Захваты пальцев все виды. Джиу Джитсу техника болевых приёмов

1. Симметричный захват (или параллельный/ парный)

Это самый распространенный вариант, поэтому давайте рассмотрим его первым. Он подразделяется на следующие варианты: немецкий, французский и американский.

Возьмите палочку примерно на 12 см от его толстого конца (здесь палочка должна иметь свободный отскок), зажав ее между большим и указательным пальцами, со средней силой, чтобы не было сильного напряжения мышц, а оставшимися пальцами слегка обхватите палочку. Между большим и указательными пальцами должен быть промежуток, который свидетельствует о том, что кисть не зажата.

Немецкий захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором ладони смотрят вниз. Он в основном используется барабанщиками, которые играют в симфонических оркестрах. При таком захвате кисть свободно движется вверх и вниз, позволяя легко играть рудименты с разной динамикой.

Американский захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором кисть подвернута по часовой стрелке примерно на 30-40 градусов. Благодаря такому захвату более удобно перемещать руки по ударной установке и сохраняя при этом мощь от игры.

Французский захват – это такой вид захвата барабанных палочек, при котором большой палец сверху, а ладонь почти перпендикулярно полу. Его придумали для удобства игры на литаврах. Отлично подходит для игры одиночными дробями по тарелкам, где, в отличие от игры по пластикам барабанов, слишком плохой отскок.

2. Традиционный захват (или классический)

Изначально применялся военными барабанщиками, чтобы не мешал ремень барабана при игре стоя. Является классическим захватом для игры в джазе.

Правая рука (у левшей – левая) держит палочку симметричных хватом, а левая рука (у правшей-правая) сгибается в локте и раскрывается, затем кладется палочка на ткань между большим и указательным пальцами, образуя при этом замок. Далее кладется указательный палец верхним суставом на палочку сверху, средний вытянут сверху прямо вдоль палочки, фаланга безымянного служит палочке опорой, мизинец подобран. Ладонь вверх не открывается, смотрит как бы в бок, кисть на одной линии с предплечьем.

Теперь Вы знаете все возможные варианты захвата барабанных палочек, и сможете спокойно подобрать такой захват, при котором Вам будет играть более легко и свободно. И главное, чтобы при выбранном варианте вы добивались желаемого звукоизвлечения и могли играть технично.

Анатомический и функциональный комплекс руки способствует осуществлению действию захвата. Однако существует не один, а несколько способов захвата, которые можно объединить в три большие группы: собственно захваты, которые можно называть зажимами, захваты с использованием силы тяжести и захваты-плюс-действие. Они не охватывают все возможности руки: кроме захвата, она еще может наносить удары, прикасаться, выражать мысли жестами. Мы их изучим последовательно.

Захват

Собственно захваты или зажимы делятся на три группы: пальцевые, ладонные и центрированные. Они не требуют участия силы тяжести.

Пальцевые захваты или зажимы

Они, в свою очередь, делятся на две подгруппы: зажимы двухпальцевые и зажимы многопальцевые.

А. Двухпальцевые зажимы представляют собой классический пример поллиси-дигитального зажима, осуществляемого обычно большим и указательным пальцами. Они могут быть трех типов, в зависимости от того, является ли оппозиция терминальной, субтерминальной или субтерминолатеральной.

  1. Зажим терминальной или термино-пульпарной оппозицией (рис. 246 и 247) наиболее тонок и наиболее точен. Он позволяет держать предмет небольших размеров (рис. 246) и подбирать очень тонкие предметы, например спичку, булавку (рис. 247). Большой и указательный (или средний) пальцы противопоставляются друг другу оконечностью пульпы и даже, если предметы совсем маленькие (волос), срезом ногтя. Поэтому нужна пульпа эластичная и правильно поддерживаемая ногтем, играющим главную роль в захвате такого типа. Следовательно, этот захват можно назвать пульпо-ногтевым. Этот способ захвата легче всего становится неосуществимым вследствие малейших повреждений руки. Дело в том, что он требует работы всех мышц, так как сгибание доводится до максимума, и особенно целостности следующих мышечных и сухожильных групп, в частности:
    • мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, которая стабилизирует дистальную фалангу в положении сгибания, чем объясняется важность восстановления в приоритетном порядке длинной сгибающей мышцы большого пальца (F.C.P.), если порезаны обе сгибающие мышцы;
    • мышцы flexor pollicis longus, по той же причине, со стороны большого пальца.
  2. Зажим субтерминальной или пульпарной оппозицией (подушечками пальцев) (рис. 248) является самым употребительным. Он позволяет держать относительно крупные предметы: карандаш или лист бумаги. Тест на эффективность субтерминального пульпарного захвата состоит в том, чтобы попытаться выдернуть лист бумаги, зажатый между большим и указательным пальцами. Если оппозиция хорошая, лист выдернуть невозможно. Этот тест, называемый тестом на симптом Фромана, позволяет оценивать силу мышцы adductor pollicis brevis и, следовательно, целостность локтевого нерва, который ею управляет.
    При этом способе захвата большой и указательный (или другой) пальцы противопоставляются друг другу ладонной поверхностью пульпы. Состояние пульпы имеет, естественно, большое значение, но дистальный межфаланговый сустав может находиться в разогнутом положении или даже блокироваться в полусогнутом положении артродезом. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • flexor digitorum superficialis указательного пальца: стабилизация в сгибании второй фаланги Р2 ;
    • сгибающие тенарные мышцы первой фаланги Р1 большого пальца: flexor pollicis brevis, interosseus palmaris primus, abductor pollicis brevis и особенно adductor pollicis.
  3. Зажим субтермино-латеральной или пульпо-латеральной оппозицией (рис. 249): это когда вы держите монету. Этот способ захвата может дополнять собой терминальную или субтерминальную оппозицию, когда обе фаланги указательного пальца ампутированы: захват не такой тонкий, но все же сильный. Ладонная поверхность пульпы упирается во внешнюю поверхность первой фаланги Р1 указательного пальца. Главными для этого способа захвата мышцами являются:
    • interrosseus dorsalis primus indicis (чтобы стабилизировать в боковом направлении указательный палец, который, кроме того, подпирается другими пальцами);
    • flexor pollicis brevis, interroses palmaris primus и особенно adductor pollicis, активность которой была подтверждена электромиографией.
  4. Один из двухпальцевых захватов не образует поллиси-дигитального зажима. Это - межпальцевый латеро-латеральный захват (рис. 250), играющий совсем второстепенную роль (например, держание сигареты или любого другого небольшого предмета). Он обычно осуществляется между указательным и средним пальцами, без участия большого. Диаметр взятого предмета должен быть небольшим. Участвуют мышцы interossei (вторая ладонная и тыльная). Хватка слабая и неточная, но весьма полезная, так как людям с ампутированным большим пальцем удается удивительным образом развить эту функцию.


В. В многопальцевых захватах участвуют, кроме большого, два, три или четыре других пальца. Они позволяют держать предмет гораздо крепче, чем при двухпальцевом захвате, который более точен.
  1. В трехпальцевом захвате участвуют большой, указательный и средний пальцы. Он применяется чаще всего. Значительная, если только не большая, часть человечества, которая еще не пользуется вилкой, применяет такие захваты для того, чтобы класть пищу в рот. В этом случае он похож на пульпарный трехпальцевый захват (рис. 251), который применяется для того, чтобы держать в руке небольшой мячик, когда большой палец противопоставляет свою пульпу пульпе указательного и среднего пальцев по отношению к предмету. Для того чтобы, например, писать карандашом (рис. 252), необходим трехпальцевый захват, пульпарный для указательного и большого пальцев и латеральный для третьей фаланги среднего пальца, которая служит опорой, как и дно первой спайки.
    В этом смысле этот захват весьма направленный, и он сродни центрированным захватам, а также захватам-плюс-действие, которые мы рассмотрим позднее, поскольку написание букв является результатом не только движений плеча и руки, которая скользит по столу на своем локтевом ребре и мизинце, но и движений трех первых пальцев, которые задействуют мышцы flexor pollicis longus и flexor digitorum superficialis указательного пальца для осуществления возвратно-поступательного движения карандаша, а также внешние сезамовидные мышцы и вторую мышцу interroseus dorsalis для поддержания карандаша в руке.
    Действие отвинчивания пробки флакона (рис. 253) является трехпальцевым захватом, латеральным для большого пальца и второй фаланги среднего, которые противопоставляются друг другу непосредственно, и пульпарным для указательного пальца, который блокирует предмет на третьей стороне. Средний палец служит упором, опирающимся на безымянный палец и мизинец. Большой палец сильно прижимает пробку к среднему благодаря сокращению всех тенарных мышц; блокировка начинается благодаря мышце flexor pollicis longus и заканчивается под воздействием своей мышцы flexor digitorum superficialis. После того как пробка будет деблокирована, ее отвинчивание продолжится без помощи указательного пальца развертыванием большого и среднего пальцев: сгибание большого пальца, разгибание среднего. Это пример захвата-плюс-действие (см. ниже).
    Если сначала пробка завинчивается не очень туго, захват может быть трехпальцевым пульпарным для всех трех пальцев с движением отвинчивания путем сгибания большого пальца, выпрямлением среднего пальца и сопровождением указательного пальца в абдукции под воздействием мышцы intrrosseus dorsalis primus: еще один пример захвата-плюс-действие.
  2. Четырехпальцевые захваты используются, когда предмет более крупный и его следует крепко ухватить. Тогда захват может быть:
    • четырехпальцевым пульпарным (рис. 254), когда берут круглый предмет, например шарик для пинг-понга. Заметим, что при этом контакт является пульпарным для большого, указательного и среднего пальцев, но латеральным на третьей фаланге безымянного, роль которого состоит в том, чтобы помешать соскальзыванию предмета вовнутрь;
    • четырехпальцевым пульпо-латеральным (рис. 255), как при отвинчивании крышки. Контакт широкий на большом пальце, с участием пульпы и ладонной поверхности первой фаланги, как и на указательном и среднем пальцах; он пульпарный и латеральный на второй фаланге безымянного пальца, который блокирует предмет внутри.
      Охватывание крышки четырьмя пальцами придает спиральное движение второму, третьему и четвертому пальцам, и можно доказать, что результирующая усилий, которые они прикладывают, исчезает в центре крышки, которая двигается параллельно пястно-фаланговому суставу указательного пальца;
    • четырехпальцевым пульпарным поллиси-тригидитальным (большой палец + три пальца) (рис. 256), когда держат в руке уголь для рисования, кисть или карандаш: пульпа большого пальца сильно прижимает, поддерживая, предмет к пульпе указательного, среднего и безымянного пальцев, находящихся в почти полностью выпрямленном состоянии. Такой захват свойственен скрипачу или виолончелисту, держащему в руке смычок.
  3. Пятипальцевые захваты используют все пальцы; при этом большой палец противопоставляется остальным по-разному. Такие захваты обычно используются для хватания крупных предметов. Однако если предмет небольшой, его можно взять пятипальцевым пульпарным захватом (рис. 257); при этом только пятый палец вступает в латеральное соприкосновение. Если предмет будет крупнее, как, например, теннисный мячик, применяется пятипальцевый пульпо-латеральный захват (рис. 258): четыре первых пальца прикасаются всей ладонной поверхностью и почти полностью охватывают предмет; при этом большой палец противопоставляется трем другим, а мизинец препятствует своей внешней поверхностью малейшему соскальзыванию вовнутрь и проксимально. Несмотря на то что этот захват не является ладонным, так как мяч находится больше среди пальцев, чем в ладони, он уже весьма крепок.


Можно упомянуть и другой пятипальцевый захват, пятипальцево-спаечный (рис. 259), когда берут в руку крупные полукруглые предметы, например чашку, «завертывая» ее в первую спайку: сильно вытянутые и широко расставленные большой и указательный пальцы прилегают к ней всей ладонной поверхностью, что требует большой гибкости и нормальных возможностей сдвигания первой спайки. Это невозможно после переломов первой пястной кости или ранений первого межкостного промежутка, когда происходит ретракция этой спайки. Кроме того, чашка поддерживается (рис. 260) средним, безымянным пальцами и мизинцем, которые прикасаются к ней только своими двумя последними фалангами. То есть речь идет о пальцевом, а не ладонном захвате.


«Панорамный» пятипальцевый захват (рис. 261) позволяет брать довольно крупные плоские предметы, например блюдца. Он требует разведения пальцев под большими углами, причем большой палец, занимая крайние положения ретропозиции и разгибания, находится в положении максимальной контроппозиции. Он диаметрально противопоставляется безымянному пальцу (красные стрелки), с которым стягивает дугу в 180°, за которую цепляются указательный и средний пальцы. Мизинец заходит на другое полукружие таким образом, чтобы дуга, лежащая между ним и большим пальцем, была равна 215°; эти два пальца, находясь в положении максимального разведения, «в октаве», как говорят пианисты, образуют с указательным пальцем «треугольный» захват почти правильной формы, а с остальными пальцами - захват «паук», из которого предмет не может выпасть. Заметим, что эффективность такого захвата зависит от целостности дистальных межфаланговых суставов и от действия мышц flexores digitorum profondi.

В ладонных захватах участвует, кроме пальцев, ладонь руки. Они могут быть двух типов в зависимости от того, задействуется ли или нет большой палец.


A. При пальцево-ладонном захвате (рис. 262) ладонь противопоставляется четырем последним пальцам. Это вспомогательный захват, но он часто используется при управлении рычагом или рулем автомобиля. Предмет небольшого диаметра (3-4 см) удерживается между согнутыми пальцами и ладонью, а большой палец в этом не участвует: захват в некоторой степени крепок лишь в дистальном направлении; ближе к запястью предмет может легко выпасть, так как захват не блокирован. Кроме того, заметим, что ось захвата перпендикулярна оси руки и не совпадает с косым направлением ладонной борозды. Этот пальцево-ладонный захват может также использоваться для более крупных предметов, например стакана (рис. 263), но чем больше диаметр предмета, тем менее крепким будет захват.

B. Ладонный захват «всей рукой» или «всей ладонью» (рис. 264 и 265) является силовым захватом для тяжелых и относительно крупных предметов. Старинный и сегодня редко используемый термин «хватка» (poigne) прекрасно подходит для обозначения захвата этого типа и заслуживает возврата в употребление как предпочтительный английскому термину «grasp». Рука буквально обвивается вокруг цилиндрических предметов (рис. 264); ось предмета приводится в направление ладонной борозды, т.е. наклонной, от основания гипотенарного бугорка до основания указательного пальца. Эта наклонность к оси руки и предплечья соответствует наклону рукоятки инструментов (рис. 265) и, к сожалению, приклада стрелкового оружия, которые образуют угол от 100 до 110°. Легко заметить, что легче компенсировать, благодаря ульнарному наклону запястья, слишком большой угол (120-130°), чем слишком малый (90°), так как радиальный наклон гораздо меньше.

Объем схваченного предмета обусловливает силу захвата: он оптимален, если позволяет большому пальцу прикасаться (или почти прикасаться) к указательному. Дело в том, что большой палец образует единственный упор, противостоящий нажиму четырех других пальцев, а его эффективность пропорциональна степени его сгибания. От этого зависит диаметр прикладов оружия и рукояток инструментов.

Форма хватаемого предмета также имеет значение, и поэтому сегодня изготавливают рукоятки с оттисками пальцев.


Необходимыми для этого вида захвата мышцами являются:
  • flexores digitorum superficialis и profondi и особенно interossei: для сильного сгибания первой фаланги пальцев;
  • все мышцы тенарного бугорка, особенно мышца adductor pollicis brevis и мышца flexor pollicis longus: для блокировки захвата благодаря сгибанию второй фаланги.
  1. 1) Если цилиндрический ладонный захват используется для предметов большого диаметра (рис. 266 и 267), он будет тем менее крепким, чем больше будет диаметр предмета. Тогда, как мы уже видели ранее, блокировка будет зависеть от действия пястно-фалангового сустава, который позволяет большому пальцу следовать по директрисе цилиндра, т.е. кругу, самому короткому пути для совершения оборота вокруг него. С другой стороны, объем предмета требует максимальной степени свободы отодвигания первой спайки.
  2. В сферических ладонных захватах могут участвовать три, четыре или пять пальцев. Если в них участвуют три (рис. 268) или четыре (рис. 269) пальца, последний из которых, будучи внутри - либо средний палец в трехпальцевом сферическом захвате, либо безымянный палец в четырехпальцевом сферическом захвате, - приходит во внешнее латеральное соприкосновение с предметом, образующим внутренний упор, поддерживаемый остальными пальцами, а именно, одним мизинцем или мизинцем совместно с безымянным. Этот упор противостоит давлению со стороны большого пальца, а предмет находится дистально заблокирован «крючком» или «крючками» пальцев, вступающих в ладонное соприкосновение с предметом.


В пятипальцевом ладонном сферическом захвате (рис. 270) все пальцы прикасаются к предмету своей ладонной поверхностью. Большой палец противостоит безымянному; вместе они образуют наибольший диаметр, а блокировка захвата дистально обеспечивается указательным и средним пальцами, а проксимально - тенарным бугорком и мизинцем. Захват очень крепкий благодаря участию всех пальцев в виде «крючков» и ладони. Это предполагает одновременно максимальные возможности отодвигания спайки и эффективность мышц flexores superficialis и profondi, обеспечивая соприкосновение всей ладони с предметом. Этот захват гораздо более симметричен, чем два предшествующих, и в этом смысле он является переходным к следующим.

Центрированные захваты

Центрированные захваты создают симметрию вокруг продольной оси, которая обычно совпадает с осью предплечья. Это очевидно в случае с дирижерской палочкой (рис. 271), которая в данном примере является лишь продолжением руки и представляет собой экстраполяцию указательного пальца в его роли указующего. Это необходимо с механической точки зрения при захвате отвертки (рис. 272), которая совпадает с осью проносупинации при завинчивании или отвинчивании. Это также ясно видно в захвате вилки (рис. 273) или ножа, которые лишь дистально продолжают руку в направлении указательного пальца. В любом случае предмет продолговатой формы крепко удерживается в руке ладонным захватом, в котором участвуют большой палец и три последних пальца, а указательный палец играет главную роль в придании инструменту нужной ориентации.

Центрированные или дирекционные захваты используются очень часто. Они требуют полной способности трех последних пальцев сгибаться, полного распрямления указательного пальца, сгибающие мышцы которого должны работать эффективно, а также минимум оппозиции большого пальца, для которого сгибание межфалангового сустава не является необходимым.

Описанные до сих пор способы захвата не требуют наличия силы тяжести: они осуществимы даже в космическом корабле. И наоборот, существуют такие типы захвата, для которых сила тяжести необходима и которыми пользуются на поверхности нашей планеты. Если сила тяжести отсутствует, мышцы атрофируются, но если она больше обычной, как, например, на Юпитере, мышцы должны усиливаться. Для спортсменов это - физический вид допинга, но как неудобно жить в центрифуге!


В этих захватах с помощью силы тяжести рука служит подставкой, как если бы она поддерживала поднос (рис. 274), что предполагает ее способность стать плоской с обращенной вверх горизонтальной ладонью, т.е. мы имеем полную супинацию и отсутствие скрюченных пальцев, что лежит в основе теста официанта, или ее способность образовывать треножник под предметом, который она несет.

Благодаря силе тяжести рука может также вести себя как ложка, т.е. как если бы в нее были насыпаны зерно (рис. 275) или мука или налита жидкость. В этом случае ладонная впадина продолжается впадинами пальцев, плотно сомкнутых друг с другом под воздействием мышцы interossei palmaris, чтобы избежать просыпания (выливания). Большой палец, играющий важную роль в этом действии, закрывает ладонную борозду снаружи: будучи полусогнутым, он прижимается ко второй пястной кости и первой фаланге указательного пальца под воздействием аддуктора. Более глубокая раковина может быть образована соединением двух рук (рис. 276) в форме полураковин, прилегающих друг к другу ульнарным краем, выражая жест приношения.

Для всех этих способов захвата путем поддержки необходима полнота супинации: без нее ладонь, единственная часть руки, которая может образовывать вогнутую поверхность, не может быть направлена кверху, так как замена супинации плечом никак невозможна.

Держание чашки тремя пальцами (рис. 277) осуществляется с помощью силы тяжести, так как окружность чашки зажимается между двумя упорами, образуемыми большим и средним пальцами, и «крючком», образованным указательным пальцем. Такой захват требует высокой стабильности большого и среднего пальцев и целостности мышцы flexor digitorum profondus указательного пальца, третья фаланга которого поддерживает чашку на весу. Мышца adductor pollicis brevis также необходима.

Захваты-крючки с участием одного или нескольких пальцев, применяемые, например, при несении ведра или чемодана или для того, чтобы зацепиться за неровности каменистой поверхности, также используют силу тяжести, противодействуя ей, и также нуждаются в целостности сгибающих мышц, в частности мышцы flexor digitorum profondus, которая может случайно порваться у альпинистов при осуществлении ими определенных захватов.

Уже описанные статические захваты не исчерпывают все возможности руки. Например, она также способна брать. Мы называем такие действия захватами-плюс-действие (РРА) или попросту захватами-действиями.


Некоторые из этих действий являются элементарными, как, например, запуск волчка (рис. 278) тангенциальным захватом большой палец/указательный палец или бросание шарика (рис, 279) резким расслаблением второй фаланги большого пальца под воздействием мышцы extensor pollicis longus; перед этим шарик удерживается в выемке указательного пальца, полностью согнутого мышцей flexor profondus.

Другие захваты сложнее, так как рука совершает действие, направленное на нее саму. В этом случае предмет, поддерживаемый одной частью ладони, подвергается воздействию со стороны другой ее части. Такие захваты-действия, когда рука воздействует сама на себя, неисчислимы; приведем некоторые примеры:

  • Зажигание зажигалки (рис. 280), которое довольно похоже на бросание шарика, когда зажигалка удерживается в выемке указательного пальца и остальных последних пальцев, в то время, как согнутый крючком большой палец нажимает на механизм под воздействием мышцы flexor pollicis longus и тенарных мышц.
  • Нажатие кнопки аэрозольного баллончика (рис. 281): в этом случае предмет удерживается ладонным захватом, а указательный палец, согнутый крючком, нажимает на кнопку под воздействием мышцы flexor profondus.
  • Резание ножницами (рис. 282): кольца надеваются, с одной стороны, на большой палец, а с другой, на средний или безымянный. Главным двигателем является большой палец, как при закрывании ножниц действием тенарных мышц, так и при их открывании мышцей extensor pollicis longus. Если раскрывание ножниц повторяется профессиональным движением, оно может вызвать разрыв этой разгибающей мышцы. Указательный палец направляет ножницы, что является примером захват-плюс-направляющее действие.
  • Прием пищи китайскими палочками (рис. 283), когда одна из палочек остается неподвижной, блокируемой безымянным пальцем в спайке большого пальца, а другая, приводимая в движение в трехпальцевом захвате большой/указательный/средний, образует с первой щипцы. Это, конечно, может служить для европейца хорошим испытанием на ловкость рук, в то время как жители Азии проделывают эту работу бессознательно, научившись есть палочками с самого раннего возраста.
  • Завязывание узлов одной рукой (рис. 284). И в этом случае речь идет о тесте на ловкость рук, которой обладают не все и которая предполагает независимое и координированное действие двух двухпальцевых зажимов: одного, состоящего из указательного и среднего пальцев, действующего латеро-латеральным захватом, и другого, состоящего из большого и безымянного пальцев, осуществляющего поллиси-дигитальный захват, довольно редко используемый. Хирурги применяют похожий метод, более простой, для завязывания узлов одной рукой. Такие многочисленные действия одной рукой весьма часто проделывают фокусники и иллюзионисты, ловкость которых гораздо выше средней и поддерживается каждодневными тренировками.
  • Левая рука скрипача (рис. 285) или гитариста осуществляет мобильный захват плюс действие: большой палец поддерживает гриф («рукоятку») скрипки и, двигаясь, служит противоположной опорой для четырех других пальцев, которые, прижимаясь к струнам, формируют звуки. Это давление на струну должно быть одновременно точным, твердым и модулированным, чтобы создавать вибрато. Эти сложные действия являются результатом продолжительного обучения, и умение их производить должно поддерживаться каждодневными упражнениями.
Каждый читатель может сам открыть для себя все разнообразие захватов-плюс-действие, которые являются самыми отработанными видами работы руки, обладающей всей полнотой своей функциональности, и могут служить тестами на функциональность.

"Верхняя конечность. Физиология суставов"
А.И. Капанджи

Захваты запястья

Для начала уточним, что не все относящиеся к этой категории техники основаны на использовании слабых мест запястного сустава. Иногда запястье противника сгибается для того, чтобы использовать кисть его руки как рычаг для выворачивания предплечья. Боль в этих случаях ощущается именно в запястье, но эффективное использование приемов ограничивает подвижность локтевого, а не запястного сустава. Но чаще все манипуляции производятся непосредственно с запястьем.

В реальном бою схватить и прочно зафиксировать запястье противника бывает непросто. Захваты запястий требуют очень точных и молниеносных движений. Гормоны, выбрасываемые в кровь во время настоящего поединка, значительно притупляют нашу моторику. Кровь и пот на ваших ладонях, сопротивление противника также могут помешать надежно захватить его руку. И все же эти приемы при полноценном овладении ими выручат вас в любой ситуации борьбы.

Наиболее употребимы буквально два-три захвата, но мы рассмотрим разные их виды, чтобы желающие могли пополнить свой арсенал приемов. Для этого я дам и относительно подробные их описания.

Вам удалось захватить кисть противника ладонью сверху (рис. 1). Ваши пальцы обхватывают его запястье, а большой палец прижат к тыльной поверхности кисти. Быстро дерните пойманную кисть по диагонали в сторону, обхватите второй рукой запястье противника снизу (рис. 2). Потяните кисть противника назад, сгибая ее в запястье, а собственные кисти подтяните ближе к себе (рис. 3). Давите на руку противника и поворачивайте корпус, продолжая выкручивать его запястье. Как минимум, противник потеряет равновесие, и тогда заставить его оказаться на земле – только дело техники (рис. 4).

Противник пытается нанести вам удар кулаком. Захватите его кисть и начинайте давить ладонью на тыльную сторону его суставов (рис. 5). Притяните обхватывающую его запястье руку к себе и нажимайте обеими руками вниз, заставляя противника согнуть ноги (рис. 6).

Можно усилить прием, шагнув за спину противника. Во время выполнения захвата подайтесь вперед и поставьте вторую ногу позади выставленной вперед, чтобы не потерять равновесие. Через пару секунд противник упадет на спину (рис. 7).

Поймать кисть противника во время яростной драки бывает очень непросто, однако в ряде случаев он сам может помочь нам, хватая нас. Реальный поединок нельзя вести оборонительно. Нужно атаковать противника до тех пор, пока не победите его или вам не представится возможность скрыться. Если враг оказывается сильнее вас, а биться с ним насмерть сейчас нет резона, то не зазорно и отступить. Отступление – это маневр, а не бегство.

Итак, вы наносили удар в верхнюю часть тела противника, а он схватил ваше запястье (рис. 8). В свою очередь, захватите свободной рукой его запястье и зажмите между двумя своими руками держащую вас руку противника. Поверните локоть так, чтобы он оказался поверх его предплечья (рис. 9). Захватив запястье противника, давите локтем вниз и заставьте его согнуть ноги (рис. 10). Прочно зафиксируйте захват одной рукой и нанесите противнику удар кулаком в лицо (рис. 11).

Прием выполняется также и в том случае, когда противник схватил оба ваших запястья (рис. 12).

Противник блокировал вашу атаку рукой снизу и захватил ваше запястье (рис. 13). Зажмите его кисть свободной рукой, поворачивая, обхватите ее обеими руками. Провернув свою блокированную кисть, захватите противника за предплечье (рис. 14). Потяните его на себя так, чтобы предплечье вывернулось. Локоть противника должен согнуться, после чего вы дожмете его до падения на колени (рис. 15).

Давите на руку противника вниз своей ведущей рукой (рис. 16). Быстро подведя другую руку снизу (рис. 17), захватите его запястье и тяните на себя, одновременно нанеся удар ладонью в голову (рис. 18). Той же рукой бьете в сгиб руки противника (рис. 19) и нажимаете на его запястье, пока его рука не согнется вокруг вашего предплечья. Ухватившись за собственное предплечье, сгибайте запястье противника другой рукой и выворачивайте, пока не заставите сдаться или не повредите ему сустав (рис. 20).

Из этого положения легко повалить противника. Через его плечо давите на его кисть вниз, одновременно развернув свой корпус и навалившись сверху всей тяжестью. Противник потеряет равновесие и упадет (рис. 21).

Сядьте, поставив одно колено на голову противника, а другое – на корпус, чтобы ограничить его подвижность (рис. 22). Потянув кисть поверженного врага вверх, вы сможете повредить ему сустав так серьезно, что он не скоро захочет вновь встать у вас на пути – или вообще никогда.

Противник схватил вас за одежду. Резко опустите свое предплечье на его предплечье, нанеся удар ребром ладони в сонную артерию (рис. 23). Ваши пальцы уходят вниз, на внутреннюю поверхность его локтя. Одновременно захватите кисть противника так, чтобы ваш большой палец оказался между большим и указательным пальцами его руки. Остальные ваши пальцы обхватывают ребро его ладони (рис. 24). Развернитесь на 45° и, потянув локоть противника к себе, выверните его кисть так, чтобы пальцы оказались обращены вверх (рис. 25). Противнику не останется ничего другого, как упасть на колени. И тем открыться для вашего удара (рис. 26).

Этот прием позволяет молниеносно захватить запястье противника, принуждая его освободить ваше.

Противник поймал ваше запястье. Нанесите ему удар ладонью (рис. 27). Быстро подведите ударную руку под руку противника так, чтобы она оказалась поверх вашего запястья. Ваши перекрещенные руки должны касаться друг друга (рис. 28). Потяните их вверх и к себе (рис. 29). Запястье противника будет захвачено, а его рука выпрямлена. Вскиньте обе руки вверх, окончательно освобождая свое запястье и отбивая руку противника (рис. 30).

Если противник захватил запястье одной из ваших поднятых рук, вы можете освободить его, применив предыдущую технику «наоборот». Ударьте противника, как в предыдущем захвате. Отведите вашу ударную руку назад так, чтобы ваше предплечье находилось между вашей кистью и запястьем противника (рис. 31). Уводя свои руки вниз, захватите его запястье (рис. 32). Продолжив движение, вырвите свое запястье из захвата.

Вам удалось двумя руками захватить запястье противника и потянуть его руку на себя (рис. 33). Резко надавите своим предплечьем на его предплечье так, чтобы захваченная рука оказалась прижатой к вашей груди (рис. 34). Повернитесь на 90°, доворачивая кисть противника от себя. От боли он рухнет перед вами на колени (рис. 35).

Противник схватил вас за одежду. Зафиксируйте его кисть так, чтобы ваш большой палец оказался между его большим и указательным пальцами, а остальные обхватывали ребро его ладони. Разверните корпус и ударьте его через руку кулаком в челюсть (рис. 36). Затем удар локтем в его предплечье и давим локтем же вниз, выворачивая кисть противника. Стремясь уменьшить болевые ощущения, он «пойдет» за выворачиваемым суставом (рис. 37). Добейте его еще одним ударом в челюсть (рис. 38).

Вам удалось захватить запястье и локоть противника (рис. 39). Согните их, сделав шаг в сторону (рис. 40). Потяните его руку на себя обеими руками, чтобы захватить запястный сустав, и проведите залом кисти противника (рис. 41).

Из книги Специальный армейский рукопашный бой. Часть 2, Часть 3 главы 10, 11. автора Кадочников Алексей Алексеевич

11. Захваты и освобождения от них 11.1. Общие положения Захваты являются неотъемлемой частью рукопашного боя и используются для ограничения подвижности противника, управления его телом, как начальная фаза бросков, опрокидываний, обезоруживаний, связываний и т. п. Поэтому

Из книги Тактика борьбы самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

11.2. Освобождение от захвата за запястья двумя руками Пример 1 (рис. 22)Ситуация (рис. 22а): противник производит захват двумя руками за два запястья во фронтальном положении.Решение (рис. 226 - 22в): при освобождении необходимо развернуться корпусом назад и вправо с

Из книги Боевая школа Брюса Ли. кн. 5. Философия и дух бойца автора Ли Брюс

1. ЗАХВАТЫ ДЛЯ НАПАДЕНИЯ Захваты для нападения играют решающую роль как при борьбе стоя, так и при борьбе лежа.Захваты для нападения при борьбе стояЗахваты при борьбе стоя служат для нападения как бросками, так и болевыми приемами, подготавливаемыми непосредственно из

Из книги Хапкидо для начинающих автора Мастер Чой

Захваты 1. Борьба: удушения (контроль воздуха), захваты ног, удержания.2. Дзюдо: выкручивание суставов, удушения, тайминг (соотношение

Из книги Реальная драка [Школа улиц и подворотен] автора Иванов Алексей Алексеевич

Освобождение от захвата запястья правой руки Противник захватывает запястье вашей правой руки своей правой рукой.Разверните кисть вашей правой руки снизу-вверх по часовой стрелке вокруг запястья правой руки противника так, чтобы ладонь вашей правой руки упиралась об

Из книги Растяжка-расслаблением автора Цацулин Павел

Освобождение от захвата запястья левой руки Противник захватывает запястье вашей левой руки своей правой рукой.Перенесите вес тела на правую ногу. Разворачивая носок левой ноги слева-направо выполните резкое движение левой рукой вправо. Освободившись от захвата

Из книги Жесткая книга приемов автора Шлахтер Вадим Вадимович

5. Захваты за конечности Эта часть книги будет неожиданно подробной и прикладной. Дело в том, что практика преподавания показывает: попав в «замок» или захват, человек теряется и начинает бестолково вырываться, из-за чего пропускает решающий удар. А все потому, что

Из книги Спецприёмы рукопашного боя [Практическое пособие] автора Петров Максим Николаевич

б. Захваты за корпус Захват за одежду на груди – из той же оперы, что и захват за плечо. Накрывай руку нападающего своей, а другой одновременно с шагом назад дави на его предплечье против естественного сгиба (рис.25). Противника поведет вперед, и ты сможешь ударить его ногой

Из книги Самооборона и нападение без оружия автора Солоневич Иван

Из книги автора

Из книги автора

Основные захваты В реальной схватке чаще удается захватить согнутую руку противника. Цель захвата прямой руки – повреждение локтевого сустава. Поймав же согнутую руку врага, вы должны воспользоваться слабыми местами его плечевого сустава. Помните, что подвижность

Из книги автора

ЗАХВАТЫ ГОРЛА Мы начнем с самого простого - с захвата за горло одной рукой. Вытянутая рука захватывает горло противника обычным способом: большой палец с одной стороны, остальные - с другой. Как прием нападения этот захват не имеет никакого смысла, но он часто

Из книги автора

Болевые приемы на суставах пальцев

Заломы пальцев, при всей кажущейся простоте этих приемов, являются отличным средством ведения рукопашного боя. Они дают возможность одним движением вывести противника из строя или полностью подчинить его себе – словом, одержать победу. Эффективнее всего проводить эти заломы так, чтобы сгибание пальцев к тыльной стороне кисти завершалось разведением пальцев. Однако, если вы прочно завладеете даже одним пальцем противника, успех уже практически будет на вашей стороне.

Противник выставил вперед правую руку ладонью вниз. Захватите правой рукой его кисть снизу, левую наложите на нее сверху и четырьмя пальцами и большим пальцем отожмите мизинец врага (рис. 1).

Вы поймали левой рукой правую кисть противника и вывернули ее ладонью кверху. Правой рукой отожмите его мизинец от остальных пальцев, обхватите своим большим пальцем и заломите вниз, подведя под основание собственный указательный палец (рис. 2).

Противник держит левую руку таким образом, что большой палец направлен вверх.

Правой рукой захватываете снизу его запястье, левой обхватываете основание его большого пальца и нажимаете большим пальцем левой руки на блокированный большой палец врага (рис. 3).

Исходное положение то же. Так же захватываете снизу левое запястье противника. Левая рука охватывает на этот раз большой палец левой руки противника полностью и что есть силы давит на него. Нажимать лучше всего углублением между большим и указательным пальцами на подушечку левого большого пальца противника, а безымянным и мизинцем одновременно давить в противоположном направлении – на пястную кость того же большого пальца. Противник весь будет в ваших руках в прямом и переносном смысле (рис. 4).

Противник хочет схватить вас левой рукой, большой палец смотрит вверх.

Левой рукой как бы совершаете рукопожатие, а правой сразу захватываете тыльную его сторону кисти. Большой палец своей правой руки кладете на его большой палец «встречным» способом и с силой надавливаете в сторону и вниз (рис. 5).

Противник пытается ударить вас левым кулаком в горизонтальной плоскости.

Захватите его ладонь обеими руками, одновременно нажимая правым большим пальцем на мизинец, а подушечкой левого большого пальца – на большой палец. Это очень больно, и пальцы противника неизбежно раздвинутся. Остальными пальцами обеих рук давите на тыльную сторону кисти противника (рис. 6).

Левая ладонь противника обращена к земле.

Правой рукой захватите снизу его левый мизинец, а левой – левый большой палец так, чтобы он попал в углубление между вашими большим и указательным пальцами.

Остальными пальцами обеих рук надавите слева и справа на тыльную сторону кисти противника, а захваченные пальцы выгибайте вверх (рис. 7).

Левая ладонь противника в том же положении.

Захватите правой рукой мизинец и безымянный палец, а левой – указательный и средний пальцы противника. Резко потяните зафиксированные пальцы в разные стороны, а большими пальцами давите вниз на бугорки пястных костей (рис. 8).

Из книги Искусство рукопашного боя. автора Ознобишин Нил Н.

1. Приемы борьбы против противника, вооруженного ножом, и приемы обезоруживания его Противник, вооруженный ножом, не должен смущать вас более, чем если бы он был с пустыми руками. Смотрите на дело так, как будто он вам просто наносит кулачные удары, слегка опаснее

Из книги Самозащита автора Андрейчук В И

Глава 5. БОЛЕВЫЕ ПРИЕМЫ Болевые приемы - это различные способы болевого воздействия (перегибы, загибы, скручивания, рычаги, надавливания и т. п.) на жизненно важные и чувствительные участки тела человека (суставы, сухожилия, глаза, нервные центры, шею и т.д.). Умелое и

Из книги Бойцовский клуб: боевой фитнес для мужчин автора Атилов Аман

Вращения рук в плечевых суставах Техника выполнения: из исходного положения ноги на ширине плеч, кисти рук на плечах, выполните вращения рук в плечевых суставах сначала по часовой стрелке, затем – против часовой стрелки. Фото 9. Вращение рук в плечевых суставахХарактер

Из книги Борьба самбо автора Харлампиев Анатолий Аркадьевич

Круговые движения в коленных суставах Техника выполнения: из исходного положения ноги вместе, согнуты в коленных суставах, кисти рук расположены на коленях, выполняйте круговые движения в коленных суставах сначала по часовой стрелке, затем – против часовой

Из книги Бег ради жизни (3-е издание) автора Гилмор Гарт

БОЛЕВЫЕ ПРИЁМЫ Болевыми приёмами в самбо называются такие приёмы, которые, воздействуя на суставы конечностей противника, ставят его в безвыходное положение.В тех случаях, когда нападающий должен доказать безвыходность положения противника, эти приёмы усиливаются до

Из книги Запрещенные приемы самообороны автора Алексеев Кирилл А

Ответные болевые приёмы В ответ на нападение противника самбист, находящийся под ним, может провести болевые приёмы, иногда оставаясь под противником, а иногда в процессе проведения болевого приёма выходя из?под противника и ложась рядом с ним или даже оказываясь сверху

Из книги 10 тысяч путей к победе автора Лукашев Михаил Николаевич

Болевые приёмы, подготавливаемые непосредственно из стойки Противник при борьбе стоя в основном ожидает нападения бросками, концентрируя главное свое внимание на защитах от них. Поэтому иногда удаётся неожиданно поймать противника на болевой приём, подход к проведению

Из книги Аэробика для груди автора Гаткин Евгений Яковлевич

Из книги Все о самбо автора Гаткин Евгений Яковлевич

Болевые приемы в стойке Болевые приемы - это специфические воздействия на суставы конечностей противника. В спорте болевой прием заканчивается тогда, когда противник заявляет о том, что сдается. Больно, вырваться нет возможности, терпеть - опасно для здоровья, вот он и

Из книги Энциклопедия каратэ автора Микрюков Василий Юрьевич

Из книги Циклическая диета автора Мальков Р. Е.

Из книги автора

Болевые приемы Более эффективной победы в партере можно достичь проведением болевого приема. В самбо применяются болевые приемы на руки и на ноги (в спортивном разделе запрещены болевые приемы на пальцы кистей и стоп, а также на лучезапястный сустав). Механика их

Из книги автора

Болевые приемы на руки Рычаг локтевого сустава с захватом руки между ног.И. п.: противник на спине. Борец, проводящий прием, сидит ягодицами на ковре, перекинув ноги через туловище противника и зажав между бедрами оба его плеча (ступни лучше скрестить). Захватите ближнее к

Из книги автора

Болевые приемы на ноги При проведении болевых приемов на ноги атаке подвергаются коленный и голеностопный (с ущемлением ахиллова сухожилия) суставы.Переразгибание (рычаг) коленного сустава.Проводящий прием бедрами сжимает бедро противника. Надколенник (коленная

Из книги автора

10.5. Броски, болевые и удушающие приемы В каратэ могут быть применены все виды бросков, известных в дзюдо. Однако бросок сам по себе в каратэ не является самоцелью. В ситуации, когда противник в результате броска оказался на полу, его добивают ударом руки или ноги.В каратэ

Если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт.

Закон Мерфи

Подборка выдержек из официальных правил соревнований по спортивным единоборствам по разделам «Запрещенные приемы» и «Нарушения правил». Которые ясно дают понять какие именно приемы и техники были выявлены в ходе спортивных соревнований и являются наиболее травмоопасными — некоторые из них вполне очевидны, а некоторые заставляют задуматься… Но в любом случае — довольно познавательно с точки зрения использования «запрещенных приемов» в реальных условиях.

§ 4. Технические действия.

К техническим действиям относятся: удары руками и ногами; броски; болевые приемы.

§ 5. Зоны нанесения ударов: голова; туловище (грудь, живот, боковые части тела); ноги (кроме внутренней части бедра).

а) нанесение ударов пальцами в глаза;

б) проведение удушающих захватов и болевых приемов на шею, позвоночник, кисть, стопу и удушающих приемов;

в) прыжки ногами на лежащего соперника;

г) удары в пах, шею, по коленным и голеностопным суставам ног, внутренней части бедра, затылок, спину и позвоночник;

д) болевые приемы в стойке;

е) захват за шлем или решетку шлем-маски;

ж) нанесение ударов и проведение атакующих действий после команды «СТОП»;

з) умышленные выходы за пределы площадки во время боя;

и) нарушение дисциплины, грубое, неэтичное поведение по отношению к своему

сопернику, участникам соревнований, судьям или зрителям;

к) в возрастных группах «юноши»

— нанесение ударов ногой по сопернику находящемуся в положении партера и лежа.

СТАРЫЕ ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ ПО БОЕВОМУ САМБО ОБРАЗЦА 2008 ГОДА

30.1. Участникам соревнований во время поединка запрещается:

— захват пальцев, волос, носа, ушей, половых органов соперника;

— введение пальцев в рот, уши, нос и т.п. соперника;

— кусаться, царапаться;

— надавливать и наносить удары пальцами в глаза;

— наносить удары в затылок, область шейных позвонков, позвоночник;

— наносить удары ногами и локтями в голову сопернику, находящемуся в положении «лежа», (на коленях)

— наносить удары в пах, область копчика и анального отверстия;

— наносить удары головой в голову,

— использовать посторонние предметы;

— целенаправленные броски на голову;

— броски с падением на соперника всем телом;

— проведение болевых приемов и скручиваний на позвоночник;

— скручивание шеи;

— перегибание колена («рычаг колена») не в плоскости его естественного сгиба;

— проведение удушающего приема пальцами;

— прием после сигнала гонга или команды голосом судьи на ковре (рефери) «стоп!»;

— симуляция травмы;

— затягивание времени перерывов в поединке;

— подача ложного сигнала голосом или жестом о проведении запрещенного приема соперником. (В случае пропуска арбитром действительно проведенного запрещенного приема, подобная сигнализация со стороны спортсменов разрешается).

— ведение фиктивного поединка.

Нарушениями являются следующие действия:

11.1.1. Удары ниже пояса (рис.1), коленом (рис.2), держание соперника, удары ногами (рис.8).

11.1.2. Удары головой (рис.3), локтем (рис.5), плечом, предплечьем, удушающие действия, отталкивание локтем или рукой лица противника, отталкивание головы противника (рис.9).

11.1.3. Удары открытой перчаткой, внутренней стороной перчатки, запястьем или боковой частью кисти руки (рис.6).

11.1.4. Удары по затылку (рис.4), по спине, в область почек (рис.10), в заднюю часть шеи.

11.1.5. Удары перчаткой наотмашь (рис.11).

11.1.6. Атака противника с использованием канатов (рис.12).

11.1.7. Наваливание на противника, борьба, броски во взаимном захвате (рис.13).

11.1.8. Атака на упавшего или поднимающегося противника (рис.14).

11.1.9. Удары в момент удерживания или притягивания противника.

11.1.10. Удержание или сжимание руки или головы противника, просовывание рук под руки противника, (рис.17).

11.1.11. Нырки или наклоны в сторону соперника ниже его пояса, представляющий опасность для соперника (рис.7).

11.1.12. Абсолютно пассивное ведение боя, «глухая» защита с прикрытием двумя руками и умышленное падение или поворот спиной к сопернику с целью избежания удара (рис.18).

11.1.13. Ненужные разговоры, агрессивные либо оскорбительные высказывания в течение раунда.

11.1.14. Невыполнение команды «Брэк».

11.1.15. Попытка ударить противника после команды «Брэк», не сделав шага назад.

11.1.16. Нападение на рефери либо агрессивное поведение по отношению к нему в любое время.

11.1.17. Намеренное выплевывание капы (назубника), не являющиеся следствием правильного удара, приведет к обязательному предупреждению боксера.

11.1.18. Если у боксера капа выпадает в третий раз, то он получает обязательное предупреждение.

11.1.19. Держание вытянутой руки перед лицом противника (рис.20).

11.1.20. Кусание противника.

11.1.21. Симулирование.

Вольная борьба

Борцам запрещено:

· Дергать за волосы, за уши, за гениталии, щипать, кусать, скручивать пальцы рук и ног и т.д., производить любые действия, жесты или приемы с целью причинить ему боль или страдание, чтобы заставить его сдаться.

· Бить соперника ногами, головой, душить, толкать, применять приемы, которые могут угрожать жизни или травмировать противника, топтать его ногами, касаться его лица между бровями или в области рта.

· Давить локтем или коленом на живот или желудок соперника, производить любые вращения, вызывающие страдания, хватать соперника за трико.

· Хвататься за ковер,

· Разговаривать во время схватки.

· Хватать соперника за подошву ноги (разрешается хватать только за верх ступни или за пятку).

· Договариваться заранее между собой о результатах схватки.

Запрещённые приёмы:

· удушение за горло,

· выворачивание руки более, чем на 90 градусов,

· захват руки на ключ, проводимый на предплечье,

· захват головы или шеи двумя руками, а также все положения с удушением,

· двойной Нельсон, если он не выполняется сбоку без захвата ногами части тела противника,

· захват руки противника за спиной с одновременным давлением на нее в положении, когда предплечье образует острый угол,

· захват с натяжением позвоночника соперника,

· захват головы (галстук) одной или двумя руками в любом направлении,

· разрешается только захват головы одной рукой,

· при захватах в стойке из-за спины, когда соперник разворачивается спиной вверх, голова внизу (бросок оборотным захватом туловища), падение должно выполняться только на бок и никогда сверху вниз (пике),

· при выполнении приема держать голову или шею соперника двумя руками,

· приподнимать соперника, находящегося в положении моста, и затем бросать его на ковер (сильный удар о землю), т.е. ставить на мост с ударом вниз,

· продавливать мост толчком в направлении головы,

· обычно, если при выполнении захвата атакующий борец проводит запрещенный прием, его действие не засчитывается, и ему делается замечание. Если атакующий борец повторяет свою ошибку, он получает предупреждение, а его сопернику дается 1 балл,

· если атакуемый борец запрещенным приемом мешает сопернику выполнять прием, ему делается предупреждение, а его соперник получает 2 балла.

1.Замечание — «ШИДО»

«ШИДО» объявляется участнику, который совершает следующие незначительные нарушения:

1. Умышленно избегает брать захват, чтобы помешать действиям противника.
2. В положении борьбы стоя, после взятия захвата, принимает исключительно оборонительную стойку (обычно более 5 секунд).
3. Имитирует атакующие действия, из которых очевидно, что он не пытается бросить противника (ложная атака).

Критерии Ложной атаки:

— Тори не имеет намерения бросать;

— Тори проводит атаку без захвата или немедленно распускает захват;

— Тори делает одну атаку или несколько повторных атак без выведения Уке из равновесия;

— Тори вставляет ногу между ног Уке для блокирования возможной атаки.

4. В положении стоя продолжительное время держит край (края) рукава соперника в целях защиты (обычно более 5 сек) или скручивает края рукавов.
5. В положении стоя захватывает пальцы одной или обеих рук соперника, блокируя их, чтобы помешать его действиям (обычно более 5 секунд)

Захват кисти или запястья соперника, только чтобы помешать взятию захвата на себе или атаки наказывается ШИДО.

6. Умышленно приводит в беспорядок свой костюм, развязывает или перевязывает пояс или штаны без разрешения Рефери.
7. Переводит противника в положение борьбы лежа не в соответствии со Статьей 16.
8. Вставляет палец (пальцы) внутрь рукавов или края штанин соперника.
9. В положении стоя берет любой захват отличный от «нормального» без атаки. (обычно более 5 секунд). Например — за пояс, скрестный, односторонний.
10 В положении стоя не производит атакующие действия, до или после взятия захвата.
11 Захватывает край рукава (рукавов) противника и заворачивает его (их) кверху (захват «Пистоль»).
12 Захватывает край рукава (рукавов) противника и заворачивает его (их) (захват «Карман»).
13 Обхватывает соперника двумя руками за туловище для броска («Медвежий захват»).

Однако когда изначально участник «ТОРИ» или «УКЕ», имеет захват, как минимум одной рукой, то в таком случае либо «ТОРИ», либо «УКЕ» вправе обхватывать двумя руками туловище соперника для броска.

14 Обматывает полой куртки или концом пояса какую-либо часть тела противника.
15 Захватывает зубами форму (свою или противника).
16 Упирается рукой (ладонью), ногой (ступней), прямо в лицо соперника.
17 Упирается ступней или ногой в пояс, воротник или отворот куртки противника.
18 Проводит удушающие захваты с использованием концов своего или чужого пояса или полы куртки, или используя только пальцы.
19 В положении стоя или положении лёжа выходит за пределы рабочей зоны или выталкивает соперника.

Если участник свободно выходит одной ногой за пределы рабочей зоны без немедленной атаки или немедленного возвращения обратно в рабочую зону — наказание «ШИДО».

Если участник свободно выходит двумя ногами за пределами рабочей зоны наказание — «ШИДО».

За подобные одновременные действия наказание «ШИДО» объявляется обоим участникам.

20 Зажимает ногами туловище, шею или голову соперника (скрещивая ноги, выпрямляя колени).
21 Сбивает ногой или коленом кисть или руку соперника с целью освобождения от захвата или ударяет соперника по ноге или лодыжки без применения какого-либо технического действия.
22 Заламывает палец (пальцы) противника с целью освобождения от захвата
23 Срывает захват соперника двумя руками
24 Прикрывает отворот своей Дзюдоги, чтобы не дать сопернику взять захват.
25 Вынуждает соперника одной или двумя руками принять согнутое положение, без немедленной атаки (блокирует действия «УКЕ»).

В соревнованиях среди юношей и девушек до 15 лет Рефери должен немедленно остановить поединок и объявить наказание «ШИДО» в случаях, когда один или оба участника:

2. ХАНСОКУ-МАКЕ объявляется участнику, который совершил серьезное нарушение (или уже имел три «ШИДО» за незначительные нарушения):

1. Применяет «КАВАЗУ-ГАКЕ» — Бросает соперника, обвивая ногой его ногу, повернувшись в ту же сторону, что и соперник и падает на него.
2. Проводит болевые приемы на суставы кроме локтевого.
3. Поднимает противника, лежащего на татами, и бросает его опять на татами.
4. Выбивает опорную ногу противника изнутри при проведении бросков типа «ХАРАИ-ГОШИ» (подхват под две ноги).
5. Не подчиняется указаниям Рефери.
6. Делает ненужные выкрики, замечания или жесты оскорбительные для противника или судей в ходе поединка.
7. Выполняет технические действия, которые могут травмировать или представлять опасность для шеи или позвоночника соперника, или противоречащие духу Дзюдо.
8. Падает на татами, при попытке или при проведении технического действия, такого как «УДЭ-ХИШИГИ-ВАКИ-ГАТАМЭ» (болевой прием с падением на руку).
9. Ныряет головой в направлении татами, наклоняясь вперед и вниз при проведении или попытке проведения таких технических действий как «УЧИ-МАТА», «ХАРАИ-ГОШИ» и т.п.
10. Умышленно падает назад, когда противника находится у него на спине или падает назад при проведении или попытке проведения таких технических действий как «КАТА-ГУРУМА» из стойки или с колен.
11. Выходит бороться, имея твердые или металлические предметы (скрыто или явно).
12. Проводит атакующие или защитные действия одной или двумя руками ниже пояса противника в стойке. Захват ноги ниже пояса возможен только, когда оба соперника находятся в положении лежа и действие в стойке полностью закончено.
13. Любое действие, противоречащее духу дзюдо, может быть наказано прямой дисквалификацией «ХАНСОКУ-МАКЕ».

Запрещенное поведение подразделяется на две категории:

  • Техника с превышением контакта, наносимая в оцениваемые зоны и техника, приводящая к контакту с горлом.
  • Атаки по рукам или ногам, в пах, суставы или подъем.
  • Атаки в лицо с применением техник открытой руки.
  • Опасная или запрещенная бросковая техника.
  • Симуляция несуществующей или преувеличение последствий существующей травмы.
  • Выход за пределы площадки (ДЗЕГАЙ), не вызванный оппонентом.
  • Пренебрежение защитой или опасное поведение, провоцирующее соперника на нанесение травмы оппоненту, или же отсутствие адекватных действий для самозащиты ((МУБОБИ) .
  • Уклонение от боя, лишающее соперника возможности провести оцениваемую технику.
  • Пассивность – отсутствие попыток ведения боя.
  • Клинчи, борьба, толчки, захваты или стояние грудь в грудь без попытки выполнить бросок или другую технику.
  • Техника, которая по своей природе не может быть контролируема и безопасна для соперника, опасные и неконтролируемые атаки.
  • Имитация атак головой, коленями или локтями.
  • Разговоры или насмешки в адрес соперника, неподчинение указаниям Рефери, некорректное поведение по отношению к Судьям или другие нарушения этикета.

Нарушения правил (хансоку)
1. Нарушением правил считаются:
a. Удар рукой или локтем в лицо. В некоторых случаях как нарушение может быть расценено даже касание лица пальцами. Однако имитировать удары в лицо разрешено;
b. Удары руками и локтями в горло, боковые или затылочную стороны шеи.
c. Удары в пах;
d. Удары головой (дзуцуки);
e. Атаки упавшего противника;
f. Удары в позвоночник;
g. Атаки из положения упершись головой в голову противника;
h. Захваты за шею, голову, плечо противника. Причем при применении ударов коленом (хидза-гэри) плечом считается часть руки выше локтя;
i. Захваты каратэдоги, руки или ноги соперника (с прижатием большим пальцем);
j. Толчки (оси) в туловище и плечи ладонями, предплечьями, кулаками и т.д.;

Следующие ниже пункты k – m широком смысле можно трактовать как нарушение запрета толкать противника (оси). При движении вперед, на противника, участник обязательно должен наносить удары! Движение вперед без нанесения ударов не расценивается как атакующая активность (косэй). При этом движение без ударов на отступающего противника не является нарушением правил, но и в этом случае запрещается сближение с соперником до соприкосновения.

k. Нанесение серий ударов из положения стоя фронтально к противнику с ногами, расположенными на одной линии, как бы ложась на противника и выталкивая его с позиции;
l. Сближение с противником без ударов; стояние без нанесения ударов, прижавшись к противнику или положив руки ему на руки или на туловище; проведение приемов нападения и защиты из положения прижавшись к противнику или положив свои руки на его руки или туловище;
m. Сближение с противником с нанесением удара с последующим переходом в положение, оговоренное в пункте l. Сближение с противником после нанесения удара с последующим выталкиванием руками или корпусом. При этом кратковременное касание рук или туловища противника при разрыве дистанции как нарушение правил не расценивается;
n. Атака коленного сустава прямыми ударами ног: маэ-гэри, ребром стопы (сокуто) или пяткой (какато);
o. В случае злословия, оскорбительных высказываний или жестов со стороны болельщиков, вышедших к соревновательной площадке, в отношении соперника или судей, рефери или исполнительный комитет чемпионата выносят участнику устное предупреждение (кэйкоку). Если после этого болельщики участника продолжают совершать оскорбительные действия, участнику делается замечание (тюи), а в случае особо злостных злоупотреблений начисляется штрафное очко (гэнтэн). На международных соревнованиях в случае объявления участнику замечания (тюи) или начислении ему штрафного очка (гэнтэн) за недостойное поведение его болельщиков при выходе на площадку для участия в поединке представителей той же страны (на внутренних соревнованиях – того же отделения-сибу или клуба-додзё), что и наказанный участник, число их секундантов ограничивается 1 человеком;
p. Судьи имеют право также признать нарушением правил избегание участником боя (какэнигэ).
1) В качестве избегания боя могут быть расценены такие действия участника, получившего оценку вадза-ари или преимущество по причине начисления его сопернику штрафного очка гэнтэн, как: неоднократные нерезультативные попытки провести удар ногой с падением (сутэми-вадза); выходы за край площадки (дзёгай); поправления костюма и т.д. После совершения участником трех действий такого рода рефери объявляет ему устное предупреждение (кэйкоку).
2) Если участник, после получения устного предупреждения (кэйкоку), продолжает совершать аналогичные действия, он может быть наказан замечанием (тюи).

  1. Неконтролируемые атаки (приводят ли они к контакту или нет).
  2. Технические приемы с чрезмерным контактом, нанесенные в зачетные зоны.
  3. Атаки по рукам, ногам, суставам и подъемам стоп.
  4. Атаки в пах.
  5. Атаки с техникой открытых рук в лицо, удары локтем (Эмпи учи), удары коленом (Хиза гери), удары головой (Атама учи).
  6. Атаки с касанием горла.
  7. Бесцельные захваты.
  8. Опасные броски.
  9. Спортсмен, который дисквалифицирован во второй раз по причине травмирования соперника, не может продолжать участвовать на этих соревнованиях.
  1. Неподчинение командам рефери.
  2. Умышленное затягивание времени.
  3. Любое неспортивное поведение, такое как: словесное оскорбление, провокация и ненужные высказывания.
  4. Любое поведение, дискредитирующее карате (включая тренеров и представителя команды и любых лиц, имеющих отношение к спортсмену).
  5. Пренебрежение собственной безопасностью (Мубоби).
  6. Преувеличенные действия и/или реакции (к примеру: симуляция травмы).

Классическая борьба (Греко-Римская борьба)

Борцам запрещено:

  • Дергать за волосы, за уши, за гениталии, щипать, кусать, скручивать пальцы рук и ног и т.д., производить любые действия, жесты или приемы с целью причинить ему боль или страдание, чтобы заставить его сдаться.
  • Бить соперника ногами, головой, душить, толкать, применять приемы, которые могут угрожать жизни или травмировать противника, топтать его ногами, касаться его лица между бровями или в области рта.
  • Давить локтем или коленом на живот или желудок соперника, производить любые вращения, вызывающие страдания, хватать соперника за трико.
  • Хвататься за ковер,
  • Разговаривать во время схватки.
  • Хватать соперника за подошву ноги (разрешается хватать только за верх ступни или за пятку).
  • Договариваться заранее между собой о результатах схватки.

Запрещенные приемы:

  • удушение за горло,
  • выворачивание руки более, чем на 90 градусов,
  • захват руки на ключ, проводимый на предплечье,
  • захват головы или шеи двумя руками, а также все положения с удушением,
  • двойной Нельсон, если он не выполняется сбоку без захвата ногами части тела противника,
  • захват руки противника за спиной с одновременным давлением на нее в положении, когда предплечье образует острый угол,
  • захват с натяжением позвоночника соперника,
  • захват головы (галстук) одной или двумя руками в любом направлении,
  • разрешается только захват головы одной рукой,
  • при захватах в стойке из-за спины, когда соперник разворачивается спиной вверх, голова внизу (бросок оборотным захватом туловища), падение должно выполняться только на бок и никогда сверху вниз (пике),
  • при выполнении приема держать голову или шею соперника двумя руками,
  • приподнимать соперника, находящегося в положении моста, и затем бросать его на ковер (сильный удар о землю), т.е. ставить на мост с ударом вниз,
  • продавливать мост толчком в направлении головы,
  • обычно, если при выполнении захвата атакующий борец проводит запрещенный прием, его действие не засчитывается, и ему делается замечание. Если атакующий борец повторяет свою ошибку, он получает предупреждение, а его сопернику дается 1 балл,

если атакуемый борец запрещенным приемом мешает сопернику выполнять прием, ему делается предупреждение, а его соперник получает 2 балла.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ АССОЦИАЦИЙ БОРЬБЫ (ФИЛА)

В греко-римской борьбе запрещены захваты ниже пояса, а также подножки. Подсечки и другие активные действия ногами. В остальном правила для вольной и греко-римской борьбы едины и утверждаются одной федерацией.

Запрещенные действия

Приведенный ниже список действий перечисляет те, которые считаются нарушениями правил при проведении выставочных матчей или соревнований по смешанным боевым искусствам:

  1. Запрещены удары головой.
  2. Запрещены любые виды атак на глаза.
  3. Запрещается кусать противника.
  4. Запрещается держать, вырывать и дергать противника за волосы.
  5. Запрещаются любые попытки разодрать пальцами анатомические отверстия соперника (например – попытка порвать рот).
  6. Запрещены любые проникания пальцами в анатомические отверстия, а так же в рассечения и раны противника.
  7. Запрещены любые виды атак паховой области.
  8. Запрещены болевые приёмы на малые суставы противника, такие как пальцы рук или ног.
  9. Запрещаются любые удары по затылку или позвоночнику.
  10. Запрещается удар сверху вниз острием локтя.
  11. Запрещены любые удары в горло, а также захват трахеи.
  12. Запрещены царапания, щипания, выкручивания плоти.
  13. Запрещен захват ключицы.
  14. Запрещены удары ногами в голову лежачего противника (противник считается лежачим, если касается любой третьей точкой пола).
  15. Запрещены удары коленями в голову лежачего соперника (см.предыдущий пункт).
  16. Запрещено топтание лежачего противника (удар подошвой ноги).
  17. Запрещены удары пяткой в область почек.
  18. Запрещается втыкать противника в канвас вниз головой или на шею (примечание к данному пункту смотрите в конце списка).
  19. Запрещается выбрасывать противника за пределы клетки или ринга.
  20. Запрещается захват шорт или перчаток противника.
  21. Запрещены плевки в противника.
  22. Запрещены любые виды неспортивного поведения, влекущие за собой травму противника.
  23. Запрещены захваты и удержания за клетку или канаты.
  24. Запрещены любые виды оскорблений в клетке или ринге.
  25. Запрещено нападение на противника во время перерыва.
  26. Запрещено нападение на противника, с которым говорит или которого осматривает рефери.
  27. Запрещено нападение на противника после окончания боя.
  28. Запрещено явное пренебрежение инструкциям рефери.
  29. Запрещается уклоняться от боя, в том числе — избегать контакта с противником, умышленно или многократно выплевывать капу, симулировать травму.
  30. Запрещено вмешательство угла.
  31. Запрещается выбрасывание полотенца во время поединка.

(вступило в силу 8-31-2001; изменения внесены 10-27-2009)

1. В поединке запрещены приёмы и действия:

а) опасные для здоровья;

б) препятствующие активному ведению боя;

в) нарушающие этические нормы вида спорта и дисциплину.

2. В поединке запрещена следующая ударная техника:

а) удары ниже пояса;

б) удары бойцов в бою лёжа;

в) удары в горло, шею, затылок, область позвоночника;

г) удары в суставы рук или ног;

д) удары коленом, локтём и головой;

е) прямые удары ногой в голову;

ж) удары и обозначения ударов пальцами и ладонью.

3. В поединке запрещены броски:

а) на голову;

б) с захватом противника на болевой приём (узел, рычаг);

в) с прыжком на противника всем телом.

4. В поединке запрещено проведение болевых приёмов:

приёма, то пострадавшему разрешается подать сигнал голосом или жестом.

Подача ложного сигнала

наказывается как запрещённый приём.

1. В соревнованиях по спортивному САМБО запрещается:

а) бросать противника на голову, бросать с захватом на болевой прием («узел», «рычаг»), бросать противника, падая на него всем телом;

б) делать удушающие захваты, а также зажимать сопернику рот и нос, препятствуя дыханию;

в) наносить удары, царапаться, кусаться;

г) делать какие-либо приемы на позвоночник, скручивать шею, руками и ногами сжимать голову противника или придавливать ее к ковру, выпрямлять скрещенные ноги на туловище соперника;

д) упираться руками, ногами или головой в лицо противника;

е) надавливать локтем или коленом сверху на любую часть тела противника;

ж) делать захваты за пальцы на руках или ногах противника;

з) делать загиб руки за спину, болевые приемы на кисть;

и) выкручивать ногу противника за пятку и делать «узлы» на стопу;

к) делать рычаг «колена», перегибая ногу не в плоскости ее естественного сгиба;

л) проводить болевые приемы в положении стоя;

м) проводить болевые приемы рывком;

н) брать захват за шорты, за полы куртки, концы пояса, за рукав куртки соперника изнутри;

о) умышленно нарушать спортивную форму (вынимать руку из рукава куртки, закатывать рукава куртки, снимать обувь САМБО и т.п.).

2. Если судьи не замечают проведения одним из спортсменов запрещенного приема, то пострадавшему разрешается подать сигнал голосом или жестом.

Подача ложного сигнала рассматривается и наказывается как обман судей.

Тайский бокс

18. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ
18.1. Если участник, не подчиняется командам рефери, нарушает Правила, демонстрирует неспортивное поведение, рефери имеет право сделать ему замечание, предупреждение или дисквалифицировать его без предупреждения в зависимости от серьёзности нарушения. В каждом поединке спортсмен может быть предупреждён только дважды. Третье предупреждение автоматически приводит к дисквалификации.
18.2. Каждый спортсмен, отвечает за действия своих секундантов. За нарушения Правил секундантами, спортсмену может быть вынесено замечание, предупреждение или он может быть дисквалифицирован.
18.3. Нарушениями Правил являются:
-нанесение ударов головой,
-броски противника с применением приёмов борьбы, в том числе броски через грудь, через бедро, «подножки», подсечки;
-надавливание на противника локтем, коленом, кулаком, когда он лежит;
-сжимание туловища, которое может привести к броску через спину или перелому спины;
-захват локтя или шеи соперника с целью проведения удушающего приёма;
-захват или использования канатов для удержания или нанесения ударов, отталкивание от канатов;
-намеренное падение для того, чтобы получить преимущество над противником;
-нанесение ударов, когда противник лежит или поднимается;
-разговоры по время поединка;
-обхватывание, удержание, верчение (за исключением скручивания руками без помощи корпуса), или ведение борьбы каким либо способом, который нарушает Правила или традиции тайского бокса;
— намеренное нанесение удара в пах противника, в затылок, позвоночник;
— перемещение во рту капы и умышленное её выбрасывание (выплёвывание);
— отказ от рукопожатия с соперником до начала боя, а также после объявления результата боя;
— выход на ринг с отсутствием элементов обязательной защитной экипировки спортсмена;
— после команды ЙЕК спортсмен обязан сделать шаг назад, и дожидаться команды ЧОК, для того чтобы продолжить поединок;
— в случае если удар разрешенным приемом тайского бокса, случайно попал боксёру в пах, и он в течение 5 минут не готов продолжать бой, его объявляют проигравшим;
— намеренное падение, когда соперник держит ногу, чтобы избежать получения ударов;
— когда оба спортсмена выпали из ринга, и один из них намеренно мешает другому возвращаться на ринг;
— употребление любых запрещенных ВАДА препаратов.
18.4. Спортсмену, нанесшему запрещённый удар или запрещённое действие, может быть сделано замечание, предупреждение или засчитано поражение дисквалификацией.

Статья 56 Нарушения

56.1 Замечания

56.1.1 За следующие нарушения:

-Атака в запрещенную область

-Выход с ринга (обеими ногами)

-Касание пола любой частью тела кроме ступни

-Захваты или удержания

-Толчки

-Симуляция травмы

-Намеренное избегание спарринга

-3 и более последовательных удара руками, не соответствующие правильной технике

-Постоянная симуляция попадания поднятием руки

-Намеренный поворот спиной для избегания боя

-Излишние разговоры во время состязания

-Игнорирование инструкций центрального рефери

56.1.2 1 очко снимается за каждые 3 замечания.

56.1.3 За снятие 3 и более очков за замечания не следует дисквалификации.

56.2. Вычитание очков предупреждение (жёлтая карточка)

56.2.1 Следующие нарушения ведут к жёлтой карточке:

  • Оскорбление противника любым способом
  • Кусание – царапание – хватание
  • Атака упавшего соперника или расслабленного соперника после остановки боя рефери
  • Агрессивный контакт
  • Атака лбом

56.2.2 В случае вычитания очка центральный рефери поднимает жёлтую карточку, чтобы указать на снятие одного очка

56.2.3 2 очка вычитаются из общего счёта спортсмена, если он или она не смог(ла) выполнить один или более ударов ногой в прыжке с разворотом на 180° и более в каждом раунде боя. Учитываться должны только удары ногой в прыжке с разворотом на 180° и более, выполненные во время атаки либо защиты во время контактных действий с соперником. Удары в средний уровень, выполненные просто (слепо) в воздухе учитываться не должны.

56.2.4 Вычитание 2 очков в случае падения во время выполнения одного или двух ударов ногами в средний уровень не применяется в соревнованиях среди ветеранов.

56.3 Дисквалификация (красная карточка)

56.3.1 За следующие нарушения:

  • Некорректное поведение в отношении судей
  • Игнорирование указаний центрального рефери
  • Неспособность противника продолжать бой в результате жёсткого контакта
  • Подозрение в том, что участник находится под действием алкогольного опьянения или наркотиков
  • 3 предупреждения за один бой