Герб крымских татар. Крымские татары: Символика крымских татар

Научная экспедиция, отправленная летом 1925 года по постановлению Кр.ЦИКа и СНКома для изучения истории, культуры, литературы и этнографии крымских татар), при объезде степной части Крыма обратила внимание на особые знаки, т. наз. „тамги", употребляемые татарами.



Тамги эти, отвечающие русским таврам, употребляются крымскими татарами для клеймления своего скота с целью распознавания от чужого. Но научная экспедиция нашла их больше всего на надгробных памятниках, в деревнях северной части Крыма, населенных татарами. На таких камнях начертание имени усопшего и дата отсутствуют. Только тамга, высеченная на камне, указывает, к какому роду,улусу, принадлежал почивший в могиле. Однако с сожалением приходится констатировать, что татары степной полосы Крыма или ногайцы, зная свою тамгу, не могут указать, к какому именно улусу принадлежит данная тамга и ее владетели. В то время, как казаки (киргизы) и узбеки наряду с сохранением названий своих орд, улусов и уругов сохранили свои тамги и ураны (боевой клич), в Крыму все это забыто, перепутано.



В настоящее время в Крыму существует множество деревень, носящих название киргизо-казацких и узбекских улусов и орд. Как свидетельствуют названия их, племена эти в бытность свою еще кочевниками твердо знали имена своих уругов, но с переходом к оседлой жизни вследствие частых перемен местожительства, в силу земельных стеснений и смешения родов перепутано и забыто название орд, улусов и уругов, сохранена лишь форма начертания тамг. Путем долгих и тщательных изысканий установить все это конечно возможно. В некоторых деревнях указывают, что такая-то тамга принадлежит данной деревне, но эти же тамги встречаются и в других деревнях,-поэтому не представляется возможности установить не основании этих показаний, какому роду и какой именно деревне данная тамга принадлежит.

Родиной тамг в Крыму является степная часть полуострова, которая была населена прибывшими из Ср. Азии татарами-ногайцами. В горную часть Крыма тамги переносились из степной.части вместе с приобретаемыми там животными и употреблялись здесь только для клеймления их в порядке подражания. На надгробных памятниках здесь и в центральной части Крыма эти знаки совсем не употреблялись.



При изучении тамг экспедиция наткнулась на оригинальное собрание их. По дороге из Симферополя, за Сарабузом и деревнями Хдыр-Бали и Алач, расположена деревня Абузлар. Ныне на этом месте существует совхоз, принадлежащий Крымрабфаку, (б.имение Гросса). В двух километрах южнее совхоза, среди поля, на поверхности обнаженной большой скалы высечено множество тамг. Известная среди местного татарского населения скала эта не обратила почему то до сего времени внимания историков, изучающих Крым; не упоминается о ней и в трудах по истории Крыма, изданных доселе. Площадь скалы-250-300 кв саженей; на ней более 60 тамг, из коих нам удалось срисовать до 35; остальные стерты, вследствие чего восстановить их не удалось.



Общий вид скалы с тамгами в Абузлаве (члены экспед. измеряют и осматривают скалу).

О происхождении этих тамг среди местного населения существуют различные предания. Одни говорят, будто на этом месте когда-то собирались татарские племена, жившие в этом районе, для решения важных общественных вопросов. По другим версиям, будто бы при появлении татар в Крыму на этом месте происходили определение и раздача тамг, и для памяти они были закреплены на скале. А. И. Маркевич, изучающий историю Крыма, держится другого мнения об этих тамгах. По его предположению, высказанному им мне в личной беседе, в старину татары, занятые скотоводством, зимой свои стада отправляли на склоны горы (Яйлы), и возможно, чго с целью планомерной отправки своих сгяд н зимовку предварительно их собирали на одном пункте. Надо предполагать, что и Абузлар мог служить местом сбора, и племена, отправлявшие свои стада на горы, фиксировали для памяти свои тамги на этом месте.



Деталь скалы в Абузлаве

Не опровергая мнения уважаемого археолога, мы со своей стороны думаем, что, так как район Абузлара по плодородию своей почвы издавна служил пастбищем, то тамги на этой скале были высечены с целью показать, что пользоваться пастбищами могли только те, чьи тамги отмечены на скале.

До приезда в Абузлар, который по справедливости может быть назван архивом тамг, экспедиция собрала некоторое количество их еще и в деревнях Хдыр-Балы и Алач. После же Абузлара еще в 40 деревнях было собрано до 400 тамг. Многие из них в различных деревнях повторялись.



Деталь скалы в Абузлаве

Наибольшее число тамг обнаружено нами в г. Евпатории. На надгробных камнях Евпаторийского кладбища найдено до 88 знаков. Собранные экспедицией тамги принадлежат следующим местам:

Таблица. 1.Абузлар, 2.Хдыр-бали, 3.Алач, 4.Джулчак, 5.Карагурт, 6.Айдаргазы, 7.гор.Евпатория, 8.Такыл, 9. Кырк-Чолпан, 10. Кадыш, 11.Калач, 12. Каймак, 13. Кирлеут

14. Бурун-Эли, 15. Танабай, 16. Кыргиз-Казак, 17. Баккал, 18. Беш-Плав, 19. Огуз-оглу, 20. Аип, 21. Буюк-Ас, 22. Джамал, 23. Кучук-Ас, 24. Семен, 25. Бой-Казак, 26.Камаджи, 27. Акчора, 28. Карангыт, 29. Кенегез, 30. Шибан, 31. Тохтаба, 32. Байрач.

Образцы надгробных камней с изображением на них тамг. (рисовал чл.эксп. Р.Челебиев, гравировал художн. Варфоломеев.

Как древни тамги? Откуда и с чего взяты их формы?

По этому вопросу у старцев татар степной части Крыма существует предание, будто бы Чингиз-Хан (1155-1227) при объединении всех монгольских племен под своей властью определил каждому племени его тамгу во избежание смешения этих племен. Аналогичное предание, заимствованное из статьи Диваева в газете „Туркестанские Ведомости", было помещено в газете „Переводчик" (за 1901 год № 20). По этой версии „в древности тюрки или узбеки были малочисленны и жили под одним названием. В дальнейшем, при размно жении рода и увеличении количества скота, им пришлось, во избежание смешения, отделить стада по приметам рода, накладывая на них тамги, выбирая для каждого рода особое начертание. И с тех времен племенной состав тюрков следующий:

Минг, Джуз, Кырк, Ун, Унджит, Джалаир, Конграт, Алчин, Аргын, Кыпчак, Чакмак, Кыргыз, Казак, Калмык, Карак, Булак, Самарчык, Ктаган, Килячи, Кенегес, Буйрак, Урай, Кият, Китай, Канглы, Огуз, Чублач, Тутчи, Нагур, Утачи, Арлай, Керай, Унгут, Буркут, Тангыт, Алаут, Миск, Меркит, Клан, Унглан, Кары, Араб, Айлачи, Чубурган, Кышлык, Кдай, Туркмен, Дурмен, Кынтемир, Рамадан, Митен, Уйсун, Бары, Уюрчи, Джурат, Татар, Юрга, Набаш, Чагыр, Сулдус, Тубай, Тетекуве, Дары, Саткият, Кыргьн, Шырын, Курлауб, Баглан, Джанбай,Ойрат, Чыгыр, Уйгур, Агар, Ябударгын, Маджир, Сауран и др.".

Многие из этих родовых имен встречаются и в Крыму в виде названий деревень, бывших местом оседания прибывших в Крым отдельных родов. Общность названий родов и форм тамг ясно указывает на историческую и родовую близость Крымских ногайцев (татар) с азиатскими тюрками.Для сравнения приводим отдельной таблицей тамги (тавра) киргиз-казаков:



В труде Махмуда Кашгари „Диван люгатуль-турк", написанном на арабском языка в XI веке по Р. X., мы встречаем интересные сведения о тюрко-татарских родах и тамгах.

В I томе „Дивана", написанном в 1073 году, говорится: „В основном тюрки составляют 20 родов и делятся на множество племен; из них ближе к Руму): Бедженек, Кафчак, Огуз, Ямак, Башгрт, Кай, Ябаку, Татар, Кргыз (последние ближе к Китаю). Эти племена тянутся также и к востоку. Затем идут: Джекль, Тухси, Ягма, Играк, Джарук,Джумул,Уйгур, Хтай(Китай),Тавгач (или Мачин). Племена эти живут между югом и севером. М.Кашгари указывает, что только одно племя «Огуз» делилось на 22 колена и каждое колено имело особое начертание тамг, накладываемых на скот для отметки принадлежности его тому или иному племени.

Приводим название колен и тамг (по М.Кашгари):



По сообщению Кашгари, хан Огузов его времени происходил из колена „Кнык" и употреблял первую в вышеприведенной таблице тамгу.

14 тамг из 21, приведенных Кашгари в его труде, встречаются и в Крыму,-частью тождественные, частью же сравнительно схожие.

Можно предположить, что тамги среди тюркских народов употреблялись в очень древние времена. Известно, что люди в первобытном состоянии с целью выявления своей принадлежности тому или другому племени испещряли свое тело различными знаками. Несомненно, что тюрские племена, в периоде занятия скотоводством, употребляли тамгу для клеймления скота. Но, если принять во внимание, что тамги выжигались на животном каленым железом, то нужно предпологать, что употребление тамг на скоте до бронзового века весьма сомнительно.



На вопрос же, откуда и с чего взяты формы тамг, следует указать, что многие из тамг состоят из весьма примитивных, простых штрихов. Выражали-ли они в первые времена что либо, сказать трудно. Но в дальнейшем можно усмотреть, что начертание многих тамг заимствовано от форм орудий труда и предметов обихода и они назывались их именами. Если существуют начертания тамг, напоминающие предметы периода кочевой жизни, то с переходом к оседлой жизни и к земледелию появляются новые формы тамг, что можно установить, как по начертанию, так и по названию.



Некоторые из тамг, приводимым в нижеследующей таблице, местное население даёт название букв по схожести с арабскими буквами и цифрами



Среди тамг встречается и тамга формы шестиглавой звезды, известная у татар под названием печати Соломона. Но, если учесть, что такое начертание тамги встречается в некоторых местах на надгробных памятниках воздвигнутых на могилах хаджей и мулл, то мы придем к заключению, что форма эта заимствована не из Дальнего, а из Ближнего Востока,-из Аравии или Сирии. Такой же формы знак имеется среди стенных орнаментов б. ханского дворца в Бахчисарае и на надгробных мусульманских памятниках Эски-Крыма и Эски-Юрта.



Нередко встречаются на одном могильном камне две тамги, что означает смешение двух родов и стремление представителя каждого рода сохранить свою родовую тамгу. Для указания деления родов с течением времени на подроды рядом с родовой тамгой ставят какую либо черту или, сохраняя форму тамги, меняют ее положение.

Зачастую рядом с тамгой ставят вертикальную или горизонтальную черту (/ или -), так наз. «чеки» (приписная черта). Если тамга на могильном камне, то черта ставится рядом, а если она наложена на лошадь и пр., то основная тамга находится на боку или ляшке, а черта «чеки»-на шее.

Этим однако применение тамг не ограничивалось. Они, кроме начертания на камнях и изображения на скоте, служили еще для обозначения рода на монетах, знаменах, коврах, ярлыках и на других предметах и документах.

На найденных экспедицией летом 1925 года в Ст. Крыму древних монетах золотоордынского периода встречаются следующие тамги:



Тамги, имеющиеся на монетах монгольских ханов, потомков Чингиз-хана хранимых в Стамбульском музее:

На монетах ханов Золотой Орды, чеканенных совместно с генуэзцами в Крыму, на одной стороне имелась надпись на татарском языке, на другой-на латинском. Зачастую на стороне с татарской надписью имелась тамга формы. Иногда по бокам или посредине этой тамги стоят точки, чем видоизменяется форма их.

Тамги, встречаемые на монетах монгольских ханов чеканки различных городов, следующие:



Изображение тамг было принято также и на печатях, как это видно из ярлыков Крымских ханов.

Тамга крымских Ханов-Гиреев, имеющая форму (), встречается на стенах б. Ханского дворца в Бахчисарае, на дюрбе Хаджи-Гирея в Салачике. Из этого можно заключить, что тамги употреблялись и для обозначения принадлежности -дворцов и иных сооружений тому или иному роду.

Основываясь на этом, мы приходим к предположению, что неразгаданные до сего времени загадочные знаки формы на восточных воротах близ Бахчисарая, по всей вероятности, являются знаками, указывающими на принадлежность или подчиненность этой крепости татарским ханам или беям.

На ту же мысль наталкивает нас начертание тамг Золотой Орды на особом щите рядом с генуэзским гербом на воротах крепости Кафа (г. Феодосия), что указывает на вассальное положение Кафы по отношению к золотоордынским ханам во время их владычества в Крыму).

Неграмотные башкиры и др. тюркские племена вместо подписей накладывали (и поныне продолжают накладывать) тамги также и на даваемых ими обязательствах.

Утверждают существование знамен с тамгами. Например профессор Вамбери в своем труде „Эмир Тимур" рассказывает, что у Тамерлана было знамя с тамгой и под нею надпись на персидском языке „Русти-Расти" (Сила в справедливости).

По имеющимся сведениям, Ширинские беи (феодалы), игравшие большую роль в истории Крымского ханства, имели свое знамя с тамгой, Аргинские беи с тамгой, Сулешские (Яшлавские)-

Некоторые востоковеды склонны полагать, что " тамги ханов и беев не что иное, как фамильные гербы. Но если принять во внимание, что и на крестьянских могильных камнях встречаются те же тамги, что у ханов и беев, то явствует, что ханы и беи употребляли тамги своих родов, а это исключает предположение о тамгах, как о фамильных гербах. На надгробных камнях ханского кладбища в Бахчисарае тамги не встречаются. Вместо тамг здесь употребляются высеченные рельефом на камнях надписи с именем усопшего и дата- хронограмма.

Известно, что на товары, экспортируемые через границы ханских владений, накладывалась тамга или на них выдавались пропуски с тамгами, за что взимались и особые сборы агентами ханов,-„тамгаджи"-Это указывает на происхождение русского слова „таможня" от татарского слова „тамга".

Что касается отношения тамг к алфавиту, то в последнее время, с открытием орхонских памятников письменности, некоторые ученые, изучавшие происхождение их, склонны были полагать, что это письмо имеет связь с тамгами. Однако большинство ученых не разделяет этой точки зрения, хотя не могут и отрицать ее всецело. В виду этого мы сравнили тамги со знаками орхонского алфавита и пришли к заключению, что из 36 знаков орхонского алфавита 16 сходны с тамгами, встречаемыми у нас в Крыму.



Знаки Орхонских письмен.

Многие знаки в алфавитах корейцев, туземцев Северо-Американских Соед. Штатов, древн. химьеритов и абиссинцев сходны с тамгами, потому и напрашивается необходимость исследования этого обстоятельства.



Отметим также, что любезно присланные нам уважаемым профессором А. С. Федоровским из Харькова знаки (тавро), употребляемые для метки скота на Украине, почти тождественны с крымскотатарскими.

У арабов принято высекать знаки (васмы) на камнях оазисов для обозначения права выпаса скота. (С. Нuart. «Нistoire des Arabes» Р. 1912 г, т. I, стр. 25). Аналогичный обычай обозначения права на выпас скота знаками (тамгами) на скалах, находящихся на месте пастбища, мы встречаем и у кабардинцев (Б. П. Пожидаев „Хозяйственный быт Кабарды", т. III, стр. 21-22: Воронеж, 1925 г.). Наконец, в Керченском музее имеется несколько больших и малых плит со множеством таких же загадочных знаков, приписываемых скифам или сарматам.

Мы тут коснулись только тех знаков (тавра), которые встречаются в Крыму и относятся к племенам тюрко-татарским, и то только частично и в крайне поверхностном виде. Мы надеемся, что дальнейшие наши работы по собиранию тамг и освещению их происхождения в объеме, охватывающем области и поселения и других, кроме крымских, тюркских племен, дадут нам возможность пролить больше света на происхождение и значение тамг в быту тюркских народов и в их взаимоотношениях.

Но тамги и тавра-явление, свойственное не одним только тюркским народностям. Дошедшие до нас и продолжающие обнаруживаться археологическими раскопками памятники первобытных материальных культур народов разных рас и в разных частях света изобилуют знаками, подобными тюрко-татарским тамгам. Такая всеобщность этого явления среди всех народов на определенных ступенях их развития свидетельствует о закономерности его, как своего рода проявления одной из отраслей первоначальной культуры народов. Как таковое, эти знаки, по мнению нашему, заслуживают исследования и изучения во всеместном и всечеловеческом масштабе, как изучаются языки, письменность, обычая и т. п. народов в их историческом развитии и в их взаимоотношениях.

В заключение считаю долгом выразить искреннюю благодарность за содействие и ценные сообщения и указания при собирании и составлении материалов по сему предмету учителю Мамуту Гафарову (дер. Ташлы-Даир), проф. А. С. Фед оовскому (Харьков), проф. Вс. М. Зуммеру (Баку), проф. И. Н. Леманову (Симф.), члену Профинтерна тов. Ян Мак-Ферсону (Москва), агроному Абдулла Куркчи (Симф.) и всем тем лицам (местн. жит.), кои помогали нам при записи тамг во время экспедиции по Крыму в 1925 г.

На фото слева на право:историк и этнограф Осман Акчокраклы и первый директор Бахчисарайского Ханского Дворца Усеин Боданинский.Фотографии чл.эскпедиции студента А.Кадиэскерова.1925 г. (Фонды БИКЗ)

/ by

Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга - крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу.
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.
30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального:
Постановление Курултая крымскотатарского народа «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа»
Являясь преемником Курултая 1917 года и продолжая традиции национальной государственности крымскотатарского народа, Курултай постановляет:
1. Считать национальным флагом крымскотатарского народа прямоугольное полотнище голубого цвета с изображением в его верхнем углу у древка золотой тамги. Отношение ширины флага к его длине - 1:2.
2. Гимном крымскотатарского народа считать сочинение Нумана Челебиджихана «Ант эткенмен».
3. Поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и утвердить порядок использования национального флага и гимна.
Принято на Курултае крымскотатарского народа. г. Симферополь, 30 июня 1991 года.
С 2010 года 26 июня отмечается крымскими татарами как день крымскотатарского флага.
22 июля 2012 года Курултай крымскотатарского народа V созыва постановил поручить Меджлису крымскотатарского народа разработать и представить для утверждения Курултаем крымскотатарского народа VI созыва Положение «О национальном флаге крымскотатарского народа», в котором урегулировать вопрос описания, порядка официального использования и правовой защиты национального флага крымскотатарского народа.
Голубой цвет - традиционный цвет тюркских народов, символизирующий чистое небо и свободу. (Сравните с флагом Казахстана) . Исторически являлся одним из символов тенгрианства. Данный цвет использовался ещё на знамёнах Крымского ханства.
Тарак-тамга (Шаблон: lang-crh) - изображённая на флаге эмблема, является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев. Первым этот символ стал использовать основатель Крымского ханства Хаджи I Герай, с тех пор данный знак является символом ханской власти.
Флаг крымских татар, представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга - крым. taraq tamğa) в верхнем левом углу, используется крымскими татарами в качестве одного из своих символов. Голубой цвет символизирует небо и свободу. Исторически являлся одним из символов тенгрианства[?].
Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России.[Авторитетность?] [Авторитетность?] 30 июня 1991 года вновь созванным Курултаем этот флаг был повторно принят в качестве национального[неавторитетный источник?][?].
Источники[
Cafer Seydahmet Kırımer “Bazı Hatıralar”, Emel, no. 28, s. 60
1. Osman Akçokraklı, “Kırım’da Bayrak Meselesi”, Kırım Mecmuası (İstanbul), no. 6, ss. 113-114. 29
2. Постановление Курултая от 30 июня 1991 года

Среди цветов у ислама было три основных.

Первым основным цветом в исламской символике считается белый как символ святости и достоинства, а в ритуальной церемонии он является не трагическим, а благостным символом траура. Белый цвет приобрел собирательное значение всего хорошего и наилучших качеств.

Второй основной цвет - желтый как символ блестящего Света, Солнца, Золота, Нетления, Радости.
Третий основной цвет - красный, причастный к Свету. В отличие от библейской символики, где красный символизировал жестокость и греховность, в исламе - это положительный символ - Солнце, Огонь и Кровь как признак жизни, красоты и сильных эмоций.

Голубой - самый популярный цвет, ассоциируется с чистым небом и водой, является символом Спокойствия и Благополучия, служит талисманом от вероломства и разных напастей.

Синий - символ спокойствия Ночи и Смерти, применяется в траурных церемониях.

Черный - отражает отрицательную сторону жизни в случаях, когда он соотносится с нечистой совестью и плохими побуждениями. В положительных случаях черный цвет выражает глубину ума и сердца. Черным обозначают высшую тайну мироздания. В этот цвет окрашено и священное знамя династии абба-сидов. Главный священный символ исламского храма - черный камень.

Зеленый - главный цвет мусульманского Рая. В этом цвете соединяются и земное, и небесное начала. Зеленый цвет в исламе имеет исключительно положительное значение. Священное знамя Магомета и всего мусульманского мира - зеленое, что находит отражение в современной флаговой и геральдической символике.

Серый -это цвет злости и подлости, нищеты и несчастья. Коричневый - цвет отвращения, разложения, распада и гибели.
Цветовые символы в исламе имеют не только понятийное и метафорическое значение, но и являются средством цветового обозначения в алхимии, науке и жизни. В астрономии Солнце обозначают желтым, Марс - красным, Венеру - белым, Сатурн - черным, Меркурий - бирюзовым, Луну - зеленым цветами, Юпитер - цветом сандала. Дням недели соответствуют цвета: понедельнику - зеленый, вторнику - красный, среде - бирюзовый, четвергу - цвет сандала, пятнице - белый, субботе;- черный, воскресенью - желтый.

Для выражения большей экспрессии цветовые отношения в исламе строились и на гармонии цветовых пятен подобно музыкальным аккордам. Соотношения цветов в них определяли основную цветовую тональность, которая могла быть «минорной» и «мажорной», т. е. по-разному напряженной и активной.

Заведующая отделом археологии средневекового города Бахчисарайского историко-культурного заповедника Алие Ибрагимова

Rustem Skibin
________________________________________
25 марта (7 апреля) 1917 года в г.Симферополе на общем собрании мусульман Крыма был образован Временный мусульманский исполнительный комитет (Мусисполком), лидеры которого составили ядро созданной в июле 1917 года крымско-татарской Национальной партии (Милли фирка). Её символом стал небесно-голубой флаг (“кок-байрак”), олицетворявший принадлежность крымских татар к тюркским народам (цветом тюрок считается небесно-голубой цвет – цвет вечного неба тюркского бога Тенгри). Одновременно с голубым флагом широкое распространение получила и тамга рода Гиреев XII-XIII вв («тарак тамгасы»), которая впоследствии стала изображаться в крыже голубого полотнища (28 июня 1991 года этот флаг был вновь принят в качестве национального флага крымских татар). http://www..jpg 0 0 Rustem Skibin http://www..jpg Rustem Skibin 2014-07-12 15:35:12 2014-07-12 15:35:12 Историческая справка о флаге крымских татар

Аналитика

26.06.2017 14:05

Ukrinform

Голубой цвет флага означает чистоту, свободу и честность

Сегодня день крымскотатарского флага. Это относительно новый праздник, который стал отмечаться в Крыму с 2010 года.



После аннексии Крыма он переместился на материковую Украину и уже третий год празднуется как в Киеве, так и в других городах страны. Укринформ с помощью историка Гульнары Абдулаевой предлагает глубже вникнуть в историю возникновения голубого полотнища с золотистой тамгой и выяснить смысловые акценты пока еще малоизвестного символа крымских татар.

1. Крымскотатарский флаг - полотнище голубого цвета со знаком «тамга» желтого цвета в левом верхнем углу флага.


Крымскотатарский флаг небесно-голубого цвета с символом власти - тамгой золотистого цвета, расположенной в левом верхнем углу у древка. Пропорции флага, отношение ширины к его длине - 1:2 - строго соблюдаются на протяжении последних двух десятилетий. Они утверждены на проходившем 30 июня 1991 года втором Курултае крымскотатарского народа решением «О национальном флаге и национальном гимне крымскотатарского народа».

2. Первоначально решение о флаге крымских татар было принято на первом Курултае, проходившем в Бахчисарае в 1917 году.


Поскольку в Крымском ханстве у каждого знатного рода были свои символы, история крымскотатарского государственного флага началась в первой половине ХХ века. Впервые после распада ханства в 1783 году флаг с тарак-тамгой был утвержден как государственное знамя крымских татар на первом Курултае в ноябре 1917 года. В 1920 году, во время оккупации Крыма армией Врангеля, флаг крымских татар уже становится национальным символом.

3. Голубой цвет флага означает чистоту, свободу и честность.


Голубое полотно и золотая тамга были выбраны не случайно. Небесно-голубой цвет у тюркских народов - это синоним чистоты и свободы, честности и верности, безупречности и силы. Издревле он ассоциировался с бескрайним небом, со степными далями, чистыми реками и озерами. Голубой цвет был одним из символов древнего тюркского верования - тенгрианства, веры в единого бога Тенгри. Само слово «кок» (голубой) в крымскотатарском языке является корнем многих других слов, связанных с такими понятиями, как жизнь, счастье и обновление. Одноцветие голубого фона связывают с желанием единства народа, мира и благополучия. Именно эти мотивы и были отражены при выборе основного цвета национального флага крымских татар.

4. Тамга является символом власти и дословно переводится, как подпись, клеймо, отпечаток, печать.

Ученые утверждают, что именно от слова тамга прозошло слово таможня.


Если голубое полотно национального флага было принято только в 1917 году, то тарах-тамга или, как ее еще называют, трезубец имеет более древнюю историю. Тарах (гребень) был отличительным символом власти Крымского ханства. Эмблема представляла собой Т-образную фигуру, повторяющую один из вариантов символа рода Гираев, являющегося основателем государства - Крымского ханства.

5. Тамга в Крыму была у каждого знатного рода.


В средневековье у тюркских народов был широко распространен родовой знак - тамга. Каждое поколение имело свою собственную тамгу. Как правило, потомок определенного рода, заимствуя тамгу своего предка, добавлял к ней какой-то элемент либо видоизменял ее. Она изображалась на личных вещах и служила для лиц, принадлежащих к тому или иному роду, символом собственности. Ею метили скот, дорогую утварь, фамильные вещи, драгоценности. В качестве прототипов тамги, выступали простейшие геометрические фигуры. Это могли быть круг, квадрат, треугольник, а также сакральные пиктограммы, птицы, животные, орудия труда, оружие и конская сбруя, иногда - буквы разных алфавитов. Возможно, прототипами многих знаков являлись тотемные животные или другие символы, восходящие еще к родоплеменным отношениям.

6. Происхождение тамги имеет несколько версий, одна из них - что это весы, как знак справедливости.


В Крымском ханстве династический герб Гираев - тарах-тамга - имеет несколько версий своего происхождения. По тюркской версии тамга унаследована Гираями у чингизидов. Согласно этой версии, тризуб означает три рода, которые пошли от трех братьев, имеющих божественное происхождение. Кстати, триединые символы (три золотые лилии в королевской Франции, три золотых льва в Англии времен короля Артура) были присущи многим правящим династиям. По второй, сарматской, версии смысловые значения крымской тамги связаны с гербом Боспорского царства. Современные историки продолжают спорить о значении династической тамги Гираев. Кто-то утверждает, что крымскотатарский тризуб олицетворяет весы, как символ справедливости, некоторые видят в нем орла. Есть и ряд других версий. Остается добавить, что историкам еще предстоят открытия о значении родового знака, имеющего, несомненно, глубокие корни и смыслы.

7. Внешне похожие украинский тризуб и крымскотатарская тамга имеют разные истории происхождения.


Украинский тризубец также имеет свою богатую историю, но толкование его никак не связано с крымскотатарской тамгой. Значения этих двух символов, по словам историка Гульнары Абдулаевой, никак не пересекаются, хотя некоторые украинские исследователи утверждают обратное.

8. Всего в Крымском государстве было порядка 400 различных видов тамги.


В Крыму тюрколог А.Н.Самойлович впервые описал тамги в 1917 году. Ученый Осман Акчокраклы собрал примерно 400 тамги в различных местах Крыма летом 1925 года. В 1927 году преподаватель персидского языка В.И.Филоненко сделал наброски 150 тамг на трех кладбищах в Кезлеве (сегодня - Евпатория).

9. Тамгу на деньгах и документах признавали во всем мире.


Тамга изображалась на всех официальных документах-ярлыках Крымского ханства, на городских воротах, зданиях. Документы с ханской печатью пользовались авторитетом и признанием, как в Крыму, так и в Европе, Азии, на Ближнем и Среднем Востоке и Кавказе. Монеты с изображением тамги начал печатать первый крымский хан Хаджи Гирай и продолжили его сыновья Нур-Девлет, Менгли Гирай, Саадет Гирай, Сагиб Гирай, Девлет Гирай и остальные.

10. День крымскотатарского флага был учрежден в 2010 году.


С инициативой празднования Дня крымскотатарского флага выступили молодежные организации Крыма. Меджлис крымскотатарского народа принял решение об учреждении такого праздника в 2010 году. Его цель - объединение народа и популяризация крымскотатарской символики.

Словарь Укринформа

Кок - голубой
Кок-мавы - небесно-голубой
Сары - желтый
Байрак - флаг
Миллет - народ
Тамга - печать, знак, отпечаток
Хан - правитель

Что такое тамга? Как переводится это слово? Какой смысл всебе таит этот символ? Почему крымские татары размещают таракъ-тамгъа насвоих знаменах?

Наэти идругие вопросы отвечает исследователь Аблаева Ульвие .

Если постараться в« двух словах» передать значение данного слова, тооно означает просто знак принадлежности. Синонимами кнему будут: родовой или фамильный знак, символ собственности, эмблема, метка, клеймо, тавро, тотем, печать, маркер, указатель и т. д.

Также, при самом поверхностном рассмотрении роли этого праязыка вистории человечества, можно констатировать, что всеобъемлющее значение онприобрел (иимеет досих пор) вКитае идругих азиатских странах. Взападных странах язык символов был больше прерогативой аристократии, алхимиков итайных обществ. Изподобных знаков собственности выросла европейская геральдика, изнее всвою очередь современная символика атрибутов государственной власти.

Слово « тамга» смонгольского буквально означает « штамп/печать»

Институция тамги (отлат. institutio— обычай, порядок, указание) возникла вкультуре номадов, как знак родовой принадлежности, когда каждое племенное объединение принимало вкачестве собственного символа максимально лаконичное изображение какого-либо животного, птицы, оружия или орудия. Этими знаками отдельные племена ироды метили нетолько коней, скот, нотакже многие бытовые предметы, обозначая владельца несколькими схематическими линиями. Висторическое время тамги имели названия, символически обозначая предметы окружающего мира кочевников, например, скр.татарского « къылыч» — меч, « къамчи» — кнут, « чокуч» — молоток идр.

Кроме сугубо прикладного значения, тамга была также духовным символом рода. Навсех древних надгробных памятниках степной части Крыма выбиты только родовые знаки при отсутствии имени покойного ииного текста. Это— какбы иероглифы тюрко-татар .

Одним издревнейших культовых символов принадлежности является « таракъ-тамгъа» или « хан— тамгъа» династии крымских ханов— Гераев. Слово « тамга» смонгольского буквально означает « штамп/печать» . Начертание знака встречается вомногих культурах различных народов мира, отантичной Греции, где онсимволизировал оружие Зевса, атрибут Посейдона идоего изображения нагербе современной Украины. Пространственное начертание тамги также вариативно: его три стрелы могут смотреть как вверх отоснования, так ивниз.

Семантика символа нам неизвестна, однако вграфике его абсолютно ясно заключена идея Триединства. Возможно, триединства Времени: « Прошлое— Настоящее— Будущее» под покровительством вечного Неба? Аможет— триединства человеческой Природы: « Душа— Тело— Разум» ? Или небесных весов, накоторых взвешиваются все деяния Человека?

Да, сокровенный смысл таракъ-тамги утерян, но, соглашаясь сизвестным ученым, что « … язык символов есть истинный, всемирный, всечеловеческий язык, одинаково справедливый для всех времен инародов» (В. Шмаков), мыможем утверждать, что таракъ-тамгъа — это истинный национальный символ крымских татар.