Занятия по озн с окр. Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "зимовье зверей"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе на тему «Зимовье зверей»

Программные задачи: рассказать детям об особенностях жизни диких животных в зимний период. Учить новые слова – берлога, нора, дупло, зимовье,спячка. Развивать мыслительные процессы. Воспитывать любовь к животным.

Оборудование: макеты (берлога, дерево с дуплом, нора), игрушки – медведь, белка, еж, заяц, листы для рисования (заранее воском прорисовать силуэты животных), ватные тампоны, разведенная гуашевая краска, фотоаппарат, корзинка с фруктами и овощами.

Ход занятия:

Ребята. Сегодня у нас необычное занятие. Это путешествие в зимний сказочный лес. Вы хотите отправиться туда вместе со мной? А поедем мы туда на поезде.

Звучит музыка и перед детьми открывается дверь в «зимний лес».

Вот мы с вами и приехали к назначенному месту. Как нужно себя вести? (ответы детей). В лесу зимует много животных, а вот какие нам встретятся вы поймете,отгадав загадки леса.

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (медведь)

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами… (заяц ).

С ветки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом
В лесу мне играть -
Надо грибы
Для зимы собирать.(белка)

Это кто в траве шуршит
И забавно так фырчит,
Весь в иголках, не возьмёшь?
Кто же это, дети? (Ёж)!

Все загадки отгадали правильно. Но мы с вами приехали не с пустыми руками. Все звери осенью готовятся к зиме и делают запасы. А мы с вами приготовили для них подарки. А чтобы наше путешествие запомнилось, мы взяли фотоаппарат и будем фотографировать животных.

Вот мы и подошли к первому домику. Кто же здесь живет? (медведь). Его дом называется берлога. Медведь просыпается весной и все лето ходит по лесу, ищет себе пищу, а осенью находит себе уютное местечко и ложится спать, все зиму медведь спит поэтому он запасы не делает, у него много жира накапливается за лето, это помогает ему перезимовать. Лучше с мишкой не шутить, если его разбудить, он становится очень свирепым и опасным. Поэтому мы будем вести себя тихо и осторожно. Вот медведь, медведь, медведь! Кто желает посмотреть? Видите он уже лег в спячку, мы не будем его будить а только сфотографируем на память.

Дальше по лесу идем. Какое высокое нам встретилось дерево. Что это у него там за вход интересный? Это дупло. Как вы думаете чей это домик? В дупле живет белка, она осенью готовит запасы на зиму – собирает орешки и грибы, чтобы питаться зимой. Мы ей дадим угощение и конечно сфотографируем. А вот кто это здесь за деревом дрожит от холода? (заяц). И совсем он дрожит не от холода, потому что у него теплая шубка. Зайка просто трусливый и чувствует опасность. Но мы его пугать не будем, а будем угощать. Что любят зайцы? (капуста, морковка). Зайцы всю зиму скачут по лесу. Но зимой нет морковки и капусты, да и в лесу она не растет. Поэтому им приходится питаться корой деревьев. Делаем фотографию и прощаемся с зайчиком.

Конспект итогового занятия в средней группе

«По дороге в старшую группу». (2014-2015 у.г.)

Цель: выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области «Познание» ФЦКМ на конец учебного года.

Задачи:

Образовательные:

Закрепить знания о частях суток;

Закрепить умение различать и называть времена года;

Закрепить в памяти названия весенних месяцев;

Продолжать развивать конструктивные навыки (складывать разрезные картинки по сказкам);

Закрепить знания о цифрах от 1 до 5;

Закрепить знание о геометрических фигурах (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник);

Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги;

Закрепить цвета (коричневый, оранжевый,);

Развивающие:

Развивать внимание и память;

Развивать логическое мышление (продолжать учить отгадывать загадки описательного характера).

Речевые:

Продолжать расширять словарь за счёт имён существительных (повадки, дупло, берлога, логово, нора); имён прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, пушистый, голодный и др.); глаголов (прятаться, охотиться, и т.д.);

Закрепить в речи относительные прилагательные (резиновый, пластмассовый, стеклянный, бумажная и т.д.);

Закрепить умение правильно пользоваться обобщающими понятиями (классификация).

Воспитательные:

Воспитывать у детей эмпатию, доброжелательность в общении со сверстниками и взрослыми, оказывать помощь.

Демонстрационный материал:

Домик с окнами (геометрические фигуры), мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк.

Раздаточный материал:

Игровое пособие «Волшебные картинки» по количеству детей,

Сюжетные картинки по временам года,

Сюжетные картинки о частях суток,

Разрезные картинки по сказкам.

Методические приёмы:

Игровая ситуация, постановка проблемы, беседа-диалог, речевые игры, конструктивная деятельность, анализ, подведение итогов.

Образовательные области:

«Познание»,

«Коммуникация»,

«Здоровье».

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

Организационный момент:

Приходит ребенок из старшей группы, дарит коробку с играми. Предлагает детям постараться выполнить задания придуманные детьми старшего возраста.

Дети слушают задание. Предлагают свои варианты решения проблемы

Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности

Задание №1 – найти стол с цифрой 1 Развивающая игра «Части суток»

Предлагает детям закончить предложение

Спим мы ночью, а делаем зарядку … (утром)

Завтракаем мы утром, а обедаем … (днём)

Обедаем мы днём, а ужинаем … (вечером)

Ужинаем мы вечером, а спим … (ночью)

Сколько частей в сутках? (4). Назовите их. Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?

Дети предлагают продолжение предложений, заданных воспитателем.

Закрепление частей суток.

Задание №2 – найти стол с цифрой 2 Развивающая игра «В какое время года?»:

Воспитатель задает вопросы:

В какое время года все купаются и загорают?

В какое время года птички улетают на юг?

В какое время года расцветают подснежники?

В какое время года играют в снежки?

В какое время года тает снег?

В какое время года с деревьев опадают листья?

В какое время года капают капели?

А сейчас какое время года?

Конец весны или начало?

Как называют весенние месяцы?

Давайте вспомним нашу песенку про эти месяцы: «МАРТ, АПРЕЛЬ и МАЙ – ИХ НЕ ЗАБЫВАЙ»

Рассматривают картинки, отвечают на вопросы.

Умение различать и называть времена года

Задание №3 – найти стол с цифрой 3 Развивающая игра «Скажи одним сло вом»

Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).

Кровать, тумбочка, стул, шкаф – (мебель).

Собака, кошка, корова, коза – (домашние животные).

Папа, мама, бабушка, дедушка -(родственники - семья).

Кубик, кукла, машина, мячик – (игрушки).

Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки –(обувь).

Пчела, стрекоза, муха, жук – (насекомые).

Самолёт, вертолёт, ракета – (воздушный транспорт)

Лодка, катер, корабль -(водный транспорт)

Легковая машина, автобус, поезд, газель… - (наземный транспорт)

- Волк, лиса, медведь,заяц- (дикие животные)

- Платье, курточка, брюки, носочки - (одежда)

Слушают воспитателя, отвечают

Формирование знаний о классификации предметов.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Игра «Из чего сделаны предметы?»

Мяч из резины – … резиновый.

Мяч из пластмассы – … пластмассовый.

Стакан из стекла – … стеклянный.

Матрёшка из дерева – … деревянная.

Утка из резины – … резиновая.

Игрушка из меха – … меховая.

Самолетик из бумаги – … бумажный.

Гвоздь из железа – … железный.

Образовывают прилагательные.

Формирование представления о свойствах предметов и материалла.

Закрепление умения образовывать прилагательные от заданного существительного. Умение играть в игры с правилами.

Умение действовать сообща.

Совершенствование двигательных умений и навыков.

Физическая разрядка

Задание №4 – найти стол с цифрой 4.

Разрезные картинки по сказкам.

1.Дети собирают разрезные картинки

2. Дети слушают вопросы воспитателя и называют сказку собранную из частей картинок.

- избушка, козлята, коза, волк….

-зайчик, лиса, собака, медведь, петух..

-тыква, карета, принц, бал…

-девочка, мальчик, баба-яга, гуси…

-девочка, дедушка, бычок…

-людоед, кот, принцесса…

-курочка, петушок, корова, хозяюшка, зернышко…

-медведь, девочка, бабушка, дедушка..

-медведь, комар, лягушка…

-муха, мышка, лягушка, волк, лиса…

-ниф-ниф, наф-наф, нуф-нуф…

Собирают пазлы.

Отвечают на врпросы.

Умение играть в игры с правилами.

Умение действовать сообща.

Закрепление четкого произношения названия сказки.

Закрепить названия геометрических фигур.

Задание №5 – найти стол с цифрой 5.

Развивающая игра «угадай по описанию»

У этого животного летом шубка серая, а зимою белая. Он быстро бегает. Всех в лесу боится, прячется под кустом (заяц).

Он маленький и колючий. Зимой спит. Летом ловит жуков и червяков (ёж).

Он большой, лохматый, неуклюжий. Зимой спит в берлоге. Летом ходит по лесу и ищет мёд и малину (медведь).

Она рыжая и хитрая. У неё пушистый хвост. Живёт в норе. Ловит мышей и зайцев (лиса).

Он серый и страшный, злой и голодный. Ловит зайцев и телят. Живёт в логове (волк).

Она маленькая, быстрая, рыжая. По деревьям скачет, живёт в дупле. Грызёт шишки и орешки (белка).

Отгадывают загадки.

Рассуждают.

Делят слова (отгадки) на слоги (хлопая в ладоши)

Умение строить сложные предложения.

Умение делить слова на слоги.

Умение свободно общаться с сверстниками.

Формирование интереса к фантазированию.

Рефлексия: дети находят на дне коробочки листочки с заданием(игровое пособие «Волшебные картинки» и призы от старших детей.

Находят силуэт. Раскрашивают.

Умение анализировать собственную деятельность. Умение доводить дело до конца, не отвлекать товарищей Проявление чувства удовлетворения от выполненной работы.

Умение свободно общаться с взрослым.

Могут включить в его расписание 30-40-минутные кардиотренировки - 3-5 раз в неделю. Физическая активность помогает контролировать физиологический стресс, который усугубляет симптомы ОКР. Идеальным вариантом станет тренировка с варьирующейся интенсивностью нагрузки, включающая разнообразные упражнения. Родители могут обратиться за информацией в фитнес-клубы. Также в данном случае подходит бег трусцой, легкая атлетика, плавание, тренировки на эллиптическом тренажере и катание на велосипеде. Эти виды нагрузки также можно включить в интервальную тренировку. Футбол, баскетбол, гимнастика и танцы также относятся к тем видам спорта, которые отвечают критериям варьирующейся интенсивности нагрузки и разнообразия компонентов тренировки.

2. Сон

Ребенок, страдающий от ОКР, должен спать достаточное количество времени, и если у ребенка нет возможности спать достаточно долго по ночам, в его дневном расписании должно быть предусмотрено время для дневного сна, а также перерывы на отдых в течение дня. Последовав приведенным инструкциям и рекомендациям, родители ребенка, страдающего от ОКР, могут дать своему ребенку значительную помощь и поддержку. Ребенку, страдающему от ОКР, необходимо большее количество сна, чем другим детям того же возраста, потому что его обсессии и компульсии постоянно высасывают из него энергию, вызывая крайнее изнеможение. 7-летнему ребенку, страдающему от ОКР, необходимо 10-12 часов ночного сна.

Родители детей, страдающих от ОКР, должны следить за соблюдением режима дня - в том числе на выходных. При возникновении абсолютной необходимости в изменении режима сна количество часов сна не должно увеличиваться или уменьшаться более чем на 1 час, и в этом случае необходимо предусмотреть в графике дополнительное время для дневного сна и перерывы на отдых в течение дня. Подобная необходимость может возникнуть во время семейного отпуска или поездки к бабушкам и дедушкам. Во время школьных каникул, а также майских и новогодних праздников ребенок должен придерживаться обычного распорядка.

Дети, страдающие от ОКР, сталкиваются с наибольшими сложностями во время детских вечеринок с ночевкой и при столкновении с необходимостью раннего пробуждения после долгих летних каникул. Следование данным инструкциям поможет вам обрести контроль над временным усилением интенсивности симптомов ОКР.

3. Режим дня

Дети, страдающие от ОКР, нуждаются в установленном режиме дня, который должен соблюдаться постоянно. Родителям детей, страдающих от ОКР, необходимо также организовать и распланировать день ребенка во время длительных праздников, семейных отпусков, летних каникул или в те моменты, когда в обычное расписание необходимо внести существенные изменения. Для самых маленьких детей можно купить специальный календарь-расписание, на котором они могут изображать различные действия в виде картинок. В ходе прохождения лечения от ОКР родители должны обсуждать с терапевтом любые изменения режима дня - особенно если они должны сохраниться на две недели и более.

Если школьные занятия отменили в последний момент (например, из-за сильного снегопада, урагана, каких-то проблем с обеспечением школы и т.п.), родители ребенка, страдающего от ОКР, должны составить "повестку дня" - подробный распорядок всего дня ребенка с указанием времени приема пищи и перекусов, различных поручений и заданий, а также времени для прогулок, выполнения физических упражнений, игр и т.д. После составления расписания на день важно донести его до ребенка. Помните о том, что ребенок, страдающий от ОКР, "запутывается" в паутине своих компульсий по несколько раз в день - особенно если все идет не так, как планировалось. Ребенку необходим четкий список заданий, расположенных в хронологическом порядке, из которого он может вычеркивать пункты в течение дня. Такой план действий поможет ему планомерно продвигаться вперед целый день - с утра до вечера.

4. Свобода от сахара

Сладости расшатывают психику любого человека, особенно у детей и подростков, поэтому продукты с большим содержанием сахара необходимо исключить из рациона ребенка, страдающего от ОКР, или уменьшить их потребление.

Родителям необходимо понять принцип работы цикла, изменяющего уровень сахара в крови. Итак, м ожно представить себе уровень сахара в крови в виде американских горок: взлет происходит, когда Вы едите пирожные, выпечку и сладкое, - все эти продукты вызывают резкое повышение уровня сахара в крови. Для того, чтобы справиться с этим состоянием, ваше тело выдает реакцию: производит инсулин для поглощения избытка сахара в крови, и на этой стадии Вы мчитесь вниз сломя голову. На пике Вы чувствуете прилив энергии и готовы взлететь, а после головокружительного спуска Вы ощущаете снижение концентрации, раздражительность, нехватку жизненных сил, начинаете беспокоиться и готовы лить слезы по любому поводу.

Инсулин производится в нашем организме каждый раз, когда уровень сахара в крови становится слишком высоким, так как главной задачей инсулина является сбор и хранение избытков горючего, которые ваше тело не может использовать в данный момент. Возможно, Вы уже догадались, в каком виде это горючее накапливается в нашем организме, - оно откладывается в виде жира. Инсулин не только сохраняет избыточное горючее в виде жира, он также стимулирует распад этого жира. Разве это не замечательный способ набрать вес и расшатать психику?

Вы можете использовать правило "80/20". Все, что вам нужно делать, - это придерживаться диеты, при которой ваш ребенок и Вы в течение 80 % времени употребляете богатые белком продукты при каждом приеме пищи.

Помните о том, что есть различные способы соблюдения данных рекомендаций при проведении вечеринки, посвященной дню рождения ребенка, или какого-то другого мероприятия, на котором поедание сладостей является основным занятием. Вполне возможно следовать рекомендациям по правильному питанию и одновременно соблюдать все традиции подобных мероприятий. Многие из наших клиентов делали так: перед вечеринкой они употребляли пищу, богатую белком, и овощные блюда, а потом на вечеринке они наслаждались чуть меньшим количеством праздничной еды. То есть родители ребенка, страдающего от ОКР, должны тщательно планировать приемы пищи и перекусы - как дома, так и перед походом на какие-то праздники.

5. Солнечный свет

Прогулка на свежем воздухе при подходящей погоде, когда на небе светит яркое солнце, принесет массу удовольствия ребенку, страдающему от ОКР, и позволит ему расслабиться. Конечно же, родителям необходимо позаботиться о защите кожи малыша с помощью подходящего солнцезащитного крема, рекомендованного педиатром. Как правило, для проявления благотворного эффекта подобных прогулок ребенку достаточно проводить на солнце от двадцати до сорока минут каждый день.

6. Душ

Родители детей, страдающих от ОКР, могут обнаружить, что продолжительный теплый душ помогает облегчить приступы ОКР у ребенка. Принятие 15-25-минутного теплого или горячего душа за 15 минут или менее перед отходом ко сну - это действенный способ снижения ощущения тревожности, которое ребенок испытывает в данный момент. Этот способ помогает организму быстро погрузиться на третий и четвертый уровни сна, которые несут ему отдых и восстановление сил. Легкое падение температуры тела/адаптация к окружающей среде, которую ребенок переживает после выхода из душа, позволяет достичь желаемого эффекта.

В некоторых случаях, когда ребенок страдал от серьезного ОКР, родители наших маленьких клиентов использовали душ как способ купирования особенно интенсивных и настойчивых приступов ОКР, проявляющихся у ребенка. При этом ребенок уже знал о том, что душ изменит состояние его сознания, заменив тревожность (до принятия душа) ощущением расслабления (после выхода из душа), - мы рассказывали ему об этом на терапевтическом сеансе. То есть когда родитель вмешивается и отправляет ребенка в душ, ребенок обычно идет в ванную, продолжая реализовывать свои компульсии, и это совершенно нормально. Однако если ребенок не хочет идти в душ прямо сейчас, родитель может оставить его в покое и через 10 минут снова проверить его состояние.

7. Уединение

Ребенку или подростку, страдающему от ОКР, было бы очень полезно на протяжении какого-то времени спокойно заниматься чтением, играми, просмотром телевизора, прослушиванием спокойной музыки или письмом в полной тишине, наедине с самим собой. Звуки, наполняющие дом, шум, исходящий от родных братьев и сестер, звуки дорожного движения, какие-то разговоры или другие отвлекающие факторы могут расстроить ребенка или вызвать у него удрученность, и, как следствие, активизировать компульсивные модели поведение. Детям, страдающим от ОКР, рекомендуется проводить от 30 до 60 минут в день в обстановке, лишенной внешних отвлекающих факторов. Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит включить в распорядок дня ребенка подобные сеансы уединения, проводя их в одно и то же время каждый день.

8. Единообразие и похожесть окружающей среды

В сознании детей, страдающих от ОКР, присутствует картинка "идеальной спальни". Родители этого ребенка могут и не считать эту картинку настолько идеальной, но ребенок, страдающий от ОКР, воспринимает "идеал" именно как единообразие и похожесть. Постоянство и единообразие окружающей среды снижает раздражительность и уровень стресса у ребенка, страдающего от ОКР. Многие дети, страдающие от ОКР, не хотят, чтобы кто-то передвигал их игрушки, брал поносить их одежду, закрывал их шкафы или менял их простыни. В некоторых случаях ребенок даже не желает, чтобы кто-то заходил в его спальню.

Некоторые дети, страдающие от ОКР, всеми силами пытаются поддержать единообразие своего личного пространства, - причем иногда это желание проявляется настолько сильно, что ребенок оставляет вокруг беспорядок в виде скомканной бумаги, оберток от еды, грязной одежды или каких-то других вещей. Когда взрослые требуют "убрать весь этот мусор и навести порядок", такой ребенок проявляет сильнейшее сопротивление. Многие дети даже не замечают этого "беспорядка", они считают такие условия нормальными.

Мы часто рекомендуем родителям подобных детей не делать акцента на том, как выглядит комната ребенка - они могут заглянуть в комнату, оценить степень ее безопасности для ребенка и степень соблюдения гигиены, а потом просто закрыть дверь. Отказ убирать накопившийся мусор и стирать грязную одежду и постельное белье также может стать выходом из сложившейся ситуации.

9. Сенсорно-сензитивная адаптация окружающей среды

Родители детей, страдающих от ОКР, часто обнаруживают, что сенсорно-сензитивные аспекты окружающей среды очень важны для больного ребенка, и адаптация среды на этом уровне может помочь ребенку, страдающему от ОКР, почувствовать себя комфортнее. Ребенок, страдающий от ОКР, постоянно и последовательно "сканирует" окружающую среду с целью выявления и нейтрализации определенных стимулов. К тому же такие дети проявляют особую чувствительность к звукам, запахам, зрительным образам, вкусам и ощущениям.

Ребенок, страдающий от ОКР, может испытать внезапное раздражение под влиянием определенных звуков (например, нытье родного брата или сестры), определенных запахов (к примеру, аромата курицы с чесноком, готовящейся на кухне), или вкуса еды, которая ему нравится (например, вкуса вашей домашней пиццы). Выявив особенности реакции ребенка на определенные сенсорные ощущения, Вы можете целенаправленно адаптировать этот аспект окружающей среды, и эта стратегия является очень полезной. Родителям детей, страдающих от ОКР, стоит уделить время на выявление тех сенсорных переживаний, которые вызывают раздражение у их больного ребенка, а потом выработать стратегии, которые позволят уменьшить воздействие подобных стимулов на ребенка или вовсе устранить их из окружающей среды. Подобная адаптация станет весьма плодотворным и эффективным способом минимизации интенсивности симптомов ОКР.

При наличии ОКР некоторые дети становятся особо чувствительными к ощущениям, которые вызывает у них определенная одежда - например, джинсы, "колючие" свитера, носки или даже некоторые пары обуви. Для минимизации проблем, связанных с сенсорно-сензитивным восприятием, которые могут возникать у ребенка ежедневно, рекомендуется отрезать от одежды фирменные ярлычки или покупать одежду без ярлычков, - с названием бренда, напечатанным на самой ткани. Также родители могут подобрать 3-4 "приемлемых" комплектов одежды, купить ребенку несколько пар мягких носков и две пары комфортной для него обуви нейтральных цветов - одну "на выход" и одну для повседневной носки.

10. Прослушивание детских сеансов гипноза

Многие детские проблемы проходят со временем естественным образом, но в том случае, если нужна помощь, мягким и эффективным решением будет детский гипноз. Слушая наши аудиозаписи детского гипноза, ваш ребёнок будет слышать захватывающую историю, похожую на сказку перед сном.

С древних времён сказки использовались людьми для того, чтобы передавать мудрость и помогать советом. Модель, заложенная в сказку, работает на уровне бессознательного и влияет на поведение в будущем. Каждая из записей детского гипноза начинается небольшими вступительными словами рассказчика. Во вступлении не содержится никакого намёка на гипноз. И в конце каждой записи нет никаких сигналов, поэтому ваш ребёнок может естественным образом заснуть и расслабиться от тревог.


Конспект занятия по обучению грамоте «Цветик – семицветик» в предшкольном классе.

Программное содержание: Обучающие по грамоте

Закрепить понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «звук», «гласные звуки», «согласные звуки»

Закреплять умение выполнять звукобуквенный анализ слова

Упражнять в чтении слов с изученными буквами

Закрепить умение правильно называть звуки и буквы

Закреплять умение делить слова на слоги

Обучающие по озн. с окр.миром

Закрепить, уточнить и расширить знания детей о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу

Закрепить правила поведения в природе

Развивающие:

Развивать умения логически верно выражать свои мысли, развивать познавательные интересы и способности

Развивать речь, память, логическое мышление, фонематический слух, внимание, творческое воображение, мелкую моторику

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в своих возможностях, желание работать в коллективе, любознательность, взаимопомощь

Воспитывать интерес к учению, доброжелаельное отношение друг к другу, любовь и бережное отношение к природе.

Технология: на игровой ситуационной основе;

На элементах здоровьесберегающей основе

Вид занятия: Путешествие по стране занимательная грамматика с цветиком – семицветиком

Тип занятия: закрепление ЗУН

Методы: словесный, наглядный, индуктивный, проблемно-поисковый, практический

Предварительная работа: Чтение с детьми сказки В. П. Катаева «Цветик – семицветик». Работа над звуками. Чтение слов по слогам. Речевые игры и упражнения.


  • Эмоциональный настрой

  • Орг.момент

  • Целепологание

  • Аутотренинг «Волшебный лес»

  • Мозговая атака

  • 1 – лепесток – Анаграммы. Работа в парах.

  • Музыкально – ритмическое упражнение. Физминутка «Танец маленьких утят»

  • 2-лепесток – Игра «Допиши словечко». Минутка чистописания

  • 3 – лепесток – Пальчиковая гимнастика «Цветок»

  • 4 – лепесток – Точечный массаж

  • 5 – лепесток – Игра «Поезд» или «Поварёнок»

  • Гимнастика для глаз. Работа по офтальмотренажёру с бабочкой

  • 6 – лепесток – Игра «Ловля звуков с применением упражнения на развитие речевого дыхания

  • 7 – лепесток – Игра с мячом «Цепочка слов»

  • Рефлексия

  • Награждение сладкими призами
Ход занятия:
    • Эмоциональный настрой.

Воспитатель: Дети давайте поздороваемся.

Здравствуй солнце золотое,

Здравствуй небо голубое,

Я живу в родном краю,

Всех я вас приветствую.

    • Организационный момент.

Ну, ребята, чур, молчок.
Начинается урок.
Гости в класс пришли сегодня,
Рады мы конечно им.
Всё покажем, что умеем,
Может, даже удивим.


  • Целепологание
Воспит-ль: - Ребята! Сегодня я получила странное письмо. Я прочитаю, а вы подумайте, кто бы мог написать это письмо.

Ребята, помогите! Я забыла желания, которые мне нужно загадать! С уважением Женя.

Как вы думаете, кто мог написать мне такое письмо?

Дети : Женя из сказки Катаева «Цветик-семицветик».

Воспитатель: ребята, вы знаете, а я то же подумала про Женю, когда прочитала это письмо. Но чтобы помочь Жене, нам нужно найти Цветик-семицветик. Я предлагаю поискать этот волшебный цветок в лесу.

Вы готовы к такому непростому путешествию? Тогда отправимся в путь. Путь будет долгим и я думаю интересным, потому что мы возьмём с собой наши знания,

дружбу и хорошее настроение. Ребята, а в какой лес нам нужно попасть, чтобы найти цветок: в зимний, осенний, весенний или летний?

Дети : В летний.

Воспит-ль: Почему?

Дети : Потому что цветы растут только летом.


  • Аутотренинг «Волшебный лес»

Воспит-ль : Сядьте поудобнее, закройте глаза и расслабьтесь. Я предлагаю вам пофантазировать. Представьте, что наступило лето. Мы отправляемся в «Волшебный лес».Я говорю волшебные слова: эни, бени, раба, 1, 2, 3, и мы оказались в чудесном лесу.

(Звучит фонограмма “Лесные звуки”) .

«Представьте себе, что мы вошли в волшебный лес, Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Послушайте, как весело щебечут птицы! Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Ноги идут по мягкой, пушистой траве, слышится журчание ручейка. Нас встречают стройные сосны, развесистые ели, кудрявые клёны, стройные берёзы. Где-то, возле берёзки, притаился подберёзовик, возле пенька опята. Тихо шурша, пробежал ёжик. Сколько много цветов вокруг. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветов. Давайте глубоко вздохнём, постарайтесь почувствовать запах травы, цветов. Старайтесь вдыхать его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.

Как легко дышится, даже голова немного закружилась. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.

1, 2, 3, 4, 5.

Откройте глаза.

– Вам понравилась прогулка в Волшебный лес?

Как должны вести себя люди в лесу? (ответы детей)

– А для чего люди ходят в лес?

(За грибами, за ягодами, полюбоваться природой, подышать свежим воздухом.)

Открываю половинку доски, на которой находится Цветик-семицветик.

Воспит-ль : Посмотрите, дети, что за чудесный цветок я нашла в лесу!. Как называется этот цветок? Из какой сказки этот цветок?Он попал к нам из сказки В. П. Катаева «Цветик – самоцветик». Сколько на нём лепестков? (7). Если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются любые желания девочки Жени – героини этой сказки. Вы помните, что Женя загадывала? Ребята! Но как же нам помочь Жене? Посмотрите, а лепестки – то непростые, на них задания написаны! Ребята, давайте поможем Жене, чтобы её желания исполнились, ведь люди должны помогать друг другу. А заодно и проверим ваши знания.


  • «Мозговая атака»
Воспит-ль: - Но, прежде, чем мы начнём выполнять задания, давайте немного вспомним. Из чего состоит наша речь?

Дети: - Наша речь состоит из предложений.

Воспит-ль: - А предложения из чего состоят?

Дети: - Из связанных между собой по смыслу слов.

Воспит-ль: - Из чего состоят слова?

Дети : - Из слогов.

Воспит-ль: - А слоги из чего состоят?

Дети: - Из букв.

Воспит-ль: Чем отличаются буквы от звуков?

Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем.

Воспит-ль: На какие две группы делятся звуки?

Дети: На гласные и согласные.

Воспит-ль: Дайте общую характеристику гласным звукам.

Дети: Гласные звуки – это звуки, которые мы можем петь, обозначаем красной фишкой.

Воспит-ль: Дайте общую характеристику согласным звукам.

Дети: Согласные звуки бывают твёрдые, и бывают мягкие. Твёрдый согласный звук обозначаем синей фишкой, мягкий согласный звук – зелёной.


  • 1 задание (жёлтый лепесток).
Игра «Анаграммы». Работа в парах.

(заранее разложены карточки)

Воспит-ль: Ребята, вспомните, какое было первое желание у Жени? (Вернуться домой с целыми баранками). Вот первый лепесток сорвём и поможем Жене вернуться домой с целыми баранками!

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по–моему вели!

Читаю задание:

У вас на партах лежат карточки со словами. Но буквы в них перепутались. Под буквами стоят цифры. Вам нужно прочитать слово, начиная с той буквы, под которой стоит цифра «1». Затем сделать звуковой анализ этого слова.

Дети выполняют это задание.

Воспит-ль: А теперь поменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли ваш сосед по парте выполнил задание? Нарисуйте смайлик с улыбкой, если задание выполнено верно, но если есть ошибка, то ничего не рисуйте.


  • Музыкально – ритмическое упражнение.
«Танец маленьких утят»

Включаю фонограмму «Танец маленьких утят» (телевизор).


  • 2 задание (красный лепесток)
Минутка чистописания. Игра

«Допиши словечко»

Воспит-ль: - Ну, вот и исполнилось первое желание Жени. Она оказалась дома с баранками. Давайте сорвём второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось её второе желание. Какое было второе желание? (разбитая вазочка сделалась целой).

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Читаю задание:

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждёт:

«Пусть найдут меня ребята,

Ну – ка, кто меня найдёт?»

Воспит-ль: - Этот лепесток предлагает поиграть в игру «Допиши словечко». Я буду читать стихи, а вы назовите недостающее слово. А затем это слово вам нужно записать в тетради. Прежде чем открыть тетрадь, что мы с вами повторяем?

Дети говорят хором:

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

Взяли карандаш и приготовили резинку. Слушайте внимательно

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варили кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без…. (воды)

Михаил играл в футбол

И забил в ворота …… (гол)

Произношу слово, а дети записывают в тетради.

Крыша в шапке меховой,

Белый дом над головой.

Двор в снегу, белы дома.

Ночью к нам пришла….. (зима)

Произношу слово, а дети записывают в тетради. Вывешиваю слова – отгадки на доску, дети проверяют написание слов у себя в тетради.

Воспит-ль: - Вот и второе желание Жени исполнилось. Вазочка цела. Что же Женя пожелала в третий раз? (Жене очень захотелось побывать на Северном полюсе). Отрываю лепесток. Вика произнеси волшебные слова.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 3 задание (синий лепесток):
Читаю задание : лепесток нам предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Ладошка»

Включаю фонограмму «Твоя ладошка». Дети под музыку выполняют пальчиковую гимнастику.


  • 4 задание (зелёный лепесток):

Воспит-ль: Но девочке Жене очень холодно на Северном Полюсе. Она захотела вернуться! Надо скорее ей помочь! Оторву зелёный лепесток и поможем Жене.

Дети повторяют слова хором, срываю лепесток.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Читаю задание: Помогите Жене не простудиться

Точечный массаж

Воспит-ль: 1. Нагреем руки: трём ладони.

2. Проводить точечный массаж необходимо кончиком указательного пальца.

3. Нажимайте кончиком указательного пальца на так называемые "носовые точки", при этом делайте вращательные движения по часовой стрелке.


  • 5 задание (оранжевый лепесток):
Воспит-ль: - Отрываем теперь следующий лепесток.

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!

Этот лепесток поможет Жене исполнить вот какое желание: Женя пожелала, чтобы у неё были все игрушки мира!

Читаю задание : «Цветик – семицветик» предлагает нам поиграть в игру «Поезд»

Игра «Поезд». Делим слова на слоги.

Игровой материал : картонный поезд с вагончиками, к которым прикреплены кармашки.

Воспит-ль: - Ребята, животные решили отправиться в путешествие на поезде. А у этого поезда есть свои определённые правила. Животные должны садиться в тот вагон, где количество окошек совпадает с количеством слогов в названии животного. Но животные не учатся в школе, и они не умеют делить слова на слоги. Давайте поможем друзьям нашим меньшим сесть в нужный вагон и отправиться в путешествие

На доске: макет поезда и вагонов; картинки животных на магнитной доске. Ученик выходит к доске выбирает картинку, делит слово на слоги и садит животное в нужный вагон.


  • Гимнастика для глаз.
Работа по офтальмотренажёру.

Воспит-ль: Садьте удобно и посмотрите на мою указку. К нам прилетела бабочка и хочет с вами поиграть. Следите за бабочкой одними глазами, не поворачивая головы. Она будет водить ваши глазки по цветным дорожкам.

Прилетела бабочка,
Села на указку,
Попытайтесь вслед за ней
Пробежаться глазками.

Включаю фонограмму песни «Песня Добра»

Методика выполнения упражнения
1. Дети встают на расстоянии не менее 2 м от офтальмотренажёра;
2 . Дается инструктаж, в каком направлении должен двигаться взгляд ребенка, по траектории какого цвета, как должен выполнять ребенок это упражнение (следить за движением указки, не поворачивая головы, следить одними глазами).
3 . Исходное положение: указка преподавателя в центре плаката.
4 . Выполняется в следующем порядке:
- влево - вправо;
- вверх - вниз;
- по часовой стрелке и против часовой стрелки;
- по восьмерке.
5. Каждая траектория прослеживается на счет 1-5.
6 . Продолжительность упражнения - 1 минута.

Воспит-ль: - Ребята! Пока отдыхали ваши глазки, у Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой. Их было даже не пересчитать! Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И Женя захотела, чтобы игрушки поскорее убирались обратно. Надо сорвать лепесток и сказать…

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 6 задание (фиолетовый лепесток):
Игра «Ловля звуков». Развитие

речевого дыхания

Читаю задание : Если вы хотите помочь Жене поиграйте в игру «поймай звук».

Воспит-ль: Поднимите правую руку вверх, а левую чуть ниже. В правую руку будем ловить первый звук слова, а в левую – последний звук слова. Звук, который мы не поймали, пропоём, по правилам речевого дыхания.

Напоминаю правила речевого дыхания : вдыхаем воздух носом, а при выдохе произносим нужный звук, пока не закончится воздух в ваших лёгких.

Слово ЖУК. Выполняем движение, как бы ловим звуки.

Воспит-ль: Вика. Какой звук поймала в правую руку?

Дети: Ж

Воспит-ль: Какой звук поймала в левую?

Вика: К

Какой звук остался не пойманным?

Вика: У

Сделайте глубокий вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

Воспит-ль: слово ДОМ, Рэкс, Кит, Рак.

Воспит-ль : И вот у Жени остался последний лепесток. Вдруг Женя увидела превосходного мальчика, но он был так тяжело болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний лепесток, голубой. И Женя проговорила слова…Яна, произнеси эти слова

Лети, лети, лепесток

Через запад на восток.

Через север, через юг.

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснёшься ты земли,

Быть по-моему вели!


  • 7 задание (голубой лепесток):
Игра с мячом «Цепочка слов»

Читаю задание : Ребята, умеете ли вы играть в игру «Цепочки слов»?

Воспит-ль : Я кидаю мяч и называю слово, а вы, должны услышать: на какой звук заканчивается слово и назвать своё слово, которое будет начинаться на последний звук моего слова.

Воспит-ль: слово СТОЛ


  • Рефлексия
Воспит-ль: - Вот ребята, молодцы! Помогли Жене, все её желания исполнились. С чем вы легко справились сегодня? Что было для вас интересно?

(Ответы детей)

А что было для вас трудно?

(Ответы детей)

Молодцы! Вы очень постарались сегодня! Для вас»Цветик-семицветик приготовил подарки: вот такие цветики-одноцветики. Раскрасив лепестки, у вас получится волшебный цветик-семицветик, который тоже будет исполнять ваши желания. Но желания будут исполняться, если вы всегда будете добрыми, отзывчивыми, милосердными и честными.

И Женя приготовила для вас вот такие сладкие сюрпризы, которые называются «привет из леса»

Раздаю детям цветы и сладкие призы под музыкальный клип «Лети, лети лепесток» .

Антонина Есенова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Это я!»

Цель : Формирование представления детей о себе, о частях своего тела.

Задачи : 1. Расширять представления детей о себе (я мальчик, я девочка, мне 3 года, я расту) . Уточнять и обобщать знания детей о строении тела человека, различных его функциях.

2. Активизировать детей (голова, руки, ноги, животик, шея) .

3. Повысить интерес к своему здоровью, воспитывать бережное отношение к себе, своему организму.

4. Закреплять навык общения детей друг с другом и с взрослыми.

Материал : повязки для глаз, тарелочки с конфетами, тарелка с кусочками яблока, фруктовый сок натуральный, стаканы по количеству детей.

Предварительная работа : разучивание пальчиковых игр, беседы о строении человека.

Ход занятия

Воспитатель : Ребята, подойдите все ко мне. Давайте все вместе возьмёмся за руки, и вот так каждое утро наша встреча в детском саду начинается со слова…

Дети : Здравствуйте! Мендвт!

Воспитатель : А кому вы еще говорите это слово?

Дети : Маме, папе, бабушке, дедушке!

Воспитатель : Что же означает это слово ? Давайте послушаем стихотворение

«Что такое «Здравствуйте?»

«Что такое «Здравствуй!»

Лучшее из слов,

Потому что «Здравствуй»

Значит, будь здоров.

Правило запомни,

Знаешь – повтори :

Старшим это слово

Первым говори!»

(Воспитатель предлагает детям поздороваться друг с другом и гостями)

Воспитатель : Мы с вами много раз беседовали о вашей семье, друзьях. Как одним словом можно назвать их всех и вас, дети?

Дети : Все мы люди!

Воспитатель : Да! Но все ли мы одинаковые?

Дети : Нет! Все мы разные. Есть совсем маленькие дети, есть постарше, есть взрослые люди, есть пожилые и старые.

Воспитатель : А вы какие?

Дети : Мы – дети, но не совсем маленькие.

Воспитатель : Вы примерно одного возраста. Чем же вы отличаетесь? (Какого цвета у вас глаза, волосы? Одинакового ли вы роста)

Воспитатель : У каждого у вас есть имя, и у всех оно свое. А чем же мы еще не похожи?

Дети : Я – девочка! Я – мальчик!

(Игра «Улыбнись!» )

Воспитатель : Верно! А как одеваются девочки? А мальчики? Скажите, а какие у нас мальчики? (сильные, смелые, ловкие) . А девочки? (красивые, добрые, нежные) . А сколько вам лет? Вы все знаете?

Воспитатель : Скажите, дети, а чем мы похожи?

Дети : У нас всех есть ручки, ножки, голова.

Воспитатель : Верно, у всех нас есть голова, рот, язык, мы можем говорить. Голова держится на шее. Ниже шеи – плечи, от плеч – две руки. Давайте поиграем. Я буду называть часть тела, а вы показывать.

Головушка-соловушка (гладят себя по голове,

Лобик-бобик,

Носик-курносик,

Щечки-комочки (трут кулачками,

Глазки-краски (моргают,

Ушки-непослушки,

Ручки-хватушки,

Пальчики-мальчики,

Пузик-арбузик,

Спинка-тростинка,

Коленки-поленки,

Ножки-сапожки.

Воспитатель : Молодцы! Хорошо знаете строение тела человека. А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?

(Игра «Найди названную часть тела» : детям надевают повязки на глаза, воспитатель на калмыцком языке называет части тела).

Воспитатель : Посмотрите на свои руки. На каждой руке у нас есть что? Правильно, пальчики. Посмотрим, какие они дружные?

(Пальчиковая гимнастика «Моя семья» на калмыцком языке).

Воспитатель : Давайте проверим, сможем ли мы без рук взять конфету?

(Проводится эксперимент : на столе тарелочка с конфетой, дети прячут руки за спину и пробуют взять конфету).

Воспитатель : Не получается? А теперь попробуем взять кусочек яблока в руку и вытянуть ее. Не сгибая руки, как можно скушать яблочко? Не получается, почему? Вот так без частей тела очень плохо. Это всё нужно человеку. А чтобы расти крепкими и здоровыми, нужно каждый день делать зарядку, часто умываться, кушать только полезные продукты и витамины. Я сегодня хочу вас угостить соком, в нём много витаминов и полезных веществ. Но сначала я хочу вам всем пожелать здоровья, а вы пожелайте здоровья нашим гостям!

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество» Программное содержание: Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве, - расширять представления о том, где «живет».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе на тему: Этикет для малышей «Сказочные друзья» Цели занятия:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности. Тема «Посуда». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в группе компенсирующей направленности для воспитанников с ЗПР I года.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Почему ластик стирает?» Задачи: познакомить детей с ластиком и его свойствами уточнить, какую пользу резина приносит человеку активизировать познавательную.

Цель: Образовательные: закрепить версию названия Черного моря; закрепить название рыб Черного моря; учить различать моллюсков по внешнему.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе тема: «Беседа о весне» Задачи: Образовательные: закреплять у детей представление о весеннем времени года. Создавать у них радостное настроение, обратив внимания.