Как не вырастить ребенка избалованным. От рождения до года: Как не избаловать ребенка

Когда родился Костя, его маме и папе было по 35 лет. Им пришлось долго ждать, прежде чем это произошло. Соответственно велика была и радость от того, что теперь у них есть здоровый малыш. Все внимание, тепло и забота предназначались теперь только ребенку. Его первые попытки ползать встречались восторженными аплодисментами, первые самостоятельные шажки - еще большим ликованием. Ну и что, спросите вы. Разве это неправильно, когда ребенку уделяют много внимания, когда дают ему чувство защищенности, восторгаются его первыми шагами? Конечно, все это так. Но тем не менее кое-что уже тогда было сделано неверно: буквально все, что делал маленький Костя, восторженно обсуждалось, отмечалось как праздник. Он сам поднес ложку ко рту - аплодисменты, опрокинул что-нибудь - аплодисменты, вытянул вверх руки, чтобы показать, какой он большой, - опять аплодисменты. Причем родные радостно хлопали в ладоши не только тогда, когда Косте удавалось сделать что-либо впервые, но и тогда, когда он делал это в десятый или двадцатый раз.

Последствия не заставили себя ждать: скоро родители почувствовали, что для Кости главное уже вовсе не в том, чтобы владеть ложкой, подать кубик или суметь сделать что-нибудь еще. Его интересовали уже не сами вещи, на которые он обращал внимание, а исключительно аплодисменты, которыми награждалось его поведение.

Катастрофа разразилась, когда мать Кости забеременела во второй раз. В свои полтора года он быстро почувствовал, что что-то изменилось: мама уже не могла играючи поднимать его на руках, иногда целыми днями оставалась лежать, а слово «ребенок» в семье стало звучать вне связи с ним.
Костя обратил все свое «отточенное мастерство» добиваться внимания в негативную сторону: реагировал буйными приступами упрямства, когда мать ласково объясняла, что теперь не может перенести его через дорогу на руках, снова стал писать в штанишки, толкал обеденный стол так, что дребезжала и падала посуда.

С рождением дочери Кати обстановка в доме вообще стала опасной: Костя щипал и царапал малышку, когда мог достать, бросал подушки на ее кроватку, снова и снова приставал к маме, требуя «отнести ее назад». Детей ни на секунду нельзя было оставлять вдвоем. Кроме того, процесс доводил маму Кости до отчаяния, превращая каждый день в сплошную драму. Детский врач дал ей в общем-то разумный совет: при кормлении малютки усаживать Костю рядом с собой, давая ему книжку с картинками. Но из этого ничего не выходило. Костя тут же вскакивал и искал возможность спровоцировать маму, каждый раз придумывая что-нибудь новое. К примеру, начинал разматывать нитки из клубка, приносил разноцветные мелки и размалевывал стены, раскачивал торшер так, что он вот-вот мог упасть на стеклянный столик, и при этом вызывающе смотрел матери в глаза. Ей приходилось то и дело прерывать кормление, чтобы заняться им.

Это «хождение по мукам» длилось довольно долго. Судорожная напряженность, в которой жила семья, постепенно сошла на нет лишь после того, как второму ребенку, Кате, исполнилось полтора года. Косте к тому времени было уже четыре, он постепенно кое-как свыкся со своим положением, пошел в , где обзавелся собственными друзьями, и больше не интересовался «малявкой». Теперь он как бы «перешел в высшую лигу».

Самым парадоксальным моментом во всей этой истории было то, что родители Кости руководствовались именно теми принципами, которые рекомендует современная детская психология: стремились дать ребенку чувство уверенности и защищенности, окружить его любовью. Они отмечали и хвалили все его маленькие достижения, были очень чуткими к нему, старались всегда быть предсказуемыми, понятными для ребенка. Так что же они сделали неправильно?

Они просто перестарались, слишком уж явно поставив Костю в центр семейной жизни или, лучше сказать, слишком часто показывали ему, что именно он является главной «ценностью» семьи. При этом они отказывались от самих себя и своих интересов (не только тогда, когда это было действительно необходимо) до такой степени, что у Кости неизбежно должно было сложиться впечатление: на свете нет никого важнее его. Даже когда приходили дедушки-бабушки или другие гости, в первые полтора года все вертелось исключительно вокруг Кости и его способностей. Каждый брал его на колени, качал, тискал, кто-то всегда играл с ним, когда он стал ползать.

Так у Кости образовались дефицит «занятости» и неправильная программа поведения. Дефицит касался игр: зачем стараться играть самостоятельно, если всегда находился кто-то, кто показывал ему какую-нибудь игру? Неправильное поведение было следствием этого дефицита: поскольку Костя не учился играть, поскольку игровое, возбуждающее интерес общение с окружающим миром вещей оставалось для него закрытым (лишь в детском саду он постепенно наверстал упущенное), он целиком переключился на то, чтобы удовлетворять свою потребность в занятиях, принуждая окружающих занимать его. К примеру, занятия для детей 1 года сложнее придумать и воплотить в интересную игру, чтобы малыш не заскучал, а вот для деток постарше проще простого.

Можно привести еще несколько примеров, показывающих, чего только ни выдумывают избалованные дети , чтобы отстоять свои привычные привилегии.

Маша была замечательным младенцем, милым, не требующим особого присмотра: никаких проблем днем и почти никаких ночью. «Можно только позавидовать», - говорили другие матери. Но потом, примерно в возрасте двух лет, она вдруг превратилась в какого-то непоседливого чертенка: не говоря ни слова, совершенно неожиданно бросалась бежать - из кухни в комнату, вокруг большого стола, выбегала в сад, носилась между кустами и, если ее не удавалось поймать, падала с разбегу прямо в компостную кучу. Сперва это было игрой, родители смеялись и бежали за ней, крича: «Догоню-догоню!» Но скоро смеялась только Маша, особенно когда вырывалась на улице и проворно бежала к перекрестку. Родители чувствовали свое бессилие, не зная, как отучить Машу от таких опасных проделок.

Причина и в данном случае в том, что ребенка избаловали : для многочисленной родни Маша была звездой, она получала массу внимания, но у нее было мало времени на то, чтобы научиться играть самостоятельно. Поэтому, когда Машины родители разъехались с дедушками-бабушками, в доме стало тихо. Для Маши - чересчур тихо, вот она и старалась «дать жизни»: когда никто с ней не занимался, она бросалась убегать.

Похожая история была со Степой. Родители тоже уделяли ему чрезмерно много внимания, хотя и не по собственной воле: он вынудил их. Будучи трудным ребенком, он никогда не засыпал раньше 12 часов ночи. Да и то только на два-три часа, заставляя родителей бодрствовать круглые сутки. Когда они попытались постепенно уменьшить количество уделяемого ему внимания, он случайно открыл эффективное средство противодействия: стал подбрасывать в воздух всевозможные предметы. Сначала какие-нибудь мелкие вещи, потом кубики, ложки, а под конец - и чашки.

Таким образом, то, что ребенок оказался избалованным, не всегда есть только следствие ошибки, невольно совершаемой родителями из любви и восторженного отношения к своему ребенку. Часто этому способствуют внешние обстоятельства, буквально вынуждающие баловать ребенка .
С Мишей все началось тогда, когда он в младенческом возрасте плакал по полночи и засыпал только от полного изнеможения. С какого-то момента родители стали брать его к себе в постель. Плакать малыш перестал, однако теперь «плачут» родители: сейчас Мише уже пять лет, а он по-прежнему спит с матерью в родительской кровати. Все попытки отправить его в собственную кроватку, до сих пор разбиваются об упорное сопротивление ребенка. Дошло до того, что полгода тому назад мальчик снова стал писать в постель, когда родители хотели заставить его спать в детской.

Надеемся, что, окружая малыша заботой и вниманием, вы стараетесь все-таки «держать себя в руках». Помните: с пьедестала, на который вы возносите свое чадо, ребенок может упасть - тогда больно будет и ему, и вам.

Есть три простых правила, которые позволяют избежать избалованности ребёнка.

Избалованный ребёнок – это стресс для окружающих. Очень часто сами родители и другие родственники, которые постоянно живут с ребёнком, не замечают, что они допустили очень досадную ошибку – они избаловали ребёнка. Более того, многие взрослые люди, особенно мамы с папами и дедушки с бабушками, ни в какую не хотят признавать факт того, что их чадо растёт весьма избалованным. Однако ребёнок не всегда будет находиться в замкнутом кругу семьи. Самое страшное для избалованного ребёнка – столкновение с суровой реальностью.

С какого возраста появляется опасность избаловать ребёнка? Большинство психологов приходят к выводу, что до 8-ми месяцев ласка нужна ребёнку в неограниченных количествах и не смотря ни на что. Все капризы малыша должны мгновенно исполняться, так как их источником являются не прихоти ребёнка, а важные физиологические и психологические потребности. Если грудничка оставлять в беспомощном состоянии, кричащего и плачущего, без внимания, это может в будущем сформировать у него невроз. Затем, когда ребёнку исполнится 8 месяцев, следует проявить некоторую осторожность.

На самом деле есть три простых правила , которые позволяют избежать избалованности ребёнка и вы поймете, как не избаловать ребенка:

Правило 1. Последовательность.

Ни в коем случае не допускайте того, чтобы проступок и неприемлемое поведение малыша оставалось без реакции взрослых. И если вы обещали наказать за то или иное нарушение, вы должны это исполнить, пусть даже и формально. Не запугивайте ребёнка пустыми угрозами, лучше ищите наиболее эффективные методы педагогического воздействия, не опускаясь до диктатуры и насилия.

Правило 2. Единодушие.

В воспитательном процессе участие принимают все члены семьи. И по всем вопросам воспитания у них должна быть единая точка зрения. Если мама ругает, а бабушка поощряет за одно и то же – это приведёт к самым плачевным последствиям. Не поленитесь и соберите семейный совет, на котором устраните все возможные разногласия по поводу воспитания ребёнка и, главное, по поводу запретов, которые вы собираетесь перед ним ставить.

Придерживайтесь адекватной системы ценностей. Бывает так, что за драку малыша могут лишь ласково пожурить, а за разбитую вазочку строго наказать на неделю. Это дезориентирует ребёнка в системе общечеловеческих ценностей. Тяжесть наказания всегда должна соответствовать тяжести проступка. Но, опять же, старайтесь находить иные педагогические методы воздействия, чем угрозы, психологическое насилие, крики и диктатура.

Какими же могут быть эти методы? В самом упрощённом варианте, для управления поведением ребёнка должны использоваться только лишь слова “Нельзя” и “Молодец”. Не бросайтесь в крайности – не заваливайте ребёнка сладостями и подарками за каждое хорошее дело, которое он совершил, и не пользуйтесь никакими шлепками и подзатыльниками. Запомните, ребёнок должен быть воспитанным, а не покорным.

Не забывайте поощрять достижения ребёнка хотя бы ласковой похвалой. Таким образом можно достигнуть огромных успехов в начале обучения. Для дошкольника вербальная похвала и одобрение родителей имеют огромную ценность. Не стоит пользоваться материальными или и иными способами похвалы.

Каждый родитель любит своего ребенка и желает ему самого лучшего. Правда, методы воспитания у всех разные: кто-то считает, что без строгости хорошего человека не вырастишь, другие, наоборот, впадают в крайность и начинают безмерно баловать дитя. Как же найти золотую середину, став для ребенка не деспотом, а другом и в то же время, не воспитав из него неженку?

Избалованный ребенок: признаки

Вопреки распространенному мнению, отцы балуют детей ничуть не меньше, чем мамы.

Понять, что в воспитании ребенка были допущены ошибки, вы можете по ряду признаков:

  • Ваше дитя проявляет деспотичность, пытается добиться своего любыми способами: плач, истерика, крики – для избалованного ребенка все средства хороши.
  • Слишком сильное проявление эмоций, раздражение, отрицание всех правил, которые пытаются установить родители.
  • Малыш просит к себе внимания, не хочет играть один, требует постоянного присутствия взрослых. Тем не менее, он непременно должен находиться в центре внимания.
  • Если ребенок недоволен малейшим ограничением его прав, он пытается все делать назло: портит вещи, ломает игрушки.
  • Жадность и эгоистичность. Если ребенок в семье один, он быстро привыкает, что все лучшее достается ему. Это грозит проблемами в общении со сверстниками. В этом случае будет полезно, если мама и папа покажут пример того, как хорошо чем-то делиться с oкружающими, ведь они в следующий раз поделятся с тобой.
  • Еще одним признакoм является то, что ребенок ни в чем не проявляет самостоятельности. Он во всем полагается на взрослых, если его обидели, может наябедничать. Тем не менее, если деликатно корректировать поведение малыша, со временем ситуация исправится.

Что избаловывает ребенка

Главная ошибка, которую допускают родители при воспитании ребенка – это чрезмерная опека над ним. Ни один ребенок не рождается избалованным, чувство вседозволенности ему внушают любящие его люди. Если взрослые постоянно развлекают, наперебой предлагают книжки, игрушки, сладости, малыш сразу понимает, кто здесь хозяин. Переубедить его может оказаться довольно трудно.

При воспитании важно научиться отделять естественные желания и потребности ребенка от . Поинтересуйтесь, зачем ему нужно то, что он просит. Также необходимо вырабатывать у него терпимость. Часто, если ребенок хочет поиграть, мы все бросаем и начинаем заниматься им. Спокойно объясните, что заняты, но попозже обязательно уделите ему время. Приучая малыша к терпению, вы учите его ценить общение с людьми и уважать их.

Еще одной большой ошибкой является то, что обычно к ребенку относятся как к существу беспомощному, умиляются и сюсюкают. Между тем, даже совсем крошка – это личность, к тому же, ребенок прекрасно все чувствует и вовсе не против воспользоваться слабостью взрослых.

Как не избаловать ребенка

Чтобы ребенок не вырос капризным и избалованным, важно не переусердствовать самому. Не нужно стараться во всем угодить и делать все за малыша, пусть он понемногу приучается к самостоятельности. То, что соответствует его возрасту, ребенок должен делать сам.

Проведите беседу с дедушками и бабушками. Если родители что-то запрещают, то и они не должны потакать. Стратегию воспитания нужно вырабатывать всей семьей, иначе малыш просто растеряется. Ребенок должен научиться справляться со своими эмоциями, с трудностями и понимать, что мир не вертится вокруг него.

Но, начав перевоспитание малыша, тоже не переусердствуйте. Маленький человек может подумать, что его разлюбили, потому и начали все запрещать. Не бойтесь быть ласковыми, просто терпеливо и спокойно объясните ребенку, чтo любите нисколько не меньше, чем раньше, просто не одобряете некоторые его поступки.

Разумеется, баловать ребенка необходимо, и это вполне нормально. Нужно брать его на руки, говорить, как вы его любите, дарить подарки. Важно только не ставить малыша в центр семьи, дать ему понять, что он должен считаться и с вашими интересами.

Также нужно учесть, что эмоциональная неустойчивoсть ребенка не всегда является признаком избалованности. Причины вполне могут быть в неблагоприятной психологической обстановке дома, а также во врожденных или приобретенных заболеваниях нервной системы или это сигнал того, что .

Родителей часто беспокоит то, что их ребенок может вырасти избалованным. Но чем больше они об этом думают и волнуются, тем скорее так оно и случится в будущем, потому что, когда ребенку уделяют слишком много внимания, это так же плохо, как и то, когда внимания слишком мало. Но все же это пресловутое «а вдруг избалуется» может испортить родителям немало нервов, особенно если малыш в первые месяцы жизни часто плачет, кричит в самое неподходящее время. Многие матери не могут спокойно слышать плач своего ребенка. Она берет его на руки, ходит по дому, баюкает малыша, стараясь его успокоить.


Но как только младенца кладут в кроватку, он часто начинает плакать снова. Надо сказать, что избаловать ребенка в первые два месяца почти невозможно, потому что в этом возрасте он чаще всего капризничает по какой-то определенной причине: из-за колик в животе, расстройства желудка или даже просто потому, что устал. Бывают, конечно, и дети с повышенной раздражительностью, которые реагируют на любое изменение обстановки громким плачем. Известно, что такой период капризов заканчивается через несколько месяцев, но родителям, которые мучаются с маленьким крикуном от этого вряд ли станет легче.

Когда мама берет ребенка на руки, он успокаивается, потому что отвлекается от боли, которая его может беспокоить. Мама согревает, поглаживает малыша, и, например, мучающие его колики от этого проходят. Но, оказавшись в кроватке, младенец может снова почувствовать боль и начать плакать, ведь он не знает, отчего ему вдруг стало нехорошо. Если родители приняли решение отучать от рук ребенка, которому уже исполнилось 4-5 месяцев, то нужно просто проявить твердость и не брать малыша из кроватки, когда он начинает плакать.


Обычно ребенок отвыкает от рук буквально за несколько дней, хотя так бывает и не всегда. К 4 месяцам многие дети становятся спокойнее, потому что реальные причины плача — колики, возбудимость, усталость — в этом возрасте уже исчезают. Но дети, которые привыкли к тому, что их при малейшем капризе берут на руки и успокаивают, хотят, чтобы так продолжалось и дальше. Многое зависит от матери, которая должна стать несколько более строгой. Например, уложив малыша в кроватку, можно сказать ему, что он должен спать, а у мамы много дел. Слов ребенок в этом возрасте не понимает, но очень чутко разбирается в тоне, которым они сказаны.

Часто причиной избалованности ребенка становится поведение родителей, которые буквально не отходят от малыша ни на минуту. Маленьким детям, конечно, необходимо общение, но это не значит, что нужно постоянно носить их на руках. Если так делать, малыш не научится развлекать себя сам, будет скучать, оставшись один, чувствовать себя брошенным. Поэтому и в общении с ребенком нужно соблюдать меру, чтобы он не превратился в капризного маленького тирана. Если брать ребенка на руки каждый раз, как только он заплачет, то через месяц-другой он станет капризничать еще чаще, по любому поводу требовать, чтобы его покачали и успокоили. Поэтому слабохарактерные родители, которые слишком уж заботятся о своем чаде, нередко оказываются фактически в подчинении у младенца, который становится капризным и раздражительным.

Всем известно, что первого ребенка в семье балуют больше, а если потом появляются другие дети, то к ним родители относятся уже гораздо спокойнее. Первенец же занимает все мысли родителей, и заботиться о нем доставляет им удовольствие. Чувство ответственности за жизнь малыша и те надежды, которые родители на него возлагают, порой и приводят к избалованности.


Психологи упоминают и о закомплексованности некоторых родителей, которые подсознательно готовы подчиняться детям и идти для них на любые жертвы, лишь бы ребенок вырос, добился в жизни успеха и оправдал надежды. Но такой подход приводит к обратным результатам. Уже в самом раннем возрасте ребенок будет капризничать и требовать тем больше, чем больше родители готовы подчиняться ему и выполнять каждый каприз. Поэтому, чтобы не избаловать малыша, главное — уметь проявлять твердость и постепенно приучать ребенка к тому, что у родителей есть кроме заботы о нем и другие дела.