Как добиться авторитета у подчиненных. Секреты управления людьми

13.03.2016 03:32

Вспомните людей, под руководством которых Вам довелось работать. Вероятно, среди них встречались яркие и активные, с ними организация добивалась успехов. Однако наверняка были и другие - с которыми общение было в тягость и работа шла из рук вон плохо. Так почему же одним удается получить признание, а другим нет? Каковы пути и способы завоевания авторитета или власти? Я сознательно использую слова «авторитет» и «власть» как синонимы. Дело в том, что руководителю важно не столько пользоваться уважением подчиненных (иметь авторитет), сколько добиваться, чтобы его слушались, ему подчинялись. Иными словами, важно иметь деятельный авторитет - власть.

Крылатое слово: «Успех доказывает его право». Как авторитет доказывает. Это происходит автоматически, а затем усиливает авторитет. Поэтому неудивительно, что известные лидеры в современном обществе часто уже имеют определенный возраст и, соответственно, жизненный опыт.

Недостатком этого является то, что лидерство часто связано с опытом, что часто блокирует молодых людей от использования их хорошего потенциала, потому что общество не признает их зрелости. Вопрос, который, несомненно, задавался много раз, хотя и бессознательно.

Власть не является чем-то врожденным, потому что такие качества никогда не врожденные. Вы даже не можете смотреть на ребенка, если это будет связано с обществом позже, или если это будет эгоист или одиночка. Это все, что развивается во время жизни! С первого момента вы видите свет дня после вашего рождения, вы сформированы самыми трудными вещами. Ваше мнение, ваше мировоззрение и ваши мысли постоянно меняются, пока они не станут настолько сильными, что они будут расширяться больше, чем изменения.

Власть - это всегда принуждение, и, раз уж мы говорим о коллективе, власть - это способность побудить группу людей сделать то, что они не сделали бы по собственной инициативему почину. Изначально право распоряжаться самим собой принадлежит каждому человеку, и он при каких-то обстоятельствах или на каких-то условиях готов передать это право руководителю, то есть Вам. Однако надо понимать, что он может как дать Вам такое право, так и лишить Вас его - последнее будет означать, что Ваша власть над этим человеком закончилась.

Считайте себя клюшкой, когда вы родились. Эта месильная лужа формируется не только вашими родителями, но и звуками, вкусами, запахами, чувствами и всем, что вы ощущаете своим глазом, пока у вас есть все ваши чувства в вашем распоряжении. Это также создает опасения, потому что они также не являются врожденными. Хотя есть так называемые «страхи», которые у вас есть с рождения, но тогда это больше инстинктов.

Фобии от этих страхов обычно случаются, потому что вы не научитесь справляться с ними, и в некоторых случаях вы увеличиваете себя больше. Лидеры имеют много качеств, и кроме того, на самом деле есть вещи, которые могут быть врожденными, но это всего лишь часть этой власти. Чтобы быть авторитарным, например, вы должны иметь уверенность в себе. Теперь есть люди, которые имеют врожденный глубокий голос или поразительное лицо. Это врожденные вещи, которые могут создать впечатление или даже запугать. Но этих качеств как таковых недостаточно, чтобы завершить свою власть, потому что, если вы не уверены в себе, то никакой глубокий голос не принесет вам ничего.

Пять источников власти

Почему человек готов передать другому право распоряжаться собой? Что служит основанием для власти одного человека над другим? Есть пять причин, назовем их источниками власти.

Источник 1. Правовая власть

Эта власть основана на Ваших должностных полномочиях и служебном положении. В любой компании есть иерархия: лица, занимающие высокое положение, обладают властью над теми, кто работает на более низких должностях. Вы, как руководитель, вполне обоснованно ожидаете, что работник будет аккуратно выполнять должностные обязанности, однако на практике все получается иначе. Ведь важно не то, как сформулированы права и обязанности в приказе (или инструкции), а что сотрудники под ними понимают. Уверен, их восприятие ощутимо отличается от Вашего. Если при завоевании авторитета Вы будете опираться лишь на правовую власть, можно столкнуться с так называемой итальянской забастовкой (люди будут исполнять обязанности формально, без вовлеченности в работу). Следовательно, важно не просто сослаться на некую инструкцию, а добиться того, чтобы работники понимали ее смысл. Именно поэтому надо привлекать сотрудников к составлению внутренних нормативных документов.

Ваш опыт со студентом, который, несмотря на непопулярность, может быть все спокойным, отличается от объяснения. У этого ученика мало контактов с другими одноклассниками, и маленький контакт с одноклассниками очень неопытен с ним. Но если кто-то поднимает слово, то это непредсказуемо, нельзя судить об этом из-за отсутствия опыта, поэтому лучше быть спокойным. «Большое неведомое» также очень запугивает.

Итак, вы должны изучить характеристики, но как и прежде всего какие характеристики? Власть нуждается в достоверности! Не прыгайте, но покажите своему ближнему человеку то, что есть. Положите свое мнение на передний план и настаивайте на нем, пропустите его. Также важно, чтобы вы приводили причины, понятные причины, потому что вы должны быть заслуживающими доверия.

Источник 2. Поощрительная власть

Эта власть основана на вознаграждении. Между Вами и подчиненными заключается гласный (или негласный) договор о своеобразном обмене: Вы мне подчиняетесь, а я вас поощряю. Важно, что вознаграждение в глазах работника должно выглядеть ценным. Например, Вы можете расценивать назначение на новую должность как вознаграждение, а подчиненный увидит в этом обременительную обязанность и дополнительную ответственность. Чем значимее для сотрудника вознаграждение, тем выше его степень подчинения. Бывает, что руководитель определенного уровня не имеет ресурсов для поощрения (например, мастер не в силах решить вопрос о повышении зарплаты), тем не менее, пока окружающие считают, что он может «замолвить словечко» перед вышестоящим начальством, он будет обладать поощрительной властью. Бывает и так: Генеральный Директор не дает руководителю инструментов для поощрения, и тогда тот начинает искать собственные - например, в качестве поощрения дает сотруднику отгул или отпускает его с работы пораньше. Тогда этот нелегальный отгул будет носить партизанский характер и не станет мотивирующим фактором, а значит, сделает систему менее управляемой.

Ставьте себя все чаще в роли лидера, но с которым чувствуете себя хорошо. Покажите, что вы авторитарны, но никогда не пренебрегаете другими. Например, разрешайте конфликты между двумя людьми, чтобы вы справлялись с ситуацией, а также завоевывали доверие. Две птицы убиты одним камнем, так сказать.

Язык тела также важен. Вы всегда должны стоять в вертикальном положении, не подводите себя и не оставляйте Буача свободным во время разговора. Поскольку живот - это «мягкое» слабое место на теле человека, показывающее свою противоположность, что нечего скрывать, это важно.

Источник 3. Принудительная власть

Основа такой власти - страх. Руководитель может давить на сотрудника, например угрожая снизить ему зарплату, лишить премии, уволить. Хотя наказание может обеспечить должное поведение персонала, все же подобный тип власти слабо стимулирует производительную деятельность. Главная проблема в том, что, если руководитель начинает злоупотреблять угрозами (нередкая для России ситуация), востребованные работники уходят из компании. Остаются те, кому идти некуда, - они приспосабливаются, тратя энергию не на работу, а на соответствие формальным требованиям. Надо ли говорить, что качественный уровень персонала снижается и эффективность труда падает? К сожалению, в российской управленческой практике стремление именно к этому типу власти очень распространено (см. Как Вы яхту назовете… или Почему дети били клоуна), и руководители безотчетно умножают числонегативных тенденций в коллективе. Например, сотрудник, который боится грозного начальника, может дать ему недостоверную, приукрашенную информацию. Более того, специальные исследования (да и житейские наблюдения) показывают, что наказание провоцирует агрессию или чувство неуверенности, незащищенности; его последствия - неспособность управлять ситуацией, так называемый эффект туннельного восприятия (мысли человека сосредоточены только на источнике страха, и это существенно ограничивает выбор вариантов поведения). Приведу пример. На советском заводе было строгое правило: приходить на работу в 9:00. Что делали сотрудники? Пробегали мимо проходной в назначенный час и потом полчаса сидели во внутреннем дворике, отдыхая от утреннего забега (а не работали, как надеялось руководство).

Поэтому в принципе можно сказать. Будьте уверены в себе, помогайте говорить громко и понятно и, прежде всего, «открытые», заслуживают доверия, доверяйте своему коллеге. Но вы не узнаете все это в одночасье. В основном вы должны принять участие во многих дополнительных образовательных курсах и эманах, которые недостаточно дешевы, чтобы выразить свою власть.




Просто небольшое примечание к однокласснику. Ваше объяснение было бы возможно, но в данном случае это неверно. Дело не в том, что мы не знаем его достаточно. В конце концов, мы были в классе уже более 6 лет. У него много «друзей», и вы можете поговорить с ним и судить его, мы очень хорошо знаем, как он реагирует. Даже его друзья унижают его в его отсутствие, но никто не осмеливается сказать что-либо отрицательное, даже мы другие, в его присутствии. Даже некоторые учителя запуганы им, хотя он никогда не говорит ничего агрессивного.

Как Вы яхту назовете… или Почему дети били клоуна

Однажды в трех классах младшей школы провели психологический эксперимент. В каждый принесли куклу - надувного клоуна. В первом классе учитель сказал: «Дети, вот вам клоун - играйте с ним». Во втором: «Дети, вот вам клоун, играйте с ним. Только не бейте». И наконец, в последнем произнес: «Вот вам клоун - играйте с ним, только не бейте. А кто будет бить - приду и накажу».

Это можно объяснить только естественным «чистым замешанным» господством. Ссылка тоже очень интересная. Есть достаточно людей, которые очень образованы, одарены, талантливы и вели великие дела, но не относятся к ним соответствующим образом. Посмотрите на многих учителей, которые не могут одолеть и предать смерти.

В свою очередь, есть люди, которые являются абсолютно противоположными и по-прежнему превосходят других, просто из-за их харизмы. Боевые искусства - риторика - обучение лидерству и т.д. Обучение и курсы можно забронировать! Достаточно предложений везде! Конечно, стоит соответственно!

Затем преподаватель уходил. Что же происходило в классах? В первом классе дети мирно играли с клоуном. Во втором - играли и били, играли и били. А вот в третьем, как только взрослый уходил, дети подкрадывались к двери, убеждались в том, что преподавателя нет, подбегали к клоуну и принимались его яростно колотить. Вам этот пример ни о чем не говорит?

Некоторые уважают вас за вашу работу, знания или опыт. И снова с другими, это может быть вашим уверенным поведением, которое создает впечатление. И положительные, и отрицательные. Но это не имеет ничего общего с моими представлениями о превосходстве или неполноценности. Скорее, с чувством уважения и оценки друг друга как человека.

И да, это выражается физически. Мы, психологи, называем это конгруэнцией. Поскольку это относится к позе, тону голоса, а также к другим невербальным сигналам. Если сообщение соответствует этим двум уровням, больше нет суеты. Боже, мне досадно было объяснять цель сначала и в течение долгого времени, прежде чем кому-либо удобнее, иногда идти в опыт и только потом обсуждать. Кроме того, несколько эмпирических ценностей, как руководить группами. В какой-то момент люди знают своего Паппенгеймера и могут интегрировать повторяющиеся образцы различных групповых духов, таких как «пресловутый критик», «мелкий урод», «спящий», «клоун», «эндокрискостюрер», столь же уважительно, как умело интегрирующийся.

Источник 4. Компетентная (или экспертная) власть

Такую власть обеспечивает профессиональная подготовка. Даже на низкой должности работник может обладать сильной компетентной властью (например, знающий бухгалтер - в вопросах финансового учета, а юрист - в вопросах права). Часто вновь назначенные руководители используют лишь этот тип власти. Почему это опасно? Как только начальник поделится с сотрудниками всеми сведениями (уровень их знаний станет аналогичным), руководитель потеряет над ними власть. Не надо стараться быть всезнайкой. Рекомендую ограничиться кругом вопросов, которые Вы действительно знаете лучше всех. Для Генерального Директора это прежде всего понимание тенденций рынка и вопросы стратегии.

Например, пресловутый кричащий критик назначается адвокатом диабола группы, признавая его скептицизм как здоровое и полезное выражение духовно мыслящего ума и уполномоченный собирать все критические замечания в письменной форме, чтобы впоследствии их можно было обсудить. При этом он получил благодарность и внимание за свою небольшую часть этого поведения, и в результате результат, как правило, остается спокойным в ящике. Таким образом, это все вопрос об отношении к групповому образу человека, к принятию разных людей и стратегий.

Хач, да, и с несколькими гипнотическими языковыми узорами на кастрюле тоже не ошибся для тренера. Даже тренер - даже если это не соответствует его индивидуальности вообще и любит - может служить. Требуется гибкость. Если «тренер» не является полностью настроенным и не имеет амбиций, ему просто нечего делать или изучать что-либо новое, и, в конце концов, вы более совершенны и истощены, что на самом деле не очень хорошо на следующий день. Осознание ритуалов и рамок, которые хороши для меня, позволяют повысить спокойствие, подлинность и настороженность меня и других других людей и ни в коем случае не являются в колыбели, но должны быть поставлены шаг за шагом, потому что это фактическое развитие личности, абсолютно также имеет отношение к самосознанию.

Источник 5. Личная (референтная) власть

Эта власть основана на харизме руководителя, которая определяется индивидуальными чертами человека, его личностными качествами. Такому руководителю подчиняются, потому что доверяют. Управленец, имеющий референтную власть, лично привлекателен для сотрудников. Сегодня, когда дела в экономике обстоят не лучшим образом, главное, чего подчиненные ждут от руководителя, - уверенность. Харизматичный руководитель может объяснить работникам, куда движется компания и почему выбран именно этот путь.

Естественный авторитет часто называют на одном дыхании, как харизма. Хоть учиться, это парадоксально. Но можно выработать назначенный авторитет: через честные, доброжелательные и надежные действия. Вы должны полностью убедиться в том, что делаете, немедленно признать и исправить ошибки и никогда не украшать себя чужими перьями.

Есть всегда ревнивые люди, которые пытаются сделать вас плохими, пытаются изобразить вас как шоумена и доверенного лица - просто оставьте их. Все, кто знает, что вы знаете, что вы действительно так хороши. И не подталкивайте себя в качестве консультанта, если вас не спрашивали - и если вас спросили, и люди не слушают вас и не падают на нос - не беспокойтесь об этом.

Как завоевать и удержать власть: железные правила для хорошего руководителя

Власть - это не цель, а средство, необходимое для хорошей работы. Авторитет -фундамент успешного руководства. Дам несколько советов, как завоевать власть и удержать ее.

Правило 1. Чем больше у Вашей власти точек опоры, тем она устойчивее. Люди любят делать то, что у них хорошо получается. Применительно к завоеванию авторитета это означает, что сотрудник, оказавшийся на руководящей должности, начинает (порой неосознанно) утверждать власть на том, что ему легче дается. В результате власть держится на одном-двух основаниях, а потому бывает неустойчива. Если же Вы станете опираться на правовые нормы, будете располагать ресурсами для вознаграждения ценных сотрудников, сможете действенно наказать провинившегося, покажете себя экспертом в той области, в которой руководите, - Ваша власть будет устойчива, а авторитет крепок. Важно всегда помнить, что приобретение и сохранение авторитета - не конечная, а исходная точка работы руководителя.

Полномочия могут быть определены следующим образом. То, что вы имеете в виду, очевидно, является самоуверенной харизмой - она ​​может основываться на самооценке и самовосхвалении или на хорошо обоснованных знаниях и способностях. Вы получаете только положительную самооценку через обучение и опыт. Если вы знаете, куда идти, потому что вы хорошо разбираетесь в одном, вы также излучаете естественный авторитет, который вы не можете выучить, вам нужно работать.

Если это не так, авторитет будет связан с достижением, страхом, над другими, что не означает для меня реальной власти. Это харизма, которая не пугает, а пробуждает уважение и уважение, которое не угнетено, а интегрируется. Спасибо за ответ. Нет, вы не можете это узнать, так как вы не можете изменить человека. У кого-то есть эта харизма или влияние на других или нет. Вы не можете научиться авторитету, вы можете получить его только. Это всегда зависит от возраста и конституции соответствующего коллеги.

Правило 2. Если Вы хотите завоевать личную власть, старайтесь оправдать ожидания подчиненных. На своих семинарах часто предлагаю руководителям назвать харизматичного лидера. Слышу имена совсем разных людей - от Петра I и Наполеона I до Маргарет Тэтчер и Стива Джобса: человек, ставший лидером для одних, совершенно не обязательно будет таковым для других. Качества, определяющие главенствующую роль председателя правления банка, совсем не обязательно позволили бы ему стать успешным руководителем научной лаборатории. Иначе говоря, успешность лидера определяют не его личностные качества сами по себе, а то, насколько они отвечают требованиям ситуации, в которой находится компания, задачам, которые решает коллектив. Хотите стать харизматичным руководителем - думайте о том, чего желают Ваши подчиненные, показывайте, что способны оправдать их ожидания.

Учитель, перед которым вы уважаете, который представляет вам власть, мог. Поэтому также важно, какие знания и опыт у человека есть, кто-то воспринимается как авторитет или нет. Да, это правильно, знания и опыт, безусловно, являются важным фактором. Но есть люди, которых встречают в первый раз, и у них сразу есть авторитарная харизма. Другие немедленно замечают слабость. И, как уже упоминалось, есть люди, которые заслуживают уважения благодаря своим знаниям и поступкам, но их никогда не рассматривают соответственно.

У некоторых есть такая «внешность». Уверенность в себе, знание, внешний вид. И вы можете научиться говорить перед группами, это очень ясно, особенно если задано основное требование. Конечно, вы можете узнать авторитет. Люди, которые имеют много друзей и популярны среди этих друзей, могут легко контролировать класс и более социально преданны, чем посторонние.

Правило 3. Добивайтесь, чтобы в Вашей компании постоянно что-то менялось к лучшему. Недавно на семинаре в крупном холдинге ко мне обратился только что назначенный директор одного из заводов. Он сказал, что на следующей неделе впервые приедет на предприятие в роли Генерального Директора. С чего начать работу? Мой ответ повеселил участников семинара, хотя и вызвал недоумение. Я порекомендовал покрасить проходную. Почему? Работники должны увидеть, что начались перемены и они позитивные. Сделайте так, чтобы в компании постоянно что-то менялось к лучшему, чтобы эти изменения были связаны с Вашим именем, - и Вы будете пользоваться устойчивым авторитетом у Ваших сотрудников.

Правило 4. Постоянно анализируйте основания своей власти. Многие, даже опытные руководители забывают важную вещь: власть может как возникнуть, так и исчезнуть. Поэтому Вам важно регулярно проводить своего рода аудит Вашей власти в компании. Постарайтесь понять, на каких основаниях она держится.

  • Закреплены ли Ваши полномочия в каких-то документах?
  • Знают ли сотрудники положения этих документов? Согласны ли с ними?
  • Можете ли Вы вознаградить сотрудников и чем? Ценят ли они эти поощрения?
  • Можете ли наказать их и в каких ситуациях? Считают ли сотрудники это наказание справедливым?
  • Каких знаний не хватает Вашим сотрудникам? Как их получить и передать работникам?
  • Почему Вы считаете, что сотрудники должны Вам верить?

Ответы на эти вопросы позволят понять, будет ли Ваша власть устойчива и долгосрочна. Но важно помнить, что власть в бизнесе - это не цель, а средство и что ею нужно правильно распорядиться.

Говорит Генеральный Директор

Виктория Савкина Генеральный Директор торгового дома «Компаньон», Мытищи (Московская область)

Я какое-то время работала за границей, где руководители местных компаний, в отличие от их российских коллег, с сотрудниками разных должностей (от топ-менеджеров до уборщиц и курьеров) общаются наравне. Воспользовавшись этим опытом, я практически полностью изменила взаимоотношения с сотрудниками.

Во-первых, стараюсь общаться с коллективом ежедневно: например, на утренних планерках интересуюсь, что было сделано за прошлый день, что нет и почему. Это держит персонал в тонусе, кроме того, сотрудники начинают чаще общаться друг с другом.

Во-вторых, большое внимание уделяю корпоративным мероприятиям. Следуя принципу «хорошо работает тот, кто хорошо отдыхает», стала организовывать для сотрудников больше выездных мероприятий, однако стараюсь, чтобы это не выливалось в обычные «посиделки на природе», а приносило пользу компании (например, провожу командообразовательные тренинги).

В-третьих, контролирую уровень компетентности сотрудников, некоторым предлагаю пройти дополнительное обучение за счет компании. Например, у перспективного специалиста из отдела по закупкам были трудности в общении на английском языке. Я стала брать его на тематические выставки, предлагала подойти к тем или иным стендам потенциальных поставщиков и завести беседу на определенную тему по-английски, сама внимательно слушала диалог, а потом указывала ему на ошибки.

Экспертное мнение

Шесть советов новому директору, как обеспечить стабильность власти

Юрий Наврузов Бизнес-тренер консалтинговой группы «НАУ», преподаватель бизнес-школы «МИМ-Киев»; кандидат технических наук, Киев

Как только Вы получаете власть, надо ясно сформулировать свои приоритеты, чтобы смогли определиться и подчиненные. Воспользуйтесь несколькими советами.

Совет 1. Дайте всем понять, что Вы - Генеральный Директор, а не временщик. Демонстрируйте самостоятельность и автономность. У Вас нет времени на раскачку: в роль директора следует войти быстро - и прежде всего самому увидеть себя в новом качестве. По инерции новые руководители, особенно выдвигаемые снизу, продолжают чувствовать себя исполнителями и в итоге замыкают на себя все мелкие вопросы. Они тонут в деталях, за деревьями не видя леса, а подчиненные воспринимают такого человека не как руководителя, а как временщика (временно исполняющего обязанности).

Совет 2. Превратите недовольных сотрудников в союзников. Составьте список недовольных, однако не позволяйте им долго оставаться в этой роли, иначе Вы рискуете потерять профессионалов. Приведу пример, как можно привлечь их на Вашу сторону. В одном учебном заведении выбирали ректора. Большинство отдали голоса молодому профессору, перспективному ученому-физику. Однако немало сотрудников предпочли действующего проректора. Чтобы привлечь на свою сторону его союзников, новый руководитель назначил проректора своим первым заместителем и вместе с ним разработал программу реорганизации университета. Это объединило приверженцев и большую часть недовольных молодым ректором.

Совет 3. Направьте усилия на удовлетворение потребностей клиентов. В то время как подчиненные могут (и должны!) меняться в зависимости от ситуации и актуальности задач, клиенты для директора - величина приоритетная и неизменная. Отсюда вывод: гарантия сохранения власти - Ваша ориентация на потребности клиентов, а не на интересы Вашего окружения.

Совет 4. Если недовольные остались, скажите, что Вы их прощаете. Не всегда несогласных нужно увольнять. Наверняка среди них есть профессионалы, которые к тому же обладают важной информацией. Один из вариантов - заявить им: «Да, вы не со мной, я это понимаю, однако собираюсь сотрудничать и готов забыть прошлое, если это будет не в ущерб делу, которое составляет смысл и предназначение моей работы». Такое сообщение не может быть воспринято в штыки.

Совет 5. Благодарите союзников, но делайте это дозированно. Небольшие знаки благодарности приучают подчиненных к мысли о справедливости и искренности директора.

Совет 6. Держите подчиненных в строгости, но не переходите на личности. Кнут, вожжи, стимул, KPI - за этими и подобными словами стоит одно: страх, и, как известно, ожидание страха всегда сильнее его самого. Поэтому подобные инструменты очень эффективны в руках опытного руководителя. Однако, внушая страх, не перегибайте палку. Приведу пример. Жесткий руководитель окружил себя такими же менеджерами, полагая, что в борьбе выживет сильнейший. Но он ошибся. Желая нагнать страх на самого неуступчивого - коммерческого директора, он перешел на личность, наказывал его прилюдно, без всяких оснований лишил бонуса. В итоге коммерческий директор подготовил пару крупных заказов, замкнул клиентов на себя, предложил надежным помощникам войти в команду - и ушел к конкуренту. За ним потянулись и другие сотрудники.

Резюме. Помните, менеджмент - это искусство получить нужный Вам результат чужими усилиями. Хотите удержаться в руководящем кресле - сделайте все возможное (и даже больше) для удовлетворения потребностей клиентов и своего коллектива. Покушения на власть руководителя пресекайте решительно, как лев, и хитро, как лиса. Все средства хороши, ведь победителей не судят.

Говорит Генеральный Директор

Анета Шильникова Генеральный Директор компании «Еватекс», Санкт-Петербург

Расставайтесь с теми, кто подрывает Ваш авторитет. В компании всегда найдутся сотрудники, которые будут оспаривать Ваши решения. Таких людей я рекомендую увольнять сразу, какими бы успешными они ни были. Иначе они будут мешать развитию и укреплению Вашего авторитета. У меня был подобный опыт. Однажды я взяла на работу знакомую, это был очень сильный и грамотный специалист. Со временем стала замечать, что она начала противопоставлять себя мне. В частности, пыталась создать какую-то коалицию, регулярно обсуждала мои распоряжения. Я пыталась и не обращать на это внимания, и поговорить с ней по-хорошему, однако сплетни и пересуды продолжались. У меня стало портиться настроение, я поняла, что больше не хочу тратить на это силы, - и предложила ей написать заявление об уходе.

Интересуйтесь, чем живут Ваши сотрудники. Вам следует знать об этом хотя бы в общих чертах. Старайтесь запоминать их имена, какие-то детали личной жизни. Время от времени я спрашиваю директора по персоналу, как обстоят дела, что у работников новенького. Когда выхожу в цех, общаюсь с людьми. У тех, кого хорошо знаю, могу спросить, например, про внучку, у беременной сотрудницы поинтересоваться состоянием здоровья. Наверное, такой подход в большей степени характеризует женщину-руководителя. Я вообще сторонник дружелюбной, домашней обстановки в коллективе. По опыту знаю, что людям это нравится, они благодарны за такое отношение. И это важно: ведь мы проводим друг с другом на работе очень много времени.


Многие работодатели сегодня сталкиваются с проблемой непослушности подчиненных. Современные сотрудники уже не боятся увольнения, они могут возразить начальству. Особенно это касается ценных специалистов, которые в некоторых вещах превосходят своих руководителей.

Начальство осознает, что нахрапистые методы управления подчиненными сегодня неэффективны, поэтому вынуждены искать иные подходы. Психологи считают, что основная проблема молодых руководителей кроется в их неумении выстраивать правильные и эффективные отношения с сотрудниками. Они не умеют правильно отдавать приказы, поскольку им просто не хватает опыта. Как же быть в этой ситуации, как сделать так, чтобы подчиненные слушались?

В чем причина невыполнения приказов?

В течение дня руководителю приходится отдавать десятки, иногда даже сотни приказов. Чем серьезнее должность, тем хуже последствия от их невыполнения. Но, часто руководитель не может заставить своих подчиненных слушаться только из-за того, что неправильно и нечетко формулирует свои требования. Многие попросту не уделяют этому внимание, а зря.

Анализ практики позволяет определить основные причины, которые приводят к невыполнению приказов:

1. Сотрудники не понимают требования. Одну и ту же задачу можно сформулировать по-разному, более того, подчиненные также по-разному могут понять слова руководителя.

Чтобы избежать такой ситуации следует учитывать:

  • Концентрированность внимания.
  • Нюансы профессиональной речи.
  • Уровень интеллекта.
  • Уровень образования.
  • Логичность изложения.

Кроме того, есть подчиненные, которые только делают вид, что не поняли сути задачи. Другие же действительно не осознают требования. Руководитель должен правильно проанализировать ситуацию, его задача – заставить коллектив подчинятся.
1. Сотрудники не воспринимают неконкретные требования. Они понимают суть приказа, но при этом не разделяют позицию руководителя, вследствие чего не желают выполнять его требования. Некоторые сотрудники могут открыто об этом заявлять, из-за чего руководители совершают следующую ошибку – доказывают пользу своих требований.

Однако проблема заключается в том, что сотрудник не понимает, какую пользу он сможет извлечь для себя. Польза для организации – это конечно хорошо, но многим сотрудникам до нее нет дела.

Чтобы постигнуть искусство приказывать, нужно понимать и управлять выгодами, которые интересны сотрудникам.

Нужно выяснить конкретно из-за чего сотрудник не хочет принимать требования руководителя: он не соглашается с направлением развития организации или преследует свои личные интересы. Необходимо воздействовать на внутренние причины, только тогда можно добиться от сотрудников подчинения.

Тонкости управления подчиненными

У искусства управления людьми есть свои правила. Ниже будут рассмотрены рекомендации, которые следует применять в рабочем процессе и в отношениях с каждым сотрудником. Их использование поднимет имидж начальника, устранит противоречия, смягчит требования.

1. Пользуйтесь словами и терминами с учетом образования и уровня развития сотрудника.

2. Отдавайте четкие и понятные приказы. Соблюдайте форму приказов, она должна восприниматься сотрудниками однозначно. Нельзя допускать неправильного понимания или перекручивания.

3. Никакой персонификации. Если вы сформулируете приказ лично от себя, сотрудники его автоматически отвергнут. Не нужно использовать фразу — «Я хочу…», лучше скажите: «Нашей компании нужно…».

4. Контролируйте интонацию. Не высказывайтесь агрессивно, такая интонация испортит даже нейтральную просьбу, сотрудники ее не примут. Подчиненные из-за этого будут отвлекаться от самой сути, у них будут возникать различные эмоции, что в профессиональной деятельности недопустимо.

Даже, если они вас послушают, все равно испортится психологический климат и в дальнейшем возникнут проблемы. Да и, скорее всего, сотрудники примут противоположную вам позицию, они будут во всем вам противостоять.

5. Избавьтесь от негатива. Если хотите, чтобы подчиненные вас слушались, пользуйтесь позитивными фразами, формулируя приказ. Различайте критику и приказы.

6. Называйте сотрудников по имени, когда отдаете им приказ. Указания нужно отдавать персонифицировано, тогда управление сотрудниками будет эффективным. К тому же, человеку всегда приятно, когда к нему обращаются по имени.

7. Пользуйтесь комплементами. Причем неплохо было бы совмещать их с подчеркиванием своей несостоятельности в данном вопросе. Но, не забывайте, что комплемент – это незначительное преувеличение достоинств. Не переусердствуйте, иначе это уже будет лесть, от которой ничего хорошо не последует.

8. Окольные пути. Часто подчиненные воспринимают приказы в штыки, в такой ситуации куда лучше будет поинтересоваться их мнением по конкретному вопросу. Устройте небольшую дискуссию, а когда она окончится, выразите свои требования.

Но, таким методом нужно пользоваться только с определенными сотрудниками, которые не будут рассматривать ваше обращение, как проявление слабости.

9. Попробуйте формулировать свои требования как вопросы.

10. Подчеркните выгоды, которые сможет извлечь сотрудник, если выполнит ваши требования.
Мастера приказов

Намного проще будет добиться от подчиненных послушания, если они осознают, что ваше приказание нужно выполнить. Вы должны смоделировать ситуацию, в которой сотрудник сам придет к выгодному для вас решению. Этого можно достигнуть через консультации, контроль, совещания и т.д. Однако, это сделать очень сложно, без знаний психологии не обойтись.

Постарайтесь найти слабые места сотрудника и воздействовать на них. Это может быть амбициозность, самоуверенность или честолюбие.

И не забывайте, что в этом вопросе нужно постоянно совершенствоваться. Изучайте психологию, пользуйтесь всеми доступными инструментами влияния. Тренируйтесь, доводите свои навыки до автоматизма. Вскоре у вас вообще не будут возникать вопросы по поводу того, как заставить сотрудников слушаться. Постигайте высшее искусство управления.