НОД «Личная безопасность» подготовительная группа. Конспект занятия по фцкмв под товительной группе "безопасный дом" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему Фцкм нод тема неделя безопасности подготовительная группа

Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Как звери зимуют»

Интеграция образовательных областей : познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.

Задачи:

· «Познавательное развитие»

1. продолжать знакомить детей с дикими животными,

2. знакомить с трудностями в зимнее время года, о том, как человек может помочь диким животным;

3. расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде;

4. формировать знания о следах диких животных;

6. развивать воображение и творческую активность;

7. воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

· «Речевое развитие»

1. формировать грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;

2. закреплять умение использовать в речи сложные предложения, отвечать полным ответом.

3. активизировать словарь (зимуют, защищаются, добыча).

4. прививать чуткость к поэтическому слову.

· «Социально-коммуникативное развитие»

1. развивать социальный и эмоциональный интеллект;

2. развивать в игре сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу;

3. формировать навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

· «Физическое развитие»

1. совершенствовать навык координации движений и ориентировки в пространстве.

Методы и приемы:

· Практические: опора на реальный объект, опора на иллюстрации, на словесные образцы речи педагога;

· Наглядные: прием демонстрации объекта.

· Словесные: беседа, вопросы к детям.

Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, дидактическая игра «Две белочки», маски для 2-белочек, фишки, мультимедийный проектор.

Предварительная работа: чтение рассказов из книги В. Бианки «Лесная газета», рассматривание иллюстраций о диких и домашних животных, беседы «Как животные готовятся к зиме», «Как животных цвет защищает?», «Лесные жители», дидактические игры «Чей, чья, чье», «Мамы и детки», разучивание стихов, загадок о диких животных, рассматривание картин.

Педагог предлагает детям отправиться в лес, а в какой можно понять, послушав стихотворение.

Читает стихотворение.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Берега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою,

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы.

Дети слушают стихотворение. Привлечено внимание детей.

Как вы думаете, в какой же лес мы с вами отправимся?

Правильно, мы с вами отправимся в зимний лес. А как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки-зимы?

Застыл зимний заснеженный лес, будто заколдовала его злая чародейка зима. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы, значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были, что делали, чем питались, кто за ними охотился. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

А вот и первые следы! Чьи они? Давайте посмотрим, куда они нас приведут. Ответы детей.

Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - зайчик. Сформирована мотивация на познавательную деятельность.

Закреплены знания об особенностях следов животных.

Воспитатель. Кто это? Ребята, как вы думаете, легко ли зайчику зимой в лесу? Чем он питается, как передвигается по снегу, какие особенности поведения зайчика?

Воспитатель уточняет ответы детей:

Зимой зайцы кормятся по ночам корой деревьев. За ночь зайцы прокладывают по снегу глубокий видный след. Если бы заяц ходил просто и прямо, то поутру его сейчас же нашли бы по следу и поймали. Но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь. Опять стукнет что-нибудь – опять испугался и побежал в другую сторону. Когда охотники разбирают следы зайца, удивляются его хитрости, а заяц и не думал хитрить, он просто всего боится.

Воспитатель. Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел. Ответы детей.

Дети прыгают с продвижением вперед. Закреплены и расширены знания о зайце, его повадках, способах выживания в зимний период.

Воспитатель предлагает детям погреть пальчики ведь в зимнем лесу очень холодно. Дети выполняют упражнения вместе с воспитателем: на первую строчку дотрагиваются большим пальцем по очереди до указательного, среднего, безымянного и мизинца, на вторую – сжимают и разжимают все пальцы в кулак, все повторяют левой рукой.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису-

Их зимой найдешь в лису.

А вот еще чьи - то следы. Давайте пройдем по ним и посмотрим, чьи они. Кто это? Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до дерева, где лежит игрушка - белочка.

Кто из вас знает, как белочка зимует?

Воспитатель уточняет, объединяет ответы детей:

Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая, так же как и зайцу, помогает ей маскироваться. Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белочка не волнуется, так как у нее отменная память. Она запоминает, где делала свои кладки с осени и какое расстояние между ними. Можно только позавидовать памяти этого зверька. А когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о белке, его повадках, способах выживания в зимний период.

А теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Две белочки». (Картинки с изображением различных предметов ежат на столе).

Дети играют в игру.

Выбираются 2 белочки, остальные подходят к столу, берут по 1 картинке. По команде «Скоро зима, пора делать запасы» белочки выбирают картинки с изображением корма. Нужно набрать как можно больше картинок.

Ответы детей.

Правильно, это лиса. А как проводит зиму лиса?

Воспитатель уточняет ответы детей, рассказывает о повадках животного.

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет норки мышиные. Так мышами в основном и кормится всю зиму. Лиса запасов не делает, голодно бывает ей порой. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лисе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Почему волков называют санитарами леса потому, что они уничтожают слабых, больных животных.

А вот как же волки готовятся к долгой, суровой, холодной зиме?

Если волки не могут найти себе добычу, что они делают?

Где же волки ночуют?

Воспитатель обобщает ответы детей. Ответы детей. Закреплены и расширены знания о волке, его повадках, способах выживания в зимний период.

А вы не хотите погулять в зимнем лесу. Ну тогда пошли. Дети выполняют упражнения по тексту физминутки.

«Прогулка в зимнем лесу».

«Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь вокруг чудес.

Справа-березка в шубке стоит,

Слева - елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся

На землю красиво ложатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас

Не найдет тогда он нас.

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит.

Пролетают снегири,

Как красивы они!

В лесу красота и покой

Нам пора уже домой!»

А здесь еще чьи-то следы. Давайте посмотрим, кому они принадлежат, рассмотрим их. Кто это?

Правильно - это лось. А как зимуют лоси?

Воспитатель обобщает ответы детей:

Да, лоси тоже не делают запасов, поэтому им приходиться тяжело зимой, они с трудом пробираются сквозь заснеженную чащу, по снегу, в поисках корма: раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до пенька, где лежит игрушка - лось.

Ответы детей. Закреплены и расширены знания о лосе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Давайте продолжим наше путешествие. Здесь еще чьи-то следы. Кто это?

Правильно, это птицы. Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь, подкормиться.

А теперь давайте продолжим нашу беседу, удобно располагайтесь на своих местах. Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до сайки птиц.

Дети садятся на стульчики.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что это за сугроб в лесу? Из-под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб?

Правильно, это берлога медведя. А иней на кустах потому, что медведь дышит, и теплый воздух через небольшое отверстие выходит наружу. Медведь завалился спать до самой весны. За зиму он ни разу не проснется, с боку на бок не перевернется.

Чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой? Ответы детей. Закреплены и расширены знания о медведе, его повадках, способах выживания в зимний период.

Аукцион загадок о животных.

Заранее подготовленные дети загадывают загадки.

Воспитатель. Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным?

Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, соль для кабанов, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц. Ответы детей. Сформировано стремление помочь животным в трудных условиях.

Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?

Что мы видели в зимнем лесу? Давайте посмотрим на экран и еще раз вспомним, следы каких животных и птиц видели.

Сегодня мне было очень приятно с вами работать, и в память о нашей встрече я хотела бы вам подарить фотографии следов различных животных. Надеюсь, вы с ними как следует ознакомитесь и станете настоящими следопытами. Ответы детей.

Дети обмениваются впечатлениями от путешествия. Сформирован навык общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками.

Конспект НОД по ФЦКМ

для детей подготовительной группы

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Социально-коммуникативное развитие»;

Тема. «Ярмарка профессий»

Образовательные: Дать представления детям о том, когда может случиться пожар. Обобщить представление о труде пожарных расширить и углубить знание о правилах пожарной безопасности. Расширять и закреплять представления детей о профессии швеи. Познакомить детей с профессией энтомологом.

Развивающие: Развивать умение реально оценивать возможную опасность.

Развивать представления детей об инструментах и тканях, используемых в да профессии швеи.

Воспитательные: Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях. Воспитывать у детей уважение к труду людей.

Воспитывать бережное отношение к насекомым.

Методы и приемы: рассказ, беседа, вопросы, показ образца.

Демонстрационный материал: картинки, ИКТ, швейная машинка, журналы, машина пожарная.

Раздаточный материал: картинки, мерка, ткань, ножницы.

Предварительная работа: Рассматривание картинок с изображением профессий, составление описательных рассказов по теме.
Чтение художественной литературы С. Михалкова «Дядя Степа». Проведение дидактической игр «Кому что?». Раскрашивание бабочки.

Ход занятия:

Организационно-мотивационная часть.

Звучит музыка.

Воспитатель: Ребята у нас начинается ярмарка. Подходите здесь вы узнаете много интересного о профессиях. (Трое из детей стоят за столами и раздают приглашение, чтобы рассказать о своей профессии. Так дети делятся на 3 подгруппы.)

Основная часть.

1-ребенок начинает свой рассказ:

Есть такая профессия, без которой в современном мире обойтись никак нельзя. Это профессия называется «швея». А раньше она называлась портной. Каждый день мы надеваем одежду, как правило, не задумываясь о тех людях, которые шьют ее для нас. О том, какие у нее особенности и какими инструментами работает швея, мы поговорим сейчас.

Швея работает в ателье, в небольшой бригаде, в которой у каждого свои обязанности. Кто-то из выполняет ручные работы с помощью иглы, ножниц, кусочка мела, кто-то работает на швейных машинках - соединяет детали одежды при помощи швов и строчек, кто-то занят утюжкой платья, пальто или блузки. Важно, чтобы готовая вещь порадовала заказчика!

Если швея работает на швейной фабрике, то здесь он входит в состав большого коллектива швейников. Одежду на фабриках шьют крупными партиями, а модели разрабатывают художники Дома моделей. Раскроенную ткань передают в бригаду портных: одни портные сметывают ее, другие сшивают, третьи утюжат.

Чтобы сшить изделие нужно снять мерку. Давайте с вами сейчас попробуем измерить друг друга. Когда мерки сняты рисуют лекало. Дети обводят мелом на ткани. Затем вырезают лекало. Людмила Андреевна соединяет на машинке части лекала. Работа закончена.

Ребята давайте поиграем вот лежат пазлы и вам нужно найти инструменты, которые швея использует в своей работе. Дети собирают пазл.

2-ребенок рассказывает:

Моя профессия пожарный. Работа пожарных трудная, тяжелая: ведь при тушении огня они рискуют жизнью, спасают людей, и их вещи.

Вопрос к детям: «Какими должны быть пожарники?»

Ответы детей: Пожарные должны быть сильными, ловкими, смелыми, закаленными.

Ребенок продолжает рассказ: Они должны выносить из огня людей, работать в пламени, в дыму.

Ездят пожарные на пожарной машине. (Детям предлагают рассмотреть пожарную машину).

В пожарной машине имеется рация для связи с пожарной частью и другими машинами. Еще на машине есть сигнальные огни- синие, а также звуковой сигнал. Они нужны чтобы другие машины уступали дороги. В машине есть пожарные рукава со стволами, из которых вода идет сильной струей. Еще есть лестница, которая поднимается до пятого этажа и выше.

пожары происходят от несоблюдения правил пожарной безопасности.

Давайте их вспомним (по картинкам).

Воспитатель:Ребята сейчас вы можете задать вопросы пожарному

Дети задают вопросы. (Например)

По какому номеру вызвать пожарных по телефону?

В чем заключается ваша профессия?

Воспитатель: А сейчас ребята я задам вам вопрос, а вы хором должны отвечать: "Это я, это я, это все мои друзья".

Кто, услышав запах гари. Сообщает о пожаре?

Кто из вас, заметив дым, закричит: "Пожар, горим!"

Кто из вас шалит с огнем утром вечером и днем?

Кто костров не разжигает и другим не разрешает?

Воспитатель: Ребята сейчас мы поиграем в игру «Вызови пожарных»

Дидактическая игра «Вызови пожарного»

Стоит телефон детям нужно набрать номер пожарной части и назвать фамилию, имя, домашний адрес.

3-ребенок рассказывает:

Моя профессия энтомолог. Это редкая профессия. Я занимаюсь изучением насекомых. Включаем ноутбук и по презентации ребенок рассказывает.

На земле много разных видов пауков. Почти все они не опасны для человека. Все пауки плотоядные за исключением одного вида, который питается растительной пищей.
Пауки – пауки относятся к типу членистоногих. Посчитайте у паука лапки, их восемь). Тело паука состоит из двух частей. На брюшке у паука есть паутинные бородавки, именно они выпускают жидкость, которая подобно клею застывает на воздухе, образуя нить. Все пауки плетут паутину. При этом у каждого паука свой вид паутины.
В большинстве случаев у паука 8 или 6 глаз (поэтому он вас так хорошо видит).
С помощью паутины паук ловит свою добычу, обычно это насекомые. Затем он впрыскивает в них яд (жертва размягчается, внутренности превращаются в питательный раствор), по истечении нескольких часов паук высасывает жертву.
Паутина - очень прочный материал, кроме того она липкая (покрыта капельками клея). Но как тогда паук по ней передвигается и не прилипает? Дело в том, что на лапках паука есть волоски, так что лапка не соприкасается с клеем, паук буквально скользит по паутине «на цыпочках».
Паутина нужна паукам не только для ловли добычи. Паутину молодые паучки используют как средство передвижения.

А вы можете найти информацию о насекомых в интернете, в журналах, в энциклопедиях. Детям дают журналы посмотреть про насекомых. Показывают энциклопедию. Дети мы сейчас с вами поиграем.

Пальчиковая гимнастика «Паучина»

Затем дети в подгруппах меняются и переходят за другой стол, чтобы узнать одругой профессии.

Рефлексивно-оценочная часть.

Ребята наша ярмарка заканчивается подойдите ко мне. Садимся на стульчики. Расскажите мне ребята о каких профессия вы сегодня узнали? Что для вас было новым, чего вы раньше не знали. О каких профессиях вы хотели бы узнать в следующий раз?

Конспект НОД по ФЦКМ с использованием ИКТ «Беседа об истории создания книги» для детей подготовительной группы

«Беседа об истории создания книги»

Цель : формировать у детей интерес к книге и потребность в чтении; расширять и уточнять представления о людях разных профессий.

Программные задачи:

- обучающие:

Продолжать обогащать представления детей о мире предметов;

Познакомить детей с историей создания книг и материалом, из которого их делают;

Учить рассказывать о знакомом герое из сказки, рассказа; учить работать в парах;

Знакомить с правилами безопасного чтения;

- развивающие:

Расширять и уточнять представления о людях разных профессий;

Развивать умение поддерживать беседу;

- воспитательные:

Воспитывать у детей интерес и любовь к книге, бережное к ней отношение;

Развивать умение свободно общаться с взрослыми и детьми, проявлять доброжелательные отношения друг к другу.

Интеграция образовательных областей:

познание

коммуникация

социализация

Словарная работа:

Клинопись, папирус, береста, пергамент, свитки, лесоруб, печатник, переплетчик;

Оборудование:

Иллюстрации знакомых книг;

Ноутбук, телевизор;

Слайды (клинопись, свитки, береста, папирус) ;

Музыкальная динамическая пауза «Елочка»;

Комнатное растение «Циперус папирус».

Предварительная работа:

Просмотр презентации «Кто работает в библиотеке»;

Чтение рассказа А. Баркова и Р. Сурьянинова «Откуда пришла книга»;

Чтение сказок, рассказов, рассматривание иллюстраций;

Заучивание пословиц о книге.

Ход совместной деятельности:

Вводная часть:

Перед началом занятия дети рассматривают выставку книг, делятся впечатлениями, отмечают, какие книги по размеру, количеству страниц, наличию иллюстраций, какие из них хотели бы прочитать.

Загадка: Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

– Сегодня мы совершим путешествие в прошлое. Я расскажу вам, как появилась книга, но сначала поиграем.

Игра: «Хорошо или плохо? »

Основная часть:

1. Послушайте о том, как появились первые книги.

(Просмотр презентации: «История создания книги»)

«Очень давно, когда люди не знали, что такое бумага, они записывали слова - значки /иероглифы/ высекая их на камне. Позднее стали выдавливать надписи на мягкой глине тонкими деревянными палочками. Такие записи назывались клинопись.

В древнем Египте использовали для письма папирус, который делали из тростника. Это растение дожило до наших дней и используется во многих домах как комнатное растение. Называется оно циперус папирус. И у нас в группе есть такое растение. Вот оно. Этот материал очень напоминал нашу современную бумагу.

У нас в России простые люди писали на бересте. Это тонкий слой верхней части коры нашей белоствольной березы. Важные государственные указы и грамоты писали на специально обработанной тонкой коже, пергаменте, который затем скатывался в трубочки – свитки. И, наконец, изобрели бумагу».

Как вы думаете, из чего делают бумагу? (из дерева)

Чтобы дерево превратилось в бумагу нужно потрудиться людям многих профессий.

Лесорубы пилят в тайге деревья, очищают стволы от веток, сплавщики сплавляют их по реке. Затем бревна везут по железной дороге на деревообрабатывающий комбинат. Тут их очищают, распиливают, размачивают и варят в огромных котлах, пока не получится жидкая волокнистая масса. В нее добавляют мел, чтобы бумага была белая, и пускают в специальную машину, из которой выползает готовая бумага и на вращательном барабане сматывается в рулон. Готовую бумагу развозят по типографиям, где печатают книги.

Физ. минутка «Елочка» (под музыку) .

Люди, каких профессий трудятся над созданием книги? (писатели, художники, печатники, наборщики)

Умные машины разматывают бумагу с барабана, разрезают, печатают, скалывают листы в отдельные тетради, сшивают их и делают переплет.

Вот какой длинный и трудный путь у книги и сколько людей принимает участие в ее создании.

2. Послушайте стихотворение С. Я. Маршака

«Как печатали вашу книгу»

Взяла машина лист простой

И наложила краску.

И вот писатель Лев Толстой

Рассказывает сказку.

Хоть у машины нет ума,

Но знает она дело.

Листы нарежет вам сама

И сложит их умело.

А переплетчик их сошьет,

Края обрежет мигом,

Потом оденет в переплет,

И вот пред вами книга.

А сделать их попробуй

Искусство тонкое – печать,

И требует учебы.

Дети, кто из вас знает, какие правила надо соблюдать, чтобы наши глаза не устали во время чтения?

Правильно, низко не наклоняться, свет должен падать с левой стороны, не читать лежа и во время движения в транспорте.

А сейчас мы выучим гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз.

Мы читали, рисовали,

Глазки наши так устали,

Дружно встанем по порядку,

Проведем для глаз зарядку.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

(предложить детям проследить глазами за движением, какого либо предмета, двигающегося в разных направлениях.)

А вы умеете беречь книги?

Расскажите, как нужно правильно пользоваться книгой, чтобы она прослужила нам очень долго.

3. Работа в парах . На отдельном столе у воспитателя иллюстрации с героями сказок (рассказов, известных детям. Дети договариваются, кто с кем будет в паре, выбирают одну иллюстрацию, садятся и обсуждают, из какой сказки (рассказа) этот герой и что он совершил.

4. Послушайте пословицы о книге. (Подготовленные дети читают пословицы)

«Книга – друг человека».

«Возьмешь книгу в руки – не будет скуки».

Итог: - Скоро вы пойдете учиться в школу и из книг узнаете очень много интересного. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, относитесь к ним бережно.

Рефлексия: - Что интересного запомнилось из нашей беседы.

НОД по формированию целостной картины мира.
Воспитатель СП МОУ СОШ №15 г.Балашова Саратовской области
Парамонова Татьяна Николаевна

Возраст детей: подготовительная группа
Тема: «Занимательная лаборатория».
Цель: Ознакомление детей со свойствами воды.
Развивать навыки проведения познавательно - исследовательской деятельности с помощью лабораторных опытов.
Развивать мыслительные операции (анализ, познавательные и психические процессы), умение связно излагать свои мысли, воспитывать любознательность.
Формировать социальные навыки; прививать бережное отношение к воде.
Интеграция: «Безопасность», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература», «Здоровье».
Методы проведения: объяснительно-илюстративный, эвристическая беседа, проведение опытов.
Предварительная работа: Беседы о воде и её роли в жизни человека и растений.
Использование игр, загадок о воде в режимных моментах.
Наблюдение за свойствами воды на прогулках.
Материалы и оборудования: Ёмкость с водой, ёмкости разной формы (стеклянные колбы разной формы), зеркало, кусочки льда, электроплита для опытов, воронка, салфетки, стаканчики с водой, акварельные краски, музыкальный центр (музыка «Звуки воды»), картинки с изображением трёх свойств воды.
Ход НОД:
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в волшебную лабораторию. А что такое - лаборатория? (место, где проводятся исследования, научные опыты). В лаборатории надо вести себя тихо, руками ни чего не трогать, работать по плану, быть очень внимательными. Но прежде, я попрошу вас разгадать загадку: « Я и туча, и туман, и ручей и океан, и летаю и бегу, и стеклянной быть могу!» (ответ детей - вода) Следовательно, сегодня мы в лаборатории будем наблюдать свойства воды.
- Ребята, посмотрите у вас на столах стоят стаканчики с водой. Что вы можете сказать о воде, какая она? Попробуйте описать её. (прозрачная, без цвета, без запаха, т. д).
Воспитатель окрашивает воду в стаканчиках. Что произошло с водой? (она поменяла цвет).
- А какого цвета была вода до того как мы её окрасили, был ли у воды цвет? (нет, она была прозрачная).
Вывод: Вода - прозрачная, бесцветная.

Опыт: «Вода-жидкость, не имеет собственной формы».
Детям предлагается медленно наливать воду из емкости в посуду разной формы. Дети наблюдают текучесть воды (вода жидкая).
-Ребята, легко было перелить воду? (да). Почему, как вы думаете? (вода текучая, жидкая).
- Если бы вода не была жидкой, смогли бы мы её перелить? (нет). Она не смогла бы течь в реках, ручьях, не текла бы из водопроводного крана, поэтому воду называют жидкостью.
- А есть ли форма у воды?
Дети, рассмотрев разную посуду наполненную водой, делают вывод , что вода принимает форму сосудов, в которые её наливают.
Воспитатель на доске размещает картинку с изображением льющейся воды в стакан.
Опыт : «Вода может нагреваться»
-А теперь мы попробуем нагреть воду.
Дети наблюдают за нагреванием воды.
- А что происходит с водой при сильном нагревании? (кипит, булькает, бурлит, шумит).
- А какая кипящая вода? (горячая). Ей можно обжечься? (да).
Напомнить детям правила безопасности при использовании электрических проборов (не включать приборы без присмотра взрослых, не подходить близко к включенным электро проборам, не пытаться самим кипятить воду, быть осторожными с горячей жидкостью).
- В каких случаях используют горячую воду? Для чего нам необходимо её нагревать? (мама готовит суп, чай, компот, в грелке). Тёплую? (в водопроводном кране, где моем руки, в ванне для купания).
Вывод: вода может нагреваться, быть тёплой и горячей. (картинка с изображением кипящей воды)
Опыт: «Пар-это тоже вода».
-А что образуется при кипении воды? (пар)
Подержать зеркало над кипящей водой. Показать детям образовавшийся конденсат.
-Ребята, что вы видите на поверхности зеркала? (капельки воды).
-Правильно, горячий пар в соприкосновении с холодным зеркалом образует капельки воды.
Вывод: пар - это очень сильно нагретая вода (картинка с изображением конденсата).
Динамическая пауза: игра «Хорошо - Плохо» (на ковре с мячом)
Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч ребёнку со словами: «вода - это полезно». (Ответы детей: вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть полы, посуду, стирать одежду, закаляться водой, поливать цветы, растения в огороде, в воде живут рыбы, различные животные.) Затем: « вода - это вредно». Дети по очереди дают свои ответы (если напиться холодной воды можно заболеть, горячей водой можно обжечься, нельзя пить воду из крана, если не умеешь плавать, можно утонуть, если часто поливать растения они могут погибнуть, бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути.)

Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием. А теперь мы снова отправимся в нашу лабораторию.
Сюрпризный момент: Входит ребёнок, переодетый в костюм снеговика, на подносе блюдца со льдом накрытые полотенцем.
Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? (снеговик).
Что ты нам принёс?
Снеговик: С начало пусть ребята разгадают мою загадку. Он как алмаз: и твёрд и чист, на солнышке сверкает. Но пригревать начнут лучи, он тут же и растает (лёд).
Опыт : « Лёд - это тоже вода».
Дети рассматривают кусочки льда.
- Какой лёд? (твёрдый, прозрачный, холодный).
- Как получается лёд? (если заморозить воду).
- Где образуется лёд? (зимой на реках, в водоёмах, в холодильнике).
- При какой температуре образуется лёд? (при низкой, когда очень сильный мороз).
Предложить детям подержать лёд в руках.
- Что произошло? (лёд растаял). Почему? (руки тёплые).
Вывод: лёд - это вода очень сильно замороженная (картинка с изображением льда).
Аутотренинг: «Три свойства воды» (пантомима под музыкальное сопровождение).
- Ребята, давайте попробуем изобразить три состояния воды. Сначала жидкое состояние - текучее, потом парообразное, как вода переходит в пар, а затем твёрдое - лёд.
Дети стоят по кругу и изображают все свойства воды с помощью пантомимы.
Итог: Ребята, вот и закончились исследования, в нашей волшебной лаборатории. Вода одно из самых удивительных веществ на нашей планете. Вода добрый друг и помощник человека.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Смоет грязь с лица и рук?
Без чего не сможет мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку не прожить?
Что бы лился дождик с неба,
Что б росли колосья хлеба,
Что бы плыли корабли -
Жить нельзя нам без воды!
- Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А, что для этого нужно делать? (не загрязнять реки, озёра, моря, не оставлять включенный водопроводный кран).
Анализ: Ребята, что сегодня в нашей лаборатории мы узнали о воде? Что исследовали?
(вода-жидкость, не имеет форму, может нагреваться, пар - это тоже вода, лёд- это замороженная вода).
Понравилось вам проводить опыты?
-Мне тоже очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были активны, любознательны, давали правильные ответы и поэтому я хочу вам подарить эти весёлые капельки (детям раздаются улыбающиеся капельки).

Конспект занятия по ФЦКМ в подготовительной группе «Безопасный дом»

Цель: создать условия для осознанного отношения к себе и своему здоровью, закрепить навыки безопасного поведения ребенка дома.

Задачи:

  1. Обобщить знания детей по теме «Безопасное поведение дома». Закрепить знания телефона экстренной пожарной службы
  2. Закрепить представления детей о предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, помочь детям самим сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами.
  3. Развивать творческие способности детей при анализе ситуации и составлении плана выхода из неё.
  4. Воспитывать коммуникативные навыки, правильное отношение к своему здоровью и безопасности в жизни.

Оборудование : красный мяч, плакат с изображением опасных и безопасных предметов, сами эти предметы.

Ход занятия :

Воспитатель. Дети, сегодня для нас пришло письмо, а от кого не написано. Только есть загадка. Давайте ее отгадаем и тогда узнаем, кто прислал нам письмо. Загадывает загадку:

В каморке у Карло мальчишка живет.
Из сказки известно - наивным слывет,

Нос у него деревянный и длинный.

Так как же зовут его? (Буратино)

Молодцы, правильно угадали! Письмо нам прислал Буратино. А что он в нем написал, мы сейчас прочитаем. Воспитатель читает письмо:

Здравствуйте, дети! Спешу вам пожаловаться! Папа Карло срочно уехал на несколько дней к своему другу, а меня оставил дома с этой противной девчонкой Мальвиной. Она мне ничего не разрешает, постоянно делает замечания: то я не так нож держу или кладу его не на место, то я лекарства беру и ем их якобы без надобности, но они же вкусные и красивые. Как их не съесть?! Я хочу свободы и могу находиться дома один. Что может случиться? Я ведь уже большой. Ребята помогите мне разобраться, кто прав я или Мальвина!

Ребята, поможем Буратино разобраться, ведь мы-то знаем что, если себя не правильно вести, то дома может случиться много неприятностей. Согласны?

Дети: да!

Воспитатель. Посмотрите на картинки и расскажите, какие неприятности могут случиться дома (на мольберте модели пожара, разбросанных острых предметов).

Дети:
1. Может случиться пожар
2. Можно пораниться или порезаться об острые предметы и т.д.

Воспитатель:

Правильно, первая опасность, которая может возникнуть дома – пожар. Пожар - это страшная беда вы, конечно, об этом знаете. Во время пожара горят дома, а самое ужасное - гибнут люди. Ребятки, скажите пожалуйста, как может начаться пожар?

Дети: пожар может возникнуть в результате неисправности проводки, но чаще всего пожар возникает при неумелом и неосторожном обращении с бытовыми приборами и спичками, зажигалками.

Воспитатель:

Дети, давайте встанем в круг и поиграем в игру «Опасно - пожар». У меня в руках красный мячик. Красный цвет – цвет опасности. Я начну стихотворную строку, а тот, кому я передам мяч, должен ее закончить.

1.Где с огнем беспечны люди, 2. Красный отблеск побежал.

Там взовьется в небе шар Кто со спичками … (играл).

Там всегда грозить нам будет

Злой - … (пожар)

3.Стол и шкаф сгорели разом. 4.Дым столбом поднялся вдруг,

Кто сушил белье над … (газом). Кто не выключил … (утюг).

5.Дым увидел – не зевай, 6.Помни каждый гражданин:

И пожарных… (вызывай) Это номер … (01).

Воспитатель:

Ребята, а теперь внимательно посмотрите на эти рисунки. Постарайтесь отгадать загадки об изображенных здесь предметах. Тот, кто правильно отгадывает, берет предмет в руки и говорит, какой вред может принести он, если с ними не правильно обращаться (ребенок подходит, берет предмет и говорит о нем)?

Это тесный-тесный дом.

Сто сестричек жмутся в нем.

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костер. (Спички)

Я под мышкой посижу

И что делать укажу:

Или разрешу гулять,

Или уложу в кровать. (Градусник)

Грибникам он очень нужен,

Без него не сваришь ужин,

На охоту не пойдешь.

Что же это?.. (Нож)

Они обычно для шитья;

И у ежа их видел я;

Бывают на сосне, на елке,

А называются?.. (Иголки)

Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит:

–Эй! Сними меня! – кричит. (Чайник)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук.

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Очень любят обрезать,

Разрезать и надрезать. (Ножницы)

Не хочу я молчать –

Дайте вволю постучать!

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

По одежде он плывет,

Как горячий пароход.

Стало все белье на диво

Очень гладким и красивым. (Утюг)

Очень хрупкая я,

Берегите меня.

Если только разобьете –

Лишь осколки соберете. (Стеклянная банка)

Физминутка «Буратиио»:

Движения выполняются по ходу стихотворения.

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Воспитатель: а теперь, ребята, скажите, какими из этих предметов детям вообще нельзя пользоваться? Какими предметами можно пользоваться детям, но очень осторожно и вместе с взрослыми? (ответы детей).

Давайте, значит, на спички приклеим красной крестик, а около остальных предметы поставим восклицательный знак, так как ими пользоваться нужно осторожно и вместе со взрослыми.

– А можно ли отвлекать, толкать другого, если он режет, шьет, прибивает гвоздь? Что может при этом случиться?

– Ребята, где у вас дома хранятся такие опасные предметы? Разбросаны ли они по квартире или занимают определенные места. Куда мама или бабушка убирают иголки, булавки, ножницы? Где папа или дедушка хранят инструменты? Где находятся лекарства, градусник?

– Давайте представим себе, что мы попали в дом, где царит полный беспорядок: все вещи разбросаны. Вам нужно навести порядок и все опасные предметы разложить по местам: аптечка, ящик для инструментов, кухонный шкафа, коробка для рукоделия. (Дети делятся на 4 команды, каждая из которых раскладывает свою группу предметов, изображенных на картинках).

Воспитатель:

Молодцы, ребята! Скажите мне, пожалуйста, а если вдруг случилась беда, и вы причинили себе вред опасным предметом, что нужно немедленно сделать? (позвать на помощь взрослых или позвонить в скорую помощь – 03).

А сейчас, подводя итог нашему занятию, ребята прочитают стихи о правилах пользования опасными предметами:

Итак, ребята, помним всегда: Спички не тронь,

Дома острые ножи В спичках огонь!

Ты на место положи, Не играй, дружок, со спичкой

Не раскидывай иголки Помни, ты, она мала,

Убери их на полку. Но от спички-невелички

Если ножницы достал, Может дом сгореть дотла

Убери, откуда взял

Тогда ни девочки,

Ни мальчики не порежут

Свои пальчики.

С газом будь осторожен,

От газа пожар возможен!

Пусть помнит каждый гражданин,

Пожарный номер – 01!