Святые о семейной жизни. Святые отцы о браке

Венчание

С постом и молитвою приступи к таинству брака.

Приступая к столь важному Таинству, какое (есть) брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Таин, и молитвою, но не балами, музыкой и танцами, ибо этот шаг простирается не только на здешнюю жизнь, но даже и на вечность.

Преподобный Макарий Оптинский (1788-1860).

Почему существуют отдельно обручение и венчание, которые в древности совершались в разное время, и временной промежуток между ними составлял порой несколько лет?
Сейчас, как правило, и обручение, и венчание совершаются одновременно, но изначальный смысл этих двух событий совершенно разный.
Обручение свидетельствовало, что мужчина и женщина решились принадлежать друг другу, что они дали друг другу обет верности, то есть, по сути дела, уже вступили в брак, но их брак до венчания еще не является полноценной семейной жизнью: они, в частности, должны воздерживаться от супружеского общения.
Они встречаются и расстаются, и этот опыт совместного пребывания и разлуки закладывает тот фундамент, на котором затем будет построено прочное здание брака.

В наше время брак нередко распадается именно потому, что у него не было прочной основы: все было построено на мимолетном увлечении, когда люди, не успев вбить в землю сваи, определить, каким должен быть «дизайн» их будущего дома, сразу же начинают возводить стены.
Такой дом неизбежно оказывается построенным на песке. Подули ветры, разлились реки - и он падает.
Церковь именно потому устанавливает для супругов подготовительный срок, чтобы мужчина и женщина сумели построить брак не только на страстном половом влечении, но на чем-то гораздо более глубоком - на душевнм, духовном и эмоциональном единении, на совместном желании отдать жизнь друг другу.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Цель высокая и святая: отныне вы делаетесь одушевленными орудиями Божественной благости и всемогущества, ибо чрез мужа и жену всеблагий Творец призывает к бытию и жизни разумные создания, будущих Его чад и наследников Царствия Божия; и вы, если и вас Господь благословит ими, должны будете воспитать их в правилах православной веры и жизни христианской, служа для них прежде всего сами примером веры, благочестия и страха Божия; и друг для друга вы должны быть примером кротости и незлобия, воздержания, благодушия, честности и трудолюбия, покорности Божией воле, терпения и упования; помогайте друг другу; берегите друг друга, снисходите один другому, покрывая немощи друг друга любовию.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

Умоляю же вас, не следуйте принятым худым обычаям. Знаю, что многие, ссылаясь на эти обычаи, не захотят и слушать наших слов.
Несмотря на это, мы обязаны сказать, что полезно и что может избавить от будущих временных и вечных наказаний.
Где имеется столь великий вред для души, для чего тут указывать на обычай?
Вот мы и предлагаем взамен лучший обычай… скромно и благоприлично проводить свадебный праздник, чтобы не нарушать досточтимость брака…

Святитель Иоанн Златоуст († 407).

Взаимоотношения в семье.

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Если муж и жена единонравны и добронравны, то супружество будет благополучным и прекрасным, ибо у них всегда будет единомыслие, согласие и мир, в чем состоит великое благополучие...
Но поскольку сатана, враг душ человеческих, и в добронравных союз любви и согласия старается разорвать, то муж и жена должны друг к другу в случающихся немощах быть снисходительными, и с любовью друг друга терпеть, и тогда согласие и мир сохранится.

При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна.
Вино - радости совместной жизни, вода (и ее больше) - общие горести, беды и боли.

Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее.
Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное - любви.
Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете недалеко.

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) (1910-2006).

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий.
Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.

Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении.
Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.
Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе.
При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись.
Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга.

Амвросий (Ключарев), архиепископ Харьковский (1821-1901).

В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена - все пропало.

Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии.

Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение.

Муж, вставая с постели, о том только должен стараться, чтобы и делами, и словами насаждать в своем доме благочестие; равным образом и жена пусть наблюдает за домом, но, кроме этого занятия, она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы все семейство трудилось для Царства Небесного.

Святитель Иоанн Златоуст.

Жёны, светящиеся душевной красотой, со временем всё более обнаруживают своё благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей.
Красота телесная, не соединённая с душевной добродетелью, может увлекать супругов двадцать или тридцать дней, а далее не будет иметь силы, но, обнаружив дурные свойства супругов, уничтожит любовь.
Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга, нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить.
Не столько (внешнее)... делает супругов любящими, сколько целомудрие, доброта, ласковость и готовность умереть друг за друга.

Святитель Иоанн Златоуст.

Благоразумие, умеренность, кротость, доброта и невинное сердце, благородство души - таковы признаки истинной красоты...
Сколько (таких мужей), которые жили с красивыми жёнами, но бедственно окончили свою жизнь.
Напротив, сколько таких, которые имели жён не очень благообразных, но в полном благополучии дожили до старости.

Святитель Иоанн Златоуст.

Если ты хочешь угодить мужу, то должна украшать и наряжать душу, а не тело.
Не столько золотые украшения делают тебя любезной и приятной для мужа, сколько умеренность, внимание к нему и готовность даже умереть за него...

Знай и будь уверена, что хотя бы ты была красивейшей из всех жён, не можешь нравиться тому, чью душу огорчаешь.
Для этого потребно веселое и спокойное состояние духа. Но когда всё золото расходуется на украшение жены, и вместе с тем появляются в доме недостатки, тогда нет никакой приятности для супруга.
Потому, если хотите быть любимыми своими мужьями, доставляйте им удовольствие, а это сделаете тогда, когда перестанете украшаться и убираться более надлежащего.
Все эти украшения и уборы имеют некоторую приятность в первые дни брака, но впоследствии время уменьшает их цену.
Ибо если на небо, столь прекрасное, и на солнце, столь светозарное, по привычке мы не всегда смотрим с равным удивлением, то будем ли удивляться телу, украшенному искусством?
Говорю это для того, чтобы вы возлюбили красоту неувядающую, которой украшаться заповедует апостол Павел, то есть не золотом или жемчугом или одеждами многоценными, но добрыми делами (1 Тим., 2, 9).
Ты хочешь нравиться посторонним людям и приобретать от них похвалу? Нет, целомудренная жена не может иметь такого желания.
Да и никто степенный и скромный не похвалит её за то, разве одни невоздержанные и сластолюбивые, да и эти не скажут о ней доброго, а ещё осудят её за то, что сама даёт повод устремлять на неё нечистые взоры.
Но жену воздержанную и те, и другие, и все похвалят, так как, смотря на неё, не только не чувствуют никакого вреда, но ещё заимствуют от неё урок добродетели.
Велика ей похвала и от людей, велика награда и от Бога.

Святитель Иоанн Златоуст.

Красоту тела стирает время и поедает болезнь, но красота душевная выше всех перемен.
Та и зависть возбуждает, и ревность производит, а эта не подвержена подобным страстям и не знает никакого тщеславия.

Святитель Иоанн Златоуст.

Сожитие ваше должно быть чисто и свято, как свят союз Господа с Церковию; должно быть разумно, любовно и мирно и неразрывно.
Сожитие ваше должно быть чисто и свято, ибо Сам Господь, вначале создавший человека, мужеский пол и женский, сочетавает мужа и жену в едину плоть для взаимной помощи в телесных и духовных нуждах и ради умножения рода человеческого.

Будь сколько возможно искренен, добр и ласков к своим домашним: тогда все неприятности с их стороны уничтожатся сами собою, тогда ты победишь, по Апостолу, благим злое, если они будут иметь на тебя зло и высказывать его.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908).

В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.

Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью.
Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух.

Св. праведный Алексий Мечев (1859-1923).

Влюбленные поначалу видят друг в друге только хорошее, идеализируют друг друга. Но упоение со временем проходит, праздник сменяется буднями, и тогда супруги начинают с горечью прозревать недостатки друг друга. Многое из того, что раньше казалось ярким и прекрасным, вдруг оказывается тусклым, бесцветным, темным. Такое прозрение может наступить и через несколько месяцев, и через несколько лет. Если супругам удается преодолеть этот кризис, пережить его вместе, брак сохраняется, если не удается, брак дает трещину и дело начинает идти к разводу.

Епископ Иларион (Алфеев) (XX-XXI вв.).

Ко всякой христианской семье Бог посылает ангела маленьких жертв, вынимающего занозы, залечивающего уколы, облегчающего нашу жизнь и поддерживающего утомлённых.
Этот ангел внушает людям одно только простое правило: добро не производит шума, шум не производит добра.
Этот ангел подобен солнечному лучу, светящему, согревающему, оживляющему всех и никого не стесняющему.
Присутствие ангела узнается по свободе от раздражения, рассчитанно-холодных и язвительных слов, мелкой мстительности, помрачающих семейную жизнь.

Те, которые не достигли мира с самим собою, не любят уступать другим; не спускать другим - вполне в духе современного эгоизма.
Снисходительность по-христиански - это более, чем прощать; это оправдывать, истолковывать чужие недостатки и промахи в выгодную для них сторону…
Быть снисходительным - это значит к вечеру забывать оскорбления, полученные в течение дня, а утром внушать себе: сегодня я буду более сдержан и не подам повода к какому-либо столкновению…
Снисходительность к другим сопровождается самообвинением в недостатке доброты, уступчивости и осторожности.
Быть снисходительным - это значит не только с радостной готовностью принимать извинения, но предупреждать их, идти навстречу людям, не решающимся по робости принести извинение.
Ничто не содействует так сильно возрождению и укреплению взаимной привязанности, как снисходительность.
Молодые супруги часто не отличаются снисходительностью, так как они недостаточно знакомы с человеческими слабостями.
Но нужно знать человеческую немощь, и не выставляя на вид, прикрывать её в другом.
И веря в человека, что он добр, помогать ему в действительности стать добрым.

Вообще очень нам вожделенна своя волюшка.
А вдруг надо оставить свою волю и исполнить волю другого.
Очень трудно уступить другому, это могут только великие души, а слабенькие крепко настаивают на своем.

Схиигумен Иоанн (Алексеев) (1873-1958).

Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других...
Возвышая, восхваляя себя и унижая, презирая ближних, станем ли мы со смирением служить им?
Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры.

Архимандрит Кирилл (Павлов) (XX-XXI вв.).

Благоразумие помогает устранять возникшие недоразумения.
Не устраняются они от недостатка житейского благоразумия, а больше от нежелания обдумать хорошенько положение дел и ещё больше от неимения в жизни другой цели, кроме сластей.
Прекращаются услаждения - прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше - вот и развод...
Источник же этого зла в материалистическом воззрении на мир и жизнь.

Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими.
Имейте это в мысли, чтоб когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность.
Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.

Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился.

Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь.

Хорошо ты делаешь, что всё дома. Худо, когда кто в семье своей не находит себе счастия.
Если находишь, благодари Господа. Но постарайся, чтоб и всегда так было.
Искусство одно: всякий день начинать так, как бы он был первый после свадьбы.

Семья - это житейский крест для главы! Терпи, покорствуя Господу и всё с своей стороны делая, всё предай в волю Божию.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Христианская семья есть вместилище любви.
Любовь же требует беспрерывных и самых нежных, самых кротких, бесстрастных, восторженных отношений.
Но они недостижимы, как небо, для тех, кто не поднялся на ступень послушания в лествице духовного восхождения.

Протоиерей Валентин Амфитеатров (1836-1908).

Для домашней жизни нужно иметь мягкий характер, не быть формалистом и делать постоянные взаимные уступки.
Не нужно быть очень настойчивым в своих взглядах и расположениях, особенно в мелочах, потому что мелочи наполняют большую часть нашей жизни. Нужно быть всегда готовым к маленьким жертвам для супруга.
Доброе настроение - это чистый, ясный, бездымный воздух семейной жизни.
Тяжело всем дышится при плохом настроении и характере ворчливом, придирчивом, нетерпимом, требовательном и скучном.

Г. И. Шиманский, богослов (1915-1961).

Прочнее те супружества и семьи, в которых интересы личных удовольствий приносятся в жертву любви к ближним: супругу, детям.
Юридические ограничения не могут сохранить того, чего не создает любовь.
А любовь совершенствуется, возвышается через жертвы для любимого.
Где уклоняются от жертв, там затухает любовь, затухает жизнь.

Иеромонах Петр (Серегин) (1895-1982).

Лучше всего, если супруги имеют одного духовника. Не так, чтобы у мужа был один духовник, а у жены - другой.
Если две доски будут обтесывать два разных плотника - каждый по-своему, то подогнать одну доску к другой никогда не удастся.

Старец Паисий Святогорец (1924-1994).

Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем… Не давай воде выхода, ни злой жене - власти.

(Сир. 25, 24, 28).

Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

(Кол. 3, 19).

Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах.

(1 Пет. 3, 7).

Муж является главой семьи не потому, что он мужчина, а потому, что он является образом Христа, и жена его и дети могут видеть в нем этот образ, то есть образ любви безграничной, любви преданной, любви самоотверженной, любви, которая готова на все, чтобы спасти, защитить, напитать, утешить, обрадовать, воспитать свою семью.
Это каждый человек должен помнить.
Слишком легко мужчине думать, что потому только, что он мужчина, он имеет права на свою жену, над своей женой и над своими детьми.
Это — неправда. Если он не образ Христа, то никто ему не обязан никаким уважением, никаким страхом, никаким послушанием.

Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).

Надо четко разделять два понятия — «глава» и «деспот». Чем они отличаются?
Кратко можно сказать так: глава — отвечает за все, что происходит, и виноват во всем.
А деспот, наоборот, — ни за что не отвечает, и у него виноваты все вокруг.
Если человек споткнулся, кто в этом виноват: голова или нога? Ясно, что голова.
У нее есть глаза, которые должны смотреть под ноги на дорогу, у нее есть ум, который должен выбирать более безопасную дорогу.
У нее есть уши, которые слушают, не едет ли рядом автомобиль.
Вот муж и должен быть таким главой и отвечать за все.

Священник Илия Шугаев (р. в 1970).

Видим в историях, что многие жены своих мужей развратили и за собой в погибель свели.
Поэтому мужья не должны давать женам послабления и позволять им делать все, что хотят, но должны удерживать стремление их бесчинных прихотей, чтобы подобно другим не пострадать.
К Еве приступил змий и прельстил ее. Ева, прельстившись, Адама прельстила и за собой в погибель свела. Так и ныне бывает.
Тот же древний змий к жене приступает, и ее прельщает, и через жену мужа к беззаконным делам влечет.
Муж, будь осторожен, и не во всем волю и совет жены исполняй, дабы не стала она обладать тобою и не повела, куда хочет.
Ева всегда свой нрав имеет. Люби ее до тех пор, пока Богу не противно будет.
П усть она, по апостольскому слову, боится тебя, а не ты ее, и пусть она тебе повинуется, а не ты ей.

Святитель Тихон Задонский (1724-1783).

Что касается порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и, где что худо, стараться исправлять советами или так.
По совету святого Апостола: настой, обличи, запрети со всяким учением и долготерпением (2 Тим. 4, 2).
Когда же сами подвигнетеся на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям: от сего смиритесь, познайте свою немощь и в мыслях ближним снисходите.

Преподобный Лев Оптинский (1768-1841).

Не будьте к ним суровы (по-славянски не огорчайтеся к ним - не будьте горьки для них), не проявляйте своей власти и своего главенства так, чтобы это горько было для жены, чтобы не было ярмом неудобоносимым, но самые распоряжения делайте так, чтобы они свидетельствовали о вашей любви.

По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь.
Эта власть обязывает мужа так любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
Любовь должна быть трезвой - не столько ради жены, сколько ради повиновения Господу (Кол. 3, 18).
Жёнам же одновременно указывается: как Церковь повинуется Христу, так и жены должны повиноваться своим мужьям во всем (Еф. 5, 24).

Богослов Герман Шиманский (1915-1961).

Только эта власть его должна быть не деспотичной, а любовной.
Имей жену подругою и сильной любовью заставляй её быть себе покорной.

Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894).

Муж да будет к жене своей не надменен, не горд, но милосерд, щедр, желающий нравиться только жене своей и ласкать её почтительно, старающийся быть ей по душе, не наряжающийся с тем, чтобы уловить собой другую какую-нибудь…
Ибо ты должен не людям нравиться на грех, но держаться Бога, чтобы жить праведно и упокоиться вечно.

Апостольские постановления (1, 3).

Здесь не может быть угнетения мужем жены, так как угнетение возможно лишь там, где в браке не проведены христианские начала, где нет любви у мужа к жене и у жены к мужу… Где любовь - там жаление и оказание чести и помощи немощным.

С. Остроумов, протоиерей (XIX-XX в.).

Он, сказав: мужья, любите своих жен, не остановился только на этом, но показал нам и меру любви: как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25)...
Поэтому, хотя бы надлежало умереть за жену, не отказывайся.
Если Господь так возлюбил рабу, что предал за нее Себя Самого, то тем более тебе должно так любить подобную тебе рабу.
Но посмотрим, не красота ли этой невесты и добродетель ее души привлекли Жениха?
Нельзя сказать это. Напротив, она была безобразна и нечиста, о чем можешь узнать из дальнейшего.
Сказав: предал Себя за нее, апостол присовокупил: чтобы освятить ее, очистив банею водною (Еф. 5, 26).
Словами очистив ее он выразил, что прежде она была нечиста и осквернена, и притом не незначительною, но крайнею нечистотою, потому что она осквернялась смрадом и дымом, гноем и кровию, и множеством других подобных нечистот.
Однако Он не отвратился от ее безобразия, но изменил неприятный вид ее, пересоздал, исправил, простил ее грехи.
Ему подражай и ты.
Хотя бы множество грехов сделала против тебя супруга твоя, все отпусти и прости; хотя бы ты взял ее неблагонравною, исправь ее добротою и кротостию, как и Христос — Церковь.

Итак любить есть дело мужей, а уступать - дело жен.
Поэтому, если каждый будет исполнять свой долг, то всё будет крепко; видя себя любимою, жена бывает дружелюбна, а встречая повиновение, муж бывает кроток.
Смотри, как устроено это в природе, чтобы муж любил, а жена была послушна; ибо когда начальствующий любит подначального, тогда всё ладно.
Любовь не столько требуется от подначального, сколько от начальствующего к подначальному, ибо от подначального требуется послушание…
Поэтому, когда подчиняется жена, не величайся; и ты, жена, когда тебя любит муж, не надмевайся; ни любление мужево да не возбуждает превозношение в жене, ни подчинение жены да не надмевает мужа.
Бог подчинил её тебе для того, чтобы она была более любима; а любить тебя, жена, внушил Он мужу для того, чтобы лучше было тебе подчиняться…
Союз не иначе возможен. Ты имеешь нужную власть по природе, имей же и союз по любви.
Этот союз позволяет терпеть слабейшую.

Слугу можно связать страхом, а скорее и его этим не свяжешь, он отскочит и сбежит, - но общницу жизни, мать детей и виновницу всех радостей нужно привязывать к себе не страхом и угрозами, а любовью и расположенностью.
Что за супружество, когда жена трепещет мужа?
Каким удовольствием может насладиться муж, когда сожительствует с женою, как с рабою, а не как со свободной?

Жена, скажешь ты, поступает дерзко? Но вспомни, что она - жена, слабый сосуд, а ты - муж.
Ты для того и поставлен над нею начальником и главою, чтобы сносить слабость подчиненной...
Как царь является сам тем более достойным почтения, чем более возвышает честь подвластного себе начальника, а когда унижает и бесчестит его достоинство, тогда немало уменьшает и собственную славу; так и ты, бесчестя подвластную тебе начальницу, немало унижаешь честь и своей власти...
Вспоминай и о том вечере, в который отец, призвав тебя, отдал тебе дочь свою, как бы некоторый залог на сохранение, и, отлучив его от всего, от матери, от себя самого и от дома, вручил все попечение о ней твоей деснице.
Подумай, что после Бога, ты от нее получил детей, сделался отцом, и потому будь кроток в отношении к ней.

Не видишь ли, как земледельцы удобряют всеми способами землю, принявшую семена, хотя бы она имела тысячи недостатков, хотя была бы, напр., неплодоносна, произращала дурные травы...
Так же поступай и ты; тогда ты первый насладишься и плодами, и спокойствием.
Жена есть пристань и важнейшее врачевство от душевного расстройства.
Если эту пристань ты будешь соблюдать свободною от ветров и волнения, то найдешь в ней великое спокойствие, возвратившись с торжища; а если будешь возмущать и волновать ее, то уготовляешь сам себе опаснейшее кораблекрушение...
Если случится в доме что-нибудь прискорбное по ее вине, то утешай ее, а не увеличивай скорби.
Хотя бы ты лишился всего имущества, это не будет прискорбнее неприязни с сожительницею; какую бы ты ни представил вину, ничто не будет несноснее раздора с женою.
Посему пусть любовь к ней будет для тебя драгоценнее всего.
Если должно носить тяготы друг друга, то тем более сносить недостатки жены... если же будешь бить и мучить ее, то не исцелишь ее болезни; грубость исправляется кротостию, а не взаимною грубостию.
Вместе с тем не забудь и о награде от Бога.
Ибо, если ты, имея возможность отвергнуть ее, не сделаешь этого по страху Божию, но станешь сносить недостатки ее из уважения к закону, возбранившему отвергать жену, то сколь ни велика была бы болезнь ее, ты получишь неизреченную награду, и еще прежде награды получишь великую пользу, сделав ее более благопокорною, и себя приучив к большей в отношении ее кротости.
Рассказывают, что один из внешних философов (Сократ), имея жену злую, болтливую и склонную к пьянству, на вопрос, для чего он терпит ее, отвечал, что она служит для него домашним училищем и упражнением любомудрия; ибо упражняясь ежедневно с нею, я делаюсь более кротким и с другими.

Святитель Иоанн Златоуст.

Добавить комментарий:

Семья – это не только базовая ячейка общества, но и самая главная школа христианской любви. Легко любить людей, живущих на расстоянии и появляющихся в нашей жизни редко. Любить близких и из любви к ним сглаживать недостатки своего характера – гораздо труднее.

Судари и сударыни, позвольте сегодня предложить вашему вниманию малое собрание мудрых высказываний, посвящённых институту семьи Святыми Отцами, деятелями Церкви, учёными и писателями. Где-то они будут ободрением, а где-то советом, который порой нужен каждому из нас:

“Семейные отношения должны быть подчинены духовным потребностям. Супружество имеет много утешения, но сопровождается и многими тревогами и скорбями, иногда очень глубокими. Имейте это в мысли, чтоб, когда придёт что подобное, встречать то не как неожиданность. Теперь вы вдвоём. И радости сильнее, а скорби легче пополам делятся.
Берегите с женой взаимно свою любовь. В этом – источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился. Доверие друг к другу потерять или поколебать как-нибудь паче всего бойтесь”. Святитель Феофан Затворник.

“Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом источнике. Верность в таком случае - вещь естественная. В браке без любви менее чем через два месяца вода источника становится горькой”. Стендаль

“Один человек спросил меня: “Геронда, что больше всего соединяет мужа с женой?” - “Признательность”, - ответил я ему. Один человек любит другого за то, что тот ему дарит. Жена даёт мужу доверие, преданность, послушание. Муж даёт жене уверенность в том, что она находится под его покровом, защитой. Жена - хозяйка дома, но и главная служанка в нём. Муж - властитель дома, но и носильщик его тяжестей.
Между собой супруги должны иметь очищенную любовь - для того чтобы получать друг от друга взаимное утешение и быть в состоянии исполнять свои духовные обязанности. Чтобы прожить в согласии, они должны, прежде всего, положить в основание жизни любовь - ту драгоценную любовь, которая заключается в духовном благородстве, в жертвенности, а не любовь ложную, мирскую, плотскую. Если присутствует любовь и жертвенность, то один человек всегда ставит себя на место другого, понимает его, испытывает за него боль. А принимая ближнего в своё страдающее сердце, человек принимает в своё сердце Христа, Который вновь исполняет его Своим невыразимым радованием”. Преподобный Паисий Святогорец

“У добрых супругов - две души, но единая воля”. Мигель де Сервантес Сааведра

“В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало. Истинное богатство и самое великое счастье в том, когда муж и жена не разногласят между собою, соединены друг с другом как едина плоть. Такие супруги, хотя бы и жили бедно и были незнатны, могут быть всех счастливее, потому что они наслаждаются истинным счастьем и живут во всегдашнем спокойствии.
Цените выше всего единодушие в семье и все делайте так и направляйте к тому, чтобы в супружестве постоянно сохранились мир и тишина. Тогда и дети будут подражать добродетелям родителей, и по всему дому будет процветать добродетель, и во всех делах будет благопоспешение”. Святитель Иоанн Златоуст

“Без венца не жить даже минуты. Не делайте абортов. Кошмарно страшно будет отвечать пред Живым Богом за нарушение святой заповеди Божией: “Не убий!””. Старец Николай Гурьянов

“Справедливый муж повелевает женою не как хозяин собственностью, но как душа телом: считаясь с ее чувствами и неизменно благожелательно”. Плутарх

“При венчании пьют общую чашу: вино, смешанное с водой, пьют до дна. Вино – радости совместной жизни, вода (и ее больше) – общие горести, беды и боли…
Розы будут лишь в начале пути, а терния (их не избежать ни одной семье) проявятся позднее. Но количество их и болезненность будут зависеть от вашей мудрости, а главное – любви. Если в ваши чувства входит апостольское определение понятия любви, то от счастья будете вы недалеко”. Старец Иоанн (Крестьянкин)

“Зависимость жизни семейной делает человека более нравственным”. Александр Сергеевич Пушкин

“Безбрачие создано распущенностью. Оба пола избегают союза, который должен сделать их лучшими, и пребывают в союзе, который делает их худшими”. Шарль Луи Монтескье

“Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь всё трудом добывается.
Воображая, что счастливым выбором партии обеспечивается навсегда семейное счастье и что оно упрочивается первою склонностью, многие супруги ныне опускают из виду и то, что в первое время супружества они еще не знают ни друг друга как должно, ни даже самих себя в новом своем положении. Только стоя близко друг к другу, как стоят супруги, и только по времени они могут изучить образ мыслей, вкусы, склонности, привычки друг друга, причем, к удивлению многих, в избранниках сердца вместе с достоинствами, привлекшими любовь, открываются и значительные недостатки.
Обнаружение недостатков, неожиданные мысли, желания и требования поражают иногда обоих супругов как нечто необычайное, для счастия опасное и доказывающее ошибку, сделанную в выборе. При дальнейшем обнаружении недостатков эта мысль подтверждается, и умножающиеся столкновения, споры и размолвки при недостатке наблюдения за собой и снисходительности друг к другу принимаются за доказательство, что счастие улетает, что брак не удался, что вместе жить невозможно, что нужно разойтись. Между тем как правила христианской жизни требовали от обоих супругов при благодарности к Богу за найденные друг в друге достоинства быть настороже и ждать обнаружения недостатков как неизбежной принадлежности каждого человека; изучить их, отнестись к ним со всею снисходительностию, какой требует взаимная любовь, и приниматься с кротостью и терпением за исправление друг друга”. Архиепископ Амвросий (Ключарёв)

“От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар - жизнь. Они вскормили и взрастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И теперь, когда они стары и больны, наш долг - вылечить и выходить их!” Леонардо да Винчи

“Законною целью соединения с женщиной должно быть рождение и воспитание детей. Когда же вступающий в бpак имеет в виду только чувственные наслаждения, стpемится только угодить похотям своей плоти, то он глубоко заблуждается и таким соединением с женщиной вносит беспоpядок в жизненные отношения, дуpные последствия котоpого вполне естественно отзываются на нем самом и его потомстве”. Преподобный Максим Исповедник

“Жизнь с женой - дело нелегкое, но жизнь без нее вообще невозможна”. Марк Порций Катон Старший

“Жена и дети учат человечности; холостяки же мрачны и суровы”. Фрэнсис Бэкон

“Дух явной или тайной гордыни и тщеславия обладает нами, так что почти каждый из нас много и высоко думает о себе и мало и низко о других… Отсюда в семье и обществе вместо любви, согласия и взаимных услуг царят взаимная неуступчивость, взаимное недоброжелательство, зависть и ненависть друг к другу, ссоры, распри, раздоры”. Архимандрит Кирилл (Павлов)

“Добрая жена в доме, как муравей, а злая жена, как дырявая бочка”. Менандр

“В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других, – таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно.
Умудренный опытом жених старается отнестись к себе возможно строже, а к новой подруге жизни более внимательно, и, если замечаются некоторые недочеты в невесте, то относить их не к ней, а к родителям ее, и стараться все покрыть любовью. Видя любовь и расположение своего мужа, в свою очередь, и жена старается платить тем же и, заметив шероховатость характера мужа, не умудренная опытом жена, покрывая все любовью, незаметно старается исправить эти недостатки, шероховатости и действует руководительницей сердца очень искусно, и через это взаимное любовное отношение друг к другу два существа, может быть, поначалу бывшие и совершенно противоположными друг другу, сближаются и делаются близкими и доживают до того, что образуется одно сердце и един дух”. Праведный Алексий Мечев.

“Счастливый брак - это брак, в котором муж понимает каждое слово, которого не сказала жена”. Альфред Хичкок

Составил Андрей Сегеда

Вконтакте

"Если будете жить во взаимной любви, вы низведете на себя и потомство свое Божию благодать - и Бог вселится в вас и увенчает все начинания и дела ваши благословенным успехом, ибо где любовь, там Бог, а где Бог, там все доброе."
Св. прав. Иоанн Кронштадский

"Не стыдясь и не боясь мира, постарайтесь дать детям истинное христианское воспитание, сообщая им одни христианские во всем понятия, приучая к христианским правилам жизни и возгревая любовь к Церкви Божией и всем порядкам церковным."
Святитель Феофан Затворник

В настоящее время, кажется, более, чем когда-нибудь, желающие благочестно жити окружены всякими неудобствами и затруднениями. Особенно становится трудно вести дело воспитания детей в духе христианском и в правилах святой Православной Церкви.
Преп. Амвросий Оптинский

Любовь супружеская есть любовь, Богом благословенная.
Святитель Феофан Затворник

Главное заблуждение относительно семейной жизни ныне состоит в том, что все ищут и ждут от семейной жизни счастья как чего-то готового, что непременно они должны найти без трудов и усилий. Но такого готового счастья ни в каком роде и нигде нет на нашей земле: здесь все трудом добывается.
Архиепископ Амвросий (Ключарев)

Вы все сами хотите устроить детей, а Богу ничего не предоставляете. А все Богу надо отдать, не прекращая, конечно, и своего попечения, но, не придавая ему и слишком многого значения.
Святитель Феофан Затворник

"Если мы чрезмерно заботимся о жене и чадах, то Бог уже не печётся о них. Если же оставим свои заботы, то Бог попечётся и о них, и о нас."
Преп. Варсонофий Великий и Иоанн

"Если родители не оказывают должного попечения о детях, не учат их разуму, не внушают им добрых правил, то души детей будут взысканы от рук их."
Преподобный Симеон Новый Богослов

"Учение через поступки и жизнь есть самое лучшее учение".
Св. Иоанн Златоуст

"Меньше потребуется слов, если делаешь, что должно. Живописец больше учит своими картинами".
Св. Григорий Богослов

"Брак является Таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним."
Святитель Иоанн Златоуст

"Многие родители обучают своих детей иностранным языкам, иные художествам обучают, но о христианском учении и воспитании небрегут: таковые родители рождают детей к временной жизни, и к вечной жизни их не допускают. Горе им, ибо не тела, но души человеческие убивают своим нерадением!"
Свт. Тихон Задонский

В деле воспитания детей самое главное - молитва за них.
Сщмч. Серафим (Звездинский)

"В семейной жизни каждый должен забывать себя совершенно, думать только о других и таковое отношение друг к другу членов семьи между собою спаяет семью так, что они все почувствуют, что каждому из них без других жить невозможно. "
Св. праведный Алексий Мечев

"В супружестве надо всем жертвовать и всё терпеть для сохранения взаимной любви; если она утрачена – все пропало."
Святитель Иоанн Златоуст

"В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем; этим поддерживается все в мире."
свт. Иоанн Златоуст

"Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного."
Святитель Иоанн

"Родители, которые рожают детей и дают им тело, должны, насколько это возможно, содействовать и их духовному возрождению."
Старец Паисий Святогорец

Приложение 2

Святые о браке и семейной жизни

Брак считается делом честным и у нас, и у язычников; и действительно, он честен.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 4)

Семейство есть общество, которое под одним главою, согласным отправлением разных дел, устрояет свое благосостояние внешнее для внутреннего. Обыкновенно его составляют родители и дети, иногда с другими родными, и слуги. В сем отношении есть общие всего семейства обязанности, и есть взаимные обязанности разных членов семейства.

Свт. Феофан Затворник (28, с. 645)

Когда мы в брак вступаем, то и это должны делать для Бога, имея в виду не то, чтобы получить богатое имение, но чтобы найти в жене благородство души, не множество денег и знаменитость предков, но добродетель и кротость нравов; мы должны брать спутницу в жизни, а не участницу в пиршествах.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 4–5)

«Закон брака» заключается в следующих словах: Сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна (Быт. 2: 24).

Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (32, с. 3–4)

Надо призвать священников, и молитвами, и благословениями утвердить в сожительстве единомыслие, чтобы тем и любовь жениха усиливалась, и целомудрие невесты укреплялось, чтобы все способствовало к водворению в их доме добродетели, а дьявольские козни уничтожались, и супруги в веселье провели жизнь, соединяемые помощью Божией.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 5)

Составляя одну плоть, они [супруги – С. М.] имеют и одну душу, и взаимною любовию одинаково возбуждают друг в друге усердие к благочестию.

Семейство – церковь. Он [муж – С. М.] глава сей церкви. Пусть же блюдет чистоту ее. Способ и часы домашнего молитвования на нем: определи их и поддерживай. Способы просвещения семейства в вере на нем; религиозная жизнь каждого на нем: вразуми, укрепи, остепени.

Свт. Феофан Затворник (28, с. 646)

О брачной жизни хорошо и понятно написано в Новом Завете. Святые апостолы с отеческой любовью и строгостью напоминают и мужьям, и женам, и детям: главенство мужа над женой сравнивается с главенством Христа над Церковью (1 Пет. 3: 1–8). Любовь мужа к жене должна быть подобна любви Христа к Церкви (1 Тим. 2: 9–15; 5: 1–15), за которую Он принес Себя в жертву (1 Кор. 7: 1–16). Замужняя женщина «спасается рождением детей, если останется в вере, и любви, и во святыне с поклонением» (Тим. 2: 1–6); (1 Кор. 7: 7–8; 32–40). А та, которая живет в телесных страстях, наслаждениях, заживо мертва. Дети почитают и слушают своих родителей. Не бывает союза без обязательств.

Свт. Николай Сербский (27, с. 119–120)

Мужу с женою или жене с мужем разлучаться не должно, разве [если] кто из них уличен в прелюбодеянии или находит препятствие благочестию.

Свт. Василий Великий (23, с. 173)

О должности мужей и жен: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5: 25). Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3: 18). Сатана, всегдашний христиан враг, как между прочими христианами, так между женами и мужами старается любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или паче сожаления достойная вещь! Где ожидать большей любви, как не между мужем и женой? Естественною любовию любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2: 24). По Писанию, муж и жена – одна плоть. Крепкий союз в одной плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5: 29). Но сколько вражды видим и между сими лицами, так тесно связанными! Мало который дом сыскать можно, в котором бы сих плевелов диавольских не было. Так ведь хитрость диавольская возмогает, что, где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и положить вражду свою. Сколько же сия язва как прочим христианам, так особенно браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Сего ради против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу соделывать.

Свт. Тихон Задонский (17, с. 9)

Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого… Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар.

Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (32, с. 4)

Подлинно, немаловажное дело – брак благоустроенный; равно как для тех, которые живут в нем не надлежащим образом, он бывает причиною множества несчастий. Жена, как бывает помощницею, так часто бывает и вредительницею. Брак есть как пристань, так и кораблекрушение, не по своему свойству, но по расположению худо живущих в нем. Кто соблюдает его должным образом, по законам, тот после дел на торжище и всех разнообразных зол находит некоторое утешение и отраду в своем доме и в своей жене; а кто принимает на себя это дело необдуманно и как случилось, тот, хотя бы на торжище наслаждался великим миром, по прибытии домой встречает скалы и подводные камни. Поэтому, так как нам предстоит опасность не в маловажном деле, то необходимо со вниманием слушать сказанное и, кто намеревается вступить в брак, делать это согласно с законами Павла, или – лучше – с законами Христа.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 5–6)

Супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что больше имеет побуждений. Как малый корабль и при слабом ветре движется вперед, быстро носимый по водам распростертыми парусами, даже и руки без труда принуждают его к бегу ударами весел, большего же корабля не сдвинет легкое дыхание, напротив того, когда он с грузом выходит на море, только крепкий и попутный ветер может придать ему хода; так и не вступившие в супружество, как не обремененные житейскими заботами, имеют нужду в меньшей помощи великого Бога; а кто обязан быть попечителем милой супруги, имения и чад, кто рассекает обширнейшее море жизни, тому нужна большая помощь Божия, тот взаимно и сам более любит Бога.

Свт. Григорий Богослов (24, с. 288)

Родители и воспитатели! Остерегайте детей своих со всею заботливостью от капризов перед вами, иначе дети скоро забудут цену вашей любви, заразят свое сердце злобой, рано потеряют святую, искреннюю, горячую любовь сердца, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком много лелеяли их, потворствовали капризам их сердца. Каприз – зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу.

Св. праведный Иоанн Кронштадтский (11, с. 48)

Супружество имеет важное значение по отношению к Провидению Божию и к семейству. Бог, сотворив первых человеков, им самим и их потомкам вверил дальнейшее произведение людей на свет, вверил как бы продолжение Своего творческого действия. Какой великий дар! И можно ли думать, что Провидение Божие оставит без внимания злоупотребление сего великого дара и что злоупотребителей не постигнет правосудие Божие? Действие сего правосудия не всегда явно, не всегда скоро, но для внимательно наблюдающих пути Божии – несомненно. Давид имел сильную волю в истинного Бога, ревностно действовал для распространения ее в народе; но и при таких, можно сказать, заслугах пред Богом, когда позволил себе нарушение закона супружества, даже и после покаяния подвержен был тяжким бедствиям не только семейственным, но и государственным.

Свт. Филарет (Дроздов), митр. Московский (32, с. 6–7)

Главная цель брака – целомудрие, особенно теперь, когда вся вселенная наполнилась нашим родом. Вначале желательно было иметь детей, чтобы каждому оставить память и остаток после своей жизни. Когда еще не было надежды на воскресение, но господствовала смерть, и умиравшие думали, что после здешней жизни они погибают, тогда Бог давал утешение в детях, чтобы оставались одушевленные образы отшедших, чтобы сохранился род наш, и умиравшие и близкие к ним имели величайшее утешение в их потомках… Когда же, наконец, воскресение стало при дверях, и нет никакого страха смерти, но мы идем к другой жизни лучшей, нежели настоящая, то и забота о том сделалась излишней… Следовательно, некоторым образом – одна цель брака, чтобы не предаваться блудодеянию, и для этого введено такое врачевство. Если же ты намереваешься и после брака предаваться блудодеянию, то излишне было тебе и вступать в брак, бесполезно и напрасно, и не только напрасно и бесполезно, но и вредно, потому что не одинаковое дело – предаваться блуду, не имея жены, или после брака опять делать то же самое. Последнее уже не блуд, а прелюбодеяние.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 6–7)

Муж должен любить свою жену такою же любовью, какою Христос возлюбил Церковь, предав Себя за нее, чтобы освятить ее.

Свт. Василий Великий (23, с. 175)

Хотя и должны любить мужья жен своих, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерною любовию жены пленился и пал в тяжкий грех и себя и род человеческий погубил (Быт. 3: 17). Соломон премудрый, плененный излишним люблением жен, в грех богоотступства и идолопоклонения пал (3 Цар. 2: 4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконствовать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угождают. Жена неразумная и страха не имеющая обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж, как глава жены, не должен ласкательством ее прельщаться, а особенно власть имеющий, чтобы самому не погибнуть и иным много бед не учинить.

Свт. Тихон Задонский (17, с. 9–10)

Бог благословил брак, сначала в раю, а потом и в Кане. В браке два тела становятся в плоть едину, две души «нераздельны и неслияны». Два храма Святого Духа под одним кровом. Зачем Бог соединил два тела воедино? Потому что «двоим в пути легче, чем одному». Потому что благодаря браку обуздывается нечистая телесная похоть, через целесообразное устраняется нецелесообразное. Потому что через умножение рода человеческого дается возможность многим спастись Христовой жертвой. Потому что телесный брак мужа и жены, связанный любовью и благословленный Церковью, есть невыразимый символ духовного брака Христа с Церковью и со всякой душой христианской. И среди первых учеников Господа, апостолов и мироносиц, было много и брачных, и небрачных.

Свт. Николай Сербский (27, с. 115–116)

От супружества – счастие временное и даже спасение вечное. Потому к нему приступать должно не с легкомыслием, но со страхом и осторожностию. Добрым супружеством благословляет Бог. Потому: а) будь благочестив, предан Богу, на Коего уповая, молись, чтоб Сам Он послал другую половину, угодную Ему и спасительную тебе; б) ища супружеского союза, не предполагай дурных целей, или страстное блажничество, или корысть, или тщеславие; но ту одну, какую Бог определил, взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Божию и благо других; в) Когда нашел, прими как дар Божий, с благодарностию к Богу, сколько с любовию, столько же и с почтением к сему дару.

Свт. Феофан Затворник (28, с. 648)

Связанные узами супружества, заменяем мы друг другу и руки, и слух, и ноги. Супружество и малосильного делает вдвое сильнее, доставляет великую радость благожелателям и печаль недоброжелателям. Общие заботы супругов облегчают для них скорби; и общие радости для обоих восхитительнее. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее; а в скудости самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатию необходимой привязанности. Одно жребя любви (Притч. 5: 18–19) согревает дух скаканиями; у них одно питие из домашнего источника, которого не вкушают посторонние, которое не вытекает никуда и ниоткуда не притекает.

Свт. Григорий Богослов (24, с. 287)

Вот истинное супружество, когда между супругами царствует такое согласие, когда между ними столь тесный союз, когда они соединены взаимно такой любовью. Как тело никогда не может быть в несогласии само с собою, так и мужу с женою должно не разногласить, но жить в единении. Отсюда может произойти для них бесчисленное множество благ. Все блага стекаются там, где такое единодушие, – там мир, там любовь, там душевное веселье; нет там ни ссоры, ни брани, ни вражды, ни сварливости; все это исчезает, потому что корень всех благ, т. е. единомыслие, уничтожает все это.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 13–14)

Пусть для жены не будет ничего драгоценнее ее мужа, а для мужа ничего вожделеннее его жены. В том состоит крепость жизни всех нас, чтобы жена была единодушна с мужем: этим поддерживается все в мире. Как при потрясении основания ниспровергается все здание, так и при супружеских раздорах разрушается вся наша жизнь. Смотри: мир состоит из городов, города – из домов, дома – из мужей и жен; поэтому, когда настанет вражда между мужьями и женами, то входит война в дома; а когда они мятутся, тогда неспокойны бывают и города; когда же города приходят в смятение, то по необходимости и вся вселенная наполняется смятением, войною и раздорами. Поэтому и Бог особенно промышляет об этом; потому Он и не дозволяет отвергать жену, разве только в случае прелюбодеяния. А что, скажешь, если она сварлива, если небережлива и расточительна, если имеет и множество других недостатков? Переноси все мужественно и не отвергай ее за эти недостатки, но исправляй недостатки. Для того ты и занимаешь место головы, чтобы ты умел врачевать тело. От тела нашего, хотя бы оно имело тысячу ран, мы не отсекаем головы. Так и жены не отделяй от себя, потому что жена у нас занимает место тела. Потому и блаженный Павел говорит: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела (Еф. 5: 28). И для жен тот же закон у нас: как любишь ты, жена, свою голову и ценишь ее, так цени и мужа. Мы не напрасно столько говорим об этом предмете. Знаю, сколько благ происходит от того, когда нет раздора у жены с мужем; знаю, скольких зол бывает причиною то, когда они ссорятся между собою. Тогда ни богатство, ни благочадие, ни многочадие, ни власть и могущество, ни слава и честь, ни изобилие, и роскошь, и никакое другое благосостояние не может радовать мужа или жену, если они в раздоре друг с другом.

Свт. Иоанн Златоуст (25, с. 14–15)

Когда выбор [второй половины – С. М.] кончен, должно произойти сочетанию, таинственному от Бога слиянию духовно-телесному. Естественный союз, по любви, есть союз дикий, мрачный. Здесь он очищается, освящается, отрезвляется, по молитве Церкви, Божественною благодатию. Трудно самому одному устоять в союзе крепком и спасительном. Нити естества рвутся. Благодать непреодолима. Самонадеянность опасна везде, тем более здесь… Потому смиренно, с постом и молитвою, приступи к таинству.

Свт. Феофан Затворник (28, с. 648–649)

Как освященный брак символизирует Христово единство со святой Церковью и духовный брак Христа с душой всякого верного христианина, так, с другой стороны, прелюбодеяние и блуд символизируют сатанизм, измену любви Божией, разрыв единства с Богом. А это все по воле сатаны, который желает, чтобы осуетилась, извратилась Божественная любовь в людях. Для него невыносима чистая небесная любовь, а приятна телесная похоть во всякой нечистоте. «Бесплодны дела тьмы» – это та приманка, которой он заманивает людей во ад (Еф. 5: 11).

Свт. Николай Сербский (27, с. 120–121)

Смысл брака в том, чтобы приносить радость. Подразумевается, что супружеская жизнь – жизнь самая счастливая, полная, чистая, богатая. Это установление Господа о совершенстве. Божественный замысел поэтому в том, чтобы брак приносил счастье, чтобы он делал жизнь и мужа, и жены более полной, чтобы ни один из них не проиграл, а оба выиграли. Если все же брак не становится счастьем и не делает жизнь богаче и полнее, то вина не в самих брачных узах; вина в людях, которые ими соединены.

После заключения брака первые и главнейшие обязанности мужа по отношению к его жене, а у жены – по отношению к мужу. Они двое должны жить друг для друга, отдать друг за друга жизнь. Прежде каждый был несовершенен. Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несет священную ответственность за счастье и высшее благо другого.

Св. мц. императрица Александра Федоровна (9, с. 8)

Приступая к столь важному таинству, как Брак, должно приготовить себя, очистившись исповедью и приобщением Святых Таин и молитвою, но не балами, и музыкою, и танцами, ибо шаг этот простирается не только на всю здешнюю жизнь, но даже и на вечность.

Прп. Макарий Оптинский (16, с. 93)

N. вам говорит, что развод между супругами запрещен Господом Иисусом Христом. Читаем собственные слова Господа: А Я говорю вам: кто разводится с женою своей, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать (Мф. 5: 32). Из этого каждый может видеть, что развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг к другу, то не должно им разводиться; а в противном случае, связывать супругов неудобно. Этому правилу следует Святая Церковь.

Прп. Амвросий Оптинский (21, с. 36)

Апостол обязывает жену повиноваться мужу образом повиновения Церкви Христу для того, чтобы это повиновение было не телесного, но духовного характера.

Прп. Иоанн Дамаскин (30, с. 542)

Мир семейный хранить – святое Божие повеление. Муж должен, по апостолу Павлу, любить жену, как самого себя; и сравнил апостол жену с Церковью (Еф. 5: 25–33). Вот как высок брак!

Молитесь Богу и Его Пречистой Матери, да устроит Господь судьбу Вашу по святой Его воле. Если есть воля Его святая на то, чтобы Вы отдали в настоящее время руку свою предлагающему Вам брачное совокупление, то и всякое препятствие устранится. Вы же совершенно покорите Вашу волю воле Божией; а между тем, надобно узнать о нем: истинный ли он христианин Православной Церкви, доброй ли нравственности и о семействе. Согласны ли Ваши родители на Ваше замужество, и есть ли Ваше собственное полное согласие? При таких условиях и действиях да благословит Вас Господь поступить в новую, семейную жизнь, а что будет впредь – никому неизвестно.

Прп. Макарий Оптинский (22, с. 198–199)

Выходи замуж тогда, когда почувствуешь, что жить без него не можешь. Я знаю случай такой: муж был на войне, его убили. Жена в этот же час и умирает дома. Вот тогда только и выходи.

Прп. Анатолий Младший Оптинский (16, с. 403)

Замужество для женщины есть служение Пресвятой Троице – вот как велика для женщины участь быть женой и матерью.

Счастье в брачной жизни дается только тем, кто исполняет заповеди Божии и относится к браку как к Таинству Христианской Церкви.

Прп. Нектарий Оптинский (16, с. 417)

Время прекращено есть прочее, да и имущии жены, якоже не имущии будут – написал апостол, запрещая незаконное сожитие, но возбраняя бесчинное сладострастие, а вместе указуя и на близкое скончание времени. Если, говорит он, жизнь проходит спешно, то не надобно пристращаться к ней, как к постоянной.

Прп. Исидор Пелусиот (17, с. 9)

Если не пришлось выбрать себе мужа по страсти или по плотской любви, то за это должна благодарить Бога, потому что вступающие в брак по влечению страсти чаще всего бывают несчастливы в жизни.

Прп. Иосиф Оптинский (16, с. 355)

Семейные тяготы должно переносить как добровольно избранную нами долю. Задние мысли тут скорее вредны, нежели полезны. Спасительно лишь то, чтобы о себе и о воле Своей святой.

Прп. Амвросий Оптинский (16, с. 238)

Если жена так должна повиноваться мужу, как Церковь – Христу, то между мужем и женою союз должен быть святой, и никогда не должны они работать плотским страстям.

Блж. Иероним Стридонский (30, с. 542)

Подражайте Владычней попечительности и, какую Господь оказал в рассуждении Церкви, такую же и вы имейте в рассуждении живущих с вами в супружестве. Ибо Владыка Христос не отрекся и умереть за Невесту Свою, чтобы ее очистить, сделав славною, сгладить с нее следы прежней старости и явить свободною от всякого порока. Посему и нам надлежит иметь такую же любовь к супругам и прилагать об них попечение, как о собственном своем теле.

Блж. Феодорит Кирский (30, с. 548)

Да греют мужья жен, и души – тела так, чтоб жены преобразовались в мужей и тела – в души, и чтобы престало различие полов. Но как у ангелов несть мужеск пол и женск, так и мы, имеющие быть равными ангелам, уже отныне да начнем быть тем, чем обетовано нам быть на небесах.

Блж. Иероним Стридонский (30, с. 554)

Поелику супружеский закон соделал их [супругов – С. М.] одною плотию, то апостол справедливо тело жены назвал принадлежащим мужу, а также и тело мужа – состоящим под властию жены. Но здесь женам первым изрек закон, потому что у жен большею частию, преимущественно пред мужьями в обычае любить воздержание.

Блж. Феодорит Кирский (31, с. 319)

Как Христос, будучи главою Церкви, промышляет о ней и спасает ее, так и муж – спаситель жены, тела своего. Как же телу сему не повиноваться главе, пекущейся о нем и спасающей его?

Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 540)

Как во всем повиноваться [жене мужу – С. М.]? И тогда будто повиноваться, когда он уклонится в неверие и ее станет склонять к тому же?… У апостола здесь слово не о неверных, а о верных мужах. Христос – глава Церкви – Бог есть, собирает и ведет Церковь Свою к вечной славе. Это она знает и, не колеблясь повинуется Ему во всем, что угодно Ему творить в ней и с нею во внутреннем ее устройстве и во внешней участи. Но о человеке всегда уместно сомнение, а потому и ограничение этого во всем. Оно, впрочем, и в речи апостола очень сильно ограничено словом яко Господу, которое дает и такую мысль: в целях и в видах Господа, как в послании к Колосянам и сказано: Якоже подобает, о Господе (3: 18); и еще более сравнением главенства мужа с главенством Господа, которое исходит из спасения. Что за спаситель муж, если он спасает тело только под условием погубления души?!

Блж. Феофилакт Болгарский (30, с. 541–542)

Из книги НАСТАВЛЕНИЯ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ автора Феофан Затворник

ВНИМАНИЕ СЕБЕ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Что не так могли внимать себе, - что делать? Господь видит, что это не столько от небрежения, сколько от обстоятельств ваших… и прощает вам, ради скорби вашей о том. От житейских людей нельзя требовать такой сосредоточенности, какая

Из книги Настоящая помощь в трудный час. Помощь тех, кто всегда помогал людям! Энциклопедия самых почитаемых святых автора Чуднова Анна

СПАСЕНИЕ ДУШИ СРЕДИ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Ищете спасения? - доброе дело. Ищите и обрящете.Покаяние, конечно, у вас в действии. Что еще нужно? - Уклоняться от грехов и делать всякое добро, встречаемое по течению жизни вашей, не телом только, а и душою и сердцем, не внешне только, но и

Из книги Древний Рим. Быт, религия, культура автора Коуэл Франк

В семейной жизни Я жила много лет одна с ребенком, без мужа. Было мне очень тяжело, и я просила Господа послать мне хорошего мужа. 9 ноября 1995 года я пришла в очередной раз на могилку к Матроне, положила голову на могилку. А в душе был крик: «Да будет ли у меня когда-нибудь

Из книги Брак в православии автора Мейендорф Иоанн Феофилович

В семейной жизни В 1997 году в нашей семье было ужасное положение: она просто разваливалась из-за ссор. Муж постоянно гнал меня к маме, и я то уходила, то опять возвращалась. Но перемирие было очень недолгим. Все попытки сохранить семью оказывались неудачными, мы становились

Из книги Грихастха-ашрам Семейная духовная жизнь автора

В семейной жизни Молодой красивый муж познакомился с молодой красивой особой, весьма падкой до сильного пола. Пока жена колготилась вокруг младенца, стараясь успеть еще и по хозяйству – обед приготовить, пол протереть, собаку выгулять, за котом убрать – девушка времени

Из книги Грихастха-ашрам. Семейная духовная жизнь автора Хакимов Александр Геннадьевич

ДУХ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ Не было ничего священнее, что охранялось бы более надежно всеми религиозными инстинктами, чем дом каждого отдельного римлянина. «Такова, – говорил Цицерон, – была традиция отцов республики», и ее долгое время придерживались. Среднестатистический

Из книги Настольная книга православного верующего. Таинства, молитвы, богослужения, посты, устройство храма автора Мудрова Анна Юрьевна

Приложение 1. Новый Завет о браке Воскресение изменяет значение бракаЛука 20, 27–40Тогда пришли некоторые из саддукеев, отвергающих воскресение, и спросили Его: Учитель! Моисеи написал нам, что если у кого умрет брат, имевший жену, и умрет бездетным, то брат его должен взять

Из книги Брак: где проходит граница? автора Таунсенд Джон

Приложение 2. Церковное предание о браке СВЯТОЙ ИОАНН ЗЛАТОУСТ.БЕСЕДА XX НА ПОСЛАНИЕ К ЕФЕСЯНАМЗначение любвиМужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25).Ты слышал о великом послушании; ты доволен Павлом и рад, что он, как некий дивный и духовный учитель,

Из книги 50 главных молитв для женщины автора Берестова Наталия

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Опасности семейной жизни «Затем царь Пуранджана стал думать о том, как он жил со своей женой. Он вспомнил, что жена не садилась обедать, пока не поест он, не совершала омовения, пока не закончит омовение муж, что она всегда была очень привязана к нему, и потому, если он

Из книги Вступающим в брак автора Милов Сергей И.

Молитвы о благословлении на вступление в брак и благополучии семейной жизни Пресвятой Богородице, благоверным князю Петр и княгиня Феврония, Муромскии чудотворцам, святителю Николаю Чудотворцу, мученикам и исповедникам Гурию, Самону и Авиву, мученикам Адриану и

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

Из книги автора

Молитвы при сложных ситуациях в семейной жизни Жизнь семейная – не ровная дорожка, полна она кочек и ухабов, на которых и будет проверяться крепость союза мужчины и женщины, давших перед лицом Всевышнего клятву любви и верности друг другу до конца своих дней. И как ни

Из книги автора

Поучение 2-е. Свв. праведные Богоотцы Иоаким и Анна (Уроки из их жизни: о) благочестие не мешает семейной жизни; б) христиане не должны чуждаться семейной жизни и в) страшиться многочадия) I. Перенесемся, христиане, мыслию нашей за девятнадцать почти веков назад, к тем

Из книги автора

Приложение 4 Высказывания священнослужителей о браке и семейной жизни Брак – чудо на земле. В мире, где все и всё идет вразброд, брак – место, где два человека, благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, место, где рознь кончается, где начинается

Из книги автора

1420. Желательные качества семейной жизни Благослови вас Господи! Всеусердно желаю вам спокойствия душевного при всех хлопотах. Малютка - утешение вам! Спасайтесь! Матушка Беличка! Благослови Господи ваше пребывание в доме своем. Настоящее теперь начало вашей семейной

  • Святые отцы о семье и браке
  • Святые отцы о детях
  • Святые отцы о любви

Высказывания святых отцов о семье

О венчании: «Лучше всего, если Сам Христос присутствует на браке, потому что где Христос, там все обретает достоинство, и вода претворяется в вино, то есть все изменяется к лучшему». Святитель Григорий Богослов

О союзе с иноверцами: « Если самый брак должен быть освящаем покровом и благословением священническим, то как может быть брак там, где нет согласия веры?» Святитель Амвросий Медиоланский

О семейной жизни: «Вы, на кого в этой жизни честной брак положил свои узы, подумайте о том, как бы побольше плодов внести в небесные точила». Святитель Григорий Богослов

Свт. Григорий Богослов

«Связанные узами супружества, заменяем мы друг для друга и руки, и ноги, и слух. Супружество и слабого делает вдвое сильнее… Общие заботы супругов облегчают для них скорби и общие радости восхищают обоих. Для единодушных супругов и богатство делается приятнее, а в бедности самое единодушие приятнее богатства. Для них супружеские узы служат ключом целомудрия и пожеланий, печатью необходимой привязанности». Святитель Григорий Богослов

«Составляя единую плоть, (супруги) имеют и одну душу и взаимной любовью пробуждают друг в друге усердие к благочестию. Ибо супружество не удаляет от Бога, а, напротив, более привязывает, потому что имеет больше побуждений обращаться к Нему. Малый корабль и при слабом ветре движется вперед.., большого же корабля не сдвинет легкое дыхание ветра… Так, не обремененные житейскими заботами имеют меньше нужды в помощи великого Бога, а тот, кто обязан заботиться о милой супруге, имуществе и детях, рассекает более обширное море жизни, ему нужна большая помощь Божия, и он сам взаимно более любит Бога». Святитель Григорий Богослов

«Божественное творение явилось на земле и на земных долинах вечно цветущего рая – человек. Однако у человека не было еще помощника, подобного ему. Тогда премудрое Слово совершило подлинно чудо,– созданного быть зрителем мира, то есть мой корень и мое семя многообразной жизни разделив на две части, могущественной и животворящей рукою извлекло из бока ребро, чтобы создать жену, и влив в недра обоих любовь, побудило их стремиться друг к другу». Святитель Григорий Богослов

Об обязанностях мужа: «Учи жену страху Божию, и все потечет к тебе, как из источника, и дом твой будет исполнен многими благами». Святитель Иоанн Златоуст

Об обязанностях супругов: «Муж должен думать о том, чтобы делами и словами насаждать в доме благочестие; и жена пусть наблюдает за домом, но кроме этого занятия она должна иметь другую, более настоятельную заботу о том, чтобы вся семья трудилась для Царства Небесного». Святитель Иоанн Златоуст

«Если надо что-нибудь сделать для удовольствия друг друга нужно украшать душу, а не тело наряжать и губить. Не столько (внешнее) делает супругов любящими, сколько целомудрие (доброта), ласковость и готовность умереть друг за друга». Святитель Иоанн Златоуст

Женам: «Жены, светящиеся душевной красотой, со временем все более обнаруживают свое благородство, и тем сильнее становится привязанность и любовь их мужей». Святитель Иоанн Златоуст

Высказывания святых отцов о детях

«Дети – не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение». Святитель Иоанн Златоуст

«Кто хочет хорошо воспитать детей, воспитывает их в строгости и трудах, чтобы, отличившись в познании и поведении, могли они со временем получить плоды трудов своих». Преподобный Нил Синайский

«Пока душа еще способна к образованию, нежна и мягка, подобно воску, легко запечатлевает в себе образы, надо немедленно и с самого начала пробуждать ее к добру. Когда раскроется разум и придет в действие рассудок, тогда будут уже заложены первоначальные основания и преподаны образцы благочестия. Тогда разум будет внушать полезное, а навык облегчит успех». Святитель Василий Великий

«Хорошее воспитание не в том, чтобы сначала дать развиться порокам, а потом стараться изгнать их. Надо принимать все меры, чтобы сделать нашу природу недоступной для пороков». Святитель Иоанн Златоуст

«Многие родители, имея слепую любовь к детям, жалеют наказывать их за проступки: но после, когда дети вырастут и будут безнравственны, такие родители сами поймут свою погрешность в том, что не наказывали детей, пока они были малы. Сам Бог избранных чад Своих наказывает, как видим в Писании, так разве Он не любит их? «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12:6). В этом деле и христиане должны подражать Небесному Отцу и детей своих любить и наказывать. Не наказанные в юности, в зрелости остаются, как кони необъезженные и дикие, ни к какому делу не пригодные. Поэтому, христианин, люби детей своих по христиански и наказывай их, чтобы стали исправными и добрыми». Святитель Тихон Задонский

Свт. Иоанн Златоуст

«Если ты прекрасно воспитал своего сына, то он своего, а тот своего, и как бы некая полоса лучших жизней пойдет вперед, получив начало и корень от тебя и принося тебе плоды попечения о потомках». Святитель Иоанн Златоуст

«Это и расстраивает всю вселенную, что мы не радим о собственных детях; заботимся об их имуществе, а душою их пренебрегаем, что является крайним безумием». Святитель Иоанн Златоуст

«Хочешь ли, чтобы сын твой был послушным? С детства воспитай его в строгости. Не думай, что слушание Божественных Писаний будет для него делом излишним». Святитель Иоанн Златоуст

«Сорную траву легче вырвать, когда возраст нежнее, тогда и надо следить, чтобы оставленные без внимания страсти не усилились и не стали неисправимыми». Святитель Иоанн Златоус т

Высказывания святых отцов о любви

«Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении». Святитель Василий Великий

«Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу». Святитель Иоанн Златоуст

«Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения… Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога». Иоанн Кассиан Римлянин

«Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «…иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему». Святитель Тихон Задонский

«Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил». Преподобный Ефрем Сирин

«Степень нашей любви к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зеркалом духовного преуспеяния».

«Не столько мы ищем (любовь), сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее и приняли ее». Епископ Игнатий (Брянчанинов)

«Кто любит смирение, тому легко любить и Бога, а кто любит гордыню, тот ненавидит Бога». Преподобный Ефрем Сирин

«Любящему Бога и Бог дарует Свою любовь». Преподобный Макарий Египетский

«Брат сказал авве Агафону: «Мне дана заповедь, но исполнение заповеди сопряжено со скорбью; и хочется исполнить заповедь, и опасаюсь скорби». Старец отвечал: «Если бы ты имел любовь, то исполнил бы заповедь и победил бы скорбь»».Авва Агафон