Почему первоклассник не хочет делать уроки. Первоклассник не хочет делать уроки

Не секрет, что для многих родителей особо актуальным является вопрос о том, как заставить делать уроки ребенка. И это не праздный вопрос. Ведь часто приготовление домашних заданий становится большим испытанием для всей семьи.

Вспомните, сколько слез, переживаний было положено, чтобы выучить, в каком веке родился Юрий Долгорукий или как вычислить интегральное уравнение! Сколько детей с ненавистью вспоминают свои школьные годы, учителей, которые мучили их непомерными домашними работами, родителей, которые заставляли из-под палки эти работы выполнять! Давайте мы не будем повторять эти ошибки. Но как же научить своих детей учиться? Попробуем с помощью психологов дать несколько ответов на эти непростые вопросы.

Почему ребенок отказывается работать?

Первый вопрос, на который должны ответить для себя родители, заключается в том, почему ребенок не хочет учиться дома? Ответов на него великое множество.

Ребенок может просто бояться сделать ошибку при выполнении домашней работы, он может элементарно лениться, бояться самих родителей, у него может просто отсутствовать мотивация к домашнему учебному труду. Также ребенок может быть просто утомлен тем, что у него очень много учебной нагрузки, потому что, помимо обычной школы, он посещает музыкальное учреждение, художественный кружок и секцию по шахматам. Это как у А. Барто, «Драмкружок, кружок по фото…». Тут уж, и правда, для ребенка многовато что-то занятий, вот и приходится ему неосознанно от чего-то отказываться. Вот он и отказывается от выполнения домашней работы.

Однако и других мотивов отказа от выполнения уроков у школьников предостаточно. Но родители должны перебрать в уме все варианты и найти единственно верный ответ, который подходит к характеру именно их ребенка. Тем более следует помнить о том, что домашнее задание в современной школе - дело весьма непростое, часто, чтобы его выполнить, нужны усилия буквально всех членов семьи. Ведь программы все усложняются, даже в первом классе сегодня ребенок должен уже читать около 60 слов за минуту. Это в третьей четверти! А ведь раньше наши мамы и папы, будучи сами первоклассниками, учились только складывать буквы.

Ну а если родители определили причины, почему ребенок отказывается делать уроки, то им нужно приучать себя к терпению и понимать, что их ждет трудная миссия домашних наставников.

Поговорим о мотивации

Ключ к успеху в данном случае - это положительная мотивация ребенка к выполнению домашних заданий. Чтобы сформировать эту мотивацию, нужно много усилий. В первую очередь, данные усилия основываются на положительном школьном опыте. Если же в самой школе дела у вашего чада идут плохо, то и домашнее задание он будет воспринимать как продолжение школьной пытки.

Поэтому вырабатывается положительная мотивация, в первую очередь, в стенах школы, а только потом уже - дома. Здесь можно говорить о необходимости тесного взаимодействия школы и семьи.

Ну а что же делать тем родителям, которые понимают, что на вопрос о том, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, они не могут найти ответа, в связи с тем, что ребенок просто не любит ту школу, в которую вынужден ходить ежедневно? Таким родителям можно посоветовать решить этот вопрос принципиально, вплоть до того, чтобы поменять школу или найти другого учителя.

Вообще, отцам и матерям нужно быть очень чуткими в вопросах школьного обучения. Бывает и такое, что в классе ребенку достается незавидная роль «чучела», «мальчика для битья», отношения с одноклассниками не складываются, окружающие обижают вашего ребенка. Естественно, что и учиться ему совершенно не хочется. Ведь как ходить в школу, если тебя там не любят и обижают? Какое уж там правильное выполнение домашних заданий…

Играет ли роль возраст?

Многое в данном вопросе решает тот возраст, в котором находится сам ребенок. Бывает, например, такое, что ребенок не хочет делать уроки, 1 класс, в котором он пока учится, просто еще не сформировал правильной положительной мотивации. В этом случае заинтересовать такого первоклассника гораздо проще, чем более старшего ученика.

Вообще, родителям первоклассников нужно помнить о том, что их дети в первой четверти проходят процесс адаптации. Поэтому проблема того, как заставить ребенка делать уроки без скандалов, не является еще такой значимой. Скандалы в данном случае будут. Но есть шанс, что они прекратятся, когда ваш сын или дочь пройдет непростой процесс адаптации к первому классу.

Также родителям первоклашек нужно помнить о том, что именно 1-й класс является тем «золотым временем», от которого зависят все будущие успехи или неуспехи их ребенка. Ведь этот тот период, когда ваш сын или дочь понимают, что такое школа, зачем нужно учиться, чего они хотят достичь в своем классе. Очень важна в этом вопросе и личность первого учителя. Именно мудрый и добрый учитель может стать для вашего ребенка тем проводником в мир знаний, человеком, который покажет дорогу в жизнь. Поэтому для детей очень важна личность такого учителя! Если же первоклассник боится своего учителя, не доверяет ему, то это, безусловно, очень плохо скажется на его учебе и стремлении выполнять домашние задания.

Как заставить делать уроки ребенка-старшеклассника?

А вот это уже более сложный вопрос. Ведь на малыша родители еще могут надавить, могут его заставить, применив, в конце концов, свой авторитет, но как быть с отпрыском, который пребывает в переходном возрасте? Ведь такого ребенка уже ничто не может заставить учиться. Да, с подростком совладать гораздо труднее. Тут нужно терпение, такт, умение понимать. Родителям нужно задуматься над вопросом о том, как делать уроки с ребенком без криков, ведь, возможно, часто они сами просто провоцируют конфликт, не выдерживая и обвиняя своего повзрослевшего сына или дочь во всех грехах. А подростки очень остро реагируют на критику, им трудно справиться с ней, в итоге они просто отказываются выполнять работы, которые задают в школе на дом.

Переходный возраст, в котором находятся школьники с 12 до 14-15 лет, может серьезно повлиять на успеваемость ученика. Дети в этот момент испытывают серьезные физические и психологические нагрузки, часто они переживают свою первую влюбленность, стремятся произвести впечатление на сверстников. Какая уж там учеба? А родители в этом возрасте становятся для детей своеобразными оппонентами, ведь подросток стремится оторваться от своей семьи, получить право самому распоряжаться своей жизнью. Излишне авторитарные родители в данном случае начинают сильно давить на своих детей, чтобы призвать их к послушанию. Но не всегда они добиваются этого послушания, а бывает так, что ребенок начинает протестовать. И часто отказ выполнять домашнюю работу - это и есть следствие этого протеста.

Вырабатывайте у детей ответственность

Хорошее подспорье для всех родителей, которые стремятся наладить отношения со своим ребенком, а заодно и сделать так, чтобы их сын или дочь хорошо учились, - это найти ответ на вопрос о том, как научить ребенка делать уроки самостоятельно? Ведь если вы приучите своего ребенка с самых первых лет в школе к тому, что он сам должен нести ответственность за свои поступки, то возможно, эта ответственность будет сопровождать его все оставшиеся школьные годы. Вообще очень важно учить детей понимать, что в жизни все зависит от их поступков, от их желаний и стремлений.

Задумайтесь, для чего ваш ребенок учится, что вы внушили ему? Вы сказали ему, что он учится ради своей карьеры, которая ждет его в туманном будущем? Вы объяснили ему, что процесс учения - это своеобразный труд, труд непростой, результатом которого станут знания о мире людей, которые невозможно купить за деньги? Подумайте, о чем вы разговариваете со своим ребенком, чему вы его учите?

Поэтому, прежде чем анализировать проблему того, если ребенок не учит уроки, что делать с ним, попробуйте разобраться в себе. Да и не забывайте о том примере, который вы подаете своим детям. Ведь ваше отношение к работе, домашнему труду также станет для ваших детей своеобразным стимулом для учебы. Поэтому всем своим видом демонстрируйте, что учеба всегда была интересующим вас делом, продолжайте учиться вместе с детьми, даже если вам уже стукнуло 40 лет!

Используйте методические приемы!

Конечно же, стоит помнить и о современных методических приемах. Таких приемов великое множество. Большинство из них, правда, направлено на помощь детям младшего школьного возраста. Это различные игры, которые проводятся до и после выполнения домашних заданий, стимулирование познавательной активности детей, пересказы и прочее. Старым методическим приемом является составление для ребенка режима дня. Даже ваш малыш-первоклассник должен знать, сколько у него времени на школу, дополнительные занятия, игры и, конечно же, уроки. Ведь вы, будучи озабоченными проблемой того, как заставить делать уроки ребенка, должны всячески помогать в этом.

Не делайте уроки вместо вашего сына или дочери!

Очень часто родители совершают еще одну педагогическую ошибку. Они с самого раннего возраста приучают свое чадо к тому, что делают с ним уроки вместо него. Ребенок быстро понимает, что его задача просто сделать-переписать то, что уже приготовили для него мама или папа. Не допускайте такой ошибки! Тем самым вы приучаете своего ребенка к тому, что без труда, за счет других можно многого достигнуть в жизни. И получается, как в рассказе Драгунского «Папа у Васи силен…». Не будьте такими папами и мамами. Помните, вы должны знать ответ на вопрос, как научить ребенка делать уроки самостоятельно. Эта ваш родительский долг!

Еще одной распространенной ошибкой становится излишняя амбициозность родителей, которые хотят во что бы то ни стало сделать из своих детей юных гениев. Причем такие родители часто просто «ломают» психику самих своих детей, просто забывая о том, что они должны быть озабочены проблемой о том, как приучить ребенка делать уроки, а не о том, как вырастить юное дарование по всем предметам.

Очень часто домашние задания в таких семьях превращаются в пытку для детей. Мама или папа заставляет сына или дочь по несколько раз переписывать одно и то же задание, добиваясь идеального его выполнения, родители придираются к мелочам, они скупы на похвалу. Ну и что же остается в таком случае делать детям? Конечно же, через какое-то время дети отказываются работать, впадают в истерики, всем своим видом показывая, что они просто не могут стать юными гениями, как хотят от них их родители. Но это еще в самом легком случае. А ведь бывает, что родители внушают своим детям «комплекс отличника или отличницы», ставя перед ним задачи, которые их дети просто не могут выполнить.

Например, амбициозная мама, всю жизнь воспитывавшая своего сына в одиночку, мечтает о том, чтобы он стал великим скрипачом и выступал со своими концертами по всему миру. Ее сын действительно успешно учится в музыкальной школе, однако выше уровня музыкального училища подняться не смог, скажем так: ему просто не хватило дарования и терпения. А что делать такой маме, которая в своем воображении уже возвела сына в ранг великих музыкантов современности? Обычный сын-неудачник ей не нужен… И разве можно упрекать этого молодого человека в том, что природа не сделала его гением?

Или другой пример. Родители мечтают о том, чтобы их дочь защитила диссертацию доктора наук. Причем для них даже не совсем важно то научное направление, в рамках которого это должно быть сделано. Девочке с юных лет внушают эту семейную мечту, от нее требуют чудесных результатов в научной карьере, но девушка имеет интеллектуальные способности всего лишь выше среднего, в итоге для нее стремление к ученой степени заканчивается психбольницей.

Согласитесь, что примеры эти печальные, но ведь они - сама плоть от нашей реальной жизни. Часто, очень часто родители так поступают со своими детьми.

А если предмет просто не дается?

Бывает и такое, что учебный предмет просто не дается ребенку. Ну нет у вашего сына или дочери способностей к физике или химии, например. Что делать в таком случае? Как заставить делать уроки ребенка, если он ничего не понимает, элементарно не понимает, как решать то или иное задание? Здесь одного родительского терпения уже недостаточно. Нужна выдержка, такт и еще человек, который сможет объяснить ребенку трудное задание. В этом случае родителям будет разумнее всего нанять своему сыну или дочери репетитора, для того чтобы он помог решить этот вопрос в положительном русле.

Можно ли делать уроки за деньги или подарки?

В последнее время родители стали использовать нехитрый способ манипуляции, который называется просто - подкуп. Суть его заключается в том, что отец или мать, не задумываясь над объективным решением вопроса, как правильно делать уроки с ребенком, просто стремятся подкупить свое чадо разными обещаниями. Это могут быть как денежные суммы, так и просто подарки: сотовый телефон, велосипед, развлечения. Однако стоит предостеречь всех родителей от такого способа воздействия на детей. Это неэффективно, потому что ребенок раз за разом начнет требовать больше и больше. Домашних заданий каждый день много, и вот уже ваше чадо не удовлетворяется просто смартфоном, ему нужен айфон, и он имеет на него право, ведь он же учится, выполнят все школьные требования и т. д. Да и потом, представьте себе, насколько пагубна привычка за свою ежедневную работу, которая является обязанностью ребенка, требовать от родителей каких-либо подачек.

Что же должны делать родители? Мнение психолога

Опытные специалисты в области психологии советуют родителям помочь ребенку делать уроки. Помогать нужно с умом и любящим сердцем. Вообще идеально здесь чувство меры. В данном случае родитель должен быть и строгим, и требовательным, и добрым, и справедливым. Он обязан иметь терпение, помнить о такте, уважать в своем ребенке личность, не стремиться сделать из своего сына или дочери гения, понимать, что у каждого человека есть свой характер, склонности и способности.

Очень важно показывать ребенку, что родителям он дорог всегда. Можно рассказать сыну или дочери, что отец или мать гордятся им, гордятся его учебными успехами и верят в то, что он может самостоятельно преодолеть все свои учебные трудности. И если в семье есть проблема - ребенок не делает уроки, совет психолога придется очень кстати в ее разрешении.

Наконец, всем родителям следует помнить о том, что дети всегда нуждаются в нашей поддержке. Учеба для ребенка - это настоящая работа с ее проблемами, взлетами, успехами и падениями. Дети сильно меняются в процессе школьного обучения, они приобретают новые черты характера, учатся не только понимать мир, но и учиться. И безусловно, на этом пути детям должны помогать и учителя, и их самые близкие и верные товарищи - родители!

Не хочу! – кричит первоклашка на пороге школы. А мама тащит его за руку и пытается не то уговорить, не то запугать. А потом долго они стоят около класса в ожидании, что ребенок успокоится и пойдет в класс.

А в другой школе другого города в это самое время идет с мамой за руку другой первоклашка, шмыгая носом, и слезы тихо капают из его глаз. Но идет.

Замечали Вы когда-нибудь такую ситуацию? Может, Вы и не замечали, если это не коснулось Ваших родных или друзей. А учителям такую картину приходится наблюдать из года в год.

Почему? Почему ребенок не хочет идти в школу? И родители сразу начинают паниковать: учитель плохо относится, придирается, дети обижают, старшеклассники издеваются, портфель тяжелый, уроков много, не интересно в школе… Таких причин можно придумать множество… И большинство из них, к сожалению, в оправдание этого школьника – замучили ребенка.

И невдомек многим взрослым, что в большинстве случаев причина одна – ребенок не приучен трудиться, делать то, что НАДО.

Когда 1 сентября красивые и нарядные первоклашки шли в школу, то все им было новым, интересным. Большая школа, где много интересных кабинетов, громкие звонки, разные учителя и множество детей, новая парта, портфель с тетрадками, книжки с картинками, карандаши, а самое главное – не надо спать днем! И все эти прелести в одной новой школе. Красота!

Но, к сожалению, все новое быстро перестает удивлять новизной и становится привычным. И уже к концу сентября новая школа стала обычной, такой привычной, каждый день одинаковой. И надо ходить туда каждый день, сидеть на уроке молча, все время делать то, что говорит учитель, а не то, что хочется.

Хочется рассмотреть картинки в Букваре, а учитель требует смотреть на доску. Хочется писать в прописях, а учитель не разрешает, требует прописывать букву в воздухе. Хочется рисовать самолетик, а учитель почему-то говорит, что рисовать надо домик. Нельзя громко топать, нельзя кричать, нельзя петь на уроке письма, нельзя полежать и съесть пирожок на уроке, но ведь ХОЧЕТСЯ!

И школьное НАДО никак не может состыковаться с ХОЧУ. И вот тут-то многие дети понимают, что школа – это не так интересно, как казалось. Что здесь надо работать , делать то, что совсем не хочется, делать трудную и неинтересную работу. И появляется «НЕ ХОЧУ В ШКОЛУ!»

Причину этого «НЕ ХОЧУ» поищите сначала в своем доме. Ответьте сами себе на вопросы:

  • Соблюдает ли ребенок режим дня?
  • Общаетесь ли Вы с ребенком ежедневно? Интересуетесь школьными делами? Закрепляете школьный материал? Читаете Вы ребенку на ночь?
  • Приучаете ли Вы ребенка к самостоятельности? Что он делает по дому? Есть ли у него постоянные поручения: заправить кровать, вынести мусор, убрать свои игрушки и вещи?
  • Умеет ли Ваш ребенок слушать взрослых? Выполняет ли он Ваши просьбы и поручения с первого раза?
  • Готов ли Ваш ребенок к школе? Он умеет слышать и выполнять требования? Он может выразить свою мысль, о чем-то попросить, что-то рассказать?
  • Умеет ли он общаться со сверстниками? Играет ли он с другими детьми во дворе без ссор и скандалов?

И только ответив на эти вопросы, можно задуматься о взаимоотношениях в школе. Как правило, причина этих «НЕ ХОЧУ» находится не в школе, а дома.

Задумайтесь, почему остальные дети ходят в школу спокойно, без скандалов и истерик? Возможно, остальные старше и уже понимают, что есть слово «НАДО» от которого никуда не деться. Может быть, другие дети более подготовлены к школе в психологическом плане. Они знают и понимают, что пришли в школу учиться, работать и надо выполнять требования школы . У этих детей есть дома поручения, и дети привыкли их выполнять, значит, есть чувство ответственности за свои поступки.

Посмотрите на эту проблему с другой стороны. Скажите, а взрослые всегда с радостью идут на работу? Практически каждый взрослый был в ситуации, когда страшно не хотелось идти на работу. Кто-то, в таком случае, берет больничный, кто-то, скрепя сердце, идет потому, что «НАДО», а кто-то и уходит с работы. Каждый находит свой способ решения проблемы.

Школа – это взрослая жизнь в миниатюре . Это такая же работа – тяжелая, монотонная, далеко не всегда интересная и приятная. Это социальная среда, где надо уметь учитывать интересы других детей, находить с ними общий язык, а этому тоже надо учиться.

P.S. Если Вы хотите помочь своему ребенку преодолеть школьные проблемы , ищите причину внутри семьи. В большинстве случаев она находится там. Учите ребенка приспосабливаться к окружающей среде.

Вы не в силах изменить окружающий мир, но можете изменить свое отношение к нему и научить этому ребенка.

А как Вы думаете по этому поводу? Как Вы решаете школьные проблемы? Пишите в комментариях.

Психолог рассказала, что кроется за отказом первоклашки учиться

Как выявить причину отказа первоклашки учиться и как вернуть ему интерес к занятиям, рассказала наш эксперт Наталья Неуман, детский психолог, коррекционный педагог.

1. Нет контакта с учителями

Как выявить : ребенок на уроках занимается своими делами (рисует, ковыряется в носу, листает учебник и т.д. На вопрос: «Нравится ли тебе учительница?» - отвечает «Нет!»

Как бороться : чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что он уделяет ему внимания не столько, сколько бы ему хотелось. Поэтому задача родителей рассказать ребенку, что учитель – это наставник, а не друг и не бабушка. Расскажите первокласснику о том, что в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

Чаще всего ребенок не воспринимает учителя из-за того, что тот уделяет ему внимания не столько, сколько до этого он получал от бабушек и мамы. Поэтому задача родителей - объяснить ребенку, что учитель - это наставник, а не друг и не родня. К тому же в классе много деток, а урок длится всего лишь 30 минут, поэтому каждому ребенку получается уделить по чуть-чуть времени.

В понимании ребенка, хороший человек тот, кто его хвалит. Поэтому, если учительница скупа на комплименты, попросите хвалить вашего первоклашку чаще, но только за достижения. А для начала договоритесь с ней заранее и подойдите с ребенком - пусть учитель в его присутствии расскажет о его успехах, но с оговоркой, что их было бы больше, если бы ребенок не отвлекался на уроках.

2. Не подружился с одноклассниками

Как выявить : ребенок на переменах сидит за партой, не выходит играть с детьми в коридор, а дома не хвастается новыми знакомствами и играми в школе. .

Как бороться : период адаптации в новом коллективе в таком возрасте - два-три месяца, поэтому время раззнакомиться еще есть. Искусственно ускорять этот процесс не нужно, не надо заставлять дружить, ведь он может попросту тосковать по своим друзьям из детского сада. Чтобы помочь первоклашке найти друзей, каждый день после школы спрашивайте его о том, с кем из одноклассников он общался или играл, давайте ему с собой в школу коллективные игрушки (например, альбомы с наклейками для девочек или небольшие наборы конструктора для мальчиков), но объясняйте, что ими играть можно только на переменах. Если и после первой четверти ребенок не сможет найти контакт с одноклассниками, организуйте им внеклассную вечеринку - на таких мероприятиях детей проще сдружить, они легче найдут общий язык и интересы.

3. Не понимает заданий и не хочет разбираться в них

Как выявить: задания на уроках ребенок выполняет плохо, нестарательно и быстро, а дома после родительских объяснений точно такие же упражнения делает на отлично.

Как бороться: главная задача родителей - помочь начинающему школьнику научиться слушать и слышать объяснения педагога. Если сразу не среагировать на этот тревожный симптом, у ребенка возникнут хроническая неуспеваемость, нервозность и чувство собственной «плохости», а следовательно, нежелание учиться вообще.

Попросите учителя вашему ребенку более детально объяснять суть задания и контролировать его выполнение на разных этапах, а дома закрепляйте школьный урок. Но не делайте это более 7–10 минут за один подход. Таких подходов может быть максимум три с перерывом не менее 15 минут, чтобы ребенок успел отдохнуть. Два-три месяца подробных объяснений учителя и закрепляющих тренировок дома научат ребенка вникать в суть заданий, следовать инструкциям педагога и не суетиться при их выполнении.

4. Не созрел психологически

Как выявить: чаще всего эта проблема возникает у деток, которым нет шести лет или только исполнилось. Постоянные нарекания учителя на плохую дисциплину - главный сигнал неготовности ребенка к школьной жизни. При этом на вопросы о том, какое поведение в школе нормально, ребенок не может ответить правильно, а когда начинаешь ему объяснять, как надо себя вести, он, недоумевая, задает вопрос: «А почему?» Такому ребенку трудно даже 10 минут усидеть за уроками.

Как бороться: ребенок может уметь читать, писать и считать, но это ничего общего с эмоциональной и психологической готовностью не имеет. Высидеть четыре-пять часов за партой, постоянно удерживать внимание при минимуме движений под силу только «созревшему» ребенку. Если до конца сентября поведение ребенка не изменится - как правило, даже самый большой непоседа привыкает к правилам поведения в школе за месяц, - стоит посоветоваться со школьным психологом и, возможно, оставить его еще на год в садике. При этом родители не должны делать акцент на том, что они забрали ребенка со школы, потому что тот не справляется с программой, чтобы не посеять в нем неуверенность в своих силах в дальнейшем.

5. Недисциплинированный, невоспитанный

Как выявить: на вопросы от том, как нужно вести себя в школе, ребенок отвечает верно, а поступает наоборот. Например, на вопрос «Можно ли бегать по классу?» он отвечает: «Нет», а на вопрос «Как надо обращаться к учителю? отвечает: «На «вы» и по имени-отчеству», а на деле в школе нарушает свои же слова.

Как бороться: если это недостаток воспитания, ситуация исправляется в течение двух месяцев при ежедневной «работе над ошибками». Первый месяц контролируйте его поведение дома, а перед школой напоминайте ребенку о правилах поведения в социуме, о последствиях его выходок. Если плохое поведение не проходит за месяц, подключите школьного психолога.

Он будет посещать с ним уроки (сидеть за одной партой) и корректировать его поведение. Например, когда ребенок захочет встать во время урока, пояснит, почему нельзя, а если захочет выйти в туалет, напомнит, что стоит попросить разрешения. Если результатов корреляции к третьему месяцу нет, вероятно, у ребенка есть психические проблемы и его стоит обследовать у психиатра.

Как выявить: на вопрос «Почему ты не хочешь идти в школу?» ребенок отвечает: «Там скучно!» Еще один признак того, что первоклашке на уроках неинтересно: он берет с собой в школу много игрушек и лишних предметов (краски, ножницы и т. п.).

Как бороться: первые недели первоклассников учат ходить парами, при звонке садиться за парту, поднимать руку при желании что-то сказать и т. д. Такие навыки необходимы для успеваемости. Но некоторым детям это муштрование скучно. Потому родители должны объяснить малышу, что скоро начнутся увлекательные занятия.

Если же ребенку не интересно потому, что частично учебный материал он уже изучил на курсах раннего развития, то расскажите ему, что во второй четверти начнутся более сложные, незнакомые, а значит, захватывающие для него занятия - стоит немного потерпеть. Лишние предметы из портфеля нельзя выкладывать тайно или силой. Собирайте ранец с вечера вместе, пусть ребенок сам соберет нужные на завтра вещи, а вы в случае ошибки поправьте.

7. Ребенок не высыпается

Как выявить: ребенок с утра капризничает и жалуется, что хочет спать, умываться и завтракать идет с закрытыми глазами - это верный признак недостатка сна. При этом в выходные, когда не нужно идти в школу, встает самостоятельно и в хорошем настроении.

Как бороться: если раньше ребенок просыпался когда хотел, то ему нужно не меньше месяца, чтобы привыкнуть к новому режиму дня. Особенно это касается деток, которые не ходили в детский сад. Попробуйте пробуждение сделать для ребенка приятным. Например, он охотнее откроет глаза, если по ТВ будет идти любимый мультик или вы превратите подъем в игру-сказку: «Я расколдую спящую красавицу» или «Сейчас я сложу ручки-ножки моему мальчику-роботу». Учтите, что первоклашка должен спать не менее 10 часов, а значит, ложиться спать - не позднее 21:00. Перед сном полезна будет 30-минутная прогулка на улице.

8. Очень устает - перегружен

Как выявить: перегрузить ребенка можно, если занятия длятся более пяти часов в день (уроки, продленка, кружки). Показателем усталости могут быть как вялость ребенка - он приходит со школы и засыпает, а вечером его невозможно уложить, - так и проявление признаков гиперактивности - он бегает, прыгает и не слушается родителей.

Как бороться: если вы заметили у своего первоклашки эти симптомы, то немедленно снизьте нагрузку. В первом семестре первого класса не рекомендуется записывать ребенка на кружки и секции. Ребенок должен привыкнуть к школьным нагрузкам, а на это уйдет от трех до шести месяцев. По этой же причине, даже если у него что-то не получается, не пытайтесь сразу требовать от первоклашки идеальной успеваемости: приняв школу психологически, он все упущенное легко наверстает.

Ни в коем случае не говорите, что в школе серьезные требования и ребенку досталась строгая учительница (это, к слову, говорит о неготовности самих родителей отправить ребенка в школу - работайте над собой), первоклашка будет чувствовать постоянное напряжение, что еще больше повысит усталость и нервозность. Если на продленку и/или секции ребенок не ходит, но все равно устает, не стоит заниматься с ним уроками дома. Тем более в современной школьной программе домашние задания не рекомендованы МОН.

Здравствуйте, уважаемые сообщники! Пишу в надежде на совет, помощь, или рекомендацию психолога (нейропсихолога?). Мальчик, 6 лет 11 месяцев, в этом году пошел в первый класс в школу, которую мы выбрали еще 2 года назад. Нам еще до школы некоторые (бабушки, учителя на подготовке) говорили, что не надо его в школу в 6 лет, но мы как обычно решили по своему, да и он не хотел расставаться с друзьями из садика, которые пошли в школу вместе с ним.
Мальчик тяжелый с самого рождения. Например, в роддоме он плакал по ночам, когда наши соседи по палате спали. Сидеть дома с ним было тоже непросто: очень шустрый, непослушный, неподдающийся ни на объяснения, ни на уговоры. В общем, я вышла на работу, когда ему было 1,9, он был с бабушками, потом ходил в садик... Почему-то мне кажется, что его непослушание со временем только усиливалось, его поведение можно назвать в общем не адекватным, от других детей слышала, что его называют психом. Но я пыталась себя успокоить тем, что он маленький, дальше будет по другому. К неврологу не обращалась, препараты никогда не давала. Только однажды в спортивном диспансере пожаловалось, что он мало спит (встать в 6 утра для него норма), но как ни странно, именно эта проблема в школе ушла.
Сейчас основная проблема - это нежелание делать уроки. Мне вот вообще непонятно, КАК их можно не желать делать. Но каждый день мысль о том, что вот сейчас с Димой надо делать уроки приводит меня в ужас. Обычно это происходит так. - Дима, давай сегодня побыстрее сделаем уроки и будем заниматься, чем- то интересным (смотреть мультики, планшет, компьютер, играть в лего, играть в спектакль). Молчание. Дима слушает аудиоспектакль. - Дима, ты меня слышишь? Молчание. - Дима, выключи, пож-та, радио- молчание. - Дима! Молчание. Далее можно выключить радио и в ответ услышать. - Зачем ты меня насилуешь? Зачем ты выключила? Мне же интересно! Дай дослушать! Иди из моей комнаты! Если кое- как удается усадить его за парту и раскрыв прописи, попросить написать его одно предложение из двух слов, он воспользуется секундной заминкой (пытаюсь объяснить, как правильно писать букву, или подтачиваю карандаш), чтобы убежать из комнаты, и его опять не дозовешься, только идти искать по квартире, и снова уговаривать. Или же просмотрев небольшой объем Домашней работы, он кричит, мне нужно передохнуть, мне нужна пауза, давай посмотрим мультик (планшет). Уговоры, разговоры, крики, стенания, ругань, переговоры могут продолжатся со времени после школы и до девяти часов вечера. После таких вещей я чувствую, что мозги у меня вынимаются и обратно не вставляются. Я даже представить себе не могла, что от того, что делаешь домашнее задание с ребенком можно так уставать, чувствуешь себя опустошенной и морально неполноценной, потому что не понимаешь, что делаешь не так, но ведь на эту загадку существует какое - то решение. Я читала гиппенрейтер, что надо заинтересовать ребенка. Но как это сделать? Я и играла с ним, кто быстрее, например, пропишет цифру 6 и играла с ним в школу, он учитель и должен меня ученика научить писать. Да, он игрун. Играть он готов всегда. Но игра игрой, но как дело доходит до прописи, он говорит: я пошел, у меня дела и т. д. Успехи в школе у него ниже среднего - учитель уже не раз говорила, что он невнимателен, неохотно выполняет задания, рассеян, не старается. Пишет - лишь бы отвязались, слово "черновик" вызывает у него истерику. Это означает два раза делать задание - заставить это его невозможно.
При этом у него есть и другие " минусы". Например, он неспособен нормально вести себя в коллективе. Когда все дети сидят - он будет лежать на парте. Когда все дети стоят и поют, он повернется полубоком и будет делать вид, что ему все не интересно. Демонстративный тип поведения, отсюда и истерики, и разговоры "хочу быть непохожим на других". Его мало что интересует - по сути только просмотр телевизора, игры в планшет и компьютер, поездка в магазин игрушек. Все! Прогулки, дополнительные музыкальные и спортивные занятия, пойти с родителями куда бы то ни было - все из- под палки. Не слушается, очень упрямый, делает все по своему. Отдых с ним - это одно мучение, а если едешь куда- то с ним - то это точно будет позор, потому что поведение не адекватное... Все что интересно ему, я запретила, в надежде, что он все- таки будет выполнять домашние задания без криков и нервов, но нет... Он готов быть без всего, лишь бы ничего не делать, и это ужасно
Хотела написать что-то из его "плюсов", но сейчас я на таком пределе, что один негатив про него вспоминается.... Я очень вымотана.... Но все же - мальчик может собраться, взять себя в руки - и тогда он производит впечатление нормального ребенка. Но, к сожалению, последнее время со мной это редко случается. Так он веселый, добрый, эмоциональный, но все это, конечно, не помогает нам в школе.

И дополнительно - семья у нас нормальная, есть папа (к сожалению, мягкий), младший брат 1 год.