Как и когда учить цвета с ребенком. Раннее развитие: когда и как начинать учить цвета с ребенком

Каждый любящий родитель стремится к тому, чтобы с самых первых дней жизни своего малыша вложить в него все самое лучшее и ценное из того, чем обладает сам. И если проблем с выбором хороших и качественных вещей для ребёнка обычно не бывает, то вопросы педагогики и воспитания для многих родителей являются важными и насущными. Особенно это актуально для тех мам и пап, которые таковыми стали впервые. Вопросы, которые их интересуют, могут быть самыми разными, но все они сводятся к одному: что и как делать, чтобы передать малышу необходимые для него знания и научить его тому или иному навыку. Рассмотрим некоторые принципы, которые успешно применяются другими родителями уже не один десяток лет, и попробуем разобраться в том, как научить ребёнка различать цвета.

Оптимальный возраст для обучения ребенка различать цвета это от 2 до 5 лет.

Принципы формирования функций цветовосприятия у ребёнка

Прежде чем приступить к изучению практических советов и методик, родителям нужно ознакомиться с некоторыми особенностями развития зрительных функций у детей. Это поможет пользоваться полученными знаниями правильным образом.

Итак, способность ребёнка фокусироваться на каком-либо объекте появляется в возрасте 2-3 месяцев. Обычно первое, что малыш научится различать - грудь матери. Связанно это с тем, что в этом возрасте цветовосприятие детского глаза настроено таким образом, чтобы ребёнок мог чётко видеть мамин сосок. Цвета, которые он может различать в период от 2 до 6 месяцев, находятся в волновом диапазоне широкого спектра: красный, розовый, коричневый. Возможность различать цвета короткой волны, синий и зелёный, появляется у него ближе к седьмому месяцу жизни, а полноценное цветовосприятие формируется у ребёнка к восьми годам.

Теперь, когда мы знаем основные принципы формирования детского восприятия цветовой палитры, можем приступить к изучению рекомендаций и советов от более опытных родителей.

  • Обучайте с ранних лет . Не преуменьшайте детские способности к обучению. Даже если ребёнок ещё не умеет говорить, это не значит, что он не способен чего-то понять или запомнить. Если вы будете регулярно общаться со своим малышом и рассказывать ему, какого цвета, например, его любимая погремушка, это обязательно отложиться в его голове. А в будущем, когда он сможет осознанно строить различные слова, вам будет легче объяснить разницу между тем или иным цветом;
  • Привязывайте новые знания к эмоциям . Человеческая память устроена таким образом, что мы лучше всего запоминаем картинки, яркие образы и эмоции. Не зря ведь говориться: человек запомнит не то что вы для него сделали, а то, что заставили его почувствовать. Используйте этот приём в обучении детей. Например, начинайте изучать цвета с любимого фрукта;
  • Практическое применение . Новые знания сразу же должны использоваться ребёнком. Если вы выучили с малышом что-то новое, постарайтесь сделать так, чтобы он начал применять это в жизни. Выучили красный цвет, значит, собираясь идти на улицу, попросите его, чтобы он принёс вам свою красную курточку. Чем чаще вы будете побуждать своё чадо применять то, что недавно узнали, тем лучше все это запомнится;
  • Побуждайте ребятёнка делиться тем, что он узнал с окружающими . После того как вы выучили новую цифру или цвет, пусть малыш позвонит дедушке или бабушке и расскажет об этом. Очень эффективно этот принцип работает в связке с практическим применением. Например, папа пришёл вечером с работы и пошёл мыть руки перед едой — пусть кроха подаст ему жёлтое полотенце;
  • Говорите разными фразами. Всегда произносите цвет в разном контексте, чтобы ребенок не воспринимал это как одно слово: это красный шарик, шарик красного цвета, это шарик, он красный и т.п.;
  • Откажитесь от уменьшительно-ласкательных слов (синенький, красненький);
  • Повремените с оттенками – все салатовые, розовые и голубые оттенки лучше оставить на потом;
  • Не начинайте изучать новый цвет, пока ребенок не усвоит предыдущий! (начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим).

Несмотря на то что речь в этой статье идёт о том, как научить ребёнка различать цвета, принципы, изложенные выше, применимы не только для этого. Используя их, можно учить и буквы, и цифры. Ниже мы рассмотрим несколько действенных методик, которые помогут родителям в обучении своих детей цветовой палитре.

Пять методик

Существует огромное количество всевозможных способов, используя которые можно научить ребёнка уже в три года различать шесть цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый и черный), и более . Но если вникнуть в их суть, то практически все они сводятся к пяти простым педагогическим приёмам. О них мы поговорим ниже.


  1. Неформальное обучение . Суть этого метода заключается в том, чтобы обучать ребёнка в процессе повседневного общения. Например, по дороге в парк или детский садик малышу предлагают вместе считать зелёные машины, которые будут проезжать мимо него. Естественно, перед этим родитель должен показать крохе, как выглядит зелёный цвет. Эффективность этого метода заключается в том, что ребёнку предоставляется полная свобода действий, его никто ни в чём не ограничивает. Он может делать по дороге все, что ему захочется, главное, чтобы не забывал считать зелёные машины. Кстати, количество посчитанных машин тоже не имеет никакого значения: проехало десять, а посчитал всего две - молодец!
  2. Творческий подход . На этом этапе нужно будет позаботиться о том, чтобы у ребёнка появились краски, карандаши, фломастеры или пластилин. Попросите кроху выбрать тот цвет, который ему нравится больше всех, и расскажите, что это за цвет. Пусть это будет синий. Предложите малышу вместе что-то нарисовать, например, синий кружок. Скажите, что это воздушный шарик синего цвета, у которого нет шнурка, и если вы его не дорисуете, шарик улетит в небо. Спросите у карапуза, какого цвета должен быть шнурок, если шарик синего цвета. То же самое можно проделать и с пластилином. Читаем также:
  3. Использование игрушек . В специализированных магазинах для детей продаётся огромное количество развивающих игрушки, которые помогают запоминать цифры, буквы и цвета. Самые продуктивные из них для запоминания цветов: пирамидки из колечек, пазлы и конструкторы.
  4. Интерактивные книги . Их эффективность заключается в больших красочных картинках, которые привлекают внимание ребёнка. Как правило, в таких пособиях предлагаются всевозможные задания, выполняя которые ребёнок одновременно участвует в увлекательной игре, развивает мелкую моторику пальчиков и учит цветовую палитру. Например, в книге Анны Гончаровой малышу предлагают учить цвета в стихотворной форме, а в пособии Олеси Жуковой карапуз может рисовать прямо в книге своими пальчиками.
  5. Сюжетные игры . Придумайте простые игры, в которых ребёнок смог бы задействовать свои чувства. Например, возьмите два разноцветных шарика и сделайте для них домики таких же цветов. Домиками могут служить раскрашенные коробки или песочные ведёрки. Положите шарики в соответствующие домики. После всего достаньте их оттуда и скажите малышу, что они вышли на прогулку. Вдруг откуда-то появляется волк и хочет съесть шарики. Их срочно нужно спасать! Скажите ребёнку, что каждый шарик нужно быстро вернуть в свой домик, а то их съест волк. Суть такой игры — вызвать у малыша эмоции, сопереживание и сочувствие. Это активирует дополнительные отделы мозга и поможет ещё лучше запомнить нужные цвета.

Использование этих приёмов в их различных вариациях поможет достигнуть хороших результатов в кратчайшие сроки, но помните, каждый ребёнок индивидуален. Все малыши развиваются по-разному, и сравнивать их между собой ни в коем случае нельзя. Если вам кажется, что ваш кроха обучается не так быстро, как другие детки, не надо паниковать и расстраиваться.

Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • Найди цвет. На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора;
  • Разложи по цветам. Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной;
  • Путаница. Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит;
  • Колпак. Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» - при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову;
  • Найди лишний. Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других;
  • Веселые бусы. Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу;
  • Разложи шары правильно. Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Игрушки в помощь обучению ребенка различать цвета

«Ура. Радуга». Эта игра для детей 2-3 лет. Малышу нужно правильно, подбирая их по цвету, разложить картинки по радуге.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра «Половинки цветка» также предназначена для детей 2-3 лет. Она развивает целостное восприятие цвета. Ребенку нужно по цвету подобрать половинки цветов. Можете скачать картинки на цветном принтере и разрезать их.

В видео представлены рекомендации по обучению детей с ЗПР различать цвета. Заниматься с ребенком в домашних условиях можно довольно успешно и получать удивительные результаты. Систематические творческие занятия благотворно влияют на развитие внимания, воображения, памяти ребенка, мелкой моторики, мышления, речи, помогают быстрее развиваться, догоняя, а иногда и опережая сверстников, с которыми такие занятия не проводились.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Органы зрения являются для малыша одним из главных инструментов познания окружающего мира. Едва появившийся на свет карапуз видит предметы через слой пелены. Однако по мере взросления перед ним открывается удивительный мир, окрашенный в яркие жизнерадостные цвета. Вдоволь налюбовавшись этим буйством красок, ребенок постепенно начинает распознавать оттенки и озвучивать их названия. Очевидно, что добиться подобных успехов без помощи взрослых едва ли удастся. В данной статье мы расскажем, как научить ребенка различать цвета.

Когда дети начинают распознавать цвета

Формирование глаза малыша происходит еще в утробе, на восемнадцатой неделе развития плода. Ближе к моменту появления на свет он уже способен реагировать на вспышки света, направленные на материнский живот. Кроха даже поворачивает головку в их сторону. В первые дни жизни малыш воспринимает лишь присутствие или отсутствие света. В этот период он вполне может распознавать черные и белые цвета. Именно поэтому крохам нравится изучать контрастные изображения с присутствием этих оттенков.

Наравне с умением распознавать лица к ребенку приходит навык различения ярких цветов. Происходит это в возрасте трех месяцев. Малыши начинают реагировать на красный и желтый оттенки. Не зря педиатры советуют покупать погремушки данных цветов. Однако многие другие тона все еще остаются неподвластны глазу ребенка.

Различать весь спектр красок крохи начинают лишь ближе к шести месяцам.

Они замечают, что цвета неодинаковы, однако облачить свои наблюдения в слова еще не способны. Но в этом возрасте родители уже могут начать закладывать зачатки знаний, которые непременно проявятся по мере развития крохи.

В 1,5 года малыш может еще не проговаривать вслух названия цвета, но вполне справляется с задачей показать его на картинке.

Ведущий исследователь психического развития дошкольников Л.А. Венгер: «На втором-третьем году жизни малыши должны научиться выделять такие особые признаки предметов, как цвет, величина и форма, а впоследствии и сравнивать их по данным параметрам».

Согласно заключениям педиатров, ребенок должен запомнить и уметь различать основные цвета в возрасте трех лет.

Однако опять же стоит заметить, что все дети индивидуальны. Если одни уверенно называют оттенки радуги уже в два года, то другие не овладевают этим навыком и к пяти. Все зависит от тяги родителей к обучению малыша.

Елена, мама Богдана и Елисея: «Мой старший сын в 1 год и 7 месяцев различал уже 11 цветов. А младший к этому же возрасту знает всего пять. При этом с первенцем я занималась очень плотно, а на обучение второго сына времени не всегда хватает».


Причины, по которым дети могут не называть цвета

Очевидно, что малыш не овладеет определенными знаниями, если родители не помогут ему в этом.

Отсутствие развивающих занятий может привести к отставанию ребенка от сверстников.

Именно поэтому взрослым необходимо крайне ответственно подойти к вопросу, как научить ребенка цветам. Кроме того, дети обладают разными темпами познания мира. Некоторые довольно рано начинают облачать свои познания в слова, доставляя неимоверную радость родителям. Другие же накапливают информацию постепенно. Они все прекрасно запоминают и усваивают, но при этом упорно молчат. Такое поведение может быть связано со страхом совершить ошибку и вызвать недовольство взрослых. Другой причиной выступает излишний напор родителей, взывающий у ребенка внутренний протест. Зачастую детки хитрят специально, наслаждаясь забавной реакцией взрослых на неправильные ответы.

Мама трехлетней Киры: «Бьемся с цветами уже почти год. Регулярно покупаем новые учебники пособия и занимаемся по ним. Ни разу за это время дочка не попала в правильный цвет. Вчера собираю ее на прогулку, надеваю вещи сиреневого и розового оттенков. А из чистых перчаток у нас остались только желтые, которые явно выбиваются из общей цветовой гаммы. Думаю, ладно, главное, чтобы руки не замерзли. На что дочка мне выдает: «эти не надо, давай розовые». И тут я понимаю, что ребенок все прекрасно знает и просто целенаправленно треплет мне нервы».

Таким образом, существует множество причин, по которым дети могут не называть цвета. Однако если способность определять оттенки не пришла и в 4 года, родителям пора начать беспокоится. Подобное отставание может быть связано с дальтонизмом. Но, стоит оговориться, что у родителей с нормальным цветоощущением не рождаются дети, страдающие отклонениями данного характера. Кроме того, дальтонизм встречается только у мальчиков. В целом же, специалисты заявляют, что до семилетнего возраста ребенок имеет полное право не различать оттенки. Если к моменту посещения школы данное умение так и не пришло, необходимо провести специальную диагностику малыша на предмет нарушения цветовосприятия.



Как уже говорилось выше, занятия с крохой должны носить регулярный характер. Однако проводить их следует в простой и ненавязчивой форме. Если родитель задается вопросом, как научить ребенка 2 лет различать цвета, не нужно усаживать карапуза за учебники. Куда лучше дать ему необходимые знания в ходе увлекательной беседы или интересных занятий. Приведем несколько полезных советов на этот счет:

  1. При общении с ребенком называйте не только предмет, но и его цвет. Причем делать это нужно в разных вариациях. К примеру, указывая на игрушку можно сказать «синий слоник» или «это слоник, он синий» или «слоник синего цвета». Обозначив оттенок одного предмета можно тут же сравнить его с другим. Например: «Смотри, это кубик. Он тоже синий».
  2. При прочтении книжек обращайте внимание не только на картинки, но и на изображенные на них цвета: «Взгляни, у девочки цветочек в руке. Он желтый. А дерево рядом, какое высокое, листочки у него зеленые».
  3. Упоминая тот или иной цвет, не коверкайте его название. Шапка не красненькая, а красная. Кошка не беленькая, а белая и т.д. Если цвет голубой, не надо называть его синим. Не стоит опасаться, что малыш запутается в обилии оттенков. Как раз путаница произойдет, если разные тона подводить под один цвет.
  4. Отправляясь с крохой на прогулку, обращайте внимание на окружающие предметы. Поскольку возле высотных домов обычно припарковано огромное множество машин, можно поупражняться на них. Проходя мимо того или иного транспортного средства называйте его цвет и просите малыша повторить за вами. Со временем он сам начнет называть оттенки машин.
  5. Привлеките ребенка к уборке комнаты. Предложите ему собрать разбросанные игрушки, находя сначала предметы одного цвета, а затем другого. Подобное занятие поможет убить сразу двух зайцев: и навести в помещении порядок, и закрепить пройденный материал.
  6. Приобретите ребенку цветные фломастеры. С их помощью малыш не только приобщиться к творчеству, но и научится различать оттенки. Когда кроха закончит рисовать, предложите ему отыскать колпачок от каждого фломастера.
  7. Устраивайте тематические дни, посвященные определенному цвету. Эта методика является очень действенной и безумно нравится малышам. Суть ее предельно проста: в течение дня нужно окружать ребенка предметами одного оттенка. С утра облачите ребенка в зеленую одежду, за завтраком налейте сок в зеленую кружку, угостите зеленым яблоком, затем посадите кроху рисовать зелеными красками, лепить из зеленого пластилина. К концу дня карапуз непременно усвоит цвет.



Игровые приемы

Какое любимое занятие деток любого возраста? Конечно же, играть в различные игры. Именно они помогут отыскать ответ на вопрос, как научить ребенка 3 лет различать цвета. Впрочем, малыши помладше не менее охотно примут участие в столь интересных занятиях. Приведем пример нескольких игр:

  • «А у меня».
    Именно с этой фразы нужно начинать игру. К примеру, мама говорит малышу: «а у меня штаны красного цвета, а у тебя?». После ответа крохи наступает черед следующего предмета гардероба.
  • Подарки для «друзей».
    Рассадив перед ребенком несколько игрушек, нужно предложить ему подарить каждому персонажу предметы определенного цвета. Это могут быть карандаши, детали конструктора, резинки для волос, машинки и т.д. Если карапуз затрудняется с выбором подходящих предметов, взрослые могут показать ему пример.
  • Веселые домики.
    Эта игра позволяет малышу не только выучить цвета, но и потренировать усидчивость. Выбрав несколько маленьких игрушек (киндеров или животных из фермы), нужно сделать для них домики разных цветов. Оттенок строений обговаривается заранее. К примеру: «для коровки мы построим желтый дом, а для козочки голубой». В качестве подручных материалов могут выступать кубики, детали конструктора, коробочки, листы цветного картона.
  • «Светофор»
    За основу берутся три цвета: красный, желтый и зеленый. Вырезав из плотного картона круги соответствующих оттенков, объясняем малышу правила игры. Если мама показывает крохе круг красного цвета, он должен стоять на месте. Завидев желтый знак, ребенок прыгает на одной ноге. А при появлении зеленого – свободно бегает по комнате. Сначала мама выполняет все действия вместе с малышом. Потом можно усложнить задачу, не показывая круги, а просто озвучивая оттенки.

Прибегая к приведенным упражнениям и игровым приемам, обучить ребенка цветам будет гораздо проще. Веселые уроки намного лучше воспринимаются и запоминаются детьми, нежели скучные монотонные занятия . Чтобы кроха быстрее освоил новые навыки, можно записать его в школу развития. Ведь, как показывает практика, работа в коллективе приводит к замечательным результатам.

Видео по теме

Многие мамы и папы озадачены, как научить ребёнка различать цвета. В настоящее время существует множество методов, помогающих добиться успехов в этом вопросе. Можно ведь и решить задачу, как научить ребёнка цветам в 2 года.

Как научить ребёнка различать цвета

Родителям следует подобрать наиболее подходящий способ для своего малыша и применить его для достижения положительного результата.

Как правило, в вопросе, как научить ребёнка цветам в 3 года, специалисты рекомендуют использовать игровую форму.

Тогда малышу будет интересно, а время обучения пройдёт незаметно.

  1. Приготовьте карточки разные по цветовой гамме. Показывайте ребёнку по одной карточке и громко называйте название оттенка. Сначала покажите ему красный и синий, например. Убедившись что малютка запомнил их, положите карточки в к остальным, размешайте их. И попросите малыша найти красную, а потом синюю карточку и отдать вам. Не торопитесь. Если малыш вам быстро отвечает, всё равно лучше повторить пройденное несколько раз.
  2. Другой способ решения задачи, как научить ребёнка в 3 года знать цвета, это беседа на прогулке. Обратите внимание малыша, что листья на деревьях зелёные, яркое солнце - жёлтое, небо - голубое и так далее. Благодаря описываемой методике ребёнок очень скоро сам будет называть название оттенка по вашей просьбе.
  3. Если малыш любит автомобили, и они занимают его внимание, обратите внимание, что машины разные по цветовой гамме. Покажите ему белую, красную, синюю и зелёную автомашину. Пусть потом он сам называет те автомобили, оттенки которых он запомнил. Занимаясь с малышом, таким образом, вы скоро решите проблему, как научить ребёнка узнавать цвета.
  4. Используйте яркие разноцветные игрушки. В целях закрепления материала попросите кроху одноцветные изделия отложить в сторону. Подойдут мягкие игрушки, разноцветные кубики или машинки.
  5. Для обучение удобна будет и напольная мозаика для малышей. Есть специальная мозаика, которую малыш не сможет проглотить и которой он не поранится. Обычно она большая, из упругого материала и разноцветная.

Периодически занимаясь, вы скоро сможете порадоваться успехам своего чадо. Самое главное не спешить.

Некоторые взрослые задают вопрос, как научить ребёнка цветам в 1.5 года. В таком возрасте обучение проводить рановато. В полтора года лучше обратить внимание на мелкую моторику крохи.

Всё нужно делать во время. Не нагружайте малыша тем, что он ещё не в силах постичь.

Мы, взрослые, привыкли жить «в цвете». Для нас это естественно. Поэтому так важно научить нашего ребенка не только различать формы и размеры предметов, но и их цвета и оттенки. Как мы можем помочь в этом малышу?

Вы, регулярно занимаясь со своим ребенком, усвоили такие понятия как «вверху», «внизу», «за», «перед» и т.д. Пришло время научить ребенка различать цвета. И на это уйдет куда больше времени, ведь цветовая палитра велика, к тому же каждый цвет имеет массу оттенков. Спустя несколько занятий можно заметить, что малыш может называть один и тот же цвет, если, к примеру, видит поочередно красный и желтый. И это не удивительно, ведь крохе еще сложно понять, что каждый цвет называется определенным словом, так как это понятие абстрактное. Но не стоит отчаиваться, это временно. Если не прекращать занятия, то уже очень скоро ребенок правильно будет их называть.

Примерно в 1,5 года ребенок способен различать цвета, но только ближе к трем годам он может усвоить их названия. В это время дети очень восприимчивы и все новое впитывают подобно губке. Поэтому, если правильно выстроить ваши занятия, уже скоро малыш сможет различать даже мельчайшие оттенки.

1. Принцип Монтессори

Сегодня многие педагоги в дошкольных учреждениях используют в своей работе методику Марии Монтессори, согласно которой любому навыку дети должны обучаться поэтапно. Начинать изучение цветов лучше с использования цветных карточек. Это гораздо удобнее, так как малышу не нужно отвлекаться на размеры и форму предметов. Покажите крохе 2 карточки, например, красную и синюю. Не нужно сразу давать ребенку много информации. Достаточно просто назвать эти два цвета. После чего попросите дать вам синюю карточку, затем красную. Знакомиться с новыми цветами следует не раньше чем через 2-3 дня, выдавая информацию порционно. А в это время обращайте внимание ребенка на предметы красного и синего цвета, которые вас окружают.

Если карточки ребенка не впечатлили, можно воспользоваться игрушками. Оптимальный вариант – разноцветные мячики, кубики, крупные детали мозаики.

Для закрепления материала предложите ребенку порисовать пальчиковыми красками или слепить что-нибудь из пластилина. Здесь можно проявить свою фантазию и рисовать все, что угодно, — от красных яблок до синих облаков. Не стоит требовать от ребенка сразу же правильно называть тот или иной цвет, этим навыком он овладеет позже. Только после того как ребенок из предложенного ряда цветов будет выбирать правильный, можно переходить к следующему этапу и просить его назвать данный цвет.

2. Важна последовательность

После того как красный и синий цвет будут изучены, можно переходить к другим. На следующем этапе, познакомьте ребенка с желтым и зеленым и так далее, пока не будут усвоены основные цвета радуги. Доказано, что для изучения цветов желательно использовать все органы чувств. Например, задействуйте осязание. Для этого воспользуйтесь пластилином и предложите ребенку что-нибудь слепить из брусочка того или иного цвета.

Через некоторое время покажите малышу, что смешав разные цвета, можно получить новый оттенок. Соедините вместе желтый с красными или желтый с синим и т.д. Такой подход к изучению цветов внесет больше разнообразия в ваши попытки научить ребенка различать цвета.

Ребенка постарше можно научить различать холодные и теплые тона. Для этого рассмотрите вместе любую картинку в книге. Так вы разовьете не только зрительное восприятие у малыша, но и его художественный вкус.

Еще одно хорошее упражнение – в разговоре при упоминании предметов называть их цвет. К примеру: «Подай, пожалуйста, красный карандаш» или «Ты видишь синий мячик?». Собираясь на улицу, обращайте внимание на цвет одежды, обуви. По дороге в парк посмотрите, машины каких цветов проезжают мимо, какого цвета цветы, которые растут на клумбе и т.д.

3. Учимся в игре

Известно, что быстрее дети учатся в процессе игры. Изучение цветов не исключение. Поэтому, если вы хотите научить ребенка различать цвета, советуем воспользоваться играми.

  • «Найди цвет»

На начальном этапе изучения, пока ребенок еще не может называть цвета, можно предложить ему найти предметы определенного цвета по показанному вами образцу. Важно вначале выбирать предметы одинакового оттенка. Для этого можно воспользоваться кубиками, деталями мозаики или конструктора.

  • «Разложи по цветам»

Для этого можно воспользоваться пуговицами или яркими бусинами. В одну коробку предложите ребенку сложить, к примеру, крупные синие пуговицы, а в другую – мелкие синие. Если есть пуговицы разных оттенков одного цвета, то можно попросить малыша выложить их в ряд от самой светлой до самой темной.

  • «Путаница»

Для игры нам потребуются разноцветные ручки. Взрослые снимают с них колпачки и предлагают ребенку помочь подобрать нужные колпачки к определенным ручкам. Во время игры можно намеренно выбрать неправильный колпачок – малыш обязательно вас поправит.

  • «Колпак»

Сделайте из разноцветного картона колпаки и разложите их перед ребенком. Взрослый рассказывает стишок: «Еду, еду в гости на лошадке в желтой шапке!» — при этом ребенок должен выбрать колпак нужного цвета и надеть себе на голову.

  • «Найди лишний»

Среди четырех шариков 3 должны быть одного цвета и 1 другого. Ребенку нужно найти шарик, который по цвету отличается от других.

  • «Веселые бусы»

Сделайте из цветной бумаги или картона круги разного цвета. Подготовьте шаблон бус и предложите малышу сложить свои бусы по предложенному вами образцу.

  • «Разложи шары правильно»

Взрослый высыпает на пол разноцветные шары и ставит несколько коробок. В каждую из коробок кладется шарик определенного цвета. Ребенку нужно собрать шарики и сложить их в соответствующие коробки.

Чтобы обучение было успешным, всегда комментируйте свои действия, заканчивайте игру сразу же, как только ребенок проявит первые признаки усталости или потери интереса. И не забывайте хвалить малыша за каждое достижение, и тогда научить ребенка различать цвета не составит для вас труда.

Марина Суздалева — психолог, руководитель «Клуба Увлеченных Мам» .

Хотите стать читателем журнала «Успевай с детьми!»?

Согласно авторитетному мнению специалистов, уже в 3 года ребенок должен знать основные цвета. Однако это вовсе не говорит о том, что ровно в три года и один день родители должны впадать в панику, подозревая задержку в развитии, в случае, если он все еще их путает.

Не забывайте, что все детишки разные и развиваются по своему индивидуальному графику. Но все же, несмотря на это, помогать своему чаду и начинать учить малыша запоминать цвета вы можете уже с самого раннего возраста.

Обучаем отличать цвета кроху до года: начало начал

Уже в самом раннем возрасте дети могут различать цвета. Согласно исследованиям, первый цвет, который выделяют младенцы, едва выйдя из новорожденного возраста, это желтый.

Кстати, именно поэтому для детей такого возраста специалисты рекомендуют приобретать игрушки-погремушки желтого цвета. Следом за желтым младенец начинает обращать внимание на оранжевый цвет и красный.

Целенаправленно учить цветам ребенка до года не нужно. Достаточно того, что, разговаривая с ним, вы будете называть цвета: «Вот твоя чашечка, она синяя», «возьмем красный мячик».

Учим цветам малыша от года до двух

Вот теперь уже можно начинать учить. Но ненавязчиво и без больших ожиданий. Главное слово здесь: «начинать». Помните, что ребенок может учить цвета только после того, как начнет разговаривать. Не надо бежать впереди паровоза, ведь детское мышление развивается по своим строгим законам.

В 2 года ребенка можно научить различать цвета и уметь определить предметы одинакового цвета. Пока рано ждать от него, что он запомнит все названия. Дайте ему время.

Игровые задания, помогающие освоить цветовую палитру

Играя с малышом, предлагайте ему следующие задания:

Лепить или рисовать, используя один конкретный цвет

В процессе лепки напоминайте малышу название цвета, но не ждите, что он быстро его запомнит.

Собирать пирамидку

Эта развивающая игрушка очень полезна для детишек 1-2 лет. Включайтесь в игру и называйте малышу цвета составных частей. Периодически спрашивайте:«Какой это цвет?».

Сортировать игрушки по цвету

Предложите ребенку положить красные кубики в красную коробку. Когда он легко станет справляться с этой задачей, поставьте две, три коробки разного цвета.

Аналогичным образом можно предложить малышу поставить машинки в гараж, выбирая по их цвету. Можно строить башни из кубиков — только желтые или только синие.

В целом, в этом возрасте упор стоит делать лишь на то, что вы только называете цвета предметов, постепенно закрепляя их в памяти ребенка.

Обучаем цветам ребенка в возрасте от двух до трех лет

В три года дети с большим удовольствием играют и учатся. В этом возрасте вы довольно легко сможете научить ребенка цветам, регулярно занимаясь с ним.

Деятельность малыша в это время существенно расширяется, пополняется его словарный запас, а значит вам и карты в руки - самое время для обучающих и развивающих упражнений, в том числе и в области познания цветов.

Неограниченные возможности предполагают творческие занятия. Рисуйте, лепите, делайте аппликации. Показывайте краски, рассказывайте, что можно нарисовать этим цветом, смешивайте цвета.

Сейчас в продаже есть безопасные для детей краски, играть с которыми можно не беспокоясь за здоровье малыша.

Упражнения для понимания цвета

Разноцветные карточки

Сделайте цветные карточки и играйте с ними. Спрашивайте малыша, какого цвета карточка, предлагайте на каждую карточку положить игрушку нужного цвета — открывается целая масса вариантов для игр.

«Веселая уборка»

Собираем игрушки только одного цвета. Сначала только синие, потом только желтые. Особенно хорошо работает при уборке детского конструктора в коробку.

«Кто больше?»

Вместе ищите предметы какого-то конкретного цвета. В квартире, на улице, во дворе. Зеленая трава, зеленая скамейка, зеленая машина. Кто найдет больше предметов?

«У меня и у тебя»

Какой цвет есть у вас, а какой у малыша? «У меня синие тапочки, зеленый мячик и красная заколка» - «А у меня зеленая чашка и красные колготки».

Цветные драже

Не очень педагогично, но весело вместе есть разноцветные конфетки-драже. Если ребенок правильно назвал цвет конфеты, он может ее съесть.

Устраивайте день одного цвета

Сегодня красный день. Надуем красный шарик, наденем красную кофточку и съедим красное яблоко. На улице будем искать красные предметы, а дома нарисуем красный мухомор, красный цветок и красную божью коровку.

Похвастаемся шедевром папе и расскажем, что это за цвет.

Важный момент: не усложняйте ребенку задачу, не учите сразу несколько цветов. Пусть он сначала четко выучит один, а затем переходите к другому. Чем меньше малыш ошибается, тем радостнее он будет учиться дальше.

Осваиваем цветовой ряд после трех лет

В 4 года ваш малыш уже вполне может знать основные цвета — желтый, красный, синий и зеленый. Теперь можно осваивать остальные и переходить к оттенкам.

Здесь вам опять самым лучшим образом поможет рисование. Дети очень любят смешивать краски разного цвета, обращайте их внимание на полученный результат.

После трех лет малышам уже намного проще запоминать цвета, поэтому показывайте и рассказывайте как можно больше. Для закрепления результата отлично подойдут развивающие настольные игры и упражнения в игровой форме.

Примеры игр и упражнений на понимание цвета

Усложненные карточки

Хорошо научит детей определять цвета игра, в которой к картинке нужно подобрать карточки с использованными на этой картинке цветами.

В качестве домашнего аналога такой настольной игры возьмите любой предмет или любую картинку и предложите ребенку подобрать к ней карандаши или фломастеры нужного цвета.

«Ошибки»

Договоритесь с ребенком, что вы строите две башни - одну синюю, другую, например, красную. В процессе игры незаметно прячьте или путайте «этажи» башни. Ребенок должен назвать потерянный цвет.

«Светофор»

Для игры вам понадобится три карточки. Зеленая карточка означает, что ребенок должен бегать, желтая - прыгать, а красная - стоять. Можно усложнить задачу или придумать свои варианты.

«Воздушные шарики»

Нарисуйте на бумаге несколько воздушных шариков. Ребенок должен подрисовать им веревочки нужного цвета. Усложните задачу: рассыпьте карандаши оттеночных цветов, добавьте к ним карандаши, цвет которых не использовался.

​Не сравнивайте успехи своего малыша с успехами других детей

Если вы поставили цель научить ребенка различать цвета, не оглядывайтесь на других. Внук тети Маши уже выучил не только цвета, но и оттенки да еще и замечательно рисует?

Во-первых, вы не видели тех «шедевров», а во-вторых, ваш сын великолепно бегает и умеет надевать штанишки.

Не закрепляйте цвет за одним предметом

Называйте его в разном контексте. Если вы все время будете показывать только красный мячик, малыш может подумать, что все мячики красные.

Не пытайтесь освоить весь цветовой круг за один день

Не запутывайте ребенка, сразу предлагая выучить несколько разных цветов одновременно.

Создавайте позитивный настрой, учитывайте характер и склонности ребенка

Если ваш малыш шустрый непоседа, он не захочет степенно раскладывать цветные карточки на столе. Предложите ему лучше сбегать за синим мячиком.

Обучайте играючи

Ранний детский возраст предполагает только игровую деятельность. Все обучение должно проходить только в расслабленной, ненавязчивой форме игры.

Занимайтесь регулярно, но без напряжения. И ваш ребенок обязательно выучит все цвета радуги!