Как воспитать в ребенке лидерские качества.

Как воспитать лидерские качества у ребенка: 9 советов

В 1962 году День шефа был официально назначен губернатором штата Иллинойс и отмечается 16 октября. Вырастить своего ребенка лидером хотят многие родители, но как это сделать: даем полезные советы

Лидерские качества есть далеко не у каждого, да и врожденные задатки не всякое воспитание может развить. Тихий, скромный и спокойный ребенок, предпочитающий уединение, может и не стать лидером, способным за собой повести сначала ватагу ребятишек, а в будущем – трудовой коллектив. Переделывать ребенка – себе дороже: и доверие, и взаимное уважение можно потерять. Если ваш малыш проявляет интерес к управлению людьми, задача номер один – сформировать у ребенка адекватную самооценку, здоровую уверенность в себе и своих силах, умение коммуницировать и разрешать конфликты, искать выходы из сложных ситуаций и не пасовать перед трудностями.

Самооценка человека связана со многими факторами и может меняться в течение жизни. Тем не менее, исследователи открыли немало закономерностей, позволяющих говорить о формировании более-менее устойчивой позитивной самооценки личности еще в детском возрасте. Низкая или слишком высокая самооценка «затмевают» рассудок и мешают принимать правильные решения, связывают руки, способствуют совершению опрометчивых поступков в самый неподходящий момент. Что же такое адекватная самооценка? Это такое отношение к себе, которое не вызывает внутреннего напряжения, оно зависит от достижений и неудач, но лишь в той степени, которая не мешает принимать решения при возникновении трудностей. Фактически, это такое отношение к себе, которое дает право на ошибку, силы для решения проблем и уберегает от чрезмерной самоуверенности. Семья, которая способна вырастить ребенка с оптимальной самооценкой, характеризуется здоровым открытым общением, хорошо очерченными, но гибкими границами и адекватной самооценкой всех ее членов.

Как общаться с ребенком, чтобы привить ему уважение к себе и окружающим, развить его лидерские качества и поддержать его самооценку? С первых же дней маленькая личность – ваш малыш – достоин вашего внимания и уважения. Прислушайтесь к нему и постарайтесь понять значение его просьб, плача. Отвечайте ему и не игнорируйте его эмоции и попытки общения с вами: как позитивные, так и негативные. Если с мнением человека считаются, если мир вокруг позитивен, ребенок и сам учится строить отношения со знаком плюс. Любовь безусловная, не зависящая от поступка ребенка, будет основой его самооценки во все последующие годы.

Критика и сравнения

Критиковать личность нельзя, знают многие родители, но как же трудно бывает под воздействием эмоций не сказать что-то обидное, не сравнить с другими детьми или даже взрослыми. Каждое слово постепенно оседает в глубине души ребенка, связывая ему руки и сворачивая его будущие возможности. Понимание и ответственность каждого решения в отношении ребенка поможет противостоять сиюминутным чувствам. Вместо наказания предложите ребенку исправить содеянное, воспитательный эффект будет намного сильнее!

Ограничения и запреты

Лидерство отличается от тирании так же, как отличается следование важным правилам от вседозволенности. Отсутствие запретов не прибавит ребенку уверенности в себе. Договор с ребенком дополняется ограничениями постепенно. Сначала запреты распространяются только на опасное для здоровья и жизни поведение (игра с электроприборами, драки и тому подобное), затем их список постепенно расширяется с учетом возрастного развития ребенка.

Доверие и делегирование

Как известно, один в поле не воин. Умение доверять и делегировать задачи – важные качества современного лидера. Чтобы в будущем у ребенка не возникло проблем в общении с друзьями и коллегами, позволяйте ему помогать вам. Доверяя ребенку несложные задачи по дому, вы не только учите его сотрудничеству, но и повышаете самооценку малыша.

Унижение и насмешки

Никому не понравится быть высмеянным прилюдно. Часто детские травмы унижения не дают уже взрослому человеку быть счастливым. Прилюдно хвалите ребенка и никому не рассказывайте о его промахах и ошибках. Если же малыш отказывается делать что-то сам, припомните, не стала ли неуместная критика или насмешка тому причиной.

Свобода выбора и принятия решений

Должны ли родители принимать решения? Конечно, скажет любая мама и любой папа. Но какие? И в какой момент ребенок обретает право принимать их за себя? Многие специалисты в области психологии и педагогики, как и современные педиатры, не рекомендующие пеленать детей, советуют родителям как можно раньше в любых допустимых вопросах «отпустить вожжи». Пусть ребенок выбирает, как ему одеться, во что играть, что кушать, какой кружок посещать.

Хвалите, но не захваливайте

Ласковое слово, слово одобрения и похвала творят чудеса… когда их не слишком мало, но и не слишком много. Оценивая достижения ребенка, будьте объективны. Рано или поздно ему придется столкнуться с мнением посторонних людей, и он должен быть готов к нему. Довольно часто в кризисные периоды у детей обостряется восприятие себя. Если вы заметили, что ребенок ругает себя, хотя вы во всем поддерживаете его, если даже малейшая неудача отбивает у него желание действовать, не упустите момент и обратитесь к психологу. Он поможет вам выбрать верную тактику поведения.

Опыт – сын ошибок трудных

Пытаясь уберечь свое чадо от боли и разочарований, многие родители начинают чрезмерно опекать ребенка. На каждом шагу малыш слышит предостережения: «Не бери, уронишь! Не прыгай, свалишься!». Тем временем действенный способ учиться и приобретать опыт – это действовать и совершать ошибки.

Многие родители задаются вопросом «как воспитать в ребёнке лидерские качества?», но это совсем не означает, что они видят в своих чадах лишь больших начальников в будущем. Просто реалии современной жизни требуют от любого человека наличия у него тех самых черт характера, которые раньше всегда считались прерогативой лишь избранных. Ребятам, живущим в стремительном сегодня просто необходимо быть каждому немного лидером. Поэтому и стараются мамы-папы сформировать лидерские наклонности даже у тех детей, которые изначально, может, совсем и не обладают таковыми, но со временем, при правильном воспитании, становятся и увереннее в себе, и активнее, и авторитетнее среди сверстников. А это в будущей взрослой жизни им придётся как нельзя кстати.

Лидерство раньше и сейчас

За последние несколько десятков лет коренным образом изменилось отношение к воспитанию подрастающего поколения. Наши мамы и папы воспитывались в скромности и строгости: выставление напоказ своих достижений считалось дурным тоном. В то же время детям прививались альтруизм, чувство такта, вежливость.

Но изменения, произошедшие в политике и социуме, перевернули все прежние представления о жизненных ценностях. Постепенно в нашу повседневность стали входить понятия карьера, рынок, конкуренция, адаптация к переменам, проявление инициативы, стрессоустойчивость.

Психологи и педагоги постоянно твердят о том, что детям нужно чуть ли не с пелёнок прививать чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах - это поможет им стать настоящими лидерами.

Все мы осознаём, что в современном мире подобные качества просто необходимы, поэтому и ставим перед собой такую воспитательную задачу. Нередко родители начинают понимать всю суть проблемы детского лидерства, когда ребёнок уже стал довольно взрослым. А ведь всё начинается ещё с самого детства.

Уже трёхгодовалый малыш довольно ярко проявляет лидерские качества. Именно к нему тянутся другие ребята, делятся самыми лучшими игрушками и сладостями с ним. Как правило, ребёнок-лидер решает, в какую игру будут играть все, распределяет роли, а сам выступает обычно ведущим.

Его любят не только сверстники, но и взрослые. В школе, и в детском саду таким детям дают самые ответственные поручения, их ставят в пример другим ребятам.

Отчего у ребёнка проявляются такие качества? Почему его все уважают, хотя он сам ещё мало что знает и умеет? Дело в том, что эгоцентризм заложен в каждом от рождения, а лидерские качества - одно из его здоровых проявлений.

Родители должны выстроить подход к воспитанию так, чтобы дети могли найти золотую середину между самооценкой и чувством собственного достоинства с одной стороны, а с другой - самокритикой и самосовершенствованием.

Ли́дер (от англ. leader) - ведущий, первый, идущий впереди) - лицо (субъект) в группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом и обладающее влиянием, которое проявляется, как управляющие действия

  • Истинный лидер постоянно совершенствует свои умения и навыки, а также вполне может их продемонстрировать перед ребятами своего возраста и родителями.
  • Он всегда может посмеяться, если совершил оплошность, и притом сделает для себя вывод. Благодаря юмору можно избавиться от неуверенности или высокой самооценки.
  • Лидер всегда ведёт за собой коллектив. Это коммуникабельный человек, способный общаться с людьми любых возрастных категорий.
  • Он всегда выделяется из общей массы, его авторитет распространяется на все большее количество людей, и он умеет это использовать.
  • Ребёнок-лидер всегда добьётся своих целей. По мере того как такой малыш становится старше, он задаёт настроение в коллективе.

Родители должны помогать таким детям направить энергию в нужное русло, чтобы они могли правильно воспринимать действительность. Ведь из них могут вырасти как положительные лидеры, так и лидеры с отрицательным потенциалом. Задача взрослых - научить ребёнка ответственности не только по отношению к себе, но и ко всем окружающим.

Тонкости воспитания в ребёнке лидерских качеств

Итак, лидер самостоятелен, верит в себя, обладает самоуважением. Объединение этих черт можно сравнить с воздушным шаром: если перекачаешь - лопнет, недокачаешь - будет маленьким и невзрачным.

Ребёнок всегда чувствует, когда родители в нём разочарованы, и это его всегда сильно расстраивает. Принимайте его таким, какой он есть.

Пусть даже что-то у него не получается с первого раза, пусть он не всегда в хорошем настроении и т.п. Тогда шанс развить лидерские качества в нём у вас заметно возрастёт. Может быть, так и начинают воспитывать будущих больших начальников?

Самооценка

Она всегда является результатом воздействия внешних факторов и меняется год от года. Было разработано немало систем, позволяющих сформировать в ребёнке устойчивую позитивную самооценку. Заниженная или завышенная самооценка всегда мешает рациональному подходу в тех или иных вопросах.

Какой должна быть адекватная самооценка? Она не должна вызывать чувство неуверенности и напряжения при принятии решений и зависеть от взлётов и падений.

По сути, это такое видение своей позиции, которое не только даёт право ошибаться, но и способно помочь в решении проблемных вопросов, а также не позволяет развиваться чрезмерной самоуверенности. Только в семье, где царит взаимоуважение и понимание, ребёнок сможет вырасти с оптимальной самооценкой.

Лидерство подразумевает совокупность различных качеств

Общение в кругу семьи

Как правильно общаться с малышом, чтобы воспитать в нём уважение к себе и своему окружению, качества лидера и адекватную самооценку? С первых дней жизни ребёнок - это личность, поэтому он требует к себе должного внимания и уважения.

Научитесь понимать его потребности. Никогда не игнорируйте его попытки пообщаться и проявить эмоции, пусть даже они не всегда позитивны.

Если для родителей важно мнение ребёнка, то в дальнейшем он сам научится правильно выстраивать отношения с окружающими. Только безусловная любовь родителей поможет ему правильно позиционировать себя в обществе.

Критика

Маленькую личность ни в коем случае нельзя критиковать или сравнивать с кем-то, пусть иногда эта задача кажется довольно трудной. Каждая фраза оставляет отпечаток в душе ребёнка, и в будущем его самокритичность и неуверенность в себе будут только усиливаться.

Поэтому родители не должны поддаваться своим эмоциям и при первом же случае высказывать всё малышу. Если ребёнок провинился, вместо наказания предложите ему исправить содеянное.

Запреты и ограничения

Лидер - это тот человек, который следует важным правилам, а не которому всё можно. Если позволять ребёнку всё, что он хочет, уверенности не прибавится.

Ограничения вводятся постепенно. Сначала запреты связаны с опасностью для жизни и здоровья, а с возрастом их становится больше.

Доверяйте и поручайте выполнение заданий

Важно уметь доверять детям и поручать им выполнение разных заданий. Именно это формирует лидерские качества.

Чтобы в будущем ваш ребёнок не испытывал трудности в общении, позволяйте помогать вам. Когда вы даёте ему несложные задания, вы приучаете его к коммуникабельности и развиваете уверенность в себе.

Оскорбления и насмешки

Зачастую уже взрослые люди несчастны из-за душевных травм, перенесённых в детстве. Ребёнка непременно нужно хвалить, и ни в коем случае нельзя рассказывать прилюдно о его неудачах и промахах.

Иногда оскорбления и насмешки над малышом становятся причиной отказа делать что-либо.

Предоставьте ребёнку свободу

Ведущие специалисты в области детской психологии и педагогики рекомендуют родителям предоставлять ребёнку свободу выбора и принятия решений. Пусть малыш самостоятельно выберет одежду, в которой пойдёт на прогулку, игрушки, посуду, из которой будет есть, картинки на тетрадках и др.

Игры

Дети познают окружающую действительность и адаптируются к ней через игру. Психологи давно используют эту особенность малышей для их наиболее эффективного развития и коррекции многих поведенческих расстройств.

Качества лидера тоже можно прививать, играя с детьми не только в специально разработанные игры, но и в любые интеллектуальные и спортивные, индивидуальные и командные игры и эстафеты.

Можно устраивать конкурсы талантов и поделок, ярмарки, театрализованные представления и т.п. Подойдёт любой вид деятельности, где ребёнок может проявить себя.

Участие в подобных мероприятиях повышает самооценку, укрепляет уверенность в себе, позволяет адекватно воспринимать свои достижения на фоне достижений других детей.

Похвала

Меру нужно знать во всём, в том числе и в вопросах похвалы маленьких детей. Постарайтесь объективно оценивать достижения ребёнка, ведь рано или поздно он столкнётся с общественным мнением.

В периоды душевного кризиса у детей часто обостряется восприятие себя. Если ребёнок чрезмерно критикует себя и свои действия, стоит обратиться к детскому психологу, который поможет правильно выбрать корректирующие методы воспитания.

Главное - опыт

Зачастую родители не хотят видеть своего ребёнка расстроенным, обиженным, несчастным, поэтому чрезмерно его опекают. Притом под контролем находится каждое его действие.

Но научиться чему-либо можно только посредством приобретения опыта, быть может - не всегда положительного.

А стоит ли игра свеч?

Черты лидера могут быть заложены и развиты в ребёнке с самого детства. Но ни в коем случае они не будут присущи совсем маленькому карапузу.

Так, например, коммуникабельность и высокая скорость реакции изначально заложены качественными особенностями центральной нервной системы. Но посредством воспитания родители должны направить развитие ребёнка в нужное русло.

По статистике лидерскими качествами обладают не больше 5% населения Земли. Это говорит о том, что если вы будете насильно и слишком активно навязывать малышу определённую модель поведения, при отсутствии у него к тому склонностей, то это вам не доставит никакого удовольствия, а ваше чадо станет более замкнутым.

Если вы предъявляете к ребёнку очень высокие требования, то это станет причиной развития у него неуверенности в себе, раздражённости, комплекса неполноценности.

Поэтому перед тем как начать воспитывать в своём крохе лидерские качества, посоветуйтесь с родными и компетентными специалистами - педагогами, детскими психологами.

Возможно, не стоит задаваться такой целью: «лепить» из малыша лидера и тем самым давить на ребёнка? Несомненно, определённые качества пригодятся ему в повседневной жизни, в большей или меньшей степени. Но! Если он прирождённый лидер, то он им обязательно станет. Если же вашему чаду не суждено стать руководителем огромного предприятия или занимать высокопоставленные посты, вы, конечно, тоже можете развивать в нём лидерские качества: неспеша и ненавязчиво. Только так он будет чувствовать себя нужным и счастливым. И обязательно станет в жизни тем, кем хочет….

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка.

Вопрос лидерства зависит не от природных данных, а от знаний, вложенных в голову ребенка родителями. И опыт поколений это подтверждает. Часто бывает, что человек долгие годы сидел богатырем на печи, никого не трогал, никуда не лез. Но случилась чрезвычайная ситуация, и он взял на себя и власть, и ответственность за происходящее, легко решил трудные задачи, над которыми разводили руками вчерашние пассионарии.

Детское лидерство

Дети тоже легко проявляют свои лидерские качества, если им не мешать и не втолковывать в голову, что «да, с твоим характером ничего не добьешься». Родителям стоит помнить, что занять лидирующую позицию может каждый, и не стоит махать руками раньше времени, нужно подобрать правильную стратегию воспитания в зависимости от характера и темперамента ребенка.

Два типа лидерства

Знаете ли вы, что лидерство бывает двух типов?

Скорее всего, вам хорошо известен только первый его тип, наиболее яркий, харизматичный - так называемое открытое лидерство («первый парень на деревне», душа компании) . Человек-организатор, который сказал - и все слушаются, делают, потому что хочется подчиняться его власти и очарованию.

Второй тип лидерства - более сдержанный, не всегда эмоциональный, этакий серый кардинал , который тихо и незаметно даже не дает распоряжения, а управляет людьми так, что они сами предлагают сделать нужное и бросаются исполнять после лёгкого кивка.

Второй тип во многом более выгоден, так как неочевидное, не бросающееся в глаза лидерство позволяет добиваться результатов , а в случае ошибки или провала обиженная толпа растерзает яркого лидера, в то время как серый кардинал спокойно будет сидеть дальше в своем кабинете. Он вычеркнет из списка контактов очередного неудачливого героя, только и всего… Неплохая тактика, если подумать.

Что же с детским лидерством? Большинство родителей догадываются, что растить лидеров из мальчика и из девочки следует по-разному. Но часто даже взрослым непонятно, в чем именно должно быть отличие.

Если у вас сын

Возьмем в качестве примера литературное произведение Михаила Веллера «Приключения майора Звягина», невероятно мотивирующая книга. В одной из глав как раз рассказывается, как незаметный мальчик влюбляется в первую красавицу класса. Она уже в студенческом возрасте без фанатизма принимает его ухаживания, потом начинает встречаться с более богатым парнем - аспирантом с машиной. А мальчику говорит: «Отстань от меня, надоел».

В книге этот «амебный» юноша под руководством майора Звягина постепенно становится популярным парнем, о котором мечтает любая девушка. Майор за несколько месяцев «прокачивает» обычного работягу со стройки, никуда не поступившего, стеснительного: обучает играть на гитаре, прилично одеваться, ходить на лыжах. Юноша публикует стихотворение, сочиненное коллективным разумом семьи Звягина, и попадает на престижную ТВ-передачу, которую смотрят все, в том числе его пассия.

Всего за три месяца обычный парень набирает те бонусы, с помощью которых он переходит в разряд востребованных молодых людей. Он прекрасно танцует, хорошо одевается, живо ведет беседу, рассуждает, транслируя мысли из умных книг. Он умело дерется на глазах у своей возлюбленной, великолепно катается на лыжах, и еще у него есть поклонница с машиной. И все, образ сформирован, вчерашняя недотрога по уши влюбляется и соглашается выйти замуж.

Давайте посмотрим на художественный сюжет внимательнее: в книге четко прописана классическая схема, как человек из рабочего на стройке и неудачника без особых перспектив становится желанным мужем для избалованной девушки. И подобную схему можно применить к любому человеку в юном возрасте или еще лучше - в детстве. Родитель может стать для сына «майором Звягиным» и помочь последовательно выполнить шаги к успеху.

На этом пути вашему сыну может понадобиться еще и помощь друзей, но чтобы друзья захотели помогать, ребенок уже должен быть для них авторитетом. И эта авторитетность нарабатывается: либо человек умеет делать что-то лучше, чем они, либо он знает больше; или же в каких-то ситуациях он грамотно реагирует, не теряется, не паникует, а четко говорит, как и что мы будем делать; или у него есть какие-то необычные мысли, знания, действия, и тогда остальные смотрят на него как на гуру.

Нужно подумать, какие интересы подходят для его возраста, для его компании, в какой ситуации ребенок может продемонстрировать превосходство, наличие знаний, которых нет у других детей.

Если у вас дочь

Когда-то я прочла любопытный эпизод, как девочку, обычную школьницу, можно превратить в первую красавицу и умницу. Учитель по предмету «Этика и психология жизни» захотел обычную девочку сделать супер-красавицей в восприятии одноклассников. После лекции о галантности и хороших манерах он поставил девочку на стул и показывал, как правильно целовать даме руку, на примере этой девочке.

Дело было в 10 классе, в сентябре, и весь учебный год все мальчики смотрели на эту девочку как на первую красавицу. Вот такая простенькая манипуляция со стороны взрослого человека - и учитель добился того, что обычная девочка становится суперзвездой класса, хотя до этого девять лет чувствовала себя гадким утенком. Этот пример очень показателен.

Думаю, вы тоже замечали, что самой красивой и самой популярной девочкой становится не та, которая действительно очень красива , если судить о каких-то объективных характеристиках выбора, а та, которая ведет себя как первая красавица.

Поэтому, если вы хотите, чтобы дочка чувствовала себя королевой, начинайте ей говорить об этом, делать комплименты. Причем желательно, чтобы их делала не женщина, хотя и мамина похвала никогда не помешает, а чтобы комплименты и слова восхищения дочь слышала от папы и других мужчин: дяди, брата, дедушки.

Девочка начинает привыкать к тому, что она нравится, ведь ей это все говорят, тогда она ставит себя по-другому в среде сверстников. Такая популярная девочка входит во взрослую жизнь не с глупым ощущением, что за каждую толику внимания надо как-то рассчитываться, или комплименты парнями делаются, только когда им что-то нужно. Она живет с ощущением, что восхищенное внимание к ней является нормой жизни.

К сожалению, воспитанные советской системой мамы делают жуткую ошибку: они убивают в девочках женственность и лидерство. Например, у моей приятельницы дочку в садике мальчики по очереди возили на санках. А она, как принцесса, благосклонно принимала их знаки ухаживания, они даже боролись, кто из них провезет ее на этих санках. И вдруг мама начала возмущаться и выговаривать: «Как же ты так себя ведешь?! Надо меняться местами - он тебя повозил, теперь ты его вези».

Я, когда это услышала, изумилась и спрашиваю: «Да ты что вообще делаешь?! Ты понимаешь, что у твоей девочки врожденная женская модель поведения - мужчины для нее совершают подвиги, в ответ получают ее восхищение, благодарность, и это вполне нормальный, адекватный взаимообмен.

Чему ты учишь ребенка? Пахать как лошадь, не меньше, чем мужчина? Зачем ты это делаешь?!» Мама, естественно, обиделась, что я посчитала её модель равенства глупой. Но в моих глазах мама, которая убивает в девочке ее природную женственность, враг своей дочери. Это огромная ошибка, если она, опасаясь, что дочь вырастет легкомысленной, не позволяет девочке быть красивой и привлекательной легко, без усилий.

Поэтому, если речь идет о девочках-подростках, задумайтесь, что для них ценным выделяющим признаком является красивая одежда, последняя модель iPhone, походы на курсы моделей или еще какие-либо принятые в этом возрасте атрибуты «крутизны». Нет, я не призываю сию секунду снимать с карточки всю зарплату и бежать в бутик, одевать ребенка по последней миланской моде.

Это простой пример превосходства по шкале детских ценностей. И нет, это не опасно. Модные вещи и последний iPhone не сделают вашу дочь эгоисткой сами по себе - характер формирует воспитание, а не марка обуви. А вот в детской и подростковой среде модные вещи дают превосходство при прочих равных условиях, и это хорошо.

А теперь о приятном: обладать признаками превосходства, лидерскими качествами можно и без материальных благ. Если интеллектуально ваш ребенок опережает других детей, они будут его слушать. При наличии интеллекта любой предмет или занятие можно превратить в предмет культа. Помните сцену из «Тома Сойера», когда мальчишки отдавали все свои ценности: стеклянные шарики, монеты, пуговицу, дохлую кошку в обмен за уникальную возможность - разрешение покрасить тетушкин забор?

Если вы решили растить ребенка лидером, учитывайте его пол и создавайте для него ситуации победы и поддержки сверстников, если он - мальчик. Хвалите и восхищайтесь красотой и грацией, если ребенок - девочка. Ваша задача родителя - не просто покупать ему дорогие вещи, а определить тип и темперамент дочери или сына, и развить интеллектуально и эмоционально. Тогда ребенок начнет доминировать над сверстниками, научится выстраивать отношения со взрослыми. Это будет фундаментом его будущего лидерства во взрослом мире, а вы сможете вырастить ярких, успешных и счастливых личностей .опубликовано .

Ольга Юрковская

Если у вас возникли вопросы, задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

Сегодняшние дети это завтрашние лидеры, а лидерами, как известно, не рождаются, лидеров воспитывают. Есть несколько простых, но действенных способов привить ребенку лидерские качества естественным образом, нужное слово или собственный пример в нужный момент сделает больше, чем морализаторство на эту тему в старшем возрасте, мол, "ты должен быть сильнее, ты должен принимать решение, от тебя будет зависеть" и т.п…
1 || Демонстрируйте свой пример. В глазах ребенка лидером являетесь вы, поэтому думайте со всей ответственностью о своих решениях и поступках. Как будете поступать вы, скорее всего, так же будет поступать в аналогичных ситуациях и ребенок.
2 || Поощряйте командную работу. Это касается не только совместных семейных дел, но и мероприятий, в которых будет участвовать группа детей: поход с классом, командный спорт, театральная постановка и пр.
3 || Учите детей справляться с неудачами. Это очень важный навык любого успешного человека - пережить неудачу и двигаться дальше. Проигрыш в спорте, разочарование от низкой отметки, обида от того, что старостой класса выбрали не его… Да много таких случаев, когда ребенок должен уметь разумно относиться к потерям, обидам и разочарованиям, допуская то, что они неизбежны, а не зацикливаться на них.
4 || Развивайте навыки ведения переговоров. Не давите на ребенка своим авторитетом, если видите, что ему ваше решение доставляет дискомфорт ("ты сделаешь, как я сказал"). Учите его спорить с вами, достигать компромисса. Да, да! Именно с вами, родителями, которым лучше знать, что и как делать ребенку. Учите его отстаивать свою точку зрения путем переговоров, споров с разумными аргументами. И вы в свою очередь не забывайте об уважении его мнения.
5 || Учите ребенка принимать взвешенные решения. Не сиюминутные, импульсивные, а взвешенные. Чем раньше дети научатся принимать правильные решения, тем увереннее они будут это делать во взрослой жизни. Чтобы этому научить, не предлагайте ребенку сразу весь спектр вариантов на выбор, ограничьте его несколькими, чтобы проще было сравнивать. Например, на выходные ребенок хочет идти в кино, мама предлагает пригласить родственников в гости, а папа предлагает поехать на лыжную базу. Предложите ребенку сделать выбор, как провести выходные, взвесив все за и против. И это лишь одна ситуация, причем, неконфликтная. Когда ребенку не хочется идти в школу, и он однажды решит не идти, предложите ему сначала хорошо подумать и взять ответственность за свое решение на себя.
6 || Демонстрируйте ребенку, что его решения действительно уважаются, и с вашей стороны к ним есть доверие. Например, когда мы идем в ресторан, то обычно заказ блюд для детей мы делаем сами. Разрешите ребенку самому сделать выбор из предлагаемого меню (разумеется, здесь имеются обоснованные "нет" на очень дорогие блюда, алкоголь, блюда, которые могут вызвать аллергию, например). Или что касается одежды: пусть ребенок самостоятельно принимает решение, в чем пойдет в школу (у него все равно ограниченный в этом деле выбор) или в гости. Видя доверие и уважение с вашей стороны к его решениям, ребенок будет и вам больше доверять, что только укрепит ваши отношения, особенно, в подростковом возрасте.
7 || Поощряйте решение ребенка о подработке. Когда дети учатся в старших классах, на время летних каникул часто открываются возможности найти себе подработку, которая принесет небольшой личный доход, что позволит подростку чувствовать себя более самостоятельным и независимым. Если работа не вызывает у вас подозрений, если ребенок может с ней справиться, не сопротивляйтесь его решению. Кто-то может выгуливать собак, кто-то разносить газеты, кто-то работать промоутерами, кто-то писать заметки в местную газету. Это дает уверенность в себе, учит отвечать за качество своей работы, а все это несомненно способствует развитию лидерских навыков в будущем.
8 || Устраивайте семейные вечера настольных игр. В настольных играх у всех участников равные права, они учат стратегическому мышлению, игре по правилам, игре в команде.
9 || Развивайте навыки планирования в детях. В каждой семье наверняка имеется масса запланированных мероприятий - от вариантов проведения каникул до ежемесячных поездок в гости к родственникам или друзьям. Привлекайте детей к планированию поездок и походов, семейных развлечений. Пусть они вместе с вами продумывают расписание, маршрут, кто за какие дела будет отвечать в эти поездки. Например, мама готовит в дорогу бутерброды, а дети проверяют по списку, все ли необходимые предметы взяты. Одновременно дети будет учиться и делегированию обязанностей, пониманию того, что это помогает все успевать и никуда не торопиться.
10 || Используйте магнитные или пробковые доски для визуализации целеполагания. Например, ребенок хочет в этом году стать одним из лучших скрипачей в городе. Поместите его фотографию вверху в окружении фотографий известных скрипачей мира. Ниже поместите календарь всех городских конкурсов и выступлений юных скрипачей, а также расписание занятий музыкой. Постепенно на доске будут появляться фотографии ребенка с таких выступлений, его грамоты, его записи и мысли… Такая визуализация поможет мечте не терять своей силы, и заряжать ребенка на новый рывок, даже после неудачи.
11 || Поощряйте чтение. Исследования постоянно подтверждают то, что много читающий ребенок всегда увереннее, чем ровесник, не уделяющий внимание чтению. Даже если это легкомысленное чтение, оно все равно помогает расширить кругозор, видеть варианты поступков на примере героев, анализировать ситуации, произошедшие в книге, и действия персонажей, которые к этому привели.
12 || Поощряйте оптимистическое мышление. Оптимизм тесно связан с успехом. Развивайте в ребенке умение с юмором относиться к себе, уметь по-доброму пошутить в нужный момент, с оптимизмом смотреть на ситуацию. Люди, которые это умеют и заряжают уверенностью других, всегда становятся лидерами.

Гоша был настоящим лидером. Вечера в большой семье превращались в игровые представления, режиссером которых был четырехлетний «полководец». Вся семья умилялась и на семейном совете решила развивать в ребенке «лидерские качества» (как знать, возможно, этот мальчишка - будущий президент!)
Когда пришлось отдавать ребенка в детский сад (в семье изменились условия, маме пришлось выйти на работу, да и подготовиться к школе не мешало бы), семья столкнулась с проблемой: ребенку было тяжело ужиться в коллективе, конфликтовал не только с детьми, но и с воспитателями. Папа давал совет: «Ну какой же ты после этого лидер! Давай сдачи!» Бабушка возмущалась: «Что за воспитатели! Не понимают, что губят индивидуальность ребенка! Срочно искать другой детский сад! Или лучше няню!» А мама робко просила: «Возможно, ты хотел победить, но ведь Маша - девочка. Ты, как мальчик, мог и уступить!»

Хотите знать продолжение истории? В младших классах Гоша старался быть во всем первый и радовался, когда его ставили в пример. Если случалось, что кто-то другой опережал его в чем-то, ужасно нервничал, бывало, даже бросал дело. К подростковому возрасту ситуации «проигрыша» участились, поскольку на живом интеллекте ребенок «едет» только класса до шестого, не дальше. Потом играет роль работоспособность, умение добиваться успеха. В общении у него были большие проблемы. Георгий считал, что все вокруг - серые бездарности, которые не дают ему развития. Поскольку родители были разочарованы неудачной «карьерой» лидера, появились конфликты в семье. Среди «друзей» у него были только те, кто был способен ему подчиниться.

Черты настоящего лидера

Прежде всего, давайте вспомним, какого человека мы представляем себе как лидера? Кому можем позволить руководить собой, за кем пойдем без оглядки, если он позовет? Наверное, это - человек, который способен что-то придумать или воспользоваться чужой идеей (творческое мышление). Это человек, уверенный в себе, способный общаться и сплотить вокруг себя команду, которая поддержит его упорство в продвижении к поставленной цели. Требуя исполнительности и целеустремленности других, лидер сам исполнителен, способен взять на себя ответственность. И есть у лидера еще одна черта - харизма, особая притягательность для людей. Это, наверное, что-то на грани имиджа и энергетики, что-то такое, что заставляет идти за человеком, его эмоциональностью и уверенностью.

Формируем лидера с детства

Зачастую излишнюю требовательность, способность к манипулированию малыша родители выдают за организаторские способности, что далеко не достаточно, как мы видим, для воспитания лидера. Организатор прежде всего должен знать, как исполнять. Ни один генерал не был плохим солдатом! Ни один хороший директор фирмы не мог не быть исполнительным менеджером.
Формировать только организаторские качества в ущерб умению правильно, «позитивно», конструктивно общаться - значит воспитывать тирана, а не лидера, за которым пойдут люди. За тираном никто не пойдет. Только лишь человек, способный в беседе как минимум не уронить самооценку собеседника, а лучше - повысить ее - способен управлять людьми.
Родители, бабушки и дедушки, умиляясь способности ребенка «всех построить» не чувствуют того, что некоторые фразы и действия их кумира не обижают их только потому, что это - их любимый единственный ребенок. Если ТАКОЕ сказал или сделал соседский Вовка - не миновать ему падения в глазах этих же взрослых людей.
Это говорит о том, что если вы задались целью воспитать лидера, - начните с его умения общаться, причем вам придется для этого, крепя сердце, погрузить ребенка в настоящие конфликты коллектива, без которых ни один ребенок не учится «прятать» свои острые углы. Никогда не вините других детей в неудачах ребенка в общении. Столкновения детей в коллективе могут быть ни чем иным, как борьбой за лидерство. Вашей главной для будущего лидера фразой должно быть: «Давай разберемся спокойно!». Умение «позитивно» общаться развивается у человека чуть ли не всю жизнь. Главное, чтобы первые неудачи не сформировали у ребенка нежелание общаться, неуверенность в своих силах и возможностях. Ваше живое участие, «разбор полетов» и, главное - ваше спокойствие - помогут ребенку наладить отношения в коллективе, особенно если в нем есть несколько лидеров. Заостряйте внимание ребенка на его качествах, которые выгодно отличают его от других лидеров. Тогда он может стать просто другим лидером. Не переусердствуйте! Не желательно, чтобы ваш поиск отличий от других плавно перетек в «хвастовство» ребенка перед другими детьми.

Чаще всего в жизни мы встречаемся с людьми, которые способны увлечь за собой лишь благодаря нескольким своим качествам. Так, в любом коллективе есть:
  • эмоциональный лидер, который умеет выстраивать доброжелательные отношения с разными людьми,
  • лидер-критик, который умеет критически проанализировать проект или ситуацию, выделив их слабые и сильные стороны,
  • лидер-интеллектуал — умеет порождать разные позитивные идеи,
  • лидер-организатор — умеет планировать выполнение работы и распределять обязанности между участниками,
  • лидер-исполнитель — умеет четко и в положенный срок выполнить возложенные на него обязанности.

Еще нужно позаботиться об умении сопереживать другим людям и находить нужные слова в нужный момент. Это свойство называют эмпатией. Она - одно из главных составляющих так называемого эмоционального интеллекта, который сейчас за рубежом, кстати, играет гораздо большую роль при приеме на работу, чем IQ.
Очень близко к общению стоит умение говорить. Ребенок лидерского типа рано начинает говорить, любит участвовать и слушать долгие "взрослые" беседы, склонен общаться с более старшими, аргументирует, отстаивает свою точку зрения, броско одевается, охотно идет туда, где много людей, без стеснения поет и танцует. Естественная общительность дает предпосылки для умения говорить, но развивать это умение, безусловно, нужно. Поощряйте ребенка к речевым играм, в которых нужно находить разные слова. Хороший словарный запас - шанс для развития ораторских способностей. Но не забывайте, что кроме запаса слов вы должны уделять внимание и интонационной стороне речи. Развивайте способность учитывать нюансы в разговоре (ловите эмоции).
Способность анализировать свои поступки постепенно развивается до подросткового возраста. Даже первоклассник иногда, рассказывая о своих поражениях, вспомнит о своих обидчиках, о травмирующей его ситуации, но совершенно «забудет» рассказать о том, что было ДО того, как его «уронили», ударили… Разматывая «клубочек» событий, как киноленту в обратном направлении, мы сможем сформировать у ребенка память, аналитические способности, которые так важны для лидера.
Исполнительность, целеустремленность - тоже развивающиеся качества. Их формирование будет происходить до конца младшей школы, а, возможно, и в более старшем возрасте. Если же взрослый человек решает измениться и стать лидером, то даже он способен воспитать в себе эти качества (есть же специальные тренинги лидерства, личностного роста для взрослых!). Дисциплинированность ребенка во многом формируется примером родителей. Так что присмотритесь к себе. Возможно, вам «нужно усилить тылы».
Работоспособность тоже перенимается от родителей: если они не бывают праздными, всегда заняты чем-то осмысленным и полезным, постоянно поддерживают в себе любознательность, деятельное сопереживание происходящим событиям, не чураются физического труда, способны брать на себя ответственность и нести большие нагрузки, то это же становится содержанием жизни ребенка. Родители поощряют развивающие занятия ребенка, стараются направлять его деятельность, принимают эмоциональное участие в этих занятиях.
Настоящих лидеров «растят» только тогда и там, когда и где у ребенка есть стимулы для собственного роста. Редко лидерские качества у ребенка формируются в семьях, где кто-то из домашних - сильный лидер. Потому и бытует поговорка: «На детях великих природа отдыхает». Лидеру-взрослому некогда формировать в ребенке нужные качества, потому что он всегда занят. А если он свободен - ему «некогда» проявить терпение, выслушивая и поправляя «конструктивные предложения» своего отпрыска. Гораздо чаще такие родители действуют привычно - директивно. В этом случае задерживается развитие такого нужного качества, как инициативность. Мало быть умным и придумывать новые идеи. Их нужно внедрять! Это - работа лидера.
Если вы сами - лидер, то, воспитывая своего преемника, необходимо помнить, что у ребенка должен быть положительный опыт внедрения своих идей. Наметьте в своем дневнике время для «формирования лидерских качеств ребенка». В эти минуты вы должны позволить ребенку высказаться. Поощряйте при этом его сдержанность, обсуждайте его предложения «на взрослом уровне». Возможно, вам придется выполнять большее количество обещаний, но ваша ответственность и исполнительность - колоссальный фактор для формирования этих черт в ребенке.
Умение проигрывать - хороший показатель того, как ребенок реагирует на неудачи. Настоящий лидер идет к цели несмотря на помехи и преграды! Если вам жаль малыша, который расстраивается при появлении первых трудностей (проигрыша), и вы «поддаетесь» в игре, предупреждая появление плохого настроения у ребенка, то задерживается способность ребенка анализировать свои ошибки. Конечно, можно поддаваться в игре на первых порах, пока не выучены правила, пока «набивается рука». Но затем ребенок должен получить опыт преодоления трудностей. Обязательно поощряйте ребенка, если, несмотря на неудачу, он желает победить. Упорство в достижении цели - важное качество лидера!
Формирование лидера - это не игра в поддавки (тогда вы воспитываете тирана, а не лидера) и не постоянная указка на правильный путь (тогда вы формируете недумающего безынициативного исполнителя). Это - постоянная учеба, поиск взаимных решений, опыт «позитивного» общения ребенка и спокойствие, только спокойствие…

Предотвращаем негативные тенденции

Если вы уже заметили, что ваш малыш командует, нисколько не заботясь об интонации, жестах, целесообразности, обязательно останавливайте его. Но никогда не применяйте фразу, обычно вырывающуюся у родителей импульсивно: «Нечего командовать! Мал еще!». Импульсивность родителей - нежелательная черта для подражания будущим лидером. Наберите воздух в легкие, выпустите его медленно, за это время вспомните, что ваше спокойствие формирует у ребенка выдержку! И скажите: «Когда со мной говорят таким тоном, я вовсе не хочу это делать» - и отвернитесь, дав понять, что такими способами от вас действительно ничего не добиться.
Если в ситуации возникновения спора между вами или между детьми ребенок станет добиваться своего криками или дракой, дайте понять, что у каждого человека есть право на собственное мнение. Иногда нужно дать будущему лидеру опыт правильного спора как средства достижения компромисса. Для этого тоже вы должны собрать все свое спокойствие. Говорите: «Мне бы хотелось сделать это так… Как ты думаешь?» Не поощряйте ребенка все время добиваться своего. Это - плохой для лидера опыт. Именно после этого возникают такие бурные эмоциональные реакции, когда ребенок встречается с потребностью сталкиваться с мнением, отличным от своего. Вот умение соглашаться с чьим-то мнением и уступки более конструктивной идее (анализ чужой идеи) - важно для будущего лидера. Для этого подойдет фраза: «Давай подумаем, может лучше сделать так?»

Стоит ли воспитывать лидера?

Как видите, многие лидерские черты могут закладываться и воспитываться в детстве. Но невозможно представить себе младенца, в котором уже видны все лидерские качества. Так, общительность и быстрота реакции могут быть заложены свойствами высшей нервной деятельности новорожденного. Но отсутствие правильного воспитания может не дать им развиться в правильном направлении.
Считают, что лидерами могут стать не более 5% населения, и это значит, что если вы будете готовить ребенка к лидерству, не имея для этого необходимых предпосылок, вы обречете себя на неудовольствие, а его - на травму.
Если уровень притязаний завышен и реальные достижения приносят разочарование, могут сформироваться комплексы неполноценности, неуверенность в себе, постоянное раздражение и т.п. С другой стороны, подумайте о жизни лидера. Понравится ли вашему ребенку быть все время на виду, уделяя внимание всему, учитывая все, забывая об обеде, выходных и отпустке?
Поэтому нужно задуматься, прежде, чем «на семейном совете» решать воспитывать лидера. Стоит ли решать за ребенка его судьбу? Каждое из качеств, нужное лидеру, «пригодится» и «обычному» человеку. Так, может, не нужно «задаваться целью» и формировать лидера. Если ему суждено быть лидером, то он им станет, потому что подлинные способности невозможно скрыть.