Дети визуалы. Дети — аудиалы, визуалы, логики, кинестеты

Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.

Общая информация о видах восприятия

Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:

  1. Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
  2. Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
  3. Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
  4. Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.

Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.

Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.

Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:

  • доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
  • влияние ведущего канала восприятия на характер;
  • соотношение вида восприятия с типом личности человека;
  • набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.

Характеристика визуалов

Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.

Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:

  • направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
  • вверх и вправо при фантазировании;
  • прямо и вдаль при мыслительной деятельности.

Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.

Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.

Для визуалов характерны следующие особенности:

  • восприятие информации через образы;
  • выраженная жестикуляция;
  • использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
  • восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
  • обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
  • хорошее воображение.

Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.

Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.

Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.

Характеристика аудиалов

Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.

Для аудиала характерны следующие признаки:

  • использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
  • хорошее восприятие музыки, бесед;
  • неплохой слух;
  • необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
  • высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
  • большая любовь к музыке;
  • чувствительность к разговорам;
  • хорошая слуховая память.

Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.

Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.

Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.

Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.

Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.

Описание кинестетика

Определить такого человека можно по ряду признаков:

  • частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
  • частые прикосновения к собеседнику;
  • близкая дистанция с человеком при разговоре;
  • непоседливость;
  • эмоциональность;
  • лучшее усвоение информации через движения и осязание.

Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.

Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.

Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.

Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.

Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком. На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.

Особенности дигитала

Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:

  • руководство логикой и обдумывание действий;
  • четкое планирование деятельности;
  • минимальное проявление чувств при общении;
  • слабые эмоции;
  • стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
  • высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.

Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.

Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.

Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.

Сегодня будем говорить о детях-кинестетиках, которые воспринимают действительность не только посредством осязания и обоняния. Главное для них - прикоснуться и почувствовать изучаемый предмет. Именно через ощущения-осязания они могут знакомиться с внешним миром. Также узнаем, как их воспитывать.

Как они выглядят?

Будем разбираться, кто такие кинестетики. Их можно легко распознать по внешним чертам. Итак, характеризуются:

  • Отвлеченностью во взгляде. При беседе никогда не смотрят оппоненту в глаза, причем всячески избегают взгляда даже при важном диалоге и общении с близкими людьми. Достаточно будет прикоснуться к собеседнику, дружески похлопать по плечу.
  • Привязкой к старому гардеробу. Кинестетики годами могут носить вещи и при этом чувствуют себя достаточно комфортно, их не смущает неопрятный внешний вид стоптанной обуви и образ в целом. Нет, от них вкусно пахнет, но их любовь к старым вещам портит о них все впечатление.
  • Непроизвольным движением рук. Они постоянно крутят в руках какие-либо вещи либо поглаживают поверхность приглянувшегося предмета. А при беседе обязательно осуществляют тактильный контакт, к примеру, похлопывание по руке и поддерживание локтя.
  • Наличием мимических морщинок, особенно носогубных. Потому что, выказывая недовольство, они не кричат, а гримасничают.

Благодаря этим характеристикам мы начинаем немного понимать, кто такой кинестетик.

Рассмотрим присущие им качества

Есть некоторые особенности, их отличающие. Это:

  • Поспешность принятия решения. Он готов к тому, что работу придется переделать, но не станет анализировать и прогнозировать перспективы.
  • Спокойствие. Кинестетики неагрессивны, как правило, и благодаря хорошей интуиции чувствуют таких людей и стараются избегать с ними общения.
  • Неразговорчивость. Это качество часто путают с застенчивостью. Просто они неярки в общении по сравнению с разговорчивыми аудиалами, которые познают мир посредством звуков.
  • Меланхоличная черта характера. Их восприятие зачастую зависит от внешних факторов. Они прагматики, но, несмотря на это, все же замыкаются, при этом никого не замечая вокруг себя.
  • Консервативность. Настороженно относятся ко всему неизведанному и новому. Новаторы и бунтари являются большой редкостью среди них.

Таким образом, кинестетик - это человек, который нуждается в том, чтобы его окружали надежные и верные люди. Он отличается покладистым, сдержанным характером. А теперь поговорим о детях-кинестетиках.

Что они собой представляют?

Итак, кинестетик - это человек, который воспринимает новые данные посредством органов зрения и слуха через движения. Малыши-кинестетики очень подвижны, рано делают первые шаги, у них хорошо развита моторика рук. Поэтому обожают шустрые игры. Они не могут долго находиться в состоянии покоя и заниматься монотонной работой. Любят все познавать на ощупь.

Дети-кинестетики - практики. Поэтому объяснять материал им необходимо медленно, простыми словами, используя картинки с жестами и прикосновениями, без них никак. В этом и есть единственная трудность. Необходимо набраться терпения, повторять информацию придется очень много раз, при этом постоянно поглаживая и заключая в объятия ребенка. Можно нашептать материал для запоминания на ушко, потому что, говоря, вы будет прикасаться к нему.

Такие детки тяжело переживают стресс, они глубоко погружаются в себя. Поэтому необходимо больше разговаривать с ними, интересоваться душевным состоянием. Теперь становится немного понятным, как определить детей-кинестетиков. Идем дальше.

Как узнать, кто ваше дитя?

Предложим тест для детей: «Аудиал, визуал или кинестетик». Существует три способа восприятия информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (посредством прикосновений). Итак, читая анкету, отмечайте характерные вашему ребенку особенности. В конце суммируйте результаты по всем типам, и где больше будет набрано баллов, к тому типу и относится ваше чадо. Кинестетик-тест:

1. При общении ребенок…

  • Применяет простейшие словесные формы.
  • Говорит, произнося с ошибками отдельные слова и звуки.
  • Опускает предлоги и наречия.
  • Применяет сложные обороты речи.
  • Произносит предложения правильно.
  • Скрупулезно повествует продуманный текст.

Кинестетик:

  • Трудно изъясняется.
  • Объясняется простыми неправильными предложениями.
  • Старается не рассказать, а изобразить.

2. Играя ребенок…

  • Выбирает кроссворды, ребусы и настольные игры.
  • Обожает компьютерные игры и с калькулятором.
  • Посредством наблюдения познает новое.
  • Обожает прослушивать информацию в записи.
  • Предпочитает игры, где необходимо фантазировать и читать книги.
  • Изучая руководства и правила, самосовершенствуется.

Кинестетик:

  • Выбирает игры на улице.
  • Предпочитает бассейн, горки и каток.
  • Все игрушки будут задействованы.

3. Когда ребенок в процессе любой деятельности…

  • Выводит буквы старательно.
  • Поделки получаются идеально красивыми.
  • Без труда вырезает, склеивает детали и раскрашивает.
  • Пишет неплохо.
  • Работая, бормочет себе под нос.
  • Поделки выходят в целом аккуратными.

Кинестетик:

  • Пишет с трудом.
  • Письмо выходит некрасивым.
  • Поделки выглядят неопрятными.

4. Когда ребенок начинает двигаться…

  • Предпочитает настольные игры, прогулке.
  • Выбирает бадминтон, потому что неплохо получается;
  • Нравятся игры со строгими правилами.
  • Играя, больше болтает.
  • Выбирает речевые игры.
  • Занимаясь чем-либо, разговаривает сам с собой.

Кинестетик:

  • В приоритете игры на улице.
  • Демонстрирует отличную координацию.
  • Постоянно в движении.

5. Когда чадо оказывается в кругу других детей, то…

  • Все равно ощущает одиночество.
  • Прежде чем начать играть, смотрит за другими.
  • Тяжело адаптируется в новом социуме.
  • Просто расплывается в улыбке, счастлив.
  • На занятиях, к примеру, очень много болтает, тем самым мешает сверстникам.
  • Имеет привычку отвечать за других, этим ведет себя несколько вызывающе.

Кинестетик:

  • В коллектив вливается легко, но слишком болтлив.
  • Вводит одноклассников в смуту, поскольку мешает им.
  • Обожает баловаться.

6. Когда ребенок пребывает в состоянии тревожности…

  • Практически неэмоционален.
  • Начинает тревожиться, потому что чувствует это от других.
  • Спокойно делится своими ощущениями.
  • Отстаивает свое эмоциональное состояние, даже идя на конфронтацию.

Кинестетик:

  • Легко расстроить.
  • Когда привлекают к порядку, реагирует грозно, причем без стеснений и угрызений совести.

7. В процессе обучения ребенок…

  • Способен воспроизводить информацию по памяти.
  • Вспоминает показанное.
  • Лучше запоминает, заучивая наизусть.
  • Знает звуки, отвечающие буквам алфавита.

Кинестетик:

  • Трудно запоминает информацию.
  • Быстро переключает внимание.

8. Когда ребенок находится в школьном классе …

  • Тщательно следит за своим внешним видом.
  • Содержит в полном порядке рабочую зону.
  • В свободное время самосовершенствуется.
  • Медленно адаптируется в новой обстановке.
  • Внешний вид нельзя назвать аккуратным, но и неряшливым тоже.
  • Нужно постоянно напоминать убрать за собой рабочую зону.
  • Податливый, кроткий, внимательный.
  • Первый говорун в диалогах, часто сообщает педагогу о чьем-то плохом поведении.

Кинестетик:

  • Совершенно не заботится об опрятности внешнего вида и часто бывает неряшливым.
  • Трудится в абсолютном беспорядке, за несколько минут может все перевернуть на рабочем месте.
  • Играя, очень активен.
  • Если заставили сидеть на стуле, дергается и строит рожицы.

Плюс к этому любит играть в театральных сценках и лучше запоминает действия, чем слова. Итак, мы рассмотрели небольшую характеристику детей-кинестетиков, идем дальше.

Все это можно использовать в обучении

Делать это следует следующим образом:

  • Запомнить материал легче, если наложить его на движения. Вспомните детскую считалку-разминку: «Мы писали, мы писали…»
  • Давайте ребенку возможность передохнуть, чтобы он мог побегать, попрыгать, сделать зарядку.
  • Используйте для наглядности предметы, которые можно пощупать.
  • Больше прогуливайтесь на свежем воздухе за городом.
  • Скоординируйте процесс обучения с ролевыми играми.

Занимаясь физкультурой, делая упражнения, проговаривайте вслух словами все движения.

Как правильно преподать информацию?

Итак, ваш ребенок кинестетик, как воспитывать и обучать его? Дадим несколько рекомендаций:

  • Прописывайте буквы не только на бумаге. Используйте другие поверхности, к примеру, можно выводить слова на лоскутке ткани, бархате, стекле, доске и так далее.
  • Пользуйтесь трафаретами.
  • Лепите буквы и цифры из пластилина, можно применить тесто и даже глину; вырезайте их ножницами.

Объясняя ребенку материал, не скупитесь на жесты. Демонстрируйте его посредством картинок. Ни в коем случае не кричите на ребенка, он замкнется в себе.

Используйте мышечную память

То есть необходимо зарифмовать материал и произнести его, одновременно совершая какие-нибудь движения. Повторить несколько раз. Данная техника сразу выполняет не одну полезную функцию: малыш отдыхает, расслабляется и при этом запоминает информацию.

При обучении точным дисциплинам

Инструментом, посредством которого дети-кинестетики познают действительность, является тело. А двигательная активность выступает главным способом восприятия. Чтобы освоить информацию, им необходимо повторить ее, жестикулируя. Тяжелый учебный материал легче запомнить посредством конспектирования.

Ученикам-кинестетикам невероятно сложно сидеть и слушать сухой рассказ преподавателя. Учитель их может заинтересовать заданиями на исследования, задачами с четким алгоритмом действий, решения в которых можно найти несколькими способами.

Ребенок-кинестетик информацию лучше усваивает с вещами разного дизайна. Слова запоминаются лучше при тактильном контакте с изучаемым объектом или предметом, а стихотворение - в движении.

Не запрещайте трогать предметы, разрешите прикоснуться, почувствовать его. Чаще обнимайте, хвалите, целуйте своего ребенка. Тактильный контакт для него играет первостепенную роль.

Вывод

Теперь мы знаем, как воспитать ребенка-кинестетика. Главное, не забывайте, что только посредством активного участия в жизни ребенка вам удастся распознать его тип личности, подружиться, добиться доверия и расположения, а также помочь в социализации, освоении навыков, получении опыта и знаний, которые пригодятся ему в будущем и станут надежной и фундаментальной отправной точкой для великих свершений.

Для визуала любого возраста очень важен внешний вид: все должно быть красиво и эстетично оформлено. Они любят фотографировать и впоследствии любоваться видами. Они будут упоенно рассказывать о своих впечатлениях, входя в мельчайшие подробности.

Маленькие визуалы, мальчики и девочки, похожи на завзятых модников: и те, и другие очень аккуратны и опрятны. Им важно, во что они одеты и как выглядят. Они спокойны, ходят всегда прямо, осанка гордая, взгляд почти всегда направлен вверх и прямо. Эти дети с большим трудом находят себе друзей, так как немногословны и малообщительны. Обычно, прежде чем войти в чужую игру или просто в любой детский коллектив, они долго наблюдают. И если их что-то в игре не устроило, то предпочтут оставаться в одиночестве.

Визуалам довольно легко найти себе подобных, так как в мире их более 45%.

Познает мир при помощи слуха, поэтому он с легкостью запоминает стихи, сказки, рассказы, прочитанные кем-то. Он довольно легко отвлекается на звуки. Такие дети часто что-то повторяют за учителем или родителями, для него это способ лучше запомнить полученную информацию.

Для ребенка-кинестетика важны чувства, ощущения, эмоции. У него богатейшая мимика, он очень активен, о нем можно сказать, что он — артистическая натура. В разговоре такой ребенок будет всегда делать упор на то, что он почувствовал или подумал в тот или иной момент. Кинестетики самые непоседливые из детей, их очень трудно увлечь чем-то, а отвлечь от занятий может любая мелочь. Самое любимое занятие у них , спортивные занятия. Поэтому для них необходимо делать перерывы в обучении, чередовать подвижные игры и учебные занятия. Они лучше всего понимают жесты и прикосновения, поэтому используйте как можно больше жестикуляции в работе с такими детьми.

Чем отличаются дети-визуалы?

Если подключить свое внимание, то с легкостью можно определить, и затем уже выстраивать свою линию поведения для общения с ним.

  • Визуалы, рассказывая о чем-либо, постоянно используют глаголы со значением «видеть».
  • Визуалы — самые усидчивые из детей и подростков, их трудно отвлечь, заставить переключиться на что-то иное. Они могут часами заниматься делом, которое им нравится.
  • При общении такой ребенок смотрит или прямо в лицо, или поверх головы. Кстати, если мы видим на уроках отсутствующий взгляд у такого ребенка, то это вовсе не означает, что он не слушает, как раз в этот может, скорее всего, и идет напряженная умственная работа. Если приходится что-либо вспомнить, взгляд их может быть направлен вверх.
  • Во время перемен визуалы чаще всего остаются в классе за партой. Он предпочитает тишину, и спокойная обстановка дарит ему комфорт.
  • Доказано, что когда визуал «не видит», то он и перестает «слышать», поэтому для получения полной информации он будет предпочитать соблюдать большую дистанцию, причем, чем дальше, тем лучше. Он вовсе не старается дистанцироваться от вас и вашего занятия, а пытается обозреть все и вся как можно лучше.
  • Визуалу очень трудно получать информацию по телефону, поэтому свои телефонные разговоры он будет сводить до минимума. Личную встречу он всегда предпочтет альтернативным средствам коммуникации.
  • Очень часто, особенно в подростковом возрасте, эти дети имеют комплексы по поводу своей внешности и одежды.

Какие приемы лучше использовать при работе с визуалами?

Поскольку любой человек на 85% познает мир визуально, то классическая система образования и воспитания, основанная на принципах наглядности и образности, прекрасно подходит для такого ребенка.

Наглядность на уроке необходима для визуалов

Эти дети обычно очень усидчивы и внимательны, а значит, они достаточно неплохо усваивают полученную на занятиях информацию.

Если зрительной информации недостает, то ребенок может этот недостаток с легкостью устранить, так как постоянно пользуется таблицами, схемами, графиками. В начале обучения нужно предлагать детям нарисовать рисунок, иллюстрацию, изготовить макет и т.д. Уже с самого раннего детства такой малыш может иногда словно «зависать» над какой-то картинкой, то это не страшно, ребенок считывает зрительно всю информацию о предмете. Подростки-визуалы иногда что-то чертят в тетрадях или блокнотах, причем для вас это может казаться ненужными закорючками, каракулями и т.д., на самом деле для него это особая форма концентрации.

Визуалов нельзя назвать особо красноречивыми и даже просто разговорчивыми людьми, поэтому следует умело направлять развитие их речи, уметь их выслушать, они могут довольно долго подбирать нужные слова. Можно попросить их построить опорную схему на доске или листе бумаги, а затем ее озвучить поэтапно. Визуал для того, чтобы внятно рассказывать о чем-либо, должен обязательно иметь наглядный материал.

Визуалы не терпят нарушения их интимного пространства, поэтому могут устраиваться на задних партах. Это еще им нужно и для лучшего усвоения информации: обзор будет более полным. Поэтому пересаживать их поближе бесполезно, успеваемость от этого не улучшится.

Для визуала крайне важен внешний вид (учителя в том числе), он как никто другой обратит внимание на все мелочи вашего костюма, макияжа и прически, а отсюда и будет складываться его отношение и к вам как к учителю и человеку, так и к предмету, который вы преподаете.

Дети этого психотипа очень легко выучат правило, если его представить в виде схемы, стихотворение по картинкам и т.д. С самого раннего детства ему нужно покупать красиво оформленные книги, показывать обучающие мультфильмы, составлять вместе с ним плакаты, схемы, коллажи и любой другой демонстрационный материал, это очень сильно облегчит ему обучение.

Рассказывая что-то, визуал будет жестикулировать, не следует его останавливать, так как его жесты являются для него способом некоего рисования, и так ему легче выразить свои мысли.

С этим ребенком следует говорить на одном языке, то есть как можно чаще употреблять в своей речи глаголы со значением «видеть, смотреть», следует обучить его приемам «словесного рисования» и тогда речь его будет развиваться более успешно.

В сплошном тексте ему можно подчеркивать особо важные моменты цветными карандашами, нарисовать какие-то схемы, иногда можно и шуточные.

Для ребенка-визуала важен укоризненный или поощрительный жест, он его понимает даже лучше чем замечание, высказанное вслух.

Несомненно, что ребенок развивает и пользуется и другими органами чувств, их также необходимо постоянно развивать. Ведь именно от умения пользоваться всеми способами получения информации из внешнего мира и зависит дальнейшая успешность взрослого человека. Ведь кроме получения образования существует еще и обучение общению, адаптация в любом коллективе, умение работать в команде и, наконец, умение построить личные гармоничные отношения. А всему этому нужно обучать ребенка с детства.

1.В какие игрушки предпочитает играть ребенок?

А. Игрушки, которые издают раз личные шумы и звуки, в том числе музыкальные инструменты. Любит слушать музыку, сказки.
В. Настольные игры, пластилин глина, принадлежности для рисования, книги с красочными картинка Любит лепить, рисовать, вырезать складывать пазлы. Занятия и игры, которые основаны на взаимодействии глаз и рук.
К. Мягкие игрушки, конструкторы, игры-самоделки. Все, что можно разбирать, мять, гнуть. Любит раскрашивать, клеить, мастерить.

2. Как относится к тому, во что одет?

А. Все равно, какая одежда. Бывает, что не наденет вещь, о которой кто-то отозвался плохо.
В. Тщательно подбирает гардероб. Любит наряжаться.
К. Ему нравятся теплые, комнатные вещи. Отдает предпочтение привычной и удобной одежде, не стесняющей движений.

3. Как выражает чувства, любовь к родным?

А. Словами. Может при этом даже не смотреть на вас.
В. Важен личный контакт глаза в глаза, необходимо видеть ваше лицо.
К. Нужен Физический контакт - объятия, поцелуи.

4. Чем любит заниматься?

А. Послушать музыку, поговорить, пошуметь.
В. Молчалив, предпочитает наблюдать за другими. Ему нравится смотреть телевизор, разглядывать картинки в книжках.
К. Обожает подвижные игры, спорт. Энергичен, не может долго концентрировать внимание на одном предмете.

5. Во что предпочитает играть?

А. С удовольствием придумывает и организовывает игры, распределяет роли. Но если намечаются подвижные игры, быстро охладевает.
В. Может подолгу заниматься сам. Прежде чем начать игру с другими детьми, ему необходимо присмотреться, что и как они делают.
К. Любит активные игры с прыжками бегом, борьбой.

6. Как ведет себя, когда волнуется, боится?

А. Вздрагивает от каждого звука, прислушивается к шагам.
В. Поправляет одежду, как будто она помялась, испачкалась, старается ее разгладить, отряхнуть.
К. Постоянно теребит волосы или что-то перебирает в руках.

7. Любимая воспитательница или педагог - скорее всего это:

8. Что отвлекает его на занятиях больше всего?

А. Сосед бубнит все время что-то под нос.
В. Интересно смотреть в окно.
К. Неудобные твердые стулья, шершавая парта.

9. Как говорит?

А. Говорит быстро. Эмоционален, общителен, многословен, часто болтает сам с собой.
В. Говорит медленно. Речь образная, в разговоре рисует «живые картины» перед собеседником.
К. Говорит ритмично. Богатая жестикуляция, множество «ощущенческих» эпитетов.

10. Какие слова использует наиболее часто?

А. Слушать, ритм, звуки, говорить, молчать, громкий, тихий, спокойный.
В. Смотреть, видеть, наблюдать, ярко, картина, светлый, темный.
К. Хватать, чувствовать, трогать, переживать, держать, давить, теплый, холодный.

А. С большим удовольствием слушает, как ему читают другие.
В. Читает сам взахлеб.
К. Предпочел бы поиграть во что-нибудь.

БОЛЬШЕ «А». АУДИАЛ
Эти дети помнят в мельчайших подробностях, кто, где, когда, что и какими словами сказал. Они мгновенно «схватывают» имена-отчества, но легко забывают лица. Самое большое удовольствие для них — беседа, они никогда не заинтересуются книгой, если есть с кем поговорить. Все секреты и новости им тут же становятся известны. Нет, они не стремятся специально узнать, о чем вы беседуете, просто слух у них развит намного лучше, чем у других. Малыши-аудиалы имеют большой словарный запас, но могут немного отставать от сверстников в развитии навыков, связанных со зрительным (поиск отличий на картинках) и моторным (умение ловко залезать на горку, быстро и долго бегать) восприятием.

В своей речи аудиалы часто употребляют слова «послушайте», «слышишь», «шумно», «тихо».

Думают такие дети посредством внутренней речи, мысленно проговаривая свои реплики и ответы собеседника, предполагая, какой у него будет голос, какая интонация. Любят радио.
Им нравятся телевизионные передачи, где преобладают «слова», а не «картинки». Они очень внимательны в разговорах. В беседе с аудиалом полезно использовать голосовые возможности: паузы, интонацию, громкость.

В младшей школе аудиалы часто хорошо учатся, их сильная сторона — развитые слуховая память и речь, но нередко бывают трудности с правописанием и рисованием. В средней школе аудиалы, привыкшие эксплуатировать свою память, обычно демонстрируют значительно меньшие успехи. В этот период стоит уделять больше внимания чтению, проговариванию, повторению правил вслух. Аудиалы музыкальны и легко «схватывают» иностранные языки. Им рекомендуется пользоваться в первую очередь аудиоматериалами. При выполнении домашнего задания такие дети могут шевелить губами и говорить сами с собой. Еще одна особенность аудиалов, с которой связаны трудности в школе, — способность рассказывать только с самого начала.

БОЛЬШЕ «В». ВИЗУАЛ
Визуалы мгновенно запоминают лица, но часто забывают имена и фамилии. Легко находят дорогу даже туда, где были только раз. Речь детей-визуалов наполнена словами «посмотрите», «вы видели», «красивый», «яркий», «красный», «зеленый»... Думают они образами. В процессе мышления в их голове возникают картинки из прошлого, представления о будущем, образы, проигрываются воображаемые ситуации — как в кино (у маленьких визуалов бурная и живая фантазия).

Малыши с визуальным восприятием ненавидят объятия, поцелуи и сюсюканья, однако охотно поговорят с вами на взрослые темы (на расстоянии вытянутой руки). Выглядят обычно старше своих лет, потому что держатся обособленно и немного высокомерно. Любят поучать старших и цитировать фразы «из телевизора», который обожают. Улавливают по выражению лица ваши настроение и желания, но не всегда дают вам понять это (конечно же, в своих интересах). У визуалов превосходная зрительная память, отлично развита мелкая моторика, но они с трудом понимают словесные инструкции, часто переспрашивают задания. Быстро запоминает цвет, форму, размер. Им легко даются рассказы по картинкам. Их глаза всегда ищут информацию.

Дети-визуалы рано начинают писать печатными буквами и уже до школы умеют достаточно бегло читать. В воспитании визуала необходимо уделять внимание развитию речи (он неразговорчив), коммуникабельности (умению общаться), физической координации. Визуалы-школьники легче запоминают объяснения учителя, если они дублируются на школьной доске или на плакатах-схемах: им проще увидеть и зрительно запомнить слово, чем понять правило, почему надо писать именно так. Наглядные пособия, иллюстрации, использование цветных карандашей: зарисуй, воспроизведи, выдели - все это способствует лучшему усвоению материала.

Разрешайте своему ребенку подчеркивать цветными ручками важные пункты в книге. Визуалам им жизненно необходимо иметь черновик, в котором можно чертить, рисовать.

БОЛЬШЕ «К». КИНЕСТЕТИК
Во время разговора кинестетики совершают множество движений и жестикулируют, стоят близко к собеседнику,а вот в глаза смотрят редко. Такие дети не могут подолгу сидеть у телевизора и чаще всего не любят театр. Зато обожают возиться, драться и устраивать различные соревнования. Малыш-кинестетик ни за что не будет слушать сказку перед сном, если вы при этом не гладите или не обнимаете его. Он привязан к родителям, особенно к маме, долго не слезает с рук и даже в младшем школьном возрасте любит забираться к родителям на колени.

Его стоит чаще целовать и обнимать. Когда говорите малышу «молодец», не забудьте погладить его по голове или прижать к себе.

В речи кинестетиков присутствует огромное количество качественных прилагательных. Описывая любимую игрушку, ребенок скорее скажет «мягкий пушистый мишка», чем «коричневый мишка». Такие дети часто используют слова «чувствую», «ощущаю», «жарко», «холодно», «больно», «жестко», «мягко». У кинестетиков хорошо развита интуиция. Чтение же вызывает чувство дискомфорта: нечем занять руки, пальцы изнывают от бездействия, ноги жаждут движений. Нередко они начинают раньше писать, чем читать, поэтому чтению их нужно учить через письмо. Часто, когда пробуют писать, водят пальцами по тексту.
Про кинестетиков говорят, что они «смотрят руками». Не беда, что игрушки малышей этого типа недолговечны: разбирая, они познают мир. Им трудно усидеть на месте, занимаясь одним делом. Не могут долго концентрировать внимание на одном объекте. В школе таким детям материал дается значительно легче, если обучение сопровождается практической работой: необходимо потрогать руками, сложить, собрать, сконструировать, понюхать, даже попробовать на вкус то, что затем станет источни¬ком знаний. Любят все записывать, если будут только слушать или смотреть, то не воспримут и половины информации. Зато эти дети удивительно грамотны.

Звук — это самое главное в окружающем мире для маленького аудиала. Он начинает разговаривать раньше, чем сверстники. У него богатый словарный запас. Рано интересуется самостоятельным чтением, знает наизусть много детских стишков.

Это очень общительные дети. Для них более важно не что говорят, а как. Они акцентируют внимание на тембре, интонации, легко узнают знакомых по голосу. Научившись говорить, становятся настоящими «почемучками». При этом сам ответ взрослого может не сильно их волновать. Часто малыши спрашивают ради самого вопроса, чтобы пообщаться.

Таким ребятам нравится слушать музыку, аудиосказки, беседовать. Они с удовольствием что-то обсуждают, отстаивают свою точку зрения.

У малышей богатая фантазия: они придумывают свои истории, сказки, игры. Занимаясь своими делами, тихонько бормочут что-то под нос. Аудиалы стараются достичь желаемого, уговаривая и убеждая.

Неактивны в . Отстают от других детей в плане развития зрительных и моторных навыков. Они долго ищут отличия на картинках, не могут быстро и продолжительно бежать, ловко взобраться на высокую горку. Родителям надо развивать эти умения, используя игры и упражнения.

Часто близкие люди сталкиваются с такой ситуацией: их ребенок знает о том, что скрывалось от его ушей. Это вовсе не значит, что малыш подслушивал. Просто у него острый слух.

Ребенок с единственным видом восприятия — редкость. Но один канал восприятия остается более развитым, чем другие, на протяжении всей жизни. Если родители знают, как работать с детьми-аудиалами, они правильно скорректируют процесс обучения.

Например, настало время освоить азы чтения. Для такого ребенка важно, чтобы текст зазвучал . Он будет с удовольствием проговаривать и пропевать буквы, слоги, слова.

Аудиал-школьник: какой он?

Общая характеристика детей с доминирующим звуковым каналом восприятия информации:

  • Их внимание неустойчиво: школьники легко отвлекаются, переключаясь на что-то другое.
  • Без труда запоминают услышанное.
  • Задумавшись, разговаривают сами с собой.
  • Проговаривают слова при чтении. Это заметно по шевелящимся губам.
  • В их речи четко прослушивается определенный ритм.
  • Отдают предпочтение счету и письму.
  • В классе бывают самыми разговорчивыми, вступают в дискуссии.
  • Реагируют на интонацию.
  • Уверены в своих силах, легко беседуют с одноклассниками и педагогами.
  • В игре — заводилы и лидеры.
  • Без труда выполняют задания учителей, но монотонная работа им быстро наскучивает. Аудиалам сложно усидеть на месте и долго работать над самостоятельным заданием.

Чтобы определить ведущий канал восприятия, надо понаблюдать за ребенком и выполнить несложные эксперименты. Особенности поведения таких учеников:

  • Когда они задумчивы, что-то вспоминают, их взгляд направлен по средней линии.
  • Жесты — на уровне груди.
  • В их словаре много слов, связанных с восприятием на слух (обсуждать, тихий, послушайте, мелодичный, голос).
  • Их легко отвлекают посторонние звуки.
  • Главное во время отдыха — вдоволь наболтаться и пошуметь. Особенно это заметно после долгого вынужденного молчания.
  • Стараются обратить на себя внимание друзей: шумят, громко разговаривают. Кажется, что слышно только их.
  • На рабочем месте нет порядка. Школьные принадлежности разбросаны по парте.
  • Разговаривают быстро, смотря поверх голов собеседников. Используют зрительные указатели.
  • Общаясь с другими людьми, держатся на расстоянии. Эта небольшая дистанция позволяет им избежать лишних прикосновений.
  • Когда пишут, «поднимают» вверх окончания слов или всю строчку.
  • Записывая в дневник домашнее задание с доски, уточнят номера у соседа. Сделают записи со слуха или вообще не станут ничего делать, а дома узнают все по телефону у одноклассников.

Аудиалы обожают разговаривать по телефону. Для них это прекрасный шанс насладиться голосом собеседника. Такой человек, не видя партнера по диалогу, чувствует себя вполне комфортно. Некоторым аудиалам так легче собраться с мыслями.

Когда им не хватает разговоров в жизни, они начинают вести их сами с собой. Тогда такие школьники могут показаться или погруженными в свой внутренний мир.

Линия поведения с детьми-аудиалами

Действительность такова, что в нашем мире проще живется визуалам (доминирует зрительный канал). Ребенку-аудиалу придется столкнуться с определенными трудностями: организация обучения в детском саду и начальной школе не дает возможности усваивать большинство информации на слух. Педагоги и воспитатели акцентируют внимание на принципе наглядности.

Чтобы создать для всех учеников комфортные условия, надо знать, как работать с детьми-аудиалами. Принципы общения со школьником на «его языке»:

  • Такой ребенок не воспримет предупреждение учителя, когда он сосредоточенно что-то запоминает. В процессе ученик издает звуки, шевелит губами. Такие действия помогают ему добиться успеха.
  • При разговоре следует использовать голосовые вариации (оперировать громкостью, паузами, высотой тона). Нужно отражать телом ритм речи (головой) со скоростью, характерной для аудиалов.
  • Ученик быстро отреагирует на словесные замечания. Когда он нарушает дисциплину, эффективнее сказать шепотом «ш-ш-ш».
  • В классе ему будет хорошо на передней парте, ближе к педагогу. Для аудиала важно все слышать.

Вынужденный прикасаться к собеседнику или смотреть на него, ребенок фактически «выпадет» из диалога. На этом продуктивный разговор закончится: ученик перестанет слышать и воспринимать учителя.

Выражать свои мысли и ощущения словами для аудиала так же важно, как дышать. Школьник может не заметить внешние проявления позитивного отношения к себе, он не способен разобраться в чужих чувствах. Желая наладить контакт с ребенком, педагог должен именно говорить с ним.

Школьники-аудиалы дома

Школьнику-аудиалу для подготовки домашнего задания необходима тишина. Любые посторонние звуки его отвлекут. Родителям не надо разговаривать с ним, мешать ему читать вслух, издавать монотонные звуки. Аудиал таким образом облегчает свою работу.

Математика детям с развитым звуковым каналом дается легко. Они хорошие логики, разбираются в алгоритмах и применяют их на практике. В комфортных условиях у них все получится.

Родители могут помочь справиться с заданием высокой сложности: проговорить, разобрать условие задачи или спланировать решение уравнения. Сделав это один раз вслух, ребенку будет намного проще все записать.

Аудиалам трудно переключать внимание. Близким нельзя отвлекать ребенка, который делает домашнее задание. Ему сложно, читая параграф, ответить на телефонный звонок, вынести мусор, и потом снова активно взяться за работу.

Запоминая стих, ученику надо выразительно, четко несколько раз его прочитать. Ему важно сделать лексический разбор, понять общий смысл. Задача родителей — помочь с анализом и объяснить значение незнакомых слов.

Дети-аудиалы часто плохо рисуют и неаккуратно пишут. Сильно ругать их за это не стоит, такова уж природа. Со слухом у школьника все в порядке, а вот зрение развито хуже.

Зато у таких ребят есть музыкальные способности. Зная, как работать с детьми-аудиалами, можно обеспечить ребенку все условия и достичь определенных результатов на этом поприще. Известен тот факт, что среди людей с доминирующим звуковым каналом много успешных музыкантов.

Необходимо с раннего детства окружить малыша инструментами: клавишами, дудками, барабанами. Взрослея, он заменит их гитарой, пианино или баяном. Самое приятное, что ребенок будет заниматься сам, без принуждения.

Главная задача родителей — обеспечить своему ребенку полноценное общение и комфортную звуковую среду. Для маленького аудиала нужно тщательно «фильтровать материал». Надо следить за тем, чтобы детские уши слышали меньше непредназначенной для них информации.