Вы – офицер, готовый отдать жизнь в защиту народа, почему же народ так плохо и бедно живет, почему об армии ходят такие разговоры, что призывников приходится разыскивать с милицией, почему процветает дедовщина? Это я пишу к тому, что внешне не всегда можно разглядеть то, что есть на самом деле. Большая часть знакомых мне священников не имеют не только иномарок, но и вообще, машин, телефоны у них далеко не дорогие, а полнота - от нерегулярного питания. Если до обеда ничего не есть (священник обязан совершать Литургию натощак, с утра перед ней не есть и не пить воды), до вечера перебиваться сухомяткой а вечером есть за обед и ужин – полнота обеспечена. В какие "люди" должен идти священник? Разве священник отказывается пойти на дом к больному, участвовать в лекции, даже в тюрьмах и армии проповедуют и служат священники. Разве этого мало?
Вы говорите, что основная масса духовенства позорит Православие. Но знакомы ли Вы с этой "массой"? Из сотен лично мне знакомых священников и десятка не наберется таких, о которых можно сказать, что они недостойны быть священниками. Хотя, согласен, "паршивая овца все стадо портит". Но Господь Сам управляет Своей Церковью, большинство действительно недостойных священников или лишены сана, или под запрещением.

протоиерей Андрей Ефанов

При очень сильных болях (на ногах язвы) я богохульствую, матерю Бога, и ангелов, и святых, помогите... Что мне делать, терпеть порою нет никаких сил. Мне срочно нужен совет, молюсь по утрам и читаю 90 псалом, не пью и не курю.

Валерий

Дорогой Валерий, Вы молитесь, значит, верите в Бога и стремитесь к нему. Зачем же своими словами уничтожать то, что созидается молитвой? Старайтесь стойко переносить боли, ведь именно в благочестивом терпении созидается спасение нашей души. Душа очищается страданиями. Старайтесь находить возможность бывать в храме или, если нет возможности по здоровью, приглашайте священника на дом для совместной молитвы и участия в таинствах: исповеди, соборования, причащения. Вы стоите на пути духовном, так не губите же сами себя!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте. Батюшки, мы все людишки грешные, ничтожные. Значит, мы должны себя ненавидеть, презирать? Спасибо.

Артем

Дорогой Артем, несмотря на наши недостатки, Господь любит нас. Мы совсем не должны презирать и ненавидеть себя, но, относясь так к своим недостаткам, должны уважать храм Духа Святаго, коим мы созданы изначально.

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! 2 года назад я вышла замуж, венчались. Есть ребенок, 1 год. Мы не изменяем друг другу, но я сейчас не могу жить с мужем. Я постоянно ругаюсь с ним, так как чувствую себя одинокой без его поддержки. Он же считает, что это не его вина, и поэтому ему все равно, что со мной. Ребенка воспитываю практически одна. А когда прошу помочь с ребенком, то он злится, что я его отвлекаю (например, от телевизора или компьютера), и с этой злостью все же выполняет просьбу. Максимум с ребенком он может (даже в выходные) посидеть только час, не больше. Я устала от его отношения ко мне и к ребенку. Не раз подумывала о разводе, но ведь это будет грехом? Что вы мне посоветуете в такой ситуации? Нужно ли мне терпеть такое отношение?

Ольга

Дорогая Ольга, происходящее, конечно, неприятно, но никак не является поводом для развода. Постарайтесь прекратить ссоры и принять мужа таким, какой он есть. Поверьте, если он сам не захочет меняться, Вы его не заставите, развод же принесет Вам еще больше трудностей, нежели сейчас. Несите терпеливо свой крест, регулярно посещайте храм, молитесь ежедневно дома, читайте Евангелие и духовную литературу не от случая к случаю, а уделяйте ежедневно этому хотя бы полчаса, и Господь укрепит Вас.

протоиерей Андрей Ефанов

Скажите, пожалуйста, как быть, если во время молитвы мысли путаются в праздном, отвлекаются на заботы и проблемы, воспоминания. Я стараюсь каждый день и вечер вычитывать молитвы на сон грядущим и на утро. Но природная лень меня постоянно тяготит. Я буквально заставляю себя молиться, раздваиваюсь, понимая, что молитва эта необходима. Но сомнения, что такая молитва неугодна Богу, терзает меня. И не молиться не могу. И читать внимательнее не получается. Что делать?

Здравствуйте! Каждый день захожу на ваш сайт. Спасибо за него, очень много тут можно узнать и вразумиться. Значительная часть вопросов касается суеверий. Читаешь, и удивляешься, почему люди такое значение придают всяким нелепицам. А сама всегда в зеркало посмотрю, если возвращаюсь, начинаю "накручивать" себя, когда увижу плохой сон, еще что-то по мелочи. Ведь мысль материальна. Вот, мы увидели бедную черную кошку, и начинаем себе внушать, что это к несчастью, что-то обязательно должно плохое случиться, и это случается. И мы виним эту несчастную кошку во всём. Как искоренить в себе суеверие?

Юлия

Здравствуйте, Юлия.
Суе- верие говорит само за себя,- это вера всуе, напрасно, по-пустому.
Если Вы хотите бороться с суеверием - сначала сумейте себя предать воле Божией.
Просто просите у Господа милости, даже в маленьких вещах, например: "Благослови, Господи, благополучно доехать", - а доехав, благодарите Бога в молитве.
Когда Господь благословит, никакие кошки не помешают.
Главное, учитесь благодарить.
А когда Вы запомните, что за всем благим стоит Божие благословение, места в душе не останется для вер всуе, или суеверий.
Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, здравствуйте! Я вот человек некрещеный. Но хочу крещение принять, от чего освобождает крещение, от каких первородных грехов? Я хожу в Церковь часто, ну, просто свечки ставлю, молюсь! На святых таинствах еще не был ни разу! Но стараюсь не грешить, понимаю свои грехи, когда грешу стараюсь исправляться, о прощении молюсь! Как вы думаете, это правильно? Простит ли Бог? Или обязательно нужно причащаться и исповедоваться? Объясните, пожалуйста. Спасибо вам заранее!

Андроник

Дорогой Андроник, Крещение, в Вашем случае, освободит Вас от всех грехов, в которых Вы каетесь и которые тяготят вашу душу. Но, что еще важнее, крестившись, Вы сможете начать совершенно новую жизнь, жизнь во Христе. Вы правильно поступаете, стараясь жить праведно и молитвенно, крещение же поможет этот духовный путь совершать не в одиночестве, но в духовном единении со всей Церковью. Посмотрите сюжет нашего видеокурса, посвященный таинству Крещения: , и Вам станет многое понятно. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Многие воцерковлённые люди считают любую работу в воскресенье или в дни церковных праздников чуть ли не грехом. Пошло это, по всей видимости, с тех времён, когда в воскресный или праздничный день крестьяне с утра шли всей семьёй на службу, а остаток дня предпочитали отдыхать, ведь дней, когда можно не трудиться на барина, было так мало.

Может быть, суеверная традиция, запрещающая работать в божьи дни, имеет иное происхождение, однако сейчас она исказилась до такой степени, что в некоторых семьях даже опрокинутый кошкой в Пасхальное воскресенье или иной двунадесятый праздник горшок с цветком лежит нетронутым до буднего дня. Ибо за прикосновение к венику и совку в этот день «Бог накажет». Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя делать в церковные праздники.

Что православные люди в дни святых праздников не делают?

«Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу Богу твоему» - так звучала одна из 10 заповедей, данных Господом Моисею.

Верующие люди считают, что уборка, стирка или огородно-полевые работы – удел будних дней. Эти суетные занятия они спешат закончить к воскресенью, а тем более к церковным праздникам, чтобы посвятить время Богу и близким людям. Так что же православные христиане в божьи дни не делают?

Физический труд в дни церковных праздников многие суеверные люди приравнивают к смертному греху

Не ругаются

Ссориться и браниться в святые дни православным людям действительно не следует, как и в любой другой день. Ведь сквернословие Библия приравнивает к смертному греху. Слово даётся человеку для молитвы, общения с Богом и ближними людьми.

Бранясь, хоть в дни церковных праздников, хоть в будние, человек оскверняет часть своей души. Суеверием запрет на ругань и ссоры в святые дни назвать сложно, ведь это должно быть нормой для христианина.

Не прибираются

Большинство из нас наверняка припомнит, как бабушка когда-то приговаривала «Сегодня великий праздник, не мети», а ничем не мотивированный запрет так и тянул поступить наперекор.

Традиция не прибираться в доме, не работать в огороде и не рукодельничать в праздничные дни берёт начало с дней возникновения христианства на Руси, когда религия насаждалась насильно. Чтобы собрать новообращённых христиан в храме в разгар страды, требовалось запретить им работать под страхом божьего наказания.

Запрет сработал, и каждое воскресное утро крестьяне начинали со службы в церкви. До современных дней эта традиция дошла в несколько искажённом виде – как запрет на любую физическую деятельность, например, на уборку. Причём объяснение запрета посещением храма в годы советского атеизма как-то затушевалась.

С точки зрения священнослужителей, наведение порядка в доме лучше завершить в будние дни, чтобы в праздник не отвлекаться от молитвы, но криминала в том, чтобы после службы заняться мирскими делами, они не видят.

«Кто работает, тот молится» - так наставляют своих прихожан священники в протестантской церкви. Православные священники говорят, что любая работа, и в воскресный день в том числе, проделанная с молитвой на устах, – богоугодное занятие.

Не стирают

В божьи дни стирку лучше не устраивать, а отложить её на другой день, если есть возможность

К физической работе, попавшей под запрет в дни церковных праздников, относится и стирка. К счастью, появление стиральной машины-автомата православных людей от этого запрета избавило – работать самим, имея в доме такого помощника стало уже не нужно.

А вот в деревнях всегда можно поймать косые взгляды соседей, развешивая бельё в божий день. Стирка «на руках» была и всегда останется тяжёлой работой, особенно когда воду приходится таскать из колодца. И занимает она весь день – разведёшь стирку с утра, уже и не до церкви будет.

Именно поэтому в святые дни запрещалось стирать, а если уж была необходимость в виде кучи пелёнок от маленького ребёнка, которому испражняться в божий день не запретишь, то работу эту делали после службы. Так и сегодня, вместо молитвы церковь заниматься стиркой не разрешает, а после или вместе с молитвой – бога ради!

Не моются

Под «мытьём» каждый понимает что-то своё, но душ принять в святые дни никем не возбраняется

Не мойся в праздник, а то будешь потом воду пить на том свете – такое объяснение запрета на мытьё в божьи дни можно услышать от наших современников. С логической точки зрения толкование его таково: чтобы протопить баню нужно наколоть дров, наносить воды, несколько часов следить за печкой – работы достаточно много. В старину крестьяне старались вымыться до воскресенья или до праздника, чтобы посвятить время Богу, а не хлопотам.

В XVII веке был издан царский указ, согласно которому перед всенощной службой закрывались все базары и бани, чтобы верующие христиане наверняка попали в церковь, а не свернули куда-нибудь по пути.

Сегодня мытьё не представляет таких трудностей, поэтому принять ванну или сходить в душ вполне можно даже до службы и пойти в церковь с чистыми помыслами и телом. Священники все домыслы по поводу запрета купания считают суевериями.

Не занимаются рукоделием

Женщин больше всего раздражает запрет старшего поколения на рукоделие по воскресеньям, в церковные праздники и, более того, в святочные вечера.

Когда фабричного производства и готовой одежды в магазинах ещё не было, рукоделие было единственной возможностью для хозяйки одеть семью на все сезоны, а для девушки – приготовить приданое, все те простыни-подушки-полотенца-половики, которые её будущая семья будет использовать. Конечно, рукоделие воспринималось как работа, да ещё и утомительная, и вредящая здоровью!

Рукодельничать в дни церковных праздников священнослужители разрешают, главное – не забыть посетить церковь

На Руси «бабьей святой», покровительницей рукоделия была Параскева Пятница. Почитая её память, по пятницам крестьянки не пряли, не ткали, не шили и не вязали. А в день её именин 10 ноября рукодельницы демонстрировали друг другу всё, что успели сотворить за год.

Церковь рукоделие считает богоугодным занятием, недаром простейшие рукоделия – обыденное дело в монашеской практике. А ассоциирование иглы или спицы с гвоздями, которые вонзались в тело Христово, и прочие домыслы наших бабушек священнослужители рассматривают как суеверие. Запрета церкви на рукоделие в праздничные дни не существует, поэтому современные мастерицы, которым это занятие приносит удовольствие, могут творить в любой день, не забывая о Творце и необходимости посещать его храм.

Не работают в огороде

Огородно-полевые работы также попадают под запретную для христиан в дни церковных праздников деятельность. Как и в случае с иным физическим трудом, труд сельскохозяйственный отнимает много сил и времени, которые в божий день лучше уделить молитве. Конечно, посадку картошки или посев яровых в честь святого дня отложить вполне возможно, а вот не подоить корову, или не напоить лошадь, не накормить птичник, мотивируя это тем, что работа запрещена, вряд ли придёт кому-то в голову.

Согласно Евангелию от Луки, Иисус врачевал больного водянкой в доме одного из фарисейских начальников. Происходило это в субботу – день Господа, когда иудеи не работали. Излечив больного, Иисус произнёс: «Если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?».
По Евангелию от Луки, глава 14, стих 1-5

Бог разрешает работать в божий день, главное – чтобы работа проходила с молитвой

Среди сельскохозяйственных работ есть те, что можно отложить и найти время для посещения храма, но и всегда найдутся дела, чтобы выполнить после молитвы.

Церковь и священнослужители лояльно относятся к любой работе в воскресенье и в святые праздники. Современное общество произвело на свет немало профессий, рабочая деятельность которых не может быть остановлена ради божьих дней. И человек не всегда найдёт в себе силы отказаться от заработка, которым он кормит своих детей, чтобы как истинный христианин каждое воскресенье молиться в храме.

Церковь советует встречать праздничные дни с молитвой. И, как и в любой другой день, не браниться и стараться совершать добрые, богоугодные поступки. А в необходимости отстоять рабочую смену, прибраться в собственном доме или напоить скот после молитвы священнослужители ничего греховного не усматривают.

Сейчас происходит подмена понятий, когда запрет на работу воспринимается, как разрешение лениться. С точки зрения христианского учения одним из семи смертных грехов является лень. Поэтому когда человек в воскресенье либо в святые праздники не посещает храм, а проводит день в праздности, например, перед телевизором или за выпивкой, мотивируя это тем, что делать-то всё равно ничего нельзя, это воспринимается церковью как большее прегрешение.

Конечно, праздничный день верующему человеку лучше провести с семьёй, не забыв при этом посетить с утра храм, но и протереть пыль, убрать разбитый цветочный горшок, искупаться или выстирать испачканные детские штанишки церковью, и более того, Богом, не возбраняется.