Дети левши особенности воспитания. Особенности развития ребёнка левши

Заметив, что их ребенок – левша, одни родители впадают в панику, другие считают его будущим гением, третьи относятся философски: так распорядилась природа. Не привлекайте внимание малыша к этому явлению, а ненавязчиво учите его жить в мире, приспособленном для праворуких людей. При воспитании учитывайте его эмоциональность и ранимость.

Левшу определяет не рука, а голова

Ученые установили, что нежелание действовать правой рукой не упрямство, у этого явления есть физиологические причины. Каждое полушарие головного мозга отвечает за противоположную половину тела. Правое полушарие полностью формируется в 5 лет, оно связано с левыми конечностями и органами, а также отвечает за творчество, фантазию, эмоции. Этот участок серого вещества воспринимает информацию от органов чувств, расположенных с левой стороны, и сразу создает единый образ.

Более практичное левое полушарие начинает работать в полную силу только после 8 лет. Эта часть мозга руководит работой правой половины тела и органов, расположенных справа. Мышление, логика, умение решать абстрактные задачи связаны с левой половиной мозга. Там проводится анализ полученной информации, сведения систематизируются и раскладываются «по полочкам».

Чтобы полушария работали согласованно, они соединены мозолистым телом, которое созревает уже в школьном возрасте. Пока согласованность между полушариями сформирована не полностью, ведущую роль играет то одна, то другая половина мозга. Родители могли заметить, что год назад их ребенок рисовал одной рукой, а сейчас переключился на другую. В школьные годы у ребенка окончательно устанавливается ведущая рука.

Леворукость: разновидность нормы или аномалия

Точное количество левшей определить невозможно. Есть данные, что в мире этой особенностью обладает около 500 миллионов человек. В статистических документах можно встретить сведения и о 1,5%, и о 8% всего населения земного шара. Определить точные данные сложно, этот признак не заметен с первого взгляда, и не каждый человек признается в своей особенности.

К левшам в прошлые исторические эпохи относились по-разному. Иногда их не признавали, иногда молва наделяла сверхъестественными способностями. До нас дошли имена не всех леворуких людей, сыгравших колоссальную роль в истории, науке или искусстве, но и такой список впечатляет. Многие американские президенты и правители других государств имели доминирующее правое полушарие. Про эту особенность Наполеона, Цезаря и Пушкина знают многие, есть и другие, не слишком известные примеры:

  • вождь инков Япанку Локу;
  • космонавт Нейл Армстронг;
  • живописец Рафаэль;
  • актер Том Круз;
  • актриса Джулия Робертс;
  • режиссер Джеймс Камерон;
  • композитор Бетховен;
  • певец Стинг;
  • сказочник Андерсен
  • писатель Лесков, создавший повесть «Левша»;
  • футболист Марадона;
  • боксер Сандерс, победивший в 2003 г. Кличко.

Список можно продолжить на много страниц. Если учесть, что детство многих известных людей прошло во время, когда леворукость считалась недостатком, возможно, многие кумиры прошлых поколений тоже были скрытыми левшами. В некоторых странах, например в Китае, до сих пор леворукость считается аномалией. Родители прилагают колоссальные усилия, чтобы их дети были «как все», калеча этим нервную систему ребенка.

Почему ребенок рождается или становится левшой?

Причины, почему в некоторых случаях доминирует правое полушарие, до сих пор полностью не изучены. Иногда есть все предпосылки к рождению левши, а ребенок уверенно действует правой рукой, иногда наоборот, ничего не предвещало, а на свет появился левша. Ученые выделяют несколько причин такого явления:

  • наследственность;
  • стрессы, неправильный образ жизни и другие неблагоприятные факторы при беременности;
  • тяжелые роды;
  • травмы головы с повреждением левого полушария.

Левая рука может оказаться ведущей и в том случае, когда функции полушарий распределяются правильно. Такого человека нельзя назвать левшой, его психика, функции всех остальных частей тела и органов ничем не отличаются от людей с ведущими правыми конечностями. Для обозначения такой особенности придуман термин «леворукость». Подобные ситуации случаются, когда в семье есть левша и малыш подражает этому человеку. Другая причина – травма правой руки. Если в дошкольном возрасте малыш около полугода был вынужден пользоваться только левой рукой, привычка может сохраниться, даже когда вторая конечность полностью восстановится. Чтобы определить, какое полушарие доминирует, присмотритесь, каким ухом ребенок слушает шум моря в ракушке, каким глазом смотрит в калейдоскоп, на какой ножке прыгает.

Особенности детей с ведущим правым полушарием

У всех малышей полушария развиваются неравномерно, доминирует то одно, то другое. В раннем возрасте вы не определите будущего левшу ни по ведущей руке, ни по характеру. После 5 лет отличия становятся заметными. Ребенок не только всю сложную работу делает левой рукой, у него заметны и особенности психики:

  • богатая фантазия, хорошее воображение;
  • творческие способности;
  • мечтательность;
  • ранимость;
  • обидчивость;
  • быстрая утомляемость.

У деток в раннем возрасте родители могут заметить некоторые предпосылки леворукости. Сверстники произносят уже много слов, хотя пока не могут построить грамотную фразу, а ваш никак не начинает говорить? Перепуганная мама уже хочет обратиться за медицинской помощью, и вдруг ее молчун выдает длинное и связное предложение. Делать вывод о доминировании правого полушария пока рано, но первый симптом вы уже получили.

Ребенок растет, его словарный запас увеличивается. Речь хорошая, грамотная, но ответы на вопросы, требующие логического или абстрактного мышления, он дает после некоторых раздумий. Зато сказки, фантазии, творческие идеи льются из него рекой. На прогулке левша не закрывает рта, он рассказывает или поет песенки собственного сочинения обо всем, что попадается на глаза. Не просите его помолчать, дайте выход творческой энергии. Возможно, через несколько десятков лет творениями вашего юного вундеркинда будет восхищаться весь мир.

Как воспитывать ребенка-левшу?

Никогда не говорите ребенку, что он не такой, как все, в чем-то отличается от других детей. Не сообщайте всем подряд об его особенности. Если дошкольник сам заведет такой разговор, скажите, что все люди разные. Никого не удивляет, что у одного человека черные волосы, у другого – русые, это не хорошо и не плохо, так распорядилась природа.

Никогда не показывайте своей озабоченности особенностью ребенка. Чтобы не огорчать вас, он может через силу работать правой рукой, что вредно скажется на его психике.

Не пытайтесь переучивать левшу. Родственники и друзья могут давать советы заставить его действовать правой рукой, чтобы обе конечности были развиты одинаково. Такие нагрузки на нервную систему непосильны для малыша. Придет время, и он научится нужным действиям. Взрослые с доминирующим правым полушарием приспосабливаются водить машину, работают на аппаратах, приспособленных для праворуких людей. Все эти умения разовьются по мере необходимости, а в детском возрасте насильственное вмешательство в работу мозга может привести к множеству негативных последствий:

  • нервному тику;
  • энурезу;
  • заиканию;
  • неврозам;
  • неправильной работе органов пищеварения.

Высокая эмоциональность затрудняет способность ребенка отстаивать свое мнение в споре, разговаривать в конфликтных ситуациях. Маленький левша начинает заикаться, терять нить беседы. Создайте дома доброжелательную атмосферу и научите ребенка уходить от конфликтов. В пылу спора он все равно ничего не докажет, лучше подождать, пока все успокоятся, а потом изложить свою точку зрения.

Чтобы робость не перешла в комплекс, найдите для левши занятие, которое у него получается лучше, чем у других. Научите дочь вязать, и вскоре девочка станет сама придумывать оригинальные узоры. Умение создавать эксклюзивные кофточки поднимет ее престиж в глазах одноклассниц. Мальчик может показать себя в спорте, моделировании.

Трудности, к которым должны быть готовы родители

Не все педагоги относятся к работе творчески, многие просто выполняют свою обязанность – заложить в головы учеников определенное количество знаний за отведенное время. Если левше не повезет, и он попадет к такому учителю, родители могут увидеть у него в дневнике двойки по точным наукам. В самых критических случаях преподаватель станет утверждать, что ваш ребенок тупой и его место в школе для недоразвитых. Не спорьте и не расстраивайтесь, просто в душе пожалейте человека, посвятившего свою жизнь нелюбимому делу. Переломить ситуацию все равно невозможно, зато в ваших силах найти учебное заведение, где к каждому ученику подходят с учетом его индивидуальности.

Нельзя сказать, что левша совершенно неспособен к точным наукам. У него вызывают сложности задания, требующие пространственного, абстрактного или логического мышления. Родителям нужно несколько раз объяснить ему сложную тему. Когда ребенок поймет основы, он сможет находить для задач совершенно неожиданные пути решения. В будущем специалист, умеющий находить креативные нестандартные методы выхода из сложных ситуаций, станет востребованным в любой отрасли.

Маме желательно тоже проявить творческую жилку. Ученик младших классов никак не может понять, что такое «икс». Придумайте историю, что так зовут отважного спасателя, который приходит для помощи в решении сложных задач и примеров. Абстрактный символ ребенку неинтересен, а герой, вызывающий положительные эмоции, сразу стимулирует умственную работу.

Перед поступлением ребенка в школу познакомьтесь с программами разных учебных заведений, узнайте, какой области там уделяется особое внимание. Физико-математические лицеи лучше сразу отбросить, зато гимназии с гуманитарным, музыкальным, художественным или спортивным уклоном станут неплохим вариантом. Кстати, в боксе и некоторых других видах спорта у левшей есть преимущество перед противником: их действия непредсказуемы, бросок или удар с неожиданной стороны часто приносит победу.

Заранее договоритесь, какой рукой будет писать ребенок. Даже если обе кисти у него развиты одинаково, перекладывать ручку из правой руки в левую нельзя. Устал – прервись, сделай гимнастику для пальчиков, отдохни, а потом снова займись рисованием. Научите левшу, как нужно правильно держать карандаш, располагать листок и в какой позе сидеть. Фломастер должен лежать на среднем пальце, сверху письменный прибор придерживает указательный палец, а сбоку – большой. Оптимальное расстояние от пальцев до пишущего кончика – 4 см, так ребенку будет хорошо видно, что выходит из-под его пера. Не требуйте стандартного наклона букв вправо, вашему ребенку удобнее выводить прямой шрифт.

Преимущества и недостатки жизни левшей

Ребенок не должен воспринимать себя ни как будущего гения, ни как отклонение от нормы. Относитесь к нему с обычной любовью и вниманием. Заранее встретьтесь с его будущей учительницей и расскажите об особенности дошкольника. При этом папе с мамой нужно знать, в чем сильные и слабые стороны левши, чтобы вовремя предотвратить возможные опасности и конфликты.

Мир устроен для удобства людей с доминирующей правой рукой. Левши должны постоянно приспосабливаться, и это неудобство тоже можно отнести к преимуществам. Они умеют сами подстраиваться под обстоятельства, проявлять гибкость. В результате человек с доминирующим правым полушарием учится водить машину и сдает экзамен на права не хуже остальных. Он приходит на производство и осваивает оборудование, рассчитанное на праворуких работников. Эта особенность дает людям и другие преимущества:

  • уникальный способ переработки информации позволяет генерировать креативные идеи;
  • высокий творческий потенциал;
  • способность находить нестандартные решения различных проблем;
  • в некоторых видах спорта (бокс, фехтование, теннис) противнику трудно приспособиться и предугадать действия левши.

Конечно, леворукость создает и много сложностей. Дети часто бывают жестокими, ищут в своей среде изгоя, объект для насмешек. Часто жертвами становятся их сверстники, имеющие какие-нибудь особенности. Ситуация усугубляется еще и тем, что левши очень болезненно реагируют на негативное мнение окружающих. Есть и другие отрицательные стороны леворукости:

  • медленное обучение чтению;
  • сложность в распознавании геометрических фигур;
  • неправильное или зеркальное изображение букв и цифр;
  • быстрая утомляемость.

Родителям нужно помочь ребенку в первые школьные годы. Контролируйте, как ваш маленький левша делает домашние задания. Отнеситесь к его ошибкам доброжелательно, вместе разберитесь, почему он неправильно решил задачу или написал букву. Придумайте мнемонические правила в эмоциональной веселой форме: буква «з» поворачивается Задом к соседкам, написанным после нее. А если сказать ему, что овал – это круг, на который сел слон, ребенок никогда в жизни не перепутает эти фигуры.

Не огорчайтесь, если ваш ребенок левша не показывает признаки одаренности. Любите своего малыша таким, какой он есть, радуйтесь вместе с ним, старайтесь утешить при неудачах, помогайте найти выход из сложной ситуации. Обращайте внимание на положительные характеристики, свойственные леворуким детям, и используйте их при выборе внешкольных занятий. С вашей поддержкой ребенок сумеет в полной мере воспользоваться возможностями, которые дает доминирующее правое полушарие, и преодолеть сложности, вытекающие из этой особенности.

Наш ребенок - левша! Осознание этого факта нередко воспринимается родителями негативно, а то и хуже - как наказание, как приговор судьбы. А так ли это? Попробуем разобраться.

Причины леворукости

Всему живому присуща асимметрия, и наши парные органы тоже не исключение. Один из них обязательно берет на себя главную роль, а другой подчиняется. Окажется ли правая или левая рука ведущей, зависит от трех факторов: наследственности, воспитания и возможных нарушений, полученных малышом в результате перинатальных осложнений и родовых травм.

Обычно доминирующая рука связана с ведущим полушарием головного мозга, противоположным по отношению к нему: если доминирует правое полушарие, то ведущая рука левая.

Леворукость – не прихоть и не дурная привычка, а результат особого устройства мозга, индивидуальная (чаще врожденная) особенность ребенка (примерно такая, как цвет волос или темп речи), а значит, ее нужно просто принять, а не ломать и пытаться перестраивать.

Психологические особенности левшей

Каждое полушарие отвечает за свой особый тип обработки информации:
- правое – «образное» полушарие, обрабатывает информацию мгновенно, воспринимая ее как целостный образ;
- левое – «логическое» – обрабатывает информацию последовательно, перебирая все возможные варианты.

Отличия левши от правши не заканчиваются только лишь на том, что один ребенок активнее пользуется левой рукой, а другой – правой. Все намного сложнее, но главное отличие состоит в том, что у левшей другой способ переработки информации, поступающей из окружающего мира, другие эмоциональные реакции на эту самую информацию.

Поэтому есть ряд психологических особенностей, которые отличают левшей от праворуких детей. Вот основные из них:

Левши обладают прекрасной пространственной ориентацией, «чувством тела», отличной координацией движений, более подвижны, чем правши;
- они более успешны в изучении геометрии благодаря ее пространственной природе, а вот с арифметическим счетом у них проблемы, т.к. эти действия требуют логики, последовательного мышления, а это функция левого полушария;
- они прекрасно справляются с различными заданиями на обобщение, но «схватывание» целостного образа изображения вместо его поэтапного анализа мешает им овладевать чтением;
- левшам сложнее овладеть грамотной устной и письменной речью (способность к активному воспроизводству речи у них выражена гораздо слабее, чем к пониманию слов);
- они плохо выполняют деятельность, требующую постоянного самоконтроля;
- более (чем правши) эмоциональны, впечатлительны и ранимы, в связи с чем чаще могут испытывать чувство обиды, гнева, быть раздражительными, особенно в ситуации затруднений, которые встречаются у них нередко;
- левши наделены богатым воображением, склонны к фантазированию.

Чего делать НЕЛЬЗЯ?

  1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата. Результат:

    У ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

    Настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

    Неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

  2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.
  3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Что НУЖНО делать?

Чтобы ребенок не связывал свои неудачи с тем, что он левша, расскажите ему истории об известных левшах, которые несмотря на свою особенность (а может, благодаря ей!) достигли в жизни больших высот. Среди них художники Леонардо да Винчи и Пабло Пикассо, композиторы Иоганн Себастьян Бах и Людвиг ван Бетховен, ученые Иван Павлов и Альберт Эйнштейн, полководцы Александр Македонский, Юлий Цезарь и многие другие.

Подведем итоги: если вы окончательно убедитесь в том, что ваш ребенок отдает предпочтение левой руке, не огорчайтесь, а учитесь учитывать эту особенность в общении и обучении. А так же НЕ ЗАБУДЬТЕ ПРЕДУПРЕДИТЬ ОБ ЭТОМ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И УЧИТЕЛЕЙ, ведь именно от них во многом зависит то, в какой степени ваш малыш будет подвержен невротизации.

Светлана Шустова, медицинский психолог, психолог-консультант

В этой статье:

Леворукие дети - почему они такие и какие психологические особенности имеют по сравнению с правшами?

На самом деле это такие же дети, имеющие вескую причину для появления такой яркой и порой мешающей жить особенности.

Им непросто самостоятельно адаптироваться в современном мире, подстроенном под правшей, поэтому задача взрослых - помочь малышам в этом на начальном этапе жизни.

Кто такие левши?

Самое главное, что должны понять родители не совсем обычных детей - они подарили жизнь особенному ребенку и в этом их огромное везение! Левша - это эмоциональный, доверчивый, искренний человек, у которого на генетическом уровне развиты способности к творчеству. Желание ближе познакомиться с миром творчества малыши проявляют с самого раннего возраста.

Главное - своевременная диагностика, ведь до пяти лет у детей очевидные признаки леворукости проявляются недостаточно ярко.

С года до полутора лет обычный здоровый ребенок не обращает внимания на то, какая рука у него является ведущей, когда берет ложку, чашку или игрушку. Между тем, если измерить их силовые показатели, то у правшей в правой руке они будут выше, чем в левой. Если не акцентировать внимание крохи на том, какой рукой он ест, рисует, играет, то
вполне может получиться так, что малыш, когда вырастет, с одинаковым успехом сможет управлять как левой, так и правой рукой.

Важно понимать, что леворукость - это ни в коем случае не патология и не отклонение от нормы. А значит, леворукие дети не нуждаются в том, чтобы их переучивали управляться правой рукой. Отмечено, что малыши, которых с детства пытались переучить, быстро уставали, теряли аппетит, страдали головными болями и нарушениями сна, в некоторых случаях даже заикались. Все это указывает на то, что для ребенка такие меры были серьезным стрессом и его сознание оказывало им активное сопротивление.

Психические особенности левшей

Леворукие дети имеют свои психологические особенности, но они являются просто результатом своеобразного функционирования мозга. Обычно такие малыши более чуткие, возбудимые, впечатлительные, не всегда способны
контролировать собственные эмоции, что приводит к проявлению неуравновешенности и перепадам настроения.

Очень может быть, что левша начнет говорить несколько позже ровесников, кроме того, до определенного возраста у него будут возникать затруднения с определением правой и левой сторон. На занятиях у таких детей могут возникнуть определенные сложности, о которых подробнее будет сказано ниже. В некоторых случаях леворукие дети производят впечатление медлительных и долго думающих.

Означает ли все это, что малышу уготована участь ученика и человека со средними успехами? Конечно же, нет. Даже испытывая временные трудности в учебе, малыш очень скоро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как вполне успешная и перспективная личность. Для этого ему, правда, придется немало потрудиться.

Вместе с их некоторыми особенностями, малыши с ведущей левой рукой имеют неординарную фантазию, отлично развитое образное мышление, четко выраженные пристрастия, артистические способности. Обычно леворукие дети спокойно относятся к материальной стороне жизни и больше внимания уделяют ее творческой стороне. Такой малыш не даст скучать окружающим его людям никогда!

Нужна ли левше помощь?

Конечно же, дети, преимущественно использующие в качестве ведущей левую руку, имеют некоторые психологические особенности и нуждаются в помощи взрослых, хотя бы на в период становления их как личностей и в начале обучения.

Очень важно будет подобрать специально адаптированное для левши оборудование: письменный стол, принадлежности для письма и рисования.
Кроме того, нужно будет беседовать с ребенком о том, что левая рука вместо правой в качестве ведущей - это не увечье, а всего лишь особенность, которая в жизни может быть даже полезной.

Ребенок должен понимать, что он ничем не хуже других детей, а в чем-то их даже превосходит. Повзрослевшим детям в качестве подтверждения своих слов можно привести примеры известных личностей, которые также были леворукими, при этом добились мирового признания. Это Александр Пушкин, Альберт Эйнштейн, Майкл Джексон и многие другие. Интернет вам в помощь – вы можете найти знаменитых левшей, наверно, в любой сфере деятельности, и если вы приведете такие примеры из области интересов ребенка, это станет для него дополнительным мотиватором развития.

Причины леворукости

Причины, в связи с которыми дети становятся леворукими, самые разные. Чаще всего это:

  • генетическая предрасположенность;
  • поражения левого полушария;
  • вынужденная или намеренная леворукость.

Итак, наиболее частая причина - это все-таки наследственность. На сегодняшний день пока не известны принципы передачи леворукости, но можно точно сказать, что в семьях, где хотя бы один из родителей левша, леворукие дети рождаются чаще всего. В подавляющем большинстве случаев генетические левши не имеют каких-либо нарушений в развитии, развиваются так же, как и все остальные дети, и отличаются от них лишь этой особенностью.

Так называемое компенсаторная леворукость имеет прямое отношение к повреждениям мозга – чаще всего левого полушария. Так как за работу правой луки отвечает именно левое полушарие, то в случае повреждений в его области функции, присущие ему, может взять на себя правое.

В результате дети становятся леворукими сначала в процессе выполнения бытовых действий, а затем и во время обучения (рисования, письма и т.д.). У таких детей часто можно наблюдать отклонения в развитии речи и моторики. Но леворукость в данном случае не является их причиной или следствием, эти отклонения – результат сбоев в работе определенных участков мозга.

Третий тип леворукости у праворуких от рождения детей – вызванная травмой или стремлением перенять леворукость от друзей или близких.

И еще один вариант леворукости - с приставкой «псевдо». К пяти годам у детей уже отмечается доминирование одного из
двух полушарий мозга. При этом у некоторых малышей отмечается такая особенность мозга, которая становится причиной атипии психического развития, что становится преградой для формирования межполушарного взаимодействия. Чаще всего такие дети одинаково хорошо пользуются обеими руками.

Отсутствие межполушарного взаимодействия - единственная причина, которая прямо не может влиять на развитие леворукости. Поэтому при ее своевременной диагностике можно будет поработать с ребенком над развитием праворукости.

Кроме того, можно отметить, что леворуким ребенок может стать не на физическом, а на психологическом уровне – «скрытым левшой»: когда ребенок имеет все признаки левши, при этом основной у него остается правая рука. У таких людей доминирующим является правое полушарие.

Сравнительная характеристика левши и правши

На сегодняшний день существует несколько основных мнений относительно способностей, которыми обладают леворукие дети по сравнению с праворукими. Одно из мнений основано на том, что нервно-психическая деятельность левшей значительно хуже, чем у правшей. Другой взгляд состоит в том, что способности у детей с доминирующей правой и левой рукой не отличаются ни в худшую, ни в лучшую сторону.

Есть и третье мнение. Согласно ему, леворукие дети имеют высокие по сравнению с правшами показатели нервно-психической деятельности и способны на ускоренную адаптацию к условиям внешнего мира. Историческими личностями, подтверждающими это убеждение, являются Юлий Цезарь, Александр Македонский, Леонардо да Винчи и другие.

Все три мнения касательно особенностей леворуких детей имеют право на существование, и все они отвечают главным концепциям появления леворукости, дополняя друг друга.

Считается, что связи между полушариями мозга у левшей не
такие прочные, как у правшей, поэтому, возможно, они себя более активно проявляют в творчестве, ведь их мышление не ограничено жесткими рамками. Другой же стороной медали является замедленное формирование основных навыков, которые требуют активного взаимодействия между собой двух полушарий мозга.

Леворукие дети демонстрирует повышенное количество психофизиологических характеристик, и это доказанный факт. Кроме того, стоит поговорить о способности детей с доминирующей левой или правой рукой реагировать на запахи. Так, например, левши способны с максимальной точностью оценить неприятные запахи. Правши же остаются более чувствительными к приятным запахам и положительным эмоциям.

Таким образом, для левшей характерен пессимистичный настрой, тогда как правшам более свойственно оставаться оптимистами.

Обучение леворуких детей в школе: основные проблемы

Психологи уверяют, что дети с доминирующей левой рукой имеют определенные сложности в процессе обучения в школе, как минимум, большие, чем дети-правши. Чаще всего левши сталкиваются с проблемами в процессе обучения чтению, письму и счету - навыкам, которые требуют полноценного зрительного восприятия. Определенные нарушения этого восприятия, наряду с нарушениями зрительно-моторной координации и зрительной памяти, приводят к образованию таких проблем:

  • медленному восприятию и запоминанию букв в процессе обучения чтению;
  • формированию зрительного образа цифр и букв с путаницей в отношении похожих по конфигурации элементов;
  • путанию похожих по форме геометрических фигур;
  • неустойчивому почерку;
  • написанию букв в зеркальном отражении;
  • замедленному темпу письма.

Отдельным пунктом стоит рассмотреть одну из основных проблем обучения ребенка-левши в школе: его переучивание. Как уже отмечалось выше, этот процесс негативным образом сказывается на общем психическом и физическом состоянии малыша.

Родителям стоит вмешаться, если переучивание имеет место в случае с их ребенком, поступившем в школу, и объяснить учителю, что дело не только в левой ведущей руке, но и в
особенностях функционирования полушарий мозга.

Намеренное переучивание может стать причиной нарушения речи, эмоциональной подавленности ребенка. Неутешительной является статистика, подтверждающая тот факт, что каждый третий школьник с заиканием - это переученный в свое время левша.

Леворукие дети достаточно часто страдают неврозами, и этот вопрос продолжает глубоко изучаться по сегодняшний день.
Малыши действительно истощают себя перманентными школьными страхами (бояться осуждения одноклассников, учителей), но лишь в случаях, когда родители проявляют повышенную тревожность в отношении их леворукости.

Как помочь адаптироваться леворуким детям?

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: менять то, что заложено природой, противоестественно, поэтому самое правильное решение - помочь леворуким детям приспособиться к условиям окружающего мира.

В странах СНГ пока не разрабатываются методики обучения левшей письму и чтению, по крайней мере в государственных школах. Отсутствуют такие методики и на уроках труда и искусства. Именно поэтому у леворуких детей не остается другого варианта, кроме как приспособиться к праворукому миру. Чтобы упростить им эту задачу, взрослые могут:

  • помочь организовать для ребенка рабочее место таким образом, чтобы свет падал справа;
  • не акцентировать внимание ребенка на правонаклонном и безотрывном письме;
  • объяснять алгоритмы двигательных действий;
  • играть и выполнять упражнения, способствующие развитию моторики и зрительного восприятия;
  • позитивно относиться к особенности малыша.

В заключение отметим, что психологические и некоторые физические особенности леворуких детей не должны считаться странностями или дефектами. Левша - это такой же полноценный член общества, как и правша. Более того, он имеет все возможности, чтобы развить свои порой нетрадиционные способности, если взрослые окажут посильную помощь, обеспечат поддержку и понимание.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным . Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным . Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.
Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей. Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится». Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского. Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем. Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно. Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск », играйте в игру «Найди изменения ».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?». Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным». Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать. Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы. Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!