Что это? Называем игрушки. Занятия, развивающие определённые навыки

Развивающие кружки

Домашние игры

Кубики, пирамидки, мячи, неваляшки – всё это не только развлечение для вашего малыша , но и способ познания окружающего мира. Именно поэтому родителям так важно знать о том, как и с помощью чего играть с малышом, чтобы это доставляло не только удовольствие, но и приносило пользу.

Инструкция

В магазинах выбор игрушек настолько велик, что часто родители покупают какую-то вещь просто ради того, чтобы пополнить коллекцию ребенка. Но отнеситесь к выбору развлечений для малыша серьезно, подумайте, понравится ли эта игрушка крохе, принесет ли она ему пользу, или будет где-то пылиться.

При выборе развлечений для малыша учитывайте и возраст. Если ребенку от 0 до , самые первые его игрушки должны быть простыми, с крупными деталями, яркими цветами. Звук погремушек не должен быть слишком громким, чтобы не напугать малыша . Подвески на кроватку и в также привлекут внимание крохи.

Психологическое развитие малыша предусматривает умение уметь отличать всех членов семьи и/или называть их по имени, понимать, что именно от крошки хотят родители, иметь небольшой словарный запас, состоящий из простых слов, понимать и проситься на горшок.

Но что если проблемы у малыша не на физиологическом, а на психологическом уровне? Ведь здесь стоит особенно аккуратно подходить к вопросу его развития, чтобы еще больше не усугубить сложившуюся ситуацию. Например, малыш имеет маленький словарный запас и отказывается говорить. Для этого нужно проделывать упражнения с его пальчиками, ему играть мелкими игрушками, точнее частями игрушек, закрепленными с целью безопасности. Двигательные упражнения пальчиков рук способствуют стабилизации и развитию речевых малыша. Стоит также позаботиться о «пассивном» словаре ребенка . Возможно, он пока не хочет просто говорить, но он слышит. Чем больше разных слов произносит мама и папа, тем больше накапливает их ваш малыш. И не делайте главную ошибку – не говорите за него сами. Малыш может не разговаривать еще по причине того, что он не видит в этом необходимости, ведь мама за него скажет, что он хочет, за него все сделает и т.д.

В том случае, если ребенок развивается нормально и все что дожжен делать умеет, то его не нужно перегружать новыми знаниями и навыками. Ничего хорошего в таком подходе родителей нет, а для ребенка может оказаться скучным. Развитие годовалого ребенка в этом случае подразумевает игровой процесс, в который уже вы можете вносить обучающие чему-то элементы. Помните, что в этом возрасте наиболее хорошо малыши реагируют на стишки и пение. Это положительно влияет на развитие их словарного запаса и интереса к получению новых знаний и умений.

Видео по теме

За первый год жизни малыш проходит огромный путь развития. Совсем недавно он был таким беспомощным, а к году уже стоит, ходит за ручку или самостоятельно, знает и узнает близких людей и многие предметы. Годовалый малыш активно познает мир. Этим и стоит воспользоваться, играя с ним.

Вам понадобится

  • - пирамидки;
  • - кубики;
  • - мячи;
  • - куклы, матрешки, неваляшки;
  • - игрушечные животные;
  • - большая машина;
  • - сортеры;
  • - вкладыши;
  • - крупные пазлы;
  • - лабиринты;
  • - бубен, барабан;
  • - пальчиковые краски;
  • - игрушки для песочницы.

Инструкция

Выучите несколько пальчиковых игр («Сорока- », «Мальчик-пальчик» и др.) для развития мелкой моторики малыша. Вводите эти игры постепенно, несколько дней играйте в одну, потом разучите вторую и чередуйте с первой, ещё через несколько дней добавляйте следующую. Если малыш проявляет и начинает показывать игру или даже пытается проговаривать, помогайте и хвалите.

Общаясь с годовалым ребенком , не только называйте предметы и действия, но и показывайте, как с ними обращаться. Мячик и машинку можно катать, кубики ставить друг на друга или рядом, - кормить и укладывать спать. Играя с мягкими игрушками или читая книжки про , изображайте звуки, которые они издают.

Различные лабиринты и крупные легко сделать самостоятельно. Изогните проволоку, проденьте ее сквозь крупные пуговицы и бусины, безопасно закрепите концы. Для пазлов можно использовать открытки или , оклеенные для прочности пленкой. Первые пазлы должны состоять из 2-3 частей, позже ребенок сможет собрать и более сложную картинку.

Двигайтесь вместе с малышом в такт музыке. Научите его извлекать звуки из игрушечных музыкальных инструментов: бубна, барабана, металлофона, молоточка. Их могут заменить небольшие пластиковые , наполовину наполненные крупами, пуговицами и другими мелкими предметами.

Пальчиковые краски безопасны для самых маленьких. Окуните свой палец в баночку и проведите прямую линию. Помогите малышу провести линию рядом. Вы разовьете не только его мелкую моторику, но и воспитаете эстетически.

Годовалые дети любят игры с водой и . Устройте маленькую песочницу из тазика с насыпанной туда солью. Убирать после игры очень просто. Да и с гигиенической точки зрения соль безопасна. Брать ее в рот малыш вряд ли захочет.

Видео по теме

Обратите внимание

Регулярно осматривайте всё, с чем играет малыш, на предмет целостности. Следите, чтобы мелкие предметы не были в зоне досягаемости.

Источники:

  • Игрушки для годовалого ребенка
  • как развлечь детей

Есть такие активные и подвижные детки, что их энергия и жажда жизни просто восхищают. Однако родители часто не знают как развлечь таких непосед, которые не могут и пяти минут спокойно посидеть на одном месте.

Инструкция

Отличное для активных – это подвижные игры на свежем воздухе. В теплое время года организуйте спортивные командные игры: лапта, футбол, волейбол. Дети помладше могут поиграть в догонялки, прятки или просто покататься на роликах или велосипеде. Зима – время для игры в снежки, с горы на санках и лепки снеговиков. Не лишним будет устроить семейный поход на каток.

На выходных сводите маленького активиста в детский развлекательный . Там малыш от души повеселится, прыгая на батутах и лазая по лабиринтам. Ребенка постарше можно записать на занятия по скалолазанию.

Если позволяет площадь - сделайте в детской комнате место для активных игр: беготни, прыжков и лазания. Позаботьтесь о его безопасности: положите на пол мягкие подушки или матрасы, можно приобрести и установить специальный спортивный уголок.

С поиграйте в «Скорый ». Изображайте поезд, который мчится через всю комнату, заодно проезжая через несколько тоннелей. Тоннели сделайте из перевернутых стульев или просто натяните веревки. Задача – пройти все препятствия, не прикоснувшись к ним.

Еще одна веселая игра - это перекатывание мяча. Садитесь с на пол и перекатывайте друг другу мяч. Усложните игру, одновременно перекатывая несколько мячей сразу. Главное, чтобы мячи не сталкивались друг . В результате такой игры учится вниманию и координации движений.

Деткам постарше устройте мини – турнир по кеглям или дартсу (на липучках). Настольные игры «Хоккей» или «Футбол» тоже будут как нельзя кстати. Проведите спортивный матч на звание чемпиона - веселье и азарт вам будут обеспечены. Если позволяет площадь помещения, организуйте детскую спортивную эстафету на скорость, ловкость и меткость. Победителю вручите приз.

Видео по теме

Новоиспеченные родители зачастую ломают голову, как развлечь своего ненаглядного годовалого кроху с пользой для его логического мышления. Вот несколько способов, чем можно занять малыша.

Вам понадобится

  • - разноцветные шнурки или ленты
  • - корпус от шариковой ручки
  • - пакет сушек (баранок)
  • - пальчиковые краски
  • - деревянные бусы, пуговицы

Инструкция

Одно из увлекательных занятий, которые очень нравятся годовалым , – шитье, а точнее продевание палочек в маленькие дырочки и нанизывание предметов на шнурок. Такая игра прекрасно будет развивать , вашего и подталкивать к развитию не только логику, но и речь.

Перед тем как приступить к занимательной игре, заранее подготовьте разноцветные шнурки, деревянные или пластмассовые бусы, большие пуговицы (мелкие лучше исключить). Посадите малыша поудобнее на теплый пол и усядьтесь рядом с ним.

Для занятия возьмите, например, пакет с сушками (баранками) и корпус от простой шариковой ручки. Затем вденьте в него разноцветный шнурок и закрепите узелком, чтобы он не выскочил. Теперь предоставьте своему карапузу возможность собрать на шнурок сушки (баранки), бусы, пуговицы и из них гирлянду.

После того как гирлянда будет готова, а сушки (баранки) будут подъедены, повесьте его труды на , завязав концы шнурка с обеих сторон. При желании раскрасьте сушки (баранки) пальчиковыми красками в разноцветные цвета. А когда вечером папа придет с работы, похвастайтесь перед ним вместе с малышом маленькими новыми достижениями.

Приступая ко игре, вы можете ограничиться только шнурками или лентами, что будет абсолютно противоположно первому занятию. То есть теперь вы будете не шить и завязывать, а наоборот, развязывать. Для этого привяжите красивые яркие шнурки к дверцам кухонной мебели. Проследите за тем, чтобы ребенок легко дотягивался, а шнурок легко развязывался.

Когда шнурки будут привязаны, покажите крохе на собственном примере как их нужно развязывать. Заинтересуйте его этой игрой, чтобы карапуз смог догадаться потянуть за кончик шнурка и снял его. Попробуйте завлечь этими занятиями, и тогда у вас появится несколько минут для себя.

Год назад ребенок появился в этом мире и за 12 месяцев проделал огромный путь – от беспомощного комочка до сознательного маленького человечка, со своим характером, привычками и желаниями. Младенчество заканчивается и начинается детство, сделать его счастливым – задача любящего родителя.

Воспитание годовалого ребенка

В малыш уже осознает себя отдельным существом, проявляя свое собственное «я», поэтому этот возраст – самое время для начала процесса воспитания. Родителям при этом следует быть гибкими, нужно стараться договориться с малышом, разговаривать с ним как можно больше, объясняя все свои решения. Многие действия можно сопровождать детскими стихами и прибаутками.

Физическое и психическое развитие малыша следует начинать с установления нового режима. Годовалый ребенок обычно меньше спит, при этом сохраняется один дневной сон. Важно ежедневно гулять с ребенком 2 раза в день по 1,5 – 2 часа, давая ему возможность трогать сухие листья, мелкие и т.п., так как для него важны осязательные ощущения.

В год дитя активно пробует свои возможности, свободно передвигаясь по дому, забираясь на лестницу, диван или стулья. Важно показать ему, как оттуда спускаться. Этот возраст – самое время для приучения к самостоятельному питанию, ребенок уже может вполне уверенно держать ложку, хоть пока половина каши и остается на столе. Также пора приучать малыша к горшку и дисциплине. Можно привлекать ребенка к несложным задачам: собрать вместе с ним порванную бумагу, сложить игрушки, отнести в ванную грязную одежду. Главное – не давить на ребенка и не заставлять делать то, что ему неинтересно, чтобы не вызывать обратную реакцию.

Развивающие игры

Летом можно чаще играть с малышом в песочнице, а зимой соорудить импровизированную песочницу с помощью крупы, которую можно пересыпать из одной емкости в другую ручками или ложкой.
Для развития мелкой моторики необходимо дать ребенку возможность играть с предметами, имеющими разный размер, форму, фактуру. Подойдут различные банки, коробки, флаконы, бутылки, лоскуты ткани, палочки, камушки и т.п. Хороши игры с сыпучими материалами, макаронами, фасолинами, бусинами, пуговицами и другими предметами. Например, их можно раскладывать в ячейки упаковки для яиц и вынимать обратно. Главное, следить, чтобы малыш не отправлял их в рот.

Купание можно разнообразить играми в воде: переливать воду из стаканчика в более широкую емкость, вылавливать ручками или ситечком плавающие в воде предметы.

Для рисования лучше использовать бумагу больших форматов, хотя бы А3.

Годик – самое время приступать к рисованию. Лучше всего подойдет масляная пастель или восковые мелки. Дайте один мелок малышу, а другим начните водить по листу бумаги. Ребенок постарается повторить нарисованные линии. Не стоит пока рисовать зверей или человечков, пусть это будут прямые и волнистые линии, простые геометрические фигуры. Обращайте внимание ребенка на цвет и просите его вам помочь.

Связанная статья

Если спросить любого взрослого, чем чаще всего занят ребенок, ответ найдется без труда: играет! Игра для малыша-дошкольника – не просто забава, это важное и нужное дело.

Играя, малыш познает мир, его законы и свойства, учится понимать себя и окружающих, реализует свои возможности и воплощает мечты. В процессе игры ребенок находит способ дать выход бурлящей энергии и выразить свои эмоции.

В возрасте 1 – 3 лет, получая большую свободу передвижения, ребенок все более активно исследует предметы которые его окружают, Находит все новые способы манипуляции ими. Но, как правило, его уже привлекают не столько игрушки, сколько объекты «взрослого мира»: посуда, мебель, инструменты, словом, все, чем пользуются другие люди.


Ребенок этого возраста способен надолго увлечься «наведением порядка» на посудной полке. Конечно, взрослые должны позаботиться, чтобы кухонная утварь, которая там находится, была безопасна для малыша. Он может самозабвенно перебирать крупу, переливать воду из одного сосуда в другой или устраивать «концерт», используя кастрюли и крышки в качестве «ударной установки».


А собственно в игре появляется новое: ребенок старается воспроизвести уже знакомые ему действия взрослых, подражая им: «варит» обед, куклу «кормит», спать ее укладывает, как мама; крутит руль воображаемого автомобиля и стучит молоточком, как папа. Такие игры еще не имеют сюжета, ребенок лишь пробует свои силы во взрослых занятиях, которые ему пока недоступны.


Как правило, подражательные игры сначала не отличаются богатством сюжетов. Разнообразить их поможет взрослый, которые подскажет, что куклу, например, не только можно укладывать спать и кормить, но и возить на прогулку в коляске, показывать ей книжки, а грузовик может не только ездить, но и перевозить грузы, катать зверюшек, съезжать с горки…

Игрушки и предметы-заменители

Здесь уже не обойтись без «сопутствующих предметов»: кукольной мебели и посуды, наборов инструментов, гаража для машин и пр., и родители порой стремятся заполнить игровое пространство ребенка игрушками, максимально имитирующими предметы взрослого мира


Ребенок же в этом возрасте активно и с удовольствием использует предметы-заменители». Так, гараж вполне заменит коробка из-под обуви, а «пирожное» можно изготовить из нескольких деталей конструктора типа Лего. Поэтому не стоит стремиться окружать ребенка массой игрушек, являющихся точной копией реальных предметов. Использование предметов-заменителей лучше развивает фантазию малыша, его творческие способности.

После года малыш хоть и становится более самостоятельным, но все еще требует много внимания от родителей и, в первую очередь, от мамы. Необходимо как можно больше общаться с ребенком, играть в совместные игры, но, к сожалению, домашних дела тоже требуют времени, да и просто расслабиться и немного отдохнуть маме иногда полезно. Вот тут и возникает вопрос - чем же занять малыша, чтобы ему не было скучно одному?

Есть несколько проверенных вариантов, чем можно увлечь ребенка пока мама занимается делами.


    Возьмите за правило делить игрушки на несколько частей и убирать, выдавая их по одной партии только тога, когда это необходимо. Так игрушки не успеют наскучить ребенку и каждый раз он будет с интересом играть в них как в новые.


    Заведите, так называемую, "чудо-коробочку". Положите туда маленькие, но безопасные безделушки - разнообразные крышечки от детского питания, разноцветные лоскутки ткани, ненужную бижутерию, маленькие игрушки (например, неразборные фигурки из киндер-сюрпризов), баночки от использованной косметики и т.д. Если у вас подрастает маленькая модница, то коробочку можно заменить на старую сумку или косметичку, так будет еще интереснее, ведь девочки часто подражают свим мамам. Главное правило - такая "чудо-коробочка" не должна постоянно находиться на виду у ребенка, выдавайте ее только по необходимости, иначе малышу она быстро наскучит.


    Малыши, и особенно малышки, очень любят наряжаться, поэтому обычный пакет с одеждой может надолго заинтересовать маленького модника или модницу. Особенно порадуют ребенка различные головные уборы - шляпы, шапки, панамы - он непременно захочет их примерить, тем более, что сделать это малыш уже сможет самостоятельно.


  • Мультики - палочка-выручалочка для большинства родителей. Включив ребенку мультфильм или развивающую презентацию, можно спокойно заняться своими делами, ведь ребенок буквально "прилипает" к экрану. Однако, несмотря на удобство для родителей, не стоит злоупотреблять этим приемом, ведь ребенка еще не полностью развит зрительный аппарат и длительное время, проведенное перед экраном, может отрицательно повлиять на зрение малыша. Поэтому не стоит разрешать смотреть мультфильмы дольше 15 минут в день.

  • Маленьким детям очень нравится рвать бумагу, поэтому старый журнал или просто рулон туалетной бумаги надолго займет малыша. Только не стоит давать детям газеты, т. к. для их печати используется свинец, который может нанести вред детскому организму. И, конечно, нельзя оставлять ребенка с бумагой наедине - маленький исследователь обязательно захочет попробовать ее на вкус, попробует засунуть в нос или уши, а это не безопасно.


    После года малыши с удовольствием собирают мелкие предметы в большую емкость, например, в коробку с или в обычную пластиковую бутылку. Собирать можно детали от конструкторов, крупные пуговицы и т.д. Но, опять же, обязательно нужно помнить, что мелкие предметы не безопасны для ребенка, поэтому, занимаясь своими делами, не оставляйте ребенка без присмотра.


    В возрасте 1-2 лет дети очень любят подражать взрослым, поэтому малыш с энтузиазмом займется "взрослыми" делами. Если вам нужно приготовить обед, то ребенку можно выделить кастрюлю и ложку, пусть он тоже "готовит". Аналогично можно предложиь ребенку помочь протереть пыль или помыть пол. Так вы не только займете ребенка, но еще и привьете ему привычку помогать взрослым по хозяйству.


Годовалый ребенок познает окружающий мир через игру, и задача родителей - помочь ему в этом. Так, малыш изучает мир, совершает свои небольшие открытия. В этот период жизни взрослые должны как можно больше внимания уделять карапузу.

Развитие речи

К году малыш должен уже знать около 12 слов. Ваша задача - обогатить словарный запас крохи. Как это сделать? Читайте ему как можно больше сказок, стихов. В книгах обязательно должны быть яркие картинки. Так, ребенок будет видеть рисунок и слушать вас, тем самым он будет сопоставлять изображения с действиями, которые вы будете рассказывать. В этом возрасте дети уже понимают все то, что говорят ему взрослые, только не могут ответить. Поэтому спрашивайте мнение вашего малыша о прочитанном вами, пусть он будет отвечать непонятно, зато так будет развиваться его речь.

Специальные игры также помогут вам. Показывайте ребенку на картинке корову; изображайте, как она мычит. То же касается и других животных. Здесь вам на помощь могут прийти развивающие мультфильмы.

Разговаривайте с малышом без сюсюканий: он повторяет за взрослыми, копирует их модель поведения, поэтому может начать произносить слова неправильно. Постоянно общайтесь с крохой, даже если он вам не будет отвечать. Он должен слышать правильную речь взрослых, только так ребенок быстро заговорит.

Познание окружающего мира

Годовалые дети познают окружающий мир. Ваш ребенок стал ползать по шкафам, под кроватями, и ему интересны многие вещи? Радуйтесь, ведь так он делает новые для себя открытия. Ни в коем случае не ругайте кроху, а дайте возможность исследовать все интересующие его предметы. Не забудьте убрать все мелкие вещи, в противном случае ребенок может проглотить их.

Физическое развитие

Приучайте малыша делать зарядку. Пусть это будут не нудные упражнения, а веселые танцы под динамичную музыку. Так, ребенку будет обеспечен заряд бодрости на целый день. Также не забывайте про закаливающие процедуры, благодаря которым повысится иммунитет малыша.

Развитие мелкой моторики рук

Необходимо развивать мелкую моторику рук малыша, для этого давайте ему разные по формам и размерам предметы. Пусть он щупает их, переворачивает, перекладывает из рук в руки. Купите специальные игрушки, например, лабиринты с бусинками. Передвигая их, у малыша будет развиваться мелкая моторика.

Прогулки

Гуляя на улице с ребенком, объясняйте ему все, что происходит вокруг. Например, расскажите о проезжающем трамвае, играющих котятах, деревьях, растениях, домах и т.д. Учите малыша различать цвета, формы, размеры; понимать предназначения тех или иных предметов.

Пусть кроха бегает, играет в песочнице, общается со сверстниками. Объясняйте ему, как можно поступать, а как нельзя. Вам только кажется, что карапуз еще пока ничего не понимает, на самом же деле это не так.

Дети в возрасте 1 год и 3 месяца очень активны и любознательны, и мамам приходится буквально примерять на себя роль аниматора, чтобы ребенок не скучал и проводил время с пользой для развития. К счастью, существует множество способов занять малыша.

Прогулки

В этом возрасте дети обычно уже умеют ходить, но делают это не очень уверенно. Для закрепления данного навыка почаще устраивайте пешие прогулки. Желательно гулять не только по асфальтированным городским улицам, но и по лесным тропинкам, чтобы стопа ребенка приспосабливалась преодолевать неровности. С той же целью полезно ходить по наклонным плоскостям, лазать по детским лесенкам и горкам. Главное – всегда быть рядом, чтобы поймать малыша, когда он потеряет равновесие. Не зная, чем занять ребенка, всегда идите гулять, на улице малышу не будет скучно никогда. Летом берите с собой мячик и игрушки для песочницы, зимой – детскую снеговую лопату. При этом не забывайте, что в 1 год и 3 месяца ребенок быстро устает ходить самостоятельно, поэтому для дальних прогулок все же лучше брать с собой коляску, иначе придется брать кроху на руки.

Развивающие кружки

Ребенок в 1 год уже может посещать развивающие кружки. К счастью, на сегодняшний день функционирует множество развивающих центров, и вы наверняка найдете один из них в шаговой доступности от своего дома. На таких занятиях детей учат рисовать, лепить из теста, складывать пазлы и многое другое. Мамы здесь почерпнут множество интересных идей для домашних занятий с малышом, узнают новые игры для детей. К тому же в детском развивающем центре ребенок получит первые навыки общения со сверстниками. Благодаря этому, ребенку будет легче адаптироваться к детскому саду в будущем.

Домашние игры

Многие мамы не знают, чем занять ребенка дома, а ведь существует множество способов с пользой провести время. Приобретите в детском магазине пальчиковые краски и учите малыша рисовать. Обычно это занятие увлекает малышей надолго, правда, потом маме придется отстирывать одежду и отмывать от красок мебель, поэтому заранее подумайте, где и в каком виде ребенку лучше рисовать.

Если ребенок в 1 год и 3 месяца еще не лепил из теста, самое время познакомить его с этим замечательным материалом. Лучше всего купить специальное детское тесто для лепки, оно яркое и пластичное, но можно обойтись и подручными материалами, изготовив тесто из муки и воды. Тесто отлично развивает мелкую моторику, а использовать его можно несколькими способами. Так, из теста можно лепить фигурки животных, а можно слепить колбаску, дать малышу детский ножик и показать, как разрезать ее на кусочки. Можно также приобрести специальный альбом для теста, где на каждой страничке будут свои задания. Например, отрывать маленькие кусочки теста, скатывать из них шарики и клеить на нарисованную яблоню, как будто бы это яблочки.

Через игру мы учимся, познаем мир, развиваемся и делаем это легко и с удовольствием. Присоединяйтесь к нам, играйте вместе с нами!

Игры, о которых мы хотели бы Вам рассказать, примерно для детей 1-3 лет. Но очень многие из них подходят для детишек дошкольного возраста. Воспользуйтесь идеей, видоизмените или усложните игру для более старшего ребенка. Игры легко видоизменяются и для того, чтобы играть в коллективе. Все игры и занятия конечно очень просты, но увлекательны и полезны.

Игра с мячиками

Возраст: для детей около года

Много мячиков (у нас 12 штук) разного калибра складываем в коробку. Малыш высыпает их – мячи раскатываются по полу. А затем, собирает их вновь в коробку.

Другой вариант игры: попросить принести самый большой мяч. Когда малыш находит и приносит, то снова попросить принести самый большой (из оставшихся). И так, пока мячики не закончатся (и малыш понимает, что все в мире относительно).

Если мячики имеют разные цвета, то можно просить принести мячик определенного цвета.

Возраст: 1 - 1.5 года

Игра учит малыша ориентироваться в пространстве, перешагивать через препятствия.

Делаем «дорогу» из старых кассет или из картинок, из карандашей, кубиков, кеглей и пр. (одна и та же быстро надоедает). Затем малыш ходит по такой дороге.

Для начала это просто два прямых ряда кассет (кубиков, карандашей) с расстоянием между рядами примерно 30-40 см.

С каждым разом дорога все более длинная и извилистая. Она может сужаться и расширяться. Малыш может помогать вам строить дорогу, укладывает кассеты или карандаши. Быстрая дорога получается из длинных шнуров, к тому же из шнуров её проще делать извилистой.

Можно предложить ребенку пройти на носочках, пяточках, боком, а позднее и попрыгать.

Сложная дорога со светофором

Возраст: 1.5 - 2 года

Когда вы освоили простую «дорогу», то можно перейти к игре в «сложную дорогу».

Из кассет, карандашей, кубиков, бумажных карточек, длинных шнуров или другого подручного материала строим «дорогу». И на сколько позволяет место в квартире дорогу можно разветвить.

Дорогу можно делать широкой и узкой, можно сделать тупики и перекрестки. Путешествуя по дороге, заходим в домики (гаражи). Можно построить перекресток и когда ребенок на него попадает, то на одну из дорог класть зеленый круг, а на другую дорогу – красный и объяснять малышу, что там, где лежит красный круг, прохода нет.

Малыши не любят долго ждать, пока строиться дорога. Поэтому для того чтобы построить дорогу быстро, лучше использовать длинные веревки. Две длинные веревки, разложенные на полу – это дорога. Еще одна веревка, из которой сделан круг – это домик.

Осенью можно рисовать «сложную дорогу» на мокром песке, а зимой - на снегу.

Покатаемся на ногах
Возраст: 1 - 1.5 года

Взрослый ложиться на спину, подняв вверх согнутые в коленях ноги. Согнутые ноги образуют прямой угол или букву «Г». Малыша кладут на животик, на голени своих ног, и придерживают за ручки или корпус.

Затем качают ребенка, чуть приподнимая голени «вверх» - «вниз» или чуть прижимая ноги «к себе» - «от себя». Обычно, всем очень нравиться!

Катать малыша можно не только на согнутых в коленях ногах, но и прямо на поднятых вверх ногах (положив ребенка на ступни). Если конечно Вы совершенно точно уверены, что ребенок не упадет.

Другие предложения катания на ногах:
· малыш держится за ногу взрослого, стоя на ступне, а взрослый идет вместе с ребенком.
· взрослый садится и закидывает «нога на ногу». На «висящую» ногу садят малыша и поддерживая его, покачивают на ноге.

Табуретка вверх ногами

Возраст: 1 - 1.5 года

Переворачиваем табуретку вверх ногами. Нужно забраться в неё и вылезти оттуда.

Страхуйте или придерживайте ребенка. Лучше использовать табуретку с плоским деревянным, а не мягким сиденьем.

Лазанье в две или три перевернутые табуретки займут малыша на целую пару минут!

Для этой же цели могут служить мамины тазы для белья.

Зарядка для маленьких ножек

Возраст: 1.5 - 2 года

Вот в качестве игры несколько простых упражнений для профилактики плоскостопия и массажа ножек.

Возьмите малыша за поднятые вверх руки, как бы подтягивая его вверх. При этом малыш становится на носочки («цыпочки») и так на носочках ходит по квартире под какое-нибудь стихотворение или песенку.

Затем переходим к хождению на пятках. При этом можно держать малыша за подмышки.

Когда малыш научился ходить на носочках и пяточках, и сможет ходить так сам. Попробуйте стоять и ходить на внешней поверхности ступни.

Также можно сначала одной, а затем другой ножкой катать кухонную скалочку или мячик. Стоя, придерживаю малыша за подмышки, или сидя.

Можно положить небольшой, мягкий платочек на пол и попросить малыша поднять его пальчиками ног.

Ходим по кочкам

Возраст: 1.5 - 2 года

Раскладываем на полу «кочки» - толстые книги или кольца от огромной пирамидки. Нужно пройти по «кочкам» к цели (игрушка) не «замочив» ног.

Сначала «кочки» должны быть близко друг к другу и довольно широкие, затем можно увеличивать расстояние между «кочками» и уменьшать их размер.

На улице можно нарисовать мелом большие или маленькие островки и ходить по ним или перепрыгивать (если малыш уже научился перепрыгивать препятствия)

Догонялки – «отдиралки»

Возраст: 1.5 - 3 года

Сшейте из ткани небольшой кружок сантиметров 5-6 в диаметре или прямоугольник, сердечко или т.п. Приделайте на кружок одну часть от липучки-застежки, а на футболку ребенка – другую часть.

Итак, вырезаем из ткани два кружка. На один кружок на лицевую часть пришиваем кусочек застежки-липучки. Складываем кружочки лицевыми стороной внутрь, прошиваем по кругу, оставив дырочку чтобы вывернуть. Выворачиваем кружок и зашиваем разрез. Другую часть от липучки пришиваем на футболку ребенку, ну например, на плечико. Приклеиваем кружок к плечику ребенка. Теперь можно играть в догонялки. Ваша задача догнать ребенка и «отщипнуть» кружок. А малыш будет отчаянно его защищать и не давать Вам сделать этого. (Если хотите, можно вставить в такой кружок картонку или тонкий слой ваты или укрепить с помощью клейкой плотной ткани.)

Уважаемые родители! Предлагаем вам варианты игр для дополнительных занятий с детьми в возрасте одного года, двух - трех лет в домашних условиях. Некоторые из них направлены на закрепление пройденного на занятиях, а некоторые даны как подсказка молодым мамам для организации развивающего досуга малыша. Задания даются в одном варианте без разбивки по возрастам. Поэтому выбирайте игры, учитывая возраст и возможности вашего ребенка, усложняйте или упрощайте, используя опыт, приобретенный на занятиях в "Знаечке".

Упражнение с пирамидкой

Покажите ребенку, как можно снять кольца со стержня пирамидки и снова надеть их.
Дайте возможность ребенку выполнить это упражнение столько раз, сколько он захочет. Не следует на этом этапе требовать от малыша, чтобы он собирал пирамидку правильно - сначала он должен отработать навык одевания кольца на стержень.
На втором этапе подскажите, что кольца имеют разный размер, и покажите ему два кольца - большое и маленькое, скажите: “Давай наденем сначала большое кольцо, а затем - маленькое”.
На третьем этапе научите ребенка раскладывать снятые кольца справа от стержня по порядку - с учетом размера, и затем брать эти кольца поочередно и надевать их на стержень.
Если ребенок справляется с заданиями и проявляет интерес, предложите ему более сложные варианты: собрать пирамидку из колец произвольно перемешанных, собрать пирамидку из перемешанных колец любых двух цветов.
Упражнения с пирамидкой можно выполнять с ребенком в течение всего второго года. Проявляйте терпение, оказывайте помощь ребенку, используя разные приемы: словесное напоминание (”не пропускай колечко”, “не переворачивай”, “надевай правильно”); показ, если ребенок неверно выполняет задание; совместные действия; зрительно-осязательный контроль (обхватив руку малыша своей рукой, проводите ею сверху вниз по поверхности пирамидки: “Какая гладкая у нас получилась пирамидка”).

Мишкин поезд

Найдите несколько достаточно больших коробок, чтобы в них можно было посадить мишку и других игрушечных зверюшек. Свяжите коробки крепкой тесемкой или веревкой. Спросите мишку, не хочет ли он прокатиться на поезде. Попросите малыша поместить мишку в коробку. Спросите малыша, не хочет ли он прокатить еще каких-нибудь зверюшек. Дайте веревку малышу и посмотрите, сможет ли он тянуть поезд, в то время как вы проговариваете:

Мишкин поезд, мишкин поезд,
Чу-чу-чу. Мишкин поезд, мишкин поезд.
Чу-чу-чу. Побыстрей поехал поезд.
(Говорите и тяните быстрее.)
Медленней поехал поезд,
(Говорите и тяните медленнее.)
К станции он подъезжает,
(Говорите очень медленно.)
СТОП!

Игра с кубиками

Многие родители думают, что, если высыпать перед ребенком кубики, он будет долго играть с ними и с удовольствием строить дома и башни. Это происходит крайне редко! Если двухлетнему ребенку удастся построить что-то отдаленно похожее на дом и не раскидать при этом кубики по всей квартире, то в будущем из него наверняка получится великий архитектор. Большинство детей ставят пару кубиков один на другой, а потом занимаются чем угодно, но только не возведением строений.

Детей нужно учить играть в кубики. Это довольно кропотливое занятие. Но зато, если научите, ваш малыш построит такое, что ни один взрослый не сможет даже и представить!

Упражнение с кубиками 1

Вам понадобятся: кубики из строительного набора или из конструктора, игрушечный волк, кукла.

Кукла жалуется, что ей негде жить. Помогите ей, постройте для куклы дом.

Мы сейчас построим дом

Десятиэтажный,

Не кирпичный будет он,

Но и не бумажный.

Он высок, внизу гараж.

Из чего же домик наш?

Читая стихотворение, ставьте кубики друг на друга, чтобы получился домик. Вот, наконец, домик готов. Но тут приходит волк, очень злой. Он рычит, пытается занять домик и укусить куклу.

Волк-волчище, что с тобой?

Отчего ты злой такой?

Как же волку добрым быть,

Если волку негде жить?

Постройте второй домик для волка вместе с малышом.

Рисование цветными карандашами «Дорожки для машин»

Задание формирует интерес к рисованию, учит видеть границу листа.

Посмотри, что здесь нарисовано? Машинки. Давай твой карандаш превратится в машинку и будет ездить по дорожкам. Малыш берет в руки карандаш (покажите, как правильно держать карандаш и проводить им линии) и рисует «каляки-маляки».

Во время рисования расскажите ребенку стихи о машинах.

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

А. Барто

По дороге мчат машины,

По шоссе шуршат их шины.

Мы шуршим, шуршим, шуршим

И домой попасть спешим.

Д.Розалиева

Машина, машина

Идет, гудит.

В машине, в машине

Шофер сидит.

Би-би-би! Би-би-би!

Приехали!

Н. Найденова

Знакомимся с формой

Возьмите несколько формочек для печенья. Постарайтесь использовать те из них, чьи очертания знакомы малышу, например имеющие форму известных ему животных, игрушек, предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку эту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали.

После того как вы обведете несколько формочек для печенья, покажите ребенку, как совместить их с контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки.

Подвижные игры для детей первой младшей группы ДОУ

Автор: Лашкова Оксана Евгеньевна, воспитатель чДОУ «детский сад №4» ОАО «РЖД», город Бологое Тверская обл.
Описание работы : Предлагаю Вам подборку подвижных игр для детей младшего дошкольного возраста. Данный материал может использоваться воспитателями и родителями для проведения подвижных игр в групповой комнате, дома и на прогулке, с детьми от 1,5 до 3 лет. Этот материал направлен на формирование интереса у детей к игровой деятельности, на развитие таких качеств как, координация движений, быстрота реакции, ориентировка в пространстве, внимание. Подвижные игры всесторонне развивают ребёнка и вызывают положительные эмоции от совершаемых действий.
Цель : Познакомить малышей с многообразием подвижных игр. Повышать двигательную активность и здоровье детей. Развивать внимание, координацию движений, умение ориентироваться в пространстве.

Игра в жизни каждого ребёнка занимает значимое место. С малых лет, играя, ребёнок сначала учится манипулировать предметами, изучает их. С возрастом ищет их взаимосвязи. Играя у малыша, развивается не только моторика, но и мышление, воображение, фантазия. Играя, ребёнок выстраивает логические цепочки, думает, размышляет. Невозможно представить себе детство ребёнка без игры. Не зря подмечено, что как ребёнок ведёт себя в игре, таким образом, он будет вести себя и в социуме. Многими великими педагогами разработано и успешно внедрено в программы огромное количество игр. Я работаю с самыми маленькими, с малышами от года до трёх. И за долгие годы собрала картотеку игр, которую использую в своей работе. Это и подвижные и развивающие и дидактические.
Нельзя недооценивать пользу подвижных игр в жизни ребёнка. Во время активного движения активизируются обменные процессы в организме, кровообращение, дыхание. Помимо этого, подвижные игры развивают координацию движений, внимание и быстроту реакций, тренируют силу и выносливость, снимают импульсивность. Предлагаю ознакомиться с немногими, но любимыми моими малышами подвижными играми, которые можно проводить как в групповой комнате, так и на прогулке. Надеюсь, кому то это пригодится в благородном деле, в воспитании и формировании нашего бесконечно прекрасного подрастающего поколения.

Подвижные игры для детей от 1,5 до 3 лет.

«Солнечные зайчики»

Задачи: повышать двигательную активность, развивать ловкость; вызывать положительные эмоции от совершаемых действий.
Собрав около себя группу детей, воспитатель при помощи зеркала пускает солнечные зайчики на стену и приговаривает:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Помани их пальчиком,
Прибегут к тебе.
Сделав паузу, дает сигнал: «Ловите зайчиков!» Дети бегут к стене и пытаются поймать ускользающего у них из-под рук зайчика.

«Догони мяч»

Задачи: побуждать действовать по сигналу, совершенствовать бег в сочетании с действиями, получать удовольствие от совместных действий.
Воспитатель показывает детям корзину с мячами и предлагает встать рядом с ним вдоль одной из сторон площадки. Затем со словами «догоните мяч» выбрасывает их из корзины, стараясь, чтобы они покатились в разные стороны, подальше от детей. Дети бегут за мячами, берут их и кладут в корзину. Игра повторяется.

«Собери шарики»

Задачи: повышать двигательную активность; способствовать возникновению положительных эмоций от совместных действий.
Для игры подбираются шары (деревянные или пластмассовые), разные по цвету. Сложив их в корзину, воспитатель приглашает детей посмотреть, какие красивые шары, называет, какого они цвета. Затем высыпает их со словами: «Вот как покатились шарики… Догоняйте их и кладите обратно в корзину». Дети бегут за шариками и относят их в корзину.
При повторении игры воспитатель называет, кто какой шар принес: красный, желтый и так далее
Воспитатель следит, чтобы дети не сбивались в кучу, а бегали по всей площадке (каждый ребенок бежит в своем темпе).
Первое время игра проводиться с небольшой группой детей, постепенно количество играющих увеличивается.

«Догони меня»

Задачи: совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве.
«Догони меня», - предлагает воспитатель и бежит к противоположной стене комнаты. Дети бегут за воспитателем, стараясь его поймать. Затем воспитатель снова говорит: «Догоните меня», - и бежит в противоположную сторону, дети снова его догоняют. После двух пробежек дети садятся на стулья и отдыхают. Затем игра возобновляется.
Игру лучше проводить с небольшими группами детей: пока одна группа детей играет, другая смотрит, затем дети меняются ролями.

«Кот и мыши»

Задачи: повышать двигательную активность; развивать имитационные движения; вызвать интерес и желание выполнять действия в соответствии с текстом.
Игра проводиться с небольшой группой детей в игровой комнате или на прогулке.
С помощью шнура огораживается место для мышек. Выбирается кошка. Она садиться на стульчик или пенек. Мышки сидят в норках.
Воспитатель говорит:
Кошка мышек сторожит,
Притворилась, будто спить.
Мышки вылезают из «норок» и начинают бегать.
Через некоторое время воспитатель говорит:
Тише, мышки, не шумите,
Кошку вы не разбудите….
Это сигнал кошке; она слезает со стула, встает на четвереньки, выгибает спинку, громко произносит «мяу» и начинает ловить мышей, которые бегут в свои норки.
Игру можно повторять 3-4 раза, с другими кошками.


«Лохматый пёс»

Задачи:
Один из детей изображает пса; он ложиться на коврик, голову кладет на протянутые впереди руки.
Остальные дети тихонько подходят к нему, а воспитатель в это время говорит:
Вот лежит лохматый пес,
В лапы свой уткнувши нос,
Тихо, смирно он лежит,
Не то дремлет, не то спит.
Подойдем к нему, разбудим

И посмотрим, что-то будет.
Пес вскакивает, начинает лаять. Дети разбегаются. Пес гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, пес опять ложиться на коврик. Игра повторяется с новым водящим.

«У медведя во бору»

Задачи: учить действовать по сигналу воспитателя, совершенствовать бег в определенном направлении; учить ориентироваться в пространстве
Один из детей изображает медведя; он сидит на стульчике, ручки под щечку сложив, притворившись спящим.
Остальные дети тихонько подходят к нему, наклоняясь, будто собирают грибы и ягоды, а воспитатель в это время говорит:
У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
На меня он все глядит.
А потом как зарычит.
И за нами побежит.
Медведь вскакивает, бежит за детьми. Дети разбегаются. Медведь гонится за ними. Когда все дети разбегутся и спрячутся, медведь опять садиться на стульчик. Игра повторяется с новым водящим.

«Цыплятки и кошка»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий, учить детей бегу в определённом направлении.

Воспитатель изображает курицу, дети – цыплят. Считалочкой выбирается кошка. Кошка садиться на стул в сторонке. Курочка и цыплята ходят по комнате. Воспитатель говорит:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: «Ко-ко,
Не ходите далеко».
Приближаясь к кошке, воспитатель говорит:
На скамейке у дорожки
Улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает
И цыпляток догоняет.
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые убегают в определенный угол комнаты – «дом», к курице-маме.
Воспитатель (курица) защищает цыплят, разводя руки в стороны, и говорит при этом: «Уходи, кошка, не дам тебе цыпляток»!

«Солнышко и дождик»

Задачи: развивать у детей умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал, учить выполнять действия по слову взрослого; поощрять самостоятельность, инициативу детей; вызывать чувство радости от совместных действий.
Дети присаживаются на корточки сзади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по всей площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут на свои места и присаживаются сзади стульев. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.

«Раздувайся пузырь»

Задачи: побуждать детей действовать в соответствии со словами; учить согласовывать свои действия с действиями других детей; закреплять умение становиться в круг, постепенно расширяя его и сужая; развивать физическую активность.
Дети стоят вплотную по кругу, взявшись за руки. Вместе с воспитателем они говорят:
Раздувайся, пузырь,
Раздувайся большой,
Оставайся такой,
Да не лопайся.
Произнося стихи, дети постепенно расширяют круг. Когда воспитатель скажет: «Пузырь лопнул», - все дети опускают руки, хором говоря: «Хлоп» - и присаживаются на корточки. Воспитатель предлагает надуть новый пузырь: дети встают, снова образуют маленький круг и игра возобновляется.

Задачи: учить двигаться в определенном направлении, согласовывать действия с другими детьми, побуждать к самостоятельным действиям.
Воспитатель предлагает поиграть в «поезд»: «Я буду паровоз, а вы - вагончики». Дети встают в колонну друг за другом, держась за одежду впереди стоящего. «Поехали», - говорит воспитатель, и все начинают двигаться, приговаривая: «чу-чу». Воспитатель ведет поезд в одном направлении, затем в другом, потом замедляет ход, наконец, останавливается и говорит: «Остановка». Через некоторое время снова раздается гудок, и поезд опять отправляется в путь.
Где спрятался колокольчик?»
Задачи: учить ориентироваться в пространстве; развивать умение бегать в разных направлениях; вызывать чувство радости от совместных действий.


Дети стоят лицом к стене. Няня прячется в другом конце комнаты и звонит в колокольчик. Воспитатель говорит детям: «Послушайте, где звенит, и найди колокольчик». Когда дети находят колокольчик, воспитатель хвалит их, а затем предлагает снова повернуться к стене. Няня опять звонит в колокольчик, спрятавшись уже в другом месте.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Задачи: учить детей прыгать на двух ногах; учить внимательно слушать текст; вызывать чувство радости от активных действий.
Дети сидят на стульях, поставленных в разных местах комнаты. Воспитатель находится в центре. Берет большой мяч и начинает отбивать его рукой о землю, говоря: «Мой веселый, звонкий мяч…». Воспитатель подзывает к себе детей и предлагает им попрыгать как мячики. Дети прыгают в том же темпе. Воспитатель кладет мяч и повторяет стихотворение, делая движение рукой, так, как будто отбивает мяч, а дети прыгают. Закончив стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню!». Дети убегают.

«Зайка беленький сидит»

Задачи: совершенствовать бег; развивать умение подражать, быть внимательным и действовать по сигналу; поощрять самостоятельные действия; вызывать чувство радости от совместных действий.
На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину. Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст:
Зайка беленький сидит и ушами шевелит, - дети стоят в кругу,
Вот так, вот так он ушами шевелит! – шевелят кистями рук, подняв их к голове.
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть,
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп, надо лапочки погреть – хлопают в ладоши.
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать
Скок-скок, скок-скок, надо зайке поскакать – прыгают на 2 ногах на месте.
Кто-то зайку испугал, зайка прыг и ускакал! – воспитатель хлопает в ладоши, дети разбегаются по своим домам.

«Птички в гнёздышках»

Задачи: обогащать двигательный опыт; побуждать детей к выполнению элементарных правил игры; поощрять самостоятельность; вызывать чувство удовольствия от общения с взрослым и сверстниками, а также от выполнения движений.
С одной стороны площадки свободно раскладывают обручи («гнёздышки») по количеству детей. Каждый ребёнок («птичка») стоит в своём «гнёздышке». По сигналу воспитателя дети – «птички» выбегают из обручей – «гнёзд» - и разбегаются по всей площадке. Воспитатель имитирует кормление «птиц» то в одном, то в другом конце площадки: дети присаживаются на корточки, ударяя кончиками пальцев по коленям – «клюют» корм. «Полетели птички в гнёзда!» - говорит воспитатель, дети бегут к обручам и становятся в любой свободный обруч. Игра повторяется, подпрыгнуть два раза.

«Гуси – гуси»

Задачи: совершенствовать бег в сочетании с действиями рук; вызывать потребность к подражанию; получать удовольствие от совместных действий.

Дети изображают гусей, располагаясь в одном конце комнаты, в другом конце стоит взрослый. По очереди говорят:
Взрослый: Гуси-гуси!
Дети: Га-га-га!
Взрослый: Есть хотите?
Дети: Да-да-да!
Взрослый: Идите ко мне!
Дети-гуси летят к взрослому, размахивая крыльями, шипя: «Ш-ш-ш»
Затем взрослый говорит: «Кш! Бегите в поле!» Гуси убегают на свое место.

«Птички и автомобили»

Задачи: совершенствовать ходьбу в разных направлениях, по ограниченной поверхности; развивать внимание, умение реагировать на сигнал; побуждать к активному взаимодействию со сверстниками.

Все дети изображают птичек. Роль автомобиля вначале выполняет воспитатель. Он говорит: «Птички вылетели погулять». Дети-птички летают по группе, машут крыльями, клюют зерна. По сигналу воспитателя «Автомобиль!» птички быстро убегают с дороги. Одна часть детей размещается на одной стороне группы, площадки - это птички. На другой стороне размещается другая часть детей - это автомобили. Воспитатель говорит: «Птички летят!» - птички летают, машут крыльями, приседают, клюют зерна. По сигналу «Автомобили выехали!» дети, изображающие автомобили, выезжают на дорогу, а птички улетают в свои гнездышки. Автомобили ездят по дороге, объезжая препятствия (скамейки, кубы). При повторе игры дети меняются ролями.

Ребенок уже многое умеет и становится все больше похожим на взрослого человека. Подобная растущая схожесть подчеркивается подражательной деятельностью - главной особенностью поведения ребенка в год и три месяца.

Общее развитие

В один год и три месяца малыш превращается в маленькое «зеркало» для окружающих его взрослых людей. Он хватает игрушечный телефон и деловито расхаживает по комнате, сердито покрикивая в него на манер папы. Залезает на диван с книжкой в руках, устраиваясь рядом с читающей мамой. Толкает ногой кота, которого в грубой форме прогнала из кухни бабушка. Ребенок становится вашим отражением. Поэтому сейчас, как никогда, важно контролировать себя. Малыш может однократно повторить какое-то действие и тут же его забыть. Но если перед глазами находится постоянный пример для подражания, то перенятая манера поведения рискует стать характерной и для него.

После исполнения 1 года 3 месяцев рост малыша замедляется. За оставшийся год он прибавит не более 3 сантиметров и 5 килограмм. Это естественный процесс. Наступает следующий этап физического развития ребенка. В связи, с чем изменяется и фигура крохи. Исчезает округлый животик, интенсивно развиваются мышцы на ручках и ножках. Природа подготавливает карапуза к новым победам и свершениям.

Что умеет ребенок в 1 год и 3 месяца?

Навыки, которыми овладел ребенок к этому важному периоду:

  • он уверенно управляет своим телом: ходит, преодолевает препятствия, пытается освоить невысокие ступеньки, встает на носочки, кружится и танцует;
  • наработаны навыки ловкого манипулирования предметами (строит башню из кубиков, собирает пирамидку, катает мяч);
  • ссвоены бытовые принадлежности (держит ложку, блюдце, кружку, пытается использовать по назначению расческу и зубную щетку);
  • открывает и закрывает ящики и шкафы;
  • протягивает ручки при одевании, сам просовывает ножки в обувь.

Многому еще предстоит научиться, но самый сложный этап позади. Сейчас важно помнить: каким бы взрослым и осознанным не выглядел малыш, его действиями по-прежнему руководят инстинкты. Поэтому в один год и три месяца использовать логическую аргументацию в общении с ребенком рано. Отложите нравоучительные разговоры еще как минимум на год.

Речь малыша

В возрасте 1 года 3 месяцев ребенок знает близких людей и называет их по именам (нечетко, коверкая буквы и слоги, но уже вполне осознанно); понимает наименования игрушек, предметов одежды, действий.

Зачастую, пытаясь повторить за взрослым новое слово, он произносит первый слог, проглатывая оставшуюся часть. Это связано с не сформированным речевым аппаратом. Но понимание, стремление к обучению и умение соотносить предметы и явления с их названиями уже ярко выражено.

Сейчас основная задача в плане речевого развития ребенка – работа над артикуляцией. Необходимо постоянно говорить, рассказывать стишки, петь песенки – рано или поздно малыш научится выговаривать, внимательно наблюдая и копируя движения губ и языка. В подобной подражательно – игровой форме и происходит становление речи.

Уход за ребенком в 1 год и 3 месяца

В один год и три месяца режим дня ребенка почти не меняется. Как правило, его день начинается в 8-9 часов утра. Затем следуют умывание, легкая гимнастика и завтрак. Гулять с малышом необходимо ежедневно, желательно не менее 2 часов. Еще лучше принимать воздушные ванны дважды и непосредственно перед дневным отдыхом. Купать ребенка в возрасте 1 года 3 месяцев достаточно через день. Вечером обязательно умывание и мытье ручек и ножек.

Питание

Малыш по-прежнему находится на четырех разовом питании. Интервалы между приемами пищи 3-4 часа. Нужно стараться включать в рацион больше молочного и продуктов, богатых железом. Чаще предлагать фрукты и овощи. Вторые блюда должны быть в вареном и тушеном виде. Ограничьте доступ к сладкому.

Сон

В возрасте 1 года 3 месяцев некоторые дети переходят на 1 дневной сон. Но не будет отклонением от нормы, если малыш все еще отдыхает 2 раза за день. Ночью ребенок продолжает спать по 10-11 часов. Если есть проблемы с засыпанием, можно выйти с ним на свежий воздух, побыть там минут 15. И конечно, стараться укладывать малыша всегда в одно время.

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Чему можно научить ребенка?

Учитывая способности ребенка 1 года 3 месяцев, уже можно пробывать обучить его первым физическим упражнениям.

Приседания. Возьмите обруч и предложите малышу ухватить его с другой стороны. По команде: «садись!» приседайте вместе с ним.

Первые наклоны. Посадите ребека себе на колени. Зафиксируйте его голени. Сгибайте и разгибайте малыша. Проделывать упражнение можно, проговаривая веселые ритмичные стихи.

Игры с мячом. Сядьте с ребенком на пол, возьмите мяч и перекатывайте его в разных направлениях.

Разминаем ножки. Предложите малышу лечь на коврик и дотянуться ножками до любого предмета в ваших руках.

Покоряем вершину. Поставьте перед ребенком барьер высотой около 15 сантиметров и предложите преодолеть его. Затем помогите самостоятельно забраться на диван или невысокий стул.

Такие простые упражнения не только разовьют спортивные задатки малыша, но и позволят крохе спокойно покорять и испытывать этот мир под вашим чутким руководством.

Развивающие игры

Приступая к развивающим играм необходимо помнить 3 важных правила, учитывающих особенности поведения малыша в возрасте 1 года 3 месяцев.

  1. Сочетайте пассивную игру с движением. Сейчас ребенок очень активен и, находясь в неподвижном состоянии, может быстро утомиться.
  2. Старайтесь закончить игру раньше, чем она успеет надоесть малышу.
  3. Основа любых занятий - интенсивное общение, развивающее речь ребенка.

Рассмотрим несколько вариантов игр, способных заинтересовать кроху в год и три месяца.

Собираем грибы. Вырежьте из бумаги несколько грибов разных размеров и разбросайте их по комнате. Дайте малышу корзинку (можно тоже бумажную) и предложите собрать их вместе. Когда основное задание будет выполнено, попробуйте заинтересовать ребенка разделением грибов на большие и маленькие.
Подобная игра тренирует навык обращения с предметами, исходя из их величины и положения в пространстве.

Знакомимся с куклой. Возьмите куклу и «познакомьте» ее с карапузом. Пусть она «представится» и «заговорит» с малышом маминым голосом. Обратите внимание ребенка на ее прическу и красивое платье. После знакомства разыграйте небольшое представление. Пусть кукла споет, станцует или прочитает стихотворение. Сопровождайте выступления игрушки репликами: «Куколка хочет спеть для тебя!», «Тебе понравилось выступление нашей гостьи?».

Такое, на первый взгляд, незамысловатое развлечение, в возрасте 1 года 3 месяцев является первым знакомством крохи с сюжетно-ролевыми играми. В дальнейшем они, конечно, усложнятся, будут включать конкретных, вполне реальных героев и еще сыграют важную роль в развитии.