Как приучить ребенка к самостоятельным играм. Приучение ребенка к самостоятельности

Инструкция

Начинайте приучать ребенка к самостоятельному одеванию примерно с 1,5 лет. С этого возраста у малыша формируется наглядно-действенное мышление. Он учится взаимодействовать с предметами, понимать их назначение. Чтобы процесс овладения навыком одевания не происходил стихийно, показывайте ребенку, как именно необходимо надевать ту или иную вещь.

Сначала покажите, как надеваются самые простые вещи, например валенки, варежки и др. То есть такие предметы одежды, в которых нет сложных застежек, замков и завязок. При успешном решении этой задачи у малыша возникнет интерес к процессу. Обязательно хвалите ребенка за его успехи в этом нелегком для него деле. В детском саду или в гостях ставьте своего ребенка в пример детям, которые еще не умеют одеваться. Это повысит самооценку малыша, что положительно скажется на его стремлении к самостоятельности.

Вызовите интерес ребенка к одеванию при помощи куклы. Она внешне наиболее похожа на человека. Применяйте игровой метод, попросите ребенка одеть куклу на прогулку. При этом скажите, что он уже взрослый, а кукла – маленькая. Она не умеет сама надевать вещи. Желательно, чтобы у куклы был полный набор одежды: майка, трусы, платье, кофта, обувь, шапка, пальто, шарф. В ходе игры ребенок будет понимать, как нужно надевать вещи. Кроме того, он усвоит последовательность надевания вещей. То есть сначала на куклу нужно надеть белье, потом платье, кофту и так далее. Пусть кукла станет для ребенка товарищем по обучению.

Наберитесь терпения. Недопустимо торопить ребенка, когда он пытается самостоятельно одеться. Поддерживайте его, подбадривайте. Пусть он видит, что вы гордитесь им. Это станет хорошим стимулом к его дальнейшим действиям. Выказывая недовольство тем, что вам приходится долго ждать ребенка, пока он оденется, вы покажете свою нервозность. Это состояние сразу передастся ребенку, и он также начнет нервничать. Как итог – ненужные капризы и нервы.

Поддерживайте малыша в его стремлении самому надевать одежду. Пусть он пробует, учится, закрепляя показанные действия. Не стоит делать за него то, чему, по вашему мнению, ему еще рано учиться. Ограничивая ребенка в его стремлениях к самостоятельности, вы сами постепенно воспитываете в нем лень. Со временем он не станет даже предпринимать попытки для того, чтобы что-то сделать самому. В будущем таким детям очень сложно адаптироваться к взрослой, самостоятельной жизни. Они не смогут сами принимать решения, а станут ждать, пока проблему за них решат родители.

Иногда бывают такие ситуации, когда ребенок уже подрос, но он не умеет без помощи матери совершать элементарные действия: заправлять постель, одеваться, собирать портфель, мыться. Самостоятельность – это важное качество, без которого человеку в современном мире существовать крайне тяжело. Чем раньше ребенок научится быть самостоятельным, тем легче в будущем будет ему и его родителям. Поэтому важно приучить малыша к самостоятельности.

Почему важно быть самостоятельным

Многие простые действия, на которые родители не обращают должного внимания, стимулируют развитие головного мозга, мелкой моторики. К примеру, это происходит, когда малыш сам застегивает рубашку, завязывает шнурки. Рано приученные к самостоятельности дети становятся организованными, дисциплинированными и успешными взрослыми людьми, умеющими нести ответственность за свои действия, принимать решения, рассчитывать только на себя. Когда ребенок решает те или иные задачи, не прося родителей ему помочь, он становится , с большей охотой проявляет инициативу и развивается, как личность.

Мысль «я сам» у малыша впервые появляется в возрасте 2-3 лет. В этот период он активно исследует поведение окружающих, копирует их действия, стремясь самостоятельно их воспроизвести и понять. Со временем подобное рвение исчезает, поэтому важно начинать учить ребенка быть самостоятельным с 2 лет.

Самостоятельным ребенка можно назвать тогда, когда он может сам решать ежедневные бытовые задачи, преодолевать некоторые трудности без помощи взрослых. Ребенок должен уметь сам себя обслуживать и проявлять заботу к окружающим вещам (чистить зубы, убирать за собой грязную посуду, одеваться, наводить порядок в детской, поливать цветы). Ребенок должен быть знаком с настоящими предметами быта. Для приучения к самостоятельности игрушки не подходят. В первые несколько раз лучше всего выполнять действие вместе со своим чадом, к примеру, мыть посуду. Как только родители убедятся в том, что ребенок освоился, необходимо дать ему свободу действий. Это поможет ему создать свой стиль поведения, а не повторять за взрослыми постоянно.

Чтобы ребенок почувствовал себя самостоятельным, он должен ощущать, что его мнение имеет значение для родителей и других членов семьи. Важно принимать решения, касающиеся его лично, посоветовавшись с ним и услышав его мнение. К примеру, можно спросить у ребенка, что он хочет съесть на завтрак: омлет, кашу или чай с бутербродом? Малыш поймет, как важно иметь свое мнение и быть независимым.

Ошибки родителей

Родители совершают которые не только мешают малышу стать самостоятельным, но и порождают множество комплексов и страхов. Не следует постоянно исправлять ребенка. Он должен научиться сам находить свои ошибки и исправлять их. Ребенок, которого часто исправляют, становится зависимым от мнения взрослых и нуждающимся в их одобрении.

Многие родители не дают своему чаду возможность стать самостоятельным. Они мешают ему проявлять инициативу. К примеру, если ребенок хочет сам помыть голову, родители сопротивляются, уверенные в том, что взрослым лучше знать, как правильно настраивать температуру и массировать голову. Пусть ребенок на первых порах будет ошибаться. Это совершенно нормально, главное, что у него будет свой опыт. Задача родителей – находиться рядом, следить, подбадривать и направлять, не забывая хвалить малыша за его маленькие успехи и инициативу.

Так редко бывает, но бывает... И не потому, что вы плохой родитель! Просто есть такие темпераментные и упрямые дети, которые не хотят сдаваться.

По этой причине многие специалисты, занимающиеся проблемами сна, рекомендуют приучать малыша к самостоятельному засыпанию (другими словами, «давать ему выплакаться»).

Да, я признаю, что иногда дать ребенку выплакаться необходимо - но это не должно быть первым, что вы сделаете. Мы все можем открыть дверь, пнув ее ногой, но разве вы не предпочтете повернуть ручку?

Подумайте, не было ли у малыша каких-то душевных травм, нет ли страхов, не произошло ли в его жизни больших перемен (смена детского учреждения, дома или няни), не стал ли он свидетелем семейных ссор и т.д.

Поразмыслив надо всем этим, можете подумать о приучении к самостоятельному засыпанию... Но делать все нужно правильно!

Три метода приучения к самостоятельному засыпанию

За последние двадцать лет специалисты выделили три стратегии приучения ко сну плачущих, сопротивляющихся младенцев:

  • «Раз и навсегда» (также называется «Искоренение»).
  • «Дольше и дольше» (также называется «Постепенное искоренение»).
  • «Подними/положи» (также называется «Угасание» или «Мама рядом»).

Ниже представлен краткий обзор этих методов, а также мои рекомендации по выбору линии поведения.

Раз и навсегда

При использовании этого метода вы кладете ребенка в кроватку, желаете ему спокойной ночи, а затем уходите и игнорируете все его крики и плач до утра.

Специалисты, которые выступают за использование этого метода, считают, что детям нужно позволять плакать, чтобы их не избаловать. Но существует множество причин, по которым я рекомендую вам отказаться от этого подхода:

  • Если вашего ребенка стошнит или он случайно поранится, вы не узнаете об этом до утра.
  • Ваше внезапное отсутствие может привести ребенка в замешательство, он может почувствовать себя брошенным.
  • Малыш сильно расстроится, если он чувствителен и пуглив по натуре, а также если он пребывает в стрессе после событий дня.
  • Некоторые робкие и чувствительные дети просто не способны успокоиться, не получив поддержки и утешения.
  • Очень неуважительно игнорировать крики тех, кого мы любим.
  • Родители из-за этого чувствуют себя ужасно (испытывают беспокойство, чувство вины, неверие в свои силы, ощущение собственной несостоятельности).

Исследования показывают, что этот подход может оказаться эффективным. Но разве это правильно: весь день показывать ребенку, что он в безопасности, давать ему понять, что «мама и папа помогут», а потом уничтожать это доверие, как только сядет солнце?

Дольше и дольше

Вначале определите, какой у вашего ребенка темперамент.

Он неуступчивый, упрямый и энергичный? Если да, то будьте готовы к тому, что придется действовать более жестко и что ребенок будет плакать час или больше.

Ваш малыш робкий, чувствительный и осторожный? Если да, то вам придется чаще заглядывать к нему (пусть и ненадолго), чтобы успокоить его и показать, что о нем не забыли.

А если ребенок очень чувствительный, чего-то боится или пережил какую-то травму или большие перемены, я настоятельно рекомендую не использовать этот подход и перейти к следующему («Подними/положи»).

Если вы все же выберете этот подход, вот как следует действовать. После привычной процедуры подготовки ко сну:

  • Положите ребенка в кровать, включите белый шум, скажите «Спокойной ночи» и выйдите из комнаты. (Детям постарше помогают маленькие любимые игрушки или вещицы.)
  • Снова загляните к малышу через три минуты плача. (Выключите яркий свет в коридоре, оставьте только ночник в комнате.)
  • Не входите в комнату, а только приоткройте дверь и просуньте голову в щель на несколько секунд (достаточно для того, чтобы проверить, не поранился ли ребенок и не стошнило ли его). Скажите что-нибудь нежное и ободряющее, например: «Спокойной ночи, дорогой. Я тебя поцелую, как только наступит утро», - затем уходите.
  • Если ребенок продолжает плакать, вернитесь через пять минут, проделайте все то же самое и уходите. Если малыш не успокаивается, вернитесь через десять минут, затем приходите каждые пятнадцать и все время говорите одно и то же. (Именно поэтому этот подход называется «Дольше и дольше».)

Возможно, вы боитесь, что если будете показывать малышу только лицо, то он расплачется еще больше. Но ваша задача заключается в том, чтобы показать ребенку: вы его любите и вас волнуют его чувства, но вы приняли решение не заходить и не уступать неразумным требованиям.

Не поддавайтесь искушению остаться надолго. В том случае, если вы будете говорить с ребенком дольше и подойдете ближе к его кроватке, малыш, скорее всего, только расплачется еще сильнее (так реагирует большинство детей, но не все). Это происходит потому, что (1) вы расстраиваете малыша (все равно что держать пакет с картофельными чипсами перед носом у голодного ребенка, но дать ему всего одну штучку) и (2) вы дразните его (у ребенка появляется надежда, что его крики достигли цели, но потом вы вновь уходите из комнаты).

Приготовьтесь к тому, что первая ночь будет трудной. Вам придется проявить жесткость. А во время ночных пробуждений нужно будет повторить весь процесс.

Обычно вторая ночь проходит точно так же или немного хуже, но на третью ночь дело налаживается. А вечером четвертого дня большинство детей засыпают быстро и спят до утра.

(Примите к сведению: малыш может озадачить вас тем, что на третью или четвертую ночь снова начнет кричать и проплачет целый час. Это может случиться, если он недомогает, если он очень настойчив и упрям или если вы ведете себя непоследовательно - слишком много разговариваете, подходите слишком близко или остаетесь с ним надолго. Если вы оказались в такой ситуации, не отчаивайтесь. Просто удостоверьтесь в том, что с ребенком все в порядке, и придерживайтесь выбранного плана.)

Не используйте метод «Дольше и дольше» при укладывании ребенка на дневной сон. Раздраженный ребенок может проплакать все отведенное на него время, а потом до самого вечера чувствовать себя несчастным. К счастью, после того как установится ночной сон, дневной наладится автоматически. Так что просто продолжайте соблюдать гибкий режим дневного сна и не забывайте про любимую игрушку и правильный белый шум.

Вот еще несколько советов, которые помогут вам добиться успеха:

  • Удостоверьтесь, что оба родителя пришли к согласию относительно выбранного плана действий.
  • Отбросьте мысль, что если вы позволяете ребенку плакать, то вы плохой родитель (это совсем не так). Если, несмотря на идеальную процедуру подготовки ко сну и правильные атрибуты засыпания, малыш все равно не спит, мягкое обучение сну может сделать всех счастливее.
  • Начинайте приучение к самостоятельному засыпанию в конце недели или перед вашим выходным днем, чтобы на следующий день вы могли отдохнуть.
  • Если у вас настойчивый, непокорный, независимый и упрямый малыш, не удивляйтесь, что в первую ночь он может проплакать от тридцати минут до часа... и даже дольше!
  • Если ваш малыш спит в одной комнате с братом или сестрой, пусть более старший ребенок поспит в вашей комнате или в гостиной до тех пор, пока обучение не закончится. И включайте старшему белый шум, чтобы он не слышал плача.
  • Если вы живете в квартире с одной спальней, кладите малыша в спальне, а сами временно переберитесь в гостиную.
  • Предупредите соседей о ваших планах, чтобы они не забеспокоились и не позвонили в полицию! (Предложите соседям компакт-диск с белым шумом, чтобы они могли спать, когда ваш ребенок плачет.)
  • Поскольку вы не сможете часто заходить к ребенку, чтобы поменять подгузник, смажьте его попу толстым слоем крема для защиты кожи.
  • Иногда боль усиливается, когда мы ложимся. Поэтому, если вы думаете, что у вашего малыша режутся зубы и это вызывает у него болезненные ощущения, спросите у врача, можно ли дать лекарство за тридцать минут до сна.

Примите к сведению: если через полчаса вы почувствуете, что вот-вот сломаетесь и вам нужно идти спасать своего плачущего ангелочка, можете это сделать. Вы всегда должны прислушиваться к своей интуиции. Но помните, что если вы будете вести себя непоследовательно, то невольно можете убедить ребенка в том, что крик позволит ему получить желаемое.

Взрывная реакция - ухудшение перед излечением!

Ваша незамедлительная реакция в первые 3-6 месяцев жизни малыша на самом деле показывает ему, как сильно нужно плакать, чтобы вы быстрее пришли. Это хорошо, ведь ваш малыш должен знать, как вас позвать, если вы ему на самом деле очень нужны.

К сожалению, точно так же, как мальчик из сказки, который поднимал ложную тревогу, крича «Волк!», некоторые дети, призывая родителей, кричат громче пожарной сигнализации, даже если дело несрочное. А еще хуже то, что они могут кричать беспрерывно, если родители не приходят. (Это особенно вероятно, если они переутомились и капризничают.) Поэтому, если для приучения к самостоятельному засыпанию вы решите выбрать метод «Дольше и дольше», не удивляйтесь в первую ночь, что кроха кричит громче и настойчивее, чем когда-либо прежде. На самом деле такое поведение абсолютно нормально в первую и вторую ночи.

Психологи называют это «взрывной реакцией в ответ на прекращение подкрепления» - ребенок заливается слезами перед тем, как образцу поведения приходит конец (или, как говорят на языке психологии, образец поведения «угасает»).

Вероятно, уйдет от двух до четырех дней на то, чтобы малыш понял, что теперь есть исключение из правила «ты плачешь - я прихожу», которому вы обучали его последние четыре месяца. Так что соберитесь с силами перед этим испытанием и помните, что трудности закончатся быстро.

Подними/положи - решение без слез

Метод «Подними/положи» (который также называется «Угасание») я рекомендую родителям, которые хотят избежать слез при укладывании спать. Он отнимает больше времени как ежедневно (от получаса до полутора часов), так и в целом (от четырех дней до двух недель), но может быть очень эффективным и менее травмирующим, чем другие стратегии. Он особенно подходит тем малышам, у которых в жизни происходит много перемен, а также беспокойным или боязливым детям.

Вот как его использовать:

  • Положите малыша в кроватку (разбудите, если он уже заснул).
  • Если плачет, возьмите на ручки и успокойте. Покажите, что вы понимаете его чувства, разговаривая спокойным тоном: «Я знаю, знаю, мой сладкий. Ты просто скажи: "Мама, возьми меня на ручки!" Трудно заснуть, да, мой хороший?»
  • После того как ребенок успокоится, снова положите его в кроватку.
  • Если плачет, возьмите на ручки... и повторяйте весь цикл снова и снова.
  • Как можно меньше укачивайте, поглаживайте, разговаривайте и кормите, чтобы снизить зависимость ребенка от этих требующих вашего участия атрибутов сна.

Этот подход требует большого терпения. Первые несколько ночей вам, возможно, придется брать ребенка на ручки и класть его снова раз по пятьдесят!

Как и всегда, включайте низкочастотный белый шум на все периоды дневного и ночного сна и предлагайте малышу игрушку или другую приятную на ощупь вещицу. И начинайте обучение перед своим выходным днем, чтобы на следующий день можно было подольше поспать утром или вздремнуть днем.

Также вы должны знать, что метод «Подними/положи» плохо работает, если:

  • вы чрезмерно поощряете ребенка (разговариваете с ним, играете, кормите грудью) каждый раз, когда берете его на ручки;
  • у вас упорный, настойчивый и целеустремленный ребенок, который просто так не сдается. (В таком случае вы можете вернуться к методу «Дольше и дольше».)

При использовании методов «Раз и навсегда» и «Дольше и дольше» именно вы устанавливаете желаемое время отхода ко сну. Но при использовании метода «Подними/положи» вы начинаете в то время, когда сам ребенок хочет спать, а потом переносите начало этой процедуры на пятнадцать минут раньше и делаете так каждую вторую ночь, пока не установится нужное вам время.

А что если ребенка стошнит во время приучения к самостоятельному засыпанию?

Одна мама с небольшого острова в Южной Корее написала: «Нашей дочери На Янг сейчас восемь месяцев. Уже примерно месяц она просыпается каждый час и плачет, пока мы не возьмем ее на ручки. Если я сплю, держа ее на руках, она спит по меньшей мере два часа, но в таком случае я совсем не высыпаюсь. Я пыталась просто дать ей выплакаться, но каждый раз она давилась и ее рвало».

Некоторые дети плачут так сильно, что у них напрягаются мышцы живота и содержимое желудка выбрасывается наружу. Естественно, когда это происходит, родители могут почувствовать себя ужасно виноватыми. Нам хочется сразу же помыть и успокоить наших детей перед тем, как снова укладывать.

Но все не так просто: если вы будете слишком много жалеть и ласкать ребенка после того, как его стошнило, вы можете непреднамеренно дать ему понять, что рвота- быстрый способ получить желанное внимание.

Но что вам делать, если ребенка стошнит в первый вечер обучения сну?

Быстро умойте его, избегая долгих объятий и успокаивающих разговоров. Убедитесь в том, что он не болен, замените простыни в кроватке и переоденьте малыша, а затем снова уложите его. Скажите «Спокойной ночи» и снова следуйте избранному плану. Если переборщить с ласками, малыш может воспринять их как поощрение и рвота войдет в привычку.

Как приучить к самостоятельному засыпанию, если Вы с малышом спите в одной спальне

Обучить сну ребенка, который спит в одной комнате с вами, возможно, но определенно сложно.

Когда ребенок видит вас, он, естественно, будет снова и снова пытаться склонить вас взять его на ручки. Именно поэтому - если это вообще возможно - я советую вам с супругом спать в гостиной, а ребенок пусть остается в спальне, пока вы учите его сну. Или подумайте об использовании метода «Подними/положи» вместо «Дольше и дольше».

Но на тот случай, если у вас нет выбора, я дам вам несколько советов, которые помогут провести обучение:

  • Установите в комнате экран или повесьте простыню, чтобы ребенок не мог вас видеть.
  • Если ребенку больше девяти месяцев, заранее постарайтесь заинтересовать его маленькой игрушкой или вещицей.
  • Включайте громкий белый шум, чтобы ребенок не слышал, как вы дышите, разговариваете или храпите (таким образом и его плач будет меньше вас тревожить).
  • Можно начать приучение к самостоятельному засыпанию в периоды дневного сна. Так малыш будет быстрее реагировать, когда вы станете вводить новую систему вечером.

Осторожно - вас все еще может поджидать депрессия

Я надеюсь, что вам не пришлось испытать наплыв тревоги и чувство одиночества, которые типичны для послеродовой депрессии (ПРД). Однако важно знать, что, хотя ПРД обычно случается вскоре после рождения ребенка, она также может незаметно подкрасться к вам через много месяцев после родов и длиться вплоть до нескольких лет. Так что, если вам грустно и вы испытываете беспокойство, без колебаний обращайтесь за помощью.

И помните, что, решив проблему сна у своего ребенка, вы можете продвинуться вперед в борьбе с депрессией. Одна группа исследователей сообщила о том, что 45% мам излечились от депрессии, наладив режим сна у своих детей.

Переобучение: кок помочь ребенку после того, как он отступит от заведенного порядка

Не нужно удивляться, если вам потребуется снова приучать ребенка к самостоятельному засыпанию через пару месяцев после того, как вы сделали это в первый раз. Дети могут вернуться к старой схеме по различным причинам, включая болезни, путешествия (смену часовых поясов), пугающие события или большие перемены в жизни.

К счастью, это отступление от привычного порядка может само выправиться через несколько дней. Однако, если проблема не решается, просто вернитесь к выбранной методике обучения сну и проделайте все шаг за шагом. Обычно с каждым разом все получается быстрее и проще.

С первых минут жизни ваш малыш учится быть самостоятельным. Ему это необходимо, чтобы успешно жить в этом мире. Он учится держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить, есть, умываться, одеваться и раздеваться, играть, собирать игрушки, говорить.
Обретение независимости - непростой и небыстрый, но необходимый путь. Поэтому вам надо набраться терпения и помогать своему малышу.

Прежде всего, поощряйте его желание обрести независимость в мыслях и поступках.
И конечно же регулярно тренируйтесь в приобретении новых и новых полезных навыков.
Итак, как приучить ребенка к самостоятельности?
Существуют такие замечательные малыши, которые сами-проявляют инициативу. Но что же делать, если ваш ребенок не выказывает активного стремления к самостоятельной деятельности?

Помните о правиле эффективного воспитания: любому делу должно сопутствовать радостное настроение.
Поэтому начните приучать ребенка к самостоятельности с того, что действительно может его увлечь.

Если ваш ребенок любит наблюдать за вами на кухне, сшейте ему яркий забавный фартучек, подставьте к столу удобный стул или табуретку и поручите малышу какую-то часть работы - перемешивать фарш, когда вы готовите котлеты, класть начинку в вареники или мыть щеточкой овощи к салату.
Только никаких «горе ты мое луковое» или «дай, я лучше это сама сделаю!». Иначе вы рискуете навсегда отбить у малыша желание помогать вам. Да, когда вы сядете за стол, обязательно отметьте: «А вот этот чудесный винегрет мы сегодня сделали вдвоем!»

Если ваш самостояшка любит возиться с водой, оборудуйте местечко в ванной для этого занятия или расстелите прямо в комнате клеенку или большой кусок полиэтилена, поставьте на него тазик с мыльной водой - пусть стирает свои платочки и носочки. Понятно, что качество такой стирки поначалу оставляет желать лучшего, зато потом вы, возможно, сможете сказать: «Я вообще забыла, что такое стирка».
Приучая малыша к самостоятельности, помните о том, что в любом деле важна постепенность. Не ждите и не требуйте от своего ребенка, чтобы он молниеносно научился аккуратно мыть посуду или вытирать пыль.

По мнению психологов, если регулярно помогать ребенку, со временем в его действиях кроме самостоятельности обнаруживается еще и целеустремленность.
Он увлечен делом и стремится получать не любой, а необходимый результат.

Как быстрее всего отбить у ребенка желание что-либо сделать самостоятельно? Сделать это за него. К примеру, ваша маленькая дочурка хотела вам помочь - полить цветы - и залила все вокруг. Сделайте глубокий вдох, улыбнитесь, мысленно подумайте, как ликвидировать потоп, и скажите: «Какая ты молодец, мамина помощница, а теперь давай вместе наведем порядок. Принеси-ка из ванной тряпку». Вы можете десять раз вытирать разлитую воду, а на одиннадцатый с удивлением посмотрите и обнаружите, что малышка сделала все на редкость аккуратно.

Помните о том, что ваши излишняя осторожность, опасение, что малыш что-то испортит, нехватка времени и терпения мешают малышу проявить себя.
На самом деле легче вытереть сыну нос, чем научить его сморкаться.
Но с точки зрения воспитания это бессмысленно. Вы же не собираетесь делать это всю жизнь, так ведь?

Конечно, вы можете сделать своего ребенка послушным, воспользовавшись запретами. Но рано или поздно вам захочется увидеть его инициативным и целеустремленным. Если вы ничего не сделаете для этого сейчас, то эти качества не возникнут откуда-то сами по себе. Поэтому, прежде чем сказать очередное «нельзя», подумайте, а не пресекаете ли вы на корню нежные ростки самостоятельности вашего ребенка?

Советы

1. Окрики или чрезмерная настойчивость - далеко не лучший метод приучать своего малыша к самостоятельности. Будьте спокойны и терпеливы.

2. Не завышайте требований. Пусть ребенок делает то, что ему действительно по силам (например, раздеться трехлетка может, но вот одеться без помощи взрослого ему пока еще трудно).

3. Подражание - великая сила. Глядя на родителей, ребе-
нок впитывает все, что и как они делают.

4. Не скупитесь на похвалу - маленьким так необходима поддержка!

5. Приучая малыша делать что-то самостоятельно, убедитесь, что для этого нет помех: если вашему крохе пока
трудно дотянуться до умывальника, стоит приобрести специальную скамеечку, а если ему трудно справляться с пуговицами, крючками и шнурками, предпочтите
одежду с кнопками и обувь с липучками.

6. Если ребенок увлекся каким-то делом, не прерывайте его, даже если вам кажется, что пора бы уже и закончить.
Уважительное отношение к его занятиям - одна из составляющих будущих успехов.

На маму маленького ребенка часто ложится большой груз ответственности: и о малыше позаботиться, и домашние дела сделать, а еще хочется и вносить свою лепту в семейный бюджет, подрабатывая удаленно.

И как это все успеть, если ребенок буквально хватает за ноги, удерживая мамино внимание на себе практически постоянно? Не по ночам же работать? В этом случае необходимо, чтобы он хоть ненадолго, но мог занять себя самостоятельно.

У меня до сих пор складывается впечатление, что моя дочь родилась уже самостоятельной. Она всегда могла себя занять. Моим подругам повезло гораздо меньше. Они наперебой жаловались на то, что их дети ни минуты не могут оставить их в одиночестве. Жаловались и просили советов. В этой статье - позитивный коллективный опыт по обучению детей .

Почему дети не делают это?

Почему одни дети спокойно могут хотя бы 5-10 минут, а другие ходят за мамой хвостиком? Во-первых, все дети разные. Если одни более смелые и самостоятельные, другие - чувствительные и тревожные. Добавляет тревожности еще и обстановка в семье. Ребенок считывает настроение взрослых, и если мама постоянно нервничает и тревожится, то ему будет тоже неспокойно, и, естественно, он будет больше других нуждаться в контакте с мамой. Трудно отпустить маму и тому ребенку, которого постоянно прогоняют и говорят: "Отстань! Иди поиграй в комнате!" В маленьком возрасте, до 2 лет, детям тяжелее оставаться в одиночестве. Тем более если это касается , когда малыш особенно боится оставить маму. Самое важное - принимать детей такими, какие они есть, не ругать и не пытаться переделать. Только мягко мотивировать к большей самостоятельности.

Getty Images/Fotobank

7 шагов к самостоятельным играм

Отпустите ситуацию . Чем больше вы нервничаете, тем более , чувствуя вашу нервозность. Ваши невыглаженные простыни никуда не денутся, муж приготовит что-нибудь себе сам. У ребенка потребность быть с вами, спокойно удовлетворите эту потребность.

Давайте впрок . Когда у вас есть время и ресурс, . Так, чтобы он насытился, и ему самому уже захотелось попробовать что-нибудь новенькое. Например, побыть самому.

Будьте на глазах . Отгородите в кухне угол, чтобы посадить там ребенка, пока вы занимаетесь приготовлением еды. Так он вроде бы и сам, и вы рядом. Комментируйте то, что делаете, пойте песенки, развлекайте его разговорами, просите что-нибудь принести из другой комнаты.

Вместе с мамой . Ребенок будет меньше вам досаждать, если будет делать по дому то же самое, что и вы. Позвольте ему рядом с вами готовить свой суп в детской посудке при помощи игрушечных продуктов, делать уборку, используя "набор уборщика", гладить и стирать, используя свои игрушки.

"Мне - надо!" Замечено: если мама одна воспитывает ребенка, зарабатывая себе на жизнь, ему приходится приспосабливаться к имеющимся условиям, потому что другого выхода нет. Если вы займете уверенную позицию в том, что вам нужно определенное время для того, чтобы позаниматься своими делами, рано или поздно ребенок привыкнет самостоятельно себя занимать.


Getty Images/Fotobank

Интересное и недоступное . Для маленького ребенка нет ничего интереснее, чем "пошкодить", забравшись туда, куда обычно запрещено. Оставьте как будто случайно открытым ящик комода или коробку с чем-то, что не жалко отдать на "растерзание" маленькому исследователю. На какое-то время он затихнет, а вы получите несколько бесценных минут.

Муравьиными шагами . Не ждите от ребенка, что он сразу заиграется и даст вам полчаса поработать в одиночестве. Приготовьтесь обучать его долго, настойчиво, постепенно увеличивая время одиночества. "Ты дорисуй солнышко, а я пойду на кухню схожу". "Сейчас кукла Маша сходит на кухню помешать кашку и вернется".

Что-то новенькое . Новые игрушки - это всегда интересно. Даже если это просто давно забытые старые игрушки, которые некогда были припрятаны. Подбрасывайте малышу для игр что-нибудь новое время от времени. Возможно, это отвлечет его и займет на некоторое время.

Татьяна Корякина