Мужской и женский костюм эпохи викингов. Во что одевались викинги Наряды викингов

Вышел второй сезон сериала «Викинги», хочется написать добрые слова в адрес художницы по костюмам Джоан Бергин. Она уже имеет три «Эмми» за предыдущие заслуги. Сериал про Тюдоров (2008-2011) режиссера Майкла Херста запомнился не только сюжетом, но и костюмами Джоан. «Викинги» - очередной проект Херста, посвященный истории (саге) о Рагнаре Лотброке, пассионарии, как сказал бы Гумилев, озабоченном покорением новых земель. В перспективе Рагнар должен налететь и на Русь.
Среди реконструкторов немало «викингов», скоро они прибудут на наш день города очередным десантом. Думаю, что они смотрят сериал строже и критикуют за шапки с козырьками, известные с 15 века, а не с времен Рагнара, с 8 го века.

У режиссера Майкла Херста была своя задача, он хотел показать викингов не кровожадными грязными варварами, а обществом вполне демократическим, в котором женщины могли править и воевать с мужчинами наравне. Викинги в какое-то время владели большой частью Англии, основали Дублин и Йорк.

Однако о том, как одевались викинги известно немногое. Не осталось картин, только скупые исторические записи. Бергин вдохновлялась у себя на родине, в Скандинавии, где есть музеи викингов, посетила Бирк-музей в Стокгольме и музей в Борге, в Норвегии. Она пришла к выводу, что устойчивое клише считать викингов дикарями не соответствует истине. " Они были язычниками, их религия намного старше, чем христианство. Они поклонялись многим богам природы и, как американские индейцы, они носили шкуры и кожу - многих животных. Но в их одежде было так много деталей и были украшения, что можно сказать об определенной "моде".

Оказывается мужчины викингов были вполне чистоплотны. "Ирландские женщины любили викингов, потому что они были так чисты",- объясняет Херст. "Они всегда брали с собой смену одежды на рейдах и они тщательно заботились о своих волосах, в могилах викингов постоянно находили расчески".

Их ювелирные изделия и конструкции также проникли в земли, в которых они поселились после завоевания, например, Ирландии, Шотландии и Англии. Кельтский дизайн пришел от викингов.



Перед художницей стояла задача одеть и главных героев и всю массовку в полторы тысячи человек.


Рагнар Лотброк хотя и становится предводителем, но его власть не так отмечена костюмом, как у влиятельных людей англосаксов. Во втором сезоне только изображение ворона говорит о его отличии от других. Ворон - символ бога Одина, а Рагнар по преданию ведет свой род от самого Одина.

Художница говорит, что ей нравится, что герой по прежнему носит «футболки, кожаные куртки и порванные джинсы, говоря современным языком». Он и впрямь иногда напоминает рокера, крутого пацана. Глядя на костюмы Рагнара, думаешь, что какие-то вещи до сих пор популярны в одежде и символизируют брутального мужчину, готового всегда подраться за свои убеждения.
Первая жена Рагнара, женщина-воительница Лагарта, одета соответственно жене, которая бьется рядом с мужем.

Во втором сезоне Рагнар заводит вторую жену, принцессу Эслог, которая соблазняет гордого воина. Эслог совсем другая, у неё богатые платья, меха, подчеркивающие её высокое положение. Она из богатого рода и показывает свое богатство. ВЫбор актрисы, правда, немного сомнителен, уж очень на ней налет гламурности ощущается.

У Рагнара теперь две жены, каждая со своим характером.Но Лагарту такой расклад не устраивает.

Во втором сезоне у Джоан Бергин появились новые задачи: сделать костюмы англосаксов и их королей.


Одежда в те далекие времена была достаточно примитивной по крою, художница всё-таки делает её приближенной к современной, потому что хочет, чтобы зрителю нравилось смотреть на персонажей, чтобы были видны фигуры, иначе они должны были бы все носить что-то вроде " халатов". Трудно было быть сексапильной в те времена, когда одежда была бесформенной, ни мини юбок, ни лифчиков вандербра.

Хотя Алесса Сазерлэнд в роли соблазнительницы Эслог вполне сексуальна, на ней сетка, украшенная ракушками.

В сериале будут две эффектные сцены свадеб: свадьбы викингов - языческой, с цветами, немного в стиле хиппи и англосаксонской, богатой и христианской. Платье для свадебной церемонии украшено золотыми монетами и выглядит очень эффектно, но и платье невесты викингов тоже создавалось в сложной технике, шерстяной шелк вышивался вручную.

Средневековые скандинавы IX–XI вв. придавали одежде не меньшее значение, чем мы сегодня. Ибо, как сказано в Речи Высокого (Старшая Эдда), «ни во что того ставят, кто наг». И вот интересный факт - вопреки распространенному мнению, что викинги, проводившие большую часть жизни в походах, были грязны и неопрятны, они оказались теми еще модниками.

Почему образ викинга так популярен?

Викинги получили сегодня особую популярность благодаря массе посвященных им книг, фильмов, сериалов, которые продолжают появляться чуть ли не каждый день. Казалось бы, Средние века - эпоха грязная, кровавая. Где там санитарные нормы и уход за собой?

Однако викинги были в походах отнюдь не весь год и часть времени проводили в своих жилищах, обрабатывали землю или занимались ремеслом, а на досуге любили сходить в баню, которая была при каждом доме. Кроме того, даже в походах было принято выглядеть по своему статусу. А английские хроники свидетельствуют, что рослые красивые викинги следили за чистотой тела и волос, хорошо одевались и очень нравились благородным английским дамам (к превеликой досаде местных мужчин).

Викингская мода

Что же они носили? Конечно, костюм не был одинаков на протяжении IX-XI вв., особенно если учесть, что викинги привозили из своих походов новые заграничные одежды, которые влияли на местную моду. Однако непременными элементами костюма в течение указанного периода оставались рубахи и штаны.

Рубаха викинга


Поначалу ценились длинные рубахи, а в конце эпохи викингов стали популярны и короткие рубахи, которые называли туниками. Штаны из сукна или кожи со временем потеряли свою мешковатость, стали плотно облегать бедра и приобрели завязки на талии. Появились разные варианты штанов: как узкие, облегающие ноги вплоть до голени (брокер), так и более свободные, расширяющиеся книзу или подвязывающиеся у колен. К штанам прилагался пояс из той же материи.

В Норвегии мужчины предпочитали короткую куртку кьертиль, которую надевали поверх узких штанов. В Исландии носили куртки из тюленьей кожи, которые были подлиннее. Альтернативой куртке из шерсти или меха были шуба или теплый плащ разной длины. Последний тоже имел несколько разновидностей, в том числе плащ для походов из медвежьей или волчьей шкуры с прорезями для рук или плащ с пристегивающимися рукавами и капюшоном.

Чтобы не обморозить лицо, в особенно холодное время, к нему пристегивали еще и маску. К концу эпохи викингов он удобно закреплялся уже не на двух плечах, а на одном, что давало воину больше свободы во время боя. Иногда под плащом носили шерстяные поддевки.


Воины викингов в бою


На ноги надевали кожаные сапоги разной высоты или башмаки, которые подвязывались ремнями на икрах. Обувь делали из кожи - акульей, бычьей, а дороже всех считалась обувь из телячьей кожи. Для того чтобы зимой не скользить на льду, на ботинки привязывали специальные шипы.

Праздничная одежда или одежда для торжественных случаев была оторочена мехом, отделана золотой и серебряной нитью, вышивкой, кружевами, драгоценными камнями, красивыми застежками-фибулами. Изготавливалась она из ярких привозных тканей или окрашивалась дорогими привозными красителями.

Как одевались простолюдины?

Люди более низкого сословия - мелкие землевладельцы, бонды, крестьяне, рыбаки, скотоводы, одевались скромнее воинов. Как правило, они носили некрашеную одежду натуральных цветов из грубой холщовой ткани: чулки, короткие штаны, длинную шерстяную рубашку, поверх куртку или прямоугольный плащ. На руках полагалось носить варежки.

К слову, даже в русском языке это слово имеет корень, связанный со словом «варяги», то есть викинги.

А на голову надевали широкополую шляпу или низкую шапку с большими бортами и завязками под подбородком. Она могла изготовляться из шерсти, войлока или меха. Кстати сказать, повседневная рабочая одежда предназначалась не только для низшего сословия, но и для состоятельных людей, которые просто ходили в ней по дому или проводили свой досуг, занимаясь ремеслом.

Женский костюм в культуре викингов

И если мужчины в своей массе одевались неброско, в серые, коричневые, черные цвета, женщины любили цвета более яркие. Если они имели высокое социальное положение, то предпочитали длинные одеяния. Это могли быть лиф и юбка либо сарафан с бретелями, перехваченный спереди на плечах фибулами в виде кольца, лепестков или овала, к которым на цепочках прикрепляли нужные мелочи (ножнички, футляры для иголок, ключи и т.д.). Иногда застежки были вовсе не нужны, и одежду каждое утро зашивали у воротника и рукавов, а перед сном распарывали.

Женский наряд


Были и женские штаны, которые завязывались спереди и надевались под платье или сарафан. Также надевали передник, по торжественным случаям - нарядный. На плечи женщины накидывали плащ или шаль, которую также закрепляли фибулой. На ноги надевали чулки. Незамужние девушки ходили с распущенными волосами или украшали их лентой. Замужние завязывали волосы в узел, а на голову водружали конический белый чепец или замысловатый головной убор из ярких полотняных лент, а иногда покрывали волосы платком.

Кое-что об эстетике скандинавских воинов

Как было замечено выше, средневековые скандинавы любили следить за своей внешностью. Археологи нашли множество приспособлений для ухода за ногтями, пинцеты, зубочистки, тазы для умывания. Интересно, что украшения мужчин и женщин часто не имели различий. Ожерелья и цветные бусы оставались исключительно женскими вещицами, а вот разнообразные кольца, браслеты и витые нашейные гривны обожали все.

Мужчины из привилегированных слоев общества завивали усы, носили бороды (особенно популярны были клинообразные) и длинные волосы. А датчане любили сочетать длинные челки с коротко остриженными затылками.

Еще один любопытный факт - косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины, которые вполне могли подводить себе глаза. При этом они считали обвинение в женоподобии самым страшным оскорблением, которое только есть в природе. А если мужчина хоть однажды случайно или намеренно надевал рубашку с большим (женским) вырезом на груди, его жена имела полное право подать на развод.

Одежда средневекового скандинава должна была не только отражать социальный статус носящего её, но и соответствовать моменту. В то же время, как вы успели заметить, в IX-XI вв. скандинавы всех сословий носили примерно одинаковый тип одежд, которые различались в основном по качеству и окрашенности материи, а также по металлическим украшениям: пряжкам, фибулам, подвескам, браслетам.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Викинги... Это слово еще несколько веков тому назад стало именем нарицательным. Оно символизирует силу, мужество, отвагу, но мало кто уделяет внимание деталям. Да, викинги добывали победы и прославились ими на века, но вот доставалась она им не только благодаря собственным качествам, но в первую очередь за счет использования наиболее современного и эффективного оружия.

Немного истории

Период в несколько столетий с VIII по XI век в истории называют эпохой викингов. Эти скандинавские народы отличались воинственностью, отвагой и невероятным бесстрашием. Смелость и присущее воинам физическое здоровье культивировались всеми возможными на то время способами. В период своего безоговорочного превосходства викинги достигли больших успехов в боевом искусстве, причем совершенно не важно было, где происходила битва: на суше или в море. Они вели боевые действия как в прибрежных районах, так и глубоко на континенте. Не только Европа стала для них ареной сражений. Их присутствие отметили и народы Северной Африки.

Превосходство, проявляющееся в деталях

Скандинавы вели боевые действия с соседними народами не только ради добычи и обогащения - они основывали на отвоеванных землях свои поселения. Викинги оружие и доспехи украшали своеобразной отделкой. Вот здесь-то и демонстрировали свое искусство и талант ремесленники. На сегодняшний день можно утверждать, что именно в этой области они наиболее полно раскрывали свои умения. Принадлежащее низшим социальным слоям оружие викингов, фото которого поражают даже современных умельцев, отображало целые сюжеты. Что уже говорить об оружии воинов, принадлежащих к высшим кастам и имеющим знатное происхождение.

Какое было оружие у викингов?

Оружие воинов отличалось в зависимости от социального положения их владельцев. У воинов знатного происхождения были мечи и разного рода и формы топоры. Оружие викингов низших сословий представляло собой в основном луки и заостренные копья разных размеров.

Особенности защиты

Даже самое совершенное в те времена оружие порой не могло выполнить свои основные функции, ведь во время боя викинги находились со своим противником в довольно близком контакте. Основной защитой викинга в бою был щит, так как иные доспехи были по карману не каждому воину. Предохранял он в основном от метательного оружия. В большинстве своем это были большие круглые щиты. Их диаметр составлял около метра. Он защищал воина от колен до подбородка. Нередко противник намеренно разбивал щит, чтобы лишить викинга защиты.

Как делали щит для викингов?

Щит изготавливался из досок толщиной 12-15 см, иногда даже было несколько слоев. Скреплялись они между собой специально созданным клеем, а прослойкой часто служила обычная дранка. Для большей прочности сверху щит покрывали кожей убитых животных. Края щитов были укреплены бронзовыми или железными пластинами. Центром служил умбон - полукруг из железа. Он и защищал руку викинга. Отметим, что удержать такой щит в руках, да и еще во время боя, было под силу не каждому человеку. Это в очередной раз свидетельствует о невероятных физических данных воинов тех времен.

Щит викинга - не просто защита, но и произведение искусства

Чтобы воин во время боя не мог потерять щит, использовали узкий ремень, длину которого можно было регулировать. Он крепился с внутренней стороны на противоположных краях щита. При необходимости применения другого оружия щит легко можно было забросить за спину. Также это практиковалось во время переходов.

В большинстве окрашенные щиты были красного цвета, но встречались и с различной яркой росписью, сложность которой зависела от мастерства ремесленника.

Но как и всё пришедшее из древних времен, форма щита претерпевала изменения. И уже к началу XI в. у воинов появились так называемые миндалевидные щиты, которые выгодно отличались от своих предшественников по форме, защищая воина практически полностью до середины голени. Также их отличал значительно меньший по сравнению с предшественниками вес. Однако они были неудобны для сражений на кораблях, а происходили они все чаще и чаще, и поэтому особого распространения у викингов не получили.

Шлем

Голову воина обычно защищал шлем. Своеобразную рамку его образовывали три основные полосы: 1 - налобная, 2-я - от лба до затылка, 3-я - от уха до уха. К этой основе крепились 4 сегмента. На макушке (в том месте, где происходило перекрещивание полос) был очень острый шип. Лицо воина частично защищала личина. Сзади к шлему крепилась кольчужная сетка, называемая бармицей. Для соединения частей шлема использовали специальные заклепки. Из небольших металлических пластин образовывали полусферу - чашку шлема.

Шлем и социальный статус

В начале X века у викингов появились шлемы конической формы, а для защиты лица служила прямая носовая пластина. Со временем на их место пришли цельнокованые шлемы с подбородочным ремнем. Есть предположение, что внутри заклепками крепилась тканевая или кожаная подкладка. Матерчатые подшлемники уменьшали силу удара в голову.

Простые воины не имели шлемов. Их головы защищали шапки из меха или толстой кожи.

Шлемы состоятельных владельцев были с украшениями и цветными метками, по ним распознавали воинов в бою. Головные уборы с рогами, которыми изобилуют исторические фильмы, встречались крайне редко. В эпоху викингов они олицетворяли высшие силы.

Кольчуга

Викинги большую часть жизни проводили в сражениях и, следовательно, знали, что раны часто воспалялись, а лечение было не всегда квалифицированным, что влекло столбняк и заражение крови, а зачастую и смерть. Именно поэтому доспехи помогали в суровых условиях выжить, но позволить себе их носить в VIII-X вв. могли лишь состоятельные воины.

Кольчугу с короткими рукавами и длиной до бедра носили в VIII веке викинги.

Одежда и оружие разных сословий значительно отличались. Простые воины для защиты использовали и нашивали костяные, а позже металлические пластины. Такие куртки были способны отлично отразить удар.

Особо ценная составляющая

Впоследствии длина кольчуги увеличилась. В XI в. на полах появились разрезы, что очень приветствовалось наездниками. В кольчуге появились более сложные детали - это лицевой клапан и подшлемник, что помогало защитить нижнюю челюсть и горло воина. Вес ее составлял 12-18 кг.

Викинги очень бережно относились к кольчугам, ведь от них часто зависела жизнь воина. Защитные одеяния имели большую ценность, поэтому их не оставляли на поле битвы и не теряли. Часто кольчугу передавали по наследству.

Ламеллярные доспехи

Стоит также отметить и Они вошли в арсенал викингов после набегов на Ближний Восток. Такой панцирь изготовлен из железных пластинок-ламелл. Они были уложены слоями, немного накрывая друг друга, и соединены шнуром.

Также к доспехам викингов относят полосчатые наручи и поножи. Они изготовлялись из металлических полосок, ширина которых - около 16 мм. Крепились они кожаными ремнями.

Меч

Меч занимает главенствующее положение в арсенале викингов. Это Для воинов он был не просто оружием, несущим неминуемую смерть врагу, но и хорошим другом, обеспечивающим магическую защиту. Викинги все остальные элементы воспринимали как требуемые для боя, но меч - это отдельная история. С ним связывали историю рода, его передавали из поколения в поколение. Воин воспринимал меч как неотъемлемую часть самого себя.

В захоронениях воинов часто находят оружие викингов. Реконструкция позволяет нам ознакомиться с его первоначальным видом.

В начале эпохи викингов была широко распространена узорчатая ковка, но со временем, благодаря использованию более качественной руды и модернизации печей, стало возможным изготавливать клинки, которые отличались большей прочностью и легкостью. Форма лезвия стала тоже другой. Центр тяжести переместился к рукоятке, а лезвия к концу резко сужаются. Это оружие давало возможность наносить быстрые и точные удары.

Обоюдоострые мечи с богатыми рукоятками выступали парадным оружием состоятельных скандинавов, а в бою были не практичны.

В VIII-IX в. на вооружении викингов появляются мечи франкского образца. Они заточены с двух сторон, а длина прямого клинка, сужающегося к закругленному острию, была чуть меньше метра. Это дает основание считать, что такое оружие также подходило и для рубки.

Рукояти на мечах были разных типов, они отличались эфесами и формой головки. Для украшения рукояток использовали серебро и бронзу в раннем периоде, а также чеканку.

В IX и X веках рукояти украшаются орнаментом из медных полосок и олова. Позже в рисунках на рукояти можно было обнаружить геометрические фигуры на оловянной пластинке, которые были инкрустированы латунью. Контуры подчеркивала медная проволока.

Благодаря реконструкции на средней части рукояти мы можем видеть ручку, выполненную из рога, кости или дерева.

Деревянными были и ножны - они иногда покрывались кожей. Внутри ножны были усланы мягким материалом, который еще защищал от продуктов окисления клинка. Зачастую это была намасленная кожа, навощенная ткань или мех.

Сохранившиеся рисунки эпохи викингов дают нам представление о том, как носили ножны. Вначале они находились на перекинутой через плечо перевязи слева. Позже ножны стали подвешивать к поясному ремню.

Сакс

Холодное оружие викингов может быть представлено и саксом. Он использовался не только на поле боя, но и в хозяйстве.

Сакс представляет собой нож с широким обухом, у которого лезвие заточено с одной стороны. Все саксы, судя по результатам раскопок, можно разделить на две группы: длинные, длина которых составляет 50-75 см, и короткие, длиной до 35 см. Можно утверждать, что последние являются прототипом кинжалов, большинство из которых современные мастера также доводят до статуса произведения искусства.

Топор

Оружие древних викингов - топор. Ведь большинство воинов было небогатым, а такой предмет имелся в любом хозяйстве. Стоит заметить, что конунги также их использовали в сражениях. Рукоять топора составляла 60-90 см, а режущая кромка - 7-15 см. При этом он не был тяжел и позволял маневрировать во время боя.

Оружие викингов, топоры «с бородкой», в основном использовались в морских сражениях, так как они имели квадратный выступ внизу лезвия и отлично подходили для абордажа.

Особое место стоит отвести топору с длинной рукояткой - секире. Лезвие секиры могло быть до 30 см, рукоятка - 120-180 см. Не зря это было излюбленное оружие викингов, ведь в руках крепкого воина она становилась очень грозным оружием, причем ее внушительный вид сразу подрывал моральный дух противника.

Оружие викингов: фото, отличия, значения

Викинги считали, что оружие имеет магическую силу. Оно долго хранилось и передавалось по наследству. Воины, имеющие достаток и положение, украшали топоры и секиры орнаментом, благородными и цветными металлами.

Иногда задают вопрос: какое главное оружие викингов - меч или топор? Воины в совершенстве владели этими видами оружия, но выбор всегда оставался за викингом.

Копье

Оружие викингов нельзя представить без копья. По легендам и сагам, северные воины очень чтили этот вид оружия. Приобретение копья не требовало особых затрат, так как древко мастерили сами, а наконечники были просты в изготовлении, хоть и отличались внешним видом и назначением и не требовали много металла.

Копьем мог быть вооружен любой воин. Небольшие размеры позволяли его держать как двумя, так и одной рукой. Использовали копья в основном для ближнего боя, но иногда и как метательное оружие.

Особо стоит остановиться на наконечниках копья. Вначале у викингов копья были с наконечниками в форме ланцета, рабочая часть которых плоская, с постепенным переходом в небольшую тулью. Длина его - от 20 до 60 см. В дальнейшем встречались копья с наконечниками разных форм от листовидной до треугольной в сечении.

Викинги воевали на разных континентах, и их оружейники умело использовали элементы оружия противника в своей работе. Оружие викингов 10 веков назад претерпело изменение. Копья не стали исключением. Они стали более прочными из-за укрепления в месте перехода к тулье и были вполне пригодными для таранных ударов.

Совершенству владения копьем, по сути, не было предела. Это стало своего рода искусством. Самые искушенные в этом деле воины не только одновременно метали копья с обеих рук, но и могли на лету поймать его и отправить обратно неприятелю.

Дротик

Для ведения боевых действий на расстоянии около 30 метров нужно было особое оружие викингов. Название ему - дротик. Он вполне был способен заменить многие более массивные орудия при умелом использовании воином. Это легкие полутораметровые копья. Наконечники у них могли быть как у обычных копий либо подобные гарпуну, но иногда встречались черешковые с двушипной частью и втульчатые.

Лук

Это распространенное в оружие обычно изготавливали из цельного куска вяза, ясеня или тиса. Оно служило для ведения боя на большом расстоянии. Стрелы для лука длиной до 80 сантиметров делали из березы или хвойных деревьев, но обязательно старых. Широкие наконечники из металла и специальное оперение отличали стрелы скандинавов.

Длина деревянной части лука достигала двух метров, а тетивой чаще всего были сплетенные волосы. Требовалась огромная сила для работы с таким оружием, но именно ею и славились воины-викинги. Стрела поражала врага на расстоянии 200 метров. Викинги использовали луки не только в ратном деле, поэтому и наконечники стрел были самыми разными, учитывая их предназначение.

Праща

Это тоже метательное оружие викингов. Своими руками изготовить его не составляло большого труда, так как нужна была лишь веревка или ремень да кожаная «люлька», куда помещался камень округлой формы. Достаточное количество камней собирали при высадке на побережье. Оказавшись в руках умелого воина, праща способна послать камень, чтобы поразить противника в сотне метров от викинга. Принцип действия этого оружия прост. Один конец веревки крепился в области запястья воина, а другой он держал в кулаке. Пращу вращали, увеличивая число оборотов, и на максимуме разжимали кулак. Камень летел в заданном направлении и сражал врага.

Викинги оружие и доспехи всегда содержали в порядке, так как воспринимали их частью самих себя и понимали, что именно от него зависит результат боя.

Несомненно, все перечисленные виды оружия помогли викингам снискать славу непобедимых воинов, и если враги очень боялись оружия скандинавов, то сами владельцы относились к нему очень уважительно и трепетно, часто наделяя именами. Многие виды оружия, участвовавшие в кровопролитных боях, передавались по наследству и служили залогом того, что молодой воин будет смелым и решительным в бою.

Текст подготовлен Павлом Ворониным. Доработка и корректировка – группа инициативных граждан.

Все изображения взяты из свободного доступа в Сети.

Вместо предисловия

Данный текст представляет собой лишь обобщение имеющихся в данный момент знаний по мужскому костюму во второй половине первого тысячелетия нашей эры в Северной Европе в целом и в Скандинавии в частности. Возможно, вы первый раз едете на исторический фестиваль или вы боец, которому не хочется копаться в источниках, а, может быть, вы торговец, целью поездки которого является лишь продажа своего товара… В общем, если вы относитесь к перечисленным или, возможно, к какой-либо иной категории людей, для которых важно гарантированно получить допуск на фестиваль, затратив при этом минимум усилий, и не получить потом «пожизненный бан» за несоответствие своего комплекта тому, что было заявлено, – этот текст для вас.

Комплектность

Для простого повседневного комплекта стоит выбирать простые материалы. Именно это правило и станет основным постулатом всего нашего текста. Мы не будем рассматривать хоть сколько-нибудь «пафосные», статусные вещи, поскольку в наши цели не входит обсуждение комплектов дружинников, ярлов и прочей знати. В комплекте не должно быть ничего лишнего, и, в особенности, того, что может вызвать какие-то дополнительные вопросы. Включение таких элементов остается на вашей совести и ведет к самостоятельной работе с источниками в целях обоснования наличия такого предмета в вашем повседневном комплекте (такая работа, безусловно, только приветствуется, но выходит за рамки поставленной перед составителями данного текста задачи).

Итак, в рассматриваемый нами комплект войдут: головной убор, рубаха, штаны, обувь, плащ, некая подпояска, вместилище для разных мелочей, нож. Возможно также дополнение комплекта носками и обмотками. Рубаха и штаны одни, «исподнее» (второй комплект штаны + рубаха, выступающий в роли нижнего белья) совсем не обязательно. Несмотря на огромное желание многих реконструкторов «понацеплять» на себя различные подвески, кольца, браслеты и т.п., от этого настоятельно рекомендуется воздержаться. Наш комплект позиционируется как повседневная одежда простого человека, а потому все это для него, скорее всего, предметы роскоши. Любое литье, будь то серебряное или бронзовое, можно воспринимать как «ювелирку», которая, несомненно, стоит для такого человека не мало. Про железные и бронзовые изделия речь ниже еще пойдет, но сразу оговоримся, что их количество в комплекте должно быть ограничено.

Материалы.

Для одежды рекомендуем выбирать шерстяную ткань (в любом случае правила фестиваля требуют наличия шерстяной одежды) с видимым переплетением, полотняным или простым саржевым (2/1, 2/2), и плотностью нитей от 10 до, примерно, 16 на сантиметр (у толстых тканей плотность может быть и ниже в связи со значительной толщиной использованных при их изготовлении нитей). Цвета натуральные, соответствующие цвету не окрашенной шерсти: бежевые, коричневые, серые. Если вы не разбираетесь в особенностях исторического текстиля, то от использования сукна и иных валяных тканей следует воздержаться, поскольку далеко не всегда то, что мы можем найти в магазине, имеет подходящий внешний вид.

Льняные ткани для рассматриваемого комплекта исключаются, поскольку предполагается, что для Скандинавии они являлись предметом импорта и стоили потому весьма дорого. Если у вас индивидуальная непереносимость шерсти (аллергия и т. п.), то вам, видимо, стоит выбрать другой регион или временной период.

Сшивать детали изделия предпочтительно шерстяными же нитками. Исключения из данного правила возможны, но они также потребуют дополнительного обоснования, а потому лучше лишний раз подумать, стоит ли оно того.

Полотняное переплетение


Саржевое переплетение 2/2


Саржевое переплетение 2/1

Историчные швы довольно просты. Основными будут «вперед иголку» и «соединительный»


Швы на текстильных фрагментах, Хедебю.

Для обуви следует подбирать кожу натуральных коричневых цветов (такой она становится после дубления, изначально она вообще практически белая) и незначительной толщины – 1-2 мм, не толще (оптимально в районе 1,5 мм). В том числе такая кожа идет и на подметку, как мы видим по многочисленным материалам того же Хедебю.

Небольшой мануал по самостоятельному изготовлению обуви можно посмотреть

На ремень подойдет кожа до 3 мм толщиной. Использовать лучше всего кожу мелкого или крупного рогатого скота, то есть коз или коров. Несмотря на значительное количество свиных костей, подтверждающих, что свинина прочно входила в рацион скандинавов, составителям данного мануала не известно находок изделий из свиной кожи.

Для аксессуаров отдаем предпочтение дереву, кости, рогу, в крайнем случае используем железо (оно тоже не дешево).

Головной убор

Наш выбор – это простая шапка. Без меховой опушки. Полусферическая или колпаки разной высоты (невысокие носятся просто так, высокие с заломом на затылок). Проще всего использовать вариант кроя шапки из клиньев. Также возможно изготовление из войлока. Например, в Хедебю найдено значительное количество войлочных фрагментов. Если хотите утеплиться, сшейте шапку из овчины мехом внутрь, как у древнего человека из Толлунда (болотная мумия, 2-4 век до н.э.). Посмотреть возможные варианты скандинавских головных уборов можно во второй части этой заметки

Рубаха

Свободная в корпусе, в неподпоясанном виде длиной до колен. С небольшими разрезами по бокам для удобства. Именно свободный крой корпуса позволяет делать эти разрезы небольшими. Ворот или ладьевидный (в основе – овал), или как у косоворотки. При ладьевидном вороте размер его рассчитывается так, чтобы он соответствовал обхвату головы, не более. Ворот со смещенным разрезом кроится как на рубахе из Бернутсфельда или Гуддаля. Рукава стараемся не делать слишком широкими, к запястью сужаем. Чем уже рукава, тем лучше, главное тут рассчитать, чтобы они при этом не мешали двигаться. Ластовицы - это крайняя мера, в идеале их делать не надо (в находках они встречаются крайне редко). Клинья в подол не вшиваем, ибо при рассматриваемом крое они не нужны.

Такой архаичный крой представляется наиболее простым и не требующим дополнительной работы с источниками на конкретный регион. В то же время имеются и другие варианты, например в Хедебю. Однако поскольку возможность их использования зависит от конкретного комплекта и, опять же, требуется дополнительное обоснование, данные варианты в нашем мануале не рассматриваются.

Штаны

Довольно узкие, почти в облипку. Кроятся на основе находок в Торсберге или Дамендорфе. Крой мотни штанов из Хедебю также можно учесть – он схож как с Торсбергом, так и с Дамендорфом, но отличия все-таки есть. Если вы сделаете штаны с носками как в Торсберге, то отдельные носки вам уже могут и не понадобиться. Крой указанных штанов весьма специфичен, поэтому поэкспериментируйте сначала с ненужной тряпкой. Самыми простыми, как представляется, являются одни из двух штанов найденных в Торсберге (штаны 2 на картинке ниже). Но, возможно, «опыты с тряпкой» и тут не покажутся вам лишними. рекомендации по пошиву более сложных штанов из Торсберга. Свободные штаны и, тем более, шаровары, требующие значительно большего количества ткани, не могут являться деталью рассматриваемого нами простого комплекта.


Штаны из Торсберга (1)


Штаны из Торсберга (2)


Штаны из Дамендорфа


Остатки штанов из Хедебю

Носки

Либо заказывайте/делайте правильные невысокие (до щиколотки) вязаные иглой носки, либо шейте штаны с носками. Также можно сделать чулки-«шоссы» до середины бедра. Последние подвязываются к поясу или «шлевкам» (петелькам) штанов.

Вязаный носок из Коппергейта Остатки шосс, Хедебю

Обмотки

В случае с простым, небогатым комплектом, возможно использование лент не только саржевого, но и полотняного переплетения. Опять же определитесь, нужны ли вам относительно недешевые обмотки в дополнение к вашим и так вполне комфортно сидящим узким штанам.

Обувь

Выбирайте какой-то простой тип, в идеале какие-либо простые невысокие ботинки с ремешком. Если есть такая возможность, можно вообще ходить босиком, ведь обувь в повседневной носке – это для состоятельных людей.

Подпояска

Можно ограничиться куском аутентичной веревки или кожаного шнура вторичного использования. А можно сделать ремень с какой-либо простой пряжкой, например железной (на основе находки из Хедебю), простой бронзовой из прутка (находки из гарнизона Бирки) или костяной (находка из Йорка?) (при выборе изначально старайтесь ориентироваться на тот регион, которым, возможно, вы займетесь в дальнейшем: региональные отличия могли быть довольно существенными, поэтому нет гарантий, что простые решения на одной территории были популярны на другой). При выборе вариантов важно помнить, что находки ремней с одной только пряжкой не являются исключением. Кроме того, находки ременной «фурнитуры» в целом явление весьма редкое. Так, например, на 1200 захоронений Бирки такие находки имеются лишь в 2-3 десятках захоронений.

Плащ

Простой прямоугольник толстой ткани, плотностью примерно 10 нитей на см. Заменит вам и одеяло и капюшон. Для закалывания можно сделать костяную плащевую иглу, разновидностей коих имеется великое множество. Также можно подобрать и какую-либо иную недорогую застежку. Плащ может достигать размеров 200х170 см как в Бернутсфельде, а если учитывать различия в среднем росте в наши дни и в то время, то возможно сделать его и большего размера.

Кошелек/сумка

Простейший кошелек изготавливается из стягиваемого ремешком круглого куска кожи с отверстиями по краю. Либо сшивается из одного-двух кусков кожи в виде кисета. Размер таких кошельков очень небольшой – максимум 10х15 см.

Нож

Лучше брать экземпляры с наиболее распространенными типами клинка и с простой деревянной рукоятью без резьбы и кожаных/металлических больстеров (пластинка вставляемая между рукоятью и клинком). Находки вставок из рога довольно редки и использование их в таком простом комплекте остается под вопросом. К ножу необходимо иметь простые кожаные ножны, прошитые льняной нитью.


Ножи, Новгород Ножны, Хедебю

Глава девятая

ОДЕЖДА И УКРАШЕНИЯ

Викинги были в среднем на 10 сантиметров ниже современных людей. Рост мужчины составлял 172 сантиметра, а женщины - 158-160 сантиметров. Разумеется, отдельные личности могли быть значительно выше. Так, встречаются захоронения викингов, рост которых достигал 185 сантиметров. Кроме того, археологи доказали, что знатные люди в эпоху викингов были намного выше своих рабов, что объяснялось разным «качеством жизни» господ и слуг.

Изначально одежда обитавшего в северной части древней Скандинавии народа (мужчин и женщин) состояла из коротких меховых курток и штанов, мехового же головного убора и меховых сапог и перчаток.

Жившие на юге племена одевались, вероятно, по германскому образцу: в меховой плащ и куртку, сшитую из двух шкур. Для украшений пользовались янтарными бусами и зубами животных.

Оружие и посуду делали из кремня, костей, рога и тому подобного материала.

Одежду шили из домотканой материи, но иногда и из тканей, которые привозили викинги.

Женщины носили свободное платье-рубаху с длинными широкими рукавами, а сверху надевали верхнее платье-сарафан с незашитыми боками, бретели которого закреплялись на плечах парными фибулами-брошами, а на талии такой сарафан иногда перехватывался поясом.

В те времена еще не знали пуговиц и в качестве застежек использовали различные булавки, пряжки и броши. Во многих домах одежду каждое утро зашивали у ворота и рукавов.

На плечи обычно набрасывалась шаль, заколотая брошью. Среди норманнских женщин особенно были распространены скорлупообразные, кольцевидные и трехлепестковые фибулы. Основным материалом для ювелирных украшений эпохи викингов была бронза, нередко позолоченная и частично покрытая оловом или серебром. Золото - более редкий материал для «викингских» украшений.

Замужние женщины покрывали голову платком.

Мужчины одевались в короткую тунику, облегающие штаны, завязывающиеся при помощи тесемок на талии, и плащ, который закреплялся фибулой на правом плече, чтобы не стеснять движений в бою и иметь возможность в любой момент беспрепятственно обнажить меч. На талии носили кожаный ремень, часто с пряжкой и наконечником из металла.

На ногах у норманнов были башмаки из мягкой кожи, которые завязывались ремнями на икрах.

Платья скандинавов эпохи викингов - особенно парадные - отличались необыкновенной роскошью. Исландец Эгиль Скаллагримсон получил на праздник середины зимы в подарок от одного родственника шелковый плащ, доходивший ему до пят, весь вышитый золотом и сверху донизу усаженный золотыми пуговицами. Индриди, богатый бонд из Тронхейма, всякий раз, отправляясь к королю, Олаву сыну Т]рюггви, одевался в красное суконное платье; на правую руку надевал тяжеловесное золотое обручье, на голову - шелковую шапку, вытканную золотом и обитую цепочкой из того же металла.

Как рассказывается в «Саге о йомсвикингах», платье одного ярла ценилось в 20 марок золота. Только на его шляпе было на 10 марок золотого шитья. На усадьбу этого ярла сделал набег викинг Буи Толстый и разграбил дом, где хранились драгоценности ярла: он взял два ящика, набитых золотом, добытым в набегах.

Как мы уже знаем, женщина занимала особое положение в норманнском обществе. Она оставалась главным человеком в усадьбе, когда муж отправлялся в викингский поход. И символом власти хозяйки двора была связка ключей, которую носили на поясе.

В дохристианское время, то есть в эпоху викингов, носили платье из шерсти и льна. Сохранились образцы одежды этого периода из ткани, вырабатывавшейся из животного волоса и растительных волокон. Встречалась грубая ткань (флоки) и нарядная, называвшаяся вадмал, а также темнополосатая ткшъморенд.

Благодаря морским походам викингов скандинавы познакомились с роскошными иностранными материями. Дорогие ткани привозились также из России.

Мужчины носили преимущественно серое, коричневое или черное платье с белой или зеленой обшивкой, а женщины предпочитали более яркое. В раскопках, относящихся ко времени до эпохи викингов, найдены: туникообразная куртка с длинными рукавами, штаны с пришитыми к ним чулками и нашитыми в верхней их части петлями для продевания в них пояса.

В шлезвигских и ютландских раскопках найдены еще: полукруглый плащ из похожей на плюш материи; держащаяся на наплечниках рубаха из грубой шерстяной ткани, спускающаяся ниже колен и опоясанная длинным кожаным ремнем, шерстяные бинты и полосы, служившие для обматывания ног, кожаные башмаки на шнурах и две шапки из грубой шерсти полукруглой и цилиндрической формы.

Из северных саг и песен, охватывающих период с XI по XIII век, мы узнаем о вошедшей тогда в употребление одежде. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов, различных курток и плащей, носков, чулок, башмаков и шляп. Довольно узкая рубаха (myrtd), с коротким грудным разрезом и длинными рукавами, облегала плотно шею, и ею ограничивались в домашнем обиходе. Шилась рубаха из полотна, а для конунгов и из шелковой материи; очень часто по краям делались всевозможные вышивки.

Штаны шились из полотна, сукна и мягкой кожи; поддерживались они поясом из кожи или из одинаковой со штанами материи. Длинные, зауженные книзу, штаны назывались брокер; с ними носили длинные носки и чулки. Башмаки состояли из куска кожи или шкуры, привязывавшегося к ноге ремнем.

В теплое время надевали куртки из шерстяной материи, в холодное время - из меха. Очень короткую, едва прикрывавшую бедра куртку носили представители среднего и низшего сословий.

В XI веке мужчины, подчиняясь общеевропейской моде, стали появляться в зашнурованных сбоку длинных куртках со шлейфами; длинные рукава этих курток привязывались посредством шнуров к плечам. Эти куртки шили из двухцветного сукна, рукава их отличались богатыми отделками. Опоясывались знатные люди широкими металлическими поясами из отдельных подвижных частей, украшенными пряжками, драгоценными каменьями и зубами животных. На приделанной к такому поясу короткой цепочке висел нож или меч. На ноги надевались чулки с дорогими подвязками и доходившие до половины икр башмаки.

Плащи шили с капюшонами и длинными рукавами. С IX века они наглухо застегивались. К ним приделывалась часто маска из материи для защиты лица от холода.

Встречались также плащи, снабженные только прорезями для рук (ото), изготовлявшиеся из волчьей и медвежьей шкуры для походов. Были еще куртки с прикрывавшим шею воротником (надо полагать, из кожи), называвшиеся биулфи и также служившие только для походов.

Фалдонами назывались плащи из меха или шерсти, которые накидывались на плечи.

Рыбачий плащ, который натягивался через голову и походил на мешок, был с обеих сторон открыт и снабжен завязками.

В праздники носили плащи, изготовленные из тонкой шерстяной или шелковой материи и украшенные вышитыми бордюрами. Из шелка шили также плащи, застегивавшиеся на плече, причем и они украшались вышивкой или мехом.

Мужчины очень любили красиво одевать своих жен и дочерей согласно их достоинству и происхождению. Бывали отцы, находившие это столь важным, что, выдавая дочь замуж, заключали о том особенные условия, подобно исландцу Освивру. При обручении своей дочери Гудрун с Торвальдом сыном Халльдора он, в числе разных условий, выговорил для нее такое количество платьев, которое было и у других женщин равного с ней происхождения и состояния. Торвальд обещал невесте, что ни у одной женщины не будет таких прекрасных нарядов, как у нее. Гудрун же после свадьбы обнаружила такое усердие к собиранию нарядов, что не было драгоценности в западной четверти Исландии, которой не желала бы она иметь.

Головным убором всех скандинавов была низенькая, с широкими полями шляпа, скреплявшаяся узким ремешком под подбородком и изготовлявшаяся из кожи, меха или войлока. Руки прятали в холодную погоду в больших рукавицах.

Форма одежды низших сословий, несмотря на влияния моды, оставалась все той же, как и в языческие времена. Эта одежда состояла из куртки с капюшоном желтого или зеленого цвета, из полотняных штанов, зашнурованных у ступни (если не было чулок), широкополой шляпы и кожаных башмаков.

Лишь со времени влияния иноземцев на скандинавскую одежду костюм женщин стал отличаться от мужского. Появляется длинная, иногда даже со шлейфом, рубаха с большим вырезом. Женщины бедные шили такие рубахи из холста или полотна, а богатые, носившие их дома без верхнего одеяния, из шелка с роскошными вышивками по краям, причем вырез на груди прикрывался платком.

Верхнее платье, согласно германо-франкскому обычаю, плотно прилегало в верхней части тела, расходясь книзу широкими складками. Рукава были либо очень длинные, либо коротенькие. В талии платье стягивалось шнуром или кожаным поясом. На поясе женщины носили сумочку, ножи, ножницы и ключи.

Накидками служили женщинам мужские плащи, причем в суровую погоду голова прикрывалась капюшоном. Пользовались женщины такими же шляпами, башмаками и перчатками, как и мужчины.

Богатые женщины нередко еще носили нечто вроде головной повязки, покрывавшей заплетенные в косы волосы и состоявшей из цветных или вышитых золотом полотняных лент. Обвитые вокруг головы, эти ленты принимали форму то шара, то сахарной головы, то какую-либо иную фантастическую форму.

Мужчины носили длинные волосы и бороду. Только свободный мужчина и непорочная девушка носили распущенные по плечам волосы: у рабов и женщин дурного поведения они обрезались.

На Севере считались красивыми одни только белокурые волосы. Довольно терпимо (с точки зрения красоты) относились к каштановому цвету волос. Рыжие же волосы были у любимого народного бога Тора. Поэтому неудивительно, что многие короли и знатные люди называются в сагах рыжебородыми.

Но черные волосы считались безобразными. В сочетании со смуглой кожей и густой бородой они служили верными «признаками» колдуна или нечестного, подлого человека. Рабов обыкновенно представляли в литературе с черными волосами и смуглой кожей. Если же все-таки черноволосого человека считали красивым, в сагах это особо оговаривалось. Так, в одной саге говорится, что Сторвирк сын Старкада был прекрасен лицом, хоть и с черными волосами.

Мужчины, как мы уже говорили выше, носили длинные волосы, однако кудри почитались приличными только на голове женщин. Норвежский конунг Магнус Голоногий сын Олава Тихого имел мягкие, шелковистые волосы, падавшие ему на плечи. У викинга Броди черные волосы доходили до пояса. В конце XII века при дворах носили волосы не длиннее, как до мочки уха, гладко зачесанные; на лбу стригли их короче.

При описании красавиц никогда не забывают упомянуть длинные шелковистые волосы. Рагнар Лодброг, славный викинг, после смерти своей любимой жены Торы решил остаться вдовцом, вверил управление королевством своим сыновьям, а сам отправился в морской поход. В одно лето он прибыл в Норвегию и послал своих людей на берег испечь хлеб. Они скоро вернулись назад с подгоревшим хлебом и извинялись перед королем, говоря, что повстречали красавицу и, заглядевшись на нее, не занялись, как следовало, делом. Это была Крака, очень красивая девушка; ее длинные волосы касались земли и блестели, как светлый шелк. Она стала супругой известного викинга. Не меньшей красавицей считалась исландка Халльгерд: несмотря на высокий рост, она могла покрывать всю себя длинными волосами.

Девушки ходили с распущенными волосами; невесты заплетали их в косы; замужние, как мы уже говорили, накрывали голову повязкой, покрывалом или шапочкой. При раскопках найдены узорчатые гребни, которыми, судя по всему, часто пользовались. Среди обнаруженных археологами предметов встречаются также ногтечистки, пинцеты, красивые тазы для умывания и зубочистки.

Есть также исторические свидетельства об использовании краски для глаз как мужчинами, так и женщинами.

Ибн Фадлан оставил в 922 году следующее описание увиденных им «русов» (шведов): «Я не видел людей с более совершенными телами, чем они. Они подобны пальмам, румяны, красивы. Они не носят ни курток, ни кафтанов, но мужчины носят плащ, которым прикрывают один свой бок, причем одна из рук выходит из плаща. У каждого мужа имеются секира, меч и нож. Мечи их плоские, с бороздками, франкские. И от края ногтей до шеи у них часто есть изображение деревьев, людей и разных других вещей (татуировка. - К Б.). А на груди женщин прикреплено кольцо (фибула. - К Б.) или из железа, или из меди, или из серебра, или из золота, в соответствии с богатством ее мужа. И у каждого кольца - коробочка. Некоторые женщины носят прикрепленный к кольцу нож. На шеях у них - несколько рядов бус из золота и серебра… Самое лучшее украшение у них - это зеленые бусы из керамики».

Как от дохристианского периода, так и от Средних веков остались всевозможные украшения, резко отличавшиеся как по работе, так и по красоте от украшений других европейских народов. Вначале на них еще было заметно римское влияние, но затем (в эпоху викингов) они являются уже совершенно самостоятельными как по рисунку, так и по исполнению. Оба пола носили браслеты, перстни и серьги, шейные и головные обручи, цепочки, булавки, пояса и пряжки.

Очень распространены были также разнообразные подвески. Основными типами подвесок являлись языческие и христианские амулеты, самым популярным из которых считался молот (молоточек) Тора.

Украшения служили не только для «улучшения» своей внешности, но были и демонстрацией богатства семьи. Они имели простые формы и, как правило, соотносились с определенной весовой системой, чтобы легко было определить стоимость такого украшения. Иногда украшения разрубались пополам или на неравные части, чтобы расплатиться за услугу или товар. Конунги одаривали своих поэтов (скальдов) золотыми и серебряными обручьями за хвалебные песни.

Викинги часто носили подковообразные фибулы на правом плече как застежку для плаща. Однако постепенно такие фибулы становились способом хранения своего богатства. Некоторые образцы таких фибул, дошедшие до наших дней, могут весить до килограмма. Булавка для такой фибулы должна быть длиной до полуметра. Само собой разумеется, что носить такую булавку было невозможно, зато в качестве эквивалента богатства и денег она была просто незаменима!

Делались украшения того времени чаще всего из серебра. Тем не менее в кладах и захоронениях встречаются и золотые фибулы, обручья и гривны.

Самая красивая гривна из золота была обнаружена на острове Зеландия близ озера Тиссё. Во время весеннего сева она накрутилась на колесную ось сеялки. Это ожерелье было сплетено из толстых золотых нитей самой высокой пробы и весило (как выяснили археологи) 1900 граммов.

Русские гривны, которые тоже часто встречаются в Скандинавии, чаще всего использовались как средство оплаты, ибо имели, как правило, стандартный вес. Одновременно их часто закручивали в спирали и носили как обручья.

Красоту мужчины составляли высокий рост, широкие плечи, хорошо сложенное и тренированное тело, светлые живые глаза и белый цвет кожи. Кроме того, от мужчины требовалось соблюдение приличий в манерах и поступках. Дома он должен был быть гостеприимен, на пирах весел, на тинге красноречив, к друзьям щедр, готов на отмщение врагам, расположен помогать родне и друзьям, отнимать богатство у врагов, храбр и отважен в каких бы то ни было случаях. И еще он должен был хорошо управляться с оружием.

Боевой наряд скандинавов в прежние времена был довольно прост. Доспехом служила жесткая войлочная куртка, обшивавшаяся (по всей вероятности, в позднейшее уже время) металлическими кольцами и пластинками.

Шлемами пользовались сначала, как и у всех германских племен, только предводители. На одной из поясных пряжек нашли изображение шлема с забралом и шейным щитком. На другой такой пряжке (приписываемой периоду викингав) изображен шлем, украшенный двумя обращенными одна к другой птичьими головами, сидящими на длинных шеях.

Щит воинов древних времен был круглый или продолговатый.

В XII веке вошли в употребление кольчужные панцирные рубашки с капюшонами, штанами и перчатками.

Оружие было такое же, как и у других германских народов. Во-первых, характерный короткий, отточенный только с одной стороны, гибкий германский меч или длинный нож (длина лезвия - 44–76 сантиметров), называвшийся скрамасакс (или сакс); затем длинный, прямой, плоский и обоюдоострый меч (наследник древнеримского меча - спатъС), топор, метательное и колющее копья и лук со стрелами.

До XI столетия скандинавскую одежду носили и даны; впрочем, датчане отдавали предпочтение черной одежде; даже на больших празднествах знатные датчане появлялись в черном шелковом одеянии. Поэтому у современных эпохе хронистов датчане называются всегда «черными». Позднее появилась и цветная одежда, и во время высадки данов в Англию на них видели белые и красные куртки.

Укрепившись в завоеванной стране и приняв христианство, датчане отказались от скандинавской одежды и облеклись в англосаксонскую.

Военным нарядом датчан был кожаный доспех, со вставленными внутрь металлическими пластинами, крепившимися к кожаному верху металлическими заклепками.

Высокий, полусферический шлем с металлическим наносником надевался на гладкий капюшон.

Почти всегда окрашенный в красный цвет щит был либо круглой, либо полулунной, фригийской формы. Вожди носили белые щиты с расписанными на них знаками-эмблемами. Эти красные, голубые, желтые и зеленые фигуры на щитах нельзя еще считать собственно гербами, но их можно рассматривать как первообразы таковых.

Оружием датчанам служили обоюдоострый меч, секира, двойной топор и лук со стрелами.

Из книги Индейцы Великих равнин автора Котенко Юрий

Одежда. Украшения Традиционную одежду индейцы делали из шкур бизонов, оленей, антилоп или горных баранов. Однако с начала XIX века все чаще использовалась одежда, сшитая из тканей, производимых белым человеком. Завоевывали популярность готовые изделия - жилетки, рубашки,

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

Из книги Английский дом. Интимная история автора Уорсли Люси

Из книги Сексуальная жизнь в Древнем Риме автора Кифер Отто

1. Одежда и украшения Пройдитесь по одному из великолепных итальянских музеев – в Риме, Флоренции или Неаполе – и устройте своей душе праздник античной скульптуры. Не ограничивайтесь только поздними работами, такими, как «Аполлон Бельведерский» и «Лаокоон», столь

Из книги Проект Россия. Выбор пути автора Автор неизвестен

Глава 3 Детская одежда Второй пример - детская одежда. Сегодня хорошие вещи - иностранные. Когда мамы покупают детям иностранную одежду, в жизни их ребенка от рождения присутствуют западные бренды. Никто не придает этому значения, но сам факт размещения брендов на самых

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

Из книги Повседневная жизнь Франции и Англии во времена рыцарей Круглого стола автора Пастуро Мишель

Глава 6. Одежда, цвета, эмблемы Средневековая цивилизация – цивилизация символов. Слова, жесты, привычки – все имело как явный, так и скрытый смысл. Одежде, так же как еде и жилищу – а может, и в большей степени, – придавалось социальное значение. Обычно одевались в

Из книги Повседневная жизнь средневековых монахов Западной Европы (X-XV вв.) автора Мулен Лео

Глава IV Одежда делает монаха

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

5.16. «Рабская» одежда Антония и «варварская» одежда Андроника В рассказах Плутарха и Хониата об Антонии и Андронике есть яркая деталь, повторяющаяся у обоих. Хониат несколько раз пишет о привязанности Андроника к варварской одежде. Например, в Царь-Граде Андроник повелел

Из книги Изба и хоромы автора Беловинский Леонид Васильевич

Глава 8 Крестьянская одежда Возле двери, над коником, висела расхожая крестьянская одежда, которую носили повседневно. А в сундуках хранились праздничные наряды.Основу мужского крестьянского костюма составляла «русская» рубаха-косоворотка: с разрезом (пазухой) у левого

Из книги Повседневная жизнь охотников на мамонтов автора Аникович Михаил Васильевич

Глава 5 Одежда и обувь. Украшения Для чего людям нужна одежда? Ответ напрашивается сам собой: для тепла! Однако он верен лишь отчасти. Конечно, мы, современные люди, европейцы, без одежды просто не выживем. Мы не сможем обойтись без нее ни в умеренном климате, ни в жарком. Но в

Из книги Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях автора Забелин Иван Егорович

ГЛАВА VII ЦАРИЦЫНЫ НАРЯДЫ, УБОРЫ И ОДЕЖДА Общий обзор. Головной убор, девичий и женский. Золотые уборы или ларечная кузнь: золото, саженье, низанье. Одежды. Обувь. Мастерская Палата. Светлица и ее рукоделья. Белая казна. Иностранцы бывавшие в Москве в течении XVI и XVII ст.

Из книги Жизнь древнего Рима автора Сергеенко Мария Ефимовна

Глава четвертая. Одежда Мы мало знаем о том, каковы были квартиры бедных людей в инсулах и вовсе ничего не знаем о крестьянских хижинах: ни об их плане, ни об их размерах. Все наши догадки по этому поводу, как бы ни были они логичны и здравомысленны, остаются догадками:

Из книги По следам древних культур [с иллюстрациями] автора Коллектив авторов

Одежда и украшения Об одежде скифо-саков до раскопок Пазырыкских курганов мы имели представление по изображениям скифов на сосудах и других изделиях из денных металлов греческой работы, по изображениям саков на персидских барельефах ахеменидского времени и по двум

Из книги Соловецкий концлагерь в монастыре. 1922–1939. Факты - домыслы - «параши». Обзор воспоминаний соловчан соловчанами. автора Розанов Михаил Михайлович

Глава 6 Пища - одежда - религия - побеги Предельно кратко приведу еще несколько важных данных о сахалинской каторге в надежде, что найдутся-таки читатели, чтобы сопоставить их с теми, что приведены в первой книге о соловецком концлагере.Пища.Не нашлось ни у кого даже

Из книги Славянские древности автора Нидерле Любор

Глава IV Одежда и украшения В праславянский период одежда славян была простой и однообразной. Именно такой и должна была быть одежда народа, жившего вдали от торговых путей и не располагавшего средствами для покупки себе у купцов, на протяжении тысячелетий проезжавших