Когда покупать первые игрушки малышу. Игрушки для детей до года? Развивающие игрушки

Первые игрушки ребенку покупают еще до его появления на свет. Как правило, это плюшевые мишки и несколько погремушек , а также заводной мобиль на кроватку с забавными зверюшками. Количество игрушек растет куда быстрее, чем сам малыш, ведь каждый приходящий в гости родственник или друг приносит вам очередную машинку, пупса, зайца или что-нибудь еще.

Однако, не все игрушки одинаково полезны. «Правильная» игрушка должна быть не только красивой и яркой, но и выполнять развивающие функции, а потому сегодня мы поговорим о том, как и что выбрать для ребенка до года, чтобы доставить ему удовольствие и принести вполне определенную пользу.

8 фото

Как можно развивать малыша в возрасте до года?

  • Возраст от 0 до 12 месяцев очень интересен тем, что почти все малыш делает впервые в жизни. Сначала он начинает различать цвета и формы, и созерцание доставляет ему массу эмоций, поэтому развивать кроху в первые месяцы нужно с помощью больших и ярких игрушек желательно простых геометрических форм.
  • К полугоду младенец прекрасно хватает предметы ручками и начинает познавать мир через тактильные ощущения. Здесь на первое место выходит фактура и материал игрушек.
  • Ближе к году ребенок начинает осознавать причинно-следственные связи, и ему становится интересно складывать мелкие игрушки в более крупные.

От того, насколько игрушки будут справляться с развивающей задачей, во многом зависит, как быстро малыш будет формировать те или иные навыки, осваивать новые умения. А потому процесс игры должен стать познавательным.

7 фото

Подходящие игрушки

Новорожденному игрушки, по большому счету, не нужны, он еще плохо видит и почти не различает цветов и форм. Весь мир для него - скопление пятен разного размера и цветовой интенсивности. Но уже к месяцу малыш начнет фокусировать взгляд, и в первое время любимым развлечением для него будет созерцание лиц родных людей - мамы, папы, брата или сестры. В это время можно предложить ему первые игрушки по возрасту.

До 3-х месяцев

В этом возрасте оптимальны погремушки. Они должны быть крупными, яркими (красными, желтыми, синими).

Ближе к трем месяцам малыш начнет с удовольствием созерцать не только статичную игрушку, которую родители поставили в уголок кроватки, но и движущиеся яркие предметы, на этот случай обзаведитесь заводным мобилем на кронштейне, который крепится к детской кроватке.

Не стоит покупать мобиль с мягкими фигурками мишек и собачек, они будут «копить» пыль, и внешне они неспособны слишком долго удерживать внимание крохи.

Лучше, если к мобилю будут крепиться яркие цветные пластиковые фигурки, которые легко протереть. Отлично подойдут для малыша в этом возрасте черно-белые контрастные кубики.

С 3 до 6 месяцев

В три месяца большинство малышей умеют хватать предметы ручками и, конечно, сразу несут их в рот. А потому погремушки для этого возраста должны иметь удобную ручку без острых краев. Желательно, чтобы основной элемент крепился на кольце или ручке с широким основанием, которым невозможно травмироваться.

К 4-5 месяцам малыш начнет интересоваться тактильными ощущениями, а потому ему нужны тканевые игрушки, которые развивают мелкую моторику - наполненные мелкими латексными шариками, их интересно прощупывать.

Твердые игрушки должны иметь разную фактуру - быть в пупырышках, ребристыми или иметь волнообразные поверхности. К полугоду актуален развивающий коврик , к которому можно легко прикрепить любую из интересующих малыша игрушек.

7 фото

С 6 до 8 месяцев

Музыкальные, звучащие игрушки в полгода выходят на одно из первых мест в развитии ребенка. Его слух будет совершенствоваться гораздо быстрее, если в возрасте 6-7 месяцев предложить малышу дудочки и пищалки. Малыш, который уже начал самостоятельно сидеть, нуждается в резиновых уточках и рыбках, ведь их можно запускать во время купания в ванне. Погремушки уже не несут развивающей функции, но их можно использовать для привлечения внимания малыша, когда он начнет практиковаться в ползании - ребенок будет ползти в сторону звука.

С 9 до 12 месяцев

Самое время потренировать первые логические навыки и оттачивать моторику. Для этого прекрасно подойдут цветные кубики, конструкторы с большими деталями, а также пирамидки разной величины и геометрических форм деталей. К 10-11 месяцам можно давать ребенку пальчиковые краски и большой лист бумаги.

Первые картины кроха должен создавать под контролем родителей, хотя, даже если малыш решит перекусить такими красками, ничего страшного, ведь они созданы с учетом и такого применения, а потому являются пищевыми.

Ребенок, который уже начинает ходить, по достоинству оценит игрушки на колесиках.

Требования к игрушкам

Игрушки для детей до года должны соответствовать целому ряду требований.

Безопасность

Они не должны содержать мелких деталей, которые кроха может проглотить или вдохнуть. Они не должны быть легко разбираемыми. Поскольку малыши обязательно возьмут игрушку в рот, они не должны быть токсичными. Игрушки надо брать только в проверенных сетевых детских магазинах. Они несут ответственность за свой товар и в любой момент могут предоставить по вашему требованию сертификаты соответствия на игрушку, которые будут подтверждать, что пластик или резина совершенно безопасны, а изделие из них прошло несколько уровней контроля качества.

Возрастное предназначение

На каждой игрушке или на ее упаковке есть указание на то, для деток какого возраста она предназначена. Старайтесь не брать развлечения «на вырост».

Щадящая акустика

Погремушка или пищалка не должна издавать слишком резких звуков, которые могут испугать ребенка.

Практичность

Игрушки для детей до года следует часто мыть, а потому выбранное изделие должно быть максимально терпимо к воздействию воды, мыла. Понятно, что плюшевый заяц для этих целей не подходит, ведь через пару стирок он потеряет внешнюю привлекательность. Но вот латексные или пластиковые кубики, мячики или погремушки вполне выдержат систематическую санитарную обработку.

Итак, мы определились с тем что именно нам нужно купить в подарок крохе. Теперь самое время посмотреть на производителей, которые выпускают такие игрушки. Желательно отдавать предпочтение российским фабрикам или некоторым зарубежным, таким как «Tiny Love», «Taf Toys», «Chicco», «Playskool», «Playgro». Они стоят недешево, и если погремушка за 500-600 рублей для вас - слишком дорого, то обратите внимание на более бюджетные китайские аналоги – «Smoby», «Jetem», «Rich Toys», «Lider Kids».

Не стесняйтесь попросить у продавца два сертификата - соответствия и безопасности. Обязательно откройте упаковку и понюхайте игрушку - у нее не должно быть резкого химического запаха. Любой неприятный запах свидетельствует о токсичных примесях в материале, и от такой покупки лучше воздержаться.

Постарайтесь оценить универсальность выбранной игрушки - хорошо, если она сможет занять сразу несколько органов чувств ребенка - зрение, осязание, слух. Чем больше функций будет в одной игрушке, тем лучше.

Например, погремушка, ручка которой имеет ребристую поверхность с латексными элементами - ее ребенок может использовать как прорезыватель для зубов. Иногда на таких игрушках есть дополнительные кольца - цветочки-трапеции, которые можно перемещать по этой ручке вверх и вниз.

Обязательно сверьтесь с возрастной маркировкой на коробке. Дети, конечно, разные, и один уже в полгода отлично сидит и интересуется кубиками, другой еще только пытается, и пока радуется только погремушкам. Но все-таки лучше придерживаться рекомендаций производителей, учитывая и возрастные особенности конкретного малыша.

Примеры подарков для малыша и отзывы о них

Мячик с погремушкой Oball

В этом пластиковом ярком мяче 30 отверстий, в которые малыш может просунуть ручки. Сломать игрушку, даже интенсивно ее бросая, практически невозможно. Погремушка внутри звучит ненавязчиво, не раздражает.

Среди достоинств родители, которые уже купили такой мяч, отмечают многообразие игр, которые с ним можно устраивать, среди недостатков - цена, игрушка довольно дорогая, от 1200 рублей.

Многофункциональный мобиль Tiny Love Бум-бокс

Этот мобиль можно подарить малышу на выписку из роддома. Сначала родители будут использовать его как обычный мобиль на кроватку, правда, он оснащен еще подсветкой и ночником. После 6 месяцев мобиль легко трансформируется в ночник. Кроме того, игрушка без труда становится «бумбоксом» – магнитофоном, в который производители загрузили более 40 мелодий.

В общей сложности он может звучать почти 45 минут, чего вполне достаточно, чтобы ребенок заснул.

Стоит игрушка около 5000 рублей. Отзывы в основном положительные, однако, родители жалуются на непродуманное и не слишком надежное крепление мобиля.

Гимнастический центр Chicco DELUXE 3 в 1

Это универсальная игрушка-транформер. Сначала малыш сможет играть в ней лежа, потом сидя, а потом и стоя, меняться центр будет вместе с младенцем. Панель может в один момент стать игровым развивающим столиком , на котором расположены кнопки разных игр, в том числе, включения музыки. Стоит такая игрушка от 5600 рублей и выше (в зависимости от торговой сети). Родители отмечают массу достоинств, в том числе и качество сборки.

Погремушка на присоске Chicco Фрукты

Начиная с полугода жизни малышу эта погремушка просто не может не понравиться. Все фруктики имеют свою форму и цвет, их перекатывание активирует музыку. Надежная присоска позволяет прикрепить игрушку к стульчику или столику при необходимости. Родители отмечают качество пластика, из которого она сделана, но много нареканий вызывает легко включающаяся музыка, которую невозможно сделать потише или выключить, помогает только вынимание батареек. Стоит погремушка от 1200 рублей.

Сортер B kids «Грибок»

Эта игрушка будет радовать ребенка с самого рождения до года, а может, и позже. В шляпку гриба можно кидать цветные шары, при попадании будет играть музыка, сами шарики будут снова выкатываться. Забавные насекомые двигаются, а бабочка машет крыльями. Все шестеренки можно двигать, шляпу грибка можно отсоединить и играть только с ней. Стоимость от 7000 рублей. Отзывы в основном положительные, из недостатков мамы отмечают только цену игрушки.

Пирамидка Hape Кораблик

Это прекрасный подарок малышу от полугода. Две фигурки из деталей разной формы и цвета можно собирать с двух сторон, но если ребенок допустит ошибку в сборке, корабль потеряет равновесие и упадет набок. Игрушку можно купить и близнецам. Дети научатся контактировать, собирая и разбирая фигурки смешных человечков на корабле одновременно с двух сторон. Стоимость - около 700 рублей. Родители отмечают практичность игрушки, каждую деталь удобно помыть и просушить.

Обучающая гусеница «Умка»

Эта забавная яркая гусеница с массой разноцветных кнопочек будет интересной и для малыша до года, и для детей старше. Производители поставили на игрушке ограничение 3+, однако, это тот самый случай, когда таким указанием можно слегка пренебречь. Ребенку в год будет интересно нажимать кнопки, слушать музыку и видеть, как мигают цветные лампочки.

Когда малыш станет постарше, он с помощью гусенички сможет изучать алфавит, песенки и более 30 стишков, а также переходить в некоторые другие игровые режимы, которые позволят потренироваться в определении форм и цветов, узнавании отдельных букв и целых слогов. Стоит игрушка от 1500 рублей. В отзывах родители отмечают очень качественную чистую речь, хорошее качество деталей.

Развивающая игрушка + ходунки Fisher-Price

Этот производитель специализируется на обучающих игрушках. Можно подобрать и музыкального робота, который обучит счету и буквам, и большого забавного медведя с массой кнопок, на нем малыш изучит строение тела, будет слушать песенки и стишки. Если к игрушке, средняя стоимость которой начинается от 1500 рублей, взять и ходунки этой фирмы, то можно скомпоновать потрясающий по функциональности дуэт. Он будет не только обучать кроху ходить, координировать движения, но и развивать мышление, логику, творческие способности. Отзывы родителей об этом производителе в целом довольно положительные.

Какие игрушки для грудничка можно сделать своими руками?

Самостоятельным изготовлением развивающих игрушек для ребенка можно заняться еще до появления крохи на свет. Для этого вовсе не обязательно быть умелой рукодельницей или просить будущего папу проявить чудеса инженерной мысли. Достаточно подойти к процессу с точки зрения крохи. Что ему требуется в том или ином возрасте, мы уже знает, отсюда и будем отталкиваться.

Приобрести как можно больше красивых и ярких вещей для новорожденного – большой соблазн для молодых родителей.

В первый месяц жизни новорожденному понадобится совсем немного игрушек, так как большую часть суток кроха будет проводить во сне. Проявлять интерес к игрушкам ребенок начнет чуть позже. Какой именно набор игрушек стоит купить для новорожденного?

Какие требования нужно предъявлять к качественным игрушкам?

Первые игрушки для новорожденного

Отсутствие потребности в большом количестве игрушек у ребенка возрастом 1-2 месяца объясняется также тем, что у новорожденных совсем слабо развито зрение. Из-за незрелого аппарата зрения ребенку пока еще сложно фокусировать взгляд на конкретных предметах, особенно находящихся дальше (и ближе) расстояния вытянутой руки.

Почти все, что окружает детей в первые недели жизни, видится им как расплывчатые пятна. Движущиеся предметы и вовсе ребенок пока не воспринимает.

Взять в ручки погремушку или кубик кроха также сможет еще нескоро, так что знакомиться со своими первыми игрушками малыш будет знакомиться только при участии взрослых. Да и знакомство это будет длиться не дольше 10-15 минут в день.

Игрушки для новорожденных в 1-2 месяца: погремушки и мобили

Самые первые и самые нужные игрушки для детей в 1-2 месяца – это погремушки. Они могут быть и традиционными, со звенящими шариками или колокольчиками, и электронными, с запрограммированными простыми мелодиями. Первые погремушки для детей выпускаются совсем небольшие, их диаметр составляет всего 6-8 см.

Также для малыша можно приобрести погремушку, выполненную в виде бус.

Целые гирлянды из разноцветных шариков крепятся к коляске или кроватке. Погремушки-подвески обычно крепятся на пластиковую дугу.

Чуть позже кронштейн с подвесками можно будет перевесить с кроватки на манеж.

Выбор родителей падает на такие гирлянды также благодаря их универсальности. С подвесок можно снять часть сегментов, чтобы в дальнейшем малыш пользовался ими как обычными погремушками.

Относительно новый вид игрушек для самых маленьких – мобили на кроватку. Они могут заводиться ключом или же работать от батареек.

Новорожденный пока не может оценить разнообразие цветов и форм сегментов гирлянды, но его будут успокаивать тихие мелодии, которые издает мобиль на кроватку. Некоторые модели таких погремушек могут воспроизводить звуки природы. Грудничкам это очень нравится: такие звуки можно сравнить с . Музыкальные карусели хорошо влияют на нервную систему крохи, а также позволяют развиваться его умению фокусировать зрение: услышав звук, малыш начинает искать глазками его источник.

Интересно! Прививки детям: календарь и противопоказания

Мама может и сама сшить гирлянду для кроватки и коляски. В качестве наполнителя для тканевых или вязаных погремушек мамы используют бусины, пуговицы, а иногда даже горох и рис – они дают более интересный глухой звук. Когда малыш станет чуть старше и сможет трогать карусель руками, тканевые погремушки помогут разнообразить его тактильные ощущения.

И музыкальные карусели, и гирлянды из погремушек подвешиваются на расстоянии 30 см над кроваткой.

Важно помнить, что новорожденным тоже необходимо разнообразие. Даже если ваш малыш прекрасно засыпает с музыкальной каруселью и каждый раз улыбается, видя ее, от такой погремушки крохе нужно давать отдых. Нужно не просто менять мелодию, а вешать на место музыкальной карусели более спокойную игрушку без мелодий.

Как выбрать мобиль на кроватку для новорожденного?

Если родители решили приобрести мобиль для новорожденного, им нужно будет обратить внимание на следующие факторы:

  • Цвет подвесок должен быть спокойным. Яркие игрушки новорожденному ни к чему;
  • Мелодия, которую издает мобиль, должна быть спокойной и тихой. Возможность регулировки звука – большой плюс;
  • Хорошо, если элементы гирлянды выполнены из разных материалов с разными фактурами – это полезно для моторики пальчиков малыша;
  • Если в сборку мобиля входит светильник-ночник, его свет должен быть мягким, хорошо рассевающимся.

Выбирая музыкальную карусель, осмотрите ее со всех сторон, в том числе и снизу – именно в таком положении за ней будет наблюдать ребенок.

Все фигурки и подвеске на мобиле должны быть не похожими друг на друга.

Если это сказочные персонажи, то все они должны быть разными. Это поможет разнообразить зрительные впечатления крохи. Стоимость мобилей для новорожденных немаленькая, а использоваться они будут только в первые месяцы жизни крохи.

Ничего не случится страшного, если вы подвесите над кроваткой малыша обычные гирлянды. Негромкое музыкальное сопровождение можно включить и на отдельном устройстве.

Игрушки для детей 3-4 месяцев

В этом возрасте дети уже начинают трогать игрушки руками и даже пытаться попробовать их на вкус. Теперь погремушки в арсенале малыша будут занимать уже не главенствующую позицию: к ним прибавятся «кусалки», «сжималки», «хваталки».

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

Грудничкам в 2-3 месяца очень нравится играть с неваляшками. Малыши любят слушать звуки, которые издает кукла при покачивании.

Хорошая развивающаяся игрушка для ребенка до 4 месяцев – звенящая погремушка-браслет. Такие погремушки выполнены из ткани или очень мягкого силикона. Надевать браслеты можно и на ручки, и на ножки.

Погремушки-браслеты помогут малышу понять, что звук издается при движении.

Иногда дети пугаются таких погремушек: если вы заметили, что малыш реагирует на браслет с плачем, попробуйте показать игрушку ребенку через несколько недель.

Хватательные движения обычно развиваются у грудничков к 4 месяцу жизни. Неплохой вариант для такого возраста – погремушки с ручкой, которую кроха будет пытаться держать самостоятельно. Убедитесь в том, что на погремушке нет никаких мелких деталей, которые малыш мог бы оторвать: велика вероятность, что ребенку захочется их проглотить.

В 4-5 месяцев ребенку можно предложить поиграть с «пищалками» (игрушками из мягкой резины, издающими звук при надавливании).

Малыши в возрасте, приближающемся к половине года, любят перекладывать предметы с места на место, поэтому им непременно понравятся кубики или части от конструктора. Конечно же, они должны быть достаточно крупными.

Мы приготовили несколько советов по выбору и уходу за игрушками для самых маленьких:

1 Не покупайте погремушки из твердого пластика. Этот материал очень хрупкий и ломкий, при любом неосторожном движении от него может отколоться мелкий кусочек, что очень опасно для новорожденного.

2 Любые игрушки нужно периодически мыть. Если это карусель или гирлянда, их нужно протирать тряпочкой от пыли.

В первые 2-3 недели новорожденный практически не реагирует не только на игрушки, но и на свою маму. Он не радуется ее появлению, не смотрит ей в глаза, не ищет ее, когда она уходит. Но любящая мама, несмотря на такое невнимание, не только кормит и одевает, но и активно общается со своим драгоценным малышом. На первый взгляд все это может показаться бессмысленным - он же еще ничего не понимает. Но на самом деле такая материнская активность обладает глубоким созидательным смыслом. Именно благодаря ей где-то на третьей неделе жизни появляется сосредоточенный взгляд в глаза, а потом - широкая, во весь рот, улыбка. Эта улыбка явно адресована взрослому и выражает радость от присутствия родного человека. Со временем такая улыбка появляется все чаще, к ней присоединяются радостные хаотичные движения ручками и ножками и счастливое младенческое гуление.

Главная и единственная потребность младенца - это потребность в общении с самым близким взрослым, в его внимании и доброжелательности. Ребенку еще ничего не нужно от взрослого, кроме его присутствия и его внимания. Единственное, против чего он выражает протест, - это против своей "незамеченности". Он изо всех сил стремится привлечь к себе внимание, вызвать и выразить отношение. Это отношение он выражает по-своему - с помощью взглядов, улыбок, движений ручками и ножками.

В этот период младенец еще не реагирует на содержание обращений взрослого. В первом полугодии кроха еще не различает положительных и отрицательных воздействий взрослого: на все его слова и интонации (даже гневные и грубые) он отвечает яркими положительными эмоциями.

Кукла как человек

Первое, что воспринимает и на что реагирует младенец, появившийся на свет, - это лицо человека. Очевидно, что никакая игрушка не способна заменить близкого взрослого. Вместе с тем, уже с 2 месяцев для младенца возможно и весьма полезно взаимодействие с "заместителем" человека. Лицо не всегда и не обязательно должно быть настоящим, живым. Игрушки, воспроизводящие реальное лицо, также вызывают живое внимание и удовольствие малыша. По возможности это лицо должно быть выразительным и привлекательным. Прежде всего, это лицо куклы.

Для младенцев, которые еше не умеют ползать или сидеть, а могут только рассматривать, нужны достаточно крупные куклы (не менее 40-50 см). с отчетливыми чертами липа. Это могут быть:

  • Большая неваляшка . Это очень важная игрушка для младенца. У нее огромные выразительные глаза и веселая мордашка, которую малыши любят рассматривать. Кроме того, ее можно поставить в кроватку младенца, и его случайные движения будут приводить ее в движение и вызывать приятный перезвон.
  • Кукла-голыш . Всем своим обликом она напоминает младенца. Рассматривая такую игрушку, малыш как бы узнает себя.
  • Тряпичные или пластиковые куклы . Они гибкие, мягкие, им можно придавать разные позы, сажать поближе или подальше от глаз малыша, они могут танцевать, кувыркаться или прыгать в руках взрослого. Все это радует и занимает младенца.
  • Фарфоровая кукла в одежде . Такие куклы очень красивы, их лица в точности воспроизводят настоящее лицо, и они очень похожи на маленького человечка. Встречаясь взглядом с такой куклой, младенцы особенно ярко и бурно выражают свою радость, которая может продолжаться достаточно долго. Замечено, что такие куклы не надоедают малышу - они могут в течение 2-3 месяцев радостно встречаться со знакомой игрушкой.
  • Колобок - шарик с изображением . Это также очень хорошая игрушка для младенца. Ее можно подвешивать над кроваткой, чтобы малыш наблюдал, как он качается, или показывать на стержне, чтобы ребенок наблюдал за его движениями.
  • Игрушки, изображающие внешний облик животного или птицы (собачка, кошка, петушок и пр.) . Важно, чтобы у "зверя" было выразительное "лицо" с крупными глазами. Особенно интересно, если это будет игрушка со звуковым эффектом: неожиданное появление звука (конечно по возможности приятного и не слишком громкого) привлечет внимание малыша, удивит и обрадует его.

Как можно видеть, уже в первые три месяца ребенку будут полезны разнообразные куклы и образные игрушки. Конечно, младенцы еще не играют в куклы в прямом смысле слова и даже не берут их в руки, но они с удовольствием рассматривают их, и такое созерцание лица куклы приносит им явное удовольствие - они сосредоточиваются, улыбаются, оживляются, возбужденно гукают и гулят и пр. Все это, безусловно, способствует их социально-эмоциональному развитию.

Очень важно, чтобы сначала куклу, как, впрочем, и любую другую игрушку, показывал взрослый. Присутствие и участие взрослого придает кукле привлекательность, оживляет и одушевляет ее. Кукла как бы "впитывает" образ и отношение любимого взрослого. Впоследствии, когда кукла уже стала значимой и настоящей, малыш будет с удовольствием рассматривать ее самостоятельно, хотя ему всегда важно делиться впечатлением с мамой или папой. Когда ребенок испытывает бурную радость или, наоборот, когда его что-то огорчает, ему необходимо присутствие и соучастие близкого взрослого. Отказывать маленькому (впрочем, как и большому) ребенку в этой естественной потребности нельзя.

Игрушки для концентрации

Когда описывают поведение младенца, часто употребляют выражения "ребенок наблюдает, понимает, узнает" и пр. Однако по отношению к 2-3-месячному ребенку такие слова можно употреблять лишь условно, поскольку они наделяют кроху теми психологическими возможностями, которыми он еще не обладает. Мы как бы приписываем младенцу свой взгляд на мир. Но маленький ребенок еще не способен воспринимать отдельные предметы и их свойства, думать о них или представлять их. Его восприятие носит еще не расчлененный характер: в нем трудно выделить отдельные стороны познания - такие, как внимание, восприятие или мышление. Воспринимаемый мир младенца в первом полугодии состоит из сменяющихся впечатлений, которые оказываются более или менее интересными. Его взор привлекают блестящие, красочные, движущиеся предметы, слух - звуки музыки, речь человека. Малыш радуется всему, что он воспринимает. Если, например, младенец в коляске видит над собой дерево с шевелящимися листиками, он будет с восторгом наблюдать их и требовать, чтобы ему еще и еще показали это захватывающее для него зрелище. В таком восторге проявляется познавательная активность младенца - предтеча всех умственных способностей человека. Особое предпочтение вызывают новые предметы: если рядом со знакомыми предметами поместить новый, кроха будет рассматривать именно его. Зрительные и слуховые впечатления доставляют малышу радость и удовольствие. Познавательная активность младенца в первом полугодии проявляется в интересе к различным явлениям окружающего его пока что маленького мира, в сосредоточенном рассматривании предметов и в эмоциональной вовлеченности в процесс обследования.

В первом полугодии происходит чрезвычайно интенсивное развитие всех сенсорных систем и органов чувств ребенка; младенец учится видеть, слышать, узнавать знакомые образы и звуки - словом, воспринимать окружающий мир. Интерес к предметам сначала проявляется лишь в зрительном и слуховом сосредоточении, затем малыши начинают рассматривать и прослеживать движение предметов в пространстве.

Важнейшая задача познавательного развития младенца в первые месяцы жизни - научить его сосредотачиваться на воспринимаемых впечатлениях, вызвать зрительную и слуховую концентрацию. Ребенку начиная с двух месяцев обязательно нужно давать "пищу" для зрения и слуха, обогащать его жизнь чувственными впечатлениями. Этому, безусловно, способствуют определенные игрушки - яркие, динамичные предметы, вызывающие зрительное сосредоточение, удивление, интерес.

В первые месяцы, когда малыш еще не умеет действовать руками, это могут быть прежде всего подвесные игрушки. Среди них особенно хороши следующие:

  • Музыкальная карусель с 3-4 различными фигурками . Такую карусель закрепляют на кронштейне над или кроваткой ребенка так, чтобы он мог видеть все ее части. Ее вращение перед глазами малыша, сопровождаемое приятной мелодией, вызывает зрительное и слуховое сосредоточение.
  • Колокольчики и бубенчики , которые раскачиваются над кроваткой и издают мелодичные звуки. Взрослый может поиграть колокольчиком, звеня им то справа, то слева. В такой игре малыш учится сосредотачиваться на звуке и поворачивать голову в сторону звука.
  • "Турничок" с подвесными игрушками . Эти игрушки могут крутиться, раскачиваться, передвигаться, так что малышу будет на что посмотреть.
  • Светящиеся или зеркальные игрушки . Они, несомненно, привлекут внимание малыша и вызовут зрительное сосредоточение.
    Сначала малыш внимательно рассматривает эти предметы, прислушивается к их звучанию. В 4-5 месяцев он начнет тянуться к ним и вызывать их движение или звук. Он как бы открывает свою возможность воздействовать на доступные предметы и охотно ею пользуется.
  • Погремушки . Для развития зрительной и слуховой концентрации можно использовать не только подвесные предметы, но и обычные погремушки. Погремушки - самые важные и традиционные игрушки для младенцев. Сначала погремушку демонстрирует ребенку взрослый. Вы должны заинтересовать малыша видом и звуком игрушки и побудить его следить за ее перемещениями. У младенца быстро устанавливается связь между звуком и появлением погремушки. Он радуется и улыбается, едва услышав знакомый звук, потому что для малыша эта игрушка связана с близким человеком, который ее показывает. Но главное назначение погремушки заключается в том, чтобы малыш мог "греметь" ею, т.е. держать ее в своих руках и действовать самостоятельно. Однако такие действия возникают не сразу.


Учимся хватать

Около трех месяцев жизни можно учить малыша самостоятельно схватывать и удерживать предметы. Первыми такими предметами опять же являются игрушки.

Подготовка к самостоятельным действиям происходит по двум направлениям: с одной стороны, ребенок начинает чувствовать свои действия и их результаты, а с другой - складывается сенсомоторная координация, т.е. согласованность восприятия и действия.

Чувство своего движения складывается в первые месяцы жизни, благодаря постоянному столкновению ручек и ножек младенца с окружающими предметами. Взрослые могут помочь малышу, усилив звуковой или зрительный эффект его движений.

Например, маленький бубенчик или колокольчик можно пришить к специальной манжетке (из мягкой ткани или трикотажа), которую надевают на ручку или на ножку ребенка. Это поможет малышу овладевать своими движениями и самому производить мелодичные звуки. Позднее малыш научится сам произвольно управлять колокольчиками и будет самостоятельно "звенеть", что принесет ему огромное удовольствие.

Можно также привязать мягкой ленточкой одну из фигурок музыкальной карусели к ручке ребенка. Он сразу поймет, что, двигая рукой, он вызывает перемещение и грохот всей карусели, и будет с удовольствием пользоваться этим открытием.

Все эти простые занятия очень полезны, поскольку учат управлять своими движениями, владеть своим телом.

Одновременно нужно развивать согласованность руки и глаза и готовить ручку малыша к целенаправленному схватыванию предметов. Универсальным средством такой подготовки является самая традиционная младенческая игрушка - погремушка.

Уже в 2 месяца можно вкладывать погремушку в ручку ребенка - он будет махать ею, стучать, трясти. Для таких простых действий нужны очень легкие, удобные для захватывания и удержания погремушки - лучше всего в форме булавы или гантели. Научившись зажимать игрушку в кулачок, малыш будет рассматривать ее, отодвигать и приближать и конечно тянуть в рот. Первые погремушки должны быть по возможности яркими и привлекательными. Однако нужно помнить, что привлекательность игрушки для младенца зависит прежде всего от присутствия и действий близкого ему взрослого: ребенка больше всего привлекают те игрушки, которые показывает мама. В первом полугодии близкий взрослый остается для младенца центральной фигурой, которая открывает ему дорогу в широкий мир.

Елена Смирнова,
д-р психологических наук,
руководитель учебно-методического
Центра игры и игрушки Московского
городского психолого-педагогического университета
Статья предоставлена журналом "Беременность. От зачатия до родов" № 08 2007 год

Кажется, всё просто – достаточно окружить малыша для лучшего развития множеством игровых пособий. Однако специалисты убеждены, что каждому возрасту необходима своя игрушка, поскольку возможности ребёнка существенно отличаются в 3 месяца или 1 годик.

Правильные игрушки закладывают основу интеллектуального и физического развития. Вот почему необходимо не пускать процесс выбора игровых пособий на самотёк, а очень вдумчиво и взвешенно исследовать полки детских магазинов. Каковы же лучшие игрушки для младенцев?

Несколько слов о количестве игрушек

Количество игрушек для малышей на полках детских магазинов поражает. Неудивительно, что некоторые родители, стремясь дать ребёнку самое лучшее, сразу после появления его на свет скупают всё подряд.

Как результат – детская завалена погремушками, куколками, кубиками, машинами и плюшевыми медвежатами. Правильно ли это? Конечно, каждая мама сама решает, сколько игрушек будет у её ребёнка. Однако мнение специалистов всё же следует выслушать.

Психологи уверены, что в раннем возрасте ребёнку достаточно играть одновременно с 2 — 3 игрушками, остальные же играют роль экспонатов в музее. Можно завалить детскую кучей ярких безделушек, но при этом не предоставить крохе полезного материала для познавания окружающего мира.

Игровые пособия для младенцев можно отнести к одним из главных источников знаний об окружающей действительности. Игрушки помогают изучить цвета, размеры и формы, развить координацию движений и мелкую моторику. Всё это обязательно скажется на формировании речевых навыков.

Именно поэтому, остановившись перед полкой с очередным игровым пособием, нужно задуматься, сможет ли оно пробудить ребячью активность и познавательный интерес, или же ребёнок поиграет с ним несколько минут, а потом забросит в дальний ящик.

Таким образом, не обязательно приобретать огромное количество игрушек, достаточно и нескольких пособий, лишь бы они соответствовали возрасту и возможностям малыша и выполняли главную свою функцию – развитие маленького человечка.

Игрушка для ребёнка, и не важно, сколько ему – 3 месяца или 5 лет, должна имитировать настоящий объект, повторяя при этом его форму, окраску и основные качества. То есть зелёный слоник или пурпурный ёжик – это не самые лучшие варианты игровых приспособлений.

Теледоктор Евгений Комаровский убеждён, что основные свойства хороших – безопасность и реалистичность. То есть шар должен быть круглым, кубик квадратным, небо голубым, а курочка – реально похожа на домашнюю птицу.

Кроме того, не следует забывать, что любая игрушка вызывает у ребёнка эмоции, вот почему для младенцев важно, чтобы такая информационная наполненность была положительной, а не формировала тревожность и агрессивность.

Чудовища с уродливыми чертами лица и диспропорциональной фигурой, агрессивно выглядящие мультипликационные персонажи, излишне натуралистичные куклы – всё это примеры плохих игрушек, которые точно не принесут пользы маленькому ребёнку.

Важно побеспокоиться об эмоциональном комфорте малыша. Игровые пособия должны быть приятной расцветки и формы, желательно натуралистического вида. Ну а если они «говорящие» или «поющие», то звучание должно быть мягким и негромким.

Осталось разобраться, какие именно игрушки нужны ребёнку с самого рождения и до 12 месяцев.

Новорождённый ребёнок только адаптируется к незнакомому для него миру, привыкает к маминому и папиному лицу и голосу. Поэтому дети первого месяца жизни в игрушках как таковых не нуждаются, поскольку всё их время занято кормлением, сном или взаимодействием с родителями.

Какие игрушки нужны ребёнку в 1 месяц? Следует понимать, что в этом возрасте младенец уже обучается относительно неплохо видеть и слышать, поэтому для его развития могут пригодиться такие игрушки, как:

Польза мобиля

Это приспособление – один из лучших игровых аксессуаров для маленьких ребятишек. Он выполняет сразу две функции: развивающую и развлекательную.

Ребёнок второго месяца жизни слушает музыкальные произведения, совершенствуя тем самым слуховое восприятие. А когда он немного подрастёт, можно использовать и двигательные способности мобиля, чтобы кроха учился следить за перемещающимися объектами.

Кроме того, такая игрушка способна развлечь и отвлечь малыша на короткое время. А за этот срок мама сможет или немного отдохнуть, или выполнить какую-либо домашнюю работу, не отвлекаясь на требовательные детские крики или слёзы.

В магазинах можно приобрести простые модели с небольшим количеством функций (мелодии плюс движение фигурок) или многофункциональные игровые карусели, которые, помимо основных опций, можно использовать в качестве музыкального плеера, проектора и ночника.

Электронный мобиль

Гремящие и шумящие игрушки будут с ребёнком практически все 12 месяцев. Для этого необходимо приобрести сразу несколько погремушек, к примеру:

Не следует думать, что погремушки необходимы только для развлечения и успокоения малыша. Эти игровые приспособления способствуют всестороннему развитию и особенно совершенствованию мелкой моторики.

Вкладывая погремушку в детскую руку, вы тем самым стимулируете развитие тактильного восприятия. С этой целью нужно приобретать самые лёгкие, компактные и удобные игрушки. Трёхмесячный ребёнок будет постепенно учиться играть с ними самостоятельно.

Помимо развития пальчиков, погремушки совершенствуют координированность глаз и ручек, учат действовать целенаправленно: ребёнок берёт игрушку, затем подтягивает её к себе, чтобы внимательно изучить со всех сторон.

Выполняйте с малышом простое упражнение для развития координированности движения глаз. Демонстрируйте ребёнку погремушку, дождитесь, пока он начнёт фиксировать на ней взгляд, затем водите ею в различные стороны. Кроха будет следить глазками за ярким предметом.

От 3 до 6 месяцев

В 4 месяца ребёнок совершает очередной рывок. Теперь младенец не просто наблюдает за окружающим миром, но и активнейшим образом включается в его исследование.

Нравятся детям и прежние игрушки, например, погремушки. Шумящие и гремящие игровые приспособления ещё тщательнее изучаются, разглядываются, их отводят и приближают к лицу, малыши ими размахивают, трясут, берут в рот.

Подобные простейшие, на чей-то взгляд, упражнения на самом деле крайне важны. Они помогают выстраивать связи между отделами головного мозга, развивают зрительные, слуховые, двигательные центры в коре больших полушарий.

Ребёнок не просто изучает игрушки, с их помощью он исследует и свои возможности. Поднятие ручек, ножек, головки – всё это учит малыша преодолевать сложности, чтобы заполучить такую желанную и привлекательную игрушку.

Младенцу в этот возрастной период пригодится прорезыватель для зубиков. Разумеется, сложно отнести напрямую его к игровым приспособлениям, однако этот предмет с развивающими функциями: небольшие пупырышки способствуют сенсорной стимуляции, когда кроха трогает прорезыватель.

В 5 месяцев ребёнок уже переворачивается и совершает первые попытки ползания, поэтому ассортимент игрушек существенно расширяется. Его обязательно заинтересуют:

  • резиновые игрушки для ванны;
  • текстильные шуршащие предметы;
  • неваляшки;
  • коврики для развития с карманами, пуговицами, застёжками и зеркальцем;
  • дуги с подвешенными на них игрушками различного размера и окраски;
  • детское пианино и др.

Ребёнку 5 месяцев можно не вкладывать игрушки непосредственно в ручки. Специалисты советуют оставлять их в поле зрения и зоне досягаемости, чтобы младенец самостоятельно до них дотягивался. Это помогает совершенствованию навыков ползания и хватания.

Неваляшка

Дети в 5 и в 7 месяцев – это, по сути, совершенно разные по возможностям и способностям малыши. Сейчас двигательные навыки более сложные и совершенные. Ребёнок способен перемещаться на четвереньках, отмечаются попытки вставания.

Совершенствуется координация движений рук и мелкая моторика. Если в четыре месяца младенец двигался хаотично, то сейчас он сознательно хватает желаемый предмет не просто в горсть, но и щепотью, и пальцами. «Добыча» поднимается и вновь бросается, тянется в рот. После изучения интерес к ней сразу пропадает.

Что будет полезно ребёнку в этот возрастной период? Специалисты советуют запастись следующими игровыми пособиями:

Шестимесячный ребёнок приучаются задействовать сразу две руки в познании мира. Вот почему младенцы обожают постукивать по поверхностям двумя погремушками, кубиками и прочими игровыми приспособлениями.

Ребёнок подошёл к возрасту увлечённости вкладышами. В этой роли могут выступать различные ёмкости, миски, стаканы, формочки, которые можно вставить друг в друга.

Игры с ними не просто способствуют совершенствованию моторных навыков и координации зрительно-двигательных навыков, но и помогают в игровой форме освоить понятие «больше-меньше». Большой стакан не сможет поместить в меньший по размеру, и кроха понимает это после применения физической силы.

В результате ребёнок изменяет тактику работы с предметами. Теперь он от физических усилий переходит к мышлению. Различные ёмкости начинают взаимодействовать друг с другом, поскольку соотносятся по величине. Таким образом младенец развивает восприятие и мыслительные способности.

Девятимесячный ребёнок обучается не просто захватывать игрушки, а изучать окружающую действительность. Сейчас он настоящий экспериментатор и исследователь.

Кроха активно ищет спрятанные в коробке любимые игрушки, находит применение старым предметам, пробует устанавливать причинно-следственные связи. К примеру, он может подолгу наблюдать, как выливается из ёмкостей вода, пересыпается крупа.

Поскольку младенец уже более подвижен и мобилен (некоторые детки пробуют ходить), за ним необходимо внимательно следить. Важное правило – убирать все представляющие опасность для малыша предметы повыше и подальше.

Основные игрушки для этого возраста:

Сортер – это развивающее игровое пособие, представляющее собой закрытый контейнер в форме дома, куба, почтового ящика, в котором имеются различные проёмы. Смысл игры – ребёнок опускает или геометрические фигуры, или силуэты зверушек в предназначенные для них прорези.

Сортеры обычно бывают 2 типов:

  • с фигурками, закрывающими проёмы;
  • с фигурками, проталкивающимися в прорези.

Для ребёнка младше годика следует подбирать игрушки с 3 — 4 отверстиями или углублениями. В ином случае кроха попросту не справится с игровым процессом, в результате чего «непонятная» игрушка плавно перекочует в корзину с ненужными предметами.

Само наименование игрового пособия «сортер» свидетельствует о принципе его работы. Ребёнок должен сортировать фигурки, то есть размещать предметы в прорези, ориентируясь не на свою силу, а на их формы, размеры, оттенки.

Такие упражнения помогают тренировать глазомер, моторную ловкость, логическое мышление, тонкие движения пальчиков, наблюдательность и усидчивость. Все эти качество пригодятся в развитии и совершенствовании речевых навыков.

Помимо этого, развиваются тактильные ощущения. Ребёнок, взаимодействуя с «волшебной коробкой», учится различать и узнавать оттенки и формы. Психологи убеждены, что такая игрушка также участвует в формировании творческих навыков. Ведь зная формы, малыши смогут скорее перейти через этап каракулей к понятным изображениям.

Именно в этом возрасте большинство детей делают первые шаги. Чтобы облегчить обучение и тренировку навыка ходьбы, производители игрушек предлагают специальные тележки-каталки. Они являются ещё одной точкой опоры, держась за которую, ребёнок начинает шагать.

Обычно такие каталки выполнены в форме зверушек, автомобилей или простых тележек. В некоторых устройствах имеются игровые панели, которые позволяют слушать музыку и изучать, к примеру, цифры.

Польза такого игрового приспособления состоит в развитии:

А вот к традиционным ходункам у многих специалистов отношение довольно негативное. Если ребёнок слишком много времени проводит в таком устройстве, то нельзя исключить проблемы с развитие опорно-двигательного аппарата в будущем.

Каталка-ходунки

Первый годик – важная веха в жизни малыша. Главное достижение 12-месячного карапуза – умение ходить самостоятельно, без родительской поддержки или дополнительной опоры. Для совершенствования равновесия стоит приобрести лошадку-каталку, толокар.

Дополнительно развивают вестибулярный аппарат и координированность движений мячи и игры с ними. Большой мяч дети толкают руками и ногами, бегают за ним, чтобы остановить. Небольшие мячики пригодятся для бросков и ловли. Это поможет развить дополнительно моторную ловкость.

Теперь мелкая моторика и ловкость стали ещё совершеннее. Годовалые ребятишки начинают специально бросать игрушки на пол, чтобы мама поднимала и снова давала их в руки. Этот фактор нужно учитывать при выборе игровых приспособлений для малышей.

Детям в годик обязательно понравятся металлофон и барабан. Они не только развивают слуховое восприятие, но и учат ребёнка учитывать силу воздействия при извлечении звуков.

Годовалые ребятишки любят возиться с пластмассовыми телефонами, комплектами игрушечной посуды. С этими игрушками кроха совершает те же действия, что и родители. Наверняка вы наблюдали, как малыши «звонят» по пластиковому мобильнику или «пьют» из пластиковой чашки.

Набор для песочницы – обязательная игрушка для годовалого человечка. Ребёнок, возясь с песком, развивает мелкую моторику и речь, учится держать совочек, что ему в дальнейшем пригодится при обучении пользованию столовыми приборами. Также идёт развитие творческих способностей.

Кроме того, ребёнку дают в распоряжении мягкие карандаши и мелки. Предметы, оставляющие след, вызывают восторг у маленьких исследователей. А регулярное «рисование» помогает скорее овладевать речью и навыками письма.

Не следует думать, что для полноценного развития ребёнка достаточно просто приобрести игрушку. Ни одно, даже самое полифункциональное и «навороченное» игровое пособие не сможет принести пользу для ребёнка, если не играть с ним.

И здесь есть свои правила, которые зависят от возраста младенца:

Если ребёнок не понимает, как играть с игрушкой, злится из-за этого, уберите этот предмет, а через некоторое время попробуйте вновь предложить поиграть. Скорее всего, в этот раз младенец примет ваше предложение и осилит прежде неразрешимую задачу.

Абсолютная безопасность – это, безусловно, основное требование к игровым пособиям для маленьких ребятишек. Не стоит безоговорочно доверять сертификатам и маркировкам, лучше обстоятельно изучить приглянувшееся изделие со всех сторон.

  1. Пластиковые игрушки не должны резко и неприятно пахнуть. Токсический «аромат» говорит об использовании некачественного материала. Приобретённые предметы из пластика необходимо обязательно промыть в мыльном растворе и тщательнейшим образом ополоснуть.
  2. Приспособления с царапинками и сколами сразу же стоит забраковать, даже если сама игрушка вам очень понравилась. Подобные недостатки свидетельствуют о низком качестве товара, что представляет угрозу для здоровья ребёнка.
  3. Резиновые элементы должны быть плотными, нехрупкими. Если они крошатся, от таких игрушек незамедлительно избавляются. Естественно, к резине предъявляются те же требования, что и к пластиковым изделиям.
  4. Игрушки из текстиля (особенно если они с наполнителем) нужно внимательно изучать на наличие протёртых швов. Распоротые нитки могут привести к тому, что ребёнок проглотит содержимое изделия и подавится.
  5. Деревянные игрушки должны быть без заусенцев. Вообще нежелательно давать изделия из дерева детям младше 6 месяцев, поскольку малыш может стукнуть себя краешком деревянного кубика по голове. А это грозит травмой.
  6. Перед покупкой также постарайтесь потереть приглянувшееся изделие для оценки качества прокраски. Покрытие не должно красить пальцы, линять, оставлять на кожных покровах ощущение жирного или воскового слоя.
  7. Откажитесь от приобретения игрушек с мелкими или хрупкими деталями. Малыши всегда тянут всё в рот, поэтому существует угроза того, что ребёнок откусит кусочек пластика и проглотит его.

Ребёнку необходимо играть с игрушками из различных материалов. Однако для младенцев предпочтительными являются приспособления, изготовленные из пищевого пластика. Они лёгкие, безопасные, поэтому не нужно будет беспокоиться, что младенец потянет их в рот.

Не секрет, что ребёнок до 12 месяцев (а то и старше) всё тянет в рот, в результате чего в организм могут попасть грязь и бактерии. Именно поэтому необходимо тщательно ухаживать за игрушками, которые всегда рядом с крохотным человечком. Каковы основные правила ухода? Всё зависит от материала.

Для дезинфицирования подойдёт следующий раствор: в литре воды растворяют четыре столовых ложки содового порошка. Также можно уничтожать патогенные бактерии с помощью разведённого уксуса. Поверхности протирают и спиртосодержащими жидкостями.

Игрушки, используемые на улице, дезинфицируют и обрабатывают несколько раз в неделю. Предметы для домашнего использования следует мыть единожды в неделю.

Итак, ребёнок с рождения и до года проходит впечатляющий «маршрут». Помочь с развитием смогут игрушки, но только если они подходят младенцу по возрасту.

Перечень игровых пособий для новорождённых и младенцев впечатляет. Но можно выделить «обязательные» игрушки, которые должны быть в каждом доме, где подрастает маленькое чудо:

Это минимальный набор развивающих игрушек для детей до года. Позже к нему присоединятся игровые пособия со шнуровкой, крупная мозаика, конструкторы, машинки, куклы, набор для песочницы.

Что означает хорошая игрушка? Прежде всего, она должна быть безопасной. Для этого нужно проверять надёжность сборки, качество материала. Также следует помнить, что качественные игровые пособия всегда реалистичные. Ну и, разумеется, игрушка должна соответствовать своему предназначению – погремушка шумит, резиновый утёнок плавает.

В первые 12 месяцев жизни ребёнка между игровой деятельностью и изучением окружающего мира специалисты ставят знак равенства. Игрушки помогают ребёнку до года освоить основные понятия, получить знания и навыки.

Однако следует понимать, что правильно выбранная игрушка – ещё не самое главное. Лишь общаясь с мамой и папой, играя вместе с ними, малыш сможет полноценно развиваться и испытывать желание исследовать окружающий мир. Так что будьте рядом и помогайте своему чаду!

Приобрести как можно больше красивых и ярких вещей для новорожденного – большой соблазн для молодых родителей.

В первый месяц жизни новорожденному понадобится совсем немного игрушек, так как большую часть суток кроха будет проводить во сне. Проявлять интерес к игрушкам ребенок начнет чуть позже. Какой именно набор игрушек стоит купить для новорожденного?

Какие требования нужно предъявлять к качественным игрушкам?

Первые игрушки для новорожденного

Отсутствие потребности в большом количестве игрушек у ребенка возрастом 1-2 месяца объясняется также тем, что у новорожденных совсем слабо развито зрение. Из-за незрелого аппарата зрения ребенку пока еще сложно фокусировать взгляд на конкретных предметах, особенно находящихся дальше (и ближе) расстояния вытянутой руки.

Почти все, что окружает детей в первые недели жизни, видится им как расплывчатые пятна. Движущиеся предметы и вовсе ребенок пока не воспринимает.

Взять в ручки погремушку или кубик кроха также сможет еще нескоро, так что знакомиться со своими первыми игрушками малыш будет знакомиться только при участии взрослых. Да и знакомство это будет длиться не дольше 10-15 минут в день.

Игрушки для новорожденных в 1-2 месяца: погремушки и мобили

Самые первые и самые нужные игрушки для детей в 1-2 месяца – это погремушки. Они могут быть и традиционными, со звенящими шариками или колокольчиками, и электронными, с запрограммированными простыми мелодиями. Первые погремушки для детей выпускаются совсем небольшие, их диаметр составляет всего 6-8 см.

Также для малыша можно приобрести погремушку, выполненную в виде бус.

Целые гирлянды из разноцветных шариков крепятся к коляске или кроватке. Погремушки-подвески обычно крепятся на пластиковую дугу.

Чуть позже кронштейн с подвесками можно будет перевесить с кроватки на манеж.

Выбор родителей падает на такие гирлянды также благодаря их универсальности. С подвесок можно снять часть сегментов, чтобы в дальнейшем малыш пользовался ими как обычными погремушками.

Относительно новый вид игрушек для самых маленьких – мобили на кроватку. Они могут заводиться ключом или же работать от батареек.

Новорожденный пока не может оценить разнообразие цветов и форм сегментов гирлянды, но его будут успокаивать тихие мелодии, которые издает мобиль на кроватку. Некоторые модели таких погремушек могут воспроизводить звуки природы. Грудничкам это очень нравится: такие звуки можно сравнить с . Музыкальные карусели хорошо влияют на нервную систему крохи, а также позволяют развиваться его умению фокусировать зрение: услышав звук, малыш начинает искать глазками его источник.

Интересно! Прививки детям: календарь и противопоказания

Мама может и сама сшить гирлянду для кроватки и коляски. В качестве наполнителя для тканевых или вязаных погремушек мамы используют бусины, пуговицы, а иногда даже горох и рис – они дают более интересный глухой звук. Когда малыш станет чуть старше и сможет трогать карусель руками, тканевые погремушки помогут разнообразить его тактильные ощущения.

И музыкальные карусели, и гирлянды из погремушек подвешиваются на расстоянии 30 см над кроваткой.

Важно помнить, что новорожденным тоже необходимо разнообразие. Даже если ваш малыш прекрасно засыпает с музыкальной каруселью и каждый раз улыбается, видя ее, от такой погремушки крохе нужно давать отдых. Нужно не просто менять мелодию, а вешать на место музыкальной карусели более спокойную игрушку без мелодий.

Как выбрать мобиль на кроватку для новорожденного?

Если родители решили приобрести мобиль для новорожденного, им нужно будет обратить внимание на следующие факторы:

  • Цвет подвесок должен быть спокойным. Яркие игрушки новорожденному ни к чему;
  • Мелодия, которую издает мобиль, должна быть спокойной и тихой. Возможность регулировки звука – большой плюс;
  • Хорошо, если элементы гирлянды выполнены из разных материалов с разными фактурами – это полезно для моторики пальчиков малыша;
  • Если в сборку мобиля входит светильник-ночник, его свет должен быть мягким, хорошо рассевающимся.

Выбирая музыкальную карусель, осмотрите ее со всех сторон, в том числе и снизу – именно в таком положении за ней будет наблюдать ребенок.

Все фигурки и подвеске на мобиле должны быть не похожими друг на друга.

Если это сказочные персонажи, то все они должны быть разными. Это поможет разнообразить зрительные впечатления крохи. Стоимость мобилей для новорожденных немаленькая, а использоваться они будут только в первые месяцы жизни крохи.

Ничего не случится страшного, если вы подвесите над кроваткой малыша обычные гирлянды. Негромкое музыкальное сопровождение можно включить и на отдельном устройстве.

Игрушки для детей 3-4 месяцев

В этом возрасте дети уже начинают трогать игрушки руками и даже пытаться попробовать их на вкус. Теперь погремушки в арсенале малыша будут занимать уже не главенствующую позицию: к ним прибавятся «кусалки», «сжималки», «хваталки».

Интересно! Как приучить малыша к горшку?

Грудничкам в 2-3 месяца очень нравится играть с неваляшками. Малыши любят слушать звуки, которые издает кукла при покачивании.

Хорошая развивающаяся игрушка для ребенка до 4 месяцев – звенящая погремушка-браслет. Такие погремушки выполнены из ткани или очень мягкого силикона. Надевать браслеты можно и на ручки, и на ножки.

Погремушки-браслеты помогут малышу понять, что звук издается при движении.

Иногда дети пугаются таких погремушек: если вы заметили, что малыш реагирует на браслет с плачем, попробуйте показать игрушку ребенку через несколько недель.

Хватательные движения обычно развиваются у грудничков к 4 месяцу жизни. Неплохой вариант для такого возраста – погремушки с ручкой, которую кроха будет пытаться держать самостоятельно. Убедитесь в том, что на погремушке нет никаких мелких деталей, которые малыш мог бы оторвать: велика вероятность, что ребенку захочется их проглотить.

В 4-5 месяцев ребенку можно предложить поиграть с «пищалками» (игрушками из мягкой резины, издающими звук при надавливании).

Малыши в возрасте, приближающемся к половине года, любят перекладывать предметы с места на место, поэтому им непременно понравятся кубики или части от конструктора. Конечно же, они должны быть достаточно крупными.

Мы приготовили несколько советов по выбору и уходу за игрушками для самых маленьких:

1 Не покупайте погремушки из твердого пластика. Этот материал очень хрупкий и ломкий, при любом неосторожном движении от него может отколоться мелкий кусочек, что очень опасно для новорожденного.

2 Любые игрушки нужно периодически мыть. Если это карусель или гирлянда, их нужно протирать тряпочкой от пыли.