Читаю тексты, но ничего не понимаю. Почему и что с этим делать? Что делать, когда муж не понимает вас

ОН-ЛАЙН КОНСУЛЬТАЦИЯ

Понимаю, что ничего не понимаю.

Рауф, доброго времени суток! Двигаясь в просторах интернета, я нашла сайт, где Вы в доступной форме помогаете студенту разобраться в себе. Где не просто видите ситуацию, а указываете на непосредственный источник проблемы. Возможно, у Вас будет время, и Вы откликнитесь на мою просьбу о консультации.

Р.М.

В чем проблема?

Я студентка 3 курса очной формы обучения. В перспективе - юрист. Что беспокоит? У меня никогда не было проблем в учебе, всегда закрываю сессии без троек. Однако в этом году никак не могу взять себя в руки и заставить себя учиться полноценно. Прихожу домой, выделяю себе время на отдых - много читаю, обедаю, что-то делаю по дому или просто смотрю фильм. Проходит 2 часа, и тут я начинаю тянуть время, чтобы не учить. В конце концов пересиливаю себя, сажусь и разбираюсь в теории, но на практике понимаю, что "ни черта не понимаю", а времени уже нет - обычно на часах 1-2 ночи. Затем я сплю часа 4, утром еще читаю и с кашей иду в вуз. На семинарах, извините, лажаю, преимущественно молчу, и если спрашивают - получаю оценки хуже, чем могу заработать. Возвращаюсь домой, часа 2 сплю,потому как мозг не соображает, а потом все по новой. Часто плачу. Примерно недели через 3 такого режима я поняла, что начинаю сходить с ума и не перевариваю свой вуз категорически. Смотрю, что однокурсники не только успешно учатся (даже не вдаваясь в подробности предмета), но и занимаются внеучебной деятельностью в вузе: научной, творческой, волонтерской. Деканат поддерживает идею, что просто учиться в вузе мало, нужно учиться на отлично, заниматься наукой, креативить и пр., иначе в "характеристике нечего написать". Но мне сложно представить, что я буду "скакать" с голым животом на сцене перед преподавателями, публиковать в газете факультета заметки (ибо очень личное, пишу для себя) или обсуждать особенности трансмиссии. Вроде бы и понимаю, что каждому свое, но в последнее время это начинает дико давить на психику. Знаю, что сравнивать с другими себя не стоит, что все сделать невозможно, но раньше-то я не мучилась с этим. А сейчас смотрю на себя и понимаю - качусь вниз, деградирую. Вот думаю, может это не мое? Хотя юриспруденцию обособленно от вуза я люблю. Я не перекладываю ни на кого свои проблемы, но сейчас дико запуталась - почему так выходит - а разобраться не получается, как ни бьюсь.

Р.М.

Это довольно распространенная ситуация когда на 3 курсе у человека наступает «кризис» в учебе. Очень часто люди, которые хорошо и легко учились на первых курсах, на 3-4 курсе теряют интерес к учебе. Обычно это связано с тем, что та мотивация, которая двигала человеком раньше исчезла, а новая так и не появилась. (Хотя конечно в каждом случае надо разбираться отдельно – какая была прежняя мотивация и почему она теперь не срабатывает)). И задача состоит в том, чтобы найти новую мотивацию для учебы, потому что без мотивации учиться сложно. Раз ты мне пишешь, значит наверное читала мои консультации на сайте и видела, что прежде чем давать какие-то рекомендации, я задаю довольно много вопросов, для того чтобы составить как можно полное представление о том, что ты за человек и в чем собственно заключаются твои проблемы. И чем подробнее ответишь, тем легче мне будет тебе помочь. Для начала расскажи, что конкретно не получается сделать – домашние задания, проекты и т.д.? И ходишь ли на лекции и семинары?

Учебе отвожу 6 часов в ВУЗе минимум и часов 5-6 дома. Лекции и семинары посещаю, не ходить - себя не уважать, да и что это даст? Ничего. У меня трудности с подготовкой заданий. Я осваиваю теорию, вникаю в нее, а с заданиями начинается игра "потяни кота за хвост". Учитывая, что каждый день по 2 семинара по разным предметам, подготовка заданий превращается в пытку. Я с самого утра прикидываю, что нужно делать и СКОЛЬКО нужно сидеть, чтобы подготовить ВСЕ задания. При этом, курсовые, проекты, отчеты, отзывы и пр. пишу хорошо, но в своем режиме - ночью, когда времени много, а утром отсыпаюсь. Больше люблю режим сессий, опять же потому, что режим вырабатываю сама. Вторая проблема существовала у меня всегда - я боюсь сказать что-то не то на семинарах. Отвечаю, только когда спрашивают. А сама никогда, даже если знаю.

Р.М.

В "лени" тебя упрекнуть сложно, ты много учишься, я бы сказал даже слишком. Поэтому давай сфокусируемся на том, что собственно тебя не устраивает. Ты писала, на практике понимаю, что "ни черта не понимаю" - давай подробнее про это. Что значит «не понимаю"? Есть несколько уровней понимания:

1. Ответить то, что прочитала на экзамене дословно.

2. Ответить на экзамене или семинаре своими словами.

3. Применяя теорию решить конкретную практическую задачу.

Если сравнить твое понимание с пониманием твоих однокурсников, то в чью пользу будет сравнение?

Думаю, что дословно отвечать на экзамене просто глупо. Мне нужно понимать суть вещей, а не копировать кого-то - иначе в голове ничего не останется. Отвечаю устно нормально. Сложность заключается в применении теории, потому что ищу слишком много вариантов и никак не могу выбрать - не уверена что ли...не знаю, почему. Однокурсники больше говорят, рассуждают о банальных вещах, которые и так понятны, за счет этого выезжают. Если брать в расчет уровень понимания непосредственно, то есть люди, которые с ходу ориентируются (я же медленно, но как танк иду к этому), есть и полные бум-бум. Хочется проще относится к учебе, а не гнаться, как угорелая.

Р.М.

Понятно - ты стремишься к более глубокому пониманию предмета, чем большинство (а может и все) твоих однокурсников, которые скорее с ходу ориентируются в поверхности предмета, но не стараются понять его суть? Но твое старание понять суть предмета отнимает очень много времени и сил. А у них это поучается быстро и в принципе для ответов на семинарах и экзаменах этого вполне хватает и преподавателей тоже устраивает их уровень знаний.

Одногруппники в большинстве случаев "выезжают" за счет находчивости и активности, но не знаний, т. е. услышат мизерную часть правильной информации от других и начинают ее развивать прямо на месте перед преподавателем. Чаще всего это просто слова, разговор "ни о чем", но в то же время такие "махинации" не оставляет места для пауз. Я же в большинстве случаев должна опираться на факты, четко выверенные положения- для меня это правильно и необходимо для собственного спокойствия. Нельзя сказать, что я не обладаю ораторскими способностями, не могу действовать аналогичным образом (как одногруппники). Бывает всякое - часто получается вполне сносная "импровизация на лету". Но все-таки пустые разговоры вызывают у меня дискомфорт - не мое. Как будто в руках бомба с часовым механизмом и тебе нужно отрезать проводки. Поэтому я веду себя спокойно и сдержанно, а преподаватели думают, что я не заинтересована в предмете или мало знаю

Р.М.

Ситуация более-менее проясняется. Про бомбу с часовым механизмом я понял - ты в принципе можешь импровизировать, но такие импровизации вызывают у тебя сильный дискомфорт. Сделай вот что - назови пять прилагательных, которые наиболее точно характеризуют твоих однокурсников, которые "выезжают" за счет находчивости и активности, но не знаний, т. е. услышат мизерную часть правильной информации от других и начинают ее развивать прямо на месте перед преподавателем.

Самоуверенные, самовлюбленные, изобретательные, коммуникабельные, высокомерные. Ну и наглые еще. Примерно так.

Р.М.

Вот что могу сказать про твою ситуацию. Ты такой человек, который пытается вникнуть в предмет который изучаешь достаточно глубоко, что называется проникнуть в суть. И конечно такое вот проникновение требует очень больших затрат времени и сил, как ты говоришь нужно просто жить в учебниках, что вполне естественно. И вроде бы все ничего, и даже можно было бы продолжать так сильно вкалывать, если бы такие трудозатраты имели бы результат и были бы оценены по достоинству другими людьми - преподавателямии и студентами. Так нет же! - преподавателям по большому счету все равно, и даже более того они часто ценят тех, кто выезжает за счет наглости, самоуверенности и коммуникабельности, но которые затратили в десятки раз меньше энергии чем ты изучение предмета. И это очень обидно! А ты не хочешь выглядеть такой наглой и высокомерной как они, ты на семинарах и экзаменах ведешь себя как тебе кажется в противовес им - спокойно и сдержанно, что вызывает у преподавателей впечатление что ты не заинтересована в предмете, а значит чтобы добиться хорошей отметки тебе нужно еще больше вкалывать - а больше уже некуда и это приводит тебя в отчаяние. Именно эти два чувства - обида и отчаяние довлеют сейчас над тобой и именно они и мешают спокойно учиться.

Насчет одногруппников вы не правы. С одногруппниками отношения отличные, спокойно обсуждаем любые темы, смеемся подшучиваем, подсказываем друг другу и пр. И это касается всей группы в целом, и каждого студента в отдельности. Вне вуза спокойно общаемся. Никакого противовеса нет и быть не может. На парах - да, редко бегу вперед паровоза, но по жизни вообще не забиток, который сидит в углу и пренебрежительно косится в сторону преподавателей и студентов. Судя по ответу, вы предполагаете, что у меня именно обида на студентов и преподавателей, потому что они не замечают моих результатов. Это не про меня. А вот что правильно отмечено, - мне нужно вдумчиво осваивать материал ДЛЯ СЕБЯ! Для своего развития. Учиться, чтобы кто-то заметил, "по головке погладил", сказал, какая я хорошая, нерационально. Чтобы твоя самооценка вечно зависела от кого-то? Что за комплексы? Нет. Я в ответе только перед собой. Спасибо за консультацию.

Р.М.

15

Душевный переплет 10.06.2017

Дорогие читатели, сегодня мы продолжаем нашу рубрику , которую ведет Хуторная Елена, писатель, блогер, создательница интуитивных карт. И на этот раз наш разговор пойдет о такой знакомой всем теме непонимания. Как часто мы сталкиваемся с этим в жизни, пытаемся противостоять, бороться… Но тот ли это способ, с помощью которого действительно можно что-то изменить? Давайте посмотрим на это с разных сторон. Передаю слово Лене.

Добрый день, дорогие читатели блога Ирины. Согласитесь, проще всего, когда тебя не понимают, просто тоже обидеться на всех. Или вздохнуть тяжело и горестно, мол, ну что взять с вас, убогих… Или можно ввязаться в яростный спор, или уйти в глухое неприятие, или сделать вид, что все нормально, а самому чахнуть внутри и снедать себя невысказанным раздражением… Но что принесут нам эти привычные схемы поведения? Что, кроме негативных эмоций, испорченных отношений? Возможно, мы испытаем чувство превосходства или будем полны осознания собственной правоты. Но стоит ли это того, чтобы переживать все эти чувства? И если не это, то все-таки что делать, если тебя не понимают?

Часто непонимание мы расцениваем как нежелание людей делать что-то для нас, и, как следствие, действительно начинаем винить их в нелюбви к нам, в нежелании проявить к нам внимание, сочувствие. И сами чувствуем себя от этого потерянными, ненужными, нелюбимыми…

Увидеть себя в других

Однако, когда мы испытываем нечто подобное, всегда стоит задать себе вопрос – а вполне ли мы сами понимаем тех, кто рядом с нами? Ведь наверняка бывает такое, что они тоже винят нас в непонимании. И нам в такие моменты кажется, что у нас-то, в отличие от некоторых, есть все причины вести себя так, как мы это делаем. И это так – у всех всегда есть обоснования собственным поступкам.

Не надо думать, что уж мы так, как другие, ну никогда не делаем – просто мы этого не замечаем. Так же, как окружающим, нам кажется в такие моменты, что они просто делают из мухи слона, когда предъявляют нам какие-то претензии.

К примеру, жене хочется, чтобы дома было чисто, и она ругается с мужем, чтобы он разувался на коврике, а не ходил в обуви по всей квартире. А мужу кажется, подумаешь, коврик, обувь – делов-то. Но вот жена точно могла бы не звонить ему по пять раз, пока он едет по междугородней трассе в одну из своих командировок или возвращается из нее. Уж и объяснял ей, и спорил, и просто пытался трубку не брать, но она так и продолжает – то беспокоится, доехал ли он, идет ли дождь, нет ли тумана, то вдруг вспоминает о других каких-то очень важных делах, которые обязательно нужно обсудить именно сейчас, пока он едет. Ей же кажется, что не так уж она его и отвлекает, сложно, что ли, ответить? Да и вообще, она же на секундочку и исключительно из заботы о нем…

Или молодая мама совершенно уверена в том, что ее трехлетний ребенок мог бы не реветь так из-за того, что они не успели зайти на детскую площадку. Вот она устала, ей еще обед готовить, она не выспалась, а утром еще и с папой повздорила – вот у нее проблемы, а детская площадка это разве проблемы? Ну завтра сходим, она же никуда не денется!

Непонимание из-за нежелания понимать

И так получается, что непонимание возникает тогда, когда мы сами не хотим понимать. Нам кажется, что окружающие вполне могли бы поступиться своими интересами ради нас, войти в положение, пожалеть нас, поддержать, а они вместо этого все тянут и тянут на свою сторону… Но мы-то тоже тянем.

Очень важно принять как есть, что для людей может быть очень важным то, в чем мы вообще не видим никакой важности. Думаю, именно в этом отчасти заключается секрет счастливых пар – они позволяют друг другу быть такими, какие есть. Может, не соглашаются иногда друг с другом, может, и высказываются на эту тему, пытаются друг друга убедить, но когда не получается, просто принимают это как есть, не пытаясь за это упрекать.

Жена оставляет в покое мужа, подтирает, подметает за ним пол. Может и поворчать при этом, но покупает коврик побольше, приносит ему из комнат все, что он мог забыть перед уходом из дома, и не таит на него злобы за это.

Муж обзаводится гарнитурой, чтобы можно было удобно говорить по телефону за рулем, и спокойно отвечает на все звонки жены: да, еду, все хорошо, дождя нет, тумана нет, машин мало, целую, любимая.

Молодая мама и правда устала, и нет времени сходить на детскую площадку, но она не ругается на ребенка, не винит его в непонятливости и капризности, а приходит с ним домой и придумывает ему другое занятие, не менее интересное, чем песочница и качели. Ребенок успокаивается, она спокойно готовит ужин, и даже остается пять минут, чтобы спокойно выпить чашку чая.

Ребенок еще не может осознанно сделать что-то для мамы, но благодаря ее поведению он будет спокойнее и сговорчивее и вечером наверняка благополучно ляжет спать, а не впадет в истерику от перевозбуждения.

Благодарность за понимание

Самое интересное, что когда мы начинаем с большей терпимостью и терпением относиться к окружающим, они тоже начинают проявлять больше внимания к нам, к нашим потребностям.

Это не значит, что мы должны молчать о своих желаниях или не озвучивать их снова и снова. Во-первых, окружающие должны быть в курсе о наших желаниях, чтобы знать, как сделать нам приятное. Во-вторых, бывает, то, что они не запоминают с первого раза, доходит до них с третьего, пятого или десятого – и к этому тоже надо относиться спокойно, ведь привычки не меняются сразу. Просто при этом не нужно требовать, скандалить и ставить ультиматумы. Нужно самим идти навстречу и проявлять то понимание, которое нам хотелось бы видеть в них.

Умение видеть свою ответственность

И, конечно, всегда надо помнить – это не люди такие, это мы такие, и потому в нашей жизни возникают такие ситуации. Это не муж такой непонятливый, не может поставить ботинки на коврик – это жена придает этому слишком большое значение. Это не жена такая назойливая, не понимает, что отвлекает его от дороги и рискует его жизнью – это, возможно, муж так видит заботу, которую должна проявлять любящая женщина, и если она не звонит ему несколько раз в день, сам чувствует себя ненужным и покинутым.

И дело, конечно, не в ребенке и не в площадке, а в том, что муж требует, чтобы к его приходу все было готово, убрано и постирано. А молодая мама не всегда все успевает и боится его упреков, а кроме того, считает, что он и сам мог бы ей хоть в чем-то помогать дома. Но и это не проблема мужа, а ее собственная – нужно разрешить себе не успевать и при этом не бояться упреков мужа. Она и так без дела не сидит, все, что успевает, делает, не успевает – пусть муж поможет. Не хочет помогать – его дело, но и ее вины тут нет.

Так что вместо того чтобы обижаться и доказывать свою правоту, нужно делать две вещи – с пониманием относиться к тому, кто не понимает тебя. И видеть проблему не в людях, а осознавать, что этот опыт не зря возник в твоей жизни, с тобой. И пытаться изменить не людей, а себя.

Подсказка от метафорических карт

Мы можем выполнить простое упражнение на метафорических картах. Выберете какую-то ситуацию в вашей жизни, связанную с непониманием. И после этого задайте себе один из следующих вопросов:

  • с чем связано возникшее непонимание?
  • что мне нужно понять и осознать, чтобы ситуация с непониманием разрешилась?
  • что мне поможет принять этот опыт?

В видеоролике представлена одна из моих колод интуитивных и метафорических карт. Видео можно посмотреть просто для удовольствия, для гармонизации и расслабления, а можно использовать для того, чтобы разобраться в себе. Если вам по душе второй вариант, сформулируйте запрос и выберите любой момент видео – на какую карту вы попадете, та и будет ответом на поставленный вопрос.

Карты в ролике повторяются два раза в разном порядке, так что вполне можно задать и несколько вопросов и выбрать несколько моментов видео, а значит, несколько разных карт.

Метафорические карты – это НЕ ГАДАНИЯ, это психология. У них нет фиксированных значений – обращаясь к ним, мы обращаемся к своему собственному подсознанию. Именно поэтому они не могут дать неправильных ответов. И, конечно, с помощью них можно работать над любыми другими запросами. Почитать подробнее об этом можете на моем сайте.

Как работать с метафорическими картами

Что делать, если нас не понимают

В заключение можно только еще раз повторить: ответом на вопрос, что делать, если тебя не понимают, всегда будет одно – понимайте сами. Прислушивайтесь к другим людям, старайтесь на все посмотреть их глазами, исходите из желания сделать лучше, а не победить и настоять на своей правоте.

Люди всегда безошибочно чувствуют эти скрытые мотивы, да и не такими уж скрытыми они получаются, потому что мы говорим совершенно разными словами, с разными интонациями, когда, казалось бы, говорим об одном и том же, но в разных состояниях. Так что просто будьте добрее, и в ответ на эту доброту добрее станет и мир вокруг вас.

С теплом,
Хуторная Елена

Я благодарю Лену за ее как всегда правильные и мудрые мысли. Конечно, в первую очередь надо стремиться понимать друг друга, и тогда в нашей жизни всегда будет тепло и любовь, и все трудности преодолевать будет намного легче.

Леночка, и хочу поздравить тебя с созданием видео ролика с твоими метафорическими картами. Чудесная работа! И посмотреть все можно наглядно, и просто поработать, и расслабиться. И как всегда, я использую метод случайного выбора карт. Сегодня мне выпало «Будет все, как ты захочешь, или не будет вовсе..» Улыбнулась… а и правда, именно так.

И для души мы с вами послушаем сегодня Maksim Mrvica ~ Leeloo´s Tune . Невероятно красивое видео, которое зачаровывает с первых секунд и уже не отпускает. А исполняет один из моих любимых пианистов Максим Мрвица.

Смотрите также

15 комментариев

    Ответить

    В эгоистичном современном мире, когда одиночество, стрессы и депрессивный настрой стали повседневным явлением, чувство, что тебя не понимают, посещает существенный процент населения планеты.

    В эти дни хочется петь песенку Водяного про «жизнь-жестянку», кутаться в плед, пить вино и заниматься самокопанием. Но так ли критично быть непонятым и можно ли с этим бороться?

    Трудности перевода

    Есть интересная наука соционика, которая вплотную исследует вопросы взаимопонимания и душевного комфорта с разными индивидами .

    И вот к какому выводу она пришла: лишь встретив своего «дуала», предначертанного вам судьбой, «квадрой» (социальной подгруппой) и психологией вместе взятыми, вы сможете полностью ощутить счастье понимания.

    В иных ситуациях базовые черты и приоритеты, менталитет, воспитание и тип личности людей так разнятся, что прийти к кому-либо консенсусу можно лишь при большой вежливости, уважении, тактичности, деликатности и обилии взаимных уступок. И все равно остаться непонятым!

    Говоря на одном языке, используя похожие слова, тон и эмоциональную окраску, мы все равно вкладываем разный смысл в похожие фразы.

    Всем нам не помешал бы универсальный переводчик, который по команде «Окей, гугл» объяснял бы, что ваш коллега/начальник/бойфренд на самом деле имел в виду. Быстро и заблаговременно – до того, как вы успеете обидеться, расплакаться, убежать и закопаться в одеяло.

    «Меня не понимают»: что делать?

    Прежде, чем бросаться в омут самобичевания и одиночества, задумайтесь вот о чем: а сами вы точно понимаете других?

    Может ли ваша ближайшая подруга, мама или парень похвастаться всесторонней поддержкой и крепким «тылом»?

    И, самый важный момент, насколько тонко вы осознаете себя – свои мотивы, желания, обиды, подсознательные причины проблем и комплексов?

    Понимать других индивидов (того же «равнодушного, безучастного» мужа, к примеру, или «слишком строгую, скучную» мать) – довольно трудно.

    Хотя бы потому, что для этого нужно приложить усилия, вложиться энергетически, потратить время. Забыть ненадолго о себе, присмирить внутренних демонов и задуматься о мотивах другого, близкого вам человека.

    Минуты полного взаимопонимания и озарения, когда вы настраиваетесь с коллегой или супругом на одну волну и буквально заканчиваете предложения друг друга, надо ценить.

    Но если они случаются все реже и реже – нет повода бить тревогу. Это вовсе не значит, что муж к вам охладел и помидоры завяли.

    Кризис непонимания: лечение

    На некоторых хандра под кодовым названием «никто меня не любит» накатывает симптоматически – например, ненастной осенью или в период ПМС. Стыдиться этого не надо: человек устроен так, что настроение и гормоны играют ведущие роли в его деятельности и состоянии.

    Стало быть, проблема не всегда в окружающих, которые не хотят понять проблемы, а в нас самих. Ведь в иные дни жизнь видится нам в оптимистичных радужных тонах?

    Более сильные, уверенные в себе личности с этой грустью-тоской справляются за несколько дней, другие без помощи психолога страдают месяцами.

    Нередко благотворное влияние оказывают лекарства : успокоительные, витамины, укрепляющие нервную систему (магний, группа В), гормональные препараты.

    Если плаксивость, депрессивность, ощущение загнанности и людского равнодушия стали вашими частыми спутниками, не спешите осуждать окружающих или копаться в себе.

    Для начала посетите эндокринолога и гинеколога, сдайте анализы на гормоны. Возможно, элементарная нехватка какого-то вещества в организме играет злую шутку с вашими нервами и эмоциями .

    Положительное влияние оказывают релаксация и спорт: они помогают отрешиться от негатива и способствуют выбросу гормонов радости. Займитесь йогой и медитацией, плаванием или пилатесом, начните бегать по утрам под любимую музыку и наслаждаться видами туманных парков.

    Легкого седативного эффекта можно добиться с помощью и настоев с натуральными листиками мяты, мелиссы, липы, лепестками ромашки. Тонизируют и бодрят женьшень и корень имбиря.

    Реконструкция отношений

    А может, вас беспокоит непонимание конкретного человека, в то время как с остальными все отлично? Совсем чужим и равнодушным стал муж или лучшая подруга, отец или свекровь?

    Разлад в отношениях может произойти по разным причинам, но лекарство от него одно – реконструкция .

    Представьте себе оркестр, который виртуозно исполнял музыкальные шедевры. И вдруг между первой скрипкой и второй возникло взаимонепонимание.

    Инструменты расстроились, музыканты не слышат друг друга и играют невпопад, в зале царит какофония. В этот момент важно вернуть гармонию, снова стать ансамблем и сыграть в унисон, слаженно и без фальши.

    Чтобы настроить струны ваших отношений, понадобится время, энергия и точки обоюдоприятного соприкосновения . Займитесь с мужем парными танцами – классикой или латино, запишитесь в фитнес-центр, скачайте на двоих общий сериал.

    Начните большое дело, о котором оба давно мечтали – ремонт, освоение дачи, постройку загородного коттеджа. Сдайте детей бабушке и отправляйтесь в совместный отпуск (с подругой или родителями, которые стали отстраняться, этот фокус тоже пройдет).

    Важный момент: чтобы получить вожделенное взаимопонимание, для начала нужно заглянуть вглубь себя и понять собственные мотивы, желания, надежды и цели. Только тогда вы сможете по-настоящему открыться окружающим!

    Мои клиенты часто жалуются на ухудшение мышления, внимания и памяти, заметив у себя проблемы с чтением: «Я совершенно не могу сосредоточиться. Читаю и понимаю, что в голове пусто – никаких следов прочитанного».

    Больше всего от этого страдают люди, склонные к тревоге. Они вновь и вновь ловят себя на мыслях: «Что-то читал, но ничего не понял», «Вроде все понятно, но ничего не запомнил», «Обнаружил, что не могу дочитать статью или книгу, несмотря на все усилия». Втайне они опасаются, что это проявления какого-то страшного психического заболевания.

    Стандартные патопсихологические тесты, как правило, не подтверждают этих опасений. С мышлением, памятью и вниманием все в порядке, но тексты почему-то не усваиваются. Тогда в чем же дело?

    Ловушка «клипового мышления»

    Американский социолог Элвин Тоффлер в книге «Третья волна» высказал мысль о появлении «клипового мышления». Современный человек получает гораздо больше информации, чем его предки. Чтобы как-то справиться с этой лавиной, он пытается выхватывать суть информации. Такую суть трудно анализировать – она мелькает, как кадры в музыкальном клипе, и поэтому усваивается в виде небольших фрагментов.

    В результате человек воспринимает мир в виде калейдоскопа разрозненных фактов и идей. Это увеличивает количество потребляемой информации, но ухудшает качество ее переработки. Постепенно снижаются способности к анализу и синтезу.

    Клиповое мышление связано с потребностью человека в новизне. Читатели хотят быстро уловить суть и двигаться дальше, в поисках интересной информации. Поиск превращается из средства в цель: мы листаем и листаем – сайты, ленты соцсетей, мессенджеры – где-то найдется «поинтереснее». Отвлекаемся на захватывающие заголовки, перемещаемся по ссылкам и забываем, зачем открыли ноутбук.

    Клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди

    Читать длинные тексты и книги трудно – это требует усилий и целенаправленности. Поэтому неудивительно, что мы предпочитаем этому захватывающий поиск, дающий нам новые кусочки пазла, который мы не в состоянии собрать. Как результат – потерянное время, ощущение «пустой» головы, а способность читать длинные тексты, как любой неиспользуемый навык, ухудшается.

    Так или иначе, клиповому мышлению и бессмысленному поиску новой информации подвержены почти все современные люди, имеющие доступ к телекоммуникациям. Но есть еще один момент, влияющий на понимание текста, – его качество.

    Что мы читаем?

    Давайте вспомним, что читали люди еще каких-то тридцать лет назад. Учебники, газеты, книги, немного переводной литературы. Издательства и газеты были государственными, поэтому над каждым текстом работали профессиональные редакторы и корректоры.

    Сейчас в основном мы читаем книги частных издательств, статьи и блоги на онлайн-порталах, посты в социальных сетях. Крупные сайты и издательства прилагают усилия к тому, чтобы текст было удобно читать, но в социальных сетях каждый человек получил свои «пять минут славы». Душещипательный пост в Facebook может тиражироваться тысячи раз вместе со всеми ошибками.

    Мы выполняем работу по редактированию: отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы

    Конечно нет! Мы пытаемся прорваться к смыслу через трудности, которые возникают при чтении текстов, написанных непрофессионалами. Вязнем в ошибках, проваливаемся в разрывы логики. Фактически мы начинаем выполнять за автора работу по редактированию: «отшелушиваем» ненужное, отбрасываем «словесный мусор», вчитываемся в сомнительные выводы. Неудивительно, что мы так устаем. Вместо того чтобы получить нужную информацию, мы подолгу перечитываем текст, пытаясь уловить его суть. Это очень трудозатратно.

    Мы совершаем ряд попыток понять низкосортный текст и сдаемся, потратив зря время и силы. Мы разочарованы и переживаем за свое здоровье.

    Что делать

    1. Не спешите обвинять себя, если вы не поняли текст. Помните, что ваши трудности с усвоением текста могут возникать не только из-за «клипового мышления» и доступности поиска новой информации, присущих современному человеку. Во многом это связано с низким качеством текстов.
    2. Не читайте что попало. Фильтруйте ленту. Тщательно выбирайте ресурсы – старайтесь читать статьи в крупных онлайн- и печатных изданиях, которые платят редакторам и корректорам.
    3. При чтении переводной литературы помните, что между вами и автором есть переводчик, который тоже может ошибаться и плохо работать с текстом.
    4. Читайте художественную литературу, особенно русскую классику. Возьмите с полки, например, роман «Дубровский» Пушкина, чтобы проверить свои способности к чтению. Хорошая литература по-прежнему читается легко и с удовольствием.
    Дата публикации: 29.03.2012

    В последние пару лет появилось целое поколение пользователей компьютера, которые в компьютерах совсем ничего не понимают. Ну совсем ничего! Как правило, это пенсионеры, люди предпенсионного возраста или же более молодые, но о-очень боязливые. Всю жизнь они прожили без компьютера и вдруг он у них появился... Если вы один из таких людей - эти простые советы для вас.

    Совет первый: не паниковать и не бояться.

    А еще не думать, что компьютер - нечто невозможное и непостижимое. Часто можно слышать такие слова: молодые все в компьютерах понимают, а я старый, где уж мне освоить эту сложную технику....

    Хочу заявить со всей ответственностью: молодые, в большинстве своем, тоже мало что понимают в компьютерах, просто они меньше их боятся и с большей легкостью пробуют все подряд, экспериментируют. Поэтому самый первый и самый простой совет: не бойтесь компьютера! Он не кусается и сломать его можно разве что уронив со стола на пол. Никакими комбинациями клавиш на клавиатуре вы не сможете сломать компьютер, как ни старайтесь!

    Те же, кто хорошо разбирается в компьютерах, занимаются ими по много часов в день, много лет подряд. С чего вдруг вы решили, что можно стать большим специалистом за пару часов нажимания на клавиши? Вы же не собираетесь выучить китайский язык за два часа! То же самое и с компьютером. Однако, практикуясь день за днем, час за часом, можно и на китайском заговорить, и в компьютерах начать прилично разбираться. Все дело в практике!

    Совет второй: Яндекс вам поможет!

    Сегодня в Интернете есть ответы практически на все вопросы, особенно элементарные. Не понимаете какого-то термина, сленгового словечка, которое встретилось вам на сайте? Зайдите в Яндекс и наберите это слово - Яндекс выдаст вам несколько миллионов сайтов, где есть описание этого слова. Как правило, первые десять сайтов, которые вы получите от Яндекса, будут содержать самые точные и исчерпывающие ответы.

    Если слово слишком сложное и вы не понимаете даже его описания - не беда, вы же не переживаете, если встречаете где-то термин, например, из теоретической физики и не понимаете его - все знать невозможно. Просто пропустите это слово и следуйте дальше на пути освоения компьютеров. Возможно, через год или два, когда вы поднатореете в этой сфере, вы снова вернетесь к этому слову и его описанию и оно будет гораздо более понятно для вас, чем в самом начале.

    Совет третий: Интернет менее опасен, чем реальная жизнь

    Наслушавшись новостей про злобных хакеров и еще более злобные компьютерные вирусы, многие начинающие боятся компьютера и особенно Интернет как огня, принимая любое непонятное действие компьютера за происки вируса и боясь лишний раз нажать на кнопку, перейти по ссылке на какой-нибудь сайт. А еще они боятся, что в Интернете их "разведут" на деньги, заставят за что-нибудь платить - это опасение я хорошо знаю по общению со своей мамой - ей 74 года и она такой же боязливый компьютерный пользователь.

    Конечно, неразборчивость в Интернет-пристрастиях может повлечь за собой проникновение на компьютер вируса, но это гораздо менее страшно, чем вам самим подхватить вирус грипа или просто элементарную простуду. Если вы начинающий, неопытный пользователь, то у вас на компьютере нет ничего ценного, а значит и терять особенно нечего. Любой самый страшный вирус, в самом страшном случае, лечится форматированием диска и переустановкой операционной системы - пара часов простых действий, которые сделает вам любой ваш родственник, более-менее разбирающийся в компьютерах. Но это в самом страшном случае, чаще всего вообще ничего не произойдет - антивирусная программа и современная операционная система сами позаботятся о безопасности вашего компьютера и не позволят злоумышленникам влезть к вам и навредить. Да и лезть особенно никто не будет - вы просто не представляете для злоумышленников никакой ценности.

    Ну а насчет того, чтобы снять с вас деньги в Интернете - об этом даже думать забудьте. Для того, чтобы заплатить деньги через Интернет, вам нужно совершить целый ряд действий, которые по неумению совершить просто невозможно. Ну а принудительно снять их с вас тоже никто не сможет - где он их возьмет? Не залезет же рукой из компьютерного монитора к вам в карман:) Основное правило в данном случае: не отправляйте никуда никаких СМС-ок и нигде не оставляйте данных своей кредитной или дебетовой банковской карты. Этого достаточно для полной финансовой безопасности в Интернете на вашем уровне.

    Совет четвертый: учитесь и практикуйтесь.

    Только практика может сделать из вас уверенных компьютерных пользователей. Если вы будете делать одни и те же действия, которые вам записали на бумажку сын, дочь или внук, вы не продвинетесь в освоении компьютера ни на сантиметр. Только самостоятельные действия помогают двигаться вперед. Попробуйте самостоятельно освоить какую-то одну простую программу, например, текстовый редактор Word или Интернет-браузер Mozilla Firefox. Пройдитесь по всем пунктам меню, поменяйте настройки программы и посмотрите на результат, попробуйте любые другие действия, заложенные в программу. Не сразу, не так уж легко и просто, но у вас начнет получаться - гарантирую. Ну а разобравшись с одной программой, с другими разбираться будет уже гораздо проще - все компьютерные программы работают по одному и тому же принципу, во всяком случае - обычные пользовательские программы, то есть предназначенные для пользователей компьютера, а не для программистов и других компьютерных специалистов.

    Ну и не забывайте про то, что ответы на любые вопросы вы можете за пару секунд найти с помощью Яндекса - открываете, пишете свой вопрос и получаете список сайтов с ответами - все просто, нужно только немного приноровиться. Или вот, например, изучите ресурс MyFirstComp.ru - уроки и статьи о компьютерах .

    Дорогу осилит идущий!


    Последние советы раздела «Компьютеры & Интернет»: