Развитие мелкой моторики 2 3. Мелкая моторика: развиваем у детей до трех лет

Мастер-класс для родителей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Автор: Гончарова Инна Викторовна, воспитатель МБДОУ детский сад №41, Московская область, Сергиево-Посадский район, поселок Скоропусковский.
Описание работы: Данный материал будет полезен для родителей и педагогов детей раннего возраста, направленный на развитие мелкой моторику рук.
Цель: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук.

Задачи: Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики рук, которые можно организовать в домашних условиях. Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей

Ход мастер-класса:

Здравствуйте уважаемые родители, я рада вас видеть на нашем мастер-классе. Сегодня мы с вами поговорим о важности развития мелкой моторики рук для развития речи.
Развитие мелкой моторики – это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2-3 лет. И не случайно! Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и:
- стимулируем развитие речи у ребенка (зоны мозга, ответственные за мелкие движения пальцев тесно связаны с зонами мозга, отвечающими за речь человека; давно доказано, что деятельность по развитию мелкой моторики рук стимулирует также и развитие речи у детей);
- помогаем развивать интеллект ребенка в целом;
- готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, умение пользоваться ножницами, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы.
Пальчиковые игры очень эмоциональны увлекательны. Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках, попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг)
Я подготовила игры с пальчиками и упражнения,которым хочу вас научить. (Воспитатель проговаривает слова с показом движений пальцев рук, а родитель повторяют упражнения).

«Сорока-белобока»
«Сорока – белобока дети на ладошке «варят» кашу
Кашу варила,
Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу
Дров не рубил,

Каши не варил –
Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак
Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«У оленя дом большой»
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)



Развитию кисти и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами, которые можно заниматься как дома, так и в детском саду. Давайте познакомимся с некоторыми из них:
Игра «Сделай бусы»
Развивать мелкую моторику можно и при помощи макаронных изделий. Мне нравится этот способ тем, что пока мама занимается своими делами ребенок может провести время с пользой.Сделать такие бусы из макарон своими руками совсем не сложно. Потребуются макароны с крупным просветом и веревочка. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок. Можно брать макароны разного цвета или разной формы.



Игра «Иголки для ежика», «Лучики для солнышка»
Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество!С помощью прищепок делаем иголочки на спинке ежика, лучики для солнышка и т.д. Это хорошее упражнение для развития мелкой моторики, которое одновременно является и тактильным упражнением. Задание состоит в том, чтобы на края круга нацепить обычные бельевые прищепки тремя пальцами.



Игра «разноцветная фасоль»
Для игры понадобиться фасоль двух цветов, одно блюдце большое и два маленьких. Смешайте всю фасоль в большом блюдце, затем разложите по несколько фасолин в маленькие блюдца: в одно блюдце – белую фасоль, в другое блюдце – красную. Предложите разложить всю фасоль по блюдцам. Таким образом разделив ее по цвету. Будьте внимательны, малыш обязательно захочет попробовать фасоль на вкус.Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление.


Игра «Рисование на манке»
Для игр понадобится поднос на котором насыпана манка.
Можно рисовать вместе с мамой солнышко, тучка и дождик, цветок и тд.
Хочется отметить рисование манкой,для детей такая техника – это новшество, которое завораживает каждого ребёнка. С помощью нее развивается творческое мышление, фантазия, воображение, мелкая моторика и многое другое.


Игра «Поиск клада»
Это очень полезно, так как во время таких "раскопок" ребенок совершает движения пальцами аналогичные тем, которые он делает при выполнении пальчиковой гимнастики.
Игры с крупами - не только отличное развивающее занятие для детей. Они оказывают еще и успокоительный эффект. Для таких игр подойдет любая крупа, имеющаяся в доме - фасоль, горох, гречка, пшено, рис и тд., мы использовали манку. Также пусть у вас будут под рукой мелкие игрушки, небольшие машинки.


Рисование ватными палочками. (Коллективная работа)
Если вы мама ребенка 2 лет, то конечно знаете – приучить ребенка правильно брать в руки карандаш или кисточку совсем непросто.
Многие дети двух лет любят брать кисточку и карандаш в руки вот так:


Малышу очень трудно правильно в руке держать карандаш. И всячески сопротивляются, когда вы хотите их научить держать кисть правильно.
Но выход есть – рисование ватными палочками.


Маленьким пальчикам будет удобнее держать легкую палочку, а рисунок получится сам собой. Двухлетний ребенок обязательно заинтересуется такой захватывающей и простой техникой.Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику.Техника рисования ватными палочками напоминает мозаику, когда из волшебных крупиц, шаг за шагом рождается картина.Первое время ребенок нуждается в помощи взрослого, потому что без сопровождающей игры рисование ватными палочками для детей не очень интересно. И в заключение нашего мастер-класса мы совместно сделаем Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.


Заключение:
Дорогие родители! Большое спасибо, что вы приняли активное участие в нашем мероприятии.Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка 2-3 лет и в том, что совместными усилиями мы поможем нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.
Для того чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.
Играть с пальчиками рук можно дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т. д. Давайте попробуем вместе помочь малышу в речевом развитии и займемся развитием мелкой моторики. Все зависит от вас и вашей фантазии. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

Введение

В России с давних пор было принято с раннего возраста учить ребёнка играть со своими пальчиками. Это были такие игры, как «Ладушки», «Сорока-белобока» и т. п. После мытья ручки малыша вытирали полотенцем, как бы массируя каждый пальчик по отдельности.

Доказано, что тонкая работа пальцами способствует развитию речи у детей. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно - надо обратить их в интересные и полезные игры.

В последнее время на упаковках детских игр можно увидеть надпись: «Для развития мелкой моторики рук». Многие родители слышали об этом понятии, но как развивать мелкую моторику и для чего это необходимо делать, знают далеко не все.

Сейчас уже известно, что на начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ваш малыш, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. От того, насколько ловко научится ребёнок управлять своими пальчиками в самом раннем возрасте, зависит его дальнейшее развитие.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Периоды развития ребёнка в дошкольном возрасте

Известный итальянский педагог Мария Монтессори определила три периода развития детей:

Развитие детской речи (от 0 до 6 лет). В это время происходит два важных события. От 1 года до 2,5 лет быстро расширяется словарный запас ребёнка. В 4-4,5 года он осваивает письмо (но только при условии развитой мелкой моторики);

Восприятие мелких предметов (от 1,5 до 5,5 лет). В этом возрасте ребёнок любит играть с пуговицами, бусинками, палочками и т. п. При помощи таких предметов можно развивать моторику рук ребёнка. Только обязательно следите, чтобы малыш не брал их в рот;

Формирование простейших навыков самообслуживания (от 1 года до 4 лет). В этом возрасте ребёнка учат самостоятельно одеваться, есть и выполнять гигиенические процедуры.

1. Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка.

2. В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша.

3. Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук.

4. Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша.

5. Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно.

6. Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п.

7. Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных.

8. Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения.

9. Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения.

10. Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 0 до 2 лет

1. «Сорока-белобока»

Сначала взрослый водит пальцем по ладошке ребёнка и говорит: «Сорока варит кашу». Затем малыш сам начинает водить пальчиком по ладошке. Усложняем игру: на фразе «этому дала» взрослый поочерёдно пригибает пальчики ребёнка к ладошке, кроме мизинца: «А этому не дала». Слегка потряхивая его, говорим с шутливым укором: «Ты воды не носил…» и т. д.

Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
«Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил,
Тебе нет ничего».

2. «Ладушки-хлопушки»

Возьмите ручки малыша в свои руки и похлопайте в ладоши. Покажите ребёнку движения и предложите повторить их.

Ладушки-ладу́шки,
Звонкие хлопушки.
Хлопали в ладошки,
Хлопали немножко.

3. «Ладушки»

Читайте потешку и одновременно сопровождайте слова жестами

Ладушки, ладушки!

(Покажите малышу ладони.)

Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.

(Хлопайте в ладоши.)

Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели!
Шу - полетели!
На головку сели.

(Поднимите руки вверх, поворачивая ладони вправо-влево, затем опустите их «домиком» на голову.)

4. «Домик»

Это домик.

(Обе ладони приставьте друг к другу.)

Это крыша.

(Соедините ладони и переплетите пальцы.)

А труба ещё повыше.

(Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)

5. «Прятки»

В прятки пальчики игра-ют-ся,
Откры-ва-ют-ся,

(Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)

Закры-ва-ют-ся.

(Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)

6. «Зайчики»

Поставьте все пальцы одной руки на стол.

Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок.
Раз зайка, два зайка, три зайка,
Четыре зайка, пять…

(Пересчитайте заек.)

Будем лапками стучать.

(Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)

Постучали, постучали
И устали.
Сели отдыхать.

(Согните пальцы в кулак.)

7. «Здравствуй, пальчик»

Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.

Здравствуй, пальчик дорогой,
Вот и встретились с тобой.

8. «Сильные пальчики»

Согните свои пальцы и предложите малышу сделать то же самое. Затем возьмите его за пальчики и тяните их каждый в свою сторону.

Массаж ладоней и пальцев рук для детей от 0 до 2 лет

Массаж пальчиков очень полезен маленькому ребёнку. Пальцы рук тесно связаны с мозгом и внутренними органами: мизинец - с сердцем, безымянный - с печенью, средний - с кишечником и позвоночником, указательный - с желудком, большой - с головным мозгом.

1. Возьмите ладошку малыша и тщательно помассируйте каждый пальчик, начав с мизинца. Массажные движения выполняйте от ногтевой фаланги к ладони, уделяя внимание каждому суставчику.

2. Помассируйте подушечки пальцев малыша, производя лёгкие нажатия на них.

3. Помассируйте ладони малыша круговыми движениями указательного пальца.


4. Возьмите ладонь ребёнка в свою руку и лёгким надавливанием большого пальца делайте круговые движения в центре ладони.

5. Помассируйте пальцы кольцевым спиральным массажёром. Наденьте массажёр на пальчик малыша и движениями вверх-вниз помассируйте пальчики в той же последовательности (начиная с мизинца).

6. Возьмите две массажные щётки и проведите ими по ладоням ребёнка. Его руки при этом лежат на коленях ладонями вверх.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей от 2 лет

1. «Рыбак»

Налейте в миску воды и бросьте туда несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточки, крупные бусины и т. п. Предложите малышу с помощью маленького сита, привязанного к палке, выловить по очереди все эти предметы и положить их на тарелку, стоящую на подносе справа от миски. «Удочку» малыш должен держать одной рукой.

2. «Дорожка»

Сделайте на столе дорожку шириной 3-5 см, ограниченную с двух сторон полосками бумаги. Предложите малышу посыпать её манкой или пшеном. Крупу нужно брать тремя пальчиками и стараться не просыпать за края дорожки.

3. «Волшебная ложечка»

Поставьте на поднос две чашки: слева - чашку с крупой, а справа - пустую. Двигая рукой ребёнка, покажите ему, как надо брать крупу ложкой. Осторожно поднесите ложку к пустой чашке и опрокиньте над ней. Задача: пересыпать всю крупу из левой чашки в правую.

4. «Сладкий чай»

Ваш малыш уже может самостоятельно положить себе в чай сахар. Теперь научите его размешивать сахар в кружке.

5. «Салют»

Ребёнок берёт небольшие листочки цветной бумаги и старается разорвать их как можно мельче. Оторванные кусочки он складывает на блюдце. Затем надо взять все кусочки в ладони и подбросить их вверх.

6. «Сделай комочек»

Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек.

7. «Подзорная труба»

Ребёнок берёт лист бумаги формата А4 и сворачивает его двумя руками в трубочку, после чего подносит трубочку к глазу и рассматривает в неё окружающие предметы.

8. «Собери палочки»

Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку.

Массаж ладоней и пальцев рук колючим массажным мячиком

1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.

2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.

3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).

4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4-6 раз).

5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).

6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20-30 см и поймайте его.

7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4-6 раз).

8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3 лет

1. «Лабиринт»

Нарисуйте на листе бумаги лабиринт. Пусть малыш пройдёт по нему карандашом или просто пальчиком. Чтобы ребёнку было интереснее выполнять задание, можно придумать небольшую сказку: рассказать, куда ведёт этот лабиринт, к кому, кто по нему должен идти.

2. «Бусы»

Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, - так малышу на первых порах будет легче освоить это задание.

3. «Пройди по дорожке»

Нарисуйте на листе в крупную клетку несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. Если ребёнок справится с этим заданием, нарисуйте дорожку посложнее.

4. «Фигурки»

С 3 лет детей уже можно учить вырезать ножницами геометрические фигуры и приклеивать их на лист бумаги. Важно, чтобы ножницы были с закруглёнными концами, то есть безопасными.

5. «Сюрприз»

Заверните значок в 4-5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить.

6. «Прищепки на корзинке»

Поставьте на стол корзинку с прищепками. Возьмите прищепку тремя пальцами и прицепите её на край корзинки. Предложите ребёнку сделать то же самое. После того как малыш это освоит, предложите ему прицепить все прищепки.

7. «Разноцветные прищепки»

На столе стоит корзинка с разноцветными прищепками. Попросите ребёнка тремя пальчиками прицепить на край корзинки прищепку белого, красного, синего, зелёного… цвета.

8. «Угощение»

Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения.

Пальчиковые игры

Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые активизируют работу головного мозга ребёнка, способствуют развитию речи и помогают подготовить руку к письму.

В ходе этих игр у детей вырабатываются ловкость, умение управлять своими действиями и концентрировать внимание на одном виде деятельности.

К 5 годам дети уже научаются выполнять задания, требующие достаточной точности и согласованности движений кистей рук.

Все упражнения, предлагаемые здесь, надо выполнять в медленном темпе, от 3 до 5 раз, сначала одной, а затем другой рукой. Следите за правильностью их выполнения. Делайте упражнения в течение нескольких минут, 2-3 раза в день.

1. «Котёнок»

Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.

Ты, котёнок, не пищи!
Лучше маму поищи.

2. «Белка»

Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем - левой.

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

3. «Цап-царап»

Ребёнок кладёт свою ладонь поверх вашей. Вы читаете стишок, а малыш внимательно слушает вас. При словах «цап-царап» он должен отдёрнуть ручку, чтобы его пальчики не попали в ваш «капкан». Затем в игру вступает другая рука. Через некоторое время можно поменяться ролями.

По ладошке, по дорожке
Ходит маленькая кошка,
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет -
Коготки поточит.
Цап-царап!

4. «Весёлые пальчики»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.

Большой палец - танцевал,
Указательный - скакал,
Средний палец - приседал,
Безымянный - всё кружился,
А мизинчик - веселился.

5.»Веер»

Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6-8 раз.

6. «Павлин»

Все пальцы левой руки присоедините к большому пальцу. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставьте к тыльной поверхности левой руки («хвост павлина»). Соединяйте и расставляйте пальцы («павлин раскрывает и закрывает хвост»).

У весёлого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждёт друзей павлин,
А пока павлин один.

7. «Бабочка»

Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно выпрямите мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соедините в кольцо. Выпрямленными пальцами делайте быстрые движения («бабочка машет крыльями») - сначала одной, потом другой рукой.

8. «На зарядку становись! «

Поочерёдно пригибайте пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касайтесь всех остальных, как бы поднимая их на зарядку. После этого сделайте зарядку - 5 раз сожмите и разожмите кулачок.

Пятый палец - крепко спал.
Четвёртый палец - лишь дремал.
Третий палец - засыпал.
Второй палец - всё зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук для детей 3-4 лет

1. «Шишки на тарелке»

Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки по тарелке. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д.

2. «Обведи предмет»

Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д.

3. «Волшебный узор»

Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне - они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок толстой иголкой с яркой ниткой.

4. «Пришей пуговицу»

Покажите ребёнку, как надо пришивать пуговицу. После этого пусть малыш проделает то же самое под вашим наблюдением.

5. «Разноцветные снежинки»

Покажите ребёнку, как делаются снежинки из бумаги. После того как у малыша получится вырезать снежинку, попросите его раскрасить её. Пусть ребёнок вырежет ещё несколько снежинок и также раскрасит их.

6. «Зашнуруй ботинок»

Покажите ребёнку, как можно зашнуровать ботинок разными способами. Сначала зашнуровывайте ботинок вместе с ним. После того как малыш освоит технику шнуровки, попросите его зашнуровать ботинок самостоятельно.

7. «Волшебная пипетка»

Предложите ребёнку поиграть в волшебников. На листе бумаги красками нанесите несколько разноцветных пятен. Покажите малышу, как при помощи пипетки капнуть только одну каплю. После этого пусть он капнет по капельке воды на каждое цветное пятнышко. Затем понаблюдайте вместе с ребёнком, как пятно будет разрастаться и превращаться в узор.

8. «Маленький аптекарь»

Расскажите ребёнку про работу аптекаря. Затем покажите ему, как при помощи пинцета раскладывать и перекладывать с места на место бусинки. В игре можно использовать бусинки разного размера.

Массаж ладоней и пальцев рук природными материалами

Для детей 4 лет можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука.

1. «Покрути шишку»

Возьмите сосновую шишку и положите её между ладоней малыша. Попросите ребёнка покрутить шишку (как колесо) в разных направлениях примерно 2-3 минуты.

2. «Покатай шишку»

Сначала упражнение выполняется с одной еловой шишкой, затем - с двумя. Вращайте шишки между ладонями 1-3 минуты.

3. «Поймай шишку»

Возьмите любую шишку. Попросите ребёнка подбросить её двумя руками вверх, а затем поймать также двумя руками. После того как малыш освоит это упражнение, можно его усложнить: подбрасывать и ловить шишку одной рукой; подбрасывать шишку правой рукой, а ловить левой - и наоборот. Длительность выполнения упражнения 2 минуты.

4. «Грецкий орех»

Покатайте орех по ладони правой руки, затем по тыльной стороне кисти левой руки. Длительность выполнения упражнения примерно 3 минуты.

5. «Пересыпь орешки»

Пересыпьте горсточку фундука из одной руки в другую. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

6. «Орехи на подносе»

Насыпьте горсть фундука на поднос. Покатайте орехи ладонями и тыльной стороной кистей рук. Длительность выполнения упражнения 1-2 минуты.

7. «Зёрнышки»

Здесь можно использовать самые разные крупы: гречиху, рис, пшено и др. И упражнения могут быть тоже самые разные: сжать зёрна в кулачке, пересыпать их из одной руки в другую, перемешать в глубокой миске и т. п. Длительность выполнения каждого упражнения 3 минуты.

8. «Ласковое пёрышко»

Проведите пером по поверхности ладоней и тыльной стороне кистей ребёнка. Длительность выполнения упражнения 3 минуты.

Работаем с пластилином

Здесь вам потребуется несколько копий с приведённых в данном разделе рисунков. Это позволит вашему малышу приобрести навык аккуратной работы с пластилином. Из лучших его работ можно оформить выставку.

Развивающие игры для детей от 1 года до 2 лет

На ладонях и кончиках пальцев сосредоточено большое количество активных точек, которые стимулируют мозговую деятельность и активизируют способности человека.

Месим тесто

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, активных зон ладошек и пальцев.

мука, широкая миска, стакан с водой.

Ход игры : поставьте перед ребенком на детский столик широкую миску, насыпьте туда немного муки, пусть малыш повозится немного с сухой мукой, затем налейте в миску небольшое количество воды, покажите ребенку движения (в воздухе), чтобы он мог замесить тесто, при этом приговаривайте:

Месим, месим тесто,

А оно ни с места!

Замесили на дрожжах —

Не удержишь на вожжах.

Мешу, мешу тесто,

Есть в печке место,

Буду печь каравай,

Переваливай, давай!

Дайте ребенку вволю повозиться с «тестом», пусть он постарается сделать из него хлеб, пирожки и т. д. После игры вместе уберите все со столика, наведите чистоту.

➣ Родителям на заметку. Замечено, что дети больше всего любят помогать родителям в их повседневных делах. Используйте это для укрепления взаимопонимания и доверия.

Собираем горох

Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, зрительного анализатора.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ведерко, горох или фасоль.

Ход игры: на ковре рассыпьте горох (фасоль), начните собирать его в ведерко, привлекая стуком горошин о дно ведра малыша, или попросите ребенка помочь собрать вам горох. Внимательно наблюдайте, что будет делать малыш. Довольно быстро он соберет вам весь горох. Похвалите малыша за старательность.

Начинаем рисовать

Цели игры : развитие мелкой моторики, развитие чувства цвета, формы, развитие воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: кисточка, акварельные краски, гуашь, листок ватмана, чистые тряпки для рук, книги-раскраски с проявляющимися цветными картинками.

Ход игры : посадите малыша за детский стол.

1-й вариант: в книжных магазинах можно приобрести книжки-раскраски для самых маленьких. Цвет в этих чудо-книжках проявляется, если намочить картинку. Малышу следует показать, как все это происходит, если «раскрашивать» картинку кисточкой с водой. Пусть ребенок самостоятельно раскрашивает книжку. Вместе с ним рассматривайте получившиеся картинки. Рассказывайте, какого цвета и какой формы на картинке предметы, спрашивайте, что нарисовано на картинке.

2-й вариант : предложите малышу нарисовать на ватмане красками кисточкой картину. После того как он закончит рисовать, попросите его рассказать, что изображено на рисунке. Похвалите ребенка за выдумку.

3-й вариант : предложите малышу нарисовать гуашью и руками картину на ватмане. Положите рядом с ним чистые тряпки, которыми он может вытирать руки. Предоставьте ребенку полную свободу творчества. После того как картина будет закончена, попросите рассказать, что он нарисовал. Похвалите малыша за выдумку. После игры вместе приведите рабочее место в порядок.

➣ Родителям на заметку. Организуйте для ребенка место для игры и стол для творческих занятий. С раннего возраста приучайте малыша к аккуратности и порядку.

Сортировщик

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, тактильной чувствительности, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца, развитие чувства цвета и формы.

: широкая миска, две коробки, фасоль и горох.

Ход игры.

1-й вариант : предварительно смешайте в широкой миске небольшое количество гороха и фасоли, попросите малыша помочь вам разобрать в разные коробки фасоль и горох. Старайтесь, чтобы основную работу выполнил малыш, хвалите его за усердие и усидчивость.

2-й вариант: смешайте в широкой миске фасоль разного цвета, вновь попросите малыша помочь вам.

Если ребенок устал или отвлекается, сделайте перерыв, поиграйте в подвижную игру, а затем вновь приступайте к перебиранию плодов. Если же и это не помогает, прекратите игру, через несколько дней вернитесь к ней вновь.

«Крабики» прицепились

Цель игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, сообразительности.

Необходимые материалы и наглядные пособия : заколки для волос «краб», картонная коробка.

Ход игры.

1-й вариант: покажите ребенку заколку, объясните, как можно ее прикрепить на стенку коробки. Попросите малыша прикрепить все имеющиеся заколки на бортик коробки. Спросите ребенка, куда еще можно прикрепить «крабиков». Предоставьте малышу поле для самостоятельной деятельности. Похвалите его за выдумку и сообразительность.

2-й вариант: попробуйте поиграть в «крабиков», которые цепляются к одежде, при этом малышу необходимо незаметно подойти к папе или маме и прицепить «крабика» к их одежде. Если ему это удается, папа или мама должны будут прицепить «крабика» к одежде малыша, весело его догоняя. В конце игры «крабики» собираются в коробку до следующей игры.

Часики: переставляем стрелки

Цели игры: развитие мелкой моторики рук, точности движений, навыков выполнения мелкой работы, знания счета, развитие артикуляции.

Необходимые материалы и наглядные пособия : игрушечные часы.

Ход игры: посадите ребенка перед собой, покажи те ему часы, спросите его, что говорят часы и как они ходят, при этом наклоняйте голову вправо-влево.

Тик-так, тик-так,

Не спав ни минутки,

Тик-так, тик-так —

Уже которые сутки.

Тик-так, тик-так.

Идти часы устали.

Тик-так, тик-так —

Потихонечку встали.

Вы очень удивлены и не знаете, что делать. Предложите малышу поработать часами и переводить самому стрелки (на одно деление, на два деления и т. д.), при этом он должен имитировать звуки хода часов. Похвалите малыша за его работу.

Собираем, разбираем пирамидку

Цели игры : развитие точности движений, мелкой моторики t>vk, развитие чувства цвета и формы, самостоятельности в принятии решений.

Необходимые материалы и наглядные пособия: пластмассовая пирамидка.

Ход игры : посадите ребенка на пол или за детский стол (по желанию ребенка), поставьте перед ним собранную пирамидку, попросите показать вам, как она разбирается. Проговаривайте, какого цвета кольцо снимается в данный момент, большое или маленькое.

После того как пирамидка разобрана, попросите малыша собрать пирамидку, наблюдайте, в каком порядке он будет собирать игрушку. Первое время не заостряйте на этом внимания, главной является цель — сбор пирамидки.

В дальнейшем объясните малышу, как правильно собирать игрушку. Удачные попытки, а также любые самостоятельные действия отмечаются похвалой. Если у малыша что-то не получается, отвлеките его, уберите пирамидку, вернитесь к игре через несколько дней с того момента, где вы остановились.

Кольцо-тренажер

Цели игры: развитие силы кисти рук, массаж активных зон ладоней.

Необходимые материалы и наглядные пособия: резиновое кольцо-тренажер для мышц кисти.

Ход игры : посадите ребенка перед собой, покажите ему кольцо-тренажер, пусть малыш с ним немного поиграет. Покажите, какой вы сильный и можете сжать кольцо. Помогите малышу тоже сжать кольцо обеими руками. Постоянно подбадривайте и хвалите ребенка.

Я буду силачом,

И это точно знаю.

Все будет нипочем,

Всем Вам я обещаю.

Можно проводить соревнования на количество сжатий кольца-тренажера: кто больше всех раз сожмет кольцо, тот и победитель.

Мозаика

Цель игры : развитие мелкой моторики рук, воображения, самостоятельности в игре, цветоощущения.

Необходимые материалы и наглядные пособия : мозаика.

Ход игры: посадите ребенка перед собой или за детский стол, положите перед ним мозаику. Покажите малышу, как можно извлекать и вставлять «гвоздики» в ячейки. При этом проговаривайте, какого цвета вы взяли гвоздик. Предоставьте ребенку свободу творчества. После того как узор будет готов, обязательно похвалите кроху, покажите работу папе, бабушке. Аккуратно вместе с ребенком сложите мозаику в коробку до следующего раза.

➣ Родителям на заметку . Сохраняйте рисунки малыша и по возможности поделки, они вам помогут в будущем в общении с подрастающим и взрослеющим ребенком.

Волшебные бусы

Цель игры: развитие мелкой моторики рук и воображения.

Необходимые материалы и наглядные пособия: суровая нитка, толстая иголка с тупым концом, макаронные изделия с отверстием посередине различного размера и цвета, широкая тарелка.

Ход игры : перед ребенком поставьте макаронную смесь, совместно проденьте суровую нитку в ушко иголки, покажите, как можно нанизать макароны на нитку, при этом просите малыша самого выбирать последовательность набора бус. В конце игры аккуратно завяжите суровую нитку, чтобы бусы не рассыпались. Волшебные бусы можно подарить маме, бабушке. Похвалите ребенка за выдержку и усердие.

Фантики

Цели игры : развитие мелкой моторики, воображения, развитие эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия : фантики от конфет, небольшая коробка.

➣ Родителям на заметку. Склонность малыша к собирательству самых неожиданных и необычных предметов с объяснением их применения позволяет предположить работу воображения и творческой мысли.

Отдохните, пальчики

Цель игры: расслабление мышц кисти.

Ход игры: встаньте лицом друг к другу, вытяните руки вперед, приговаривая, сжимайте пальцы в кулак и возвращайтесь в исходной положение, в конце стихотворения потрясите свободно кистями рук:

Мы играли, рисовали,

Наши пальчики устали.

Мы немного отдохнем

И опять играть начнем.

Hoс — пол — потолок

Цель игры: развитие моторики, точности движений по просьбе взрослых, внимания, эмоционального контакта.

Необходимые материалы и наглядные пособия: ритмичная музыка.

Ход игры: включите ритмичную музыку, встаньте лицом друг к другу, проговаривая: «Нос — пол — потолок», показывайте на указанный объект пальцем, ускоряйте темп, в дальнейшем изменяйте последовательность слов: «Потолок — пол — нос» и т. д. Подбадривайте малыша, если он ошибся, ошибайтесь и сами. Игра должна проходить весело, несмотря на ошибки и неудачи.

Похвалите в конце игры ребенка за внимательность, точность движений.

Олеся Аксеновская
Консультация «Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»

Понятие «мелкая моторика » обозначает точные двигательные способности рук.

Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.

Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи :

Косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка ;

Готовим к овладению навыком письма.

Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память , внимание, связная речь.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно :

Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом

На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.

Например,

Дождик,дождик

Кап,кап,кап

Мокрые дорожки

Нам нельзя идти гулять

Мы промочим ножки

Или еще :

Раз, два, три четыре

Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий!

Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи , но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают внимание малыша с капризов или нервозности на телесные ощущения – и успокаивают.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду!

Сидит ворон на дубу,

Он играет во трубу

Во серебряную.

Простые правила игры

1. Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .

2. Обязательно чередуйте три типа движений :

растяжение;

расслабление.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять

Этот пальчик в лес пошел

Этот пальчик гриб нашел

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик жарить стал.

Ну,а этот только ел

От того и потолстел!

Мышка в норку пробралась,

(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)

На замочек заперлась.

(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

В дырочку она глядит,

(Делаем пальчиками колечко)

На заборе кот сидит!

(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

На самом деле, таких игр множество. Их можно найти сотнями в интернете. Есть различные иллюстрированные пособия с пальчиковыми играми.

Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.

Дети в возрасте до 2-х лет :

Знакомятся с ладонью, выполняют простые движения : похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.

Например, упражнение" Зайчик".

Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.

Вот так, вот так! И ушами шевелит.

С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик) ;

Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.

Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.

Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют :

Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик) .

Например, упражнение "Капустка".

Мы капусту рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем,

Мы капусту солим-солим,

Мы капусту жмем-жмем.

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик) ;

Игры с участием двух рук (домик, ворота, замок, очки, цепочка) .

На двери висит замок. (соединить пальцы обеих рук в замок)

Кто его открыть бы мог?

Постучали, (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)

Покрутили, (покрутить сцепленные руки в запястьях)

Потянули (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)

И открыли. (расцепить пальцы)

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В домик всех вас приглашаем.

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел

Стал он тонкий и худой.

(Все пальчики обеих рук в "щепотке"" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение).

Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития , их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики , так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности

пальчиковая гимнастика – шнуровка;

игры с конструктором , мозаикой;

лепка из пластилина;

вкладыши

сматывание цветных ниток в клубочки;

прищепки

пуговицы и тд.

Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .

Эти игры :

развивают мелкую моторику рук ;

развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий : вверху, внизу, справа, слева;

Формируют навыки шнуровки;

Способствуют развитию речи ;

развивают творческие способности;

Косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость .

Как еще активизировать пальчики

1. Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски» ).

2. Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.

3. Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.

4. Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.

Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.

«Развитие мелкой моторики 2-3 лет».

«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В. А. Сухомлинский

Основной деятельностью детей в дошкольном возрасте является игра и наша задача сделать игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересы ребёнка. В этом на помощь приходят развивающие игры. В том числе и игры для развития мелкой моторики рук.

Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

Для развития речи и мышления ребенка раннего возраста актуально развивать мелкую моторику пальцев малыша.

У большинства современных детей, особенно городских, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук.

В 2014 году начала свою деятельность с ребятами 1 младшей группы (вновь прибывшие в детский сад). Для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников, набранной группы, мною было проведено обследование ребят, которое показало, что у ребят низкий уровень развития общей моторики и речи. Обследование проходило, через использование различных инструментов - застегивание и расстегивание застежек, зашнуровать ботинок, закрутить пробки, пользование лопаткой, трудно собрать рассыпавшие детали конструктора и др., и т.д.).

И если руки развиты не достаточно, то это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка. А с помощью специально подобранных дидактических игр, и упражнений, рисование, лепка, конструирование, аппликация, различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов), пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр; упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов) мы можем повысить уровень развития ребёнка.

Поэтому, на основании вышесказанного, мною была выбрана следующая тема: «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 2-3 лет, через различные виды деятельности».

Моя педагогическая идея- в процессе развития мелкой моторики пальцев рук способствовать интеллектуальному и эстетическому формированию личности ребёнка.

Чтобы результат работы был эффективным, необходимо было использовать разнообразные приёмы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Исходя из педагогической идеи, была поставлена следующая

Цель : развивать пальчиковую моторику рук, используя традиционные и нетрадиционные методы.

И так же были выделены следующие задачи:

1 . Изучить литературу по данной теме

2. Подобрать для развития мелкой моторики пальчиковые игры, упражнения, практические задания, настольные игры, подготовить дидактический материал.

3. Развивать фантазию, речь, мышление, ориентировку в пространстве, память, внимание, усидчивость.

4. Развивать познавательные способности, психические процессы детей.

5. Расширять кругозор детей, создавая атмосферу радости и удовольствия.

6. Познакомить родителей с работой, которая проводится в группе по данной теме и её значении, привлечь их к совместной деятельности.

Теоретическая база опыта

Повышение качества работы невозможно без изучения опыта известных педагогов, которые внесли вклад в дошкольную педагогику.

Мною были изучены и проанализированы следующие источники:

1.Белая А.Е, Мирясова В.И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»: пособие для родителей и педагогов/ А.Е.Белая, В. И. Мирясова. –М.: ООО Издательство АСТ, 2000.-48с.

2.О. А. Зажигина «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Детство-Пресс

3. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно!» [текст]: пособие о логопедии для детей и родителей/О. И. Крупенчук.- СПб.: Издательский Дом Литера, 2005.-208с.

4.Крупенчук.О. И. «Пальчиковые игры» [текст]: учеб.,пособие/ О. И. Крупенчук..-СПБ.: Издательский Дом Литера, 2008

5.Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры»;-Рипол классик дом.

XXI век. Москва 2007

6.Н. В. Дубровская «Рисунки, спрятанные в пальчиках».-СПб.: ДЕТСВО-ПРЕСС,2003

7.Галанов А. С. «Психическое и физическое развитие ребёнка от трёх до пяти лет».-Аркти Москва, 2001

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

1 этап На подготовительном этапе мною была изучена литература по данной теме.

Были подобраны дидактические игры и пособия для развития мелкой моторики.

Подобран наглядно-информационный и консультативный материал для родителей, на основе которого проводился конкурс на лучшее пособие для развития мелкой моторики, сделанное своими рукам

Сформирован сенсорный уголок. Он стал необходимым условием в группе для ознакомления детей с мелкой моторикой.

Подобрано оборудование: пластмассовые и деревянные конструкторы, «пазлы»,«шнуровки»,счётные палочки разного цвета, «мозайки», наборы кубиков для сбора картинок, тренажёры, бусы, матрёшки, мешочки с различными наполнителями и многое другое.

Был разработан перспективный план работы по развитию мелкой моторики на текущий учебный год (смотреть приложение )

2 этап На диагностическом этапе проводилась диагностика воспитанников с помощью тестовых заданий для определения ведущей руки ребёнка и диагностических заданий для выявления уровня сформированности мелкой моторики пальцев.

Результаты диагностики на начало работы показали, что с высоким уровнем развития мелкой моторики рук 19% воспитанников, 65% имели средний уровень и 16%-низкий.

Анкетирование родителей позволило выявить компетентность родителей по данной теме. Выяснилось, что в домашних условиях мамы и папы не играют с детьми, а большая часть из них не умеют играть, поэтому выступают в роли наблюдателя.

3 этап Реализация плана происходила в процессе НОД (продуктивной деятельности), в индивидуальной работе, на прогулке, утренней гимнастике, в процессе самообслуживания, в игровой деятельности, в совместной деятельности с родителями. Были затронуты все образовательные области.

Использовались различные формы работы.

Формы работы

1.Пальчиковая гимнастика, упражнения;

2.Непосредственно образовательная деятельность;

3.Дидактические,настольно-печатные игры;

4.Проблемные ситуации, беседы;

5.Детское творчество, пальчиковые игры;

6.Самостоятельная деятельность в уголке творчества;

7.Организация выставок;

8.Индивидуальная работа с детьми;

9.Рассматривание картинок, чтение потешек, загадок, стихов, рассказов.

10.Выполнение работ

Средства развития мелкой моторики

    Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка. Покажите малышу все чудеса пластилинового мира, заинтересуйте его, и вы удивитесь, как быстро детские пальчики начнут создавать сначала неуклюжие, а потом все более сложные фигурки. Для детей со слабыми мышцами рук очень полезно проводить занятия лепкой из пластилина. Работа с пластилином является подготовительной к работе с другими материалами и овладению разными инструментами.

Рисование пластилином (пластилинография) -не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.

2. Игры с бумагой

Бумагу можно рвать, мять, складывать, разрезать ножницами. Эти игры и упражнения помогают детям узнать, как обычная бумага превращается в красивые аппликации и забавные объемные игрушки.

Развитию точных движений и памяти помогают плетение ковриков из бумажных полос, занятия в технике «оригами»: складывание корабликов, самолетиков, цветов, животных

3.Игры со счетными палочками

В этих играх хорошими помощниками стали обыкновенные счетные палочки, карандаши или соломинки, веточки (если игра происходит на улице). Нехитрые задания помогают детям развить внимание, воображение, познакомиться с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

4. Игры с конструктором, мозаикой, пазлами.

5. Игры с крупами

Прячем ручки

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покормим птичек

Разложи по тарелочкам

Вкусная кашка

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

«Сухой бассейн» из гороха и фасоли

«Накорми колобка»

6.Игры с природным материалом

Из камешков, палочек,шишек,мха и другого природного материала можно создавать интересные творческие композиции. Из снега и глины лепить большие и маленькие фигуры. Все это позволяет развивать тактильно-двигательное восприятие ребенка.

7.Рисование, штриховка

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте. Полезно рисовать пальцем, ладонью, палочкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумаги.

8.Игры с песком

Варианты игр с песком

Погладь рукой песок. Что ты чувствуешь? Какой песок? Как его сделать сырым? Попрыскай из пульверизатора.

Положи свою ладонь на песок. Это след от твоей ладони. А это след от моей ладони. Чей след больше? Чей меньше? Посмотри, какие следы можно сделать с помощью крышек от бутылок, палочек. Попробуй изобразить след кошки. Сделай большой след и маленький.

Разгладь песок двумя руками. Отряхни руки.

Я закопаю несколько игрушек, а ты попробуй найти.

9.Игры с водой

Варианты игр

Возьмите бутылку двумя руками. Какая вода в этой бутылке, теплая или холодная? А в другой бутылке? Откройте бутылку с теплой водой, вылейте воду в таз.

Возьмите губку, намочите ее в воде. Выжмите воду в миску сначала одной рукой, потом намочите губку и выжмите другой рукой.

Намочите салфетку, выжмите ее двумя руками, протрите стол. Расправьте салфетку и сложите ее. Вытрите руки полотенцем.

10.Развитие тактильных ощущений

12.Шнуровка

13.Пальчиковый театр

14.Массаж пальцев и кистей

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц.

Приемы массажа и самомассажа кистей и пальцев рук:

массаж тыльной стороны кистей рук

массаж ладони

массаж пальцев рук

Массажеры

Упражнения с массажерами : катать по столу от кончиков пальцев до локтя, между ладонями, по тыльной стороне кисти.

Выполнять упражнения надо обязательно каждой рукой по очереди.

15.Пальчиковые игры и гимнастика

Включение пальчиковых игр и упражнений в любой урок или занятие вызывает у детей оживление, эмоциональный подъем и оказывает специфическое тонизирующее действие на функциональное состояние мозга и развитие речи.

Педагог знакомит детей с такими упражнениями в определенной последовательности. Можно разделить их на три группы.

1 группа. Упражнения для кистей рук

2 группа. Упражнения условно статические

3 группа. Упражнения для пальцев динамические

Результативность опыта

Результативность моего опыта заключается в совместной деятельности педагога с воспитанниками. Я считаю, что в результате такой деятельности я добилась поставленной цели.

Работая по данной системе с целью развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, я добилась определённых результатов. В процессе проведения повторной диагностики прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей.

С высоким уровнем- 36% воспитанников, средний уровень у 58% детей,

низкий-у 6%

Кисти пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. В изобразительной деятельности дети демонстрируют хороший нажим, уверенные линии. Большинство детей достигло высокого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания.

Полученные результаты, помогли решить и ряд других задач:

    Результативность диагностических исследований по всем видам деятельности детей в конце года была достаточно высокая.

    Ярче и интереснее стала жизнь в группе.

    Дети стали более эстетически развиты.

    Улучшились партнерские отношения педагога с детьми.

    Укрепилось сотрудничество педагога и родителями.

    Разучены с детьми пальчиковые игры.

Занятия способствовали развитию таких психических функций у детей, как мышление, память, внимание, речь; улучшалась ориентировка в пространстве, воспитывались такие качества, как усидчивость, терпение, желание доводить начатое до конца.

В результате проделанной работы я пришла к заключению , что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное- способствует сохранению физического и психического здоровья ребёнка. И всё это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Проблемой при использовании данного опыта является то, что не все родители понимают важность развития мелкой моторики у детей и её влияния на развитие ребенка. Поэтому, часто дети приходят в детский сад с очень низким уровнем развития мелкой моторики пальцев рук и необходимо уделить много времени, чтобы обучить ребенка элементарным манипуляциям с предметами.

По моему мнению, развивать мелкую моторику необходимо с самого раннего детства.

А чтобы результат работы был эффективным, необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук, поэтому необходимо продолжать искать новые методы, приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики, общей моторики, самостоятельности, будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Приложение № 1

Октябрь

Упражнения «Здравствуй пальчик», «Капуста», «Грибы»

Пальчиковая гимнастика

Рисование «Корзина овощей»

НОД (рисование по трафарету методом штриховки)

«Забавные фигуры»

Конструирование (выкладывание фигур из счетных палочек)

Сортировка «Помоги Золушке»

Игра с природным материалом (фасоль и горох)

«Вылепи, что хочешь из пластилина»

Индивидуальная работа

(лепка)

«Собери бусы»

Дидактическая игра с мелкими предметами.

«Заплетем косы кукле Маше»

Дидактическая игра-пазлы

Ноябрь

«Зарядка для пальчиков», «Зайка», «Речка и рыбки»

Пальчиковые игры

Конкурс «Лучший узор»

Дидактическая игра-мозаика (групповая работа)

«Перекати орех»

Массаж кистей

«Домашние животные»

Индивидуальная работа (рисование по трафарету)

«Зашнуруем ботиночки»

Дидактическая игра-шнуровка

«Построим дом», «Построим самолет»

Индивидуальная работа по моделированию из плоских геометрических фигур

«Собери картинку»

Дидактическая игра-пазлы

Декабрь

«А на горке снег, снег», «Гармошка», «Ножки идут по дорожке»

Пальчиковые игры

«Красивые снежинки»

Оригами (работа с ножницами)

«Снежинки», «Воробей», «Мишка»

Рисование пальцами, ладошкой

«Выложи узор из риса»

Игры с крупами

«Непослушные пуговицы»

«Снегири»

НОД (рисование пластилином- пластили-нография)

«Волшебная губка»

Игры с водой

Январь

«Замок», «Собака», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Обведи и заштрихуй предмет»

Работа с трафаретами

«Непослушные пуговицы»

«Завяжи Маше бантик»

Дидактическая игра (застегивание пуговиц)

Дидактическая игра (плетение)

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Выкладывание фигур из счетных палочек»

Конструирование

«Горячо –холодно»

Игры с водой, снегом. Развитие тактильных ощущений

Февраль

«Мышка», «Зайка», «Кошка»

Пальчиковые игры

«Вырежи ленточки», «Дорожки»

Самостоятельная деятельность (работа с ножницами)

Игры с природным материалом

«Застегни замочки»

Дидактическая игра

«Продолжи узор»

Работа в рабочих тетрадях

«Пружинки»

Ира с проволокой

«Угадай, что я нарисовала»

Игры с песком (рисование пальчиком на песке)

Март

Замок», «Зарядка для пальчиков», «Цветок»

Пальчиковые игры

«Нанизывание бус»

Дидактическая игра с мелким материалом

«Выложи цифру арбузными семечками»

Игры с природным материалом

«Знакомство с элементами дымковской росписи»

НОД (выкладывание орнамента из полосок, кружочков, палочек)

«Облако»

НОД (обрывная аппликация)

«Курочка Ряба»

«Строим замок»

Пальчиковый кук. театр.

Индивидуальная работа по конструированию (лего)

Апрель

«Зеркальце», «Дорожки», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Разноцветные бутылочки»

Дидактическая игра с водой

Книжки - разукрашки

Практическая деятельность(штриховка

«Завяжи узлы на верёвочке»

Дидактическая игра

«Загадай загадку»

Дидактическая игра-мозайка

«Построим зоопарк»

НОД по конструированию из строительного материала

«Выложи узор из плоских геометрических фигур»

Индивидуальная работа по моделированию

Май

«10 серых зайцев», «Ножки идут по дорожке», «Цветы»

Пальчиковые игры

«Нарисуй рисунок по точкам»

Дидактическая игра

«Помоги Золушке»

Игры с природным материалом (сортировка белой и красной фасоли

«Цветочки»

НОД (рисование пластилином-пластилинография)

«Домик», «Машина», «Бабочка»

Дидактическая игра (рисование с помощью верёвочки -шнуровка)

Пальчиковый театр «Теремок»

Итоговое мероприятие по проекту с участием детей и родителей

Подведение итогов работы

Повторная диагностика уровня развития мелкой моторики