Математические игры с счетными палочками. ☝ игры со счётными палочками ☝

ИГРЫ СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ “Ловкие пальчики". Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне. В мире пластилина. Обычно в год - полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать: колючками у ежика стебельком у цветка стволом дерева забором в пластилиновом мире трубой у пластилинового домика ручками-ножками пластилинового человечка ножкой грибочка И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры... А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно: выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника - квадрат, из квадрата - трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось. знакомить с геометрическими понятиями С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки - это диаметр круга, одна палочка - радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше. "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом - одна к другой - дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой - дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку - это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку - дорожка стала длиннее. Еще одну - дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" - "низкий". Учимся считать. Конечно, счетные палочки - прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями "один", "много". Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в пределах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества. Для детей двух-трех лет Возьмите из кучки палочек одну и положите отдельно. Малыш должен показать, где одна палочка, а где много. Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два. Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее. Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна - две, две и еще одна - три, три и еще одна - четыре и так далее). Для детей от четырех лет Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну. Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек. Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д. Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять? C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 × 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки). Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для малыша важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления. Когда ребенок научится складывать и вычитать в пределах десяти, вы можете познакомить его с операциями умножения и деления. Для этого вам потребуются палочки и карточки с числами и какие-нибудь игрушки. Например, возьмите фигурки коровы, лошади и овечки. У вас три зверюшки (положите перед ребенком карточку с цифрой три). У каждого зверя по три вкусных морковки (положите перед каждой зверушкой по три красные или оранжевые палочки и возьмите еще одну карточку с цифрой три). Как же посчитать, сколько всего морковок у зверей? Для этого нужно три умножить (между карточками с цифрами кладем знак умножения) на три, то есть взять три раза по три. Посчитайте, сколько всего морковок получится, если зверюшек будет две, и каждая возьмет по три морковки. А если трем зверюшкам дать по две? Чтобы понять принцип деления, возьмите несколько морковок-палочек и предложите ребенку поделить их поровну между тремя зверушками. Количество морковок, оказавшееся у каждой игрушки, и будет результатом деления. Разное количество морковок делите между разным количеством зверей. Можно показать ребенку, что не всегда получается разделить предметы поровну без остатка. С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа. Вы можете показывать ребенку большие двух и трехзначные цифры и называть их. Пусть ребенок называет цифры, из которых они составлены. Например, для того, чтобы написать число 10, нужно взять две цифры единицу и ноль. Количество предметов может быть очень большим, поэтому для того, чтобы их как-то обозначать, и придумали цифры и числа. Выложите вместе с ребенком возле карточек с числами соответствующее им количество палочек. Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами. Чтобы продемонстрировать, что такое десяток, выкладывайте его одним цветом, а числа второго порядка - другим. Одиннадцать - это десять синих палочек и одна желтая, двенадцать - десять синих и две желтые и так далее. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков - все, что угодно. Чем больше палочек - тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка. Палочки - конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма). "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания. Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления - ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

Счетные палочки. Многие родители дошколят и не задумываются о их приобретении, так как "официально" они предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий. А ведь ведь именно палочки способствуют развитию мелкой моторики рук, упражнения со счётными палочками развивают подвижность кисти руки, внимание, воображение, ловкость, координацию, мышление и сообразительность. Позволяют закрепить представления о геометрических фигурах, овладеть конструктивными навыками, знакомит ребёнка с понятием «симметрия».

Сегодня я хочу предложить игры с счетными палочками.

Складывание и выкладывание палочек из коробки по одной, по две, три.

Перекладывание из одной коробки в другую. выкладывание предметов из заданного количества палочек.

Составление геометрических форм (по образцу). квадрат, треугольник, прямоугольник, а также изображения несложных предметов: дорожка, окно и т. д.

«Забор», «Ёжик» - втыкание палочек в пластилин.

Помочь ребёнку сложить домик или дерево из палочек, затем предложить придумать самому и выложить любую фигурку из палочек. Показ хорошо сопровождать стихами, загадками или потешками, это необходимо для поддержания интереса к таким играм и для создания не только зрительного, но и слухового образа.

Игра «Рисуем палочками»Выложите из палочек дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Сделайте пешеходный переход и учите правила дорожного движения

Чем больше палочек - тем интереснее. :можно «посадить «разноцветные цветы, нарисовать машины и т. д. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

Для выкладывания из палочек можно использовать картинки-образцы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математические игры со счётными палочками.

В НОД по формированию элементарных математических представлений необходимо включать интересные упражнения с предметами счёта......

Игры со счётными палочками

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Этому могут способствовать выкладывание рисунков из счётных палочек по схемам....

Качественные интересные развивающие игрушки стоят недешево. И чаще такие игрушки всего выполняют какую-то одну функцию — развивают логическое мышление или мелкую моторику, творческое или сенсорное восприятие. Но как хотелось бы купить интересную, увлекательную и недорогую игру, которая могла бы надолго заинтересовать ребенка, была бы многофункциональна (развивала бы все в комплексе).

Давайте сначала подумаем, что мы вкладываем в слова "развивающая игрушка"? Какими качествами она должна обладать? На самом деле словосочетание "развивающая игрушка" не совсем правильное, хотя мы повсеместно используем его в обиходе. Самая обычная куколка, с которой ребенок играет в сюжетно-ролевую игру, развивает не меньше любой самой "развивающей" игрушки. Однако есть игры и игрушки, в задачу которых входит исключительно развитие интеллектуальных способностей — математических представлений, логического мышления, речи. Именно их чаще всего относят к категории развивающих.

Наша универсальная игрушка должна развивать интеллектуальные и творческие способности, быть многофункциональной, то есть такой, чтобы с ней можно было играть по-разному, использовать в творческих занятиях, сюжетно-ролевых играх. Потому что именно такая игрушка и развивает ребенка по-настоящему.

И такая игрушка есть! Правда многие мамы и не задумываются о её приобретении, так как "официально" она предназначена вовсе не для игр, а для школьных занятий и лежит на полке рядом с канцтоварами. Это всем нам знакомые обыкновенные счетные палочки.

Итак, как можно использовать счетные палочки в качестве развивающей игрушки?

1. “Ловкие пальчики" . Развивать мелкую моторику рук малыша можно уже примерно с девятимесячного возраста, когда у него начинает формироваться пинцетный захват (он начинает брать предметы большим и указательным пальчиками). Сделайте прорезь с помощью ножа или ножниц в футляре от счетных палочек и покажите крохе, как в неё можно класть палочки по одной. Такая игра может надолго увлечь малыша, ведь дети очень любят засовывать предметы в отверстия, прятать их. Но играть малыш должен под вашим присмотром, т.к. в этом возрасте все, что видит глаз, сразу расторопные пальчики отправляют в рот.

2. Раскладываем по цвету. Примерно в том же возрасте можно начинать учить малыша сортировать палочки по цветам. Для начала выберите палочки двух цветов и покажите, как их можно разложить на две разные кучки. Можете предложить ребенку разложить палочки по коробкам или пакетикам. Когда малыш научится справляться с заданием, добавьте палочки еще одного цвета. Такая игра развивает сенсорное восприятие, умение сравнивать, находить сходство и различия, знакомит малыша с логическими операциями анализа и синтеза на элементарном уровне.

3. В мире . Обычно в год — полтора ребенку начинают предлагать разнообразные творческие задания, в том числе, конечно, игры с пластилином. Умение в процессе творчества сочетать различные материалы развивает не только воображение и креативность, но и умение нестандартно мыслить. Счетные палочки прекрасно сочетаются с пластилином. Они могут стать:

  • колючками у ежика
  • стебельком у цветка
  • стволом дерева
  • забором в пластилиновом мире
  • трубой у пластилинового домика
  • ручками-ножками пластилинового человечка
  • ножкой грибочка

И еще множеством разных предметов, которые вам подскажет ваша фантазия.

4. Играем в геометрию. Когда начинать знакомить ребенка с математикой, родители решают сами. Кто-то уже над детской кроваткой вывешивает цифры и геометрические фигуры... А кто-то ждет, пока ребенку исполнится четыре-пять лет. Или когда малыш сам проявит интерес к математике. В любом случае изучать математику со счетными палочками очень удобно. Они помогут не только научиться считать, но и познакомят с геометрическими фигурами, помогут очень понятно и наглядно объяснить ребенку, что такое угол, сторона, чем квадрат отличается от прямоугольника, как из одной фигуры можно получить другую и многое-многое другое. Можно:

  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек
  • выкладывать геометрические фигуры из счетных палочек по нарисованному контуру
  • играть в превращения: из одних геометрических фигур делать другие
    Малыш может просто наблюдать за этими волшебными превращениями, а ребенку постарше (от 4-5 лет) можно предлагать выполнять задания самому: "Как из квадрата сделать ромб? А параллелограмм? Как, добавив одну палочку, превратить квадрат в трапецию? В треугольники? Сколько палочек надо убрать из квадрата, чтобы он превратился в треугольник? А сколько палочек надо добавить, чтобы квадрат превратился в прямоугольник?" Если вы занимаетесь с палочками одного цвета, то все изменения с добавлением количества палочек (из треугольника — квадрат, из квадрата — трапеция или прямоугольник и т.п.) для большей наглядности можно делать с помощью палочек другого цвета. Например, вы показываете ребенку фигурку, потом он отворачивается, а вы совершаете превращение. После этого ребенок должен посмотреть на результат и ответить на вопрос "что изменилось" и постараться понять, как это получилось.
  • знакомить с геометрическими понятиями
    С помощью палочек можно очень доступно и наглядно объяснить ребенку, что такое сторона (палочка) и что такое угол (место, где одна палочка встречается с другой). Можно объяснить ребенку, что такое диаметр, и почему от диаметра зависит величина круга. Для этого достаточно положить рядом две палочки на лист бумаги и нарисовать вокруг них круг соответствующего диаметра. Две палочки — это диаметр круга, одна палочка — радиус. А если взять три палочки и нарисовать новый круг, то он получится больше предыдущего, так как длина диаметра стала больше.

5. "Познавательные дорожки". Уже к двум годам ребенок знакомится с понятиями "широкий"/ "узкий", "длинный"/ "короткий". Это можно сделать, выкладывая дорожки из счетных палочек. Покажите малышу, как можно из палочек сложить широкую или длинную дорожку. Кладем палочки рядом — одна к другой — дорожка получается широкой, но короткой. А если приставлять одну палочку к кончику другой — дорожка получится длинной-предлинной, но узкой. Берем одну палочку — это короткая дорожка. Приставляем к ней другую палочку — дорожка стала длиннее. Еще одну — дорожка стала еще длиннее. Так можно знакомить ребенка с понятиями "короткий", "длинный", "самый длинный", "самый короткий". Ребенок будет видеть, что чем больше палочек в дорожке, тем длиннее она получается. А если использовать палочки вместе с пластилином, то можно знакомить ребенка с понятиями "высокий" — "низкий".

6. Учимся считать. Конечно, счетные палочки — прекрасный материал для обучения счету. В возрасте примерно около двух лет ребенок уже начинает оперировать понятиями "один", "много". Начинает считать до двух, а к трем-трем с половиной годам считает в переделах пяти (имеется в виду количественное узнавание предметов, а не механическое называние последовательности цифр). С помощью счетных палочек можно наглядно продемонстрировать состав числа, познакомиться с простейшими математическими операциями сложения и вычитания, умножения и деления, изучить понятия числа и количества.

Для детей двух-трех лет.

  • Возьмите из кучки палочек одну и положите отдельно. Малыш должен показать, где одна палочка, а где много.
  • Возьмите две палочки, скажите ребенку, что палочки две. Поищите вместе другие пары предметов (две руки, две ноги, два глаза, может быть два стула в комнате и т.п.). Объясните, что если взять один и еще один, получается два.
  • Учите малыша соотносить количество предметов и их численное обозначение. Нарисуйте карточки с числами от одного до пяти. Показывайте ему в день не больше одной новой карточки с числом и соответствующим количеством палочек. В первый день положите перед ним карточку с цифрой 1 и одну палочку, на следующий день добавьте карточку с цифрой 2 и так далее.
  • Выложите по вертикали карточки с цифрами от одного до пяти, а рядом с каждой карточкой соответствующее количество палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну (одна и еще одна — две, две и еще одна — три, три и еще одна — четыре и так далее).
  • Если вы видите, что ребенок без затруднений узнает количество предметов в пределах пяти и соотносит их с цифрами, предложите ему самому подбирать нужное количество палочек к карточкам.

Дети 4-5 лет уже свободно оперируют количеством в пределах 10, однако им еще трудно производить мысленные операции сложения и вычитания, бывает трудно определить на глаз количество предметов более 5-6 (они их пересчитывают).

Для детей от четырех лет.

  • Для изучения соотношения числа и количества возьмите карточки от 0 до 10. Выложите карточки по вертикали, а рядом с каждой карточкой положите соответствующее число палочек. Обратите внимание ребенка, что количество палочек все время увеличивается на одну.
  • Дайте ребенку карточки с цифрами. Он должен взять соответствующее количество палочек.
  • Изучаем состав числа. Как можно разложить число 5? Берите для наглядности палочки двух разных цветов и выкладывайте из них число 5: например, две синие и три желтые. Или одна синяя и четыре желтые и т.д.
  • Предложите ребенку самому догадаться, сколько палочек ему нужно доложить до определенного числа. Например, вы выкладываете четыре палочки. Сколько еще палочек нужно положить, чтоб стало десять?
  • C помощью палочек ребенку 5-6 лет можно наглядно объяснять, что такое "пример", как обозначаются операции вычитания и сложения. Возьмите две палочки одного цвета и три палочки другого цвета. Спросите у ребенка, сколько всего палочек. Затем между палочками разных цветов положите знак плюса, а над палочками сверху положите их численные обозначения (2 × 3). Для того чтобы объяснить операцию вычитания, возьмите пять палочек и карточку с цифрой 5. Затем заберите две палочки, а рядом с карточкой с числом положите карточку со знаком минус и карточку с цифрой 2. Спросите у ребенка, сколько палочек осталось (карточки можно заменить цифрами из магнитной азбуки).
  • Если вы видите, что ребенок понимает ваши объяснения, можете познакомить его со знаком равенства
  • Выкладывайте выражение с помощью палочек, а ребенок должен будет также с помощью палочек выкладывать ответ после знака равенства. Когда ребенок начнет уверенно справляться с заданием, замените палочки числовыми обозначениями. Не давайте ребенку сложных примеров с большими числами, решайте задачи в пределах десятка. Для малыша важно понять смысл и принципы сложения и вычитания, а в дальнейшем умножения и деления.

  • Для этого вам потребуются палочки и карточки с числами и какие-нибудь игрушки. Например, возьмите фигурки коровы, лошади и овечки. У вас три зверюшки (положите перед ребенком карточку с цифрой три). У каждого зверя по три вкусных морковки (положите перед каждой зверушкой по три красные или оранжевые палочки и возьмите еще одну карточку с цифрой три). Как же посчитать, сколько всего морковок у зверей? Для этого нужно три умножить (между карточками с цифрами кладем знак умножения) на три, то есть взять три раза по три. Посчитайте, сколько всего морковок получится, если зверюшек будет две, и каждая возьмет по три морковки. А если трем зверюшкам дать по две? Чтобы понять принцип деления, возьмите несколько морковок-палочек и предложите ребенку поделить их поровну между тремя зверушками. Количество морковок, оказавшееся у каждой игрушки, и будет результатом деления. Разное количество морковок делите между разным количеством зверей. Можно показать ребенку, что не всегда получается разделить предметы поровну без остатка.
  • С помощью палочек и карточек с цифрами можно объяснить ребенку, чем цифра отличается от числа и от количества. Для этого потребуются палочки и карточки с цифрами от нуля до девяти. Объясните ребенку, что цифр всего 10. Когда цифра обозначает какое-то количество, она становится числом. Из цифр складываются все числа. Вы можете показывать ребенку большие двух и трехзначные цифры и называть их. Пусть ребенок называет цифры, из которых они составлены. Например, для того, чтобы написать число 10, нужно взять две цифры единицу и ноль. Количество предметов может быть очень большим, поэтому для того, чтобы их как-то обозначать, и придумали цифры и числа. Выложите вместе с ребенком возле карточек с числами соответствующее им количество палочек.

Если ваш ребенок уже свободно считает и выполняет простые операции в пределах 10, вы можете переходить к знакомству с двухзначными числами.

  • Чтобы продемонстрировать, что такое десяток, выкладывайте его одним цветом, а числа второго порядка — другим. Одиннадцать — это десять синих палочек и одна желтая, двенадцать — десять синих и две желтые и так далее.

7. Рисуем палочками. Из палочек можно выложить на плоскости все, что угодно. Выложите из них дорогу, и ребенок с удовольствием будет катать по ней машинки. Выложите пешеходный переход, возьмите куколок и учите правила дорожного движения. С помощью палочек можно посадить на полу разноцветные цветы, нарисовать дома, машины, угловатых кошек или собак, птиц и рыб, человечков — все, что угодно. Чем больше палочек — тем интереснее. Такая игра прекрасно развивает воображение ребенка.

8. Палочки — конструктор. Для игры потребуются счетные палочки и пластилиновые шарики. Соединяя палочки с помощью пластилина, можно строить самые разные трехмерные фигуры. Развиваем не только воображение, творческое мышление и пространственное восприятие, но и знакомимся с геометрическими телами (куб, конус, призма).

9. "Логические цепочки". Выкладывание с помощью палочек логических цепочек с определенным ритмом помогает ребенку развивать сенсорное восприятие, внимательность, логическое мышление, понимание последовательностей. У этой игры может быть два варианта: либо вы выкладываете свою цепочку из палочек, а ребенок должен сам выложить такую же цепочку, как ваша, либо вы начинаете выкладывать цепочку с определенным ритмом и просите ребенка продолжить её (второй вариант, конечно, сложнее). "Ритмом" может быть меняющаяся последовательность цветов палочек или их расположения. Начинайте с самых простых цепочек, например, чередование желтой и зеленой палочек. Усложняйте постепенно задания. Можно менять расположение палочек, класть их горизонтально либо вертикально, при этом использовать различные цветовые сочетания.

10. Игрушки-заместители. Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры. Самый простой пример этого явления — ладошка, приложенная к уху и изображающая телефонную трубку. Ребенок может увлеченно возить по столу кусок хлеба, как машинку, кормить кукол кубиками-пирожными и стрелять указательным пальцем по невидимому противнику. Счетные палочки прекрасно вписываются в сюжетно-ролевые игры. Дети чаще всего представляют их ложками-поварешками и кормят ими кукол, бывает, палочки становятся малюсенькие автоматиками и ружьями, а из кучи палочек, положенных в игрушечную кастрюльку, можно сварить отличные спагетти.

Фантазия ребенка и увлеченных родителей безгранична...

Комментировать статью "Играем и учимся со счетными палочками"

У каждой из нас разное призвание не только в жизни, но и на кухне. Одни хозяйки способны держать в голове добрую сотню кулинарных рецептов, другим нет равных в приготовлении диетических блюд, а кто-то и вовсе встает за плиту только по зову сердца. Что между ними общего? Наверное, только желание совершенствовать свое мастерство и раз за разом удивлять друзей и близких собственными гастрономическими шедеврами. Благодаря проекту «Настоящая российская хозяйка» , сделать это стало еще проще. К...

Ученик со своей моделью, и Учитель со своим учеником. Очень приятно выпускать в народ, ученика который знает "Колористику" @liydmila4ka. Радуюсь стремлению человека знать и изучать профессию парикмахер. И вот в такие моменты я точно понимаю, что не все потеряно в парикмахерском деле. Осталось два занятия и будем аплодировать Эксперту-Коолористу. Наш сайт: www.JaineFrost.ru 🇷🇺 Г. Москва, Борисовский проезд дом 32. Метро🚊 Домодедовская или Шипиловская. тел...

🔷 Не делайте работу за детей. Ребенок пролил воду на пол – не спешите вытирать лужу, лучше напомните, где взять бумажное полотенце или тряпку. Школьник получил необычное домашнее задание – поговорите о том, как, по его мнению, его нужно выполнить. Чтобы ребенок научился принимать решения и делать выводы, родителям необходимо выработать привычку задавать ему наводящие вопросы, а не давать указания и готовые алгоритмы. 🔷 Поощряйте самостоятельную игру. Предоставляйте детей самим...

До своего отъезда я уже не встречалась с Анитой – бабка заперла её и не выпускала гулять. Потом, из Москвы, я написала письмо тёте, спрашивала об Аните. Тётя ответила, что девочку увез отец, куда-то очень далеко, в Сибирь, что ли… Через пятнадцать лет я приехала в тётин городок в командировку. Понимаю, что это банально, но каким же всё здесь стало маленьким! Крошечные домики, узенькие прямые улочки, шелковицы. И только Днепр был таким же широким и великолепным, как в детстве. Но самые...

21 марта с 17.00 до 19.00 в Мамином Садике Seasons состоится встреча из цикла «Детские люди». На этот раз в гостях Егор Бахотский - психолог, игротерапевт, автор и преподаватель курса «Площадка игры и общения». Закончил Факультет педагогики и психологии МПГУ им.В.И.Ленина в 1996, стажировался в Ленинградской школе практической психологии, Стокгольмском психологическом центре, специализировался в области медицинской психологии, психотерапии. Прошел обучение на преподавателя Мягкой школы...

Не прошло и десяти лет, как Наташка стала хоть как-то учить стихи. Дается, ясное дело, с трудом (зато получается очень выразительно!) Выучили бычка, который качается. Начали учить про пингвина, который на большой мешок похож. Идет со скрипом. Я говорю - Наташка, пошли учить про пингвина. Наташка тяжело вздыхает и произносить "Идет пингвин, качается!" (если так подумать, пингвины-таки качаются. ну, и чтоб два раза не вставать. Утро, завтрак. Юрка листает тетрадь по обществознанию. Поднимает...

Логопедические стихи и скороговорки на согласные звуки: Р, ̕P̕ ***** Вертолет Вот готовится в полет Винтокрылый вертолет. Ни разгона, ни разбега: Раскрутили винт – и в небо. ***** Трамвай Трамвай гремит, Трамвай звонит, По рельсам быстро мчится. В любую сторону домчит. Кто хочет прокатиться? ***** Метро Нам проехать не хитро Через город на метро: Нет машин и пешеходов, Перекрёстков, переходов – Путь проложен под землей Самый быстрый и прямой. ***** Корабль Посмотри: Корабль...

Компания «Мир детства» представляет на российском рынке бутылочку для кормления известного американского бренда Pura (США). Бутылочка абсолютно нетоксична. Качество подтверждено сертификатами: FDA, CPSC, European Commission 10/2011, German LFGB. Бутылочки и поильники для детей, изготовленные из нержавеющей стали, вызвали не только интерес со стороны покупателей, но и множество вопросов, в первую очередь, насколько они безопасны для ребенка. Отметим, что не всякая сталь может быть использована...

1. Лото Обучай-ка / Zingo - это захватывающая игра, которая поможет развить вербальные и ассоциативные способности Вашего ребёнка. Детское лото «Обучай-ка» станет отличным подарком для детей от 3-х до 7 лет. С его помощью Ваш ребенок сможет научиться соотносить слова и изображения, формулировать свои мысли и концентрировать внимание. Лото великолепно развивает ассоциативное мышление и внимательность. Красочное оформление и обилие картинок делает «Обучай-ку» идеальным подарком для самых...

Здравствуйте! Давайте дружить;) Моя доченька Полина родилась в самом конце 2012 года, 29 декабря. Давайте дружить те, кто тоже родился 29.12.12. и все остальные конечно тоже))) Хотелось бы общаться с вами о наших детках, о том как они растут) В какие игры вы играете со своими малышами?Как гуляете?Мне будет интересно все, делитесь, пожалуйста.

В силу разных причин дети любят «погрызть» себя, и особенного совершенства достигли в этом деле подростки. А это опасно: может возникнуть и закрепиться дурная привычка вечно себя осуждать и, что ещё хуже, считать неудачником. (И с нами, ксати сказать, подобное тоже случается). Как останавливать этот вредный процесс? Попробуйте так. Говорите почаще ребёнку «зато» Хорошее слово «зато»! Оно помогает сделать поворот на 180 и посмотреть на те же самые обстоятельства (и своё недовольство, и свои...

Для того чтобы устроить дома настольный театр достаточно распечатать все картинки, вырезать их и склеить. Театр готов! "Хочу бодаться" - это советский мультфильм. Сюжет заключается в том, что Козленок бегает по двору и ко всем обращается со словами: "Хочу бодаться!" Но никто не желает с ним играть. Тогда Козленок подлетает к спящему Песику, будит его и кричит: "А-ну, давай бодаться". А Песик вместо этого начинает лаять и хочет его укусить. Козлик говорит: "Я хочу бодаться, а ты что делаешь...

Домашние игры для всей семьи – это не только увлекательное интересное времяпровождение. Такие игры помогают детям раскрепостится, расширить свой детский кругозор, и, особенно важно, укрепляют дружеские отношения в семье. «ПАРАВОЗИК» Первый игрок придумывает слово, например, «двор». Всем остальным игрокам называет только первую букву, например, «д». Остальные игроки по очереди спрашивают, например, «Это с окнами и дверями?». Первый игрок должен угадать слово, которое подозревает другой игрок...

Япония – это одна из самых таинственных, удивительных и манящих стран на всем Земном шаре. Японский менталитет, национальные традиции, культура - все это хочется постичь, во все хочется углубиться, узнать, что называется «изнутри». К сожалению, не каждому из нас удалось побывать в Японии: у одних не хватает денежных средств, у других - возможности, у третьих - времени. Однако, не смотря на это, мы достаточно хорошо знакомы с японской кухней. Дело в том, что еще с начала девяностых годов...

Здраствуте! У меня двое детей две девочки!Старше 4.5 года младшей 2 месяца. После рождения младшей дочки старшая стала плохо спать по ночам: часто просипается, плачет, хочет спать вместе с нами! муж злится потому что не высыпается и рано встает на работу а я уже не знаю что мне делать! оставляю включенным ночник, даю наночь успокаевающий чай и собаку уже к ней в комнату поселила что бы она не одна спала ничего не помогает! муж говорит что это ее капризы только чтобы я была рядом! помогите...

Фильм понравился, надо отдать должное каналу "Россия" - радуют нас приятными и красивыми фильмами. Единственная претензия это к титрам, которые быстро пробегают на трети экрана))).... Стихи прозвучавшие в фильме не оставили меня равнодушной. Оказывается автор стихов нам прекрасно знаком по песни А. Пугачевой "Не отрекаются любя" и еще 7-ми песен разных исполнителей. Вероника Тушнова - её биографию можно прочитать на википедии. Здесь я выложу стихи прозвучавшие в фильме: ***** Без обещаний...

Есть времена, когда женщина нуждается в очень определенном платье для очень определенные случаи и вечерние наряды, 2012 может помочь Вам решить свою проблему, если Вы испытываете затруднения при отборе правильного платья для такого особого случая. Обеды с Вашим любимым, празднованиями годовщины, различными церемониями, променадами и другими особыми случаями требуют от Вас немного различного туалета, чем Вы используетесь, чтобы износиться для обычного, выходящего. Вечерние наряды 2012, которые...

Меня деньги не волнуют! Они меня успокаивают. Судя по нашим дорогам, закончилась не зима, а война… Я с вами не ругаюсь и не спорю. Я просто подробно объясняю, почему я прав. - Что это пролетело? - Это полгода, они тут часто пролетают... Как научить детей хорошему, если Тарзан ходит голым, Золушка приходит домой после 12-ти ночи, Бэтмен гоняет на скорости 450 км/час, а Белоснежка вообще живёт с семью гномами? О, наш великий и могучий русский язык, в котором одни и те же буквы, расположенные в...

трилогии "Как вылепить отфыркивание", но посвященное работе со взрослыми учениками. В издательстве "Новое литературное обозрение" вышел долгожданный роман "Фридл", о судьбе австрийской художнице, чье творчество и жизнь Елена Макарова изучает вот уже более 20 лет. 13 марта, во вторник, Елена Макарова проводит презентацию новых книг в проекте "Шардам" (Крымский вал, дом 10, ЦДХ, вход с правой стороны, не доходя Третьяковской галереи), начало в 18 часов. 14 марта, в среду встретиться с Еленой...

29 января 2012 года в Эпицентрах активного отдыха «Космик» состоится традиционный турнир по боулингу для детей «Космик Baby2012». В нем смогут принять участие самые юные посетители «Космика». Турнир «Космик Baby» проводится ежегодно в январе для самых маленьких Гостей развлекательных центров «Космик». И каждый год в нем принимают участвует несколько тысяч детей в возрасте от 3-х до 14 лет. Цель турнира – не только популяризация боулинга как вида спорта и отдыха, но формирование здорового...

Обучающая задача: закреплять у детей дошкольного возраста навыки счета, обогащать словарный запас.

Развивающая задача: развивать внимание, память, речь, представление и восприятие, логическое мышление, воображение, волю, навыки действия в группе.

Воспитательная задача: воспитывать усидчивость, вежливость.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка), образцы пиктограмм.

1. «Мы - счетные палочки»

Воспитатель собирает детей возле себя и показывает коробку счетных палочек. Предлагает с ними поиграть, но начать игру с превращения: «Мы с вами - счетные палочки. Будем ровненько стоять, прижав руки, как палочки в коробке. Когда я вас рассыплю, нужно разбегаться (но руки держать прижатыми). Затем я буду давать команду, по сколько палочек вместе складываться».

Игра начинается, воспитатель «собирает» палочки по 1, 2, 3, 4, 5.

2. «Выложим пиктограмму»

Цель: развивать логическое мышление, представление и восприятие, логическую память, внимание.

Материал: счетные палочки (1 коробка на каждого ребенка) .

Воспитатель предлагает посмотреть, что такое пиктограмма и какие они бывают, обращая внимание детей на образцы пиктограмм.

Педагог объясняет, что пиктограмму можно выложить из счетных палочек, показывает образцы пиктограмм и предлагает сложить такие же. После этого можно дать другие задания: выложить без образца машину, флаг, чемодан и т. д.

Можно предложить детям подумать и выложить свою пиктограмму, объясняя, что за фигуру они сделали.

3. «Описание»

Цель: обогащать словарный запас; развивать волю, внимание; воспитывать усидчивость.

Воспитатель предлагает всем сесть в круг и, передавая друг другу палочку, сказать про нее какое-нибудь слово.

I вариант - какая она (прилагательные): белая, пластмассовая, гладкая, ребристая и т. д.

II вариант - что с ней можно делать (глаголы): складывать узоры, стучать, ковырять и т. д.

4. «Дворники»

Цель: развивать движения, воспитывать вежливость, развивать навыки действия в группе, внимание.

Материал: счетные палочки (желательно разных цветов) по одному набору всем детям.

Воспитатель рассыпает все счетные палочки по группе. Дети становятся вокруг и по сигналу взрослого начинают собирать счетные палочки в коробку. Если все они разного цвета, то дается задание наполнить коробку побыстрее. Если палочки одинаковые, то сначала предлагается собрать по 5 палочек, затем - по 10 палочек. При этом главное - не толкаться и не обижать друг друга.

Игру можно повторить несколько раз.

5. «Составим рассказ»

Цель: развивать речь, внимание, память, мышление, воображение.

Дети садятся в круг и, передавая друг другу палочку, составляют про нее рассказ, причем каждый говорит одно предложение. Начинает рассказ воспитатель: «Жила-была одна счетная палочка, и лежала она в коробке с остальными…».

Воспитатель может записать рассказ и потом прочитать его детям.

6. «Расслабление»

Цель: учить детей расслабляться, снимать лишнее напряжение.

Воспитатель говорит: «Вы сегодня играли со счетными палочками и сами ими были, давайте снова в них превратимся». Затем воспитатель берет каждую «палочку» - ребенка - и укладывает ровно друг за другом на пол. После этого воспитатель говорит: «Вот все счетные палочки наигрались, я их в коробку сложил(а). Теперь все палочки лежат спокойно, им тепло, уютно. Спою им колыбельную».

Воспитатель может спеть сам или включить какую-либо спокойную музыку.

Занятия со счетными палочками подготовила О. Ксёнда

Любовь Николаевна Рослякова

Цель : развитие логического мышления.

Задачи :

Уточнить знание геометрических фигур, упражнять в количественном и порядковом счете , сравнении фигур по величине, выкладывании из счетных палочек силуэтов геометрических фигур, предметов по образцу, по устной инструкции, по замыслу; учить решать логические задачи на построение и преобразование изображений геометрических фигур и предметов;

Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;

Воспитывать усидчивость, интерес к логическим задачам, стремление самостоятельно справиться с заданием, чувство радости от достигнутых результатов.

Условно можно разделить на несколько групп :

1. Дидактические игры с выкладыванием из счетных палочек изображений геометрических фигур

- по образцу :

По указанию используемого количества палочек для выкладывания фигуры,

например, выложить квадрат из 4-х палочек или из 8 палочек , сравнить по величине полученные квадраты :


из 10 палочек выложить 3 квадрата :


По указанию величины фигуры,

например, выложить маленький квадрат, у которого длина каждой стороны равна длине одной палочки , или большой квадрат со стороной длиной две палочки ;

2. с выкладыванием изображений предметов

- по образцу :



картинки из библиотеки МААМ :

По устной инструкции, например, построить домик, стена которого – квадрат из 8 палочек , сверху достроить из 4 палочек треугольную крышу , построить квадратное окно из 4 палочек , на чердаке – треугольное окно из 3 палочек :


аналогично построить и сравнить по форме и по величине три домика :



затем изменить форму крыши у последнего домика, сделать ее в форме трапеции :


- по замыслу :




3. с преобразованием геометрических фигур : добавить, убрать или переложить определенное количество палочек для получения новой фигуры (фигур) :

1) из 8 палочек выложить квадрат , добавить еще 4 палочки так , чтобы разделить его на 4 равных квадрата :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных квадрата :


или переложить 3 палочки – получить 3 равных квадрата :


или переложить 4 палочки – получить 3 равных квадрата :


2) у левой фигуры убрать 3 палочки – получить 3 квадрата :


3) из 10 палочек выложить 2 неравных квадрата, переложить 2 палочки – получить 3 равных квадрата :


4) у левой фигуры переложить 2 палочки – получить 3 треугольника :


5) из 15 палочек сложены 5 квадратов , убрать 3 палочки , чтобы осталось 3 таких же квадрата :


6) выложить из 6 палочек треугольник , добавить еще 3 палочки так , чтобы внутри него образовалось 4 равных между собой треугольника :



убрать 4 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 3 палочки – получить 2 равных треугольника :


убрать 2 палочки – получить 2 неравных треугольника :


7) переложить 4 палочки – получить 3 квадрата, есть 2 правильные решения :



4. с преобразованием изображений предметов :

1) переставить 3 палочки , чтобы рыбка плыла в другую сторону :


2) переставить 3 палочки так , чтобы стрела была направлена в другую сторону :


3) переложить 2 палочки , чтобы теленок смотрел в другую сторону, но хвостик должен быть направлен вверх :


5. , в которых допускается наложение некоторых палочек поперек других при выкладывании или при преобразовании (это оговаривается при сообщении задания) :

1) из 9 палочек выложить 6 квадратов :


2) переложить 2 палочки – получить 7 квадратов :


переложить еще 4 палочки – получить 10 квадратов :


Можно использовать в индивидуальной, подгрупповой, фронтальной работе с детьми по логико-математическому развитию.

Публикации по теме:

Развивающая игра «Смешные названия» (Детям от 6 лет) Цель игры. Развивать умение правильно образовывать разные формы существительных, согласовывать.

«Перемешанные картинки" Закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки. Серия больших картин, к которым дети находят соответствующие.

Дидактическая игра «Божья коровка». 1-й вариант: Цель: закрепить соотнесение цифры и количества предметов (средняя – старшая группы). Ход.

Дидактическая игра «Маски настроения» Цель: формировать представления детей о различных эмоциональных состояниях людей, распознавать характерные.

Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки.