Пайка золотых цепочек. Как осуществляется пайка золота

В этой статье:

Золотые цепочки и другие украшения из золота тонкой ювелирной работы очень часто в процессе эксплуатации повреждаются и рвутся. Просто так их соединить не получится, нужно запаять. Конечно, этот процесс подойдет не для всех, и безопаснее отдать изделие в ювелирную мастерскую. Но если имеется такое желание, а также хотя бы минимальные навыки работы с паяльником, то можно попробовать. Именно для таких случаев необходимо знать, как запаять золото.

Многие интересуются, неужели это возможно сделать в домашних условиях? Ответ: возможно, но необходимо досконально изучить технологию и иметь некоторый инструмент.

Пайка золотого кольца

Подготовка

На первом этапе нужно приготовить все для пайки. Понадобятся припой и флюс. Флюс - это смесь химических веществ, целью которой является удаление пленок окислов металлов с поверхности перед пайкой для улучшения контакта. Флюс также используется для уменьшения поверхностного натяжения, он улучшает растекание припоя и так далее.

Каждый тип данного вещества имеет свое предназначение, то есть для пайки золота также используется специфический флюс. Его можно приобрести в магазине, предназначенном для ювелиров. Он очень прост в использовании - необходимо при помощи кисточки нанести его на место, которое будет запаиваться перед началом работы. Он также уберет остатки жира с поверхности, и этого не нужно будет делать дополнительно. Для равномерного распределения по рабочей поверхности флюс содержит спирт. В большинстве случаев он разогревается до 600–900 градусов.

Припой является еще более необходимым, так как без него не получится соединить две разорванные поверхности. Припой представляет собой металл, в данном случае золото, который плавится при меньшей температуре, чем основной, чтобы заполнить поры в сплавляемом металле. Для того чтобы снизить температуру плавления припоя, в него добавляют примеси. Его можно приобрести также в магазине для ювелиров. Он продается в виде небольших кусочков или тонкой проволоки. Бывает нескольких типов:

  • Припой с большим содержанием золота и с малым количеством примесей. Он будет прочнее держаться, но его изначально нужно будет нагревать до более высокой температуры. Такой припой будет иметь пробу в 14 карат и выше. Кроме того, он может быть среднеплавкий и тугоплавкий.
  • Припой с меньшим содержанием драгоценного металла расплавить проще, но и держаться он будет хуже. Каратность золота будет меньше 14. Применяется для несложного ремонта.

Существуют припои с золотом разного цвета. Но прежде чем использовать любой из них для пайки, необходимо ознакомиться с составом. Там может содержаться кадмий, и паять с ним нужно аккуратно, так как он токсичен.

Если нет возможности купить припой, то его можно изготовить самостоятельно. Для этого потребуется:

  • тигель;
  • медь;
  • серебро;
  • золото;
  • латунь;
  • горелка;
  • емкость для отливки припоя.

Помещаем золото в тигель, а также серебро и медь в таких пропорциях: 585:115:186. Ювелирные изделия требуют высокой точности, неплохо бы для измерения пользоваться ювелирными весами. Лучше всего взять латунь, но можно использовать и кадмий. Латуни понадобится 135 долей, кадмия - 112. С помощью газовой горелки расплавляем серебро, золото и медь. В расплавленный состав вводим четвертый ингредиент.

После полного перемешивания ингредиентов отливаем данный состав в емкость. Когда металл немного остынет, придадим ему форму проволоки или пластины с помощью наковальни. После этого убираем на хранение, предварительно можно его свернуть.

  • газовую горелку, с помощью нее и будет происходить пайка золота;
  • тиски;
  • пинцет;
  • шило;
  • надфили или портативную бормашину (гравер);
  • плоскогубцы;
  • лист тугоплавкого металла.

Все инструменты должны быть маленькими. В свободной продаже вы вряд ли их найдете, но можно попробовать обратиться с целью покупки в мастерскую по ремонту ювелирных изделий или часов. Можно также попробовать поискать их на барахолке.

Процесс пайки

Для начала подготовим поверхность, так как пайка золота - работа непростая. Изделие потом должно будет выдерживать некоторую механическую нагрузку, иначе оно рискует порваться в любой момент и принести разочарование или, хуже того, потеряться.


Пайка золотой цепочки

Поэтому поверхность готовить необходимо очень тщательно. Так что в первую очередь обрабатываем ее флюсом. Эта процедура должна производиться непосредственно перед пайкой, иначе флюс не окажет должного эффекта.

Необходимо заранее соединить детали, которые необходимо спаять и закрепить на месте с помощью небольших тисков. Чаще всего осуществляется пайка цепочки, которая имеет несложное плетение в виде отдельно взятых звеньев.

Тогда после их соединения необходимо будет вставить внутрь поврежденного звена металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжать звено с помощью плоскогубцев. Еще одним вариантом соединения звеньев может прослужить шило или вязальная спица, просунутая через соседние звенья. После чего звено необходимо будет прихватить пассатижами.

Существует два основных метода соединения деталей: встык и внахлест. Все зависит от условий, в которых будет находиться стык. Так, если место соединения будет впоследствии испытывать большие нагрузки, необходимо паять обязательно внахлест, но такой метод является менее эстетичным. Существует одно важное правило при пайке деталей из золота: их ни в коем случае нельзя паять на весу.

Далее идет нагрев деталей. Газовую горелку необходимо отрегулировать так, чтобы поток плазмы получился очень тонким. Место пайки разогревается, при этом точно говорить, до какой температуры его стоит разогревать, не имеет смысла, все равно в домашних условиях этого отрегулировать нельзя. Как паять золото в таком случае? Придется опираться на ощущения.

Под воздействием температуры цвет золота поменяется. Это говорит о том, что к нему можно приложить припой. Далее нужно будет продолжать нагревать место соединения уже вместе с припоем. Это приведет к тому, что припой растечется по детали. Продолжаем греть до того момента, пока припой и металл будут одного цвета, при этом нужно не перегреть, припой не должен капать с цепочки.

Кадмий выгорит и цвета сравняются. После этого считайте, что вам удалось запаять деталь. В процессе может оказаться так, что у вас не получается этого сделать с первого раза. Ничего страшного, нужно будет немного потренироваться, сделать несколько паек. Только на каждую попытку будет необходим новый припой, так как в отработанном уже выгорел кадмий, поэтому он не годится.

Обработка места пайки

После того как вы закончили и изделие остыло, его необходимо обработать, чтобы красиво выглядело. Нужно зачистить поверхность надфилем. Работа эта сложная и кропотливая, придется иметь дело с маленькими деталями золота, которое плохо поддается шлифованию.

Хорошо бы для этого подошел гравер или бормашинка. Ее же можно было бы использовать и для полирования поверхности. Если работать аккуратно и старательно, то можно будет запаять изделие так, чтобы оно не отличалось от нового.

При определенных навыках работы с газовой горелкой запаять золотое изделие не так сложно. Даже если таких навыков нет, то вполне успешно можно будет справиться, если точно следовать указаниям.

Даже золотые изделия имеют свойства ломаться. Отсюда возникает вопрос: как спаять золотую цепочку в домашних условиях или восстановить иное поврежденное ювелирное изделие? На первый взгляд может показаться, что такая процедура дома невозможна. Для этого ведь нужны специальные знания, определенные навыки и множество различных технических приспособлений.

Для пайки золотой цепочки потребуются специальные инструменты, которые можно приобрести в ювелирной мастерской.

Спешим разубедить вас: ничего сложного в этой процедуре нет. Да и инструменты потребуются не такие уж сложные:

  • газовая горелка для пайки;
  • тиски;
  • шило и пинцет;
  • припой для пайки золота;
  • специальный флюс;
  • набор надфилей (а лучше, если под рукой у вас будет бормашина);
  • лист тугоплавкого металла;
  • плоскогубцы.

Все инструменты должны быть очень маленькими. Приобрести их в свободной продаже у вас не получится, поэтому можно обратиться за инструментом в ювелирную мастерскую или мастерскую по ремонту часов. Любая «барахолка» — настоящее море невостребованных инструментов.

Дополнительные инструменты, когда нет припоя. Если специальный припой отсутствует, то необходимо еще будет обзавестись набором дополнительных инструментов и материалов, куда должен входить:

  • тигель;
  • золото;
  • серебро;
  • медь;
  • латунь;
  • емкость для отливки припоя.

Изготовление припоя

Сначала необходимо изготовить припой. Для этого в тигель помещаем золото, серебро и медь в пропорции 585: 115:186. Не удивляйтесь: ювелирные изделия требуют ювелирной точности во всех пропорциях. На этот состав потребуется либо 135 долей латуни, либо 112 частей кадмия. Первые три ингредиента подвергаем плавке с помощью газовой горелки. В расплавленный состав вводим латунь (кадмий). Дожидаемся полного перемешивания ингредиентов и отливаем состав в емкость. Слегка остывшему металлу придаем на наковальне форму пластины или тонкой проволоки (можно просто растянуть сплав до необходимой толщины, при этом материал сам примет форму с овальным сечением). Даем материалу остыть и сворачиваем полученный припой в удобное для хранения положение.

Вернуться к оглавлению

Порядок выполнения пайки

Пайка золота потребует от вас предварительной подготовки поверхности. Место пайки зачищаем и обрабатываем флюсом. При этом на поверхности золота образуется защитная пленка, которая будет противостоять появлению оксидов и впоследствии позволит припою равномерно растечься по поверхности золота.

Естественно, что эта процедура производится непосредственно перед пайкой. А до этого цепочку необходимо привести в нормальное состояние: соединить звенья с помощью детали, получившей повреждение. Как правило, это одно из звеньев цепочки или застежка. Именно в этом месте и производится соединение. На разомкнутое звено надеваются целые детали цепочки, внутрь поврежденного звена вставляем металлический цилиндр соответствующего диаметра и обжимаем звено с помощью плоскогубцев (или пинцета).

Цепочка соединена, место пайки обработано флюсом — все готово для окончательной процедуры. Сначала заготавливаем небольшой кусочек припоя подходящего размера для устранения повреждения. Он должен находиться в непосредственной близости от мастера, производящего ремонт.

Вернуться к оглавлению

Разогрев детали горелкой

Газовая горелка регулируется до получения очень тонкого потока плазмы. Теперь можно разогреть место пайки. Говорить о том, что вы должны получить определенную температуру, бессмысленно, поскольку контролировать ее в домашних условиях невозможно. Работу придется вести «по ощущениям» (для этого и нужен опыт работы с драгоценными металлами).

Изменение цвета золота под воздействием температуры свидетельствует о том, что к месту повреждения можно приложить кусочек припоя. Продолжаем нагревать место соединения и припой. Через короткий промежуток времени металл припоя должен растечься по детали. Продолжаем следить за цветом и не даем припою стать слишком перегретым. Припой не должен капать с цепочки, но и отличий по цвету с основным цветом ювелирного изделия быть не должно.

Кадмий выгорит, и припой сравняется с золотом. Можете считать, что вам удалось спаять необходимую деталь цепочки. Как вы успели заметить, металл необходимо чувствовать. И одного описания всего процесса работы будет для начинающего мастера совсем недостаточно. Рекомендуется потренироваться паять металл на мелких кусочках того же припоя.

Нет никакой гарантии, что все пройдет успешно с первого раза. Скорее, все будет наоборот: неудачные попытки будут следовать одна за другой. Однако в процесс тренировки вы получите определенные навыки и научитесь определять состояние металла по его цвету в нагретом состоянии. «Отработанный» припой нельзя уже будет использовать вторично, так как в нем не осталось кадмия. Процесс плавки придется повторить, чтобы вернуть в припой необходимое содержание названного химического элемента.

Украшения из золота стали не только признаком состоятельности владельца, но и просто повседневным атрибутом, носить который необходимо каждому мало-мальски обеспеченному человеку. Ввиду относительно высокого спроса на золотые украшения, рынок золота тоже не отстает. Предлагаются изделия на любой вкус и карман. При кажущейся доступности, украшения из золота все же не являются ширпотребом. Каждый владелец дорожит своими драгоценностями, и с годами испытывает некую привязанность к ним. И при поломке вещи расставаться с ней не хочет, следовательно, нужен ремонт.

Наиболее часто встречающаяся поломка это разрыв соединения (см. фото)

Секреты домашней пайки

Изначально при создании ювелирных украшений использовалась пайка. Спаивать металлы это значит создавать их неразъемное соединение. В древности пайка применялась лишь при работе с цветными металлами, золотом, серебром, бронзой. Соединение двух металлов возможно при нагревании, когда металлы расплавляются и вступают во взаимодействие (смешивание) друг с другом.

Но кроме основных металлов, соединение которых осуществляется, и температура плавления достаточно

высока, необходимо использовать третий компонент, который имеет меньшую температуру плавления и может «смачивать» основной металл, проникая в его поры. Третий компонент, который, применяется при создании неразъемного соединения изделий из золота, называется припоем.

Смысл такого понятия как пайка, состоит в том, что припой плавится раньше, чем основной металл достигнет температуры плавления, и заполняет спаиваемые части металлов. В пайке изделий из золота применяется как среднеплавкий припой, его температура плавления на 40 градусов Цельсия меньше температуры плавления основного металла, у легкоплавкого припоя разница составляет 50 градусов.

Древние ювелиры спаивали золото, используя припой на основе сплавов ртути (амальгама).

Для того чтобы подготовить поверхность металла необходимо применять специальное вещество, предназначенное для подготовки поверхность спаиваемого металла. При нагревании на поверхности металла образуется оксидная пленка, препятствующая проникновению припоя в поры основного металла. Предотвратить проявление негативных свойств золота при нагревании, улучшить поверхность для равномерного спаивания металла, и служит флюс, это вещество содержит спирт, возможен его разогрев при пайке до 940 градусов Цельсия. Для каждого конкретного металла применяется флюс, предназначенный именно для этого случая.

Состав применяемых материалов для пайки золота

Для того чтобы место спайки несильно отличалось от общего массива золотого изделия, материалы применяемые для реставрационных работ должны иметь близкие к основным металлам свойства. Поэтому для ремонта золота желтоватых или белых цветов, применяются припои соответствующего цвета. К особо важным свойствам припоев относятся текучесть, пластичность и прочность. Одной из разновидностей материалов применяемых для пайки золотых изделий являются припои на основе мягкого легкого металла галлия. Золото, галлий, медь, серебро, никель, индий, олово – вот составляющие низкотемпературных припоев для золота 583-й, 750-й и 375-й пробы. В качестве флюс для пайки золота и серебра применяется специальная паста (бура + борная кислота).

Пайка золота, поврежденных изделий производится микролазером. Лазерная пайка золота является лучшим способом пайки, преимущество этого способа пайки, перед другими способами нагрева, является то, что воздействию высокой температуры подвергается только непосредственное место пайки, при этом соединение получается незаметным и прочным. Лазерная пайка золота на видео поможет вам ознакомиться с процессом пайки.

Как осуществить пайку золота в домашних условиях

В любом деле ценится профессионализм. Но, если, все же вы задумали сами придать своему украшению первоначальный вид, можно попробовать.

Материалы и инструменты:

  • Металлы для припоев;
  • горелка для пайки;
  • кусачки;
  • . растворитель;
  • мини тиски;
  • аптечные весы;
  • фосфор;
  • тигли.

Пайка золота в домашних условиях производится таким образом:

На видео внизу показан весь процесс пайки.

Соединять детали можно встык или внахлест. Выбор вида соединения зависит от требований, предъявляемых к стыку. Если стык не будет испытывать больших нагрузок, то можно паять встык, когда детали подгоняются друг к другу и между ними заполняется шов. При пайке внахлест детали накладываются одна на другую. При этом надо соблюдать одно важное правило: паять на весу изделия из золота нельзя!

После пайки необходимо удалить лишний припой при помощи кусачек, зачистить надфилем, собирая опилки.

Для пайки мелких изделий применяется такой метод. Замешивается припой на касторовом масле, с добавлением фосфора. В полученный раствор опускаем поврежденный участок изделия. Обваливаем изделие в тальке. Удаляем лишний раствор и пропускаем через пламя горелки.

В любом деле нужна практика. Если уверены в своих силах то удачи!

Серебро — это драгоценный и благородный металл, применяемый для различных целей, включая изготовление ювелирных украшений. Например, цепочка из него является привлекательным и классическим изделием, которое можно носить как браслет или ожерелье. Правда, несмотря на прочность серебра, украшения из этого металла могут быть достаточно хрупкими и даже ломаться. Но многие из них несложно восстановить, главное знать, как паять серебро в домашних условиях.

Особенности технологии соединения металлоизделий

Чтобы сцепить их между собой используют более легкоплавкий металл. Процесс пайки может отличаться в зависимости от условий, в которых будет применяться изделие, и от типа металлов, подлежащих слиянию. Например, ремонт ювелирных украшений и скрепление печатных плат в электронике выполняются разными способами. Однако многих людей больше интересует, как паять серебро в домашних условиях.

Выбор материала для соединения металлических изделий

Припой для соединения серебряных изделий можно изготовить самостоятельно. В него обязательно должны входить следующие металлы:

  • цинк 30 %;
  • медь 25 %;
  • серебро 45 %.

Расплавить эти компоненты получится в муфельной печи под флюсом. Полученную смесь необходимо вылить на подложку, а потом пропустить ее через вальцовочный станок для создания пластинок толщиной около 0,5 мм.

Для создания деталей применяют полосы шириной около 1—3 мм. От них отрезают куски необходимой длины. Во время пайки на скрепляемое место воздействует воздух. Чтобы не допустить окисления и прочих негативных реакций, надо использовать флюс (колофоний). Он при нагревании припоя умеренно распределяется по металлу, изолируя область сварки.

Как паять серебро паяльником?

Перед тем серебро в домашних условиях, необходимо подготовить заранее флюс и припой. Часто при соединении составных частей, содержащих серебро, используют 60 % олова и 40 % свинца. Такой припой начинает плавиться при температуре 180 °C.

Но прежде чем приступить к пайке серебра следует зачистить плоскости изделий и убрать с них пленку окислов, появившуюся со временем. В подобной ситуации припой обеспечивает внутреннее слияние с серебром.

Участок пайки серебряного изделия надо хорошо прогреть, чтобы превысить для соединения, используя мощный паяльник. Вдобавок ко всему, его рекомендуется изолировать от действия кислородного воздуха. Добиться наилучшего результата поможет флюс, создающий над местом соединения составных частей защитную пленку. Колофоний при расплавлении припоя распределится равномерно по металлической плоскости.

Применять паяльник для соединения ювелирных украшений из серебра надо при использовании высокотемпературного припоя, совпадающего с пробой металла.

Соединение серебряных изделий газовой горелкой

Прежде чем узнать, как паять серебро кассетной горелкой, необходимо до начала работ позаботиться о наличии вентилятора для проветривания комнаты. Чтобы уменьшить количество дыма, образуемого в процессе пайки горелкой, придется не только включить это устройство, но и распахнуть окна. Во время соединения металлических украшений важно сильные струи держать подальше от места выполнения работ, иначе процедура охлаждения может привести к возникновению проблем при пайке.

Перед тем, как паять серебро в домашних условиях газовой горелкой, для ополаскивания изделий после скрепления понадобятся емкости с водой. Причем металлические детали должны поместиться в них целиком.

Украшения лучше горелкой, имеющей плоский наконечник, поскольку заостренный будет быстро отводить тепло. Процесс соединения металла требует выполнения следующих этапов:


Как паять серебро оловом?

Пайку оловом серебряных украшений осуществляют редко, поскольку их ремонт в дальнейшем может привести к печальным последствиям. Например, когда ювелир не в курсе, что изделие ранее скреплялось этим металлом, может использовать для его пайки обычный высокотемпературный припой. Эти действия приведут к тому, что оно попросту сгорит.

Не стоит применять слишком много припоя, чтобы избежать появления комочков. Если они все же образовались, то их надо убирать пилочкой. При пролитии кислотного раствора на одежду или кожные покровы сразу же промойте эти места большим количеством холодной воды.

Приготовление золотогоприпоя

Вювелирноммастерстве всегдаприходится чему-тоучиться и совершенствоваться. Изделияиз золота и другихдрагоценныхметаллов,которые приходитсяизготавливатьювелирам, не всегдабывают цельными. Существуюттакие модели ювелирныхукрашений, которые состоят изотдельныхчастей. Ювелиризготавливаетэти части, а потомсобираетихводну целуюкомпозицию.

Но как, же собрать изделие изотдельныхчастей? Не склеивать же их. Этимвопросомзадаютсямногиеначинающиеювелиры.Обэтомдумали я,когда начинализучать данныйвиддеятельности.

Длятого, чтобы собрать ювелирную композициюизотдельных частей, их надо спаивать междусобой, специальным золотым или серебрянымприпоем. Состав припоянапрямуюзависитотметалла,изкоторогосостоит изделие.

Видов припоев разработанных и довольно сложных по своему составу существует очень большое количество. В данной статье поговорим о способе изготовления припоя, который каждый легко сможетсделать в своей домашней ювелирной мастерской. Данныйвидприпоя довольнопрост, и им хорошо работать.

Практически это один единственный способ, при помощи которого, можно приготовить, как золотой припой, такмедный и серебряный. Этими видами припоев можно спаивать почти всё, конечно кроме алюминия и кроме металлов более легкоплавких.


Я думаю, что золотым припоем ни кто не станет паять сталь, бронзу медь и даже серебро, по той простой причине, что золотоочень дорогое. Однако, если Вы решите создать высокое художественное произведение, так сказать шедевр ювелирного искусства, то цена не будет иметь ни какого значения.

Состав данного припоя довольно простой. Берём 85%основного металла и добавляемкнему15% кадмия.Бываютслучаи, когданеобходимосоздатькомпозицию так, чтобы совсем не было видно места пайки, вкоторыхсоединяются детали, а изделие выглядело единым и монолитным. В таких ситуациях припой необходимоготовитьотдельно для этого изделия.

Если изделие состоит издеталей, а каждаядетальизразных сплавов, то придётсяготовитьприпой для каждого места пайки, отдельно. Из металла того же изделия так, чтобы по цвету, место пайки не отличалось. Такойметаллостается в процессе литья, в заполненных литкахформ, его следует сохранять в отдельных помеченных пакетиках, чтобы потом изнего готовить припой.

Если Вы решили создать ювелирнуюкомпозицию, состоящую из деталей разных цветов или даже различных металлов то, конечно, не стоит готовить припой в количестве больше одного грамма за один раз. Вотинструкция изготовления одного грамма хорошего припоя золота.

Взвешиваем на ювелирных весах0,85 граммзолота и 0,15 грамм кадмия. Кадмий необходиморазделить на 3-5 частей. Золото кладем в тигель, которыйвыделим специально для данного процессасплавления золота с кадмием. Затем разогревая металл, посыпаем бурой и плавим до тех пор, показолото не станет совсемжидким и начнет бегать по тиглю под напором пламени.

Дальше пинцетом, вносим готовые небольшие кусочки кадмия в жидкое золото по одному куску. Кадмий растворяется в золоте со вспышкой и создаётся впечатление, что он просто сгорели непопал в сплав. Конечно, какая – то часть кадмия сгорает, ведьу негос золотом слишком большая разница в температуре плавления. Как известно, золото плавитсяпри 1063 градусах, а кадмийпри 321, но той части, которая растворилась в золоте, хватит, чтобы получился отличный припой.

Перегревать сплав с кадмием нельзя, так как кадмий начнётиспаряться, а температура плавления сплава будет увеличиваться.Как только внесли все куски кадмия, быстро перемешайте расплав титановой палочкой или стальной спицей и немедленно убирайте пламя горелки. После того, как слиток затвердеет, достаём его пинцетом из тигля и опускаем в воду. Чтобы удалить остатки буры с припоя, надо его прокипятить в отбеле. Вот и всё, золотой припой готов к работе. Таким же образом и в тех же пропорциях можно изготовить припой для серебра и меди.