Способы построения загадок. Художественные особенности загадок

Обычным мыслям придать образно – ассоциативную метафорическую форму выражения на основе замедленной метафоры (зашифровка, уводящая в сторону), каламбурного алогизма, на основе затруднённого параллелизма.

СХЕМА СПОСОБА СОЗДАНИЯ ЗАГАДКИ.

ПРЕДМЕТ ВИД ЗАГАДКИ МЕТАФОРА ЗАГАДКА
1. Мышь Загадываемый предмет сопоставляют с одним метафорическим образом. Шарик Маленький шарик под лавкой шарит.
2. Человек Загадываемый предмет выражается через несколько метафорических образов. Пни Бочка Кочка Лес Бес Стоят два пня, На пнях - бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес, В лесу – бес.
3. Пчела Бабочка Стрекоза Несколько загадываемых предметов выражается через один метафорический образ. Лоскуток Разноцветный лоскуток Сел на маленький цветок, Аромат его вдохнул… И, довольный, упорхнул…
4. Зубы Язык Несколько загадываемых предметов выражается через несколько метафорических образов. Силачи Говорун Белые силачи, Рубят калачи. Красный говорун подкладывает.

Задание № 3: конструирование загадки.

Для этого нужно проделать четыре действия:

1) задумать предмет или явление, которое хотите загадать. Отстраниться

от него (как будто вы его видите впервые) и дать ему определение;

2) подумать с чем ассоциируется этот предмет или явление;

3) найти подходящую метафору;

4) придать загадке привлекательную форму.

Чтобы загадка получилась, нужно учитывать:

· форму, размер;

· функции, качества загадываемого предмета, явления, образа.

Например:

1) полевой цветок – ВАСИЛЁК (это растение на тонкой ножке, с тоненькими

листиками, резными синими лепесточками, похожими на глаза и издающими

тонкий аромат. Растет среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые);

2) в определении было сказано, что васильки напоминают глаза, значит идёт

сравнение с глазами по форме и цвету – «синие глаза»;

3) теперь можно дать василькам метафорическое определение: « то, что растёт



на поляне, имеет глаза дивной синевы»;

4) придать загадке форму стиха: « На пригорке, меж травы,

Глазки дивной синевы.

Что же это за цветы?

Отгадать попробуй ты».

Придумать загадки:

· про своего сокурсника;

· характеристика изучаемого предмета;

· бытовое действие (ответ глагол);

· любимое блюдо;

· твой любимый цвет (использовать только семь цветов радуги).

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И. студента ____________________________________

Число ___________________________________________

Оценка за задание ________________________________

Для специализации «Фотовидеотворчество».

Раздел программы: « Основа драматургии фильма».

Тема работы: « Видео этюд на основе искусства живописи»

Цель: поэтапная драматургизация для создания видеосценария и подготовка

к демонстрационному видео показу этюда на основе искусства живописи.

Условия работы .

Произведение живописи подбирается самостоятельно, утверждается преподавателем по сценарному мастерству, и является основой для разработки видеосценария этюда.

Работа состоит из двух частей: I- теоретической; II- практической.

I часть – теоретическая :

· оформляется в папке и состоит из 7 этапов;

· каждый этап начинается с нового листа с названием этапа;

· текст печатный, шрифт № 14;

· ремарки в видео сценарии располагаются с нового абзаца, в круглых скобках,

шрифт № 12;

· теоретическая часть работы защищается и утверждается за 8 недель до съёмки этюда;

II часть – практическая.

· практическая защита работы – экзамен по разделу дисциплины;

· экзамен проходит в форме демонстрационного видео показа;

· время демонстрации видео показа этюда 5 - 7 минут;

· основой для съёмки является режиссёрско -постановочный сценарий утверждённый преподавателем по режиссуре.

Теоретическая часть работы оформляется по следующей схеме.

Этап №1 Исследовательская работа.

  • Цветная репродукция живописного произведения.
  • Сведения об авторе произведения.
  • Сведения о произведении (мнение критиков и современников).
  • Мотивировка выбранной темы.
  • Актуализация выбранной темы.

Этап № 2 Аналитическая работа.

Примерная схема трехмерного изображе­ния характера героя.

Вопрос Персонаж
ФИЗИОЛОГИЯ
Пол.
Возраст.
Рост и вес
Цвет волос, глаз, кожи.
Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов
Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.
Наследственность.
СОЦИОЛОГИЯ
Класс: нижний, средний, высший.
Занятия: род работы, время работы, доход, условия тру­да, есть профсоюз или нет, степень организованности труда, способности к этой работе.
Образование: сколько классов, какая школа, оценки, лю­бимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллекту­альное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.
Религия.
Раса, национальность
Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.
Политические симпатии.
Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.
ПСИХОЛОГИЯ
Половая жизнь, моральные правила.
Личные цели, устремления.
Поражения, разочарования, неудачи.
Темперамент: холерический, беспечный, пессимисти­ческий, оптимистический.
Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, пред­рассудки, фобии.
Экстраверт, интраверт, средний тип.
Способности: знание языков, особые таланты.
Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравно­вешенность.
Уровень умственного развития

Примечание.

На каждого героя видеоэтюда составляется отдельная характеристика.

Типы характеров.

БЕЗУДЕРЖНЫЙ (не обязательно плохой человек): Что-то важное на карте – Не может повернуть назад – Решимость – Честолюбие – Отчаянность – Загнан в угол – пойман в ловушку – Страх поражения – Воинствующая правдивость – Великая Страсть (любовь, ненависть) – Целеустремленность – Эгоцентричность – Односторонний ум – Предусмотрительность – Мстительность – Жадность.

БЕСПОМОЩНЫЙ: Мечтательность – Безыниативность – Лень – Нет цели в жизни – "Авось обойдется".

УМНЫЙ: Хитрость – Сообразительность – Способность убеждать – Наблюдательность – Интеллект – Талант – Хороший психолог.

ЗАНУДА: Тупоумие – Эгоизм – Эгоцентризм – Тревога или страх – Нехватка наблюдательности, чуткости.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ: Невнимание к другим – Гневливый – Нервный – Нечуткий – Нетерпеливый – Неудачник – Злобный – Больной – Своевольный – Избалованный – Находчивый.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ: Жестокий – Хищный – Бесчеловечный – Безжалостный – Все, что вредит людям – Нетерпимый – Упрямый – Порочный.

ЛЮБОВЬ К РОСКОШИ: Распущенный – Чувственный – Тяга к самовыражению – Жажда красота – Упадочность – Увлекающийся.

САМОДОВОЛЬСТВО: Придирчивый – Нетерпимый – Пугающий – Боязливый – Комплекс неполноценности – Страсть к господству – Эгоист – Злословие – Боец.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: Тревога – Чувство вины – Скептицизм – Подлость – Тщеславие – Трус – Несчастный – Не может оценить ситуацию – Комплекс неполноценности.

ФАНАТИЗМ: Судит других только по своим меркам – Ортодоксальность – Отсутствие воображения – Холодная злоба – Благопристойность – Непреклонность – Реакционность –Формализм – Вежливость – Чувство вины.

ХАМ: Эгоизм – Бессовестный – Зависть – Неуверенность – Тщеславие – Переменчивый – Одиночество – Комплекс неполноценности – Отсутствие творческих способностей.

ЧЕСТОЛЮБИЕ: Восстание против статус кво – Жажда признания – Жажда оправдать свое существование – Неудовлетворенность – Стремление к власти – Ревность – Самоосуществление – Безжалостность – Тяга к безопасности, надежности.

Этап № 3. Жанрово – тематическая составляющая драматургизации.

· Жанр.

( Эстетический угол зрения).

Указать особенности выбранного жанра.

· Тема (о чем?)

(Формирует сюжет, конкретна и индивидуальна).

· Идея (зачем?)

(Главная мысль, имеющая целью «жизненный урок», проблема).

· Конфликт (между чем и чем)

(Столкновение характеров, судеб, мнений, действенный символистический акт, который ведёт к изменению исходной ситуации, социокультурных или духовно-нравственных отношений).

Этап № 4. Фабульная составляющая драматургизации .

Памятка.

Фабула- структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев. Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме.

Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.

(Патрис Павис. Словарь театра. – М. «ГИТИС» -2003.стр. 445)

Этап № 5. Композиционная составляющая по фабуле для драматургизации видеоэтюда.

(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).

- Экспозиция (название) .

Исходное событие

(ввод в действие, создаёт атмосферу)

- Завязка (название)

Основное событие

(1й эпизод, начало развитие конфликта).

- Развитие действий (название к каждому событию) .

(ряд событий ведущих к кульминации)

- Кульминация (название)

Центральное событие

(высшая точка напряжения конфликта)

- Развязка (название)

Финальное событие

(последний эпизод, способ разрешения конфликта).

- Финал (название)

Главное событие

Этап № 6. Сценарий видеоэтюда .

Памятка.

Составляется на основе фабулы, с учётом темы, идеи, конфликта, жанра, по законам композиции, с развёрнутыми ремарками в зависимости от жанра и действия (театрально- драматической; повествовательно-прозаической; поэтико-лирической).

Ремарка – это относительно краткое, но точное описание того, что должно быть изображено на экране.

Этап № 7. Режиссёрско – постановочный сценарий видеоэтюда.

Контрольная работа по дисциплине

«Сценарное мастерство и основы драматургии»

АЛГОРИТМ

СОЗДАНИЯ

ЗАГАДОК.

П 1.

Загадки в нашей жизни.

Роль загадок в занятиях с детьми.

Загадки любят все. Особенно, конечно, дети. Прежде всего, любят загадывать. Причина - интересно поставить " втупик" товарища, а нередко - и взрослого. Детям просто необычно видеть, что родитель или воспитатель что-то не знает! "Как же это? Папа не знает!". Восторг пополам с некоторым страхом и изумлением... "Не знает!". И блестят хитрые глаза - вот она, отгадка, такая простая...

Любят отгадывать. Может быть, дети где-то чувствуют, что отгадывание загадок - это суть жизни человека. Сначала игра, потом жизнь.

А об успехе загадок говорит игра "Что? Где? Когда?", обоюдные каверзы студентов в КВН"е, родившееся на наших глазах капитал-шоу "Поле-чудес", всевозможные конкурсы и викторины. Чуть не забыл детективный жанр. Там-то сплошь загадки.

Естественно, что загадки - прекрасный материал для педагога. В занимательной форме дети получают знания:

О предметах и их связях в живой и неживой природе:

морковь- "красна-девица", растет в земле - "сидит в темнице", а ботва над землей - "коса на улице";

Об аналогиях: очень большое небо - "поле немерено", большое количество звезд - "овцы не считаны", месяц - "пастух рогат";

О функциях вещей: книга - рассказывает, часы – показывают время;

О характере процессов и последовательности явлений: "На болоте родился, три раза крестился, никому не покорился, Героем оборотился" - Ленинград.

Похоже, что проблемное обучение - по сути, это обучение на загадках! Поставим в трудное положение, заставим задуматься...

А откуда берутся загадки? Как они попали в детские книжки, в конспекты педагогов? Как хотелось бы самому сочинять их. Ведь мир вещей расширяется буквально с каждым днем. Вокруг нас персональные компьютеры и ведеомагнитофоны, лазеры и космические станции, роботы. Рождаются новые общественные движения, рождается новое государство. Когда-то сочинятся про это все загадки?! Способ нужен сегодня, сейчас, вчера!

П 2.

Существующие способы создания загадок.

Старинные загадки стали частью фольклора, устного народного творчества. И тут мы сильно не погрешим против истины, если предположим, что загадки создавались испытанным веками способом - методом проб и ошибок (МПИО).

Так, загадки тесно смыкались с творчеством скоморохов, часто использовавших иносказания. Острый глаз помогал подметить явление в мире вещей и процессов, а острый язык - это выразить в нескольких емких словах-образах. А дело слушателя

Догадаться, о чем или о ком идет речь...

И отбирались загадки временем, проверялись на выживаемость. "Четыре братца под одной крышей стоят", "Два брюшка, четыре ушка", - кто скажет, из какого времени пришли к нам эти загадки?

Писатели-переводчики дарят нам загадки других народов. Хорошо известны загадки в переводах К.Чуковского, С.Маршака.

"Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей..."

/Губы и зубы во рту/.

"Шалтай-Болтай сидел на стене..."

/ Яйцо/

"Был белый дом, чудесный дом,

Но что-то застучало в нем..."

/Яйцо/

Это образы англо-американских загадок из сборника "Сказки Матушки Гусыни".

Загадки сегодняшнего дня приходят к нам в журналах "Мурзилка" и "Веселые картинки", в стихах детских поэтов.

"Я горячее храню, и холодное храню.

Я и печь, и холодильник вам в походе заменю"

/Термос/

"По небу ходит маляр без кистей.

Краской коричневой красит людей".

/Солнце/

"Таять может, да не лед.

Не фонарь, а свет дает".

/Свеча/

"На железной клумбе

цветы голубые,

Помогают стряпать

кушанья любые".

/Газовая плита/

"В нашей кухне круглый год

Дед Мороз в шкафу живет".

/Холодильник/

Судя по выбору тем-объектов и отсутсвию каких-либо рекомендаций, можно сделать вывод, что и в настоящее время загадки создаются все тем же методом проб и ошибок. И остается уповать на то, что кто-то вновь подметит острым глазом и выразит острым, запоминающимся словом новые вещи и явления нашего быстро меняющегося мира.

Критика существующих способов создания загадок.

1. Бесплановость в работе создания загадок.

Создание загадок - творческий процесс. А широко распространено мнение, что творчество принципиально не планируемо. Вот придет вдохновение, тогда...

2. Случайность выбора объектов загадок.

Объектами загадок становятся чаще всего предметы обихода, природные явления, школа и ее атрибуты, игрушки, техника. Но так отстают современные загадки от сегодняшнего мира вещей и явлений!

3. Узок круг объектов загадок.

Даже после выбора объекта фантазия не идет дальше нескольких предметов этого круга:

Мебель (стол, стул);

Овощи (капуста, лук, морковь);

Транспорт (автомобиль, паровоз, самолет);

Природные явления (дождь, радуга, снег, ветер);

Школа (мел, доска, звонок).

4. Отсутствие системы в выборе качеств (действий) объектов загадок.

Какие элементы объекта взять для составления загадки, какие его действия описать в завуалированной форме? Ответ существующие методы не дают, вся надежда на фантазию.

5. Невозможность научить любого человека "конструированию" загадок.

Упование на интуицию и фантазию, озарение, напрочь отвергают возможность обучения этому искусству. Есть талант - удешь создавать загадки, нет - извини...

Требования к способу создания загадок.

Основные требования к способу создания загадок вытекают з предыдущего раздела с критическими замечаниями. Естественно, что способ должен обеспечить:

Возможность плановой работы по созданию загадок. Конечно, дохновение - вещь хорошая, но метод должен обеспечить создание 5-ти загадок в час. Шутка, но все же...

Направленный выбор объектов загадок. Например, представили ебе комнату, и об всех предметах (на потолке, стенах, полу, стен) создали загадки.

Расширение круга объектов загадок. Этот пункт тесно смыкается с предыдущим. Ну, куда входит комната? В квартиру. И еперь квартира - объект загадки.

Выбор всех атрибутов (характеристик) объектов. Любой объект состоит из элементов, которые как-то между собой связаны, выполняют какие-то функции; объект как-то развивается во

времени. Именно это и берем.

    возможность научить любого человека "конструировать" загадки. Уже предыдущие пункты показывают, что их реализация похожа на метод-способ: берем объект с его окружением, пристально изучим его элементный состав, связи, функции, историю. И опишем простыми словами. Заготовка загадки готова. Ну, можно этому научиться? Думаю, да.

Что есть для разработки способа создания загадок?

1. Алгоритм создания загадок, предложенный в мае 1989 года слушателем НУНТТ-а Шамовым А.

Объект загадки

Структурный анализ объекта

Функциональный анализ объекта и его элементов

Есть ли

Нет сходный объект Да

Со сходными

Функциями

Описание через Отрицательное

функции сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка где O - объект

Пример работы по предложенному алгоритму:

а) выбираем объект - очки;

б) очки состоят из:

Стекол

Оправы (металлической или пластмассовой)

в) стекла исправляют дефект зрения (глаза), оправа

удерживает очки перед глазами;

г) сходный объект - окно, витрина;

И сразу появились два варианта загадки:

Немного стекляшек,

Пластмассы немножко.

И вот уж готово

Для стекол окошко.

Вы бывали в магазине?

Что такое глаз в витрине?

Правда, здесь при наличии сходного объекта использовано не отрицательное сравнение типа "есть стекло и рамка, но не окно", а положительное сравнение "окно для глаза". Аналогично использован сходный объект - витрина.

Полученные загадки показали возможность использования алгоритма. Но в алгоритме есть и недостатки:

Использован только структурный, а правильнее сказать, элементный анализ объекта и функциональный анализ;

Указанные операции идут последовательно;

Предлагается при отсутствии сходного объекта давать описание объекта загадки через его функции;

Предлагается при наличии сходного объекта давать описание объекта через отрицательное сравнение.

2. Для разработки уточненного алгоритма создания загадок воспользовались опытом создания АРИЗ:

Сбор и обработка информационного фонда;

Выявление закономерностей;

Формализация.

п.6

Процесс разработки уточненного алгоритма

создания загадок.

1. В качестве информационного фонда использован сборник загадок для детей (Н>Н>Понамарева), Загадки из книги "Сказки Матушки Гусыни" и др.

2. Загадки из ИФ "пропущены через алгоритм Шамова А., что помогло выявить недостатки алгоритма. Недостатки указаны в предыдущем разделе.

3. Использован опыт работы по проведению ФСА: предлагается сделать параллельный анализ:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический.

4. Получена развернутая схема алгоритма, причем схема достаточно сложна для работы.

5. Произведено свертывание схемы. В этом варианте она приобрела вид (см рис 2).

6. Проверка схемы с помощью создания загадок.

Блок-схема алгоритма создания загадок

Объект загадки Надсистема объекта

О1 анализ

Нарушение, изъятие

О1 Положительное описание через Описание

нет Есть ли да через Отрицательное

О1 сравнение

Композиция

Ритмическая организация

Загадка рис. 2

Виды анализа объекта загадки О1:

Элементный;

Структурный;

Функциональный;

Параметрический;

Генетический;

Элементы, из которых построен объект загадки;

Связи между элементами объекта и связи с надсистемой;

Функции самого объекта и его элементов;

Параметры элементов, связей и функций;

Развитие объекта или его элементов во времени.

Рассмотреть возможность нарушения, изъятия какого-либо объекта анализа (исчезновение элемента объекта загадки, исчезновение связи между элементами, нарушение функционирования элемента, нарушение параметра, нарушение хода развития). Естественно, что это приведет к какому-то нежелательному эффекту (НЭ).

Список НЭ даст композицию, а ритмическая организация списка даст искомую загадку.

Загадка может создаваться по линии выбора объекта О", у которого могут быть сходными с О1 элементы, структура, функции, параметры, генезис. Если такого О2 нет, то описание идет через элементы (структуру и т.д.) О1. Если такой О2 есть, то через его элементы (структуру и т.д.) при положительном описании, и через отрицательное сравнение.

Пример создания загадки по алгоритму.

Я на клавиши нажал,

Только музыки не слышу.

А послушный мне металл

На бумаге буквы пишет.

п.7

Примеры создания загадок.

1. Объект загадки - загадка.

Человек Загадка Знание

Слова связаны в фразы.

Заставляет задуматься.

От развлечения до размышления

Слова образы сложного

Образы создают цельную картину.

Учит думать

Загадка часто похожа на стихи, ритмическая организация помогает придать загадке запоминающуюся форму.

Хоть похожа на стишок,

Только действует иначе:

Развлекая - учит нас,

Задает уму задачу.

2. Объект загадки - яйцо.

Яйцо

Скорлупа Скорлупа Служит едой Долго хранится в холоде

Белок

Белок Желток

Дает Не хранится

Желток Цыпленок Цыпленка тепле

Цыпленок

Скорлупа похожа на белую стенку, белок - на кисель, желток - на солнце

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А положите в тепло,- неожиданно разбиться,

И на ножках убежать.

Если в холоде держать,

Может целый год лежать.

А в тепле, то будет риск,

Что услышим скоро писк.

Желтый шар похож на солнце,

Вокруг кисель, есть белая стена,

И нет ни одного оконца.

3. Объект загадки - паутина.

Паук Муха Паутина усты,

ветки

трава нити сеть из нитей ловит мух нити тонкие

сеть ажурная

Нити похожи на леску для ловли рыбы, на волосы.

Сеть похожа на кружева, на антенну радиолакатора,

на невод, на висячий мост, на сетку-авоську.

По действию есть сходство с ловлей рыбы, с

подстраховкой акробата с помощью сетки.

Между ветками, кустами

Лесной строитель вяжет мост...

И для мухи-пешехода

На том мосту - прощай, свобода!

Я не вратарь, поэтому люблю,

Когда жужжащий "мяч"

В сетку влетает мою.

Кто повесил эти сетки,

Расчертив траву на клетки?

В них pыбки попадаются,

Жужжат и тpепыхаются.

Что за стpанный pыбачок

В лесных кустах забыл сачок?

Как pыбки попадутся,

То жужжат и pвутся.

Про лесного жителя

Спросим у ребят:

С сеткой кто работает,

Словно акробат?

4. Объект загадки - иголка.

Рука Иголка Нить Ткань

Игла, протаскивая нить, оставляет след.

Игла похожа на рыбу.

Вот так рыбка, чудо-рыбка,

Хвост из нитки тянет.

То нырнет, то вновь блеснет

На волнах из ткани.

5. Объект загадки - снегирь.

Ветка Снегирь Мороз, зима Клюв Птица Летает Красная

грудка Тело Свистит Хвост Лапки

Снегирь похож на яблоко, на красный сигнал светофора, на

воздушный шарик.

Может быть, я прав,

Возможно, это шутка:

У птицы на морозе

Раскраснелась грудка.

В зимний сад нельзя войти.

Почему? Готов ответ:

Светофор живой на ветке

Не дает зеленый свет.

6. Объект загадки - утюг.

¦ Рука Шнур Утюг Ткань Пятка Гладит Горячий От нагрева ткань углями до Подошва электрического нагрева Острый Ручка

Утюг похож на пароход, на чайник (такая же ручка).

Электрический пароход,

ТО назад плывет, то вперед.

Были волны, - и нет.

Остается за мной гладкий след.

Я похож на пароход,

И на чайник тоже.

А горячий мой живот

Гладить ткань поможет.

7. Объект загадки - петух.

Куры Двор Петух Голова с Птица Поет по утрам и вечерам

Яркий хвост гребнем

Красный гребень Тело Хвост Ноги со шпорами

тух похож на будильник (по своей функции), по "одеянию"

На клоуна, хвост похож на веер.

Яркий веер за спиной.

Угадайте, кто такой?

Был сначала желтенький комочек.

А сейчас на нем узор из полос и точек.

Был белый - молчун.

Потом желтый - пискун.

Теперь разноцветный - певун.

Ваш будильник просто ходит,

Будит по утру.

Наш будильник очень важно

Ходит по двору.

Я с гребешком, хотя не парикмахер.

Со шпорами, хоть не кавалерист.

В одежде яркой, хоть я и не клоун.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Загадка – выражение, которое нуждается в разгадке.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление. Лежал, лежал, да и в реку побежал. (снег)

Большинство загадок построено на метафоре. Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение. Цветное коромысло над небом повисло. (радуга)

Радуга, как цветное коромысло, над небом повисло. Радуга = цветное коромысло

Как «построена» загадка 1. Метафора Белые хоромы, красные подпоры. (гусь)

Как «построена» загадка 2. Звуковой образ З убастый з ве р ек г р ы з ет с ви зг ом дубок. (пила)

Как «построена» загадка 3. Сравнение Пять ларчиков, как пять чуланчиков. (перчатки)

Как «построена» загадка 4. Прямой вопрос Кто бежит без провода? (река)

Сочиняем загадку про снег Какой он? Можно слово «снег» заменить другим. Каким? Мы говорим: снег идет, лежит, покрывает землю.

Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой. Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы. Домашняя работа

Предварительный просмотр:

Конспект

урока литературы

“В мире загадок”

Разработала:

Учитель русского языка и

Литературы

МБОУ «СОШ №1» г.Сафоново

И.В. Сидоренковой

2015 г.

Класс : 5

Предмет : литература

Учебник : Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Авторы – В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин . М.: Просвещение, 2015.

Название раздела, темы: «Фольклор»

Тема урока: «В мире загадок »

Цели урока: знать, что такое загадка, ее отличительные особенности; способы создания загадки.

Планируемые результаты:

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД : самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, презентация.

Ход урока:

1. Оргмомент.

  • Психологический настрой детей на урок.
  • Звучит народная музыка.

Ребята, вначале урока прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. Какое оно, ваше настроение: плохое или хорошее? Если хорошее, то возьмите в руки солнышко, если плохое – тучку.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Сегодня на уроке не будет оценок, привычных для вас. Вместо них – солнышки. За каждый правильный ответ – солнышко, которое вам улыбается. Кто наберет три жетона и больше, тот получит за урок «5».

3. Актуализация знаний.

  • Беседа учителя.

Какой раздел мы сейчас изучаем на уроках литературы?

Дайте определение слову «фольклор».

С какими жанрами фольклора мы познакомились на прошлых уроках?

4. Постановка цели (целеполагание).

Отгадайте: «Лежал, лежал, да и в реку побежал» (Снег)

Как вы думаете, о каком жанре фольклора мы будем сегодня с вами говорить?

Какие цели можно поставить на уроке?

Какие основные задачи урока стоят перед нами?

5. Организация деятельности по восприятию нового материала.

Что такое загадка?

6. Открытие обучающимися нового знания.

Загадка – любимый жанр фольклора у детей и взрослых. Загадка никогда не называет прямо предмет или явление.

Большинство загадок построено на метафоре. Она усиливает признак предмета – отгадки, сравнивая его с другим, делая более ярким, отчетливым.

Метафора (с греч. – перенос) – скрытое сравнение.

Цветное коромысло над небом повисло (Радуга)

Рассмотрим, как строится загадка.

Способы построения загадок:

1. Метафора (пример)

2. Звуковой образ (пример)

3. Сравнение (пример)

4. Прямой вопрос (пример)

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Работа в группах.

- Определите способ построения загадки. Карточки

  • Полон хлевец белых овец. .
  • Бел, как снег, целовать станут, а он тает.
  • Кто на себе дом таскает?
  • Что видно только ночью?
  • Ела-ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.
  • Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зеленая.

8. Включение в систему знаний и повторения.

  • Составление загадки про снег.

Какой он?

Можно слово «снег» заменить другим. Каким?

Какие действия выполняет снег

Составьте загадку

9. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

  • Используя законы жанра, придумайте загадки:
  • о предметах одежды,
  • о музыкальных инструментах,
  • о кушаньях.

10. Рефлексия деятельности.

Прием рефлексии «Солнышко».

Ребята, в конце урока мы вновь прислушаемся к самому себе, своему настроению и отразим это с помощью знаков. На доске прикреплён круг от солнышка, у вас - лучики жёлтого и зеленого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получил много интересной информации; зеленого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

11. Домашнее задание.

  • Написать сочинение о родном крае, закончив его загадкой.
  • Изобрази загадки в виде рисунков, но так, чтобы они были узнаваемы.

«Давайте выведем соответствующее правило, проанализировав одну (хорошие методики на основе анализа одного примера, увы, не создаются - см. пример - Прим. И.Л. Викентьева) из самых простых народных загадок, ту, в которой говорится или, вернее, говорилось когда-то, когда ещё в ходу были колодцы:

«Вниз - смеется, кверху - плачет» (ведро).

В основе «герметического», туманного определения - процесс «остранения» предмета , изолируемого от его значения, вырываемого из обычного контекста. Предмет опускается и поднимается - вот всё, что мы о нём узнаем.

Но при этом заработали ассоциации и сравнения, объектом которых является не предмет в целом, а одна из его характеристик, в данном случае звуковая. Ведро поскрипывает... При спуске в колодец звук не такой, как при подъёме.

Ключ к новому определению - в метафоре, подсказавшей глагол «плакать». Поднимаясь вверх, ведро раскачивается, вода расплескивается... Ведро «плачет»... «кверху - плачет». Из этой метафоры, по контрасту, возникает предыдущая: «Вниз - смеётся». Теперь двойная метафора готова к тому, чтобы представлять вещь, одновременно её маскируя, возводя заурядный, будничный предмет домашнего обихода в ранг чего-то таинственного, дающего пищу воображению.

Проделанный анализ даёт нам, таким образом, следующую картину-кадр: «остранение - ассоциация - метафора». Таковы те три обязательных этапа, которые надо пройти, чтобы сформулировать загадку.

Действие этого правила можно продемонстрировать на любом предмете. Возьмем, к примеру, перо (наиболее вероятно, что сегодня это будет не так называемое вечное перо, а шариковая авторучка).

Первая операция: остранение. Мы должны дать перу такое определение, словно видим его впервые в жизни. Перо - это, как правило, пластмассовая палочка в форме цилиндра или многогранного параллелепипеда с конусным окончанием, особенность которого состоит в том, что если провести им по светлой поверхности, то оно оставляет отчётливый след. (Определение дано в общих чертах, весьма приблизительно, за более исчерпывающими формулировками просьба обращаться к романистам - приверженцам «школы взгляда».)

Вторая операция: ассоциация и сравнение. «Светлую поверхность», упомянутую в нашем определении, можно толковать по-разному, ибо образов и значений вырисовывается множество. Мало ли «светлых поверхностей» помимо листа бумаги! Это может быть, например, стена дома или снежное поле. По аналогии то, что на белом листе выглядит как «черный знак», на «белом поле» может чернеть в виде тропинки.

Третья операция: завершающая метафора. Теперь мы готовы дать перу метафорическое определение: «Это нечто такое, что прочерчивает черную тропу на белом поле».

Четвёртая операция: - необязательная - состоит в том, чтобы облечь таинственное определение предмета в максимально привлекательную форму. Нередко загадке придают форму стиха. В нашем случае это несложно:

Он на белом-белом поле
Оставляет чёрный след.

Необходимо подчеркнуть решающее значение начальной, на первый взгляд лишь подготовительной, операции. На деле остранение - самый существенный момент, оно рождает наименее избитые ассоциации и самые неожиданные метафоры. (Чем замысловатее загадка, тем интереснее её разгадывать.)

Почему дети так любят загадки? Ручаюсь, что главная причина в следующем: загадки в концентрированной, почти символической форме отражают детский опыт познания действительности. Для ребёнка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребёнка в мире - тайна, в которую ему ещё предстоит проникнуть, загадка, которую ещё надо отгадать с помощью вопросов, прямых и наводящих. И процесс этот, процесс познания, зачастую происходит именно в форме неожиданного открытия, сюрприза. Отсюда то удовольствие, которое ребенок получает от самого поиска и от ожидающего его сюрприза; в процессе игры он как бы тренируется».

Джанни Родари, Грамматика фантазии, М., «Прогресс», 1990 г., с. 51-53..

Основа: . Текст и примеры: Эмануэль Т.

Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. А может, просто надо намекнуть, какой подарок Вы хотите получить.. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! Автор - Алла Александровна Нестеренко

Шаг 1. Ответ

Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».

Для примера возьмем часы.

Шаг 2. Характеристики

В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.

Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.

Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить : часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…

Шаг 3. Аналогии

Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите . Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.

Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.

Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:

«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!».

Теперь Ваша очередь составлять загадку. Чему Вы посвятите ее?? Может быть, вам захочется составить ?

Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.

Загадка для термина

А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «электрон».

Вспомним, что это - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.