Определяем темперамент ребенка. Тест

Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.

— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6-8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.

— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие...

— А у моего уже характер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.

Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.

Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охарактеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охарактеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».

У взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.

Совсем просто и с долей иронии четыре основных темперамента можно описать так:

  • холерик — быстро заводится и быстро тормозит
  • сангвиник — быстро заводится и медленно тормозит
  • флегматик — медленно заводится и медленно тормозит
  • меланхолик — медленно заводится и быстро тормозит.

Меланходик: ребенок, который не любит перемены

Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.

Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями характера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру , а потом к психологу.

Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.

«Переламывать» характер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.

Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).

Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально прорабатывая ее.

Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:

«Те обязанности и привычки, которые были привиты... с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам... По три раза в день.

Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось... По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.

Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки...). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».

Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?

Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — характеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.

Младенец-холерик — это тот самый «крикун с характером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек , к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.

Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.

Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.

Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто характер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.

Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул девочку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50-100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.

В остальном — побольше свободы. и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15-20 минут для завтрака. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.

Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «хулиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.

А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.

Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.

Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30-35 минут, слушая преподавателя.

Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.

Вот пример из писем.

«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.

Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».

О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем .

Обсуждение

Когда продолжение?

Комментировать статью "Как определить темперамент ребенка по поведению? "

Это темперамент.Никакое не воспитание. Меланхолик либо флегматик.Я такая детстве Что интересно,у меня теперь ребенок - холерик.А у нее дочка- меланхолик.Зато мы теперь знаем Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие.

Детско -родительские отношения. Детская психология. Как определить темперамент ребенка по поведению? Какой вам достался ребенок? 3 типа характера: тест для родителей.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Кто сильнее: вы или ребенок. Капризы и плохое поведение ребенка, который пошел в детский сад Как говорить с ребенком о детском саде Адаптация к детскому саду и новый режим дома.

Родительский опыт. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание Как определить темперамент ребенка. Холерик или меланхолик - самые сложные типы...

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента. Как определить темперамент ребенка по поведению?

Детский темперамент – воспитание ребенка с учетом индивидуальных особенностей. Как определить темперамент ребенка по поведению? Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Прежде всего помнить, что все эти особенности - и безудержные...

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Разные темпераменты у родителей и детей. Понятно, что у всех они разные, да и в чистом виде А вот средний сын - настоящий меланхолик, очень медленный, обидчивый...

Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Темперамент и оценки. Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента.

Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается... Появляются „ не хочу “ и „не буду“.

Как определить темперамент ребенка по поведению? - Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит грудь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается...

Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Как вести себя с детьми разных темпераментов? Как мы уже выяснили много времени для того, чтобы научиться чему-то новому, но зато выучит он это хорошо, на совесть.

Воспитание ребенка от 7 до 10 лет: школа, отношения с одноклассниками, родителями и учителями, здоровье, дополнительные занятия Имеем: ребенок - холерик в семье сангвиников. Родители- бывшие отличники, красные димпломы универов, уравновешенные, спокойные.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Флегматик должен помнить, что его поведение в экстремальной ситуации может оказаться для просто плачу.... мне бы такого заботливого мужа... нравится слушать когда ругаются.

Как определить темперамент ребенка по поведению? Как воспитывать холерика? Всем добрый день! Про темперамент. Прошла тест на определение темперамента. Оказывается, я холерик. А я думала, сангвиник, хотя я в этом особо не разбираюсь.

Беременность и характер ребенка. Состояние мамы. Ребенок от рождения до года. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни Мне кажется все дело в наследствености, темперамент передается от родителей, это я имею в виду, что у ребенка нет никакой клиники...

Холерик в школе. У кого дети - холерики? У моей дочки холерический тип. Как воспитывать холерика?. Врачи, поликлиники. Как развитие ребенка зависит от типа темперамента? Как мы уже выяснили, ребенка - меланхолика надо с осторожностью отдавать...

Особенности разных типов темпераментов детей: холерик, меланхолик, флегматик, сангвиник. Ребенок - холерик. Спокойным этого ребенка никак не назовешь. В школу в 6.3. Как воспитывать холерика? Холерик в школе. Как определить темперамент ребенка по поведению?

Детская возрастная психология: поведение ребенка, страхи, капризы, истерики. Вот уже 4 года живу с холериком под одной крышей (мой ребенок - холерик), а все никак не могу приспособиться к особенностям поведения: резкость движений (хочет обднять - валит с ног...

А родителям- меланхоликам ребенок - холерик - буйным и гиперактивным. Попадется педиатр- меланхолик, еще и диагноз какой-нибудь Свекровь ходила в больницу и после курса кварцевой лампы, все прошло. Особенности разных типов темпераментов детей: холерик...

Приветствуем Вас, уважаемые читатели сайта Малышата! О типах темперамента мы поговорили, но как узнать к какому типу принадлежит малыш.

Для этого существует Тест на определение темперамента ребенка .

  • Очень редко встречаются люди, которые бы принадлежали только к одному типу темперамента. Обычно у нас всех темперамент смешанного типа.
  • А поэтому родителям не стоит удивляться, если в одних каких-то жизненных ситуациях малыш ведет себя как сангвиник, а в других - как холерик.

Проводите больше времени со своими детьми, будьте внимательны к ним играйте, пойте, рисуйте вместе, тогда вы сможете понять своего ребенка намного лучше.

  • К каждому вопросу этого текста дается 4 варианта ответов. Вы из этих четырех ответов выбираете только один.
  • Не спешите, постарайтесь выбрать тот ответ, который более всего подходит к вашему малышу. На листочке запишите № вопроса и ответ – а, б, в или с.

Вопросы:

1.Какие игры любит ребенок

а) предпочитает тихие и спокойные. Играет самостоятельно, любит играть в одиночестве;

б) ему нравятся тихие игры. Но он быстро устает, все время отвлекается;

в) любит подвижные игры, очень любознателен;

г) всегда играет в шумные, подвижные, игры. Ему нужны новые впечатления и много зрителей.

2. Реакция ребенка на критику взрослых

а) Молчит. С тем, что виноват соглашается спокойно;

б) Плачет, обижается, очень обеспокоен;

в) Говорит: «Я больше не буду». Но совсем скоро забывает о своем обещании и делает тоже самое;

г) Возмущается, злится, кричит в ответ, может даже топать ногами, бросить какой-то предмет или игрушку и все равно поступит так как ему хочется.

3. Общение со сверстниками

а) Говорит не спеша, отчетливо, спокойно, никаких лишних эмоций;

б) Всегда предпочитает оставаться в тени, поскольку уж очень нерешительный;

в) Быстро, внятно, четко. Но в то же время слушает, что говорят его сверстники или взрослые и обязательно прислушивается и учитывает их мнение;

г) Быстро, громко, возбужденно, иногда даже с раздражением. При этом совсем не прислушивается к собеседнику и не учитывает мнение окружающих.

4 Принятие решений

а) сосредоточенно спокойно, можно сказать, что даже хладнокровно;

б) очень нерешительно, робко;

в) Действует очень быстро, любые ситуации старается разрешить мгновенно;

г) Начинает энергично с азартом, инициативно. Но вскоре так же быстро инициатива может «угаснуть».

5 Место в обществе

а) Интерес к новому проявляет очень сдержанно. Спокойно присматривается к новой непривычной для себя обстановке,

б) Скован, нерешителен и смущен;

в) Проявляет интерес к новым обстоятельствам, ведет себя оживлённо, быстро ко всему приспосабливается;

г) быстро возбуждается, нервничает. Но в то же время очень активен.

Результаты теста:

Вот мы и прошли тест на определение темперамента ребенка осталось только подсчитать, и узнаем тип темперамента ребенка!

Если почти все ответы "а ", ваш ребенок скорее всего относиться к флегматическому типу.

Если "б " - к меланхолическому.

Если "в ", к сангвиническому.

Если "г " – ваш – холерик.

Хочется только добавить, каким бы ни был Ваш малыш, какой бы ни был темперамент ребенка, не питайтесь его менять, и ломать.

  • Постарайтесь быть внимательными и тактичными, всегда по возможности сохраняйте спокойствие. Любите свое чадо и, поверьте, вам это воздастся сторицей

Ну и типы!

Теория о темпераментах восходит к учению древнегреческого врача Гиппократа. Он считал, что „пропорция четырех элементов, из которых состоит человеческое тело, определяет течение физических и душевных болезней". По мнению Гиппократа, ведущий тип темперамента зависит от преобладающей в организме человека жидкости (красной и черной желчи, горячей крови, холодной слизи). В соответствии с этим он разделил людей на 4 типа.

  • Холерик (от греч. chole — „желчь") Тип нервной системы: сильный, неуравновешенный, подвижный. Положительные черты: активность и энергичность, понятливость, решительность, целеустремленность, настойчивость и общительность, убедительная речь. Отрицательные черты: нестабильность нервной системы, несдержанность и вспыльчивость, агрессивность, злопамятность, частая смена настроения, авторитарность.
  • Сангвиник (от греч. sanguis— .кровь") Тип нервный и сильный, уравновешенный, подвижный. Положительные черты: явность и подвижность, привычность к новым условиям, доброжелательность, увлеченность делом, общительность, жизнерадостность и оптимизм, выразительная речь, лидерство. Отрицательные черты: отсутствие усидчивости и несобранность, непостоянство и ненадежность, рассеянность, легкомыслие в поступках, целеустремленности и настойчивости.
  • Флегматик (от греч. phlegma — „слизь") Тип нервной системы: сильный, уравновешенный, инертный. Положительные черты: способность к концентрации, терпеливость и устойчивость к стрессам, миролюбие, рассудительность, обязательность, целеустремленность. Отрицательные черты: пассивность, малоподвижность, инертность, неспособность принимать решения, упрямство и консерватизм.
  • Меланхолик (от греч. melas — „черный", chole — „желчь") Тип нервной системы: слабый, неуравновешенный, инертный. Положительные черты: высокая чувствительность и способность к сочувствию, сердечность и мягкость характера, доброжелательность. Отрицательные черты: крайняя ранимость и застенчивость, неуверенность в себе и своих действиях, заниженная самооценка, замкнутость, инертность и излишняя пассивность.

Разберемся?

Темперамент — это генетически обусловленное качество, но ярко выраженное его проявление начинается лишь с момента становления личности в социальной среде (к 3-4 годам). Обычно в каждом из нас есть все четыре типа. Главное — определить главенствующий. Именно на его основании происходит формирование характера и поведения.

  • Холерик

Его основной принцип — „Хочу все и сразу!" Частая смена настроения и присущая эмоциональная нестабильность — вот основные признаки холерика.

♦ В самом раннем детстве холерический темперамент проявляется в непрекращающемся крике по любому поводу и без него. Всему виной нестабильная и неуравновешенная нервная система.

♦ Детям-холерикам быстро все надоедает, их психика постоянно требует новых впечатлений и открытий, побуждая тем самым к высокой активности.

♦ Это неугомонный озорник и задира, постоянно устраивающий скандалы и ссоры. Часто пытается навязать свое мнение окружающим.

♦ Речь отрывистая, быстрая, с проглатыванием отдельных слов, однако выразительная и эмоциональная. Движения стремительные, резкие, энергичные.

♦ Новую информацию усваивает легко, но быстро все забывает. Легко адаптируется к непривычной обстановке.

♦ Имеет склонность к игре на публику, нуждается в зрителях, от которых ждет одобрения. Круг его знакомых широк, при этом с одними он играет, с другими — обсуждает проблемы.

♦ Считает, что его мнение — единственно верное. Не умеет терпеть, ждать и сдерживать свои эмоции.

♦ Засыпает с трудом.

♦ На любые наказания отвечает замкнутостью или агрессией.

Ваши действия:

♦ направляйте энергию ребенка в нужное русло, помогите найти интересное хобби или увлечение;

♦ не допускайте перевозбуждения нервной системы малыша;

♦ чередуйте подвижные и активные действия со спокойными занятиями;

♦ воспитывайте усидчивость;

♦ объясняйте ребенку, что нужно доводить начатое дело до конца;

♦ не кричите, не допускайте грубости;

♦ в своих просьбах к ребенку употребляйте доходчивые выражения;

♦ не провоцируйте вспышки детской агрессии и гнева. В таких случаях ведите себя уравновешенно, спокойно объясните ребенку, что своим поведением он только все усугубляет;

Обязательно дайте понять малышу, что его мнение очень важно для вас;

Займите ребенка спортом: плаванием, теннисом, легкой атлетикой. Так неуемная энергия холерика будет направлена на физическое развитие, а излишняя агрессия — на достижение высокого спортивного результата.

  • Сангвиник

Его основной принцип — „Я тебе верю, а ты мне?" Ребенок-сангвиник дружелюбный, жизнерадостный, но при этом довольно покладистый и рассудительный.

♦ Общительный и разговорчивый сангвиник обожает новых людей и новые места, без труда заводит знакомства.

♦ Видимая беззаботность сангвиников основана на природной везучести и одаренности. Именно среди людей этого типа больше всего путешественников и искателей приключений.

♦ Их увлекает все новое и неизведанное. Ребенок готов заниматься всем сразу, зачастую не обращая внимания на качество исполнения. Часто бросает дело, не закончив, тем не менее, легко и быстро усваивает информацию.

♦ Активность и доброжелательность проявляются у малышей только в том случае, если они нравятся окружающим. Им свойственно самолюбование.

♦ Ребенок-сангвиник легко идет на компромисс, легко переживает неудачи. Без проблем вливается в любой коллектив и приспосабливается к непривычной обстановке. Речь у сангвиников выразительная, связная, правильно поставленная.

♦ Засыпают без лишних уговоров и спят, как говорится, без задних ног.

♦ На наказания ребенок реагирует спокойно, не обладая излишней злопамятностью и склонностью к конфликтам.

Ваши действия:

Главное — научите ребенка выполнять обещания и держать данное им слово;

Следите за поведением и поступками малыша, не ленитесь напоминать ему о незаконченных делах;

Контролируйте ход выполнения работы, обращайте внимание ребенка на качество и аккуратность действий;

Найдите малышу занятие по душе;

С ребенком-сангвиником нужно быть очень осторожным и умеренным в похвале, в случае перегиба с комплиментами у таких детей быстро развивается склонность к завышению самооценки;

♦ не пытайтесь быть слишком серьезными. Предпочтительнее принцип равноправного общения;

♦ старайтесь ставить перед ребенком конкретные и понятные цели. У вашего малыша всегда должен быть выбор в поиске подходов к решению поставленных перед ним задач;

♦ внимательно выбирайте вид спорта и увлечение для своего малыша — в первую очередь оно должно быть интересным и увлекательным для него. Оптимальны секции по командным видам спорта и театральные кружки.

  • Флегматик

Его основной принцип — „Я все сделаю, только чуть позже! Детей-флегматиков отличает стабильность и упрямство. Переубедить его практически невозможно.

♦ Такой ребенок всегда невозмутим и спокоен. Присутствие других детей для него не является обязательным.

♦ В отношении к еде и перемене места обитания малыши проявляют консерватизм. Очень долго привыкают и с большой неохотой пробуют новые блюда, с трудом засыпают в новой обстановке. Тяжело адаптируются к детскому саду.

♦ Скупы на слова и действия. Тяжело вступают в социальные контакты. Тщательно выбирают себе друзей.

♦ Чувства флегматиков стабильные, постоянные, но ровные. Страстность, пылкость, злость, ревность — все эти качества приводят малышей в смятение и вызывают лишь растерянность.

♦ Такому ребенку свойственно хоть и не быстрое, но качественное запоминание, усидчивость, кропотливость, выносливость, он приспособлен к монотонным и однообразным действиям. Нередко в школе таких детишек называют зубрилками, они все делают медленно и обстоятельно.

♦ Дети-флегматики не являются лидерами, самостоятельные решения принимать не любят. В то же время они очень дотошные и настырные. Свои решения они не меняют, бывают очень упрямы.

♦ Флегматики не умеют врать и быть тактичными, из-за этого часто попадают в неловкие ситуации.

♦ Малыши весьма доброжелательны и миролюбивы, стараются не вступать в конфликтные ситуации и по возможности уходят от борьбы. Не любят спорить и дискутировать.

♦ Речь малыша-флегматика неторопливая, тихая, без жестов и мимики. В разговоре он редко использует эпитеты, его слова просты и часто повторяются. Кроха быстро и спокойно засыпает, но просыпается не сразу. Чтобы прийти в себя, ему требуется время, в течение которого он ходит недовольный.

Ваши действия:

  • в воспитании флегматика нужно ориентироваться на темп, который присущ именно вашему малышу. Обычно таким детям требуется чуть больше времени для выполнения заданий. Будьте терпеливы, не торопите ребенка;

Одновременно не позволяйте крохе откладывать дела на потом, учите его рационально использовать свое время;

Не ставьте перед малышом цели и задачи, требующие быстроты и скорости, не заставляйте его соревноваться с более активными или старшими детьми;

Никогда не ругайте кроху (особенно при людях) за его излишнюю осторожность или медлительность;

Поощряйте интерес ребенка к любым подвижным играм, физическим занятиям и увлечениям, чаще хвалите его;

Не позволяйте малышу часами засиживаться за одним делом, предлагайте ему делать перерывы или периодически менять направленность занятий:

♦ приучайте ребенка принимать самостоятельные решения, держать данное слово и брать инициативу в свои руки;

♦ старайтесь прививать малышу навыки общения в коллективе — посещайте развивающие курсы, детский сад, почаще гуляйте на детской площадке;

  • Меланхолик

Его основной принцип — „Мне не весело, потому что мне грустно!" Застенчивость, робость — основные свойства характера.

♦ В раннем детстве это выражается в развитии таких качеств, как плаксивость, привязанность, трусливость. В дальнейшем к ним добавляются стеснительность, обидчивость, ранимость.

♦ Из-за высокой нестабильности нервной системы малыша расстраивает и выводит из равновесия любая мелочь.

♦ С меланхоликами надо быть нежными, спокойными, внимательными, контролировать свои слова и поступки. Слезы у таких деток — обязательный атрибут, ими сопровождаются любые их обиды. Диапазон переживаний — от истерики до беспричинной.

♦ У таких малышей развиты эмоциональные черты характера, что проявляется в отзывчивости, жалостливости, сентиментальности. Дети ранимы, долго переживают любые потрясения.

♦ Это настоящие трусишки, они боятся всего. Они малообщительные и тяжело адаптируются к новому коллективу. Не лидеры, часто замыкаются в себе.

♦ Наказание воспринимается как трагедия. Даже в столь юном возрасте это может привести к дисбалансу их психики. Малыш-меланхолик очень настороженно относится ко всем переменам. В новых, особенно нестандартных ситуациях теряется, много суетится, пытается уйти в тень.

♦ При возникновении конфликтов его умственные и физические способности резко снижаются, он, сам того не желая, начинает занижать свои природные возможности. Запоминание новой информации меланхолику дается с трудом. Из-за рассеянности внимания малыш постоянно отвлекается на посторонние вещи и не может сосредоточиться на начатом деле. Детки-меланхолики устают от любой деятельности — будь то игра, чтение или физкультура. Именно из-за усталости у них часто меняется настроение. Всю неделю с нетерпением ожидая похода в зоопарк, но утомившись во время пути, меланхолик может быть капризным и вовсе отказаться от прогулки.

♦ Речь у меланхоликов тихая, неуверенная, но грамотная и богатая.

♦ Все движения и действия нерешительные и мелкие, как будто пробные.

♦ Очень тяжело засыпают, а просыпаются с трудом.

♦ Несмотря на такой характер, детки-меланхолики остаются одними из самых творческих и понимающих натур. Они способны выслушать не одну вашу беду, при этом проявят истинное сочувствие. Они обладают поразительно тонким вкусом и хорошим слухом. Из них наверняка вырастут художественные эстеты.

Ваши действия:

Главное в воспитании детей-меланхоликов — не усугублять их частое плаксивое настроение. Разговаривая с малышом, не употребляйте резких и унизительных выражений. Никогда не ругайте такого ребенка и не кричите, ваше настроение и повышенные интонации могут загнать кроху в „ступор" или спровоцировать стрессовую для него ситуацию;

Наилучшим способом общения станут частые проявления вашей любви, внимание и терпимость, домашний уют и теплота;

Не скупитесь на ласковые и нежные слова, хвалите и поощряйте даже незначительные успехи;

Старайтесь как можно чаще объяснять ребенку, что в мире не все такое серое, как ему кажется. Давайте повод для смеха, не акцентируйте его внимание на печальных и трагичных событиях;

Не называйте своего малыша плаксой или нытиком. Не ругайте его в присутствии других детей или взрослых;

Поощряйте любые проявления самостоятельности, активных действий и попытки принятия собственных решений. Давайте малышу несложные, легко выполнимые поручения;

При выборе обучающих программ ориентируйтесь на высокие интеллектуальные способности крохи;

Ребенок, скорее всего, не станет спортсменом, поэтому любые занятия должны быть не в тягость. Больше всего подходят уроки в музыкальной или художественной школе.

Как определить темперамент ребёнка

Как следует учитывать темперамент в развитии и воспитании детей.
Игра и темперамент ребёнка

Темперамент - это сочетание индивидуальных психологических особенностей человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную стороны его поведения и деятельности. Большинство ученых сходится во мнении, что темперамент нельзя изменить, поскольку он является врожденной характеристикой человека. Темперамент проявляется в походке и жестах, от него зависят скорость движений человека, темп его речи, отзывчивость, общительность и т. д.

Каждый человек принадлежит к одному из четырех различных типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик. Однако в чистом виде эти типы встречаются крайне редко. Как правило, характер человека сочетает признаки, являющиеся типичными для каждого из четырех темпераментов.

При общении с ребенком очень важно учитывать его темперамент, поскольку он определяет поведение в коллективе, а также то, как малыш учится, играет, переживает и радуется.

Нужно понимать, что ваш темперамент не обязательно совпадает с темпераментом ребенка. Если не принимать во внимание эту разницу, в будущем можно столкнуться с большими проблемами. Вам будет гораздо проще понять своего ребенка, направить его, заинтересовать, развить его лучшие качества, если вы определите, к какому типу он относится.

Не стоит приписывать темпераменту неаккуратность, хамство, безответственность и прочие недостатки воспитания. Темперамент характеризует только врожденные особенности характера, такие как эмоциональность, чувствительность, активность, энергичность и т. д.

Ответьте сами себе на следующие вопросы и сделайте выводы.

1. Как ведет себя ребенок в ситуации, когда необходимо быстро действовать?
а) Легко включается в работу.
б) Активно действует.
в) Действует спокойно, без лишних слов.
г) Действует робко, неуверенно.
2. Как реагирует ребенок на замечания воспитателя?
а) Говорит, что больше так делать не будет, но через некоторое время делает то же самое.
б) Не слушает и поступает по-своему, бурно реагирует на замечания.
в) Выслушивает молча.
г) Молчит, обижен, переживает.
3. Как разговаривает ребенок с другими детьми в значимых для него ситуациях?
а) Быстро, активно, но прислушивается к высказываниям других.
б) Быстро, со страстью, других не слушает.
в) Медленно, спокойно, но уверенно.
г) С большой неуверенностью.

4. Как ведет себя в непривычной обстановке (например, в кабинете врача, заведующего и др.)?
а) Легко ориентируется, проявляет активность.
б) Активен, проявляет повышенную возбудимость.
в) Спокоен, рассматривает окружающие его предметы.
г) Робок, растерян.
Ключ . Если преобладают ответы «а», вы имеете дело
с сангвиническим типом;
«б» - с холерическим;
«в» - с флегматическим;
«г» - с меланхолическим типом темперамента.

Если ваш ребёнок – холерик

Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Ребенок с таким складом характера всегда знает, чего он хочет. Он настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. Холерик способен самостоятельно делать выбор и решать свои проблемы, но с трудом идет на компромисс. Спит такой малыш мало и по утрам не дает родителям досмотреть последние сны, так как просыпается рано. Любит кушать. Особенно его увлекает процесс пережевывания. Но аппетит сильно зависит от настроения. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия.

Главное - направить безудержный поток энергии в правильное русло. Таким детям особенно рекомендуется заниматься подвижными видами спорта (соревновательные игры, спортивные упражнения, плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы). Это позволит малышу реализовать свое стремление во всем быть лидером. Тренировки научат контролировать движения и рассчитывать силы. Холерику необходимо много жизненного пространства. Чаще бывайте с ним на природе, ходите в походы. Для укрепления тормозных процессов занимайтесь с ним конструированием, рисованием, ручным трудом или рукоделием. Помните, что вам придется постоянно следить за тем, чтобы малыш проверял результаты своей работы и доделывал ее до конца. Поощряйте любое проявление старательности и терпения. С ребенком-холериком очень просто общаться: он знает чего хочет, и может сам удовлетворить свои потребности.
Есть только одна проблема - малыш пока еще не понимает, что хорошо, а что плохо. Поэтому он нуждается в наличии наглядного примера поведения с самых ранних лет жизни. Всегда помогайте ребенку в его экспериментах, чтобы правильно направить его действия. Жесткий контроль и ограничение активности нервируют малыша и, как правило, приводят к потере контакта с ним.

Если ваш ребёнок – сангвиник

Ребенок-сангвиник - энергичный, жизнерадостный, сильный и шустрый. Он может ни с того ни с сего расплакаться, но так же быстро успокоится. Мгновенно переключается с одного занятия на другое. Обычно такой ребенок пребывает в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Он очень приятен в общении, любит выдумывать и фантазировать. Засыпает и просыпается легко и быстро, встает рано. Даже когда ребенок был совсем маленьким, он мало спал, наблюдая широко раскрытыми глазками за всем, что происходило вокруг. Сангвиники обычно миролюбивы. Они не помнят зла; добры, нежны и нежадны. Эти дети испытывают огромную потребность в движении.

Ваша задача - направить кипучую энергию малыша в созидательное русло, ставя перед ним конкретные цели. Игры и повседневная жизнь ребенка-сангвиника должны быть подвижными. Такие дети, занимаясь спортом, не будут стремиться к победам. Им интересен сам процесс. Подпитывайте любознательность своего малыша. Помогайте ему научиться не просто получать удовольствие от того занятия, на которое он тратит энергию, но и стремиться при этом к достижению определенной цели. Дети-сангвиники часто не доводят до конца начатое дело, если оно им надоедает. Неинтересная, монотонная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее. Однако не стоит поддерживать сангвиника в его стремлении к частой смене деятельности. Конструкторы, пазлы, рукоделие, моделирование и другие игры, которые требуют внимания и сосредоточения, помогут развить собранность и аккуратность. Удерживать внимание на конкретном виде деятельности такой ребенок может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях. Очень важно поощрять усидчивость, старательность и целеустремленность таких детей и постепенно повышать планку требований, добиваясь закрепления достигнутых результатов.
Если ваш ребёнок – флегматик

Ребенок-флегматик - медлительный, рассудительный, усидчивый и внешне спокойный. Играет в основном с несколькими любимыми игрушками. Плохо переносит суету и шум. Очень любит покушать и поспать. Во всем старается соблюдать порядок: пьет только из своей чашки, ест своей ложкой, и бывает очень недоволен, если кто-то или что-то нарушает привычный распорядок дня. Разговаривает медленно. Не любит игры, где нужно проявлять сноровку, быстроту, смекалку. Отдает предпочтение уже знакомым и нешумным развлечениям. Не стремится к лидерству, не любит самостоятельно принимать решения. Редко обижается и по натуре очень сговорчив. Обычно такие дети знают много стихов и песен, но не любят новое и с гораздо большим удовольствием вспоминают уже знакомое. Ребенок-флегматик заставляет родителей неделю читать одну и ту же сказку на ночь, не позволяя изменить в ней ни одного слова.
В играх не предоставляйте ребенка самому себе, стимулируйте действия с его стороны, старайтесь заинтересовать. Делитесь с малышом занимательными историями об окружающем мире, развивайте творческое мышление рисованием, лепкой, музыкой, шахматами. Для занятий спортом подойдут те виды, которые не требуют быстрой реакции. Закаляйте ребенка.
Не бойтесь доверять малышу, он достаточно ответственен и основателен, чтобы выполнить порученное дело. Наберитесь терпения и не спешите сделать все за него, иначе он вообще перестанет что-либо делать сам. Старайтесь, чтобы больше говорил ребенок, а не вы, помогите ему сформировать свое мнение и защищать его. Чем больше внимания вы будете ему уделять, тем живее он станет реагировать. Вскоре вы удивитесь его интеллектуальной восприимчивости, увидите, как хорошо он воспринимает все, что вы ему говорите или показываете.

Если ваш ребёнок – меланхолик


Инструкция:

«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте в соответствующей клетке листа ответов знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-«. Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна Ваша первая реакция. Отвечать нужно на каждый вопрос».

Вопросы:

    Тебе нравится находиться в шумной и весёлой компании?

    Часто ли ты нуждаешься в помощи других ребят?

    Когда тебя о чем-нибудь спрашивают, ты, чаще всего, быстро находишь ответ?

    Бываешь ли ты очень сердитым, раздражительным?

    Часто ли у тебя меняется настроение?

    Бывает такое, что тебе иногда больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

    Тебе мешают уснуть разные мысли?

    Ты всегда выполняешь всё сразу, как тебе говорят?

    Любишь ли ты подшучивать над кем-нибудь?

    Было ли когда-нибудь так, что тебе становилось грустно без особой причины?

    Можешь ли ты сказать, что ты, в общем-то, очень весёлый человек?

    Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

    Бывает ли так, что иногда тебя почти всё раздражает?

    Тебе нравилась бы такая работа, где всё надо делать очень быстро?

    Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя всё кончилось хорошо?

    Было ли когда-нибудь, чтобы тебе доверили секрет, а ты по каким-то причинам не смог его сохранить?

    Ты сможешь без особого труда развеселить компанию скучающих ребят?

    Бывает так, что твоё сердце начинает сильно биться, даже если ты почти не волнуешься?

    Если ты хочешь познакомиться с другим мальчиком (девочкой), то ты почти всегда первый начинаешь разговаривать?

    Ты когда-нибудь говорил неправду?

    Легко ли ты расстраиваешься, когда тебя ругают за что-нибудь?

    Тебе постоянно нравится шутить и рассказывать весёлые истории друзьям?

    Ты иногда чувствуешь себя усталым без особой причины?

    Ты всегда выполняешь то, что тебе говорят старшие?

    Ты, как правило, всегда бываешь доволен?

    Можешь ли ты сказать, что ты чуть-чуть больше обидчивый, чем другие?

    Тебе всегда очень нравится играть с другими ребятами?

    Было ли когда-нибудь, чтобы тебя попросили дома помочь по хозяйству, а ты по какой-то причине не смог этого сделать?

    Бывает, что у тебя иногда без особой причины кружится голова?

    Бывает ли, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?

    У тебя временами бывает такое чувство, что тебе всё надоело?

    Ты любишь иногда похвастаться?

    Бывает такое, что, находясь среди других ребят, ты чаще всего молчишь?

    Бывает, что ты так волнуешься, что не можешь усидеть на месте?

    Ты очень быстро принимаешь решение?

    Ты шумишь иногда в классе, если нет учителя?

    Тебе временами снятся страшные сны?

    Можешь ли ты веселиться, не сдерживая себя, в компании ребят?

    Тебя легко огорчить?

    Случалось ли тебе говорить о ком-нибудь плохо?

    Можешь ли ты иногда сказать про себя, что ты беззаботный человек?

    Если ты оказываешься в глупом положении, то ты потом долго расстраиваешься?

    Тебе очень нравятся весёлые игры?

    Ты всё ешь, что тебе подают?

    Когда тебя о чём-нибудь просят, тебе всегда бывает трудно отказать?

    Ты любишь часто ходить в гости?

    Был ли хотя бы раз в твоей жизни такой момент, когда тебе не хотелось жить?

    Было ли такое, что ты когда-нибудь грубо разговаривал с родителями?

    Как ты думаешь, тебя считают весёлым человеком?

    Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

    Нередко бывает так, что тебе не хочется принимать участие в общем веселье?

    Тебе очень трудно бывает уснуть из-за разных мыслей?

    Ты почти всегда уверен, что справишься с делом, за которое взялся?

    Бывает, что ты нередко чувствуешь себя одиноким?

    Ты обычно стесняешься заговаривать первым с новыми людьми?

    Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?

    Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

    Бывает, что ты очень весёлый или очень печальный без особой причины?

    Тебе иногда кажется, что трудно получить настоящее удовольствие от компании ребят?

    Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?