Что считают способностями ребенка. Занимательная психология

Каждый ребенок уникален, у каждого свои задатки и способности! Мой муж, у которого ни слуха, ни голоса, часто вспоминает, как его мучили на уроках музыки. Он всегда был отличником, но петь не хотел, не умел и не мог. И вот его ставили на задние ряды, и заставляли подпевать. Уж не помню точно слов песни, которая особенно запала в его душу, в общем, про колокольный звон в Бухенвальде. И вот все пели, а те, кто хорошо петь не умел, вторили хору «Дон! Дон! Дон!».

Но родители хотели видеть в нем только отличника, и этот отвратительный для него урок он не мог пропустить или, хотя бы, не петь на нем. Его «Дон-Дон» - это очередная пятерка. Знаете, лично я не понимаю желание родителей видеть своих детей круглыми отличниками, поэтому, никогда не буду настаивать на отличной оценке. Главное, чтобы что-то было в душе и голове у ребенка, а не в дневнике или аттестате. Во-вторых, если у ребенка нет склонности к какому-либо предмету, ну зачем его насиловать? Зачем заставлять петь, если у ребенка нет музыкальных задатков? Можно просто попросить написать про какого-нибудь композитора, например.

Я всегда была гуманитарием, и математика вводила меня в ступор, и я имела всегда еле натянутую тройку. Во многих странах изначально определяют способности ребенка, и не уравнивают всех под одну гребенку. Если ты гуманитарий, то ты можешь изучать математику на более простом уровне, нежели ребенок с математическими способностями, и иметь пятерку, на своем уровне. По-моему это логично и хорошо для детей. Не знаю, изменилось ли что-то сейчас в системе российского образования, но хочу предложить родителям вот что. Попробуйте определить, к чему более склонен ваш будущий или уже состоявшийся школьник, чтобы в будущем не ругать его за плохие оценки по какому-либо предмету. Лучше развивайте в детях то, что заложено в них природой, с рождения. Лучше быть классным, ОТЛИЧНЫМ спецом в определенной области, которая близка уму и сердцу, чем пытаться быть ХОРОШИМ везде, понемногу.

Тест «Природные склонности ребенка» (старый, добрый тестик)))

Для успешных занятий с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста необходим устойчивый интерес к тому или иному виду работы. Способность сохранять длительное время сосредоточенность.

Желательно определить сферу предпочтительных интересов ребенка для того, чтобы учебу в школе и дома привести в соответствие с природными задатками ребенка.

Инструкция: Я буду задавать тебе вопросы, на которые ты будешь отвечать «да», «нет», «очень нравится», «совсем не нравится».

1. Ты любишь фильмы о животных?

2. Станешь ли ты разбирать новую игрушку, чтобы узнать, как кона устроена?

3. Ты любишь играть в школу и быть учителем?

4. Тебе нравится решать задачи?

5. Любишь ли ты рисовать цветными карандашами?

6. Тебе нравится выращивать цветы в горшках?

7. Ты любишь собирать игрушку или конструктор по схеме?

8. Тебе нравится играть в больницу, быть врачом?

9. Нравится ли тебе писать красиво (хочешь научиться)?

10. Ты любишь выдумывать разные истории?

11. Тебе нравится слушать рассказы о животных?

12. У тебя сломалась игрушка. Попробуешь ли ты ее отремонтировать?

13. Тебе нравится возиться с малышами, объяснять им что-либо?

14. Ты любишь разгадывать кроссворды?

15. Ты нарисовал(а) картинку, и тебе что-то не понравилось. Будешь ли ты ее переделывать до тех пор, пока у тебя не получится, как надо?

16. Тебе интересно наблюдать за растениями?

17. Ты рассматриваешь технические журналы?

18. На улице плачет малыш. Ты постараешься пожалеть его?

20. Ты услышал(а) историю с грустным концом. Ты попробуешь переделать ее так, чтобы она хорошо закончилась?

21. Ты любишь собирать красивые камешки?

22. Тебе нравится рассматривать устройство незнакомых приборов?

23. Твоя мама изменила прическу, надела новое платье. Заметишь ли ты это? Скажешь, что она красивая?

24. Можешь ли ты решать интересные задачи, хотя рядом играет громкая музыка?

25. Тебе нравится рисовать красками?

26. Ты любишь книги, мультики, фильмы о природе?

27. Ты нашел старый сломанный телевизор или приемник, ты посмотришь, что там внутри?

28. Замечаешь ли ты, когда твои близкие чем-то расстроены?

29. Тебе нравится решать ребусы, головоломки, шарады?

30. Тебе нравится выступать перед зрителями, читать сказки по ролям?

Положительные ответы на каждый вопрос – 1 балл, отрицательные – 0 баллов.

Если ребенок дал 5-6 положительных ответов на вопрос какой-либо группы, соответственно его интересы лежат в данной сфере.

ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА (ЧП) – 1,6,11,16,21,26

ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА (ЧТ) - 2,7,12,17,22,27

ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (ЧЧ) - 3,8,13,18,23,28

ЧЕЛОВЕК - ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (ЧЗС) - 4,9,14,19,24,29

ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (ЧХО) – 5,10,15,20,25,30

На основании этого исследования стоит подбирать занятия и игры, соответствующие интересам вашего ребенка. А также учитывать особенности ребенка при обучении в школе.

ЧЧ – заинтересуется играми в школу, больницу, будет чувствовать себя комфортно в роли воспитателя, учителя, врача.

ЧХ – подойдут эмоциональные, сюжетно-ролевые игры, чтение сказок, придумывание историй, игра в театр, с переодеванием в персонажей.

ЧЗС – понравятся графические диктанты, выполнение по образцу, придумывание графических узоров, разгадывание ребусов.

ЧП – материал игры с ребенком должен содержать информацию о животных, растениях, природных явлениях.

ЧТ – необходимо подбирать материал, связанный с техникой, механизмами, машинами, чертежами. Такие дети с удовольствием создают различные модели, придумывают сложные конструкции.

В следующей статье я хочу поговорить о детском рисунке, проективных методиках. О том, что могут рассказать нам детские рисунки и как родители могут их «читать» и лучше понимать своих детей.

Все дети талантливы по-своему, но обнаружить этот талант бывает непросто. Все равно, что сделать огранку драгоценного камня. При правильной огранке он засияет, но может превратиться в обычную стекляшку, если отнестись к процессу огранки «лишь-бы как».

Кто из родителей не мечтает, чтобы в будущем его ребенок стал успешным. А самая большая вероятность достичь успехов у человека, который занимается любимым делом, используя свои природные способности. Это по-настоящему счастливый человек. Он получает огромное удовольствие от процесса работы, добивается наивысших результатов и соответственно достигает материального благополучия.

Занятие любимым делом и самореализация сделает такого человека успешным и самостоятельным сравнительно рано и на всю жизнь, если его таланты, тот «дар божий» с которым он был рожден, вовремя обнаружатся и вовремя получат свое развитие.

Поэтому определение способностей ребенка для дальнейшего их развития одна из самых основных и сложных задач родителей . Чем раньше Вы их обнаружите, тем лучше. Не будет бесконечной смены спортивных секций, кружков и школ, которые в итоге могут привести ребенка к неверию в свои силы и умения. Не будет разочарования родителей в своем чаде так, как вначале даже самые талантливые дети, посещая подходящие для них секции из-за дисциплины или отсутствия полной свободы творчества, могут капризничать и не желать посещать занятия регулярно.

В то же время родители точно не будут знать, что же на самом деле происходит — период адаптации, когда нужно проявить твердость и регулярно проводить разъяснительные беседы с ребенком или менять одну секцию на другую, так как данная «не его».

Кроме всего прочего такое «хождение» обязательно отрицательно скажется на , так как в наше время все секции, школы и кружки в основном платные, стоят немало денег, а для их посещения, кроме оплаты, необходима еще и покупка нужного для занятий инвентаря: спортивной формы, инструментов, красок, кисточек, альбомов и т.д. и т.п. .

Поэтому, выбрав из большого разнообразия, то, что действительно поможет развить способности ребенка, вы сэкономите приличную сумму денег , да и время не будет потрачено попусту.

Как определить способности ребенка

На что родителям стоит обратить внимание в первую очередь:

От рождения и до 3-х лет:


В это время все зависит только от наблюдательности родителей и проведения так называемой предварительной подготовки , а именно:

  • Обратите внимание на гороскоп ребенка . Не ухмыляйтесь с недоверием. Вам предстоит изучить и запомнить астрологический и восточный (лунный) гороскоп Вашего ребенка. Зачем? Чтобы в последующем времени с одной стороны наблюдать, есть ли характерные для его знака черты, а с другой быть готовыми использовать полученную информацию о способностях ребенка, дарованных ему небесными силами при рождении.
  • Проследите свою родословную, генетическое древо . Так Вы узнаете природные предпосылки, передающиеся генами по наследству. Проследив свою родословную, Вы сможете сделать выводы обладатели, каких профессий в Вашем роду добивались наибольших успехов и наилучших результатов. Так ребенок из семьи математиков генетически склонен к точным наукам и наверняка добьется больших успехов на этом поприще. (Например, Сергей Брин — сооснователь и разработчик поисковой системы Google. Его родители — математики и достигли в этой науке больших успехов. Соответственно, уже на генетическом уровне, у него было больше шансов добиться успехов в математике, чем, например, в спорте.) Не забывайте и о старших представителях своего рода. Не обязательно ребенок унаследует таланты родителей (если говорят, что природа на детях отдыхает то не в смысле, что они глупее родителей, а просто таланты у них могут быть другие, унаследованные от дедушек, бабушек или других пра-пра-родственников).
  • Чаще присматривайтесь к своему ребенку , играя с ним. Какие игры он выбирает? Как относится к музыке? Какие книги или сказки ему больше нравятся? Как можно больше проводите с ребенком времени. В этом возрасте он остро нуждается в Вашем присутствии. Выбирайте развивающие игры для своего ребенка . Сейчас их великое множество. Вместо покупки сто пятьдесят пятой по счету машинки или куклы, лучше купите конструктор или детские пазлы. Они способствуют развитию моторики ребенка. И уж конечно, в таком возрасте, к каким играм Вы приучите своего ребенка, в такие игры он и будет играть еще долго, вплоть до подросткового возраста. Пользуйтесь моментом ищите правильные, развивающие игры , ведь маленьким деткам все равно во что играть лишь бы мама или папа были рядом . Не играйте вместо ребенка его конструктором, не складывайте за него пазлы или кубики. Расскажите как играть, будьте рядом, что-бы подсказывать, а не делать все вместо него. И не забывайте хвалить за каждый его успех.
  • Старайтесь оградить ребенка от потока не нужной информации , рекламы, следите за тем, что он смотрит по телевизору. Способности ребенка можно не только развить, но и загубить, если лишить их возможности развития . Необходимо, чтобы ребенок получал информацию развивающую его, а не наоборот отупляющую и бессмысленную. Поток бессмысленной информации может забить и заглушить ростки талантов Вашего ребенка, а длительные просмотры мультфильмов вытеснят желание общаться с кем-либо.
  • Ведите дневник наблюдений за ребенком , отмечая все нюансы развития, его успехи и неудачи, реакцию на события и поведение при общении как со взрослыми так и с детьми. Читайте ребенку . Это поможет развить его память и привить любовь к книгам.

С 3-х до 6 – ти лет:


Очень важно определить способности ребенка именно в дошкольном возрасте , т.к. от этого зависит и выбор школы и класса, и выбор дополнительных занятий, которые помогут дать дальнейшее развитие природных талантов Вашего ребенка. Как правило, к 5-и годам внимательные родители уже видят способности ребенка по его пристрастиям , умениям, настроению, с которым он относиться к тому или иному роду занятий. В этом возрасте с большей точностью можно определить наклонности ребенка, наблюдая за его поведением.
Итак, у ребенка способности:

  • Интеллектуальные. Если ребенок наблюдателен и любознателен. Задает много ситуационных вопросов. Рано научился читать. У него очень хорошую память. Знает больше, чем его сверстники. С удовольствием быстро и легко обучается . Четко излагает свои мысли. Никогда не отвечает « не знаю», пытается найти ответ на любой заданный ему вопрос .
  • Музыкальные. Если он с удовольствием слушает музыку разных жанров. Легко запоминает мелодии на слух и также легко их воспроизводит. Его интересуют музыкальные инструменты. Он подпевает или сам с удовольствием поет, даже когда его об этом не просят. Сочиняет собственные мелодии .
  • Художественные. Если ребенок рисует все, что видит, а не только то, что лучше всего получается. Рисует везде и всем, что подвернется под руку. Стремиться украсить дом или одарить всех своими «произведениями». С удовольствием лепит, рисует карандашами и красками, старается скомбинировать разные материалы. Его рисунки разные по цвету и изображению, часто зависящие от настроения.
  • Литературные. Если ребенок очень любит, чтобы ему читали. Рано научился читать сам. Легко пересказывает, прочитанное. Запоминает, на чем остановились, читая книгу. Умеет и любит, что-то рассказывать, часто фантазирует, но доводит свои рассказы до логического конца. С удовольствием и эмоционально пересказывает, увиденное ним .
  • Артистические . Если легко и с удовольствием выступает перед большой аудиторией. Стремиться, чтобы его выступление вызвало похвалу и восторг. Старается, чтобы его внешний вид соответствовал теме выступления. Заменяет слова мимикой, жестами. Подражает каким-либо героям или артистам. Очень эмоционален.
  • Технические. Его любимые игрушки машинки, механизмы, конструкторы. Пытается самостоятельно отремонтировать сломанную игрушку . Интересуется работой домашней бытовой техники и папиным инструментом. Любит рисовать машинки, технику.
  • Спортивные способности Ребенок-непоседа. Он все время двигается: бегает, прыгает, кувыркается. Активный участник всех подвижных игр. Быстро улавливает все основные моменты игры, стремиться обогнать всех. Легко управляется с мячом, роликами, велосипедом. Не боится никаких преград на пути. Недолго расстраивается по поводу разбитых коленок. Отличная координация и умение держать равновесие. Не пропускает ни одного спортивного снаряда или лестниц и горок детских площадок. Часто бывает лидером среди сверстников.

Определив способности ребенка, еще рано «почивать на лаврах», так как более точно судить о них можно лишь по результатам обучения .


Кроме прочего, занимаясь определением способностей своего ребенка, не упускайте из вида и его слабые стороны . Есть качества без которых невозможно стать успешным человеком, например, хорошая память, вера в свои силы, настойчивость в достижении цели. Помогите детям в развитии этих качеств.

Также на совести родителей научить ребенка финансовой грамотности, обращению с деньгами . К сожалению этому не учат в школах, а начинать обучение нужно в детстве и чем раньше, тем лучше. Об этом я писала в статье

И в заключении хочу добавить — способности ребенка обнаружить непросто, но проработав пункты этой статьи, Вы сможете наметить для себя путь, по которому будете двигаться в направлении гармоничного развития Вашего ребенка и главное поймете, что без Вашего активного участия Ваш ребенок может так и остаться «нераскрытым талантом» .

Заметить проявление способностей можно с раннего детства. Некоторые малыши начинают пытаться рисовать, другие любят танцевать или петь. Чтобы понять, что будет лучше для ребенка, стоит определить его способности.

Стоит отметить, что человеку мало обладать способностями, так как их нужно развивать в течение длительного времени.

Только в таком случае человек сможет достичь успеха в выбранной деятельности.

Многие родители задумываются о дополнительном образовании ребенка уже после рождения и перед ними встает несколько вопросов:

  • можно ли точно определить способности ;
  • стоит ли отдавать ребенка в разные секции и студии;
  • что делать, если выбор ошибочен.

Важно понимать, что не у каждого человека имеются способности, благодаря которым он может достичь успеха в выбранной сфере. Но также стоит учитывать и то, что при усердной работе многие люди добиваются больших результатов и без врожденных способностей. Именно поэтому важно не выбирать для ребенка сферу деятельности, а понять, чем он сам желает заниматься.

Существуют тесты для родителей, отвечая на которые можно определить способности ребенка. Но стоит отметить, что этот вариант подходит для тех, кто постоянно наблюдает за своими детьми и знает особенности их поведения. Например, ответив на вопросы о том, чем любит заниматься ребенок и как он относится к определенной деятельности, можно сделать предположение о его способностях.

Какие бывают способности ребенка

Способности классифицируются в соответствии с несколькими сферами деятельности:

  1. Интеллектуальная. Способности в этой сфере проявляются в любознательности, исключительной памяти и желании учиться. Если ребенок наблюдателен и знает то, о чем его сверстники и не подозревают, скорее всего у него способности к интеллектуальной деятельности.
  2. Академические достижения. При наличии способностей в этой сфере ребенок много читает, обладает хорошим вниманием и способен удерживать в памяти символы, буквы и слова.
  3. Творческое или продуктивное мышление. При наличии творческих способностей ребенок является любознательным и при этом изобретателен в различных сферах деятельности. Также людей с творческими способностями характеризует высокая продуктивность.
  4. Общение и лидерство. Способности в этой сфере определяются умением легко приспосабливаться к новой ситуации и сохранение уверенности среди незнакомых людей. Детей, предрасположенных к общению, легко определить по тому, как к ним относятся сверстники. Если ребенка часто выбирают в качестве партнера по играм или занятиям, скорее всего он обладает способностями в данной сфере.
  5. Художественная деятельность. Дети со способностями в этой сфере отличаются стремлением создавать рисунки или фигуры из пластичных материалов. Также они уделяют большой интерес визуальной информации.
  6. Двигательная деятельность. , обладающие способностями в данной сфере, демонстрируют хороший уровень развития двигательных навыков.

Согласно данным сферам деятельности родителям предлагается несколько тестов, ответив на которые можно будет понять, какие способности есть у ребенка.

Как определить способности ребенка к профессии

Перед тем как направляться к специалистам по профориентации, следует учитывать, что делать это нужно лишь в подростковом возрасте. При этом нужно быть уверенным в том, что ребенок пройдет тестирование у компетентного специалиста, который сможет уделить ему достаточно внимания. Школьные психологи зачастую не обладают новыми методиками и временем для того, чтобы помочь ребенку определить, какая профессия ему подходит.

Как протестировать ребенка?

Из-за этого многие молодые люди через несколько лет после получения профессионального образования получают второй диплом или начинают работать не по специальности. Это происходит из-за того, что в подростковом возрасте не было уделено достаточно внимания профориентации.

Существует множество методик, благодаря которым можно определить, предрасположенность ребенка к определенной деятельности. Но стоит отметить, что важно проходить комплексное тестирование, а не полагаться на результаты нескольких общеизвестных методик.

Именно поэтому лучший вариант – проведение тестирования платными психологами. Но при отсутствии такой возможности ребенку стоит ответить на вопросы тестов, предлагаемых школьным психологом. Важно понимать, что для определения наиболее подходящей профессии нужно предоставить ребенку информацию о различных сферах деятельности и узнать его мнение.

Как протестировать ребенка на способности

Тестирование детей в подростковом возрасте

Протестировать ребенка можно в специализированных центрах или при помощи методик, которые находятся в открытом доступе. При отсутствии знаний о данном процессе лучше всего доверить такую работу специалистам. При самостоятельном тестировании можно неверно определить подходящую сферу деятельности, из-за чего в будущем ребенок не будет доволен своей профессией.

Многие родители знакомы с ситуацией, когда ребенок после обучения в музыкальной школе прекращает брать в руки музыкальный инструмент и забывает о нем на много лет. Чаще всего это происходит из-за того, что родители ошибочно считают, что у ребенка есть способности в определенной сфере деятельности. Также это случается и по причине того, что при наличии таланта ребенок не желает заниматься определенной деятельностью.

Именно поэтому важно проведение тестирования для определения способностей. Благодаря этому родители:

  • начинают лучше понимать своих детей;
  • узнают об их талантах и склонностях;
  • не совершают ошибок, отдавая ребенка учиться тому, к чему у него нет мотивации и таланта.

Тестирование самих детей производится в подростковом возрасте, так как до этого времени они не способны удерживать внимание, отвечая на сотни вопросов. Поэтому для определения способностей детей в младшем школьном возрасте используются тесты для родителей.

Как влияет среда на способности ребенка

Вопрос о происхождении способностей является наиболее сложным в психологии. Существует 2 точки зрения на данную проблему:

  • теория о генетической природе способностей;
  • теория о приобретенных способностях.

С точки зрения первой способности являются врожденными особенностями, которые передаются от родителей. В качестве доказательства многие приводят раннее проявление способностей у детей.

Согласно теории приобретенных способностей на развитие ребенка влияет среда и именно она полностью формирует его личность. К благоприятным факторам среды можно отнести:

  • опытных педагогов, занимающихся ребенком с раннего детства;
  • особенности воспитания;
  • особенности той или иной культуры, в которой воспитывается человек.

Неблагоприятным фактором является обедненная среда. Если ребенок испытывает дефицит впечатлений, его способности не развиваются. Учитывая обе представленные теории можно говорить о том, что в некоторых случаях факторы наследственности могут компенсировать отсутствие подходящей среды. В других же случаях именно факторы среды способны оказать сильное влияние на развитие способностей.

Стоит отметить, что в психологии существует такое определение, как задатки. Данным термином обозначаются природные предпосылки способностей. В пример можно привести предрасположенность к восприятию звуков, красок и пространственных форм у творческих личностей.

Важно понимать, что из одних и тех же задатков могут возникнуть разные способности. Например, хорошая наблюдательность присуща таким профессиям, как геологи, следователи и художники. Таким образом, задатки создают возможности для развития различных способностей.

Чтобы понять, как среда влияет на развитие способностей, достаточно представить ребенка, который имеет музыкальные задатки, но при этом условия не позволяют ему получить музыкальное образование. В лучшем случае он научится играть на одном из музыкальных инструментов на любительском уровне. Но ребенок, не обладающий задатками, но обучающийся в музыкальной школе, может достичь больших успехов в данной сфере.

Но не стоит забывать и о личной активности. Если ребенку неинтересна определенная деятельность, даже при наличии задатков, он не станет выдающимся музыкантом, художником или математиком. Именно поэтому личная активность является важнейшим фактором, который влияет на развитие способностей.

Склонностью считается избирательная направленность человека, которая побуждает его заниматься определенной деятельностью. Именно возникновение склонности является предпосылкой к развитию способностей.

Какие способности ребенка описывает Монтессори

Под педагогикой Монтессори подразумевается система обучения детей, которая была разработана Марией Монтессори. Согласно данной методике ребенок должен обучаться в условиях, при которых его не принуждают к выполнению каких-либо действий.

Мария Монтессори была убеждена, что как наказание, так и поощрение негативно сказываются на результатах обучения. Она считала, что при создании благоприятных условий ребенок сможет проявить свои задатки и развить способности.

Обучение по указанной методике производится в соответствии с несколькими обязательными правилами:

  1. Ребенка не следует принуждать к чему-либо. Он должен сам обратиться к взрослому.
  2. О детях нельзя говорить ничего плохого.
  3. Во время воспитания и обучения необходимо концентрироваться на хороших качествах и поступках ребенка. Благодаря этому для плохого со временем не останется места.
  4. Важно тщательно подготавливать среду, в которой будет заниматься ребенок.
  5. Во время обучения необходимо быть готовым откликнуться на призыв ребенка.
  6. Необходимо уважать ребенка, который сделал ошибку, но при этом немедленно останавливать его в случае, если он совершает действия, которые могут угрожать безопасности ребенка или его развитию.
  7. Если ребенок отдыхает или наблюдает за другими детьми, нельзя принуждать его к активным действиям.
  8. Важно помогать ребенку найти занятие, если он ищет его.

Одним из наиболее важных элементов педагогики Монтессори является подготовленная среда. Она позволяет ребенку постепенно освобождаться от опеки взрослых. В пример можно привести использование столов и стульев, которые дети могут переставлять самостоятельно.

Как проверить ребенка на спортивные способности

Педагогика Монтессори

Решая отдать ребенка в спортивную секцию, родители часто не представляют, какой вид спорта стоит выбрать. Для того чтобы занятия были эффективными, сначала необходимо определить способности ребенка. Одной из распространенных ошибок становится выбор секции в соответствии со своими желаниями. Кто-то всегда мечтал стать боксером и поэтому отдает сына для занятий данными видом спорта. Но у ребенка могут отсутствовать способности или желание заниматься определенной деятельностью.

Стоит помнить о том, что физкультура и спорт – это разные вещи. Если хочется укрепить здоровье ребенка, достаточно заниматься общей физической подготовкой. Спорт же подразумевает соревнования и достижения высоких спортивных результатов. Именно поэтому при выборе спортивной секции прежде всего необходимо ориентироваться на способности и его физические данные.

Наиболее простым способом определения способностей являются пробные занятия в разных спортивных секциях. Опытный тренер после первого занятия способен определить, подходит ли ребенку выбранный вид спорта или нет.

Еще одним способом является комплексное генетические обследование, благодаря которому можно точно определить, к какой области ребенок при желании сможет достичь больших результатов. В основе такого обследования лежат особенности функционирования мышечной ткани. Человек, который будет быстрее пробегать короткие отрезки за минимальное время, не сможет стать лучшим в беге на длинные дистанции.

Существует 2 типа мышечных волокон – медленные и быстрые. Медленные приспособлены к длительной нагрузке, а быстрые лишь в кратковременной взрывной. В соответствии с наличием генов, отвечающих за разные параметры, выделяют 3 генотипа:

  1. Люди с генотипом R/R способны достигать высоких результатов в спринтерском беге, метании ядра и других дисциплинах, где важна скорость и сила.
  2. Обладатели генотипа R/X имеют преимущества при занятии такими видами спорта, как единоборства и спортивные игры.
  3. Более редким генотипом считается X/X. Его носители способны достичь больших результатов при занятии спортом, где важна выносливость. В пример можно привести плавание на длинные дистанции.

Таким образом, самостоятельно определить наличие спортивных способностей и задатков практически невозможно. Именно поэтому необходимо посоветоваться с тренерами, которые занимаются подготовкой детей в различных секциях. Лучшим вариантом является определение генотипа ребенка.

Важно учитывать, что перед началом занятий ребенок должен пройти обследование. Это связано с тем, что некоторым детям противопоказаны большие нагрузки.

Не стоит забывать, что ребенок должен стремиться достигать результата в выбранной деятельности, так как без мотивации даже при наличии способностей ничего не выйдет. Также достижение результатов зависит от:

  • характера ребенка;
  • квалификации тренера;
  • социальных условий.

Если все описанные факторы будут благоприятными, результаты будут заметны уже на начальных этапах.

В физкультуре есть множество направлений, в которых человек может стать успешен независимо от того, какой у него генотип. Но при желании провести исследование сделать это можно уже в раннем .

Как распознать способности ребенка смотрите в следующем видео:

"От того, как прошло детство, кто вёл
ребенка за руку в детские годы, что вошло
в его разум и сердце из окружающего мира —
от этого в решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш".
В. А. Сухомлинский

Уже с самого раннего возраста можно увидеть, как проявляются первые признаки разных талантов у малышей: кто-то любит танцевать, кому-то хочется петь, кто-то любит мастерить, а кто-то решать логические задачи или рисовать...

Сложно сказать, что любовь к какому-то виду деятельности — это и есть талант, ведь способности проявляются позже, а развивая способности, мы получаем талант. Быть талантливым — это не обязательно значит быть знаменитым художником или учёным — есть много талантливых людей в разных областях.

Кто-то говорит, что талант (греческое talanton) — это "выдающееся врожденное качество". А кто-то — что талант нужно совершенствовать. Третьи верят в то, что способности и таланты передаются по наследству.

Википедия определяет талант как "определённые способности, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта". Формирование и развитие таланта ребёнка зависит во многом от условий жизни и деятельности. Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Давайте попробуем ответить.

Проблема определения способностей ребенка встает перед родителями с самого раннего детства. Родителей начинает волновать вопрос поиска дополнительного образования. Музыкальная студия, студия творчества, спортивная или какая-то другая? Порой трудно сделать выбор, чтобы не навредить. Отдать ребенка в студию и развивать в одном направлении? А вдруг ошиблись? Отдать в разные студии? А вдруг ребёнок будет слишком уставать?

При выборе студии родители должны оценить возможности ребёнка и учесть его интересы. Важно помнить, что любая деятельность — это труд ваш и вашего ребенка, подчиненный жёсткому распорядку и режиму. Томас Эдисон говорил: "Гений — один процент вдохновения и девяносто девять процентов пота". Только постоянные занятия и тренировки дадут положительный результат. Но если ребёнок не обладает определёнными способностями к деятельности, которую ему выбрали старшие, то у него может развиться комплекс неудачника, и вы не получите ожидаемых результатов. Ваше желание, чтобы ребенок пел или занимался музыкой, может обернуться психологической травмой для ребенка. Прислушайтесь к желаниям ребенка и помогите ему в выборе студии, проявите смекалку, чтобы мотивировать малыша.

Из закона Ньютона известно, что сила действия прямо пропорциональна силе противодействия — чем больше родители будут заставлять ребенка, тем меньше вероятность, что они сами будут довольны результатами. По этой причине психологи и педагоги советуют выбирать такие кружки и секции, где не стремятся сделать маленького чемпиона или лауреата, а просто помогут определить и развить способности малыша.

1. Музыкальные способности малыша

До года о музыкальных способностях можно судить только по косвенным признакам. Малыш улыбается, когда слышит музыку, затихает, может подпевать — "гулить". Наблюдайте за ребёнком. Если он проявляет эмоции, когда играет музыка, подпевает, а может, даже постукивает ногой в такт музыке, или хлопает в ладоши под музыку, быстро запоминает слова и мелодию, поёт самостоятельно, то это указывает на то, что в музыкальной студии он будет заниматься с удовольствием. Существует очень эффективная система Судзуки — уникальный метод раннего музыкального развития. Эта система предусматривает обучение игре на скрипке, (флейте, фортепиано, виолончели) с двух-трёх лет. Дети очень быстро начинают играть несложные произведения. По мнению японского педагога Шиничи Судзуки, все дети музыкальны, нужно только вовремя начать развивать способности: "То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно". Цель музыкальных занятий с малышами Судзуки определил так: "Моя задача не воспитывать музыканта, а через музыку воспитать хорошего, благородного человека".

2. Технические способности

Ребёнок любит сидеть с конструктором часами: строит, придумывает, собирает по схеме, моделирует. Обычно дети, имеющие технические способности, часто задают вопросы: как это работает, а что у него внутри, а зачем нужна эта деталь, а будет ли работать, если... Не отмахивайтесь от таких вопросов и старайтесь отвечать на них, покупайте энциклопедии и конструкторы, развивайте интерес к различным механизмам.

3. Исследовательские способности

Дети с исследовательскими способностями любят проводить опыты, часто задают вопросы "почему?", устанавливая причинно-следственные цепочки различных природных явлений, а так же с интересом рассматривают научные энциклопедии и с удовольствием смотрят научно-популярные передачи.

4. Художественные способности ребенка

Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам творчества, стоит обратить на это внимание и развивать этот интерес малыша.

В раннем возрасте не учат классическим канонам рисования, а лишь развивают художественные способности. В хороших детских изостудиях создают творческую атмосферу, ваш ребенок сможет развить свое воображение, мелкую моторику, а самое главное — получит удовольствие от самореализации и возможности показать, сколько всего нового он теперь умеет.

5. Театральная студия. Актерский талант у ребенка

Если вы однажды заметили, что ваш ребенок любит кому-то подражать, копировать походку, манеру речи, с радостью выступает на концертах и праздничных мероприятиях, то вы можете смело привести его в театральную студию. Сегодня детские театральные студии, почему-то не очень популярны у родителей. А зря: ведь они смогут научить детей быть смелыми и уверенными, раскованными и непринужденными. Дети читают наизусть стихотворения и басни, развивают речь, тренируют память, пополняют словарный запас. Кукольный театр развивает не только речь маленького актера, но и моторику, а также координацию движений. Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

6. Спортивные секции. Физические способности

Дети с физическими способностями очень старательные, упорные, они прикладывают все усилия для достижения определенной цели. Любят соревноваться, бегают, прыгают — и не боятся упасть, пораниться, ушибиться. Занятия в спортивных секциях тренируют силу воли, выносливость, целеустремленность, что, несомненно, приходится ребенку не только в школе, но и в жизни.

7. Хореография. Ритмика. Музыкально-двигательные способности

Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма? Слушает музыку, "пританцовывает" и придумывает свои движения? Сходите с ним на пробное занятие в студию ритмики, хореографии, фитнеса, аэробики или танца. В танцевальных кружках учат не только красиво двигаться и танцевать: занятия танцами развивают образное мышление, воображение, фантазию. Есть студии танца, где учат малышек уже с двух с половиной лет по системе Айседоры Дункан — в классах нет станка, там не требуют специальной одежды и обуви для танцев. По этой системе танец — это некая импровизация, свободные движения под классическую музыку.

У вашего ребёнка могут быть разные способности, задача родителей — поддерживать и развивать их.

Методы определения способностей ребенка

Метод Описание
Наблюдение Наблюдая и изучая то, чем ребёнок любит заниматься, чем интересуется, родители с лёгкостью могут составить представление о возможностях своего малыша.
Игра Предоставьте возможность выбора игры. Обратите внимание, в какие ролевые игры любит играть ребёнок.
Обращение к специалистам по раннему развитию, психологам и педагогам. Тестирование Существуют диагностические программы, которые помогут в определении способностей. Например, при определении уровня интеллектуального развития используют тест Векслера. Чтобы узнать творческий потенциал ребёнка, его эмоциональное и психическое состояние, используют методику "Несуществующее животное". А также могут использовать комплексную диагностику.
Совместная деятельность Совместное общение, безусловно, развивает творческую активность и помогает развитию таланта. Возьмите за правило организовывать семейные праздники-традиции, кукольные представления по выходным, походы, экскурсии. Слушайте вместе музыку, читайте, играйте в игры, посещайте музеи и выставки, театры, мастер-классы, концерты.

Результаты диагностики не могут определить будущие достижения и таланты ребёнка, но, тем не менее, это не умоляет важности раннего выявления способностей. В наших силах помочь ребенку изучать, творить, заниматься интересными и увлекательными занятиями. Со временем, ваш ребенок сам поймет, чем ему заниматься серьезно, а что останется просто хобби. Очень часто бывает, что талантливые дети, не имея возможности развивать свой талант, становятся посредственными учениками.

Современные школы предъявляют к ребёнку достаточно жесткие требования. Предоставьте возможность малышу проявить свои способности, развить их и преумножить в детских дошкольных учреждениях. Помогая раскрыть таланты ребёнка, вы научите его общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно, поможете и способность к адаптации в любых ситуациях. Наверняка, лет через 18-20 ваши дети поблагодарят за это. Главное помнить, что каждый ребенок талантлив, быть внимательнее к проявлениям своего ребенка — и у вас все получится!

Модель Наталья,
методист сети детских развивающих
клубов "АЗ-БУ-КА"

Комментировать статью "Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша"

А вы считаете, что на способность детей к обучению влияют гены? Я считаю, что влияют, не единственным фактором, разумеется, но влияют. Разумеется гены влияют на способности к обучению, и на другие особенности развития. Но не настолько прямолинейно, что "если папа...

Как выбрать профессию. Развитие способностей Востребована ли профессия Мы часто считаем развитие способностей чем-то вроде хобби, возможно... Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Раздел: Образование, развитие (Способности ребенка). Вопрос репетиторам, Вы родителям всегда правду о способностях говорите? Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 18+.

есть способности выше среднего, а ребенку на это плевать. Есть любимое дело, только...(умение видеть проблему там, где другие ее не видят), оригинальность мышления, память Музыкально -двигательные способности. Ваш ребенок подвижен, активен, с чувством ритма...

Развитие математических способностей у дошкольника: 5 способов. Сингапурская математика. Этот метод решения дает детям глубокое понимание процесса решения. Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка Методы определения способностей ребенка Всё это не менее важно при подготовке ребёнка в школе, чем умение читать и писать.

Детские сады и дошкольное образование: развитие речи, логопед, воспитатель, подготовка к школе. Тема создана для обсуждения статьи. "Алло, родители ищут таланты!" - дополнительное образование детей.

Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим дня и развитие бытовых навыков. 1. есть ли у него музыкальные способности. которые надо както развивать. 2. нравится ли самому ребенку все это - петь...

Вот, например, нет у ребенка музыкального слуха, или рисует он, как курица лапой Развить ведь до определенной степени можно почти все, правда, не всегда Если ненавидит - это другое. Вопрос был есть нет способностей, т.е. на неосведомленный взгляд мамы их нет.

а как определить, есть ли у ребенка способности к европейским языкам? Неоднократно слышала мнение, что дети, имеющие музыкальный слух чаще всего обладают Посмотреть темы в других конференциях: Детские сады и дошкольное образование Образование взрослых.

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам Совместное общение, безусловно...

Как определить способности ребенка?. Достижения. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни Ну так слух развивать надо, как и любые другие способности. Реально людей совершенно без музыкального слуха мало.

способности это приходящее и уходящее, если вовремя не спохватиться и неразвивать, у всех детей есть способности и таланты и необязательно в ограниченом Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. 4. Художественные способности ребенка.

Поступаем в музыкальную школу. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Выразила желание играть на скрипке, но узнав что это трудно, сразу отказалась. Хочет играть на флейте, но я не знаю возьмут ли ее, вроде бы там на зубы смотрят, а у нее верхние зубы как раз...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Многие родители задаются вопросом: как определить и Мне народные способы определить пол ребенка всегда казались забавными и интересными, предлагаю вам их перечень - гадайте на здоровье...

Многие родители задаются вопросом: как определить и развивать имеющиеся способности ребенка? Все дети любят рисовать и почти у всех есть художественные способности. Если ребёнок активно проявляет интерес к поделкам, рисованию, аппликации и другим видам...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Развитие ребенка - дошкольника: дополнительное Как помочь ребенку стать внимательным? Успехи детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от их способности быть внимательными.

Музыка. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы, занятия с детьми. Дорогая, возник вопрос, действительно: а какие музыкальные способности или навыки нам, родителям нужны в детях. и какие будут нужны...

Развитие дошкольника: как определить и развить способности малыша. Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей...

Методы определения способностей ребенка. "От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что Все это - невнимательность. Воспитатель детского сада, учитель или психолог могут помочь Вам определить есть ли проблемы со вниманием у вашего...

Для чего нужно определять способности ребенка заранее?

Правильно развивая и расширяя их, в итоге мы получим, ни много ни мало, талант. А вы думали, он с неба падает?

Какие способности надо выискивать в своем ребенке? Не только музыкальные, спортивные, художественные и танцевальные. С ними все просто.

А попробуйте увидеть способность к анализу , инициативность , лидерские качества, склонность к точным техническим наукам , навык конструирования или непобедимую исследовательскую жилку…

Два основных метода определения способностей – игра и наблюдение . Сначала – наблюдайте за малышом и задавайте себе вопросы.

Какие игрушки он предпочитает – пианино, конструктор, мелки? Подпевает ли песенкам, приседает ли под музыку? Каково его поведение? Он тихо сидит и что-то чирикает в блокноте или пристает к взрослым с постоянными вопросами и предложениями?

Каковы его отношения со сверстниками, признают ли они в нем лидера? Обладает ли тот хорошей памятью, любит ли читать, независим ли в своих решениях?

Любимые слова техника и исследователя – вопросительные : «Что , как , почему , зачем ?». Книгочей обладает завидными навыками академической деятельности. Может, он станет нобелевским лауреатом?

Ребенок, ясно излагающий свои мысли, наверняка будет интеллектуалом, ученым или писателем. Малыш, легко распознающий ранее услышанные мелодии, может превратиться в композитора, скрипача или пианиста.

Но имейте в виду, в первые годы многие дети любознательны и открыты для новой деятельности. Им нравится все – и бубны, и краски, и папина машина, и червячок под листиком.

Надо различать способности и желания . Иногда ребенок просто любит танцевать, но делает это не ритмично.

Если вы сделаете упор не на ту деятельность и заставите чадо усиленно тренировать отсутствующие у него навыки, вы породите закомплексованную личность.

Если же на всякий случай отдадите его в пять секций сразу, то лишите его детства и последних сил.

Задача родителей – дать ребенку шанс попробовать себя в разных делах и вовремя распознать склонности к тем или иным. Но никогда не давить на кроху!

Возможно, сегодня ваш сын – первый в классе по рисованию и обожает «живописные» кружки. Может, ему легко даются все техники и краски. Но еще не факт, что он сам захочет связать жизнь с профессией художника. Вдруг математика окажется ближе к сердцу?

Здесь важны понятия задатков и склонностей крохи. Задаток – то , с чем ребенок родился . Иногда это наследственность (так получаются потомственные музыканты, композиторы, живописцы), порой – индивидуальная особенность малыша.

Бывает, что яблоко падает от яблоньки очень далеко, и в семье рядовых математиков вдруг рождается гениальный поэт.

Склонность – то , к чему тяготеет сам ребенок . Он интуитивно интересуется тем или этим, может часами барабанить по кастрюлям, вызывая негодование соседок.

Когда надо определять способности ребенка? В 3-5 лет уже можно увидеть , к какой деятельности склоняется чадо .

С дошкольного возраста актуален персональный подход – при выборе детского сада, дополнительных платных занятий, секций, кружков и, в конце концов, школы.

Со старшими детьми (5-7 лет ) удобнее проводить тесты , которые выявляют творческий потенциал и умственные возможности.

Можно даже обратиться к специалисту, который тщательно проанализирует ваше дитя.

Однако, только в семье и исключительно для своих наблюдательных родителей ребенок раскрывается со всех сторон. Будьте внимательны!