Почему японцы любят кошек. Трогательная любовь японцев к кошкам

Конечно, не котиками едиными живо человечество: не реже, чем ярых кошатников, можно встретить столь же радикальных собачников. Есть люди, которые к одному виду животных испытывают любовь, а к другому - острую неприязнь.

Но чаще заводят кошек - и не только потому что это проще. Почему же так - разбирался корреспондент «Ридуса».

Ученые-этологи, занимающиеся изучением поведения животных и человека, имеют собственную точку зрения по этому вопросу. Они полагают, что любовь эта генетически обусловлена. Крупные кошачьи были одними из наиболее опасных для наших предков хищников. Для выживания нам было необходимо отслеживать и подмечать их повадки, наблюдать за ними, и восхищение стало побочным продуктом нашего интереса, закрепившись в ходе естественного отбора, - рассказала «Ридусу» психолог Мария Плюснина.

По словам эксперта, людей «завораживают изящество и гармоничные грациозные движения, в которых легко читается опасность, заключенная под наш контроль». Конрад Лоренц, выдающийся австрийский зоопсихолог, в своей книге «Человек находит дpуга» утверждал, что кошки, за исключением нескольких декоративных пород, «вовсе не домашние животные, а подлинно дикие существа

Дикие? Возможно.

Многие назовут такой способ суррогатом - и, разумеется, полноценной семьи он не заменит.

Однако общение с привередливым, капризным, иногда нежным, а иногда кусливым котом способно спасти от одиночества - переждать «самый темный час. У человека есть потребности в эмоциональной близости, в контакте с другими и в общении, заботиться о ком-то - и домашние животные в какой-то мере это потребности удовлетворяют.

Еще одним свойством кошек является способность пробудить родительский инстинкт.

«Этология, науки о поведении на грани биологии и психологии, считает, что любовь к котам есть следствие заложенного в нас родительского поведения, точнее даже, потребности в его реализации. Мы заботимся о братьях наших меньших, будь они котиками, щенками, змеями или богомолами. И в каком-то смысле мяуканье - это мимикрия под детский плач», - говорит психолог Ксения Ширяева.

Получается, пресловутые «сорок кошек» - это сублимация не реализованного родительского инстинкта. Впрочем, есть еще одна версия. Дело в том, что коты и кошки - не только милые, пушистые, беззащитные зверьки - но и воплощение грации и эгоизма. Многих покоряет как раз это.

«Сейчас век нарциссизма. И коты соответствуют как критериям идеальности многих - гибкие, стройные, элегантные сволочи. Они и поведением во многом схожи с нарциссами, при условии, что мы говорим об обывателе. То есть, человеку свойственна хуманизация. Человек животным приписывает человеческие реакции и эмоции. Так вот, инстинктивное поведение котиков легко очеловечивается в нарциссическую личность. А сейчас именно такие персоны в тренде - культовые фигуры современного кинематографа это доказывают с успехом», - считает психолог Нина Сергеева.

Есть и другие версии.

Например, с биологической точки зрения человеческая любовь к котам может быть обусловлена страхом перед древним существом, на которого и охотились совы и котики (как известно, к совам человечество тоже неравнодушно).

Со временем человек умнел и крупнел, а коты, напротив, уменьшались в размерах (хотя и не все). Однако восприятие кошки как части реальности, изначально притягивающей внимание, то есть внешнего стимула, порождающего нервное возбуждение - остались. А вот эмоция уже стала другой.

Кстати, а как воспринимают нас сами коты?

Биолог Джон Брэдшоу из Великобритании считает, что человек воспринимается кошкой как большой кот - только довольно глупый и несамостоятельный. Ну, как котенок. Потому и используется мурлыканье в качестве общения. Котята начинают мурлыкать, когда просят мать не отодвигаться, пока они сосут молоко.

Между собой взрослые коты не слишком используют этот способ коммуникации, но рядом с людьми мурлычут - может, так до большого, глупого лысого котенка что-то дойдет.

Так что родительский инстинкт, вызываемый котиками, - он работает в обе стороны.

Любимый AniDUB . com вовсю стремиться наполнить тебя увлекательными фактами из жизни и истории Японии ! На этот раз отдам должное всем любителям котиков и вместе с тобой разберусь, почему же эти эксплуататоры домашнего дивана так сильно пришлись по душе жителям далёких Японских островов.


Каждый из нас хоть раз в жизни имел дело с пушистыми пожирателями (нет, не смерти) вкусной свежей рыбки. Однако далеко не все знают, откуда, как и почему кошки появились в Японии .


История эта берёт своё начало ещё в VI веке (а если быть уж совсем точным, в 538 году ), когда когтистых завезли в Японию . В самом начале своего пребывания в качестве обитателей Страны восходящего солнцакошки жили преимущественно во дворце Императора и храмах. Такое обстоятельство в итоге обернулось превращением этого животного в символ статуса и богатства . Ну а первое письменное упоминание о представителях семейства кошачьих относится к дневнику императора (где-то 884 год ) Уда (宇多), ставшего, между прочим, синтоистским божеством (не каждый правитель может похвастаться столь богатой биографией).


Поначалу среди кошачьих было распространено только два цвета – чёрный и белый, однако с течением времени и вмешательством ферамонов появилась знаменитая трёхцветная кошка – японский короткохвостый бобтейл или «ми-ке » по-японски (三毛 что значит «три меха »). Эта царапка стала настоящей визитной карточкой родины манги и аниме и появлялась во всевозможных легендах, сказаниях и прочих выражениях японского фольклора. Но особое почтение такие трехцветные кошки имеют у рыбаков – считается, что они умеют предсказывать приближение бури.


Именно ми-ке стала прообразом манэки-нэко (招き猫) – фигурки кошки с поднятой вверх лапкой, которую часто окрашивают именно в три цвета бобтейла . Считается, что такая скульптура, сделанная из фарфора или керамики, приносит её владельцу удачу (кстати говоря, однозначного мнения, какая именно из лап должна быть поднята вверх, не существует). Старинное предание гласит: «С приветствием кошки приходит процветание ». Манэки-нэко обладает четырьмя особыми символами – поднятой лапкой, нагрудником, монетой и цветом. В совокупности каждое сочетание этих элементов может приносить ту или иную добротную вещь, которая нужна владельцу (почему у нас в стране все проблемы нельзя кошкой решить?).


Манэки-нэко в буквальном переводе означает «Манящая кошка » (хотя существует достаточно много вариаций). Такая интерпретация связана с одной из самых известных японских легенд (а теперь приготовьтесь послушать интересную и поучительную сказку).


Когда-то давно на обочине одной из старых, поросших травой, дорог, в прохладной тени могучих деревьев был построен величественный храм. Его образ был столь прекрасным, что многие люди стекались в это забытое место чтобы посетить священную обитель мира и спокойствия на земле. Но шло время, появлялось все больше монастырей, до которых было легче добраться, и о храме в тени пришлось забыть . Лишь один старый монах, чтивший традиции предков, остался наедине с некогда посещаемым краем. Его единственным другом и спутницей стала кошка , случайно забредшая в монастырь. Монах напоил её молоком и рассказал о бедах некогда роскошного храма. Тогда кошка стала каждый день выбегать на дорогу, поднимая лапу вверх и как бы «зазывая» путников . С течением времени их становилось всё больше, ведь весть о «приветствующей кошке » быстро разлетелась по округе. Так храм в тени снова стал посещаемым и популярным местом.


Ещё одно сказание , гораздо более жестокое (предупреждаю заранее) повествует о непростых взаимоотношениях человека и животного (устройтесь поудобней, ибо вас ожидает ещё одна необычная легенда).


История периода Эдо (1603-1868 гг.) хранит воспоминания о «районе красных фонарей» в Токио – так называемом Ёсивара (吉原, где 吉 это «удача »). Женщины публичных домов того времени делились на гейш (芸者 – «человек искусства ») – профессиональных исполнительниц мужских желаний и юдзё (遊女, 女 значит «женщина ») – простых девушек без образования (хотя даже без особых навыков такая барышня могла неплохо заработать). Самые знатные и красивые гейши носили гордые звания тайю (太夫 – «исполнитель ») в Киото и ойран (花魁) в Токио. Так, в публичном доме Ёсивара жила ойран по имени Усугумо . Она очень любила кошек и постоянно окружала себя ими (правда, красавица была в самом расцвете сил). Как-то раз, проснувшись посреди ночи, Усугумо захотела попить воды. Но любимая кошка вцепилась в кимоно хозяйки с такой силой, что та не могла двинуться с места. На непонятный шум в комнату явился стражник (ему только повод дай) и отрубил кошке голову. Отрубленная голова взлетела под потолок и вцепилась зубами в притаившуюся там змею. Так жизнь Усугумо была спасена , а кошка -жертвенница стала её покровительницей.


Между тем, в 1987 году в Стране горных путей было принято решение о проведении ежегодного Дня кошки , а датой праздника было выбрано 22 февраля . В этот февральский денёк люди благодарят домашних любимиц за все их заслуги и устраивают яркий фестиваль. Ведь в далёкой древности вышеупомянутые пушистые несли службу на кораблях и оберегали священные буддийские книги, перевозимые из Китая в Японию , от всевозможных грызунов. А мы в России просто любим этих пушистых за то, что они есть, и, между прочим, так же отмечаем день, который посвящен только им (1 марта – совсем скоро).

Ещё в давние времена кошки завоевали любовь человека. Мир сходит с ума от умиления этими маленькими пушистыми созданиями, но особенно сильно кошек любят японцы. Психолог из Японии дал интересное объяснение такой любви к кошачьим.

Ни для кого не секрет, что вся Япония обожает кошек (подробнее о японских кошках можно прочитать ). Это, в конце концов, страна, в которой есть портативные зарядные устройства в форме кошачьей мордочки, лежанки в виде блинчиков и даже шапочки для косплея покемонов для вашего кошачьего любимца.

Лежанка в виде блинчика

Но почему японцы питают слабости к котикам, или как они их называют, нянко? Именно этот вопрос интернет-портал Joshi Spa задал своему эксперту в области психологии Хираги, который проанализировал отзывы многочисленных владельцев кошек, чтобы выяснить, что именно делает кошек настолько привлекательными для японцев.

Очевидно, что миловидность является важным фактором, но среди наиболее привлекательных черт. Хираги также выделяет пушистую шёрстку, обезоруживающее мяуканье (а иногда другие издаваемые ими забавные звуки) и соблазнительный аромат кошачьих лапок. Однако расследование Хираги привело к ещё одному интересному выводу: японцы любят кошек, потому что они цундэрэ.

Для тех, кто не знаком с этим термином, - это смесь двух звукоподражательных слов: цунцун, колючей холодности, и дэрэдэрэ, безграничной нежности и ласковости. В качестве черты характера цундэрэ описывает кого-то, кто в зависимости от настроения и конкретных обстоятельств переключается от эмоциональной привязанности к вам к нежеланию иметь с вами ничего общего.


Уже некоторое время цундэрэ являются одним из самых популярных архетипов персонажей аниме. Тем не менее, это описание характера подходит и многим кошкам, которые без малейшего угрызения совести отвечают лишь холодным взглядом на ваши попытки поиграть, пока вы не сдадитесь и не оставите их в покое. Но как только вы начинаете заниматься своими делами, такие кошки начинают ходить рядом с вами и требуют незамедлительно погладить их и обнять, мурлыкая при этом с таким наслаждением, что вы удивляетесь, почему они сразу не приняли ваше предложение?

Однако Хираги не думает, что японцы любят своих котиков-цундэрэ, потому что проецируют на них свои предпочтения в персонажах. Напротив, он считает, что симпатия к животным-цундэрэ связана с замечательной базовой ценностью японского общества. «По статистике, в Японии много людей, которые часто думают о том, что они могут сделать, чтобы принести пользу другим, – начинает Хираги. – Японцы имеют сильную склонность вести себя, ориентируясь не на себя, а на других людей. Поэтому даже в отношениях со своими питомцами, даже если их питомец не особо послушен, многие люди с радостью ставят потребности своей кошки перед своими собственными и ведут себя соответственно».

Заключая, Хираги утверждает, что для многих японских владельцев домашних животных прислуживание своему любимцу приносит больше эмоционального удовлетворения, чем наличие домашнего питомца, который будет играть с ними по команде.


Если и существует на свете место, где котиков любят больше, чем в интернете, так это в Азии. Японцы, а с недавнего времени и китайцы сходят по мурчащим питомцам с ума. Они строят для них поезда, наполняют лотки тофу и делают им суши с курицей вместо риса. «Лента.ру» погрузилась в кошачье безумие.

Удача и оборотни

Кошки занимают одно из центральных мест в японской мифологии. В ней четко отражена двойственная натура этого милого животного с острыми коготками. С одной стороны, кошки приносят удачу, но могут превратиться и в кошмарных бакэнэко - кошек-оборотней. Бакэнэко может стать не каждая кошка (а кот не может вообще). Для этого она должна отвечать хотя бы одному из критериев: прожить более 13 лет, весить ровно 3,75 килограмма, быть трехцветной или иметь очень длинный хвост. Хозяину стоит держать при такой кошке ухо востро: она может съесть владельца и принять его облик. Исторически главным признаком бакэнэко считалось потребление ими лампового масла.

В искусстве бакэнэко чаще всего олицетворяли образ погибшей от рук мужа или другого обидчика жены. В театре кабуки существует целый жанр пьес под названием «кошачий переполох». В них кошки действуют стаями, вынашивают планы на ночных сборищах в заброшенных домах и в итоге пожирают обидчиков. В современной культуре аниме животную форму бакэнэко практически не вспоминают, а вот человеческий образ - нэкомусумэ, или кошкодевочка, - пользуется особой популярностью. В нем не осталось практически ничего от мрачного наследия оборотней - только ушки, хвостик и игривый нрав. box#2201978

В каждом японском заведении обязательно стоит фарфоровая фигура манэки-нэко - манящий кот с поднятой лапкой. Местные жители верят, что талисман приносит удачу: если у кошки поднята левая лапка, она должна привлекать клиентов, а если правая - деньги. Одна из легенд гласит, что однажды во время дождя мимо храма Готоку-дзи проезжал возвращающийся из военного похода даймё (князь). Правитель укрылся под раскидистым деревом и заметил манящую лапу над церковными воротами.

Стоило князю подойти к коту, как в дерево попала молния, и он решил поблагодарить животное за спасение. С тех пор каждую весну в храме проводится церемония, посвященная кошачьему благодетелю. А монетка на шее манэки-нэко увековечивает историю добродетельного кота. Находчивый питомец стащил пару золотых монет у своего хозяина-богача, чтобы сосед-бедняк, угощавший животное свежей рыбой, мог купить себе лекарства.

Кошачьи острова

В августе 2017 года колумнист газеты Nippon Кита Ёсукэ официально признал существование «кошачьего бума». Согласно его исследованиям, за последние 10 лет в стране вышло в два раза больше книг со словом «кошка» в заглавии, чем со словами «буддизм», «бейсбол» и «сакэ». Он объясняет взрывной рост популярности кошек тем, что в японских семьях становится все меньше детей и люди концентрируют свою заботу на питомцах.

В свою очередь, кошки вытесняют прежде более популярных собак. Причина банальна - население просто ленится с ними гулять. Ёсукэ также отмечает огромное влияние социальных сетей, заполненных фотографиями кошек, и признается, что и сам завел питомца благодаря засилью снимков. Однако у кошачьего бума есть и негативная сторона: не все хозяева оказываются готовы к заботам о питомцах и выбрасывают их на улицу. Приюты для животных в Японии не так распространены, поэтому местным властям приходится уничтожать зверей. В 2015 году была убита 67 091 кошка - 80 процентов от всех брошенных животных в стране.

Японцы стараются привлечь внимание к проблеме бездомных животных всеми возможными методами. Например, в сентябре 2017 года между префектурами Гифу и Миэ на острове Хонсю был запущен первый котопоезд. Это обыкновенный поезд, где живут более 30 бездомных котят, которых можно при желании забрать домой. Для котов в поезде созданы все условия, их регулярно осматривает ветеринар, питомцы не испытывают стресс. По всему поезду раскиданы кошачьи игрушки, и пассажиры с удовольствием возятся с животными.

Lenta.Ru - статьи

В Японии также существует 11 кошачьих островов, на многих из них популяция кошек превышает человеческую. Например, на острове Аошима постоянно проживают всего 15 человек, а кошек - около 100. Однако можно ли назвать эти острова, на которых бродячих кошек не трогают, кошачьим раем? Едва ли. В апреле 2017 года корреспондент Metro обнаружила, что перенаселение плохо влияет на качество жизни котов. Они рано умирают, часто болеют и ведут ожесточенные драки за еду. Далеко не на всех кошачьих островах власти озаботились прививанием и стерилизацией животных, однако ситуация постепенно меняется к лучшему.

Кошачьи суши и шляпки

Держать кошку в Японии - дело накладное. Однако владельцы животных, кажется, готовы ради них на все. Цены на домашних животных завышены, а их хозяева тратят на питомцев большую часть зарплаты. Зачастую кошке в квартире уделяется куда больше места. Пока питомец мирно спит на огромной лестнице до потолка, ее хозяин ютится на полу в уголке, уткнувшись лицом в стену.

Популярный японский видеоблогер Джун Йошизуки специализируется на кулинарных видео, однако его ролики, на которых появляются коты, набирают в разы больше просмотров. И это неудивительно: сочетание искусной готовки и наблюдающих за процессом пушистых питомцев просто не может оставить зрителей равнодушными. К тому же в конце видео котов награждают - они получают специальные кошачьи суши с курицей вместо риса.

Японцы обожают наряжать своих котиков в безумные наряды. К слову, первый магазин кошачьей моды появился именно в Стране восходящего солнца - его открыла пенсионерка Такако Ивасэ. В интервью Vice женщина призналась, что от клиентов нет отбоя. Ее главная модель - шотландская вислоухая кошка Прин - живет с хозяйкой уже девять лет и никогда не будит ее, даже если очень хочет есть. Ивасэ делит свои товары на три уровня, в зависимости от характера кошки, для которой шьется обновка. Хуже всего, по ее словам, кошки относятся к головным уборам, так как для них часто приходится подгибать или убирать под шапку уши.

Кошачья индустрия идет по следам собачьей. Хирург-офтальмолог Тошико Хорикоши в 2012 году рассказывала The Guardian о тратах на своих питомцев - чихуахуа Динь-Динь и пуделя Рыжика. Собаки живут в отдельной комнате с собственным гардеробом, забитым дизайнерской одеждой: свитерами, платьями, курточками, шляпками и даже маленькими ботиночками. Хорикоши призналась, что обновляет гардероб собак каждый сезон. В среднем дизайнерский пуловер для пуделя будет стоить около 27 тысяч иен (14 тысяч рублей). Также собаки регулярно посещают горячие источники, уроки йоги и рестораны с органической едой.

Китай догоняет

В 2016 году Китай был признан второй в мире по количеству кошек страной. Исследователи насчитали в Поднебесной 53 миллиона пушистых питомцев, и это только официально зарегистрированные кошки. В некоторых регионах страны котом быть небезопасно - можно попасть на кухню ресторана, и не в качестве питомца, а как редкое и дорогое блюдо.

Впрочем, в последнее время отношение к кошкам изменилось так резко, что информационное агентство «Синьхуа» забило тревогу по поводу странного увлечения молодежи. Журналисты узнали, что молодые китайцы пристрастились часами гладить питомцев и нюхать их животики вместо того, чтобы заводить семью и детей.

«Я старый нюхатель котов, и если не получу свою дозу, то чувствую себя совершенно ужасно», - признается один из любителей животных с форума Zhihu. Другой котовладелец, сотрудник шанхайской финансовой компании Ду Фан рассказал, что тратит на свое увлечение 20 процентов зарплаты: заказывает кошачий корм прямиком из Канады, а в лоток вместо наполнителя кладет тофу.

Бакэнэко - это тип японского ёкая, или сверхъестественного существа. Из названия становится понятно, что это кошка, которая превратилась в оборотня. Ее часто путают с нэкомата, другим кошачьим ёкаем, и действительно, различия между ними весьма неоднозначны.

Описание бакэнэко

Японцы верили в то, что, если кошка проживёт больше 13 лет, то она может стать бакэнэко. Также ёкаем могла стать кошка весом 1 кан (3,75 кг).

Причина, по которой в японской мифологии существует множество кошек-ёкаев, объясняется характеристиками, которыми они обладают. Примером может послужить то, как радужка их глаз меняет форму, в зависимости от времени суток, а также то, как их мех "генерирует" искры из-за статического электричества, когда их гладят (особенно зимой).

Примечательно и то, как они иногда зализывают раны, и как могут бесшумно передвигаться. Кошки принадлежат дикой природе, несмотря на мягкость, которую они иногда демонстрируют в поведении. Их труднее выдрессировать (в отличие от собак). Их когти и зубы острые.


Внимания заслуживают их ночные привычки, а также скорость и ловкость. В древних японских сказках есть много животных ёкаев, отличных от кошек, но имеющих схожие свойства: ловкость змей, способность лис (кицунэ) превращаться в женщин, жестокость тануки в отношении людей, изображенную в народной сказке Кати-кати Яма из периода Эдо.

Кошки обросли множеством слухов и суеверий, окружающих их, благодаря уникальному положению, которое они занимают между природой и цивилизацией. Когда были основаны города и поселки, и люди стали жить вдали от природы, кошки сопровождали их. Поскольку они жили рядом с людьми, но сохраняли свою дикую сущность и атмосферу таинственности, про них сочиняли истории. Так постепенно и сформировался образ бакэнэко.

Народные поверья и приметы

Одно из народных убеждений, касающихся бакэнэко, состоит в том, что они лижут масло из ламп. В энциклопедии периода Эдо, "Вакан Сансай Цюэ", говорится, что для кошки лизать такое масло - это предзнаменование какого-то странного события, которое должно произойти. Японцы раньше использовали дешевые лампы на основе масла рыбы, например, масла сардины, и это могло объяснить, почему кошкам нравилось облизывать его.

Кроме того, диета японцев в то время основывалась, главным образом, на зерне и овощах, а остатки со стола скармливались кошкам. Однако, поскольку кошки являются плотоядными, в таком меню не хватало белка и жира, и поэтому их еще больше привлекало масло в лампах.

К тому же некий ареол тайны создавал вид кошки, стоящей на задних лапах и пытающейся добраться до лампы. Ее лицо в этот момент озарял свет, а глаза округлялись от нетерпения.

Как и в случае с нэкомата, еще одним кошачьим ёкаем, в Японии существует поверье, согласно которому, пожилые кошки превращаются в бакэнэко. В префектурах Ибараки, Окинава и Нагано рассказывали о кошках тринадцати лет, которые стали бакэнэко.

Говорили, что в районе Ямагата (префектура Хиросима) кошка старше семи лет убивала того, кто ее воспитал. Есть также много регионов, где люди перед тем, как заводить кошку, заранее решали, сколько лет они будут держать её дома из-за этого суеверия. Также есть истории, в которых кошки, которые были убиты людьми жестоким способом, становились бакэнэко и проклинали их.

Способности, приписываемые бакэнэко, разнообразны. Они включают в себя:

  • танцы,
  • произнесение человеческих слов,
  • насылание проклятий на людей,
  • манипулирование мёртвыми людьми,
  • п роживание в горах вместе с волками,
  • нападения на путешественников.

Особенно примечательна легенда о том, что кошки могут говорить. Люди неверно толковали мяуканье кошки, соотнося его с человеческом языком, и по этой причине некоторые утверждали, что кошка не относится к ёкаям.

В 1992 году в газете Yomiuri появилась статья. В ней утверждалось, что люди, путавшие кошачий и человеческий языки, при повторном прослушивании понимали, что это не более чем мяуканье кошки, и что имело место лишь совпадение с произношением слов в человеческом языке.

В период Эдо (1603-1867 гг) существовало народное убеждение, что кошки с длинными хвостами, напоминающими змеиные, могут околдовать людей. Кошек с длинными хвостами не любили, и существовал обычай обрезать их животным. Предполагается, что это является причиной, почему в Японии сейчас так много кошек с короткими хвостами.


Поверья за пределами Японии

Народные убеждения, что кошки могут вызывать странные явления, не ограничиваются Японией. Например, в Цзиньхуа, провинции Чжэцзян, в Китае, говорят, что кошка, после того, как ее растили в течение трех лет, начинает околдовывать своих хозяев. Поскольку, согласно поверью, кошки с белыми хвостами особенно опасны в этом плане, возник обычай воздерживаться от разведения белых кошек.