Как отсудить льготную пенсию. Правила оформления и начисления льготной пенсии учителям по выслуге лет

Но при этом мало кто знает о том, как начисляется стаж? Как оформить пенсию? Какими законодательными актами регулируется этот вопрос?

Рассмотрим все вопросы подробней.

Законодательное регулирование вопроса

В случае, если возникают вопрос о правильности подсчетов пенсионного обеспечения для льготных медработников, необходимо знать законодательные нормы, которые регулирует этот вопрос.

В частности речь идет о таких законах , как:

Возможные изменения

В 2019 году в связи с пенсионной реформой льготный выход на пенсию медикам отменяться не будет, однако появились дополнительные условия.

Дмитрию Медведеву Министерство труда предложило увеличить трудовой стаж, наличие которого позволяет для льготных медработников.

Изначально планировалось, что с января 2016 года должно было вступить изменение, которое поэтапно увеличивало бы коэффициент расчета выхода на заслуженный отдых.

Эти изменения были бы следующие:

По большому счету это могло бы привести к тому, что выслуга лет имела бы следующие цифры:

  • для сельской местности – 30 лет;
  • для городской черты – 35 лет.

Но до сегодняшнего дня, такие изменения находятся на рассмотрении у Правительства РФ и поэтому они еще не приняты. Говорить, когда именно это произойдет еще очень рано.

Условия выхода на досрочную пенсию для медицинских работников

Основным принципом льготной либо же досрочной пенсии принято считать изменение условий периода подачи соответствующего заявления для оформления выплат.

Для медицинского персонала ключевым условием принято считать трудовой стаж, который в части зависит от .

Сотрудники медицинской сферы имеют полное право претендовать на досрочную пенсию при наличии такого трудового стажа продолжительностью:

При этом необходимо брать во внимание тот факт, что возрастных ограничений нет , точнее их просто не учитывают.

По этой причине существует несколько вариантов начисления стажа :

  1. Год приравнивается к календарному.
  2. Для медицинских сотрудников, которые выполняли свои непосредственные обязанности в городской черте либо же в сельской местности, – 1 приравнивается к 1 году и 3 месяцам;
  3. 1 год стажа приравнивается к 1,5 годам, но это возможно для некоторых категорий медицинского персонала.

В ситуации, когда были выполнены 1 и 2 условие, льготная надбавка будет суммироваться. К примеру, для анестезиолога-реаниматолога она будет составлять за 1 год – 1 год и 9 месяцев (6+3).

Перечень должностей

Согласно Федеральному закону №173 трудовой стаж за 1 год – 1,5 года применяется для медицинских сотрудников таких должностей , как:

  • хирургов и медсестер, которые принимали участие в различных операциях;
  • патологоанатомы;
  • акушеры;
  • медсестры, которые при осуществлении своей трудовой деятельности делают гнойные перевязки, работают в травматологии либо же в ожоговом отделении. Кроме этого, это касается и сотрудников тубдиспансеров;
  • анестезиологов-реаниматоров;
  • судмедэкспертов.

Для остальных категорий медицинских сотрудников стаж работы начисляется по стандартной схеме 1 к 1. Но это не касается сотрудников сельской местности.

Периоды стажа, которые зачисляются для льготной пенсии медиков

Часто среди медицинских сотрудников возникают вопросы, которые касаются непосредственно самого расчета трудового стажа. Какой период осуществления трудовой деятельности в сфере медицины может быть включен?

Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо изучит Постановление Правительства №781 , в котором по сути содержатся сведения об отмене льгот для тех категорий, которые работают неполный день.

В данном постановлении четко прописаны условия зачисления определенных периодов трудовой деятельности в льготный стаж:

  1. До января 1999 года включена вся трудовая деятельность, которая велась в медицинской сфере, включая также период с неполным рабочим днем.
  2. Начиная с января 1999 года может быть учтена только та трудовая деятельность, которая осуществлялась на условиях стандартного либо же сокращенного рабочего графика. В том случае, если медицинский работник осуществлял трудовую деятельность на неполной ставке – этот период не учитывается при формировании льготного стажа.

Помимо этого, согласно Постановлению Правительства №516 определены и другие периоды для определения стажа , а именно:

  1. Период прохождения испытательного срока в процессе приема на работу дает полное право на предоставление льготного стажа.
  2. В случае с незаконным увольнением либо же переводе на другую занимаемую должность – вынужденный полностью оплачиваемый прогул.

При этом сам период, на протяжении которого были выявлены случаи со злостным нарушением дисциплины, не могут быть засчитаны в льготный стаж.

Под нарушением дисциплины подразумевается:

  • работа в нетрезвом виде;
  • нарушение правил безопасности и так далее.

Порядок расчета и начисления выплат

Определить верный льготный период трудового стажа можно и самостоятельно. Для расчета достаточно знать общее количество полных лет, которые были отработаны в сфере медицины.

Основным условием является полное соответствие профиля действующему законодательству. Необходимо помнить о том, что работа в частных медицинских учреждениях не может быть зачислен в льготный трудовой стаж.

Представим, что акушерка осуществляла свою трудовую деятельность в городском роддоме. Она проработала там, на протяжении 5 лет, а затем сменила место работы и переехала в ПГТ. На новом месте она проработала 18 лет.

В такой ситуации ее общий трудовой стаж (льготный) составляет:

5+ (5 * 6) / 12 + 18 + (18 * 3) / 12 = 30 лет

  • 6 – количество дополнительных месяцев (5 лет умножается на дополнительные 6 месяцев ежегодно);
  • 3 – количество дополнительных месяцев при работе в поселке городского типа (поэтому 18 лет умножается на ежегодные дополнительные 3 месяца).

Исходя из расчетов видно, что разница составляет 7 лет – 23 года фактического трудового стажа и 7 лет льготного (дополнительного).

Порядок оформления

Куда необходимо обратится?

Для того чтобы приступить к оформлению льготной пенсии сперва нужно собрать весь необходимый перечень документов. Но прежде чем приступить к сбору документов рассчитывается стаж.

Для подсчета стажа обращаются по месту своей работы в отдел кадров .

В том случае, если претендент на получение пенсионного обеспечения нигде не работает, ему необходимо обращаться сразу в территориальный отдел Пенсионного Фонда .

Граждане, которые по каким-либо причинам не могут самостоятельно обратиться в ПФ, могут отправить все документы по почте в виде заказного письма. В обязательном порядке письмо должно быть с описью.

Допускается возможность оформления третьими лицами при наличии нотариально заверенной доверенности.

Какие документы нужно подготовить?

При обращении в ПФ для подачи необходимой документации необходимо учитывать тот факт, что по требованию сотрудников фонда, перечень документов может быть расширен по мере необходимости.

Тем временем, перечень необходимой документации , который в обязательном порядке подлежит подаче следующий:

При этом обязательно следует обращать внимание на тот факт, что документы подаются в оригинале и копиях.

В том случае, если на протяжении трудового периода фамилия либо же само имя было изменено, необходимо обязательно получить и приложить к остальным документам справку из паспортного стола.

Не редко сотрудники Пенсионного Фонда требуют предоставить справку о доходах за 60 месяцев до января 2002 года.

Сотрудники Пенсионного Фонда могут потребовать дополнительно предоставить :

  • справку, которая подтверждает факт нетрудоспособности либо же вовсе инвалидность;
  • справку, которая может подтвердить наличие иждивенцев у претендента на получение пенсии;
  • информацию о взносах в Пенсионный Фонд.

Если говорить о составлении самого заявления, то это делается при подаче документов под наблюдением сотрудников ПФ либо же по образцу, которое предоставляется.

Какой период рассмотрения?

После подачи всего пакета документов, срок принятия решения составляет 30 календарных дней.

В случае обнаружения каких-либо ошибок сотрудники ПФ уведомляют претендента по телефону либо же по почте.

Какие изменения с 2019 года?

В 2019 году в связи с проведением пенсионной реформы досрочный выход на пенсию медицинским работникам отменяться не будет, однако будет предусмотрено дополнительное условие для получения статуса пенсионера - отсрочка в несколько лет перед оформлением пенсии.

После окончания переходного периода реформы (начиная с 2023 года) стать пенсионером медики смогут только через 5 лет после выработки необходимого стажа.

По состоянию на 2019 год, при наличии оснований, досрочная пенсия медику может быть назначена только через 6 месяцев , отсчитывая с даты, когда наступило это право — выработано 25 или 30 лет страхового стажа.

Например, у медицинского работника стаж работы ровно 30 лет в городской больнице будет 10 октября 2019 года. Получается, что право выхода на пенсию досрочно, независимо от его возраста появится 10 апреля 2020 года (+6 месяцев).

В 2020 году отсрочка будет уже 18 месяцев, то есть к дате выработки стажа будет прибавляться 18 месяцев и только потом появляется возможность выхода на пенсию за выслугу лет.

По той же схеме в 2021 году + 3 года, в 2022 году + 4 года, а начиная с 2023 + 5 лет.

О досрочном выходе на пенсию для работников сферы здравоохранения рассказано в следующем видеосюжете:

Это списки профессий, должностей, производств с вредными и тяжелыми (список № 2), особо вредными и особо тяжелыми (список №1) условиями труда. Работник, отработав установленный законодательством стаж на таком производстве имеет право на снижение возраста выхода на пенсию:

  • на 5 лет по списку №2
  • на 10 лет по списку №1

Казалось бы, все понятно: отработал стаж и в 55 лет несешь документы в ПФР. Однако нюансов при оформлении льготной пенсии существует огромное количество. На их основании ПФР может не засчитать льготный (специальный) стаж в стаж работы, соответственно работник уже и не имеет права на льготную пенсию по списку 1 или 2. Более того, участились случаи приостановки выплаты пенсии уже назначенной в связи, как уточняет пенсионный фонд, с вновь открывшимися обстоятельствами. Пенсионеру в таком случае приходится направлять обращение в суд, и пенсия восстанавливается, только уже на основании решения суда. Наиболее распространенная причина отказа ПФР состоит в несоответствии должности, профессии, специальности, поименованной в списках №1 и 2. В подавляющем большинстве отказ о принятии к учету специального стажа касается периода девяностых годов.

Впечатление создается что у отделений ПФР есть установка как можно меньше оформить пенсий по льготным основаниям, тем самым сэкономить бюджетные средства. Может это и так: кто-то в суд не пойдет, а кто-то суд и проиграет. Вот и экономия. Кроме того, как было сказано выше, даже если суд и будет выигран работником, пенсия ему все равно будет назначена не по льготным основаниям, а по решению суда. Видимо это важно для статистики ПФР.

Более подробно о стаже работы для назначения пенсии, его значении при определении размера пенсии и возраста выхода на пенсию, можно прочитать в книге «Пенсия для умных. Как получить свое?» юриста и эксперта в данном вопросе М. Медведевой.

В случае с отказами в назначении льготной пенсии я не склоняюсь к версии заговора против «льготников». На мой взгляд причина более прозаична. Для анализа ситуации давайте вспомним начало 90-х годов. Когда предприятия закрывались, создавались новые формы производств, появились предприниматели и бизнесмены. Тогда мало кто понимал на какие нормативные акты основываться в управлении предприятием, ведь Советского Союза больше нет, вроде бы и его нормы не действуют, и новых норм еще нет. Вот и творили каждый на что горазд. А на новых предприятиях и вовсе наплевали на все эти списки, вредность, ЕТКС и т.п. Хочешь получать деньги - работай, не хочешь - до свидания. Поэтому во многих случаях нет вообще никаких записей о том, что работник работал на вредном производстве. Но чаще всего отказ ПФР в принятии специального стажа связан с неверными, на их взгляд, формулировками. Поэтому, даже если работник честно трудился на вредном производстве в девяностые годы, это не говорит еще о том, что на пенсию он пойдет раньше своих сверстников.

Один из таких примеров - военизированный горноспасательный взвод Колымской ГЭС в Магаданской области. Колымская ГЭС - уникальнейшее сооружение, основное оборудование которого расположено в подземных выработках. В процессе строительства были заняты сотни людей на подземных работах. Эти работы продолжаются и сейчас - ведь оборудование необходимо эксплуатировать, реконструировать, ремонтировать, проводить техническое обслуживание и т.д. Поэтому без горноспасательного обслуживания функционирование этого сооружения невозможно.

В период активного строительства горноспасательное обслуживание осуществлялось военизированной горноспасательной частью, которую ликвидировали в 90-м году. Естественно предприятие тут же получило предписание Гостехнадзора о необходимости организации горноспасательного обслуживания, в противном случае эксплуатация ГЭС будет невозможна. Остановка КГЭС, осуществляющий производство 95% электроэнергии в Магаданской области означала бы катастрофу регионального масштаба. Поэтому было принято решение об организации горноспасательного взвода в составе КГЭС.

В соответствии с нормативными документами СССР того времени работники горноспасательных подразделений пользовались льготами, в том числе и по досрочному выходу на пенсию по списку 1, на основании того, что их работа связана с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда: в подземном комплексе, загазованной атмосфере, с применением изолирующих дыхательных аппаратов. Да и вообще, трудно представить работу горноспасателя в отрыве от особо вредных и особо тяжелых условий труда. В последствии, после того, как было организовано Министерство по чрезвычайным ситуациям, изданы соответствующие нормативные акты, начался постепенный переход горноспасательных подразделений в МЧС. К слову сказать, он длится и по сей день. На работников МЧС распространяются другие нормы пенсионного законодательства, мы этот вопрос здесь не рассматриваем.

Сейчас, по прошествии почти четверти века после организации горноспасательной службы на Колымской ГЭС, подошло время оформления льготной пенсии работникам военизированного горноспасательного взаода, основной период льготного стажа которых приходится на девяностые годы. Однако в отделениях ПФР их встречает отказ. Причина - несоответствие должности, в которой работал горноспасатель, поименованной в списке 1. А именно: должность спасателя на КГЭС «респираторщик горноспасательного взвода», в списке 1 - «респираторщик горноспасательной части». То, что далее, в том же списке указана структура горноспасательных частей, в которые входят взводы в том числе, то, что допускается создание отдельных взводов, ПФР, почему-то не касается. Кроме того, условия работы для горноспасателя взвода ничем не отличаются от горноспасателя части - должностные обязанности идентичны, Боевой Устав для всех один.

Вот и приходится горноспасателям обращаться в суд. Нужно сказать, что все исковые требования работников ВГСВ судами удовлетворяются и ПФР на основании решения суда пенсию назначает, однако нервы многим эта ситуация уже потрепала. А многим только предстоит.

Имея личный опыт судебных тяжб с ПФР по вопросу льготного стажа, посоветую не бояться заявлять в суд исковые требования. В данном конкретном случае прав работник и это подтверждается судебной практикой. Со своей стороны, готов помочь любому советом или документами.

Отдельного разговора заслуживает отношение специалистов ПФР к своей работе. В моем конкретном случае было очевидно, что они даже не пытаются вникнуть в суть дела. В решении об отказе в назначении пенсии, отзывах в суды, звучали порой смехотворные заявления, причины назывались, которые иначе как «взятыми с потолка» или «притянутыми за уши» назвать невозможно. Юристы ПФР зачастую оперировали нормативными актами, не имеющими к рассматриваемому случаю никакого отношения, действующими за пределами рассматриваемого периода, в качестве доказательств приводились ничем не подтвержденные домыслы.

В качестве иллюстрации приведу пару примеров. Одна из причин, вследствие которой мне отказано в льготной пенсии, которую юристы изложили в суде(!) было то, что Колымская ГЭС производит электроэнергию еще с восьмидесятых годов, а значит она является действующей и горноспасательное обслуживание там не нужно(!!!). Естественно, суд принял мои возражения о том, что Государственной комиссией принята в эксплуатацию КГЭС в 2007 году, и, самое главное, то, что необходимость горноспасательного обслуживания определяется контролирующими органами, в частности - Гостехнадзором. ПФР к таким органам отнести, наверное, нельзя. Иначе юристы ПФР начнут задавать вопросы порядка: «А зачем вашему предприятию сварщик, проволокой прикрутите и так пойдет!».

Второй пример - положение о профилактической работе ВГСВ КГЭС, на основании которого юристы ПФР посчитали, что работники ВГСВ занимаются только профилактикой и назначать им льготную пенсию не за что. Однако, мало того, что это положение было издано уже после того, как я уволился из ВГСВ, но, самое главное, оно не отменяет никаких обязанностей горноспасательного подразделения по спасению людей и ликвидации аварий, а наоборот, увеличивает объем работы профилактическими мерами, которые выполняются, в большинстве своем, в подземном комплексе, т.е. в тех же особо вредных и особо опасных условиях.

Еще, на что бы хотелось обратить внимание - отношение специалистов и руководителей КГЭС и Колымаэнерго, в состав которого входит КГЭС, к бывшим своим работникам, в частности - при оформлении льготной пенсии по списку 1. Мне, например, никакой помощи не было оказано - ни советом, ни документами, словом - никакой. За исключением предоставления некоторых документов от заместителя главного инженера и директора Колымской ГЭС, а также командира взвода ГСВ КГЭС, и то исключительно благодаря дружеским отношениям. Думаю, что вряд ли какая-то помощь будет с этой стороны и бывшим работникам ВГСВ, которые сейчас пытаются оформить пенсию по списку 1.

Более того, эта организация заявляет о том, что работ по списку 1 не производится на Колымской ГЭС с двухтысячного года. Однако, если эта информация верна, то как же относиться к справке, имеющейся в распоряжении пенсионного фонда в моем личном деле, уточняющей особый характер работы с особо вредными и особо опасными условиями труда в период, в том числе, в 2000-м и 2001-м году. Эта справка была мне выдана отделом кадров Колымской ГЭС при увольнении. И какие льготы в пенсионном плане имеют горноспасатели ВГСВ КГЭС сейчас в таком случае? Выходит - никаких.

Всем коллегам, которые намерены обратиться в суд для оформления льготной пенсии, я готов оказать помощь - советом или документами. Некоторые из них как пример выкладываю здесь.

Досрочная педагогическая пенсия требует привлечения специалиста для ее получения. В установленном законодательством Российской Федерации порядке, граждане, которые осуществляют деятельность в сфере образования, а именно в качестве педагогов, преподавателей, а также руководителей и заместителей руководителей отделов образования, могут воспользоваться правом оформления досрочно педагогической пенсии.

Но, к сожалению, данное право все чаще нарушается со стороны Пенсионного фонда РФ, что требует обращения к профессионалу за помощью. Наш пенсионный адвокат решит , он готов отстоять в суде Ваше право на пенсию.

Основания назначения досрочной пенсии педагогическим работникам

Одним из существенных условий назначения досрочной педагогической пенсии является удостоверение фактов, свидетельствующих об осуществлении гражданами трудовой деятельности в сфере образования с детьми. Зачастую возникают ситуации, когда необходимая информация может отсутствовать как у работодателя, так и в пенсионном фонде. При возникновении данных обстоятельств, пенсионный фонд отказывает в назначении досрочной педагогической пенсии. Судебный процесс по Вашему вопросу исправит ситуацию.

Порядок обращения за досрочным пенсионным обеспечением выглядит следующим образом:

Перед обращением в пенсионный фонд, с вопросом досрочной пенсии педагогическим работникам, в первую очередь безусловно необходимо собрать документы, подтверждающие трудовую деятельность в сфере образования, а также стаж работы в данном виде деятельности. Досрочная педагогическая пенсия назначается гражданам, которые работали в учреждениях сферы образования сроком не менее 25 лет (если Вы являетесь медицинским работникам, то Вас должны заинтересовать наши материалы по вопросу по ссылке).

Если же право на пенсию у Вас возникло, а уточняющие документы у Вас отсутствуют, рекомендуем все равно подавать заявление о назначении пенсии, поскольку ее выплата начинается именно с подачи заявления. Документы, подтверждающие Вашу льготную занятость Вы в праве представить в процессе рассмотрения Вашего заявления.

ВНИМАНИЕ: смотрите видео про назначение льготной пенсии педагогам, медработникам, спискам №1, №2, а также подписывайтесь на наш канал YouTube . Тогда Вы первые увидите новые ролики и сможете в комментариях задать вопрос адвокату бесплатно.

Список учреждений на досрочную педагогическую пенсию

Досрочная педагогическая пенсия назначается при осуществлении педагогической деятельности в следующих разновидностях учреждений:

  • общеобразовательные учреждения, а именно школы, гимназии, лицеи
  • школы интернаты, гимназии - интернаты
  • учреждения для детей оставшихся без попечительства родителей, а также сирот, приюты.
  • образовательные учреждения дошкольного типа.
  • детские и детско-юношеские спортивные школы.
  • учреждения детского здравоохранения, такие как дом ребенка, а также санатории для детей различных разновидностей.

Более полный перечень, когда возможна досрочная пенсия лицам, осуществляемым педагогическую деятельность устанавливается законодательством Российской Федерации.

Перечень педагогических должностей на льготную пенсию

  • директор, заместитель директора, который связан с образовательным режимом
  • преподаватель
  • воспитатель
  • учитель-логопед
  • музыкальный руководитель
  • военный руководитель
  • руководитель физического воспитания
  • социальный педагог
  • инструктор по труду
  • иные должности, связанные с педагогической деятельностью.

Перечень документов для получения досрочной педагогической пенсии

Вот примерный перечень документов, которые необходимо подать в орган одновременно с заявлением о назначении пенсии:

  1. Паспорт;
  2. СНИЛС;
  3. Трудовая книжка;
  4. Справки, уточняющие характер работ;
  5. Военный билет;
  6. Копии свидетельств о рождении детей;
  7. Копии свидетельств о заключении брака (о перемени фамилии).

Рассмотрение заявления. На данной стадии орган пенсионного фонда, проверяет обоснованность периодов, подлежащих включению в выслугу, а также проводит оценку Ваших пенсионных прав. Под оценкой пенсионных права следует понимать определение размера вашей будущей пенсии.

Принятие решения по Вашему заявлению. Так по результатам рассмотрения Вашего заявления орган либо назначает Вам выплату пенсии, либо отказывает в ней.

Судебный порядок назначения досрочной педагогической пенсии

Если же орган пенсионного обеспечения отказал Вам в назначении пенсии, Защита Ваших прав подлежит в судебном порядке. Здесь стоит обратить на следующие нюансы:

Исковое заявление о назначении досрочной трудовой пенсии педагогам

Нередко в пенсионных фондах нарушаются права граждан на получение досрочной педагогической пенсии, и выносится решение об отказе.

Наши пенсионные адвокаты проведут необходимый нормативно-правовой анализ в каждом индивидуальном случае (возможно назначение встречи в удобное для Вас время - по ссылке), помогут в предоставлении необходимых документов, рассчитают педагогический стаж для досрочной пенсии, поучаствуют в сборе необходимой информации, а также в поиске путей решения данной ситуации.

ВНИМАНИЕ : срок обжалования решения пенсионного фонда об отказе в назначении пенсии - три года с момента, когда вы узнали о рассмотрении заявления, поэтому не тяните и начните решать проблему вместе с нашим профессионалом.

Как известно общий срок давности для защиты нарушенного права составляет 3 года. Однако на отношения, вытекающие из пенсионного обеспечения данный срок не распространяется, то есть как таковые сроки обращения в суд законодателем не установлены. Однако исходя из практики некоторые суды все же применяют указанный срок, в связи с чем с целью исключения указанных рисков рекомендуем Вам не медлить с обращением в суд.

В какой суд подавать исковое заявление? Такое исковое заявление следует подавать в суд по месту нахождения органа. Не путайте с местом распространения полномочий органа. Так, например, пенсионный орган одного района, может находит совсем в другом, при этом исковое заявление будет подаваться именно в суд по месту фактического нахождения пенсионного фонда.

Порядок судебного разбирательства:

  1. Подготовка искового заявления. Не забудьте оплатить госпошлину и подготовить пакет документов для иных сторон участвующих в деле;
  2. Подача искового заявления в суд. С подсудностью такой категории дел мы уже разобрали выше;
  3. Рассмотрение спора;
  4. Получение решение суда;
  5. Обращение в орган пенсионного фонда с решением суда для назначения Вашей пенсии.

Как считать педагогический стаж?

Согласно действующему законодательству учителя, преподаватели, воспитатели и другие педагогические работники имеют право на досрочную педагогическую пенсию, при условии наличия соответствующего стажа и без учета возраста заявителя.

При этом следует учитывать:

  1. педагогическая должность работника должна соответствовать перечню, установленному Правительством РФ, любое разночтение исправляется лишь при обращении в суд с исковым заявлением о назначении досрочной пенсии.
  2. Педагогический стаж для досрочной пенсии исчисляется в календарных днях, месяцах и годах, нормативный стаж в данной сфере - минимум двадцать пять лет педагогического стажа, его наличие является обязательным условием для досрочного назначение пенсии педагогическим работникам.
  3. При этом до 2000 г. для педстажа не учитывался размер учебной нагрузки, а после первого сентября 2000 г. появилась необходимость наличия минимальной учебной нагрузки равной шести часам в неделю или 240 часам в год. Исключением являются лишь педагогические работники, осуществляющие свою трудовую деятельность в сельской местности, то есть их стаж не зависит от учебной нагрузки. Для работников учебных учреждений среднего профессионального образования нагрузка составляет 360 часов в год.
  4. Досрочная пенсия лицам, осуществляемым педагогическую деятельность в 2017 году назначается по новым правилам, согласно данным правилам в педагогический стаж будут включаться периоды обучения в соответствующих учебных заведениях, при условии осуществления пелагической деятельности до и после обучения.

При этом заявителям не следует забывать, что периоды работы исчисляются исходя из законодательства, которое действовало на момент их трудовой деятельности.

В рабочий стаж входят следующие временные периоды:

  • периоды, когда рабочая деятельность производилась на протяжении полного рабочего дня, при оплачиваемых страховых взносах. Под рабочим днем также стоит понимать выполнение учебной нагрузки, установленной за ставку заработной платы. Также для отдельных категорий работников осуществляющих трудовую деятельность в сельской местности, выполнения полной нагрузки не является обязательным условием.
  • подлежат зачету периоды временной нетрудоспособности , и периоды ежегодных отпусков.
  • период отпуска по уходу за ребенком , как до 1,5, так и до 3 лет, подлежит зачету в выслугу, если такой период начался до октября 1992 г.
  • входит ли учеба в педагогический стаж ? Да, нахождение на курсах с целью повышения уровня квалификации, учеба по направлению работодателя включается в обязательном порядке. В данном случае также подлежит зачету и период Вашего первоначального профессионального обучения. Однако для его включения имеется условие о том, что непосредственно до периода учебы и после ее окончания следовала педагогическая деятельность.
  • периоды службы в армии по призыву. Такие периоды также подлежат включению в выслугу лет при соблюдении определенных условий;
  • иные периоды, когда возможен досрочный выход на пенсию педагогических работников.

Нормативные документы для назначения пенсии

Нормативная база, определяющая право на досрочное пенсионное обеспечение за выслугу лет в связи с работой в учебных заведениях.

Стоит отметить, что в разное время Вашей трудовой деятельности существовали разные нормативные акты определяющие условия работы и правила подсчета выслуги лет дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Данные нормативные имеют различия между собой. Так, например, ранее действующее законодательства позволяло включать определенный перечень должностей в сравнении с настоящим. С учетом этого, действующее нормативные акты позволяют включать и рассчитывать выслугу лет, с учетом норм и правил того законодательства, которое действовало в период Вашей трудовой деятельности. Таких акта четыре, а именно:

  1. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Последний принятый акт которым определен круг должностей и перечень соответствующих учреждений. Начало действия такого списка с 01.01.2002 года. Такой список может применяться как к периодам работы протекавшим после его введения, так и до.
  2. Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей». Так называемый промежуточный список исходя из срока его действия его продолжительности который составлял с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
  3. Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет». Период действия данного списка - с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
  4. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»). Данный список подлежит применению к периодам работы протекавшим до 01.01.1992 г. Один из наиболее лояльных к педагогическим работникам списков.

Помощь адвоката по назначению педагогической пенсии

Пенсионные юристы нашего адвокатского образования обладают большим опытом в решении пенсионных вопросов, а также постоянной судебной практикой, благодаря чему происходит правомерное разрешение возникающих трудностей в судебной порядке путем составления искового заявления и дальнейшего представительства в суде для защиты законных прав и интересов в вопросе назначение досрочной пенсии педагогическим работникам.

В соответствии с п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон о пенсиях) право на досрочную трудовую пенсию имеют более 20 категорий граждан. Условно их можно объединить в следующие основные группы:
проработавшие требуемый период на работах с вредными и тяжелыми условиями труда;
осуществлявшие педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
некоторые другие лица.
Нередко исключение некоторых периодов из специального стажа бывает неправомерным. Отказ органов Пенсионного фонда РФ (далее – ПФ РФ) в назначении досрочной трудовой пенсии не является окончательным и может быть обжалован в суде. Рассмотрим судебную практику, сложившуюся по данной категории дел.

Основаниями для отказа органами ПФР в назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, являются следующие:

1. Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности.
2. Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
3. Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки).
Прежде чем подробно рассмотреть каждое из обстоятельств, обратимся к п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее – ВС РФ) от 20.12.2005 N 25, в котором указано: «По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной пенсии по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды работы до 01.01.2002 могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов».
Изложенная правовая позиция ВС РФ обоснована длящимся характером трудовых отношений и значительно расширяет нормативно-правовую базу в правоприменительной практике судов.

Исключение определенных периодов из стажа работы по специальности

1. Повышение квалификации

Повышение квалификации работников направлено на совершенствование их профессионального уровня и представляет собой обновление теоретических знаний, их закрепление на практике в производственных условиях, в том числе аналогичных тем, в которых осуществлялась основная трудовая деятельность работника.
Учреждения ПФ РФ в своих возражениях на исковые требования граждан зачастую ссылаются на то, что деятельность граждан в период прохождения курсов повышения квалификации по своему характеру (объему, интенсивности) в полной мере не идентична работе в особых условиях, дающей право на досрочное назначение пенсии. Однако по смыслу ч. 1 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 23.04.2012) (далее – ТК РФ) работодатель самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд. Более того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации являлось и является обязательным условием выполнения работы.
О включении в стаж периода нахождения на курсах повышения квалификации говорится в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года. В силу п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утв. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 (ред. от 26.05.2009; далее – Правила ИПР), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено данными или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.
Согласно ст. 187 ТК РФ в случае направления работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в ПФ РФ.
Однако специальные законодательные нормы в отношении включения (невключения) в специальный стаж периодов учебных отпусков с сохранением заработной платы отсутствуют.
Согласно п. 5 Правил ИПР периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков включаются в специальный стаж, но периоды отпуска в связи с обучением с сохранением заработной платы в Правилах ИПР не упоминаются.
Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 22.09.1993 N 953) был закреплен порядок зачета в специальный стаж работы периодов времени обучения в высших и средних специальных учебных заведениях, если им непосредственно предшествовала и непосредственно за ними следовала педагогическая или лечебная деятельность. В связи с этим в Обзоре судебной практики ВС РФ за I квартал 2006 года указано: «С учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ периоды нахождения в учебных отпусках подлежат включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, независимо от времени обращения за назначением пенсии и возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости».
Кроме того, в соответствии с п. 21 Рекомендаций Международной организации труда от 24.06.1974 N 148 период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил коллективных договоров, арбитражных решений или других таких положений, которые соответствуют национальной практике. В данном случае суды должны основываться на положениях Конституции РФ о том, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

2. Отпуск по уходу за ребенком

Во времена СССР в общий и специальный трудовой стаж включался период нахождения в декретном отпуске и отпуске по уходу за ребенком. С принятием Правил ИПР ситуация изменилась.
Пункт 5 Правил устанавливает, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Отпуск по уходу за ребенком в Правилах ИПР не указан, что породило правовую неопределенность в разрешении данного вопроса при рассмотрении заявлений граждан о назначении досрочной трудовой пенсии.
Несмотря на то, что ВС РФ многократно (определения ВС РФ от 21.01.2011 N 41-В10–22, от 10.12.2010 N 39-В10–9, от 26.12.2005 N 46-В05–48, от 27.05.2005 N 45-В05-5) разъяснял правовые основания и условия для включения в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, если он имел место до 06.10.1992 (времени вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 N 3543–1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ»), по-прежнему наблюдаются случаи отказа в назначении досрочной пенсии указанной категории граждан. И даже письмо Минздравсоцразвития России от 04.06.2004 N МЗ-637, говорящее об исчислении стажа, в том числе и специального, по нормам действовавшего на 31.12.2001 правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату), не исправило ситуацию.
А между тем ст. 167 Кодекс законов о труде РСФСР в редакции, действовавшей до 01.10.1992, предусматривал включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С 1 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста 3 лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности (п. 2 Постановления Совета Министров СССР и Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 22.08.1989 N 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей»).
Согласно разъяснениям Госкомтруда от 29.11.1989 N 23/24–11 при исчислении общего и непрерывного стажа, а также стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Оснований для ограничения зачета времени нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком ни в законе, ни в подзаконных нормативных актах не установлено. В связи с данным обстоятельством время такого отпуска полностью должно учитываться в стаже для назначения пенсии, в том числе льготной.
Обращает на себя внимание правовая позиция ВС РФ, изложенная в определении от 10.06.2011 N 46-В11–12. Суд в стаж работы по специальности включил весь период отпуска по уходу за ребенком, в том числе имевший место после 06.10.1992.
М. обратилась в суд с требованием о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 06.10.1992 по 10.06.1995 и назначении досрочной трудовой пенсии с момента подачи заявления.
Решением районного суда в удовлетворении исковых требований было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ указала на существенные нарушения норм материального права и постановила: «Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребенком начался со 02.04.1992, с учетом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 06.10.1992 по 10.06.1995 подлежит включению в специальный стаж работы М.».
По аналогичному делу ранее ВС РФ также принял решение в пользу истицы (см. определение ВС РФ от 14.05.2009 N 19-В09-3).

3. Служба в армии

Разрешая исковые требования о включении в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР, суды исходят из того, что действовавшее в период службы законодательство не запрещало включать его в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Подпункт «г» п. 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397) предусматривал, что работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом было необходимо, чтобы не менее ⅔ стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Положением, проходило в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам право на получение пенсии за выслугу лет (п. 4).
Как видим, отказ органов ПФ РФ в назначении гражданам досрочной трудовой пенсии нередко признается судами неправомерным.

Несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии

1. Ошибка в трудовой книжке

Наиболее распространенное основание для отказа в назначении досрочной пенсии, установленной для лиц, занятых на работах с особыми условиями труда, – несоответствие выполняемой работы, должности, профессии или наименования учреждения в документах о трудовой деятельности предусмотренному законом перечню, дающему право на досрочное назначение пенсии.
В списках N 1, 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (утв. Постановлением Кабинета министров СССР 26.01.1991 N 10 (ред. от 02.10.1991); применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537), наряду с профессиями указаны условия предоставления досрочного пенсионного обеспечения: занятость на горячих участках работ, на работах с веществами определенного класса опасности, в определенных структурных подразделениях и т.д. В связи с этим для назначения досрочной пенсии заявителям приходится подтверждать не только страховой стаж и профессию, но и характер выполняемой работы.
Обязанность по доказыванию распределяется судами в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 14.06.2012): на ответчика возлагается обязанность доказать отсутствие оснований для досрочного назначения пенсии, на истца – обязанность доказать наличие права на льготную пенсию.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случаях, когда в ней содержатся неточные и неправильные сведения либо отсутствуют сведения, подтверждающие периоды работ, в качестве подтверждения страхового стажа принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателем, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. При отсутствии документов о работе не по вине работника трудовой стаж нужно подтвердить показаниями двух или более свидетелей, знающих работника по совместной работе у одного работодателя и располагающих документами о своей работе за подтверждаемое время.
До недавнего времени доказывание характера и условий работы свидетельскими показаниями было возможным благодаря позиции ВС РФ, которая исходила из того, что действующее пенсионное законодательство не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания характера выполняемой работы, подтверждение которого необходимо для целей назначения пенсии на льготных условиях (Обзор судебной практики ВС РФ за IV квартал 2004 г.).
К сожалению, ситуация кардинальным образом изменилась с 01.01.2010 , когда вступил в силу п. 3 ст. 13 п. 3 ст. 13 Закона о пенсиях, определивший, что «допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается».
Данная правовая норма ограничила средства доказывания при определении характера работы (под характером работы понимаются особенности условий осуществления трудовой функции). В силу ст. 60 ГПК РФ после 01.01.2010 такие показания признаются судами недопустимым доказательством.

2. Отсутствие наименований работ, профессий, должностей в списках, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Нередко основанием отказа в досрочном назначении пенсии по старости педагогическим работникам является формальное несоответствие указанным спискам наименования образовательного учреждения, содержащего имя собственное (название) либо общее наименование детского дошкольного образовательного учреждения (МДОУ, ДДОУ, ДОУ). Признавая необоснованными мотивы отказа территориальных органов ПФ РФ в зачете указанных периодов работы в специальный трудовой стаж, суды руководствуются следующим.
Согласно действующему пенсионному законодательству для назначения пенсии по старости необходимо осуществление педагогической деятельности в учреждениях для детей, поэтому в случае, если учредительные документы образовательного учреждения содержат данные о виде учреждения, предусмотренном списками, подтверждены образовательная, воспитательная деятельность, наличие образовательных программ, суды приходят к обоснованному выводу о возможности зачета указанного периода трудовой деятельности в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
Кроме того, законодатель не исключает возможность дополнения наименований образовательных учреждений указанием на территориальную (ведомственную) принадлежность, а также нумерацией или оригинальным названием.
Аналогичная ситуация имеет место при оценке судами пенсионных прав граждан, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. По мнению судов, клинический профиль, ведомственная или территориальная принадлежность не являются основанием для исключения периодов работы в данном учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Невыполнение нормы рабочего времени (педагогической нагрузки)

Для назначения досрочной трудовой пенсии по старости требование о выполнении работником нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) далеко не всегда является обязательным условием.
Так, для педагогических работников подтверждение выполнения заявителем нормы рабочего времени требуется для включения в специальный стаж периодов работы, имевших место после 01.09.2000 (Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Требование о наличии полной занятости в течение рабочего времени для работника, занятого на работах с вредными и тяжелыми условиями труда, было введено Постановлением Минтруда России от 22.05.1996 N 29. Согласно ему право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, выполняющие работы, указанные в списках, в течение не менее 80% рабочего времени.
До принятия указанного Постановления Правительства РФ в нормативно-правовых актах не предусматривалась необходимость наличия полной занятости.
Поэтому считаем, что требования учреждений ПФ РФ о предоставлении документов, подтверждающих полную занятость за период работы, имевшей место до 22.05.1996, можно признать неправомерными в судебном порядке.

Споры, связанные с назначением гражданам трудовой пенсии на льготных основаниях, по-прежнему составляют значительную часть в общей массе рассматриваемых судами общей юрисдикции гражданских дел. Это свидетельствует о недостаточной эффективности государственной деятельности по защите прав граждан на пенсионное обеспечение на законодательном и исполнительном уровнях.

В заключение отметим, что судебная защита пенсионных прав – важнейшая гарантия соблюдения конституционных прав граждан. ===== Предварительный административный порядок обжалования действий и решений пенсионных органов не является обязательным, что позволяет заявителю наиболее полно восстановить нарушенное право.

Евгений Матвеев