Как научить малыша считать решать примеры. Как ребенку научиться быстро считать числа в уме

Если детей начать знакомить с числами и цифрами еще до школы, это значительно упростит понимание математики в дальнейшем, а также позволит быстро решать поставленные задачи и мыслить логически. Существует множество методик, которые помогают научить ребенка складывать и вычитать, но все они сводятся к тому, что подача информации должна происходить в ненавязчивой форме, в формате игры.

Детки в возрасте 6 лет уже должны уметь считать до 10, а также уметь складывать несложные комбинации цифр.

Решаем примеры на сложение. Как научить ребенка считать. 4,5 года.

💼 Как научить ребенка моментально складывать и вычитать в уме в 3 раза быстрее? [Школа Скорочтения]

Сложение и вычитание чисел от 1 до 20. Переход через десяток. Математика 1 класс.

Сложение и вычитание. Методики и приемы для обучения детей.

Для того чтобы ускорить этот процесс, нужно обзавестись книжками для малышей, в которых будут яркие и увлекающие внимание примеры, а также карточки с нарисованными цифрами. При обучении также можно использовать следующие вспомогательные предметы:

  • Счетные палочки;
  • Игрушки;
  • Вырезанные цифры;
  • Конфеты;
  • Разные фрукты;
  • Стихотворения о цифрах;
  • Считалочки.

Как научить сложению

На первых порах ребенка лучше начать обучать сложению.

В данном случае уместно прибегнуть к помощи игрушек. Куда проще посчитать предметы, которые можно увидеть и потрогать, чем вымышленных слоников, не говоря уже о числах в уме. Итак, возьмите игрушки и начните с простых задач. На столе лежит одна кукла, к ней в гости пришел мишка. Сколько стало игрушек?

Важно помнить, что интерес ребенка удержать долго не получится, поэтому не пытайтесь научить всему и сразу. Даже если ребенок не понимает, сколько в сумме будет игрушек, не нервничайте и не кричите на него. Важно не отбить желание понимать и слушать вас в дальнейшем.

Убедитесь в том, что ребенку понятны выражения «больше», «меньше», «поровну». Не менее важным шагом на пути к изучению счета служит правильный разбор цифры. Объясните, что число 8 состоит из следующих вариантов: 1+7, 2+6, 3+5 и так далее…

Детям нравится, когда им что-то объясняют на интересных примерах. Складывая что-то, пользуйтесь любыми интересными предметами. Ребенок запомнит зрительно и дальше ему будет легче. Как только счет до 10 будет изучен, переходите на счет до 20, но продолжайте закреплять и предыдущие примеры.

Чтобы двузначные числа, которые получаются при складывании однозначных, не пугали и не сбивали ребенка, напомните ему о разборе цифр. Так 5+8 — это 5+5+3. Вторая комбинация на первых порах будет проще, а потом свою работу сделает практика и зрительная память.

Как обучить вычитанию

Вычитание может даваться немного сложнее, но после сложения принцип будет проще понимаем. Объяснять вычитание следует по тому же принципу, что и сложение: начинать надо с самого простого и переходить к более сложному. У девочки было 3 конфеты, 1 конфету она скушала. Сколько осталось конфет? Для наглядности данной задачи можно и конфетку скушать. Постепенно усложняйте примеры и переходите на написание цифровых.

Задача родителей в этот период состоит в том, чтобы не давать ребенку загибать пальчики или перекладывать предметы или палочки. Первое время он будет делать это в уме, но впоследствии и эта привычка исчезнет.

Здравствуйте, дорогие родители юных учеников! И снова на повестке дня занимательная математика. Именно она вызывает больше всего сложностей у школьников, и даже мамина фраза «Ну это же так просто!» не спасает ситуацию. Сохраняем самообладание, ведь «Эврика» знает, как научить ребёнка двузначным числам.

Главное правило: действуем последовательно. Переходить к значениям больше 10 стоит только после того, как ребёнок наверняка освоил математические примеры до этого числа.

Было 10 - стало 1. Как это?

У учителей математики есть очень простой и наглядный способ превращения 10 палочек в 1 десяток. Всё просто: их нужно посчитать, чтобы было ровно 10, и связать нитью. Теперь это уже не кучка разрозненных предметов, а цельный пучок. Главное, что он 1.

Что такое «дцать»?

Расскажите ребёнку, что слово «дцать» - очень древнее, и оно означает «десять». Теперь можно двигаться дальше. Разбираем с учеником значения чисел второго десятка:

  • Один-на-дцать. При этом на пучок кладём ещё одну палочку. Пишем «11» и объясняем, что первая единичка - это количество пучков, то есть десятков, а вторая - количество единиц.
  • Две-на-дцать. Кладём сверху 2 палочки. Записываем «12» и комментируем так же, как и для «11».

Продолжаем в том же духе до 20. Некоторое время нужно посвятить тому, чтобы ребёнок закрепил полученные знания. На этом этапе нужно решать с ним простые примеры на сложение и вычитание. Продолжаем использовать разные предметы для наглядности: яблоки, игрушки, ложки и так далее.

Например, разложим перед ребёнком 12 карандашей. Пусть он сам сформирует связку из 10 штук и закрепит верёвкой. Теперь добавляем ещё 3 карандаша. Малыш должен увидеть, что связанные карандаши мы не трогаем, а к 2 свободным карандашам добавляем ещё 3. Получается, у нас есть 1 связка и ещё 5 карандашей, то есть 15. Таким же способом представляем простые примеры на вычитание.

При регулярных занятиях наглядные примеры очень скоро утратят свою актуальность, и ребёнок научится считать в уме.

Как зовут десятки?

Теперь малышу следует познакомиться с круглыми значениями более подробно. «Двадцать» и «тридцать» он уже воспримет легко. Стоит подробнее остановиться на цифре «сорок» и рассказать, что её название отличается от других, но означает оно 4 десятка.

Ученику предстоит усвоить ещё одно окончание - «десят», что также означает «десять». Расскажите, что названия чисел от 50 до 80 формируются одинаково, то есть сначала идёт количество десятков, а затем приставка «десят», например, «восемь-десят».

Ещё одно нестандартное название -«девяносто», то есть «9 десятков».

Закрепляем знания при помощи кубиков

Попросите ребёнка построить в 1 ряд 10 кубиков зелёного цвета. Теперь пусть поставит 4 кубика жёлтого цвета в новый ряд. После этого пусть сделает ещё один рядок из 10 зелёных кубиков. И ещё 3 жёлтых кубика пускай поставит в другой ряд.

Итак, имеем 4 ряда. Можно просто пересчитать все кубики. Затем стоит посчитать, сколько всего зелёных и сколько жёлтых кубиков. И напоследок, считаем зелёные кубики десятками, а жёлтые - единицами. То есть у нас 2 ряда зелёных кубиков - это 2 десятка, а жёлтых кубиков - 4 + 3 = 7. Получаем 27.

Считаем на палочках из-под мороженого

Вы любите мороженое на палочке? Прекрасно. Это поможет вашему малышу разобраться с двухразрядными значениями. Чтобы лето прошло не даром, соберите коллекцию палочек из-под мороженого. Максимальное количество - 20 штук. Теперь на одной стороне каждой палочки рисуем 5 точек слева и 5 точек справа. Переворачиваем все палочки и рисуем на каждой по 1 точке в центре.

Два участника берут по 10 штук и бросают на пол. Палочки, на которых мы видим 10 точек, - это десятки, а с одной точкой посередине - это единицы. Сортируем их на 2 группы. Называем число, которое вышло у каждого игрока.

Выиграл тот, у кого значение больше. Смысл занятия - показать наглядно, что числа могут состоять из двух разрядов, и научиться оперировать ими.

Таблица двузначных чисел

Когда ребёнок уже немного освоился, сделайте таблицу значений от 1 до 100. Первый ряд - от 1 до 10, второй - от 11 до 20, самый последний - от 91 до 100. Вырежьте из картона 10 полосок, которые соответствуют длине и ширине одного рядочка. Также вырежьте 10 квадратиков, которые соответствуют размерам одной ячейки таблицы.

Теперь назовите ученику любое число больше 10, например, 35. Он должен взять 3 длинные полоски и закрыть ими 3 верхних ряда таблицы. Затем при помощи 5 квадратиков закрываем цифры 31, 33, 34 и 35.

Считаем с переходом через десяток

Как объяснить ребёнку принцип сложения с переходом через десяток? Сейчас всё подробно обсудим. Рассмотрим пример 17 + 5:

  • Раскладываем 17 на 10 и 7. Первое число - обязательно круглое, то есть с 0 в конце. Получаем 10 + 7 + 5.
  • Складываем единицы: 7 + 5. Размышляем над цифрой 7 - сколько ей не хватает до 10? Ей не хватает 3. Тогда 3 мы заберём у 5.
  • Для этого распишем: 5 = 3 + 2. Пример примет вид: 10 + 7 + 3 + 2.
  • Упрощаем его: 10 + 10 + 2 = 12.

Согласитесь - это непростой алгоритм для маленького ученика. Поэтому не расстраивайтесь, если он не поймёт сразу всё. Разберите подобный пример на любых предметах. В конце концов малыш сможет разобраться.

Как научить ребёнка числам с двумя разрядами и не сойти с ума?

Будьте добрым и очень терпеливым учителем. А мы дадим несколько полезных советов:

  • Переходите к следующему этапу только после того, как ученик полностью овладел знаниями предыдущего уровня.
  • Используйте предметы для счёта и вычисления примеров.
  • Умейте вовремя останавливаться, избегайте занятий через силу.
  • Используйте компьютерные игры с математическим уклоном.
  • Применяйте принцип «повторенье -мать ученья».

Все дети развиваются в индивидуальном темпе. Некоторые владеют двухразрядными числами ещё до школы, а у других они вызывают затруднение и во 2 классе. Будьте терпеливы и занимайтесь систематично, но понемногу. Мы уверены, что у вас всё получится! Будьте с нами на связи и привлекайте к обсуждению своих знакомых. До новых встреч!

Некоторые детишки не успевают за школьной программой. Особенно трудно приходится малышам, которые часто болеют. Или инертным детям — тем, которым на усвоение нового требуется больше времени, чем одноклассникам. Как научить ребенка считать в пределах 20? Читайте советы для родителей, которые обязательно помогут!

Основной прием счета в пределах 20, изучаемый в школе

Прежде, чем приступить к объяснению алгоритма, необходимо подготовить почву – заострить внимание ребенка на тех знаниях, которые ему понадобятся.

Изучаем числа второго десятка

Приготовьте наборы одинаковых предметов — до 20 штук. Предложите ребенку отсчитать десять предметов и выложить их в ряд слева направо, как пишем в тетради.

Объясните малышу, что десять – это по-другому десяток, или «дцать».
Поиграйте с десятком – положите на первый ряд еще один предмет и расскажите, что это один – или единица. Мы выложили «один» на «дцать», значит один» на «дцать» — будет одиннадцать.

Подбираем цифру, соотносим ее с данным количеством — кладем рядом.
Проделайте тоже самое с разными числами, постройте ряды «две-на-дцать», «три-на-дцать» и так далее, пока ребенок не поймет принцип образования чисел от 10 до 20.

Усваиваем алгоритм образования сотни

Выкладываем десять палочек, вспоминаем, что это десяток или «дцать».

Выкладываем второй ряд и говорим, что это два «дцать», тоесть – двадцать.

В числе «Двадцать» двадцать единиц или два десятка – это необходимо понимать. Не забываем подбирать соответствующие цифры.

Точно также образуем число 30 (40, 50, 60, 70, 80 – по порядку, можно не за один день).

Числа 40 и 90 составляем в свою очередь, но заостряем внимание ребенка, что у этих чисел необычные имена – сорок и девяносто. Их нужно запомнить.

В итоге, ребенок должен понять правило – десятками считают точно так же, как и единицами, но с приставкой «дцать».

Когда малыш усвоит количество (10), название и состав числа 10, десятки нужно связать в пучки. Вместе с ребенком отсчитайте по 10 палочек и «расфасуйте» их. В дальнейшем, вы будете пользоваться понятием «десяток», не пересчитывая палочки.

Вы: ДВА…
Ребенок: …ДЦАТЬ!
Вы: ТРИ…
Ребенок: …ДЦАТЬ
Вы: ЧЕТЫРЕ ДЕСЯТКА
Ребенок: Сорок!

Для устного счета полезно прибавлять и отнимать числа по десяткам: четыре десятка плюс два десятка, получим шесть десятков.

Кроме того, счет десятками (10, 20, 30 — до ста и наоборот) повысят узнаваемость числа и улучшат ориентацию ребенка в таких понятиях, как десятки и сотня.

Считаем в пределах 20 без перехода через десяток

Так как ребенок-первоклассник все еще зависим от предметной деятельности (действий с предметами), для занятий обязательны наборы одинаковых предметов для счета, которые можно взять в руки и посчитать предметно. Для счета в рамках 20 наиболее удобны кубики. Их можно выстраивать в несколько этажей, обеспечивая наилучшую воспринимаемость материала.

Как научить считать до 20 правильно? Пока малыш не усвоил соотношение десять=десять единиц, не стоит считать «кучками» и связками. Лучше выстраивать десятичный ряд снова и снова. Скорее всего, школьник усвоит данную аксиому за пару занятий.

Выстраиваем ряд из 10 кубиков и кладем сверху еще три (а мы помним, что ряд в математике всегда начинается с левого конца). Вспоминаем, что это ТРИННАДЦАТЬ.

Неподалеку выстраиваем число 14. Рассказываем, что сложить 13 и 14можно очень быстро, если отдельно десятки прибавлять отдельно: Один десяток и еще один десяток – будет..? –Два десятка, или «два – дцать», ДВАДЦАТЬ! Единицы мы приплюсуем отдельно – три и четыре, будет 7.

В итоге мы имеем числа 20 и 7 (параллельно объяснению оперируем кубиками). Двадцать и семь — будет ДВАДЦАТЬ СЕМЬ!

Таким образом, работаем с десятками в пределах первой сотни.

Необычный помощник в обучении счету

Чтобы ребенок мог увидеть числовой ряд от 0 до ста, предложите рассмотреть портняжий сантиметр. По сути, сантиметр – это большая мягкая линейка, которую удобно хранить. С помощью этого нехитрого приспособления, малыш легко выполнит непростые для него упражнения:

  • Посчитать с помощью десятков до ста и от ста к нулю
  • посчитать от 87 до 93 и в обратном порядке
  • доказать, какое число больше или меньше (меньше то, которое при счете говорим раньше и то, которое пишется левее — ближе к нулю)
  • выполнить простое сложение и вычитание
  • повторить порядковый счет (первый, второй…сотый)
  • улучшить математический словарь

Считаем в пределах 20 с переходом через десяток

Как ребенка научить считать двузначные числа? При сложении и вычитании чисел с переходом через десяток, необходимо суметь пояснить школьнику, что одно из слагаемых раскладывается так, что бы добавить другое слагаемое до 10 и уже к нему приплюсовать остаток:

Возьмем 17, это десять и семь, запишем:

(10+7)+5, оставляем число 10 в покое и работаем только с единицами:

Сколько семерке не хватает до 10? (тут нам очень пригодится состав десяти) – не хватает трех. Расписываем пятерку, как 3 и 2 (состав числа 5), получаем:

В итоге у нас появляется запись:

Это десяток и десяток – два десятка, да еще 4 единицы – двадцать два.
При вычитании работаем по тому же алгоритму.

Возможно, малыш поймет не сразу. Смело пользуйтесь таблицами «Состав числа». Научившись понимать принцип добавления числа до десяти, школьник с легкостью сможет делать это устно, без таблиц.

Во время счета, уделяйте особое внимание терминологии. Изучайте названия разрядов, заполняйте разрядные таблицы. Раскладывайте число на разряды устно и письменно.

Специалисты утверждают, что дети должны учиться считать еще в детском саду, важно, чтобы занятия проходили интересно, и ребенок 3-4 лет сам хотел считать. Как только первые знания о цифрах и счете будут получены, малышу будет легче и проще закреплять новые знания о сложении и вычитании.

Первые шаги ребенка в счете должны поддерживать взрослые. К примеру, можно просить малыша, чтобы он нашел один или несколько предметов, озвучивая их количество. Также нужно будет обучить малыша пониманию того, что такое «больше», «меньше» и «одинаково».

Прежде чем ребенок научится слагать и вычитать, нужно научить его просто считать, далее обучить проговариванию счета вслух, потом он должен научиться делать это шепотом, а только последним этапом станет счет в уме, и вслух малыш будет произносить только получившийся результат.

Считать можно не только дома, вполне можно научить ребенка счету на прогулке. К примеру, вы можете посчитать, сколько машин припарковано во дворе, потом попробовать усложнить задачу и посчитайте, сколько из них красных, а сколько серых. Можно сосчитать встречающихся животных, птичек, деревья и все, что только попадется на глаза. Так ребенок будет усваивать процесс счета, подкрепляя его визуальными образами, и на шаг приблизится к цели, чтобы научится быстро считать в уме.

Любое обучение ребенка счету должно проходить в виде игры. Тут вам могут помочь специальные счетные палочки или же обычные одинаковые предметы, это могут быть карандаши, пуговки, фломастеры. Начините занятия с дошкольником, начиная усваивать счет до пяти. Когда ребенок научится быстро считать в пределах 5, вы можете попробовать обучить его счету до 10-ти.

Постарайтесь объяснить ребенку, из чего состоит число. Это легко сделать при помощи сладостей, к примеру, у ребенка есть четыре конфеты, если он поделится с мамой и даст ей одну, то у него останется три конфеты. Вы сможете объяснить ребенку процесс вычитания, что если у него было 4 конфеты и если одну убрать, то останется 3.

Для счета можно использовать палочки и линейки

Попробуйте научить малыша и сложению таким же способом, меняйте количество конфет местами, чтобы ребенок понял, что от перемены мест слагаемых сума не меняется. Так вы сможете очень до 5-ти и до 10-ти, а также закрепите навыки сложения и вычитания.

Обязательно поясните ребенку понятие «ноль», это сделать гораздо проще чем кажется. Просто разложите перед малышом несколько счетных палочек и проведите с ними несколько сложений и вычитаний, и приведите пример, когда три палочки будут отниматься от трех палочек. Уберите все палочки со стола и объясните, что в этом случае ничего не останется, то есть, будет ноль.

В обучении счету ребенка главное регулярность и никакого принуждения, занятия должны быть ежедневными и веселыми, чтобы малыш понимал, что быстро считать в уме числа – это очень весело. Старайтесь давать ребенку простые и хорошо запоминающиеся примеры, так он запомнит числа намного быстрее, тут вам могут помочь бумажечки с цифрами.

Обучение цифрам для малышей – цифра и число 10

Пока вы обучаете малыша счету в пределах 10-ти, вы должны ему объяснить из чего состоит число 10. Он должен понимать, что десятку можно получить разными способами, сложив 5+5, 3+7 или 8+2. Как только малыш сможет слагать и вычитать числа до десяти в слух, попробуйте его попросить делать это шепотом, а потом и в уме.

Чтобы научить дошкольника счету до 20-ти, используйте тот же способ, что и при обучении до десяти. Приведите ребенку пример, что нужно сложить 8+4. Числу 4 не хватает до десяти 6, мы их заберем у 8. Останется 2, а потом десятку нужно прибавить к двум, вот и получится 12.

Не забывайте о том, что нужно научить дошкольника счету сначала на наглядных пособиях, потом перейти на карточки с цифрами, потом на устный счет вслух без пособий, на счет шепотом и только потом устный счет в уме. Пока ребенок не усвоит первый уровень знаний и не доведет их до автоматизма, не переходите ко второму.


Как только дошкольник сможет легко сосчитать до 20-ти, вы можете превратить счет в увлекательную игру, предлагая малышку складывать и вычитать разные числа, которые он встречает на улице. Это могут быть номера домов, машин или цифры на рекламных плакатах.

Сложные числа по типу «245» разлагаете на простые, просите малыша посчитать, сколько будет 2+4+5 вслух или шепотом. Так ребенок сможет в виде игры оттачивать навыки счета в уме и легко научится слагать и вычитать цифры до 20-ти.

Неплохо может помочь в обучении дошкольника счету до десяти и до 20-ти обычная линейка с делениями. Тут вы можете наглядно показать ребенку сложение и вычитание и можете обучить его быстро считать до 20-ти. Попросите малыша приплюсовать 4+4. Найдите на линейке цифру 4 и от нее пальчиком пойдите вправо, так как речь идет о сложении.

для детей малышей – Удивительная стройка – Сложение – Учимся складывать числа

Нам нужно прибавить еще 4, значит нужно сделать 4 шага. Опробуйте таким же образом вычитание, только возьмите в пример 9-5. Найдите с ребенком девятку, оставьте на ней пальчик, а другим отсчитайте 5 шагов. Остановите свой пальчик на цифре 4. Так вы сможете очень легко и наглядно обучить малыша счету, сложению и вычитаю до 20-ти.

Многие родители сомневаются, нужна ли ребенку до школы, но вы, как родитель, должны оценить способности своего малыша, возможно, для него это будет слишком большая нагрузка. Не стоит превращать жизнь дошкольника в сплошной урок математики, есть много других интересных занятий. Счет должен быть интересной и увлекающей игрой, а не обязанностью.

Вопросом о том, как научить ребенка быстро считать в уме задаются многие родители, у которых дети уже достигли младшего школьного возраста. Родители должны понимать, что интерес к счету нужно начать прививать как можно раньше, в форме игры, чтобы малыш понял, какой это интересный предмет – математика.

Чтобы счет поддавался первокласснику намного проще и легче, обязательно нужно научить малыша складывать и вычитать числа в столбик. Обучить ребенка будет легко, для этого вам понадобиться немного терпения, желание малыша, листочек и ручка.

В начале обучения сосредоточьтесь только на сложении. Попросите ребенка на листике записать числа так, чтобы единицы были над единицами, десятки – над десятками, сотни – над сотнями. Как только числа будут записаны – подведите под ними черту.

Поясните, что сложение нужно начинать с единиц, которые записаны в самом конце. Если сумма цифр получается меньше десятки, то вам нужно будет сразу записать ее под чертой. Если больше, чем десять, то единицы пишите под черту, а количество десятков – запомните или запишите сверху примера.

Теперь нужно будет складывать десятки, но к ним же нужно будет прибавить тот десяток, который мы запомнили при сложении единиц. Сотни и тысячи складываются точно так же, как и десятки.

Сложение столбиком целых чисел

Когда первоклассник запомнит, как складывать числа, попробуйте решать примеры на вычитание. Поясните, что записывать цифры нужно точно также, а если количество единиц в уменьшаемом больше, чем в вычитаемом, необходимо «занять» десяток.

Научите первоклассника делению. Для этого число, которое делите, запишите на бумаге и отделите его от делителя уголком. Результат записывает под ним. Помните, что в отработке счета в столбик нужна практика. Занимайтесь с ребенком, который пойдет в первый класс по чуть-чуть, но регулярно. Обязательно следите, чтобы примеры были решены правильно.

Устный счет для школьника

Существует несколько видов устного счета и для ученика, который ходит в первый класс, очень важно освоить каждый их них.

Беглый слуховой счет развивается, когда его насчитывает учитель, родитель или одноклассник. Основная нагрузка приходится на память, но при этом малыш будет быстро утомляться, поэтому не нужно практиковать этот счет слишком долго.

Зрительный устный счет может производиться при помощи таблиц, плакатов и записей на доске. Так ребенку будет намного легче выполнять математические действия, и математика будет усваиваться намного легче при наличии наглядных пособий.

Комбинированный счет может проводиться при помощи разных способов. Класс может показывать ответы на карточках, учитель может попросить детей провести взаимопроверку, упражнения могут даваться в виде игры, викторины, лабиринта и т. д.

Круглые числа

Чтобы объяснить ребенку понятие круглых чисел, можете использовать обычную длинную линейку. Вы сможете пояснить, что десяток состоит из десяти единицы, два десятка – из двадцати и так далее.

Расскажите малышу, который ходит в первый класс, что чтобы посчитать что-либо десятками правильно, нужно использовать принцип счета единицами, на ноль не нужно обращать внимание. Постарайтесь посчитать десятками и не забывайте записывать ноль.

Трехзначные числа

Часто бывает, что когда первоклассники доходят до темы трехзначных чисел, они пугаются. Чтобы ребенок быстро понял, что к чему, постарайтесь преподнести малышу материал при помощи таблиц.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8

Решим пример 351+238 с помощью таблицы. Нам нужно будет заполнить пустой ряд

Расписываем число на разряды и проводим складывание. У нас получится простой счет в пределах десятки.

Сотни Десятки Единицы
3 5 1
2 3 8
5 8 9

Похожие действия можно делать с вычитание и с переходом на десятки.

В сем нам в школе говорили, что математика – королева наук. Но только мамы, имеющие маленьких детей, точно знают, что математика – это еще и самый сложный для понимания и запоминания предмет. Ведь первые приемы счета, геометрии, ориентации в пространстве и времени дети постигают дома с родителями задолго до . Несчастные мамы и папы хватаются за голову, не понимая, как же объяснить любимому чаду такую непростую дисциплину. Сейчас мы с Вами вместе разберемся, как же помочь малышу освоить основные элементы математики и как научить ребенка считать.

Сначала давайте определим оптимальный возраст для начала занятий. Ответ на этот вопрос могут дать психологи и педагоги. Мозг малыша способен запоминать счет уже в два года. Но в это время ребенок может лишь осознавать порядковый счет, то есть считать от одного до десяти, указывая по порядку на предметы - игрушки, яблоки, конфеты и т.д. К 3-4 годам малыш начинает осознанно считать, складывать группы предметов, отнимать, делить конфетки между членами семьи и выполнять другие несложные приемы счета на наглядных материалах. Научить ребенка считать в уме можно только в 4-5 лет. В это время мозг малыша готов к осмыслению абстрактных понятий и правил. Поэтому в дошкольном возрасте можно начинать учить ребенка складывать и вычитать в уме в пределах 10, а может даже 5, если у ребенка не получается быстро освоить счет.

Как правильно научить ребенка считать

Не забывайте, что математика, это не только счет. Кроме арифметики, Ваш ребенок должен владеть основными понятиями из геометрии – различать фигуры, понимать, что короче, что длиннее, уметь рассказать, что находится сзади него, что впереди, что справа, а что слева. Все это малыш способен понять уже в 2-3 года. Здесь важно желание и усердие родителей. Если мама много раз в день будет повторять названия фигур, вырежет их из разноцветного картона и будет давать их малышу в руки, то ребенок быстро их выучит. То же самое касается и запоминания правой и левой ручек, направления хода к площадке и домой. Если родители не будут забывать постоянно объяснять ребенку, в каком направлении они идут, в какую сторону поворачивают, какой дом выше, какой - ниже, какой автобус длиннее, а какой – короче, то малыш быстро усвоит все основные термины и понятия.

Существует пять основных правил, которые должны выполнять родители во время обучения малыша математике.

Правило №1

Заниматься математикой нужно не менее 30 минут в день. При этом занятия должны длиться не более 5-10 минут. Иначе ребенок просто не сможет запоминать большой объем информации.

Правило №2

Повторение – мать учения. Повторять нужно обязательно. НО в случае с математикой повторение не должно полностью включать пройденный материал. К выученной информации нужно возвращаться только в контексте новых более сложных заданий. Например, не нужно постоянно зубрить, что 3+4 = 7. Если ребенок это усвоил, достаточно вернуться к этому только тогда, когда будете считать длину отрезков, или решать более сложные арифметические задачки.

Правило №3

Если ребенок не понимает, как решить пример, ни в коем случае нельзя на него кричать и ругаться. Просто сразу упрощайте задание. Нет ничего плохого в том, чтобы повторить с ребенком самый простой пример много раз и запомнить его, вместо того, чтобы решить десять сложных, которые ребенок тут же забудет.

Правило №4

Математика должна стать частью жизни ребенка. Не думайте, что ежедневные получасовые занятия с учебными пособиями и специальным материалом сделают из ребенка математика. Вы же знаете, что дети любят все щупать и пробовать. Их восприятие мира работает именно так, а не иначе. Вам только остается под него подстроиться. Поэтому считайте с ребенком все, что видите. От машин на улице, до количества продуктов, которые Вы покупаете в магазине. И обязательно объясняйте ребенку, зачем Вам нужен счет. Возможно, простые примеры из жизни помогут Вам заинтересовать малыша больше, чем красочные картинки в книжке.

Правило №5

Психологи утверждают, что любое обучение, предполагающее осмысленное запоминание, проходит в сознании ребенка три последовательных этапа – привыкание (к терминологии, к логике предмета), понимание сути предмета и, наконец, запоминание информации. Не нужно торопиться и требовать от ребенка запоминания результатов сложения и вычитания. Начинайте потихоньку. Сначала просто разговаривайте с ребенком, сравнивайте предметы, какой больше, какой меньше, какой тяжелее, какой легче и т.д. Потом начинайте упоминать в разговоре числа. Пусть малыш даже и не понимает, что означает пять тарелок, три ложки и две вилки. Но ежедневно накрывая вместе с Вами на стол, он быстренько разберется, в чем дело, и уже очень скоро сам будет привычно рассказывать Вам, сколько приборов стоит на столе.

Как научить ребенка быстро считать

Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть легкими и интересным. Обязательно играйте с ребенком в математические игры - лото, домино и другие. Малышу будет на много легче запомнить цифры, если они будут ассоциироваться с картинками. А прибавлять числа на много проще, если представлять, как перепрыгивают по клеточкам фишки в детской игре - путешествии.

Начинайте с самого простого. Прибавляйте сначала один. Ребенку, который владеет порядковым счетом, легко объяснить, что если к трем яблоками прибавить четвертое, то получится четыре. А вместе с пятым будет пять. Вводите термины плюс и минус позже, когда малыш хорошо понимает суть сложения и вычитания.

Как научить ребенка считать примеры

Дети хорошо запоминают яркие предметы и все то, что вызывает у них положительные эмоции. Никогда не придумывайте скучные примеры. Всегда старайтесь создать смешную и интересную задачку, которая бы заинтересовала ребенка. Выдумывайте вместе разные .

Счет предполагает запоминание ребенком состава числа. Например, 10 состоит из 5 + 5, 6 + 4, 7 + 3 и т.д. Вы конечно можете постоянно повторять эти комбинации, но намного проще разобраться с составом числа, нарисовав дом и крышу. Ребенку будет интересно нарисовать высокий дом 9 и маленькую крышу 1. И дальше экспериментировать с их размерами.

И, напоследок, хочется напомнить об одной из самых распространенных ошибок родителей при занятиях математикой с детьми. Многие мамы и папы пытаются решать с ребенком примеры, и злятся, когда ребенок не в состоянии выполнить простейших действий. Но они совершенно не обращают внимания на то, что простая задача описана такой сложной терминологией, что ребенок просто не может понять, что происходит в задаче, и что от него требуют посчитать. Поэтому перед тем, как начать решать задачу, всегда объясняйте ребенку смысл каждого слова. И тогда Ваши занятия обязательно дадут нужный результат, и уже очень скоро Вы будете гордиться знаниями и умениями Вашего малыша.